Философские идеи как теоретическая основа социальной практики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Афонина, Любовь Александровна

  • Афонина, Любовь Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 145
Афонина, Любовь Александровна. Философские идеи как теоретическая основа социальной практики: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 1999. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Афонина, Любовь Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ КАК ОРИЕНТИРЫ ПРАКТИКИ.

1.1. Социальная практика и ее духовные основания.

1.2. Философские идеи как продукт духовного производства.

1.3. Реализация философских идей в социальной практике.

2. ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

2.1. Общие и конкретно-исторические факторы, влияющие на реализацию философских идей в социальной практике.

2.2. Влияние глобальных проблем на востребованность философских ориентиров в социальной практике и характер их реализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские идеи как теоретическая основа социальной практики»

Актуальность темы

Философия как форма общественного сознания является не только отражением мира, но и способом овладения им. Ее идеи явно или скрыто выступают в качестве специфических ориентиров практики. При этом потребность в философских ориентирах обостряется особенно в кризисных ситуациях, когда практика испытывает необходимость корректировки принятых ранее стратегий, преобразовательных программ, курсов реформирования общественной жизни.

Так^ситуация, в которой развертывание глобальных проблем принимает угрожающий характер на рубеже XX - XXI веков, становится для человечества именно такой - пограничной. Само наличие глобальных проблем представляет собой следствие недальновидной деятельности людей, результат, основанный на неадекватных современным реалиям ориентирах, недооценке отдельных тенденций в развитии потребностей, амбиций социальных групп, игнорировании тех или иных природных или социальных закономерностей.

Анализ причин социальных неудач различных стран и народов в делах по реформированию и корректировке общественной практики показывает, что глобализация активности человечества сталкивается с необходимостью считаться с реальными возможностями различных сфер планеты (ноосферы, биосферы и даже литосферы при возрастающих масштабах испытаний средств массового поражения) в том плане, в котором они предстают как объекты философского познания. Современные социальные, национальные, гуманитарные катастрофы актуализируют философскую составляющую в системе единства научного знания, всестороннюю увязан-ность этой составляющей в сумме и массе научных результатов. Поэтому недооценка этой составляющей, а также недооценка содержания единства научного знания, единства теории и практики влекут за собой ошибки в выборе стратегий социальных преобразований, 4 сбои в реализации общегосударственных и межгосударственных программ созидания.

Проблема опредмечивания идей и, в частности, философских идей в ходе практической деятельности к настоящему времени изучена слабо. Особенно актуальной оказывается исследование специфики опредмечивания идей в различных отраслях знания, а также исследование практики как формы опредмечивания идей. Философия в целях повышения своего статуса в системе созидательной деятельности еще не в полной мере развернула представление о том, в чем могут быть практически существенны ее положения.

При анализе форм общественного сознания (философии в особенности) до сих пор еще не преодолено грубо потребительское отношение к философскому знанию, обращается заостренное внимание именно к потребительским качествам философии, к ее ценностным ориентирам в ущерб того статуса, согласно которому философия обнаруживает себя как характеристика духовного совершенства общества, как искусство его духовного самоутверждения, как система удовлетворения его духовных потребностей. В настоящее время еще слабо изучены способы существования философских идей, формы практического освоения этих способов, формы философского распредмечивания явлений человеческого мира, что позволило бы раскрыть философское знание в терминах практической реализуемости идей.

Степень разработанности проблемы

Слабый социальный заказ на философские ориентиры со стороны социальной практики, естественно, сказался на состоянии изученности указанной проблемы. Это выразилось в отсутствии работ, специально рассматривающих философию не только как вид отражения, но и как вид духовного производства и потребления; в отсутствии монографий, рассматривающих, что значит реализация философских идей в практике. Есть анализ этого процесса примени5 тельно к науке (например, Карамышева Н.В. Социальная трансформация научного знания. Львов: Вища школа., 1987.). Работа Р.И. Ивановой "Философия как методология социально-политической практики" (изд-во Красноярского ун-та., Красноярск., 1989.) посвящена проблеме связи философии с практикой, но в ней рассматривается одна функция философии - методологическая и ее проявление в социальной практике»

В книгах же, в названиях которых говорится о реализации философских идей в практике, анализ процесса потребления их ограничивается лишь сферой познания и не доведен до практики. Это относится к книге Е.И.Кукушкиной и П.Б.Логуновой "Мировоззрение, познание, практика" (М.: Политиздат., 1989.). Об этом говорит содержание ее глав: "Познание как исторический процесс", "Типы познавательной деятельности", "Обыденное сознание", "Мировоззрение и его роль в духовной жизни." То же можно сказать о сборниках статей "Динамика социального знания и практика" (Томск: Томск, ун-т., 1989.); "Диалектика научного познания и общественной практики" (Казань: Казанск. ун-т., 1987.) и др.

