Философия и эстетика эскейпизма в раннем творчестве Стига Дагермана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Пресс, Наталия Александровна

  • Пресс, Наталия Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 162
Пресс, Наталия Александровна. Философия и эстетика эскейпизма в раннем творчестве Стига Дагермана: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2008. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пресс, Наталия Александровна

Введение.

Глава 1. Историко-литературный очерк. Литература Швеции 1940-х годов. Фюртиотализм.

Глава 2. Биография Стига Да герма на. Главные темы творчества. Понятие «эскейпизм».

Глава 3. Роман Стига Дагермана «Змея».

§ 1. История создания романа «Змея». Композиционные особенности.

§ 2. Концепция страха в романе «Змея».

§ 3. «Ирен».

§ 4. Ирен - Мать.

§ 5. Ирен - Билл - Вера.

§ 6. Ирен - Мужчины.

§ 7. Эскейпизм в «Ирен».

§ 8. «Мы не можем спать».

§ 9. «Зеркало».

§ 10. «Железный обруч».

§11. «Тряпичная кукла».

§12. «Змея».

§13. «Неудавшийся побег».

Глава 4. Роман «Остров осужденных».

§ 1. Многоуровневость текста. Понятие «психодоминанта».

§ 2. Галерея образов романа «Остров Осужденных».

§ 3. «Борьба за льва».

Глава 5. Символика романов «Змея» и «Остров осужденных».

§ 1. Роль символов в ранних романах Дагермана.

§ 2. Образ змеи как доминирующий символ в романе «Змея».

§ 3. Символика романа Дагермана «Остров осужденных».

§ 4. Символический суицид в романах «Змея» и «Остров осужденных».

§ 5. Новый символизм в романе «Тысяча лет у Господа».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философия и эстетика эскейпизма в раннем творчестве Стига Дагермана»

Стиг Дагерман (1923-1954) - одна из ключевых фигур в шведской литературе сороковых годов двадцатого века. Романы, новеллы и драмы, созданные Дагерманом, по праву считаются классикой шведской литературы, за пределами же Скандинавии творчество писателя известно в основном в Германии и Франции. Первый роман Дагермана «Змея» (Ormen) увидел свет в 1945 году, и, благодаря актуальной тематике и эмоционально насыщенному художественному стилю, сразу же поставил своего автора в один ряд с наиболее выдающимися писателями того времени. Годом позже появился его второй роман, «Остров осужденных» (De dömdas ö), после чего к Дагерману пришло окончательное признание. Творческое наследие Дагермана обширно и многогранно, несмотря на то, что его наиболее продуктивный период длился лишь около пяти лет: четыре романа («Змея» (1945), «Остров осужденных» (1946), «Обжегшийся ребёнок» (Bränt barn) (1948), «Свадебные хлопоты» (Bröllops besvär) (1949); сборник рассказов «Игры ночи» (Nattens lekar) (1947), множество пьес и стихов. Стиг Дагерман - ведущий представитель фюртиотализма - течения, появившегося в шведской литературе 1940-х годов и имевшего большое значение для формирования интеллектуально-творческого климата в Швеции в военный и послевоенный периоды. Фюртиотализм как явление относительно мало известен за пределами Швеции и совершенно не исследован в российском литературоведении.

Некоторые из произведений Дагермана переведены на английский, немецкий, французский языки, в то время как на русский пока не переведено ни одно произведение писателя. В Швеции Дагерман был и остается одним из самых читаемых авторов. Вскоре после самоубийства писателя в 1954 году интерес к его творчеству несколько уменьшился и возродился вновь в 80-х годах, что выразилось как в издании полного собрания сочинений Стига Дагермана, так и в зародившемся именно в этот период и не изжившем себя до сих пор интересе к творчеству писателя в литературоведческих кругах Швеции. В последние десять лет были переизданы, и пользуются большой популярностью романы и рассказы Дагермана, осуществляются театральные постановки его пьес. Последним крупным событием стал выход в свет полного собрания писем писателя, под редакцией одного из первых исследователей его творчества Ханса Сандберга и с его же обширными комментариями.

