Фактор времени в архитектурном творчестве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.20, кандидат наук Журавлев Михаил Юрьевич

  • Журавлев Михаил Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
  • Специальность ВАК РФ05.23.20
  • Количество страниц 218
Журавлев Михаил Юрьевич. Фактор времени в архитектурном творчестве: дис. кандидат наук: 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». 2017. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Журавлев Михаил Юрьевич

Введение

Глава 1. Статус времени в архитектуре

1.1. Эволюция концепций времени

1.2. Место архитектуры в научной картине мира

Выводы по Главе

Глава 2. Историзм в архитектуре

2.1. Сохранение архитектурного наследия: актуализация прошлого

2.2. Восприятие архитектурной среды: актуализация настоящего

2.3. Архитектурное прогнозирование: актуализация будущего

Выводы по Главе

Глава 3. Фактор времени в архитектурных системах

3.1. Ментально-когнитивная система

3.2. Процессуально-методологическая система

3.3. Материально-пространственная система

Выводы по Главе

Заключение

Список использованных источников

Том

Список иллюстративного материала

Иллюстрации к Главе 1. Статус времени в архитектуре

Иллюстрации к Главе 2. Историзм в архитектуре

Иллюстрации к Главе 3. Фактор времени в архитектурных системах

Список публикаций по теме диссертации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фактор времени в архитектурном творчестве»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования темы времени в архитектуре вытекает из особенностей современного этапа развития цивилизации и зодчества. Наблюдающееся в данный момент уплотнение информационного поля открывает возможности для новых научных взаимодействий, обусловливает новые сочетания и смыслы. В научном дискурсе эти тенденции поднимают вопрос пересмотра базисных парадигм.

В результате ускорения эволюционных процессов и возрастающего дефицита пространственных ресурсов всё большее внимание обращают на себя временные факторы, возникает необходимость структурирования пространства из критерия времени, ведётся поиск новых стратегий развития среды. Архитектурное творчество как способ освоения мира в современной трактовке имеет своим предметом его пространственную организацию. В общенаучном понимании, пространство и время - равноправные категории бытия. Однако до настоящего момента архитектурной наукой пространству отводилась монопольная позиция, а знание о времени и закономерностях его проявления в качестве системообразующего фактора игнорировалось.

К началу XXI в. в некоторых смежных областях науки и культуры (строительство, экономика, литература, кинематография, медиаискусство и др.), в большей степени рефлексивных в отношении меняющихся реалий, понятие времени вошло в научный обиход, сформировалось соответствующее понимание данной проблематики. Качественный и количественный разрыв между архитектурой и другими областями в освоении темпоральности (от англ. temporal - временной) как одного из главных атрибутов действительности стал препятствовать междисциплинарному взаимодействию.

Обращение к вопросам категориального уровня позволит провести формализацию архитектуры как системы, верифицировать внутрисистемные связи и выделить новые смыслы. В научном рассмотрении нуждаются отдельные манифестации фактора времени в различных аспектах и отраслях архитектуры, а также принципы, нормативы, образцы, регламенты, правила, испытывающие на себе действие данного фактора. Требует всестороннего анализа ряд фактов, среди них: применение временных параметров в регламентирующих документах, необходимость оптимизации объёмно-планировочной структуры архитек-

турного объекта (АО), увеличение значимости временной компоненты в деве-лопменте и городском администрировании, возрастающая дифференциация зданий и сооружений по временным характеристикам, всё большая гибкость и изменяемость архитектурной среды (АС), распространение и развитие временных сооружений. Наступил этап, когда необходимо рассмотреть: общественное проявление времени в эволюционной цепи развития материальной среды и архитектуры городов, особенности его инструментального проявления в архитектурно-градостроительной деятельности, пространственно-временную эффективность как системо- и формообразующий принцип в архитектурном проектировании (АП), вопрос функциональной организации пространства на основе пространственно-временных характеристик функционирования, типологии и структуры АО и др. Накопленный за столетия освоения новых знаний и обнаружившийся на данный момент пробел в архитектурной теории служат предпосылками к переходу на новый уровень понимания целей и ценностей архитектурного освоения мира, получить новые архитектурные качества среды, осознать ценность фактора времени на системно-научном уровне.

