Феномен Сверхчеловека в духовной культуре ХХ века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Шичанина, Юлия Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат философских наук Шичанина, Юлия Владимировна
Оглавление.
Введение_
Глава 1. Сверхчеловек: маг и адепт эзотерического
знания__17
1.1. Философская "родословная" идеи Сверхчеловека в эзотерике__18
1.2. Идея Сверхчеловека; человек "седьмой" и "новый"__
Глава 2. Сверхчеловек: неисповедимоеть ницшеанского
образа. Вывод согласно логике западного гуманизма. _46
2.1. Сверхчеловек - имя собственное._46
2.2. Сверхчеловек - это гуманно._64
Глава 3. Интерпретация идеи Сверхчеловека в терминах
техногенной культуры._74
3.1. Феномен Супермена--75
3.2. Загадка финала: Супермен или Нечеловек?
"Гомо космикус" и "Волетворец". "Сверхчеловек-файл"
и "Гомо имморталис"__79
Глава 4. Сверхчеловек: откровение трансперсонального
опыта__102
Заключение.____129
Библиография. _
136
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Культурно-философская экспликация идеи сверхчеловека2017 год, кандидат наук Беляев, Дмитрий Анатольевич
Иномерность в современной культуре: многообразие проявлений2006 год, доктор философских наук Шичанина, Юлия Владимировна
Онтолого-антропологические основания становления ноосферного человека2014 год, кандидат наук Меликян, Мерине Акоповна
Проблема социального героя в философии К.Г. Юнга2006 год, кандидат философских наук Исмиева, Валерия Мамедовна
Антропология русского модернизма: На материале творчества Л. Андреева, И. Анненского, Н. Гумилева2003 год, кандидат филологических наук Курганов, Алексей Витальевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен Сверхчеловека в духовной культуре ХХ века»
Введение.
Тема диссертационного исследования: "Феномен Сверхчеловека в духовной культуре* XX века".
Актуальность темы исследования.
XX век - век беспрецедентного триумфа человека. Век освоения космоса и успехов генной инженерии; век информационной интеграции фрагментарной мозаики отдельных человеческих сообществ в единый конгломерат подсистем. Это столетие великих перемен в концепции философского знания; бесконечной взаимодополняемости духовных течений Востока и Запада; многообразия философских стилей, жанров и способов участия в трансисторическом, транскультурном междисциплинарном диалоге.
Но столетие великих перемен и эпохальных свершений имеет и свою оборотной) "темную" сторону - глобальный кризис.
Сценарии мировой катастрофы безжалостны: атомная война, тотальное загрязнение промышленными и ядерными отходами среды обитания и пищевых ресурсов, разрушение озонового слоя, усиление парникового эффекта, истощение планетарных запасов кислорода вследствие уничтожения лесов и отравления океанс-
»Автор придерживается деятельи о сти ой концепции культуры. Соответственно духовная культура понимается как конкретно-историческая совокупность способов конструирования моделей миропонимания, полагания целей и ценностей, приращения знаний .
кого планктона. Кроме того, существует устойчивая тенденция роста психических эмоциональных расстройств, увеличение числа самоубийств и насильственных немотивированных действий.
Хотя проблемы современного мира имеют различные формы, все они являются симптомами (и одновременно условиями) эмоционального, интеллектуального и духовного состояния сознания подавляющего большинства представителей рода человеческого. Соответственно, по-настоящему эффективным и окончательным разрешением глобального кризиса может быть радикальная внутренняя трансформация человека в самом широком смысле и его постепенное восхождение к более высокому уровню осознания и зрелости.
В данной ситуации - на пороге нового тысячелетия -проблемы философской антропологии становятся наиболее актуальными, стимулирующими поиск судьбоносных решений. В свою очередь, радикальная трансформация человека предполагает столь же радикальную трансформацию человеческой культуры -изменение ее содержания и функций, пересмотр основных постулатов человеческого бытия.
Проблема человека в XX веке была так основательно разработана в рамках разных философских направлений, так тщательно отшлифована в свете новейших естественнонаучных подробностей о человеческой природе, что даже самая удачная попытка представить серьезный аналитический обзор (из-за его непомерной громоздкости), выглядела бы очень скучно. Тем не менее, мало кто из рационалистически настроенных умов уделил должное внимание рассмотрению аксиологической и телеологической подоплеки вопросов о сущности Homo sapiens.
Философская антропология XX столетия, ассимилировавшая великие духовные системы Запада и Востока, не обратила должного внимания на то, что с древних времен сущность человека мыслится принципиально незамкнутой: человеческое существование полагается начинающимся еще задолго до воплощения в конкретном человеческом теле и заканчивается переходом в иные сферы и состояния. Именно человек, так как никакому другому живому существу не свойственно переживание собственной смертности и ограниченности, на протяжении веков пытается расширить собственные пределы. Поэтому, вместо того чтобы продолжать вопрошать:"Что и кто есть человек и чем он отличается от других живых видов в свете новых научных данных?" - акцент данного исследования смещается в сторону вопросов: А каким видит себя человек через ценностную призму идеала? Насколько взлелеянный в культуре XX века образ человека является адекватным человеческим возможностям и вместе с тем зависимым от научно-технических достижений? и др. Это попытка найти культурно-философские основания для человечески-сверхчеловеческого образа Homo sapiens. Ведь всякая целостная концепция человека* включает не только представление о человеке как о конечном обитателе геоцентрической вселенной, но и вопросы потенции и развития (все то, что "Сверх"), соответственно анализ концепции человека должен быть дополнен рассмотрением ее сверхчеловеческой компоненты.
