Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Никифорова, Вера Николаевна

  • Никифорова, Вера Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 243
Никифорова, Вера Николаевна. Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Чебоксары. 1999. 243 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Никифорова, Вера Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретические и практические предпосылки формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе.

1.1. Проблема формирования духовных потребностей личности в трактовке зарубежных и отечественных исследователей.

1.2. Своеобразие формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе.

1.3. Формирование духовных потребностей у воспитанников в опыте Симбирской чувашской школы И. Яковлева.

1.4. Использование национальных традиций и других средств народной педагогики в формировании духовных потребностей у подростков.

Глава 2. Пути и методы формирования духовных потребностей у подростков национальных школ.

2.1. Состояние формирования духовных потребностей учащихся на практике в условиях современной национальной школы.

2.2. Условия формирования духовных потребностей у подростков в процессе преподавания гуманитарных наук и во внеклассной работе

2.3. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности научно-методических рекомендаций исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе»

Актуальность темы. Современная школа призвана помочь подрастающему поколению осознать приоритетную роль духовных ценностей в самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей, т.к. в новой идее образования открытие и освоение школьником окружающего мира неотделимо от открытия и освоения себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, "выслушивание" своей природы и духовности; выращивание в себе новых сил, потребностей, способностей, ощущений, переживаний.

В новых социально-экономических, политических условиях "Закон Российской Федерации об образовании" (1992 г.) нацеливает учительство на формирование личности, интегрированной в современное ему общество и заботящейся о совершенствовании этого общества.

В настоящее время мы переживаем принципиально такую «историческую ситуацию, которая характеризуется. разрывами в общественной жизни: между политическими процессами и структурами власти, между формами культуры и экономическим укладом, между формальными организациями и неформальными движениями, между потребностями и перспективами развития. Сложившаяся система образования не способна сшить эти разрывы. Более того, образование хронически опаздывает, оказывается в роли догоняющего саму жизнь» (Виктор Слободчиков). Главная болевая точка - разрушенные связи * между поколениями: отчуждение и противостояние в семье, в школе, в местах общего жительства, отсутствие жизнеспособных общностей людей - неоформленные социальные, культурные, национальные, образовательные ценности и смыслы.

Трудности и сложности проблемы ощущаются на каждом шагу, особенно в условиях городской школы. Свои проблемы есть и у национальной городской школы. Они связаны и с отдельными недоразумениями в сфере межэтнических отношений, и с неоднозначным отношением учащихся и родителей к регионально-этническому компоненту учебного плана, и классово-сословным расслоением общества, и с безнаказанностью, вседозволенностью, ослаблением борьбы правоохранительных органов, хулиганством, уголовщиной, частично - и с бесправием педагогических коллективов и др., и с заметным ухудшением состава учительских кадров. Самой серьезной причиной роста бездуховности является общее снижение внимания школьных коллективов к воспитательной работе. За последние 3-5 лет в результате систематических наблюдений сложилось впечатление о недостаточно эффективном использовании, прежде всего преподавателями гуманитарных дисциплин (русского и чувашского языков, литературы, истории и культуры родного края), отведенного по расписанию времени и возможностей внеклассной работы с учащимися. Падает общественная активность учителей. Все меньше уже и того энтузиастского, подвижнического бескорыстия, что было раньше, и это совокупно не может не сказываться на духовно-нравственном воспитании и прежде всего на формировании духовных потребностей подростков.

Нельзя не сказать особо и об усилении негативного влияния некоторых семей на состояние духовности и нравственности. Ученики воочию видят и убеждаются в том, что лучше всех в жизни устраиваются люди бесчестные, дельцы, торгаши. Под влиянием незаконно разбогатевших родителей появляется у подростков цинизм, высокомерие к тем, кто честно трудится, учится, соблюдает требования школьного распорядка, выполняет нормы общественной морали; проявление таких чувств, как милосердие, бескорыстие, добропорядочность, любовь, порой понимается перевернуто. Все это оказывает прямое развращающее влияние не только на ближайшее окружение подростков, но имеет косвенное воздействие на отдаленный социум. Так, примеры бездуховности расходятся как бы по кругу, охватывая все новые и новые группы учащихся. В школах появляются не наблюдавшиеся ранее виды нарушений дисциплины, бездуховности: циничные оскорбления, доходящие порой до издевательств, жестокие избиения учащихся, вымогательства, рэкет, «дедовщина» и т. д.

Наши исследования проходили в сельских и городских школах Чувашской Республики. Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство подростков не всегда соизмеряют свои поступки с общественными ценностями. В системе потребностей учащихся среднего подросткового возраста преобладают материальные потребности, страсть к деньгам. Так, например, в исследуемых школах, в начале нашего эксперимента выявилось, что у 92,7% учащихся материальные потребности преобладают над духовными.

В национальных школах Вурнарского, Канашского, Марпосадского, Моргаушского, Цивильского, Чебоксарского, Ядринского районов и гг. Но-вочебоксарска и Чебоксар республики такие качества, как бескорыстие, чуткость, сострадание, великодушие, непримиримость к злу, учащимися не названы как главные в системе нравственных ценностей. Задание «дать определение слову «духовность» вызвало у 72% опрошенных затруднения. Вопрос «Как вы понимаете духовные потребности?» у многих вызвал недоумение, часть учащихся ответ связали лишь с религией, с верой в Бога.

Формирование духовности, духовных потребностей - чрезвычайно актуальная социально-педагогическая проблема. Ее актуальность в определенной степени объясняется и тем, что до сих пор нет в науке общепризнанного определения слова «духовность», в последнем (четвертом) издании СЭС (под ред. A.M. Прохорова, 1990) среди 80 тыс. статей слово «духовность» даже не упоминается.

Слово «духовность» образовано от слова «дух». В Библии находим такое объяснение: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15-44). По-разному объясняют слово "дух" наши толковые словари. По В.И. Далю, например, духовно-бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. У С.И. Ожегова дух - психические способности (сознание, мышление), то, что побуждает к действиям, к деятельности; начало, определяющее поведение, действия. В русско-чувашском словаре И.А. Андреева: " 1.астан; 2.(моральное состояние) камал-туйам; не падать духом; 3. (содержание, отличительная особенность) астан.; 4. разг.(дыхание) сывлаш; 5.миф.рел. чун, сывлаш.

Философское понятие «духовность» многозначно. С «духовным», «духовностью» в человеке всегда связывали устремленность к «возвышенному», идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам, «постоянный возврат человека к человеческому в себе, к тому, что есть человеческое долженствование» (Л.А. Степашко). Духовность трактуется и как способность создавать внутренний мир, мир идеальных сущностей - индивидуальных смыслов, способность, изначально присущая человеку как природному существу.

В определении педагогического смысла понятия «духовность» мы придерживаемся работ академика Г.Н. Волкова. Он в своих трудах предлагает вечные духовно-нравственные и педагогические ценности рассматривать как высшие общечеловеческие. К ним он относит любовь к детям - культ ребенка; любовь к матери, переходящую в культ, преданность семье и памяти предков- культ предков, трудолюбие, любовь к человеку, к Родине; искренность и открытость, честность; чувство справедливости и взаимной терпимости, благодарности и т.д. Усвоение духовных ценностей на основе постижения культуры других народов, других поколений обогащает не только отдельного человека, но и целые народы. Так, традиционный чувашский этикет представляет бесспорную ценность в плане воспитательного влияния на школьную молодежь. Многие его положения согласуются с современными нравственными нормами. Нужно отметить, крестьянский этикет, до сих пор бытующий среди старшего поколения всех национальностей, имеет положительное значение и в регулировании межличностных отношений и даже в условиях города, где многие жители являются переселенцами из сельской местности.

