Феномен антиклерикализма в русском православии начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Кравцов, Илья Васильевич

  • Кравцов, Илья Васильевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 156
Кравцов, Илья Васильевич. Феномен антиклерикализма в русском православии начала XX века: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2014. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кравцов, Илья Васильевич

Содержание

Введение

Глава 1. Религиозное обоснование антиклерикальных взглядов в русском православии конца XIX - начала XX веков

1.1. Рост антиклерикальных настроений в церковной среде Православной Российской Церкви в конце XIX - начале XX веков

1.2. Лев Толстой и Православная Российская Церковь: Определение Святейшего Синода (по страницам журнала «Миссионерское обозрение» -полемический аспект)

Глава 2. Особенности российского православного антиклерикализма

2.1. Проблема антиклерикализма во взглядах богоискательской ветви представителей «нового религиозного сознания» (на материалах Религиозно-Философских Собраний (1901-1903) и Религиозно-Философского общества (1907-1917):

2.2. «Народный» антиклерикализм в среде русских сектантов

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен антиклерикализма в русском православии начала XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Исследование религиозной жизни конца XIX - начала XX веков позволяет лучше понять причины, приведшие Россию к революционным общественно-политическим переменам. Воинствующий антиклерикализм в качестве базового жизненного принципа и как результат - отрицательное отношение к официальной государственной церковности, привели к разрушению основ православной идеологии.

В последние десятилетия синодального периода, совпавшие с последними годами русского самодержавия, наблюдалось постепенное снижение влияния института Церкви на общество. Являясь официальным пространством «ведомства православного исповедания», Православная Российская Церковь (ПРЦ)1 все больше напоминала структурно оформленную государственно-церковную сеть общественных учреждений, куда приходили молиться весьма различные по мировоззрению люди, ряд которых сложно было назвать «братьями и сестрами во Христе».

Изучение круга клира показывает, что существовавшие в указанный период в Российской империи церковно-государственные отношения подвергались критике не только извне, но и изнутри. Преобладание чиновничьего порядка взаимоотношений государства и Церкви оказывало влияние на рост антиклерикальных настроений внутри самой среды духовенства.

Свойственный российской интеллигенции и народному православию духовный поиск нередко, особенно в исследуемый период, имел антиклерикальный характер. Рассмотрение мировоззренческих концепций «ищущих», как богоискателей - представителей «нового религиозного сознания», так и русских сектантов, объясняет возможные причины

Будем различать, в соответствии с принятыми нормами, аббревиатуры: ПРЦ (Православная Российская Церковь), относящуюся к дореволюционной России, и РПЦ (Русская Православная Церковь), отражающую современное название Церкви Московского Патриархата.

секулярных тенденций и даже смены культурных приоритетов, вплоть до сознательной маргинализации социальных установок.

Поскольку распространение антиклерикальных настроений в интересующее нас время не требует особых доказательств, указанные выше обстоятельства являются обоснованием актуальности темы диссертационного исследования. Актуальность представленного текста определяется возможными аналогиями между современным историческим периодом времени и рубежом прошлого и позапрошлого веков. История не имеет сослагательных наклонений, но без понимания процессов, происходивших в России примерно столетие назад, нельзя адекватно ориентироваться в текущей ситуации и тенденциях развития общественно-церковных и церковно-государственных отношений.2 Историческая Церковь, при всех ее проблемах, пыталась выстроить отношения с мирянами разных уровней, т.к. чувствовала потерю собственного авторитета. Новое прочтение и переосмысление полемических аспектов по поводу антиклерикальных тенденций, обсуждавшихся на таких важных интеллектуальных площадках как Религиозно-философские собрания (РФС), Религиозно-философское общество (РФО) и страницах «Миссионерского обозрения», способствует вырабатыванию линии понимания и интерпретации современной общественной ситуации и в России и в РПЦ.

Определимся в понятиях. Употребление слов «клерикалы» и «клерикализм» требует специального пояснения. Здесь мы имеем в виду тех людей, кто был, так или иначе, связан с церковной средой: по службе, по рождению, воспитанию, образованию, привычкам. Под антиклерикализмом мы понимаем оппозицию к клерикализму, претендующему на доминирующую роль Церкви и духовенства во всех сферах жизни социума, говоря точнее, общественное движение, связанное с реакцией на активное

2 Shmonin D. Religion and Education in Contemporary Russia. Dynamics of Ricent Years (электронный ресурс: http://www.ispionline.it/it/pubblicazione/religion-and-education-

contemporary-russia-dynamics-recent-years-9763 -дата обращение 25.02. 2014).

4

о

вмешательство Церкви в дела культуры, общества . Это традиция, противостоящая практике подчинения основных сфер социальной жизни контролю со стороны церковной иерархии и духовенства, наиболее радикальной формой осуществления которой исторически является теократия4. Антиклерикализм, наверное, существует столько же веков, сколько и сам клерикализм, и является во многом реакцией на клерикализацию, которая выражается в том, что служители Церкви занимаются не только духовным окормлением паствы, но и начинают активно вмешиваться в светскую жизнь и даже руководить государством5. Уже к середине XIX века уже существовала оппозиционность по отношению ко внутреннему устройству Церкви, которая выражалась, в том числе, по словам Д.В. Поспеловского и в «выпадах против монашеской монополии в управлении Церковью, против касты ученого монашества и монашеского епископата»6. Но, хотя злоупотребление властью священнослужителями зачастую становится катализатором проявления данного феномена, было бы неправильно рассматривать понятие «антиклерикализм» только в рамках критического отношения к Церкви и ее служителям7. Нельзя так же сказать, что антиклерикализм в основе своей имеет стремление полной отмены религии. Невозможно его привязывать, исключительно, к российским реалиям, так как его проявления

о

территориально не ограничены . Антиклерикализм - явление мирового

3Антиклерикализм. Круглый стол. // Полит. Ру. 17 июня 2012

./http://polit.ru/article/2012/06/17/anticlericalism_seminar/ (дата обращения 15.09.2013).

4Смирнов М.Ю. Социология религии. Словарь. СПб., 2011, с.120

5Чумакова Т.В. Антиклерикализм в живом журнале// Антиклерикализм как культурно-исторический феномен: сб.статей/ отв.ред.:М. М. Шахнович. СПб.: Издательство СПбГУ, 2011, С.161

6Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке, С. 18-19

7См. Scribner R. W. Popular Culture and Popular Movements in Reformation Germany. London,

1987.p. 244.

