Философско-гносеологический анализ феномена интуиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Данакари Лилия Ричарди

  • Данакари Лилия Ричарди
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 118
Данакари Лилия Ричарди. Философско-гносеологический анализ феномена интуиции: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Волгоград. 2006. 118 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Данакари Лилия Ричарди

Введение.

Глава 1. Анализ основных философско-гносеологических концепций интуиции.

§ 1. Проблема интуиции как специфического познавательного феномена в истории западной философии.

§2. Гносеологическая трактовка понятия интуиции в истории русской философии.

Глава 2. Интуиция и её роль в познании.

§1. Интуиция: сущность, специфика, механизм действия, классификация, роль в познании.

§2. Соотношение интуитивного и дискурсивно-логического в познании.

§3. Понятие интуиции в свете синергетики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-гносеологический анализ феномена интуиции»

Актуальность темы исследования может быть обоснована рядом аргументов. На процесс познания в значительной степени оказывают влияние такие индивидуальные особенности мышления познающего субъекта, как способности к интеллектуальной, абстрактной, эйдетической и другим формам интуиции. Принципиально новое теоретическое знание невозможно получить ни посредством индуктивного обобщения эмпирических фактов, ни при помощи дедуктивного вывода из старого теоретического знания. К основным законам новой теории ведёт основанная на проникновении в суть опыта интуиция. Интуиция играет важную роль в открытии нового, ранее неведомого, сообщает познанию новый импульс и направление движения.

Комплексное рассмотрение гносеологических механизмов интуиции, структуры интуитивного акта, решение вопроса о гносеологическом статусе интуиции и др. могли бы, по-нашему мнению, способствовать формированию соответствующих теоретических концепций, различных моделей, позволяющих относительно полно воспроизвести природу феномена интуиции. Без решения этих вопросов невозможно определить место и роль сознания в процессе познания.

Степень разработанности проблемы. Многоаспектная и когнитивная детерминированность интуиции обусловливает необходимость анализа ее влиятельных парадигм в истории философской мысли и современности как предпосылки ее адекватного, концептуального рассмотрения. Обращение к исследованию истории вопроса позволяет увидеть прежде всего трансформацию традиционных подходов к анализу его гносеологической природы. Большую роль в осмыслении интуитивного познания сыграли работы Сократа, Платона, Ф. Бэкона, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Дж. Локка, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Э. Гуссерля, К. Поппера, М. Бунге, Вл. Соловьева, Л. Шестова, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, И.О. Лосского и др. Эти работы оказали прямое влияние на становление методологии и формирование теоретического аспекта данного исследования.

В некоторых работах анализ особенностей интуитивного познания даёт возможность ближе подойти к его тайнам, наметить пути, раскрывающие место и роль интуиции в процессе познания. Это труды П.В. Копнина, Э.В. Ильенкова, В.Ф. Асмуса, М.К. Мамардашвили, B.C. Стёпина, B.JI. Лекторского, JI.A. Микешиной, П.С. Гуревича, A.A. Ивина.

В работах A.C. Кармина, Е.П. Хайкина, Е.В. Шорохова, В.А. Яковлева, В.А. Цапока, В.А. Ириной, В.И. Хорева, A.B. Славина, В.И. Орлова, И.М. Морозова, А.Е Кузнецова, A.A. Атанова, P.M. Грановской интуиция исследуется как способность формирования наглядных представлений об объектах, как специфический метод познания, как проницательная способность предсказать результат исследования, а также акцентируется творческая природа интуиции. Это делает необходимым обращение к логическому аспекту интуиции, без анализа которого невозможно сделать полноценных выводов о её природе, роли в познавательном процессе.

Наиболее важной является тенденция исследования роли интуиции в конкретных областях познания, например в математике это отражено в работах В.Ф. Асмуса, С.М. Новикова, Г.И. Рузавина, в психологии - в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, М.Г. Ярошевского, Я.А. Пономарёва, A.B. Брушлинского, P.M. Грановской, И.Н. Семёнова, в художественном познании -в работах Е.Л. Фейнберга, В.Н. Бранского, Е.С. Громова, С.О. Грузенберга; в этических исследованиях - в работах О.Г. Дробницкого, Р.В. Петропавловского, И.А. Пановой и др.

Анализ соответствующей литературы показывает, что существование интуиции в познавательном творчестве - это научный факт, что феномен интуиции имеет разнообразные формы своего проявления.

Однако, несмотря на обилие работ, посвященных изучаемой проблеме, её исследование нельзя признать завершенным. До сих пор нет комплексного анализа, позволяющего решить вопросы о содержательной стороне феномена интуиции, его образования и функционирования в познавательном процессе. Кроме того, существуют разные подходы к решению проблемы «интуитивное и дискурсивное», выделяются разные позиции в ее понимании. Необходимо отметить и тот факт, что синергетическая парадигма с её «порядком из хаоса» породила возможность новой интерпретации интуиции. Споры по всем этим характеристикам феномена интуиции продолжаются. Нет всестороннего теоретического исследования, специально посвященного философско-гносеологическому аспекту этого феномена.

Объект исследования - феноменальное проявление интуиции.

Предмет исследования - интуиция как специфический познавательный феномен.

Основная цель исследования - на основе анализа историко-философских, научно-теоретических и методологических источников о становлении и развитии представлений об интуиции как специфическом познавательном феномене выявить её сущность, специфику, механизм действия, место и роль в познании.

Основная цель предопределила постановку и решение конкретных исследовательских задач:

- проанализировать основные философско-гносеологические концепции в истории западной и русской философии;

- дать определение интуиции, выявить механизм её действия, а также особенности интуитивного познания;

- классифицировать интуитивное познание, определить его место и роль в научном познании;

- проанализировать соотношение интуитивного и дискурсивного в познании;

- исследовать понятие интуиции как феномена познания в свете синергетики.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём осуществлён комплексный философско-гносеологический анализ феномена интуиции и предложена целостная и теоретически обоснованная её концепция.

