Тема преступления в ранних произведениях Акселя Сандемусе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Таратонкина, Ирина Павловна

  • Таратонкина, Ирина Павловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 173
Таратонкина, Ирина Павловна. Тема преступления в ранних произведениях Акселя Сандемусе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2005. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Таратонкина, Ирина Павловна

Введение.

Глава 1.

§ 1. Биография и творческий путь писателя. Проблема биографизма.

§ 2. Феноменология преступления.

§ 3. Нравственно-философская проблематика романов о

Эспене Арнакке.

Глава 2.

§ 1. Роман «Моряк сходит на берег».

§ 2. Роман «Беглец пересекает свой след».

§ 3. Общество Янте как художественный феномен, его варианты, социальная структура. «Закон Янте».

§ 4. Роль прошлого в жизни Эспена Арнакке.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тема преступления в ранних произведениях Акселя Сандемусе»

куда легче похоронить проблему, чем решить ее».

J1. Витгенштейн

XX век вошел в историю литературы и искусства как век эксперимента. Это время появления всевозможных школ и течений, которые смело посягают на вековые традиции и незыблемые каноны. Войны, революции, диктаторские перевороты, новые учения и открытия, - все это не могло не влиять на ход развития литературы и других видов искусств. Развитие скандинавской литературы в целом, и норвежской литературы в частности, самым тесным образом связано с процессами, происходящими в мировой литературе, но в то же самое время она сохраняет черты национальной неповторимости и своеобразия.

Специфической чертой норвежской литературы XIX - начала XX века в силу сложившихся исторических обстоятельств является «хронологическая «сжатость» процессов».1 Такая ситуация объясняется тем, что в стране, вплоть до XIX века лишенной государственной и национальной независимости, сложилась уникальная ситуация с национальным литературным языком. Начиная с 1380 года, Норвегия состояла в союзе с Данией. Если изначально страны были на равном положении, то постепенно Дания стала играть доминирующую роль, так как Норвегия была слабее и политически и экономически. Большую роль здесь сыграло и географическое положение страны, расположенной на крайнем севере Европы, и неблагоприятные природные условия - суровый климат, преобладание гористой местности, непригодной для проживания и ведения хозяйства. Так в 1536 году было принято решение о том, что Норвегия перестает быть отдельным королевством, а становится датской колонией. После разгрома Наполеона в 1814 году Норвегии пришлось вступить в унию

1 - Норвежская литература.//История всемирной литературы в 9-ти т. Т.8.- М., 1994.- с.423 со Швецией, которая длилась вплоть до 1905 года. В результате до середины XIX века в Норвегии не было национального языка - официальным языком, языком администрации, церкви, суда был датский, в то время как простой люд говорил на многочисленных диалектах, а соответственно практически не существовало и литературной традиции как таковой.

Тем более поразительно, что за достаточно короткий промежуток времени, всего чуть больше полутора столетия, Норвегия смогла сделать значительный вклад в сокровищницу мировой литературы, почетное место в которой заняли Бьёрнстьерне Бьёрнсон, Хенрик Ибсен, Кнут Гамсун и Сигрид Унсет. Следует заметить, что XX век помимо Гамсуна и Унсет, дал еще и таких писателей, как Амалия Скрам, Арнульф Эверланн, Сигурд Хуль, Тарьей Весос, Аксель Сандемусе, Юхан Борген, Кура Сандель и многих других.

В начале XX века в Норвегии усиливаются демократические движения, возрастает роль пролетариата, и появляется целая плеяда писателей, происходящих из рабочей и крестьянской среды, которые ставят для себя целью правдивое изображение жизни простого народа. Важным событием для норвежской общественности стала революция 1905 года, а затем и победа Октябрьской революции в России. Всенародный референдум 1905 года, высказавшийся за установление в стране конституционной монархии, первая мировая война, радикальные политические изменения, происходящие по всему миру - все это создает в Норвегии далеко не однозначную литературную ситуацию.

Мировая литература выходит на новый уровень научного осмысления мира и человека; учение о психоанализе З.Фрейда и его последователей, концепция Киркегора, философия экзистенциализма, теория относительности Эйнштейна, идеи Ницше - все это не может не влиять на тип художественного мышления, не может не менять прежние стандарты, критерии правды жизни и соотношения между описанием и вымыслом. На этом фоне произведения Достоевского, повествующие о «непознаваемых тайнах души»,1 и анализ капиталистического общества Маркса, становятся актуальными. Философия начинает выступать в качестве приема, глубоко проникая в структуру произведения. Меняется и герой, зачастую он предстает непредсказуемым и крайне сложным в своих действиях и поступках. На страницах художественных произведений активно исследуется бессознательное и сфера инстинктов, литература стремится проникнуть в подсознание и сферу иррационального. Еще одной специфической чертой развития европейской литературы XX века является смешение жанровых разновидностей романа и взаимопроникновение стилистических приемов. Но наряду с этим существуют писатели, продолжающие литературную традицию классического реализма по канонам, выработанным в прошлом веке.

В Европе появляются многочисленные литературные школы и течения, и представители некоторых из них оказывают сильное влияние на дальнейшее развитие литературы. Это и Т.Элиот с поэмой «Бесплодная земля», разрывающий связи с традиционной формой, это и Б.Брехт с эффектом «отчуждения» (Verfremdung), это и Ф.Кафка с романами-притчами, это и Э.Хемингуэй, эффективно использующий иронию и подтекст, это и М.Пруст с импрессионистическим циклом романов «В поисках утраченного времени», это и Д.Джойс с «потоком сознания».

Развитие скандинавской литературы в XX веке в основных чертах, как уже ранее упоминалось, совпадает с ходом развития европейской литературы. А «укрепление экономических, политических и культурных связей с другими странами приводит, с одной стороны, к известному сглаживанию черт национальной специфики, с другой - к расширению кругозора скандинавских писателей, к большому разнообразию тематики и направлений художественных поисков».2

1 - Beyer Н. og Beyer Е. Norsk litteraturhistorie. 3.utg.-0slo,1970.- s. 303

2 - Куприянова И.П. Послесл.//Писатели Скандинавии о литературе.- М., 1982.- с.379

В начале XX века в Норвегии активно продолжали писать К.Гамсун, У.Бюлль, У.Дуун, С.Унсет, но первая мировая война сильно повлияла на характер их творчества - снижается вера в будущее, культурно-критические тенденции, наоборот, получают толчок к развитию, и на некоторое время возвращается интерес к истории. Так стремясь разрешить сложнейшие противоречия настоящего, Унсет обращается к истории и ищет гармонии в христианстве. В силу развития этих же тенденций появляется роман «Соки земли» Гамсуна, в котором единственный выход из социальных противоречий автор видит в единении с природой и землей. Этим же объясняется и повышенное внимание X. Кинка, У. Дууна, С. Унсет, Ю.П. Фалкбергета, К.Уппдаля к жизни простого люда и к народному искусству.

