Философия истории в постмодернистской парадигме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Зайченко, Андрей Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат философских наук Зайченко, Андрей Александрович
Введение.
Глава I. Философия истории в эпоху модерна.
1.1. Модернистские представления об истории.
1.2. Постклассическая философия истории.
1.3. Отечественная историософия: от модерна к постмодерну.
Глава П. Постмодернистская философско-историческая рефлексия.
2.1. Кризис философии истории и «закат» модерна.
2.2. Ситуация постмодерна: социально-философский анализ.
2.3. Постмодернистские философско-исторические альтернативы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Специфика дискурса постмодернизма2002 год, кандидат философских наук Никулина, Марина Алексеевна
Проблема справедливости в философском дискурсе постмодерна2000 год, доктор философских наук Чукин, Сергей Георгиевич
Эпистемологические проблемы постмодернистской философии истории2010 год, кандидат философских наук Иванов, Евгений Александрович
Европейский дискурс другого: Культурологические модели ориентирования человека в современном жизненном мире2004 год, кандидат культурологии Смоляк, Ольга Алексеевна
Стратегии исследования в социально-гуманитарных науках: философско-эпистемологический анализ2008 год, доктор философских наук Гусева, Ирина Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия истории в постмодернистской парадигме»
Актуальность темы исследования. Атрибутивным свойством социальной сферы является ее динамизм, со всей очевидностью демонстрирующий тенденцию к ускорению. Изменения, затронувшие все без исключения стороны общественного бытия настолько радикальны, что позволяют говорить об онтологической трансформации миропорядка. Последнее актуализирует появление серьезных социально-философских исследований, обращенных, прежде всего к специфике современности. Главной задачей подобных разработок, как представляется, должна стать идентификационная направленность, раскрывающая сущность происходящих в обществе процессов и, тем самым, ориентирующаяся в «лабиринтах» социума. Отсутствие подобных ориентиров диссертант рассматривает как серьезную проблему не только теоретического, но и практического характера.
Дело в том, что существующие источники социальной информации не соответствуют императиву объективного объяснения ситуативности как на социетальном, так и на локальном уровнях. Механицистские философско-исторические конструкты, типичные для новоевропейской эпохи с их скрупулезной прописанностью якобы действующих в обществе законов и просчитанной результативностью, сегодня воспринимаются вполне архаично. Современные исследования концептуально разнородны и, по сути, сводятся к констатации того, никем уже не отрицаемого факта, что человечество покинуло пределы «модерна» и находится в некоем неэксплицированном «постмодерне».
В этой связи представляется принципиально важным реализовать методологический потенциал социальной философии применительно к проблемам современного общества. И, прежде всего это относится к пересмотру понятийного аппарата, а также принципов категориальной схематизации, продуцирующих оформление ментальных систем, являющихся модернизированной версией классических, лишенных качественных измерений спекулятивных построений. Говоря иными словами, предстоит ответить на вопрос о способности философской рефлексии осуществлять релевантный анализ наличной социальной действительности. И если ответ будет отрицательным, то неизбежен вопрос об эпистемологических альтернативах, генерируемых постмодернистским теоретизированием.
Помимо общей актуальности темы диссертационного исследования, она имеет еще одно измерение, а именно контекстуальную значимость в условиях современных российских реалий, представленных рядом бинарных оппозиций: самобытность - глобализация; центробежность центростремительность; этатизм - персонализм; этика - прагматика; фундаментализм - вестернизация и т.п.
Суммируя все сказанное выше, автор еще раз подчеркивает важность попытки скорейшего нахождения теоретических решений, способных способствовать адекватному осмыслению глубинных процессов, происходящих в различных модусах социальной жизни.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение постмодернистской философско-исторической парадигмы предусматривает определенную дифференциацию корпуса исследователей, их специфическое «эшелонирование». Когнитивная логика требует осуществления демаркации границ исторической рефлексии, осуществляемой в рамках новоевропейской традиции. Последняя представлена именами Дж. Вико, Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Гердера, а также мыслителями немецкой классики И. Кантом, И. Фихте, Г. Ф. В. Гегелем.
Попытки сциентизации исторического дискурса исследованы на примере позитивистского и марксистского подходов.
Переход от модерна к постмодерну получил свою интерпретацию в качестве парадигматического сдвига, что подтверждает компаративистика трудов зарубежных и отечественных философов, среди которых следует упомянуть В. Дильтея, Э. Гуссерля, К. Поппера, Н. Бердяева, J1. Шестова, С. Франка, Д. Мережковского, Г. Федотова и некоторых других.
