Философские основы необуддизма Б.Д. Дандарона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Гармаев, Дмитрий Ойдопович

  • Гармаев, Дмитрий Ойдопович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 152
Гармаев, Дмитрий Ойдопович. Философские основы необуддизма Б.Д. Дандарона: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2005. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гармаев, Дмитрий Ойдопович

Введение Раздел I.

Основные этапы жизни и мировоззренческой эволюции Б.Д. Дандарона Раздел II.

Необудцизм Б.Д.Дандарона как попытка синтеза западной и восточной философских традиций

Раздел III.

Проблема соотношения духовного и материального в учении Б.Д. Дандарона Стр.

Раздел IV.

Общественная карма» как путь нравственного совершенствования человечества Стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские основы необуддизма Б.Д. Дандарона»

Актуальность темы исследования. Современный опыт человечества показывает, что сегодня, как и на протяжении всей человеческой истории, человечество не всегда способно найти адекватное решение существующих и вновь возникающих проблем. Для сегодняшнего мира вновь, как и ранее, звучит необходимость поиска решений как философских, так и социально-практических вопросов человечества — более того, современные процессы глобализации и регионализма, их противоречия, с новой силой ставят вопросы сосуществования человечества в целом. Поиск новых ценностных ориентиров, расширение кругозора мыслителей приводит к мысли о том, что рациональное знание не единственно в объясняющем смысле.

Как глобальные, так и антропологические проблемы, решаемые сугубо рациональным способом, приводят к возникновению новых, подчас гораздо более сложных проблем, требующих новых решений. К сожалению, войны и конфликты, возникающие с устойчивой регулярностью на нашей планете, подтверждают эту мысль эскалацией человеческих страданий, и потому вновь и вновь актуализируется поиск модели стабильного человеческого сосуществования. Относительность, взаимообусловленность и ограниченность сугубо рациональных ответов на возникающие вопросы приводит человека в область духовного опыта человечества, в том числе и в область философии, смежной с религиозным опытом.

Разумеется, подобная направленность поиска не означает ослабления внимания к существующей повседневности. Но опыт мышления, тысячелетиями складывавшийся на Востоке, подразумевает прогресс не только внешний, формный, но, прежде всего, внутреннее, нравственное совершенствование человека и человечества. Такой нравственный прогресс есть развитие мудрости, что в социальном смысле понимается в первую очередь как развитие терпимости по отношению к иному, к другому. Терпимость, толерантность же в свою очередь есть снижение конфликтности человека, агрессивности его поведения.

Понимание бессмысленности жестокости, конфликтности, человеческой агрессивности, перечеркивающих преимущества и достоинства технологического пути развития цивилизаций, характерного для сегодняшнего человечества, приводит к осознанию необходимости и значимости опять-таки прогресса нравственного. Это осознание не означает отказа от технологического развития человечества, оно означает в первую очередь его аксиологическое оправдание.

Прогресс нравственный опирается во многом на чувственную интуицию человека как составляющую человеческого сознания. Развитие чувственной интуиции человека приводит к пониманию целостности мира и существования нечто, принадлежащего к области трансцендентного, а значит, объясняемого и интерпретируемого в первую очередь знанием и верой религиозного характера. Но было бы ошибкой считать понятие нравственности сугубо религиозным опытом. Нравственность черпает силы и вдохновение в области религиозного, отражается в символах религиозности, но отнюдь не исчерпывается областью религиозного.

Область религиозного опыта человечества включает в себя символическую разделенность на Запад и Восток, и если на Западе в общем смысле монотеистические религии исторически оказались в известной оппозиции к знанию научного, рационального характера, то на буддийском Востоке все виды знаний подчинены самой логикой своего существования сотериологической цели буддийского учения. Вероятно, разделение и разграничение функций действительно ведет к большей результативности человеческого труда, к постижению внешнего мира, но в случае осмысления цели и результатов этого труда человеком для самого себя теряется то нечто, что в дается только в сумме с духовным переживанием опыта человечества. Научная картина в западноевропейском понимании - это только часть общей мировоззренческой картины, неотъемлемая и важная ее часть, но вовсе не абсолютная в своих правах на окончательное познание мира1.

1 К подобному пониманию необходимости введения неких дополнительных координат, измерений и/или иных точек опоры при выведении рациональных постулатов

Рассматриваемая в работе личность Бидии Дандаровича Дандарона (1916 -1974), российского философа XX века, есть личность мыслителя, пришедшего к пониманию необходимости синтеза материального прогресса и нравственного совершенствования человечества посредством раскрытия общности западного «технологического» рационального знания и восточной «религиозно-духовной» мудрости. Вектор всех работ Б.Д. Дандарона направлен на цельное познание мира, которое, по его убеждению, невозможно сугубо и только рациональным путем - для постижения сути бытия теоретическое знание необходимо дополнить знанием эмоционального опыта, получаемого практическим переживанием человека.

Творчество Б.Д. Дандарона практически не известно в академических философских кругах, да и само это имя мало что говорит широкому читателю философской литературы. Между тем сегодня у него имеется немало поклонников и последователей, и не только в Бурятии, где он родился и некоторое время работал, но и далеко за ее пределами. В частности, община последователей Дандарона существует в Санкт-Петербурге, группы его религиозных последователей (преимущественно тантрических буддистов) имеются в Москве, Вильнюсе, Риге, Харькове, даже в дальнем зарубежье.

Жизнь этого человека, около двадцати лет которой он провел в тюрьмах и лагерях, окутана ореолом легенд и мистических тайн. Течение времени, прошедшего с момента его смерти в лагере Выдрино на южном берегу Байкала, особенности человеческой памяти людей, знавших и помнящих Бидию Дандаровича как ученого-буддолога и философа, а также его харизма религиозного деятеля-тантриста привели к неизбежной романтизации, легендаризации и к фактологическим неточностям как при изображении образа данной личности, так и при изложении и интерпретации его творческого наследия.