8 R. J. Helmstadter Freedom and Religion in the Nineteenth Century

http://books.google.ru/books?id=aw_laaEOFMC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f =false (дата обращения: 25.08.2014)

масштаба9. Изучением антиклерикализма занимаются исследователи различных научных областей религиозных движений, религиозного разномыслия, поскольку он далеко не нов и имеет большую историю1011.

Беря начало с момента установления официального статуса христианства, антиклерикализм в разное время проявлялся по-разному12. Антиклерикализм начала XX века в России, специфически опосредуя идеи эпохи Реформации, разграничивает клерикализм и религию. В нашей работе мы обращаемся к верующим антиклерикалам, которые, видя закостенелость и консерватизм Православной Церкви, пытались найти выход из того кризиса, в котором пребывала ПРЦ, в том числе и посредством светских обоснований, исходя из реалий своего времени. Поэтому, недовольство «формой» религиозной жизни, даже не затрагивая ее «содержание», в определенном смысле также можно назвать антиклерикальным. Следует обратить внимание на то, что мы не будем рассматривать антиклерикализм как одну из форм политической борьбы, потому что это иное направление.

Использованный нами термин «новое религиозное сознание» характеризуется, как явление комплексное и феноменальное, когда познанию религиозной сферы сопутствует особое гносеологическое самоощущение. Существуют две трактовки «нового религиозного сознания». Первый подход предполагает предельно расширительное толкование - отождествление с феноменом т.н. «религиозно-философского ренессанса» в России предреволюционных десятилетий и вообще с

9 Daphne Halikiopoulou Patterns of Secularization: Church, State and Nation in Greece and the Republic of Ireland, Ashgate Publishing, Ltd., 2011, p.280

10 R.J. Helmstadter Religion and irreligion in Victorian society : essays in honor of R.K. Webb, London New York : Routledge, 2002, p. 205

11 Halikiopoulou Daphne, Patterns of Secularization: Church, State and Nation in Greece and the Republic of Ireland,

http://books.google.m/books?id=wuF5c0n0pDIC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f =false (дата обращения: 17.03.2014)

12 R.J. Helmstadter Freedom and Religion in the Nineteenth Century

http://books.google.rWbooks?id=aw_laaE0Fb4C&printsec=fi:ontcover&hl=ru#v=onepage&q&f =false (дата обращения: 12.02.2014)

религиозно-художественным модернизмом эпохи. Другая традиция истолкования, генетически связана с наследием русской богословской школы рубежа XIX — XX веков, она «более строго придерживается историко-философского принципа и вообще исторической фактологии, отчего дифференцирует «новое религиозное сознание» в границах религиозно-модернистской философии и художественной традиции

1 Ч

Серебряного века — как одного из направлений» .

О причинах возникновение такого уникального явления, как русское сектантство будет сказано отдельно. Оговорим, собственно, понятие. Секты возникают в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Как правило, характеризуется небольшой численностью последователей, добровольным и постоянно контролируемым членством, стремлением к изоляции, претензией на исключительность («избранничество Божье»), оппозиционностью и непримиримостью к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашением равенства всех членов организации.

Проблема антиклерикализма глубока и интересна, у нее есть множество аспектов, поэтому тему можно рассматривать и как историческую, и как философскую, и как богословскую, и как религиоведческую. Недавно в Санкт-Петербургском государственном университете под редакцией проф. М.М.Шахнович вышел в свет сборник статей «Антиклерикализм как культурно-исторический феномен», в котором авторами рассматриваются проблемы формирования антиклерикальных тенденций, как на историческом, так и на современном материале14. Весьма важным представляется осмысление динамики клерикальных и

13Сарычев Я. В. Творческий феномен В.В. Розанова и «новое религиозное сознание». Автореф. дисс. д.ф.н. М., 2008. / http://www.dissercat.com/content/tvorcheskii-fenomen-vv-го2апоуа-ьпоуое-геН£югпое-зогпате#1хг2331з7878С

14Антиклерикализм как культурно-исторический феномен: сб.статей/ отв.ред.:М. М. Шахнович. СПб.: Издательство СПбГУ, 2011

антиклерикальных моментов в сфере образования, проблемы противопоставления и взаимного влияния церковных и светских тенденций в педагогической теории и практике.15

Изучением антиклерикальных настроений в России исследователи занимались и в советский период. Об антиклерикализме крестьянских масс накануне революции 1917 года и в период Первой русской революции много писала J1. И. Емелях16 - сотрудник Государственного Музея истории религии и атеизма. Ее заключения и выводы для настоящей работы достаточно важны, т.к. позволяют понять, каким образом (и почему) в среде русских крестьян, изначально воспитывавшихся в духе преданности православию, возникли и укрепились настроения, враждебные официальной церковности.

Опосредованно вопроса об антиклерикализме касался и московский ученый П. Н. Зырянов, в середине 1980-х годов выпустивший монографию «Православная Церковь в борьбе с революцией 1905 - 1907 гг.». Он, безусловно, поддерживал основные идеи JI. И. Емелях, когда писал, что «народное революционное движение в России приобрело и антиклерикальную направленность. Антиклерикальное движение было и главным проявлением внутрицерковного кризиса и одновременно -неотъемлемой частью общего потока революционного движения 1905 -

1 п

1907 гг.» . П. Н. Зырянов полагал, что поскольку отход от господствующей

15Шахнович М.М., Шмонин Д.В. Теология и религиоведение в современной России: практика образовательной деятельности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. Вып.1. С. 253-255; Шмонин Д.В. Религиозное образование и образовательные парадигмы //

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14.Вып.2. С. 47-64; Theology in Secular and Denominational Universities in Contemporary Russia: Problems and Prospects for the Development of Religious Education // Islamic Education in Secular Societies / Ednan Asian, Margaret Rausch (eds.)., Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien: Peter Lang edition 2013. (Wiener Islamstudien. Bd. 4). Pp. 237-246.

16Емелях Jl. И. Антиклерикальное движение крестьян в период Первой русской революции. М.; Д., 1965.

17Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905 - 1907 гг. М., 1984. С. 216.

Церкви продолжался и после 1905 - 1907 гг., то «значит, Церковь и

18

самодержавие проигрывали идеологические сражения» .

