Роль интуиции в морали тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Панова, Наталья Александровна

  • Панова, Наталья Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 136
Панова, Наталья Александровна. Роль интуиции в морали: дис. кандидат философских наук: 09.00.05 - Этика. Воронеж. 2005. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Панова, Наталья Александровна

Введение.

Глава I. Особенности гносеологической и религиозной интуиции.

§ 1. Рациональный характер гносеологической интуиции.

§ 2. Сверхрациональная природа религиозной интуиции.

Глава II. Об интуиции в этике.

§ 1. Западно-европейская философия о непостижимости морали рациональными средствами.

§ 2. Онтологические предпосылки интуиции в русской религиозной философии.

Глава III. Преимущества духовно-интуитивного подхода в понимании основных этических категорий.

§ 1. Трансцендентная этика о сущности морали.

§ 2. Категория справедливости - позиция равенства и позиция правды.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль интуиции в морали»

Актуальность исследования. Человека начала третьего тысячелетия не прельстить ни лозунгами абстрактных истин разума, ни проповедью добрых чувств. Рационалистический подход бессилен перед непостижимой природой нравственного чувства, а благородные порывы, совершенно противоречащие разуму, не вызывают сомнений в их подлинности. И дело не в том, чтобы механически (или даже диалектически) соединить оба фактора. В этике нужны какие-то новые, снимающие противоречие между разумом и чувством способы исследования. Одной из таких форм теоретического осмысления морали является интуиция.

Интуитивное знание не иррационально, а сверхрационально потому что, как правило, завершает гносеологический процесс, возникая на вершине творческой мысли. Но оно же может быть и сверхчувственно, когда, например, в религиозном чувстве соединяет нас с абсолютным и запредельным началом. И именно в силу сверхчувственности и сверхрациональности интуиции, обращение к ней позволяет надеяться на более пристальный, а также более ответственный анализ нравственности.

Современная эпоха с очевидностью требует переоценки многих ценностей, в частности, идеала «человека разумного», рационально управляемого человека самодостаточного. Этический рационализм имеет богатую историю в философии. В его основе лежит представление о человеке как разумном существе, где разум считается высшим критерием человечности. В этике рационализм выражается в попытке создать единую систему нравственности, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было бы логически вывести все конкретные требования нравственности применительно к различным ситуациям.

Основной недостаток рационализма в этике — это перенесение рациональной методологии в сферу морали и тотальное ее господство в решении любых нравственных проблем.

Этика, основанная только на рациональных основаниях, так или иначе, может вести к этическому утилитаризму, а в конечном счете, к вырождению морального содержания - к эгоизму. Как нетрудно заметить, рационалистический характер носят этические системы гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма, социологического и биологического детерминизма и др.

Разум, безусловно, необходим в морали, но его недостаточно для решения нравственных проблем. Поэтому, стремление все объяснить рациональными причинами в человеческой жизни и все подчинить разуму порождало противоположенную тенденцию - устранить господство рацио через его отрицание. Эта линия прослеживается в концепциях иррационализма.

Иррационализм, как методологический принцип истолкования нравственных проблем, исходит из того, что моральные вопросы в принципе не могут быть решены в теоретической, обобщенной форме. На первый план в этике выдвигается «алогичное», «противоразумное», находящееся якобы ближе к пониманию смысла человеческого существования, нежели любая форма рационального мышления. Утверждая, что каждая жизненная ситуация требует от человека уникального, неповторимого действия, иррациона-листы делают вывод, что мораль вариативна в ценностном и смысловом аспектах, тем самым отрицая всеобщее в морали, да и саму мораль.

Несмотря на кажущуюся противоположенность иррационализм остается связанным с рационализмом, они не существуют отдельно; как рационалисты видят главную этическую добродетель в разуме, так и иррационалисты видят в разуме основное препятствие нравственной жизни. Однако те и другие не замечают главного: 1) разум лишь одно из средств понимания морали; 2) нравственность постигается «сердцем» как целостным, сверхрациональным переживанием.

Однако, следует заметить, кроме рационализма и иррационализма в этике существовала и существует еще одна традиция - традиция трансцендентной этики. Согласно этому направлению, в основании морали лежат высшие онтологические принципы, благодаря приобщению к которым человек обретает свою подлинную сущность. Так, по мнению Ю.А. Шрейдера, мораль имеет абсолютный, а не культурологический смысл, этика исследует, что является должным для человека, то есть соответствует неким глубинным онтологическим законам1. По Н.О. Лосскому, например, этика изучает конечную цель человеческой жизни и поведения2.

Трансцендентная этика предполагает иной, более целостный подход в познании морали, включающий в себя как непосредственное переживание ценностей, так и разумное их осмысление. Как отмечает Д. Фон Гильдеб-ранд: «Для занятия этикой совершенно необходимо иметь дофилософский опыт, достаточный для того, чтобы вступить в контакт с экзистенциальной реальностью моральных ценностей. Этот непосредственный контакт не заменит никакой интеллект»3.

Русская религиозная философия продолжила в XIX-XX веках традицию этики высших ценностей, утверждая в период борьбы рационализма и иррационализма принципы идеал-реализма, т.е. реальности духовного начала в человеке. C.JI. Франк, характеризуя русскую философию, писал: «добро в ней - это не содержание моральной проповеди или нравственное требование, оно не норма, а «истина» как живая онтологическая сущность мира, которую человек должен постигнуть и ей покориться»4.

