Феномен повседневности: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Магомедова, Аминад Ахмеднуриевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат философских наук Магомедова, Аминад Ахмеднуриевна
Введение.
Глава 1. Феномен повседневности: значение слова и история понятия.
§ 1. Повседневность: семиотическое исследование.
§ 2. История исследования феномена повседневности.
Основные вехи.
Глава 2. Феномен повседневности: онтологические структуры социального бытия.
§ 1. Архе мифа как первообраз повседневности.
§ 2. Архетипы повседневного бытийствования.
§ 3. Материально - телесное начало повседневности.
§ 4. Образная реальность, маркирующая повседневность.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Традиционная культура повседневности карачаевцев2004 год, кандидат культурологии Гатаева, Белла Тохтаровна
Повседневность как элемент социальной реальности2006 год, кандидат философских наук Семенов, Николай Борисович
Жизненный мир человека как модус культуры2006 год, доктор философских наук Кожевников, Сергей Борисович
Проблематизация повседневности на основе классических философских концепций2004 год, кандидат философских наук Меркулова, Дарья Юрьевна
Повседневность: феномен неявного знания2009 год, кандидат философских наук Боголюбова, Светлана Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен повседневности: Социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования. Исследование феномена повседневности, выявление его устойчивой структуры - одна из важных проблем современной философии. Глубокое понимание повседневности позволит расширить рамки многостороннего изучения человека, позволит с новой точки зрения взглянуть на проблему отношений человека и социума. Феномен повседневности многогранен, поскольку с ним связаны язык, речь, коммуникация, взаимодействие, труд, воображение, сознание, понимание, интерпретация и другие феномены человеческого бытия. Структуры повседневности, как специфически организованные дисциплинарные пространства общества, образуют фундамент всех социальных институтов. Изучение повседневной жизни актуально как системы должного, культивируемого в рамках дисциплинарных пространств. Раскрытие сущности феномена повседневности позволит понять сложные формы социальных отношений. Повседневность как фундаментальная сфера социальной реальности позволит раскрыть многообразие общественного организма в его единстве. В перспективе раскрытие данной темы позволит преодолеть методологические преграды в исследовании различных социальных институтов лишь по функциональным признакам и научиться рассматривать их в единстве как целостную социальную жизнь.
Степень разработанности проблемы. В классическом философском дискурсе изначально наблюдалась тенденция понимать повседневное как враждебное разуму, как рутинное, обыденное, раз и навсегда установленное.
Уже Платон и Аристотель различали обыденное мнение и истинное знание. По их мнению, лишь второе могло соответствовать подлинному бытию. Следует отметить, что Аристотель тем не менее придавал особое значение повседневной жизни. Размышляя о городе-государстве и месте человека в нем, он подчеркивал, что регламентированная повседневная жизнь полиса важна для сильного процветающего государства, как фундамент для здания.
Феномен повседневности обратил на себя пристальное внимание в связи с так называемым "кризисом европейской науки", точнее, кризисом идеи прогресса истории. Надысторические законы оказались не в состоянии объяснить все многообразие реальной жизнедеятельности человека. В связи с этим этнографы и историки в конце XIX и начале XX веков обратились к таким сторонам общественно-исторической жизни, как семиотика вещей и повседневности, картина мира в обыденном сознании, внеправовые и внеэкономические регуляторы общественного поведения. К.Леви-Брюль, изучая жизнедеятельность примитивных народов, пришел к выводу, что сознание архаического человека содержит определенный образ жизнеосуществления, позволяющий осмыслить повседневность современности. Л.Февр и М.Блок, осмысляя понятие ментальности, которое было разработано в трудах К.Леви-Брюля и других этнографов, создали Школу "Анналов". Изучение ментальности позволило историкам с новой стороны приблизиться к пониманию социального поведения людей. Труды Л.Февра, М.Блока, Ж.Ле Гоффа, Ф.Броделя, Н.Элиаса и ряда других исследователей значимы для данного исследования потому, что объектом их исследования является повседневная жизнь.