Главным и основным показателем духовности человека чуваши считали "камал" (Т.Н. Петрова). Около ста значений имеет это слово и каждое связано с самочувствием человека, со свойством его личности, но главное значение его - доброта, добро, неспособность делать зло - ыра камал (Н.И. Ашмарин). В условиях национальной школы положительное значение имеют прогрессивные достижения народной педагогики и этики.

Исходя из темы исследования, определяем понятие «потребность».

Потребность выражает состояние мозга и организма. И.П. Павлов говорил о "неотступном думанье" о "ходе познания", "об интеллектуальной страсти", которые представляют выражение потребности в интеллектуальной деятельности. Потребность мобилизует и высшие процессы нервно-психической деятельности человека, его творческое воображение, в котором сознание не только отражает, но и творит действительный мир.

Духовная потребность, как отмечают психологи, является ведущим интегральным качеством личности и подразумевает определенный уровень сформированной духовной культуры человека, связанной с моралью, социально-этическими нормами поведения.

В этих рассуждениях, бесспорно, больше не лингводидактического или чисто лингвистического смысла, а педагогического. Приоритетность же педагогического смысла слов «духовность», «потребность», «духовные потребности» в контексте духовно-нравственного воспитывающего обучения оправдывает себя вполне. Самое главное - помогает нам концентрировать внимание на одной из решающих проблем современной национальной школы.

Идея гуманистической отечественной системы воспитания вбирает в себя все положительное, что было выработано прогрессивной педагогикой

Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Яковлев и др.), опирается на национальные и общечеловеческие ценности.

Проблема духовных потребностей глубоко разработана в философской литературе: содержательная сторона духовных потребностей как основы деятельности человека (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо); природа духовных потребностей, ее связь с эмоциями, интересами личности (К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо), общие принципы духовной деятельности (И. Кант). Проблема духовности в отечественной философско-науковедческой литературе долгое время развивалась в контексте религиозного (христианского) миросозерцания (Н.А. Бердяев, А.И. Ильин, В. Соловьев, В.В. Розанов, И.О. Лос-ский и др.).

Серьезное внимание уделяется проблеме духовных потребностей в отечественной и зарубежной психологической литературе : потребность как объективная нужда организма, как осознание этой нужды -С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев; характер духовных потребностей и их место в структуре личности - В.Н. Мясищев; их место в процессе нравственного развития личности - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович; связь духовных потребностей с восприятием, эмоциями, вниманием, мышлением - Л.С. Выготский, П.М. Якобсон; роль деятельности в формировании духовных потребностей - А.Н. Леонтьев, роль установки - Д.Н. Узнадзе; значение самооценки, умений в развитии потребностей - А.А. Бодалев.

Проблемы возникновения и развития духовных потребностей рассмотрены и в педагогической науке. Проблема возникновения и формирования духовных потребностей изучена К.Д. Ушинским, роль социального фактора в формировании духовных потребностей волновала А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, методы формирования духовных потребностей личности предложены В.А. Сухомлинским.

За последние годы известные педагоги В.И. Андреев, J1.C. Айзерман, Н.П. Болдырев, Г.Д. Гачев, С.А. Гуревич, В.В. Давыдов, B.C. Ильин, В.М. Коротов, Т.Н. Каплан, И.С. Марьенко, Н.Я. Мещерякова, Е.Ф. Харламов, А.В. Шемшурина, М.Е. Щуркова, Г.И. Щукина и другие внесли заметный вклад в разработку теории и методики формирования духовных потребностей учащихся.

Особый интерес для нашей работы представляли следующие перспективные направления: народная педагогика как научный национальный и общечеловеческий феномен (Г.Н. Волков, В.А. Иванов, В.Н. Иванов, И.В. Павлов, Т.Н. Петрова, Л.Ю. Сироткин); детская среда в народном воспитании (М.К. Енисеев, А.Н. Николаева, Я.И. Ханбиков); педагогическое наследие чувашского просветителя И.Я. Яковлева (Г.Н. Волков, Н.Г. Краснов,

A.Е. Земляков); гуманистическая направленность народного воспитания (Е.В. Васильев, В.Г. Максимов, З.Г. Нигматов, К.А. Петров, Г.С. Сидоров); национальная культура, традиции и элементы национальной философии (З.С. Белова, Д.Е. Иванов, А.И. Петрухин, Э.З. Феизов); этнопсихологический аспект межличностных отношений (И.Н. Афанасьев, Л.П. Клементьев); дидактический аспект художественного воспитания (В.К. Кириллов, Н.Г. Счетчиков); народные эстетические идеалы в этнопедагогических классах (Г.А. Никитин, М.Г. Харитонов); народность физического воспитания (О.А. Маркиянов); этика и эстетика семейного воспитания (С.М. Иванов, Э.И. Сокольникова).

Современные исследователи чувашской истории, народного искусства (А.Г. Григорьев, В.Д. Димитриев, Н.Е. Егоров, М.И. Скворцов, А.К. Салмин,

B.Г. Родионов, А.А. Трофимов) внесли значительный вклад в переосмысление художественно-эстетических ценностей, в определение места духовной культуры в воспитательном процессе в национальной школе.

Вместе с тем многие вопросы формирования духовных потребностей не нашли еще достаточно полного раскрытия; в частности, проблемы, связанные с подростковым возрастом, требуют дальнейшего изучения.

Начиная с подросткового возраста складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формирование духовных потребностей, индивидуального мироощущения, программы жизненного пути, определенная работа над собой, в результате чего возникает в человеке разум ("человек в человеке"). С этого момента у подростка начинает формироваться собственное отношение к социальным явлениям, обогащается содержательная сторона духовных потребностей как основа их деятельности. Более того, он может начать сам образовывать себя. Подобный шаг, происходящий у кого раньше, у кого позже, знаменует смыкание образования с самообразованием. Формирование духовных потребностей подростка через вечные духовные ценности особенно актуально сегодня, когда на глазах меняется целый ряд социальных ориентиров.

Подросток живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Как показывает анализ опыта работы школ, нередко вопросы духовного воспитания подростков педагоги решают без учета национальных особенностей, традиций, обычаев, опыта народной педагогики. Поэтому особую актуальность приобретает проблема воспитания единства духовного сознания и поведения подростка в национальной школе в условиях двуязычия, которая в научной литературе отражена слабо. Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между требованием общества к воспитанию единства гражданского сознания и поведения у подростков и уровнем наших знаний о педагогических условиях осуществления данного требования в современной национальной школе. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы настоящего исследования: «Формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе (на примере деятельности школ Чувашии)».

Проблема исследования состоит в поиске научно обоснованного ответа на вопрос: каковы педагогические условия, методы и средства формирования духовных потребностей подростков в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы? Решение этой проблемы является целью нашего исследования.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование духовных потребностей подростков в современной национальной школе будет наиболее успешным, если: а)оно осуществляется в структуре целостного педагогического процесса в ходе приобщения их к национальным и общечеловеческим ценностям; б)в этом процессе целенаправленно используются разнообразные виды учебной и вне учебной деятельности (учение, труд, поисковая работа, игра), традиционная национальная культура, социально-этическое, художественно-эстетическое, экологическое просвещение; в) обеспечивается привлечение учащихся к различным видам, формам и методам творческой деятельности с их ориентацией на духовные ценности и переходящие из поколения в поколение ценности своего рода; г) используется в работе с подростками опыт чувашского народа, связанного с бережным отношением к духовным ценностям.

Объектом исследования является учебно-воспитательная деятельность педагогов в современной национальной (чувашской) школе по формированию духовных потребностей у подростков.

Предмет исследования: процесс формирования духовных потребностей подростков как основа их нравственного самосовершенствования.

Исходя из предмета, гипотезы и цели, ставились и решались следующие задачи исследования:

- изучить состояние исследуемой проблемы в современной педагогической теории и практике, разработать критерии, позволяющие судить об уровне сформированности духовных потребностей у подростков;

- раскрыть возможности использования опыта Симбирской чувашской школы и национальных традиций в формировании духовных потребностей у подростков;

- выявить и обосновать оптимальные педагогические условия эффективного формирования в учебно-воспитательном процессе духовных потребностей у учащихся среднего звена в национальной школе;

- разработать и экспериментально проверить научно-методические рекомендации по формированию духовных потребностей на уроках литературы, истории культуры родного края и во внеклассной и внешкольной деятельности.