Наиболее значимые результаты исследования, конкретизирующие новизну работы, состоят в следующем:

- раскрыта сущность, выявлен гносеологический механизм, специфика интуиции, установлена зависимость её развития от конкретных условий;

- выявлена структура интуиции как познавательного процесса, рассмотрены её формы и определены её функции в познании;

- определен взаимодополняющий характер интуитивного и дискурсивно-логического форм познания на основе сравнительно-функционального анализа;

- рассмотрена специфика интуиции как формы познания в свете синергетики.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

- познание включает в себя интуицию - явление внезапного, достаточно полного и отчётливого постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности путей, ведущих к этому решению. Интуиция - это сформировавшаяся на основе предшествующего опыта субъективная способность выходить за его пределы путём мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных свойств, связей;

- классификация форм интуитивного познания является важным условием его глубокого анализа. Правильно классифицированные формы интуитивного познания позволяют определить его место в целостной системе познавательной деятельности, найти более адекватные способы его анализа, открыть новые аспекты в когнитивной системе;

- в интуиции дана творческая изменчивость, текучесть действительности, тогда как в общих понятиях рассудочного знания мыслится лишь неподвижное; дается объект целиком, позволяя ухватить «наибольшую полноту возможностей». При этом различные стороны объекта познаются на основе целого. Интуиция - это синтез, образующее целое;

- важнейшей предпосылкой интуитивного познания является характер предшествующего опыта. Для формирования и проявления интуиции необходимо: постоянное накопление и обновление знаний в соответствующей сфере деятельности; поисковая ситуация; развитая способность к творческому мышлению, которая, в свою очередь, зависит от систематического решения оригинальных, сложных задач. Интуиция требует напряжения всех познавательных способностей человека;

- интуитивное знание имеет вероятностный характер. Поэтому интуиция эффективна только в сочетании с рациональным мышлением, с осознанным применением научных методов, если её выводы строятся на прочной базе фактов, их всестороннего теоретического анализа. Интуиция может быть проверена и определено её место и роль в системе накопленного знания, когда она включена в целостную логическую систему познаний;

- в контексте синергетической парадигмы бессознательное можно сравнить с хаосом, а сознание - с порядком. Интуиция зарождается в хаосе, со временем набирает силы и переходит в сферу порядка. Интуиция, в случае её истинности, выступает организующим фактором в когнитивных процессах. Механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивающейся структуры (чувственных и мысленных образов, идей, представлений).

Методологической основой исследования являются философские концепции, учитывающие единство онтологического, гносеологического, методологического подходов в анализе феномена интуиции, использующие такие методы, как сравнительный анализ, теоретическое моделирование и научное обобщение. Используются элементы феноменологического анализа, позволяющего выделить чистые познавательные структуры, освобожденные от многочисленных частных эмпирических наслоений, а также системный подход, дающий возможность исследовать сложные многоуровневые образования, их структуру, внутренние и внешние связи и отношения; диалектический метод, позволяющий использовать внутренние противоречивые явления с учетом их развития и всеобщих связей. Последовательное применение упомянутых методов на основе их синтеза исключает опасность механического эклектизма в понимании специфики интуитивного познания.

Теоретическое и практическое значение диссертационного исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы в качестве методологических принципов при дальнейшем изучении проблематики интуиции в философском, естественнонаучном и социальном познании, а также при подготовке специальных курсов по онтологии и теории познания, по философии и методологии науки.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в публикациях и в выступлениях на научных конференциях в 2003-2006 годах.: на ежегодной научной сессии Волгоградского государственного университета (г. Волгоград, 21-27 апреля 2003-2004 г.г.); на Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные процессы подготовки специалистов (менеджеров) в высшем учебном заведении» (г. Волгоград, 12-14 ноября 2003 г.); на III Международном научном конгрессе (г Волгоград, 7-8 апреля 2004 г.); на IX Межвузовской конференции молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области (г. Волгоград 9-12 ноября 2004 г.); в сборниках статей преподавателей и аспирантов кафедры теоретической философии Волгоградского государственного университета «Проблемы современной общетеоретической философии» (г. Волгоград 2004-2005 г.г.); на Международной научно-практической конференции «Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования» (г. Волгоград, 18-20 апреля 2006 г.). По теме диссертации опубликовано восемь печатных работ.

Структура работы соответствует логике проведённого исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Данакари Лилия Ричарди

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, отметим, что в современной теоретической философии в значительной степени возрос интерес к проблеме интуиции, что связано с развитием науки, а также с особенностями познавательного процесса. В истории философии отношение к интуиции было сложным и противоречивым. В философских школах материализма и идеализма по-разному относились к феномену интуиции. Тем не менее она остается важной проблемой гносеологии.

Одним из важных выводов является то, что только творческий и системный подход позволяет рассмотреть единство чувственного и рационального познания, определить роль интуиции и ее познавательное значение. При этом проблема интуиции рассматривается в неразрывной связи с важнейшими гносеологическими и логическими проблемами развития науки и философии. Широкое философское рассмотрение позволило взглянуть на роль интуиции, так сказать, «изнутри», определить, каково «пространство» ее проявления, раскрыть многоаспектность роли интуиции в развитии познания.

В классической философской традиции исходили из неограниченного характера развития познания и из возможностей все большего применения научных методов в познании природы, общества и человеческого мышления. Однако в современную эпоху в связи с кризисом естествознания стало понятно, что логика и всеобщность науки недостаточны для адекватного постижения объективной реальности. Пришлось больше внимания обращать на вненаучное знание, признать роль интуитивного познания при формировании более полного и целостного представления об окружающей действительности.