Новое поколение писателей, появившихся в 20-х годах, большей частью продолжало традиции, заложенные Гамсуном, Унсет, Дууном, но в этот же период появляются и писатели-социалисты, в первую очередь это А. Эверланн, X. Крог и С. Хуль, принадлежавшие к марксистской организации «Навстречу дню» и живо интересующиеся учением Фрейда. В отличие от них Р. Фанген, редактор либерально-консервативного журнала «Наш мир», испытал на себе влияние А. Альдера с его «индивидуальной психологией». С. Кристиансен, тот же Р.Фанген и многие другие были подвержены влиянию Ф.М.Достоевского.

В конце 20-х годов норвежская литература испытала сильное влияние со стороны мировой литературы. Это объясняется тем, что появляется очень много переводной литературы. Большую роль в этом процессе сыграла «Золотая серия» под редакцией С.Хуля, в рамках которой печатались не только европейские писатели (Ф.Кафка, Ф.Мориак, Г.Грин), но и американские писатели (Э.Хемингуэй, В.Фолкнер, Д.Стейнбек, Э.Колдуэлл и многие другие).1

1 - Более пятидесяти томов было издано в период с 1930 по 1940-ой год

Экономический кризис, растущее политическое напряжение, чувство причастности к процессам, происходящим в мире, и стремление писателей быть вовлеченными в разрешение этических и политических вопросов приводит к тому, что писателей старшего поколения и молодых писателей больше начинают интересовать насущные проблемы. Социальная критика и глубокий психологический анализ становятся двумя сторонами одной медали: «Борьба за социальное, экономическое, духовное и моральное освобождение. это одна и та же борьба, на том же фронте»1,- заявляет С. Хуль своем докладе «Культурная борьба и литература» в 1936 году, и многие писатели придерживались этого мнения. Так одни на страницах своих произведений исследовали буржуазные условности, авторитарное воспитание и пуританизм, отрицающий жизнь; другие заострили свое внимание на общественно-политической борьбе; интерес к психологии для третьих обернулся небывалым всплеском литературы о детях, «самым ярким и характерным явлением в норвежской литературе в 30-е годы».

Именно на этот момент в истории норвежской литературы и пришелся дебют 30-летнего Акселя Сандемусе, в произведениях которого «глубокая психологичность и описание среды достигают поразительного взрывного единства».3 Как указывает С.Х.Россел: «Вслед за Стриндбергом и Достоевским он [Сандемусе - И.Т.] обнаружил, что иррациональное реально; его творчество стало упорной попыткой до конца исследовать этот непостижимый элемент».4

Почему люди ведут себя иррационально? Почему в отличие от животных люди действуют вразрез со своими интересами?»5 В этих словах заключена суть творчества писателя, и в своих произведениях он пытается понять и придать форму тому иррациональному, неясному, загадочному, что

1 - Cit. etter Beyer Н. og Beyer E. Norsk litteraturhistorie. 3.utg.-0slo,1970.- s. 305

2 - Beyer E. Uttsyn over norsk litteratur.- Oslo, 1967,- s.145

3 - Norsk litteraturhistorie. Bd.6 Oslo, 1955.- s.420

4 - Rossel, Sven H. A History of Scandinavian Literature. 1870 - 1980/ Transl. by Anne C.Ulmer.-Minneapolis: University of Minnesota Press, 1982.- p.192

5 - Ustvedt Y. PS tomansMnd med dikteme. Nye intervjuer med norske klassikere fra Petter Dass til Arnulf 0verland.-Oslo, 1976.-S. 179 живет в любом человеке, что приводит к преступлению. С другой стороны, А.Сандемусе также волнуют взаимоотношения индивида и общества, унижаемых и угнетателей, личности и массы, а потому описание социальной среды приобретает особую роль в его творчестве.

Аксель Сандемусе (Aksel Sandemose, 1899 - 1965) - псевдоним известного датско-норвежского писателя Акселя Нильсена (Axel Nielsen). В норвежской литературе его имя занимает достойное место в ряду крупнейших писателей-реалистов, таких как Юхан Борген, Тарьей Весос, Сигурд Хуль. Аксель Сандемусе и похож и не похож на них; как и они, он создал свою собственную художественную реальность, внес свой вклад в изображение жизни современной ему Норвегии и её людей.

В конце 50-х гг. имя Акселя Сандемусе прозвучало в дискуссии о номинации на Нобелевскую премию. Для многих это показалось тогда необъяснимым - номинировать человека, который не мог писать «приличных»1 романов, а создавал нечто среднее между эссе и романом, и который всегда был изгоем. Писатель постоянно находился в состоянии конфронтации с окружавшими его людьми. Как вспоминают современники, хорошо знавшие его, он мог быть ворчливым, эгоистичным, трудным в общении, своеобразным, ненадежным, застенчивым, а самое страшное, что большую часть своей жизни он был в состоянии борьбы с самим собой. Но, тем не менее «он был одним из наиболее ярких, замечательных, противоречивых писателей нашего времени»2.

При жизни об Акселе Сандемусе было написано мало, только спустя несколько лет начали появляться статьи и работы, посвященные жизни и творчеству писателя. Осенью 1965 года вышла первая книга о нем «Аксель Сандемусе и Янте», написанная Юханнесом Вэтом. Спустя год появляются еще две работы, посвященные жизни и творчеству писателя. Одна из них написана датчанином Лео Эствадом «Сандемусе в начале 20-х годов»

1 - Andersen Р Th. Norsk litteraturhistorie.-Oslo, 1999.- s.393

2 - Haavardsholm E. Mannen fra Jante. Et portrett av Aksel Sandemose.- Oslo:Gyldendal,1999.- s.22

Sandemose ferst i 20erne"), вторая - шведом Карл-Эриком Нурдбергом «Сандемусе» ("Sandemose"). В последующие десятилетия было написано немало работ о писателе по всей Скандинавии, а также за рубежом.1 Среди новых изданий хотелось бы отметить докторскую диссертацию шведской исследовательницы Анны Форсберг Малм «Коллизии. Аксель Сандемусе как изгой и памятник» ("Kollisioner. Aksel Sandemose som outcast och monument", 1998), третье издание книги известного норвежского писателя Э.Ховардхольма, посвященной жизни и творчеству А.Сандемусе - «Человек из Янте» ("Mannen fra Jante", 1999), а также сборник статей авторов разных стран под редакцией Т. Нильсона «Новый взгляд на Акселя Сандемусе» («Nytt lys pa Aksel Sandemose», 1998), в котором очень хорошо отражаются все современные тенденции в исследовании творчества писателя.