Это не означает, естественно, что те или иные аспекты данной проблемы не рассматривались вообще. Так или иначе эти вопросы анализируются по ходу исследования других проблем. Так, по вопросу о предмете философии и специфике философских идей нами использованы работы В.У.Бабушкина "О природе философского знания" (М.: Наука., 1978.); М.В.Желнова "Предмет философии" (изд-во МГУ., 1981.); Г.Е.Корявко "Философия как форма общест9 венного сознания" (М.: Наука., 1990.); Ортеги-и-Гассета "Что такое философия?" (М.: Наука., 1991.) и др.

Значительное влияние на понимание того, что такое философские проблемы, оказала на нас работа В.И.Куценко "Общественная проблема: генезис и решение." (Киев: Наук, думка., 1984., 438 е.). В ней "проблема" рассматривается как единство объективного и субъективного, как отражение некой объективной рассогласованности. Для понимания специфики философских идей как продуктов особого духовного производства и потребления большое значение представляет для нас книга В.И. Толстых, Н.И. Козловой, В.М. Межуева "Духовное производство: социально-философский аспект проблем духовной деятельности" (М.: Политиздат., 1986.), хотя в ней речь идет о духовном производстве вообще, а не именно философском.

Большую помощь в понимании вопроса практической роли философских идей оказали работы, посвященные методологической функции философии. Наиболее ценными в этом отношении нам представляются работы A.M. Гендина, В.Г1. Горана, A.C. Кармина, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, М.Г. Макарова, И.С. Нарского, Т.И. Ойзермана, Г.А. Подкорытова, В.Ф. Сержантова и др.

Эти проблемы содержатся также в работах, посвященных исследованию связи теории и практики вообще (безотносительно к какому-либо ее виду), принципу их единства (работы М.Н. Руткевича, В.П. Фофанова, И.Т. Я куше веко го и др.).

При определении факторов, влияющих на реализацию философских идей в социальную практику, были использованы идеи И.Т.Якушевского, высказанные им в книге "Революция и современность" (Лениздат.,1987.) и Р.И. Ивановой в уже упомянутой выше книге. Эти идеи были применены к анализу связи глобальных проблем с уровнем востребованности философских идей и к обоснованию понятия "социальный заказ" применительно к философии.

При анализе глобальных проблем и их влиянии на востребованность философских идей на плодотворную мысль натолкнул труд В.С.Кемерова ("Введение в социальную философию". М.: Наука., 1994.), высказавшего идею о двух противоположных тенденциях в развитии общества (с одной стороны - рационализация обществен7 ной жизни, с другой - накапливание отрицательных явлений - "социальная энтропия").

Статьи В.С.Швырева "Рациональность" (// Обществ, науки и современность. - 1997. - №2. — С. 105-116.) и "Рациональность как ценность культуры" (// Вопр. философии. - 1992. - №6.), П.П.Гайденко "Проблема рациональности на исходе XX в." (// Вопр. философии. - 1991. - №6.) дают характеристику такому понятию, как "рациональность" и ее исторические типы, а также показывают влияние глобальных проблем на характер взаимоотношений философии с социальной практикой.

Многие вопросы, имеющие отношение к поставленной нами проблеме, освещены в работах А.М.Гендина, Н.В.Мотрошиловой, В.В.Налимова, А.Я.Райбекаса, Т.И.Ойзермана, А.Г.Спиркина, В.П.Фофанова, Н.М.Чуринова, а также других авторов. Конкретно к этим идеям мы обратимся по ходу изложения тех или иных вопросов. Все это подготовило возможность концептуального видения проблемы.

Особо следует сказать о философских журналах. Нам кажется, что они уделяют недостаточное внимание вопросу связи философии с социальной практикой. Далек от жизненно важных проблем, на наш взгляд, недавно начавший выходить в свет журнал "Философия и общество"1, хотя название и обязывает. По-прежнему не обозначены и не соблюдаются приоритетные направления в философских исследованиях. Например, непомерно большое место занимает ис

1 Так, например, в журналах №№ 1,2,3 за 1997 больше половины публикаций занимает статья А.Е. Гришина "Формация и цивилизация". Исключение в этом смысле представляет журнал "Общественные науки и современность", содержание которого вполне соответствует названию. 8 торико-философская проблематика (журнал "Вопросы философии".

- 1998. - №5. был полностью посвящен Л. Витгенштейну).

Объект, предмет, цели и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является раскрытие философских идей в качестве теоретической основы социальной практики.

Объект исследования:

Объектом диссертационного исследования являются философские идеи как теоретическая основа социальной практики.

Предмет исследования:

Предметом исследования является диалектика философской теории и практики.

Цель и задачи исследования:

- проанализировать понятие "философские идеи" как специфический результат духовного производства;

- рассмотреть количественную и качественную стороны социальной практики;

- раскрыть сущность процесса реализации философских идей через функции философии;

- выделить основные факторы, влияющие на уровень востребованности философских идей и реализацию их в социальной практике;

- выявить необходимость востребованности философии в различных сферах социальной практики;

- проанализировать особенности связи философии с социальной практикой в системе разрешения глобальных проблем.

