Философия истории в воззрениях русских мыслителей 40 - 60-х годов XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Павлова, Татьяна Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат философских наук Павлова, Татьяна Сергеевна
Введение
Оглавление
Глава 1. Вопросы методологии и периодизация истории в воззрениях В.Г.
Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева.
1.1. Реализм как методологическая основа философии истории.
1.2. Периодизация Всеобщей истории и истории России.
1.3. Роль религии в истории общества.
Глава 2. Социальная философия истории.
2.1. Философско-исторические воззрения В.Г. Белинского.
2.2. Концепция исторического процесса Н.П. Огарева.
2.3. Формационная концепция истории человечества А.И. Герцена.
Глава 3. Социалистические взгляды русских мыслителей.
3.1. Интерпретация теории социализма применительно к Западной Европе.
3.2. «Русский социализм» А.И. Герцена - Н.П. Огарева.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Историософия А.И. Герцена: у истоков критики парадигмы истории XIX столетия2009 год, кандидат исторических наук Шепель, Михаил Олегович
Учение о государстве и праве А.И. Герцена2007 год, кандидат юридических наук Павлов, Александр Владимирович
Проблема человека в трудах русских революционных демократов в 30 - 60-е годы XIX века2007 год, кандидат философских наук Кузнецов, Александр Николаевич
"Россия" и "Запад" в цивилизационной концепции А.И. Герцена2011 год, кандидат философских наук Евтеева, Татьяна Владимировна
Программа реформ в политико-правовой идеологии раннего народничества2010 год, доктор юридических наук Поликарпова, Елена Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия истории в воззрениях русских мыслителей 40 - 60-х годов XIX века»
Актуальность темы исследования. Динамичная, радикальная трансформация на рубеже XX -XXI вв. всех сфер общественной жизни России сопровождается глубоким духовным и социально-экономическим кризисом. В поисках смысловых опор для понимания сегодняшнего драматического опыта истории или, как бы сказал Н.А.Бердяев, заранее не предопределенной мистерии свободы, целесообразно обращение к наследию русской философии истории. Бесспорно, значительный интерес представляют социально-исторические искания русского радикализма, который, как становится сегодня все более очевидным, не является целостным и однородным и не несет в полном объеме ответственность за тоталитарные тенденции, порожденные режимом сталинократии.
В рамках русской радикальной философии истории наибольшее значение имеет идейное наследие В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева, которые являлись друзьями-соратниками, оппонентами и творили в кризисное, переходное российское время 40-х - 60-х годов XIX в. Разработанные ими концепции и идеи исторического процесса, социализма, отражая аграрно-крестьянский опыт развития России, принципиально отличались от воззрений Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и, тем более, К.Маркса. Друзья-соратники, ориентируясь на метафору «спираль» в разной степени сняли воззрения приверженцев «исторического принципа» от Боссюэта до Конта.1 В своих социально-исторических концепциях они воплотили общепросветительскую установку на объективацию разума, осуществили все более углубляющийся анализ исторической действительности и пришли к идее социализма как отрицания (В.Г.Белинский), альтернативы (А.И.Герцен, Н.П.Огарев) буржуазно-мещанского развития. Вместе с тем, по А.И.Герцену, социализм может и не наступить. Все это во многом послужило причиной того, что
1 См.: Огарев Н.П. Пролегомена ад гисториософиам // Избранные социально-политические и философские произведения: В 2 т. М., 1956. Т. 2. С. 52-54. реалистический потенциал многих идей мыслителей, особенно А.И.Герцена и Н.П.Огарева, не был востребован большевистскими идеологами. К тому же, до недавнего времени изучение философии истории осуществлялось в рамках «исторического материализма» с ориентацией на социально-экономическую детерминацию. В результате в исследованиях присутствовала идеологическая направленность, и отсутствовало ряд тем и вопросов, присущих философии истории.
Все это определяет непреходящее значение философско-исторических идей В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева в отечественной истории философии, делает их остроактуальными в условиях нашего современного развития, глобализации исторического бытия.
Степень научной разработанности проблемы. Солидаризируясь с выводами В.В.Зеньковского и С.Л.Франка, можно утверждать, что вся русская философская мысль «сплошь исторична». Вместе с тем, как указывал еще Э.Л. Радлов, «русская литература не богата специальными (выделено мною -Т.П.) исследованиями по философии истории».1 В наше время, несмотря на пробудившийся к ней интерес, она остается недостаточно исследованным полем.2 Не составляют исключения и исторические изыскания В.Г.Белинского,
A.И. Герцена и Н.П. Огарева.
В России до Октябрьской революции 1917 г. научное изучение философии истории этих мыслителей не нашло заметного места.3 Их исторические идеи рассматривались сопутственно в биографических произведениях (П.В. Аненков, В.Д. Смирнов, В.И. Крута, Н.А. Тучкова-Огарева,
B. Батуринский), находили упоминание, главным образом в лице А.И. Герцена, в работах по классификации философско-исторических концепций
1 Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов ЭЛ., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. С. 192.
2 См.: Новиков Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. М., 1999.
C. 3.
3 См.: Революционная ситуация в России в середине XIX века: Монография // Под ред. М.В. Нечкиной. М., 1978. С. 6; Рудницкая Е.Л. Н.П. Огарев в русско-революционном движении. М., 1969. С. 4.
Х.Л. Раппопорт, Е.В. Тарле). Мировидение революционеров- демократов в это время всецело принадлежало сфере политической и идеологической борьбы. В публицистике, в зависимости от классовых позиций авторов, широко обсуждались, оценивались и критиковались идеи мыслителей о будущем России, о социализме, о крестьянстве и реформе 1861 г. (П.Л.Лавров, Н.П. Ткачев, П.К. Михайловский, Р.В. Иванов-Разумник - народническая историография; К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, B.C. Соловьев, К.Н. Леонтьев, М.Н.Катков - либерально-консервативное направление; П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Н.П. Кареев, В.В. Струве - неолиберализм).