В скандинавском литературоведении существует два метода исследования творчества Акселя Сандемусе, и все работы можно разделить, таким образом, на две группы. Личный опыт был основным источником творчества Сандемусе, поэтому сторонники первого метода -биографического, занимаются поиском связей между жизнью писателя и его л творчеством (Юханнес Вэт , Карл-Эрик Нурдберг, Турлейф Шьэвесланд, Эспен Ховардсхольм, Уле Сторм), сторонники второго метода -литературно-исторического, изучают и оценивают вклад писателя в национальную литературу (Юрунн Харейде, Асмунд Лин, Ранди Берн, Эйнар Эгген).

Биографический подход преобладает в исследованиях творчества Акселя Сандемусе, и он принес богатые плоды. В связи с этим

1 - Наиболее существенные работы: Вогт Ю. «Сандемусе: воспоминания, письма, высказывания» (Vogt J. "Sandemose: Minner, brev, betraktninger", 1973), Берн P. «Аксель Сандемусе - беглец в поисках дома» (Birn R. "Aksel Sandemose - Exile in Search of a Home", 1984), сборник под ред. Дюпонта Б. «В Атлантике так много миль» (Dupont В. o.fl. (red) "Atlanten har ей mange mil", 1986), Сторм У. и Андерсен С. «Закон Янты» (Storm О. og Andersen S. "Janteloven", 1988) и другие. На многие из них мы будем ссылаться по мере необходимости

2 - А. Лин в журнале «Самтиден» справедливо пишет, что Ю.Вэт является «уникальным знатоком Сандемусе». Так как, начиная с 1935 года Вэт, инженер по профессии, собирал все, что писал Сандемусе и, что писалось о нем. представляется невозможным полное отстранение от работы, проведенной предшественниками, поэтому наше обращение к фактам жизни писателя неизбежно. Но в диссертации мы не ставим отдельно цели сопоставлять факты жизни А. Сандемусе с материалом его произведений, хотя эта область представляется очень интересной и плодотворной.

В отечественном литературоведении, к сожалению, творчество писателя исследовано мало: написана диссертационная работа, посвященная творчеству Акселя Сандемусе - «Романы Акселя Сандемусе 1930-1960-х годов - развитие творческого метода» (О.Д. Дробот, 1990). В последние годы появились ценные публикации московских литературоведов - это глубокие и емкие статьи, сопровождающие роман «Былое - это сон» (Э.Л. Панкратова, 1984) и роман «Оборотень» (О.Д. Дробот, 2004). В целом же не существует исследования, отдельно посвященного теме преступления в творчестве А. Сандемусе.

Цель данной диссертационной работы - провести исследование раннего творчества писателя и ведущей темы, проходящей лейтмотивом через все его творчество, - темы преступления, - используя опыт зарубежного и отечественного литературоведения, а также произвести анализ общества, которое делает своих жителей убийцами, и системы ценностей, которая существует в нем. В диссертации тема будет рассматриваться на основе цикла романов Акселя Сандемусе о Эспене Арнакке, написанных им сразу после переезда в Норвегию: «Моряк сходит на берег» ("En sjomann gar i land", 1931), «Беглец пересекает свой след»: «Рассказ о детстве убийцы» ("En flyktning krysser sitt spor": "Fortelling om en morders barndom", 1933), «В саду стояла скамейка» ("Der stod en benk i hagen", 1937) и «Сумятица» ("Brudulje", 1938).

Такой выбор объясняется тем, что книги писателя, представляют собой особый мир со своими действующими лицами, законами, символами, преданиями, мифами, основы которого автор закладывает уже в произведениях, так называемого, раннего периода.1 В дальнейшем А.Сандемусе лишь развивает и переосмысливает то, о чем им уже было написано ранее. Главные персонажи похожи друг на друга: Эйрик Шьельхольм (датский период), Эспен Арнакке, Джон Торсон и Эрлинг Вик, в какой-то мере Аудюн Гамре и Йорген Хаукли - это варианты одного и того же героя на разных этапах жизни. Говоря о творчестве писателя, необходимо учитывать, что сквозь новые черты и идеи всегда будут просвечивать старые, одно будет наслаиваться на другое.

А.Сандемусе не только использует одни и те же мотивы (беглец, любовный треугольник, отношение к женщине как к богине или падшей женщине/шлюхе, любовь-ненависть), но и называет персонажей теми же именами, повторяет целые предложения и абзацы, написанные им в других текстах. Норвежский критик Петер Ларсен справедливо сравнивает писателя с «художником, который неустанно использует один и тот же мотив и который в эскизах и зарисовках постоянно воспроизводит одну и ту же картину, призванную в общей сложности отразить личный опыт создателя».2

Следует заметить, что роман «Беглец пересекает свой след» переписывался и перерабатывался писателем, но Сандемусе до конца своей жизни считал его незавершенным. В 1955 году в свет вышла переработанная версия романа «Беглец пересекает свой след», с подзаголовком «Комментарии Эспена Арнакке к закону Янте», в которую А.Сандемусе включил фрагменты романа «В саду стояла скамейка» и в которой дается подробное описание жизни Эспена - подростка, его реакции на общество Янте. В новой версии писатель уделил больше внимания уже социальному анализу Янте, а не психологическому анализу главного персонажа. В книге акцент делается на наблюдениях и комментариях, в то время как в первой

1 - Имеются в виду произведения, написанные Акселем Сандемусе после переезда в Норвегию в период с 1930 по 1939 год, а не произведения датского периода

2 - Larsen, Petter. Reporten Sandemose.// Aksel Sandemose: Et ./orfatterhefte.-Oslo:Biblioteksentralen,1999.-bld.34 версии внимание фокусируется на разрушении психики человека и основ личности в детские и юношеские годы.

Два десятилетия, отделяющие эти два издания, немного сгладили горечь автора, и вследствие этого его восприятие стало более объективным, и подзаголовки подтверждают эту перемену, хотя в целом содержание двух версий романа остается прежним.1 В данной работе будет производиться анализ романа «Беглец пересекает свой след» 1933 года издания, а в качестве уточнения и дополнения будет использоваться материал из романа 1955-го года издания.

- На наш взгляд мнение Ю.Юстведа, высказанное им в предисловии к роману «Беглец пересекает свой след», переизданному в 1967 году, по поводу того, что «Беглец» 1955-го года издания совершенно новое произведение, ошибочно. В обеих версиях романа речь идет о детских и юношеских годах Эспена Арнакке, проведенных им в небольшом датском городке Янте, и они представляют собой попытку главного персонажа разобраться в своем прошлом, чтобы понять, почему он стал убийцей. В обеих версиях действие направлено на познание сущности человека и общественных отношений и дается описание попытки молодого человека освободиться от прошлого и создать новое будущее; и ни в одной из них не дается описания этого будущего.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Таратонкина, Ирина Павловна

Заключение

Для Акселя Сандемусе история Эспена Арнакке - это капля воды, в которой отражается и в которой легче всего может быть воссоздан современный писателю мир, чувственно непостижимый, анонимный, бездушный, полный тайн и загадок. Он изображает героя - преступника очень реалистично, он создает его образ, не отступая от жизненной правды, указывает причины и движущие силы, толкнувшие его на преступление, процесс становления и диалектику характера. Сомневающийся и неуверенный в своем счастье и удаче человек - таков образ главного героя • во многих произведениях Акселя Сандемусе. Мифический Клабаутерман, морское привидение, которое предвещает крушение судну, на борту которого он появляется, а сам навечно остается осужденным на скитания по морям, и становится символом «нидинга», пасынка жизни в мире образов писателя, и Эспен Арнакке не является исключением.