Большинство исследователей выделяет в творчестве Стига Дагермана две тенденции: символистскую (в основном до 1947 года) и реалистическую, расходясь во мнениях по поводу того, какая же из них была более значимой. Иоран Хэгг в «Истории шведской литературы» отмечает: «Несмотря на то, что все признают гениальность Дагермана, существуют существенные разногласия насчёт того, что является наиболее значительной составляющей его таланта - символизм романа «Остров осужденных», психологический реализм романа «Обжегшийся ребёнок», или же неоднократно появляющийся в его творчестве бурлеск и горький юмор. Возможно, он -создатель наиболее сильных поэтических образов после Тегнера, но вместе с тем и виртуозный толкователь настроений, царивших в современной ему Швеции»1.

Цель данной диссертации - раскрыть и проанализировать философское содержание произведений Стига Дагермана, выявить основные художественные особенности его романов, а также исследовать различные формы такого явления как «эскейпизм» в раннем творчестве писателя. Несмотря на то, что эта тема ранее не рассматривалась ни одним из исследователей творчества писателя, некоторые из них вскользь касаются сходной проблематики в рамках дискурса собственного исследования. Ранее изучавшиеся темы страха, свободы, падения, несостоявшейся встречи представляются частными случаями такого всеобъемлющего для раннего

1 Hügg, Güran. Den svenska litteraturhistorien. Sthlm, 1996. S. 577. 5 творчества Дагермана понятия как эскейпизм, то есть «бегство от реальности». Для анализа различных форм эскейпизма, присутствующих в творчестве Дагермана, целесообразным представляется остановиться- на раннем периоде творчества писателя, а именно - на романах «Змея» и «Остров осужденных». К раннему периоду творчества обычно относят произведения, созданные Дагерманом до конца 1947 года, включая в1 него, таким образом, два первых романа писателя, сборник путевых заметок «Осень в Германии», а также сборник рассказов «Игры. ночи». В рамках этой работы по двум причинам рассматриваться будут только романы, Дагермана «Змея» и «Остров осужденных». Во-первых, романы настолько тесно связаны тематикой и общими лейтмотивами, что дают возможность для проведения целостного анализа, и включение в поле анализа в данном исследовании других произведений автора не представляется уместным, хотя тема эскейпизма, безусловно, может быть проиллюстрирована- и новеллистикой Дагермана. Во-вторых, анализ ранних романов Дагермана позволяет проследить эволюцию темы эскейпизма как на сюжетном, так и на идейно-философском уровне.

В процессе пристального изучения творчества Дагермана была выявлена четкая взаимосвязь между первыми романами Дагермана и его последним крупным произведением, оставшимся незавершенным - романом «Тысяча лет у Господа». Хотя этот фрагмент романа и не относится к раннему периоду творчества Дагермана, тем не менее, он знаменует собой возвращение Дагермана к темам и символам раннего периода. После периода, обычно характеризуемого как период психологического реализма, Дагерман в своем неоконченном романе вновь обращается к символизму, но к символизму нового уровня, близкому к сюрреализму. «В романе «Тысяча лет у Господа», как и в остальных набросках к проекту, посвященному Альмквисту, автором используется новый стиль.Дагерман был на пути к обретению новой художественной формы» , пишет Юхан Кульберг в своей

2 СиНЬегд, 1о1тп. БкарагкпБег. Бй-тсШе^ ¡пГсгпо осЬ ОаеегтапБ. ЗМт, 1992. Б. 184. книге «Творческие кризисы. Ад Стриндберга и Дагермана». Таким образом, основным критерием отбора именно этих трех произведений Дагермана в качестве материала для данного исследования стала схожесть проблематики и значимость символики выбранных текстов.

В российском литературоведении творчество Стига Дагермана остается неизученным, главным образом в силу того, что ни одно из произведений автора, до сих пор не переведено на русский язык. За пределами Швеции исследованием творчества Дагермана занимались такие учёные, как американский скандинавист Лори Томпсон и бельгийский литературовед Жорж Перрье4, чьи работы носят достаточно общий, обзорный характер. Более же глубокие аспекты творчества писателя поднимаются в немногочисленных научных трудах шведских литературоведов в период с 1984 по 2002 год. Первым крупным исследователем творчества Стига Дагермана в Швеции стал литературовед упсальской школы Ханс Сандберг, в первую очередь интересовавшийся анархо-синдикалистской деятельностью писателя, и политическими темами, нашедшими отражение в его романах, рассказах и, в первую очередь, стихах «На злобу дня». Политическому аспекту посвящена, в частности, значительная работа Сандберга «Стиг Дагерман и политика. Три очерка»5.