Философы русского послеоктябрьского зарубежья, объединенные идеей отрицания большевизма, подчеркивали в философско-исторических построениях В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева идеалистическую, либеральную, нравственную окраску. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Г.П. Федотов, В.В. Зеньковский, В.Н. Лосский). Последние два мыслителя считали, что в воззрениях А.И. Герцена социализм не выступает в качестве единственной совершенной формы общественного устройства.
По мере распространения марксизма в России предпринимаются попытки оценки философско-исторического наследия В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева с позиций «научного коммунизма» (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов). Социализм революционных демократов оценивается как утопический, а исторические воззрения как, в существенном, идеалистические. В.И. Ленин наиболее выделяет теоретический уровень А.И. Герцена и отмечает, что он «вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед -историческим материализмом».1
Под углом зрения ленинской методологии осуществлялось исследование философии истории В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева в советский период. Существует достаточно обширная литература, в которой анализ исторических позиций философов носит фрагментарный, контекстный характер
1 Ленин В.И. Памяти Герцена // Поли. собр. соч.: В 55 т. М., 1973. Т. 21. С. 256. при исследовании их философского мировоззрения (H.JI. Бродский, Г.С. Васецкий, И.Я. Дьяков, Н.Г. Тараканов, В.А. Путинцев), общественно-политических и социально-политических взглядов (В.Н. Волосова, З.В. Смирнова, Д.И. Чесноков, М.В. Яковлев), поисков правильной революционной теории (С. Васецкий, А.И. Володин, B.C. Кружков,
A.Т. Павлов, E.JI. Рудницкая, Г.В. Теряев). В целом вышеперечисленные авторы раскрывают разные стороны философско-исторических воззрений мыслителей в ракурсе их устремленности к материалистическому объяснению истории.
Немало трудов посвящено анализу социалистических взглядов философов. Здесь доминирует мнение на их оценку как утопических, не способных разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, но продвигающихся от утопии к науке (А.И. Володин, В.А. Малинин, И.К. Пантин, E.JI. Рудницкая, Г.В. Теряев).
В последнее время С.В. Капинос настойчиво ставит вопрос, поднятый в 60-е годы E.JI. Рудницкой, о недооценки роли Н.П. Огарева в разработке концепции «русского социализма».1
Непосредственно историософские и исторические взгляды
B.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева анализируют В.Г. Баскаков,
A.И.Володин, В.Е.Иллерицкий, С.И.Павлов, Н.М.Пирумова, З.В.Смирнова,
B.И. Степанов. Значительное место отводится выявлению социального, социологического аспекта. Примечательна работа Г.М. Федорова, в которой предпринята попытка определить перед каким историческим материализмом л остановились русские философы.
В постсоветское время наметилась линия на «исправление»
1 См.: Капинос С.В. Новые материалы об общественно-политических воззрениях Н.П. Огарева в 70-е годы XIX в. // Вестник московского университета. Сер. 8. История. 1998. № 6. С. 3-20; Он же. Социальные эксперименты Н.П. Огарева по новым материалам // Отечественная история. 1999. № 3. С. 25-42.
2 См.: Федоров М.Г. Русская прогрессивная мысль XIX в. от географического детерменизма к историческому материализму. Новосибирск, 1972. историографической ситуации. Философско-исторические взгляды мыслителей начинают рассматриваться рядом философов не под углом зрения эволюции к марксизму, но и не как предмет специального исследования, а в контексте решения иных научных задач (Е.С. Гревцева, В.О. Гошевского, Е.В. Закондырина, А.Ф. Замалеева, А.А. Слинько, JI.C. Филиппова, Е.Ю. Тихонова и др.).
Краткий обзор литературы и исследований по диссертационной проблематике позволяет заключить, что философия истории В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева не подвергалась целостному исследованию с учетом теоретической преемственности и взаимодействия мыслителей.
Цель и основные задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в рассмотрении философии истории В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева в ее целостности через реконструкцию основополагающих концептуализаций и раскрытие основных идей, а также внутренне соприсущей им методологии реализма. Для этого реализуются следующие задачи:
1. Квалифицируется реализм как методологическая основа философскоисторических воззрений мыслителей.
2. Раскрываются представления философов, в их определенной вариативности, о всеобщей истории как продолжении развития природы Земли на новом качественном уровне.
3. Реконструируются философские концепции мыслителей о реальной истории человечества, ее дискретности и континуальности.
4. Рассматриваются представления революционеров-демократов о социализме как теории и исторической практики середины XIX в.
5. Раскрывается «русский социализм» как совместная концепция А.И. Герцена и Н.П. Огарева, альтернативная западным социалистическим доктринам и российской реформе 1861 г.
Объектом диссертационного исследования предстает философское содержание идейного наследия В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева по проблематике развития общества в его истории.
Предметом диссертационного исследования служит философская интерпретация мыслителями истории России и всеобщей истории на основе методологии реализма.
Методологической основой диссертации является метод историзма, опирающийся на диалектико-методологические принципы. Значительное внимание было уделено применению методов: текстологического анализа источников, социального детерминизма, сравнительно-исторического и историко-реконструктивного. Использование последнего метода особо значимо, ибо для подхода к изучению содержания трудов философов справедливо высказывание В.В. Зеньковского о Искандере: «Философские идеи Герцена часто высказываются им passat и их надо собирать, систематизировать, за него иногда формулировать общие положения».1
Научная новизна исследования заключается в предпринятой автором попытке реконструкции философии истории В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева и ее характеристики как «исторического реализма».