Этика высших ценностей исходит из следующих положений: 1) источником нравственной жизни человека является высшее, трансцендентное начало; 2) содержание нравственности непостижимо только рационально, оно открывается нравственному чувству в непосредственном опыте переживания.

Мораль имеет свою познавательную особенность, отличную от гносеологической. В морали познавательный опыт расширен. Для его обозначения в истории философии предлагались такие понятия как «разум сердца», «жи

1 Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М.: «МИФОС», 1994. С. 15.

2 Лосский И.О. Условия абсолютного добра. М.: Из-во полит, литературы, 1991. С.24.

3 Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб.: «Алетейя», 1997. С. 309.

4 Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Философские науки. №5. 1990. С.86. вознание», «целостный дух» и т.д. Непосредственность такого опыта играет для нравственной жизни совершенно иную, более значительную роль, чем для чисто познавательного процесса. В данном диссертационном исследовании для описания такого опыта используется термин «интуиция». Выяснению места, роли и специфики данного понятия в истории этических учений, а также возможностей интерпретации некоторых моральных проблем с учетом действия нравственной интуиции и посвящена данная работа.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является определение специфики моральной интуиции и ее роли в решении различных нравственных проблем.

Достижение поставленной цели требует постановки и разрешения следующих задач:

1 - в связи с тем, что природа интуиции более обстоятельно изучена в гносеологии и религии пришлось обратиться к исследованию интуитивного познания в науке и религии;

2 - выявить общие черты и отличия гносеологической, религиозной и моральной интуиции;

3 - проанализировать природу моральной интуиции в истории этических учений;

4 - выработать на основе сравнительного анализа различных видов интуиции рабочего понятия «духовно-интуитивный опыт» для описания нравственной интуиции;

5 - продемонстрировать преимущества духовно-интуитивного подхода к пониманию сущности морального чувства и совести;

6 - дать анализ категории «справедливость» с позиций духовно-интуитивного подхода.

Степень разработанности проблемы. В поисках возможностей соприкосновения с самой реальностью в философии не раз возникали идеи непосредственного знания - интуиции, озарения, откровения и т.д. Термин «интуиция» имеет свое историко-философское поле значений. Достаточно разработанный контекст этого понятия представлен в гносеологии, поскольку интуиция понимается как одна из способностей человеческого познания. В истории философии от Платона до Э. Гуссерля трудно отыскать мыслителя, который бы не коснулся бы в своих размышлениях о познании темы непосредственного восприятия мира.

В XX веке проблема интуиция вызывает особый интерес в связи с исследованием творческой деятельности ученых и широким изучением бессознательных процессов психической деятельности. Среди фундаментальных работ, которые можно считать классическими в этой области выделяются исследования М. Бунге «Интуиция и наука» (1967 г.), В.Ф. Асмуса «Проблема интуиции в философии и математике» (1965 г.), А.А. Налчаджяна «Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания» (1972 г.), А.С. Кармина и Е.П. Хайкина «Творческая интуиция в науке»(1971 г.), Я.А. Пономарева «Психология творчества» (1976 г.). Большой вклад внесли в разработку этой темы В.Р. Ирина, А.А. Новиков, И.М. Морозов, А. Пуанкаре, Ж. Адамар, И.С. Ладенко, П.В. Копнин, И.И. Лапшин и др. Трактовки интуиции колеблются в целом в диапазоне от «смутного внутреннего образа» до «духовного прозрения высших принципов».

Что касается этики, то тема интуитивности, здесь также не нова. В истории этики теории и учения, пытающиеся обосновать специфику морали артикулированием ее интуитивной природы, встречаются достаточно часто. Моральное сознание оценивается нередко как интуитивное видение высшего блага. В конце XIX - начале XX века возникают различные концепции интуитивизма: А. Бергсона, Б. Кроче, Н.О. Лосского. Относительно непосредственного интуитивного восприятия этических понятий высказывались А. Шопенгауэр, Т. Сиджвик, Дж. Мур, Д. Росс, Т. Причард, Дж. Ролз и др.

Однако в данной диссертационной работе проблема интуитивности в морали, как уже было указано в разделе «актуальность исследования», рассматривается с позиций трансцендентной этики. Наиболее отчетливо сущность трансцендентной методологии прослеживается в религиозном познании. Вот почему в данной работе для понимания трансцендентного характера интуиции обращения к анализу религиозного опыта. Литература, специально посвященная этому вопросу, малочисленна. Это вызвало необходимость реконструкции различных точек зрения на природу непосредственного познания в религии, что позволило очертить круг необходимых факторов в восприятии объектов духовного содержания. Так, анализ многочисленных высказываний по этому поводу отцов церкви: Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Григория Паламы, а также современных богословов и философов Г. Флоровского, пр. И. Мейендорфа, пр. М. Дронова, Б. Геце, А. Кураева, Б.П. Вышеславцева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, В.Н. Назарова, С.С. Хоружего - позволил сформулировать основные выводы относительно роли интуиции в религиозной сфере.

Весьма обстоятельно проблема духовной интуиции обсуждалась представителями русской религиозной философии — Вл. Соловьевым, П.Д. Юркевичем, Ф.М. Достоевским, C.J1. Франком, Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, В.И. Несмеловым, Л.М. Лопатиным, Е.Н. Трубецким и др.

