Формирование диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Брова, Татьяна Павловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Брова, Татьяна Павловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза.
1.1. Сущность понятия « диагностические умения ».
1.2. Диагностические умения как компонент профессиональной деятельности будущего учителя.
1.3 Формирование диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза как психологопедагогическая проблема.
1.4. Модель формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза.
Выводы по главе 1.
ГЛАВА 2. Опыт формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза.
2.1. Изучение диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза.
2.2. Реализация педагогических условий формирования диагностических умений у будущего учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза.
Выводы по главе 2.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив2001 год, кандидат педагогических наук Яркина, Любовь Васильевна
Формирование профессионально-творческой активности студентов - будущих педагогов-хормейстеров2004 год, кандидат педагогических наук Петелина, Елена Анатольевна
Профессиональная подготовка будущих учителей музыки с недостаточным довузовским музыкальным образованием в классе дирижирования: На примере музыкально-педагогического факультета2003 год, кандидат педагогических наук Савадерова, Анна Витальевна
Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности1996 год, доктор педагогических наук Безбородова, Людмила Александровна
Обучение профессионально ориентированному анализу хоровых произведений в процессе комплексной подготовки учителя музыки2003 год, кандидат педагогических наук Пилипенко, Вера Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза»
Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, свидетельствуют о наличии потребности общества в личности, обладающей умением самостоятельно ставить цели и достигать их. В связи с этим перед образованием стоит задача формирования личности будущего учителя как субъекта, способного диагностировать процесс и результаты своей деятельности. От этого зависит совершенствование его педагогического мастерства (И. Ю. Гутник, JI.H. Давыдова, И.А. Зимняя Н.В. Кузьмина и др.).
Однако используемые технологии обучения в вузе чаще всего отчуждают студентов от учебной деятельности, предлагая готовые цели, способы их решения и тем самым исключают их из диагностического процесса.
Изменение современной образовательной ситуации актуализирует проблему формирования у будущего учителя диагностических умений.
Сущность диагностики на философском уровне определялась Е.И. Воробьевой, К. Ивонна, К.Е. Тарасовым и др.; в психологии - K.M. Гуревич, P.C. Немовым, С.Д. Смирновым и др.; в вузовском образовательном процессе — О.Ю. Ефремовым, И.А. Скопылатовым и др.; в педагогической деятельности - А.Б. Воронцовым (диагностика учебной деятельности), Е.В. Веселов-ской (диагностика логического мышления учащихся), И.Ю. Гутник (диагностика образованности школьников), Б.П. Битинас, Н.Г. Голубевым, К. Инген-кампом (диагностика учебного процесса), Ф.И. Кевля, Т.В. Лодкиной, М.И. Шиловой (диагностика личностного развития ребенка и воспитанности школьников).
Проблема формирования диагностических умений и их компонентов рассматривалась исследователями в целостном педагогическом процессе (A.A. Вербицкий, А.Б. Воронцов, JI.H. Давыдова, О.Ф. Горбунова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Т.В. Тюняева, В.А. Сластенин, С.Д. Смирнов и др.); в учебной деятельности (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, E.H. Кабанова-Меллер, Т.И. Глушакова, Н.В. Лыюрова, П. И. Пидкасистый, В.И. Сафонова, Г.П. Стулова, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); в подготовке будущего учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчаж-никова, Т.П. Первушина, Г.М. Цыпин, Т.А. Эстрина, Б.Д. Яркин, JT.B. Яркина и др.); в ходе формирования сенсорного контроля и оценки (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломов, В.Н. Носуленко, В.П. Морозов, Е.В. Назайкинский, В. И. Петрушин, A.A. Понукалин, Е.В. Ряузова, Н.И Чуприкова, В.К. Шабельников и др.); через прогнозирование и моделирование деятельности (Г.Л. Ержемский, В.В. Кра-евский, К.А. Ольхов, О.К.Тихомиров и др.). Однако в научной литературе не нашли достаточно полного отражения вопросы формирования диагностических умений у будущего учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза.
Анализ проблемы формирования у будущего учителя музыки диагностических умений показывает, что преподаватели - руководители хоров считают важным формирование у них диагностических умений, но в более поздний период, в условиях их самостоятельной работы с хором. Главным же содержанием работы учебного хора, по их мнению, является обучение студентов исполнительским вокально-хоровым навыкам, которое ведется, с суперпозиции преподавателя и в субординированной позиции студента (E.H. Шиянов). В то время как современные идеи и концепции гуманистической педагогики нацеливают на стимулирование субъектности обучаемого, на создание педагогических условий для его самопознания и саморазвития.
В связи с этим возникают противоречия между:
- возрастающими требованиями современного общества к субъектности будущего учителя и недостаточной готовностью высшей школы ее формировать;
- назревшей в образовательной практике необходимостью овладения диагностическими умениями и не в полной мере разработанностью их сущности, структуры и технологии их формирования в педагогической теории;
- требованиями современной школы к диагностическим умениям учителя музыки и недостаточной их сформированностью у студентов педагогического вуза.
С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какие педагогические условия обеспечивают эффективность формирования диагностических умений у будущего учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза.
Объект исследования — образовательный процесс подготовки будущего учителя в условиях педагогического вуза.
Предмет исследования - формирование диагностических умений у будущего учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза.
Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования диагностических умений у будущего учителя музыки в образовательном процессе педагогического вуза.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- уточнить сущность понятия «диагностические умения» в образовательном процессе педвуза;
- разработать модель формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педвуза;
- выявить и обосновать педагогические условия эффективного формирования диагностических умений у будущего учителя музыки в образовательном процессе педвуза.