Методологические основы исследования

Главным методологическим средством, лежащим в основе исследования, является диалектический метод, принцип единства духовной и материальной сторон человеческой деятельности и принцип определяющей роли практики по отношению к теории.

В рассмотрении сущности процесса реализации философских идей мы руководствуемся принципом материального единства мира, диалектикой опредмечивания и распредмечивания идей, законами и категориями диалектики, логическим, историческим и другими методами научного познания, системным, деятельностным и информационным исследовательскими подходами.

В исследовании использовались положения отечественных и зарубежных философов, а также положения исследований современной практики.

Элементы научной новизны и положения, выносимые на защиту:

1. Доказывается, что философия - это специфический вид духовного производства, в том числе производства идей, подлежащих опредмечиванию в ходе социальной практики. Доказывается зависимость опредмечивания философских идей от характера социальной практики и исторических особенностей духовного производства.

2. Показано, что процесс реализации (опредмечивания) философских идей в социальной практике осуществляется через познавательную, мировоззренческую и методологическую функции, в том числе в условиях противодействия опредмечиванию идей в практике, или, напротив, готовности к самопожертвованию людей ради реализации идей в практике, несинхронности процессов распредмечивания и опредмечивания философских идей.

3. Выявлены основные группы факторов, влияющих на процесс реализации философских идей: общесоциальные и

10 конкретно-исторические. К общесоциальным факторам относятся факторы, связанные:

- с их принадлежностью в целом к системе духовного производства;

- с особенностями философских идей: уровнем их абстрактности, своеобразием отражаемых ими объектов и предметов познания, с их положением в единстве научного знания;

- с особенностями реализации практики в свете единства ее сознательности и стихийности, уровня ее профессионального и технического обеспечения, специфики собственно социальной практики.

Конкретно-исторические факторы, влияющие на реализацию философских идей, включают в себя особенности исторических эпох, активности авангардных социальных групп, индивидуальные особенности и устремления вождей, государственных деятелей и т.д.

4. Уточнено понятие "социальный заказ" применительно к философии. Оно предполагает наличие следующих моментов:

- осознание практической необходимости, достигшей критической точки, когда дальнейшее продолжение деятельности без философского осмысления становится невозможным;

- появление социальной группы, включающей людей как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков, осознавших указанную необходимость;

- нацеленность понятия на актуальные разделы философского знания, соответствующие определенной практической потребности (например, экологическая проблема, проблема человека, этическая проблема и т.д.);

11

- наличие институционально-организационных механизмов реализации философских идей в различных видах социальной практики.

5. Показаны количественная и качественная стороны современной социальной практики, в системе которой осуществляется решение глобальных проблем и опредмечивание соответствующих философских идей с учетом высокого уровня актуальности, грандиозности масштабов и остроты этих проблем, а также с учетом предметного освоения философии и законов диалектики на более высоком уровне научного и обыденного сознания, формирования в этой связи исторически нового типа рациональности (диалекти-ко-информационной рациональности), лежащей в основе становления информационного общества, информационной цивилизации и культуры.

Научно-практическая значимость работы

Данное исследование является органичной частью изучения проблемы связи философии и практики, установления причин отрыва философии от социальной практики и выделения основных направлений преодоления этих причин. Материал может быть использован при подготовке спецкурса по философии, издании учебных пособий по темам "Философия, ее предназначение и функции", "Формы общественного сознания", "Практика", "Глобальные проблемы современности".

Апробация работы

1. Основные положения результатов исследования, сделанные в диссертации, опубликованы:

1. Афонина Л.А., Иванова Р.И. Роль философии в формировании мировоззрения личности//Актуальные проблемы социальной философии. Курс лекций для студентов всех

12 форм обучения и всех специальностей. Межвуз. сб. Красноярск: 1996., ч.III., с.47-57.

2.Афонина JI.A. Человек и среда его обитания//Проблемы химико-лесного комплекса. Сб. тез. докл.♦ науч.-практич. конф. - Красноярск: 1996., с.31-33.

3.Афонина Л.А. Гуманитарное образование в техническом вузе//Проблемы химико-лесного комплекса. Сб. тез. докл. науч.-практич. конф. - Красноярск: 1996., с.27-29.

4. Афонина Л. А. Философия экологического образова-ния//Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. Тез. докл. 44-ой Всеросс. науч. конф. 12-15 мая. - Орел: 1997. С. 44-46.

5.Афонина Л.А., Иванова Р.И. Факторы, влияющие на реализацию философских идей в социальной практике// Проблемы химико-лесного комплекса. Межвуз. сб. науч,-практич. конф. часть I,- Красноярск: 1997. - С. 54-57.

6. Афонина Л.А. Человек как универсальная сила природы // Проблемы химико-лесного комплекса. Науч.-практич.-конф. Сб. тез. докл. - Красноярск: 1998. - С.224-226.

7.Афонина Л.А. Философия в современном мире // Материалы XXXVI Международной науч. студ. конф. Философия. Новосибирск: 1998., с.8-10.