Важным исследованием надо признать монографию С. Н. Савельева, посвященную богоискательству, как одной из форм антиклерикализма, в России начала XX века19.Автор, писавший об «идейном банкротстве» богоискательства, утверждал, что «хотя богоискатели считались внецерковными реформаторами, их общественные представления были теоцентричны. Этим, - полагал С. Н. Савельев, - и определялась первоначальная замкнутость идеологического пространства, в котором они пытались осуществить свою миссию: новоправославие, сектантство, христианский социализм»20. Замкнутость идеологического пространства для нас менее важно, чем его сущностная характеристика, включавшая явно антиклерикальные явления, потому как ни «новоправославия» ни «христианского социализма» для традиционной Церкви нет и быть не может.

Без знания исторической атмосферы, в которой находилось российское общество невозможно понять причин (опосредованных или непосредственных), оказавших влияние на антиклерикальные умонастроения, имевшие место на тот момент в империи. Поэтому необходимо выделить качественную работу английского ученого русского происхождения Н. М. Зёрнова, писавшего о религиозном возрождении в России начала XX века, а также монографию С. Л. Фирсова, посвященную положению Православной Церкви в последнее десятилетие существования самодержавия в России. Интересный материал, касающийся положения Церкви в империи можно найти на страницах книги московского ученого

|8Там же. С. 217.

19Савельев С. Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Историко-религиоведческий очерк. Л., 1987.

20Савельев. Указ. соч. С. 181.

A.Ю. Полунова, занимавшегося изучением церковно-государственных отношений при обер-прокуроре Св. Синода К. П. Победоносцеве21.

Современные исследователи также не потеряли интереса к антиклерикальным идеям, затронувшим русскую религиозную мысль. Исторически и методологически при исследовании темы российского Православия, религиозно-философских идей, тенденций развития отечественной духовной и интеллектуальной культуры конца XIX - начала XX века автор диссертации смог опереться на труд таких исследователей как И.И.Евлампиев, А.А.Ермичев, В.А.Кувакин, Ростиславов Д.И.,

B.Ш.Сабиров, Я.В.Сарычев, С.С.Хоружий, Шестаков В.П22. К 100-летию Петербургских Религиозно-Философских собраний (РФС) Государственным музеем истории религии была проведена Всероссийская конференция, с

л о

последующим выпуском сборника научных работ ее участников . А в 2011 году под редакцией М.М.Шахнович вышел уже упоминавшийся нами выше сборник, охватывающий значительную часть истории существования явления антклерикализма и называющийся «Антиклерикализм как культурно-исторический феномен»24.

21Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и Церковь в эпоху Александра III. М., 1996.; Савельев С. Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Историко-религиоведческий очерк. JL, 1987; Фирсов С. JI. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб, 1996.

22Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002; Ермичев A.A. О философии в России: Исследования, полемика, заметки. СПб. 1998; Ермичев A.A. Религиозно-философское общество в Петербурге (1907—1917): Хроника заседаний. СПб., 2007; Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М. 1980; Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. (Жизнь и смерть в русской философии). - СПб, 1995. Сарычев Я.В. Религия Дмитрия Мережковского. «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение. Липецк, 2001; Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. М., 1994. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М., 1996

23Империя и религия. К 100- летию Петербургских религиозно-философских собраний 1903-1904гг.:Материалы Всероссийской конференции. - СПб., 2006.

24Антиклерикализм как культурно-исторический феномен:сб.статей/отв.ред.:М.М.Шахнович -СПб.;2011.

10

Историческая и аналитическая характеристика периода свидетелями и участниками событий того времени, представители как лагеря «клерикалов», так и их оппонентов, чрезвычайно значима. Важным является труд протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», в которой рассматриваются вопросы, связанные с богоискательством начала XX века. «Новое религиозное сознание» как феномен и его влияние на социальную сферу жизнедеятельности рассматривали В.В. Зеньковский, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, A.B. Карташев . Их работы стали классикой, потому что они видели проблему изнутри, жили в изучаемый нами период.

Историография по русскому сектантству весьма обширная и разнообразная. Сектантство, само по себе антиклерикально, так как находится в оппозиции по отношению к Церкви. Получить сведения о русских сектах можно из документов МВД, как правило, из судебно-следственных дел правительственной администрации. Официальное направление изучения русского сектантства публиковало материалы «для внутреннего пользования». Параллельно появлялись работы сектоведов, относящихся к официальной церкви, чем была мотивирована ангажированность текстов. Отрицательное отношение к сектантству со стороны ПРЦ вызывало поток обличительных статей в периодике .

25Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб, 1907; Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.; Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм// Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — СПб., 1997.; Зеньковский В.В. История русской философии. М.:, 2011.; Карташев А. В. Очерки по истории русской Церкви. Т. 2.М., 1991.

26Айвазов И.Г. материалы для исследования секты скопцов. М., 1916; Мельников П. И. Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей. // Чтение в Обществе истории и древностей российских. СПб, 1872.; Пругавин A.C. бунт против природы: о хлыстах и хлыстовщине. М., 1918; Розанов В. В. Апокалиптическая секта (хлысты и скопцы). // Он же. Возрождающийся Египет. М, 2002.; Рождественский А. св. Хлыстовщина и скопчество в России. М., 1882; Терлецкий В.Н. Хилиастические течения в сектантстве. Полтава 1912.

11

Большой вклад в изучение русского сектантства внес В.Д. Бонч-

Бруевич27. Из исследователей советского периода надо назвать А. И. 28

Клибанова . Из современных исследований должно обозначить монографии A.A. Панченко «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект» и А. Эткинда «Хлыст. Секты, литература и революция», книги иностранных авторов Лоры Энгелыптейн «Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению» и Биллингтона Д. X. «Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры».

Вопрос об «отлучении» или, если быть более точным, «отпадении» от ПРЦ Льва Толстого, рассматривался с разных точек зрения, как со светской, так и с позиции Церкви. Назовем такие имена как священник Ореханов Г., написавший качественную монографию «Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. Конфликт глазами современников»; Фирсов С.Л. «Горький юбилей. К 100-летию со времени отлучения от Церкви Льва Толстого», и его же «Церковно-юридические и социально-психологические аспекты «отлучения» Л. Н. Толстого: К истории проблемы»;Ткаченко А. «Проклятье, которого не было. Церковь и Толстой: история отношений».