В диссертационном исследовании интуиция не отрывалась от других видов знания и не противопоставлялась им, а считалась лишь их необходимой частью. Интеллектуальная интуиция предполагает существование как дискурсивного, логического мышления, так и чувственного познания мира.

В противовес иррационализму, считавшего качественно новое необъяснимым, диалектический подход к интуиции позволил правильно взглянуть на соотношение нового и старого. Следует строго отличать объяснимость нового как результат развития старого от несводимости нового к старому. Процесс творческого познания предполагает выход за пределы того, что непосредственно логически вытекает из уже имеющихся теоретических принципов и опытных данных. Он не сводится к аналитической деятельности рассудка, а предполагает синтетическую деятельность разума. Развитие научной теории характеризуется все большим освобождением ее от интуитивных положений путем сведения их к логически выводимым утверждениям. Интуитивное знание не может выступать в качестве критерия научной теории. Процесс синтетической творческой деятельности предполагает определение места интуиции в научном познании, что является большой и сложной проблемой. Успешное ее решение зависит от развития науки, применения методов, правильного определения соотношения объекта и субъекта, роли творческого начала человека в современном научном знании.

Гносеологический анализ интуиции показывает, что интуитивное знание представляет собой результат чувственного созерцания, непосредственного восприятия; оно формируется в результате создания наглядных образов путем простого ассоциативного синтеза или анализа предшествующих восприятий. Интуитивное знание, полученное путем создания новых наглядных образов, отражает чувственно не воспринимавшиеся ранее в опыте объекты и не может поэтому формироваться путем простого ассоциативного синтеза предшествующих восприятий. Интуитивное знание появляется путем формирования новых понятий, содержание которых «усматривается прямо».

Механизмом развёртывания интуиции является скачкооборазный переход от чувственных образов к понятиям и наоборот. Таким образом, благодаря интуиции мы получаем новое знание, которое выходит за рамки уже имеющегося опыта, что имеет большое значение для развития познания, гносеологии в целом.

Интуиция рассматривается и с точки зрения синергетики. В этом случае бессознательное понимается как хаос, сознание - порядок, а деятельность ученого как неустойчивая открытая система. Интуиция зарождается в момент локальной флуктуации, вызванной накоплением «бессознательных ощущений». При усилении флуктуации система оказывается в точке бифуркации и именно здесь осуществляется переход интуиции из хаоса в порядок, то есть она осознается. При этом интуиция выступает системообразующим фактором.

Используя синергетическую парадигму, механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивающейся структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания, то есть как процесс распознавания образов. Хаос в этом случае необходим для того, чтобы система вышла на собственную тенденцию развития, чтобы инициировать процесс самодостраивания.

Несмотря на уверенность в самоочевидности результата, полученного интуитивным путем, убежденность исследователя в истинности этого результата необходимо доказать. Дискурсивное и интуитивное - это взаимодополняющие стороны процесса познания. Интуиция - это открытие, а дискурсивное - это обоснование и доказательство этого открытия. Интуиция, таким образом, имеет важное значение в познании, в науке. Интуиция выражает эвристическую силу последних. История науки показывает, что именно интуиция послужила причиной многочисленных открытий.

Диалектичность является другой важной стороной феномена интуиции. Это выражается в противоречиях, которые сочетаются в ней: неосознанность процесса и осознанность его результата; внезапность «озарения» и необходимость предварительной работы, подготавливающей его; невыводимость найденного пути, результата из имеющихся даннных и непосредственная самоочевидность его для автора; чувство уверенности в его правильности и понимание необходимости его обоснования.

Интуиция представляет собой не только результат активности субъекта познания, но и результат присущего человеческой психике естественного чередования активности и пассивности, переходных состояний между ними. Уникальность интуитивного процесса заключается в последовательном чередовании в сознании субъекта озарения, догадки, предчувствия, т.е. от целенаправленной активности к ее спонтанному угасанию, переходящему в пассивность, а затем к повышению активности. На завершающем этапе происходит переход интуитивно полученной идеи в разряд общедоступного знания.

Интуиция выступает как взаимодействие противоположностей -наглядных образов и абстрактных понятий, как сочетание непосредственности и опосредованности знания, как единство индивидуально-психологических закономерностей познания, случайных догадок и исторически неизбежных процессов развития познания. Интуиция как специфический познавательный процесс - сложый и многогранный феномен. По мере познания человек раскрывает новые сущностные качества интуиции.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Данакари Лилия Ричарди, 2006 год

1. Автономова, Н.С. Рассудок, разум, рациональность / Н. С. Автономова. -М.: Наука, 1988.-288 с.

2. Агудов, В.В. Классификация методов научного познания / В. В. Агудов. -Н. Новгород. 1997.

3. Адамар, Ж. Исследования психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар. М.: Советское радио, 1970. 152 с.

4. Алексеев, П.В., Философия: учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - М.: Проспект, 1998. - 568 с.

5. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. М.: Медицина, 1968. - 461 с.

6. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.1.: Метафизика; О душе / Аристотель, ред. В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1975.- 550 с.

7. Арлычев, А.Н. Об иррационализме как философии изменчивости / А.Н. Арлычев // Вопр. философии. 1998. - №5.

8. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. М.: Высшая школа, 1998. - 400 с.

9. Асмус, В.Ф. Вопрос о непосредственном знании в философии Гегеля / В.Ф. Асмус. //Вопр. философии. 1962. №9.

10. Асмус, В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике: очерк истории XVII-XX вв. / В.Ф. Асмус, вступ. ст. В.В. Соколова. Изд. 3-е, стереотип. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 320 с.

11. Атанов, A.A. Интуиция и ее место в творчестве. Методологический аспект /A.A. Атанов: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 Иркутск, 1997. -25 с.

12. Бабушкин, В.У. О природе философского знания / В.У. Бабушкин. М.: Наука, 1979. - 207 с.

13. Батишев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батишев. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. - 464 с.