В ходе исследования мы исходили из гипотезы, что формирование диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педвуза будет осуществляться более эффективно, если:
- диагностические умения рассматриваются как совокупность контролирующих, оценочных, аналитических, корректировочных, прогностических умений;
- студентами осознается необходимость овладения диагностическими умениями;
- организация диагностической деятельности основывается на личност-но-деятельностном подходе, который предполагает развитие субъектности студента, его индивидуальных возможностей, разработку обучающих технологий;
- в качестве основных критериев сформированности диагностических умений выступают осознанность, обобщенность, самостоятельность, определяющих готовность будущего учителя к диагностической деятельности в профессиональной сфере;
- будет смоделирован процесс формирования диагностических умений, включающий три блока (теоретико-методологический, психолого-педагогический, технологический), где системообразующим фактором выступают учебные задачи, разнообразные по типу, уровню и функциям и обеспечивающие поэтапное овладение требуемыми знаниями и умениями (мотивация, алгоритмизация, прогнозирование).
Методологической основой исследования являются:
- системный подход, основанный на поиске и нахождении целостных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, М.С. Каган, Т.В. Лодкина, И.Д. Душников и др.);
- концепции гуманистического, личностно-деятельностного, контекстного подходов к обучению (A.A. Вербицкий, А.Г Козлова, E.H. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);
- теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, C.J1. Рубинштейн и др.) и вытекающие из нее основные положения теории умений (Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, E.H. Кабанова-Меллер, Н.В. Кузьмина, H.A. Мен-чинская, В.А.Сластенин, Н.Ф.Талызина и др.);
- теории заданной технологии обучения (Г.А. Балл, В.П. Беспалько, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Л.Ф. Спирин и др.).
Конкретно-научную методологию исследования составляют положения по проблемам вузовского обучения (В.Н. Белкина, В.П. Беспалько, A.A. Вербицкий, В.А. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, А.И Пискунов, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.); исследования в области контроля и оценки (Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, В.Н. Носуленко, В.П. Морозов, Е.В. Назайкинский, В.К. Шабельников и др.), прогнозирования и моделирования (Г.Л. Ержемский, В.В. Краевский, К.А. Ольхов, A.B. Петровский, О.К.Тихомиров и др.); концепции педагогической диагностики (И.Ю. Гут-ник, Б.П. Битинас, Л.Н. Давыдова, К Ингенкамп и др.); труды по музыкальной педагогике (Д.Л. Аспелунд, Л.Б. Дмитриев, А.Г. Менабени, П.А. Органов, E.H. Петрова и др.), хороведению (А.И. Анисимов, Г.А. Дмитревский, Б.Д. Критский, В.И. Краснощекое, К.К. Пигров, П.Г. Чесноков и др.).
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения и использования следующих методов педагогического исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; изучение, анализ и обобщение собственного многолетнего музыкально-педагогического опыта; моделирование; опытно-экспериментальная работа, включающая наблюдение, анкетирование, беседу, методы самооценки, экспертной оценки, сравнительного анализа, ранжирование; статистические методы.
База исследования: музыкально-педагогический факультет Вологодского государственного педагогического университета, дирижерско-хоровое отделение Вологодского музыкального училища, гуманитарно-эстетическая гимназия «Гармония» г. Вологды. В ходе эксперимента исследованием было охвачено более 300 студентов и 50 преподавателей.
Основные этапы исследования.
Первый этап - поисково-теоретический (1991-1997 г.г.), в течение которого анализировалась философская, психологическая, педагогическая, музыковедческая литература по теме исследования; изучался реальный уровень сформированности у студентов диагностических умений; обобщался существующий опыт обучения диагностическим умениям в образовательном процессе педвуза; были определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный (1997-2000 г.г.), в ходе которого продолжалось изучение научной литературы и уточнение теоретико-методологических положений по проблеме исследования; осуществлялось опытно-экспериментальное обучение диагностическим умениям будущего учителя в образовательном процессе педвуза.
Третий этап — обобщающий (2000-2002 г.г.) — являлся периодом анализа, обобщения и систематизации результатов исследования, корректировки и уточнения методологических и теоретических положений, подведения итогов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что представлена концепция формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педвуза, в которой уточнено понятие «диагностические умения будущего учителя в образовательном процессе педвуза», определена их сущность и структура, раскрыта их специфика в профессиональной деятельности; выявлены уровни сформированности диагностических умений; теоретически обоснована модель формирования диагностических умений у будущего учителя в вузовском образовательном процессе; разработаны обучающие технологии.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в дальнейшее развитие личностно-ориентированного образования в сфере профессионально-педагогической подготовки будущего учителя; определены критерии и показатели сформированности диагностических умений; выявлены педагогические условия, обеспечивающие умение студентов осуществлять диагностику и самодиагностику собственной деятельности, что приводит в итоге к самосовершенствованию и саморазвитию личности.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования разработанных методических рекомендаций в практике подготовки специалистов в сфере музыкально-педагогического образования. Характеристики, данные различным уровням сформированности диагностических умений, могут быть применены в качестве критериев оценки готовности выпускников педвузов к диагностике в профессиональной сфере. Материалы исследования послужили основой для разработки спецкурса «Диагностика хорового пения».