Источниковедческая и теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.

Источниковедческой базой диссертации являются следующие материалы.

Архивные материалы Российского государственного исторического архива, Рукописного отдела Российской национальной библиотеки и Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки. В частности, материалы Религиозно-философских собраний

27Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов М., 1922; Он же. Материалы к истории изучения русского сектантства и раскола. СПб, 1911.

8Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974; Критика религиозного сектантства (Опыт изучения религиозного сектантства в 20-х - начале 30-х годов). Общ. ред. И предисл. А. И. Клибанова. Сост. и авт. Примечаний Г.С. Лялина. - М., 1974

12

(РФС) и Религиозно-философского общества(РФО) в Санкт-Петербурге -

29

Петрограде , где отражены антиклерикальные идеи, возникшие как среди богоискателей из интеллигенции, так и среди клириков. Использованы документы, касающиеся юридического статуса Православной Российской Церкви, статистические данные, официальные церковные и государственные документы30.

Необходимыми источниками для исследования стали публицистика, мемуарная и дневниковая литература. В дневниковых записях людей, глубоко верующих и различных по своему социальному положению, активных участников церковной и светской сторон жизни начала XX века, можно увидеть явную критику официальной церковности. Прежде всего, надо назвать дневники генерала А. А. Киреева, чиновника ведомства православного исповедания А. Н. Львова, активной участницы РФС З.Н. Гиппиус. Также использовались воспоминания митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Вениамина (Федченкова), генерала А. И. Деникина, высокопоставленного чиновника Министерства иностранных дел В. Б. Лопухина, Ф. И. Шаляпина, М. С. Шагинян; публицистические и мемуарные работы К.П. Победоносцева,А. Белого и А. Блока, выступления, статьи, заметки Д. С. Мережковского и В. В. Розанова.

293аписки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903гг.) / Обгц.ред. С. М. Половинкина. М. Республика, 2005; Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907-1917: В 3 т. / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. О.Т.Ермипшна, О.А.Коростелева, Л.В.Хачатурян и др. СПб, 2009.

30Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода по ведомству православного исповедания за 1911-1912 гг. СПб., 1913.; Государственная Дума. Стенографические отчеты. Третий созыв. Сессия V. СПб., 1912. Ч. III.; Журналы и протоколы Высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906-1907. Т.1—4.; Записка думского духовенства, поданная в августе 1915 г. обер-прокурору Св. Синода А. Д. Самарину. Пг., 1916.; Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. 4.1 - 3.; Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (ПСЗ-Н). СПб., 1873. Т. XLIV.; Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье (ПСЗ-Ш). СПб., 1871. Т. XLII.; Свод законов Российской империи. Основные государственные законы. СПб., 1906. T.I. Ч.1.; Устройство Православной Российской Церкви. Ее учреждения и действующие узаконения по ее управлению. Неофициальное издание. Харьков, 1898.

13

Методология работы включает в себя как общенаучные, так и специальные методы историко-религиоведческого исследования. В основу диссертационного исследования были положены такие теоретико-методологические принципы как историзм и комплексный подход. Религиоведческий анализ проводился на основе принципа единства исторического и логического. Противоречивость феномена антиклерикализма рассматривалась с позиций диалектического метода.

В работе применялся реконструирующий анализ - теоретическое осмысление и герменевтическая интерпретация текстов. Компаративный подход позволил выявить общее и различное в антиклерикальных настроениях изучаемого периода с учетом мировоззренческого и социокультурного контекста Серебряного века российской истории.

В рамках применяемой в диссертации методологии принципиальным был вопрос соотнесения религиозных взглядов антиклерикалов (J1.H. Толстого, представителей нового религиозного сознания, участников РФС и РФО и др.), как с традицией понимания и толкования Священного Писания в учении Отцов Церкви, так и с особенностями церковной жизни России начала XX века. Религиоведческий подход позволил соотнести культурно-исторический опыт жизни различных слоев российского общества с формализованной нормой церковного самосознания, определить степень и глубину ее влияния на менталитет и поведение членов социума, на приоритеты духовной жизни и культурной деятельности православной среды начала XX века.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных историков религии, специалистов по религиозной философии и истории религиозной мысли в России: Н.О. Лосского, A.B. Карташова, Н.П.Полторацкого, A.A. Мейера, П.Н. Милюкова, прот. А. Меня, С.Н. Бердяева, П.П. Гайденко, А.Ф. Лосева, С.Л Фирсова, прот. Г. Ореханова, С. И. Алексеевой.

Объект диссертационного исследования -русское православие предреволюционного периода (начало XX века), совокупно представленное сообществами клириков и мирян, богоискателями из интеллигенции и из народной среды.

Предмет исследования - антиклерикализм в среде христиан православного вероисповедания в России начала XX века, основания и распространение этого явления, его характеристика на уровне идей нового религиозного сознания и на уровне народного богоискания.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в осмыслении антиклерикализма как идеологической позиции в православной среде и феномена церковно-общественной жизни России первых двух десятилетий XX века, его места и роли в социальных и политических процессах предреволюционного периода.

Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:

- дать историко-религиоведческую характеристику антиклерикальных настроений в церковной среде с учетом критического восприятия в обществе социального статуса и хозяйственно-экономического состояния Православной Российской Церкви;

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кравцов, Илья Васильевич, 2014 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Аггеев К. М. прот. «Ближайшие судьбы Русской Церкви. По поводу записки думского духовенства». Прения к докладу. // Религиозно-Философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах 1907-1917. М. Русский путь, 2009. Т. 3. - С.189-254.

2. А. И. (Иаков (Пятницкий)) Ожидаемый Собор всероссийской Церкви 1906 года и предметы его занятий. Ярославль. 1906.-79 с.

3. А. Р. Историческая переписка о судьбах Православной Церкви. М., 1912. - 37 с.

4. Айвазов И. Г. Материалы для исследования секты скопцов. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1916. - 174 с.

5. Аквилонов Е. П. О соборности Церкви. В связи с вопросом о восстановлении всероссийского патриаршества. СПб., 1905. - 26 с.

6. Александровский В. Полвека среди духовенства // Голос минувшего. Журнал истории и истории литературы. 1917. № 11.- С. 279-292

7. Анафема. История и смысл. Православие и мир. 24.08. 2009. http://www.pravmir.ru/anafema-istoriya-i-smysl (дата обращения: 22.03.2014)

8. Антиклерикализм как культурно-исторический феномен: сботник статей / отв.ред.: М.М.Шахнович -СПб.; 2011.- 190 с.