Поэтому актуальность исследования работ Б.Д. Дандарона обосновывается малоизученностью его наследия, а также некоторой приходят и многие ученые, представители научного рационализма в свете успехов современного естествознания, в частности достижений в области физики микромира. Ссылаюсь на работы Ф. Капры, П. Т. де Шардена, H.H. Моисеева. односторонностью освещения его взглядов в той небольшой по объему литературе, что издается в основном его религиозными последователями. Непредвзятое исследование философских взглядов Б.Д. Дандарона, являющихся существеннейшей частью его идейного наследия, представляется задачей, решение которой, на наш взгляд, необходимо с научной точки зрения.

Следует также учитывать то немаловажное обстоятельство, что само философское учение этого мыслителя в высшей степени актуально, поскольку в нем содержатся философские ответы на глобальные вызовы современной эпохи. Более полувека назад он пришел к пониманию необходимости синтеза ценностей различных типов цивилизационного развития, в частности, западно-европейского «технологического» рационального знания и восточной (буддийской) «религиозно-духовной» мудрости через рассмотрение единой цели - Абсолюта. Тем самым идеи Б.Д. Дандарона являются примером «медиатора» между духовным знанием в виде буддийского религиозно-философского мировоззрения и рациональным знанием, символизирующим западноевропейский менталитет. В этом смысле он методологически близок к B.C. Соловьеву и другим русским мыслителям, видевшим в синтезе различных способов постижения материальной и духовной реальности истинный путь к достижению «цельного», или «живого», знания.

В свете необходимости нравственного совершенствования человека и человечества, выдвигаемого временем императива диалога культур и типов мышления, толерантности и взаимопонимания, работы Б.Д. Дандарона, заключавшие в себе попытки создать синтетическую философскую систему «необуддизма» в качестве «буддизма для европейцев», а также созвучие его учения с идеями, которые выдвигаются многими современными мыслителями, представляют несомненный интерес. Актуальность научно-философского исследования работ Дандарона подтверждается малоизученностью его наследия, а также некоторой односторонностью освещения его взглядов в той достаточно небольшой по объему литературе, что издается в основном религиозными последователями Дандарона.

Степень изученности темы. Для исследователя, рассматривающего проблематику взаимодействий и взаимоотношений Востока и Запада, взгляды, личность и необычная биография Б.Д. Дандарона представляют собой, в силу объективных обстоятельств, малоизученную и малоразработанную область для философских, научных и даже религиозных изысканий. Это объясняется прежде всего малодоступностью, а то и вовсе недоступностью долгие годы многих его сочинений. Если в годы жизни публиковались только буддологические (переводческие, тибетологические и др.) статьи и работы Дандарона, прошедшие достаточно жесткую идеологическую цензуру, то его сочинения, не посвященные в чистом виде буддологии как науке, стали выпускаться, после хождения в «самиздате», лишь в постперестроечный период его религиозными последователями из разных городов России и стран мира.

Можно выделить три аспекта творческого наследия Дандарона: философский, научно-буддологический и религиозный. Для нашего исследования был определен философский аспект наследия Дандарона как мыслителя1. Поскольку он считал философию только этапом, хотя и очень важным, для дальнейшего религиозного посвящения, то литература, существующая на сегодня и посвященная его личности и взглядам, отражает фактически взгляды и позиции его религиозных последователей (тантрических буддистов) в несколько одностороннем и субъективном отношении. Но при этом необходимо отметить, что из учеников и последователей Б.Д. Дандарона сформировалась группа ученых-востоковедов, продолжавших и продолжающих научную работу в контексте буддийской мысли в векторе, заданном Дандароном. В их числе такие авторы, как В.Н. Пупышев, Л.Э. Мялль, Д. Буткус, А.И. Железнов, С.П. Нестеркин, В.М. Монтлевич, A.M. Донец, С.Ю. Лепехов2 и др.

1 Следует отметить, что на сегодняшний день научная и религиозная стороны творческого наследия Дандарона освещены в гораздо большей степени, нежели его философский аспект.

2 Из работ этих авторов можно отметить следующие: Пупышев В.Н. (в соавторстве с Б.Д.Дандароном). Общая схема совершенствования по пути мантраяны. - Улан-Удэ, 1970; Пупышев В.Н. «Не-Я» в буддийской теории и практике. - Новосибирск, 1991; Железнов A.M., Пупышев В.Н. Учение ваджраяны о тождестве сансары и нирваны. 7

Наиболее значительным биографом и популяризатором идей Б.Д. Дандарона является В.М.Монтлевич, возглавляющий санкт-петербургскую общину последователей Дандарона. Благодаря его усилиям издан и переиздавался целый ряд основных трудов Дандарона в книжных сериях и серии журнала «Гаруда» (1992-1998, 13 номеров), был снят документально-художественный фильм, посвященный памяти Дандарона, им же инициировалось создание веб-сайта, посвященного жизни и трудам Дандарона (www.pravidya.ru).