Методологической основой исследования явились : концепция целостной личности, рассматриваемая в философской и психолого-педагогической литературе; учение о сущности и движущих силах развития человека как личности, которая в процессе своего становления испытывает на себе влияние особенностей быта, традиций и обычаев, всего духовного облика нации; положения о приоритете общечеловеческих ценностей в содержании формирования духовных потребностей, о ведущей роли общения и практической деятельности; концепция развития национальной школы Чувашской Республики; современные положения психолого-педагогической науки об образовании и воспитании.

Для решения поставленных задач исследования применялся комплекс психолого-педагогических методов: теоретический анализ научно-педагогической, психологической, философской литературы; изучение и анализ учебно-методической документации школ; изучение и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение; беседы с учителями и родителями; анкетирование; сопоставительный анализ данных экспериментальных и контрольных классов.

Экспериментальной базой исследования являлись: Сеспельская средняя школа Канашского района, средняя школа № 16 г. Новочебоксарска, То-ликовская средняя школа Чебоксарского района, школы Цивильского района

1, 2) Чувашской Республики и др. В основу диссертации положен целостный педагогический опыт школ республики, а также личный опыт диссертанта в качестве учителя литературы, классного руководителя, заместителя директора по учебно - воспитательной работе в средней школе № 16 г. Ново-чебоксарска и старшего преподавателя Чувашского республиканского института образования. Исследование проходило в несколько этапов.

Первый этап (1994-1996) был посвящен теоретическому осмыслению избранной темы, изучению массового практического опыта, выявлению типичных затруднений педагогов, возникающих в работе с подростками.

На втором этапе (1996-1998) проводилась опытно экспериментальная работа в названных школах по решению проблемы исследования. Это позволило уточнить и обогатить его гипотезу, обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных потребностей у подростков в национальной (чувашской) школе.

На заключительном этапе (1998-1999) проводился анализ, сопоставление и обобщение материалов опытной работы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем раскрыта сущность формирования духовных потребностей подростков в современной национальной (чувашской) школе в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и организации внеклассной и внешкольной деятельности; определены критерии, позволяющие судить об уровне сформированности духовности у учащихся 5-9 классов; показаны возможности использования народных традиций, опыта Симбирской чувашской школы по формированию духовных потребностей и определены эффективные пути приобщения учащихся к национальным и общечеловеческим ценностям; разработана методика педагогического руководства самовоспитанием подростков.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные в нем методические рекомендации могут быть использованы учителями, воспитателями, руководителями школ в совершенствовании педагогического процесса по формированию духовных потребностей у подростков в национальной школе, в подготовке студентов педвузов, в системе повышения квалификации педагогов.

Достоверность теоретических положений, практических выводов и рекомендаций работы обеспечиваются исходными методологическими позициями, структурно-логической схемой диссертационной работы, фактами реального опыта и экспериментальной работы автора исследования, непосредственного ее участия будучи учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе в средней школе №16 г.Новочебоксарска, Сеспельской средней школе Канашского района, старшим преподавателем кафедры многоязычия и литературного образования Чувашского республиканского института образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступлений на педсоветах, методобъединениях учителей республики, на курсах повышения квалификации учителей и руководителей школ в Чувашском республиканском институте образования учителей; на Международных, Всесоюзных, Всероссийских, Межрегиональных, Республиканских научно-практических конференциях.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 23 работы, из V них - 2 программы, 5 учебно-методических пособий, 18 : статьи в журналах и тезисы выступлений на научно-практических конференциях

База исследования. Школы №16 г. Новочебоксарска, №№1, 2 г. Ци-вильска, станции «Опытная» Цивильского района, Толиковская средняя школа Чебоксарского района, Сеспельская средняя школа Канашского района Чувашской Республики.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Определение гуманитарного образования в структуре и динамике формирования духовных потребностей в условиях взаимодействия (диалога) культур.

2. Конкретизация частных и общих дидактических требований к преподаванию гуманитарных дисциплин в связи с духовным обогащением личностных потребностей подростка.

3. Пути использования традиционной национальной культуры, обновленного содержания современных гуманитарных учебных дисциплин (литературы, истории культуры родного края), различных видов внеклассной и внешкольной деятельности в формировании духовных потребностей у подростков.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Никифорова, Вера Николаевна

Результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения в учебно-воспитательном процессе школы выявленных и обоснованных нами механизмов, подходов и средств формирования духовных потребностей. Исследование показало: достигнуть необходимого результата в формировании духовных потребностей у учащихся возможно при систематической реализации определенной совокупности педагогических условий. Опытная работа подтвердила предположение о том, что формирование духовных потребностей успешно осуществляется при следующих условиях: личность педагога, заинтересованного в развитии интереса к познанию, приводящему к усложнению духовных потребностей школьников; приемы раскрытия духовно-нравственного образа литературного персонажа; обращение к ценностям рода подростка; пробуждение в подростке чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему, а от чувств - к поступкам; -педагогическое влияние на микроклимат, на семью; включение подростка в практическую самостоятельную деятельность по познанию самого себя, в работу над собой (ведение дневника, составление графика самоанализа поступков, действий).

Кроме того, как показали результаты исследования, формирование духовных потребностей у подростков происходит успешно при условии осуществления целостного педагогического процесса в тесном взаимодействии на следующих уровнях управления: 1) на уровне учителей-предметников в процессе преподавания ими основ наук на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе по предмету; 2) на уровне классного руководителя, воспитателя в процессе: а) целесообразного сочетания теоретической и практической подготовки подростков к накапливанию и укреплению добрых и уважительных взаимоотношений с людьми, проявления рачительного хозяйского подхода к природе и материальным ценностям, всестороннего самосовершенствования в процессе приобщения к достижениям национальной и общечеловеческой культур; б) охвата этическим, правовым, экономическим, политическим просвещением и включением в жизненную высоконравственную практику подростков в школе и по месту жительства; в) использования активных многоплановых форм жизнедеятельности учащихся - диспутов, бесед, встреч, соревнований, олимпиад, путешествий, праздников и т.д., предоставляющих обучающимся широкое пространство для объективирования нравственных, правовых, политических, эстетических, экономических, экологических и др. знаний, приобретения и развития умений, навыков и привычек подлинно человеческого поведения; 3) на уровне органов ученического самоуправления в процессе организации труда и отдыха школьников, направленных на заботу о "другом человеке"; 4) на уровне руководства школы, которое координирует воспитательные воздействия учителей, родителей, общественности, производственных и других коллективов, создает оптимальные условия для разностороннего развития школьников.

В заключительной части диссертации подводятся итоги исследования.

Итак, гипотеза исследования доказана:

- формирование духовных потребностей у подростков в современной национальной школе осуществляется в структуре целостного педагогического процесса в ходе приобщения их к национальным и общечеловеческим ценностям; в этом процессе целенаправленно используются различные пути : разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности (учение, труд, игра), традиционная национальная культура;

- развитие духовных потребностей у подростков осуществляется с учетом поэтапного движения к выстроенной модели;

- формирование и развитие духовных потребностей у подростков обеспечивается педагогическим руководством самосовершенствованием учащихся.

Эффективными средствами воздействия на духовно - нравственную сферу подростков являются морально - этическое, экологическое просвещение учащихся, проведение экскурсий по родному краю, посещение национальных музеев, галерей, театров, выставок, проведение встреч с деятелями науки и культуры и т.д.

В ходе экспериментальной работы в целях формирования духовных потребностей у подростков учителя республики успешно использовали фольклор, прогрессивные традиции народа, организовывали изучение родного края.