Романы об Эспене Арнакке - это романы не о сильном человеке, личности, нет, - это рассказ об обычном, «маленьком» человеке. Но все-таки в нем есть нечто, что его отличает от большинства людей, которые беспрекословно приняли ту роль, которую приготовило для них общество. <1 У Эспена есть стержень, нечто, что заставляет его пусть и на бессознательном уровне воспротивиться существующим порядкам, и он оказывается все-таки в состоянии немного возвыситься над окружающими и посмотреть на свою жизнь, чтобы, так или иначе, ответить на вопрос о назначении и цели своего существования. Обнаружить в «маленьком человеке» большую силу - бесспорно важно для писателя, но для него не менее важно также узнать, из каких источников эта сила рождается и куда она направлена.

Убийство и любовь - это единственное, о чем стоит писать», - сказал ■ один из героев романа «Былое - это сон», писатель Гюннер Гюннерсен, и читателю прекрасно понятно почему. В убийстве и любви проявляется все иррациональное в людях, те пугающие глубины, где светлые и темные силы борются за власть. Убийца, по мнению Акселя Сандемусе, живет в каждом человеке, это нечто темное, неосознанное и неистребимое, с чем человек не в силах совладать. Поражение же не бывает таким явным и болезненным, как в любви.

Очевидно, что для писателя убийство, совершенное главным персонажем, имеет второстепенное значение. Оно - символ, главное для А. Сандемусе, что стоит за этим убийством, его интересует, что заставляет людей поступать так или иначе и формирует его поступки в решающие моменты жизни. И автор дал свое понимание этой проблемы, создав образ Эспена Арнакке и общество Янте, общество убийц. Писатель пришел к печальному заключению, что глупость и страх неизбежно ведут к унижению, которое в свою очередь становится для людей привычным и обычным явлением, и они не осмеливаются как-то воспротивиться ему. Но самое опасное, что эти силы ведут к издевательству над друзьями, притеснению детей и другим видам насилия, и в целом к несвободе в обществе.

В романах об Эспене Арнакке Сандемусе выступил очень откровенно, что было непривычно для произведений того периода. Писатель смело вовлекает читателей в своего рода игру-ребус, в открытое бесцеремонное самопознание, балансируя на грани вымышленного и реального. Тот способ построения, который вводит писатель в своих романах об Эспене, в особенности в романе «Беглец пересекает свой след», открывает новое композиционное решение, которое сыграло решающую роль не только для его творчества, но для современной ему скандинавской литературы в целом.

Для А. Сандемусе временное пространство не является текучим непрерывным потоком, действие в его романах меняется от сегодняшнего дня ко вчерашнему, переходит в отдаленное прошлое, а затем обратно. Так, в романах повествование ведется сбивчиво, хаотично, без соблюдения хронологии и, как кажется на первый взгляд, безо всякой логики. Главный герой-повествователь постоянно перескакивает от настоящего к прошлому и, наоборот, от юношества к взрослой жизни и обратно в детство, но, в действительности для него существует лишь прошлое.

Фигура Эспена Арнакке — это открытие нового способа творчества, но и другие ведущие литературные персонажи у Сандемусе в дальнейшем его творчестве характеризуются тем, что они «умалчивают о главном» и одновременно вовлекают читателя в глубокие личные переживания, обращаясь к форме, сходной с письмом. Писатель искренне сострадает своему герою. Читатель слышит крик отчаяния отверженного обществом, страдающего существа, потерявшего веру и в себя и в окружающих людей. Но за этим криком также стоит огромная, всепоглощающая тоска по любви и участию, стремление быть услышанным и понятым «другими». В унисон с темой преступления звучит тема одиночества и разобщенности людей в современном А. Сандемусе мире, тема господства над человеком слепых и темных сил зла, глупости, разрушения, таящихся под покровом обыденности, как во внешнем мире, так и на дне его собственной души.

Романы о Эспене Арнакке представляют несомненный исторический интерес - автору удалось с необычайной яркостью запечатлеть в них духовный климат Скандинавии между двумя войнами. Атмосфера романов писателя с неустойчивым, взвинченным состоянием главного персонажа, лишенного конструктивных идей, неуверенного, но и способного на крайность; с окружающими его людьми, живущими с оглядкой на мнение других, с конформным мышлением, готовыми принимать чужое мнение и взгляды, подражать чужой манере вести себя и одеваться, - это предфашистская атмосфера. Писатель предстает как художник, изобразивший с глубочайшей проницательностью сложность жизни человеческого сердца и те новые конфликты, которые внес в историю XX век.

Убийство для Акселя Сандемусе - это проблема не одного щ человека, не только того, кто стал убийцей, но проблема всех людей. Он поднимает проблемы личной ответственности, выбора и свободы каждого человека. Если люди хотят победить этого «убийцу», живущего в каждом из нас, необходимо выявить причины, ведущие к трагической развязке. Как и его главный персонаж предвоенных романов, писатель утверждает: «У меня нет других богов и мечтаний, кроме как познание, всегда больше познания». (Fl.:350) А потому для него жизненно важно понять, что, присущее каждому человеку и существующее в окружающем мире, заставляет людей совершать такие безумные поступки, буквально 'f заливая мир кровью и заполняя его насилием? Своими произведениями писатель страстно желал расширить знания людей о них же самих, и пробудить чувство ответственности каждого за происходящее вокруг. Сандемусе мечтал, что однажды люди, пройдя долгий путь, все-таки понесут заслуженное ими наказание, [курсив мой - И.Т.] и найдут мир и взаимопонимание.

Многие верили, что писатель смог написать настолько убедительно и страстно о внутренних терзаниях и исканиях молодого человека, только потому, что сам однажды в юности совершил убийство. Такое мнение f неоправданно, так как события, происходящие в стране и во всем мире, не могли оставить равнодушным Сандемусе, как и многих его современников. Вопрос о преступлении в романах сливается с вопросом о личной ответственности каждого человека в отдельности и общества в целом; каждый ответственен за себя, за друга и недруга, за страну, за время. Писатель уверен, что злоба, зависть, жажда власти, пассивность - все это играет на руку такому распространявшемуся в то время явлению, как фашизм, и, в конце концов, может привести любого в его лагерь. А потому для Сандемусе необязательно, чтобы его собственные руки были в крови, чтобы признать, что в нем, как и во всех людях живет убийца».