Глубинные причины кризиса модерна применительно к философии истории раскрываются в работах Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Ясперса; в исследованиях представителей «франфуртской» школы, таких как М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, В. Беньямин.
Сущностные характеристики постмодернистской философско-исторической рефлексии обнаруживаются у М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотара, К. Досона, Д. Харви, В. Велына, Д. Соммервиля, J1. Фидлера, Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, Г. Дебора, П. Козловски, Ф. Фукуямы, Дж. Пасслюра и у многих их коллег.
Диссертант не оставил без внимания и те исследования, которые не имея отчетливой парадигматической принадлежности, тем не менее, посвящены анализу тех или иных аспектов разрабатываемой проблемы. Так, важные вопросы теоретико-методологического характера нашли свое решение у А.И. Ракитова, М.А. Кисселя, B.C. Добриянова, Н.С. Розова, В.М. Межуева, А.Я. Гуревича, С.С. Неретиной, A.C. Панарина, М.А. Чешкова, А.П. Федоровского, М.А. Кукарцевой В.В. Иванова. Подобная проблематика разрабатывалась и в рамках философско-исторической мысли Запада такими ее представителями как Р. Дж. Коллингвуд, Г. Риккерт, Э. Нагель, Ф. Бродель, Т. Шидер, Э. Питц, Ф. Фюре, П. Уинч, А. Игнатов, С. Смит.
В исследовании пришлось принять участие в заочной дискуссии с противниками разделения дискурсивных практик на модернистские и постмодернистские, в их числе Ю. Хабермас, JI.B. Карасев, С. Сулейман,
X. Летен, а также авторы ряда публикаций во французской и немецкой периодике (Autrement, 1986. №76. Р. 186; Das Argument. 1986. №155).
Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении генезиса, содержания, эвристической ценности и вероятностных перспектив постмодернистской философско-исторической парадигмы и ее контекстуальной зависимости от культуры, ценностного корпуса и способов рефлексии постмодерна. В рамках сформулированного целеполагания предусматривалось решение ряда принципиально важных задач:
- осуществить экспликацию основных концептов, определить степень их операциональности;
- установить характер генетической зависимости постмодернистского философско-исторического дискурса;
- произвести компаративный анализ особенностей переходного периода от модерна к постмодерну на примере отечественного и зарубежного философско-исторических нарративов;
- исследовать феномен постмодерна как сложного социокультурного явления;
- выявить релевантность постмодернистских философско-исторических практик;
- установить диалектику постмодернистского теоретизирования и социальной практики.
Методологическую основу исследования составили эвристические подходы современной философии, такие как рефлексия, логический анализ, феноменолого-экзистенциальные методики, методы герменевтики и принципы качественной социологии. В работе использованы идеи и концепты ведущих философов современности.
Научная новизна работы состоит в следующем:
- эксплицированы понятия модерна и постмодерна применительно к философско-историческому дискурсу;
- обоснована детерминация и выявлена диалектика трансформации в теоретико-историческом континууме;
- продемонстрировано тождество основных интенций, характеризующих эволюцию отечественной и западной философско-исторической мысли;
- обозначены новые параметры философской релевантности в историческом нарративе;
- определены перспективные направления разработки обозначенной проблематики;
- полисценичность, полифундаментальность, ипостасность исторического бытия выведены в качестве основных онтологических принципов современного философско-исторического теоретизирования;
- установлена нормативность постмодернистских философско-исторических построений.
Исходя из указанных пунктов новизны, на защиту выносятся следующие основные тезисы:
1. Модернистские представления в отношении истории, возникшие одновременно с началом новоевропейской эпохи включили в себя комплекс тогдашних этических, аксиологических и иных отвлеченных представлений, концептуально доминирующих над конкретно-исторической эмпирией, благодаря чему достигалось «прозрачность» дискурса, его логоцентризм. Радикальные изменения, произошедшие на философско-историческом пространстве, тем не менее, сохранили основополагающие идеи модерна, воплотив их в отдельных версиях и эпистемологических подходах.
2. Генезису постмодернистской философско-исторической парадигмы предшествовал транспарадигмальный переход, чья специфичность состояла не столько в ннновационности, сколько была ориентирована на критический анализ концептуальных положений модерна и деконструкцию философских моделей истории. Данный отрезок философско-исторической мысли отличают синкретичность, алогизм и эклектика. Причиной последнего является то, что участники «перехода» будучи вполне самостоятельными и оригинальными мыслителями сформировали целые пласты философского знания, чей эвристический потенциал не исчерпан и по сей день, не ставили перед собой цель специального изучения проблем, связанных с философией истории, а затрагивали соответствующие вопросы лишь в более широком контексте когнитивного целеполагания.