Исследование показало, что процесс формирования духовных потребностей проходит эффективно при условии, если педагоги умело вовлекают учащихся в самовоспитание и систематическую работу над самим собой.

В целом, опытно -экспериментальная работа, проведенная на протяжении пяти лет в подростковых классах четырех школах Чувашии, показывает (см. данные в Приложении №№6,7), что во всех них произошел заметный сдвиг в уровне формирования духовных потребностей.

Все это позволяет сделать вывод, что формы и методы, использованные нами в педагогическом процессе в условиях национальной (чувашской) школы, являются эффективными и успешно могут быть применены в массовой практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование по проблеме формирования духовных потребностей у подростков в современной национальной школе в урочной и внеурочной деятельности (на опыте изучения гуманитарных предметов) позволило автору сделать следующие выводы.

Духовность как ведущее интегральное качество личности подразумевает определенный уровень, сформированной духовной культурой человека, связана с правом, моралью, социально-этическими нормами поведения. Целостное выражение оно находит в характере, в жизненной позиции, в единстве сознания и поведения человека. Воспитание высоких духовно-нравственных качеств учащихся - основной социальный заказ общества в школе.

Центральным звеном современной национально-государственной системы образования республики является возрождение национальной школы, где более целенаправленно стали решаться вопросы социально-культурного и духовно-нравственного национального развития, сохраняя национальную самобытность, традиции и язык. Приоритетным направлением обновления содержания остается гуманитарное образование, которое находится в компетенции республики.

Вместе с тем, как показал анализ деятельности школ, уровень духовно-нравственной воспитанности части учащихся остается невысоким. Растет преступность подростков. Учащиеся слабо знают историю, культуру, духовно-нравственные и трудовые традиции своего народа. В школах слабо используется традиционная педагогика в формировании духовных потребностей учащихся. Школьники не всегда сопоставляют свои поступки с требованиями норм морали и права.

Проведенный анализ деятельности педагогических коллективов показывает, что в практике работы школ Чувашии наибольшее распространение получило два подхода к построению системы формирования духовных потребностей учащихся:

-интеллектуальный, когда первостепенное значение уделяется разъяснению прав, свободы, обязанностей человека, формированию у школьников мировоззренческих представлений о социально-политической действительности, выработке духовно-нравственных взглядов и убеждений.

-поведенческий, когда главное внимание обращается на выработку у учащихся общественно-ценных мотивов поведения.

Как показывает исследование и опыт школ, ни один из названных подходов, взятых в отдельности, не приносит желаемого результата в формировании духовных потребностей. Лишь взаимосвязь и взаимопроникновенность этих двух сторон в сочетании с самовоспитанием помогает на практике достичь поставленных целей в формировании духовных потребностей.

Из четырех известных способов освоения общечеловеческой морали (теоретический, эмоционально-образный, фактологический, практический) в современной школьной практике республики преобладают теоретический (в старших классах) и фактологический (в подростковых классах).

Процесс самовоспитания подростков организуется недостаточно. Таким образом, воспитательная деятельность многих школ не обеспечивает прямой связи между мыслью и действием, словом и делом, что ведет к разрыву единства сознания и поведения.

Изучая передовой опыт школ, учителей по формированию духовных потребностей, мы пришли к выводу, что основным условием успеха их работы является глубокое знание теории и методики духовно-нравственного воспитания, наличие у них специальных общественно-политических, гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, дидактических знаний, умений и навыков его осуществления, высокий уровень ответственности за результат своего труда, умение строить педагогический процесс на перспективу с учетом национальных условий, опираясь на национальную и общечеловеческую культуру.

Личность подростка соединяет в себе индивидуальное, национальное и общечеловеческое. Индивидуальное проявляется в национальном, национальное обогащает и выражает общечеловеческое. Без национального индивидуальное теряет ценность, а общечеловеческое превращается в абстракцию. Национальное является стержнем личности, которое индивидуализирует его проявление и поднимается в своем творчестве до общечеловеческих высот.

Формирование духовных потребностей личности происходит в постоянно меняющейся действительности. Оно призвано приобщать школьников к человеческой культуре, помочь осознать действительность как "мир человека", как взаимодействие людей, как процесс их совместной деятельности, как совокупность ее результатов.

С учетом изучения передового опыта школ республики, а также теоретических знаний, доказанных наукой, формирование духовных потребностей в своем опыте мы рассматриваем как целенаправленную организацию взаимодействия воспитанника с окружающим миром на уровне достижений современной национальной и мировой культур, формирование системы реальных отношений подростка к людям, обществу, Родине, труду, самому себе.

Данное определение явилось исходным в методологическом решении проблемы формирования духовных потребностей подростков, которые проявляются в поведении.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа, анализ ее результатов показал, что достигнуть необходимого результата в воспитании единства духовности и нравственности (сознания и поведения) у подростков возможно лишь при систематической реализации совокупности педагогических условий. Эти условия, выдвинутые нами в гипотезе, а затем проверенные в учебно-воспитательном процессе, взаимодействуют в органическом единстве друг с другом, являются необходимыми и достаточными для эффективного формирования духовных потребностей у подростков в национальной школе. Опытная работа подтвердила предположение о том, что формирование духовных потребностей успешно осуществляется при условии его построения в социально-педагогическом, организационно-педагогическом, психологическом аспектах.

Первый аспект включает диагностику уровня сформированности духовных потребностей у подростков, тщательное планирование учебно-воспитательной работы с учетом современных условий социально-экономической, политической жизни общества.

Второй аспект - организационно-педагогический - включает организацию процесса формирования духовных потребностей в процессе урочной, внеклассной, внешкольной деятельности.

Третий аспект - психолого-педагогический - включает систематическое изучение уровня Оразвития у подростков качеств, создание духовно-нравственного климата в коллективе, стимулирование самовоспитания подростков.

Как показали результаты исследования, формирование духовных потребностей у подростков происходит успешно при условии осуществления целостного педагогического процесса в тесном взаимодействии на следующих уровнях управления:

- на уровне учителей-предметников в процессе преподавания ими основ наук на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе по предмету;

- на уровне классного руководителя, воспитателя в процессе сочетания теоретической и практической подготовки подростков к накапливанию и укреплению милосердных взаимоотношений с людьми, проявления бескорыстия, сострадания, деликатности, проявления гуманного подхода к природе, материальным ценностям, постоянного самосовершенствования в процессе приобщения к достижениям национальной и общечеловеческой культуры, в процессе охвата просвещением ценностей духовной культуры (правовой, нравственной, художественной, религиозной, педагогической, культуре личности). Использование активных и многоплановых форм жизнедеятельности учащихся - исследовательскую, добротворческую, ценностно-ориентационную и др. деятельность; праздников, диспутов, конференций, олимпиад, экскурсий и т.д., представляющих обучающимся широкое пространство для объектиро-вания духовно-нравственных качеств подлинно человеческого поведения.

- на уровне ученического самоуправления, направленного на заботу о другом человеке - о "ближнем".

- на уровне руководства школы, которое координирует воспитательные воздействия учителей, родителей, общественности, создает оптимальные условия.

Педагогическими средствами актуализации духовных потребностей подростков в их самовоспитании являются:

-обращение подростка к своему внутреннему миру через эмоциональное восприятие художественного произведения, проникновение в судьбу героя, акцентирование внимания на бескорыстие и милосердие в жизни и в искусстве, создание ситуаций сопереживания. анализ, взаимоанализ, самооценка; положительная оценка со стороны взрослых; оптимизм, вера в будущее; прогнозирование результатов поступка; культ морали в школе; развитая потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании.

Затронутые в нашем исследовании вопросы целиком не исчерпывают рассмотренной нами проблемы. Дальнейшего исследования требуют и такие аспекты, как влияние семьи на потребности подростков, развитие его потребностей в после школьный период.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Никифорова, Вера Николаевна, 1999 год

1. Конституция Российской Федерации. -М.:Юридическая литература, 1993.62 с.