Первой из целого ряда работ, опирающихся, главным образом, на психоаналитическое толкование, стала диссертация Черстин Лайтинен ««Лабиринты желания. Экзистенциальная тематика в текстах Дагермана»6 1986 года, которая положила начало более глубокому исследованию творчества Дагермана. Главной темой диссертации является определение понятия страха и его роли в творчестве Дагермана, а также сравнительное изучение биографического и художественного материала, часто

3 Thompson Laurie. Stig Dagerman. Boston, 1983.

4 Perilleux, George. Stig Dagerman et l'existentialisme. Paris, 1982.

5 Sandberg, Hans. Den politiske Stig Dagerman. Tre studier. Sthlm, 1979.

6 Laitinen, Kerstin. Begärets irrvägar. Existentiell tematik i Stig Dagermans tcxter. Umea, 1986. 7 переходящее в глубокий, выполненный на высоком уровне, психоанализ личности самого писателя. В 1989 году появляется диссертация► Карин Пальмквист «Писатель и действительность»7, в которой автор сосредотачивается главным образом на журналистской деятельности Дагермана. Дело в том, что Дагерман был редактором отдела культуры газеты «Рабочий», а также писал для других изданий, в общей сложности он является автором более 500 статей и эссе. Именно этот обширный материал анализирует в своей работе Карин Пальмквист, проводя также сравнение между публицистикой и беллетристикой Дагермана. Нельзя также не отметить работу литературоведа и психоаналитика Юхана Кульберга «Творческие кризисы. Ад Стриндберга и Дагермана», в которой автор подвергает психоанализу личность писателя, проводя аналогии с героями его произведений, выявляя схожие поведенческие схемы и закономерности развития.

В 1998 году была опубликована диссертация Класа Алунда «Закон падения и звезда «я». О творчестве Стига Дагермана», посвященная «трем более или менее постоянным и часто употребляемым Дагерманом структурам, в которых интенсивность и телесность его стиля- приобретает особенно интересные и характерные формы: падение, манифестация сознания в реальном мире и внезапно прерванная встреча»8. Алунд в своей работе уделяет большое значение стилистическому уровню текста и предлагает тщательный, в высшей степени интересный анализ образов и метафор, в основном на примере романов Дагермана. Наконец, необходимо упомянуть оригинальную работу 2002 года одной из известных современных шведских писательниц Лотты Лотасс «Обретая свободу. О творчестве Стига Дагермана»9, в которой Лотасс пытается посмотреть на творчество Дагермана новым, более оптимистичным взглядом и избежать штампов и клише, которых к этому времени успело накопиться достаточно много.

7 Palmkvist, Karin. Diktaren i verklighetcn. Journalisten Stig Dagerman. Lund, 1989.

8 Ahlund, Claes. Fallets lag och jagets stjärna. En Studie i Stig Dagermans författarskap. Uppsala, 1998. S. 14.

9 Lotass, Lotta. Friheten meddelad. Studier i Stig Dagermans författarskap. Göteborg, 2002. 8

Безусловно, важным вкладом в изучение творчества Стига Дагермана стала представленная шведской исследовательницей новая трактовка творческого кризиса, приведшего к писателя к самоубийству.

