Фантастическое и реальное в романе Л. Леонова "Пирамида" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Безруков, Александр Александрович

  • Безруков, Александр Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Бирск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 169
Безруков, Александр Александрович. Фантастическое и реальное в романе Л. Леонова "Пирамида": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Бирск. 2009. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Безруков, Александр Александрович

Введение.

Глава I. Жанровое своеобразие романа Л.Леонова «Пирамида»

1.1. Внутрижанровые модификации романной формы в XX веке.

1.2. Концепция романа Л.Леонова «Пирамида».

1.3. Поэтика и стилистические особенности «Пирамиды».

Глава II. Элементы фантастики в романе Л. Леонова «Пирамида»

2.1. Основные тенденции развития жанра фантастики.

2.2. Фантастико-мифологическая основа «Пирамиды».

2.3. Семиотический и символический аспекты романа.

Глава III. Реальное в романе: дух эпохи и колорит времени

3.1. Судьбы героев в сюжетной схеме романа.

3.2. Духовно-нравственная проблематика.

3.3. Диктатор и его место в романе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фантастическое и реальное в романе Л. Леонова "Пирамида"»

Диссертация представляет собой исследование жанрового своеобразия романа Л.Леонова «Пирамида». Особое внимание автора работы преимущественно обращено к анализу элементов фантасмагории и мифопоэтики, с одной стороны, и на изучение романа в реалистическом ключе, с другой. «Пирамида» Л.Леонова написана в русле русской прозы XX века в соответствии с традициями и канонами классики. Вместе с тем, роман вобрал в себя опыт жанрового искусства нескольких поколений фантастов и реалистов, тем самым, расширив границы романного повествования. Изучение «Пирамиды» Л.Леонова позволяет обратить внимание на ряд вопросов, связанных с художественным осмыслением и эволюцией жанра романа в современном литературном процессе, а также с выяснением места итогового романа писателя в контексте его жанрово-стилевых поисков писателя.

Основная цель работы: определить соотношение фантастического и реального в структуре романа Л.Леонова «Пирамида», обнаружить стремление художника к созданию индивидуальных жанровых форм и установить взаимосвязи жанровых и концептуальных особенностей произведения.

Исходя из вышесказанного, определены следующие задачи диссертационной работы:

1. Проанализировать судьбу жанра большой эпической формы в XX веке и выявить жанровые модификации романа Л.Леонова «Пирамида».

2. Рассмотреть роман «Пирамида» как своеобразный идейно-художественный комплекс, отличающийся особенностями тематики, проблематики, стилистики, эстетического пафоса и жанровой формы.

3. Определить фантастико-мифологическую основу романа, рассмотреть его семиотический и символический аспекты.

4. Исследовать роман в ключе русского реализма XX века, уделив особое внимание отражению духа и колорита эпохи, в которую создавалась данная типологическая разновидность.

Таким образом, предметом исследования является художественный мир романа «Пирамида», объектом исследования - структурные элементы художественного произведения как носители эстетической концепции действительности.

Хронологические рамки привлекаемого материала охватывают период между II веком до н.э. (дата создания ессейско-кумранской «Книги Еноха») и XX веком, причем основное внимание уделено XIX и XX векам, когда были созданы оригинальные литературные произведения, заметно повлиявшие на художественный замысел «Пирамиды».

Научная литература по теме состоит из нескольких тематических блоков, что обусловлено структурой работы: это монографии и научные статьи, составившие теоретическую и методологическую базу исследования, а также работы, посвященные изучению отдельных произведений, попутно анализируемых в диссертации, в частности, публикации, посвященные творчеству Ф.Достоевского, Л.Толстого, О.Мандельштама, М.Булгаков и др.

Методологические и теоретические аспекты работы базируются на исследованиях, посвященных принципам построения художественного произведения как эстетического целого. Для выявления жанрово-видовой специфики «Пирамиды» Л.Леонова была использована модель литературного жанра, предложенная М.Бахтиным. Настоящее исследование состоялось благодаря изучению, общению, анализу идей и концепций леонововедов Г.Белой, А.Ванюкова, Т.Вахитовой, Н.Грозновой, М.Гус, А.Дырдина, Л.Егоровой, Г.Ионина, А.Казина, В.Кайгородовой, М.Каназирски, В.Ковалева, Э.Кондюриной, Н.Леоновой, М.Лобанова, А.Лысова, А.Любомудрова, А.Минаковой, О.Михайлова, О.Овчаренко, А.Павловского, А.Петишева, В.Петишевой, Г.Платошкиной, С.Слободнюка, В.Хрулева, Л.Якимовой1.

Мы привлекаем конструктивные разработки в области жанра, созданные в рамках русской формальной школы (Ю.Тынянов и др.). Учитывались научные идеи таких исследователей романного жанра, как Л.Чернец, А.Эсалнек, Г.Поспелов2. Это и определило логическую структуру диссертации, представляющую синтез системного, культурно-исторического, типологического, компаративного и структурного подходов к изучению жанра романа, рассмотрение его в синхроническом и диахроническом срезах.

При анализе поэтики представляется закономерным и необходимым использование методов современной лингвистики и неориторики (изучение речевого высказывания, теория речевых актов, дискурсный анализ). Принципиально важным представляется и анализ работ, созданных в русле «философии диалога» (М.Бахтин).

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что роман «Пирамида», в художественном пространстве которого воплощена авторская концепция мира и человека определенной эпохи, рассматривается как уникальная система, основным способом смысловой организации в которой становится соотношение фантастического и реального. Практические результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по истории и теории литературы, при непосредственном изучении творчества Л.Леонова.

Теоретическая значимость работы сводится к исследованию контуров принципиальной модели эпического жанра; стабильных конструктивных элементов; доминирующих структур; возможности переплетения жанровых канонов; их варьирования, стремления к синтетическим образованиям.

Научная новизна исследования заключается в определении соотношения фантастического и реального в жанровой структуре и повествовательной ткани романа «Пирамида», в рассмотрении философско-религиозной мифо-поэтической проблематики текста, в определении места и роли произведения в системе авторских принципов художественного познания мира.