3. Логика эволюции отечественной философии истории обнаруживает себя в интенциональном фарватере постнововевропейского социального теоретизирования. При всей своей самобытности и оригинальности, имеющая ярко выраженную национальную тональность, русская философско-историческая рефлексия отличается тождественностью оценочных суждений в отношении социальных реалий прошлого и настоящего, имеет аналогичные когнитивные стимулы, зачастую солидаризуется в концептуальных выводах и онтологических суждениях. Все это является основанием для элиминирования интеллектуальной дихотомии «Восток-Запад».
4. Кризису модернистских воззрений на историю предшествовала девальвация основополагающих принципов новоевропейской цивилизации. Так, европоцентризм сменяется полицентризмом, социальный логоцентризм негарантированной синергетикой, детерминизм стохастичностью, аподиктичность аппроксимацией. Деструкции подвергаются представления о прогрессе, рассматриваемые теперь как гипотетические предположения, лишенные подтверждающей аргументации.
5. Идеи постмодернизма в историческом дискурсе носят преимущественно имплицитный характер, особенно на общекультурном фоне, где постмодернистские девизы в достаточной мере объективированы. Данный вывод касается, прежде всего, позитивных суждений, поскольку основная их сумма сводится к отрицанию новоевропейского континуума, к констатации наступления новой исторической эпохи с неопределенными и противоречивыми характеристиками. Такие популярные концепты как «постистория», «постсовременность» и другие указывают лишь на рефлексию по поводу дискретности исторического и социального времени.
6. Актуализация постмодернистских подходов с необходимостью должна избегать двух крайностей: абсолютизации и нигилизма. С одной стороны рафинированная эвристика постмодернизма способна противостоять социальному догматизму, но с другой - не следует забывать о том, что жизнь социума определяется экономическими, социальными и политическими реалиями, во многом автономными от философско-исторического моделирования и некоррелируемыми с ним.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы, полученные результаты формируют новое представление о современном философском осмыслении исторического процесса. В диссертации содержится методология решения некоторых актуальных задач стоящих перед философией истории. Сделанные автором выводы, разработанные им положения, могут быть использованы в процессе преподавания целого ряда гуманитарных дисциплин, а также лечь в основу специальных и факультативных курсов по философии и социологии.
Апробация диссертации. Основное содержание и выводы диссертации изложены в 5 публикациях, общим объемом 1,2 п.л. Отдельные результаты работы докладывались и были обсуждены на ряде методологических семинарах в Северо-Кавказском государственном техническом университете (г. Ставрополь), а также на нескольких межвузовских конференциях (1998-2001 гг.).
10
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечаний и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Образование в трансдисциплинарном континууме: социально-философский анализ2006 год, доктор философских наук Телегина, Галина Валентиновна
Философские конструкты в историческом дискурсе2000 год, доктор философских наук Федоровский, Александр Петрович
Ирония как атрибут культуры эпохи постмодерна: Философский анализ2005 год, кандидат философских наук Коновалова, Оксана Александровна
Экономика постмодерна: научная парадигма и хозяйственный стиль2000 год, кандидат экономических наук Погребняк, Александр Анатольевич
Идеологические и прагматические детерминанты развития современного общества: философский анализ2009 год, кандидат философских наук Ступкина, Анна Валентиновна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Зайченко, Андрей Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным итогом проведенного диссертационного исследования можно считать вывод о неизменной актуальности социальных исследований, особенно в философско-историческом ракурсе. Тем более, данный вывод справедлив, когда речь идет о современности как о стадии ретроконтинуума, т.е. о таком социальном пространстве, которое еще не «обжито», не в полной мере освоено субъектом общественной практики.
В исследовании удалось эксплицировать смысловое содержание понятия постмодерна применительно к социально-философскому контексту. При этом отказаться от априорного признания каких-либо определений, но обратиться к концепциям, находящим применение в иных отличных от философии предметных сферах, что обусловило принципиально новые проблематизации и выявило оригинальные способы образования понятий. Можно отметить отход от традиционных философско-исторических дискурсивных практик в силу понимания дискретности самого исторического процесса и осознания отсутствия необходимых коррелятов. Динамизм общественного развития предопределил ослабление самоориентации на историю, указал на необходимость преодоления чрезмерной «историзированности» мышления. Высказано предостережение против механической экстраполяции образов прошлого на современность, что чревато появлением ложных аналогий и ошибочных оценок. Все это приводит к мысли об архаичности традиционных форм философско-исторической рефлексии и о невозможности дальнейшего следования в фарватере модернистских подходов.