14. Бейли, А. От интеллекта к интуиции / А. Бейли. Новочеркасск: Агенство «Сагуна», 1994. - 221 с.

15. Бергсон, А. Восприятие изменчивости / А. Бергсон. М.: Московский клуб, 1992. Собрание сочинений: в 4-х т. - Т.1 - 325 с.

16. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон; пер. с франц. Минск: Харвест, 1999. - 1407 с.

17. Бердяев, H.A. Самопознание: Сочинение / H.A. Бердяев. М., Харьков: ЭКСМО - Пресс, Фолио, 1998.- 264 с.

18. Бирюков, Д.В. Бессознательная природа интуиции и ее роль в предвидении. / Д.В. Бирюков: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 -М., 1976.-24 с.

19. Богомолов, A.C. Античная философия / A.C. Богомолов. М.: Изд-во МГУ, 1985.-368 с.

20. Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении / Э. Боно; пер. с англ.; под общ. ред. и послесл. O.K. Тихомирова.- М.: Прогресс, 1976. 143 с.

21. Бородай, Ю.М. Воображение и теория познания (Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения) / Ю.М. Бородай. М.: Высшая школа, 1966. - 150 с.

22. Бородай, Ю.М. Роль интуиции в достижении нового знания / Ю.М. Бородай // Вопр. философии. 1962. - №2.

23. Бранский, В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В.П. Бранский. Калининград. 1999. - 586 с.

24. Броиль де Л. По тропам науки / Л. де Броиль. М.: Иностр. лит., 1962. - 408 с.

25. Брушлинский, A.B. Психологическое мышление и кибернетика / A.B. Брушлинский. М.: Мысль, 1970. - 191 с.

26. Брушлинский, A.B. Мышление и прогнозирование / A.B. Брушлинский. -М.: Мысль, 1979. 230 с.

27. Будилова, Е.А. Философские проблемы в советской психологии / Е.А. Будилова. М.: Наука, 1972. - 336 с.

28. Будко, В.В. Адекватность научного познания / В.В. Будко. Харьков: Основа, 1990. - 183 с.

29. Бунге, М. Интуиция и наука / М. Бунге. М.: Прогресс, 1967. - 187 с.

30. Бычко И.С., Научный поиск // Логика научного исследования / И.С. Бычко, Е.С. Жариков. М.: Наука, 1965. - 266 с.

31. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2-х т. Т.1. / Ф. Бэкон.- М.: Мысль, 1977. - 566 с.

32. Вахтомин, Н.К. Практика мышление - знание / Н.К. Вахтомин. - М., 1978.

33. Велихов, Е.П. Сознание: опыт междисциплинарного подхода / Е.П. Велихов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский // Вопр. Философии. 1988. -№11. - С.3-30.

34. Вербицкий, В.Г. Историко-философский анализ проблемы интуиции / В.Г. Вербицкий. Харьков, Харьк. Гос. ун-т им. A.M. Горького. - 1991. - 74 с.

35. Выготский, Л.С. Психология бессознательного: сборник произведений / 3. Фрейд. /Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

36. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1996. -416 с.

37. Гайденко, П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С.Л. Франка / П.П. Гайденко. // Вопр. философии. 1999. - №5.

38. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 2-х т. Т.1: Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1974. - 452 с.

39. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. Первая. / Г.В.Ф. Гегель; ред. Ю. В. Петров; пер. с нем. СПб.: Наука, 1994. - 350 с.

40. Георгиев, Ф.И. О природе интуиции / Ф.И. Георгиев, A.A. Новиков. -Вестник МГУ. Философия. 1973. - №5.

41. Гильманов, С.А. Интуиция в профессиональной деятельности педагога / С.А. Гильманов: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 Красноярск, 1990.-25 с.

42. Гиргинов Г.Г. Наука и творчество / Г.Г. Гиргинов. М.: Прогресс, 1999.368 с.

43. Гоббс, Т. Сочинения: В 2-х т. Т.1/ Т. Гоббс. - М.: Мысль, 1989. - 622 с.

44. Голицын, Г.А. Информация-Поведение-Творчество / Г.А. Голицын. М.: Наука, 1991.-221 с.

45. Голицын, Г.А. Информация и творчество на пути к интегральной культуре /Г.А. Голицын. М.: Русский мир, 1997.- 304 с.

46. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и в науке / Н.В. Гончаренко. М.: Искусство, 1991.-432 с.

47. Горбачевский, В.Ф. Место и роль интуиции в научном познании / В.Ф. Горбачевский, автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 Л., 1970. 24 с.

48. Горбачевский, В.Ф. Творческая интуиция единство рационального и иррационального // Философия XX века: школы и концепции / В.Ф. Горбачевский. - СПб., 2000.

49. Горский, Д.П. Обобщение и познание / Д.П. Горский. М.: Мысль, 1985. -208 с.

50. Грани творчества. Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1999. - 254 с.

51. Грановская P.M. Элементы практической психологии / P.M. Грановская. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 254 с.

52. Грановская, P.M., Интуиция и искусственный интеллект / P.M. Грановская, И.Я. Березная. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-268 с.

53. Громов, Е.С. Природа художественного творчества / Е.С. Громов. М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

54. Губин, В.Д. Проблема интеллектуальной интуиции в философии Эдмунда Гуссерля / В.Д. Губин: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 М., 1969.-25 с.

55. Гуревич, П.С. Несколько замечаний об интуитивном постижении реальности / П.С. Гуревич // Вестн. РАН. -М., 1992. №10 - С. 104-116.

56. Гурьянов, A.C. Роль интеллектуального созерцания как категории и способа философствования / A.C. Гурьянов: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 Чебоксары: ЧТУ, 2001. - 25 с.

57. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994. - 357 с.

58. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт; пер. с фр. и лат. ред. и вступ. статья В.В. Соколова. М.: Госполитиздат, 1950. - 571 с.

59. Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт. // Сочинение: в 2-х т. Т.1. Перевод. / [сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова; примеч. М.А. Гарванцева, В.В. Соколова]; АН СССР, Ин-т философии. - М.:Мысль, 1989. - 654 с.

60. Диалектика процесса познания. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 367 с.

61. Драгалин, А.Г. Математический интуиционизм. Введение в теорию доказательств / А.Г. Драгалин. М.: Наука, 1979. - 256 с.

62. Дробницкий, О.Г. Критика интуитивистского направления в современной буржуазной этике / О.Г. Дробницкий: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 -М., 1963.-25 с.

63. Дубровин, В.Н. Гносеологический и социологический аспекты проблемы интуиции / В.Н. Дубровин: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 -Ростов н/Д, 1969. - 25 с.

64. Дубровский, Д.И. Информация. Сознание. Мозг. / Д.И. Дубровский. М.: Высш. шк., 1980.-286 с.

65. Дубровский, Д.И. О специфике философской проблематики и основных категориальных структурах философского знания / Д.И. Дубровский // Вопр. философии. 1984. - № 11. - С. 62-68.

66. Дубровский, Д.И. Проблема идеального / Д.И. Дубровский. М.Мысль, 1983.-230 с.

67. Егоров, A.B. Теория познания и проблема интуиции / A.B. Егоров: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.01 -М., 1973.-25 с.

68. Егоров, А.Г. Соотношение рационального и иррационального в философии В. Шмакова // Философия XX века: школы и концепции / А.Г. Егоров. -СПб., 2000.

69. Егоров, B.C. Рационализм и синергетизм / B.C. Егоров. М.: Просвещение, 1997.-С.262.

70. Емельянова, JI.M. Роль интуиции в процессе познания мира: текст лекции / JI.M. Емельянова. СПб., 1997.

71. Желателев, Д.В. Феномен интуиции, или принятие решений в ситуации неопределенности / Д.В. Желателев. // Психологическая газета. 2002. -№1/76.

72. Зеньковский, В.В. История русской философии: В 2-х т. Т. 2. / В.В. Зеньковский. - М., Р- н/Д : ACT: Феникс, 1999. - 540 с.

73. Зотов, А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. М.: Высш. шк., 2001.-784 с.

74. Зотов, А.Ф. Структура научного мышления (над чем работают, о чем спорят философы) / А.Ф. Зотов. М., 1973.

75. Иваненко, Г.И. Роль интуиции в формировании эстетического вкуса / Г.И. Иваненко: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 Киев, 1978. - 25 с.

76. Ивахненко, А.Г. Принятие решений на основе самоорганизации / А.Г. Ивахненко, Ю.П. Зайченко, В.Д. Димитров. М., 1976.

77. Ивин, A.A. Искусство правильно мыслить / A.A. Ивин. М.: Просвещение, 1990.-240 с.

78. Ивин, A.A. Теории аргументации / A.A. Ивин. М.: Гардарика, 2000. - 414 с.

79. Ильенков, В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильенков. М., 1993.

80. Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э.В. Ильенков. М.: Росспэн, 1997. - 464 с.

81. Ильенков, Э.В. Проблема идеального / Э.В. Ильенков // Вопр. философии. -1979.-№6.

82. Интуиция и научное творчество: аналитический сборник ИНИОН. М., 1981.

83. Интуиция, логика, творчество / отв. ред. Н.И. Панов. М.: Наука, 1987. -176 с.

84. Ирина, В.Р., В мире научной интуиции: Интуиция и разум / В.Р. Ирина, A.A. Новиков. М.: Наука, 1978. - 192 с.

85. Кант, И. Собрание сочинений: В 8- ми т. Т.З: Критика чистого разума / И. Кант; пер. с нем; под общ. ред. A.B. Гулыги. - Юбилейное изд. 1794 -1994.- М.: ЧОРО, 1994. - 742 с.

86. Капица, П. Будущее науки / П. Капица // Наука и жизнь. 1962. - №6.

87. Кармин, A.C. Интуиция и бессознательное / A.C. Кармин. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования Тбилиси, 1978. T.III. -С.91-92.

88. Кармин, A.C. Интуиция и диалектика / A.C. Кармин. // Диалектика творческой деятельности. Воронеж.: Изд-во Воронежского университета, 1989.

89. Кармин, A.C. Интуиция и ее механизмы / A.C. Кармин. // Проблемы методологии науки и научного творчества. JL: ЛГУ 1977. - С. 44-64.

90. Кармин, A.C. Научные открытия и интуиция / A.C. Кармин. // Природа научного открытия. М.: Знание, 1986.

91. Кармин, A.C., Гносеологический анализ научной интуиции / A.C. Кармин, Е.П. Хайкин. // Проблема философии и методологии современного естествознания. М.: Знание, 1973. - 324 с.

92. Кармин, A.C. Творческая интуиция в науке / A.C. Кармин, Е.П. Хайкин. -М.: Знание, 1971.-48 с.

93. Качкачишвили, И. А. О двух различных проблемах интуиции / И. А. Качкачишвили. // Сер. философии и психологии. Тбилиси, 1990. - №1. - С. 44-57.

94. Клириков, В.Г. Логико-гносеологический анализ интуиции как фактора научного творчества / В.Г. Клириков: автореф. дис. канд. фил. наук: 09.00.01 Л., 1983.-23 с.

95. Князева, Е.К., Антропный принцип в синергетике / Е.К. Князева, С.П. Курдюмов // Вопр. философии. 1997. - №3.

96. Князева, Е.К., Интуиция как самодостраивание / Е.К. Князева, С.П. Курдюмов // Вопр. философии. 1994. - №2.

97. Коган, В.Р. Гносеологическая роль интуиции в физическом познании мира / В.Р. Коган: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.01 М., 1974. - 25 с.