В силу малой исследованности шведской литературы 1940-х годов в российском литературоведении необходимо также предварить непосредственный анализ текстов кратким историческим очерком литературной ситуации этого периода в Швеции, остановившись на идейно-художественном своеобразии фюртиотализма, а также на сложном творческом пути Стига Дагермана. Большинство литературоведов в первую очередь руководствовались биографическим принципом (например, Улоф Лагеркранц и Лори Томпсон) или же избирали психоаналитический подход (Черстин Лайтинен и Юхан Кульберг). Использование этих подходов в данном случае предоставляет исследователям богатый фактологический материал, а также дает возможность для построения оригинальных и в высшей степени интересных теорий. Однако нельзя не отметить того, что подобные работы зачастую превращаются главным образом в попытку разгадать загадку личности самого автора, в то время как непосредственно тексты становятся скорее второстепенным, иллюстративным материалом. Несмотря на то, что в силу сложившейся традиции невозможно целиком и полностью абстрагироваться от биографического материала при изучении творчества Дагермана, в данной диссертации основной акцент сделан на пристальном аналитическом изучении романов и рассмотрении доминирующей в них темы эскейпизма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Пресс, Наталия Александровна

Заключение

Материалом для данной работы послужило раннее творчество- Стига Дагермана, а именно первые два романа писателя «Змея» и «Остров осужденных». Эти два произведения объединяются! общей идейно-философской концепцией и сходной формой выражения, именно они" получили наиболее противоречивую трактовку в, шведском литературоведении и вызвали острые дискуссии в литературных кругах Швеции 1940-х годов. Мотивом, объединяющим произведения > раннего периода Стига Дагермана, является эскейпизм — бегство от действительности, которое принимает различные формы. В ходе анализа ранних романов писателя «Змея», «Остров осужденных», а также фрагмента неоконченного романа «Тысяча лет у Господа», были исследованы формы, которые принимает эскейпизм героев. После описания- и анализа целой галереи« образов героев, объединенных сходным, типом психодоминанты, представляется необходимым сделать некоторые выводы, проследив этапы эволюции эскейпизма героев;

Эскейпизм может находить выражение на трех уровнях существования человека, соответствующих трем типам изоляции (которая, собственно, и является непосредственным следствием эскейпизма), которые выделяет в своей работе «Групповая психотерапия. Теория и практика»243 экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом. Ялом говорит о трех типах изоляции, которые обычно соответствуют трем уровням эскейпизма:

- межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, - это изоляция от других индивидуумов. Удовлетворяющему социальному взаимодействию могут препятствовать многие факторы: географическая изоляция, недостаток соответствующих социальных навыков; конфликтные

243Лдом, Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика. Издательство Института психотерапии, Апрель Пресс, 2006. чувства по отношению к близости человека с другими людьми, личностный стиль (например, шизоидный, нарциссический, манипулятивный или критический).

- внутриличностная изоляция имеет место тогда, когда человек душит собственные чувства или стремления, принимает "нужно" и "следует" за собственные желания, не доверяет собственным суждениям или сам от себя блокирует собственный потенциал.

- Экзистенциальная изоляция связана с пропастью между собой и другими, через которую нет мостов. Она также обозначает еще более фундаментальную изоляцию - разделенность индивида и мира.

Эскейпизм героев Дагермана, как правило, проходит три этапа развития:

1. Межличностный этап. Герой сталкивается с теми или иными обстоятельствами в жизни, которые' приводят его к межличностной изоляции. Чаще всего важную роль при этом играет какое-либо событие из прошлого героя, послужившее основным фактором формирования его психодоминанты. На этом, этапе эскейпизм часто носит внешний характер, принимая,формы реального бегства.

2. Внутриличностный этап. Герой пытается реализовать себя в общественной жизни, сфере личных отношений или в творческом плане, и терпит крах. В результате этого возникают две основополагающие проблемы: проблема невозможности реализации творческого потенциала и проблема разграничения свободы как освобождения от внутреннего блокирования, и анархии, вседозволенности, принимающей форму агрессивной жестокости. На этом уровне герой пытается, осознано или подсознательно, «избежать» ситуаций, которые могут поставить его перед необходимостью осознать свою психодоминанту.

3. Экзистенциальный этап. Герой, оказавшись перед лицом априори нерешаемых проблем, наблюдает, как растворяются и исчезают все барьеры, преграждавшие путь экзистенциальному страху и отчаянию, что приводит героя к бегству, внешнему или внутреннему, часто оканчивающемуся «случайной» гибелью или самоубийством.

