Ирония как атрибут культуры эпохи постмодерна: Философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Коновалова, Оксана Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат философских наук Коновалова, Оксана Александровна
Введение.
Глава 1. Роль и место иронии в философии и культуре европейского модерна.
1.1. Ирония как риторико-эстетическая категория.
1.2. Ирония как философская категория. Значение и место иронии в европейской философии.
1.3. Роль иронии в философии и культуре новоевропейского модерна.
Глава 2. Ирония и онтология постмодерна.
2.1. От модерна к постмодерну: особенности и атрибуты постмодернистского социума и культуры.
2.2. Ирония как симулятивная модель и стратегия постмодерна.
2.2.1. Симулятивизация культуры в эпоху постмодерна.
2.2.2. Обольщение как ироническая стратегия.
2.2.3. Ироническая стратегия постмодерна в отношении дискурса
2.3. Постмодернистская ирония как игра.
2.4.Функции иронии в культуре постмодерна.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Роль иронии в аксиосфере культуры постмодерна2004 год, кандидат философских наук Дробышева, Елена Эдуардовна
Роль и функции моды в репрезентации гендерной трансформации культуры эпохи постмодерна2004 год, кандидат философских наук Родионова, Дарья Дмитриевна
Постмодернизм в литературе стран немецкого языка: генезис и основные тенденции развития2012 год, доктор филологических наук Гладилин, Никита Валерьевич
Ирония как актуальная форма комического2011 год, кандидат философских наук Кирюхин, Юрий Алексеевич
Симулятивная природа культуры эпохи постмодерна: философские и ценностные основания2009 год, кандидат философских наук Голубь, Юрий Геннадьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ирония как атрибут культуры эпохи постмодерна: Философский анализ»
Актуальность исследования. Вторая половина XX - начало XXI веков ознаменовались становлением и бурным развитием нового типа культуры, получившего в современной философской и культурологической литературе название постмодерна. Значительные изменения, произошедшие во всех сферах жизни общества - экономике, политике, искусстве и др., - привели к существенной трансформации мировоззренческих оснований культуры. Актуальность избранной темы обусловлена, прежде всего, теми фундаментальными и еще только подвергаемыми рефлексии изменениями общецивилизаци-онного характера, которые произошли на рубеже XX - XXI столетий в связи с переходом культуры и общества на новый культурно-исторический этап. Изучение культуры постмодерна представляет определенную сложность, обусловленную отсутствием временного расстояния, позволяющего видеть данную культуру в целом, в её истоках и развитии. Эпоха постмодерна далеко не завершена, она находится в фазе становления, но достигла определенной стадии своего развития, позволяющей судить о ее характерных признаках и чертах. Данные признаки оказывают заметное влияние на всю совокупность социальных процессов, включая политические, правовые, нравственные, эстетические аспекты социального и индивидуального бытия.
Культура постмодерна возникла во многом благодаря интеллектуальным усилиям мыслителей-теоретиков и художников-практиков, ориентированных на осмысление уроков двух мировых войн, определивших бытие и сознание не только европейской культуры, но и всей мировой культуры XX - начала XXI веков. Подобно тому, как романтизм был духовной реакцией на уроки Великой Французской революции, принесшей с собой не только идею Просвещения, но и кровавый массовый террор, так и постмодернизм - духовная реакция на состояние развитой научно-технической цивилизации, принесшей не только освобождение в сфере труда, политики, права, но и сопровождающейся тоталитарными диктаторскими режимами, гибелью десятков миллионов людей, идеологией, оправдывающей насилие против идейных врагов, не совершивших никаких других преступлений, кроме «инакомыслия». Поэтому социально-философское исследование постмодерна актуально не только из-за того, что это состояние культуры «здесь» и «теперь», но и в связи с его антитоталитарной, толерантной, плюралистической, интеллектуальной и иронической направленностью.
Новый культурно-исторический период постмодерна породил новый тип коллективного восприятия, мироощущения и мировидения, характеризующийся как «иронический». Одним из центральных в современной исследовательской литературе стало положение о том, что ирония в постмодерне «уже не состояние, а мировоззрение». Думается, что исследование иронии как мировоззренческого основания постмодернистской культуры позволит выявить и определить специфические особенности многих переходных социокультурных явлений как отечественной, так и зарубежной культуры - коммуникации, политики, научных концепций, художественного творчества и др. Изучение социальных функций иронии способно углубить понимание различных социальных процессов, определить дальнейшие перспективы развития культуры.
Исследование феномена иронии представляется актуальным и в теоретическом, и практическом аспектах. В современном философском знании, посвященном феномену иронии, существует широкий диапазон трактовок и определений, значительные разночтения, которые носят междисциплинарный характер. Несмотря на то, что ирония привлекает внимание исследователей, начиная с эпохи античности, до сих пор не существует единого мнения относительно ее природы, специфики, социальных функций и т.д. Вопросы о сущности, роли и значении иронии в обществе, о возможности открытия универсальных законов ее функционирования (прежде всего в эпоху постмодерна) вызывают споры философов, культурологов, психологов, филологов, социологов.
В отечественной науке актуальность изучения феномена иронии заключается еще и в том, что в течение долгого времени отечественные социогу-манитарные исследования носили четко выраженный идеологический характер. При этом ирония понималась как форма комического и, наряду с сатирой, рассматривалась как риторическое средство социальной, идеологической борьбы с «внешним врагом» или критики «внутренних недостатков». Подобная трактовка ограничивала иронию сферой языка, мышления, не позволяя развить взгляд на нее как на форму мировоззрения, и соответствующую этому взгляду аргументацию. Деидеологизация современной культуры предполагает коренное изменение вектора исследований в самых различных областях гуманитарного знания, в том числе и исследований, посвященных феномену иронии.
Таким образом, основная проблема настоящего исследования состоит в том, что существующее теоретическое знание об иронии оказалось несоответствующим той ее фундаментальной роли, которую она играет в уже властно заявившей о себе культуре постмодерна. Практически все значимые и авторитетные исследования, посвященные проблеме постмодерна, содержат указания на ироничность как важнейшую характеристику постмодернистской культуры. Вместе с тем, ни одно из них систематически не определяет сущности и специфики постмодернистской иронии, ее роли и функций в рамках культуры эпохи постмодерна. Все возрастающее значение феномена иронии в обозначенный культурно-исторический период, постоянно растущий интерес к нему зарубежных и отечественных исследователей делает необходимым его изучение и теоретическое осмысление. Трансформация иронии в эпоху постмодерна требует разработки новых представлений о сущности и специфике данного феномена, позволяющих исследовать различные аспекты постмодернистской действительности с точки зрения проявления и отражения в них иронии как основополагающего принципа постмодернизма, его модели.