Несмотря на широкую представленность в литературе идей относительно роли интуиции в морали, специальные работы, посвященные именно этой проблеме, весьма малочисленны. В связи с чем неоценимую помощь оказали в разработке выбранной темы: монография С.П. Суровягина «Нравственная целостность личности: чувство добра», работы Титаренко А.И. «Мораль как особый способ освоения мира», Титова В.А. «Познавательный аспект морали», Ю.А. Шрейдера «Лекции по этике», Л.В. Максимова «Природа моральных абсолютов», «Очерк современной метаэтики», сборник «Рациональное эмоциональное в морали» (под редакцией

A.И. Титаренко и Е.Л. Дубко (1983 г.)). В работе использованы также труды современных этиков, посвященные вопросу специфики и сущности морали А.А. Гусейнова, Р.Т. Апресяна, О.Г. Дробницкого, В.Н. Шердакова,

B.П. Фетисова, А.В. Разина и др.

Объект исследования: феномен моральной интуиции.

Предмет исследования: духовно интуитивный опыт постижения моральных ценностей с позиций трансцендентной этики.

Методологические основы исследования. В данной работе для выявления особенностей интуитивного знания использовались методы компоратив-ного и структурного анализа философского, богословского и частно-научного материала.

Реконструкция философских воззрений на природу интуиции в этике позволила обозначить необходимость особых понятий для описания нравственных действий человека «живознание», «сверхрациональное», «духовно-интуитивный опыт».

Для выяснения роли и места интуиции в этике методологической основой диссертации послужило использование принципов трансцендентной этики, позволяющие не выводить моральные феномены из низших мотивов: экономических, психологических, социальных, а рассматривать нравственную жизнь человека как стремление к проявлению своей высшей сущности -духовному содержанию. В рамках названной этической традиции пришлось опираться на принцип автономности морали Канта, концепцию идеал-реализма русской религиозной философии (Франка, Лосского, Ильина, Достоевского и др.), позицию метафизического экзистенциализма Гильдебранта и многих других авторов.

В третьей главе диссертационного исследования на основе выработанного «духовно-интуитивного» подхода к рассмотрению нравственных проблем используется категориальный анализ некоторых моральных понятий.

Научная новизна работы. Научная новизна диссертации заключается враскрытии особого статуса интуиции в сфере морали, в отличие от ее положения в решении сугубо гносеологических задач.

Результаты исследования представлены в следующих положениях.

1. Для понимания моральных проблем продемонстрирована недостаточность обычных средств познания, выработанных рационалистической методологией. В данной работе намечены контуры нового «духовно-интуитивного» подхода к изучению морали.

2. Нравственная интуиция рассматривается как сверхрациональное и сверхчувственное познание нравственных ценностей, в отличие от бессознательных и иррациональных трактовок интуитивности.

3. Интуитивность как сверхрациональность рассматривается как неотъемлемое и основное качество нравственного опыта, а не как одно из средств, используемых в моральном познании.

4. В работе произведен анализ и сопоставление таких видов интуиции, как гносеологическая, религиозная, моральная. На основе этого сделаны выводы о специфике и роли интуитивного познания в науке, религии, этике.

5. Рассмотрены духовно-интуитивные основания совести и морального чувства.

6. Предложен «духовно-интуитивный» вариант решения проблемы соотношения всеобщего характера нравственных предписаний и конкретно-индивидуального их практического применения.

7. Впервые дан сравнительный анализ категории справедливость с точки зрения двух мировоззренческо-методологических позиций - равенства (рационалистический подход) и правды (духовно-интуитивный подход).

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в широком спектре философских исследований. В области гносеологии и методологии для изучения механизмов и видов интуитивного познания, в этике - для более тщательного уясненбия сущности морали, в философии религии - для осмысления специфики религиозного познания. Многие положения диссертационной работы могут послужить в качестве аргументов в защиту мировоззренческих позиций трансцендентной этики.

В практической преподавательской работе собранный материал может быть использован в разработке курсов по этике, истории русской философии, философии религии, гносеологии.

Апробация темы исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Воронежской государственной лесотехнической академии. Некоторые идеи работы были представлены на научно-практических конференциях г. Воронежа (1998-2000 гг.) и г. Москвы (2000 г.). Основные положения диссертации излагались на семинарах и лекциях, проводимых со студентами ВГЛТА в 1998-2001 гг., а также отражены в публикациях автора.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры ( ).

Структура работы. Данное диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этика», Панова, Наталья Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В предложенной работе о роли интуиции в морали рассмотрены возможности применения термина «интуиция» для описания нравственного опыта, а также особенности понимания некоторых моральных категорий с учетом интуитивных аспектов.

Понятие «интуиция» имеет гносеологическое происхождение и означает разновидность непосредственного знания, получаемого целостно, мгновенно, без опосредующих размышлений. О существовании такого способа восприятия философы дискутировали на протяжении всей истории философии. Проблема непосредственного знания обсуждалась в связи с интерпретацией вопросов о природе идей всеобщности, необходимости, абсолютности. Интуитивные основания многих научных открытий также свидетельствуют о наличии непосредственных возможностей получения знаний.

Однако для науки важен конечный результат - рационально репрезентированное знание. Интуиция не является здесь ведущим способом познания и не самодостаточна. То, что открыто интуитивным путем, может быть представлено без искажений дискурсивным способом.

