Феномен смысла в формировании картины мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Спиридонова, Евгения Павловна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат философских наук Спиридонова, Евгения Павловна
ВВЕДЕНИЕ.,.'.-.
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ «СМЫСЛ» В ТРАДИЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
§ 1. ПРОБЛЕМА ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СМЫСЛА.
§ 2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
КАТЕГОРИИ «СМЫСЛ».•.
§ 3. АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
КАТЕГОРИИ «СМЫСЛ».'.
ГЛАВА 2. КАРТИНА МИРА И ПРОБЛЕМА СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ •
§ 1. КАТЕГОРИЯ «СМЫСЛ» В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ
СИСТЕМАХ.
§2. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА И СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА МИРА.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Культура и смысл: Опыт онтологического анализа1999 год, кандидат философских наук Тихонова, Евгения Петровна
Интерсубъективность и диалог: Опыт экзистенциально-феноменологической характеристики отношения Я-Другой2002 год, кандидат философских наук Кудакова, Екатерина Евгеньевна
Феноменальность смысла: Философско-методологический анализ2003 год, доктор философских наук Ланкин, Вадим Геннадьевич
Теория и культурно-историческая феноменология символа2004 год, доктор культурологии Фадеева, Ирина Евгеньевна
Язык и музыка как смыслообразующие звуковые формы культуры2004 год, кандидат философских наук Кушмина, Резеда Рафаиловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен смысла в формировании картины мира»
Несмотря на то, что исследования «смысла» как одной из универсалий культуры продолжаются на протяжении веков, в современной ситуации возникла актуальность иного взгляда на эту проблему. Сегодня непреходящая значимость осмысления реальности как механизма сугубо человеческого освоения мира хотя и не подвергается сомнению, но становится все более проблематичной. Прежде всего, это связано с принципиальными изменениями, происходящими в самой реальности, в человеческом мире.
На протяжении веков, определяя себя как разумное существо, и тем, отличаясь от остального сущего, к началу третьего тысячелетия человек оказался перед лицом не только глобальных социальных проблем, экологического кризиса, но и кризиса семантического, связанного с необходимостью прояснения ценностно-целевых установок, как персонального бытия, так и исторического развития. Невозможность конструктивного разрешения целого ряда уже существующих проблем и наращивание новых, в современной ситуации привело к тому, что роль разума как универсального регулирующего принципа всё чаще ставится под сомнение. Вместе с этим под сомнением оказываются представления об особом месте человека в мире, ценностных основаниях его бытия, механизмах понимания, смысле существования. Возникшее на пороге тысячелетий ощущение напряженности, кризисности было бы неверно объяснять только обострением «объективных» глобальных проблем. На наш взгляд, глубочайшие основы семантического кризиса лежат в сфере человеческой субъективности. Именно в этой субъективной плоскости сегодня складывается сложная ситуация, нуждающаяся в осмыслении.
Наращивание технологического, информационного, идеологического многообразия в современном мире приводит не только к возрастанию мобильности социальных структур, к увеличению многосторонности, плюрализму социальных связей, но и к трансформации оснований человеческой субъективности. Так, рост автономии человека от смыслов и нормативных установок малых групп, его возможность «свободного» выбора ценностей или моделей поведения, в действительности имеет амбивалентные последствия. С одной стороны, мы можем констатировать ослабление психологических и социо-культурных групповых связей, замену их надгрупповыми, массовыми. Это имеет вполне .определенные следствия в виде формирования общечеловеческих ценностей, «нежестких» параметров социальной идентичности, разнообразных методологических стратегий и когнитивных установок. Но в тоже время, сегодня все более заметными становятся такие тревожные явления как десоциализация, социальная и культурная дезориентация человека, высокий уровень самоубийств, растущее чувство одиночества. Подобную ситуацию В. Франкл {202] связывает с «экзистенциальным вакуумом», образующимся в бытии человека, который сопровождается «глубинным чувством утраты смысла». В этой связи нельзя не отметить положительную роль традиционных групповых культур, которые . снабжали человека определенной системой представлений о мире, нормативно-ценностными установками, критериями возможных направлениях его деятельности и определяли границы этих возможностей, создавая вместе с тем, прочный смысловой фундамент жизнедеятельности. В современной ситуации человек оказался лишенным определенности, ясности, целостности представлений. Современная система репрезентации реальности представляет мир во всем потенциальном многообразии .его проявлений, но картину мира характеризует фрагментарность и отсутствие смысловой целостности представлений.
Кроме того, как отмечал еще Г. Маркузе [141], современный человек, являясь «свободным», зависит от чужих потребностей и возможностей, так как в современном мире статус человека обусловливается автоматической идентификацией с обществом и его потребностями. Реальной проблемой становится превращение человека в объект манипулирования со стороны различных институтов общества.' В этой связи, смысл из категории метафизической, экзистенциальной трансформируется в категорию социальную, даже политическую. Если в эпоху экзистенциализма вопрос о• смысле артикулировался как проблема «раскола» общества и личности, то в современной ситуации проблема заключается в стирании грани между личностным и социальным. Сегодня нельзя с достоверностью утверждать о том, какие смыслоценности являются «имманентными» человеку, а какие навязываются ему глобализированными СМИ.-Если раньше человек искал смысл и не находил его, то в современном обществе мы оказываемся в ситуации, когда все смыслы уже готовы, они уже есть, в то время как у человека нет потребности даже в постановке вопроса о смысле.
В историко-философской перспективе проблема смысла затрагивалась как в региональных областях гуманитарного знания (в этике, культурологии, лингвистике), так и на уровне общефилософской рефлексии. К числу парадигмаль-но важных работ следует отнести исследования Э. Гуссерля, давшего обоснование феноменологической философии как мышлению о «сути вещей», их смысле. М. Хайдеггер, отказавшись от традиционных понятий субъекта, объекта, материи, духа, в рамках фундаментальной онтологии осуществил анализ смысла бытия как бытия Dasein. Ключевым моментом хайдеггеровской философии оказывается рассмотрение становления смысла Dasein на грани «открытости». бытия и обращенности вопрошающего человека к миру. Иными словами, размышления о смысле возможны лишь в контексте вопроса о человеке как понимающем сущем: мир не' существует вне понимания, но и человек «обречен» понимать, осмыслять мир.
Важные соображения по проблеме смысла содержит феноменологическая концепция М-. Мерло-Понти. Философ рассматривает смысл как целостную структуру вещи, которая открывается в горизонте мира и жизни субъекта. По Мерло-Понти, формирование смысла возможно благодаря способности человека деформировать и изменять наличный запас значений языка в живой речи. Кроме того, Мерло-Понти указывал на определяющую роль изначального, до-вербального .способа конституирования мира смысла в восприятии, который является подлинным выражением интенционально-действующей субъективности человека.
Описание смысла как понимания артефактов культуры мы находим в трудах представителей герменевтической философии Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Г.- Г. Гадамера. Осмысленность формируется как становление целостности, включающей в себя аналитическое и почувствованное, авторское и интерпретированное, ситуативное и исторически значимое. В герменевтических концепциях реальность не только теоретически познается, но жизненно-практически переживается. Смысл выступает не в качестве сугубо рационального конструкта познавательной, деятельности, но как со-бытие человека и мира в-понимании. Традиции феноменологической герменевтики продолжаются в философии П.' Рикёра [176]. По мысли философа, многомерное бытие человека, всегда погруженное в историю, язык и опыт, сказывается на' понимании не только значений и артефактов культуры, но и на осмыслении основ существования самого человека. Традиционная герменевтика текста у Рикера трансформируется в герменевтику социального действия. По мысли философа, «действия, направленные на мир, вводят в него долговременные значения»1, посредством которых происходит определение человеком собственной самости, формирование оснований осмысленности.
Семантическая проблематика является центральной темой в аналитической философии и логической семантике, где проблема смысла исследуется преимущественно в связи с изучением языков науки и логических языков. Основоположниками таких исследований были Г. Фреге, Б. Рассел, JT. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик. В этом же аспекте смысловая проблематика представлена в концепциях Д. Льюиса, Р. Монтегю, М. Крессвела, рассматривающих смысл как функцию истинностных выражений. Следует также отметить теорию С. Крипке, который понимает формирование осмысленности как установление каузальных связей именования с референтом. Характерной чертой работ указанных авторов является проработка семантической проблематики с точки зрения выявления различий между смыслом и значением, раскрытия специфики смыслообразования в естественных и искусственных языках
1 Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук // Герменевтика. Этика. Поэтика. М., 1995 С. 18.