Степень разработанности проблемы. В европейской философии исследования, посвященные феномену иронии, исчисляются более чем двумя тысячелетиями и имеют богатейшую традицию. Интерес к феномену иронии возник в эпоху античности. Попытки определить иронию, выявить ее природу и сущность содержатся в трудах Платона (ставших основой изучения сократовской иронии), Аристотеля, Теофраста, Аристона Кеосского, Квинти-лиана и др. Понимание иронии античными авторами связано с выразительными приемами, противоположными выражаемой идее, и имеет этическую окрашенность, некое моральное содержание. Собственно теоретического осмысления феномен иронии в античности не получил, равно как и в периоды Средневековья и Возрождения. В центре внимания философов ирония оказалась, начиная с эпохи романтизма. Вместе с тем, в доромантический период существовали отдельные работы, дающие материал для дальнейшего исследования феномена иронии. Среди них особо следует отметить труды Николая Кузанского, Монтеня.
Эпоха романтизма внесла существенный вклад в исследование феномена иронии. С одной стороны, романтики (Жан-Поль, Ф.В. Шеллинг, А. и Ф. Шлегели, Новалис) заложили теоретические основания и создали собственную своеобразную концепцию иронии, получившую определенное развитие в последующие века. С другой стороны, сама романтическая теория иронии породила вокруг себя столь бурные дискуссии и критику, что дала необычайно мощный импульс для новых изысканий и концепций в области иронии.
Огромное значение для исследования различных аспектов феномена иронии имеют труды Зольгера, а также таких великих мыслителей XIX века, как Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Маркс, Ницше, выступивших с критикой романтической иронии и во многом определивших основные тенденции дальнейшего изучения иронии в целом.
Современную литературу, посвященную различным проблемам иронии, можно разделить на несколько блоков. Первый из них составляют труды, отражающие историко-философский аспект феномена иронии. К ним, в частности, относятся работы М.М. Бахтина, Н.Я. Берковского, В.В. Ванслова, P.M. Габитовой, П.П. Гайденко, Т.Т. Гайдуковой, А.И. Карагодина, А.Ф. Лосева, JI.A. Мирской, В.О. Пигулевского, А.Э. Соловьева, J1. Хайде, В.П. Шестакова и др.
В качестве отдельного блока можно выделить литературу, рассматривающую иронию в качестве эстетической категории. Как вид комического ирония трактуется в работах Ю.Б. Борева, В.М. Пивоева, И. Паси, Т.Б. Любимовой и др. Как прием комического иронию рассматривают А.Н. Лук, Б. Дземидок, В.Я. Пропп, М.С. Каган, А. Вулис и др. Связь иронии с категорией трагического отмечают Е. Третьякова и Н. Карпицкий. Отдельные культурологические аспекты иронии рассматривают в своих работах А. Блок, С.Д. Са-вов, И. Славов, А. Спаль, Р.И. Александрова, A.A. Сычев, Л.А. Чикал и др.
Работы, исследующие феномен иронии в контексте постмодернистской культуры, практически отсутствуют. Отдельные упоминания об иронии как сущностной характеристике культуры в эпоху постмодерна содержатся в работах У. Эко, Н.Б. Маньковской, В.И. Самохваловой, М. Липовецкого, A.B. Дьякова, О.Б. Вайнштейна, П. Вайль, А. Гениса, А. Захарова, А. Машевского, В. Потапова, С.Н. Носова, Ст. Рассадина, A.A. Шевченко.
Определение сущности, специфики и значения иронии в постмодернистской культуре с необходимостью требует изучения и обозначенного культурно-исторического периода, его важнейших черт и особенностей. В последние десятилетия появилось большое количество работ, посвященных самым различным аспектам постмодерна и постмодернизма. Среди них наибольший интерес представляют работы Я.У. Астафьева, 3. Баумана, И.А. Бу-тенко, О.Б. Вайнштейна, В. Велыиа, A.B. Гараджи, A.B. Гулыги, В.А. Емели-на, С. Н. Зенкина, Л.К. Зыбайлова, И.П. Ильина, В.Л. Иноземцева, П. Козловского, В. Курицына, В.А. Кутырева, М. Липовецкого, Н.Б. Маньковской, В.И. Пантина, A.A. Пелипенко, Е.Б. Рашковского, Т.Е. Савицкой, Г.Л. Тульчин-ского, А.Е. Чучина-Русова и др.
Большое значение для исследования как культуры постмодерна, так и постмодернистской иронии имеют труды мэтров постмодернизма - Ж. Бод-рийяра, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Р. Рорти, У. Эко, Ч. Дженкса. Отдельный блок представляют собой работы по семиологии, семиотике культуры и герменевтике, а также по философии и социологии современной культуры в целом. Среди этих работ следует особо выделить труды таких мыслителей, как Р. Барт, X. Вайнрих, Х.-Г. Гадамер, Ж. Деррида, В.А. Подорога, М. Фуко, X. Ортега-и-Гассет, Ю. Хабермас, Ф. Фу-куяма, Й. Хёйзинга и др.
Как следует из данного обзора, философскому анализу иронии посвящена богатейшая литература и длительная историческая традиция. В то же время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе ирония традиционно рассматривалась (за исключением, пожалуй, Кьеркегора и Ницше) как важный и эффективный риторический прием, стилистическая фигура или же эстетическая категория. Изменение статуса иронии в эпоху постмодерна, качественное расширение сферы ее реализации обусловливает необходимость изучения данного феномена на уровне более высокого теоретического обобщения, а именно - как социально-философской и социокультурной категории. Действительно, исследования иронии именно в качестве социально-философской, онтологической категории (т.е. как чего-то такого, чем характеризуется само социальное бытие в определенные периоды его существования, а не только как «иронического способа» отношения к нему, его восприятия) сводится лишь к нескольким работам. Понятно, что далеко не все аспекты проблемы могли быть в них рассмотрены.
Гипотеза, развиваемая в настоящем диссертационном исследовании, состоит в том, что в эпоху постмодерна ирония, претерпев значительную трансформацию в ходе своей эволюции, стала не только атрибутом и сущностной характеристикой постмодернистской культуры, но и является общей моделью, в соответствии с которой происходит формирование и конструирование (моделирование) самых разных культурных феноменов и сфер постмодернистской действительности и самой этой действительности в целом.
Объектом настоящего исследования является культура эпохи постмодерна в целом как новейший этап развития человеческой культуры.
В качестве предмета исследования выступает ирония как атрибут и мировоззренческое основание постмодернистской культуры, а также моделирующая роль иронии в отношении разнообразных культурных феноменов постмодерна.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении сущности постмодернистской иронии, ее значения как необходимого атрибута культуры эпохи постмодерна и ее моделирующих функций для всех сфер и разнообразных феноменов постмодернистской культуры. Ирония буквально пронизывает собой данную культуру сверху донизу.
Для реализации намеченной цели необходимо было поставить и решить следующие задачи:
- найти культурфилософские и риторико-эстетические категориальные основания для всестороннего анализа феномена иронии;
-дать краткий исторический обзор сложившихся в европейской философии подходов к пониманию сущности и особенностей иронии;
- выявить роль и значение иронии в культуре новоевропейского модерна;
- обозначить сущностные черты и характеристики культуры постмодерна;
-путем сравнения определить доминантные тенденции развития иронии при переходе от модерна к постмодерну;
- проанализировать роль, значение и функции иронии в культуре постмодерна.