Иначе дело обстоит с религиозными истинами. Здесь мы явно сталкиваемся с недостаточностью обычных познавательных средств. В религии существует принципиальная невозможность постичь религиозное содержание рациональными средствами.

Непостижимость религиозных истин фиксируется религиозной интуицией как опытом сверхчувственного и сверхрационального - духовного познания. Религиозной интуиции доступна духовная реальность, которая отлична от окружающего нас предметного мира своей эмпирической неосязаемостью. Обычные чувства человека слишком грубы для ее восприятия. Поэтому приставка «сверх» означает не отсутствие чувств и разума, а их подчиненность духовному восприятию.

Духовной интуицией обладает «сердце». Если в науке интуитивно «видит разум», то в религии интуиция есть слышание сердца». Сердце является центром, «сердцевиной человека», осуществляющей «целомудренное» познание.

Религиозная интуиция самодостаточна. Религиозное познание - это со-бытие, переживание с открываемой истиной. Оно удостоверяет человека в реальности божественного мира не тем, что доказывает его существование или разными доводами убеждает в необходимости последнего, но тем, что приводит в живую непосредственную связь с религиозной действительностью.

Такой опыт восприятия духовной реальности И.А. Ильин в «Аксиомах религиозного опыта» обозначает термином «духовно-интуитивный опыт», подчеркивая его особую проникновенную природу. Данное понятие используется в работе и для обозначения моральной интуиции, акцентируя при этом духовную сущность нравственности.

В истории этических учений рассмотрены две тенденции обращения к интуиции в этике: первая представлена в теориях западно-европейского этического интуитивизма; вторая — в идеях русских религиозных философов о специфике нравственного познания.

В западной этике при помощи термина «интуиция» зафиксированы границы применимости рационалистической методологии в морали. Вырабатывая различные средства демаркации этического знания от других видов, западная этическая традиция прибегает к интуиции как «крайнему» и конечному аргументу. При этом интуиция противопоставляется, в большинстве случаев, рациональным средствам познания, она трактуется как внерацио-нальный, алогичный, вненаучный способ постижения морального содержания. Последовательный рационализм, таким образом, доходит до самоограничения в исследовании морали.

В русской религиозной философии интуиция необходима в морали для восприятия духовных ценностей. Интуиция у русских мыслителей не противопоставляется разуму. Рационализм здесь не отвергается, говорится лишь о недостаточности «рацио» в нравственном познании. Для последнего необходимо целостное восприятие, где изначально нет разделения на чувства и разум. Нравственные истины постигаются целостным духом - сверхрационально, а не иррационально. Интуиция в данном случае есть знание-переживание.

Нравственная интуиция в понимании русских философов не просто одно из средств познания, а качественная характеристика самой морали. Существенным отличием этических взглядов религиозных мыслителей России является признание ими трансцендентного характера морали. Там, где человек сталкивается с наличием высших ценностей - добра, истины, блага, справедливости, там необходима интуитивная открытость к непосредственному переживанию этих ценностей, а не просто их теоретическое осмысление.

Интуитивность есть неотъемлемое качество морального чувства, представляющего собой одновременное знание-переживание, благодаря которому и осуществляется живой характер нравственности.

Понимание морали как духовно-интуитивного чувства высших ценностей позволяет увидеть, что моральные понятия блага, добра, справедливости, сострадания не есть только предельно общие абстрактные понятия, обобщающие различные аспекты нравственной жизни людей.

Эти понятия работают в морали как чувственные структуры. Через них человек интуитивно чувствует — постигает нравственное содержание и не бессознательно, а осознанно, поскольку нравственное чувство есть чувствоз-нание.

Так, в двух рассмотренных в работе позициях понимания справедливости, ориентация на принцип равенства требует рационального расчета в построении концепции справедливости. Ориентация на правду взывает больше к совести как духовно-нравственному чувству. Правду человек не рассчитывает, а переживает всем своим существом.

Для понимания сущности и специфики морали не достаточно простого опыта и обычной логики. Та мораль, которую изучает эмпирическая этика, представляет собой всего лишь совокупность правил, отобранных для более-менее благополучного обустройства в этом мире. Эти правила необходимы для выживания, но бессильны, чтобы решить смысложизненные проблемы. Преобразование человека и мира по законам Добра, Истины, Красоты предполагает прорыв от эмпирической действительности к идеальному, истинному бытию. И здесь вступают в силу качественно новые механизмы, побуждающие человека сделать нравственный выбор. Выход за пределы этого мира нуждается в более совершенных формах познания, нежели чувства и разум. Требования совести сверхчувственны и сверхрациональны, они сознаются и выполняются за счет особого духовно-интуитивного переживания и действия.

11равственность в трансцендентной этике выражает устремленность человека к высшим, абсолютным ценностям, которые для него «святые», независимо от того, как он понимает Бога. Человек, для которого «нет ничего святого» - это, прежде всего, безнравственный человек. Без религиозного поклонения абсолютным принципам нет истинной нравственности, а без нравственного отношения к мирским обязанностям нет истинной религиозности. Нравственность как бы соединяет этот грешный земной мир с небесным. Вот почему так похожи выходящие за пределы обычного разума и обычных чувств религиозная и нравственная интуиция.