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью концептуальных позиций, использованием комплекса методов, адекватных предмету, задачам, логике исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Диагностические умения будущего учителя в образовательном процессе педвуза в нашем понимании представляют собой совокупность контрольных, оценочных, аналитических, корректировочных, прогностических умений, которые образуют структуру диагностической деятельности. В музыкально-педагогической (хоровой) деятельности они обеспечивают контроль и оценку соответствия результата деятельности ее цели, определение и анализ причин существующего несоответствия, выработку технологии его корректирования, прогнозирования вариантов исполнения. Полученное в результате диагностического процесса знание служит в целях предупреждения отклонения от эталона и преобразования исполнительского результата.
2. Модель процесса формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педвуза включает в себя теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический блоки, которые соподчинены друг другу и находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости. Реализация данной модели с учетом выявленной специфики предполагает три этапа формирования диагностических умений у будущего учителя музыки в вузовском образовательном процессе. Первый этап - формирование у студентов мотивации, осознания структуры хормейстерских диагностических умений. Второй этап — формирование алгоритма диагностирования как обобщенного действия. Третий этап - развитие прогностических умений диагностической деятельности, овладение структурой хормейстерских диагностических умений в сочетании алгоритмических и эвристических действий.
3. Эффективность формирования диагностических умений у будущего учителя обеспечивается следующими педагогическими условиями: студентами осознается необходимость овладения диагностическими умениями; организация диагностической деятельности основывается на личностно-деятельностном подходе, который предполагает развитие субъектности студента, его индивидуальных возможностей, разработку обучающих технологий; в качестве основных критериев сформированности диагностических умений выступают осознанность, обобщенность, самостоятельность, определяющих готовность будущего учителя к диагностической деятельности в профессиональной сфере; моделируется процесс формирования диагностических умений, включающий три блока (теоретико-методологический, психолого-педагогический, технологический), где системообразующим фактором выступают учебные задачи, разнообразные по типу, уровню и функциям и обеспечивающие поэтапное овладение требуемыми знаниями и умениями (мотивация, алгоритмизация, прогнозирование).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: на курсах повышения квалификации учителей музыки г. Вологды и области в Вологодском институте развития образования (2000,2001,2002); на заседаниях кафедры пения и методики музыкального воспитания и кафедры педагогики ВГПУ, в ходе лекций и практических занятий со студентами музыкально-педагогического факультета Вологодского государственного педагогического университета; на международной, межвузовской, региональной научно-практических конференциях ((Екатеринбург, 1999, 2001; Кострома, 2002; Вологда, 1998).
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Рефлексивный подход в системе хормейстерской подготовки педагога-музыканта2003 год, кандидат педагогических наук Никитина, Екатерина Николаевна
Формирование информационно-коммуникативных качеств будущего учителя музыки средствами игрового моделирования в процессе хормейстерской подготовки2007 год, кандидат педагогических наук Хмелева, Анна Павловна
Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу обучения хоровому пению: на материале работы со студентами музыкальных факультетов педагогических вузов2009 год, кандидат педагогических наук Стулов, Игорь Харьевич
Подготовка будущего учителя к использованию чувашской национальной музыки в современной школе1999 год, кандидат педагогических наук Дмитриева, Юлия Александровна
Системный подход к формированию профессиональной культуры студентов педвуза: На материале подготовки учителя музыки2002 год, кандидат педагогических наук Новицкая, Елена Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Брова, Татьяна Павловна
Выводы по главе 2
Данная глава отражает содержание опытно-экспериментальной работы, которая ставила своей целью проверить сформулированные гипотетические условия эффективности формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педагогического вуза.
Различные виды анализа (системный, уровневый, сравнительный) данных констатирующего и формирующего этапов позволили выявить количественные и качественные параметры диагностических умений и уровней их сформированности. В итоге была зафиксирована положительная динамика формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педвуза. Опытно-экспериментальная работа показала осознание необходимости овладения студентами диагностическими умениями, что выражалось в желании узнать свои исполнительские возможности, совершенствовать процесс и результат индивидуальной и коллективной деятельности; разрешить противоречие между должным и достигнутым качеством.
Кроме того, студенты приобрели необходимые знания для осуществления диагностики хорового пения; освоили структуру диагностического процесса — контролирующий, оценочный, аналитический, корректировочный, прогностический этапы; усвоили принципы диагностирования — целостности, детерминизма, единства анализа и синтеза; овладели алгоритмом диагностирования как совокупностью контрольно-оценочных, аналитических, корректировочных, прогностических действий обобщенного уровня, подлежащих широкому переносу.
Таким образом, анализ данных опытно-экспериментальной работы подтвердил предположение о том, что обеспечить эффективность формирования диагностических умений возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- - рассмотрение диагностических умений как совокупности контролирующих, оценочных, аналитических, корректировочных, прогностических действий;
- осознание студентами необходимости овладения диагностическими умениями;
- организация диагностической деятельности на основе личностно-деятельностного подхода, который предполагает выделение студента как субъекта, развитие его индивидуальных возможностей и соблюдение принципа сотрудничества субъектов обучения;
- введение в учебный процесс комплекса учебных задач, разнообразных по типу, уровню и функциям и обеспечивающих поэтапное овладение требуемыми знаниями и умениями.
- оценивание сформированности диагностических умений по соответствующим критериям (осознанность, обобщенность, самостоятельность), определяющим готовность будущего учителя к диагностической деятельности в профессиональной сфере. г
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показал теоретический анализ литературы по данной проблеме, диагностика является необходимым компонентом сознательно управляемой деятельности человека. Это особый вид познавательной деятельности, направленный на соотнесение теоретического уровня знания со свойствами конкретного объекта в целях управления диагностируемой системой, которое осуществляется в процессе предупреждения отклонений объекта от нормального состояния и его преобразования.