Личность Дандарона и его взгляды отражены в ряде статей исторического и востоковедческого характера как отечественных, так и зарубежных авторов. Из этого ряда можно отметить работы философа и буддолога A.M. Пятигорского (Англия)1, посвятившего памяти Дандарона л эссе «Уход Дандарона», историка Михаэля ден Хойта (Германия) , этнолога H.JI. Жуковской3, а также историко-востоковедные работы Н.В. Абаева, А. Терентьева, Е.А. Торчинова, статью В. Бараева «Аура и карма учителя». (М., 1994), статью журналистки И. Рыжовой «На свободе меньше возможности созерцать» (М., 2002 г.) и др. Следует особо выделить работу Елены Семеки «Дело Дандарона. Материалы», изданную на английском языке во

Улан-Удэ, 1971; Железное А.И., Нестеркин С.П. Проблемы экологии в учении махамудры. - Новосибирск, 1991; Железное А.И. К вопросу о буддийской методологии. - Улан-Удэ, 1994; Железное А.И. Скандхи по абхидхарме и в интерпретации ваджраяны (по тибетским источникам). - СПб., 1998; Монтлевич В.М. Некоторые принципы символизма северного буддизма. - М., 1971; Монтлевич В.М. Махабхути в тантре и абхидхарме. - Ленинград, 1979; Мячль Л.Э. Нулевой путь. -Тарту, 1965; Донец А.М. Гнев и радость в свете концепций зависимого происхождения и срединности в схоластической традиции тибетского буддизма. - СПб., 2000; Jlenexoe С.Ю. Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации. - Улан-Удэ, 1999. Так как большинство бывших учеников и последователей Б.Д. Дандарона работает в области востоковедения и по сей день, этот перечень далеко не полон и не закрыт.

1 Известный философ, специалист по тамильскому языку А.М. Пятигорский был вынужден выехать из СССР во многом из-за «дела Дандарона». В разных источниках встречаются ссылки на его эссе: Piatigorski А. The Departure of Dandaron // Kontinent. 2. 1977. C.169-179. л

Хойт M. История буддизма в России и Монголии. Ч.З. От Гулага до Алмазного пути. // Буддизм Алмазного Пути. -2001. №1. С.44-49.

3 Жуковская H.JI. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М., 1997. № 104.

Флоренции в 1974 г., в год смерти Б.Д. Дандарона, - это была первая опубликованная книга о нем

С философским аспектом творческого наследия ситуация сложнее. Несмотря на то, что ученики и последователи Дандарона одновременно есть и продолжатели его философско-религиозной традиции, но из работ, известных на сегодня, где бы раскрывались сугубо философские аспекты творчества Дандарона, можно отметить фактически только небольшую работу Е. Струговщикова «Проблема эволюции и буддийская онтология согласно Б.Д. Дандарону» (СПб., 2000), а также упоминания о Дандароне в работах С.С. Хоружего («"Духовная практика" и "отверзание чувств" как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ», М., 1998), В.Н. Назарова («Опыт хронологии русской этики XX века», М., 2001) и немногих других.

Некоторые работы Б.Д. Дандарона, упоминаемые биографами, были утеряны или до сих пор не изданы по тем или иным причинам. Например, в личном фонде Дандарона в Отделе памятников письменности Востока (ОППВ) Института монголоведения и тибетологии (ИМБиТ) Бурятского научного центра СО РАН хранятся неизданные рукописи Б.Д. Дандарона, датированные 1953-1954 гг., названные «Трактат о взаимоотношениях материи и духа» (тетрадь 1) и «Трактат о взаимодействиях материи и духа» (тетрадь 2)2.

Объект и предмет исследования. Объектом анализа в диссертации выступает творческое наследие бурят-монгольского и российского ученого и мыслителя Бидии Дандаровича Дандарона, содержащееся как в имеющихся публикациях его работ и писем, так и в источниках, ранее считавшимися недоступными для исследователей. Предметом анализа служат философские аспекты творческого наследия Б.Д. Дандарона, работы,

1 К сожалению, эта книга, представляющая исключительный интерес для исторического исследования феномена Дандарона, является большой библиографической редкостью, и по этой причине использовать ее в данной работе не представилось возможным. Упоминания о ней встречаются в различных источниках.

2 Этот «Трактат.» рассматривается во втором разделе диссертационной работы. характеризующие его философское становление и творческую эволюцию, понимание им роли и задач философии в разные периоды жизни.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью данной работы является исследование учения Дандарона в границах его философских аспектов (не касаясь чисто религиозной и научно-буддологической составляющих). На философскую мысль Дандарона в достаточной степени влияли и контекст времени, и обстоятельства личной судьбы, поэтому некоторое внимание уделено биографии Б.Д. Дандарона, что представляется целесообразным для коррекции ряда неточностей, имеющих место в существующих жизнеописаниях.

Для достижения цели диссертационного исследования потребовалось решить следующие задачи: исследовать истоки философского творчества Б.Д.Дандарона и проследить эволюцию его философских воззрений; прояснить смысл, который Дандарон вкладывал в понятие «необуддизм» в своей религиозно-философской концепции; определить «западную» и «восточную» составляющие учения Дандарона, их соотношение и характер взаимосвязи; проанализировать взаимоотношение материального и духовного начал в его онто-антропологической концепции; выяснить философско-этический смысл введенного Дандароном понятия «общественная карма», выявить в его содержании общее и особенное по отношению к соответствующим аспектам понятия «карма» в традиционном буддизме.

Научная новизна работы. Данная работа представляет собой первое диссертационное исследование историко-философского характера, рассматривающее философские взгляды Б.Д. Дандарона.

- В работе задействованы источники, ранее считавшиеся недоступными для исследователей и обнаруженные в персональном фонде Б.Д. Дандарона в Отделе памятников письменности Востока (Хранилище восточных рукописей) Института монголоведения и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (Улан-Удэ)1.

- На основании найденных и включенных в исследование архивных источников уточнен ряд моментов жизненного пути и творческой эволюции Дандарона, имеющих важное значение для характеристики его философского учения.

- Детально проанализированы сущность и особенности «необуддизма Дандарона», прояснен смысл, который вкладывался им в понятие «необуддизм» применительно к своей религиозно-философской концепции.

- Подробному исследованию подвергнута проблема восприятия и интерпретации в учении Б.Д. Дандарона идей западных мыслителей, прежде всего И. Канта и неокантианцев, показано их влияние на формирование основ дандароновского необуддизма.