Наряду с этим, необходимо указать, что в современных зарубежных исследованиях проблемы смысла в области логики, лингвистики, 'семантики прослеживается тенденция невозможности чисто логического описания смыслов и создания его формальных моделей. Примером тому служит концепция финского логика и методолога науки Я.Хинтикки [218]. По мнению исследователя, формализованные высказывания логических языков могут выразить только часть смысловой полноты. Поэтому для постижения смысла «логическая эквивалентность должна быть заменена действительной смысловой эквивалентностью»2 естественных языков. В том же ключе решается проблема смысла французским исследователем И. Мулудом [153]. По его мнению, смысл, фиксируемый в пропозициональном выражении, определяется другой, «скрытой частью смысла, связанной с ассоциациями, вызываемыми знакам языка»3.
Заметный вклад в развитие семантической проблематики внесли исследования представителей структурализма: Ф. Соссюра, Ж. Лакана, К. Леви-Стросса, Р. Барта. Смысловая проблематика рассматривается ими через анализ формирования смысла во взаимодействии ментальных структур. Поиск структур осуществляется в разных областях культуры - в языке (Ф. Соссюр), бессознательном (Ж. Лакан), структурах архаичного родства (К. Леви-Стросс), литературе и явлениях массовой культуры (Р. Барт). Анализ языка как-знаковой системы у Соссюра содержит важные для нас моменты. Во-первых, это положение о том, что в познании человек имеет дело не с самим предметом, а с его понятием. - «обозначаемым». Причем, языковые символы, обозначающие какое-либо понятие, могут быть самыми различными без ущерба для содержания. Так, например, слова «cow» и «уасса» являются разными обозначающими одного и того же обозначаемого - коровы. Следующим ключевым моментом является обоснование Соссюром, значения неавтономности, взаимосвязи языковых символов при формировании осмысленности: «один член никогда сам по 2
ХинтиккаЯ. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980. С. 223. •3' Мулуд Н. Анализ и смысл. М., 1979. С. 190. . себе ничего не значит»4. По Соссюру становление смысла возможно лишь благодаря отношению языковых знаков, а именно их отличию друг от друга. Так, .выражение «< а» бессмысленно, а выражение «Ь < а» имеет смысл. Другими словами, • смысл обозначаемого определяется отличиями обозначающих. Мысль Соссюра о том, что язык это система, служащая не только для наименования предметов,-но и устанавливающая их связь в представлении, является ключевой для'понимания формирования механизма смыслообразования.
Приемы анализа языка, разработанные Соссюром были -использованы Ж. Лаканом для выявления связи структур языка и бессознательного. По Лакану, взаимосвязь этих структур образует уровень символических значений, полностью определяющих возможности мысли, истории, практики. Сфера «символического» - это область сверхличных, всеобщих, социокультурных смыслов, содержащихся в бессознательном. В целом смысловая проблематика у Лакана выражается в дихотомии «означаемого» и «означающего». «Означающее» - это языковые структуры, материальные формы языка, «означаемое» - смыслы как значащие структуры бессознательного. Осмысление реальности, ее субъективный образ, по мысли Лакана, опосредован сферой «символического», в свою очередь определяемой структурами-бессознательного. Важным выводом Лакана является нетождественность мысли и существования «децентрированного субъекта», их обусловленность структурами бессознательного.
Выявление неосознаваемых структур отношений в . различных областях социально-культурной реальности было предметом исследований К. Леви-Стросса [116]. Он утверждает, что сознание существует на пересечении множества бессознательных структур человеческого духа, каждая из которых соответствует определенному уровню реальности. Исследуя культурную жизнь и ментальные структуры первобытных племен, ученый приходит к выводу, что гармония первобытного мышления основана на редукции фундаментальных противоречий человеческого бытия в сфере представлений. Например, проти
4 Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М., 1990. С. 101. воречие между жизнью и смертью опосредуется особым мифологическим персонажем - вороном, питающимся падалью. Ценным выводом исследований К. Леви-Стросса является указание на то, что осмысленность повседневных действий, как в архаических, так и в современных обществах формируется на грани бессознательного и рефлексивного. Истинная реальность никогда не дана в непосредственном опыте и постижима лишь путем моделирования бессознательных процессов. Резюмируя, укажем, что общее понимание структуралистского подхода к смысловой проблематике выразил Р. Барт: «Объектом структурализма является не человек-носитель бесконечного множества смыслов, а человек-производитель смыслов»5. Структурализм, таким образом, «пытается не столько наделить целостными смыслами открываемые объекты, сколько понять, каким образом возможен смысл как таковой»6.
Структуралистские идеи были переосмыслены в концепциях постмодерни-. стов Ж. Бодрийара [33, 34], Ж. Деррида [77], Ж. Делёза [75, 76], Ж.-Ф. Лиотара [126-128]. По их мнению, вопрос о смысле в современной ситуации не может быть поставлен в рамках традиционной онтологии, гносеологии, аксиологии. Действительный мир не укладывается в теоретические схемы, осмысленность существует как спонтанность, алогичность, нерепрезентируемость. Так, Деррида соссюровскую идею условности слова-знака развивает в положение об условности любого текста. Слово, отсылая к другому слову, превращается в манифестацию знаков, а достижение смысловой целостности текста понимается как бесконечный процесс деконструкции цепочки «следов». След - это то, что . осталось от исходного смысла, сам же смысл - это не-определенность, «след определенности», «ни то, ни это; и то, и это». Изложить смысл чего-либо, по Деррида, возможно лишь создав свой текст, внутри которого текст изначальный будет присутствовать только как след, по сути, отсутствовать. Философия
5- Барт.Р. Структурализм как деятельность // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 259.
6 Там же. С'. 259. как деконструкция, таким образом, есть «различение» - указание на исходное, • существующее как знак и свой собственный «след».
В этом же русле движется мысль Ж. Делёза [76]. Анализируя природу смысла, философ рассматривает его как «границу между предложениями и ве-' щами», между значением и означаемым, между вечным и вновь порождаемым. Смысл, по Де'лёзу, обладает парадоксальной «логикой», отрицающей самотождественность субъекта, инициирующей возможность невозможного. При этом субъект также превращается в парадоксальный элемент, «свободную, анонимную и номадическую сингулярность», форму, совпадающую со своим изменчивым содержанием, Ключевую роль в определении «логики» смысла у Делеза •играет интуиция поверхности. Поверхность - та грань, которая разделяет «глубину» и «высоту», телесное и бестелесное, вещи и знаки, смысл и его отсутствие. В целом, философствование Делеза движется в русле постмодернистской установки на легитимацию гетерономности, взаимоотрицания и дополняемости противоположных явлений: имманентного и трансцендентного, дискретного и непрерывного, фрагментарного и целостного, множественного и тотального.
В историко-философской перспективе необходимо также выделить рассмотрение смысла как феномена духовной культуры. Такой подход характерен для философов-неокантианцев (Э.Кассирер [100], Г. Риккерт [177], В. Виндель-банд [44]). Проблематика смысла присутствует в их работах имплицитно, в контексте философии ценностей. Виндельбанд утверждал, что ценности не «существуют», а '«значат». Ценность придает любому факту значение, делает события-реальности осмысленным. По Риккерту, обладающие «надсубъект-ным» и «надбытийным» характером ценности, проявляют' себя в мире как «объективный смысл». Формируя отдельное «царство», смысл оказывается связующим элементом между бытием и ценностями. Различные аспекты аксиологического понимания смысла являются центральной темой в экзистенциальной философии (А. Камю [96], Ж.-П. Сартр [181], К. Ясперс [233]), персонализме (Э.Мунье), русской идеалистической мысли (А.И. Введенский, Н.И. Кареев,
И.О. Лосский [132], Е.Н. Трубецков, B.C. Соловьев, Г.Э. Шпет [226], С.Л. Франк [201]).
Переходя к анализу разработанности проблематики смысла в отечественной гуманитарной науке необходимо отметить, что значительное место в рассматриваемой нами области исследований принадлежит авторам, работающим в различных дисциплинарных пространствах. Так, в рамках психологии выделим работы Л.М. Босовой [35], Б.С. Братуся [38], А.А. Брудного [39], Б.М. Ве-личковского [49],. Л.С. Выгодского, В.П. Зинченко, Н.И. Козлова [102, 103], А.А. Леонтьева [117], А.Н. Леонтьева [118-120], А,Д. Логвйненко, А.Р. Лурии [136], Э.Р. Макагона [139], А.А. Пузырёва [173], исследующих проблему смысла с точки зрения корреляции мотивов и результатов деятельности человека. Указанных авторов, прежде всего, интересует особенности функционирования значимых артефактов культуры и социальной коммуникации в индивидуальном сознании и механизм их трансформации в личностный смысл. Сам смысл, как правило, определяется ими как . субъективно-значимый концепт, обусловливающий оптимальное соотношение личностных планов и установок с социально-нормативным -планом реальности.