Итоги диссертации указывают на концептуальный крах конвенционализма, как главный постулат просвещенческо-прогрессистской парадигмы. Индивид или их сумма не могут больше восприниматься в качестве творцов императивов, разработчиков общезначимых идей и обязательных поведенческих моделей. Одновременно дезавуированы и представления об имманентности социального прогресса, долгое время поддерживающие антиципативную иллюзию справедливого общественного порядка, регулируемого этическими нормами. Напротив, социальная активность руководствуется не разумными основаниями, а эмоциями, узкопрагматическими побуждениями, полуосмысленными интенциями, не только по причине несовершенства самого человека, но и по причине ускорения всех без исключения процессов в социуме. Отсюда, важнейшая проблема, нуждающаяся в признании таковой, есть проблема сохранения человеческой идентичности в условиях усложнения и негарантированное™ общественного бытия.
Постмодернистская философия истории, отказавшись от классического патернализма, должна обнаружить нетрадиционное социализирующее измерение, заключающееся в ориентировании индивида, в его подготовке к экзистенции возрастающего напряжения, вызванного резкой сменой социальных ситуаций. Соответствующая рефлексия может быть интерпретирована как своеобразный тренинг, нацеливающий на принятие важнейших решений, принимаемых в условиях саморепрезентации, а значит и конфронтации различных программ и культурных традиций.
Говоря о перспективах разрабатываемой проблематики, необходимо напомнить о т.н. «наследии» модерна, т.е. о тех вопросах, которые были поставлены предшествующей философско-исторической мыслью и требуют сегодня своего нового решения. Это прежде всего вопрос соотношения и опосредования преходящих индивидуальных интересов и константных интересов общества, без ответа на который проблематично равновесие социальных систем. Предметом исследования здесь должны стать интераксионизм, взаимодействие мотивационных систем, толерантность коммуницирующих субъектов и т.п.
128
Особенно остро стоит вопрос философско-исторически детерминированного праксиса. Следует ли развивать установки техногенного активизма, адаптируя их к современным условиям или же решительно отказаться от таковых, занявшись разработкой более «мягких» эволюционных моделей? Продолжить ли использовать хоть и не безупречные, но апробированные приемы в рамках социальной практики или обратиться к опасным, но многообещающим импровизациям?
Разумеется, получить ответы на эти и подобные им вопросы в одной кандидатской диссертации, и не предполагалось. Однако настоящее исследование позволило отчетливей осознать их значимость, причем значимость не декларативную, а логически-дискурсивную, вытекающую из перспектив философско-исторического творчества. Хочется верить, что итоги работы будут способствовать теоретическому осмыслению исторического процесса, его прошлого, настоящего и будущего.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Зайченко, Андрей Александрович, 2002 год
1. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. - 1992. - № 10.
2. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. М. - С.-Петербург: Университетская книга, 2000.
3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.
4. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. - № 3.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.
6. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // (Фрагмент из книги) Эстетическая мысль. М.: Политиздат, 1990.
7. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
8. Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентная правда // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991.
9. Богатырева Е.А., Игнатов А. Антропологическая философия истории // Вопросы философии. 1993. - № 12.
10. Ю.Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. П.Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000.
11. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.
12. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопросы философии. -1993,-№5.
13. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977.
14. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М.: Мысль, 1994.
15. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
16. П.Вико Дж. Основания новой науки о всеобщей природе наций. М. - Киев: REFL-book. ИСА, 1994.
17. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М.: Юрист, 1995.
18. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
19. Гайда A.B. «Неомарксистская» философия истории: критический анализ. -Красноярск, 1986.
20. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // Общественные науки и современность. 1994. - № 2.
21. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования в области философии истории и наук о духе // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
22. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. - №4.
23. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. С.-Петербург: Наука, 1993.
24. Гемпель К. Функция общих законов в истории // Гемпель К. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги. Русское феноменологическое общество, 1998.
25. Гер дер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
26. Гефтер М. Я. История позади? Историк - человек лишний? // Вопросы философии. - 1993. - №9.
27. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. М.: Ольга, 1997.
28. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. -М.: Наука, 1991.
29. Губман Б.Л. Эволюция неотомистской концепции смысла истории // Вопросы философии. 1986. - № 3.
30. ЗГГуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. - № 1.
31. Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. - № 4.
32. Гуссерль Э. Картезианские размышления. С.-Петербург: Наука, Ювента, 1998.
33. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. - № 7.
34. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
35. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.
36. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч. в 2 т. М.: Мысль,1989. - Т. 1.
37. Делез Ж. Фуко. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998.
38. Деррида Ж. Введение // Гуссерль Э. Начало геометрии. М.: Аё Ма^тет, 1996.
39. Деррида Ж. Позиции. Киев: Л.Д., 1996.
40. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации? // Вопросы философии. 1991. - № 3.
41. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ в.в. Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во Московского университета, 1987.
42. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. - № 4.
43. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
44. Досон К. Христианский взгляд на историю // Философия истории. Антология. М.: АспектПресс, 1995.
45. Иванов В.В. Методологические основы исторического познания. Казань, 1991.
46. Ивин A.A. Философия истории. М.: Гардарики, 2000.
47. Игнатов А. Русская философия истории: романтический консерватизм // Вопросы философии. 1999. - № 11.
48. Ильин В.В., Панарин A.C. Философия политики. М.: Изд-во МГУ, 1994.
49. Ильин В.В., Панарин A.C., Бадовский Д.В. Политическая антропология. -М.: Изд-во МГУ, 1995.
50. Ильин В.В., Панарин A.C., Рябов A.B. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М.: Изд-во МГУ, 1994.
51. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М.: Воениздат, 1993.
52. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. С.-Петербург: Наука, 1994.
53. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
54. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН -Интрада, 2001.
55. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991.
56. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч. в 8т.-М.:Чоро, 1994.-Т. 8.
57. Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Соч. в 8 т. М.: Чоро, 1994. - Т. 8.
58. Кант И. Рецензии на книгу И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» // Соч. в 8 т. М.: Чоро, 1994. - Т. 8.
59. Кантор K.M. Два проекта Всемирной истории // Вопросы философии. -1990. -№ 2.
60. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории // Философия и общество. 1997. - № 1.
61. Карсавин JI.П. Философия истории. С.-Петербург: Комплект, 1993.
62. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
63. Керимов В.И. Философия истории A.C. Хомякова // Вопросы философии.- 1988. -№3.
64. Киселева М.С. Становление исторической типологии культуры // Вестник Московского университета. 1993. - № 4.
65. Ковалев В.И. Философия постистории. М.: ALVA-XXI, 1992.
66. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997.
67. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. М.: Республика, 1998.
68. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995.- № 10.
69. Козловски П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX века у Эрнста Юргена // Вопросы философии. 1997. - № 12.
70. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980.
71. Коши В. Философия мира в ядерный век // Вопросы философии. 1990. -№ 5.
72. Крылова И.А. Глобальные проблемы и судьбы цивилизации // Вопросы философии. 1988. - № 2.
73. Кузнецова Т.Ф. Поиски нового образа теории в сфере гуманитарного знания // Философские науки. 1990. - № 11.
74. Кукарцева М.А. Современная философия истории США. Иваново: Изд-во ИГУ, 1998.
75. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: Изд-во ОГИ, 2000.
76. Лекторский В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма // Вопросы философии. 1995. - № 10.
77. Лессинг Т. Ницше, Шопенгауэр, Вагнер // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
78. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ежегодник лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. -М. 1994.
79. Лиотар Ж.-Ф. Переписать современность // Ступени. Философский журнал. 1994. - №2.
80. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; С. - Петербург: Алетейя, 1998.
81. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1985. -Т. 1.
82. Люббе Г. В ногу со временем. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. - № 4.
83. Малахов B.C. Еще раз о конце истории // Вопросы философии. 1994. - № 7/8.
84. Малахов B.C. Концепция исторического понимания Г.-Г. Гадамера // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1987.
85. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
86. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. С. - Петербург: Алетейя, 2000.
87. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.
88. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т. 13.
89. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. 1994. - № 4.
90. Мережковский Д.С. Грядущий храм // Мережковский Д.С. Больная Россия. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1991.
91. Мережковский Д.С. В тихом омуте. М.: Советский писатель, 1991.
92. Мережковский Д.С. Атлантида-Европа. Тайна. Запад. М.: Русская книга, 1992.
93. Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996.
