ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Белозеров Александр Борисович

  • Белозеров Александр Борисович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 172
Белозеров Александр Борисович. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Белозеров Александр Борисович

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Эпистемологическая характеристика коммуникативной

рациональности

1.1. Многообразие философских интерпретаций понятия рациональности и единство её природы

1.2. Сущность классического, неклассического и современного подходов к проблеме рациональной коммуникации

1.3. Коммуникативная рациональность в контексте современных

философских и научных представлений

Глава 2. Философско-методологическая и теоретическая сфера

применения коммуникативной рациональности

2.1. Концепция коммуникативной рациональности в контексте гуманитарного знания

2.2. Роль, место и значение коммуникативной рациональности в юридических науках

2.3. Трансформация представлений о коммуникативной рациональности под влиянием информатизации, сетевых технологий и

глобализационных процессов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

156-172

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется необходимостью осмысления современного этапа в развитии представлений о философских основаниях коммуникативной рациональности в контексте нового подхода к познанию и реальности. Ведущую роль здесь играет изменение понимания коммуникации как универсального условия человеческого бытия и познания под влиянием новой информационно-коммуникационной реальности, сформировавшейся на основании информационных и телекоммуникационных технологий современного общества. Глобализация информационного пространства, становление и развитие структур сетевого общества привели к расширению коммуникативного пространства и изменению его структуры, росту коммуникативного сообщества.

В этих условиях приобрела остроту проблема рациональной коммуникации, свидетельствующая об изменении оснований коммуникации и критериев рациональности. Формирующийся в настоящее время новый тип рациональной коммуникации является одним из важнейших факторов, влияющих на процесс познания, на социализацию человека, саму рациональность как ценность культуры. И хотя по данной проблеме уже имеется немало работ, в ней сохраняются «белые пятна», что повышает актуальность и значимость данного диссертационного исследования.

Вместе с тем, возросшая интенсивность коммуникации, растущие скорости информационных потоков, в которых происходит формирование познавательной сферы современного человека, не способствуют развитию устойчивых когнитивных, познавательных структур и логических оснований мышления познающего субъекта. Данные проблемы приобретают особую актуальность в связи с тем, что знание и информация в современном обществе являются не только достоянием общества, но и становятся частью рыночных отношений, ведут к формированию экономики знаний.

В этой связи актуальность изучения сущности коммуникативной рациональности возрастает. Рост многообразия интерпретаций коммуникативной

рациональности в современной философии и эпистемологии свидетельствует о формировании особенностей коммуникативной рациональности в различных областях современного знания и актуализирует задачу исследования этих особенностей.

Особенно важной является задача изучения коммуникативной рациональности, ее особенностей и возможностей в таких областях знания, как гуманитарные и юридические науки. Именно в данных сферах знания, представляющих, в определенной степени, разные полюсы социального взаимодействия, наиболее очевидно представлены современные трансформации концепции коммуникативной рациональности.

Степень разработанности проблемы. Проблеме как рационального, так и научно-рационального познания посвящено множество отечественных и зарубежных философских трудов. Однако их рассмотрение не является исходной задачей настоящего диссертационного исследования, так как основной акцент в нем делается на исследование трансформаций философских оснований коммуникативной рациональности в работах современных зарубежных и отечественных философов, а также сферу применимости и выявление роли коммуникативной рациональности в современной эпистемологии.

Анализу рациональности и вопросам её общей историко-философской характеристики посвящены труды таких отечественных философов, как Н.С. Автономова, П.П. Гайденко, Н.В. Даниелян, В.А. Лекторский, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, Л.А. Маркова, Л.А. Микешина, Н.В. Мотрошилова, В.Н. Порус, В.С. Степин, И.П. Фарман, В.С. Швырев, а также зарубежных: Х. Ленк, М. Полани, Дж. Сёрль, К. Хюбнер.

Проблемы осмысления коммуникативной рациональности в российской философии и эпистемологии отражены в работах А.Ю. Антоновского, С.С. Гусева, Г.Б. Гутнера, И.Т. Касавина, С.В. Лещёва, Л.А. Марковой, Л.А. Микешиной, А.П. Огурцова, В.Н. Поруса, Н.М. Смирновой, В.С. Степина. Раскрытие и осмысление вопросов, соотносимых с проблемами формирования и интерпретации термина коммуникативной рациональности, проводилось в

отечественной истории философии такими авторами, как М.М. Бахтин, М.Н. Вольф, А.Ф. Лосев, В.С. Соловьев.

Начало анализа рациональной формы коммуникации было заложено Сократом, Платоном и Аристотелем в античной философии. В Новое время совершенствование античных идей было продолжено в процессе осмысления рациональности Р. Декартом, Г. Галилеем, Б. Спинозой, Н. Мальбраншем, Г.В. Лейбницем. В немецкой классической философии И. Кант рассматривал рациональность как важное условие и необходимую форму существования личности, тогда как в работах Гегеля для ее исследования использован диалектический подход в рамках теории социального взаимодействия. Перспективным и плодотворным в истории философии явился подход к определению коммуникации в качестве способа познавательной научной деятельности, разработанный в трансцедентальной феноменологии Э. Гуссерлем.

Осмыслению и выявлению роли и места коммуникации в философии экзистенциализма были посвящены работы К. Ясперса. Коммуникативная составляющая в разработке и решении социальных проблем в обществе изучена в работах М. Вебера, Э. Мунье, К. Хюбнера, А. Шюца, Т. Парсонса.

Соответствующий вклад в исследование рациональности и коммуникации внесли произведения теоретика критического рационализма К. Поппера, а также представителей герменевтических исследований Х.-Г. Гадамера, П. Рикёра. Начиная с середины прошлого века, тема коммуникативной рациональности становится одной из ведущих в работах таких зарубежных авторов, как К.-О. Апель, Н. Луман, Ю. Хабермас.

В области юридических наук проблема применения коммуникативной рациональности практически не разработана, однако её осмыслению способствует содержащая коммуникативные аспекты, рационалистическая парадигма права, восходящая к размышлениям софистов, Сократа, Аристотеля, Фомы Аквинского, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескьё. Комплексному анализу рассматриваемой проблемы в контексте применения естественного и позитивного

права в истории западноевропейской традиции права посвящены размышления Г. Гроция, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница.