Феноменологическая школа во главе с Э.Гуссерлем предприняла попытку подвергнуть феномен повседневности строгой философской рефлексии. Э.Гуссерль, размышляя о кризисе Европы, предложил переосмыслить сущность рационализма. Он изложил понимание повседневности и повседневного опыта как некой предданности смыслов.1 Э.Гуссерль признавал за миром повседневной жизни роль фундамента теоретического знания и считал, что познание бытия возможно на его основе. А.Шютц вслед за Э.Гуссерлем интерпретирует "интерсубъективный жизненный мир" как "интерсубъективный мир повседневной жизни". Значение повседневности А.Шютц наиболее полно раскрывает в учении о конечных областях значений. Повседневность он рассматривает как одну из
1 Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994; Гуссерль Э. Картезианские размышления. - Спб, 1998. сфер реальности, которая первична по отношению к другим сферам, как верховную реальность.1 П.Бергер и Т.Лукман2 вслед за А.Шготцом раскрыли повседневность как рациональную структуру и выявили ряд особенностей, присущих ей. А.Хеллер3, Б.Вапьденфельс4 и Б.Кепеци5 подчеркивают рациональное начало повседневной жизни. Значителен вклад М.Хайдеггера в исследовании этого феномена.6
Анализу феномена повседневности посвящены труды отечественных мыслителей: В.В.Розанова, И.И.Ясинского, Л.Г.Григорьева, Л.Г.Ионина, Б.В.Маркова, Г.С.Кнабе, И.А.Бутенко, А.Л.Ястребицкой, С.Н.Тесля и др. Л.Г.Григорьев и Л.Г.Ионин преимущественно интерпретируют работы А.Шютца. Б.В.Марков считает, что повседневность - это ткань человеческих отношений, рационально обусловленная.7 Г.С.Кнабе рассматривает повседневность как понятие неотчужденной духовности.8 С.Н.Тесля смысл повседневного видит в усилии, выступающем в качестве направленности жизнеосуществления, в конституировании определенных состояний жизнео существ ления.9
В трудах этих исследователей повседневность осмысляется как фундаментальная сфера реальности, необходимая для формирования личности и социума в целом. Подчеркивая основательность этих исследований, отметим тем не менее, что в этих трудах хотя и намечен, но не осуществлен в полной мере анализ онтологических структур повседневности.
1 Шютц А. Здравый смысл и научная интерпретация человеческой деятельности// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вьт.4. 1994. С.43-48; Шютц А. Структуры повседневного мышления// Социологические иссследования. 1988. № 2. С.129-137; Schutz A., Luckman Т. The structures of the life-World. London,1974; Schutz A. The problem of social reality//Collected papers. Vol.l. The Hague, 1971.
2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М., 1995.
3 Heller A.Can Everyday life be Endangered?// Can Modernity Survive. Padstow, Cornwall, 1990. p.43-60.
4 Вапьденфельс Б. Повседневность как плавильный тагль рациональности//Социологос. Социология, антропология, метафизика. Вып.1. М., 1991. С.39-51.
5 Кепеци Б. Культура масс и культура повседневная// Культуры. М., 1982. №1-2. С.26-38.
6 Хайдеггер М.Бытие и время.М., 1993; Хайдеггер М.Время и бытие. М., 1997; Хайдеггер М.Работы разных лет. М., 1993.
7 Марков Б.В. Социальная философия и повседневный мир жизни// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып.4. 1994. Спб.,1994. С.27.
8 Киабе Г.С. Диалектика повседневности// Вопросы философии. 1989. № 5. С.26-38.
9 Тесля СЛ . Опыт аналитики повседневного. М., 1995.
Цель и задачи исследования. Общая цель исследования заключается в том, чтобы осуществить социально-философский анализ феномена повседневности, акцентируя онтологический аспект. Цель его состоит не только в том, чтобы обосновать реабилитацию повседневности как сферы приватного, и тем самым - значимого для каждого из нас, но и в том, чтобы неприметный процесс трансформации структур жизненного мира сделать предметом рефлексии социальной философии. Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:
- анализ повседневности как одного из ключевых понятий современной социальной философии в онтологическом плане;
- исследование основных этапов развития социально-философской мысли в изучении повседневности;
- определение концептуальной парадигмы повседневности;
- изучение архаического пласта концептуальных механизмов, поддерживающих символический универсум фундаментальной сферы реальности;
- выявление детерминантов, лежащих в основе конструктов типичного знания фундаментальной сферы;
- описание процесса легитимации повседневности;
- семиотическое исследование данного понятия .
Методология и источники исследования. Методологической основой исследования в самой общей форме является метод восхождения от частного к общему. Также используются феноменологические приемы, метод конкретно-исторического исследования, элементы структурнофункционального подхода.
Диссертант опирался на ряд работ, которые для данного исследования являются классическими: "Никомахова этика" Аристотеля, "Картезианские размышления" Э.Гуссерля, "Бытие и время" М.Хайдеггера, "Проблема социальной реальности" А.Шютца, "Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания" П.Бергмана и Т.Лукмана, "Подвергается ли повседневная жизнь опасности?" А.Хеллер и другие. На диссертационное исследование оказали существенное влияние идеи В.В.Розанова, Ю.М.Лотмана, М.Элиаде, В.А.Подороги, К.С.Пигрова, М.С.Кагана, Б.В.Маркова, Г.Ф.Сунягина, М.С.Уварова и др. Использованы также работы ряда исследователей в области этнографии (К.Леви-Брюля, К.Леви-Стросса, В.Тэрнера, Э.Б.Тэйлора, М.Мид, В.Н.Топорова, А.К.Байбурина) и психологии (З.Фрейда, К.Г.Юнга, А Лффе).
Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:
- определена парадигма повседневности как архе (пра-событие);
- осуществлено изучение концептуальных механизмов повседневности;
- дан анализ конструктов типичного знания повседневной жизни;
- определена сущность повседневности как материально-телесное.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Повседневность как фундаментальная реальность актуализируется путем повтора и многократного воспроизведения. Архе как реактуализируемое пра-событие представляет собой концептуальную парадигму повседневности.
- Вариации архетипов коллективного бессознательного лежат в основе конструктов типичного знания верховной реальности.