Иначе говоря, антропологический феномен Сверхчеловека
»Здесь и далее курсив автора
становится основой культурологического исследования, открывает перспективу человеческой культуры на пороге нового тысячелетия.
Научно-теоретическая и практическая актуальность данного диссертационного исследования вызвана неразработанностью проблем, затрагивающих феномен Сверхчеловека, например, таких, как причины укорененности идеи Сверхчеловека в культуре, причины ее "ренессанса" в XX веке и т.п.
Более того, проблема Сверхчеловека даже не была сформулирована. А если и была отчасти оговорена разными авторами, то не получила должного развития. Поэтому в XX веке понятие Сверхчеловека перегружено ассоциациями и варьируется мыслью от витиеватого ницшеанского пророчества до героя американских комиксов или доказательства неотвратимости прогресса науки - "киберджека".
Идея Сверхчеловека наверняка существовала на всех этапах развития человечества (это иллюстрируют древние предания и мифы) и продолжает существовать как общая тенденция философской мысли, как приоритетное направление научно-техничес-кой исследовательской практики, как один из главных вопросов философской антропологии конца XIX и XX в.в.
Она обыгрывается в рамках различных религиозно-фило-софских, эзотерических учений, развивается жанром "Sciense fiction", отражается обыденным сознанием, реализуется в высокобюджетных. проектах массового кино и тиражируется для любителей "жвачки для мозгов". Широта и разноплановость ассоциаций отражает целый гтаст современной культуры, который был практически обойден вездесущей философской рефлексией.
Безусловно, данное исследование не претендует на то, чтобы полностью исправить сложившуюся ситуацию и дать исчерпывающий анализ феномена Сверхчеловека абсолютно во всех сферах духовной культуры XX столетия, но начать философский диалог на эту тему с мыслителями нашей эпохи представляется вполне посильным и своевременным.
Наш современник продолжает существовать как бы в двух измерениях: реальном, но неистинном, и потенциальной возможности, подлинного бъипия - существовать с претензией на осуществление этой потенции, пусть даже ценой невероятных усилий, чудовищных трансформаций и выхода за человеческие пределы.
В ситуации, когда социокультурный кризис приобретает глобальный характер, разум и поступки человека не всегда обременены моральной мотивацией, а достижения науки и техники делают идеи, до сих пор только теоретически мыслимые, практически осуществимыми, анализ феномена Сверхчеловека представляет далеко не праздный философский интерес.
Степень разработанности проблемы.
Как уже было отмечено выше, тема данной диссертационной работы ранее не становилась объектом систематизированного исследования. Соответственно, литература, непосредственно анализирующая феномен Сверхчеловека, проблему Сверхчеловека (диссертационные исследования, монографии и пр.), практически отсутствует. Тем не менее, некоторые отечественные и зарубежные авторы касаются темы сверхчеловеческого, предлагают свою интерпретацию идеи Сверхчеловека в контексте истори-
ко-философских штудий творчества отдельных мыслителей; в контексте работ по философской антропологии; изложения собственных оккультно-эзотерических, религиозно-философских, эволюционистских, культурологических, психологических концепций и учений.
Принимая'во внимание, что феномен Сверхчеловека рассматривается диссертантом в широком культурно-философском мировоззренческом контексте, в разнообразных сферах духовной культуры, к работе над темой смело был привлечен значительный объем художественно-философской и научно-фантастической литературы.
Чрезвычайно полезными оказались теоретико-методологические разработки таких тем, как "Сознание", "Смерть-Бессмертие", "Свобода" и др. А также источники на английском и других ин. языках; материалы отечественных и зарубежных справочных изданий.
По всем вышеперечисленным направлениям выбор литературы обширен и, в рамках данного диссертационного исследования, фактически ограничен только существующими нормативами объема текста работы.
Стремление отразить чрезвычайную вариабельность идеи Сверхчеловека, неслучайно возникающую на единой почве европейской культуры, нашло отражение в выборе для анализа мыслителей разноплановых, контрастных по жанру и философским пристрастиям.
Однако следует оговориться, что смысловое поле диссертационного исследования намеренно ограничено рамками европейской (по преимуществу западной) культурной традиции. Ав-
тором не рассматривается идея Сверхчеловека в русской культуре, ввиду того, что эта идея в русской религиозной философии, русском космизме, литературе и культуре "Серебряного века" требует подробного самостоятельного исследования и не может быть разработана с необходимой степенью тщательности в масштабах отдельного параграфа или главы. Последнее замечание справедливо и относительно разработки идеи Сверхчеловека в контексте оригинальной Восточной культуры и философии.
Идея Сверхчеловека не рассматривается диссертантом в контексте ортодоксального христианства, т.к. в рамках данной религиозно-философской традиции не существует Сверхчеловеческой проблематики в чистом виде: речь можно вести только о "Богочеловечестве", а всякое "Человекобожае-Сверхчеловечество" (когда Сверхчеловеческое стяжается непосредственными усилиями человека) - ересь.
Т.о. содержание диссертационного исследование составляет анализ идеи Сверхчеловека по четырем направлениям (ок-культно-эзотерическое, постницшеанское, технократическое и трансперсональное), которые, по мнению автора, наиболее ярко и полно репрезентируют феномен Сверхчеловека в европейской духовной культуре XX века.