2. Главные идеи диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-политических дисциплин в ЛФ Сиб.ГТУ, а также на кафедре философии в Сиб.ГТУ.

3. Выводы, изложенные в работе, диссертант осуществляет в процессе чтения лекций студентам, аспирантам и соискателям.

4. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии Сиб.ГТУ.

13

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения практических рекомендаций и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Афонина, Любовь Александровна

ВЫВОДЫ

Несмотря на сложности и трудности "вплетения" философских идей в социальную практику, процесс их реализации происходит. Он осуществляется по-разному в разные периоды истории и при различных обстоятельствах

Какие факторы влияют на этот процесс? В результате проделанного анализа мы пришли к выводу, что эти факторы можно разделить на общие, действующие всегда, безотносительно к особенностям исторического типа практики и эпохи, а также на конкретно-исторические. К общим факторам относятся: во-первых, специфические особенности философских идей как ориентиров социальной практики, их теоретический характер и принадлежность философии

125 к идеологии "второго, высшего порядка"; во-вторых, предрасположенность социальной практики (именно социальной) к стихийности.

К конкретно-историческим факторам относятся компоненты количественной и качественной характеристик социальной практики. Каждый из этих компонентов по-своему влияет на процесс потребления философских идей. Количественная характеристика (уровень зрелости, сложность преобразований, острота решаемых проблем) влияет, преимущественно, на уровень востребованности этих идей, а элементы качественной характеристики (направленность практики, интересы субъектов ее, социальные структуры управления) - на характер этого процесса.

В различные периоды истории и в различных типах практики роль того или иного компонента меняется. На ранних этапах развития общества главным фактором выступал уровень зрелости практики, на поздних - другие компоненты, главным образом, качественной характеристики практики.

Своеобразный характер взаимоотношений философии с социальной практикой осуществился в советский период развития страны. На первом месте оказалось влияние социальных структур управления, определивших исключительный статус марксистско-ленинской философии как государственной философии. С одной стороны, это был исторически первый и пока единственный пример проектно-конструктивного стиля руководства; с другой - преобладание административно-командного способа руководства. Все это привело к политизации философии, следствием чего явилась утрата ее методологических возможностей, неиспользование одних марксистско-ленинских методологических установок и искажение других.

Особенно неблагополучно обстояло дело со взаимоотношением теории вообще (философской, в частности) с практикой пере

126 стройки, которая с самого начала не была подготовлена теоретически и потом развивалась по методу проб и ошибок.

На рубеже XX - XXI веков вступил в действие важный фактор, влияющий как на востребованность философских идей, так и на характер их реализации. Это глобальные проблемы и необходимость их решения. Острота этих проблем (быть человечеству или не быть?), а также необходимость перехода на новые мировоззренческие ориентиры с необычайной силой повышают уровень востребованности к философии. Они создают ситуацию, превращающую объективную потребность в философских ориентирах в социальный заказ на них.

Социальный заказ предполагает наличие следующих условий:

- осознание не просто необходимости обращения к философии, а необходимости, достигшей критической точки;

- появление конкретной группы людей (теоретиков и практиков), осознавших эту необходимость;

- обращение не к философии вообще, а к конкретным ее разделам, соответствующим определенной сфере практики;

- создание институционально-организационных механизмов реализации этих идей в соответствующих видах практики.

Усиление философской составляющей социальной практики означает необходимость переориентации общественного сознания с точки зрения выхода ее на доминантные позиции и перехода общества с технократического типа рациональности на его новый исторический тип.

Однако все большее обострение глобальных проблем говорит о том, что этот процесс происходит плохо, и это выражается, в частности, в том, что социальный заказ к философским ориентирам носит локальный характер (в педагогической, медицинской практике) и очень слаб в остальных важных сферах социальной практики (на

127 пример, в политической). Вследствие этого, вместо разрешения глобальных проблем происходит их накапливание. На наш взгляд, причина этого заключается в особенностях качественной характеристики мировой практики, ее социальной направленности. Последняя представляет собой результирующую двух детерминант (диктат объективных потребностей общественного развития и объективных закономерностей и интересы субъектов этой практики, уровень познания и осознания ими этих закономерностей).

С этой точки зрения современная социальная практика характеризуется тем, что в ее содержании преобладает вторая детерминанта, что создает ее несоответствие объективным закономерностям. Причем наш анализ показал, что речь идет не только о несоответствии реалий физическим, химическим или биологическим закономерностям, а в большей степени о несоответствии реалий взаимоотношения системы "человек - мир" в разных аспектах, т.е. мировоззренческих реалий (тенденции глобализации исторического процесса и национальный изоляционизм, единство человека и природы и т.д.), учет которых столь же необходим, как учет законов сопромата, физики, химии и т.д.