Диссертационная работа обусловлена глубиной и комплексностью подхода к предмету исследования. Наиболее ценной и, несомненно, перспективной в исследовании является сравнительно-сопоставительная характеристика «Пирамиды» Л.Леонова с русской и зарубежной мифопоэтической и фантастической прозой, в частности, с произведениями А.Данте, И.Гете, Э.Гофмана, Ф.Достоевского, Л.Андреева, М.Булгакова и др. В работе доказывается, что жанр фантастики, развивавшийся в России с начала XVIII века, заложил тот эстетико-теоретический фундамент, который наряду с другими факторами и обстоятельствами обусловил появление романа-наваждения. Выбранный аспект анализа романа «Пирамида» представляется актуальным в связи с недостаточной исследованностью данного вопроса в отечественном литературоведении.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Философско-религиозная проблематика романа Л.Леонова «Пирамида» воплощается в оригинальной форме многоуровнего повествования. Художественная ткань романа - эстетический аналог реальности - не исчерпывается пространственно-временными образами, а включает в себя богатый ассоциативный фон, порой скрытый, порой в редуцированном виде, берущий свои истоки в глубинах русской и зарубежной классики.

2. Параллели «Пирамиды» с русской и зарубежной классикой отсылают к мифопоэтическому, религиозному аспектам романа. Здесь обнаруживается более сложный прием мифологизации, чем в ранних произведениях писателя. Жизненный материал преобразуется Л.Леоновым в литературное явление, миф, уходящий своими корнями в христианские и языческие апокрифы. Главным источником фантастико-мифопоэтических элементов романа «Пирамида» можно считать «Книгу Еноха» - ессейско-кумранский памятник II века до н.э. Однако, с нашей точки зрения,главная сюжетная линия в романе, скорее, является авторской реконструкцией известного предания. На смену старой форме приходит миф нового фантастического плана. Л.Леонов сознательно разрушает древнюю мифологию, создавая современное мифо-центрическое художественное образование.

3. В центре семантико-поэтического пространства романа стоит проблема человека. Писатель погружен в разгадку тайны его природы и феномена. Семантика названия «Пирамиды» восходит к образу башни-пирамиды, которая является для Л.Леонова символом жизнеутверждения и миротворя-щей практики человека. Добро и зло в романе Л.Леонова относятся не просто к миру фантазии или мифа. Их противоборство должно определить, по мысли Л.Леонова, исход мировой драмы. «Пирамида» находится словно на стыке реальности и авторской фантазии, жизненности и народного мифа, религии и людских сомнений.

4. Изучение романа в рамках традиционалистских (нормативных) форм жанровой культуры, позволяет отнести «Пирамиду» не только к фантастическим, но и к социально-историческим сочинениям, а ряд сцен поизведения восходит и к плутовскому роману. Иные сюжетные ходы и фабульные мотивы можно рассматривать в ключе пародии: в них обильно рассыпаны атрибуты черной магии, масонства, классические идеи, суждения, высказывания цитаты западноевропейских мыслителей XVII - XVIII веков. Следуя риторической традиции, текст романа вбирает в себя многие черты полемического трактата и философско-богословской дискуссии.

5. Поэтическая картина мира создается в «Пирамиде» всей системой средств выразительности и изобразительности, среди которых главенствующая роль отведена деталям, библейской и египетской символике, портрету, пейзажу и речевым характеристикам. «Пирамида» - это не только роман-наваждение, но, прежде всего, роман-предупреждение, истоки которого восходят к тревожным приметам литературы серебряного века. Задуманная как роман-предупреждение, «Пирамида» к концу 1990-х годов приобретает свойства романа-послесловия, романа-эпитафии тоталитарной эпохе в истории России.

6. Важнейшей в духовно-нравственной проблематике романа становится мысль об «ошибке» Бога. Л.Леонов сомневается в божественной любви к человеческому роду, не принимает идеи Страшного суда, размышляет об ответственности Творца перед его созданием. Состоящий из 12 частей православный Символ веры поэтапно опровергается в «Пирамиде». В этом смысле определение романа как еретическое не совсем точно. Любая ересь остается «генетически» связанной с христианством, в то время как «религиозная» система романа и эсхатологическое ожидание «другого» пророка являются не еретическими, но богоборческими. 7. Фантастико-мифопоэтическая символика романа, многочисленные исторические аллюзии и глубокая духовно-нравственная проблематика ставят своей целью показать «миссионерское» призвание России: не отказываясь от веры, но утверждая веру в качестве источника русской ментальности, Л.Леонов обосновывает историческую необходимость религиозных и духовно-нравственных преобразований.

Структура диссертации обусловлена логикой рассмотрения охарактеризованной выше проблематики. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Безруков, Александр Александрович

Заключение

Создание произведения фантасмагорического жанра с элементами других жанровых образований глобализует роль романа Л.Леонова «Пирамида» как одну из ярких книг в осмыслении эпохальных явлений общественной жизни конца XX века.

Выдающиеся прозаики трех столетий, такие как М.Херасков, М.Щербатов, Ф.Дмитриев-Мамонов, Л.Толстой, Ф.Достоевский, В.Брюсов, А.Куприн, В.Одоевский, Н.Гоголь, А.Толстой, А.Беляев, И.Ефремов и другие заложили тот литературный фундамент, который обусловил появление «романа-наваждения» Л.Леонова «Пирамида». Произведение тесно связано с мифопоэтической, фантастической прозой XX века и перекликается с апокрифическими памятниками христианской мысли. В частности, с такими произведениями, как «Книгой Еноха», «Словом об Адаме», «Словом; Мефодия Патарского», «Божественная комедия» А.Данте, «Записки сумасшедшего», «Нос», «Вий» и «Шинель» Н.Гоголя, «Иуда Искариот» Л.Андреева, ,«Дьяво-лиада» и «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Фауст» И.Гете, философской прозой братьев А. и Б.Стругацких. Кроме того, в романе звучат мотивы творчества самого Л.Леонова.