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концепция исторического процесса русских философов формируется как «снятие» «алгебры» и «арифметики» истории на основе внутренне сопресущей методологии реализма и ориентацией на социоатропоцентристскую мировоззренческую установку.
2. Концептуализации философии истории В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева получают завершенность при переходе к рассмотрению первобытного состояния, древней, средней, новой и новейшей истории как процесса, через динамику социальных структур, с опорой на конкретно-исторический подход. Наивысшим достижением является герценовская концепция истории как смены социальных формаций человечества.
3. Историософский подход позволяет революционерам-демократам трактовать социализм как следствие развития истории, усиливающегося
1 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 1.4. 2. С. 74. взаимопроникновения всех сфер общественной жизни. В Западной Европе он реально существует в виде теории и практики социалистов, «блузников», направленной на упразднение капитализма (В .Г. Белинский). Социализм показал предел всеобщей истории и своим становлением может, по А.И. Герцену и Н.П. Огареву, «пересоздать общество» и открыть кардинально новый длительный фазис истории - фазис свободы и сознательного развития человечества (А.И. Герцен, Н.П. Огарев).
4. Суть «русского социализма» А.И. Герцена и Н.П. Огарева в самораскрытии крестьянского быта до государственной формы при помощи идеи социализма, науки и индустрии Запада. Он исключает появление пролетариата, обеспечивает аграрно-индустриальный характер прогресса России и по этим позициям всецело противоположен западному социализму, в том числе марксистскому, ориентированному на диктатуру пролетариата.
5. Нарастание интегративных процессов в истории человечества, зафиксированных философами, позволяет увидеть в религии элемент культуры, с его позитивным и негативным влиянием на общество, людей. Институционализация религии достигает высшей степени в христианстве. «Христианская цивилизация» становится составным компонентом истории Западной Европы и России.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения, выводы, концептуализация, методологические подходы диссертации открывают новые возможности для более адекватной и целостной интерпретации философии истории В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, познания российского философского процесса. Практическая ценность труда обусловлена возможностью использования материала в лекционных курсах по истории философии, социальной философии, культурологии.
Апробация диссертационной работы. Основные концепции и положения исследования изложены в выступлениях автора на вузовских конференциях в г. Мурманске, использованы при чтении курса «Философия» и «Социология». Диссертация обсуждалась на кафедре философии МГТУ.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Культурличностная концепция в воззрениях А.И. Герцена2006 год, кандидат философских наук Терехова, Грета Леоновна
Социально-нравственные аспекты мировоззрения А. И. Герцена2000 год, кандидат философских наук Машукова, Елена Юрьевна
Самобытность русской философии: Аспект мировоззренческого поступка1998 год, доктор философских наук Худякова, Галина Павловна
Просветительский позитивизм в философском наследии К.Д. Кавелина и В.В. Лесевича2011 год, кандидат философских наук Хаматова, Татьяна Андреевна
Социальный универсализм в русской историософии второй половины XIX - начала XX вв.2011 год, доктор философских наук Кузнецов, Юрий Валентинович
Заключение диссертации по теме «История философии», Павлова, Татьяна Сергеевна
Заключение
В диссертационной работе предпринята попытка раскрыть философию истории В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева в ее единстве и различии, как часть российского философского процесса 30-х - 60-х годов XIX в. Философско-исторические концепции мыслителей являлись своеобразным ответом на запрос общества о перспективах развития России, капитализма в западной Европе. Опираясь на анализ первоисточников и на новейшие изыскания (Е.С.Гревцова, С.В.Капинос, А.А.Слинько, А.А.Володин), которые выводят за приделы «исторического материализма», автор в процессе исследования приходит к выводу, что историософские построения русских философов не укладываются в схему «революционные-реакционные» и определяют их как «исторический реализм». Обосновать данное положение позволяет раскрытие методологии рационалистического реализма. Следование ей позволяет В.Г.Белинскому, А.И.Герцену и Н.П.Огареву двигаться в познании за реальным историческим процессом пока не проясниться закономерность соответствующего периода, фазы, в целом общественности и уже на этой базе конструировать будущее.
Развивая методологию реализма, русские мыслители разрабатывают свои социально-исторические концепции, не столько придерживаясь «буквы» того или иного воззрения, сколько выявляя закономерности истории страны и народов, общеисторического процесса на основе критического усвоения диалектической и реалистической стороны философских систем, исторических исследований. Следовательно, их в большей мере интересовало не различие, а единство, преемственность воззрений. Отсюда и отношение к науке было как к системе наук, в которой ведущую роль играет философия. Последняя, во взаимодействии с историей, порождает «философию истории», которая только и может раскрыть тайны прогресса человечества.
Мыслители считают, что человек со свойственным ему стадным образом жизни вышел из природы. Он изначально обладает разумом социальным инстинктом. Люди, удовлетворяя свои потребности, прежде всего в пище, одежде и жилище, а также в умственном развитии, устраиваются географические, захватывают земли. Так рождаются политические общества, построенные на частной собственности, эксплуатации. Человечество в своей истории прошло от первобытного состояния, через древнюю, среднюю, новую историю и после Великой французской революции вступило в новейшее время. В обосновании движения исторических фаз применяется метафора возраста народа. Под которой по мере становления методологии реализма начинает, пониматься уровень сознания народа. Для объяснения истории философы опираются на географический детерминизм, вместо абстрактных понятий «народ», «образованное меньшинство» и «необразованное большинство» и др. начинают применять социологические понятия, имеющие реальный материальный аналог: патриции, плебеи, крестьяне, феодалы, рабочие, буржуа и др., притом речь идет о социальностях конкретных местностей (стран) в определенное историческое время.