2. Конституция (Основной Закон) Чувашской Республики. -Чебоксары, 1993.46 с.

3. Закон Российской Федерации об образовании // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. -М., 1993. Ш. -С. 1-43.

4. X. Закон Чувашской Республики об образовании //Совет. Чувашия. -1993.-18 марта.-С. 2-4.

5. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (соотношение философского, методологического и конкретно-научного подхода в проблеме индивида). -М.: Мысль, 1977. -224 с.

6. Августин. Исповедь. М.:МНПП. Гендальф/ Минск:МЭТ-000, Б (1992).-с.541.

7. Азерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика, 1993.- 129 с.

8. Актуальные проблемы философии и социологии образования. Томск, 1998. - 228 с.

9. Александрова Р.И. Этическое и эстетическое в творчестве М.М.Бахтина // Вопросы философии, 1994. - № 12. - С. 95.

10. Алиева P.M. Мораль и нравственность в системе эт-нокультуры. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. фнлос. наук. -Санкт-Петербург. 1992. -16 с.1.. Амонашвили Ш.А. Созидая Человека. М.: Знание, 1982, - №4. - 96 с.

11. Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды. В 2-х т. М.:Педагогика, 1980. -Т.1.-230 е.; Т.2. -245 с.

12. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс.

13. Книга 2: Издательство Казанского университета, 1998. 316с.

14. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. -М: Просвещение, 1987. -144 с.

15. Анисимов Г.А. Русский язык в чувашской школе: проблемы, поиски, опыт. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. - 175 с.

16. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. -М.: Мысль, 1985. 158 с.

17. Античные мыслители об искусстве. М., 1937.

18. Антология мировой философии. В 4-х т. -М.: Мысль, 1970. -Т.2.-776 с.

19. Антонович М.А. Избранные философские сочинения. М., 1945.- 303 с.

20. Аристотель. О душе. М., 1937. - 374 с.

21. Аристотель. Соч.:В 4т.- М., 1983.-Т.4- 78 с.

22. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. Акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.- 352 с.

23. Архангельский Л.М. Марксистская этика: Предмет, структура, основные направления. -М.: Мысль, 1985. -239 с.

24. Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1983. - № 11 - с. 88-93.

25. Архангельский Л.М., Архангельская Н.А. Этическая тема в современной советской художественной литературе. М.: Знание, 1980. - 64 с.

26. Архив научно-исследовательского института при Совете Министров ЧАССР орд.Н, ед.хр.517,инв.№ 1474-1487, С.229.

27. Архив научно-исследовательского института при Совете Министров ЧАССР отд.Н,ед.хр.517, С.363-364.

28. Архив научно-исследовательского института при Совете министров ЧАССР отд.П,ед.хр.517, инв.№1499, С.258.

29. Асеева В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.-158 с.

30. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. -105 с.

31. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. Казань, 1902. - 94 с.

32. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка: В 17-и томах. Вып.1. -Казань, 1928.-336 с.

33. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.:Просвещение, 1982. 192 с.

34. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. Минск: Беларусь, 1983.-334 с.

35. Белинский В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. - С.17-19.

36. Белова З.С. Визуальная наглядность в формировании реалистичного мышления у учащихся. Диссертация на соискание ученой степени кандидат педагогических наук. Чебоксары, 1997.

37. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века.// О России и русской философской культуре. С. 183.

38. Бердяев Н.А. Смысл культуры. Л., 1990, 232 с.

39. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии. Книга для чтения. Часть 2.- М., 1991.- С. 49.

40. Бессонов Б.Н. Человек: пути формирования личности. М.: Мысль, 1988. -302 с.

41. Библейская энциклопедия: в 2т. Т. 1. -М., 1991.

42. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: (Мето-дол. аспект). -Каунас: Швиеса, 1984.-190 с.

43. Блонский П.П. Избранные пед. И психол. Соч. в 2-х томах / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 303 с.

44. Богданова О.С. и др. О нравственном воспитании подростков: В помощь кл. рук-ям (4-8 кл.). М.: Просвещение, 1979. - 111 с.

45. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. -204 с.

46. Бодалев Л.И. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика,1966. -С.43-45.

47. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 205 с.

48. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. -464 с.

49. Болдарев Н.И. Методика воспитания раб. ВШК.: Учебное пособие для студентов пединститутов. 2-е изд.; испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. 223 с.

50. Бондаревская Е.В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника // Советская педагогика. -1980. -М. -С.23.

51. Брожик В. Эстетика на каждый день. М.: Знание, 1990. - 206 с.

52. Бытховский Б.Э. Къеркегор. -М., 1972. -с.51,52.

53. Васильев Е.В. Воспитание у сельских школьников гуманности в сфере межнациональных отношений. Чебоксары, 1995.-305 с.

54. Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. -Л.: ЛГПИ, 1981. -65 с.

55. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: 1984.

56. Васютина Н. Изображение родной природы и предметов чувашского народного быта на уроках изобразительного искусства. // Народная школа. 1996. №5.-с. 84-86

57. Веденов А.В. Роль внутренних противоречий и способов их преодоления в развитии личности //Вопросы психологии. -1959. -Ш. -С.57.

58. Вергелес Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: автореф. дис. д-рапед. наук. Л., 1996. - 33 с.

59. Водзинский Л.И. Научные основы нравственного формирования личности школьника. -Минск.: Вышейш. школа, 1984. -176 с.

60. Волков Г.Н. Воспитание чувашской национальной элиты в симбирской школе // Совет. Чувашия. 1994. - 26 сентября

61. Волков Г.Н. Дидактические взгляды И.Я. Яковлева. Уч. записки ЧГПИим. И.Я. Яковлева, вып. 19, 1962, С. 176-188

62. Волков Г.Н. И.Я. Яковлев и его школа //Учен. зап. Чув. гос. пед. ин-та. -Чебоксары, 1971. Вып. 33. - С.5-9.

63. Волков Г.Н. Модель школы будущего. // Вестник Чувашского Государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева, Чебоксары. -1998. -2(3). -с.3-14.

64. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся IV-VIII кл. В сельской национальной школе. М., 1986. - 105 с.

65. Волков Г.Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании. Чебоксары. Чувашкнигоиздат.-1969.-59с.

66. Волков Г.Н. Обыкновенное дело педагога. Чебоксары, 1993. - 336 с.

67. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары, 1970. - 96 с.

68. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. -85 с.

69. Волков Г.Н. Судьба патриарха. Роман-эссе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. -350 с.

70. Волков Г.Н. Формирование демократической педагогики чуваш. -Чебоксары, 1958. 262 с.

71. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары. 1958. -258с.

72. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. -Чебоксары, 1966.-341с.

73. Волков Г.Н. Энтопедагогическое осмысление современного процесса воспитания.// Рус. яз. и лит. в киргиз, шк.- 1984. № 2. - с. 7-14

74. Волков Г.Н. Этнопедагогика / под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары. Чуваш, кн. изд-во, 1979-448с.

75. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. - 441с

76. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 342 с.

77. Волков Г.Н. Я.А. Коменский и И.Я. Яковлев //Учен.зап.Чув.НИИ.

78. Чебоксары, 1962. Вып.21. - С. 128-141.

79. Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика. -1993.-М. -С.3-9.

80. Вульфов Б.С., Семенов В.Д. Школьник и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание, 1981. -95 с.

81. Выготский Л.С. Собр. соч.: В б-ти т. -М.: Педагогика, 1982-1984. -Т.1. -487 с; Т.2. -504 е.; Т.З. -367 е.; Т.4. -432 с.;Т.5. -369 е.; Т.6. -397 с.

82. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). -М.: Новая школа, 1992.-114 с.

83. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность, -М., 1979-е.83, М., 1979.-c.249

84. Гачев Г.Д. Творчество, жизнь, искусство. М.: Дет. лит., 1980. - 143 с.

85. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: Т. 1. Наука.- М.: Мысль, 1974.-452с.

86. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в Зт. Т.З. 1970-1972. -М.: Мысль. М., 1997-т.З-с.7.

87. Гегель Г.В.Ф. Философия духа// Энциклопедия философских наук.-М., 1997.-Т.З,-с.7

88. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.: Изд-во "Искусство", 1968. 312 с. 87. Геродот. История в девяти книгах /Перев. В. Мищенко. -II, 80,-М., 1988.

89. Гельвеций К.А. Соч. В 2 т.; Т.1. М.: Мысль, 1973. - 647 с.

90. Геродот. История в девяти книгах /Перев. В. Мищенко. -II, 80,-М., 1988.

91. Гордин Л.Ю. Школа инициативы и самостоятельности. -М.: Педагогика, 1984.-112 с.

92. Григорьев В.А. Методика собирания и изучения народных игр. М.: 1986.

93. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М.: Педагогика, 1988. -136 с.

94. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986.239 с.

95. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. Т.1. М.: Худож. лит., 1984.-383 с.

96. Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989. - т.1. - С.286

97. Дмитриев В.Д. Заметки о личном архиве И.Я. Яковлева. // Учен.зап.ЧНИИ.- Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. С.221-236.

98. Дмитриев В.Д. Чувашские исторические предания: Очерки истории чувашского народа с древнейших времен до середины XIX века. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. -446 с.

99. Егоров Н.И. Чувашские праздники и обряды. Чуваш, кн. изд-во, 1994. -204 с.

100. Енисеев М.К. И.Я. Яковлев о дидактическом принципе сознательности // И.Я. Яковлев и его школа. Ученые записки. Выпуск XXXIII. Чебоксары, 1971. -С.118-129.

101. Ермакова Г.А., Никифорова В.Н., Кузьмина Т.Г. Я и ценности моего рода.- Чебоксары, 1999. 150 с.

102. Земляков А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. Чебоксары, 1997, 250 с.

103. Иванов В.М. Элитарная школа в национальной системе образования.-Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1999.-184с.

104. Иванов Д.Е. Общинные воспитатели как прообраз современных социальных работников. Москва-Чебоксары. 1998. -52с.

105. Иванов Д.Е., Петрова Т.Н. Национальная культура, традиции и элементы народной философии чувашей: Учеб.пособие для 5-8 классов. -Чебоксары, 1996. 32 с.

106. Илюмжинов К. Калмыкия земля духа: национальная идея. Элиста, 1997.

107. Ильин B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984. -144 с.

108. Ильин И.А. Путь к очевидности // Слово, №3-4, 1993. С-19.

109. Исследования по древней и современной культуре чувашей / ред. В.П. Иванов и др. Чебоксары: НИИ яз., лит., истории и экономики, 1987

110. Кабалевский Д.Е. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

111. Каган М.С. О духовном.// Опыт категорического анализа// Вопросы философии. М., 1985. - с.91-102

112. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М., 1975. -147 с.

113. Как родить вундеркинда //Аргументы и факты. 1996. - № 47 - С. 4.

114. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1990. 268 с.

115. Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963.-Т.1- с.249,250

116. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. - с.448.

117. Кант И. Трактаты и письма. с.481.

118. Каплан Т.Н. Формирование духовных потребностей.

119. Караковский В.А. Воспитательная система школы. Педагогическая идея и опыт формирования. -М.: НМО "Творческая педагогика", 1991.-126 с.

120. Каховский В.Ф. Памятники материальной культуры ЧАССР. Чебоксары: Государственное изд-во Чув. АССР. - 175 с.

121. Кириллов В.К., Алексеев Б.Л. Актуальные проблемы современной дидактики. В 2-х частях. -Чебоксары, 1994. -547 с.

122. Клементьев Л.П., Иванов С.М. Развитие деловых качеств учащихся в процессе самоуправления. Чебоксары, 1997. - 80 с.

123. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. Минск: 1974г.

124. Колесов М.С. Человек и проблема его духовности (человек и духовные ценности). Тезисы научно-теоретической конференции. Кишинев, 1990.

125. Коменский Я.А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. - 416 с.

126. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.К. Красновского. М.: Мин. прос. РСФСР, 1955. - 238 с.

127. Конимяко В. Размышления на исходе века. На крючке позолоченном// Сов. Россия.-1998.- 20 авг, С.З.

128. Корганова С.С. Развитие общечеловеческих черт в процессе взаимодействия национальных культур. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1992. -17 с.

129. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. -М.: Просвещение, 1980. -191 с.

130. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. Самара: Самарский ун-т, 1984. - 136 с.

131. Коротов В.М. Самоуправление школьников. -М.: Просвещение, 1981. -208 с.

132. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. -Минск: Народная асвета, 1990. -175 с.

133. Краковский А.П. О подростках. -М.: Педагогика, 1070.-272 с.

134. Краковский В.А. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса.// Воспитание школьников. 1993.№2,3,4.

135. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Чебоксары, 1992.-414 с.

136. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

137. Крылов Д.Г. И.Я. Яковлев и его школа // Ученые записки Чув. гос. пед. инта. Чебоксары. - Вып.ЗЗ. - С. 150-162.

138. Ксенофонт. Лакедомонское государство. 1, 2, 3, 4. / Перев. Янчевецкого. -М., 1888.

139. Ксенофонт. Лакедомонское государство. 1, 2, 3, 4. / Перев. Янчевецкого. -М., 1888.

140. Культура родного края. Учебная программа / Сост. М.И. Скворцов, А.Г. Григорьева. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ин-та образования, 1993. -57 с.

141. Культура чувашского края: Учебное пособие. Часть 1 / Сост. М.И. Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995. - 350 с.

142. Куприянова Е., Шебалова А., Пешехонова А. Еще раз о национальном // Общественные науки. 1990. -М2. -С.23.

143. Куприянова Е., Шебалова А., Пешехонова А. Еще раз о национальном // Общественные науки. 1990. -М2. -С.23.

144. Кураков Л.П. Предисловие/ Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1977.-С.7.

145. Къеркегор С. Страх и трепет: этич. трактаты- М.,1992.

146. Ламетрий Ж.О. Сочинения. М.: Мысль, 1983. - С.203.

147. Ласточкина М.Д. Письмо к работникам музея И.Я. Яковлева. Чебоксары, 1979. - Папка № 1, инв. № 736.

148. Лейдерман Н.Л. О единой системе литературного образования // Литература в школе. 1998. - № 4.

149. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание . Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.

150. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. -282 с.

151. Лихачев Д.С. "Письма о добром и прекрасном". М: 1989г.

152. Лихачев Д.С. Основные принципы и задачи эстетического воспитания. Основы эстетического воспитания. М., 1975. - 148 с.

153. Лихачев Д.С. Русская культура: наследие прошлого и реальная сила сегодня// Семья. 1988. -№24.-с.14

154. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.-c.90

155. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. -М.: Мысль, 1978. 623 с.

156. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. - с.234.

157. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982. - 174 с.

158. Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде. Казань: Типография Губернского правления, 1888. - 118 с.

159. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. М.: Педагогика 1964. - 246 с.

160. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1968. - 373 с.

161. Макаренко А;С. Сочинения в 8-ми т. -М.: Педагогика, 1985.

162. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьников. -М.: Педагогика, 1985. -206.

163. Менчинская Н.А. "Психологические проблемы неуспеваемости школьников". М: 1971г.

164. Мещерякова Н.Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 6-7 классах // Пути постижения читателями подростками идейно-нравственной позиции автора. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.

165. Михайлов С.М. Предания чуваш. ЧНИИ 11-47. Инв № 146. - 228 с.

166. Михайлова Р.В. Духовность крестьянства России XX века. Чебоксары: 1977. -с. 159.