В «Пирамиде» мы одновременно встречаем как мотивы, свойственные научной фантастике XX века (мотив ангела Дымкова), так и мистически-условные мотивы фантастико-иррациональной составляющей XVIII - XIX веков в духе предшественников Л.Леонова - Н.Гоголя и Ф.Достоевского. Представляющая собой «синтетическую форму», виртуозный сплав нескольких жанров, «Пирамида» также тяготеет к фантасмагорической новеллистке А.Чехова, произведениям М.Булгакова.

Параллели «Пирамиды» с русской классикой (произведениями М.Булгакова, В.Маяковского, А.Ахматовой и др.), как правило, отсылают нас к мифопоэтическому религиозному аспекту романа. Здесь мы сталкиваемся с более сложным приемом мифологизации, чем во всех ранних произведениях писателя. Жизненный материал здесь преобразуется Л.Леоновым в миф, уходящий своими корнями в христианские и языческие апокрифы.

Главным источником фантастико-мифопоэтических мотивов романа «Пирамиды» можно считать «Книгу Еноха» - ессейско-кумранский памятник II в. до н.э. С нашей точки зрения, версия писателя скорее является авторской реконструкцией известного предания. Старая форма «еноховского» предания замещается мифом нового фантастического плана. Л.Леонов сознательно разрушает древнюю мифологию, утверждая идеал мифа нового времени, в котором человек совершает попытку приблизиться к Богу, став творцом «по образу и подобию Его». Мифотворчество становится формой проявления, и воплощения философско-религиозных представлений автора. В центре семан-тико-поэтического пространства романа стоит проблема человека как таково-, , го. Писатель погружен в разгадку тайны его природы и феномена.

Рассматривая роман в реалистическом ключе, то с точки зрения жанра •. . «Пирамида» является фантасмагорическим романом. В нем отразились характерные черты изображаемого автором времени, показаны судьбы людей различных социальных положений. В социально-философском контексте романа главная мысль отдана вечным ценностям, в основе которых лежит многовековой опыт народной жизни.

Вся сюжетно-композиционная структура произведения проникнута философскими изречениями нравоучительного характера, которые связаны с вопросами религии и нравственности. Главенствующей идеей в размышлениях героев романа служит стремление Л.Леонова изобразить свое неравнодушие в решении глобальных проблем человечества. В своей оценке происходящих событий художник постоянно опирается на весь предыдущий опыт истории. «Пирамида», как роман-фантасмагория, определяется несколькими факторами, среди которых наиболее значимыми можно выделить: изображение героев двойников, героев-фантомов, посещение потусторонних миров, использование на страницах романа иронии, сатиры при том, что автор изображает все в трагическом настроении, описываемым событиям придаются космические масштабы, смешение реального и ирреального планов действия, гротескное начало, нелогичность некоторых поступков героев и абсурдность.

В произведении Л.Леонова очень часто встречается культурно-историческая информация. Автор называет десятки реальных исторических имен - деятелей и политиков разных времен. В «Пирамиде» употребляется много географических названий. Затрагиваются исторические события всемирного масштаба. Писатель, на страницах своего романа, отсылает читателя к историческим памятникам философской и религиозной мысли.

Добро и зло в романе являются действующими лицами хотя и принадлежат к миру фантазии и мифа. Их борьба должна определить исход мировой драмы. «Пирамида» находится на перекрестке реальности и авторской фантазии, жизненности и народного мифа, религии и людских сомнений. В.основу . легли образы и мотивы мифологии и христианской религии, а также русская философская мысль XIX века. Добро в романе автор олицетворяет, через-, главных действующих персонажей. Зло изображается автором через Шатаницкого, его слуг-бесов и вождя всех времен и народов. Силы зла изображены Л.Леоновым в «Пирамиде» могучими и неистребимыми.

Реалистический план романа отразил характерные черты изображаемой автором эпохи, судьбы людей различных социальных положений. Россия 1930-х годов видится писателю в образе гигантского «пепелища», на развалинах которого обитает семья погорельцев - Лоскутовых. Символом России у Л.Леонова становится пламя, огонь, безжалостно испепеляющий и пожирающий души людские. Образ Сталина в «Пирамиде» представляет для автора особый художественный интерес. Судьба вождя перерастает на страницах романа в общенациональную трагедию целого государства. Прежде чем вводить в России новую идеологию, Сталин предлагает начать переустройство с использования заветов и традиций старины, то есть «<.> всей совокупности духовных накоплений, некогда именовавшейся национальным русским Богом» (2, 610). В социально-философском контексте романа позиционируется мысль о вечных ценностях, в основе которых лежит многовековой опыт народной жизни.

Фантастико-мифопоэтический уровень романа и историческая реальность в совокупности с духовно-нравственной проблематикой нацелены показать «миссионерское» призвание России в деле совершенствования «человеческого мира». Авторская точка зрения в художественном пространстве романа основана на всем предыдущем опыте человеческой истории и культуры. Созданная модель фантасмагорического жанра с элементами других жан-рово-видовых образований глобализует универсальный характер «Пирамиды» и как отдельного произведения, и как закономерного явления во всей художественной системе Л.Леонова.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Безруков, Александр Александрович, 2009 год

1. Ахматова А. А. Поэма без героя Сочинения в 2 т. - Т. 1. - М.: Правда, 1990.-448 с.

2. Блок А.А. Двенадцать. Полн. собр. соч.: В 20 т. Т.5. - М., 1999. - 405 с.

3. Булгаков М.А. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. -М, 1988.-751 с.

4. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные. Собр. соч.: В 15-ти т. Т. IV.-Л., 1989.-334 с.

5. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 14. -Л., 1976.-439 с.

6. Иоанн Златоуст. Творения. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. - СПб., 1898.

7. Леонов Л.М. Дорога на Океан. Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. - М., 1971. - 531 с.