- Легитимация повседневности осуществляется текстами, маркирующими повседневную жизнь.
- Феномен повседневности имеет материально-телесную основу.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Анализ феномена повседневности является необходимой ступенью в разработке теоретического исследования о роли повседневности в деятельности социума.
Диссертантом были выполнены переводы работ А.Шютца1 и А.Хеллер2, использующие основные теоретические положения диссертации. Положения и выводы диссертации, а также выполненные переводы могут быть использованы при составлении общих и специальных курсов по социальной философии, а также по истории философии. Результаты работы могут быть применены также при составлении программ социологических исследований, формировании стратегии социальной работы в современной России.
Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в 8 научных публикациях. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социальной философии и философии истории философского факультета СПбГУ и была рекомендована к защите.
Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографии и приложения. Работа изложена на 173 страницах, библиография включает 249 наименований на русском, немецком и английском языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Взаимодействие искусства и повседневности как механизм трансформации культурных парадигм2002 год, кандидат философских наук Рогожина, Елена Владимировна
Социально-этническая повседневность как предмет философского анализа2007 год, доктор философских наук Марковцева, Ольга Юрьевна
Динамика личных миров в пространстве повседневности2004 год, кандидат философских наук Балалаева, Наталия Константиновна
Экспликация события в экзистенции жизненного мира1998 год, кандидат философских наук Гатина, Ирина Салиховна
Неотрадиционализм в культуре повседневности: Российская версия конца XX века2004 год, кандидат культурологии Николаева, Елена Валентиновна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Магомедова, Аминад Ахмеднуриевна
Выводы диссертации предполагают следующие перспективы исследования данной тематики:
- Социально-философский анализ феномена повседневности в исламе и культуре мусульманского региона. Исламская религиозная доктрина уделяла большое внимание поведению верующего человека в повседневной жизни. Это обусловило специфику менталитета и культуры мусульманского мира.
Сравнительный анализ типизаций фундаментальной сферы различных культур, а также текстов, маркирующих повседневность.
В качестве процесса интерпретации символического поля повседневности возможен анализ вещетворения как особого аспекта жизнедеятельности человека. Вещетворение можно рассмотреть с точки зрения реактуализации ритуальной первовещи, имеющей сакральное начало.
- Экспликация современных форм мифа, символического универсума и ритуалов, направленных на поддержание современной повседневной жизни.
- Экспликация и анализ мифологем повседневной жизни, используемых в современном искусстве, политических учениях и социальных программах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повседневность как фундаментальная сфера социальной реальности представляет собой неизменное единство. В процессе изменения данная сфера реальности выступаете качестве того, на основе чего возможны изменения, в качестве того, что подвергается изменению, в качестве фермента, способствующего изменению и в качестве того, что остается неизменным при всех происходящих изменениях. Бытие в качестве жизни является самовозобладанием повседневности, постоянно возобновляющейся в своей неизменности. Повседневностью обусловлено присутствие человека при бытии. Сама повседневность характеризуется специфической рациональностью и задана парадигмой повтора концептуальных событий.
Архе космогонического мифа выступает первообразом повседневной жизни. Космогония является образцовой моделью для подражания идеальному архетипу. Реактуализация пра-события позволяет человеку различать и удерживать реальность. Архе мифа задает концептуальную парадигму повседневности.
Типизации верховной реальности фундированы в коллективном бессознательном и являются вариантами архетипов. Типизации, будучи конструктами первого порядка, вытесняются культурными символами -конструктами второго порядка, и включаются в смысловое поле символов. Анализ образов Дома и Матери показал их архетипическую природу и то, что они являются значимыми конструктами повседневности. Это позволило раскрыть сущность повседневности как материально-телесного бытия.
Повседневное пребывание при бытии осуществляется человеком в границах своего тела и в границах освоенного им пространства. Лад руки преобразует пространство из чужого, враждебного в свое, родное, поступь (шаг) торит дорогу жизни. Человек, преодолевая смерть новой жизнью, не только повторяет жест первотворца, он подтверждает тем самым свои корни, свою связь с землей.
Концептуальные моменты бытия запечатлены в паремиологических текстах. Необходимость седиментации жизненного опыта и легитимации дотеоретического знания обусловливают роль языка как хранилища и инструмента коллективных седиментаций. Социальная роль субъектов повседневности, имеющих доступ к институционально объективированным системам знания, заключается в том, что они делают их доступными членам социальной общности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Магомедова, Аминад Ахмеднуриевна, 2000 год
1. Аристотель. Метафизика// Сочинения в 4-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1971.-С.63-367.
2. Аристотель. Никомахова этика// Сочинения: в 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. - С.53-293.
3. Ауэрбах Э. Мимесис: изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976. - 556 с.
4. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Семиотизация мира в ритуале. СПб.: Наука, 1993. - 237 с.
5. Байбурин А.К. Ритуал: старое новое// И с гор и ко этнографическое исследование по фольклору. - М.: Наука, Изд. фирма "Восточной литературы", 1994. - С.35-48.
6. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л.: Наука, 1983. 191 с.