Анализ идеи Сверхчеловека в рамках оккультно-эзотерического направления опирается преимущественно на работы П.Д.Успенского, Ч.Тарта, Ф.Гартмана (тема творчества Пара-цельса и философской "родословной" эзотерического знания), А.Кульского, А.Дугина, а также энциклопедическое изложение Масонской, Герметической, Каббалистической и Розенкрейце-ровской Символической философии Мэнли П.Холла.
В работе над второй главой (постницшеанское направление) были использованы, в основном, оригинальные произведения Ф.Ницше, Ж.-П.Сартра, А.Камю, X.Ортеги-и-Гассета, М.Хай-деггера, Б.Шоу. Ряд историко-философских штудий творчества этих мыслителей, а так же работы идеологов модернизма, постмодернизма; публикации, раскрывающие тему кризиса основ современного мировоззрения и западного гуманизма (см.библиографию) .
Идея Сверхчеловека, интерпретированная в терминах техногенной культуры, обыденным сознанием, а также научно-фило-софской, художественно-философской мыслью, раскрывается на материале работ С.Лема, Г. И. Гуревича, К.Э.Циолковского, Д.Барнса, А.Поликовского и др. Перспективный взгляд на человека, с точки зрения его возможной эволюции (с учетом тенденций развития современной цивилизации), представлен в работах Ю. Г. Волкова, В.С.Поликарпова, И.В.Вишева, В.П.Казначе-ева, Е.А.Спирина, В.Н.Келасьева, С.Е.Кульского, П.Калиновко-го, П. С. Гуревича, ,1.1е¥1зидр. (см. библиографию); философский анализ обыденного сознания опирается преимущественно на монографии Е.В.Золотухиной-Аболиной.
Тема, раскрываемая в главе 4 "Сверхчеловек: откровение трансперсонального опыта", разрабатывалась, в первую очередь, на основании взглядов представителей американской школы трансперсональной психологии, а также обнаруживающих близость этому философскому направлению исследований В.В.Нали-мова, А.Маслоу.
Методологические принципы и методы исследования.
Поскольку автор выступает с позиции светского гуманизма, методологическим основанием исследования выступает, прежде всего, диалектический принцип всесторонности рассмотрения, позволяющий анализировать феномен Сверхчеловека с учетом всей совокупности социокультурных факторов.
В ходе исследования были востребованы методы системного анализа и синтеза, аналогии, сравнения, научного обобщения.
Учитывая современное состояние развития философской области знания, а также специфику анализируемого материала, для реконструкции и соотнесения текстовых источников с куль-турно-историческим контекстом, диссертантом использовались преимущества герменевтического подхода.
Цель и задачи исследования.
Целью данного диссертационного исследования является комплексное рассмотрение и анализ феномена Сверхчеловека в духовной культуре XX века.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- систематизировать разрозненный, фрагментарный материал по теме и выделить типы понимания Сверхчеловеческого;
- выявить и проанализировать ведущие интерпретации идеи Сверхчеловека в европейской духовной культуре XX века;
- исследовать характерные для выделенных направлений содержательные тенденции и способ говорения о Сверхчеловеке;
- выявить скрытые тенденции современной техногенной цивилизации к радикальной трансформации человеческой природы; исследовать причины укорененности идеи Сверхчеловека в европейской культуре;
- обосновать творческий потенциал идеи Сверхчеловека; дать критический анализ попыткам выработать продуктивную жизненную стратегию будущего на основе сверхчеловеческой точки зрения.
Научная новизна работы.
Научная новизна работы определяется неразработанностью темы (отсутствием на заявленную тему диссертаций, научных монографий и т.п.) и состоит в комплексном, многогранном, творческом изучении феномена Сверхчеловека в духовной культуре XX века, что нашло отражение в следующем:
- систематизирован материал по теме; проведено разделение деятельностного и бытийного понимания сверхчеловеческого;
- выявлены и проанализированы концепции Сверхчеловека в рамках постницшеанского, технократического, оккультно-эзоте-рического и трансперсонального направлений философской мысли;
- исследованы характерные для выделенных направлений содержательные тенденции и способ говорения о Сверхчеловеке;
- выявлена тенденция современной техногенной цивилизации к радикальной трансформации человеческой природы; показана обусловленность содержания идеи Сверхчеловека в рамках техногенной цивилизации доминантной деятельностно-активной установкой европейской культуры и аксиологическими основами западного гуманизма;
- обоснован творческий потенциал идеи Сверхчеловека; дан критический анализ попыткам выработать продуктивную жиз-
ненную стратегию будущего на основе сверхчеловеческой точки зрения.
На защиту выносятся следующие тезисы.
Диссертационное исследование, осуществленное в соответствии с актуальным контекстом темы, целью, задачами и рассмотренными выше теоретико-методологическими основаниями анализа, позволило сформулировать, следующие, выносимые на защиту, положения:
1. В гуманитарной литературе XX века сверхчеловеческое понимается двояко:
- как деятельность, основанная на сверхчеловеческих способностях и направленная на желаемое преобразование материальной Вселенной. В этом случае сверхчеловек выступает как маг или киборг;
- как особый способ бытия, предполагающий выход за рамки "человеческой точки зрения". Целеполагание и целедостиже-ние в этом случае становится ненужным, а Сверхчеловек превращается в бестелесного созерцателя универсума или демиурга мысленных "виртуальных миров".