8. Леонов Л.М. Пирамида. Роман-наваждение в 3-х частях: В 2-х т. Т.1. -М., 1994. - 736 е.; Т. 2. - М., 1994. - 686 с.

9. Леонов Л.М. Повести и рассказы. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. - М., 1969. -494 с.

10. Ю.Леонов Л.М. Повести. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. - М., 1971. - 318 с.11 .Леонов Л.М. Пьесы. Собр. соч.: В 10 т. Т. 7. - М., 1971. - 687 с.

11. Макферсон Дж. Сочинения Оссиана, сына Фингала. СПб., 1991. - 580 с.

12. И.Маяковский В.В. Про это. Сочинения в 2 т. Т. 2. - М.: Правда, 1988. — 768 с.

13. Мережковский Д.С. Атлантида Европа: Тайна Запада. - Белград, 1930. -411 с.15.0риген. О началах. Перевод Н. Петрова. Казань, 1899. Переизд.: М., 2007.-464 с.

14. Тол стой Л.Н. Чем люди живы. Собрание сочинений в 12 т. Т. 9. - М.: Правда, 1987.-400 с.

15. Тютчев Ф.И. Probleme («С горы скатившись, камень лег в долине.») //

16. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. JL: Сов. писатель, 1987. -425 с.

17. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. М., 1998. Т. 1. 663 е.; Т. 2. - 607 с.1.. Научная литература

18. Абашева М.П. Литература в поисках лица. Русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности. — Пермь, 2001. 320 с.

19. Авдеева О.А. Мироздание по Леонову // Советская Россия. 8 августа -. 1995.-С. 5-7.

20. Аверинцев С.С. Моя ностальгия // Новый мир. 1996. № 1. С. 142 - 145.

21. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Э. Соч.: В 2 т. -Т.1. — М., 1990.-539 с.

22. Алешкин П.Ф. Жажду критики // Литературная Россия. 11 января. -2002.-С. 6-9.

23. Алешкин П.Ф. Мой Леонид Леонов О подготовке к изданию романа «Пирамида». // Наш современник. 1995. - № 6. - С. 169 - 185.

24. Амусин И.Д. Кумранская община. М., 1983. — 238 с.

25. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960. - 272 с.

26. Апокрифы древних христиан. Исследовательские тексты, комментарии / Ред. А.Ф. Окулов. М.: Мысль, 1989. - 336 с.

27. Арсеньев Н.С. Духовные силы в жизни русского народа // Русские философы (конец XIX— середина XX века). Антология. М., 1993. - С. 35 -39.

28. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М., 1975.-504 с.

29. Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. - 304 с.

30. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 423 с.

31. Белая Г. А. Диалог-спор // Вопросы литературы. 1973. -№ 11.-С. 15

32. Белая Г.А. История литературы в контексте современной русской теоретической мысли // Вопросы литературы. — 1996. № 3. — С. 3 - 17.

33. Белая Г.А. Ранний Леонов (Эволюция метода) // Вопросы литературы. — 1970.-№7.-С. 45-61.

34. Белова Л.Б. О науке и искусстве в романе «Пирамида» // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. — С. 48 -56.

35. Бельская Ю.В. Мифологизм в творчестве Л.М. Леонова: Монография. Астрахань: издательский дом «Астраханский университет», 2005. 131 с.

36. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. - 222 с.

37. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами. Изд. «Объединенные библейские общества». - 1992. - 1224 с.

38. Богачева О.В. Роман Л. Леонова «Пирамида» и нравственно-философские мотивы русской прозы 1980-х годов. Автореферат диссертации кандидата филологических наук. — СПб., 1997. — 24 с.

39. Богданова О.В. Современный литературный процесс. СПб., 2001. - 252 с.

40. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов. М., 2003. — 575 с.

41. Брютор М. Роман как исследование. М., 2000. - 259 с.

42. Ванюков А.И. «Пирамида» Л.Леонова: пирамида романной структуры // Духовное завещание Леонида Леонова. Роман «Пирамида» с разных точек зрения. Ульяновск, 2005. С. 197 - 208.

43. Варламов А.Н. Апокалиптические мотивы в русской прозе конца XX века. Диссертация кандидата филологических наук. — М., 1997. 209 с.

44. Варламов А.Н. Наваждение Леонида Леонова. // Москва, 1997. № 4. -С. 140-149.

45. Вахитова Т.М. Египетская тема в творчестве Л.Леонова // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004.1. С. 259-264.

46. Вахитова Т.М. Египетская тема в творчестве Леонида Леонова / Т.М. Вахитова // Рус. лит. 2001. - № 3. - С.71 - 83.

47. Вахитова Т.М. Зеркальный диптих Л.Леонова («Русский лес» и «Пирамида») // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. -СПб., 2004. С. 272 - 284.

48. Вахитова Т.М. Леонид Леонов. Жизнь и творчество. М., 1984. - 128 с.

49. Вахитова Т.М. Леонов и символизм (к постановке проблемы) // Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. М., 2001. - С. 135 - 144.

50. Вахитова Т.М. Лики Л. Леонова в XX веке // Литература в школе. -2004.-№6.-С. 2-7.51 .Вахитова Т.М. Образ дворянской усадьбы в творчестве Л. Леонова // Литература в школе. 2004. - №6. - С. 8 - 12.

51. Вахитова Т.М. Поэтика зрелого Леонова // Леонид Леонов и русская литература XX в. СПб., 2000. - С. 13 - 21.

52. Вахитова Т.М. Поэтика Л. Леонова и художественная картина мира XX века // Рус. лит. 2001. - № 4. - С. 236 - 245.

53. Вахитова Т.М. Природные стихии в творчестве Л. Леонова/ Т.М. Вахитова // Русская литература. 2005. - № 3. - С. 73 - 90.

54. Вахитова Т.М. Проблемы текстологии Леонида Леонова // Русская литература. 2002 . - № 2. - С. 127 - 135.

55. Вейдле В.В. Умирание искусства. СПб., 1996. - 332 с.

56. Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. М., 2001. -339 с.