В России коллективистской идее всеобщего блага и соборности были посвящены труды В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, Е.Н. Трубецкого, Г.Д. Гурвича. Понимание коммуникации в рациональной сфере правовых отношений было предложено в работах русских мыслителей Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого. Вопросам развития интегративного подхода к толкованию права и общности его коммуникативного применения уделяется внимание в работах современных правоведов Б.И. Зеленко, В.С. Нерсесянца, Ю.Е. Пермякова, А.В. Полякова.

Проблемы информатизации, сетевых технологий и глобализации, влияющие на трансформацию содержания коммуникативной рациональности, обозначены в работах А.Ю. Антоновского, В.И. Аршинова, О.Н. Астафьевой, В.А. Барабанщикова, Т. Барроу, З. Баумана, В.Г. Буданова, В.В. Васильковой, В.В. Гольберт, Н.В. Даниелян, И.И. Елисеевой, К.К. Колина, В.А. Лекторского, Б.И. Липского, Н. Лумана, Л.А. Микешиной, Е.А. Никитиной, Д.П. Пашининой, Б.И. Пружинина, И.А. Пфаненштиля, Я.И. Свирского, Э. Сепира, А.И. Смирнова, Б.Л. Уорфа, Ю. Хабермаса, И.Ю. Черепановой.

Несмотря на значительные результаты, достигнутые в анализе и осмыслении философских оснований коммуникативной рациональности, в настоящее время они рассматриваются с различных позиций, которые не могут быть сведены к единой точке зрения. Однако каждый из предлагаемых подходов способен предъявить большое число аргументов в свою пользу. Под философскими основаниями коммуникативной рациональности в диссертационном исследовании подразумевается философская природа данного понятия с позиции философских идей и категориальных смыслов, которые применимы к нему на сегодняшний день. Это, прежде всего, субъект-объектное взаимодействие, выраженное в коммуникации, достижение консенсуса в ходе диалогового дискурса для выявления истинного знания и его проверки с учетом имеющихся предпосылок,

средств и методов, роль в этом процессе языковой составляющей, способствующей конструированию смыслов и понятий.

Объект диссертационного исследования - современные трансформации понятия коммуникативной рациональности под воздействием научных, философских и общественных процессов и концепций.

Предмет диссертационного исследования - анализ философских оснований развития представлений о коммуникативной рациональности.

Целью диссертационного исследования является философско-методологический и теоретический анализ философских оснований коммуникативной рациональности в свете процессов информатизации и глобализации, а также выявление места и роли коммуникативной рациональности в философском, гуманитарном и юридическом знании.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- проанализировать многообразие философского концептуального понимания рациональности и её природы;

- изучить сущностные черты классического, неклассического и современного подходов к содержанию проблемы рациональной коммуникации;

- рассмотреть основания коммуникативной рациональности в контексте различных философских и научных представлений;

- исследовать методологическое применение коммуникативной рациональности к области гуманитарного знания;

- раскрыть роль, место и значение коммуникативной рациональности в юриспруденции;

- исследовать изменения философских оснований коммуникативной рациональности под влиянием информатизации, сетевых технологий и глобализационных процессов.

Теоретико-методологическая база исследования.

Процесс исследования методологически исходит из категориального аппарата, методов, принципов, идей и понятий, используемых историей философии, эпистемологией, социальной философией, философией науки,

синергетикой и социальными науками. В диссертационном исследовании произведен сравнительный и сопоставительный анализ различных интерпретаций коммуникативной рациональности в российской (Г.Б. Гутнер, И.Т. Касавин, Л.А. Маркова, Л.А. Микешина, А.П. Огурцов, В.Н. Порус, Н.М. Смирнова и др.) и зарубежной философии (К.-О. Апель, Н. Луман, Ю. Хабермас). Синтез характерных особенностей коммуникативной рациональности в философских и научных концепциях в контексте современной эпистемологии произведен с привлечением работ В.И. Аршинова, О.Н. Астафьевой, З. Баумана, В.Г. Буданова, В.В. Васильковой, В.А. Лекторского, Б.И. Липского, Н. Лумана, Л.А. Микешиной, Б.И. Пружинина, Э. Сепира, Ю. Хабермаса и др.

В качестве исходных в диссертации были использованы методы: сравнительно-сопоставительный, диалектический, единства исторического и логического при проведении философского анализа работ. Философские и конкретно-научные исследования, проведенные в области истории философии, онтологии, эпистемологии, синергетики, методологии науки, социальной философии, были приняты за основу для получения обобщений и обоснования выводов.

Научная новизна диссертационного исследования:

- предложено авторское понимание развития представлений о коммуникативной рациональности под влиянием современных трансформаций в средствах, методах и способах коммуникации как гибкой системы положений и норм, изменяющихся в соответствии с конкретной культурно-исторической ситуацией, основанных на рациональных интересах и направленных на выработку, обоснование и использование эффективных средств взаимодействия людей в различных сферах деятельности;

- обосновано, что характерными особенностями коммуникативной рациональности в области философского и гуманитарного знания являются возможность установления социальных связей, согласование мнений, продуктивный диалог, эффективное разрешение разногласий, производство теоретического, практического и процедурного знания, положительная роль

коммуникативных эффектов в социально-гуманитарной сфере человеческой деятельности;

- критически проанализированы подходы к пониманию коммуникации, в результате чего установлено, что современный подход к проблеме выявления парадигмы доказательного знания смещается в область дискурсивной практики, диалогичности, неопределённости, достижения обоснованного согласия между участниками коммуникации, признания ими не сводимых друг к другу познавательных позиций;

- выявлено, что в юридической науке коммуникативная рациональность опирается на рациональное обоснование права, тесно взаимодействующее с философскими, историческими и культурными аспектами деятельности человека, дополняющими фундаментальные юридические начала принципами всеобщего блага, справедливости и нравственности;

- показано, что содержание коммуникативной рациональности зависит от происходящих в обществе сетевых коммуникативных процессов, расширения информационного пространства, культурного диалога в условиях глобализации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Исследование рациональности в контексте многообразия философских взглядов показало, что она представляет собой исторически изменяющееся философское понятие, характеризующее умственную и практическую деятельность, исходя из критериев целесообразности и систематичности развития различных областей знания, определяющих познание, коммуникацию и деятельность.