Анализ нравственной интуиции по аналогии с религиозной позволяет сделать следующие выводы:

1. Истина, которая открывается человеку, поступающему «по сердцу» и «по совести», отлична от гносеологической истины. Она означает не знание какой-то одной стороны бытия, а переживание целостности и истинности самого бытия. Это со-бытие, совместное бытие с той реальностью, какой она должна быть. Вот почему, подобно встрече человека с Богом, прорыв к запредельному и истинному бытию в нравственном поступке требует особого сверхрационального и сверхчувственного опыта.

2. Связь этики абсолютов с трансцендентным началом указывает на наличие в морали такого содержания, которое превышает всякую меру человеческого опыта и разумения. Это заставляет признать непостижимость морали и невыразимость ее до конца логическими и лингвистическими средствами.

По аналогии с апофатическим богословием, следует говорить об апофатике в этике. Насколько трансцендентна мораль, настолько же таинственна и непостижима ее сущность. Поэтому, кстати, не может быть эффективной трансляция нравственной культуры через обучение, разъяснение, назидание -тут нужны особые символы, метафоры, притчи. Недосказанность порой выражает больше, чем многословное морализаторство.

3. Непостижимость морали не означает ее бесполезности и не есть ее недостаток. Духовно-интуитивный моральный опыт как раз и является связующим звеном между трансцендентным началом и имманентным, абсолютным и относительным, вечным и временным. Совесть, даже не обладая точным знанием, подсказывает самое верное направление деятельности, и не умея считать, подводит к выработке единственно правильного решения. В результате, жизнь по совести совпадает с жизнью по Правде, которая намного выше абстрактной гносеологической истины и психологического чувства.

Итак, если эмпирическая этика ограничивается преобразованием внешних условий бытия и потому все ее категории могут быть научно объяснены только исходя из более важных для нее экономических, политических или психологических факторов, то трансцендентная этика исходит из наличия не укладывающихся в эмпирическую действительность ценностей и понимание любой ее категории нуждается в особом духовно-интуитивном переживании, которое сверхрационально и сверхчувственно. ф

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Панова, Наталья Александровна, 2005 год

1. Алексеев, Н.Н. Идея справедливости / Н.Н. Алексеев // Русская философия права: Философия веры и нравственности : антология. - СПб. : Алетейя, 1997. - С. 391-396.

2. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. -М.: Высшая школа, 1991. -383 с.

3. Апресян, Р.Г. Из истории Европейской этики Нового времени / Р.Г. Апресян. М.: Из-во МГУ, 1986. - 79 с.

4. Апресян, Р.Г. Мораль / Р.Г. Апресян // Философские науки. 1998. -№ 3. - С. 99-111.

5. Апресян, Р.Г. Одухотворенность / Р.Г. Апресян // Человек. 1996. - № 4. - С. 60-75.

6. Апресян, Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта / Р.Г. Апресян // Вопросы философии. 1993. -№ 8. - С.

7. Арсеньев, А.С. Размышления о работе С.Л. Рубенштейна «Человек имир»/А.С. Арсеньев//Вопросы философии.- 1993.-№5.-С. 130-161.

8. Асмус, В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике / В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1965. - 380 с.

9. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М. : Канон, 1994.-384 с.

10. Бердяев, Н.А. Истина и откровения / Бердяев Н.А. СПб. : Из-во РХГИ, 1996.-384 с.

11. Бердяев, Н.А. О русской философии / Н.А. Бердяев. Свердловск : Из-во Уральского ун-та, 1991. - Т. 1. - 380 с.

12. Бердяев, Н.А. О русской философии / Н.А. Бердяев. Свердловск : Из-во Уральского ун-та, 1991.- Т. 2. - 365 с.

13. Булгаков, С.Н. Свет невечерний / С.Н. Булгаков. М. : Республика, 1994.-415 с.

14. Бунге, М. Интуиция и наука / М. Бунге. М. : Прогресс, 1967.253 с.

15. Бычко, И.В. Научный поиск / И.В. Бычко, Е.С. Жариков // Логика научного исследования. М.: Наука, 1965. - 275 с.

16. Васильев, В.Ф. Интуитивное в основаниях логики Г. Гегеля / В.Ф. Васильев // Рациональное и иррациональное в современной философии. -Иваново : Из-во Ивановского гос. ун-та, 1999. Ч. 1. - С. 53-56.

17. Введение в русскую философию. М.: Интерпракс, 1995. - 304 с.

18. Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии / Б.П. Вышеславцев // Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - С. 154—325.

19. Вышеславцев, Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике / Б.П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 62-88.

20. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса / Б.П. Вышеславцев // Этика преображенного Эроса. С. 14-154.

21. Гаврюшин, Н.К. Вышеславцев и его «Философия сердца» / Н.К. Гаврюшин // Вопросы философии. 1990. -№ 4. - С. 55-62.

22. Гаврюшин, Н.К. Предисловие / Н.К. Гаврюшин // Русская религиозная антропология. М. : Московская духовная академия. Московский религиозный Фонд, 1997. - Т. 1. - Вып. 3. - С. 3-34.

23. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. М.: Соцэкгиз, 1934. - 380с.

24. Геце, Б. Библейский словарь / Б. Геце. Канада : Из-во пастора Б. Геце, 1997.-572 с.

25. Гильдебранд, Д. Метафизика любви / Д. Гильдебранд. СПб. : Алетейя, 1999.-628 с.

26. Гильдебранд, Д. Что такое философия? / Д. Гильдебранд. СПб.: Алетейя, 1997.-372 с.