7. Бак Д.П. Эстетика М.Бахтина в контексте генезиса идеи исторической поэтики// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995. - С. 179-188.
8. Барт Ролан. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. -615 с.
9. Барт Ролан. Мифологии. М.: Изд-во им.Сабашниковых, 1996. - 315 с.
10. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.527 с.
11. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979,- 318 с.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искус гво Л 986.445 с.
13. Бейлис В.А. Теория ритуала в трудах Виктора Тэрнера// Тэриер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - С.7-31.
14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Московский философ, фонд и др., 1995. - 322 с.
15. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М.: Протестант, 1994. - 1220 с,
16. Бондарь Н. И. Век Год - День (К вопросу об уровнях ритуально -мифологического программирования повседневности)// Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998. -СПб.: б.и., 1998. - С.23-31.
17. Брянский В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 1999.-703 с.
18. Бревде Г. Хаос и структура сознания// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. -СПб., 1997.- Вып.З. С.215-218.
19. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. -254 с.
20. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 века. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс, 1986. - 622 с.
21. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 века. Г.2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. - 632 с.
22. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, 15-18 века. Т.З. Время мира. М.: Прогресс, 1992. - 679 с.
23. Буркхард Я. Общественная жизнь и праздники// Буркхард Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: Интрада, 1996. - С.307-364.
24. Бутенко И. А. Социальное познание и мир повседневности: горизонты и тупики феноменологической социологии. М.: Наука, 1987. - 141с.
25. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности// Социологов Социология, антропология, метафизика. М., 1991. - Вып. 1 .-С.39-51.
26. Вебер-Келлерман И. Обряды жизненного цикла и социальная стратификация. Семья и детство// Советская этнография. 1988. - № 6. -С.50-64.
27. Вермеер Дельфтский Ян. М.: Из обр. искусств о, 1995. - 128 с.
28. Вермер Ян. СПб.: ICAR, 1994. - 128 с.
29. Вейсманов. Немецкий лексикон с латинским переложением на российский язык. СПб.: при Императорской Академии наук, 1782. - 673 с.
30. Владимиров М. Хаос и . ( 12 антиномий)// Размышление о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. -СПб., 1997. Вып.З. - С.59-61.
31. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике// Сочинения. Т.1. М.: Соцэкгиз,1938. -472 с.
32. Гелл пор Э. Слова и вещи. М.: Изд-во иностр. литературы, 1962. - 344 с.
33. Гете И. В. Опыт как посредник между объектом и субъектом// Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - С.101-109.
34. Гете И. В. Опыт и наука// Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964.-С. 119-124.
35. Гете И. В. Максимы и размышления// Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964. - С.314-377.
36. Голан Ариэль. Миф и символ. М.: Русслиг, 1993. - 375 с.
37. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987,- 218 с.
38. Григорьев Л. Г. Шюц и социология повседневности// Социологические исследования. 1987. -№ 1. - С. 123-136.
39. Грякалов A.A., Грякалова Н.Ю. Темы символы в творчестве Бориса Пильняка (Опыт восходящего чтения)// Символы в культуре. - СПб., 1992. -С.43-53.
40. Грякалов A.A. М. Бахтин и Я.Мукаржовский: знаки пути к человеку// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.:Алетейя, 1995. - С.72-102.
41. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуиа, 1994. - С. 101-137.
42. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998. -315 с.
43. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М.: Индрик, 1993. - 327 с.
44. Гюлльман К. Д. Общественная и частная жизнь в европейских городах средних веков. СПб.: В типографии Н.Греча, 1839. - 296 с.
45. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. М., 1955. -Т.З. - 555 с,
46. Дмитриева Л.С. Теоритические проблемы праздничной культуры в работах М.Бахтина// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995. - С.27-31.
47. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990. -246 с.
48. Евзлин М. Космогония и ритуал:. М.: Радикс, 1993. - 337 с.
49. Знаменитые греки и римляне. 35 библиографий выдающихся деятелей Греции и Рима. СПб: Индивиндуальное частное предприятие Кузнецова : Эпоха, 1993.-448 с,
50. Зомбарт В. Буржуа : Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. - 442 с.
51. Ионии Л . Г. Понимающая социология. Исторический и критический анализ. М.: Наука, 1979. - 207 с.
52. Ионин Л. Г. Историзм повседневности// Ускорение социально -экономических процессов и культурные проблемы социальной организации. М.: ИФАН, 1987. - С.35-55.
53. Исупов К.Г. Об историзме прозаики. (Вместо послесловия к фрагменту книги К.Эмерсона и Г.С.Морсона)// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995. - С.310-314.
54. Истер В. Пайдея : Воспитание античного грека :(эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1997. - 335 с.
55. Кареев H. Эволюция внешнего быта// Энциклопедический словарь Русского Библиографического Института Гранат. М., 1932. - Т. 50.-С.658-684.
56. Картины мира в истории мирового искусства ( с древнейщих времен к Новому времени). М.: НИИРАХ, 1995. - 142 с.
57. Кассирер Э . Познание и действительность. Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб.: Изд-во "Шиповник", 1912. - 454 с.