Исследования смысла как феномена культуры также весьма широко Представлены в отечественной научной литературе. Вопросы формирования смысловой определенности культуры, выявление общекультурных основ смысло-творчества и исследование артефактов культуры с точки зрения специфики их осмысленности анализируются С.И. Великовским [48], С.И. Голенковым [63], Г.В. Гриненко [65],В.П. Козловским [105], И.В. Михель [143], В.В. Налимовым [155], Е.Г. Соколовым [188], М.В. Шугуровым [228].
Несомненно, важным в понимании смысловой стороны культуры является исследование деятельности с точки зрения аксиологического подхода. В работах А.И. Арнольдова, О.И. Джиоева [78], Л.И. Кагана, Н.З. Чавчавадзе'[221] смыслообразование рассматривается как деятельность по формированию ценностей и идеалов в процессе культурного творчества. Здесь же следует отметить работы В.П. Барышкова [18], Н.Я. Ивановой [92], Е.К. Краснухиной [109],
JI.С. Сысоевой [195], Н.Н. Трубникова [198], в которых смысл исследуется как экзистенциальная категория, жизненно важная ценность.
Заметный вклад в развитие культурно-семантической проблематики внесли представители различных направлений культурсемиотики. С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин [19-21], А.Я. Гуревич [68], А.Ф. Лосев [131], Ю.М. Лотман [134, 135], М.К. Мамардашвили, В.Н. Топоров, М.К. Петров [166], разработали целый спектр проблем, связанных с прояснением знаково-символической природы смыслотворчества, с механизмами культурной трансляции, особенностями смыслополагания в различных типах культур.
Отдельно хотелось бы отметить вероятностную концепцию смысла В.В. Налимова [156]. По мнению Налимова смыслы уже существуют в глубине мироздания, Вселенная представляет собой «не распакованный мир спрессованных смыслов»7. Ученый рассматривает смысл в качестве кода, содержащего всю информацию об эволюции Вселенной и человека. Смыслы «распаковываются» через тексты, в качестве которых могут выступать организмы - как «элементарные единицы текстов живого» и человек, деятельность, язык, воображение которого выступают как «поля» для раскрытия смыслов культуры. В том лее ключе разработка семантической проблематики представлена в работах 'Л.В.Лескова [125].
Наиболее изученным в отечественной науке является направление, исследующее «смысл» как феномен; имманентный познавательной деятельности. Значительное место в этом ряду занимает анализ философско-мировоззренческих. оснований познания, рассмотрение роли смысла в становлении различных познавательных стратегий и в развитии науки. Здесь можно выделить работы.Н.С. Автономовой [4], П.П. Гайденко [55, 56], А.Ф. Зотова [87], М.С. Козловой [104], П.В Копнина [107], В.А. Лекторского [123, 124], В.А Штоффа [227].
7 См.: Налимов В.В. Спонтанное сознание: вероятностная природа смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.
Исследование смысловой проблематики на основе анализа соотношения языка, мышления и действительности содержатся в исследованиях В.Ю. Апре-. сян [8], Ю.Д. Апресян [9], А.А. Брудного [39], B.C. Горского [64], А.Ю. Дегу-тиса [73], Р.И. Павилёниса [162], В.В. Петрова [163,164]. Попытки выявления специфики смыслообразованйя в ■ естественных и искусственных языках предпринимаются в работах Э.Г. Аветяна [3], Н.Д. Арутюновой [12,13], В.Л.Васюкова [42], С.Д. Канцельсона [97], Н.Б. Микиртумова [142], МБ. По. повича [170], Е.Д. Смирновой [183], П.В. Таванец. Указанные авторы рассматривают смысл как информационный инвариант любой знаковой деятельности. Многие аспекты семантической проблематики разрабатывались в трудах по герменевтике текста, проблемам коммуникации, понимания, перевода, - име-. ются в виду такие авторы как В.И Аршинов [14], Г.А.Брутян [40], А.Ф. Грязнов [67], Д.И. Дубровский [85],В.С. Ротенберг, Т.Б. Трошева [197], С.В. Чесноков [223], Э.Д. Шкуров [225], Г.'П. Щедровицкий [231]. Смысл рассматривается ими как конфигурация связей и отношений между разными элементами деятельности и коммуникации, которая создается познающим человеком. В частности, Г.П. Щедровицкий отмечая, что «смысла нет, есть лишь процесс понимания» указывает на то, что смысл существует лишь как промежуточный результат бесконечного процесса интерпретаций.
Резюмируя, отметим, что в целом смысл в исследованиях современных • отечественных авторов рассматривается как ценностно-целевая установка деятельности или феномен языка и познания. Для работ, ставших классическими по данной теме, также характерно выделение связи смысла и языковых структур, познания, смысла и ценностных основания бытия человека. Чрезвычайно важным для нас оказывается рассмотрение смысла как феномена, синтезирующего противолежащие проявления бытия человека и культуры - имманентного . и трансцендентного сознанию, онтологического и онтического, телесного и духовного, сознательного и бессознательного, формально-логического и ассоциативного. В большей степени эта тенденция характерна для зарубежных иссле-■ дователей. При всех парадигмальных различиях смысл анализируется ими как феномен,' образующий целостность в восприятии, конституирующий горизонт единства ментального и реального. В работах отечественных авторов этот подход используется ]в меньшей мере, хотя смысл также анализируется как системный, междисциплинарный концепт.
Как видим, категория «смысл» является предметом изучения многих философских направлений, смысловая проблематика разрабатывается в различных аспектах. В настоящей диссертации мы ставим перед собой задачу рассмотреть феномен смысла с принципиально новой стороны, - прежде всего, осущест-■ вить анализ смысла в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов его бытия, а также выявить взаимосвязь этой, категории с проблемой формирования картины мира. При таком подходе, на наш взгляд, не только выявляются новые стороны феномена смысл, но и раскрываются иные грани понятия «картина мира». В частности это касается новых подходов к изучению картины мира как смысловой модели действительности, обнаружению инновационных перспектив исследования с точки зрения её практической значимости, возможности использования этого концепта в социальной и гуманитарной практике.
Так, актуальным аспектом проблемы в современной ситуации является вопрос о. единстве и единственности мира как общечеловеческой реальности, с одной стороны, и плюрализма семантических пространств как социокультурного измерения смысла - с другой. События в Югославии, которыми завершался XX век и трагедия в США, которой начался век XXI инициируют понимание современного состояния человечества как межцивилизационного кризиса, кризиса, обнажившего не только различия экономических и политических оснований, но сделавшего очевидным различия социо-культурных .параметров, смыслового фундамента человеческой реальности. Сегодня понимание того, что мир, в котором мы живем, не является простым, линейным механизмом, формируется как в рамках фундаментальных научных исследований и в политической практике, так и на уровне восприятия реальности обыденным сознанием. Напротив, действительность воспринимается как мир без стабильности, гарантий и простых зависимостей. Маргинальное, нетождественное, невидимое невооруженным глазом начинает играть определяющую роль. В этой связи попытки репрезентировать сложный опыт личностей, народов и культур посредством универсальных схем терпят очевидную неудачу. Становится очевидным, что осмысленность, как собственного бытия, так и понимание другого формируется на грани локальной специфичности интересов и ценностей и необходимой общности сосуществования. В этой ситуации проблема формирования синкретической картины мира, интегрирующей в себе механизмы достижения мировоззренческих компромиссов между общим и единичным, социальным и персональным, теоретически осмысленным и чувственно пережитым становится все более актуальной.
Понятие «картина мира» рассматривалось многими исследователями. Прежде всего, необходимо отметить работы М. Вебера [47], М. Планка [167], Э. Фромма [206], К. Ясперса [232], ставшие классическими в этой сфере. Исследования отечественных авторов, как правило, характеризует четко выраженный специализированный подход к изучению этого феномена. Анализ научной литературы позволяет нам выделить следующие группы работ.