- Впервые проанализировано содержание понятия «общественная карма», введенного Б.Д. Дандароном в контекст своего учения; выявлено то общее, что связывает это словосочетание с «кармой» традиционного буддизма, и тот особенный смысл, который вкладывал в это понятие Дандарон, используя его для осмысления человеческой истории.

- Определены относительные рамки рассмотрения необуддизма Дандарона в религиозно-философском и сугубо религиозном смыслах. Выяснено, какая часть наследия Дандарона представляет предмет для дальнейшего философского исследования в контексте буддийской мысли, а что лежит за пределами научного и философского знания.

Методологическая основа и теоретическая база исследования. Подходы к анализируемому материалу в значительной мере определялись

1 Материалы фонда, связанные в основном с научной деятельностью Б.Д. Дандарона, поступили в начале 1980-х в неупорядоченном виде в общий фонд Рукописного отдела БИОН СО РАН. В 1999 г. сотрудниками Рукописного отдела С.П. Нестеркиным (одним из последователей Дандарона) и И.Р. Гарри была произведена архивация и обработка фонда. В этом личном фонде 60 дел (единиц хранения), разделенных по описи на три части: 1) материалы к биографии Дандарона; 2) творческие материалы Дандарона; 3) материалы, собранные фондообразователем. Этот личный фонд содержит лишь часть творческого наследия Б.Д. Дандарона, однако собранные в нем материалы представляют собой очень ценные для тибетологии и в целом для философии источники, как например, рукописи «Трактат о взаимоотношениях материи и духа», «Мысли буддиста». методом историко-философской реконструкции взглядов Б.Д. Дандарона на онтологическую проблему смысла человеческого бытия. Предпринята попытка дискурсивного рассмотрения построений мыслителя, основанных на сочетании рационального и эмоционального видов знания, что потребовало обращения к буддийской феноменологии сознания (школа йогачары). При этом активно использовались средства и приемы из методологического арсенала самого Б.Д. Дандарона, прежде всего диалектический метод, который, с существенной оговоркой о характере и области его действия, использовал Дандарон. Монистический подход, выдвигаемый им в качестве философской основы для решения онтологического вопроса, применялся Дандароном при рассмотрении как западноевропейской мысли, так и древнеиндийских и тибетских школ и направлений буддизма.

При сборе данных для диссертационного исследования также использовался метод интервьюирования некоторых последователей Дандарона и его родственников, а также очевидцев событий тех лет.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы, содержащиеся в диссертации, выявленные и проанализированные в процессе исследования аспекты учения Б.Д. Дандарона, могут быть использованы в последующих работах по данной проблематике, а также служить дополнительным источником знаний в процессе дальнейшего изучения взглядов и личности Дандарона. Тем более, что у Дандарона помимо работ по научной, философской и научно-буддологической тематике также имелись и художественно-публицистические работы, к числу которых можно отнести авторские сборники записей мистических снов, хранящиеся в фонде. Личность и судьба Дандарона заслуживают пристального рассмотрения и с точки зрения научно-исторического изучения судеб инакомыслия в эпоху моноидеологизма. Сама биография Дандарона с момента рождения и до момента смерти, уже подвергшаяся мифологизации и легендаризации, служит символом мужества, последовательности и проявления воли человека, посвятившего свою жизнь неустанному поиску смысла жизни и высшей Истины. В целом же изучение творческого наследия Б.Д. Дандарона, возможно, поможет в большей полноте представить «собирательный» образ многоцветной российской культуры во всей сложности и противоречивости ее становления.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы обсуждены на заседаниях проблемной группы по истории отечественной философии и кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Некоторые идеи диссертационного исследования были изложены на научной конференции «Философия И.Канта и цивилизационные вызовы нашего времени» (март 2004 г.), отражены в статьях «Человеческая судьба и философско-антропологические идеи Б.Д. Дандарона» (сборник научных работ студентов и аспирантов «Опыты историко-антропологических исследований»; М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2003) и «Восприятие и интерпретация идей И. Канта в необуддийском учении Б.Д. Дандарона» (сборник «Философия И. Канта и цивилизационные вызовы нашего времени: материалы научной конференции»; М.: Изд-во РАГС, 2005).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех разделов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Гармаев, Дмитрий Ойдопович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе данного диссертационного исследования очерчены основные аспекты философского творчества Б.Д. Дандарона, освещены истоки взглядов этого мыслителя, а также раскрыт биографи-ческо-исторический контекст жизни Дандарона, определивший становление и эволюцию его мировоззренческих и философских воззрений. При обзоре биографии Дандарона, определяющей исторический контекст и фон религиозно-философской мысли Дандарона, были уточнены и выяснены некоторые фактологические данные, подвергшиеся искажению в жизнеописаниях, сделанных преимущественно его религиозными последователями.

В ходе исследования сделан краткий экскурс в проблематику общего контекста, связанного с понятием «необуддизм», выяснены особенности необуддийского учения Дандарона, его творческого замысла, цель которого он видел в создании «будущей философской системы», заключающей в своей основе «основной принцип мировой жизни». Необуддизм, по замыслу Дандарона, должен быть научной философией («современные необуддисты ставят своей целью построение научной философии»), примиряющей и синтезирующей посредством буддийской религии достижения как древних буддийских идеалистических истин, так и современные научные открытия и эмпирические обобщения в области естественных наук. Необуддизм примиряет обе формы человеческого познания - логико-рациональную и интуитивно-эмоциональную, объявляя их равноправными началами единого монистического знания. Интуиция проявляется в двух своих аспектах: рациональном и эмоциональном (эмоционально-эстетической и эмоционально-мистической формах). Эмоциональная интуиция в отличие от рациональной направлена в сторону духовного бытия, т.е. внутреннюю сторону субъекта. Дандарон убежден, что наиболее нужным для того индивидуума, кто решился добиться Абсолютного, будет развитие эмоционально-мистической интуиции. Именно она, по мнению Дандарона, является «истинным путем, ведущим в страну Нирваны», освобождающим от суеты феноменального бытия.