Господь дал людям одну из самых главных заповедей - «любите друг друга», а в обществе Янте нет любви и понимания. Родители боятся показать чувства к своим детям, юноши и девушки сводят прекрасное чувство к половому акту, любой житель боится показать хоть малейший признак любви к другому. В Янте культивируется прямо противоположное чувство - ненависть, а еще конкуренция; а там, где нет любви, жизнь превращается в кошмар, к такому заключению приходит писатель. Жизнь предоставила А. Сандемусе уникальную возможность лично пройти через эти круги ада и на собственном горьком опыте изучить структуру и влияние общества Янте. Его детство в Нюкёбинг Морс, жизнь в море, на лесозаготовках на Ньюфаундленде и в лагере первопоселенцев в Канаде дали богатый материал для его дальнейшего творчества и возможность войти в мировую литературу как летописца и создателя закона Янте.

Создавая закон Янте и описывая блуждания Эспена Арнакке в собственном прошлом и в лабиринтах своей души, писатель поднял вопросы, которые волновали человечество на протяжении многих сотен лет. Где кроются корни войн и насилия? Существует ли связь между национальными войнами и постоянно вспыхивающими стычками между людьми? Можно ли сдерживать или направить эту энергию, переполняющую человека, на что-то доброе и полезное? Эти вопросы, так или иначе, поднимаются во всех произведениях А. Сандемусе, в одной книге за другой он поднимает проблему влияния окружающей среды на становление личности человека и пытается выяснить причины иррационального поведения людей.

Конечно, Акселю Сандемусе, несмотря на то, что всю жизнь он провел в попытках решить, как лучше человеку сосуществовать с другими людьми, не удается дать готовый ответ. Как не удается это никому и из последующих поколений писателей. Его произведения не имеют финала, ничто не завершено, и многие вопросы, поднятые им, остаются открытыми. Но это обусловлено тем, что душа человека - это необозримый мир, полный загадок и тайн.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Таратонкина, Ирина Павловна, 2005 год

1. Sandemose A. Verker i utvalg.Bd.8 - Oslo:Aschehoug, 1965-1966

2. Sandemose A. Brudulje. Oslo: Tiden, 1938.- 224s.

3. Sandemose A. Der stod en benk i haven. Oslo: Tiden, 1937.- 248s.

4. Sandemose A. En sjomann gar i land. 2.opplag. Oslo:Den Norske Bokklubben, 1971.-256s.

5. Sandemose A. Fesja.- Oslo:Aschehoug, 1986.- 167s.

6. Sandemose A. Misery Harbour: Filmen og bokene om Espen Arnakke.-Oslo: Aschehoug, 1999.- 128s.

7. Sandemose, Aksel. Minner fra andre dager. Oslo:Aschehoug,1975.-196s.

8. Sandemose, Aksel. Storme ved jzevndogn.-K0benhavn:Sch0nberg,1979.- 191s.

9. Sandemose, Aksel. Reisen til Kjerkelvik: Dichtung und Wahrheit.-Oslo: Aschehoug, 1969.- 189s.

10. Sandemose A. Fortellinger fra Labrador. Stormer ved jevndogn. Ungdomssynd. Menn fra Atlanteren. /Oversatt av S. Lange Sandemose, C.F. Engelstad og K.O. Jensen.-Oslo:Aschehoug,2000.- 556s.

11. Sandemose, Aksel. Bakom star hin onde og hoster sa smatt. Artikler om samfunn og politikk 1933-1965 i utvalg ved P.Larsen og Th.Skjeevesland.- OsIo:Aschehoug,1976.- 203 s.

12. Sandemose, Aksel. Epistler og moralske tanker. I utvalg ved Trygve Hagen.- Oslo:Aschehoug,1973.- 187s.

13. Sandemose, Aksel. Fragment av en selvbiografi.//Mot ljuset. Nordisk prosa, dikt og kunst.- Stockholm:Arbetarkulturens Forlag,1944.- s.73-78

14. Sandemose, Aksel. Dikteren og temaet. Artikler i utvalg ved P.Larsen og Th.Skjasvesland.- Oslo:Aschehoug,1973.- 206s.

15. Sandemose, Aksel. Brev fra Kjorkelvik. I utvalg ved P.Larsen og Th.Skjaevesland.- Oslo:Aschehoug,1974.- 178s.

16. Сандемусе А. Былое это сон.- M.,1984.- 352с.

17. Сандемусе А. Оборотень.- М.:Прогресс-Традиция,2004.- 448с.

18. Гамсун К. Собрание сочинений. В 6т,- М. Художественная литература, 1991-1999

19. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х томах.- М., 1990

20. Хёль С. Моя вина.- М.:Молодая гвардия, 1966.- 336с.

21. Бютор М. Роман как исследование.- М.,2000

22. Виттельс Ф. Фрейд: его личность, учение и школа.- Л.: «Эго»,1991.-197с.

23. Власенко Т.Д. Литература как форма авторского сознания.-М.'Издательская корпорация «Логос», 1995.- 197с.

24. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Изд.2-е.-Л.Художественная литература, 1976.- 443с.

25. Гугнин А.А. Загадки и парадоксы Зигмунда Фрейда.// Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.- М.:Издательская группа «Прогресс», 1992.- с.519-544

26. Днепров В.Д. Идеи, страсти, поступки.- Л.:Советский писатель, 1978.- 381с.

27. Долгов К.М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура.- М.:Искусство,1990.- 397с.

28. Зарубежное литературоведение и критика о русской классической литературе.Реф.сб.// Под ред. А.В.Карельского.- М.:ЮНИОН,1978.-233с.

29. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2ч./ Под ред. Н.П.Михальской.- М.:Просвещение; Учебная литература, 1997

30. Ю.Зверев A.M. Американский роман 20-30-х годов.-М.Художественная литература, 1982.- 256с.

31. История Норвегии./А.Я.Гуревич, В.В.Рогинский, А.С.Кан и др.-М.:Наука, 1980.-710с.

32. Литературный энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1987.- 750с.

33. Лосиевский И.Я. Научная биография писателя: проблемы интерпритации и типологии.- Харьков:Крок,1998.- 424с.

34. И.Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 1970).- М.: Высшая школа, 1980.- 279с.

35. Писатели Скандинавии о литературе.- М., 1982.- 416с.

36. Рейснер М. Предисловие.//Виттельс Ф. Фрейд: его личность, учение и школа.- Л.: «Эго»,1991.- с.7-33

37. Самарин P.M. Норвежская литература. 1871 1917.// Курс лекций по истории зарубежных литератур XX века.- М.,1956.- с.277-290

38. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. В 4 ч. Ч.З.- Саратов, 1975.- 159с.

39. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. Пер. д-ра М.В.Вульфа. 2-е изд.- М.-Пг.Государственное издание, 1923.- 250с.

40. Фрейд 3. Психология бессознательного./Сост. науч. ред., авт. вступ. Ст. М.Г.Ярошевский.- М.:Просвещение,1989.- 448с.