В качестве наиболее разработанных с теоретической и методологической точки зрения выделим исследования, предметом рассмотрения которых становится научная картина мира. Р.Н. Зотов [87], И.Я. Лойфман, М.В. Мостепанен-ко [151], B.C. Стёпин [192-194], В.Ф. Черноволенко [222] анализируют научную картину мира как предпосылку (фундамент) рационального познания и основание для формирования конкретных научных теорий. Под научной картиной мира понимается система важнейших научных знаний о реальности, формируемая на основе данных различных наук. В этой связи, возможно, говорить о физической, астрономической, химической, биологической картинах мира, каждая из которых репрезентирует отдельный фрагмент реальности. В целом, научные картины мира характеризуются исследователями логической и методологической непротиворечивостью, объективным характером информации, системностью, и наглядностью представлений. Е.Д. Бляхер, Л.М. Волынская
32], П.И. Дышлевой, JI.B. Яценко [86], рассматривают философские картины мира, которые понимаются как систематические представления о сущностных основаниях мироздания. Одной из основных целевых установок философской картины мира является обоснование реальности многообразия вещей мира, природы, общества, человека. В этой связи ключевой проблемой философской картины мира является прояснение вопроса о бытии, которое трактуется как возможность всеобщего, как некое основание, объясняющее существование •всех явлений окружающей реальности. Е.А. Басин [16], Е.Д. Бляхер [31], Е.М. Высочина [51], Б.С. Мейлах [144], Л.С. Пестрякова [161], В.М. Розин [179] выделяют и рассматривают художественные (эстетические) картины мира, спецификой которых является личностное переживание целостности мира и описание экзистенциального опыта художественными средствами. Взаимосвязь описания реальности с феноменом языка Находит свое выражение в рассмотрении языковой картины мира. О.А. Донских [8-3], Н.Г. Комлев [106], Е.Ю. Мягкова [154], О.Г. Почепцов [172] рассматривают феномен языка как определяющий фактор в отображении реальности в представлении. Картина мира - это, прежде всего, языковые нормы, структурирующие представления, а в итоге и саму реальность.
Исследование картины мира как социокультурного феномена, аккумулирующего отработанные механизмы познания, были предприняты в работах З.И. Волковой [50], Б.Г. Кузнецова [113], В.И. Меркулова [146], Е.А. Резниченко [178]. Сравнительно-типологический анализ картин мира, характеризующих их стилей мышления, систем ценностей осуществляется в трудах B.C. Библера [28], П.П. Гайденко [54-56], А.Я. Гуревича [68], М.К. Петрова [165, 166], В.В. Ильина [94, 95], А.Ф. Лосева [131], М.К. Мамардашвили [140], Е.М. Мелетин-ского [145], М.А. Свасьяна [182].
Кроме того, необходимо отметить авторов, исследовавших понятий «образ мира» и «модель мира»: Г.Гачев [58], И.В. Дмитриевская [82], В.М, Лейбин [122], М.М. Маковский [137], В.Н. Топоров, Т.В. Топорова [196], И.Б. Ханина [215], Т.-В. Цивьян. [220] исследуют эти феномены как знаково-символическое отображение реальности. В качестве специфических параметров исследователи указывают на наглядность представлений и их традиционный характер.
Как видно из представленного обзора литературы исследования по вопросам смыслообразования и изучение различных типов картин мира весьма широко представлены как в отечественной, так и в зарубежной гуманитарной науке. Смысл рассматривается как феномен сознания, культуры, практики. Выявляются познавательные и жизненно-практические аспекты смысла. Смысловая проблематика тематизируется сквозь призму вопросов понимания, коммуникации, диалога. В том же ключе происходит рассмотрение картин мира. Их анализ включает экспликацию познавательных процедур, механизмов аккумуляции социально-практического опыта и культурно-исторического наследия. Как самостоятельный аспект исследования выступает проблема структурной организации картин мира. В качестве тенденции, превалирующей в анализе этого вопроса можно указать на рассмотрение картины мира с точки зрения её взаимодействия с научным знанием. Структурная организация картины мира-в работах отечественных авторов (М. В. Мостепаненко, П. Меркульев, В. С. Сте-пин, В.Ф. Черноволенко) представлена в виде иерархического движения от чувственно-эмпирических данных к абстрактно-теоретическим схемам, при этом сама картина мира оказывается компонентом теоретического знания.
Однако предпринятый нами анализ делает очевидным, что разработка проблемы смысла и исследования картин мира в работах большинства авторов лежат в плоскостях, практически не пересекающихся. Это позволяет очертить круг проблемных вопросов, по нашему мнению, недостаточно разработанных в уже существующих исследованиях, Прежде всего, нуждается в проработке вопрос о специфике самого смысла, его «структурных» параметрах. На наш взгляд, их выявление не только позволит сформировать более четкое понимание того, что есть осмысленность, но и станет основанием для установления смысловой идентичности.
Отдельной проблемой выступает необходимость прояснения вопроса о «месте и времени» смысла, ибо говорить о смысле чего-либо возможно, лишь определив параметры концептуальных систем, в которых смысл реализуется. Речь идет о том, что бытие смысла всегда опосредовано ментальной системой . представлений с определенной конфигурацией знания и механизмом его соотнесения с объектами реального мира. Вспомним замечание В. Виндельбанда, отмечавшего несоизмеримость вещей и представлений в силу чего «мы никогда не можем- сравнивать ничего другого, кроме представлений и представлео ний» . В этой связи, определить смысл каких-либо действий, высказываний, • артефактов и адекватно их интерпретировать, возможно только конституируя некую общую «плоскость соизмерения». Философия знает множество вариан
• тов решения этой дроблемы: в качестве «места» смысла выделялись «сознание» (Гуссерль), «культура» (Шпенглер, Тойнби), «язык» (Витгенштейн), «игра» (Хейзинга), «текст» (Р.Барт), но. проблема смыслообразования, при этом не рассматривалась философами как центральная. Таким образом, нам видится актуальным обращение к проблемам смысла в контексте формирования системы представлений о реальности. В качестве такой репрезентативной системы в .нашем исследовании рассматривается картина мира. На наш взгляд, картина ■ мира позволяет объяснить реальность и «показать» её как мир со смыслом, задав вектор ценностного и познавательного отношения к действительности.
• Взаимосвязь смысла и картины мира позволит подойти к вопросу о структуре картины мира с точки зрения механизма смыслообразования. В этой связи,
• принципиально важным для нас оказывается не только проанализировать способность картины мира конституировать реальность как смысловую, но выявить те воздействия, которые механизм смыслообразования оказывает на содержание представлений о мире.
В качестве объекта исследования мы выделяем картину мира как сферу смысловой представленности реальности.
При этом предметом исследования будет выступать структурные пара' метры смысла и механизм смыслообразования как основа существования человека. '
8 Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904. С. 106.
Основной целью диссертации является исследование «смысла» как фундаментальной категории человеческого бытия и рассмотрение его роли в формировании и функционировании картины мира. • '
Реализация поставленной цели -предполагается посредством решения следующих задач:
1) осуществить философско-методологический анализа проблемы смысла на •материале исследований классиков философии и современных авторов;
2) выявить сферы жизненно-практической экстраполяции «смысла» в бытии человека;
3) обосновать пойятие «концептуальная система» применительно к контексту исследования и проанализировать специфику смыслополагания в таких концептуальных образованьях как философия, наука, обыденное сознание;
4) рассмотреть картину мира в качестве универсальной системы, представляющей реальность в модусе смысловой целостности;
5) исследовать картину мира как систему социальной и личностной идентифи-' каций человека;
6) выявить специфику смыслообразования в современной реальности;
В методологическом плане характеру обозначенных проблем, на наш взгляд, наиболее адекватна междисциплинарная стратегия, включающая в себя традиции отечественной и зарубежной феноменологии, культурной и социальной антропологии, философской герменевтики.
В качестве основного метода нами используется феноменологическая установка, называемая исследователями (П.П. Гайденко, В.В. Ильин, К.А. Свась-ян, Н.М. Смирнова) «основным стилеобразующим слагаемым» современной ' эпистемологии. Действительно, обоснованная Гуссерлем методология феноменологического конструирования позволяет исследовать формирование смыслов любых идеальных предметностей. В рамках настоящей диссертации, использование феноменологических методик делает возможным рассмотрение различных граней сложных феноменов культуры в их взаимосвязи, как некой смысловой целостности, но, при этом, без утраты самостоятельной значимости каждого аспекта.