В диссертации большое внимание уделено проблеме соотношения духовного и материального в философской мысли Дандарона - освещение этого момента дает более цельное понимание о «западной» и «восточной» составляющих в мысли Дандарона. Рассмотрение общей цели мысли Дандарона, заявляющей и выявляющей единство феноменального и духовного бытия, к которой ведет детальное рассмотрение взаимоотношения и взаимодействия духовного и материального в мысли Запада и буддийского Востока, раскрывает аргументы к подкреплению монистической позиции Дандарона, а также иллюстрирует проявление принципа пратитьясамутпады, сформулированного в древнеиндийской буддийской мысли.

Решение проблемы духовного и материального рассматривается на примере раскрытия условности дуалистических концепций в категорических смыслах - таких как, например, известные оппозиции «Запад-Восток», «наука-религия», «материя-дух» и др. Это решение, по мнению Дандарона, исходит из тезиса, заявленного им в одном из первых философских трудов, о первичном единстве духа и материи, условности их разделения, действенной в пределах грубого научного опыта, и тем не менее, теряющей эту разделенность при рассмотрении аспектов бесконечного, приложенного к конечному. Сложность и даже невозможность окончательного разграничения материального и духовного, считал Дандарон, лежит в области способностей к познанию самого человеческого сознания, имеющих в своей основе два мощных и равноправных начала, рациональное и эмоциональное. Условность деления материального и духовного проявляется в невозможности четкого и непротиворечивого разграничения материального и духовного при анализе их взаимоотношений и взаимодействий.

Важным выводом диссертации является положение о монистических началах необуддийского учения Дандарона, который своими изысканиями выявляет монизм махаянистический в буддийском Учении Востока и монизм синтетический (симфонический), обнаруживаемый им в научно-философской мысли Запада.

При рассмотрении монизма в буддийской философии Дандарон проводит концепцию махаянистического монизма, опирающуюся на Единое, в махаянистической философии буддизма обозначаемое космическим телом Ади-Будды или Дхармакайи, или Шуньей. Концепция махаянистического монизма также признает разделенность феноменального и сверхфеноменального бытия (уровня относительной и абсолютной истин, Сансары и Нирваны), но оставляет за этой разделенностью ее существенную условность и взаимоотносительность. Фактически Сансара есть та же Нирвана, только взятая без причин и условий, а «пустота» (шунья) восточной мистики подобно «ничто» западной мистики. Доктрина шуньи носит абсолютный характер - в процесс понимания условности существования феноменального и сверхфеноменального уровней бытия вкладывается рефлексия на сам этот процесс.

Вот что Дандарон обозначает посредством понятия «синтетический монизм»: «Дух и материя не могут быть сопоставлены и противопоставлены друг другу, как два независимых друг от друга начала (дуалистически) - их различие и противоположность вторичны, производны и могут быть поняты лишь на основе их коренного или сущностного единства (монизма)». Но, по мнению Дандарона, этот монизм нельзя понимать ни в идеалистическом смысле, т.е. в смысле выведения материи из духа, ни в материалистическом смысле выведения духа из материи. Односторонний подход к проблеме, гипертрофирующий значение одного из этих равноправных начал, терпит неудачу - т.к. при более пристальном рассмотрении оказывается, что в такое значение вкладываются и элементы другого начала.

В этих монистических началах Дандарон прослеживает изначальное единство природы цели монизма, из которого и происходят различные дуалистического рода классификации (и иерархии) - формы и виды человеческого познания. Отрицая правильность абсолютизаций существования такого рода классификаций, Дандарон напоминает о необходимости учета и понимания условности и относительности этих классификаций, выстраиваемых разумом человека.

По представлениям Дандарона, такие умопостроения необходимы только как этап к переходу к монистическим представлениям; и для этого он прорабатывает огромное количество западноевропейского и восточного материала, результатов философского осмысления и анализа результатов современного научного естествознания, а также изучения древних религиозно-философских истин (в первую очередь на основе буддийского учения). Более того, Дандарон решительно заявляет о необходимости переходить из области только теоретических рассуждений в осознанную практическую деятельность во имя постижения смысла существования человеческого индивида, рассматриваемого им как цель жизненного пути, истинное предназначение всякого человека. Таким выводом он обосновывает необходимость пересмотра уже имеющихся традиционных представлений как научного, так и религиозного, философского толка. На основе этого пересмотра Дандарон раскрывает свое намерение выявить монистические элементы среди рассматриваемых им теорий и концепций, подкрепляющие его философскую позицию.

Симфонический (синтетический) монизм духовного и материального проявляется в первую очередь в области познания, и в частности, в области научного познания, по мнению Дандарона, «средоточия и ядра достоверного знания», а затем в сфере философского познания, понимаемого им как синтез западного рационализма и восточной мудрости. Но монизм приводит Дандарона в область, где философская форма познания переходит в религиозное переживание утверждаемых истин. Сам Дандарон считает этот момент логически необходимым этапом, закономерно следующим за этапом мудрости.

Отличительной особенностью философской мысли Б.Д. Дандарона является понятие «общественная карма», заявленное и сформулированное им в последний период жизни и потому не приобретшее строгого законченного теоретического смысла. Рассмотрению этого понятия в диссертации посвящается отдельный раздел, в котором предпринята попытка анализа этого социально-философского аспекта творчества Дандарона. На примере понятия «общественная карма» раскрывается синтез «западного» и «восточного» знания, выражаемый в удивительном созвучии самых последних достижений современного естествознания и древних истин буддийской религиозно-философской мысли. С другой стороны, это понятие выражает отношение Дандарона к нравственному совершенствованию не только одного конкретного человека, но целого человечества, состоящего из разных цивилизаций и народов.