41. Фрейд 3. Толкование сновидений.- Ереван: «Камар»,1991.- 448с.

42. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия.- М.:Издательская группа «Прогресс», 1992.- 569с.

43. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.-М:Республика, 1993.- 445с.

44. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.-М.:Айрис пресс,2004.- 464с.

45. Шэффер, Дэвид. Дети и подростки. Психология развития.- 6-е изд.-СПб. Литер,2003.- 976с.

46. A History of Norwegian Literature/ Ed. by Harald S. Naess.- Lincholn: University of Nebraska; in cooperation with the American Scandinavian Foundation, 1993.- 435p.

47. A History of Scandinavian Literatures./Edited by Sven H.Rossel.-Nebraska University.- 709p.

48. Andersen, Per Thomas. Norsk litteraturhistorie.-C)slo:Universitetsforlaget,2001.- 613s.

49. Atlanten har sa mange mil: streiflys over Sandemose og hans forfatterskap./ Redigert av Bent Dupont, Knud Serensen, Johannes Vasth.- Oslo:Aschehoug, 1986.- 234s.

50. Aubert, Vilhelm. Sosiologi.-Oslo:Universitetsforlaget,1962.~ 220s.

51. Beyer, Edvard. Uttsyn over norsk litteratur.- Oslo:Cappelen, 1967.-179s.

52. Beyer, Harald og Beyer, Edvard. Norsk litteraturhistorie. 3.utg.- Oslo: Aschehoug, 1970.- 479s.

53. Bull T. Mot dag og Erling Falk. Bidrag til norsk historie i mellomkrigstiden. 3. utg.-Oslo:Cappelen,1935.- 328s.

54. Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. 3rd ed.- London: Penguin, 1992.- 105 lp.

55. Dahl, Hans Frederik. Hva er fascisme? Et essay om fascismens historie og sosiologi.- Oslo:Pax,1972.- 162s.

56. Dahl, Willy. Fra40-tall til 70-tall.- Oslo:Gyldendal, 1973.- 153 s.

57. Dahl, Willy. Norges litteratur: Tid og tekst 1884-1935.-Oslo: Aschehoug, 1984.- 430s.

58. Dahl, Willy. Norges litteratur: Tid og tekst 1935-1972.-Oslo:Aschehoug, 1989.- 375s.

59. Dahl, Willy. Konfrontasjoner. Essays om litteratur og politikk.-Oslo:Ny Dag, 1970.- 162s.

60. De Francesco, Scott. Scandinavian Cultural Radicalism: Litterary Commitment and the Collective Novel.- NY;Bern;Frankfiirt am Main;Paris: Lang, 1990.- 152p.

61. Encyclopedia of World Literature in the 20th Century ./Ed. By Leonard S.Klein. Bd.4.- NY.:Continuum,1984.- 726p.

62. Forfatternes litteraturhistorie/ Red. av Kjell Heggelund, Simen Skjonsberg og Helge Void. Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1981.- s. 724

63. Fra saga til samtid: norsk litteraturhistorie/ Red. av Alf Tveteras, Per Vogt Hanssen, Hans Olaf Naklestad. З.орр.- Oslo:Gyldendal,1984.-267s.

64. Horney, Karen. New Ways in Psychoanalysis.- NY:Norton & Co., 1939

65. Horney, Karen. The Neurotic Personality of Our Time.- NY:Norton & Co., 1937

66. Houm, Philip. Norsk litteratur efter 1900/ Overs, af Erling Nielsen.-Kobenhavn: Borgens Forlag, 1954.- 256s.47j0rgensen, Aage. Dansk litteraturhistorisk bibliografi 1967-1986.-Kobenhavn.'Dansklasrerforeningen, 1989.- 462s.

67. Krog, Helge. Meninger: litteratur, kristendom, politikk.-Oslo:Aschehoug, 1947.-309s.

68. Linder, Sten. Ibsen, Strindberg och andra: litteraturhistoriska essaer.-Stockholm: Albert Bonniers Forlag, 1936.- 299s.

69. Longum, Leif. Drammen om det trie menneske. Norsk kulturradikalisme og mellomkrigstidens radikale treklover: Hoel Krog - Overland. -Oslo: Universitetsforlaget, 1986.- 327s.

70. Longum, Leif. Et Speil for oss selv. Menneskesyn og virkelighetsoppfatning i norsk etterkrigsprosa.- Oslo:Aschehoug,1968.-253s.

71. Longum, Leif. Psykoanalysen og kulturradikalismen. //Kulturradikalismen. Det moderna genombrottets andra fas. Red. av Bertil Nolin.- Stockholm:Stehag,1993.- s.23-61

72. Marzak, Mihaly-Szegedy. Literary Canons: National and International.-Budapest,2001.- 280p.

73. Mellemkrigstid: litterasre og sproglige essays / Red. av Johns E., Mailing A. og Petersen Т.- Utrecht: Scandinavisch instituut, 1981.- 204s.

74. Mullahy, Patrick. Oedipus. Myth and Complex. A Review of Psychoanalytic Theory.-NY:Grove Press, 1955

75. Nazismen og norsk litteratur/Redigert av Bjarte Birkeland og Stein Ugelvik Larsan.-Bergen:Universitetsforlaget,1975.- 236s.

76. Nicholls, Peter. Modernisms: a Literary Guide.-Basingstoke:Macmillan, 1995.- 368p.

77. Nordens litteratur efter 1860/ Red. av Mogens Bmndsted. Bd.2.-Kobenhavn.-Gyldendal, 1972.- 593s.

78. Norges litteraturhistorie/ Red. av Edvard Beyer. 4.utg. Bd. 5: Mellomkrigstiden.- Oslo:Cappelen,1996.- 428s.

79. Norsk litteratur gjennom oyevitner. En litteratur historisk kildsamling, 1830-1970./ Red. av Sigurd Aa. Aarnes.- Bergen, 1979

80. Norsk litteraturhistorie. Sakprosa fra 1750 til 1995./Red. av Egil Borre Johnsen og Trond Berg Eriksen. Bind 2,-Oslo:Universitetsforlaget, 1998.- 749s.

81. Norske klassikere: portretter av store norske kunstnere innen litteratur, billedkunst og musikk fra 1600-tallet til vart eget arhundre/ Redigert av P.Anker, K.Bsekkelund og E.Straume.-Oslo:Tiden Norsk Forlag,1985.-638s.

82. Norwegian Literature. Special Issue of "The Norseman".-Oslo:Forbundet, 1990.- 96p.

83. Romberg, Bertil. Studies in the Narrative Technique of the First-Person Novel.- Stockholm: Almqvist&Wiksell,1962 379p.

84. Rossel, Sven H. A History of Scandinavian Literature, 1870-1980/Translated by Anne C. Ulmer.- Minneapolis: University of Minnesota Press, 1982,- 492p.