Проблема исследования, таким образом, определяется недостаточной представленностью знания о времени в архитектурной теории при острой потребности в новых инструментах проектирования, в критериях анализа и оценки, в методических ориентирах для работы в современных условиях сжатого пространства и времени.

Цель исследования - составить научное представление о времени как факторе архитектурного творчества и роли этой категории в архитектуре.

Задачи исследования. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи.

1. Определить теоретически статус времени в отношении архитектуры, для этого следует:

- перечислить и сопоставить научно-философские концепции времени;

- сформулировать онтологический статус архитектуры в целях соотнесения со временем.

2. Рассмотреть историзм как традиционный способ понимания времени в архитектуре. Исследовать механизмы актуализации времени и особенности темпоральной работы архитектора в соответствующих областях:

- сохранение историко-архитектурного наследия;

- восприятие архитектурной среды;

- прогнозирование.

3. Изучить проявления фактора времени в архитектурном творчестве (АТ), определить степень его значимости и влияния, а также выявить способы его опосредования в различных аспектах архитектуры:

- как области знания (ментально-когнитивный аспект);

- как искусства создания среды (процессуально-методологический аспект);

- как материальной среды (материально-средовой аспект).

Объект исследования - внутри- и межсистемные отношения архитектуры в её ментально-когнитивном, процессуальном и материальном аспектах.

Предмет исследования - закономерности проявления времени в архитектурном творчестве и в развитии архитектурного знания.

Теоретическая база исследования. Материал исследования составили посвящённые феномену времени работы теоретиков и практиков архитектуры, философов, физиков, математиков, специалистов смежных с архитектурой областей знания.

В области теоретического изучения темпоральности в архитектуре, истории архитектуры и градостроительства, эволюции принципов и методов проектирования, психологических и философских аспектов восприятия архитектурной среды, временных закономерностей формирования планировочной структуры архитектурного объекта наиболее значительный вклад внесли: Э.Р. Арнольд, Е.А. Ахмедова, Р. Бофилль, Т.В. Вавилонская, Ю.П. Волчок, З. Гидион, В.Л. Глазычев, А.Г. Головин, А.Э. Гутнов, И. Джонс, И.А. Добрицина, И.Н. Духан, М.В. Дуцев, В. Кандинский, Т.В. Каракова, А. Коичиро, Ле Корбюзье, Дж.Дж. Крапп, К. Линч, Ч. Лэндри, Б. Люпэн, С.В. Норенков, Х. Окамото, Ф.Л. Райт, А.Г. Раппапорт, Т.Ф. Саваренская, М. Тава, Д.А. Тэрциан, Х. Уилкинсон, Дж. Форрестер, К. Фремптон, Д.С. Чан, З.Н. Яргина и др.

В области реального проектирования автор опирался на работы, в которых темпоральные качества среды составляют основной предмет архитектурного творчества. Рассмотрены проекты таких мастеров-архитекторов, как

Дж. в.д. Брук, С. Калатрава, Р. Колхас, Д. Либескинд, Э. Огоста, С. Прайс, М. Сафди, П. Солери, М. Стам, К. Тангэ, Д. Фишер, Р.Б. Фуллер, Х. Холляйн и др.

В области архитектурной прогностики рассмотрены концепции и описания И. Иозефовича, В. Калмыкова, Р. Клантена, Г. Крутикова, Н. Ладовского, В. Мааса, К. Мейера, Дж.К. Онила, В. Пантона, Дж. Пиранези, А. Смита, А. Ульянова, Л. Файрайса, Я. Чернихова, Дж. Элисона, Й. Фридмана, Р. Херрона, Б. Яджера и др.

В области научно-философского, культурологического и исторического освоения вопроса времени исследованы труды М.Д. Ахундова, А.В. Болдачёва, Ф. Броделя, П.П. Гайденко, И.Н. Гансвинда, Л.Н. Гумилёва, Д.В. Денисова, Л.Г. Иливицкой, И. Канта, С.П. Капицы, Н. Кондратьева, А.П. Левича,

A.Ф. Лосева, Х. Райхенбаха, М. Хайдеггера, Ф. Энгельса и др.