9. Антиклерикализм. Круглый стол. // Полит. Ру. 17 июня 2012 ./http://polit.ru/article/2012/06/17/ап1ю1епсаН8т_зеттаг/ (дата обращения: 13.05.2014)

10. Балагушкин Е.Г. Аналитическая теория мистики и мистицизма.// Мистицизм; теория и история. М.: ИФРАН, 2008.- С. 14-71.

11. Балакирев А. Кризис православной империи и истоки рабочей технической утопии. //Философия бессмертия и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений 8-10 декабря 1995. Вып. 2. - М.: Наследие. 1996. - С. 108-138.

12. Балакшина Ю. О, если бы эта Пасха была началом воскресения нашей Церкви¡//http://psmb.ru/community/article/o-esli-by-ehta-paskha-byla-nachalom-voskresenija-nashei-ce-2627/ (дата обращения: 13.09.2014)

13. Барсов Н. И. Русский простонародный мистицизм. // Христианское чтение. № 9, 1869. № 9. С. 418-481

14. Бачинин В. А. Византизм и евангелизм: генеалогия русского протестантизма: очерки исторической социологии религиозно-гражданской жизни. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - 366с.

15. Белый А. Воспоминания о А. Блоке // Эпопея. 1922. № 1. С. 131.

16. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен // Символизм как миропонимание. М., 1994. - 528 с.

17. Белый А. Начало века.. М., Художественная литература. 1990. -

496 с.

18. Биллингтон Д. X. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. - М., Издательство: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино. 2001. - 880 с.

19. Блок А. Записные книжки. 1901 - 1920. М., Художественная литература. 1965. - 664 с.

20. Блок А. Солнце над Россией. (Восьмидесятилетие Льва Николаевича Толстого) // Избранные произведения. М., 1980. - 473 с.

21. Булгаков C.B. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Издательский отдел Московского Патриархата. 1993. - 1794 с.

22. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм: Религиозно-философские параллели . http://www.odinblago.ru/pravoslavie/bulgakov/ (дата обращения: 27.10.2013)

23. Бенуа А. Мои воспоминания. М., .: Наука. 1990.Т.2. Кн. IV - V.-

743 с.

24. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб, 1907.-464 с.

25. Бердяев H. А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., Наука, 1990. - 528 с.

26. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Международные отношения, 1990. - 336с.

27. Брикнер А. Г. История Петра Великого. М., 1991. - 722 с.

28. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм. // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — СПб., 1997. - С. 207-247

29. Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов М., 1922. - 330 с.

30. Бонч-Бруевич В. Д. JI. Толстой о скопчестве. // Он же. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып. 1. СПб, 1908.-с. 71.

31. Бонч-Бруевич В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып. 4. СПб, Тип. Б. М. Вольфа, 1911. - 485 с.

32. Бонч-Бруевич В. Д. Новый Израиль.

http://az.lib.rU/b/bonchbruewich_w_d/text_0120oldorfo. shtml (дата

обращения: 13.05.2014)

33. Бонч-Бруевич В.Д. Сила русского клерикализма. // Он же. Избранные атеистические произведения. - С. 82-92.

34. Бонч-Бруевич В.Д. Три скопческие рукописи. // Он же. Из мира сектантов. М. Государственное издательство, 1922. - с. 207.

35. Бородаевский В.В. О религиозной правде Константина Леонтьева. // Религиозно-Философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах 1907-1917. М. Русский путь, 2009. Т. 2.-С. 91-104.

36. «Быть может и в моем песке и соре найдется какая-нибудь крупица» (Дневник Аполлинария Николаевича Львова. Подготовка текста, вводная статья и комментарии С. Л. Фирсова) // Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. СПб.; Кишинев, 2000. № 1.- С. 17. Запись от 22 марта 1891 года.

37. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994. -

842с.

38. Волконский С.М. К характеристике общественных мнений по вопросу о свободе совести.// Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903гг.) / Общ. ред. С. М. Половинкина. - М. Республика, 2005.- С. 90 -106.

39. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода по ведомству православного исповедания за за 1910 год. - 1913.СПб,: В синодальной типографии, 1913, - 131 с.

40. Гессен И.В. В двух веках. Жизненный отчет // Архив русской революции. М., 1993.Т. XXII. - С. 282.

41. Гиппиус 3. Дмитрий Мережковский // Живые лица. Воспоминания. Тбилиси, Мерани, 1991. Т. 2. - 384 с.

42. Гиппиус 3. Дневники. М., 1999. Т. 1. - 595 с.

43. Гиппиус З.Н. Светлое озеро. Дневник, http://gippius.com/lib/short-story/svetloe-ozero.html (дата обращения: 13.11.2013)

44. Государственная Дума. Стенографические отчеты. Третий созыв. Сессия V. СПб., 1912. Ч. III СПб: Гос. Типография, 1912. - 284 с.

45. Грановский В.В. Имяславие в контексте кризиса русской религиозно-философской мысли конца XIX-начала XX веков. Автороеф. Дисс. к.ф.н. М., 2008. - 199 с.

46. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах.// Собрание узаконений и распоряжений. 1918. № 18. С. 263.

47. Дело по определению Святейшего Синода о прекращении печатания «Записок Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге» // РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Д. 5436. Л. 1.

48. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Февраль - сентябрь1917 г. T.l, М., 1991.- 282 с.

49. Дневник А. А. Киреева // НИОР РГБ. Ф. 126. Д. 13. Л. 155-об. — 156. Запись от 9 июля 1902 года.

50. Дурново Н. Н. Как установить каноническое устройство русской Церкви? М., 1906. - 148 с.

51. Евлампиев И.И. История русской философии. М., 2002. - 577 с.

52. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. - 622 с.

53. Емелях JT. И. Антиклерикальное движение крестьян в период Первой русской революции. М.; Л., 1965. - 202 с.

54. Емелях Л. И. Крестьяне и Церковь накануне Октября. Л., 1976. -

174 с.

55. Животная книга духоборцев. Сост. В. Д. Бонч-Бруевич. //Материалы к истории и изучению русского сектантства. Вып. 2. СПб 1909. -327 с.