98. Козлова, М.С. Вера и сознание. Проблемы и границы / М.С. Козлова // Вопр. философии. 1991. - №2.

99. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества / А.Ю. Козырева. Пенза.: Б.И. 1994. - 338 с.

100. Копнин, П.В. Введение в марксистскую гносеологию / П.В. Копнин. -Киев, Наукова думка, 1966. 288 с.

101. Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки / П.В. Копнин. М.:Мысль, 1974.-568 с.

102. Копнин, П.В. Диалектика как логика и теория познания / П.В. Копнин. -М.: Наука, 1973.

103. Копнин, П.В. Диалектика, логика, наука / П.В. Копнин. М.: Наука, 1973. С.130.

104. Корнилова, Л.А. Роль интуиции в понимании философских текстов / Л.А. Корнилова // Тр. Кубан. гос. технол. Ун-та. Краснодар, 1999. - Т. 6. С.211-215.

105. Коршунов, A.M. Отражение, деятельность, познание / A.M. Коршунов. -М.: Политиздат, 216 с.

106. Кочергин, А.Н. Методы и формы научного познания: спецкурс / А.Н. Кочергин. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 76 с.

107. Крамаренко, В.Ю. Интеллект человека / В.Ю. Крамаренко. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. - 182 с.

108. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, A.A. Ивин, A.JI. Никифоров; под ред. Д.П. Горского. М.: Просвещение, 1991. - 208 с.

109. Кудряшов, А.Ф. Интуиция / А.Ф. Кудряшов // Диалектика познания / под. ред. проф. Кармина A.C. JI., 1988. - С.102-103.

110. Кудряшов, А.Ф. Онтология. Методология. Негеоцентризм / А.Ф. Кудряшов. СПб., 1993. - С.73.

111. Кузнецов, А. Е. Интуиция как философская проблема: гносеологический анализ / А. Е. Кузнецов автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 Улан-Удэ, 1997.-С. 17.

112. Кузнецов, Б.Г. Иделы современной науки / Б.Г. Кузнецов. М.: Наука, 1983. - 255 с.

113. Купцов, В.И. Роль философии в научном познании / В.И. Купцов. М.: Знание, 1976.-64 с.

114. Лапшин, И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии / И.И. Лапшин. М.: Республика, 1999. -399 с.

115. Лейбниц, Г.В. Сочинения: В 4-х т. Т.2. / Г.В. Лейбниц; ред. Б.Э. Быховский и [др.]. - М.: Мысль. / [Ред., авт. вступ. ст. И.С. Нарский]. 1983. - 686 с.

116. Лекторский, В.А. Субъкт, объект, познание / В.А. Лекторский. М.: Наука, 1980.-359 с.

117. Лекторский, В.А. Методологический анализ науки (типы и уровни) / В.А. Лекторский, B.C. Швырев // Философия, методология, наука. М.: Наука, 1972.-С.7-44.

118. Леонтьев, А.Н. Философия психологии. Из научного наследия / А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1994.

119. Литвинова, А.Л. Роль интуиции в научном познании. Философия о предмете и субъекте научного познания / А.Л. Литвинова; под. ред. Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева. СПб.: Санкт-Петербург, философ, об-во, 2002. -139 с.

120. Лихошерстных, Г.У. Интуиция в науке, ее природа и ее возможности / Г.У. Лихошерстных // Вопр. философии. 1984. - №6.

121. Локк, Дж. Сочинения: в 3-х т. Т.2. / Дж. Локк.; пер. с англ. - М.: Мысль, 1985. - 622 с.

122. Лосев, А.Ф. Бытие. Имя. Космос / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1983. - 958 с.

123. Лосев, А.Ф. Имя, вещь, космос / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994. - 164 с.

124. Лосев, А.Ф. Интуиция / А.Ф. Лосев // Философская энциклопедия: в 5-ти т. -Т.1.-М., 1962.

125. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М.: СВАРОГ и Ко, 2000. - 492 с.

126. Лосский, Н.О. Обоснование интуитивизма / Н.О. Лосский. // Избранное. -М.: Правда, 1991.-622 с.

127. Лосский, Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1955. - 399 с.

128. Лосский, Н.О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм / Н.О. Лосский -М.: Издательская группа Прогресс: VIA, 1992. 208 с.

129. Лук, А.Н. Интуиция и научное творчество: научно-аналитический обзор / А.Н. Лук. // Философские науки. -1981. №5.

130. Лукьянов, A.B. Философия. Предвидение. Духовность / A.B. Лукьянов. -Уфа, 1993.- 108 с.

131. Мазманян, М.А. Роль вдохновения и интуиции в процессе осуществления художественного замысла / М.А. Мазманян, Л.Ш. Тальян. М., 1962.

132. Майбурова, Д. Роль интуиции в математике / Д. Майбурова. автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 Киев, 1967. - 25 с.

133. Маркс, К. Экономические рукописи 1844 года / К. Маркс // Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1956. - 693 с.

134. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения в 50-ти томах / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М.: Политиздат, 1955-1981. Т.2.

135. Метлов, В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки / В.И. Метлов. М.: Высш.шк., 1987. - 142 с.

136. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. М.: Прогресс - Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.-464 с.

137. Мирская, Е.З. Свойство и структура научного открытия / Е.З. Мирская // Наука и научное творчество.- Ростов н/Д, 1970.

138. Митрохин, Л.Н., Ойзерман, Т.И., Ширшенко, Л.Н. Буржуазная философия XX века / Л.Н. Митрохин, Т.И. Ойзерман, Т.И. Ширшенко. М., Политиздат, 1974.

139. Молчанов, Ю.Б. Научная интуиция. Ее эволюция и перспективы. Проблемы интуиции в философии / Ю.Б. Молчанов // Физика в системе культуры. М., Наука, 1996. - С. 185-196.

140. Морозов, И.М. Интуиция / И.М. Морозов // Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск. 1999.