Том Карлсон отмечает эту предрасположенность к бегству у героев Дагермана, описывая ее прежде всего как роковую неспособность героев совершить «правильный поступок»: «Все они находятся в бегстве, пытаясь уйти от правильного поступка, который спас бы их, не дав погибнуть их человеческой сущности. Они выходят на сцену по очереди и избирают каждый свой путь бегства, ведущий к гибели»244. Ту же особенность, в частности у героев романа «Остров осужденных», отмечает американский исследователь Лори Томпсон: «Все они отягощены чувством вины и пытаются убежать от реальности - они осуждены на смерть задолго до того, как происходит кораблекрушение»245.

По мнению Дагермана, верность своему страху (своей психодоминанте) представляет собой единственный путь обретения свободы и преодоления эскейпизма. Герои Дагермана переживают страх двух типов: Личный и Абсолютный, рациональный и иррациональный. Эскейпизм перед лицом Личного Страха, эскейпизм перед лицом Абсолютного Страха, «случайный» эскейпизм — три основных типа «бегства» в романах представлены как «в чистом виде», так и в смешанной форме. Эскейпизм перед лицом Личного Страха часто принимает непосредственно форму бегства, проявляющегося либо в действительности, либо в снах героев (в романе часто трудно отделимых от реального действия). Примером< эскейпизма данного типа могут стать поведение героя романа «Змея» Сёренсона и других персонажей второй части романа «Мы не можем спать», а также большинства героев «Острова осужденных». Важное место в создании образов этих героев занимают детальные описания внутренней борьбы, происходящей в каждом из них, и, вследствие неприятия ими своего страха, раскрытие

244 Karlsson, Tom. Op cit. S. 30.

245 Thompson, Laurie Op. cit. S.37. психодоминанты, приводящее их либо к бесконечным внутренним страданиям, либо к. смерти.

Эскейпизм перед лицом Абсолютного страха часто выливается в первую очередь в подавление, отрицание Абсолютного страха, в попытки бегства от предпосылок страха Личного, всегда сопровождающиеся у героев1 смутным подсознательным ощущением, что их бег - бег на месте. Этот вид эскейпизма характерен для- Ирен и Билла, главных героев первой* части романа «Змея», так как они достаточно близко-подходят к осознанию-того, что же, собственно гонит их в это бесконечное бегство, если не на аналитическом, то хотя бы на интуитивном-уровне.

Эскейпизм третьего типа, «случайный», является наиболее сложным и парадоксальным, и представлен главным образом в истории Скривера, альтер эго писателя. Единственный герой романа, способный вербализовать свое отношение к Абсолютному Страху, погибает, пытаясь доказать свою концепцию о принятии* страха и бессмысленности бегства, именно в момент симуляции^ попытки бегства. Скривер, несмотря на то, что он явно стоит на ступеньку выше остальных героев романа, еще не дошел до того уровня, чтобы воплотить свою теорию на практике в полной мере, и становится жертвой «случайного» эскейпизма.

Освободиться от третьего типа эскейпизма может лишь главный герой «Острова осужденных» Лука Эгмон, совершающий в конце романа философское самоубийство, являющееся для него логическим, полностью осознанным поступком, результатом следования собственной психодоминанте. Лука Эгмон оказывается единственным из персонажей, кто умирает «своей», добровольно выбранной им смертью, в чем, по мнению автора, и состоит его бесспорное превосходство над всем остальными. Лишь избранные люди способны на философское самоубийство - самоубийство, наполненное внутренним смыслом, которое является не бегством от реальности, а добровольным и полным принятием таковой.

В своем неоконченном романе «Тысяча лет у Господа» Дагерман доводит эскейпизм героя до максимума. Если в первых двух романах Аюсолютный Страх, одиночество и невозможность любви подробно описываются и анализируются на примере судеб разных героев, то в «Тысяче лет у Господа» Дагерман доводит все эти причины эскейпизма и его составляющие до предельной степени абстракции. Эскейпизму подвержен не1 только человек, но и сам Бог. Непреодолимое стремление человека и Бога навстречу друг другу, взаимное желание единения Творца и Творения становятся главной темой пролога. Бог представляет собой образец высшей степени эскейпизма - это апогей одиночества, бегства от своей судьбы, разтождествленности с миром и человеком, им же самим и созданным.