85. Stenersen, Rolf. Aksjer, kunst, kunstnere.- Oslo:Gyldendal,1969.- 168s.

86. Strukturalisme i litteraturvitenskapen./ Red. av A. Heldal og A. Linneberg.- Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1978.- 284s.

87. Бахтин M.M. Фрейдизм: критический очерк.- NY, 1983.- 280c.

88. Бачинин B.A. Достоевский: метафизика преступления.-СПбИздательство СПбГУ, 2001.- 408 с.

89. Вейдле В.В. Умирание искусства.- СПб:Республика,2001.- 447с.

90. Дмитриева Н.А. Опыты самопознания.//Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века.-М.:Наука,1984.- с.6-50

91. Благовещенская М.П., Измайлов А.А. Кнут Гамсун. Биография по неизданным источникам и литературная характеристика.- СПб: «Шиповник», 1910.- 197с.

92. Вегнер М. Литературный модернизм и творчество Достоевского.// Достоевский. Материалы и исследования. Т.2.- Л., 1976.- с.230-234

93. Григорьева Л.Г. Литература норвежского Сопротивления.// Литература антифашистского Сопротивления в странах Европы 1939 1945.- М.,1972.- с.195-217

94. Джоунс М. Достоевский после Бахтина.- СПб.:Академический проект,1998.- 253с.

95. Дробот О.Д. Романы Акселя Сандемусе 1930-1960-х годов: развитие творческого метода: Автореферат диссертации на соискание ученой степ. канд. филол наук./МГУ им. М.В.Ломоносова.- М.,1990.- 23с.

96. Крымова Н.И. Нурдаль Григ: Очерк жизни и творчества.-М.:Высшая школа, 1965.- 76с.

97. Куприянова И.П. Русская и советская литература в Дании.// Проблемы международных литературных связей.- JI.,1962.- с. 174191

98. Куприянова И.П. Память «пяти проклятых лет».// Вторая мировая война в литературе зарубежных стран. Отв. ред. П.М. Топер.-М.:Наука,1985.- с.348-375

99. Кучевский В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше.- М.,1996.-166с.

100. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. 2-е изд.-М.:Московский психолого-социальный институт; Воронеж:НПО «МОДЭК»,2001.- 384с.

101. Наг М. Путь к расцвету (Прогрессивные тенденции в современной норвежской литературе).//Иностранная литература, 1958, №1.- с.222-224

102. Наг М. Куда идет норвежская литература? Статья из Осло.//Иностранная литература, 1965, №8.- с.234-235

103. Наг М. Норвежские новости.//Звезда, 1960,№12.- с.207-208

104. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания.// Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.1- М.,1990.- с.5-46

105. Сучков Б.Л. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе. Т.2.- М.Художественная литература, 1976.- 367с.

106. Сучков Б.Л. Кнут Гамсун.// Кнут Гамсун. Собрание сочинений. В 6т. Т.1.- М.Художественная литература, 1991.- с.5-42

107. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература,-М. Художественная литература, 1979.- 422с.

108. Шарыпкин Д.М. Русская литература в скандинавских странах.-Л. .-Наука, 1975.-220с.

109. Шарыпкин Д.М. Достоевский в восприятии шведских писателей.//

110. Достоевский. Материалы и исследования. Т.2. Л.:Наука,1976.-с.270-276

111. Шарыпкин Д.М. Скандинавская литературная русистика (1971-1975).//Русская литература.- 1977.- № 1.- с. 179-190

112. Эткинд, Александр. Новый историзм. Русская версия.// Новое литературное обозрение. 2001,- № 47.- с.7-40

113. Aksel Sandemose: Et forfatterhefte.- Oslo:Biblioteksentralen,1999.-42bld.

114. Alfredsson, Ulla. Sprak, sexualitet, fascism: en studie i Aksel

115. Sandemoses roman: Vi pynter oss med horn.- Goteborg: Geteborgs universitet, 1976.- 182s.

116. Andersen, Steeen. Etterord.// Sandemose A. Fortellinger fra Labrador. Stormer ved jevndogn. Ungdomssynd. Menn fra Atlanteren. /Oversatt av S. Lange Sandemose, C.F. Engelstad og K.O. Jensen.-Oslo:Aschehoug,2000.- s.539-556

117. Anti, Per. Sandemose kriminalforfattare och sin egen terapeut.//Psykolognytt, №22,1976.- s.10-12

118. Birkeland, Bjarte. Essays i utvalg. Oslo: Det Norske Samlaget, 1986.- 291s.

119. Birn, Randi. Aksel Sandemose: Exile in Search of a Home.-Westport, Conn.: Greenwood Press, 1984,- 150s.

120. Borge, Bernhard. Nattmennesket.- Oslo: Aschehoug, 1974.- 147s.

121. Braatoy, Trygve. Kjserlighet og andsliv.- Oslo:Fabritius&S0nners Forlag, 1934.106. Braatoy, Trygve. Kjserlighet og hat. Nogen litteratur psykologiskefragmenter.//Edda, 1933.- s. 153-178

122. Dahl, Willy. Morderpsykologi og hvetepriser. En revurdering av Sandemoses En sj0mann gar i land.// Johannes K. Og Dahl W. Konfrontasjoner. Essays om litteratur og politikk.- s.89-101

123. Dupont, Bent og Dalgaard Sejersen, Hanne. Fra Canada til Kjorkelvik: sogelys pa Aksel Sandemose. Herning: Poul Kristensen, 1991.- 133s.

124. Eggen, Einar. Espen Arnakke og hans verden: bidrag til en analyse av "En flyktning krysser sitt spor".- Oslo: Aschehoug, 1981.- 135s.

125. Eggen, Einar. Jante.//Syn og Segn, N 68, 1962.- s. 534-542

126. Estvad, Leo. Aksel Sandemose forst i 20'erne.- KobenhavmCarit Andersens forlag, 1967.- 191s.

127. Fearnley, Ragnhild. Aksel Sandemose, sin egen historiker og sin samtidshistoriker.//Edda, 1973.- s .180-184

128. Forssberg Malm, Anna. Kollisioner. Aksel Sandemose som outcast och monument.-Stockholm,1998.- 389s.

129. Gorvell, Knut. En emigrant krysser sine ord: studier i Aksel Sandemoses Det svundne er en dram.- Oslo: Aschehoug, 1990,- 220s.

130. Haaland, Arild. "Varulven" "Flyktningen".Tur-retur: En linje i Sandemoses diktning.//Vinduet, 1,1965.- s.22-31

131. Haavardsholm Espen. Mannen fra Jante: et portrett av Aksel Sandemose. 3.utg.- Oslo: Gyldendal, 1999.- 364s.

132. Hagen, Trygve. Individ og samfunn: et litteraer analyse av Aksel Sandemose: En sjomann gar i land. H.oppg. Bergen, 1969.