56. Журналы и протоколы Высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия. Т.1 -2. СПб, 1906 - 1907, - 694 +674с.

57. Записка думского духовенства, поданная в августе 1915 г. обер-прокурору Св. Синода А. Д. Самарину. Пг., 1916. - 18 с.

58. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (19011903гг.) / Общ. ред. С. М. Половинкина. - М. Республика, 2005. - 543.

59. Зёрнов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, ИМКА-Пресс. 1991. - 368 с.

60. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905 - 1907 гг. М., 1984. - 224 с.

61. Ермичев A.A. О философии в России: Исследования, полемика, заметки. СПб. 1998. - 116 с.

62. Ермичев A.A. Религиозно-философское общество в Петербурге (1907—1917): Хроника заседаний. СПб, 2007. - 323 с.

63. Зеньковский В.В. История русской философии. М.:, 2011. - 880 с.

64. Иоанн (Шаховской), архиепископ. Сектантство в Православии и Православие в сектантстве (статья из сборника "Правило Духа"). http://www.spasi.ru/biblt/haxovl.htm (дата обращения: 12.09.2014)

65. Иларион (Алфеев) еп. Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. http://web.archive.org/web/20030511104508/Ь«р:/^-jhouse.narod.ru/biblio/Name/secr6.htm (дата обращения: 21.11.2013)

66. Илларион (Домрачев), схимонах. На горах Кавказа. http://www.hesychasm.ru/library/Name/caucasus/mountO 1 .Ыт#т0_1

(дата обращения: 15.07.2014)

67. Ильин И. А. Кризис безбожия. М., 2005. - 496 с.

68. Империя и религия. К 100- летию Петербургских религиозно-философских собраний 1903-1904гг. :Материалы Всероссийской конференции. - СПб, 2006.- 279с.

69. Кальнев А. Заграничная (украинская) печать о графе Л. Н. Толстом.// Миссонерское обозрение №5. 1901.- С. 620-629.

70. Карташев А. В. Очерки по истории русской Церкви. М., 1991. Т.2.К церковному Собору. Сборник. СПб., 1906. - 568 с.

71. Кирьянова О. Кого и за что предавать анафеме. Беседа с протоиереем Владиславом Цыпиным.// http://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/21360-kogo-i-za-chto-predavat-anafeme-s-protoiereem-vladislavom-cypinym.html (дата обращения: 03.10.2013)

72. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974; Критика религиозного сектантства (Опыт изучения религиозного сектантства в 20-х - начале 30-х годов). Общ. ред. И предисл. А. И. Клибанова. Сост. и авт. Примечаний Г.С. Лялина. - М., 1974. - 255 с.

73. Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX век-1917). М.: Наука, 1965. - 348 с.

74. Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.- 525 с.

75. Колымагин Б.Ф. Примеры положительной миссии в журналах «Миссионерское обозрение», «Руководство для сельских пастырей» и «Миссионерский сборник» за 1900 - 1905 roflbi.http://uspenie.chat.ru/30oldandnew.htm (дата обращения: 09.02.2014)

76. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. -М. 1980.-309 с.

77. Л.Н.Толстой и П.В.Веригин. Переписка. СПб, Дмитрий Буланин, 1995.- 108 с.

78. Липранди И. П. Краткое обозрение существующих в России расколов, ересей и сект. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/lipr_krobozr.php (дата обращения: 21.09.2013)

79. Лопухин В. Б. Записки бывшего директора департамента Министерства иностранных дел. СПб, 2008.- 540 с.

80. Мелешко Е.Д. Христианская этика Л. Н. Толстого. М.:, Наука, 2006. -309с.

81. Мельников П. И. Материалы для истории хлыстовской и скопческой ересей. // Чтение в Обществе истории и древностей российских. СПб, 1872.- 278с.

82. Мельников-Печерский П. И. Письма о расколе. http://www.telenir.net/istorija/pisma_o_raskole/p4.php (дата обращения: 18.01.2013)

83.Мень А. прот. Русская религиозная философия. М. 2003. - 280 с.

84. Мережковский Д. С. Грядущий Хам // Он же. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991. - С. 376.

85. Мережковский Д. С. Не мир, но меч. К будущей критике

христианства.СПб,1908. http://www.libros.am/book/read/id/141017/slug/ne-

mir-no-mech (дата обращения: 02.11.2013)

147

86. Мережковский Д. С. Революция и религия // Русская мысль. 1907. №3.-С. 31.

87. Мережковский Д. С. Реформация и революция // Поли. собр. соч. М., 1914. Т.16. -С.92-93.

88. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х тт.: т 2, ч.1, М.: Прогресс 1994. - 496 с.

89. Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900-1927. // http://krotov.info/history/20/1900/mitrofanov.htm (дата обращения: 22.03.2014)

90. Нешитов П.Ю. Основания скопческой морали // Studia culturae. Выпуск 3. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. -С. 166-180.

91. Николаевский Б. История одного предательства. Террористы и политическая полиция. New-York, 1980.-370 с.

92. Определение Святейшего Синода, от 20-22-го февраля 1901 года, №557, с посланием верным чадам Православной Грекороссийской Церкви о графе Льве Толстом. // http://www.runivers.ru/philosophy/chronograph/180768/ (дата обращения: 30.03.2014)

93. Ореханов Г., свящ. Русская Православная Церковь и Л. Н. Толстой. Конфликт глазами современников. М., 2010.- 696с.

94.Ореханов Г., свящ. Церковно-реформаторское движение начала XX века http://www.blagogon.ru/biblio/386/ (дата обращения: 10.04.2014)

95. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб, 1906. в 4-х тт., Т.1 - 3, СПб.: Типография Св. Синода, 1906. - 548+562 +591 с.

96. Панченко А. А. Христовщина и скопчество. Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002. - 544с.

97. Письма духоборческого руководителя Петра Васильевича Веригина. Под. ред. В.Д. Бонч-Бруевича.//Материалы к истории и изучению русского сектантства. Вып.1. Издание «Свободного слова». 1901. - 238 с.

98. Письмо профессора Киевской духовной академии Д. И. Богдашевского Н. Н. Глубоковскому от 9 апреля 1903 г. // РО РНБ. Ф. 194. Оп. 1. Д. 336. Л. 4 — 4-об.

99. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке, М., 1995 г.-511 с.