Это обнадеживает: если причина не в природе человека, а в характере практики, то есть надежда скорректировать эту практику, изменить ценностные ориентации, предвосхитить отдельные последствия. А эти сценарии возможных и желательных образцов жизни и деятельности, а также предвидение отдельных последствий дает философия. Она тем самым не только отражает, но и активно участвует в поиске мировоззренческих ориентиров и выборе пути. Философия выступает как другая сторона Разума, а не просто интеллект. Она есть то средство, тот адаптационный механизм, который снова может помочь человеку удержаться в великой гонке эволюции.

128

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Исходя из важности вопроса характера взаимоотношений философии с социально-преобразующей практикой, считаем целесообразным выразить пожелания редакциям философских журналов возобновить рубрику "Философия и социальная практика", аналогично тому, как это было в 1987 г. в журнале "Вопросы философии". Но эта рубрика, к сожалению, не стала постоянной.

2.Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в учебных программах и пособиях по философии: в темах "Предмет философии и ее функции", "Практика" (при ее определении, характеристике и классификации); "Общественное сознание, его уровни и формы", "Глобальные проблемы современности" и др.

3.Считать своевременной постановку вопроса о выделении специального направления исследований - социологии философии, объектом которого должны быть вопросы функционирования философских идей в социальной практике и оптимизации этого процесса, применительно к определенным видам практики.

130 лексии этого процесса. Усиление философской составляющей социальной практики - путь перехода на новый исторический тип рациональности. Таково будущее философии.

С вопросом о будущем философии связан вопрос о философии будущего. Если данный вид общественного сознания может быть ценным источником знания по части отношений человека с миром (в разных аспектах), и, следовательно, могучим помощником практики, то встает вопрос, какая именно философия сможет соответствовать этому предназначению?

На наш взгляд, представленный здесь анализ дает достаточно обоснованную информацию: основным мерилом ценности философской, также как и всякой другой теории, является степень актуальности поднимаемых ею проблем. Такими проблемами в наше время являются: проблема человека и его место в мире и космосе, специфика социальной формы материи, тенденции развития общества, место науки в современном мире и характер ее взаимоотношений с философией, исторические типы рациональности и т.д.

Философией будущего может быть только та философия, которой удастся избежать двух опасностей по части ее отношения с практикой: не быть дистиллированно-элитарной теорией, не слышащей гула реальных перемен и не стремящейся к их осмыслению, и не стать запрограммированной философией, освещающей своим авторитетом любые действия политиков. Только в этом случае философия сможет реализовать свою главную функцию - быть истинной методологической основой познания и практики.

132

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Афонина, Любовь Александровна, 1999 год

1.1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. - М.: Наука., 1988. -227 с.

2. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М.: МГУ., 1978- 336 с.

3. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Высш. школа., 1981. - 336 с.

4. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М. Наука., 1978. - 207 с.

5. Бакштановский В.И. Этика как "практическая философия": традиционные образы и современные подходы. М : Знание. 1983. - 75 с.

6. Бердяев H.A. Мир объектов. Опыт философии и общения- Париж.: 1923. С.5.

7. Бердяев H.A. Новое средневековье. М.: Наука., 1990.75с.

8. Бердяев H.A. Самосознание. М.: Мысль., 1991. - С.16.

9. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Наука. 1994. - 240 с.

10. Будь лицом: ценности гражданского общества (под ред В.И. Бакштановского, Ю.В. Согомонова, В.А. Чурилова). Томск изд-во Томск, ун-та., 1993. - т.1. - 260 с. - т.2. - 254 с.

11. Бурак П.М., Голованов А.И. Методологические проблемы научного знания. Минск: Наука и техника., 1983. - 239 с.133

12. Бучило Н.Ф. Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие.- М.: Знание., 1998. 304 с.

13. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 1.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.: Политиздат., 1989. - 640 с.

14. Вильчинский В.Я. Познание и практика в структуре деятельности. Рига: Зинатне., 1988. - 200 с.

15. Вопросы методологии общественных и гуманитарных наук. Калинин: изд-во КГУ., 1972. - 139 с.

16. Воронович В.А. Философский анализ структуры практики. М : Мысль., 1972. - 279 с.

17. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М.: Наука, 1991. - 193 с.

18. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука., 1980. - 567 с.

19. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль., 1970. - Т. 1.- 500 с.

20. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М.: Наука., 1978.- 438 с.

21. Гладков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологическая функция. М.: Наука., 1982. - 270 с.

22. Горский Д.П. Ошибки гения самые опасные. М.: Наука., 1995. - 175 с.

23. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология.- Л.: Наука., 1979. 216 с.

24. Гурин O.A., Граювская С.И. Философия и жизнь (Воображаемый диспут о реальных проблемах). М : Знание., 1989. -С.61.

25. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госиздат., 1950. - 248 с.134

26. Диалектика научного познания и общественной практики. Казань изд-во Казанск. ун-та., 1987. - 178 с.

27. Дорошенко Н.М. Единство научного и вненаучного в историческом познании // Научные и вненаучные формы в социальном познании. М.: 1985. - 144 с.