58. Кепеци Б. Культура масс и культура повседневная// Культуры. М., 1982. -№№ 1-2. - С. 10-19.
59. Кессиди Ф. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. - 312 с.
60. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности// Вопросы философии. 1989. -№ 5. - С.26-46.
61. Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1966. -456 с.
62. Костомаров Н.И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.- М.: Просвещение, 1996. 575 с.
63. Костомаров Н.И. Домашная жизнь и нравы великорусского народа : утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей. М.: Экономика, 1993. - 397 с.
64. Криничная Н. А. Дом его облик и душа. - Петрозаводск: КНЦ РАН, 1992. - 29 с.
65. Ксенофонт. Домострой// Сократические сочинения.- СПб.: АО "Комплект", 1993. С. 253-318.
66. Ксенофонт. Пир// Сократические сочинения.- СПб.: АО "Комплект", 1993.- С. 207-252.
67. Купер Дж. Мандала// Энциклопедия символов. М., 1995. - С. 196.
68. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Киев: Ваклер; М.: Рефлбук, 1997. -383 с.
69. Ланг Э. Миф. М.: Издание В.Линд, 1901. - 209 с.
70. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М.: Прогресс, 1992. -372 с.
71. Леви Брюль Л. Первобытное мышление// Сверхестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика-пресс, 1994. - С.7-372.
72. Левинтон Г. А. Ритуалы и ритуализированные формы поведения// Рациональность и семиотика поведения : Материалы научно-методологического семинара по проблемам логики, психологии и семиотики деятельности. Киев, 1988. - С.53-54.
73. Леви С гросс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. - 384 с.
74. Леви Стросс К. Печальные тропики : Путешествие по Бразилии. -Пушкино: Культура, 1994. - 319 с.
75. Леви Стросс К. Структурная антропология. - М: Наука, 1985. - 535 с.
76. Липе Ю. Происхождение вещей: Из истории культуры человечества. М.: ИНН, 1995.- 271 с.
77. Лосев А.Ф. Символ// Философская энциклопедия. М., 1970. - Т.5. -С.10-11.
78. Лосев А.Ф. Символ//Эстетика. Словарь. М., 1989. - С.570-577.
79. Лосев А.Ф. Логика символа// Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. - С.247-275.
80. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1995. 319 с.
81. Лосев А.Ф. Самое само// Миф-число-сущность. М.: Мысль, 1994. -С.299-526.
82. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// Миф-число-сущность. М.: Мысль, 1994.-С.6-216.
83. Лосев А.Ф. Специфика языкового знака в связи с пониманием языка как непосредственной действительности мысли// Знак, символ, миф. М.: Изд-воМГУ, 1992. -С.92-113.
84. Лосев А.Ф. Аксиоматика знаковой теории языка// Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.28-64
85. Лосев А.Ф. Аксиоматика теории специфического языкового знака (Стихийность знака и ее отражение в сознание)// Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.65-91.
86. Лосев А.Ф. Терминологическая многозначность в существующих теориях знака и символа// Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1992. - С.220-245.
87. Лосев А.Ф. Мифология// Философская энциклопедия. М., 1964. - Т.З. -С.457-467.
88. Лосев А.Ф. Хаос// Философская энциклопедия. М., 1970. - Т.5. - С.430-431.
89. Лосев А.Ф. Хаос// Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт. М., 1994. -Т.2.-С.579-581
90. Лотман Ю М. О мифологическом коде сюжетных текстов// Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту: ТГУ, 1973. -С.86-90.
91. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры// Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. Тарту: ТГУ, 1987. - С. 10-21.
92. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тг. Т.1. Таллинн: Александра, 1992. -С.413-447.
93. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культуры// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. - С. 102-109.
94. Лотман Ю.М". Декабрист в повседневной жизни ( Бытовое поведение как историко-психологическая категория)// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тг. Т.1. Таллинн: Александра, 1992. - С.296-336.
95. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Т.1. Таллинн: Александра, 1992. - С.248-268.
96. Лотман Ю.М., Успенский Б. А. Миф имя - культура// Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Т. 1. - Таллинн: Александра, 1992. - С.58-75.
97. Маковский М. М. Язык миф - культура: Символы жизни и жизнь символов. - М.: б.и., 1996. - 330 с.
98. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1996. - 416 с.
99. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа языки русской культуры, 1997. - 224 с.
100. Марков Б. В. Социальная философия и повседневный мир жизни II Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. - Серия 6. - Вып.4. -С.22-29.
101. Марков Б. В. Разум и сердце: история и теория менталитета. СПб.: СПбГУ, 1993.- 229 с.
102. Марков Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1999. - 296 с.
103. Марков Б. В. Хаос порядка// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Спб., 1997. - Вып.З. -С.101-129.
104. Мей терский В. М, Проблема символического интерпретанта в семиотике текста// Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. -Тарту: ТГУ, 1987. -С.3-9.
105. Мелитипский Е. М. Поэтика мифа. М.: Изд.фирма "Восточной литературы": Школа языки русской культуры, 1995. - 406 с.
106. Мертлик Р. Античные легенды и сказания. М.: Республика, 1992. - 479 с.
107. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. - 429 с.