133. Hareide, Jorunn. Hoyt pa en vinget hest: en studie i drammer og syner i Aksel Sandemoses forfatterskap Oslo: Aschehoug, 1976.- 331s.

134. Hareide Aarbakke, Jorunn. Den forste kjserligheten i Vi pynter oss med horn i Tekst opplevelser. Ni analyser av norske prosatekster redigert av Willy Dahl.- Oslo:Universitetsforlaget, 1969.- s. 104-113

135. Hareide, Jorunn. Diktning som skjebne: Aksel Sandemose.- Oslo: Aschehoug, 1999.- 190s.

136. Hareide Aarbakke, Jorunn. Dumhetens oppror. Aksel Sandemose og nazismen.// Nazismen og norsk litteratur.- Bergen:Universitetsforlaget, 1975.- s.141-158p 122. Hareide Aarbakke, Jorunn. En dikter krysser sitt spor.// Edda, 1965.s.217-243

137. Hobbes Th. Leviathan.- London, 1943.- 392p.

138. Holmesland, Hilde. Konkurransen, sammelikningen, er mannens ulykke.// Edda,6,1980.- s.349-360

139. Hooker R. Of the Lawes of Ecclesiastical Politie.- Amsterdam:Da Capo,1971.- 270p.

140. Knutsen, Nils Magne. Hamsun: Liv og forfatterskap.-Oslo:Aschehoug,1975.- 96s.f 127. Kristensen, Tom. Dichtung und Wahrheit om Sandemoses kunst.//1. Edda, 4,1973.- s.247-253

141. Kristensen, Tom. Jernet som symbol hos Aksel Sandemose.//Edda,3,1972.- s. 169-177

142. Landro J., Haavardsholm E. Aksel Sandemose.- Oslo, 1999.- 23s.

143. Larsen, Petter. Sandemose: Norske forfattere i nasrlys.-Oslo:Aschehoug,1972.- 75s.

144. Larsen, Petter. Sandemose.//Fra Sandemose til Schjerfig.- Oslo:Tiden norsk forlag,1983.- s.7-84

145. Lien, Asmund. Den store Sandemose bibliografien.//Samtiden, 10, 1969.- s.664-668

146. Lien, Asmund. Store John vender tilbake.// Edda, 6, 1965,- s.329-388

147. Longum, Leif. Drammen om det frie menneske. Norsk kulturradikalisme og mellomkrigstidens radikale treklover: Hoel-Krog-0verland.- Oslo:Universitetsforlag,1986.- 327s.

148. Lien, Asmund. Den store Sandemose-bibliografien// Samtiden, 1969, 78.- s.664-668

149. Lien, Asmund. Kommentar og kritikk.// Edda, 1968.- s.274-277

150. Mag, Martin. Forbrytelse og straff i norsk litteratur.//Dostojevskijs roman om Raskolnikov.- Oslo:Aschehoug,1973.- s. 157-165

151. Nag, Martin. Dostojevskijs gjennombrudd i Norge.- Oslo,1977.- 54s.

152. Nielsen, Hans-Jorgen. Arbeiderforfatteren Sandemose og arbeiderismens overvindelse//Vinduet, 3/4- 33.argang, 1979.- s. 39-42

153. Nordahl Grieg i vare hjerter/ Red. av Inger Hansen, Thorleif Skjsevesland, Knud Sorensen.- Oslo: Falken Forlag, 2002.- 158s.

154. Nordberg, Carl-Eric. Sandemose: en biografi/ Oversatt av Petter Larsen.-Oslo:Aschehoug, 1967.- 254s.

155. Nytt lys pa Aksel Sandemose./ Red. av Thaly Nilsson.-Oslo: Aschehoug, 1998.- 286s.

156. Om Sandemose en rapport fra Jante./ Red. av Johannes Vaeth.-Nykobing Mors: Attika, 1974.- 182s.

157. Ruud, Tore. Den hellige trekant. Et grunnmonster i Aksel Sandemoses dikteverden. H.oppg.- Oslo, 1967

158. Sailing, Per. Varulven i oss alle.//Edda, 1989,4.- s.331-346

159. Sandemoses ansikter./ Redigert av Niels Birger Wamberg.-Oslo: Aschehoug, 1969.- 229s.

160. Sanne, Elizabeth. Makt- og autoritetsforholdene i Jantes verden. Momenter til en analyse av Aksel Sandemoses En flyktning krysser sitt spor. H.oppg.- Oslo, 1979

161. Skjaevesland, Thorleif. Aksel Sandemose og politikken. Dikterens forhold til politiske stramninger i mellomkrigstiden.// Samtiden, 82, 1973.- s.364-372

162. Skjffivesland, Thorleif. Sandemose som bokmeldar.// Basar, 3, 1976.-s.29-37

163. Skjasvesland, Thorleif. To forfattere i kontakt og konflikt. Aksel Sandemose og Arnulf Overland.// Samtiden, 83, 1974.- s.574-584

164. Soltvedt, Thor. Med Jante og varulven i oss.// Bergens Tidene. l.juli 1998

165. Stemland, Teije. Aksel Sandemose Jantelovens skaper.// Aftenposten, 17.oktober 1995

166. Storm, Ole. Janteloven. Aksel Sandemose. En biografi.-Oslo:Aschehoug,1989.- 352s.

167. Sselensminde, Svein. En apologi for Aksel Sandemose.// Fjorten riss av ein tradisjon. Red. av Ottar Grepstad m.fl.- Oslo:Samlaget,1982.-s.l 18-128

168. Ustvedt, Yngvar. Pa tomanshand med dikterne. // Nye intervjuer med norske klassikere fra Petter Dass til Arnulf 0verland.-Oslo:Gyldendal,1976.- s.

169. Ustvedt, Yngvar. Mytedikteren Aksel Sandemose.// Samtiden, 65, 1966.-s.463-474

170. Vogt, Johan. Sandemose. Minner, brev, betraktninger.-Oslo:Aschehoug,1973.- 118s.

171. Vasth, Johannes. Aksel Sandemose og Jante.-K0benhavn:Vinten,1965.- 43s.

172. Vseth, Johannes. Nykobing og Jante.- Nykobing Mors:Fris0,1979.-29s.

173. Veeth, Johannes. Pa sporet etter Sandemose. Essays og artikler.-Kobenhavn: Attike, 1975.- 158s.

174. Vasth, John. Lykkeman eller niding?//Samtiden, 1963, 9.- s.612-616

175. Vaeth, Johannes. Aksel Sandemose i Norges Jante.// Syn og Segn,74,1968.- s.516-520

176. Vasth, Johannes. Sandemose og offentlighet. Et kildeskrift I.Oslo: Aschehoug, 1999.-559s.

177. Vasth, Johannes. Sandemose, Hoel og brevet som blev til En flyktnong krysser sitt spor.// Edda, 1967, 3.- s. 199-203

178. Vaeth, Johannes. Emigranten Sandemose.// Arbeiderbladet. 13.mai 1969

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.