94. Михайлов И. Был ли Хайдеггер «феноменологом»? // Логос. 1995. -№6.
95. На путях постмодернизма. М.: ИНИОН, 1995.
96. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического // Вопросы философии. 1991. - № 3.
97. Неретина С.С. История с методологией истории // Вопросы философии. 1990.-№5.
98. Нерсесянц B.C. Продолжение истории: от социализма к цивилизму // Вопросы философии. 1993. - № 4.
99. Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990.
100. Общественное сознание и внешняя политика США. М.: Наука, 1987.
101. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991.
102. Ортега-и-Гассет X. История как система // Вопросы философии. 1996. -№6.
103. Панарин A.C. Введение в философию истории // История. 1999. - №24.
104. Панарин A.C. Возвращение в цивилизацию или «формационное одиночество»? // Философские науки. 1991. - № 8.
105. Ш.Патнэм X. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
106. Перов Ю.В., Сергеев К.А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности // Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. С.Петербург: Наука, 1993.
107. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философское наследие В. Дильтея // Вопросы философии. 1995. - № 5.
108. Плотников Н.С. Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббе // Вопросы философии. 1994. - № 4.
109. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. - № 10.
110. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.
111. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. - Т. 2.
112. Проблемы истории и историографии нового и новейшего времени. М.: Сигналь, 1999.
113. Ракитов А.И. Историческое познание. М.: Политиздат, 1982.
114. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. - № 4.
115. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Академия, 1995.
116. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.
117. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. С.Петербург, 1997.
118. Розов Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера // Вопросы философии. 1995. - № 12.
119. Рорти Р. Обретая нашу страну: политика левых в Америке XX века. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.
120. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.
121. Семенов Ю.И. Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции. М.: Старый сад, 1999.
122. Силичев Д.А. Постмодернизм: экономика, политика, культура. М.: Изд-во ФА, 1998.
123. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Изд-во Новосибирского университета, 1995.
124. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. - Т. 1.
125. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991.
126. Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.
127. Сорокин П.А. Система социологии. М.: Наука, 1993.
128. Смит С. Постмодернизм и социальная история на Западе: проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1997. - №8.
129. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
130. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.
131. Тоффлер А. Футурошок. С.-Петербург: Лань, 1997.
132. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. -М.: Весь мир, 2000.
133. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994.
134. Уэйт Дж. Политическая онтология // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991.
135. Федотова В.Г. Классическое и постклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. - № 4.
136. Федоровский А.П. Философско-исторические конструкты: опыт деконструкции. М.: Издательство СКСИ МОСУ, 2000.
137. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
138. Фихте И.Г. Несколько лекций о назначении ученого // Соч. в 2 т. С.Петербург: Мифрил, 1993. - Т. 2.
139. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Соч. в 2 т. С.Петербург: Мифрил, 1993. - Т. 2.
140. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996.
141. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.
142. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. - № 3.
143. Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хамермаса. -Минск: Эконопресс, 2000.
144. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: Академия, 1995.
145. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии.1992.-№4.
146. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С.Петербург: Наука, 2000.
147. Хабермас Ю. Примирение через публичное употребление разума // Вопросы философии. 1995. - № 10.
148. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник МГУ. -Серия 7. 1993. -№ 4.
149. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
150. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М.: Республика,1993.
151. Хайдеггер М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанные в Касселе (1925) //Вопросы философии. 1995. - № 11.
152. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1989.
153. Хайдеггер М. Феноменология и трасцендентальная философия ценности. Киев: Cartel, 1996.
154. Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997.
155. Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. - № 4.
156. Шамшурин В.И. История идей и историческое сознание: Р.Дж. Коллингвуд и его последователи // Вопросы философии. 1986. - № 5.
157. Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии. 1997. - № 1.
158. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
159. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. New York, 1973.
160. Harvey D. The Condition of Postmodernity. Cambridge MA, Oxford UK, 1990.
161. Hassan I. Pluralismus in der Postmoderne. In: Die unvollendete Vernunft Moderne versus Postmoderne. Frankfurt a. M., 1987.
162. Jameson F. Postmodernism or The Cultural Logics of Later Capitalism. -Durham, 1991.
163. Pannwitz R. Die Krisis der europeischen Kultur. Nurnberg, 1917.
164. The Icon Critical Dictionary of Postmodern Thought. Oxford, 1998.
165. Theories of Modernity and Postmodernity. London, 1990.
166. Waugh P. Postmodernism. A Reader. London, 1992.
167. Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Weinheim, 1987.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.