28. Дученко И.В., Сокоренко B.C. и др. Методологические проблемы обществознания. Киев: Вища школа., 1980. - 312 с.

29. Желнов М.В. Предмет философии. М.: изд-во МГУ., 1981. - 517 с.

30. Зеленов J1.A. Система философии. Нижний Новгород: изд-во ННГУ., 1991. - С.10.

31. Иванов В.Г. Идеология: характер и закономерности. -М.: Политиздат., 1977. 303 с.

32. Иванова Р.И., Симанов A.JI. Реализация методологической функции философии в научном познании и в практике. Новосибирск: Наука., 1984. - 208 с.

33. Иванова Р.И. Философия как методология социально-политической практики. Красноярск: изд-во Краен, ун-та., 1989. -206 с.

34. Искандер Ф. Человек и его окрестности. М.: Мысль., 1989. - С.13.

35. Карамышева Н.В. Социальная трансформация научного знания (философский аспект). Львов: изд-во Львов, ун-та., 1987. -63 с.

36. Кармин A.C. Два уровня методологической функции философии // Философия в процессе научно-технического развития. -Л.: изд-во ЛГУ., 1976. С.44-49.

37. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Наука., 1994. - 187 с.135

38. Князева Е.И. Одиссея научного разума (синергетическое видение). М.: ИФРАН., 1995. - С.87.

39. Копнин П.В. Проблема формирования и развития философских категорий. М : Наука., 1980. - 397 с.

40. Кочергин А.Н., Семенов Е.В., Семенова H.H. Наука как вид духовного производства. Новосибирск: 1981. - 135 с.

41. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат., 1989. - 300 с.

42. Куценко В.И. Общественная проблема: генезис и решение. Киев*. Наук, думка., 1984. - 181 с.

43. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. - С. 7-384.

44. Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. - С. 1-782.

45. Лосский Н.О. Умозрение как метод философии. Философия и мировоззрение. М.: Политиздат., 1990. - С.143-147.

46. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс., 1990. - 157 с.

47. Манышев В.Г. Методологические проблемы теории идеологического процесса общества. Красноярск: изд-во КГУ., 1983. - 240 с.

48. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Наука., 1982. - 255 с.

49. Маркс К. Замечания на книгу А. Вагнера "Учебник политической экономии" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 19. - 907 с.

50. Маркс К. Введение. Из экономических рукописей 18571858 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 12. - С. 709-738.

51. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 1. - С. 219-336.136

52. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 13. - 770 с.

53. Маркс К. Производство абсолютной и прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.23. - 907 с.

54. Маркс К. Экономические рукописи 1857 1859 годов. 4.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.46. - 559 с.

55. Методологические аспекты общественного познания. -Киев: Вища школа., 1982. С.98.

56. Методологические проблемы научного познания. Новосибирск: Наука., 1977. - 342 с.

57. Михальченко Н.М. Политическая идеология как форма общественного сознания. Киев: Наук, думка., 1981. - 262 с.

58. Мишин В.И. Новое мышление и противоречия при социализме. М.: Знание., 1989. - С.63.

59. Мотрошилова Н.В. Наука и ученые в условиях современного капитализма. М.: Наука., 1976. - С.98.

60. Ницше Ф. Мы филологи. Философия в трагическую эпоху. REFL bock., 1994. - 410 с.

61. Общественное сознание и общественная практика / Под ред. Гольдентрихт. М.: МГУ., 1979. - 223 с.

62. Ойзерман Т.П. Проблемы историко-философской науки.- М.: Мысль., 1981. 302 с.

63. Ойзерман Т.И. Формирование философии материализма.- М.: Мысль., 1979. 572 с.

64. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука., 1991. - 230 с.137

65. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-И томах. М : Госполитиздат., 1956. - 846 с.

66. Плеханов Г.И. Проблемы теории и практики исторического процесса. М.: Политиздат., 1983. - 612 с.

67. Подкорытов Г.А. Общее и особенное в методологии социального исследования. Сб. / Под ред. Г.А. Подкорытова и др. Л.: ЛГУ., 1986. - 191 с.

68. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л.: ЛГУ., 1988. - 221 с.

69. Практика и познание. М.: Наука., 1973. - 360 с.

70. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. М.: 1913. - С.39.

71. Режабек Е.А. Всеобщий труд в сфере науки. М.: Наука., 1979. - 270 с.

72. Режабек Е.Я. Научный поиск и его этапы. Ростов-на-Дону: изд-во Рост, ун-та., 1972. - 219 с.

73. Самарская Е.А. Понятие практики у К. Маркса и современные дискуссии о диалектике объективного и субъективного в историческом процессе. М.: Наука., 1977. - 294 с.

74. Симанов А.Л. Методологическая функция философии и научная теория. Новосибирск: Наука., 1986. - 237 с.

75. Тимофеев И.С. Методологическое значение категорий "качество" и "количество". М.: Наука., 1972. - 216 с.