Конечно, данное диссертационное исследование, как, впрочем, и опыт многих поколений исследователей, не способно дать ответ на вопрос о том, возможно ли существование такого критерия, которым можно было бы окончательно определить истинность или ложность религиозного мировоззрения. Естественно, этот вопрос остается открытым и при оценке дандароновской концепции. Чего нельзя сказать об отношении к этому вопросу самого Дандарона - вся его жизнь являет собой пример окончательного решения им этого вопроса в пользу безусловной истинности того, что содержится в Высшей мудрости.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гармаев, Дмитрий Ойдопович, 2005 год

1. Отдел памятников письменности Востока. Фонд №33 «Б.Д. Дандарон» (15.12.1914-26.10.1974 гг.). Опись № 1 дел постоянного хранения (на 12 л.). Улан-Удэ, 2000.

2. Список опубликованных работ Б.Д. Дандарона

3. Дандарон Б.Д. Описание тибетских рукописей и ксилографов. — Вып. I. -М., 1960.

4. Дандарон Б.Д., Семичов Б.В. Тибетский фонд нашего института // Краткие сообщения БКНИИ СО АН СССР. Вып. 2. -Улан-Удэ, 1960.

5. Дандарон Б.Д. Агинский монастырь-дацан. «Encyclopedia of Buddhism», -Ceylon, 1961.

6. Дандарон Б.Д. Тибетский фонд БКНИИ СО АН СССР. Улан-Удэ, 1961.

7. Дандарон Б.Д., Хадалов П., Ямпилов Л. Описание сочинений Гунчен Жамьян Шадпа Дорже. Улан-Удэ, 1962.

8. Дандарон Б.Д., Семичов Б.В. Тибетско-русский словарь. Под редакцией Ю.М. Парфионовича. М., 1963.

9. Дандарон Б.Д. Описание тибетских рукописей и ксилографов. Вып. II. -М, 1965.

10. Дандарон Б.Д., Сажин В. За Великой правдой. Улан-Удэ, 1966.

11. Дандарон Б.Д., Пубаев P.E. Источник Мудрецов. (Тибетско-монгольский терминологический словарь буддизма). Улан-Удэ, 1968.

12. И. Дандарон Б.Д. Элементы зависимого происхождения по тибетским источникам // Ученые записки Тартуского университета. Труды по востоковедению. Тарту, 1968.

13. Дандарон Б.Д. Буддийская теория индивидуального «Я» // Материалы по истории и филологии Центральной Азии». Вып. 3. - Улан-Удэ, 1968.

14. Дандарон Б.Д. История Кукунора, называемая «Прекрасные ноты из песни Брахмы». Сочинение Сумба-Хамбо. Перевод с тибетского, введение и примечания. М., 1972.

15. Дандарон Б.Д. Содержание известной мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЭ-ХУМ // Ученые записки Тартуского университета. Труды по востоковедению. Т. II. - Тарту, 1973.

16. Дандарон БД. Теория шуньи у мадхьямиков // Ступени. 1991. № 1.

17. Дандарон БД. Мысли буддиста. Владивосток, 1992.

18. Дандарон Б.Д. Постоянные элементы в буддийской философии // ж. «Гаруда». 1992. № 2.

19. Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма: Серия «Зеркало мудрости человеческой». Улан-Удэ, 1992. Вып. 0.

20. Дандарон БД. Из истории бурятских дацанов. (Историческая хроника о строительстве дацанов и деятельности лам в Бурятии в период с 1648-го по 1852-й годы)//Гаруда. 1993, № 2-3 (4-5).

21. Дандарон Б.Д. О четырех благородных истинах Будды. // Альманах «Буддийский мир». СПб., 1994.

22. Дандарон Б.Д. 51 психический элемент виджнянавадинов. // Гаруда. -1994, № 2 (7).

23. Дандарон БД. Общая схема совершенствования по пути мантраяны. // Гаруда. 1994. № 1(6).

24. Дандарон БД. 99 писем. СПб., 1995.

25. Дандарон БД. Символ веры // Гаруда. 1996. №2 (10).

26. Дандарон Б.Д. Буддизм. Сборник статей. СПб., 1996.

27. Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике. (Серия «Философы России XX века»).-СПб., 1997.

28. Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. Черная тетрадь. (Серия «Философы России XX века»). СПб., 1997.

29. Бидия Дандарон: жизненный путь и духовный подвиг // Тайны Бурятии: спецвыпуск / Составитель А. Стрелков. Улан-Удэ, 2004.

30. I. Литература по теме исследования

31. Агаджанян A.C. Буддийский путь в XX веке. М., 1993.

32. Акулинин В.К, Самылов О.В. Философское общество при Санкт-Петербургском университете (1897-1923). — Новосибирск, 1994.

33. Алтухов В. Философия многомерного мира. // Общественные науки и современность. 1992. №1. — С.15-27.

34. Бергсон А. Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 1. М., 1992.

35. Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М., 2001.

36. Борхес X.JI. От некто к никто: Рассказы, эссе. М., 2000.

37. Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии: Материалы международной научной конференции. -Улан-Удэ, 2003.

38. Буддизм в Центральной и Восточной Азии: Сборник статей. Улан-Удэ, 2000.

39. Буддийская мудрость. Сборник изречений, притч. — Минск, 2000.

40. Бурятский буддизм: история и идеология: Сборник статей. Улан-Удэ, 1997.

41. БуткусД. Атлас тибетской медицины. М., 1994.

42. Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел первый. Анализ по классам элементов / Пер. с санскрита, введение, комментарий, историко-философское исследование В.И. Рудого. М., 1990.

43. Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел третий. Учение о мире / Пер. с санскрита, введение, комментарий, историко-философское исследование Е.П. Островской и В.И. Рудого. — СПб., 1994.

44. Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел четвертый. Учение о карме / Пер. с санскрита, введение, комментарии Е.П. Островской и В.И. Рудого. СПб., 2000.

45. Вашестов А.Г. Жизнь и труды Б.А. Фохта. // Историко-философский ежегодник. М., 1991.

46. ВеберМ. Социология религии. -М., 1985.

47. Виндельбандт В. История философии. Киев, 1997.

48. Витгенштейн JI. Философские работы. / Пер. с нем. М.С. Козловой — М., 1994.

49. Гартман Н. Проблемы духовного бытия. Исследование к обоснованию философии истории и наук о духе. // Культурология XX век. М., 1995.

50. Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет. В 2-х т. М., 1973.

51. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М., 1974.

52. Гейзеиберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

53. Герасимова КМ. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. -Улан-Удэ, 1999.

54. Геше Джампа Тинлей. Живая философия и медитация тибетского буддизма. Лекции. -М., 1995.

55. Геше Джампа Тинлей. К ясному свету. -Улан-Удэ, 1995.

56. Геше Джампа Тинлей. Как достигнуть счастья, или Дхарма в повседневной жизни. СПб., 1996.

57. Геше Джампа Тинлей. Мудрость и сострадание. СПб., 1997.

58. Геше Джампа Тинлей. Шаматха (основы тибетской медитации). СПб., 1995.

59. Гордон А.Г. Ночные диалоги. М., 2003.

60. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия. М., 1989.

61. Гунчен Жамъян Шадба. Золотые четки, кратко разъясняющие некоторые аспекты буддийской логики. / Пер. с тибет. Дампилона Б.Б. -Улан-Удэ, 2000.

62. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. Рига, 1991.

63. Далай-лама XIV. Мир тибетского буд дизма. СПб., 1996.

64. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

65. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. М., 1989-1994.

66. Делокаров КХ. Философия и человек в век глобальных проблем. М., 1998.

67. Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы: Синергетика. Философия. Научная рациональность. М., 1999.

68. Диалог цивилизаций: Восток Запад. - М., 1997.

69. Донец A.M. Гнев и радость в свете концепций зависимого происхождения и срединности в схоластической традиции тибетского буддизма. // Седьмая буддологическая конференция. Тезисы. — СПб., 2000.

70. Доржнгушаева О. Экологическая этика буддизма. СПб., 2002.

71. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. — М., 2000.

72. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX-первой трети XX века (Россия и сопредельные страны). СПб., 1998.

73. Еше-Лодой Ринпоче. Комментарии к тексту Дхармаракшиты «Боевая чакра» Махаянское преображение мышления. 2-е изд. / Пер. с тибет. Нестеркина С., Урабханова Ж. Улан-Удэ, 2000.

74. Железное А.И. К вопросу о буддийской методологии. // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 1996.

75. Железное А.И. О тибетских традициях в бурятском буддизме. // Тибетский буддизм. Теория и практика. Новосибирск, 1995.

76. Железное А.И. Скандхи по Абхидхарме и в интерпретации ваджраяны (по тибетским источникам). // Гаруда. 1998. №1(13).

77. Железное А.И., Нестеркин С.П. Философско-психологические основы решения экологических проблем в буддизме махаяны. // Из истории философской и общественно-политической мысли стран Центральной и Восточной Азии. Улан-Удэ, 1995.

78. Железное А.И., Пупышее В.Н. Учение ваджраяны о тождестве сансары и нирваны. // Гаруда. 1997. №1(11).

79. Жуковская H.JI. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы. // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -М., 1997. №104.

80. Исаева Н.В, Шанкара и индийская философия. М., 1991.

81. Интервью с Ламой Оле Нидалом. // Буддизм Алмазного Пути. 2001. №1.

82. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992.

83. Кант И. Критика чистого разума: Сочинения. В 8-ми т. Т. 3. / Пер. с нем. Н. Лосского. М., 1994.

84. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. / Пер. с нем. B.C. Соловьева. М., 1993.

85. Кант И. Лекции по этике. М., 2000.

86. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.

87. Кенсур Агван Нима. Переправа через реку Сансары. Автобиография. -Улан-Удэ, 1996.

88. Кузнецов Б.И. Тибетика. Сборник статей. / Под ред. Монтлевича В.М. -СПб, 2003.

89. Кураев A.B. Сатанизм для интеллигенции. (О Рерихах и Православии), т. 1. Религия без Бога. т. 2. Христианство без оккультизма. М, 1997.

90. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. М, 1982-1989.

91. Jlenexoe С.Ю. Философия мадхъямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ, 1999.

92. Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов жертв политического террора в советский период (1917-1991). - СПб, 2003.

93. Материалы к жизнеописанию Лубсана Сандана Цыденова. // Гаруда. -1993. №2-3 (4-5).

94. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура. М, 1955.

95. Мах Э. Познание и заблуждение. // Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М, 1979.

96. МедоузД.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й Пределы роста. М, 1980.

97. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. М, 1994.

98. Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Сборник статей. Выпуск 1. Улан-Удэ, 1996.

99. Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Сборник статей. Выпуск 2. Улан-Удэ, 1997.

100. Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Сборник статей. Выпуск 3. Улан-Удэ, 1998.

101. Михайловский Н.К. Герои и толпа. СПб, 1998.

102. Моисеев H.H. Современный рационализм. М, 1995.

103. Моисеев H.H. В раздумьях о будущем. М, 1998.

104. Моисеев H.H. Расставание с простотой. М, 1998.

105. Монтлевич В.М. Б.Д. Дандарон ученый буддолог и религиозный деятель. // Ступени. - 1991. № 1.