27. Гофман, А.Б. Общество, мораль и религия в философии Анри Бергсона / А.Б. Гофман // Бергсон. Два источника морали и религии. С. 351-357.

28. Гуревич, П.С. Философский словарь / П.С. Гуревич. М. : Олимп, 1997.-320 с.

29. Гусейнов, А.А. Об идее абсолютной морали / А.А. Гусейнов / Вопросы философии.-2003.-№3.-С. 3-13.

30. Гусейнов, А.А. Этика / А.А. Гусейнов., Р.Г. Апресян. М. : Гардарики, 1998.-472 с.

31. Давыдов, Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия / Ю.Н. Давыдов. М.: Молодая гвардия, 1989. - 371 с.

32. Декарт, Р. Правила для руководства ума / Р. Декарт // Сочинения. -М. : Мысль, 1989.-С. 77-154.

33. Добротолюбие. М. : Свято-Троицкая Сергеева лавра, 1992. -Т. 3. - 503 с.

34. Добротолюбие. М. : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. -Т.5.-482 с.

35. Долгов, К.М. От Киркегора до Камю: очерки европейской фило-софско-эстетической мысли XX века / К.М. Долгов. М. : Искусство, 1990. -399 с.

36. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский. М.: Правда, 1979. - 476 с.

37. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. / Ф.М. Достоевский. Т. 26. Л.: Наука, 1974. - 518 с.

38. Дробницкий, О.Г. Понятие морали / О.Г. Дробницкий. — М. : Наука, 1974.-388 с.

39. Дрожкин, С.Н. Русская биография Анри Труайя / С.Н. Дрожкин // Прометей 16 : историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей. М : Молодая гвардия, 1990. - С. 323-355.

40. Дронов, М. Протестантская этика и православная аскетика / М.: Дронов // Человек. 1999. - № 3. - с. 104-112.

41. Зеленкова, И.Л. Этика / И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. Минск : Тетра Системе, 2000 - 368 с.

42. Зеньковский, В.В. Принципы православной антропологии / В.В. Зеньковский // Русская религиозная антропология Т. 2. - С. 431—467.

43. Золотухи на-Абол и на, Е.В. Курс лекций по этике / Е.В. Золотухи-на-Аболина. Ростов н/Д : Феникс, 1999. - 384 с.

44. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 т. / И.А. Ильин. -М.: ТОО Рарогъ, 1993. Т. 1-2. - 448 с.

45. Ильин, И.А. О правосознании / И.А. Ильин // Русская философия права : Философия веры и нравственности: антология. СПб. : Алетейя, 1997.-С. 391-396.

46. Ильин, И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С. 6-134.

47. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 134-290.

48. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин // Путь к очевидности. М. : Республика, 1993. С. 290-402.

49. Ирина, В.Р. В мире научной интуиции / В.Р. Ирина, А.А. Новиков. М.: Наука, 1978. - 189 с.

50. Кармин, А.С. Творческая интуиция в науке / А.С. Кармин, Е.П. Хайкин. М.: Наука, 1971.-215 с.

51. Кедров, Б.М. День одного великого открытия / Б.М. Кедров. -М.: Наука, 1958.-145 с.

52. Кисилев, Г.С. Современный мир и новое религиозное сознание» / Г.С. Кисилев // Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 18-34.

53. Князева, Е.Н. Интуиция как самодостраивание / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. 1994. -№ 2. - С. 110-123.

54. Котельников, В.А. Блудный сын Достоевского / В.А. Котельников // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 175-183.

55. Кропоткин, П.А. Этика / П.А. Кропоткин М.: Политиздат, 1991. -493 с.

56. Кругляницо, Т.Ф. Этика / Т.Ф. Кругляницо. М. : Центр А.З., 1997.-91 с.

57. Кудрявцев, Ю.Г. Три круга Достоевского / Ю.Г. Кудрявцев. М.: Из-во МГУ, 1991.-400 с.

58. Кузанский, Н. Апология ученого незнания / Кузанский Н. // Сочинения в 2 т. М.: Мысль. - Т. 2.- 1979.-С. 215-326.

59. Кузанский, Н. О видении Бога / Н. Кузанский // Сочинения. В 2 т. -Т. 2.-С. 78-152.

60. Кузанский, Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский // Сочинения. В 2 т.-Т. 1.-С. 13-179.

61. Кузьмина, Т.А. Метафизика, истина, польза / Т.А. Кузьмина // Россия накануне XXI века : Новые вехи. Воронеж : Воронеж, гос. лесотехн. акад., 1999.-С. 60-75.

62. Кураев, А. Сатанизм для интеллигенции / А. Кураев. М. : Отчий дом, 1997.-Т. 1.-527 с.

63. Кураев, А. Сатанизм для интеллигенции / А. Кураев. М. : Отчий дом, 1997.-Т. 2.-513 с.

64. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М. : Республика, 1993.-382 с.

65. Ладенко, И.С. Интеллектуальные системы и логика / И.С. Ладен-ко. Новосибирск : Наука, 1973. - 171 с.

66. Лаут, Р. Философия Достоевского / Р. Лаут. М. : Республика, 1996.-447 с.

67. Лебедев, С.А. Интуиция как метод научного познания / С.А. Лебедев. М.: Наука, 1980. - 311 с.