Диагностика в деятельности педагога связана с изучением процесса и результатов собственной деятельности, деятельности обучаемого и их взаимодействия. Диагностические умения включают в себя такие действия как контроль, оценку, анализ, корректирование и прогнозирование процесса и результатов деятельности. Диагностические умения студента в учебной деятельности образовательного процесса педвуза представлены совокупностью умений, обеспечивающих контроль и оценку соответствия результата ее цели, анализ причин существующего несоответствия, коррекцию недостатков посредством выбранной технологии, прогнозирование дальнейшего преобразования результата деятельности.
Вокально-хоровая диагностика является необходимым компонентом педагогической хормейстерской деятельности учителя музыки. Она направлена на распознавание признаков хорового пения и идентификацию их с явлением его сущности в целях предупреждения отклонения от эталона. Полученное в результате диагностического процесса знание позволяет управлять процессом преобразования исполнительского результата. Хормейстерские диагностические умения учителя музыки - это совокупность действий по: контролю системы признаков хорового пения, оценке их соответствия эталонным признакам, анализу причин существующего несоответствия, их корректированию, прогнозированию дальнейшего развития результата исполнения.
Модель формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педвуза строится по блочному принципу и включает связанные между собой теоретико-методологический, психолого-педагогический и технологический блоки.
Опытно-экспериментальная работа показала, что формирование диагностических умений в вузовском образовательном процессе наиболее успешно протекает, если в ходе обучения при решении учебно-познавательных задач студенты опираются на понимание состава выполняемых диагностических действий, осознают и усваивают структуру диагностической деятельности. В исследовании подтверждена и теоретически обоснована необходимость единства алгоритмических и эвристических видов диагностической деятельности студентов в целях развития их субъектной функции, выражающейся в умении самостоятельно контролировать, оценивать, анализировать, корректировать, прогнозировать ее результаты и приобретать необходимые знания. Уточнена значимость структурно-логической схемы, выступающей средством управления познавательным процессом студентов в ходе решения учебных задач. Разработана последовательность в обеспечении педагогических условий для развития диагностических умений и для их интеграции в целях формирования структуры диагностической деятельности. Уточнены такие критерии сформированности диагностических умений в вузовском образовательном процессе как знание диагностических действий, из которых складывается диагностическая деятельность их осознанность, обобщенность и самостоятельность осуществления. В экспериментальной группе существенно возросло количество студентов с высоким уровнем и значительно уменьшилось число студентов с низким уровнем сформированности диагностических умений. В контрольной группе было отмечено незначительное улучшение их первоначального уровня. Разработанные нами показатели диагностических умений, критерии их сформированности позволили в качественном и количественном отношениях убедиться в положительной динамике формирования диагностических умений у будущего учителя в образовательном процессе педвуза.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что эффективности формирования диагностических умений способствуют следующие педагогические условия: рассмотрение диагностических умений как совокупности контролирующих, оценочных, аналитических, корректировочных, прогностических умений; осознание студентами необходимости овладения диагностическими умениями; организация диагностической деятельности на основе личностно-деятельностного подхода, который предполагает развитие субъектности студента, его индивидуальных возможностей, разработку обучающих технологий; оценивание сформированности диагностических умений по соответствующим критериям (осознанность, обобщенность, самостоятельность), определяющим готовность будущего учителя к диагностической деятельности в профессиональной сфере; моделирование процесса формирования диагностических умений, включающего три блока (теоретико-методологический, психолого-педагогический, технологический), где системообразующим фактором выступают учебные задачи, разнообразные по типу, уровню и функциям и обеспечивающие поэтапное овладение требуемыми знаниями и умениями (мотивация, алгоритмизация, прогнозирование).
Дальнейшее исследование проблемы может быть связано с совершенствованием технологии формирования диагностических умений у будущего учителя музыки в педагогической хоровой практике; изучением влияния диагностических умений на эмоционально-осознанное отношение студентов к коллективному результату исполнительской деятельности, на другие виды музыкально-педагогической деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Брова, Татьяна Павловна, 2002 год
1. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Учебное пособие / Э.Б. Абдуллин /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Прометей, 1990. - 188 с.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983. - 111с.
3. Абрамова, М.А. Социокультурная ситуация и образование / М.А. Абрамова // Педагогическое образование и наука. 2002. - № 2. — С.4-8
4. Аверьянов, JI.H. Системное познание мира: Методологические проблемы / JT.H. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. - 261с.
5. Агарков, О.М. Интонирование и слуховой самоконтроль в сольном пении / О.М. Агарков // Вопросы физиологии и вокальной методики. 1975, Вып. XXV. M., С.70-89.
6. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе / Ю.Б. Алиев. Воронеж, 1998. - 352 с.
7. Амонашвили, Ш.А. Основания педагогики сотрудничества / Ш.А. Амонашвили // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М., 1989. - С. 144-177.
8. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г.Ананьев. — М.: Изд-во Академии пед. наук. РСФСР, 1960. 486 с.
9. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В.Запорожца. М.: Педагогика, 1982. - С.7-31.
10. Анисимов, А.И. Дирижер хормейстер / А.И. Анисимов. - JL: Музыка, 1976.- 158 с.
11. Ансерме, Э. Беседы о музыке / Э. Ансерме. JL: Музыка, 1976. -111с.
12. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе / O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
13. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки / Л.Г. Арчажникова. -М.: Просвещение, 1984. - 111с.
14. Асеев, В.Г. Личность и значимость побуждений / В.Г. Асеев. — М.: Институт психологии РАН, 1993. 223 с.
