Экспликация события в экзистенции жизненного мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гатина, Ирина Салиховна

  • Гатина, Ирина Салиховна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Казань
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 102
Гатина, Ирина Салиховна. Экспликация события в экзистенции жизненного мира: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Казань. 1998. 102 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гатина, Ирина Салиховна

Введение

Глава 1 .Понимание экзистенции культуры как феномен жизненный мир" 9 стр.

§ 1. Историко-философский анализ подходов к определению культуры 9 стр.

§ 2. Экзистенциальная доминанта культуры. Феномен жизненный мир" 28 стр.

Глава 2. Проблема события в контексте жизненного мира 52 стр.

§ 1. Плюрализм жизненного мира в философии постмодернизма 52 стр.

§ 2. Интерпретация события в модернистской и постмодернистской моделях культуры 72 стр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экспликация события в экзистенции жизненного мира»

Актуальность темы исследования

Одна из центральных проблем современной культуры - проблема ее самой как специфического антропологического и общественного явления. Почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Применимы ли классические методы, чтобы понять новый опыт культуры, или для этого нужны иные формы миропостижения? В ходе обсуждения этих вопросов все чаще говорится об общемировом кризисе культуры, неспособной обрести самоидентичность без преодоления возникающих в ее русле внутренних коллизий. В этом смысле кризис следует понимать как тяжелое переходное состояние, связанное с поиском адекватного раскрытия, самоистолкования культуры. Следовательно, кризис - это всегда поиск нового и переосмысление старого. За внешним многообразием определений культуры отчетливо обнаруживаются два существенных момента. Первый - традиционное, эссенциалистское определение культуры и второй - понимание культуры через установление ее экзистенциальных особенностей.

Классическая модель культуры выдвигает на первый план человека как творца культуры, а сама культура определяется как совокупность всеобщих образов жизнедеятельности. Внимание акцентируется на опосредованные формы взаимодействия человека с окружающей средой.

Выход из зацикленной на понятии „культура" ситуации заключается в той теоретической стратегии, когда культура мыслится как непосредственное жизненное взаимодействие человека с действительностью.

Значение подобной дифференциации двух образов культуры выходит далеко за рамки внутритеоретических научных споров. В самом существовании этих образов и в сложных отношениях между ними обнаруживается уникальное событие XX столетия, характеризующееся, прежде всего, распадом идентичных культурных смысловых единств.

Для нас, прежде всего, важно, что, учитывая факт „распыления" культур, необходимо выделить экзистенциальную доминанту культуры. В рамках модернистских установок культура есть результат и одновременно процесс восприятия и переживания повседневной жизни человека. Сходную проблему рассматривали Э. Гуссерль в „Кризисе европейских наук и трансцендентальной феноменологии" и М. Хайдеггер в трактате „Бытие и время". Потребность осмысления теоретического конструкта „жизненный мир" и со-бытия „Dasein" до сих пор остается актуальной темой философского анализа.

Становление и разработка новой концепции культуры в контексте жизненного мира пытается разрешить противоречие между главными действующими лицами европейской философской драмы прошлого столетия - Жизнью и Культурой.

Постмодернистская модель культуры, в свою очередь, размывает бинарность оппозиции „Культура и Жизнь", делая проблему трансцендентальных оснований еще более острой. Характерной чертой постмодернизма является исключительное внимание к динамизму неопределенности, переходности. Соответственно на смену представлению о четко структурированных динамических формах жизненного пространства приходит совершенно иное, выраженное термином „ризома". Современный человек живет в „мозаично-цитатном", „интертекстуальном" мире. Наблюдается экстерриториальность текста. Идентификация внутренней реальности текста проблематизируется как на стадии восприятия, так и на стадии его порождения. Корни постмодернистской модели культуры нужно искать в феноменологии, герменевтике, структурализме.

Актуальность избранной темы исследования связана с потребностями в осмыслении принципиального нового акта философии постмодернизма, который возвращает нас к методам „феноменологической редукции" Гуссерля и „поэтического мышления" Хайдеггера. Со-бытийность этих методов объясняет наиболее важные процедуры постмодернизма: деконструкции и „перформанса".

Предмет настоящего исследования - событие, как условие существования и метод понимания феномена „жизненный мир". Центральной проблемой данного исследования является экспликация события в условиях „неклассической ситуации" современной культуры.

Степень разработанности проблемы.