100. Преступления религиозные. //Курс правоведения по Народной энциклопедии изд. 1911 г. Том 1. Общественно-юридические науки. http://www.allpravo.ru/library/doc542p0/instruml 706/iteml 751 .html (дата обращения: 25.05.2014)

101. Плотников, К.Н. История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического) / Сост. применительно к новой программе духов, семинарий К. Плотников. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Пг. : Тип. И.В. Леонтьева, 1916.-328 с.

102. Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. // Московский c6opHHK.http://dugward.ru/library/pobedonoscev/pobedonoscev_moskovskiy_sbo rnik.html (дата обращения: 08.02.2014)

103. Победоносцев. Народное просвещение. // Московский сборник.. http://dugward.ru/library/pobedonoscev/pobedonoscev_moskovskiy_sbornik.html #006 (дата обращения: 09.02.2014)

104. Победоносцев К. П. Церковь и государство. // Московский сборник.http://dugward.ru/library/pobedonoscev/pobedonoscev_moskovskiy_sbo rnik.html#001 (дата обращения: 09.02.2014)

105. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе (ПСЗ-П). 1873. Т. XLIV.http://www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=263(дата обращения: 17.09.2014)

106. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье (ПСЗ-Ш). 1871. Т. XLII.http://www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=263(flaTa обращения: 18.09.2014)

107. Половинкин С. М. На изломе веков. О Религиозно-философских собраниях 1901-1903 гг. // Записки Религиозно-Философских Собраний. Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903) .М.: Республика, 2005. - С.490-510.

108. Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и Церковь в эпоху Александра III. М., АИРО-ХХ, 1996. - 141 с.

109. Преображенский И. Иллюстрация к нашим статьям: Что говорят цифры о состоянии Церкви в царствование императоров Николая I, Александра II, Александра III, и в настоящее время царствования по 1903-й год. (Статистическая справка для соображений по вопросу о церковной реформе) // Прибавления к Церковным Ведомостям. 1906. № 51 - 52.-С.3166, 3167 и др.

110. Пругавин A.C. Бунт против природы: о хлыстах и хлыстовщине. М., «Задруга» 1918. - 131с.

111. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): История в материалах и документах: 1907-1917: В 3 т. / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. О.Т.Ермишина, О.А.Коростелева, Л.В.Хачатурян и др. СПб, 2009.- Т. 1. - 680 е.; Т. 2.- 600 е.; Т. 3. - 656 с.

112. Рогозный П.Г. Церковная революция 1917 года. (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). - СПб.: Лики России. 2008.- 224с.

113. Рождественский А. св. Хлыстовщина и скопчество в России. М., 1882.-243 с.

114. Рождественский Т. С., Успенский М.И. Песни русских сектантов мистиков. СПб, Типография Сойкина П. П. 1912. - 871 с.

115. Розанов В. В. Апокалиптическая секта (хлысты и скопцы). // Он

же. Возрождающийся Египет. М, 2002.- С. 44-51.

150

116. Розанов В. В. Об отлучении от Церкви гр. J1. Н. Толстого.// Он же. В темных религиозных лучах. Собр. соч. Т.З. М., Республика. 1994.-С.36-37.

117. Розанов В.В. Талантливость и бесталанность в духовенстве // Около церковных стен. М., 1995. С. 150.

118. Ростиславов Д.И. Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876. -403 с.

119. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. (Жизнь и смерть в русской философии). - СПб, 1995. - 151 с.

120. Савельев С. Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Историко-религиоведческий очерк. Л., ЛГУ, 1987. - 184 с.

121. Сарычев Я.В. Религия Дмитрия Мережковского. «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение. Липецк, «ГУП «ИГ ИНФОЛ», 2001. -224с.

122. Сарычев Я. В. Творческий феномен В.В. Розанова и «новое религиозное сознание». Автореф. дисс. д.ф.н. М., 2008. /http://www.dissercat.com/content/tvorcheskii-fenomen-w-rozanova-i-novoe-religioznoe-soznanie#ixzz33Js787SC (дата обращения: 17.08.2014)

123. Свод законов Российской империи. Основные государственные законы. СПб, 1906. T.I. 4.1.http://traditio-ru.org/(дата обращения: 12.02.2014)

124. Сенина Т. А. Столкновение Востока и Запада в споре об имяславии в 1910-х годах.// Человек как творец и творение культуры. СПб, СПбГУ, 2009. С. 383-389.

125. Синявский А. Д. Иван-дурак: очерк русской народной веры. М.: Аграф, 2001.— 464 с.

126. Скворцов В. М. Новая исповедь графа Льва Николаевич Толстого. Несколько предварительных замечаний.// Миссионерское обозрение. Июнь-июль, 1901, С. 797-805.

127. Скворцов В. М. Существенные признаки и степень вредности (русских) мистических и рационалистических сект и раскольничьих

старообрядческих толков. Киев, 1896. - 38с.

151

128. Слезкина О. Проблемы деятельности миссионеров синодальной внутренней миссии. http://kateheo.ru/snb/article/problemy-dejatelnosti-missionerov-sinodalnoi-vnutre (дата обращения: 21.07.2014)

129. Смирнов М.Ю. Социология религии. Словарь. СПб., 2011 - 411с.

130. Соловьев С.М. Идея Церкви в поэзии Владимира Соловьева. Религиозно-Философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах 1907-1917. М. Русский путь, 2009. Т. 2. С. 313-374.

131. Сомин Н.В. Духоборы. // http://chri-soc.narod.ru/duhobor.htm (дата обращения: 07.08.2014)

132. Терлецкий В.Н. Хилиастические течения в сектантстве. Полтава 1912.-307с.

133. Тернавцев В. А. «Русская Церковь перед великой задачей» // Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901 - 1903 гг.). М., Республика 2005. - С. 5-19.

134.Толстой Л.Н. Ответ Синоду. // Он же. Полн. собр. соч., т. 34, С. 245-253.

135. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. http://psylib.org.Ua/books/torch01/txtl7.htm#2 (дата обращения: 19.09.2013)

136. Тульпе И.А. Христианство и изображение: опыт русского сектантства.Вестник РХГА. 2008. - Т. 9. № 2. - С. 87-100.

137. Фирсов C.JT. Горький юбилей. К 100-летию со времени отлучения от Церкви Льва Толстого.// http ://krotov.info/history/20/1900/firsov_tolstoy.html (дата обращения: 21.10.2013)

138. Фирсов С. Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб,:СПб. Изд-во РХГИ, Изд-во СПбГУ, 1996, - 315 с.