15. Аспелунд, Д.Л. Развитие певца и его голоса / Д.Л. Аспелунд / Под ред. М. Львова. -М.-Л.: Музгиз, 1952. 192с.
16. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление /В.Г. Афанасьев. -М.: Политиздат, 1981.-432 с.
17. Ашхаруа-Чолокуа, А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия / А. Ашхаруа-Чолокуа // Эстетические очерки. — М., 1979. — Вып. 5. С.137-174.
18. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
19. Балл, А.Г. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / А.Г. Балл. -М.: Педагогика, 1990. 183 с.
20. Беляева, A.B. Проблема выделения признака в связи с коммуникативными задачами вербализации образа восприятия / A.B. Беляева, Е.Г. Самойленко // Психологические исследования общения. М., 1985. - 344 с.
21. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогических технологий / В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
22. Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение / A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. - 96 с.
23. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. М.: Изд-во Московского университета, 1991. -143 с.
24. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. М.: Изд-во Московского университета, 1973. -243 с.
25. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1969.-364с.
26. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
27. Вербицкий, A.A. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1990. - 63 с.
28. Веселовская, Е.В. Педагогическая диагностика логического мышления учащихся: Дисс. . канд. пед. наук/Е.В. Веселовская. — Вологда, 2002. — 172 с.
29. Виленский, М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория / М.Я. Виленский, Е.В. Мещерякова // Педагогическое образование и наука. 2002. - № 2. - С. 8-12.
30. Вопросы вокально-хорового воспитания школьников // Сборник научных трудов МГПИ им. В.И. Ленина. М.: Прометей, 1983. - 158 с.
31. Воробьева, Е.И. Диагностика как вид познавательной деятельности: Дисс. .канд. пед. наук / Е.И. Воробьева. Воронеж, 1975.
32. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук / А.Б. Воронцов. -СПб. 2001.-23с.
33. Восприятие и действие / Под ред. A.B.Запорожца. М.: Просвещение, 1967.-323 с.
34. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. М.: Изд-во АПН, 1960. - 500 с.
35. Гавришина, Г.В. Формирование творческой активности подростков на уроках гуманитарного цикла: Дисс. . канд. пед. наук / Г.В.Гавришина. — Вологда, 2000.- 188с.
36. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во Московского университета, 1967. - 150 с.
37. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П.Я.Гальперин // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. - С.248-272.
38. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. Т.1. М., 1959. - С.442-465.
39. Гейнрихс, И. Музыкальный слух и его развитие / И. Гейнрихс. М.: Музыка, 1978.-82 с.
40. Гельмгольц, Г. О восприятии вообще / О.Г. Гельмгольц // Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1975. -61-86 с.
41. Глушакова, Т.И. Вокальные упражнения в процессе формирования певческих навыков школьников в хоре: Дисс. . канд. пед. наук / Т.И. Глушакова.-М., 1982.
42. Голубев, Н.К. Введение в диагностику воспитания / Н.К. Голубев, Б.П. Битинас. -М.: Просвещение, 1989.-240 с.
43. Горбунова, О.Ф. Профессиональная подготовка к оценочной деятельности в процессе воспитания школьника: Автореф. дис. .канд. пед. наук / О.Ф. Горбунова. Москва, 1999. - 16 с.
44. Гостев, A.A. Образная сфера человека / A.A. Гостев. М., 1992. -194с.
45. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. М.: Магистр, 1993.- 190с.
46. Грановская, P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. - 564 с.
47. Гржибовская, Р.Н. Проблема формирования внутреннеслуховых (ху-дожественнно-образных) представлений у учащихся-музыкантов: Дисс. . канд. пед. наук / Р.Н. Гржибовская. М., 1982.
48. Гуревич, K.M. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / K.M. Гуревич, Е.М. Борисова. — 3-е изд. -М.: Академия, 1999. 192 с.
49. Гутник, И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников. (Теория. История. Практика) / И.Ю. Гутник. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.-157 с.
50. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и экспер. псих. иссл. АПН СССР / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
51. Данилов, М.А. Процесс обучения в советской школе /М.А. Данилов. М.: Учпедгиз, 1960. - 299 с.
52. Давыдова, Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования: Дисс. . канд. пед. наук / Л.Н. Давыдова. — Волгоград, 1995.-263 с.
53. Демидова, Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач: Автореф. . канд. пед. наук / Н.В. Демидова. Калуга, 2000. - 18 с.
54. Детский голос / Под ред. Н.Д. Орловой. М.: Педагогика, 1970. — 232 с.
55. Дзида, Г.А. Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач: Автореф. . докт. пед наук / Г.А. Дзида. — М., 2001 -30 с.
56. Дмитревский, Г.А. Хороведение и управление хором / Г.А. Дмитрев-кий. Л.-М.: Музгиз, 1948. - 107с.
57. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики: Учебник / Л.Б. Дмитриев. М.: Музыка, 1968. - 675 с.
58. Думбляускайте, Л.А. Тембр хора. Тембро-интонационные нюансы в искусстве хорового пения: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Л.А. Думбляускайте. Л., 2974. 26 с.
59. Егоров, A.A. Теория и практика работы с хором / A.A. Егоров. — Л.-М.: Музгиз, 1951.-239 с.
60. Ержемский, Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования / Г.Л. Ержемский. СПб., 1993. - 264 с.
61. Ефремов, О.Ю. Система педагогической диагностики в вузе / О.Ю. Ефремов, И .Я. Скопылатов // Педагогика. 2001. - № 7. - С. 58-62.
62. Живов, В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения / В.Л. Живов //Работа с хором. Методика, опыт. М.: Профиздат, 1972. — С.115-139.