141. Морозов, И.М. Природа интуиции / И.М. Морозов. Минск: Университет, 1990.- 141с.

142. Мостепаненко, M.B. Философия и методы научного познания / М.В. Мостепаненко. JL: Наука, 1972. - 263 с.

143. Налетов, И.З. Конкретность философского знания / И.З. Налетов. М.: Мысль, 1986. - 235 с.

144. Налимов, В.В. Спонтанность сознания / В.В. Налимов. М.: Наука, 1989.

145. Налчаджян, A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества) / A.A. Налчаджян. М.: Мысль, 1972. - 274 с.

146. Никитина, А.Г. Предвидение как человеческая способность / А.Г. Никитина М.:Мысль, 1975. - 151 с.

147. Новиков, A.B. От позитивизма к интуитивизму / A.B. Новиков М.: Искусство, 1976. 255 с.

148. Ойзерман, Т.И. Рациональное и иррациональное / Т.И. Ойзерман. М.: Знание, 1984. - 64 с.

149. Олюшина, М.В. Интуиция и дискурс (историческая типология и современное состояние) / М.В. Олюшина: дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 СПб., 2003.

150. Орлов, В.И. Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения / В.И. Орлов. М., Знание, 1964. - 350 с.

151. Панов, В.Г. Чувственное, рациональное, опыт / В.Г. Панов М.: Изд-во Моск. ун-ва, 1976. - 256 с.

152. Панова, И. А. Роль интуиции в разрешении противоречия между истиной и справедливостью / И. А. Панова // Россия накануне XXI века: Новые вехи: материалы межвузовской научной конференции. 2-3 февраля 1999. Воронеж. 1999.

153. Платон, Сочинения в 3-х т. Т.1. / Платон. - М.: Мысль, 1968. - 623 с.

154. Погорлецкая, Л.Д. Интуиция и познавательный процесс / Л.Д. Погорлецкая: автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01 Моск. гос. пед. инт им. В.И.Ленина. - М., 1983. - 16 с.

155. Покачалов, Г.А. Проблема интуиции в философии / Г.А. Покачалов // Тез. докл респ. науч.-теорет. конф. молодых ученых и специалистов по общественным наукам. Ташкент, 1982. - С. 195-196.

156. Поливанова, Н.И. Наглядно-интуитивные компоненты процесса решения задач / Н.И. Поливанова: автореф. дисс. канд. психологических наук. М.,1975.-26 с.

157. Пономарев, Я.А. Психика и интуиция / Я.А. Пономарев. М.: Политиздат, 1967.-256 с.

158. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. М.: Наука,1976.-303 с.

159. Поппер, К. Логика и рост научного знания: изб. работы: пер. с англ. / К. Поппер. М.: Прогресс, 1983. - 606 с.

160. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 310 с.

161. Прокофьева, И.А. К вопросу о возможном механизме интуиции / И.А. Прокофьева. // Философские проблемы современной биологии: сб. М.: Наука, 1966.

162. Психология, словарь / под общ. редакцией A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского 2-е изд. исп. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 167 с.

163. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. М.: Наука, 1990. - 735 с.

164. Пушкин, В. Интуиция и ее экспериментальное изучение / В. Пушкин, В. Фетисов // Наука и жизнь, 1969. - № 1. - С.29.

165. Радовель, И. Разновидности интуиции и попытка их систематизации / И. Радовель. // Симпозиум по проблемам интуиции. Батуми, 1988.

166. Ракитов, А.И. Принципы научного мышления / А.И. Ракитов. М.: Политиздат, 1975. - 143 с.

167. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. СПб: Азбука, 2001.

168. Рахматуллин, Р.Ю. Иррационалистическое направление в философии: учеб. пособие / Р.Ю. Рахматуллин, Н.Б. Хидиятов. Уфа: УВШ МВД РФ, 1995.-97 с.

169. Родионова, И.К. Интуиция и ее роль в познании / И.К. Родионова: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 М., 1966. - 25 с.

170. Рубинштейн, C.JI. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / C.JI. Рубинштейн. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1957. - 328 с.

171. Рузавин, Г.И. Интуиция и понимание в математике / Г.И. Рузавин. // Интуиция, логика, творчество. М., 1987. - С. 85-98.

172. Рузавин, Г.И. Методы научного исследования / Г.И. Рузавин. М.: Мысль, 1974.-237 с.

173. Рузавин, Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества / Г.И. Рузавин // Вопр. философии. 1995. - №8. - С.63-72.

174. Рыбаков, Н.С. Факт. Бытие. Познание / Н.С. Рыбаков. Екатеринбург: УИФ Наука, 1994. - С. 16.

175. Рычков, П.А. Порядок и хаос / П.А. Рычков // Вестник Моск. Гос. Ун-та. Сер.7. Философия. 2000. - №6. - С. 21-48.

176. Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека. (Психологическме исследования). М.: Педагогика, 1979. - 184 с.

177. Семенов, Ю.И. Проблема обоснования возможности априорного знания в теории научного познания и гносеологии / Ю.И. Семенов: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.01 М., 1999. С. 12.

178. Симонов, П.В. Мозг и творчество / П.В. Симонов // Вопр. философии. -1992.-№11.

179. Симонов, П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества / П.В. Симонов. М.: Наука, 1993. - 111 с.

180. Славин, A.B. Наглядный образ в структуре познания / A.B. Славин. М.: Политиздат, 1971.-271 с.

181. Славин, A.B. О природе интуиции / A.B. Славин // Философские науки. -1972.-№4.

182. Славин, A.B. Проблема возникновения нового знани. М.: Наука, 1976. -294 с.

183. Современный западный философский словарь. -2-е изд., переработанное и дополненное. М.: ТОН-Острожье, 1998. - 544 с.

184. Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVII веков / В.В. Соколов. М.: Высш. шк., 2003. - 428 с.