76. Толстых В.И., Козлова Н.И., Межуев В.М. Духовное производство: социально-философский аспект проблем духовной деятельности. М.: Наука., 1981. - 352 с.

77. Толстых В.И. Сократы мы. Разные очерки на одну и ту же тему. М.: Политиздат., 1986. - 383 с.

78. Тоффлер О. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс., 1986. С. 250-275.138

79. Трошин Д.М. Философия, ее функции в обществе. М.: Знание., 1971. - С.56.

80. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания философии: фи-лософско-гносеологический анализ. М.: Политиздат., 1980. - 192с.

81. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. -М.: Мысль., 1985. 270 с.

82. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль., 1969. - 328 с.

83. Урсул А.Д. Методологические проблемы взаимодействия естественных, общественных и технических наук. Философия и современное естествознание. М : Знание., 1982. - С. 71-110.

84. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Наука., 1993. - 270 с.

85. Философия и политика в современном мире. М.: Наука., 1989. - 203 с.

86. Философия. Методология. Наука. М.: Наука., 1972.236 с.

87. Философия практике. Характер и способы связи философии с жизнью (Тезисы к науч. конф.). - М.: Ноосфера., 1988. -184 с.

88. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука., 1983. - 582 с.

89. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. Новосибирск: Наука., 1986. - 187 с.

90. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. -Новосибирск: Наука., 1981. 304 с.

91. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа., 1991. - 146 с.

92. Храленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. Л.: изд-во Лен. ун-та., 1980. - 176 с.139

93. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат., 1997. - 312 с.

94. Чуринов Н.М. Реальности: физическая и информационная. Красноярск: Сибирская аэрокосмическая академия., 1995. -232 с.

95. Шахназаров Г.Х. Куда идет человечество? М.: Мысль., 1985. - 192 с.

96. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат., 1984. - 232 с.

97. Шестов JL Адсина и Ерусалим. Париж: РРЕЕ., 1951.308 с.

98. Ахиезер A.C., И.Г. Яковенко. Что же такое общество? // Обществ, науки и современность. 1997. - №3. - С. 30-37.

99. Баталов A.A. К философской характеристике практического мышления // Вопр.философии. 1982. - № 4. - С. 64-72.

100. Бурин М.С. Д.П. Горский. Ошибки гения самые опасные // Вопр. философии. - 1996. - №4. - С. 155-157.

101. Васильева Т.В. Востребовать невостребованное наследство // Вопр. философии. 1990. - №9. - С. 168-175.

102. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопр. философии. -1991. №7. - С. 19-23.

103. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. // Вопр. философии. 1991. - № 6.

104. Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его "Восстание масс" // Вопр. философии. 1989. - №4. - С. 155-169.

105. Гендин A.M. Исторический материализм как методологическая основа социального предвидения // Исторический материализм и методология социального познания. Новосибирск: 1983. -С. 28-45.

106. Гендин A.M. Методологические ориентиры современной буржуазной футурологии // Вопр. философии. 1987. - №3. - С.93-106.

107. Гендин A.M. Общественно-психологические аспекты социального целеполагания // Филос. науки. 1983. - № 5. - С.70-79.

108. Гиргинов Г. Методология как раздел гносеологии // Вопр. философии. 1973. - № 8. - С. 126-134.

109. Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения. 1994. - № 10. -С. 98-102.

110. Гражданское общество и проблема безопасности в России (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1995. - №2. - С.18-36.

111. Гуревич П.С. Невостребованный Диоген // Дружба народов. 1994. - № 1. - С. 151-169.

112. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопр. философии. 1996. - №5. - С.55-59.

113. Дубовский С.В. Путеводитель по глобальному моделированию // Обществ, науки и современность. 1998. - №3. - С.74-86.

114. Дученко Н.В., Подтыченко В.И. О соотношении познавательного и практического в общеисторической деятельности людей // Вопросы общественного познания. Киев: 1971. - вып.6. - С.96.

115. Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или к экорево-люции? // Философия и общество. 1998. - №2. - С.43.

116. Иванова Р.И. Исторические типы реализации методологической функции философии в социальной практике / Сиб.технол. ин-т. Красноярск: 1986. - Деп. в ИНИОН АН СССР. - 25.09.86. - № 26918. - С.51.

117. Иванова Р.И. Методологическая функция философии и социально-политическая практика. Автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Ленинград: 1990. - С.33.142

118. Иванова Р.И. Общественно-психологические ориентиры социально-политической практики // Методологические основания разработки и комплектования программы региона. Новосибирск: 1988. - С.90.

119. Иванова Р.И. Понятие социально-политической практики. Деп. в ИНИОН АН СССР от 15.12.88 г. - № 36-421. - С.25.

120. Иванова Р.И. Реализация философских принципов в социально-политической практике / Деп. в ИНИОН АН СССР.-30.09.86 г. № 26951. - С.131.

121. Иванова Р.И., Симанов A.J1. Социальная обусловленность реализации методологической функции философии // Методология наук и научный прогресс. Новосибирск: 1981. - С.131-151.