2. Современное понимание рациональной коммуникации включает в себя многообразные способы и формы информационного и познавательного взаимодействия людей, основанного на разумных критериях общения, тогда как под коммуникативной рациональностью понимается исторически изменяющееся философское понятие, рассматриваемое с позиции объединяющего, вырабатывающего консенсус диалогового дискурса, возникающее в ходе него и

позволяющего участникам коммуникации преодолеть разногласия в пользу достижения рационально мотивированного согласия в процессе конструирования смыслов.

3. Специфическими чертами, присущими коммуникативной рациональности в гуманитарной области знания, являются дискурсивность, языковая практика, вербальное общение, текстуальное и контекстуальное образование смыслов, интерсубъективность, герменевтическая интерпретация, обеспечивающие методологическую применимость рассматриваемого понятия.

4. Методология, сочетающая юридическую чёткость, научную определённость с вариативностью и открытием диалогических перспектив, направлена на разрешение таких юридических проблем, как достижение справедливого, разумного баланса сосуществования людей в обществе, нормативное урегулирование поведения правовых субъектов, согласование и реализация их прав, удовлетворение личных и общественных интересов, достижение взаимопонимания между людьми в правотворческой и законоприменительной деятельности на текстуальном, контекстуальном и ситуативном уровнях нормативного толкования права.

5. В условиях становления нового типа информационной культуры человек может восприниматься как субъект познания, влияющий на сущность рациональности и управляющий её коммуникативным аспектом. Одновременно он утрачивает способность к непосредственному, личному общению и развивается в качестве субъекта коммуникативно-информационного типа познания.

6. Выступая в роли возможного инструмента познания, универсальная коммуникативная стратегия способствует соединению различных течений, теорий и подходов. Сущность реализуемых в данном подходе эффектов заключается в открытии неизвестных ранее методологических решений, разработке новых схем и моделей в современных научных и философских исследованиях. Только с осмыслением места и роли коммуникативной рациональности в наши дни можно

связывать надежды на осуществление конструктивного диалога между представителями разных культур.

Научно-теоретическая и практическая значимость результатов исследования обусловлена его обращенностью к уточнению понятия коммуникативной рациональности, а также выявлению ее философских оснований под воздействием современных процессов в науке и обществе. Это ведет к переосмыслению основных понятий и методов, применяемых в философии и эпистемологии в контексте происходящих парадигмальных изменений. Развиваемая в диссертации концепция обосновывает необходимость методологического применения философского понятия коммуникативной рациональности к области гуманитарного знания, а также раскрывает её роль, место и значение в юриспруденции, что может способствовать выработке навыков критического и конструктивного мышления представителями разных профессий, а также в повседневной жизни. Результаты, полученные в диссертации, могут быть использованы в разработке учебных программ и пособий по онтологии и теории познания, истории философии, в лекционных курсах, спецсеминарах и спецкурсах, например: «Коммуникативная рациональность как проблема эпистемологического анализа», «Коммуникативная рациональность в юридической науке», «Коммуникативные аспекты философии права», при разработке методических рекомендаций по прочтению базового курса философии для студентов и аспирантов высших учебных заведений гуманитарных и негуманитарных специальностей, а также в ходе дальнейшего исследования концепции и оснований коммуникативной рациональности.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования изложены автором в материалах и выступлениях на научных и научно-практических конференциях: Всероссийская научно-техническая конференция «Вузовская наука - региону» (Вологда, 2008 - 2014); Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Молодые исследователи -регионам» (Вологда, 2009, 2010, 2014); Ежегодная сессия-смотр аспирантов и молодых ученых по отраслям наук (Вологда, 2007, 2009, 2013, 2014);

«Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых и аспирантов» (Вологда, 2007 - 2009); 5-я Международная научно-техническая конференция «Философия в техническом вузе» (СПб.,2011); VI Российский философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» (Н. Новгород, 2012); Научно-практическая конференция «Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы» (Вологда, 2014); IX Международная заочная научно-практическая конференция «Теоретические и прикладные аспекты современной науки» (Белгород, 2015); Научно-практическая конференция «Управление территориями и хозяйствующими субъектами в условиях экономической нестабильности: глобальные вызовы и механизмы развития» (Вологда, 2015); I Всероссийская научная конференция с международным участием «Декартовские чтения» (Москва, 2015); Международная научно-теоретическая конференция «Социокультурные среды и коммуникативные стратегии информационного общества» (С.-Петербург, 2015) и других, в публикациях по теме исследования, в том числе в 6 статьях, опубликованных по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК Минобрнауки РФ.

Обсуждение выполненной работы проведено на кафедре философии Института социально-гуманитарного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет». По итогам обсуждения диссертации принято решение о рекомендации её к защите.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации составляет 172 страницы машинописного текста, из них 17 страниц содержат список использованной литературы, включающий 201 наименование.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Эпистемологическая характеристика коммуникативной

рациональности

1.1 Многообразие философских интерпретаций понятия рациональности и

единство её природы

Исследование проблемы рациональности обусловлено потребностью осмысления современного научного представления о мире, возрастания в нём роли человека, осознания его индивидуальности, ответственности, разумности, новой коммуникативной стратегии человеческой жизнедеятельности, направленной на необходимость выхода из ситуации, «когда привычное понимание мира и человека перестает удовлетворять тех, кто мыслит»1.

С периода зарождения древнегреческой философии берёт начало изучение порядка вещей, явлений и устройства мира, предвосхитившее постановку вопроса

0 рациональности. Появление в античной философии её оснований неразрывно связано с постижением категорий рассудка, разума, мышления, общения и изначально было предметом пристального внимания в философии Сократа, а позднее Платона и Аристотеля. Впервые сознательно были поставлены и получили широкое обсуждение важнейшие мировоззренческие проблемы, затрагивающие вопросы бытия, роли и места человека в мире, возможности познания природы.