В категориальном плане наиболее значимыми для данной работы являются, разработанные в рамках феноменологии понятия «интенциональность», «естественная установка», «горизонт сознания», «жизненный мир», «интерсубъективность», ставшие концептуальным аппаратом философской рефлексии XX века. Ценными для нас оказываются, как разработки самого Гуссерля, так и работы современных социальных феноменологов (А.Щюц, Т. Лукман, П.Бергер, Дж.Дуглас, Д.Уорш ).' Особое значение имеет предпринятое А. Щю-цем обращение к феномену повседневности: «в естественной установке повседневной 'жизни нас занимают-объекты, находящиеся в соотношении с другими, ранее воспринятыми, образующими поле самоочевидного, не подвергающегося сомнению опыта»9. Эта лее мысль развивается в совместных работах. П. Бергера и Т. Лукмана, выявляющих значение обыденного^ дотеоретического знания в формировании осмысленности. Кроме того, безусловно, значимой оказывается идея этих же авторов о том, что социальная реальность как сфера формирования общезначимых смыслов конструируется в интерсубъективных актах, а общество в целом является проекцией индивидуального опыта. Таким образом, феноменологическая установка является методологическим фундаментом в прояснении философских оснований проблемы интерсубъективности.
Определенный методологический интерес для нас также представляют работы философов франкфуртской школы - прежде всего Т. Адорно [218] и Ю. Хабермаса [209-211]. В отличие от. парадигм философии, имеющих своим основанием абсолютное, единое, идентичное, Адорно в качестве ключевых принципов, организующих рациональность, выдвигает нетождественность, индивидуальность, единичность. Его «негативная диалектика» отрицает «замкнутость». мышления на теоретическом понятии и позволяет, с одной стороны -реабилитировать подавленные слои опыта, а с другой - сохранить рациональ
9 Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. №2. С. 130. ность. Теория коммуникативного поведения Хабермаса, описывает современное общество как «институциональную систему» и «жизненный мир». Важным моментом в концепции Хабермаса оказывается разработка идеи понимания, . нацеленного на коммуникацию, в рамках которого выявляется общезначимое, нормативное р языке и поступках, формируется сфера интерсубъективного
Кроме того, в качестве методологического основания диссертации видится необходимым отметить социокультурный подход. Специфика этого подхода состоит в том, что он позволяет интегрировать три измерения человеческого бытия - биологического, социального, культурного и рассмотреть их как смысловой фундамент единства жизнедеятельности человечества. Кроме того, социокультурный подход не противостоит иным подходам, а дополняет их. На наш взгляд, он связывает деятельностный и аксиологический подходы, устраняя возможные методологические противоречия. Если в рамках деятельностно-го подхода рассматриваются устойчивые компоненты деятельности как основы социокультурного развития, а аксиологический подход сосредотачивает внимание на конституировании ценностных оснований как фундаменте бытия культуры, то социокультурный подход объединяет эти моменты.
Являющийся исходным в предлагаемом подходе принцип активности человека близок общефилософскому принципу деятельности, но специфичен тем, что акцентирует внимание на многомерности человека как существа биологического, социального и культурного. В этой связи, действия субъекта понимаются как значащие для него (ценностный аспект) и важные по отношению к другим (социальный аспект), что позволяет рассматривать деятельную активность человека как компонент социокультурного взаимодействия. На этом основании человеческий мир может рассматриваться как единство культурных (ценностных) установок и социальности, что позволяет исследовать проблему совместимости личностно-поведенческих характеристик человека и социеталь-. ных характеристик общества.
Мы полагаем, что используемые нами методологические подходы позволят нам выработать понимание того, как возможно осуществление смысловой целостности при сохранении различия в специфике смыслополагания. Это положение является ключевым моментом в определении научной новизны данной диссертации:
1) В настоящей работе мы с новой точки зрения предполагаем рассмотреть ряд философских концепций и направлений, затрагивающих проблему смысла. Инновационным моментом является анализ и классификация исследований «смысла» на: а) работы, трактующие «смысл» как онтологическую категорию (Платон, Гуссерль, Хайдеггер); б) исследования, ориентированные на рассмотрение гносеологического аспекта «смысла» (Карнап, Шлик, Рассел, Витгенштейн, Гадамер); в) работы, анализирующие «смысл» в контексте аксиологической проблематики (Камю, Сартр, Мунье, представители русской идеалистической философии рубежа XIX-XX вв.).
2) Новизна исследования выражается также в том, что предпринятая классификация используется нами качестве основания для выявления авторской интерпретации трех аспектов феномена «смысл» - онтологического, гносеологического и аксиологического. Онтологическая характеристика смысла трактуется нами как специфическое свойство смысла конституировать реальность, задавать сущностные параметры бытия. Смысл, понимаемый таким образом, определяет границы возможной Познаваемости и значимости мира, формирует образ реальности как человекоразмерной. Смысл, рассмотренный в гносеологической плоскости, существует как феномен познания, трактуемый в плане усвоения информации и построения моделей объяснения и понимания. В общем виде, гносеологический аспект смысла выражается в способности этого феномена быть целевой установкой в формировании основ понимания какого-либо объекта. С точки зрения аксиологической составляющей, на наш взгляд, возможна экспликация смысла как ценности. Прежде всего, мы имеем в виду ценности человеческого существования.
3) Инновационным моментом диссертации является рассмотрение категории «смысл» в единстве выделенных аспектов. В этой связи, в настоящем ис следовании реализуется авторское понимание смысла как интегративного, синтезирующего феномена, позволяющего объединить все фундаментальные аспекты бытия человека как существа познающего, ценностно-ориентированного и «имманентного» реальности.
4) В диссертации впервые поставлена задача, рассмотреть в качестве ментальной сферы, в рамках которой возможна реализация всех аспектов смысла в их взаимосвязи, картину мира. Для осуществления этой задачи предпринята авторская интерпретация хайдеггеровского понимания картины мира как способа данности реальности в представлении. Предлагаемый в диссертации подход позволит по-новому, подойти к рассмотрению картины мира - проанализировать её не как инструмент фрагментирования и схематизации изучаемой реальности, а как способ представленности мира в смысловой полноте, формируемой интенциональностью субъекта представления. При этом все характеристики смысла оказываются задействованными в конституировании «смыслового измерения», в котором происходит взаимодействие, со-бытие человека и мира. Так понимаемая картина мира делает неактуальным выделение различных типов картин мира (философской, научной, обыденной), а, напротив, предполагает включенность философского, научного и обыденного знания в формирование представленности мира как горизонта культурных смыслов.
5) Для прояснения специфики конфигураций осмысленности, по-новому интерпретированы философия, наука, феномены обыденного сознания. Предполагается рассмотрение их в качестве специфических способов репрезентации реальности в'ракурсе смысла. Осуществляемый в диссертации анализ выявляет концептуальные отличия в специфике смыслообразования, выражаю-.щиеся в доминировании соответственно онтологических, гносеологических, аксиологических характеристик смысла. Смысловая полнота мира в представлении, при этом, формируется на грани рефлексивно-теоретических (философия, наука) и обыденных знаний.
6). В качестве инновационного, нами определяется подход к рассмотрению картины мира как социально-значимого концепта, посредством которого происходит идентификация человека в социальном пространстве. Экспликация этой проблематики предполагается посредством анализа представлений о тождественном (различном) в мире, данном в его предметности (телесности), персональной событийности и социально-коммуникативном аспекте. Важным аспектом исследования является понимание картины мира как антиципативной системы, способной формировать поведенческие стратегии, необходимые в актуальном социо-культурном контексте.
7) В настоящем исследовании мы с новой точки зрения осуществим анализ современной реальности. Специфика нашего подхода заключается в рассмотрении современного социума в ракурсе его картинной представленности в полноте реализации выделенных .нами аспектов смысла. Мы предполагаем выявить специфические особенности смыслообразования в современной картине мира, определить концептуальные условия для формирования осмысленности в современной реальности.
Необходимо также сформулировать положения, выносимые на защиту.
1) В настоящей работе феномен смысл рассмотрен в синтезе онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов. Являясь категорией, интегрирующей сущностные основания бытия человека, ценностные параметры и познавательные интенции, смысл выступает как феномен выражающий специфику человеческого существования как особого рода сущего в бытии -понимающего, целе- и ценностно ориентированного, деятельностно настроенного и свободного.
2) Смысл, объединяющий все фундаментальные аспекты бытия человека, аккумулирующий «человеческие качества» и, в этом плане, выступающий как феномен, имманентный реальности человека, не существует как уже данное, а нуждается в усилии по своему произведению. Осмысленность человеческого существования реализуется как «набросок» смысла, возможность понимания, значимости, а в пределе свободы. Смысл как результат свободного, творческого мыследелания конституирует пространство человеческой специфичности, " создает многообразие смысловых конфигураций в едином горизонте понимаемого бытия.