Вторая точка зрения, как правило, оказывается несамодостаточной и рано или поздно дополняется первой "деятель-ностной" позицией.
2. Идея Сверхчеловека, привычно возводимая современным рационалистическим мышлением к философии Ф.Ницше, является очень давней. Эзотерическая традиция, исторически лежащая в основе всех других толкований Сверхчеловека, говорит о Сверхчеловеке как об итоге внутренней эволюции индивидуаль-
ного сознания. Сверхчеловек, превосходя возможности рода Hp-mo sapiens, утрачивает человеческие эмоции, прорывается за пределы мира материальных и пространственно-временных ограничений.
3. В XX веке представлен целый спектр концепций Сверхчеловека. В них не всегда присутствует термин "Сверхчеловек", но наличествует идея сверхчеловечности. Необходимо выделить, по крайней мере, четыре направления:
а). Постницшеанское. К нему мы причисляем, в частности, Ж.-П.Сартра и А.Камю, изображающих личность, полностью свободную в своем выборе от общественных ограничений, социальных установлений, человеческих переживаний и даже от самой конкретной ситуации.
б). Оккультно-эзотерическое. Эзотеризм XX века широк, но прекрасной иллюстрацией установки на сверхчеловечность являются работы школы Г. Гюрджиева, в частности, П.Д.Успенского. Сверхчеловек здесь - результат неутомимых духовных практик по выращиванию бессмертных "тонких тел".
в). Технократическое. Его яркими представителями выступают философы-фантасты С.Лем, Г. И. Гуревич и др. Сверхчеловеческие возможности, согласно этому направлению, есть результат научного и технического прогресса, создания симбиоза человека и компьютера.
г). Трансперсональное. Его творцы и выразители С.Гроф, К.Уилбер и др. Трансперсоналисты усматривают путь к сверхчеловеческому через пребывание в измененных состояниях сознания.
4. Все интерпретации сверхчеловеческого в XX веке укло-
няются от строгого логического дискурса. Некоторые авторы (П.Д.Успенский) настаивают на принципиальной невыразимости идеи Сверхчеловека на языке трехмерного сознания. Другие (трансперсоналисты) считают, что для понимания сверхчеловечности необходим личный опыт сверхчеловеческого переживания. По их мнению, только этот опыт, достигаемый с помощью специальных психотехник, создает основы для продуктивного диалога "человеческое-сверхчеловеческое".
5. Преобразование в Сверхчеловека - единственная (с точки зрения его сторонников) альтернатива автоматическому, зависимому, бессознательному и конечному существованию человеческой массы. Сверхчеловек (за исключением Супермена массовой культуры) - феномен элитарный.
6. Идея Сверхчеловека в рамках современной техногенной цивилизации отражает своего рода антропологический концепт, существование которого зиждется на окончательно сложившемся к концу XIX столетия представлении о человеческой природе как о включенной в процесс всеобщего становления (эволюции, истории), о доступной для разного рода преобразований, о требующей коррективов, а следовательно - представлении о том, что человек не является абсолютной ценностью в настоящем, но он мог бы стать таковой в будущем. Такой взгляд на человека коррелирует с гуманистическим тезисом, что человек (как бы несовершенен он не был) все же - венец природы, поэтому только ему одному по силам переделать природу, как внешнюю, так и свою собственную.
7. Установка на сверхчеловеческое как на "иное" в рамках современной культуры не столько укрепляет общепринятые
гуманистические ценности, сколько разрушает их. Прямой синтез человеческого и Сверхчеловеческого невозможен в качестве продуктивной жизненной стратегии. Он с необходимостью предполагает утрату человеком собственной определенности, трагедию самоотказа. Поэтому идея Сверхчеловека приемлема только как усмотрение перспективы собственно-человеческого. Она дает ориентацию на "поиск себя", на осознание многомерности и многоплановости человеческого существа.
Научная и практическая значимость работы.
Результаты диссертационного исследования позволяют углубить теоретические представления в области культурологии, философии, антропологии, психологии, стимулируя дальнейшее исследование вопросов, связанных с феноменом Сверхчеловека.
Они имеют немаловажное значение для определения тенденций развития современной культуры, а также знаний человека о самом себе (для выработки тактики и стратегии самопознания, саморазвития, самосовершенствования).
Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах культурологии, философской антропологии и других гуманитарных дисциплин.
Кроме того, содержание диссертационного исследования изложено в доступной для понимания форме, текст не перегружен специальной философской терминологией, поэтому может быть рекомендован широкому кругу читателей.
Апробация. Публикации.
Диссертационная работа обсуждалась на кафедре теории
культуры, этики и эстетики философского факультета Ростовского государственного университета.
Основное содержание исследования раскрыто в трех публикациях, общим объемом 2,5 п. л.
1. Шичанина Ю.В. Интерпретации идеи Сверхчеловека: Станислав Лем // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук. - Ростов-на-Дону, 1995., С. 124. ( 0,5 п. л. )
2. Шичанина Ю.В. Феномен Сверхчеловека в философии и культуре XX века // Научная мысль Кавказа: научный и общественно-теоретический журнал. - 1997. - N1., С.41. ( 1 п.л.)'