Исследование культуры как философской дисциплины содержится в трудах античных, средневековых мыслителей и философов других исторических эпох. Различные аспекты культуры изучались представителями различных научных дисциплин и направлений.

Вместе с тем, как автономная проблема, культура практически не рассматривалась вплоть до ХУШ века. „Просветительское" толкование культуры опиралось или на разум (Вольтер, Кондорсе), или на нравственность (И.Кант), или на искусство (Ф.Шиллер, Ф.Шеллинг, Новалис).

Классическое понимание культуры базировалось на философии истории. Поскольку культура всегда существует в истории, или как история, то философия культуры отождествляется с философией истории (Гегель).

Предметное изучение культуры связано с развитием многочисленных дисциплин, таких как семиотика, этнография, антропология, социология, психология и т.д. Они то и стали с новых, многообразных позиций исследовать феномен культуры (В.Гумбольдт, Э.Тайлор, Л.Морган, Дж.Фрейзер, З.Фрейд, К.Леви-Стросс, V

A.Вебер, Т.Парсонс и т.д.).

В отечественной философии категория „культура" разрабатывается в исследованиях А.И.Арнольдова, Э.А.Баллера, М.А.Булатова, В.Е.Давидовича, О.И.Джиоева, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, М.С.Кагана, С.Б.Крымского, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, В.Г.Табачковского, Н.Ф.Тарасенко, Н.З.Чавчавадзе,

B.И.Шинкарук, Я.И.Яценко. Разноаспектные разработки этих исследователей опираются на деятельностный подход к определению понятия „культура".

Вектор современного понимания культуры направлен на иное восприятие отношения человека к действительности. При таком подходе познавательное отношение к культуре оказывается по существу совпадающим с непосредственным бытием в ней.

Проблематика экзистенциальной доминанты культуры занимает центральное место в феноменологии, герменевтике (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Х.Ортега-и-Гассет, М.К.Мамардашвили, В.С.Библер, К.А.Свасьян, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман,

A.Ф.Лосев).

Актуальным тенденциям современной культуры, обширной проблематике постмодернизма посвящены труды Ж.-Ф.Лиотара, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Р.Барта, М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Бодрийяра, Ю.Хабермаса, Г.Башляра, П.Козловского,

B.А.Подороги, ПП.Гайденко, М.К.Рыклина, Г.С.Кнабе, Н.С.Автономовой, И.П.Ильина.

Анализ литературы показывает, что характерным для кризисной ситуации в области философской теории культуры являются работы представителей антиэссенциализма, доказывающие логическую невозможность теории, претендующей на раскрытие сущности культуры. Однако работы Э.Гуссерля, М.Хайдеггера, вскрыв реальную проблематичность определения культуры, не опровергают в принципе самой возможности теории, основанной на всеобщих основаниях. Между тем, проблема взаимоотношений традиционной высокой культуры и низовой текущей жизни - жизни с растворенными в ней своими особыми, ею модифицированными культурными смыслами, остается кардинальной проблемой эпохи.

Второй блок исследования связан с понятием события. С помощью данной категории излагаются ведущие современные физические теории - теория относительности и квантовая механика. Однако специального философского анализа события явно недостаточно. Исследованием этой категории занимались Б.Рассел, А.Уайтхед, М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.Делез, В.С.Библер. Достижения феноменолого-герменевтической философии М.Хайдеггера и Э.Гуссерля свидетельствуют о том, что они вплотную подошли к рассмотрению проблемы собственно со-бытия как универсального основания особого рода опыта.

Цель и задачи исследования

Основной целью работы является экстраполяция философии М.Хайдеггера и Э.Гуссерля на постмодернистскую модель культуры.

Конкретные задачи работы:

• разграничение трех моделей культуры: классической, модернистской, постмодернистской;

• исследование бинарной структуры жизненного мира;

• рассмотрение „жизненного мира" в контексте постмодернизма;

• выработка подхода, позволяющего объединить методы „феноменологической редукции" и „поэтического мышления";

• рассмотрение понятия „событие" в модернистской и постмодернистской моделях культуры.

Методологические основания исследования.

Возможности для решения поставленных выше цели и задач предоставляет феноменология. Обращение к феноменологии обусловлено необходимостью прояснения категории события и непродуктивностью традиционных методов и подходов к культуре, „не работающих" в условиях „неклассической" ситуации. Кроме того, именно феноменологическая методология позволяет рассматривать культуру в концептуальном поле жизненного мира.