106. Монтлевич В.М. «Гаруда» основные темы. // Гаруда. - 1996. №1 (9).

107. Монтлевич В.М. Вольные записи об уме и акаше. // Гаруда. 1998. №1 (13).

108. Монтлевич В.М. Дхармараджа Бидия Дандарон. // Гаруда. 1992. №1.

109. Монтлевич В.М. Карнатантра Нацога Рандола в переводе Б. Дандарона. //Гаруда.-1997. №2 (12).

110. Монтлевич В.М. Неисчислимость. // Гаруда. 1993. №2-3 (4-5).

111. Монтлевич В.М. Краткая биография Б.Д. Дандарона (к семинару «Дело Дандарона», 25 лет спустя) // www.pravidya.ru, 1997.

112. Монтлевич В.М. Тантра на Запад! // Наука и религия. 1991. №2.

113. Мялль Л. Ересь «свободного духа» возможность существования христианского тантризма. // Гаруда. - 1994. №2 (7).

114. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

115. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. Т. 1, 2. М., 1990.1150 Евразии и евразийцах (библиографический указатель). -Петрозаводск, 2000.

116. Платон. Сочинения. В 3-х тт. — М., 1971.

117. Померанц Г.С. Опыт философии солидарности // Вопросы философии. 1991. № 3.

118. Померанц Г.С. Долгая дорога истории // Знамя. 1991. № 11.

119. Психологические аспекты буддизма. 1, 2-е изд. - Новосибирск, 1986, 1991.

120. Пупышев В.Н. Тибетская медицина: язык, теория, практика. -Новосибирск, 1991.

121. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. Т. 1,2./ Пер. с англ. -М., 1956.

122. Рассел Б. История западной философии Т. 1-2. — Новосибирск, 1994.

123. Рассел Б. Проблемы философии. Новосибирск, 2001.

124. Ре им ере Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М., 1994.

125. Рерих Е.И. Основы буддизма. Сочи, 2001.

126. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. -СПб, 1997.

127. Риккерт Г. Философия жизни: Избранные сочинения. Киев, 1998.

128. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

129. Розеиберг О.О. Проблемы буддийской философии. М., 1991.

130. Санжыев Г.Л., Санжиева Е.Г. Бурятия: История (ХУН-Х1Х вв). -Улан-Удэ, 1999.

131. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. // Сумерки богов. - М., 1989.

132. Сартр Ж.П. Тошнота: Роман. Рассказы. М., 2003.

133. Сейтов А. Проблемы управления в XXI веке (по материалам Римского клуба). // Общественные науки и современность. 1992. №4. -С.97-109.

134. СемекаЕ.С. Дело Дандарона. Ногепге, 1974. 71 с.

135. Сочинения Лончена Рабжама (йог Нацог-Рандол). // Гаруда, СПб., 19921998. №1-13.

136. Спенсер Г. Синтетическая философия. В сокр. изложении Г. Коллинза. -Киев, 1997.

137. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х тт. Т. 1,2.- М., 1957.

138. Струговщиков Е. Проблема эволюции и буддийская онтология согласно Б.Д. Дандарону. // Седьмая буддологическая конференция. Тезисы. СПб., 2000.

139. Сутта-нипата. Сборник бесед и поучений. Буддийская каноническая книга. / Пер. с пали на англ. д-ра Фаусбеля; с англ. на рус. Н.И. Герасимовой М., 2001.

140. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. / Пер. с франц. Н.А. Садовского. М., 1965.

141. Тондуп Ринпоче. Жизнь Всеведущего Лончена Рабжама (биография Нацог-Рандола). // Гаруда. 1996. №1 (9).

142. Торчинов Е.А. Буддизм и мировая цивилизация в прошлом и настоящем. СПб., 2002.

143. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., 1998.

144. Фаликов Б. Неоязычество. // Новый мир. 1999. №8.

145. Федотова М. Бидиядара (материалы к биографии Б.Д. Дандарона) // Гаруда. 1996. №2 (10).

146. Хайдеггер М. Бытие и время. / Пер. с нем. В. Бибихина М., 1997.

147. Хайдгггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник статей. М.,1991.

148. Хесле В. Гении философии нового времени (Кант, Фихте, Гегель). М.,1992.

149. Хштухина Е.Г. Философия всеединства в контексте проблемы «Восток-Запад» русских мыслителей. Улан-Удэ, 2002.

150. Хоружий С.С. «Духовная практика» и «отверзание чувств» как феномены энергийной антропологии. Компаративный анализ. М., 1998.151 .Хойт М. История буддизма в России и Монголии. Ч.З. От Гулага до Алмазного пути. // Буддизм Алмазного Пути. 2001. № 1.

151. Чандракирти. Введение в Мадхьямику. / Пер. с тибет., предисл., комм., глосарий, указатели Донца A.M. СПб., 2004.

152. Чимитдоржин Г.Г. Иволгинский дацан «Гандан Даши Чойнхорлин». (1946-2001). История, события и люди. Улан-Удэ, 2001.

153. Цонкапа Чже. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. В 5-и т. СПб., 1994-1999.

154. Цыренов С. Жизнь и деятельность Б.Д. Дандарона. // Иволгинский дацан: история, современность и перспективы. (Материалы научно-практической конференции, посвященной 55-летию Иволгинского дацана). — Улан-Удэ, 2001.

155. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собрание сочинений. В 5-и т. Т. 1. / Пер. с нем. Ю.И. Айхенвальда М., 1992.

156. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1, 2. -М., 1993.

157. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. / Пер. с латин. Н. Цветкова. -Саранск, 1991.

158. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

159. Эко У. Пять эссе на темы этики. / Пер. с итал. Е.А. Костюкевич. СПб., 2002.

160. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Киев, 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.