122. Кармин A.C. Два уровня методологической функции философии // Философия в процессе научно-технической революции. -JI.: изд-во Ленингр. гос. ун-та., 1976. С.44-49.

123. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Общественная наука и практика // Вопр. философии. 1990. - №12. - С.44-52.

124. Коган Л.А. О будущем философии // Вопр. философии. -1996. №7. - С.17-29.

125. Кофман Я.М. Историческое сознание и историческая память // Историческое сознание. Красноярск: изд-во Краен, пед. унта, 1977. - 286 с.

126. Кузина Е.Б. К вопросу о роли негативных характеристик знания в развитии науки // Методология развития научного знания. -М.: 1982. С.60-71.143

127. Кутырев В. Прогресс или возвращение к вечному? // Москва. 1998. - №9. - С.3-20.

128. Левин Д.Г. Непрофессионалы в профессиональном споре // Вопр. философии. 1995. - № 1. - С.177-178.

129. Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации // Обществ, науки и современность. 1998. - №3. - С.17-35.

130. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Проблема научности философии и "контрфилософия" // Филос. науки. 1989. - №6. - С.7.

131. Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональности // Вопр. философии. 1997. - № 9. - С.53-61.

132. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры&ХХ веке // Вопр. философии. 1996. - №11. -С.65-74.

133. Николаичев Б.О. Будь лицом: ценности гражданского общества // Вопр. философии. 1994. - №5. - С.187-189.

134. Никольский С.А. Перестройка общественного сознания и преодоление административно-бюрократического типа управления // Вопр. философии. 1987. - № 12. - С.110-119.

135. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. 1995. - №2,3,4; Современный человек. - 1986. - №6. - С.45-48.

136. Окулова-Микишина Т. За реформы всегда, за утопии -никогда // Наш современник. - 1998. - №2. - С.89-95.

137. Панюкова Ю.Г., Панюков А.И. Методологические вопросы изучения исторического сознания в отечественной философской мысли // Историческое сознание. Красноярск: изд-во Краен, пед. ун-та., 1977. - 286 с.

138. Перцев А. Что действительно говорил Ницше? // Газета "Доверие". 1994. - № 13-14. - С.9.

139. Риск исторического выбора в России (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1994. - №5. - С.3-26.144

140. Семенов E.B. Современное состояние и новая роль гуманитарных и общественных наук // Обществ, науки и современность.- 1987. №1. - С.91-114.

141. Семушкин A.B. У истоков европейской рациональности.- М.: Интерпракс., 1996. 193 с.

142. Семушкин A.B. Мифологический и эмпирический истоки философского знания // Историко-философский ежедневник. М.: 1990. - С.26.

143. Симанов A.JI. Природа методологической функции // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск: Наука., 1985. -С.27-44.

144. Симанов A.JT. Проблемы реализации методологической функции философии в формировании научной теории // Методологические проблемы научного исследования. Новосибирск: Наука., 1985. - С.46-53.

145. Согрин В.В. Современная российская модернизация: этапы, логика, цена // Вопр. философии. 1994. - №11. - С.3-18.

146. Степин B.C. Научное сознание и ценности технической цивилизации // Вопр. философии. 1989. - №10. - С.69-74.

147. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопр. философии. 1997. - №5. -С.З.

148. Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопр. философии. 1994. - №6. - С.10.

149. Философия в СССР: версии и реалии (материалы дискуссии) // Вопр. философии. 1997. - №11. - С.3-38.

150. Философия и политика (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1996. - №1. - С.3-41.145

151. Фофанов В.П. Научно-техническая революция и методология практики // Социальные проблемы науки. Новосибирск: 1983. - С.170-176.

152. Человек, политика, психология (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1995. - №4. - С.3-23.

153. Чешков М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспектива // Обществ, науки и современность. 1998. - №2. - С.78-92.

154. Чешков М.А. Новая наука: модернизм и ценность современного мира // Вопр. философии. 1998. - №4. - С.15-18.

155. Чешков М.А. Новая наука, постмодернизм и целостность современного мира // Вопр. философии. 1998. - №4. - С.43-48.

156. Чуринов Н.М. Политическая теория и политическая история // Россия СССР - Россия 1917-1997. Материалы общественной научной конференции. - Красноярск, 1997. - С.34-58.

157. Швырев B.C. Рациональность в социальной культуре // Обществ, науки и современность. 1997. - №1. - С.105-116.

158. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопр. философии. 1992. - №6. - С.50-75.

159. Шенкман Б. Духовное производство и его своеобразие // Вопр. философии. 1966. - №12. - С.25-39.

160. Щавелев С.П. Практическое познание как философско-методологическая проблема // Филос. науки. 1990. - №3. - С.117-122.

161. Эллюль Ж. Технологический блеф // Вопр. философии. -1991. №9. - С.63-75.

162. Энгельс Е.М. Ксенотрансплантация: моральные дилеммы //Человек. 1998. - №2. - С.15-22.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.