3. Шичанина Ю.В. Сверхчеловек: Откровение трансперсонального опыта. // Текст и комментарий. Серия: Философия. Вып. 1. - Ростов-на-Дону., ЮРГИ, 1998. ( 1 п.л.)
Структура работы.
Текст диссертационной работы (общим объемом 151 с.) состоит из введения; четырех глав (главы 1-3 включают по два параграфа каждая); заключения и библиографии (199 источников) .
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Образ человека в религиозном неомодернизме2011 год, кандидат философских наук Гончарова, Софья Владимировна
Специфика современного эзотеризма в России: культурфилософский анализ2006 год, кандидат философских наук Иванова, Ольга Анатольевна
Социально-философские аспекты идеи усовершенствования человека2006 год, кандидат философских наук Кудашова, Ирина Владимировна
Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века2013 год, доктор философских наук Зезюлько, Александр Викторович
Иррационально-эзотерические версии культуры1997 год, доктор философских наук Израилев, Юрий Львович
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шичанина, Юлия Владимировна, 1998 год
Библиография.
1. Абэ Сигеру. Религия материалиста. Вселенская жизнь человека. - М.: Наука. 1993.
2. Антропологическая проблематика в западной философии: [Сб. ст.] - М.: Изд-во МГУ, 1991.
3. Арьес ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Прогресс. Академия, 1992. - 528с.
4. Варне Д. История мира в 10 1/2 главах //Иностранная литература. - 1994. - N1.
5. Берне Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений. - М.: Вече, Персей, ACT, 1995.
6. Бескова H.A. 0 природе трансперсонального опыта //Вопросы философии. - 1994.- N2
7. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. - АН УССР, Институт философии.- Киев: Нау-кова думка, 1991.
8. Визгин В.П. Ницше глазами Делеза //В.Ф. - 1993,- N4
9. Вишев И.В. Бессмертие человека. Реально ли оно? -Минск: Беларусь, 1990.
10. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. - Новосибирская наука. Сибирское отделение., 1990.-240с.
11. Вышеславцев Б.П. Бессмертие перевоплощение и воскрешение. //Человек.- 1993.- N2
12. Волков Ю.Г., В.С.Поликарпов. Человек как космопла-нетарный феномен. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1993.-192с.
13. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественно-научные и гуманитарные аспекты: Уч. пособие. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1994.
14. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше,- Рига.:"Спридитис", 1991. -277с.
15. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. - М.: Новый Акрополь, 1997. - 288с.
16. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М.: Прогресс,
1987.
17. Грекова Т.И. Болезнь и смерть - зло или благо? -М., 1983.
18. Григорьян Б.Г. Философская антропология. - М.,
1982.
19. Гроф С. Космическая игра. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997.-256с.
20. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1994. - 342с.
21. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. - М., 1997.
22. Гроф С., Хэлифакс С. Человек перед лицом смерти. -М., 1996.
23. Гроф С., Беннет Хел Зина. Холотропное сознание. Три уровня уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь. - М.: Изд-во Трансперсонального Института. -1997.- 345с.
24. Гуревич Г.И. Лоция будущих открытий: Книга обо всем. - М.: Наука, 1990.- 208с.
25. Гуревич Г.И. Древо тем: Книга замыслов.- М.: Молодая гвардия, 1991. - 198с.
26. Гуревич Г.И. Живите тысячу лет //Наука и религия. -1978.-N1.
27. Гуревич Г.И., Бестужев-Лада И.В. Жить вечно. Возможно ли? Целесообразно ли? //Литературная газета.- 1974.-N19
28. Гуревич П.С. Философский словарь. - М., 1997.
29. Гуревич П.С. Человек: Учебное пособие для 9 кл. об-щеобр. учебных заведений. - М.,: Дрофа, 1995 - 334с.
30. Гуревич П.С. Вселенная по имени Человек //Свободная мысль. - 1991. - N14
31. Гуревич П.С. Философская антропология. - М., 1997.
32. Делез Ж. Тайна Ариадны //В.Ф. - 1993.- N4
33. Демичев А. Современность смерти //Первый Российский философский конгресс. -М., 1997.
34. Долгов K.M. От Киркъегора до Камю: Очерки европейской философско-социологической мысли XX века. - М., 1990.
35. Дугин А. Тамплиеры пролетариата. - М., 1997.
36. Зелинский Ф. Ницше и античность. // Ф.Ницше, философия в трагическую эпоху.- М.:"REEL-book", 1994
37. Золотухина-Аболина Е.В. Философия обыденной жизни: Экзистенциальные проблемы. /Курс лекций. - Ростов/Д.: Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 1994.-140 с.
38. Игнатов А. Черт и сверхчеловек. Предчуствие тотоли-таризма Достоевским и Ницше // В.Ф. - 1993,- N4
39. Исаев С.А. Теология смерти: очерки простестанского модернизма. - М.: Политиздат, 1991.
40. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблема комплексного изучения. - Новосибирс-
кая наука. Сибирское отделение, 1991.- 302с.
41. Калиновский П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после. - М.: Новости, 1991.
42. Калиновский П. Смерть и после. Спб., 1994.
*
43. Камю А. Сочинения. - М.: Прометей, 1989.
44. Камю А. Избранное. - М.: Правда, 1990.
45. Камю А. Избранное: Повести. Роман. Рассказы и очерки. - Минск: Нар. асвета, 1989.
46. Камю А. Избранное . - М.: Прогресс, 1969.