Движение к свободе представляет главную линию развития человечества. Рассмотрев народы в их истории, философы приходят к заключению, что с середины XIX в. западноевропейский капитализм поставил на повестку дня решение экономического вопроса, а нарастание противоречия между пролетариатом и буржуазией перевело его в актуальную проблему всеобщего благосостояния. Именно эта проблема показала предел развития самой передовой в новейшее время капиталистической форме общества с его мещанской цивилизацией. Отсюда всеобщая история стремиться перейти в новое качественное состояние «свободы в разуме» (А.И.Герцен, Н.П.Огарев), когда будут братья, будут люди (В.Г.Белинский).
В целях овладения закономерностями исторического процесса философы пытаются раскрыть диалектику движения народов к фазе своей качественной перестройки. Согласно рационалистическому реализму направленность развития конкретных обществ определяется их потенциалом: В.Г.Белинский видит устремленность европейских народов к социализму, а путь России в это царство свободы лежит через капитализм; А.И.Герцен и Н.П.Огарев видят продвижение народов в будущее через возможность раскрытия социального потенциала исходной общественной формы. Так, философы приходят к новому видению проблемного поля истории человечества, за которым стоит реальный, конкретный человек в его истории («биографии»), эволюция и революция общественности, прогресс возрастающего многообразия социальных форм, а изначально - разум.
Социально-историческое исследование находит концептуализацию у русских философов:
1. В гипотезе о переходе природности в социальность и о первобытном состоянии человечества.
2. В учениях о развитии человечества в его истории посредством прогрессивного, континуального цивилизованного процесса и дискретного социального развития народов и свойственных им государственных форм. В.Г.Белинский и Н.П.Огарев разрабатывают идею спиралевидного исторического процесса. А.И.Герцен идет дальше и разрабатывает концепцию истории как последовательной смены социальных формаций человечества.
3. В воззрениях на переход обществ «новейшего времени» в состояние социальной свободы: выразившемуся у В.Г.Белинского в доктрине социалистической революции; у А.И.Герцена и Н.П.Огарева в концепции «пересоздания общества». Эти концептуализации являются «ключом» к пониманию своеобразия историософских взглядов русских мыслителей.
4. В учениях о социализме вообще (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев); западноевропейском и русском социализме (А.И.Герцен, Н.П.Огарев) как актуальном в историческом времени и пространстве проявлении «пересоздание общества».
5. В концепции «крестьянского социализма» А.И.Герцена - Н.П.Огарева как естественном, очередном историческом шаге русского народа, посредством общины, цивилизационных достижений Запада, в социализм; как программе развития России, альтернативной правительственной реформе по отмене крепостного права 1861 г.
Можно утверждать, что философия истории В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева, с присущими ей концептуализациями, ориентирована на сочетание эволюционно и революционного, линейного и моногонаправленного, а также альтернативного развития народов и государств, а внутренне соприсущие ей принципы объективации разума и историзма удерживают её в плоскости реализма. В результате понимание вышеперечисленными философами существа исторического процесса принципиально отлично от представлений предшественников и современников, не только славянофилов, либералов, религиозных мыслителей, но и от других ветвей революционно-демократической философии истории, тем более К. Маркса и Ф. Энгельса. Социализм А.И.Герцена - Н.П.Огарева ориентирован на: народное государство, обеспечивающее личности свободу в личном деле и равное участие в общественном, а также права и свободы, превосходящие буржуазную демократию и либерализм; самоуправление, товарно-денежные отношения, развивающиеся на основе различных форм собственности, в том числе частной. Такой социализм, как будущее истории, противоположен советской модели социализма.
Следовательно, содержание философии истории В.Г.Белинского, А.И.Герцена и Н.П.Огарева требует дополнительного изучения, а эвристический потенциал ее концептуализаций имеет актуальное историческое значение для России и сегодня. Ведь осмысление каждого ответа о перспективах развития Отечества, пусть и не реализовавшегося, даже утопического, открывает возможность осмысления современного положения России в мире и отражения мира в России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Павлова, Татьяна Сергеевна, 2005 год
1. Андерсон, П. Размышление о западном марксизме: на путях исторического материализма: Пер. с англ. / П. Андерсон.- М.: Интер-Версо. 1991.-267 с.
2. Аникин, А.В. Элементы саркального в русских революционных теориях (К истории формирования советской идеологии) / А.В.Аникин // Отечественная история. — 1995. № 1. — С. 78 — 91.
3. Бакунин, М.А. Анархия и Порядок / М.А. Бакунин; вст.ст. М.А. Тимофеева. М.: ЭКСПО-Пресс, 2000. - 701 с.
4. Баскаков, В.Г. Мировоззрение Чернышевского / В.Г.Баскаков. М.: Изд-во АН СССР, 1956. - 756 с.
5. Баскаков, В.Г. Социологические воззрения В.Г.Белинского /В.Г.Баскаков. -М.: 1948.-185 с.
6. Безансон, А. Интеллектуальные истоки ленинизма; пер. с фр. М. Розонова, П. Рудницкой /А.Безансон. М.: Изд-во «МИК», 1998. - 304 с.
7. Безлепкин, Н. Философия языка в России. К истории русской лингвофилософии / Н.Безлепкин. СПб: Искусство, 2002. - 272 с.
8. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: В 9 т./ В.Г. Белинский. М.: Художественная литература, 1976- 1982.