В смежных областях культуры и искусства в исследовании рассмотрены работы Н. Бувье, К. Вьённэ, Д. Доциу, Т. Кампанэллы, Дж. Кэмерона, Дж. Лукаса, Т. Мора, П. Ольшинского, О. Ратси, Й. де Ро, А.А. Тарковского,

B. Энриха, Кр. Явашева и др.

Материал и границы исследования.

В части научно-философской трактовки времени исследованы представления учёных и философов Востока и Запада с древнейших времён до наших дней.

В части архитектурной трактовки времени - высказывания, идеи, концепции, проекты теоретиков архитектуры и архитекторов мирового уровня разных стран с момента первых появлений понятия времени в их творческих поисках (нач. ХХ в.).

В части исторического аспекта проявления времени сведены в многофакторные хронограммы, демонстрирующие синхронизацию фаз и ритмо-метрику эволюционных процессов, более 100 наиболее значимых зданий и сооружений (за последние 2000 лет), а также более 80 градостроительных систем (начиная с 8000 г. до н.э.) в семи культурологических регионах: «Австралия и Океания», «Арабский Восток», «Африка», «Европа», «Латинская Америка», «Россия», «Северная Америка», «Центральная, Южная, Юго-восточная Азия».

В части древнейших сооружений рассмотрены 12 наиболее ранних из сохранившихся искусственных структур (ок. 10000-3000 гг. до н.э.).

В части архитектурной прогностики исследованы футурологические воззрения архитекторов разных стран (нач. с XVIII в.), а также представителей смежных видов искусства (литературы, кинематографа, кибер-искусства), описывающих будущие состояния АС (всего свыше 70 прогностических концепций).

В части выявления темпоральных характеристик в нормативной документации - регламентирующие документы Системы нормативной документации в строительстве (СНиП, СП), а также другие действующие на территории РФ федеральные нормативно-правовые акты (ФЗ, Тех. регламенты, СанПиН) в области архитектурной деятельности (всего 16 документов).

В части исследования кинематики архитектурной среды проанализированы около 30 архитектурных объектов (и их показатели) с характерными временными особенностями (метаморфирование, время возведения, повторяемость функционирования).

Методика исследования основана на комплексном подходе к решению поставленных задач с привлечением методов, применяемых в философских, историографических, культурологических, экономических исследованиях. В работе, в частности, применены:

- анализ и последующий синтез темпорологических архитектурных и научно-философских воззрений на тему времени;

- сопоставление архитектурной и культурологической матриц при определении специфических атрибутов АО;

- историко-эволюционный анализ при формировании хронограмм развития и становления АС;

- статистический анализ применяемости временных характеристик в нормативно-правовых актах;

- лингвистический анализ понятий «время» и «архитектура» при уточнении их дефиниций;

- формализация при определении онтологического статуса архитектуры и рассмотрении времени как фактора АТ;

- математическое моделирование пространственно-временных закономерностей функциональной структуры АО;

- анализ проектных и постпроектных описательных материалов (рисунков, схем, чертежей, фотографий), представленных в литературе, электронных источниках и сетях открытого доступа;

- индукция при формулировании общих закономерностей проявления времени в архитектуре.

Научная новизна исследования.

Впервые в свете научных знаний о времени рассмотрен комплекс вопросов теории и практики архитектуры в её гносеологическом, процессуальном и средовом аспектах, получено новое знание о закономерностях проявления и значении данной категории бытия в архитектуре.

Определена степень научной проработанности вопроса времени в архитектурной теории.

Предложена авторская интерпретация статуса времени в отношении архитектуры и выдвинуты базовые суждения об их взаимодействии.

Выявлены и систематизированы новые темпоральные качества АС. Сформулированы закономерности их исследования и проявления.