47. Камю А. Избранные произведения. - М.: Панорама,
1993.
48. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990.
* 49. Камю А. Посторонний; Чума; Падение; Рассказы и эс-
се. - М.: Радуга, 1989.
50. Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки. - М.: Радуга, 1990.
51. Канетти Э. Человек нашего столетия. //Проблема человека в западной философии. - М., 1988.
52. Канетти Э. Человек нашего столетия. - М., 1990.
53. Кашин П. Звезда. - М., 1995.
54. Кедров К. Нужно ли человеку бессмертие? //Известия. - 1997,- N62.- 3 апреля
^ 55. Келасьев В.Н. Интегральная концепция человека.-
СПб.: Изд-во С. - Петербург, университета, 1992,- 208с.
56. Киссель М. А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. // В. Ф..-
1994,- N11
57. Кестлер А. Человек - ошибка эволюции //Диалоги: По-
лемические статьи о возможных последствиях современной науки. - М.: Политиздат, 1979.
58. Краткий словарь современных понятий и терминов. -2-е изд. / Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова т др.; Сост. и общ. ред. В.А.Макаренко. - М.: Республика, 1995. -510с.
59. Кузнецов В.Н. Ж.-П.Сартр и экзистенциализм. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1969.
60. Кульский А.Л. На перекрестках Вселенной. - Донецк,
1997.
61. Кульский С.Е. Бессмертие: иллюзия или реальность //Философские науки. - 1991.- N9
62. Лаврова А.А. Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах.
♦ //В.Ф. - 1991.- N3
63. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. - М.,1984.
64. Ландсберг А., Файе Ч. Встречи с тем, что мы называем смертью // Жизнь земная и последущая.- М.: Политиздат, 1991.
65. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма //Вопросы философии.- 1994.- N6.- С.22
66. Лем С. Избранное.- Л.:1981.
67. Лем С. Избранное. - Кишенев,1978.
68. Лем С. Мир на земле. Фиаско, - М. ,1991.
# 69. Лем С. Сочинения в 2-х т. т. - М. ,1992.
70. Лем С. Сумма технологии.- М.,1969.
71. Лем С. Сочинения в 10 т. т. - М., 1992.
72. Лем С. Кибериада: Голем 14 (на украинском языке) Киев,1990.
73. Лем С. Маска. Не только фантастика // Библиотека ж.Химия и жизнь.-М.,1990.
74. Лефевр В.А. О человеческом в человеке. [ Сб. статей]. - М.: Политиздат, 1997. - 382с.
75. Литературный гид. Постмодернизм: подобия и соблазны реальности //Иностранная литература. - 1994. - N1.
76. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. - М.: Республика, 1992. - 432с.
77. Маслоу А. Психология бытия. - Киев., 1997.
78. Материалы 19-го Всемирного Философского Конгресса: "Человечество на переломном этапе: философские перспективы" ( 22-28 августа 1993 г.) // Вопросы философии.- 1994.- N6.-С.5-54
79. Мейлах М. "Четвертый путь" Георгия Гурджиева //Наука и религия. - 1989. - N9, N10
80. Мещеряков Б.Г., Мещерякова И.А. Введение в челове-кознание: Пособие для студентов педагогических университетов.- М. : РГГУ, 1994.
81. Миарс А. Подчинять или подчиняться? - СПб., 1997.
82. Михайлов А. В. С.Циглер. Хайдегер, Гельдерлин и але-тейя //Вопросы философии. - 1994. - N2
83. Моуди Р. Жизнь после смерти // Жизнь земная и пос-ледущая.- М.: Политиздат, 1991.
84. Мунье Э. Надежда отчаявшихся. - М.: Искусство,
1995.
85. Налимов В.В.. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. -М. :Изд-во"Прометей"МГПИ им.Ленина, 1989.
86. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993.
87. Николл М. Психологические коментарии к учению Гурд-жиева и Успенского. - М.: Гумус, 1997
88. На пороге бессмертия. Блики. - М.: Б.И., 1993.
89. Население третьего возраста. - М., 1986.
90. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. - М.:Интербук (Сер."Страницы мировой философии") , 1990,-301с
91. Ницше Ф. Т.1. "Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей" //Избр. произв. в 3-х томах. - М.:"КЕЕЬ-Ьоок", 1994
92. Ницше Ф. Т.2."Странник и его тень" // Избр. произв. в 3-х томах,- М.:"НЕЕЬ-Ьоок", 1994
93. Ницше Ф. Т.3."Философия в трагическую эпоху" //Избр. произв. в 3-х томах,- М.:"РЕЕЬ-Ьоок", 1994
94. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т.т. - М.: Мысль, 1990.
95. Ницше Ф. Избр.произв. //Сост.,авт.вступ.ст. К.А.Свасьян. -М.: Просвещение, 1993.-573с.
96. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры, -М.:"Искусство",1991
97. Ортега-и Гассет X. Дегуманизация искусства. - М.: Радуга, 1991.
98. Ортега-и Гассет X. Избранные труды. - М.: Весь мир,
1997.
99. Ортега-и Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991.
100. Павленко А. Бытие у своего порога. Зеркало //Чело-
век.- 1993.- N1
101. Парсонс Г. Человек в современном мире. - М., 1985.
102. Перрет Р.У. Смерть и бессмертие // Общественные науки за рубежом. - 1988,- N3
103. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс,
1985.
104. Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию: материалы лекционных курсов 1992-1994.- М.: Ad Marglnem, 1995.
105. Поликарпов B.C. Феномен "Жизнь после смерти": Очерк гипотез и размышлений. - Ростов н/Д: Феникс, 1995.
106. Поликарпов В.С. Феномен человека - вчера и завтра. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.
107. Поликовский А. Письма лейтенанта Глана из Интернета //Домашний компьютер. - 1997-1998.
108. Потапов В.В., Потапова Ч.С. По ту сторону смерти: Есть ли жизнь после смерти? - М.: Книга, 1991.
109. Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. - М., 1988.
110. Рабинович В.Л. До смерти хочется жить... //Социс.-1994. N2 '
111. Радьяр Ф. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому. - Москва; Киев: Reel-book, Ваклер, 1995 -304с.
112. Радышевский Д. Человек - творец собственной смерти //Московские новости. - 1994. - N16
113. Рачинский Г. Введение //Ф.Ницше. Воля к власти:опыт переоценки всех ценностей.- М.:"REEL -book", 1994; С.7
114. Розин В.М. Смерть как феномен философского осмысления //Философские науки. - 1997. - N2
115. Рорти Р. Философия и будущее //Вопросы философии.-1994.- N6,- С. 29
116. Руткевич A.M. Ж.-П. Сартр. Фрейд. Сценарий. // В.Ф. 1994 N-9. с. 215
117. Рязанцев С. Философия смерти. - СПб., 1994.
118. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения.- М.: Политиздат, 1992.-480с.
119. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов.- М.:Политиздат, 1990.
120. Сартр Ж.-П. Герострат: Новеллы. Пер. с французского. - М.: Республика, 1992.
121. Сартр Ж.-П. Слова. - М.: Прогресс, 1966.
122. Сартр Ж.-П. Только правда. Пьеса 8-ми карт.- М.: Искусство, 1956.
123. Сартр Ж.-П. Тошнота: Избр. произведения. - М.: Республика, 1994.
124. Себастье А. О бессмертии души и опыт исследования жизни с точки зрения эволюционного натурализма. - СПб, б.г., 1990.
125. Семенова С. Г. О бессмертии //Опыты. - М., 1990
126. Современная философия: Словарь и хрестоматия. -Ростов-на-Дону.: "Феникс", 1995.
127. Степин B.C. Философия и образы будущего //Вопросы философии,- 1994.- N6,- С. 10
128. Сервест Б. Магия бессмертия: Нетрадиционные методы омоложения. - М.: Б.И., 1992.
129. Сурожский А. Оживший из мертвых //Человек. - 1996. - N6 '
130. Сурожский А. //Человек. - 1993,- N2
131. Тарт Ч. Пробуждение - преодоление препятствий к реализации человеческих возможностей. - М.: Изд-во Трансперсонального Института. - 1997,- 400с.
132. Телесность человека: междисциплинарные исследования: [Сб.ст.]. - М.: ФОСССР, 1991. - 159с.
133. Тищенко П.Д. Умру стоя //Человек. - 1993. - N2
134. Титаренко Т.М. Отношение к смерти как механизм миропонимания //Философская и социологическая мысль. - 1992." -N5
135. Токарчик А. Мифы о бессмертии. - М., 1992
136. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. -Пермь.,1993.
137. Уилбер К. Никаких границ. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1998. - 176с.
138. Уильяме Б. Случай макропулос: размышления о скуке бессмертия //Проблема человека в западной философии. - М., 1988
139. Универсальный эзотерический словарь-справочник. -Краснодар: Х/Ц "Книга" Кубанского Госуниверситета, 1997.
140. Успенский П. Д. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека. - СПб: АО "Комплект";1995 -160с.,ил.
141. Успенский П.Д. Лекция о Сверхчеловеке. - М.: Гумус, 1997.
142. Успенский П.Д. Совесть и поиск Истины (из не опуб-
ликованных работ). - С.- Петербург: Невский курьер, Диалог, 1997.
143. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. - СПб: Изд-во Чернышева, 1993.
144. Успенский П.Д. В поисках чудесного. - М., 1994.
145. Уотсон Л. Ошибка Ромео. // Жизнь земная и последу-щая.- М.: Политиздат, 1991.
146. Феномен вечного бытия: Некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической модели сознания. - М.: Наука, 1993.
147. Феномен человека: Антология. - М.: Высш. школа,
1993.
148. Философия бессмертия и воскрешения: По материалам У. П. Федоровских чтений 8-10 декабря 1995. - М.: Наследие,
1996.
149. Философия человека: Традиция и современность: сб. обзоров. - М., 1991
150. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия //Там же
151. Фомин Ю.А. Реальность невероятного. - М.: Наука,
1990.
152. Форд А. Жизнь после смерти. - СПб., 1994.
153. Франк С.Л. Достоевский и кризис гуманизма //К 50-летию Дня смерти Достоевского. - М., 1987
154. Франк С.Л. Реальность и человек. - М.: Республика,
1997. .
155. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
156. Фрейд 3. Мы и Смерть //Рязанце С. Танантология. -
M., 1994
157. Фролов И.T. О человеке и гуманизме. - М., 1989. .
158. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.
159. Хайдегер М. Европейский нигилизм //Проблема человека в западной философии. - М., 1988
160. Хайдегер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии. - 1990. - N7
161. Хайдегер М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в западной филлософии.- М., 1988
162. Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге. - М.,
1991.