9. Бердяев, Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском./ Н.А.Бердяев. М.: Канон, 1999.-480 с.
10. Ю.Блехер, Л.И. Главный русский спор от западников и славянофилов до глобализма и Нового Средневековья / Л.И.Блехер. М.: Акад. Проект: Ин-т Фонда « Общественное мнение», 2003. - 604 с.
11. П.Богданов, В. Белинский человек идеи / В.Богданов.// Вопросы литературы. - 1998. - № 4. - С. 327 - 335.
12. Бреддихина, О.Н. Русское мировоззрение: восстановим ли мы традиции? / О.Н.Бредцихина. Мурманск: Изд-во «Русская Лапландия», 1997. - 132 с.
13. Буржуазия и Великая французская революция / Э.Е.Гусейнов и др. ; Предисл. А.В. Адо. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
14. М.Бутенко, А.П. Общая концепция истории и современность /А.П.Бутенко // Социально политический журнал. - 1998. - № 2. - С. 18-41.
15. В.И.Ленин и русская общественно политическая мысль XIX - начала XX в. / Отв. ред. Ш.Л. Левин. - Л.: Наука, 1969. - 400 с.
16. Виноградов, А.И. Философские модели истории: опыт классификации философско исторических концепций / А.И.Виноградов. - Мурманск: МГИ, 2003.-140 с.
17. Вишнев, И.В. Проблемы жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли / И.В .Вишнев. М.: Академический проспект, 2005. - 432 с.
18. Володин, А. Герцен и Запад. Идейное творчество русского мыслителя и социально политические опыт Западной Европы. «Литературное наследство» / А.Володин. - М.: Наука, - 1985. - 253 с.
19. Володин, А. Проблема «западничества» как она видится нам сегодня?/ А.Володин // Свободная мысль. 1994. - № 7 - 8.- С. 20 - 36.
20. Володин, А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века/ А.И.Володин.- М.: Мысль, 1973. 304 с.
21. Володин, А.И. Начало социалистической мысли в России / А.И.Володин. М.: Изд-во «Высшая школа», 1966. - 187 с.
22. Володин, А.И. Об историософии Герцена (по статье «Роберт Оуэп)/ А.И.Володин // Вопросы философии. 1996. - № 9. - С.82 - 89.
23. Володин, А.И.Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма / А.И.Володин. М.: Политиздат, 1976. -271 с.
24. Воронин, А.И. В поисках пути к будущему; Лейтмотив идейного творчества А.И. Герцена / А.И. Володин.- // Коммунист. 1985. № 9.1. С. 59-60.
25. Воронин, И. Крестьянский социализм А.И.Герцена и славянофильство / И.Воронин // Диалог. 1998. - № 1. - С. 15 - 16.
26. Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой/ П.П. Гайденко.- М.: Унив. кн., 2000. 455 с.
27. Галактионов, А.А., Русская философия IX-XIX вв. / А.А. Галактионов, П.Ф. Никандров. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 743 с.
28. Генералов, В.В. Социальный возраст народов. / В.В.Генералов. М.: NOTA BENE, 2001. - 176 с. - (Свободная мысль)
29. Герцен и Огарев. Литературное наследство. М.: Изд - во АН СССР, 1956.-Т.63.-920 с.
30. Герцен и Огарев. Литературное наследство. М.: Изд - во АН СССР, 1955.-Т. 62.-899 с.
31. Герцен, А.И. Собрание сочинений: В 30 т. / А.И. Герцен.- Издательство Академии наук СССР, 1954 1966.
32. Гоголевский, А.В. Очерки истории русского либерализма XIX начала XX века./А.В.Гоголевский. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. - 156 с.
33. Голосенко, И.А. Социологическая литература России второй половины XIX начала XX века: / И.А. Голосенко. - М.: Онега, 1955. - 222 с.
34. Гошевский, В.О. Русская филосоская мысль. Очерки истории / В.О. Гошевский, Е.В. Закондырин. Мурманск: Изд-во НИИ «Пазори», 1997. -368 с.
35. Гошевский, В.О., Социология личности в трудах русских революционных демократов /В.О. Гошевский , Е.В. Закондырин, Л.: Наука, 1990. - 128 с.
36. Гревцова, Е.С. Философия культуры А.И.Герцена и К.Н.Леонтьева (Сравнительный анализ) / Е.С.Гревцова, М.: Изд-во РУДН, 2002.- 121 с.
37. Гурвич -Лишинер С. Герцен на пороге XXI века /С.Гурвич Лишинер / Вопросы литературы. - 1996. - № 5 (сентябрь - октябрь). - С. 133 - 166.
38. Дорошенко, Н.М. Философия и методологии истории в России (конец XIX начало XX в.) / Н.М.Дорошенко. СПб: Изд-во СПбГУ, 1977. -180 с.
39. Дьяков В.А. Освободительное движение в России, 1825 1861гг. /В.А.Дьяков. - М.: Мысль, 1979. - 288 с.
40. Егоров, Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов /Б.Ф.Егоров.- JL: Искусство, 1991.- 335 с.
41. Егоров, Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века (1848- 1861) / Б.Ф.Егоров. JL: Искусство, 1982. - 269 с.
42. Егоров, Б.Ф. Петрашевцы / Б.Ф.Егоров. Л.: Наука, 1988. -236 с.
43. Егоров, Б.Ф. Русские утопии XXI века / Б.Ф.Егоров // Звезда. 1996. -№12. - С.175 - 190.
44. Елизаветина, Г.Г. Н.П. Огарев (175 лет со дня рождения). /Г.Г.Елизаветина. М.: Знание, 1988.- 61 с.