Последовательное решение указанных задач позволило получить ряд результатов и выводов, которые, как представляется, обладают элементами новизны. Научная новизна работы заключается в следующем:
1. В диссертации развита система аргументов в пользу тезиса о том, что ирония является универсальным атрибутом и мировоззренческим основанием постмодернистской культуры.
2. Осуществлено сравнение роли, какую ирония играла в культуре модерна, с той ее ролью, которую она приобретает в эпоху постмодерна.
3. Раскрыты симулятивный характер и стратегический статус иронии в постмодернистской культуре. Выявлены такие стороны иронической стратегии постмодерна, как обольщение, симуляция, игра, иронический дискурс, и эксплицированы взаимоотношения между ними.
4. Предложено всестороннее и систематическое описание социокультурных функций иронии в культуре постмодерна.
Следующие результаты выносятся на защиту:
1. Ирония рассматривается в качестве комплексной социально-философской категории, имеющей важное методологическое значение для исследования культуры постмодерна.
2. Путем сравнительного анализа иронии в культуре модерна и постмодерна раскрыта атрибутивность иронии по отношению к постмодернистской культуре. Ирония выступает в качестве стратегии и модели построения постмодернистской (симулятивной) культуры.
3. Выявлены и систематизированы следующие социокультурные функции постмодернистской иронии: конструирующая (моделирующая), коммуникативная, деструктивная, индикативная, гуманистическая, критическая, терапевтическая (защитная), развлекательная.
4. Установлена ближайшая и непосредственная взаимосвязь между игрой, постмодернистской иронией и постмодернистской стратегией «обольщения».
5. Основная тенденция развития иронии заключается, во-первых, в сближении философского аспекта иронии с ее риторическим и эстетическим аспектами, а, во-вторых, в трансформации характера иронии (от частной, индивидуальной - к универсальной, культурно и социально значимой).
Теоретико-методологические основания исследования. В качестве теоретико-методологической базы исследования выступили ироническая методология философствования антиков (прежде всего сократовская традиция); философия Монтеня; немецкая школа романтиков; философские учения Вольтера, Гольбаха, Дидро, Шеллинга, Канта, Гегеля, Кьеркегора, Ницше - в той их части, которые касаются понимания этими мыслителями сути иронии.
Большое теоретико-методологическое значение для исследования имеют философские воззрения на сущность и значение иронии постструктуралистов (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида) и особенно собственно постмодернистов, таких как Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ж. Делез, Ю. Кристева, Ж. Лио-тар и др.
Важным методологическим инструментарием, использованным в данном диссертационного исследования являются методы категориально-философского и сравнительно-исторического анализа; логического определения понятий; историко-категориальной иерархии (триадности): «традиционное общество - модерн - постмодерн»; «ирония античная - романтическая - постмодернистская»; «ирония риторическая - эстетическая - философская».
Теоретическая и практическая значимость работы. Исследование феномена иронии позволяет выявить особенности ряда социокультурных явлений как отечественной, так и зарубежной культуры в эпоху постмодерна -политики, экономики, искусства, коммуникации, философии и пр.; углубить понимание различных социальных процессов, определить дальнейшие перспективы развития культуры. Результаты исследования имеют теоретическое значение для последующей разработки теоретико-методологической базы в изучении постмодернистской культуры, увеличивают эвристический потенциал социогуманитарного знания и позволяют формировать новое представление как о феномене иронии, так и о специфике постмодернистской культуры в целом. п
Практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в преподавании курсов по философии, культурологии, истории искусства постмодернизма.
Апробация работы. Основные выводы и результаты исследования отражены в опубликованных научных работах и выступлениях автора на II научно-практической конференции аспирантов и соискателей Кемеровской государственной академии культуры и искусств (Кемерово, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Наука и художественное образование» (Красноярск, 2003 г.), I Всероссийской конференции «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (Красноярск, 2003 г.), Всероссийской научной конференции «Народная культура: личность, творчество, досуг» (Омск, 2003 г.), Всероссийской научной конференции «Наука и образование» (Белово, 2003 г.), «круглого стола» в Кемеровской государственной академии культуры и искусств «Культурологизация образования» (Кемерово, 2004 г.). Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (семи параграфов) и заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Традиция и утопия в художественной культуре постмодернизма2007 год, кандидат философских наук Беспалова, Ирина Владимировна
Мультимедийная реклама как репрезентативный язык культуры эпохи постмодерна2002 год, кандидат культурол. наук Куклина, Валентина Алексеевна
Проекции постмодернистской философии в художественном сознании и художественной культуре: Социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Хованская, Анастасия Владимировна
Модернистская ирония как один из истоков русского постмодернизма2004 год, кандидат филологических наук Лейни, Регина Николаевна
Ирония: проблема определения и роль в философском познании2003 год, кандидат философских наук Фархитдинова, Ольга Михайловна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Коновалова, Оксана Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подведем основные итоги настоящего исследования, избегая тех многоплановых выводов более конкретного характера, которые делались в изложении основной его части.
В диссертации было предпринято развернутое исследование роли и функций иронии в философии и культуре эпохи постмодерна. При этом требовалось предварительно определить, что такое «постмодерн» и что такое «ирония». В первой главе мы стремились показать культурно-философскую ограниченность односторонних трактовок иронии как только лишь риторической, эстетической или лингвофилософской категории. Предложено интегральное определение иронии, ибо она есть синтез всех перечисленных подходов, и в ней присутствуют и логико-риторические, и эстетические, и лин-гвокогнитивные моменты. Ирония как способ диалога между человеком и человеком, человеком и миром представляет собой их неразрывный симбиоз. Отсюда был сделан весьма важный для целей настоящего исследования вывод, что ирония может выступать в качестве мировоззренческой категории, что она может быть как определенным способом восприятия и понимания мира, так и характеристикой самого социального бытия в определенные периоды его существования. Иначе говоря, она может быть не только мировоззренческой и гносеологической категорией, но имеет также (в отношении социума и культуры определенного типа) безусловный онтологический статус.
Примером такой трансцендентально иронической культуры и является культура постмодерна. Ее основные характеристики в сжатом виде даны в диссертации через сравнение с культурными характеристиками новоевропейского модерна. Тем самым, была развита новая, дополнительная совокупность аргументов в пользу широко манифистируемого положения, что ирония является специфически универсальным и необходимым мировоззрением постмодернистской культуры. Однако одно дело некое положение заявлять, а другое - всесторонне обосновать, почему это так, а не иначе.
Тем самым, ирония трактуется в качестве социально-философской и социокультурной категории, которая имеет важное методологическое и онтологическое значение для характеристики культуры постмодерна.
Во второй главе осуществляется развернутое исследование постмодернистской иронии и ее роли в функционировании культуры постмодерна. Ирония определяется как доминанта, стратегия и модель построения постмодернистской (симулятивной) социокультурной действительности.