57. Верность человеческому. Нравственно-эстетическая и философская позиция Л.Леонова. М., 1992. - 248 с.'

58. Воронин B.C. Законы фантазии и абсурда в трагическом мироощущении русской литературы XX века. Нижний Новгород, 2002. - 365 с.

59. Воронин B.C. Законы фантазии и абсурда в художественном тексте.1. Волгоград, 1999. 168 с.

60. Воронин B.C. Система неопределенностей в романе JI. Леонова «Пирамида» // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина в XX веке.- СПб.: Наука, 2002. С. 167 - 173.

61. Вьюгин В.Ю. Роман Л. Леонова «Пирамида». III научный семинар // Рус. лит. 1998. - № 2. - С. 222 - 228.

62. Газизова А.А. Обыкновенный человек в меняющемся мире. Опыт типологического анализа советской философской прозы 60-80-х годов. Учебное пособие. М., 1990. - 81 с.

63. Газизова А.А. Принципы изображения маргинального человека в русской философской прозе 60-80-х годов двадцатого века. Опыт типологического анализа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1991. — 29 с.

64. Газизова А.А. «Громада духа»: О прозе Л.М. Леонова / А.А. Газизова // Литература в школе. 2005. - № 9. - С. 15-18.

65. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. Изд. 2-е.- Нижний Новгород, 1996. 480 с.

66. Головчинер Е.В. Эпическая драма в русской литературе XX века. — Томск, 2001. 326 с.

67. Гринфельд-Зингерс Т.Я. Природа в романе «Пирамида» // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 36 -47.

68. Грифцов Б.А. Теория романа. М., 1994. - 423 с.

69. Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Л., 1982. - 310 с.

70. Гурленова Л.В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Н. Новгород, 1999. 32 с.

71. Гус М.С. Две пьесы Леонова: (Заметки о «Волке» и «Половчанских садах») // Искусство и жизнь. 1939. - № 3. - С. 24 - 32.

72. Гусарова-Кузи В. Фольклорные пласты в романе «Пирамида» // Поэ-тика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке. СПб., 2002.-С. 102-111.

73. Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка. В 4 т. — Т. 1. СПб.; М., 1981.-752 с.

74. Дхингра К.С. Пути развития научно-фантастического жанра в советской литературе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1968. - 24 с.

75. Дырдин А.А. Апокалиптика и эсхатология Л. Леонова // Духовное завещание Леонида Леонова. Роман «Пирамида» с разных точек зрения. — Ульяновск, 2005. С. 31 - 52.

76. Дырдин А.А. В мире мысли и мифа: Роман Л.Леонова «Пирамида» и христианский символизм. Ульяновск, 2001. - 115 с.

77. Дырдин А.А. Веросознание и мифология в романе «Пирамида» (Версия мифа о «падших ангелах») // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 43 - 67.

78. Дырдин А.А. Духовное завещание Л. Леонова. «Пирамида» с разных точек зрения. Ульяновск, 2005. — 316 с.

79. Дырдин А.А. Композиция «Пирамиды» Л. Леонова: Духовная реальность и символическая перспектива // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина в XX веке. СПб.: Наука, 2002. - 167 с.

80. Егорова Л.П. Легенда и жизнь («Туатамур», «Уход Хама», «Халиль») // Большой мир: статьи о творчестве Леонида Леонова. М., 1972. - С. 69 — 78.

81. Егорова Л.П. Леонид Леонов в вузовском курсе «История русской литературы» // Леонид Леонов и русская литература XX века. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.М. Леонова. СПб., 2000. - С. 151 - 156.

82. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М.Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. Межвуз. сб. / Отв. ред. И.П. Лупанова. Петрозаводск, 1974. - С. 91 - 99.

83. Зверев А.Т. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. -1992. №2.-С. 37-38.

84. Звягина М.Ю. Авторские жанровые формы в русской прозе конца XX века. Астрахань, 2001. - 304 с.88.3емскова Т.С. «Прогулки по минному полю». Три интервью с Л.М. Леоновым. // Москва, 1999. - № 5. - С. 177 - 183.

85. Иванова Н.Б. Гибель богов. -М., 1991.

86. Иванова Н.Б. Выйдя из ряда. К поэтике идеологического романа // Новый мир. 1991. - № 10.-С. 11-17.

87. Ильин И.А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России. В 2 т. -Т.1.-М., 1992.-254 с.

88. Ионин Г.Н. Оптимизм мировой классики и роман «Пирамида» // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 314-321.

89. Каганская М., Бар-Селла 3., Гомель И. Вчерашнее завтра. Книга о русской и нерусской фантастике: Антология. СПб., 2004. - 324 с.

90. Кадиков Р.Ш. Пророки грядущей эры. Уфа, 1984. - 48 с.

91. Казин А.Л. Образ демона у Леонида Леонова: (Философия Шатаницкого) // Леонид Леонов и русская литература XX века. СПб., 2000. - С. 94-101.

92. Кайгородова В.Е. Л.Леонов о классиках и современниках (Из наблюдений над поэтикой романа) // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 335 - 350.

93. Кайгородова В.Е. Леоновская символика фигур и чисел: традиционное и индивидуальное // Век Леонида Леонова: Проблемы творчества. Воспоминания. М., 2001. - С. 95 - 104.

94. Кайгородова В.Е. Проблема демократичности текста в художественной практике Леонида Леонова // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке. СПб., 2002. - С. 40 - 49.

95. Каназирска М.И. Загадка Леонова (Из бесед с писателем) // Век Леонида Леонова: Проблемы творчества. Воспоминания. М., 2001. - С. 340 -348.

96. Ковалев В.А. В ответе за будущее: Леонид Леонов: Исслед. материалы. -М., 1989.-302 с.

97. Ковалев В.А. Творчество Леонида Леонова. М., 1962. - 320 с.

98. Ковалев В.А. Этюды о Леониде Леонове. М., 1978. - 326 с.

99. Ковтун Н.В. Русская литературная утопия второй половины XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Томск, 2005. — 46 с.