108. Морозов И.В. Дорога к дому// Дом человека( экология социально -антропологических процессов). Материалы межвузовской конференции 16 -18 марта 1998. СПб.: Изд-во института теоретической астрономии РАН, 1998. -С.51-54.
109. Морсон Г.С., Эмерсон К. Творчество прозаики// Бахтинология: Исследования, перевода, публикации. Спб.: Алетейя, 1995. - С.288-309.
110. Назаров В. Н. Нравственная мудрость как творчество жизни// Философские науки. 1991.- № 11. - С.51 -65.
111. Никулин H.H. Золотой век нидерландской живописи. 15 век. М.: Изобразительное искусство, 1982. - 398 с.
112. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: ИЧП "Жанна", 1994. - 362с.
113. Ницше Ф. Сумерки идолов или как философствуют молотом// Сочинения в 2-х тт. Т.2. М.: Мысль, 1990. - С.556-650.
114. Пигров К.С. Амбивалентность социального (опыт исследования онтологических оснований)// Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. - Серия 6. - Вып.4. - С. 11 -18.
115. Пищун С.В. Социальная философия В.В.Розанова. Владивосток: Из-в о Дальневосточного университета, 1993. - 152 с.
116. Платон. Пир// Собрание сочинений в 4-х гг. Т.2. М.: Мысль, 1993. -С.81-135.
117. Плутарх. Ромул// Древний мир в памятниках письменности. Часть 3.- М: Госиздат, 1922,- С.27-33.
118. Плутарх. Пир семи мудрецов// Моралии. М.: Эксмо-прее, Харьков: Фолио, 1999. - С.359-389.
119. Плутарх. Застольные беседы// Моралии. М.: Эксмо-пресс, Харьков: Фолио, 1999. - С.41-280.
120. Подорога В.А. "Фундаментальная антропология" М.Хайдсггера// Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. -С. 34-49.
121. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: Ad Marginem, 1995. - 340 с.
122. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. Серен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка. М.: Ad Marginem, 1995. - 427 с.
123. II о дорога В. А. Мир без сознания. (Проблема телесности в философии Ф.Ницше)// Проблема сознания в современной западной философии. М.,1989. С. 15-32.
124. Политическая история: Россия СССР - Российская Федерация: в2-х тт. T.l. -М.: ТЕРРА, 1996.- 656 с.
125. Потебня А. А. Миф и слово// Слово и миф. М.: Правда, 1989. - С. 256270.
126. Потебня А. А. Об участии языка в образовании мифов // Слово и миф. -М.: Правда, 1989. С.270-274.
127. Потебня А. А. Религиозный мир// Слово и миф. М.: Правда, 1989. -С.274-275.
128. Потебня А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - С.285-379.
129. Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - 687 с.
130. Рабле Ф. Гарганиоа и Пантагрюэль. Пермь: Пермская книга, 1993. -536 с.
131. Рождественский А. Мифическое как человеческое самопонимание// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Спб., 1997. - Вып.З. - С.81-100.
132. Розанов В. В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 1913. -304 с.
133. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - С,3-91.
134. Розанов В. В. Опавшие листья//Сумерки просвещения. М.: Педагогика,1990. С. 387-524.
135. Розанов В. В. Русский Нил// Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. -С.525-594.
136. Розанов В. В. Русская церковь// В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - С.8-29.
137. Розанов В. В. В темных религиозных лучах// В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - С,95-183.
138. Розанов В. В. Купол храма// В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - С. 184-252.
139. Розанов В. В. Свеча в храме// В темных религиозных лучах. М.: Республика, 1994. - С.253-403.
140. Розанов В. В. Семя и жизнь// Собрание сочинений в 2-х тт. Т.1. М.: Правда, 1990. - С.207-216.
141. Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного// В мире неясного и нерешенного. М.: Республика, 1995. - С.7-336.
142. Розанов В. В. Из восточных мотивов// В мире неясного и нерешенного. -М.: Республика, 1995. С.339- 424.
143. Российский с немецким и французским переводом словарь, сочиненный Иванов Нордстетом в 2-х частях. СПб., 1780-1782. - 784 с.
144. Российский целлариус, или этимологический лексикон, изданный Ф. Гелтергофом. М.: иждивением типографщика и книгопродавца И.К.Шнора, 1771.-547 с.
145. Словарь современного русского литературного языка в 17 п. М-Л., 1959. -Т.8.- 458 с.
146. Руткевич Б. Д. Феноменологическая социология знания. ~ М.: Наука, 1993. 271 с.
147. Свасьян К. А. Философия символических форм у Э.Кассирера: Критический анализ. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1989. - 237 с.
148. Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. Ереван, Изд-во АН АрмССР, 1980. - 226 с.
149. Словарь русского языка в 4-х тт. М., 1983. - Т.З. - 750 с.
150. Словарь синонимов русского языка: в 2-х тт. Л., 1971. - Т.2. - 856 с.
151. Соколов Э. Порядок и хаос в социальном пространстве// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Спб., 1997. - Вып.З. - С. 150-152.
152. Соколов М.Н.Бытовые образы в западноевропейской живописи ХУ-ХУП веков: реальность и символика. М.: Изобр. иск-во, 1994. - 287 с.