Феноменологический метод применяется в единстве с герменевтическим, обеспечивающим экспликацию события, когда трансцендентальность не предшествует эмпирическому опыту как сверхличная структура, а впервые полагается в актах индивидуации.

Источниками исследования стали труды отечественных и зарубежных мыслителей.

Среди авторов, работы которых прямо или косвенно касаются исследуемой темы, выделяются: М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев, Ж.Делез, М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, М.Фуко, Р.Барт, Ж.Деррида, М.К.Мамардашвили, В.А. Подорога, М.К.Рыклин, Г.Башляр, С.Кьеркегор, Х.Ортега-и-Гассет, Ж.-П.Сартр, Ю.Хабермас,

П.Козловский, П.П.Гайденко, Г.С.Кнабе, Н.С.Автономова, И.П.Ильин, В.Дильтей, Г.Зиммель, Х.Гадамер, П.Рикер, М.Унамуно, Х.Борхес, У.Эко, Г.Г.Шпет, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр, С.Л.Франк.

Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, что в ней впервые в философской литературе ставится проблема события как условия существования и метода понимания жизненного мира.

Методологическая новизна работы заключается в экстраполяции философии М.Хайдеггера и Э.Гуссерля на постмодернистскую модель культуры.

В диссертации содержится также ряд инноваций в решении частных аспектов проблемы: проведено сравнительное системное исследование теоретического конструкта „жизненный мир" и бытия в мире „Dasein"; выявлено три модели культуры; обосновано, что методы феноменологической редукции и „поэтического мышления" являются основанием постмодернистских процедур деконструкции и „перформанса".

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что оно создает методологическую базу для решения теоретических проблем культуры. Эффективность применения феноменологического и герменевтического методов в работе позволяет расширить представление о сферах их применения. Ряд положений исследования закладывают концептуальную основу для понимания явлений современной культуры.

Материалы диссертации могут использоваться в лекционных курсах, практических занятиях, спецкурсах по философии, теории культуры, эстетике.

Апробация работы. Материалы диссертации были отражены в докладах автора на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава в Димитровградском институте технологии, управления и дизайна (1995-1997 г.), на научно-практических и научно-теоретических конференциях Казанского государственного университета (1991, 1992, 1993, 1995 гг.), на международном симпозиуме в г. Нижнем Новгороде (1995 г.).

Структура работы. Структура диссертационной работы подчинена целям и задачам исследования.

Она состоит из введения, двух глав основной части и заключения. Общая логика работы строится как последовательное продвижение в теоретическом прояснении понятия со-бытия в контексте жизненного мира, от модернистской модели культуры к постмодернистской „ситуации".

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гатина, Ирина Салиховна

Результаты исследования сводятся к следующим основным положениям:

1. Дан сравнительно-исторический анализ определений и подходов к феномену культура. Анализ смысловых доминант позволил выявить особенности культуры XX века как экзистенции жизненного мира.

2. Определено понятие „жизненный мир" человека. Это опытный и в опыте постигаемый мир, в котором практически разворачивается вся наша жизнь. Структура жизненного мира представляет собой бинарную систему противоположных срезов: повседневности и культуры, примордиального ближайшего мира и интерсубъективного дальнего.

3. На основе феноменологического и герменевтического методов выявляются данные срезы и устанавливается их особенность.

4. Изменения в социокультурной ситуации второй половины XX века приводят к ревизии культурной парадигмы жизненного мира. В постмодернистской модели жизненный мир утрачивает целостность, территориальность, структурность и становится фрагментарным, гетерогенным образованием. Бинарность примордиальности и интерсубъективности уступает место безграничной интертекстуальности.

5. Гносеологический аспект события, как возможности мышления анализируется в трудах М. Хайдеггера и Ж. Делеза. В результате сравнительного анализа, определяются основные методы постмодернизма: деконструкция и перфоманс как продолжение и со-бытийность методов феноменологической редукции и философской герменевтики.

6. В научный оборот введено „событие", имеющее три значения. В социологическом аспекте событие рассматривается как возможность выхода из кризиса культуры. В этом смысле анализируется постмодернистская модель культуры. В онтологическом аспекте событие означает сосуществование различных миров в контексте „жизненного мира". В гносеологическом аспекте событие означает метод познания жизненного мира.

Понятие событие в контексте жизненного мира закладывает концептуальную основу для понимания явлений современной культуры. Новый образ культуры, представленный в модернистской и постмодернистской моделях, раскрывает содержание феномена культуры через теоретический конструкт "жизненный мир". Введение данного термина, описывающего экзистенциальную доминанту культуры, раскрывает широкие возможности исследования повседневного мира и местопребывания человека в нём.