Показано значение постмодернистской иронии как симулятивной модели и культурной стратегии постмодерна, в результате чего раскрыты такие стороны иронической стратегии постмодерна, как обольщение, симуляция, игра, иронический дискурс, и эксплицированы взаимоотношения между ними. Путем сравнительного анализа значения иронии в философии и культуре модерна и постмодерна раскрыта атрибутивная роль иронии в философии и культуре постмодерна. В главе обосновано, что, несмотря на роль и значение иронии для культуры модерна, ирония не является ни достаточным, ни необходимым условием данной культуры; в то время как для культуры постмодерна ирония оказывается и универсальным, и необходимым атрибутом (то есть, если нет иронии, то нет и постмодерна как культурной эпохи).
Посредством рассмотрения роли, значения и функций иронии в культуре постмодерна выделены следующие социокультурные функции постмодернистской иронии: конструирующая (моделирующая) функция, благодаря которой ирония определяет и конструирует новую реальность; коммуникативная функция, в соответствии с которой ирония моделирует социальную коммуникацию; деструктивная функция, благодаря которой ирония выступает механизмом разрушения прежних культурных форм для конструирования новых, фиксирует момент исторических изменений; индикативная функция определяет иронию в качестве индикатора, показателя кризисного состояния культуры и ее усталости; гуманистическая функция заключается в отражении и сохранении посредством иронии достигнутого в обществе гуманистического потенциала; критическая функция, благодаря которой ирония выступает как средство утверждения положительного потенциала, альтернативного тому, который определяет кризисную ситуацию; терапевтическая (защитная) функция отвечает за то, что ирония способствует выходу из ситуации культурного кризиса, оказывает восстановительное воздействие на культуру; гностическая функция, в силу которой ирония обладает познавательными аспектами и потенциями; развлекательная функция.
Во второй главе также вскрыты и аргументированы параллели между феноменом игры и феноменом постмодернистской иронии (как и игра, она не имеет цели; ее смысл в самом процессе, то есть в действии, а не в результате; как и игра, постмодернистская ирония не субстанциональна, а виртуальна, симулятивна). Аналогично раскрываются параллели между обольщением (соблазнением) и иронической стратегией, а также между иронией и постмодернистским философским дискурсом (или, иначе говоря, раскрывается роль иронии в постмодернистском дискурсе). Устанавливаются связи между иронией, игрой, симуляцией, обольщением и постмодернистским дискурсом.
Путем рассмотрения иронии в философско-исторической ретроспективе выявлена основная тенденция развития данного феномена, которая заключается, во-первых, в сближении философского аспекта иронии с другими аспектами (риторическим и эстетическим) данного феномена и, во-вторых, в трансформации сферы проявления иронии - от частной, индивидуальной к универсальной, социально и исторически значимой. Аргументировано, что вершиной (пиком) этого исторического процесса оказывается ирония как социокультурная стратегия постмодерна, которая рассматривается на примере постмодернистского философского дискурса.
Конечно, далеко не все аспекты поставленной проблемы можно решить в отдельной работе. Здесь и не ставилось подобной задачи. Но если работа хотя бы частично приблизила нас к пониманию особенностей и роли иронии в культуре эпохи постмодерна, ее социокультурных функций, привнося элементы нового видения, то нашу цель можно считать достигнутой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Коновалова, Оксана Александровна, 2005 год
1. Александрова Р.И., Сычев A.A. Ирония, метаирония, диалог, нравственность // Философия в системе духовной культуры на рубеже XX1.в. -Курск: Изд-во КГПУ, 1997. - С. 59-62.
2. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. - 224 с.
3. Аристотель. Этика. М.: Изд-во ACT, 2002. - 492 с.
4. Астафьев Я.У. Постмодернизм в познании общества // Политические исследования. 1992. - № 3. - С. 63-71.
5. Баранов Г.С., Куклина В.А. Постмодерн и реклама. Кемерово: Кузбас-свузиздат, 2002. - 177 с.
6. Барт Р. Воображение знака // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. - С. 246-252.
7. Барт Р. Критика и истина // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика.-М.: Прогресс, 1989.-С. 319-374.
8. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -М.: Прогресс, 1989. С. 384-391.
9. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. -№ 3. - С. 46-61.
10. Ю.Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
11. П.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Киноведческие записки. 1988. - № 2. - С. 151-173.
12. Бергсон А. Смех // Бергсон А. Смех. Сартр Ж.-П. Тошнота. Симон К. Дороги Фландрии. М.: Панорама, 2000. - С. 5-128.
13. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Художественная литература, 1973.-568 с.
14. Блок A.A. Ирония // Блок A.A. Искусство и революция. М.: Современник, 1979.-С. 116-120.
15. Бодлер Ш. Цветы зла. М.: Летопись, 1998. - 291 с.
16. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. - № 10. - С. 64-70.
17. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла. -М.: Добросвет, 2000. 258 с.
18. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
19. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. - 172 с.
20. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.
21. Борев Ю.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 269 с.
22. Борев Ю.Б. О комическом. М.: Искусство, 1957. - 232 с.
23. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, 1960. - 446 с.
24. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Т. 1. Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.
25. Ботникова А.Б. Романтическая ирония и преодоление монологизма // Филологические записки. Воронеж, 2000. - Вып. 14. - С. 108-114.
26. Бреева J1.B. Синтаксические средства создания иронии // Романо-германская филология. Саратов, 2000. - Вып. 1. - С. 130-132.
27. Булавка Л.А., Бузгалин A.B. Бахтин: диалектика диалога versus метафизика постмодернизма // Вопросы философии. 2000. - № 1. - С. 119-131.
28. Бутенко И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях // Социологические исследования. 2000. - № 4. - С. 3-11.
29. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.: Мысль, 1972. - 238 с.
30. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. 1993. -№ 3. - С. 3-7.
31. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 404 с.
32. Велыи В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. Международный философский журнал. 1992. - № 1. - С. 109136.
33. Волкова P.A. Постмодернизм: новые ценности // От современности к постмодерну. Пенза: Изд-во ПГАСА, 2000. - С. 9-14.
34. Восточная Р.В., Цеймах Г.А. Методологические замечания к категориальному анализу реалистической иронии // Закономерности научного познания. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. - С. 201-206.
35. Вулис А. Метаморфозы комического. -М.: Искусство, 1976. 126 с.
36. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1978. - 288 с.
37. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
38. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. -М.: Республика, 1997.-495 с.
39. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.: Искусство, 1970. - 247 с.
40. Гайдукова Т.Т. Принцип иронии в философии Кьеркегора // Вопросы философии. 1970. - № 9. - С. 109-120.
41. Гайдукова Т.Т. У истоков. Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры и культура трагедии. СПб.: Алетейя, 1995. - 113 с.
42. Гараджа A.B. После времени. Французские философы постсовременности // Иностранная литература. 1994. - № 1. - С. 54-56.
43. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524 с.
44. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т.1. М.: Искусство, 1968. - 312 с.
45. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т.4. М.: Искусство, 1973. - 676 с.
46. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени // Иностранная литература. 1996. - № 9. - С. 206-251.
47. Гессе Г. Игра в бисер // Гессе Г. Избранное. М.: Радуга, 1984. - С. 75472.