Столь полно раскрыть тему эскейпизма1 на страницах своих романов Дагерману удается^ с помощью использования многозначных символов и развернутых метафор, в изобилии встречающихся в текстах трех романов. Типичным для писателя является, использование символов универсального значения, с приданием им новых коннотаций на основе личного опыта. Примером таких символов являются символы змеи и острова, задающие лейтмотив первых романов. Символ, без сомнения, является одним из главных художественных средств с помощью которых Дагерману удалось создать неповторимую атмосферу в романах «Змея» и «Остров осужденных». Использование символов, осознанно или нет, становится для писателя своеобразной стратегией текста, придавая ему многоуровневость и неоднозначность, что давало и дает исследователям творчества Дагермана повод для различных трактовок его произведений.

Другим художественным средством, применяемым автором наряду с символом, являются развернутые метафоры, которые делятся на две крупные группы: метафоры, строящиеся на отождествлении человека или его свойств с неодушевленными предметами, и метафоры, строящиеся на описании тех или иных свойств животных. Подобные метафоры автор начинает использовать еще в романе «Змея» и доводит их количество до максимума в романе «Остров осужденных». Однако в неоконченном романе «Тысяча лет у Господа», вновь возвращаясь к теме эскейпизма, но уже на новом уровне, Дагерман отказывается от развернутых метафор в пользу символа, что приводит к большей лаконичности и емкости текста, его прозрачности, но, вместе с тем, позволяет автору подчеркнуть универсальность темы произведения.

Эскейпизм стал для Дагермана всеобъемлющим мотивом, как в творчестве, так и в жизни. Его многочисленные составляющие - страх, вина, одиночество, невозможность любви, поиск смысла жизни - являются вечными темами для мирового искусства и литературы. Объединив все эти темы общим мотивом, мотивом бегства, Дагерман обрел собственную философию жизни, приведшую его к кризису и самоубийству. Роман «Тысяча лет у Господа» мог бы также носить название «Неудавшийся побег», но, если бы он был окончен, то мог бы стать самым значительным произведением Дагермана, которое помогло бы ему решить проблему эскейпизма не только на художественно-теоретическом уровне, но, возможно, и на уровне собственной жизни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пресс, Наталия Александровна, 2008 год

1. Dagerman, Stig. Ormen. Sthlm, 1990. 230 s.

2. Dagerman, Stig. De dömdas ö. Sthlm, 1990. 299 s.

3. Dagerman, Stig. Tysk höst. Sthlm, 1990. 162 s.

4. Dagerman, Stig. Nattens lekar. Sthlm, 2002. 283 s.

5. Dagerman, Stig. Bränt barn. Sthlm, 1995. 259 s

6. Dagerman, Stig. Bröllopsbesvär. Sthlm, 1949. 296 s.

7. Dagerman, Stig. Tusen âr hos Gud. Sthlm, 1954. 43 s.

8. Dagerman, Stig. Essäer och texter. Sthlm, 1990. 393 s.

9. Dagerman, Stig. Brey. Sammanställda och redigerade av Hans Sandberg. Sthlm, 2002. 335 s.

10. Андреев Л.Г., Косиков Г.К., Пахсарьян Н.Т. и др. \ под редакцией Л.Г. Андреева. Зарубежная литература второго тысячелетия 1000-2000: учебное пособие. М., 2001, 335 с.

11. Белянин, В.П. Психологическое литературоведение. М, 2006. 319 с.

12. Выготский, Л. Психология искусства. СПб, 2000. 410 с.

13. Кёлер, X. Загадка страха. М, 2003. 208 с.

14. Кьеркегор, С. Страх и трепет. М, 1993. 151 с.

15. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которым мы живем. М., 2004. 256с.

16. Мазин, В. Сновидения кино и психоанализа. СПб, 2007. 249 с.

17. Неустроев, В. Литература скандинавских стран, 1870-1970. М., 1980. 279 с.

18. Перрон, Р. История психоанализа. М, 2004. 159 с.

19. Сартр, Ж.-П., Камю, А. Две грани экзистенциализма. М., 2001. 352 с.

20. Сведенборг, Э. Мудрость ангельская о божественной любви и божественной мудрости. М, 1999.21,22,2326

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.