45. Ерасов, Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность / Б.С. Ерасов: Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. М.: Наука, 2002. - 522с.46.3амалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI XX вв.). /
46. A.Ф.Замалеев. 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Изд. торгов, дом «Летний сад», 2001. - 398 с.47.3еньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. М.: ЭКСМО - пресс; Харьков: Филос. 2001. - 894 с.
47. Из истории русской философии XVIII XIX веков: сб. статей / МГУ: отв. ред. И .Я. Шиманов. - М.: Изд - во МГУ, 1952. - 319 с.
48. Из истории русской философии: сб. статей / МГУ; Отв. ред. П.Павликин.- М.: Политиздат, 1952. 766 с.
49. Иллерицкий, В.Е. Исторические взгляды В.Г.Белинского /
50. B.Е.Иллерицкий. М.: Политиздат, 1953. - 254 с.
51. Искра, Л.М. Д.И. Писарев и его роль в истории русской общ. пол. Мысли. / Л.М. Искра. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун - та, 1988.- 150 с.
52. Историческая наука и методология истории в России XX века: К 140 -летию со дня рождения академика А.С. Лаппо -Данилевского: сб. статей / СПб ин-т российской истории РАН, Ин-т межд. образов, программ СПб
53. ГПУ.; отв. ред. А.В.Малинов. СПб.: Изд-во «Северная Звезда», 2003. Вып. 1.-415 с.
54. История социалистических учений: сб. статей / АН СССР, Институт истории; Отв. ред. Б.Ф.Поршнев. М.: Наука, 1964. - 491 с.
55. Каменский, З.А. / А.И. Галич, З.А.Каменский. М.: ИПО Ин-та филос. РАН, 1995.-229 с.
56. Капинос, С.В. Идейная эволюция взглядов Н.П.Огарева /С.В.Капинос // Социально гуманитарные знания. - 2001. - № 6. - С. 232 -243.
57. Капинос, С.В. Н.П.Огарев о будущем России / С.В.Капинос. // Социально- политический журнал. 1998. - № 6. - С. 174 -188.
58. Капинос, С.В. Новые материалы об общественно политических воззрениях Н.П.Огарева в 70-е годы XIX в. / С.В.Капинос // Вестник Москов. ун-та. Сер. 8. История. - 1998. - № 6. - С. 3-12.
59. Капинос, С.В. Социальные эксперименты Н.П.Огарева по новым материалам / С.В.Капинос // Отечественная история. 1999. - № 3.1. С. 25-42.
60. Китаев, В.А. От фронди к охранительству (из истории русской либеральной мысли 50-60-х годов XIX века) / В.А.Китаев. М.: Мысль, 1972.-288 с.
61. Ковалев, A.M. Законы истории и облик современного мира: Идеи, размышления, гипотезы / A.M. Ковалев.- М., ЦеРо, 2003.-400 с.
62. Ковальченко, И.Р. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 года / И.Д.Ковальченко // Отечественная история. 1994. - № 2. - С. 3 -18.
63. Ковчук, М.Т. Философские и социологические взгляды Н.П. Огарева / М.Т. Ковчук. М.: Политиздат, 1957.- 120 с.
64. Козьмин, Б.П. Из истории революционной мысли в России: избр. тр. / Б.П. Козьмин; предисл. А.Никифорова. М.: АН СССР, 1961.- 767 с.
65. Косолапов, Н.Е. Как думают историки / Н.Е. Косолапов. М.: Новое лит. Обозрение, 2001.-325 с.
66. Котиков, П.Б. Конференция, посвященная 150 летию со дня смерти В.Г.Белинского / П.Б.Котиков // Вестник Москов. ун-та. Сер. 9. Философия. - 1998.-№4.-С. 119-121.
67. Кузнецов, В.Н. Французский материализм XVIII века / В.Н.Кузнецов. -М.: Мысль, 1981.-303 с.
68. Кукушкина, Е.И. Русская социология XIX начала XX века / Е.И. Кукушкина. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 181 с.
69. Левандовский, А.А. Время Грановского: У истоков формирования русской интеллигенции / А.А.Левандовский. М.: Мол. гвардия, 1990.304 с.
70. Ленин, В.И. Памяти Герцена / В.И. Ленин. Собр. соч.: В 55 т. М.: Политиздат, 1973. Т.21. С. 255-264.
71. Линьков, Я.И. Революционная борьба А.И. Герцена и тайное общество «Земля и воля» 1860 -х годов. / Я. И. Линьков. М.: Политиздат, 1964. 195 с.
72. Литвак, Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформистская альтернатива / Б.Г.Литвак. М.: Политиздат, 1991. - 302с.
73. Лоскутов, В.А. Историческая природа марксизма / В.А.Лоскутов. -Свердловск, Изд- во Урал, ун-та, 1990. 308 с.
74. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М.: Сварог-К, 2000. - 492 с.
75. Малинин, В.А. О гуманистической традиции в русской философии / В.А. Малинин // Философские науки. -1991. № 9. - С. 59-66.
76. Малинин, В.А. Отечественная философия истории в контексте русской идеи / В.А.Малинин // Вестник Москов. ун-та. Сер. 7. Философия. 1994. - № 4. - С. 3-8
77. Малинин, В.А. Философия революционного народничества / В.А.Малинин. М.: Наука, 1977. - 340 с.
78. Малишш, В.А. Предшественники научного социализма в России / В.А.Малинин, М.И. Сидоров. М.: Изд - во ВГПИ и АОН при ЦК КПСС, 1963.-256 с.
79. Малинов, А.В. Философия истории в России XVIII века / А.В.Малинов. -СПб.: Изд. торг. дом «Летний сад», 2003. - 204 с.