68. Лихошерстных, Г.У. Интуиция в науке, ее природа и возможности / Г.У. Лихошерстных // Вопросы философии. 1984. - № 6. - С. 73-82.

69. Лопатин, Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни / Л.М. Лопатин // Аксиомы философии. Избранные статьи. М. : РОССПЗН, 1996. - С. 314-365.

70. Лосев, А.Ф. Русская философия / А.Ф. Лосев // Русская философия. Очерки истории. Свердловск.: Из-во Уральского унив-та, 1991. С. 67-69.

71. Лосский, В.Н. Догматическое богословие / В.Н. Лосский // Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. — М.: Центр, СЗИ, 1991. 289 с.

72. Лосский, И.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М. : Советский писатель, 1991. - 480 с.

73. Лосский, Н.О. Обоснование интуитивизма / И.О. Лосский. М. : Правда, 1991.-326 с.

74. Лосский, И.О. Умозрение как метод философии / И.О. Лосский // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М. : Политиздат, 1990. -С. 143-150.

75. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский. М. : Прогресс, 1990.-485 с.

76. Лосский, Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1995. - 400 с.

77. Максимов, Л.В. Очерк современной метаэтики / Л.В. Максимов // Вопросы философии. 1998. -№ 10. - С. 39-55.

78. Максимов, Л.В. Природа моральных абсолютов / Л.В. Максимов, Г.В. Кузнецова. М.: Наследие, 1996. - 128 с.

79. Марков, Б.В. Разум и сердце / Марков Б.В. СПб. : Из-во С-Петербург. ун-та, 1993. - 229 с.

80. Матвеев, П.Е. Рациональное определение трансцендентности и ценности / П.Е. Матвеев // Рациональное и иррациональное в современной философии. Иваново : Из-во Иванов, гос. ун-та, 1999. - Ч. 1. - С. 16-19.

81. Мейендорф, И. Введение в святоотеческое богословие / И. Мей-ендорф М.: Весть, 1992. 359 с.

82. Мильнер-Иринин, Я.А. Этика наука о должном / Я.А. Мильнер-Иринин // Актуальные проблемы марксистской этики. - Тбилиси : Из-во Тби-лис. ун-та, 1967. - С. 15-59.

83. Михайловский, И.В. О религиозно-нравственных основах права / И.В. Михайловский // Русская философия права: философия веры и нравственности. С. 235-300.

84. Моральный выбор. Сборник / под ред. А.И. Титаренко. М. : Из-во МГУ, 1980.-344 с.

85. Морозов, И.М. Природа интуиции / И.М. Морозов. — Минск : Университетское, 1990. 140 с.

86. Назаров, В.Н. Введение в теологию русской культуры / В.Н. Назаров. — Тула: Из-во Тул. гос. лед. ун-та им. JI.H. Толстого, 2002. 269 с.

87. Мудрагей, Н.С. Рациональное и иррациональное / Н.С. Мудрагей. -М.: Наука. -1985. -173 с.

88. Мур, Дж. Принципы этики / Дж. Мур. М.: Прогресс, 1984. - 325 с.

89. Налчаджян, А.А. Некоторые философские и психологические проблемы интуитивного познания / А.А. Налчаджян. М.: Мысль, 1972. - 271 с.

90. Несмелое, В.П. Наука о человеке / В.П. Несмелое // Русская религиозная антропология. Т. 1. - С. 205-522.

91. Палама, Г. Триады в защиту священнобезмолствующих / Г. Па-лама. М.: Канон, 1995.-380 с.

92. Пересторонина, Н.Н. «Фаворский свет» цельного знания / Н.Н. Пересторонина // Рациональное и иррациональное в современной философии.-Ч. 2.-С. 146-149.

93. Плеханов, Е.А. Православная антропология об истоках человеческой иррациональности / Е.А. Плеханов // Рациональное и иррациональное в современной философии. Ч. 2. - С. 9-53.

94. Пономарев, Я.А. Психика и интуиция / Я.А. Пономарев. — М. : Политиздат, 1967.-256 с.

95. Разин, А.В. Обоснование морали / А.В. Разин // Человек, 2000. -№ 1. — С. 92-105.

96. Рациональное и эмоциональное в морали / под ред. А.И. Титаренко и СЛ. Дубко. М.: Из-во МГУ, 1983. - 156 с.

97. Ролз, Д. Теория справедливости / Д. Ролз. Новосибирск : Из-во Новосиб. ун-та, 1995. - 536 с.

98. Русская философия и духовная культура современности. Иркутск : ИГГТИНЯ, 1991.-Кн. 1.-77 с.

99. Русская философия и духовная культура современности. — Иркутск : ИГПИНЯ, 1991. Кн. 2. - 108 с.

100. Саватер, Ф. Беседы об этике / Ф. Саватер. М. : Международные отношения, 2000. - 160 с.

101. Семенова, О.А. Мистический гнозис: опыт русской философии рубежа XIX-XX вв. / О.А Семенова // Рациональное и иррациональное в современной философии. Ч. 2. - С. 99-102.

102. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М. : Политиздат, 1989. - 447 с.

103. Словарь иностранных слов и выражений / сост.: Е.С. Зеленович. -М.: Олимп : ACT, 1998. 602 с.

104. Современная западная философия : Словарь / сост.: B.C. Малахов, В.П. Филатов. М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

105. Соловьев, Вл. Оправдание добра / Вл. Соловьев // Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т.1. - С. 47-581.