100. Краткие биографии писателей. Леонов Леонид Максимович // Литературная учеба. — 2004. Книга шестая. - С. 199 - 200.

101. Кретова О.А. Горькие страницы памяти // Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама: Воспоминания материалы к биографии, «новые стихи», комментарии, исследования. Воронеж, 1990. - С. 49 - 61.

102. Крылов В.П., Крылова Н.В. Типологические приметы и особенности художественного мышления автора романа «Пирамида» // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 87 -96.

103. Лейдерман Н.М., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. 1950-1990-е годы. Учебное пособие: В 2-х т. М., 2003. - Т. I. -416 е.; Т. II-688 с.

104. Леонид Леонов — Мастер художественного слова. Сборник научных трудов.-М., 1981,- 186 с.

105. Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. М., 1999. - 624 с.

106. Леонид Леонов и русская литература XX века. Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.М. Леонова. СПб., 2000. - С. 82 - 94.

107. Леонид Леонов. Грани творчества: Сборник научных статей / Под. ред. А.А. Петишева. Бирск: Бирский государственный педагогический институт., 1995. - 98 с.

108. Леонов Л.М. «Лоция, по которой идти» // Писатель и время. Сборник документальной прозы. М., 1988. - С. 188 - 196.

109. Леонов Л.М. В редакцию газеты «Завтра» // Завтра 1994. - № 22 (27). - 9 июня. - С. 6.

110. Леонов Л.М. Высказывание Леонова о Достоевском // Новый мир. -1974.-№5.-С. 248-249.

111. Леонов Л.М. Литература и время. М., 1983. - 365 с.

112. Леонов Л.М. Мысли, которые необходимо высказать. // Литературная газета. 1985. - № 47. - 20 ноября. - С. 2.

113. Леонов Л.М. Письмо В. Ковалеву от 10 апреля 1956 г. // Из творческого наследия русских писателей XX века. М. Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов. СПб., 1995. - С. 442.

114. Леонов Л.М. Письмо к С. Тулкину (январь 1980) // Наш современник. 1995. - № 5. - С. 254 - 265.

115. Леонов Л.М. Письмо участникам конференции // Леонид Леонов. Творческая индивидуальность и литературный процесс. Л., 1987. — С. 4.

116. Леонов Леонид Максимович // Литературная учеба. 2004. - № 6. — С. 199-200.

117. Леонова Н.Л. «От истории можно уйти только в могилу» // Москва. -1999,-№5.-С. 190-192.

118. Леонова Н.Л. «Самое главное в его душе это любовь к России» //

119. Литература в школе. 1999. - № 4. - С. 46-58.

120. Леонова Н.Л. Из воспоминаний // Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. М., 1999. - С. 5 - 85.

121. Леонова Н.Л. Притча о Калафате // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке. СПб., 2002. — С. 10—18.

122. Леонова Н.Л. Спорил ли Леонов с Достоевским // Москва. 2004. -№8. -С. 191-204.

123. Литературный энциклопедический словарь (Под общ. ред. В.М. Кожевникова и Л.А. Николаева). -М.: Энциклопедия, 1987. 752 с.

124. Лобанов М.П. Бремя «Пирамиды» // Молодая гвардия. 1994. - №9. -С. 239-250.

125. Лосев А.Ф. Миф -Число -Сущность. -М., 1994.-919 с.

126. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. -959 с.

127. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525 с.

128. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Мистическое богословие. Киев, 1991. - С. 35 - 42.

129. Лысов А.Г. «Пирамида» Л. Леонова в свете апокалиптики Д. Мережковского // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке. СПб., 2002. - С. 134 - 141.

130. Лысов А.Г. Апокриф XX века. Миф о «размолвке начал» в концепции творчества Л.Леонова (Из бесед с писателем) // Русская литература.- 1989.-№4. с. 53 -69.

131. Лысов А.Г. Апокриф XX века: Миф о «размолвке Начал» в концепции творчества Л. Леонова (из бесед с писателем) // Русская литература.- 1989. -№3. -С. 53 -68.

132. Лысов А.Г. Последний автограф («Пирамида» как роман-самоопределение) // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооп-равдания. СПб., 2004. - С. 209 - 227.

133. Любомудров A.M. «Некто третий». Мотив «легенды о великом инквизиторе» в «Пирамиде» // Л. Леонов и русская литература XX века. -СПб., 2000-С. 238-249.

134. Любомудров A.M. Суд над творцом (Роман «Пирамида» в свете христианства) // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 68 - 96.

135. Любомудров A.M. Суд над Творцом: «Пирамида» Л. Леонова в свете христианства // Русская литература. — 1999. № 4. - С. 74 — 97.

136. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа.-М., 1986.-304 с.

137. Минакова A.M. Философский роман Л.М.Леонова: Культурологический аспект // Художественный текст и историко-культурный контекст. Сборник в честь 65-летия проф. A.M. Минаковой. М., 1997. — С. 38 — 46.

138. Минералов Ю.И. «Пирамида» Леонида Леонова // Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века. — М., 2002 С. 33 - 41.

139. Мир Леонова // Наш современник. 2001. - № 2. - С. 197 - 221.

140. Михайлов А.И. Литературные блоки романа «Пирамида» // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 63 -74.

141. Неизвестный Леонов: Подборка статей о Леониде Леонове. // Наше наследие. -2001. № 58. - С. 82 - 103.

142. Овчаренко А.И. В кругу Леонида Леонова. Из записок 1968-1988 годов.-М., 2002.-294 с.

143. Овчаренко О.А. «Сказка должна быть страшная.» // Наш современник. — 1994. выпуск 1. - С. 3 - 5.

144. Овчаренко О.А. «Ума и рук не хватает обнять Россию.» Роман Леонида Леонова «Пирамида» и русская идея // Москва. 1994. - № 9 - С. 140-150.