80. Маслин, М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии: крит. анализ / М.А. Маслин. М.: Изд -во МГУ, 1988. -207с.
81. Мигунов, А.Н. Феномен русского Просвещения / А.Н.Мигунов. СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 1999. - 184 с.
82. Миненков, Г.Я. Введение в историю российской социологии / Г.Я. Миненков. Мн.: ЗАО «Экспресс», 2000. - 343 с.
83. Мягков, Г.П. «Русская историческая школа». Методологические и идейно — политические позиции / Г.П. Мягков. Казань : Изд-во Казан, ун-та, 1988.- 198 с.
84. Наука и альтернативные формы знания: межвузовский сборн. / СПб. гос. ун-т; под ред. В.В. Маркова.- СПб.: Изд-во СПБГУ, 1995. 256 с.
85. Никитина, Н.С. Белинский и роман Тургенева «Отцы и дети» / Н.С.Никитина // Русская литература. 1997. - № 4. - С. 16 -33.
86. Никоненко, B.C. Материализм Чернышевского. Добролюбова, Писарева / B.C. Никоненко.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 150 с.
87. Никоненко, B.C. Николай Александрович Добролюбов / B.C. Никоненко,-М.: Мысль, 1985. 191 с.
88. Новгородцев, П.И. Об общественном идеале / П.И.Новгородцев. М.: Пресса, 1991.- 165 с.
89. Новиков, А.И. Нигилизм и нигилисты / А.И.Новиков. Л.: Фонтанка,1972. 296 с.
90. Новиков, М.И. Диалектика русских революционных демократов и ее место в истории домарксовской диалектики / М.И.Новиков. М.: Наука,1973. 248 с.
91. Новикова, Л.И. Русская философия истории. Изд. 2-е, доп. / Л.И.Новикова, И.Н. Сиземская. М.: Аспект Пресс, 1999.-399 с.
92. Ойзерман, Т.И. Философия как история философии / Т.И. Ойзерман.-СПб.: Алетейя, 1999. 447 с.
93. Павлов, А.Т. От дворянской революционности к революционному демократизму (идейная эволюция А.И.Герцена) / А.Т.Павлов. -М.: Изд-во МГУ, 1977.- 131 с.
94. Павлов, С.И. Учение А.И. Герцена о формациях или состояниях человеческого рода / С.И.Павлов // Вестник МГТУ 1999 - № 1. - Т. 2. - С. 39-46.
95. Пантин, И. «Исторический путь на тротуар невского проспекта / И.Пантин, Е.Плимак // Свободная мысль. 1991. -№ 17. - С. 97-107.
96. Пантин, И. Россия XVIII XX веков. Тип «запоздавшего» исторического развития / И.Пантин, Е.Плимак // Коммунист. - 1991. -№11. -С. 28-33.
97. Перевезенцев, С.В. Смысл русской истории / С.В. Перевезенцев.-М.: Вече, 2004.-491 с.
98. Переписка К.Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями / Под. ред. М.В. Осипова. М.: Политиздат, 1947. - 307 с.
99. Пипер, JI. Мировоззрение Герцена. Историко философский очерк / Л.Пипер. - М.- Л.: Гос. соц.- эконом, изд-во, Ленинградское отделение, 1935.-280 с.
100. Пирумова, Н.М. Александр Герцен революционер, мыслитель, человек. / Н.М. Пирумова. - М.: Мысль, 1989. - 254 с.
101. Пирумова, Н.М. Исторические взгляды А.И.Герцена /Н.М.Пирумова. М.: Политиздат, 1956. - 215 с.
102. Плеханов, Г.В. Философия истории / Подгот. текста и комментариев О. Митрошникова. М.: Моск. рабочий, 1989. - 59 с.
103. Погодин, С.Н. «Русская школа» историков: Н.И. Кареев, И.В.Лучицкий, М.М.Ковалевский / С.Н.Погодин. СПб.: Изд-во СПБ ГТУ, 1997.-378 с.
104. Познанский, В.В. Очерки формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века / В.В. Познанский. М.: Мысль, 1975.-223 с.
105. Проблемы гуманизма и насилия в русской революционной традиции (материалы круглого стола / А.Т. Павлов, Е.Г. Плимак // Философские науки. 1991. - № 2. - С. 3-12.
106. Против современных фальсификаторов истории русской философии: сб.статей / Ред. Н.Ульянова. М.: Изд -во соц. -эконом, лит., 1960.-555 с.
107. Пушкин, С.Н. Очерки русской историософии / С.Н.Пушкин. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1996. - 92 с.
108. Пушкин, С.Н. Историография русского консерватизма XIX века / С.Н.Пушкин. Н. Новгород: Изд-во Вол.-Вятской акад. гос. службы, 1998.-252 с.
109. Революционная ситуация в России в середине XIX века. Коллек. монография / Под ред. М.Н. Нечкиной. М.: Наука, 1978. - 439 с.
110. Рудницкая, E.JI. Н.П.Огарев в русском революционном движении / Е.Л. Рудницкая. М.: Наука, 1969. - 424 с.
111. Русская прогрессивная мысль XIX века (30-60 года): сб. статей / АОН при ЦК КПСС; Отв.ред. Г.С.Васецкий. М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1959. - 478 с.
112. Семенов, B.C. Александр Герцен / B.C. Семенов. М.: Современник, 1989.-383 с.
113. Сериков, В.В. Идеи социализма в домарксистской общественно — политической мысли /В.В. Сериков // Социально политический журнал. - 1991. - № 3. - С.79 - 98.