106. Соловьев, Вл. Три речи в память Достоевского / Вл. Соловьев // Сочинения в 2 т. Т. 2. - С. 289-324.

107. Спекторский, Е.В. Христианство и правовая культура / Е.В. Спекторский // Русская философия права: философия веры и нравственности. С. 337-360.

108. Сулин, Ю.И. Справедливость как чувство, понятие, оценка, норма / Ю.И. Сулин // Актуальные проблемы марксистской этики. С. 202-216.

109. Суровягин, С.П. Нравственная целостность личности чувство добра / С.П. Суровягин. - Тюмень : Просторъ, 1994. - 240 с.

110. Сурожский, А. Оживший из мертвых / А. Сурожский // Человек. -1996.-№6. -С. 88-105.

111. Титаренко, А.И. Мораль как особый способ освоения мира / А.И. Титаренко // Структура нравственности и личность. М. : Из-во МГУ, 1976.-С. 42-45.

112. Титов, В.А. Мораль познающая / В.А. Титов. М. : Знание, 1988. -С. 63.

113. Титов, В.А. Познавательный аспект морали / В.А. Титов // Структура нравственности и личность. М.: Из-во МГУ, 1976. - С. 86-94.

114. Трубецкой, Е.Н. Право и нравственность / Е.Н. Трубецкой // Русская философия права: философия веры и нравственности: антология. СПб.: Алетейя, 1997.-С. 184-186.

115. Фетисов, В.П. Философия морали. Тоска по русскому аристократизму / В.П. Фетисов. Воронеж : Квадрат, 1995. - 120 с.

116. Филатова, О.Г. Этика / О.Г. Филатова. СПб : Из-во В.А. Михайлова, 2000.-61 с.

117. Флоренский, П.А. Столп и утверждение истины / П.А. Флоренский. Т. 1(1). - М.: Правда, 1990. - 490 с.

118. Флоровский, Г.В. Восточные отцы IV века / Г.В. Флоровский. — М.: Паломник, 1992. 240 с.

119. Флоровский, Г.В. Смысл истории и смысл жизни / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. - С. 104-124.

120. Флоровский, Г.В. Хитрость разума / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. С. 57-68.

121. Флоровский, Г.В. Человеческая мудрость и премудрость Божия / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. С.74-87.

122. Франк, C.JI. Духовные основы общества / C.JI. Франк. М. : Республика, 1992. - 511 с.

123. Франк, C.JI. Непостижимое / C.JI. Франк // Сочинения. М. : Правда, 1990.-С. 183-560.

124. Франк, C.JI. О понятиях и задачах философской психологии / C.JI. Франк // Русская религиозная антропология. Т. 2. - С. 344-370.

125. Франк, C.JI. Реальность и человек / СЛ. Франк. СПб. : Из-во РХГИ, 1997.-448 с.

126. Франк, C.JI. Сущность и ведущие мотивы русской философии / C.JI. Франк // Философские науки, 1990. -№ 5. С. 13-58.

127. Франк, C.JI. Философия и религия / C.JI. Франк // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М. : Политиздат, 1990. - С. 319-335.

128. Хатчесон, Ф. Сочинения / Ф. Хатчесон // История эстетики в памятниках и документах. М.: Искусство, 1973. - 480 с.

129. Хоружий, С.С. Заметки к энергийной антропологии. Духовная практика и отверзание чувств: два концепта в сравнительной перспективе / С.С. Хоружий // Вопросы философии. 1999. - № 3. - С. 55-86.

130. Чанышев, А.И. Философия А. Бергсона / А.И. Чанышев. М. : Из-во МГУ, 1960.-52 с.

131. Черников, М.В. Рациональные основания религиозного чувства / М.В. Черников // Рациональное и иррациональное в современной философии. -Ч. 2.-С. 146-149.

132. Шеллинг, Ф.В. Избранные сочинения / Ф.В. Шеллинг. М. : Мысль, 1987.-637 с.

133. Шестов, JI. Кьеркегард религиозный философ / Л. Шестов // С. Кьеркегор. Наслаждение и долг. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - С. 384-412.

134. Шопенгауэр, А. Об основе морали / А. Шопенгауэр // Две основные проблемы этики. Минск : ООО Попури, 1997. - 592 с.

135. Шрейдер, Ю.А. Лекции по этике / Ю.А. Шрейдер. М.: МИРОС,1994.-136 с.

136. Юнг, К.Г. Ответ Иову/К.Г. Юнг. М.: Канон, 1995.-351 с.

137. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. М. : Прогресс, 1996. - Т. 51. - Вып. 2. - 336 с.

138. Юнг, К.Г. Тевистокские лекции / К.Г. Юнг. Киев : СИНТО,1995.-236 с.

139. Юнг, К.Г. Феномен духа в искусстве и науке / К.Г. Юнг. М. : Ранессанс, 1992. - 320 с.

140. Юркевич, П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия / П.Д. Юркевич // Философские произведения. -М.: Правда, 1990. С. 69-104.

141. Яковенко, Б.В. Мощь философии / Б.В. Яковенко // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. М.: Политиздат, 1990. - С. 88-103.

142. Ященко, А.С. Добро, право, нравственность / А.С. Ященко // Русская философия права : Философия веры и нравственности: антология. — СПб.: Алетейя, 1997.-С. 361-70.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.