185. Соловьев, Вл. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. / Вл. Соловьев. - М.: Мысль, 1990. -829 с.

186. Спиноза, Б. Избраные произведения: в 2-х т. Т.1. / Б. Спиноза. - М.: Госполитиздат, 1957.-632 с.

187. Спиркин, A.A. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972.-303 с.

188. Степин, B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. - 744 с.

189. Султанова, Л.Б. Роль интуиции и неявного знания в формировании стиля математического мышления / Л.Б. Султанова // Золотая философия. М., 2000.

190. Суханов, К.Н. Комплексное историко-философское исследование гносеологии интуитивизма. / К.Н. Суханов: автореф. дисс. док. филос. наук: 00.09.01 М., 1979. - 25 с.

191. Суханов, К.Н. Критический очерк гносеологии интуиционизма / К.Н. Суханов. Челябинск: Юж.-Уральск. кн. изд-во, 1973. - 228 с.

192. Фейнберг, Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке / Е.Л. Фейнберг. Фрязино: Век 2,2004. - 288 с.

193. Фейенберг, Е.Л. Интуитивное суждение и вера / Е.Л. Фейнберг // Вопр. философии. 1991. - №8.

194. Фейнберг, E.J1. Обыкновенное и необычное (Заметки о развитии современной науки) / Е.Л. Фейнберг // Новый мир. 1965. - №8.

195. Философская интуиция // Путь в философию: Антология. М.; СПб.2001. -С. 203-218.

196. Философская энциклопедия: В 4-х т. Т.2. / гл. ред. Ф.В. Константинов. -М.: Советская энциклопедия. 1962. - 576 с.

197. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика. 2001. - 719 с.

198. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др.. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

199. Фихте, И.Г. Сочинение: В 2-х т. Т.2. / И.Г. Фихте / сост. и примеч. В. Волжского. - СПб.: Мифрил, 1993 - 687 с.

200. Флоренский, П.А. Сочинения в 4-х т. Т.1. / П.А. Флоренский. - М.: Правда, 1990. - 490 с.

201. Франк, С.Л. Предмет знания. Душа человека / С.Л. Франк. Минск: М., Харвест, ACT 2000.

202. Франк, С.Л. Русская философия последних пятнадцати лет / Франк // Русское мировоззрение: сборник. СПб., 1996. - 619 с.

203. Фурманова, О.В. О соотношении логического и интуитивного в творческом процессе / О.В. Фурманова // Вопросы философии. 1984. -№7.

204. Хайкин, Е.П. Место и роль интуиции в научном познании / Е.П. Хайкин. -Л., 1970.-201 с.

205. Хакен, Г. Информация и самоорганизация / Г. Хакен. М., 1991.

206. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. М.: Мир, 1980. - 404 с.

207. Хачатрян, A.A. Анализ философских концепций интуиции / A.A. Хачатрян // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2005. - №6. - с. 5-13.

208. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.-391 с.

209. Хилл, Т.И. Современные теории познания / Т.И. Хилл. М.: Прогресс, 1965. -161 с.

210. Хорев, В.И. Гносеологическая природа и механизм эвристической интуиции в научном познании / В.И. Хорев. Пермь, изд. перм. политехи, ин-та, 1982. - С.25.

211. Хорев, В.И. Эвристическая интуиция в научном поиске / В.И. Хорев. -Пермь. 1973.

212. Цапок, В.А. Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного в творческом процессе / В.А. Цапок: автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.01 Кишинев, 1974.

213. Черников, М.В. Рациональные основания религиозного чувства / М.В. Черников // Рациональное и иррациональное в современной философии. Часть 2. материалы научно-теоретической конференции. Иваново, 1999. 146 с.

214. Чуева, И.П. Критика идей интуитивизма в России / И.П. Чуева. M.-JL: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.- 129 с.

215. Чуева, И. П. Проблема интуиции в философии / И. П. Чуева // Актуальные проблемы критики современной буржуазной философии и социологии. -Л., 1981.-вып. 4.-с. 32-36.

216. Швырев, B.C. Научное познание как деятельность / B.C. Швырев. М.: Политиздат, 1984. - 232 с.

217. Швырев, B.C. Рациональность как ценность культуры / B.C. Швырев // Вопр. философии. 1992. - №6.

218. Шеллинг, В.Ф.Й. Сочинения: В 2-х т. Т.1. / В.Ф.Й. Шеллинг., пер. с нем. / составитель, ред. A.B. Гулыга.; Ан СССР, Ин-т философии. - М.:Мысль, 1987.-640 с.

219. Шилейко, A.B., Информация или интуиция? / A.B. Шилейко, Т.И. Шилейко. М.: Молодая гвардия, 1983. - 208 с.

220. Шопенгауэр, А. Избранные произведения / А. Шопенгауэр. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 541с.

221. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Собрание сочинений. М.: Наука, 1992. - Т.1.

222. Шорохов, Е.В. Интуиция как особая творческая способност / Е.В. Шорохов // Проблемы провинциальной художественной культуры, материалы всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. Курск, 1998.

223. Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А. Штофф. -М.: Высш школа, 1978. 271 с.

224. Шульц, JL Язык интуиции / JI. Шульц. М., 2002.

225. Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. Статья и главы // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. Т. 5. / К. Маркс, Ф. Энгельс. -М., 1986.-396 с.

226. Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное / К.Г. Юнг. пер. с анг. СПБ.: Университетская книга, 1997.

227. Steinhart, Е. On Nietzsche / Е. Steinhart/ USA, Belmont USA, Belmont: Wadsworth / Thomson learning, 2000/ - 88 p. - (Wadsworth philosophers series). - На англ. языке.

228. Thomson, G. On Descartes / G. Thomson. USA, Belmont, 2000. - 92 p. + Appendix. - (Wadsworth philosophers series). - На англ. языке.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.