114. Слинько, А.А. Против течения. Очерки русской гуманитарной мысли. Гл. 2. Политическое завещание А.И.Герцена / А.А.Слинько // Вече. Альманах русской философии и культуры. СПб типография № 1 РАН, 1995.- Вып. 3. - С. 108 - 120.
115. Смирнова, З.В. Социальная философия А.И.Герцена / З.В.Смирнова. М.: Наука, 1973. - 291 с.
116. Сухов, А. Николай Павлович Огарев К 190 -летию со дня рождения / А.Сухов // Диалог. 2004. - № 1. - С. 63-66.
117. Сухов, А.Д. Атеизм передовых русских мыслителей /А.Д.Сухов. -М.: Мысль, 1980.-228 с.
118. Сухов, А. Д. Русская философия: пути развития (Очерки теоретической истории) / А.Д. Сухов.- М.: Наука, 1989 . 208 с.
119. Тараканов, Н.Г. Н.П.Огарев. Эволюция философских взглядов / Н.Г. Тараканов. М.: Изд-во МГУ, 1974. - 359 с.
120. Тараканов, Н.Г. Огарев. Эволюция философских взглядов
121. Н.Г. Тараканов.- М.: Изд-во МГУ, 1974. 310 с.
122. Тараканова, Л.Е. А.И. Герцен / Л.Е. Тараканова. М.: Мысль,1979.- 182 с.
123. Татаринова, JI.E. А.И. Герцен «Письма к будущему другу» / Л.Е Татаринова. // Вестник Москов. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. -№3. - С. 67-79.
124. Теряев, Г.В. А.И. Герцен великий мыслитель, предшественник русской социал — демократии / Г.В .Теряев. - М.: Изд-во ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1962.- 124 с.
125. Тихомиров, С. Искушение «неистовой» души. Белинский и идея открытого общества. / С.Тихомиров // Открытая политика. 1996. - № 3 -4.-С. 84-91.
126. Тихонова, Е.Ю. В.Г. Белинский в споре со славянофилами / Е.Ю.Тихонова. М.: Эдиториал УРСС. - 1999. - 130 с.
127. Тихонова, Е.Ю. Мировоззрение молодого Белинского. Изд. второе, дополненное / Е.Ю. Тихонова. М.: УРСС, 1998.118 с.
128. Тучкова-Огарева, Н.А. Воспоминания. Герцен в воспоминаниях современников / Н.А.Тучкова Огарева. - М.: ГИХЛ, 1956. - 183 с.
129. Филиппов, Л.С. Философия коммунизма / Л.С.Филиппов. М.: Academia, 2003.- 276 с.
130. Философия о предмете и субъекте научного знания / Ред. изд. Э.Ф. Караваев, Д.Н. Розаев.- СПб.: С. Петерб. филос. об-во, 2002. - 207 с.
131. Философия реализма. Из истории русской мысли: сб. статей / СПбГУ; Отв. ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - 157 с.
132. Флоровский, Г. Герцен в сороковые годы / Г. Флоровский // Вопросы философии. 1995. - № 4. - С. 80-97.
133. Хамитов, Н.В. Философия человека: от метафизики к метоантропологии / Н.В. Хамитов. Киев, М.: Наука-Центр, 2002. - 334с.
134. Хестанов, Р. Истории о блудном сыне, рассказанные отцом и братом (А.И.Герцен в интерпретациях родственников) / Р. Хестанов // Логос. 1999. - № 4. - С. 35-47.
135. Цыбенко, В.А. Мировоззрение Д.И. Писарева / В.А. Цыбенко. М.: Изд-во МГУ, 1969. - 352 с.
136. Чесноков, Д.И. Исторический материализм как социология марксизма ленинизма / Д.И. Чесноков! - М.: Мысль, 1973. - 319 с.
137. Чикин, Б.Н. Великий русский социалист (К 175 летаю со дня рождения Н.П.Огарева) / Б.Н.Чикин // Вестник Москов. ун-та Сер. 12. Теория научного коммунизма. - 1988. - № 6. - С. 39-47.
138. Шанталов, Б.Н. Россия в поисках эффективности / Б.Н. Шанталов. -М.: «Новый век», 2003. 548 с.
139. Шебликин, И. «Перед именем твоим» К 185 летию со дня рождения В.Г.Белинского / И. Шебликин // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 53-64.
140. Эйзенштадт, Ш.Н. Революция и преобразование обществ: Сравнит, изучение цивил. / Ш.Н. Эйзенштадт: Пер. с англ. А.В. Гордона; Науч. ред. пер. Б.С. Ерасов. М.:. Аспект пресс, 1999. - 415 с.
141. Эйзенштадт, Ш.Н. Революция и преобразование обществ. Срав. изучение цивилизаций / Пер. с англ. А.В.Гордина; под ред. Б.С.Ерасова, Ш.Н. Эйзенштадта. М.: Аспект, 1999. - 416 с.
142. Эльсберк, Я. А.И. Герцен. Жизнь и творчество / Я. Эльсберк. 4-е изд., доп. - М.: Госполитиздат, 1963. - 165 с.
143. Яковлев, М.В. Мировоззрение Н.П. Огарева / М.В. Яковлев. М.: Политиздат, 1975. - 260 с.
144. Ясперс, К. Смысл и назначение истории: сборник: Пер с нем. / К. Ясперс; Вступ. ст. П.П. Гайденко.- 2-е изд.- М.: Республика, 1994. -527 с.
145. MaliaM. and the birth of Russian socialism. N.Y. 1965.
146. Piroschrjva V. Alexander Herzen. Der Zusammedruch eintr Vtorie. Munchen. 1961.
147. Walicri A. Ciszkowski and Herzen // Der Streit um Hegel bei den Slaven. Praga, 1967.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.