153. Соловьев Э.Ю. Попытка обоснования новой философии истории в фундаментальной онтологии М.Хайдеггера// Новые тенденции в западной социологической философии. М.,1988. - С. 43-65.
154. Сумцов H. Ф. Символика славянских обрядов. М.: Изд. фирма "Восточная литература", 1996. - 295 с.
155. Супягин Г.Ф. Архитектура и общество. JL: Знание, 1973. - 37 с.
156. Стеблин Каменский М. И. Миф. - Л.: Наука, 1976. - 104 с.
157. Тамарченко Н.Д. М. Бахтин и В. Розанов. ( Идея "родового тела" и кризис христианской этики на рубеже XIX-XX вв.)// Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. СПб.: Алетейя, 1995. - С. 171-178.
158. Терещенко А. Быт русского народа: народность, жилища, домоводство, образ жизни, музыка свадьба, время исчисления, крещение и пр. 4.1. М.: Русская книга, 1997. - 283 с.
159. Терещенко А. Быт русского народа: народность, жилища, домоводство, образ жизни, музыка свадьба, время исчисления, крещение и пр. 4.2. М.: Русская книга, 1999. - 334 с.
160. Тесля С.Н. Опыт аналитики повседневного. М.: Изд-во МГУ, 1995. -229 с.
161. Толковый словарь русского языка/ Под ред. проф. Д.Н.Ушакова. М., 1939. - Т.З. - 1424 стб.
162. Топорков А. Л. Суеверные приметы и мифология повседневности// Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998 г. СПб.: б.и., 1998. - С.32-42.
163. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэгаческо! о. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995.-624 с.
164. Топоров В. Н. Апология Плюшкина: вещь в антропоцентрической перспективе// Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в областим и фон оэти ческою. М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995. -С.7-111.
165. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику// Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва "Наука", 1988. - С.7-60.
166. Топоров В. Н. Мандала// Мифологический словарь. М., 1990. - С. 332333.
167. Топоров В. Н. Модель мира// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х п. М., 1994. - Г.2. - С. 161-164.
168. Топоров В. Н. Космогонические мифы// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. М., 1994. - Т.2. - С.6-9.
169. Топоров В. Н. Космос// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. -М., 1994.-Т.2.- С.9-10.
170. Топоров В. Н. Хаос// Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х п . М., 1994. -Т.2. - С. 581-582.
171. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. - 496 с.
172. Трушина Л. Дуальная организация города: космос и хаос// Размышления о хаосе. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб., 1997. - Вып.З. - С. 175-177.
173. Трушина Л. Культурные константы в символике городской среды// Символы, образы и стереотипы современной культуры. Международные чтения по теории, истории и философии культуры. СПб.,2000. - № 9. ~ С.260-267.
174. Тзйлор Э.Б. Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, искусства и обычаев: в 2-х тт. Т. 1. Си б.: Издание редакции журнала "Знание", 1872. - 460 с.
175. Тзйлор Э.Б. Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, искусства и обычаев: в 2-х гг. Т.2. Спб.: Издание редакции журнала "Знание", 1872. - 484 с.
176. Тэрнер В. Символы в африканском ритуале// Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - С.32-46.
177. Тэрнер В. Гадание и его символика// Символ и ритуал:. М.: Наука, 1983. - С.48-73.
178. Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура// Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - С. 106-264.
179. Уваров M.С. Антиномичность как атрибут научного мышления. Владивосток: изд-во Дальневосточного ун-та, 1993. 208 с.
180. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб.: Алетейя, 1998. - 243 с.
181. Уваров М.С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. СПб.: БГТУ, 1996. - 212 с.
182. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. - 629 с.
183. Франк С.Л. Духовные основы общества// Русское зарубежье : из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. - С.243-433.
184. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. - 447 с.
185. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. СПб.: Алетейя, 1997. -191с,
186. Фрейд 3. Я и Оно. М: ЭКСМО-пресс, Харьков: Фолио, 1998. - 1037 с.
187. Фрейд 3. Хрестоматия по истории психологии. М.: Просвещение, 1980. - 347 с.
188. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 429 с.
189. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. - 238 с.
190. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1986. - 703 с.
191. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век. М.: Изд-во центра "Терра": Республика, 1996. - 440 с.
192. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М.: Изд-во центра "Терра": Республика, 1996. - 478 с.
193. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М.: Изд-во центра "Терра": Республика, 1996. - 440 с.
194. Хайдеггер М. Исток художественного творения// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. - М.: МГУ, 1987. - С. 59-72.
195. Хайдеггер М. Искусство и пространство// Бытие и время. М.: Республика, 1993. - С.312-316.
196. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Бытие и время. М.: Республика, 1993. -С.192-220.
197. Хайдеггер М. Вопрос о технике// Бытие и время. М.: Республика, 1993. -С.221-238.
198. Хайдеп ер М. Основные понятия метафизики// Бытие и время. М.: Республика, 1993. - С.327-345.
199. Хайдеггер М. Время картины мир// Бытие и время. М.: Республика, 1993.-С.41-62.