Традиционно понимание рациональности является центральной темой философского движения, основанного Р. Декартом и развитого в философии рационализма как универсального познавательного метода. В соответствии с этим, философское направление, получившее название картезианства, совершенствовалось последователями идей Декарта, среди которых наибольшую известность приобрели Г.В. Лейбниц, Б. Спиноза и Н. Мальбранш.

1 Лекторский В.А. Философия, общество знания и перспективы человека.// Вопросы философии. - 2010. - № 8. -С.30.

Действительно, в новоевропейской философии были сформированы понимание рациональности и основанный на ней способ мышления и обмена мнениями, которые способствовали преобразованию предметов реальности в мыслительные формы, позволяющие абстрактно конструировать идеальные объекты.

Декарт, как заложивший «все базовые аспекты нашей сегодняшней концепции когнитивного и рационального»2, в числе первых обосновал недостаточность суждений, подкрепляемых верой, предлагая взамен принципы очевидности, достоверности, доказательности, приверженности разуму в философском и научном мировоззрении. При этом он в своих трудах о самосознании, природе и душе опирался на субстанцию, «вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается

~ 3

ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи» .

В результате, предложенный Декартом метод для проверки истинности знания не исключал первоначальную, божественную природу законов объяснения мира, но, при этом, дальнейшее существование Вселенной представлялось ему как работа самостоятельно действующего механизма. Он считал, что всё в мире является разновидностью движущейся материи, состоящей из отдельных частиц, взаимодействия между которыми лежат в основе всех природных явлений.

Сущность такого механистического подхода заключалась в признании локального механического взаимодействия элементов разнообразных видов материи, вследствие которого и происходят все явления в природе. При этом образцом для других наук, универсальным и мощным методом познания природы считалась математика. В соответствии с этим, разум, критически оценивая результаты опыта, формулировал на математическом языке истинные законы природы. Так, посредством торжества могущества разума достигались достоверные научные данные, ведущие к познанию истины. В результате этого был сформулирован принцип достоверности знания, положенный в основание

2 Даниелян Н.В. Научная рациональность: Монография. - М, 2010. - С.13.

3 Декарт Р. Сочинения: в 2 т. Т 1. - М., 1989. - С.269.

методологии, направленной на приоритет рационального мышления в философии и познавательной деятельности.

Основным вкладом Декарта в науку Нового времени явилось обоснование им универсального, рационального познавательного метода, согласно которому построение научного знания происходило в соответствии с единой системой, приводимой в движение самостоятельно мыслящей силой, которой был субъект, способный выявлять наиболее очевидные и достоверные положения, а не набор случайно отобранных истин. Это способствовало утверждению превосходства рационального мышления перед чувственным познанием. В результате Декартом было сформулировано правило: «Я мыслю, следовательно, существую -первичное и достовернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в процессе философствования»4. При помощи данного метода научное познание вышло на уровень систематического, упорядоченного получения истины, а возникающая непрерывная цепь умозаключений, одновременно опиравшаяся на интуицию и дедукцию, позволяла гораздо более глубоко и совершенно, чем прежде, развивать процесс познания природы.

Таким образом, рациональность стала рассматриваться в качестве передовой методологической основы научного мышления в контексте сформулированных Декартом правил объективного, безличностного, рационального метода, который, несмотря на признание идеи Бога, врождённых идей и невозможности «приобрести никакого знания, кроме как посредством интуиции ума или дедукции»5, оставался главным и основным методом познания, следуя которому можно избежать многих ошибок, способных «заслонить естественный свет и сделать нас менее способными внимать голосу разума»6.

Б. Спиноза, учитывая наработки Декарта, достаточно систематично и логично продолжил обоснование философских рационалистических воззрений, утверждая при этом в качестве необходимого атрибута существование субстанции, соединяющей в себе душевные и телесные субстраты, сочетающие

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Белозеров Александр Борисович, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абеляр П. История моих бедствий. Пер. с лат. Д.А. Дрбоглав [и др.]. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 257с.

2. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон-Бахтин-Лотман-Гаспаров. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 503с.

3. Автономова Н.С. Перспективы рациональности: новый виток проблематизации.// Культурно-историческая эпистемология: проблемы и перспективы: К 70-летию Б.И. Пружинина. Под ред. Н. С. Автономовой, Т. Г. Щедриной. - М.: Политическая энциклопедия, 2014. - С. 209-223.

4. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М.: Наука, 1988. -287с.

5. Аквинский Ф. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. - М.: ИФРАН, 2001. - 206с.

6. Аквинский Ф. Сумма против язычников. Кн.1. - М.: Вестком, 2000. - 463с.

7. Антология мировой философии: в 4-х томах. Т.1, ч.2. - М.: Мысль, 1969. -936с.

8. Антоновский А.Ю. Коммуникативная рациональность - внутренняя и внешняя.// Эпистемология и философия науки. - 2008. - №3. - С.71-77.

9. Антоновский А.Ю. О рациональности в структуре коммуникации.// Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход. / Отв. ред. И.Т. Касавин, В.Н. Порус. - М.: ИФРАН, 2009. - С.25-31.

10. Антоновский А.Ю. Пространство, время, личность.// Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации./ Под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса. - М.: Альфа-М, 2012. - С. 146-195.

11. Апель К.-О. Трансформация философии. Пер. с нем. В. Куренного, Б. Скуратова. - М.: Логос, 2001. - 344с.

12. Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. - М.: Мысль, 1976 - 1984.

13. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М.: ИФРАН, 1999. - 203с.

14. Аршинов В.И. Синергетика конвергирует со сложностью.// Вопросы философии. - 2011. - №4. - С.73-83.

15. Асмус В.Ф. Античная философия и эстетика. Собр. соч. в 7-ми томах. Т.2. - М.: Ленанд, 2015. - 848с.

16. Астафьева О.Н. Синергетический дискурс современных информационно-коммуникативных процессов.// Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания./ Под ред. Л.П. Киященко. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С.419-443.