3) Понимаемый таким образом смысл, определяет границы- возможной познаваемости и значимости мира, формирует образ реальности как человекораз-мерной. В этой связи, проблема смысла оказывается непосредственным образом связанной с проблемой конституирования человеческого мира, контуры которого задаются границами смысл ополагания.
4)Использование феноменологической методологии позволяет нам обосновать положение о том, что мир как объективная реальность «открывается» че ловеку в горизонте смысла. «Данность» мира, осуществляется в модусе представления, концептуальной оформленности значимой предметности благодаря интенциональной настроенности человека на мир. Нами показано, что специфика смыслообразности, зависит от концептуальных форм смысловой представленности. Так, философия, наука, феномены обыденного сознания характеризуются специфическими конфигурациями смысла с доминированием соответственно онтологического, гносеологического, аксиологического аспектов.
5) В диссертации в качестве универсальной ментальной сферы, в рамках которой возможна реализация всех аспектов смысла в их взаимосвязи, рассмат
N ривается картина'мира. Для осуществления этой задачи предпринята авторская интерпретация хайдеггеровского понимания картины мира как способа данности реальности в представлении. Предлагаемый в диссертации подход позволил подойти к анализу картины мира с точки зрения смысловой полноты репрезентации. При этом мир в модусе картины предстает в синтетическом единстве рационального и эмпирического, теоретического и эмоционально образного, со* 'циально-нормативного и индивидуально-значимого. Объективным основанием комплексности смыслового восприятия выступают физиологические особенности познавательной деятельности человека, а именно функциональная асимметрия головного 'мозга.
6) Важной проблемой исследования является анализ картины мира как социально-значим ого концепта, посредством которого происходит идентификация человека в социальном пространстве. Экспликация этой проблематики осуществляется посредством анализа представлений о тождественном (различном) в мире, данйом в его предметности (телесности), персональной событийности и социально-коммуникативном аспекте. В этом плане картина мира выступает как система, аккумулирующая нормативные значения, социокультурные параметры бытия человека и персональные смыслы, концепты индивидуального сознания.
• . 7)Анализ современной реальности с точки зрения смысловой специфики представлений подтверждает наш тезис о взаимном влиянии картины мира на мыследелание человека и изменениях, которые оказывает деятельность человека на трансформацию («постав») мира в представлении. Со сменой парадиг-мальных основ восприятия и интерпретации мира происходит не только трансформация механизма смыслополагания, но и смена субъекта смыслотворчества. .На место индивидуальной активной личности или малых социальных групп в современной ситуации приходит массовый и анонимный субъект. Смещении рационального и чувственного в процессах смыслообразования приводит к тому, что осмысление происходит посредством визуальных образов, как правило, производимых рекламной индустрией. Это приводит к элиминации структур жизненного опыта как фундамента смыслотворчества. Глобальным результатом такого положения дел становится редукция мыслительных практик к пассивному восприятию и принятию как «своих» смыслов, произведенных СМИ. В этой связи, нами обоснована актуальность проблемы субъективного начала, персо-.налъной интенциональности, свободного мыследелания в формировании картины мира.
Нам представляется, что рассмотрение этих проблем тесно связанно с действительными и актуальными проблемами современного социального взаимодействия и событиями индивидуальной жизни конкретного человека.
Теоретическая и практическая значимость настоящей работы связана с постановкой и предложением, возможных подходов к решению смысловой проблематики в ситуации социо-культурного плюрализма. Материал диссертации может быть применен в теории и методологии гуманитарных наук и в практике социального регулирования. На основе результатов исследования возможна разработка социальных моделей с альтернативной семантикой - в сфере среднего и специального образования, в управленческих системах, на уровне социально-политических проектов. Выводы и положения диссертации могут быть использованы в специальных исследованиях по проблемам смыслообразования и рациональности, в качестве материалов к спецкурсам по методологии гуманитарного и социального познания, глобалистике, аксиологии.
Апробация основных положений настоящего исследования была осуществлена в работе конференции молодых ученых «Человек и познание» (Саратов, СГТУ, март 1998г.), межвузовской конференции «Человек в информационном пространстве» (Саратов, ноябрь 1999г.), Всероссийской научной конференции «Современная парадигма человека» (Саратов, ноябрь, 1999г.), внутривузовской конференции по итогам НИР (Саратов, СГСЭУ, февраль 2002г.), аспирантских семинарах при кафедре философии гуманитарных факультетов СГУ. Проблемы и идеи, получившие разработку в диссертации, были изложены в 4 публикациях.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Феноменологическая интерпретация идеальных типов как методология социального познания2007 год, кандидат философских наук Инютин, Владислав Валентинович
Мифологическое в смысловом контексте современной культуры2005 год, кандидат философских наук Лосева, Марина Александровна
Психология смысла1999 год, доктор психологических наук Леонтьев, Дмитрий Алексеевич
Методологические проблемы структурной организации смыслов в тексте2003 год, кандидат философских наук Бажутина, Нина Сергеевна
Ценности как фактор социальной детерминации смыслообразования в языке2004 год, кандидат философских наук Демидова, Елена Николаевна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Спиридонова, Евгения Павловна
В заключение, обобщая содержание настоящей работы, нам видится необходимым сформулировать основные выводы исследования
Мы считаем, что в основе понимания мира, как исходного способа данности реальности человеку находится интенциональная природа самого человека, его стремление наделить мир человеческим смыслом. В этой связи, по нашему мнению, смысл может рассматриваться как сугубо человеческий феномен, имплицитно содержащий специфические параметры бытия человека. Подобный подход к' анализу смысла выявил ряд его ключевых характеристик.
Прежде всего, смысл является сущностным началом человеческого бытия. Существующий в качестве чистой возможности, «энтелехии» (Аристотель), смысл конституирует горизонт познаваемого, значимого, и, в конечном счете, -существующего. Обладая интенциональным характером, смысл формирует контуры человеческой реальности и создает образ самого человека как особого сущего. Именно благодаря смыслу человек среди иных «предметов мира» приобретает особый статус - статус мыслящего, познающего, целе- и ценностно-полагающего и, потому, свободного существа. Как принципиально важная характеристика смысла нами выделяется его интегративная сущность, его способность синтезировать явления, лежащие в разных плоскостях. Помимо синтеза познавательных и ценностных значений в единый план смыслового существования, смысл связывает явления исторических масштабов с опытом ■ мира конкретного человека, соединяет объективно-предметное и субъективно значимое, объединяет интеллектуальное и чувственно-образное.
Однако смысл - специфический феномен. Он не существует как заранее данный, уже содержащийся в естественной реальности. Для его становления необходимы усилия: интенциональный настрой, рефлексия, свободомыслие, стремление к целеполаганию: Именно эти параметры являются основанием, на котором формируется человеческая реальность как бытие со смыслом. В диссертации было показано, что смысловое измерение мира задается в представлении, когда феномены природы, истории, структур повседневности мыслйтельной интенцией «вырываются» из незначащей среды, становясь объектами мысли, приобретают значение, образуя контекст человекоразмерного, осмысленного. В диссертации в качестве универсальной системы представления рассмотрена картина мира. На основе авторской интерпретации .хайдеггеровского понимания картины мира как фундаментального способа представленности объективной реальности в смысловой полноте была рассмотрена проблематика бытия человека как смыслополагающего сущего. Подобный подход позволил нам проанализировать картину мира как сферу конституирования со-бытийности, взаимообращенности человека и мира. В качестве ключевого' положения мы можем отметить мысль о принципиальной роли субъекта представлений и деятельности в формировании смыслового измерения реальности.
Одним из основных выводов исследования является положение о том, что картина мира с точки зрения её функциональной значимости в культурно-историческом контексте может быть рассмотрена как система, аккумулирующая параметры идентификации человека. Имеются в виду, содержащиеся в картине мира наиболее общие представления о «нормальной» телесности, значимых феноменах жизненного мира, особенностях социо-культурной коммуникации как практике конституирования общезначимых смыслов. Установление идентичности рассмотрено нами как формирование осмысленности, как реальности, так и персонального бытия. Механизм смыслообразования, при этом, существует как определение тождественного и различного. Картина мира, как правило, аккумулирует в себе представления о тождественном как общезначимом, наиболее истинном, желательном в социальной коммуникации. Этим способом формируются и транслируются социальные смыслы. Индивидуальные смыслы могут конституироваться, как под воздействием общепринятых, социально апробированных нормативов, так и в модусе различия, установления уникально-специфического ареала осмысленности.