200. Хайдеггер М. Вещь// Бытие и время. М.: Республика, 1993. - С.316-326.
201. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии// Бытие и время. М.: Республика, 1993. -С.361-381.
202. Хайдеггер М. Время и бытие М.: Ad Margin em, 1997. - 452 с.
203. Хайдеггер М. Творческий ландшафт : Почему мы остаемся в провинции?// Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993. - С.218-221.
204. Хайдеггер М. Проселок// Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993. - С.238-241.
205. Хайдеггер М. Жительствование человека// Работы разных лет. М.: Гнозис, 1993. -С.295-300.
206. Хайдеггер М. Рассказ о лесе во льду Адальберта Штифтера// Работы разных лет. М: Гнозис, 1993. - С.269-279.
207. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. -193 с.
208. Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления XIV-XVbb. во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988.- 539 с.
209. Хендерсон Дж. J1. Древние мифы и современный человек// Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебрянные нити, 1997. - С. 103-154.
210. Хогеленд Дж. Хайдеггер о бытии человека// Современный человек: цели, ценности, идеалы. М.: ИНИОН, 1988. - С.23-35.
211. Христофорова О. Б. Моделирование поведения в традиционной культуре: к вопросу о функциях фольклора// Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998. СПб.: б.и., 1998. -С. 14-22.
212. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. - 447 с.
213. Цивьян Т. В. Мифологическое программирование повседневной жизни// Этнические стереотипы поведения. JL: Наука, 1985. - С. 154-178.
214. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени М.: Изд. центр гуманитарного ун-та, 1996. -372 с.
215. Шапир М.И. Язык быта (Языки духовной культуры)// Путь. 1993. - №3. -С. 120-138.
216. Швы рев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. -№ 6. - С.91-105.
217. Шейк и н А. Г. Символ// Культурология XX века. Энциклопедия . СПб.: Университетская книга, 1997. - Т.2. - С.406-409.
218. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой культуры. Т.1. М.: Мысль, 1993. - 666 с.
219. Шютц А. Здравый смысл и научная интерпретация человеческой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1994. -Серия 6. - Выи.4. - С.43-48.
220. Шютц А. Создание понятий и теории в социальных науках// РЖ Серия Социология. 1992. - № 3. - С. 154-169.
221. Шютц А. Структура повседневного мышления// Социологические исследования. 1988. - № 2. - С. 129-137.
222. Шютц А. Возвращающийся домой// Социологические исследования. 1995. -№2. С. 136-142.
223. Щукин В. Г. Дом и кров в славянофильской концепции. Культурологические заметки// Вопросы философии. 1996. - № 1. - С. 135147.
224. Эли аде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1995. - 240 с.
225. Эли аде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.
226. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемоеп>. -СПб.: Алетейя, 1998. 250 с.
227. Эли аде M. Священное и мирское. М.: Изд-во Московского университета, 1990. - 144 с.
228. Этимологический словарь русского языка: в 2-х тт./ Сост. А.Преображенский. М.,1959. - Т.2. - 1284 с.
229. Юнг К. Г. Душа и миф: 6 архетипов. Киев: Порт-Рояль, 1997. - 382 с.
230. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.
231. Юнг К. Г. Концепция коллективного бессознательного// Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебря и и ы е нити, !997. - С.337-346.
232. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. - 282 с.
233. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон г, 1994. - 317 с.
234. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга; М.: Act, 1997.-558 с.
235. Юнг К.Г. Четыре архетипа. Мать. Дух. Трикстер. Перерождение// Алхимия снов. СПб.: Тимошка, 1997. - С. 172-302.
236. Ястребицкая А. Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике// Одиссей. Человек в истории. -М., 1991. -С.84-102.
237. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. М.: Искусство, 1978. - 175 с.
238. Ясинский И. И. Культура и структуры повседневности. СПб., 1898. -267 с.
239. Яффе А. Символы в изобразительном искусстве// Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебрянные нити, 1997. - С.227-268.
240. Alltag und Identitaet: zur Theorie des modern Alltagsleben/ Gerhard Mueller. Frankfurt a. M.: Lang, 1985. - 260 s.
241. Arendt H. The Human Condition. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1958. -333 p.
242. Heller A. Can Everyday Life be Endangered?// Can Modernity Survive? -T.J.Press Ltd, Padstow, Cornwall, 1990. p.43-60.
243. Eliade M. Myth and Reality. New York, 1968. - 235 p.
244. Elias N. Uber den Prozess der Zivilisation: Soziogenetische und psychogenetische Untersuchunden. Bd. 1 -2. Frankfurt am Main, 1978. - 674 s.
245. Malinowski B. Magic, Science and Religion and other essays.- New York: Doubleday, 1954. 274 p.
246. Materialistische Kulturtheorie und Alltagskultur/ Wolfgang F. Hang; Kaspar Maase. Berlin: Argument-Verl., 1980. - 216 s.
247. Schutz A.The structeres of the Life-World. London, 1974. - 335 p.
248. Schutz A. The problem of social reality// Collected papers. Vol. 1. Martinus NijhofF. The Hague, 1971. - 357 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.