48. Гобозов И.А. Кризис современной эпохи и философия постмодернизма // Философия и общество. 2000. - № 2. - С. 80-98.51 .Голобородова Т.Н. Игра в культуре постмодернизма // Дефиниции культуры. Томск, 1999. - Вып. 4. - С. 59-63.
49. Гречко П.К. Интеллектуальный импорт, или О периферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. - № 2. - С. 166177.
50. Грицай Е.В. Инициация постмодерна (на полях Бодрийяра) // Вопросы философии. 2003. - № 9. - С. 170-179.
51. Гулыга A.B. Кант ироник // Философские науки. - 1973. - № 6. - С. 108109.
52. Гулыга A.B. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. 1988. - № 12.-С. 153-159.
53. Гунин В.В. Постмодерн как философия культурного кризиса // Культура как предмет комплексного исследования. Кемерово: Кем. гос. акад. культуры и искусств, 2000. - С. 16-22.
54. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб.: Алетейя, 1999. - 190 с.
55. Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. 1993. - № 5.-С. 45-56.
56. Делез Ж, Различие и повторение. СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.
57. Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные (212992 bytes). - Режим доступа: http://tfkl.narod.ru/rizoma.htm. Monday, 17 March 2003 11:56:09.
58. Делез Ж., Гваттари Ф. Симулякры и симуляция // Философия эпохи постмодерна. Минск: Красико-Принт, 1996. - С. 32-46.
59. Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С. 93-100.
60. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб.: Академический проект, 2000. -432 с.
61. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. - № 4.-С. 53-57.
62. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985. -136 с.
63. Дземидок Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. - 224 с.
64. Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. - 399 с.
65. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. 2001. -№ 8.-С. 42-55.
66. Дьяков A.B. Философия и эстетика эпохи постмодерна Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные (229376 bytes). - Режим доступа: http: // diakoff.kurskzerno.ru/post.htm. Thursday, 25 September 2003 16:22:02.
67. Емелин В. А. Постиндустриальное общество и культура постмодерна Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные (114688 bytes). -Режим доступа: http: // emeline.narod.ru/postindustrial.htm. Tuesday, 6 April 2004 14:17:05.
68. Емелин В.А. Постмодернистская политика: апофеоз симуляции Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные (38229 bytes). - Режим доступа: http://www.geocities.com/emelin vadim/policy.htm. Saturday, 15 November 2003 12:26:01.
69. Ерофеев В.В. Москва Петушки. - М.: Интербук, 1990. - 127 с.
70. Ерофеев В.В. Избранное, или Карманный апокалипсис: Рассказы. Повести. М.; Париж; Нью-Йорк: Третья волна, 1994. - 303 с.
71. Ерофеев В.В. Русская красавица: Роман. Рассказы. М.: Молодая гвардия, 1994.-495 с.
72. Ерофеев В.В. Тело Анны, или Конец русского авангарда: Сборник. М.: Московский рабочий, 1989. - 59 с.
73. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981. -448 с.
74. Иванова И.Н. Ирония: Из истории понятия // Вестн. Ставропол. гос. пед. ун-та. Социально-гуманит. науки. Ставрополь, 1997. - Вып. 10. - С. 5766.
75. Иванова И.Н. О трактовках понятия «постмодернизм» // Русский постмодернизм: предварительные итоги. Ставрополь, 1998. - Ч. 1. - С. 22-27.
76. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: ИНТРАДА, 1998. - 255 с.
77. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: ИНТРАДА, 1996. 256 с.
78. Инглхарт Р. Постмодерн: изменяющиеся ценности изменяющегося общества // Политические исследования. 1997. - № 4. - С. 6-32.
79. Иноземцев В.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. - № 9. - С. 27-37.
80. Ионин Л.Г. Культура на переломе // Социологические исследования. -1995.-№2.-С. 41-48.
81. Ирония // Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. - С. 117-118.
82. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997. -544 с.
83. Как переводить Деррида? Философско-филологический спор // Вопросы философии. -2001. -№ 7.-С. 158-169.
84. Кант И. Конец всего сущего // Философские науки. 1973. - № 6. - С. 109114.
85. Кантор В.К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. 1997. - № 5. -С. 44-57.
86. Карагодин А.И. Сократовская ирония // Человек и мир: Сб. ст. / Под ред. В.Н. Гасилина. Саратов, 1992. - С. 30-37.
87. Карасев Л.В. Парадокс о смехе // Вопросы философии. 1989. - № 5. - С. 47-65.
88. Карасев Л.В. Сегодня и завтра // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 12-16.
89. Карпицкий Н, Феноменология страдания Электронный ресурс. -Электрон, текстовые данные (163840 bytes). Режим доступа: http://tvfi. narod. ru / stradan. htm. Thursday, 24 April 2003 15:52:49.
90. Карпицкий H. Хохот олимпийцев и ирония Мокшадхармы Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные (65536 bytes). - Режим доступа: http: tvfi. narod. ru / moksha. htm. Thursday, 24 April 2003 15:59:05.
91. Касавин И.Т. Познание как иносказание // Вопросы философии. 2001. -№ 11.-С. 51-63.
92. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1976. - 198 с.
93. Киселев Г.С. Постмодерн и христианство // Вопросы философии. -2001.-№ 12.-С. 3-15.
94. Кляус Е.М., Погребысский И.Б., Франкфурт У.И. Паскаль. М.: Наука, 1971.-432 с.
95. Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. -1995. -№ 10.-С. 85-94.
96. Кравченко А.И. Ирония // Кравченко А.И. Культурология: словарь. -М.: Академический проект, 2000. С. 205-206.
97. Кузанский Н. Об ученом незнании // Антология мировой философии: Возрождение. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - С. 111-127.
98. Кузнецов В.Н. Историко-философский балаган «постмодернизма»: («Театр масок» Жиля Делеза) // Философия и общество. 2000. - № 4 (21). -С. 114-134.
99. Куклина В.А. Мультимедийная реклама как репрезентативный язык культуры эпохи постмодерна: Дис. канд. культурологии: 24.00.01. / В.А. Куклина; Кемеровская гос. акад. культуры и искусств. Кемерово, 2002. -186 с.
100. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. 1992. - № 2. - С. 225-231.
101. Курицын В. Русский литературный постмодернизм Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные (1998848 bytes). - Режим доступа: http: // www.guelman.ru/slava/postmod/l.htmí. Monday, 27 January 2003 13:24:34.
102. Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала // Вопросы философии. 1998. - № 5. - С. 135-143.
103. Кутырев В.А. Разум против человека (философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999. - 229 с.
104. Кьеркегор С. Дневник обольстителя. СПб.: Лимбус Пресс, 2000. -221 с.
105. Кьеркегор С. Законность иронии с точки зрения мировой истории. Ирония Сократа Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные180224 bytes). Режим доступа: 11 http: //www/krotov.org / library / к / kyerkeg / ironiya.html. Monday, 7 April 2003 17:32:49.
106. Кьеркегор С. Или-или. M.: Арктогея, 1993. - 378 с.