145. Овчаренко О.А. О романе Леонида Леонова «Пирамида» // Леонов

146. JI.M. Пирамида. M., 1994. - С. 3 - 5.

147. Овчаренко О.А. Последний роман Леонида Леонова // Литература в школе. 2004. №6. - С. 13 - 15.

148. Оляндэр Л.К. Идеология и философия романа Л. Леонова «Пирамида» // Русская литературная классика XX века: В. Набоков. Л. Платонов, Л. Леонов. Сб. научных трудов. Саратов. 2000. — С. 244.

149. Опитц Р. Разум всегда постигает только то, что уже знает душа // Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. — М., 1999. С. 396-405.

150. Осинский В.А. Идейно-творческая эволюция Л. Леонова от «Вора» к «Пирамиде»: Автореферат дис. канд. филол. наук. М., 2004. - 17 с.

151. Павловский А.И. Два эссе о романе Л. Леонова «Пирамида». 1. Наваждение как роман и роман как наваждение // Русская литература. — 1998.-№3,-С. 261 -270.

152. Павловский А.И. Звено разорванной цепи. (Феномен Леонова) // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина мира в XX веке.-СПб., 2002. С. 4 - 9.

153. Павловский А.И. Знак Иова // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 261 - 270.

154. Павловский А.И. Поэма начала и роман конца («Пирамида» Л.Леонова и «Поэма без героя» А.Ахматовой) // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 68 - 73.

155. Памятники отреченной русской литературы. Собраны и изданы Н.Тихомировым. СПб., 1863. - С. 19 - 22.

156. Парамонов Б.А. Превыше пирамид // Литературная газета. 31 июля. - 2006. - С. 6.

157. Пахмусс Т.А. «Зеленая лампа» в Париже // Литературное обозрение. -1996.-№ 2.-С. 71-104.

158. Перхин В.В. «Я хотел сказать о праве на родину.». У истоков романа Леонида Леонова «Пирамида» // Москва. 1994. - № 9. - С. 141-147.

159. Петишев А.А. Человек и современный мир в романном искусстве Леонида Леонова. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. -Бирск, 1991. 399 с.

160. Петишева В.А. Романы Л.М. Леонова 1920 1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Бирск, 2007. - 39 с.

161. Петишева В.А. Романы Л.М. Леонова 1920 1990-х годов: эволюция, поэтика, структура жанра: Монография. М.: МПГУ, 2006. - 348 с.

162. Писарева О.А. Роль сюжета в осмыслении философских мотивов бытия и небытия в романе Л.Леонова «Дорога на Океан» // Вечные темы и образы в советской литературе. — Грозный, 1989. — С. 22 34.

163. Платошкина Г.И. Легенды и притчи в произведениях Леонида Леонова// Русская литература. 1981. - № 2. - С. 82 - 94.

164. Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. Новосибирск-Рига, 1993. - 524 с.

165. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Вестник Московского университета. Филология. - 1978. - № 4. - С. 19 - 27.

166. ПястВ.А. Встречи. -М., 1997.-416 с.

167. Рассадин С.Б. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. — М., 2001.-288 с.

168. Раушенбах Б. Из книги «Праздные мысли» // Новый мир. 2001. -№5.-С. 147- 160.

169. Родион, священник. Люди и демоны: Образы искушения современного человека падшими духами. СПб., 1991. - 165 с.

170. Саврей В.Я. Философские основы истолкования Священного Писания у Оригена // Вопр. Философии. 1998. - № 6. - С. 120 - 132.

171. Семинар по роману Л.М. Леонова «Пирамида» в Пушкинском Доме // Русская литература. 1998. - № 4. - С. 41 - 54.

172. Сердюченко В.Л. Могикане О «Пирамиде». // Новый мир. — 1996. -№3.-С. 217-224.

173. Сидоров А.И. Курс патрологии: возникновение церковной письменности. М.: Русские огни, 1996. - 349 с.

174. Синявский А.Д. Что такое социалистический реализм // Цена метафоры или Преступление и наказание Синявского и Даниэля. -М., 1990. — С. 59-71.

175. Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20-30-х г.г.: Судьбы романа.-М., 1991.-С. 45-47.

176. Слободнюк C.JI. «Дьяволы» «Серебряного» века (древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг.). СПб., 1998. - 427 с.

177. Слободнюк C.JI. Мирооправдание и мироотрицание Л.Леонова // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. -С. 97-121.

178. Смирнова А.И. Роман Л. Леонова «Пирамида» в контексте «аналогии предупреждений» // Вестн. Волгоград, гос. ун-та. Сер. 2: Филология. Вып. 1. Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 1997. С. 94 - 100.

179. Соколов М.И. Славянская книга Еноха Праведного: Тексты, лат. пер. и исслед./ Посмертный труд автора приготовил к изд. М. Сперанский. -М., 1910.-494 с.

180. Сорокина Н.В. Роман Л. Леонова «Пирамида» в контексте творчества писателя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тамбов, 1998. 156 с.

181. Сорокина Н.В. Роман Л. Леонова «Пирамида» в контексте творчества писателя. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тамбов, 1998. - 24 с.

182. Сорокина Н.В. Романистика Л.М. Леонова: структурно-типологическая парадигма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Тамбов, 2006. - 53 с.

183. Сорокина Н.В. Типология романистики Л.М. Леонова Текст. — Тамбов, 2006. 316 с.

184. Станкевич О.В. Мнимое чудо. К проблеме категориальности в романе JI. Леонова «Пирамида» // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина в XX веке. СПб.: Наука, 2002. - С. 167-171.

185. Стрелкова И.И. Читая «Пирамиду» // Литературная Россия. 1995. - 13 янв.-С. 11-12.

186. Стукалин Б.И. Последние встречи // Леонид Леонов в воспоминаниях, дневниках, интервью. М., 1999. - С. 268 - 278 с.

187. Султанов К.К. Динамика жанра: особенное и общее в опыте современного романа. М., 1989. - 496 с.

188. Томсон Д. Дарвин, Уэллс и роман «Пирамида» // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. - С. 285 - 290.