63. Завалова, Н.Д. Образ в системе психической регуляции деятельности / Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономоренко. М.: Наука, 1986. - 172 с.
64. Запорожец, A.B. Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / A.B. Запорожец, В.П. Зинченко / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1982. - С.50-80.
65. Зданович, А.П. Некоторые вопросы вокальной методики / А.П. Зда-нович. -М.: Музыка, 1965. -147с.
66. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.Я. Зимняя. — Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
67. Зинченко, В.П. Продуктивное восприятие / В.П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1971. 191с.
68. Иванов-Радкевич, А.П. О воспитании дирижера / А.П. Иванов-Радкевич. М.: Музыка, 1973. - 78 с.
69. Ильин, В. О методике ведения хоровой практики на начальной стадии обучения дирижера-хормейстера / В.О. Ильин // Хоровое искусство.— Л.: Музыка, 1977. Вып. 3. - С.32-46.
70. Ильясов, И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 198 с.
71. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. — М.: Педагогика, 1991.- 240 с.
72. Ивонна К. Диагностика как специфический вид познания: гносеологические аспекты: Дисс. . канд. филос. наук / К. Ивонна. М., 1991. - 156 с.
73. Кабанова-Меллер, E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
74. Каган, М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
75. Казанцев, С.Я. Методологическая культура студентов в условиях фундаментализации обучения / С.Я. Казанцев, Л.Я. Казанцева // Педагогическое образование и наука. -М., 2001. № 3. С. 9-14.
76. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. -М.: Педагогика, 1981. 200 с.
77. Кевля, Ф.И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка / Ф.И. Кевля. Москва-Вологда, 1999. - 156 с.
78. Кольцова, В.А. Общение и познавательные процессы / В.А.Кольцова //Познание и общение.-М., 1988. С. 10-23.
79. Кондрашин, К. Мир дирижера / К. Кондрашин. Л.: Музыка, 1976. -192 с.
80. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ) / В.В. Краевский М.: Педагогика, 1977. - 262 с.
81. Краснощекое, В.И. Вопросы хороведения: Учеб. пособие для дири-жерско-хоровых фак. консерваторий / В.И. Краснощекое. М.: Музыка, 1969.-300 с.
82. Кудрявцев, Т.В. Психология творчества и мышления / Т.В. Кудрявцев. — М.: Педагогика, 1975. 303 с.
83. Кузнецова В.А. Теория и практика многоуровневого университетского педагогического образования: Монография / В.А. Кузнецова — Ярославль, 1995.-267 с.
84. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В.Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967. - 183 с.
85. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1970, - 114 с.
86. Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений / Ю.Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. - 229 с.
87. Лаборатория музыкальной акустики / Под ред. Н.А Гарбузова. — М., 1966.-82 с.
88. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977. 304 с.
89. Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики / А.Н. Леонтьев. 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
90. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
91. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФГТК / Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992.-528с.
92. Лодкина, T.B. Активизация творческой деятельности студентов на занятиях по педагогическим дисциплинам / Т.В. Лодкина // Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студентов. — Вологда: ВГПИ, 1991. — С.89-94.
93. Лодкина, Т.В. Активные формы и методы обучения будущего учителя / Т.В. Лодкина // Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования: Тезисы научно-практической конференции. Часть 1. Сыктывкар, 1991. - С.72-73.
94. Лодкина, Т.В. Диалогизация форм и методов обучения студентов в преподавании педагогических дисциплин / Т.В. Лодкина // Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования. — Сыктывкар, 1993. С. 56 - 60.
95. Лодкина, Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика / Т.В. Лодкина. Москва-Вологда, 1997. - 141с.
96. Локшин, Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе /Д.Л. Локшин. -М.: Музгиз, 1957. 114 с.
97. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. - 443 с.
98. Ломов, Б.Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах /Б.Ф. Ломов, A.B. Беляева, В.Н. Носуленко. М.: Наука, 1986. - 126 с.
99. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, E.H. Сурков. М.: Наука, 1980. - 279 с.
100. Лыюрова, Н.В. Формирование оценочно-диагностических умений у младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Н.В. Лыюрова. -Волгоград, 2001. 22с.
101. Маталаев, Л.Н. Основы дирижерской техники / Л.Н. Маталаев. — М.: Советский композитор, 1986. — 206 с.
102. Матис, Т.А. Изучение психических новообразований совместной учебной деятельности школьника / Т.А. Матис //Формирование учебной деятельности школьников. — М., 1982.
103. Матюшкин, A.M. К проблеме «шага» в процессе усвоения / A.M. Матюшкин // Новые исследования в педагогике и психологии. — М., 1966.-Вып. 7.
104. Матюшкин, A.M. Классификация проблемных ситуаций / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. М., 1972. - № 5.
105. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /A.M. Матюшкин //Вопросы психологии. -М., 1970. Вып.5. -С.21-35.
106. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей / М.И. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
107. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. — М.,1975. -367с.
108. Машарова, Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: Автореф. дисс. . докт. пед. наук / Т.В. Машарова. Ярославль, 1999. - 38 с.
109. Медушевский, В.В. Невербальное осмысление музыки / В.В. Ме-душевский //Эстетические очерки. М., 1977.- Вып. 4. - С.79-113.
110. Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для пед. ин-ов / А.Г. Менабени. М.: Просвещение, 1987. — 93 с.
111. Менабени, А.Г. Певческое голосообразование: Пособие для музыкальных факультетов пед. институтов / А.Г. Менабени. М.: Просвещение, 1968.- 132 с.