17. Барабанщиков В.А. Коммуникативный подход к исследованию когнитивных процессов./ Психологические и психоаналитические исследования./ Под ред. А.Н. Лебедева. 2009. - М.: Институт Психоанализа, Издатель Воробьев А.В., 2009. - С.8-20.

18. Барроу Т. Санскрит. Пер. с англ. Н. Лариной. - М.: Прогресс, 1976. -412с.

19. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004. -188с.

20. Башляр Г. Новый рационализм. Пер. с фр. Ю.П. Сенокосова, Г.Я. Туровер. - М.: Прогресс, 1987. - 376с.

21. Белозеров А.Б. Идея коммуникативной рациональности как архетипическая единица научного познания.// Научно-технические ведомости СПбГПУ. Научный журнал. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - Санкт-Петербург, 2011. - №4 (136). - С.236-240.

22. Белозеров А.Б. Исторический обзор трансформации философских представлений о рациональной коммуникации.// Вестник Московского государственного областного университета. Научный журнал. Серия: Философские науки. - Москва, 2015. - №2. - С.54-62.

23. Белозеров А.Б. Коммуникативная методология в контексте философии юридических наук.// Вестник Поморского университета. Научный журнал. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - Архангельск, 2010. - №10. -

С.120-123.

24. Белозеров А.Б. Познавательный и социально-культурный аспекты коммуникативной рациональности.// Философия и культура. - Москва, 2015. -№9. - С.1319-1327.

25. Белозеров А.Б. Понятие коммуникации в экзистенциальной философии К. Ясперса.// Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. -Кострома, 2011. - №3. -С.58-62.

26. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. Пер. с англ. В.А. Фока, А.В. Лермонтовой. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961. - 152с.

27. Бусова Н. Постмодерн или поздний модерн?// Какой модерн? Философские рефлексии над ситуацией пост/недо/айег-ров^пост-пост... модернизма: в 2 томах./ Под ред. Л.В. Стародубцевой. - Т. 1. - Харьков: ХНУ имени В.Н. Каразина, 2010. - С.218-229.

28. Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII. Пер. с англ. В.Р. Рокитянского, Н.А. Федерова, А.Э. Яврумяна. - М.: Наука, 1990. - 331с.

29. Ван Хук М. Право как коммуникация. Пер. с англ. М.В. Антонова, А.В. Полякова. - СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, ООО «Университетский издательский консорциум», 2012. - 288с.

30. Василькова В.В. «Космос» коммуникаций: новые понятия и традиционные образы.// Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания./ Под ред. Л.П. Киященко. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С.461-472.

31. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. Ю.Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. - 808с.

32. Вольф М.Н. Философский поиск: Гераклит и Парменид. - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. - 382с.

33. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. - М.:

Прогресс-Традиция, 2003. - 528с.

34. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики? Пер. с нем. Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 704с.

35. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? Пер. с нем. М.А. Кондратьевой, Н.С. Плотникова.// Логос. - 1991. - №1. - С.32-37.

36. Галилей Г. Избранные произведения: в 2 томах. - М.: Наука, 1964.

37. Галилей Г. Пробирных дел мастер. Пер. с итал. Ю.А. Данилова - М.: Наука, 1987. - 272с.

38. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Пер. с нем. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц. - М.: Мысль, 1990. - 524с.

39. Гейзенберг В. Введение в единую полевую теорию элементарных частиц. Пер. с англ. А.И. Наумова. - М.: Мир, 1968. - 240с.

40. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое Пер. с нем. И.А. Акчурина, Э.П. Андреева. - М.: Наука, 1989. - 400с.

41. Гоббс Т. Левиафан. Пер. с лат. и англ. Н. Федорова, А. Гутермана. - М.: Мысль, 2001. - 438с.

42. Гоббс Т. Сочинения: в 2 томах. - Т.2. - М.: Мысль, 1991. - 731с.

43. Гольберт В.В. Глобализация: продукт и/или предмет дискурсивного процесса.// Глобализация в российском обществе: сб. науч. трудов./ Отв. ред. И.И. Елисеева. - СПб.: Нестор-История, 2008. - С.507-535.

44. Гречко П.К. Диспозиции: онтологическая перспектива и коммуникативная аппликация.// Вопросы философии. - 2012. - №4. - С.99-110.

45. Гроций Г. О праве войны и мира. Пер. с лат. А. Л. Саккетти. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956. - 326с.

46. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. Пер. с фр. М.В. Антонова; пер с англ. М.В. Антонова, Л.В. Ворониной. - СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. - 848с.

47. Гусев С.С. Коммуникативная природа субъективной реальности.// Эпистемология и философия науки. - 2004. - №2. - С.15-38.

48. Гусев С.С. Ситуативность коммуникативных действий.// Вопросы философии. - 2008. - №7. - С.51-60.

49. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Пер. с нем. А.В. Михайлова. - М.: Академический Проект, 2009. - 489с.

50. Гуссерль Э. Избранные работы. Пер. с нем. В.И. Молчанова. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. - 464с.

51. Гуссерль Э. Картезианские медитации. Пер. с нем. В.И. Молчанова. - М.: Академический Проект, 2010. - 229с.

52. Гутнер Г.Б. Субъект как энергия.// Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания./ Под ред. Л.П. Киященко. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С.490-503.

53. Гутнер Г.Б., Огурцов А.П. Дискурс.// Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.1 - М.: 2010. - С.670-671.

54. Даниелян Н.В. Научная рациональность: Монография. - М.: Издательство МГОУ, 2010. - 198с.

55. Даниелян Н.В. Рациональная коммуникация и коммуникативная рациональность: две стороны одной медали.// Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2015. - №1 (Т.2. Философия). - С.59-69.

56. Декарт Р. Сочинения в 2-х томах. - Т.1. - М.: Мысль, 1989. - 654с.

57. Дигесты Юстиниана. Перевод с лат. Л.Л. Кофанов[и др.]./ Отв. ред. Л.Л. Кофанов. - М.: Статут, 2002. - 584с.

58. Дискурс и коммуникация: монография./ Под ред. Е.В. Грудевой. -Новосибирск: Изд. СибАК,2015. - 234с.

59. Дюги Л. Общество, личность и государство. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. - СПб.: Изд. Маркса,

1904. - 73с.