107. Лакруа Ж. Смысл диалога // Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. -М., 2002. № 1 (20). - С. 123-128.
108. Латышев Ю.В. Феномен юмора в социально-информационном взаимодействии (теоретико-методологический анализ): Автореф. дис. канд. фи-лос. наук: 09.00.11 / Ю.В. Латышев; Сиб. гос. ун-т телеком, и информатики. Новосибирск, 2003. - 18 с.
109. Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001.- № 4. - С. 3-9.
110. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература. -1994. -№ 1.-С. 56-59.
111. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // На путях постмодернизма М.: Инион РАН, 1995.-С. 168-184.
112. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
113. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или диалоги с хаосом: Заметки о классике, Венедикте Ерофееве, поэме «Москва-Петушки» и русском постмодернизме // Знамя. 1992. - № 8. - С. 214-224.
114. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты. Поэты и постмодернизм // Новый мир. 1992. - № 7. с. 213-223.
115. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Очерки историч. поэтики. Монография. Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 1997. - 317 с.
116. Лосев А.Ф. Ирония античная и романтическая // Эстетика и искусство. Из истории домарксистской эстетической мысли. М.: Наука, 1966. - С. 54-84.
117. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. — М.: Искусство, 1965. 374 с.
118. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Искусство, 1968. - 191 с.
119. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977. - 183 с.
120. Лунгина Д.А. Кьеркегор и проблема науки // Вопросы философии. -2000.-№ 1.-С. 161-167.
121. Лунгина Д.А. Узнавание Кьеркегора в России // Логос. 1996. - № 7. -С. 168-183.
122. Любимова Т.Б. Понятие комического в эстетике // Вопросы философии. 1980. -№ 1.-С. 111-123.
123. Макейкина Н.Ю. Постмодернизм и культура // От современности к постмодерну. Пенза, 2000. - С. 5-9.
124. Маньковская Н.Б. Париж со змеями (Введение в эстетику постмодернизма). М.: РАН ин-т философии, 1995. - 220 с.
125. Маньковская Н.Б. Симулакр // Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. Т.2. СПб.: Университетская книга, 1998. - С. 211-212.
126. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.
127. Матизен В. Стёб как феномен культуры // Искусство кино. 1993. - № 9.-С. 59-62.
128. Машевский А. В ситуации сороконожки // Новый мир. 1992. - № 7. -С. 228-232.
129. Мехтиев В.Г. Романтизм как религиозная проблема: (Соборность -ирония нигилизм) // Проблемы славянской культуры и цивилизации. -Уссурийск, 2001.-С. 115-121.
130. Микушевич В. Ирония Ф. Ницше // Логос. 1993. - № 4. - С. 199-203.
131. Мирская Л.А., Пигулевский В.О. Романтическая ирония и игра воображения // Философские науки. 1987. - № 4. - С. 39-49.
132. Митта А. «В аспектах постмодернизма.» // Искусство кино. 1989. -№ 7. - С. 65-79.
133. Михайлов A.B. Ирония // Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. Т.1. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - С. 273-274.
134. Можейко M.А. Ирония // Всемирная энциклопедия. Философия XX в. / Главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT, Минск: Харвест, Современный литератор, 2002. - С. 324-326.
135. Можейко М.А. Ирония истории // Всемирная энциклопедия. Философия XX в. / Главн. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT, Минск: Харвест, Современный литератор, 2002. - С. 326.
136. Монтень М. Избранное. М.: Сов. Россия, 1988. - 416 с.
137. Моравски С. О различных сторонах постмодернистского философского мышления // Культура в современном мире. М., 1999. - Вып. 1. - С. 1232.
138. Мусийчук М.В. Ирония как основа компенсаторно-защитного механизма личности // Наука на современном этапе: проблемы и решения. -М., 2002.-С. 40-45.
139. На путях постмодернизма: Сб. обзоров и реф. / Отв. ред. И.С. Андреева. М.: ИНИОН РАН, 1995.- 187 с.
140. Найман Е.А. Дискурс, фигура и нарратив у Ф. Лиотара // Дефиниции культуры Томск, 1999. - Вып. 4. - С. 137-150.
141. Найман Е.А. Онтологизм иронии // Проблемы исследования знания и культуры. Томск, 1994. - С. 72-76.
142. Некрасова И.М. О парадоксах синтеза. «Принцип остроумия» в современном искусстве // Науки о культуре шаг в XXI век. - М., 2001. - С. 304-308.
143. Ницше Ф. Ессе Homo. Как становятся сами собою // Ницше Ф. Воля к власти. М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2003. - С. 753-846.
144. Ницше Ф. Веселая наука. М.: Эксмо-Пресс, 1999. - 575 с.
145. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2003. - 864 с.
146. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2001.-352 с.
147. Новиков В.И. В поисках определения // Вопросы философии. 1993. -№ 3. - С. 7-9.
148. Носов С.Н. Вселенная безыдейности // Новый мир. 1992. - № 7. - С. 224-227.
149. Носов С.Н. Литература и игра // Новый мир. 1992. - № 2. - С. 232236.
150. Одноралов В. Два полюса смеха // Наш современник. 1996. - № 11.-С. 148-152.
151. Ольховская У. К понятию иронии Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные (165376 bytes). - Режим доступа: http: tvfi. narod. ru / ulyal. htm. Thursday, 24 April 2003 15:48:00.
152. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - С. 209-268.
153. Осиновская И.А. Поэтика иронии // Труды членов РФО. М., 2002. -Вып. 2. - С. 245-290.
154. Осиновская И.А. Эрос в свете иронического // Философские исследования. М., 2002. - № 2. - С. 51-74.
155. Охримович К.В. Ирония и принцип вежливости // Коммуникативно-функциональное описание языка. Уфа, 2001. - С. 148-152.
156. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. - № 7. - С. 3-13.
157. Паси И. Ирония как эстетическая категория // Марксистско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. М.: Наука, 1980. - С. 6084.
158. Паскаль Б. Мысли // Ларошфуко де Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер де Ж. Характеры. М.: Худ. литература, 1974. - С. 109-186.
159. Пелевин В. Generation «П». М.: Вагриус, 1999. - 302 с.
160. Пелевин В.О. Жизнь насекомых: Романы. М.: Вагриус, 1999. - 350 с.
161. Пелевин В.О. Омон Ра // Знамя. 1992. - № 5. - С. 11-63.
162. Пелевин В.О. Чапаев и пустота: Роман. М.: Вагриус, 1999. - 348 с.
163. Пелипенко A.A. Постмодернизм в контексте переходных процессов // Человек. -2001.-№4. -С. 5-17.
164. Петровская Е. Вхождение в конечное // Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. - С. 7-21.
165. Пивоев В.М. Ирония как феномен культуры. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000.- 106 с.
166. Пивоев В.М. Ирония как эстетическая категория // Философские науки. 1982.-№4.-С. 54-61.
167. Пивоев В.М. Ценностное самоопределение человека и ирония // Проблема человека. Гуманистический и социальный аспекты. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1979. - С. 78-86.