112. Менчинская, H.A. Психология усвоения знаний в школе / H.A. Менчинская, Д.Н. Богоявленский. М., 1959. - 346 с.
113. Меситова, М.П. Формирование дидактических умений интегратив-ного характера в процессе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя музыки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук / М.П. Меситова. -Тула, 2002.-21с.
114. Молодежная культура и ценности будущего: Материалы XXII Всероссийской научно-практической конференции 19 апреля 2001 г. / Под ред. А.Г. Козловой, М.С. Гавриловой. Санкт-Петербург: «Verba Magistri», 2001. -467 с.
115. Морозов, В.П. Биофизические основы вокальной речи / В.П. Морозов. Л.: Наука, 1977. - 231 с.
116. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. JI.-M.: Музыка, 1965.-84с.
117. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи / В.П. морозов. Л.: Наука, 1967.-204 с.
118. Музыкальная акустика / Под ред. H.A. Гарбузова. — М., 234 с.
119. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. — М.: Академия, 2001. 232 с.
120. Мусин, И.А. О воспитании дирижера / И.А. Мусин. Л.: Музыка, 1987-247с.
121. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. — М.: Музыка, 1988.-254 с.
122. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
123. Назарова, И.С. Формирование основ опыта профессионально-педагогического саморегулирования у будущих учителей музыки. Автореф. дис. . канд. пед. наук / И.С. Назарова. - Ярославль, 2000.- 21с.
124. Немов, P.C. Психология. Общие основы психологии. Кн.1. / P.C. Немов. М.: Просвещение, 1994. - 576 с.
125. Никольская-Береговская, К.Ф. Развитие вокальных навыков на начальном этапе обучения в хоре музыкально-педагогического факультета: Дисс. . канд. пед. наук / К.Ф. Никольская-Береговская. -М., 1969.
126. Никольский, А. Голос и слух хорового певца / А. Никольский. -Петроград, 1916.
127. Носуленко, В.Н. Психология слухового восприятия / Под ред. Б.Ф.Ломова. -М.: Наука, 1988.-214 с.
128. Ольхов, К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров / К.А. Ольхов. М.-Л., 1979. - 200 с.
129. Органов, П.А. Певческий голос и методика его постановки / П.А. Органов. Л.-М: Музыка, 1951.- 134 с.
130. Панов, В.Г. Эмоции. Мифы. Разум / В.Г. Панов. М.: Высшая школа, 1992.-250с.
131. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К. Ба-банский, A.A. Сластенин, H.A. Сорокин. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
132. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое аген!ство, 1996. — 604 с.
133. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
134. Первушина, Т.П. Формирование готовности студентов музыкально-педагогического факультета к работе с хором: Дисс. . канд. пед. наук / Т.П. Первушина. М., 1982. - 166 с.
135. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. — М.: Изд-во Московского университета, 1988. 207с.
136. Петрова, E.H. О динамике звука певческого голоса / E.H. Петрова. -М., 1963.-45с.
137. Петрова, Е.П. Экспериментальное исследование динамики звука певческого голоса / Е.П. Петрова. Киев., 1966. - 39 с.
138. Петровский, В.А. Личность в психологии / В.А. Петровский. Рос-тов-на Дону, 1996. - 509 с.
139. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. — М.: Пассим, 1994.-304 с.
140. Пигров, К.К. Руководство хором: Учеб. пособие для очных, заоч. и вечерних отд-ний муз. училища, высш. муз. учеб. заведений / Под ред. К. Птица М.: Музыка, 1964. - 220 с.
141. Пискунов, А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура /А.И. Пискунов // Педагогика. 2001. - № 3. - С.41- 48.
142. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебгных заведений / И.П. Подласый. М.: Просвещение, 1996. -432 с.
143. Познавательные процессы: ощущения и восприятие / Под ред. A.B. Запорожца. М.: Педагогика, 1982. - 335 с.
144. Понукалин, A.A. Психологические механизмы формирования оценочных суждений / A.A. Понукалин, Е.В. Ряузова. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1989.- 135с.
145. Программа государственного экзамена по педагогике и психологии / Под ред. Т.В. Лодкиной, Ф.И. Кевля и др. Вологда: Русь, 2001. — 29 с.
146. Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2.-е изд. М., 1990. - 494 с.
147. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. -М.: Музыка, 1989.- 141с.
148. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников. -М.: Музыка, 1980.-95 с.
149. Раппопорт, С. Художественное представление и художественный образ / С. Раппопорт // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1973. - Вып. 3. -С.45-94.
150. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. М., 1958. - 133 с.
151. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Т.2. М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
152. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов. М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
153. Сафонова, В.И. Формирование певческого самоконтроля у подростков и молодежи в процессе хоровых занятий: Дисс. . кан. пед. наук / В.И. Сафонова. М., 1988.
154. Ситаров, В.А. Дидактика / В.А. Ситаров / Под ред. В.А. Сластени-на. — М.: Академия, 2002. 368с.
155. Скопылатов, И.А. Система педагогической диагностики в вузе / И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов // Педагогика. 2001. - № 7. - С.58 - 62.
156. Славская, К.А. Мысль в действии (Психология мышления) / К.А. Славская. М.: Политиздат, 1968. - 208с.
157. Сластенин, В.А. Инновационность один из принципов педагогики / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2000. - № 1. — С. 38-44.
158. Сластенин, В.А. Современные подходы к подготовке учителя / В.А.Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2000. - № 1. - С 4451.
159. Смирнов, М.А. Эмоциональный мир музыки / М.А. Смирнов. — М.: Музыка, 1990.-318 с.
160. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности / С.Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. - 304 с.