60. Елисеева И.И. Предисловие.// Глобализация в российском обществе: сб. науч. трудов./ Отв. ред. И.И. Елисеева. - СПб.: Нестор-История, 2008. - 538с.

61. Зеленко Б.И. О правовой демократии в РФ, власти и социуме.// Вопросы философии. - 2013. - №10. - С.13-21.

62. Кант И. Критика практического разума. Собр. соч. в 8-ми томах. Т.4. -М.: Чоро,1994. - 630с.

63. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н.О. Лосского. - М.: Наука, 1999. - 655с.

64. Кант И. Метафизика нравов./ И. Кант. Сочинения на немецком и русском языках. - Т. 5. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - 1120с.

65. Кант И. Сочинения в 6 томах. - М.: Мысль, 1963 - 1966.

66. Касавин И.Т. Важно, чтобы работа не прекращалась.// Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В.С. Степина./ Под ред. И.Т. Касавина. - М: Канон +, 2004. - С. 11-88.

67. Касавин И.Т. Знание и коммуникация: к современным дискуссиям в аналитической философии.// Вопросы философии. - 2013. - №6. - С.46-57.

68. Касавин И.Т. Коммуникация и творчество.// Философия науки. Вып.17: Эпистемологический анализ коммуникации. - М.: ИФРАН, 2012. - С.7-23.

69. Касавин И.Т. Междисциплинарные исследования и социальная картина мира.// Философия науки. Вып.19: Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. - М.: ИФРАН, 2014. - С.9-26.

70. Касавин И.Т., Порус В.Н. Введение.// Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход./ Отв. ред. И.Т. Касавин, В.Н. Порус. - М.: ИФРАН, 2009. - С.3-10.

71. Касавин И.Т. Подходы к теории дискурса: М. Бахтин и Ю. Лотман.// Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации. /Под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса - М.: Альфа-М, 2012. - С.225-250.

72. Кистяковский Б.А. Очерки по методологии социальных наук и общей

теории права. - М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. - 704с.

73. Колин К.К. Информационный подход в междисциплинарной перспективе (материалы «круглого стола»).// Вопросы философии. - 2010. -№ 2. - С.84-112.

74. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Пер. с англ. И.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 1281с.

75. Коллинз Р. Четыре социологических традиции. Пер. с англ. В. Россмана. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2009. - 320с.

76. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Эксмо, 2014. -56с.

77. Лапаева В.В. Российская философия права в контексте западной философско-правовой культуры.// Вопросы философии. - 2010. - №5. - С.3-14.

78. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. - М.: Мысль, 1989. - 554с.

79. Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 томах. - М.: Мысль, 1982 - 1989.

80. Лекторский В.А. Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии.// Вопросы философии. - 2005. - №8. - С.11-21.

81. Лекторский В.А. Предисловие.// Философия науки. Вып.17: Эпистемологический анализ коммуникации. - М.: ИФРАН, 2012. - С.5-6.

82. Лекторский В.А. Философия, общество знания и перспективы человека.// Вопросы философии. - 2010. - №8. - С.30-31.

83. Лекторский В.А. Эпистемология и исследование когнитивных процессов.// Эпистемология вчера и сегодня./ Отв. ред. В.А. Лекторский. -М.: ИФРАН, 2010. - С.3-30.

84. Лещёв С.В. Интерсубъективность и коммуникативное действие (Неокантианство и постмодернизм Ю. Хабермаса).// Вопросы философии. -2013. - №3. - С.165-175.

85. Липский Б.И. Рациональность, истина, коммуникация.// Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997г.). В 7 томах. - Т. 3. Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 1997. - С.85-87.

86. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 392с.

87. Локк Дж. Сочинения: в 3-х томах. - М.: Мысль, 1985 - 1988.

88. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПБ, 2010. - 704с.

89. Луман Н. Введение в системную теорию. Пер. с нем. К. Тимофеева. - М.: Логос, 2007. - 360с.

90. Луман Н. Власть. Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2001. -256с.

91. Луман Н. Реальность массмедиа. Пер. с нем. А.Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256с.

92. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. Пер. с нем. И.Д. Газиева. - СПб.: Наука, 2007. - 641с.

93. Луман Н. Что такое коммуникация?// Социологический журнал. - 1995. -№5. - С. 112-125.

94. Люгер Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. Пер. с англ. Н.И. Галагина. - М.: Вильямс, 2005. - 864с.

95. Мальбранш Н. Разыскания истины. Пер. с фр. Е.Б. Смеловой. - СПб.: Наука, 1999. - 651с.

96. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. - СПб.: Издательство АЗБУКА, 2010. - 288с.

97. Маркова Л.А. Томас Кун вчера и сегодня.// Философия науки. Вып.10: Эпистемологический анализ коммуникации. - М.: ИФРАН, 2004. - С.29-48.

98. Маркова Л.А. Трансформации междисциплинарности в контексте социальной эпистемологии.// Философия науки. Вып.19: Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. - М.: ИФРАН, 2014. - С.27-37.

99. Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 575с.

100. Микешина Л.А. Коммуникации как объект исследования: теории и когнитивные практики.// Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации./ Под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса.- М.: Альфа-М, 2012. -С.251-274.

101. Микешина Л.А. Прорыв в новую эпистемологическую проблематику.// Эпистемология и философия науки. - 2009. - №1. - С.77-82.

102. Микешина Л.А. Социология и эпистемология: обмен когнитивным опытом.// Эпистемология и философия науки. - 2015. - №1. - С.67-82.

103. Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. - М.: Канон+, 2009. - 560с.

104. Монтескьё Ш.Л. О духе законов.// Избранные произведения. - М.: Госполитиздат, 1955. - С.160-573.

105. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. - М.: Канон+, 2010. - 488с.

106. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. - М.: ИФРАН Канон+, 2010. - 480с.

107. Мунье Э. Манифест персонализма. Серия: Мыслители XX века. Пер. с фр. И.С. Вдовиной. - М.: Республика, 1999. - 559с.

108. Мунье Э. Что такое персонализм? Пер. с франц. И.С. Вдовиной. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1994. - 128с.