Предпринятый нами анализ современного социума, выявил принципиальные трансформации, происходящие, как в механизмах смыслополагания,.так и в картине мира в целом. Так, в частности было показано, что, выступая важнейшим «индикатором» реального состояния общества, картина мира, при сохранении структурной организации качественно изменяет смысловое содержание. Прежде всего, это выражается в значительном смещении рационального и чувственного в процессах смыслообразования. Нами было отмечено, что в современной реальности формирование общих представлений о мире, как природном, так и социальном, происходит посредством визуальных образов, как правило, производимых рекламной индустрией. Это приводит к серьезным трансформациям механизма смыслообразования: в современном мире тенденцией оказывается элиминация структур жизненного опыта как фундамента смыслотворчества. В этой связи, нами обоснована актуальность проблемы субъективного начала, персональной интенциональности, свободного мыследе-лания в формировании картины мира.
Вместе с тем, необходимо указать, что поднимаемая в диссертации проблематика не получила исчерпывающее разрешение. Скорее, настоящая работа является лишь определенным шагом в направлении прояснения проблем смыслообразования в современном мире. Безусловно, более глубокой проработки требуют вопросы интерсубъективности, соотношения социального и индивидуального, рационального и образного в механизмах смыслообразования. Весьма перспективной и нуждающейся в дальнейшем исследовании является проблема поиска оснований смысловой идентичности в условиях культурной самобытности. В непосредственной связи с этим находится вопрос о смысловом фундаменте понимания, культурном диалоге. Эти и другие проблемы являются эвристическим горизонтом для последующих исследований по вопросам смыслообразования и репрезентативных форм.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Спиридонова, Евгения Павловна, 2002 год
1. Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания // Вопросы философии. 1997. № 7.
2. Абрамян Л.А. Понятие реальности // Вопросы философии. 1980. №11. •3. Аветян Э.Г. Смысл и значение. Ереван, 1979.
3. Автономова Н.С. Понимание и язык // Познание и язык: Критический анализ герменевтических концепций. М.,1984.5: Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2.
4. Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. 1998, №1.
5. Аналитическая философия: становление и развитие. М.,1998.'
6. Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций//Вопросы языкознания. 1993. №3.
7. Апресян Ю.Д. Идея и метод структурной лингвистики. М.,1966.
8. Аристотель Метафизика//Соч. в 4-х т., Т.1.М., 1976.
9. Арсеньев А.С. Десять лет спустя. О творческой судьбе С.Л. Рубенштейна // Вопросы философии. 1998. №11.
10. Арутюнова Н.Д. Логические теории значения // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976.
11. Арутюнова Н.Д. Речеповеденческие акты и истинность // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М.,1992.
12. Аршинов В.И., Свирский Л.И. От смыслопрочтения к смыслопорождению //Вопросы философии. 1992. №2.
13. Балонов Л.Я., Деглин Л.В. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1987.
14. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М., 1987.
15. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
16. Барышков В.П. Аксиология личностного бытия: Саратов, 2001.
17. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ёжегодник.1984.Т.13., №2.
18. Бахтин М.М. Проблема автора // Вопросы философии. 1977. №7
19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
20. Бегиашвили А.Ф. Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля. . Тбилисси, 1969.
21. Белов В.Н. Обыденное сознание и человеческое бытие. Саратов, 1996.
22. Бергер П., Лукман Т. Соиальное конструирование реальности. М., 1995.
23. Бескова И.А. О природе трансперсонального опыта // Вопросы философии. 1994. №2.
24. Бибихин В.В. К онтологическому статусу языкового значения // Традиция в истории культуры. М., 1978.
25. Бибихин В.В. Язык философии. М.,1993.
26. Библер B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. №6.
27. Бирюков Б.В. Теория смысла Готлиба Фреге // Применение логики в науке и технике. М., 1960.
28. Бляхер J1.E. Виртуальные состояния социума или шансы и риски открытого общества в России. М., 1997.
29. Бляхер Е.Д. Эстетическая картина мира. (Социогносеологическая характеристика). Душамбе, 1983.
30. Бляхер Е. Д., Волынская Л.М. «Картина мира» и механизмы познания. Душамбе, 1976.
31. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург, 2000.
32. Бодрийар Ж. Система вещей. М.,1995.
33. Босова Л.М. Взаимодействие конвенционального и индивидуального в мышлении субъекта как основа интерпретации смысла // Семантика и прагматика текста. Барнаул, 1998.
34. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1960.
35. Братина Н.Н:, Доброхотова Т.А. Функциональные ассиметрии человека. М., 1998.
36. Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. 1999. №11.
37. Брудный А.А. Семантика языка и психология человека: о соотношении языка, сознания и действительности. Фрунзе, 1972.
38. Брутян Г. А. Теория познания общей семантики. М.,1959.
39. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // TESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и система. Альманах. М., 1993. Т.1. Вып.2.
40. Васюков В.Л. Ситуации и смысл: не-не-фрегевская (метафорическая) логика. // Логические исследования. М., 1999. Вып. 6.
41. Вдовина И.С. Французский персонализм. М., 1990.
42. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904.
43. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.
44. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. 4.1. М., 1994.
45. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
46. Великовский С.И. Культура как полагание смысла // Одиссей. М., 1989.
47. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.
48. Волкова З.М. Семантика. Картина мира и контекст // Сб. науч. трудов Моск. пед. ин-та.ин. яз-ков. Вып. 25. М.,1983.
49. Высочина Е. И. Проблемы изучения художественной картины мира // Вопросы философии. 1983. № 10.
50. Гаврюшин Н. К. Антитетика. в концептуальных системах //Системные исследования: Ежегодник. 1976. М., 1977.
51. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.
52. Гайденко П.П. Категория времени в буржуазной философии истории XX века // Философские проблемы исторической науки. М., 1969.
53. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М.,1963.
54. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. М.,1997.
55. Гасилин В.Н. Принципы философского исследования человека на рубеже XXI в. // Пространство цивилизаций и культур на рубеже XXI в. 4.1. Пространство цивилизаций и культур в современном социальном познании. Саратов, 1999.
56. Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.
57. Генисаретский О.И. Художественные ценности в структуре образа жизни и окружающей среды. М., 1985.
58. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии.1998. №4.
59. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
60. Гиренок Ф.И. Антропология конфигурации философии // Философия хозяйства: Альманах. 2001. №1.
61. Голенков С.И. Культура, смысл, сознание: сознание в предмете философии культуры. Самара, 1996.
62. Горский B.C. Историко-философское истолкование текста. Киев, 1981.
63. Гриненко Г.В. Смысл и значение в сакральных текстах // Логические исследования. М., 1999. Вып. 6.
64. Гриценко В.П. Культура как знаково-семиотическая система: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философ, наук. М., 2000.
65. Грязнов А.Ф. Понимание понимания: на пересечении двух традиций // проблемы философской герменевтики. М., 1990.
66. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
67. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени. М.,1994.
68. Гуссерль.Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7.
69. Гуссерль Э. Феноменология//Логос. 1991. Вып.1 72. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. '73. Дегутис А.Ю. Язык, мышление и действительность: (очерк теории значения в аналитической, философии). Вильнюс, 1984.
70. Деглин Л.В., Балонов Л.Я., Долинина И.Б. Язык и функциональная асси-метрия мозга // Учен. Зап. Тартуского ун-та, 1983. Вып. 635.
71. Делёз Ж. Различие и повторение. СПб., 1998.
72. Делёз Ж. Логика смысла: М., 1995.
73. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. №4.
74. Джиоев О.И. Роль традиций в культуре // Культура и общественное развитие. Тбилиси, 1979.
75. Дилигенский Г Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии, 1990, № 3.
76. Дильтей В. Сущность философии // Философия в систематическом изложении. Спб., 1913.
77. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. М.,1987.
78. Дмитриевская И.В. Онтологические модели мира и проблема реальности сознания // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Сб. науч. трудов Иван. Гос. Ун-та. Иваново, 1994.
79. Донских О.А. Методологический анализ понятия языковой картины мира // Методологические проблемы научных исследований. Новосибирск, 1984.
80. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. М,- Л., 1966.
81. Дубровский Д.И. Понимание как расшифровка кода (информационный подход к проблемам герменевтики) // Философские основания науки. Вильнюс, 1982.
82. Дышлевый П. И., Яценко Л.В. Что такое общая картина мира. М., 1984.
83. Зотов А. Ф. Структура научного мышления. М., 1973.
84. Иванов А. В. Сознание и мышление. М., 1994.
85. Иванов В. В. Дуальная организация первобытных народов и происхождение дуалистических космогоний // Современная археология. 1986, № 4.
86. Иванов В. В. Бинарные структуры в семиотических системах // Системные исследования. Ежегодник. 1972. М., 1972.