В гносеологическом аспекте, жизненный мир, неявно содержащий в себе, предпосылочное знание, представляет интерес для эпистемологических разработок. Помимо этого, исследования в данном направлении, позволяют расширить представления о месте и роли-средств массовой информации в жизни современного человека. Поэтому спектр изучения культуры через феномен жизненный мир чрезвычайно широк и выходит за рамки философии культуры.

Анализируя жизненный мир, методологическое предпочтение отдаётся "языку. событий", в силу того, что с жизненным миром связаны идеи прерывности, различия, текучей ситуахщонности. Эффективность применений методологической базы, основанной на понятии события даёт новую интерпретацию философским концепциям Хайдеггера, Гуссерля, Делёза. Бахтина, Лосева и открывает новые перспективы в изучении современной культуры. Более того, категория события претендует на роль фундаментального понятия не только в теории культуры, но и на статус универсалии современного познания. Этим объясняется повышенный интерес к категории события не только в естественных науках (где он является традиционным), но и в гуманитарном знании.

1 Цит. по: Гуревич П.С. Культурология. - М.: Знание, 1996. - С.9

2 Цит. по: Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1994. - С.6

3 Там же. - С.6

4 Там же. - С.7

5 Там же. - С.7

V 6 Тайлор Э.Б, Первобытная культура. - М., 1989. - С.18,36

7 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Мысль, 1983. - С.26-27

8 Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов н/Д. Изд-во Рост, ун-та., 1979. - С.83

9 Цит. по: Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996. - С.4

10 Там же. - С.50

11 Микешина Л.А. Вера, знание, понимание. // Объяснение и понимание в специальных общественных науках. -M., 1989 -С.19

12 Бубер М. Два образа веры. - М., 1995. - С. 165

13 Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. // Вопросы философии 1992. [Т.] 7. - С.166

14 Цит. по: Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996. - С.71

15 Там же.-С.71

16 Там же. -С.71

17 Там же. - С.71

18 Там же.-С.71-72

19 Цит. по: Кошелева В.Л. Мерло-Понти. Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. - С.180

20 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С.91

21 Мейринк Г. Голем. - Nr., 1920 - С.166

22 Хайдеггер М. Вещь. // Историко-философский ежегодник. М., 1989. - С.269

23 Там же. - С.270

24 Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. // Проблема человека в западной философии. - М., 1988. - С.328

25 Там же. - С.304

26 Там же. - С.338

27 См. Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя „Брюхо архитектора". // Вопросы философии. - 1997. [Т.] 5. - С.82

28 Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. - Нижний Новгород, 1994. - С.8

29 Цит. По Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя „Брюхо архитектора". // Вопросы философии. - 1997. [Т.] 5. - С.83

30 См.: Современная западная философия. Словарь. - М., 1991. - С.357

31 Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя „Брюхо архитектора". // Вопросы философии. -1997. [Т.] 5. - С.84

32 Эко У. Из заметок к роману „Имя розы" // Назвать вещи своими именами. - М., 1986. - С.227

33 См.: Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М., 1988. - С.297

34 Цит. по: Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 1977. -С.132

35 См. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. - С.387

36 Там же.-С.З 89

37 См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1979. - С. 257258.

38 Делез Ж. Логика смысла. - М.: Академия, 1995. - С.164

39 C.Levi-Strauss, Introduction a Sociologie et Antropologie de Marcel Mauss. - Paris, 1950. - P.48-49

40 См. Рыклин.М.К. Делез Ж. Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. - С. 88-89

41 Делез Ж. Логика смысла. - М.: Академия, 1995. - С. 182

42 См.: Рыклин М.К. Делез Ж. Современная западная философия: Словарь. - М., 1991. - С.89

43 Барт Р. Лекция // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М. Прогресс, 1994. - С.550

44 Делез Ж. Логика смысла. - М.: Академия, 1995. - С.292

45 Александров А.Д. Пространство и время в современной физике в свете философских идей Ленина // Ленин и современное естествознание. - М., 1969. - С.226

46 Рассел Б. Человеческое познание. - М., 1957. - С.497

47 Там же. - С.358

48 Цит. по: Свасьян К.А. Феноменологическое познание: Препедевтика и критика. - Ереван, 1987. - С.112

49 Там же.-С. 112

50 См. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. - М., 1993. - С.ЗЗ 1-332

51 Цит. по: Философия. Учебник. - М., 1996. - С.З 10

52 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М.: МГУ, 1990. - С. 129

53 Бердяев Н.А. Самопознание. - М., 1990. - С. 199

54 См. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М., 1977 - С.37-38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гатина, Ирина Салиховна, 1998 год

1. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. - Т. 3. - С. 3-14.