168. Пигулевский В.О. Эстетический смысл иронии в искусстве: (От романизма к постмодернизму): Автореф. дис. .д-ра филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Филос. фак. Специализир. совет (д 053.05.21) по филос. наукам. М., 1992. - 37 с.
169. Пигулевский В.О., Мирская Л.А. Символ и ирония: (Опыт характеристики романтического миросозерцания). Кишинев: Штиинца, 1990. - 168 с.
170. Платон. Пир // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993.-С. 81-134.
171. Платон. Теэтет // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993.-С. 192-274.
172. Платон. Федр // Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993.-С. 135-191.
173. Подорога В.А. Философское произведение как событие // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 9-12.
174. Порус В.Н. «Конец субъекта» или пост-религиозная культура? // Поли-гнозис.- 1998.-№ 1. С. 100-116.
175. Постмодернизм и культура: матер, «круг, стола» // Вопросы философии. 1993.-№3,-С. 3-16.
176. Потапов В. На выходе из «андерграунда» // Новый мир. 1989. - № 10. -С. 251-257.
177. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. -М.: Лабиринт, 1999. 288 с.
178. Раку М.Г. Музыкальный постмодернизм: интертекстуальные аспекты // Культура в современном мире. М., 1999. - Вып. 6. - С. 29-37.
179. Рассадин С. Голос из арьергарда // Знамя. 1991. - № 11. - С. 199-218.
180. Ратников В.П. Постмодернизм: Истоки, становление, сущность // Философия и общество. 2002. - № 4 (29). - С. 120-132.
181. Рашковский Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная контрэволюция? II Мировая экономика и международные отношения. -1999.-№7.-С. 118-124.
182. Рашковский Е.Б. Постмодерн: культурная революция или культурная контрэволюция? // Мировая экономика и международные отношения. -1999.-№ 9.-С. 46-53.
183. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или онтология игры. М.: МПГУ; Липецк: Липецк, изд-во Госкомпечати РФ, 1997. - 151 с.
184. Ретюнских Л.Т. Этика игры. М.: Прометей, 1998. - 120 с.
185. Ролл С. Игра и пародия в текстах Владимира Сорокина и Виктора Ерофеева // Постмодернисты о посткультуре. М., 1996. - С. 17-20.
186. Ромахина Е.Г. Ирония как репликация действительности // III Сибирская школа молодого ученого. Томск, 2001. - Т.5: Философия и культурология. - С. 85-88.
187. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» // Вопросы философии. 1991. -№ 5. -С. 75-87.
188. Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм И Логос. 1999. -№9.-С. 96-104.
189. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - 279 с.
190. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Ново-сиб. ун-та, 1997.-298 с.
191. Савицкая Т.Е. Культура XXI века: новые мутации на рубеже тысячелетий // Культура в современном мире: Науч.-инф. сб. М., 1999. - Вып. 3. -С. 3-28.
192. Савицкая Т.Е. Культура на рубеже тысячелетий: новые парадигмы и старые стереотипы // Культура в современном мире. М., 1999. - Вып. 6. -С. 3-18.
193. Савов С.Д. Ирония как форма социальной критики и самокритики // Этика и эстетика. Киев: Вища школа, 1985. - Вып. 28. - С. 103-108.
194. Самохвалова В.И. Вяч. Иванов и русский постмодернизм // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С. 66-77.
195. Санцева И., Давыдов В. Ирония. История вопроса // Язык, сознание, коммуникация. М., 2000/. - Вып. 12. - С. 54-69.
196. Сергиенко A.B. Ироническая текстовая структура с психолингвистической точки зрения // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты. Пенза, 2001. - С. 215-216.
197. Серль Дж. Р. Перевернутое слово // Вопросы философии. 1992. - № 4. -С. 58-69.
198. Сигов К.Б. Игра // Философский словарь. М.: Республика, 2001. - С. 195-196.
199. Силичев Д.А. Дискурс // Философский словарь. М.: Республика, 2001. -С. 161-162.
200. Славов И. Ирония, нигилизм и модернизм // Борьба идей в эстетике. -М.: Искусство, 1974. С. 304-337.
201. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.-584 с.
202. Снетков A.A. Постмодернистские эксперименты в фотографии // Культура как предмет комплексного исследования. Кемерово: Кем. гос. акад. культуры и искусств, 2000. - С. 115-118.
203. Соловьев А.Э. Истоки и смысл романтической иронии // Вопросы философии. 1984. - № 12. - С. 97-105.
204. Сохань И.В. Основные проблемы современного культурного кризиса // Дефиниции культуры. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. - Вып. 4 - С. 167-171.
205. Спаль А. Гений и Гулливеры: Природа нашего смешного // Новый мир.- 1992. -№ 5.-С. 192-203.
206. Степанян К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1992. - № 9. - С. 231-238.
207. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1994.-495 с.
208. Суродина Н.Р. Русский концептуализм: онтологическая определенность пустот в языке и культуре // Русский постмодернизм: предварительные итоги. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 1999. - 4.2. - С. 71-76.
209. Суродина Н.Р. Симулякр: между именем и вещью в русском концептуализме // Философия в системе духовной культуре на рубеже XXI века.- Курск: Изд-во КГПУ, 1997. С. 87-88.
210. Сысоева Л.С., Голобородова Т.Н. Онтологические и антропологические проблемы игры в постмодернистском дискурсе // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Томск, 2001. - Вып. 3. - С. 3-7.
211. Сычев A.A. Метафизика смеха и направленность личности // Гуманит. науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск, 1997. - С. 278283.
212. Третьякова Е. Ирония в структуре художественного текста Электронный ресурс. Электрон, текстовые данные (95744 bytes). - Режим доступа: http://www.relga.rsu.ru/n73/rus732.htm. Thursday, 24 April 2003 19:11:46.
213. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. - № 10.-С. 35-53.
214. Филимонов А. Об иронии в современной поэзии // Лепта. 1993. - № 5. -С. 152-154.
215. Филиппова М.М. Ирония и сарказм и парадоксы межкультурного общения // Межкультурная коммуникация: Теория и практика. М., 2000. -С. 311-334.
216. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. П.С. Гуревич; Общ. ред. Ю.Н. Попова. -М.: Прогресс, 1988. С. 357-403.
217. Флиер А .Я. Культурология для культурологов. М.: Академический проект, 2000. - 496 с.
218. Фролов Б.А. Эстетика постмодернизма // От современности к постмодерну. Пенза, 2000. - С. 14-24.
219. Фуко М. Воля к истине. М.: Касталь, 1996. - 447 с.
220. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб, 1994. -405 с.
221. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. - № 7. - С. 134-148.
222. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. - 1992.-№4.-С. 40-52.
223. Хайде Л. Нравственность и ирония. Гегелевская критика современной субъективности в «Основах философии права» // Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном. М.: Республика, 2000.-С. 287-304.
224. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностранная литература. 1994. - № 1. - С. 235-240.
225. Харитонов М.С. Понятие иронии в эстетике Т. Манна // Вопросы философии. 1972. - № 5. - С. 98-108.
226. Хёйзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
227. Чавчанидзе Д. Ирония // Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974.-С. 109-111.
228. Чаптыкова A.A. Прагматический аспект иронии // Вестн. Хакас, гос. ун-та. Сер. языкознание. Абакан, 2000. - Вып. 1. - С. 116-118.
229. Черданцева И.В. Ирония как метод философствования: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / И.В. Черданцева; Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 1998.- 19 с.
230. Черданцева И.В. Ирония как философское понятие: генезис и основные характеристики сократовской иронии (о знании незнающего Сократа и о незнании знающего Кьеркегора) // Философские дескрипты. Барнаул,2001.-С. 269-278.
231. Чернец JI.B. Ирония как стилистический прием // Русская словесность. -2001.-№5.-С. 69-72.
232. Черных П.Я. Ирония // Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка: В 2 т. Т.1. М.: Русский язык, 1994. - С. 357.
233. Чикал Л.А. Принцип иронии и проблема человека // Специфика эстетической теории. М.: АН СССР ин-т философии, 1986. - С. 94-98.
234. Чучин-Русов А.Е. Новый культурный ландшафт: Постмодернизм или неоархаика? // Вопросы философии. 1999. - № 4. - С. 24-41.
235. Шашкова Н.В. Романтическая ирония как основа решения конфликта // Проблемы духовной жизни: история и современность. Н. Новгород,2002.-С. 198-204.
236. Шевелев А.Э. Морфология насмешливости // Аврора. 1995. - № 12. -С. 6-13.
237. Шевченко A.A. «Ученое незнание»: скептицизм и постмодернизм // Туманит, науки в Сибири. Новосибирск, 1999. - № 1. - С. 31-35.
238. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. - 496 с.
239. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. -М.: Мысль, 1979.-372 с.
240. Шестаков В.П. Философия иронической диалектики // Зольгер К.В.Ф. Эрвин. М.: Искусство, 1978. - С. 7-27.
241. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т.1. М.: Искусство, 1983.-479 с.
242. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т.2. М.: Искусство, 1983.-448 с.
243. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Московский клуб, 1992.-395 с.
244. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. - 592 с.
245. Эко У. Инновация и повторение между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна. Минск: Красико-Принт, 1996. -С. 52-73.
246. Эко У. Постмодернизм, ирония, занимательность // Эко У. Имя розы. -М., 1989.-С. 460-463.
247. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда. -1996.-№8.-С. 166-188.
248. Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. М.: Изд-во Р. Элинина, 2000. - 368 с.
249. Эрьявец А. Субъект постмодернизма в прожекторах эстетики // Искусство. 1990. - № 6. - С. 43-46.
250. Эстетика немецкого романтизма. М.: Искусство, 1986. - 736 с.
251. Эстетика раннего французского романтизма. М.: Искусство, 1982. -480 с.
252. Юлина Н.С. Деннет о вирусе постмодернизма: Полемика с Р. Рорти о сознании и реализме // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С. 78-93.
253. Anolli L., Ciceri R., Infantino M. G. Irony as a game of implicitness // J. of psycholinguistic research. N.Y., 2000. - Vol. 29, № 3. - P. 275-311.
254. Babich В. E. Against postmodernism and the "new" philosophy of science // Issues and images in the philosophy of science. Dordrecht, etc., 1997. - P. 2745.
255. Botez A. The postmodern paradigm // Rev. roum. de philosophie. Bucarest, 2000. - T. 44, № 2. - P. 425-434.
256. Buckley M. Irony and the "we" in Hegel's "Phenomenology of spirit" // Clio. Fort Wayne, 2002. - Vol. 31. - № 3. - P. 279-300.
257. Ching M. K. L. Verbal irony against an antagonist // Metaphor a. symbol. -Mahwah (N.Y.); L., 1999. Vol.- 14, № 2. - P. 139-147.
258. Clift R. Irony in conversation // Lang, in soc. L., 1999. - Vol. 28. - № 4. -P. 523-553.
259. Earnshaws. Why postmodernism? // Rev. roum. de philosophie. Bucarest, 2000. - T. 44, № 2. - P. 402-409.
260. Fleming M. Critical theory between modernity and postmodernity // Philosophy today. Celira, 1997. - Vol. 41, № 1-4. - P. 31-39.
261. Gall R. S. Living on (happily) ever after: Derrida, philosophy and the comic // Philosophy today. Celina, 1994. - Vol. 38, № 2. - P. 167-180.
262. Gibbs R. W. Irony in the wake of tragedy // Metaphor a. symbol. Mahwah (N.Y.); L., 2002.-Vol.- 17, №2.-P. 145-153.
263. Giora R., Fein O. Irony: context and salience // Metaphor a. symbol. -Mahwah (N.Y.); L., 1999. Vol.- 14, № 4. - P. 241-257.
264. Grigorescu D. Postmodernism and death of arts // Synthesis. Buc., 1999. -№ 26. - P. 3-7.
265. Ishpekova R. The conceptual motivation of ironic phraseological units // Seventy years of English and American studies in Bulgaria. Sofia, 2000. - P. 56-59.
266. Kappanyos A. Forms of irony: Modern and post-modern // Neohelicon. -Budapest; Amsterdam, 2001. T. 27, № 2. - P. 261-267.
267. King A. A critique of Baudrillard's hyperreality: Towards a sociology of postmodernism // Philosophy & social criticism. L., 1998. - Vol. 24, № 6. -P. 47-66.
268. Koch R. Metaphysical crises and the postmodern condition // Inter, philos. quart. Bronx (N.Y.), 1999. - Vol. 39, № 2. - P. 123-140.
269. Kreuz R. J. The production and processing of verbal irony // Metaphor a. symbol. Mahwah (N.Y.); L., 2000. - Vol.- 15, № 1/2. - P. 99-107.
270. Lash S. Postmodern ethics. The missing ground // Theory, culture and society.- L.,1996. Vol. 13 (2).-P. 91-104.
271. Lather P. Postmodernism and the human sciences // Psychology and postmodernism. L., etc., 1994. - P. 88-109.
272. Lavine Th. Postmodernism and American pragmatism // J. of speculative philosophy. Univ. park, 1993. - Vol.7, № 1. - P. 110-113.
273. Lovie L. Postmodernism and subjectivity // Psychology and postmodernism. -L., etc., 1994.-P. 119-134.
274. Peerenboom R. The limits of irony: Rorty and the China challenge // Philosophy East a. West. Honolulu, 2000. - Vol. 50, № 1. - P. 56-89.
275. Polkinghorne D.E. Postmodern epistemology of practice // Psychology and postmodernism. L., etc., 1994. - P. 146-165.
276. A 287. Ryder J. The use and abuse of modernity: postmodernism and the Americanphilosophic tradition // J. of speculative philosophy. Univ. park, 1993. -Vol.7, № l.-P. 92-102.
277. Stuhr J. Postmodernism: old and new // Pensilvania park, 1993. Vol. 7, № 2.-P. 103-109.
278. Zurbrugg N. The parameters of postmodernism. L.: Routledge, 1999. -XVI, 183 p.4.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.