87. Иванов В. В. Чет и нечет. Ассиметрия мозга и знаковых систем. М.,1978.
88. Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев, 1980.
89. Иванько Л.И. Ценностно:нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социального исследования. М., 1981.
90. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.,1993.
91. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.
92. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989 •
93. Канцельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.-Л., 1965.
94. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода // Вопросы философии. 1998, №4.•99. Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959.
95. Кассирер Э. Философия символических форм. М., 1994.
96. Колесников А.С. Философия Б. Рассела. Л., 1991.
97. Козлов Н.И. Как относится к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., 2001.
98. Козлов Н.И. Книга для тех, кому нравится жить, или психология личностного роста. М., 2000. ■ '
99. Козлова М.С. Философия и язык. М.,1972.
100. Козловский В.П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев, 1990.
101. Комлев Н.Г. Слово, денотация и картина мира // Вопросы философии. 1981. №11.
102. Копцин П. В. Гносеологические и логические основы науки. М.,1974.
103. Корнеев П.В. Жизненный опыт личности. М., 1985.
104. Краснухина Е.К. О смысле конечного существования. Проблема смерти в экзистенциализме // Вестник Ленинград. Ун-та. Сер.6. 1991, Вып.1
105. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки 1991, № 12.
106. Куайн У. Логика XX века // Американский философ. М., 1998.
107. Куайн У. Слово и объект // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 18.
108. Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. М., 1961.
109. Курдюмов С.Л. Законы' эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1990.
110. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификатора // Новое в зарубежной лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. XXIII. М., 1988.
111. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
112. Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.
113. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М:, 1977. •119. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
114. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.Д994.
115. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996.№4.
116. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. М., 1982.
117. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.
118. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
119. Лесков Л.В. Семантическая Вселенная // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. 1994. №2, 4.
120. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Спб.,1998.
121. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem: Ежегодник. М., 1994.
122. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994. №1.
123. Ломов Б.Ф., Сурков Е.И. Антиципации в структуре деятельности. М., 1980.
124. Лосев А.Ф. Философия имени. М, 1927.
125. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
126. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
127. Лотман Ю.М. Асимметрия и диалог // Учен.зап. Тартусского ун-та, 1983. Вып. 635.
128. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
129. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971.
130. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.,1979.
131. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: образ мира и мир образов. М.,1996.
132. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1984.
133. Макогон Э.Р. Интерес и скука // Лосевские чтения. Ростов н/Д, 1998.
134. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.,1996.
135. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
136. Микиртумов И:Б. Интенсиональная характеристика функции в логике смысла и денотата// Логические исследования. М., 1999. Вып. 6.
137. Михель И.В. Проблема смысла в философии // Человек. Диалог. Понимание. Саратов, 1996.
138. Мейлах Б. С. «Философия искусства» и «художественная картина мира» // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1983.
139. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.
140. Меркулов В. И. Культура как проблема философии // Культура, человек, картина мира. М., 1987.
141. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992.
142. Молчанов В.Н. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.
143. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
144. Мостепаненко А. М., Зотов Р. А. Научная и художественная картины мира. Некоторые параллели // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1983.
145. Мостепаненко М.В. Философия и физическая теория. Физическая картина мира и проблема происхождения и развития физических теорий. Л., 1969.
146. Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994.
147. Мулуд Н. Анализ и смысл. М., .1979.
148. Мягкова Е.Ю. Эмоции и языковая картина мира: возможный подход к исследованию проблемы // Человек в научной и философской картине мира XXI века. Курск, 1996.
149. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке//Вопросы философии. 1996. №11.
150. Налимов В. В. Спонтанное сознание: вероятностная природа смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.
151. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
152. Павилёнис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.
153. Панов Е.И. Знаки. Символы. Языки. М., 1982
154. Панпурин В.А. Ценность, как смыслопереживательный феномен // Философия ценностей Курган, 1998. С. 73-75
155. Пестряков а Л. С. Художественная картина мира и девальвация духовных ценностей // Проблемы девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград, 1995.
156. Павилёнис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.
157. Петров В.В. Идеи феноменологии и герменевтики в лингвистическом представлении знаний // Вопросы языкознания. 1990, №6.
158. Петров В.В. Структуры значения (логический анализ). Новосибирск, 1979.
159. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.
160. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
161. Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.
162. Плахов В.Д. Традиция и общество: Опыт философ, социол. исслед. М., 1982.
163. Поляков И.В. Знаковые системы в социальном взаимодействии и познании. Новосибирск, 1983.
164. Попович М.В. О философском анализе языка науки. Киев, 1966.
165. Портнов А.Н. Сознание, язык, смысл: в поисках новой парадигмы // Философский альманах. Иваново, 1998. N 1-2.
166. Почепцов О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990, №6.
167. Пузырёв А.А. Смыслообразование в процессах перцептивной деятельности // Восприятие и деятельность. М., 1976.
168. Рассел Б. Моё философское развитие // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.
169. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М., 1957.
170. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. М.,1995.
171. Риккерт Г. О системе ценностей//Логос. Спб., 1914. Т.1. Вып. 1.
172. Резниченко Е. А. Гуманитаризация картины мира в культуре конца XX века: Автореферат дисс. М., 2000.
173. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1997.
174. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1999.
175. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
176. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. Ереван, 1987.
177. Смирнова Е.Д., Таванец П. В. Семантика в логике // Логическая семантика и модальная логика. М., 1967.
178. Смысл жизни: Антология. М.,1995.
179. Смысл жизни в русской философии: конец 19-начало 20 века. М., 1995.
180. Современная .философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.,1996.
181. Соболев А. В. О персоналистической гносеологии // Вопросы философии. 1998. №4.
182. Соколов Е.Г. Процедурные режимы и метафизические горизонты смыслового пространства культурных феноменов // Метафизические исследования. СПб., 1998. Вып.'6: Сознание.
183. Соловьёв B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989.
184. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М., 1990. С. 101.
185. Стенценко А.Л. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания//Вестник МГУ, серия 14. 1987. №3.
186. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
187. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.
188. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Идеалы исследования и проблемы взаимодействия наук. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
189. Сысоева Л.С. Понимание смысла жизни: несколько подходов в русской религиозной философии // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. Томск, 1998.
190. Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М., 1994.
191. Трошева Т.Б. Структурно-смысловая организация рассуждения в художественных текстах: инвариант и варианты // Текст: стереотип и творчество. Пермь, 1998.
192. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М., 1996.
193. Тузова Т. М. Ответственность личности. М., 1992.
194. Филиппов Л.И. Философская антропология Ж.-П. Сартра: критический .очерк. М.,1977.
195. Франк С. Л. Смысл жизни. Брюссель, 1992.
196. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.
197. Фреге Г. Мысль: логическое исследование // Философия. Логика. Язык. М., 1987.
198. Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. М, 1977. Вып. 8.
199. Фреге Г. Понятие и вещь // Семиотика и информатика. М.,1'978. Вып.10.
200. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989.
201. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
202. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.,1992.
203. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект// Вопросы философии. 1992. №4.
204. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2.
205. Хабермас Ю. Познание и интерес // Философские науки. 1990. №1
206. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993.
207. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
208. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.,1993.
209. Ханина И.Б. Инварианты образа мира и их истоки // Деятельный подход в психологии: проблемы и перспективы. М., 1990.
210. Хёсле В. Кризис индивидальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. № 10.
211. ХинтиккаЯ. Логико-эпистемологические исследования. М.,1980.
212. Хоркхаймер М., АдорноТ. Диалектика просвещения. М.-СПб., 1997.
213. Хютт В. Категория человеческого существования в философии Хайдеггера // Известия АН Эстонии. 1990., Т 39: Обществ.науки., №3.
214. Цивь'ян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М., 1990.
215. Шеховцев А.'Ю. Информационная парадигма в структуре современного мышления. Саратов, 1998.
216. Шкуров Э.Д. Понимание в структуре познания //Философские основания науки. Вильнюс, 1982.
217. Шпет Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и её проблемы. М., 1914.
218. Штофф В. А. Введение в методологию научного познания. Л., 1972.
219. Шугуров'М.В. Культурный смысл и жизненный мир личности // Категории и ценности культуры. Саратов, 1994.
220. Щедровицкий Г. П. Смысл и значение // Избранные труды. М., 1995.
221. Щюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. №2.
222. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.
223. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
224. Ячин С.Е. Человек в последовательности культурных и социальных форм своего бытия: генезис превращенной формы // Личность. Культура. Общество: Научно-практический журнал. Т.2. Вып.2. М., 2000.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.