2. Автономова Н.С. Г.Башляр. Новый рационализм. 1989. - Т. 3. - 164с.

3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. - 286с.

4. Аршинов В.И., Свирский Я.И. От смыслопрочтения к смыслопорождению рационализма // Вопросы философии. 1992. - Т. 2. - С. 145-153.

5. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989. - 259с.

6. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 314с.

7. Батищев Г.С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Я. Рубинштейна // Вопросы философии. 1989. - Т. 4. - С. 96-110.

8. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев: „Next", 1994. - 383с.

9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.

10. Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. - 374с.

11. П.Беме Я. Аврора или Утренняя заря в восхождении. М.: Гуманус. Политиздат, 1990.-413с.

12. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994.

13. Т. 1. 1994. 541с. Т. 2. 1994. 508с.

14. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.

15. Библер B.C. Из „Заметок впрок" // Вопросы философии. 1991. - Т. 6. - С. 15-46.

16. Библер B.C. К философской логике парадокса // Вопросы философии. 1988. - Т. 1. - с.28-43.

17. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. - 413с.

18. Бокошов Ж. Предпосылочное знание. Бишкек: Илим, 1991. - 159с.

19. Борхес Х.А. Оправдание вечности. М.: ДИ-ДИК, 1994. 552с.

20. Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. -392с.

21. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наук, думка, 1991. - 195с.

22. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. - 211с.

23. Велихов Е.П. Зинченко В.П. Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. - Т. 11. - С. 3-30.

24. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. - Т. 2. - С. 67121.

25. Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М.К. Мамардашвили. 1994 // под ред. В.А. Кругликова, Ю.Л. Сенокосова. Москва: Ad Marginem, 1996. -112с.

26. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. - 367с.

27. ВяткинаН.Б. Смысл и онтология в логике. Киев: Наук, думка, 1991. - 120с.

28. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. Москва: Наука, 1972.-221с.

29. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 1992. - Т. 7. - С. 116-136.

30. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. - Т. 6. - С. 3-15.

31. Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-699с.

32. Григорьев В.И. Наука и техника в контексте культуры. Москва: Университет дружбы народов, 1989. - 158с.

33. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги) // Вопросы философии. 1992. - Т. 7. - С. 136-177.

34. Давидович В.Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов / Д.: Ростовский университет, 1979. - 83с.

35. Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. - 298с.

36. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. - Т. 4. - С. 53-58.

37. Деррида Ж. Позиции. Киев: Д.Л., 1996. - 192с.

38. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. -1988. -Т. 4. -С. 135-152.

39. Другое небо. Беседа с философом М.К. Мамардашвили // Латинская Америка. -1990. Т. З.-С. 98-99.

40. Дукачев А.А. Идеально ли отношение представленности по своей природе // Философские науки. 1988. - Т. 1. - С. 98-105.

41. Зинченко В.П. Как возможна поэтическая антропология? // Человек. 1994. - Т. 6. -С. 11-33.

42. Зинченко В.П. Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного // Вопросы философии. 1991. - Т. 10. - С. 34-41.

43. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464с.

44. Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. Интрада, 1996.-255с.

45. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. -М.: Логос, 1996. -280с.

46. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. - 415с.

47. Квинтэссенция: Философский альманах //Под ред. В.И. Мудрагея. М.: Политиздат, 1992. - 400с.

48. Киркегор С. Наслаждение и долг. Издательство АО Airland и Новый Круг, 1994. - 504с.

49. Клименкова Т.А. От феномена к структуре. М.: Наука, 1991. - 85с.

50. Кнабе Г.С. Диалектика повседневности // Вопросы философии. 1989. - Т. 5. - С. 26-47.

51. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе „двойного сознания" // Вопросы философии. 1991 - Т. 1. - С. 166 - 186.

52. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. - Т. 12. - С. 21-29.

53. Культурология. XX век // под ред. С.Я. Левита. М.: Юрист, 1995. - 703с.

54. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. - 936с.

55. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль. Ростовский университет, 1993. -958с.

56. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. -959с.

57. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991.- 524с.

58. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс. Гнозис, 1992. - 270с.

59. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница. М.: Московский университет, 1973.-262с.

60. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. - 134с.

61. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс. Культура, 1993.-350с.

62. Мамардашвили М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии. 1992. - Т. 4. -С. 70-79.

63. Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994. - Т. 5. - С. 5-21.

64. Мартынов Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства. -Свердловск: Издательство Уральский университет, 1988. 183с.

65. Михайлов A.B. Мартин Хайдеггер: Человек в мире. М.: Моск. рабочий, 1990. -47с.

66. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1988. - 143с.

67. Налимов В.В. Дрогалина Ж.А. На грани третьего тысячелетия: что осмыслим мы, приближаясь к 21 веку. М.: Лабиринт, 1994. - 73с.

68. Неволько Г.И. Прологи новой системы научно-объяснительного знания. -Чернигов, 1995. 130с.

69. Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная? // Вопросы философии. 1991. - Т. 8. - С. 3-13.

70. Ницше Ф. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. - 571с.

71. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Московский университет, 1990. - 302с.

72. Нишанов В.К. Феномен события: когнитивный анализ. Фрунзе: Илим, 1990. -226с.

73. Ортега и - Гассет X. Что такое философия? - М.: Наука, 1991. - 110с. 73.0ртега - и - Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991.588с.

74. Ортега и - Гассет X. Этюды об Испании. - Киев: Новый Круг, Пор - Рояль, 1994. -320 с.

75. Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания. Киев: Наук, думка, 1988. -210с.

76. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328с.

77. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Операциональный аспект. Свердловск: Уральский университет, 1986. - 129с.

78. Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. Материалы лекц. курсов 1992 1994 годов. - М.: Ас1 Ма^тет, 1995. - 339с.

79. По дорога В. А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX ХХв. - Москва: Наука, 1993. - 1 Юс.

80. Полани М. Личностное знание. Москва: прогресс, 1985. - 340с.

81. Проблема человека в западной философии // Под. ред. Ю.Н. Попова. М.: Прогресс, 1988.-552с.

82. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957 - 497с.

83. Розанов В .В. Сочинения. М.: Сов. Россия, 1990. - 592с.

84. Рыбалко В.К. Становление диалектической концепции „Вещь свойство -отношение". - Харьков: Основа, 1991. - 95с.

85. Рыклин М.К. Метафизика речи // Вопросы философии. 1991. - Т. 5. - С. 20-22.

86. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе // Под ред. Е.И. Степанова. М.: Политическая литература, 1991. - 366с.

87. Свасьян К.А. Иоганн Вольфган Гете. М.: Мысль, 1989. - 191с.

88. Свасьян К.А. Проблемы символа в современной философии. Ереван: А.Н. Армянской ССР, 1980. -224с.

89. Свасьян К.А. Феноменологическое познание: Пропедевтика и критика. Ереван: А.Н. Армянской ССР, 1987. - 198с.

90. Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван: А.Н. Армянской ССР, 1989. -237с.

91. Свидерский В.Н. О диалектике отношений. Ленинград: Ленинградский университет, 1983. - 136с.

92. Семенов В.В. Кризис теории познания и его разрешение, или критика абстрактной рациональности. Пущино, 1997. - 22с.

93. Солонько Л .А. Практически духовное освоение мира: онтологический аспект. -Киев: Наук, думка, 1994. - 88с.

94. Федотова Ф.Г. Душевное и духовное // Философские науки, 1988. Т. 7. - С. 5058.

95. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1991.-132с.

96. Феноменология и ее роль в современной философии. Материалы „круглого стола" // Вопросы философии. 1988. - Т. 12. - С. 43-85.

97. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа, 1992. - 221с.

98. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269с.

99. Фуко М. Археология знания. Киев: Ника - Центр, 1996. - 207с.

100. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум, Касталь, 1996. -447с.

101. Фуко М. Слова и вещи. М., 1979.-488с.

102. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект // Вопросы философии. - 1992. -Т. 4.-С. 40-53.

103. Хайдеггер М. Бытие и время. Москва: Ad Marginem, 1997. - 451с.

104. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 445с.

105. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. -190с.

106. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. - 576с.

107. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. -1992.-Т. 6.-С. 91-106.

108. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. - 413с.

109. Шестов JL Памяти великого философа (Эдмунд Гуссерль) // Вопросы философии. 1989. - Т. 1. - С. 144-162.

110. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. - 477с.

111. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. - 584с.

112. Шпет Г.Г. Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. Томск: Водолей, 1996. - 192с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.