167. Монтень М. Опыты: в 3-х кн. М., Д., 1958, -с. 194.

168. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1984.-111с.

169. Муравьева О.С. "Как воспитывали русского дворянина". М: 1995г.

170. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. психологич. труды/ Под ред. -А. А Бодалева.-М.:-Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО«Модекс», 1995.-358с.

171. Наумов Н.В. Век // Хыпар 1989.

172. Николаева А.Н. Этнопедагогическая система воспитания духовности у учащихся чувашско-немецкой гимназии. Уч. пособие. -М. : Ассоциация "Народная педагогика". 1994. -125с.

173. Никольский Н.В. Краткий курс этнографии чуваш. Казань, 1928.

174. Никольский Н.В. Народное образование у чуваш. Казань, 1906. -86 с.

175. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.,1990- с. 102.

176. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Изд-во акад. пед. наук, 1955. - 184 с.

177. Одюков И.И., Юмарт Г.Ф., Радионов В.Г. Чаваш халах самахлахе. Вак жанрсем. Шупашкар, 1984. - Т.5. - 352 с.

178. Оливова В. Люди и игры: у истоков современного спорта. М.: Физкультура и спорт, 1985. -С.93

179. Очерки по истории физической культуры // Физкультура и спорт. -М., 1948.-Вып.З.-С.112

180. Павлова И.И. Теория и практика гражданского воспитания подростков в современной национальной школе.- Чебоксары: Чув. гос. пед. институт, 1996.-250с.

181. Парсонс Г. Человек в современном мире. Перевод с англ. Общая ред., сост. и пред. В.А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985. - 432 с.

182. Парыгин Б.Д. Основы психолого-педагогической теории. М.: 1971.-161 с.

183. Патмар И.А., Патмар Э.И. Народная мудрость. Канаш, 1994. -110 с.

184. Пашенцев Д. Приживется ли 10 на российской почве? (работа с одаренными детьми) // Первое сентября. 1997.-22.02.-С.6. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. -М.: Педагогика, 1981.

185. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. -М.: Педагогика, 1981.

186. Петров К.А. Воспитание дисциплины личного поведения у учащихся многонациональной городской школы. Чебоксары, 1996. - 165 с.

187. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХУ-ХУШ вв. /Афтореф. дис. док-т. пед. наук. М. 1997. - 48 с.

188. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в ХУ-ХУ1 вв. Чебоксары, 1996. -205 с.

189. Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. -Чебоксары, 1996. 96 с.

190. Пидкасистый П.И. Педагогика. М. -1996

191. Платон. Диалоги- М. -с.201, 420, 428.

192. Платон. Сочинения. В 3-х т. -М.: Мысль, 1972.

193. Платон. Сочинения. В 3-х т. -М.: Мысль, 1972.

194. Плечов Г-Н., Сидоров Г.С., Кириллов В.К., Енисеев М.К. программа развития образования организационная основа государственной политики в области образования в современных условиях. -Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1993. -77 с.

195. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Перев. Алексеева. Ликург. 144. -Изд. Суворина. -СПб, 1892.

196. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Перев. Алексеева. Ликург. 144. -Изд. Суворина. -СПб, 1892.

197. Победа Н.А. Духовные потребности и реальное поведение.

198. Проблема воспитания школьников в национальной школе./ Под. Ред. Ю.П. Соколоникова. Грозный, 1975. - 97 с.

199. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Педагогика. -240 с.

200. Пушкин В.Н. Изучение эпических произведений в чувашской школе. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. -80 с.200. Рад. школа, 1979.

201. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. -М.: Политиздат, 1989. -605 с.

202. Рейнвальд Н.И. Психология личности. -М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. -200 с.

203. Рекеев А. Из чувашских преданий и верований. Отдельные известия по Казанской Епархии. Казань, 1896. - С. 1-8.

204. Рождественский Б.П. и др. Эстетика в школе. Казань: Изд-во Казан.ун-та,1969. -241 с.

205. Романов Н.Р. Чувашские пословицы, поговорки, загадки. Чебоксары, 1960.-358 с. 258.

206. Рубинштейн C.J1. Бытне и сознание. -М: Изд-во АПН СССР, 1957. -328 с.

207. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, 1990. -595 с.

208. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. -М, 1976. -248 с.

209. Руссо Ж.Ж. Пед. соч. в 2-х т. -М: Педагогика, 1981.

210. Руссо Ж.Ж. Избранное; Пер. с франц.-М.: Дет. лит., 1976.-190с.

211. Рябов В.Ф. Наш духовный мир. Л.: Лениздат, 1987. - 156 с.

212. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994. -338с.

213. Салмин А.К. Религиозно-обрядовая система чувашей. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. -47 с.

214. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.Л. Ядова. -Л.: Наука, 1979. -264 с.

215. Сачко Г.В. Потребность личности в общественно-политической деятельности. -М.: Наука, 1981. -213 с.

216. Сбоев В. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань, 1856. - 188 с.

217. Сбоев В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. -М.: типогр. С. Орлова, 1855. 222 с.

218. Свадковскнй И.В. Хрестоматия по истории Западно-Европейской педагогики. -М., 1934.

219. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. -М.: Педагогика, 1975.

220. Сергеев Т.С. Культура советской Чувашии. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1989. -335 с.

221. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М, 1989.-с. 320-326

222. Сирин А. Д. Общий курс философии.С.228 237

223. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. -Самара, 1991. -243с.

224. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. -Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1992. 176 с.

225. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. -183 с.

226. Системный подход: проблемы совершенствования воспитания в современных условиях: Материалы Росс, науч.-практ. конф. В 2-х ч. -Чебоксары: Изд-во ЧГПИ, 1992. -4.1. 226 е.; -4.2. -224 с.

227. Сластелин В.А. Формирование личности учителя Советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 160 с.

228. Слободчиков В.И., Исаев В.И. Психология человека. -М.: "Школа-пресс" , 199.5.-384 с.

229. Смирнов. Ясная Поляна Льва Толстого. Тула, Приокское книжное издательство, 1991. 207 с.

230. Смирнова В. 3., Твардовская В. А. // Днепров Э. Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России 1918 -1977: Библиографический указатель. М.,1979.

231. Сокольников Ю.П. Общая концепция исследования "Диалектика общечеловеческого и национально особенного в воспитательно-образовательных системах современного общества. -Чебоксары, 1995. -41с.

232. Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников (Учебно-методическое пособие). М.: "Прометей", 1990. - 90 с.

233. Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. М., 1989. - Т.1 - с.815, 830

234. Спиридонов С.С. Мировоззрение И.Я. Яковлева. М., 1965. - 96 с.

235. Степашко М.А. Философия и история образования. Хабаровск, 1997. -227 с.

236. Суханов И.В. Обычаи, традиции. Преемственность поколении. -М.: Политиздат, 1976. -216 с.

237. Сухомлинский А.В. Избр. произв. в 5-ти т. -Киев: Рад.школа, 1979.

238. Сухомлинский В.А. Заключение на рукописи, монографии Г.Н. Волкова Формирование демократической педагогики чуваш. М., 1981. - 132 с.

239. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. -М.: Просвещение, 1982. -160 с.

240. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. -Сыктывкар: Народная педагогика, 1994.-120 с.

241. Тайчинов М.Г. Проблемы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. -Алма-Ата: Менхтеп, 1985.-210 с.

242. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. -1993. №3. -С.38-40.

243. Тайчинов М.Г., Кобзарь Б.С. Личность и ее самовоспитание. -Киев: Изд-во "Молодь", 1990. -165 с.

244. Талызин Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1989. -343 с.

245. Творческое использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в процессе перестройки общеобразовательной, профессионально-технической, средне-специальной и высшей школы: Материалы Республ. науч.-практ. конф. -Чебоксары, 1988.

246. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. -278 с.

247. Толковый словарь живого русского языка. -М., 1981. Т.1. -390 с.

248. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1953. -444 с.

249. Толстых Н.И. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. -1984. -ИЗ. -С.79-86.

250. Тугаринов В.П. Философия сознания. -М.: Мысль, 1971. -199 с.

251. Тукташ И. Чувашский фольклор. Чебоксары, 1994.- С.22.

252. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966.-451 с.

253. Уледов А.К. Структура общественного сознания. -М.: Мысль,1968.-324 с.

254. Урманбектова Ж.К. Преемственность в развитии духовной культуры нации. Автореф. дисс. на соис. уч. степени канд. филос. наук. -Алма-Ата, 1992.-16 с.

255. Успенский В.В. Образовательные стремления эпохи Возрождения // Очерки по истории педагогических учений. -М.: -Польза, 1911.

256. Ученые записки "И.Я. Яковлев и его школа". Чувашия, 1971г.

257. Ушинскнй К.Д. Собр. соч.: в 11-ти т. -M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1948. -Т.1. -689 е.; Т.2. -655 е.; Т.З. -691 с.

258. Федотова В.Г. Человек и духовность.- Рига: Зинатне, 1990.-152с,

259. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М: Педагогика, 1989. -206 с.

260. Фензов Э.З. Сознание. Чебоксары. 1994. 48 е., С.5.

261. Философская энциклопедия. -М.: Наука, 1989. -814 с.

262. Философский словарь / Под ред. И.Т .Фролова. -М.: Политиздат, 1987. -590с.

263. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. В.И. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184 с.

264. Франк B.C. Человек в поисках смысла. М. 1990

265. Франк С.А. Духовные основы общества. М., 1992.

266. Хайруллина М.Г. Очерки по истории преподавания русского языка в национальной школе. Уфа, 1966. - 119 с.

267. Харламов И.Ф. Педагогика. -М.: Просвещение, 1990. 576 с.

268. Хуторской А.В. Школа творчества. М., 1996

269. ЦТ А ЧАССР, ср. 350, on. 1, д.9, №89.

270. ЦТ А Чувашской АССР, on. 1, ср. 207, 186, №15.

271. Цит. по : Касьянова К.О. О русском национальном характере, с.80

272. Чернышевский Н.Г. Избранные пед. соч. -М.: Просвещение, 1984. -297 с.

273. Чибуков В.В. Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И.Я. Яковлева. Ч: 1949 г.

274. Чичерина С.В. У приволжских иноверцев /Путевые заметки/. Спб, 1905. -427 с.

275. Чувашская народная поэзия. -Чебоксары , 1990. -127 с.

276. Чувашские легенды и сказки, перевод С. Шуртаковой, 1979, с. 18)

277. Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий записанных от Гаврила Федорова / сост. Ю.А. Илюхин. Чебоксары, 1969. - 351 с.

278. Чувашские народные сказки / Сост. П.Е. Эйзин. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993.-352 с.

279. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. -М.: Педагогика, 1981. -208 с.

280. Чумакова М.П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников. Диссерт. на соис. уч. степени канд. пед. наук. -М., 1980.-176 с.

281. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. -М.: Наука, 1985.-200 с.

282. Шацкий С.Т. Пед. соч. В 4-х т. -М.: Просвещение, 1964.

283. Шеллинг Ф.Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1987. - Т.2. - с.112

284. Шемшурина А.И. Этическая гимнастика. Методическое пособие для воспитателей и классных руководителей. 6-й класс. 1992.

285. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.-104 с.

286. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990.-144 с.

287. Школа на творческом пути. Чебоксары, 1997. - 200 с.

288. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.

289. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. -М.: Педагогика, 1981. -112 с.

290. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает: Нравственный аспект. М., 1981 г.

291. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии.-1971. № 4. -С.28-40.

292. Энгельгарт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872 1887. - М. : Мысль, 1987. -с. 62.

293. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М., 1948. - 280 с.

294. Эфиров А.Ф. Педагогическая деятельность чувашского просветителя И.Я. Яковлева (1848-1930)// Советская педагогика. -1946, № 7. С. 75-84

295. Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. М.: Интерпракс, 1994.- с. 142.

296. Юхма М. Цветы Эльби. Рассказы, сказки, легенды. М.: Сов. Россия, 1977.-160 с.

297. Юхма М.Н. Древние чуваши. Чебоксары, 1996. - 575 с.

298. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. -М.: Наука, 1975. -С.89-105.

299. Ядов В.А. Соотношение ценностных ориентации и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ИКСИ. -1969. -№. -С. 1-66.

300. Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьников // Советская педагогика. М., 1986. - 4.

301. Якобсон П.М. Психология художественное восприятие //

302. Яковлев А.И. Иван Яковлевич Яковлев /1848-1930/.-Чебоксары, 1958.-120с.

303. Яковлев И.Я. Букварь для чуваш, 1886,с.7.

304. Яковлев И.Я. в воспоминаниях современников. Чебоксары, 1968. -152с.

305. Яковлев И.Я. Воспоминания. Чебоксары, 1982, 1983. - 288с.

306. Яковлев И.Я. К 40-летнему юбилею Симбирской чувашской учительской школы. Симбирск, 1910. - 42 с.

307. Яковлев И.Я. Моя жизнь. М.: Республика, 1997. - 696 с.

308. Яковлев И.Я. Письма. Чебоксары, 1985. - 366 с.

309. Яковлев И.Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Под ред. Н.Я. Сироткина. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1959. -144 с.

310. Яковлев И.Я. Сочинения в 4-х томах. Научный архив Чувашского института гуманитарных наук, отд. 2. /рукопись/.

311. Baldwin A.L. Theories of Child Development. N.Y.; L.: Sydney, 1967

312. Coleman I.S. The Nature of Adolescence. L., N.Y., 1980.

313. Douvan E. Commitment in social contract in adolescence // Psychiatry. 1974. -V.37 (1).

314. Erikson E.H. Identity, Youth and Crisis. N.Y., 1968

315. Masterson I. The Psyshiatric Dilemma of Adolescence. Boston, 1967.

316. Факторы влияния на формирование духовных потребностей подростков (констатирующий эксперимент)

317. Факторы влияния Классы Место1 2 3

318. Желание преодолеть 7-8 131 32 11жизненные трудности 9-11 150 28 241. Самоконтроль 7-8 17 8 129.11 103 24 24

319. Знания, полученные на 7-8 37 65 76уроках 9-11 29 58 61

320. Чтение литературы 7-8 25 71 699.11 48 24 59

321. Теле-, радиопередачи 7-8 29 45 509.11 21 43 45

322. Беседы со взрослыми 7-8 23 35 509.11 27 40 43посещение музеев, выставок, 7-8 43 45 37картинных галерей 9-11 38 47 31

323. Общение с Богом, посещение 7-8 15 11 18церкви 9-11 22 36 35

324. Дидактические функции наглядности при формировании духовных потребностей подростков.

325. Дидактические функции средств обучения Методические задачи, решению которых помогает наглядность

326. Средства обучения -самостоятельные источники новых литературоведческих знаний (телефильмы, кинофильмы, диапозитивы и т.д.) Составление модели внутреннего состояния героя. Определение духовного пространства фильма.

327. Развитие интеллектуальной познавательной деятельности подростков. Желание осмыслить настоящее, планировать будущее. Обдумывание нравственного и духовного спасения.1. X 1 X X X добрые поступки1. X 2х'-Т. \ { ' ' ч / • \ \

328. Момент ^ выбора • ч ч / \ /2Лч иные поступки

329. Подготовка Первый шаг ( 4 ч

330. График № 1, наводящий подростка к самоанализу собственныхпоступков

331. Тест-график № 1 для анализа поступков, отражающий нравственные ориентиры подростка за один день с 6 утра до 16 часов вечера (+ положительные дела, иные дела, поступки)1. ДОБРОЕ

332. Тест-график №2. Душевное состояние прожитого дня

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.