109. Назарчук А.В. Идея коммуникации и новые философские понятия ХХ века.// Вопросы философии. - 2011. - №5. - С. 157-165.

110. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление.//

Вопросы философии. - 2008. - №7. - С.61-75.

111. Назарчук А.В. Теория коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 320с.

112. Нарский И.С. Джон Локк и его политическая система.// Локк Дж. Сочинения: в 3 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1985. - С.3-76.

113. Нейман Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. Пер. с англ. В.Л. Стефанюк. - М.: Мир, 1971. - 382с.

114. Нерсесянц В.С. Философия права. - М.: Норма, 2006. - 848с.

115. Никитина Е.А. Искусственный интеллект: философия, методология, инновации.// Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2014. - №2. - С.108-122.

116. Никитина Е.А. Субъект познания, когнитивная культура личности и образование как Ы-Иите.// Ценности и смыслы. - 2011. - №7 (16). - С.94-108.

117. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. - М.: Мысль, 2010.

118. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: УРСС, 1991. - 640с.

119. Нугаев Р.М. Смена парадигм: модель коммуникативной рациональности.// Философия науки. Вып.7: Формирование современной естественнонаучной парадигмы. - М.: ИФРАН, 2001. - С.43-57.

120. Ньютон И. Всеобщая арифметика или Книга об арифметическом синтезе и анализе. - М.: Издательство АН СССР, 1948. - 442с.

121. Ньютон И. Математические начала натуральной философии, оптика, оптические лекции. - Л.: Изд. П.П. Сойкин, 1929. - 72с.

122. Огурцов А.П. От нормативного Разума к коммуникативной рациональности.// Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. -М.: ИФРАН, 2005. - С.54-81.

123. Огурцов А.П. Системный анализ науки: идеи эквифинальности и человекоразмерности.// Эпистемология и философия науки. - 2013. - Т. XXXVII, №3. - С.190-204.

124. Огурцов А.П. Точки роста философии: разрозненные мысли.//

Философский журнал. - 2009. - № 1(2). - С.29-47.

125. Огурцов А.П. Философия науки: двадцатый век: Концепции и проблемы: в 3-х ч. - СПб.: Изд. дом «Mipъ», 2011.

126. Павленко А.Н. Является ли «коммуникативная программа» обоснования знания универсальной?// Вопросы философии. - 2009. - №11. - С.100-112.

127. Парсонс Т. О структуре социального действия. Пер. с англ. И. Бакштейна, Г. Беляевой, Л. Седова. - М.: Академический Проект, 2002. -880с.

128. Пашинина Д.П. Влекомые языком.// Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. - М.: ИФРАН, 2002. - С.377-407.

129. Пенроуз Р. Новый ум короля: О компьютерах, мышлении и законах физики. Пер. с англ. В.О.Малышенко. - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 384с.

130. Пермяков Ю.Е. Философские основания юриспруденции: монография. -Самара: Самарская гуманитарная академия, 2006. - 248с.

131. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир.// Вопросы философии. -1998. - №3. - С.120-132.

132. Платон. Диалоги. - М.: Мысль, 1986. - 607с.

133. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах. - Т.2. - М.: Мысль, 1993. - 528с.

134. Полани М. Личностное знание. Пер. с англ. М.Б. Гнедовского, Н.М. Смирновой, Б.А. Старостина. - М.: Прогресс, 1985. - 344с.

135. Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. - 845с.

136. Поппер К. Открытое общество и его враги. Соч.: в 2-х томах. - М.: Феникс, 1992.

137. Порус В.Н. Многомерность рациональности.// Эпистемология и философия науки. - 2010. - Т.ХХ11, №1. - С.5-16.

138. Порус В.Н. Рациональная коммуникация как проблема эпистемологии.// Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход. / Отв. ред. И.Т. Касавин, В.Н. Порус. - М.: ИФРАН, 2009. - С.11-24.

139. Порус В.Н. У края культуры (философские очерки). - М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2008. - 464с.

140. Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2009. - 423с.

141. Пфаненштиль И.А. Глобализация: проблемы и перспективы: монография. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 484с.

142. Рациональность как предмет философского исследования./ Под ред. Б.И. Пружинина, В.С. Швырева. - М.: ИФРАН, 1995. - 225с.

143. Рациональность на перепутье: в 2-х книгах./ Под. ред.: В.А. Лекторского. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

144. Режабек Е.Я. Гетерогенность сознания как «несущая конструкция» рациональности нового типа.// Режабек Е.Я. В поисках рациональности (статьи разных лет). - М.: Академический Проект, 2007. - С. 170-182.

145. Рикёр П. Я - сам как другой. Пер. с фр. Б.М. Скуратова. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. - 416с.

146. Савчук В.В. Проективный философский словарь: Коммуникант.// Философские науки. - 2010. - №5. - С.139-143.

147. Салейль Р. Французский гражданский кодекс и исторический метод.// Кодекс Наполеона в теоретических и исторических юридических исследованиях. - Мн.: Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД 2007. - С.123-136.

148. Свирский Я.И. Свидетель зияния (к вопросу о «человекомерности» в науке).// Философия науки. Вып.8: Синергетика человекомерной реальности. - М.: ИФРАН, 2002. - С. 155-175.

149. Святитель Василий Великий. Письма. - М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2007. - 268с.

150. Сепир Э. Статус лингвистики как науки.// Языки как образ мира./ Под ред. К. Королева, А. Кудрявцева. - М.: «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С.127-138.

151. Сёрль Дж. Рациональность в действии. Пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 336с.

152. Смирнов А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. - М.: Издательский дом «Парад», 2005. - 392с.

153. Смирнова Н.М. Коммуникативная рациональность и жизненный мир человека.// Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход./ Отв. ред. И.Т. Касавин, В.Н. Порус. - М.: ИФРАН, 2009. - С.38-41.

154. Смирнова Н.М. Концепт интерсубъективности в структурах междисциплинарного синтеза.// Философия науки. Вып.19: Эпистемология в междисциплинарных исследованиях. - М.: ИФРАН, 2014. - С. 145-163.

155. Соловьев В.С. Оправдание добра. - М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. - 656с.

156. Спиноза Б. Этика. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. - 336с.

157. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения.// Постнеклассика: философия, наука, культура. - Спб: Издательский дом «Мiръ», 2009. - С.249-295.

158. Степин В.С. Конструктивные и прогностические функции философии.// Вопросы философии. - 2009. - №1. - С.5-10.

159. Степин В.С. Научная рациональность в социокультурном контексте.// Человек и его будущее: Новые технологии и возможности человека./ Отв. ред. Г.Л. Белкина. - М.: ЛЕНАНД, 2012. - С.278-282.

160. Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция.// Вопросы философии. - 2012. - №5. - С.18-25.

161. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. -744с.

162. Тён А. ван Дейк. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в

языке и коммуникации. Пер. с англ. Е.А. Кожемякина, Е.В. Переверзева, А.М. Аматова. - М.: 2013. - 344с.

163. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Пер. с англ. А. Киселевой. - Харьков: Гуманитарный центр, 2009. -356с.

164. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. - 543с.

165. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку.// Языки как образ мира./ Под ред. К. Королева, А. Кудрявцева. - М.: «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003.- С. 157-201.

166. Фарман И.П. Коммуникативная рациональность и коммуникативное действие.// Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации./ Под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса. - М.: Альфа-М, 2012. - С.396-418.

167. Фарман И.П. Коммуникативная рациональность.// Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канон +, РООИ «Реабилитация», 2009. - С.367-368.

168. Фарман И.П. Коммуникативная парадигма в социальном познании.// Наука глазами гуманитария./ Отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - С.229-261.

169. Фарман И.П. О расширении предметного поля языка и коммуникации (от герменевтики к коммуникационному подходу).// Эпистемология вчера и сегодня./ Отв. ред. В.А. Лекторский. - М.: ИФРАН, 2010. - С. 116-138.

170. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук./ Отв. ред. Л. А Микешина. - М.: Прогресс-Традиция; МПСИ; Флинта, 2005. - 992с.

171. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. М.Л. Хорькова. - М.: «Весь Мир», 2002. - 144с.

172. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. Пер. с нем. Ю.С Медведева. - СПб.: Наука, 2001. - 417с.

173. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Пер. с нем. Д. В. Скляднева. - СПб.: Наука, 2001. - 380с.

174. Хабермас Ю. Политические работы. Пер. с нем. Б.М. Скуратова. - М.: Праксис, 2005. - 368с.

175. Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма. Пер. с нем. Л.В. Воропай. - М.: Праксис, 2010. - 272с.

176. Хабермас Ю. Расколотый Запад. Пер. с нем. О.М. Величко, Е.Л. Петренко. - М.: Издательство «Весь Мир», 2008. - 192с.

177. Хюбнер К. Критика научного разума. Пер. с нем. И.Т.Касавина. - М.: ИФРАН, 1994. - 326с.

178. Человек в мире знания: К 80-летию В.А. Лекторского./ Отв. ред. Н.С. Автономова, Б.И. Пружинин. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. - 623с.

179. Человек и его будущее: Новые технологии и возможности человека./ Отв. ред. Г.Л. Белкина. - М.: ЛЕНАНД, 2012. - 496с.

180. Черепанова И.Ю. Клич Гамаюн. Научная магия суггестивного влияния языка. - М.: Профит Стайл, 2007. - 464с.

181. Швырев В.С. Рациональность в спектре ее возможностей.// Исторические типы рациональности: в 2 томах./ Отв. ред. В.А. Лекторский. -Т.1. - М.: Мысль, 1995. - С.7-29.

182. Швырев B.C. О гуманитаризации современной научной рациональности.// Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В. С. Степина./ Под ред. И.Т. Касавина. - М: Канон +, 2004. -С.483-493.

183. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 176с.

184. Эйнштейн А. Физика и реальность. Сборник статей. - М.: Наука, 1965. -359с.

185. Эпистемологический стиль в русской интеллектуальной культуре XIX -

XX веков: От личности к традиции. Коллективная монография./ Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. - 447с.

186. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М.И. Левиной. - М.: Политиздат, 1991. - 527с.

187. Habermas J. Die Theorien der Wahrheit.// Wirklichkeit und die Reflexionen. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1973. - S.25-71.

188. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Band 1: Handlungsrationalität und gesellschaftliche Rationalisierung. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981. - 533 S.

189. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Band 2: Zur Kritik der funktionalistischen Vernunft. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1981. - 632S.

190. Habermas J. Wahrheit und Rechtfertigung: philosophische Aufsaetze. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1999. - 336S.

191. Hauriou M. Aux sources du droit: le pouvoir, l'ordre et la liberté. - Paris: Centre de philosophie politique et juridiquе, Université de Caen, 1907 - 191p.

192. Lenk H. Einleitung des Herausgebers: Typen und Systematik der Rationalitat.// Zur Kritik der wissenschaftlichen Rationalitat./ Hrsg. von H. Lenk. -Freiburg - Munchen: Verlag Karl Alber, 1986. - S. 11-27.

193. Lenk H. Interpretationskonstrukte: Zur Kritik der interpretatorischen Vernunft. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1993. - 698S.

194. Luhmann N. Soziale Systeme: Grundriss einer allgemeinen Theorie. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1984. - 675S.

195. Maturana H., Varela F. Der Baum der Erkenntnis. Die biologischen Wurzeln des menschlichen Erkennens Gebundene Ausgabe. - Bern, München: Verlag: Scherz, 1987. - 280S.

196. Mead G.H. Mind.// G.H. Mead. Social Psychology. - Chicago: The University of Chicago Press, 1969. - P.115-196.

197. Popper K., Eccles J. The Self and its Brain. An Argument for Interactionism. -

Berlin, Heidelberg, London, New York: Springer-Verlag, 1977. - 420p.

198. Popper K. Objective Knowledge. An Evolutionary Approach. - Oxford: Clarendon Press, 1979. - 370p.

199. Seneca. Selected Letters (Oxford World's Classics). - Oxford: Oxford University Press Inc., 2010. - 314p.

200. Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre. - Tübingen: Mohr, 1968. - 613S.

201. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. - Tübingen: Mohr, 1956. - Bd.l. -404S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.