161. Смирнов, С.Д. Проблема образа: Проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов. М.: Изд-во Московского университета, 1985. -235 с.
162. Соколов, В.Г. Работа с хором / В.Г. Соколов. М.: Музыка, 1983. — 190 с.
163. Сосновский, Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии / Б.А. Сосновский / Под ред. В.М. Гамезо. -М.: Просвещение, 1979. 159с.
164. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Л.Ф. Спирин /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997. - 174 с.
165. Стулова, Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие / Г.П. Стулова. М.: МГПИ, 1988. - 68 с.
166. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению Г.П. Стулова. М.: Прометей, 1992. - 269 с.
167. Стулова, Г.П. Теория и практика вокальной работы в хоре / Г.П. Стулова. М., 1983. - 86 с.
168. Стулова, Г.П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре / Г.П. Стулова. М.: Просвещение, 1988. - 126 с.
169. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения. Т. 1. / В.А. Сухо-млинский / Под ред. А.Г. Дзеверин. Киев.: Рад. школа. - 1979. - 682 с.
170. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н.Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 343 с.
171. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности / Н.Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988. - 173 с.
172. Тарасов, К.Е. Общая методология диагностики как специфического вида познания: Автореф. дис. . докт. фил. наук / К.Е. Тарасов. — М., 1969.
173. Теория и методика музыкального образования детей / Под ред. Л.В. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской. 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 1999-336 с.
174. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. М.: Изд-во Академии Педагогии, наук РСФСР, 1947. - 333 с.
175. Тихомиров, O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии / O.K. Тихомиров // Психологические механизмы целеобразования. — М., 1977.-С.5-17.
176. Тихомиров, O.K. Структура мыслительной деятельности (Опыт теор. и эксперим. исслед.) / O.K. Тихомиров — М.: Изд-во Московского университета, 1969. 304 с.
177. Традиции и новаторство в современной школе: Тезисы научно-практической конференции / Под ред. Б.З. Вульфова, Т.В. Лодкиной, В.И. Шихова. 2-3 декабря 1997 г. Ч. 2. Вологда; - М: Русь, 1998. - 212 с.
178. Тюняева, Т.В. Профессиональная подготовка студентов к осуществлению педагогического контроля в процессе обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук / Т.В. Тюняева. Москва, 1998. - 17 с.
179. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверин-цева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичева, С.М. Ковалева, Н.М. Ланда, В.Г. Панова, B.C. Степина, П.Н. Федосеева. М.: Советская энциклопедия, 1989. -814 с.
180. Фрейдлинг, Г. Слуховой самоконтроль и методика сольфеджио. //Вопросы методики воспитания слуха. Л., - С.28-48.
181. Хайкин, Б. Беседы о дирижерском ремесле / Б. Хайкин. — М.: Советский композитор, 1984. — 238 с.
182. Хороведение: Учебное пособие для студентов музыкально-педагогических факультетов / Под ред. Б.Д. Критского. О.П. Соколовой. -М.: Прометей, 1989. 210 с.
183. Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю.Б. Гиппен-рейтер. М.: Изд-во Московского университета, 1975. - 399с.
184. Хуторской A.B. Современна дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.-544 с.
185. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умений учиться: Автореф. . докт. пед. наук / Г.А. Цукерман. -М., 1992.
186. Цыпин, Г.М. Проблемы психологии и творчества / Г.М. Цыпин. Книга 1. -М.: Советский композитор, 1988. -380 с.
187. Чесноков, П.Г. Хор и управление им: Пособие для хор. дирижеров / П.Г. Чесноков. 3-е изд. - М.: Музгиз, 1961.-240 с.
188. Чуприкова, Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека / Н.И. Чуприкова. М.: Просвещение, 1967. - 327 с.
189. Шабельников, В.К. Формирование быстрой мысли / В.К. Шабель-ников. Алма-Ата, 1982. - 149 с.
190. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982.-209 с.
191. Шехтер, М.С. Проблемы опознания // Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 1982. - С.300-330.
192. Шилова, М.И. Изучение воспитанности школьников / М.И. Шилова. -М.: Педагогика, 1982. 104 с.
193. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности / Г.Х. Шингаров. -М.: Наука, 1971. 221с.
194. Шиянов, E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / E.H. Шиянов. М.: Академия, 1999. - 288 с.
195. Шошин, П.Б. Метод экспертных оценок / П.Б. Шошин. М.: Издательство МГУ, 1987. - 79с.
196. Штофф, В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. — M.-JL: Наука, 1966.-301с.
197. Эстрина, Т.А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором: Дисс. . канд. пед. наук / Т.А. Эстрина.-М., 1981.- 165 с.
198. Юрлов, А. Статьи и воспоминания. Материалы / А. Юрлов. — М.: Музыка, 1983.- 199 с.
199. Юссон, Р. Певческий голос. Исследование основы физиологических и акустических явлений певческого голоса / Р. Юссон. — М.: Музыка, 1974. — 262 с.
200. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская //Директор школы. М., 1996. Вып.2 — 95 с.
201. Якиманская, И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. — М.: Педагогика, 1979. 144 с.
202. Яркин, Б.Д. Интенсификация хормейстерской подготовки студентов музыкально-педагогического факультета пединститута в ходе хорового практикума: Дисс. . канд. пед. наук / Б.Д. Яркин. М., 1990. - 185 с.
203. Яркина, Л.В. Педагогические условия формирования умения экспрессивного воздействия хормейстера на певческий коллектив: Дисс. . канд. пед. наук / Л.В. Яркина. Липецк, 2001 - 187 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.