163. Хайдегер М. Бытие и время. - М., 1997.
164. Хаксли 0. Вечная философия..- Рефл-Бук., "Ваклер",
1997.
165. Хамфри Д. Когда суицид рационален //Человек. -
1992. - N6
166. Холл М.П. Энциклопедическое изложение Масонской, Герметической, Каббалистической и Розенкрейцеровской Символической философии. - Санкт-Петербург: Спикс, 1994.
167. Цвейг С. Врачевание и психика: Ф.А.Месмер, М.Бек-кер-Эдди, З.Фрейд. - СПб.: Тсоо "Гамма", 1992,- 235с.
168. Цвейг С.Казанова; Ф.Ницше; З.Фрейд. - М. : Интерп-ракс, 1991.
169. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и Небе. На весте; Научно-фантастические произведения. - м.: Изд-во Академиии Наук СССР, 1959.
170. Циолковский К.Э. Жить в межзвездной среде. - М. : Наука, 1964.
171. Циолковский К.Э. Вне Земли. - М.: Изд-во Академиии Наук СССР, 1958.
172. Циолковский К.Э. О круговороте энергии. - М.. 1957.
173. Циолковский К.Э. Неизвестные разумные силы. - М.: Московский рабочий, 1991.
174. Циолковский К.Э. и научно-технический прогресс: //Докл.чтений 1974-1975г.г. - М. Наука, 1982.
175. Циолковский К.Э. и проблемы развития науки и техники. - М.: Наука, 1986.
176. Циолковский К.Э. и философские проблемы освоения космоса. - М., 1980.
177. Человек как философская проблема. Восток-Запад: [Сб. ст.]. - М.: Изд-во Университета Дружбы Народов, 1991 -279с.
178. Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты) -М.- М. .Б.и., 1996 - 252с.
179. Честертон Кийт. Вечный человек. - М.: Политиздат,
1991.
180. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М. просвещение, 1990.
181. Шоу Б. Человек и Сверхчеловек //Полное собрание пьес в шести томах. Т.2. - Л.: Искусство,1979. С.353-549
182. Шри Ауробиндо, мать. Психическое существо.- М., Благовест, 1994.
183. Штейнер Р. Путь к посвящению или как достигнуть познания высших миров; Путь к самопознанию человека в 8-ми медитациях. - М.: СП Интербук, 1991 - 189с.
184. Это человек: Антология. - М.: Высшая школа, 1995.
185. Юдин Б. Возможно ли рациональное самоубийство? // Человек. - 1992. - N6
186. Юнг К.Г. Об архитипах коллективного бессознательного //Вопросы философии. - 1988. -N1
187. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - М., 1995.
188. Юнг К.Г. Человек и его символы. - М.: Серебрянные нити, 1997.
189. Philosophical Anthropology: The concept of human nature 550; historical background of the philosophy of man 551; Ancient Greece; medieval period; Renaissance; the 16th and 17th centuries: the rise of scientific thought; Rathio-nalism versus Skeptisizm; development of antropological studies; the 18th-century Enlightment; the natural history of man; man the rational sabject; the 19th century; the 20th century: emergence of philosophical anthropology; Frege and empiricist antropology; Husserl and philosophical anthropology; Saussure, Freud, antihumanism; bibliography. // The new encyclopaedia Britannica. Volume 25. Macropedia. Knowledge in Depth by encyclopaedia Britannika, Inc.1994.; p.550-561.
190. Matters of life and death. New Introduktory Essays in Moral Philosophy. Second edition. Edited by Tom Regan. North Carolina State University at Raleigh.; McGraw-Hill, Inc.
191. Joel Feinberg. The status of the fetus.// Abortion. p256-288 // Matters of life and death. New Introduktory Essays in Moral Philosophy. Second edition. Edited by Tom Regan. North Carolina State University at Raleigh.;
McGraw-Hill, Inc.
192. Peter Singer. Animals and the Value of Life. // Matters of life and death. New Introduktory Essays in Moral Philosophy. Second edition. Edited by Tom Regan. North Carolina State University at Raleigh.; McGraw-Hill, Inc.-p.338-378
193. James Rachels.Euthanasia // Matters of life and death. New Introduktory Essays in Moral Philosophy. Second edition. Edited by Tom Regan. North Carolina State University at Raleigh.; McGraw-Hill, Inc.- p.35-73.
194. L.R.Habbard. Dianetics 55! New Era Pablications Internetional Aps. 1986. ( Chapter 1,2 ).
195. John Lewis. To ways of evolution. // The unlquess of man. lourence & Wishart. London.1974
196. Samuel Enoch Stampf. Nietzsche.// Socrates to Sartre. A History of philosophy. Mc.Craw-Hill, Inc. Library of Congress Cataloging-in-publication Data. 1988.p.387-394
197. R.J. Hollingdall. Introduction.// Nietzsche. Thus Spoke Zarathustra. Penguin Books Ltd, England, 1975. p.11-35
198. Superman. // The new encyclopaedia Britannica. Macropedia. Knowledge in Depth by encyclopaedia Britannika, inc.1994.;
17:435:2a
17:433: la
199. Saint. // The new encyclopaedia Britannica. Macropedia. Knowledge in Depth by encyclopaedia Britannika, inc.1994.;
23:779:2a
16: 296:2b 18:629:2b 16:337:2a 24:729:2b
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.