139.Фирсов С.JI. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х -1918 гг.), СПб, (Сибирская Благозвонница, 2002, - 624 с.

140. Фирсов С. Л. Сектант-провокатор. Штрихи к портрету «антигероя» на фоне его времени. (Рассказ об Алексее Григорьевиче Щетинине) // Звезда. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический независимый журнал. СПб., 1997. № 2. С. 200 -208.

141. Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Вильнюс. Вильтис, 1991. - 600с.

142. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. М.: Алетейя, 1994, - 448 с.

143. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М.: Издательство Владос, 1995:, - 208 с.

144. Чижевский, И.Л Устройство Православной Российской Церкви. Ее учреждения и действующие узаконения по ее управлению. Неофициальное издание. Харьков, 1898. - 443 с.

145. Чуковский К. И. Саша Черный.// Он же. Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. 2. М.: Художественная литература, 1965, - С. 372-394.

146. Шагинян М. Человек и время. История человеческого становления. М.: Художественная литература, 1980. - 720 с.

147. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. Мои сорок лет на театрах. М.,1989.

С.148.

148. Шахнович М. И. Из архива: церковь и наука в веке// Антиклерикализм как культурно-исторический феномен: сб.статей/ отв.ред.:М. М. Шахнович. СПб.: Издательство СПбГУ, 2011. - С. 174-192

149. Шахнович М.М., Шмонин Д.В. Теология и религиоведение в современной России: практика образовательной деятельности // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. Вып.1. С. 253255;

150. Чумакова T.B. Антиклерикализм в живом журнале// Антиклерикализм как культурно-исторический феномен: сб.статей/ отв.ред.: M. М. Шахнович. СПб.: Издательство СПбГУ, 2011, С. 161-171.

151. Шмонин Д.В. Религиозное образование и образовательные парадигмы //Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. Вып.2. С. 47-64.

152. Элбакян Е.С. Государственно-церковные отношения в России начала XX века в оценках либеральной и церковной интеллигенции./ Русский архипелаг.

http ://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/titul/history/elbakian/ (дата обращения : 28.07.2014)

153. Энгелыптейн JI. Скопцы и Царствие Небесное. М., «Новое литературное обозрение», 2002, - 328 с.

154. Эрн В.Ф. Основной характер русской философской мысли и метод ее изучения.//Религиозно-Философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде). История в материалах и документах 1907-1917. М. Русский путь, 2009. Т. З.-С. 171-191.

155. Эткинд А. М. Хлыст. Секты. Литература и революция. http://www.telenir.net/literaturovedenie/yetkind_aleksandr_hlyst_sekty_literatura _i_revolyucija_m_1998_djvu/index.php (дата обращения: 04.03.2014)

156. Юзов И. Русские диссиденты. Староверы и духовные христиане. СПб, Типография. А. М. Котомина. 1881. - 50с.

157. BaGiÀ,£ià5r|ç П., Aipéaeiç кш ©eo^oyiKéç xàaeiç axov Ap/éyovo Xpicmavi

a¡j,ó (ato BB ap.6, a. 445-470), noupvapâç, Osaaa^ovíicr|, Greece, 1988,

532 p.

158. Copleston F. Ch. Russian religious philosophy : Selected aspects. Tunbridge Wells, Kent, England : Search Press ; Notre Dame, Ind., USA : University ofNotre Dame, 1988. - 158 p.

159. Freez. G. L. A Case of Stunted Anticlericalism: Clergy and Society in Imperial Russia. European History Quarterly April 1983.- pp. 177-200.

160. Halikiopoulou Daphne, Patterns of Secularization: Church, State and Nation in Greece and the Republic of Irelandhttp://books.google.ru/books?id=wuF5c0n0pDIC&printsec=frontcover&hl =ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 17.03.2014)

161. Helmstadter R.J., Freedom and Religion in the Nineteenth Century http://books.google.ru/books?id=aw_laaE0Fb4C&printsec=frontcover&hl=ru#v= onepage&q&f=false (дата обращения: 25.08.2014).

162. Helmstadter R.J., Religion and irreligion in Victorian society : essays in honor of R.K. Webb, London New York : Routledge, 2002.- 205 p.

163. Medzhibovskaya I. Tolstoy and the religious culture of his time : a biography of a long conversation,. 1845-1887. LexingtonBooks, 2008. - 405 p.

164. Mcugoukok; N., OpOo5o^ia каг Aipe<rr|, noupvapac;, A0r|va, Greece, 2011.-340 p.

165. Rosental B.G. Dmitri Sergeevich Merezhkovsky and the Silver Age: The Development of a revolutionary Mentality. - The Hague, Martinus Nijhoff, 1975.-171p.

166. Russian religious thought / Edited by Judith Deutsch Kornblatt and Richard F. Gustafson. Madison, Wis. : University of Wisconsin Press, 1996.- 266

P-

167. Sanchez Jose Mariano, Anticlericalism: a brief history (University of Notre Dame Press, 1972), London.-224 p.

168. Shmonin D. Religion and Education in Contemporary Russia. Dynamics of Ricent Years http://www.ispionline.it/it/pubblicazione/religion-and-education-contemporary-russia-dynamics-recent-years-9763 (дата обращение 25.02. 2914).

169. Shmonin D. Theology in Secular and Denominational Universities in

Contemporary Russia: Problems and Prospects for the Development of Religious

Education // Islamic Education in Secular Societies / Ednan Asian, Margaret

155

Rausch (eds.)., Frankfurt am Main, Berlin, Bern, Bruxelles, New York, Oxford, Wien: Peter Lang edition 2013. (Wiener Islamstudien. Bd. 4). Pp. 237-246.

170. Scribner R. W. Popular Culture and Popular Movements in Reformation Germany. London, 1987. - 244p.

171. Stan Lavinia, «Church-State Relations and Secularism in Eastern Europe», «Quo Vadis Eastern Europe? Religion, State, Society and Inter-religious Dialogue after Communism», ed. by Ines A. Murzaku (Bologna, Italy: University of Bologna Press, 2009), pp. 89-106.

172. The Religious world of Russian culture / Edited by Andrew Blane. The Hague: Mouton, 1975.- 359 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.