189. Тынянов Ю.Н. Поэтика: История литературы. Кино. М., 1979. -574 с.

190. Федоров B.C. По мудрым заветам предков: Религиозно-философский феномен романа Л.Леонова «Пирамида» // Русская литература. 2000. - № 4. - С. 46 - 58.

191. Федоров B.C. Религиозно-философский аспект романа «Пирамида» // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004.-С. 122- 137.

192. Филатова А.И. «Пирамида» Леонова: ангел Дымков // Поэтика Леонида Леонова и художественная картина в XX веке. СПб.: Наука, 2002. -С. 112-119.

193. Филатова А.И. Мотивы старообрядчества в «Пирамиде» // Л. Леонов и русская литература XX века. СПб., «Наука» 2000. - С. 127 - 139.

194. Филатова А.И. Портрет времени (1930-е гг.) в романе «Пирамида»// Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. -С. 177- 193.

195. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1999. - 448 с.

196. Хазан В.И. «Уход Хама» Л.Леонова: секуляризация библейского мифа// Филологические науки. 1990. - № 1. - С. 98 - 102.

197. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000. - 398 с.

198. Харитонов А.А. Второй семинар по роману JI.M. Леонова «Пирамида» в Пушкинском доме // Русская литература. 1997. - № 3. - С. 223 -227.

199. Харитонов А.А. Семинар по роману Л.М. Леонова «Пирамида» в Пушкинском доме // Рус. лит. 1996. - № 4. - С. 227 - 230.

200. Харчевников А.В. Поиски нравственно-эстетических идеалов в романе Л.Леонова «Дорога на Океан» (Концепция человека) // Нравственно-эстетические проблемы художественной литературы. Элиста, 1983. -С. 94- 109.

201. Харчевников А.В. Роман Л.Леонова «Дорога на Океан». Алексей Курилов и концепция человека будущего // Русская литература. — 1985.-№ 1. С. 97-110.

202. Хроники Леоновских семинаров и конференций в Институте русской литературы (Пушкинский дом) РАН (1995-2002) // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб, 2004. -С. 359-454.

203. Хрулев В.И. «Пирамида» Л. Леонова: проблема авторского текста // Век Леонида Леонова. Проблемы творчества. Воспоминания. М., 2001. -С. 316-328.

204. Хрулев В.И. «Пирамида» Л. Леонова: проблема культурно-исторических связей в романе // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Изд. Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2004. - С. 377 - 382.

205. Хрулев В.И. В творческом мире Леонида Леонова // Вельские просторы. 2005. - № 5. - С. 93 - 106.

206. Хрулев В.И. Искусство иронии в романе «Пирамида» // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. — СПб., 2004. — С. 228 252.

207. Хрулев В.И. Леонид Леонов: магия художника. Учебное пособие. Раздел V. «Пирамида» Л. Леонова в оценке критики». Уфа, 1999. - 280 с.

208. Хрулев В.И. Мысль и слово Леонида Леонова Саратов: изд. уни-вер., 1989.- 188 с.

209. Хрулев В.И. Поэтика послевоенной прозы Л. Леонова: Учеб. пособие. Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1987. - 80 с.

210. Хрулев В.И. Сталин в романе Л. Леонова «Пирамида» // Наш современник. 2004. - № 8. - С. 243 - 249.

211. Хрулев В.И. Художественное мышление Леонида Леонова. Уфа, 2005.-536 с.

212. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. - 448 с.

213. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982. - 192 с.

214. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975. - 376 с.

215. Шуртаков С. Подводя итоги: О «Пирамиде» Л. Леонова // Наш современник. 1997. - № 2. - С. 152 - 160.

216. Щеглова Г.Н. Жанрово-стилевое своеобразие драматургии Леонова. -М., 1984.-99 с.

217. Эсалнек А.Я. Актуальные задачи изучения жаров // Вестник МГУ. -Филология. 1984. - № 1. - С. 27 - 36.

218. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М., 1985.- 184 с.

219. Юбилейный роман «Пирамида»: к 10-летию выхода в свет романа Л. Леонова: Ст. / Предисловие Л.П. Якимовой // Наш современник -2004. №8.-С. 234-251.

220. Якимова Л.П. «.Отвечающие времени формулы мифа»: Некоторые особенности поэтики в произведениях Л. Леонова / Л.П. Якимова // Рус. лит. 2002. - № 3. - С. 184-191.

221. Якимова Л.П. Магия числа, или «секретное значение чисел», в ми-фопоэтическом контексте романа «Пирамида» // Роман Л.Леонова «Пирамида». Проблема мирооправдания. СПб., 2004. — С. 292 — 302.

222. Якимова Л.П. Мотив пирамиды и котлована в романе Л. Леонова «Пирамида» // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 1996. - №4.-С. 3-12.

223. Якимова Л.П. Мотив сделки человека с дьяволом в романе Л. Леонова «Пирамида» // Роль традиции в литературной жизни эпохи. Новосибирск, 1995.-С. 146- 159.

224. Якимова Л.П. Мотивная структура романа Леонида Леонова «Пирамида» Текст. Новосибирск, 2003. - 250 с.

225. Якимова Л.П. Подтекст и мотивная структура произведений Л.Леонова // Леонид Леонов и русская литература XX в. — СПб., 2000. С. 22 — 34.

226. Якимова Л.П. Проблемы, картина и образ искусства в романе Л. Леонова «Пирамида» // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 1995. - № 4. -С. 3- 10.

227. Якимова Л.П. Юбилей романа // Наука в Сибири. 2004. - № 14. -С. 98-101.

228. Milik J.M. The books of Enoch: Aramaic Fragments of Qumran Cave 4/ Ed. By T.Milik with the collaboration of M.Black. Oxford, 1976.

229. Russian Literature and Its Demons / Edited by Pamela Davidson. Berghahn Books: New York, Oxford, 2000. 530 p (Studies in Slavic Literature. Culture and Society. Vol.6).

230. Thomson D. The art of compromise. The life and work of Leonid Leonov. — Toronto, 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.