Сформированы графические модели, описывающие особенности и механизмы эволюции АС во времени, проведена синхронизация истории развития цивилизации с процессом развития архитектуры (в различных культурологических регионах мира).

Мотивированы из критерия временной обусловленности такие отрасли архитектурной науки, как историзм, сохранение архитектурного наследия, восприятие архитектурной среды и прогнозирование её развития, архитектурное образование.

Предложена концепция хронотопологического описания функциональной структуры АО.

Рассмотрены вопросы изменяемости эстетической составляющей АО, кинематики архитектурного образа, описано явление его конструктивной и функциональной подвижности.

Научное и практическое значение исследования:

- сформировано встроенное в контекст смежных дисциплин начальное научное знание о времени в архитектуре, обозначено новое направление архитектурной теории;

- установлены механизмы опосредования времени, а также формы его актуализации в архитектуре;

- показаны преимущества учёта фактора времени в архитектурном проектировании и предпроектном анализе;

- сформулировано математическое описание, объективизирующее процесс проектирования и оценки функционирования АО (в том числе, с точки зрения их коммерческой эффективности).

На защиту выносятся результаты и выводы эмпирического рассмотрения вопроса времени как фактора АТ и теоретического исследования его роли в архитектуре, в частности:

- тезис о количественной и качественной недостаточности архитектурного знания о времени;

- трактовка статуса времени в отношении архитектуры (потенцирующий, интегрирующий, дифференцирующий);

- положение о том, что темпоральность внутренне присуща архитектурной среде и является её обязательным атрибутом, а отдельные области архитектуры априорно связаны со временем;

- выявленные механизмы и направления актуализации времени (диахроническое, синархическое, синхроническое), а также основные принципы его структурной организации (принципы единства и множественности, редукция), проявляющиеся в архитектуре;

- суждение о взаимной обусловленности временной и пространственной структур АО;

- тезис о непреложной хронотопологичности архитектурной среды и необходимости учёта темпоральных факторов и характеристик при проектировании и её анализе;

- положение о правильном распределении временного ресурса как о методе повышения экономической эффективности проекта.

Гипотеза исследования состоит в том, что время играет основополагающую роль в архитектуре, по своей значимости сопоставимую с ролью пространства. Время наблюдается на всех уровнях архитектурного знания и архитектурного творчества, является фундаментальным потенцирующим принципом. Включение данной категории в архитектурную науку может дать ключ к новому пониманию системных влияний и зависимостей, а также к созданию актуальных методик архитектурного анализа и проектного синтеза.

Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах:

- участие в науч.-метод. семинарах и науч.-практ. конференциях в Самаре: СГАСУ (2009, 2010, 2015), СГМУ (2015); в Томске (2012); в Тамбове (2012) с изданием статей в сборниках научных трудов;

- публикации в различных изданиях: всего 15 публикаций, среди которых 5 статей (Москва, Казань, Тамбов, Самара) в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, а также участие в коллективном монографическом исследовании.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из двух томов: первый том (147 страниц) включает оглавление, введение, три главы, заключение, список источников (208 наименований, в т.ч. 51 зарубежный источник и 28 сайтов Интернет); второй том (71 страница) содержит иллюстративный материал (58 графоаналитических таблиц) и перечень публикаций по результатам исследования.

ГЛАВА 1.

СТАТУС ВРЕМЕНИ В АРХИТЕКТУРЕ

1.1. Эволюция концепций времени

Всё, что существует, существует во времени и пространстве, это неотъемлемые атрибуты бытия. Со временем и пространством связаны мировосприятие человека, его понимание реальности, процесс познания действительности. Эта пара категорий принадлежит к тем понятиям, которые играют ключевую роль в различных отраслях знания: физике и математике, философии, социологии и экономике.

Архитектурный объект традиционно выступает как явление пространственное, а архитектурное творчество воспринимается как деятельность, предметом которой служит именно пространственная организация среды. Большинство архитекторов отводят главенствующую роль в своем творчестве именно пространству [189]:

«Пространство, а не камень - материал архитектуры», - говорил Николай Ладовский;

«Каждый мой проект - это своего рода ландшафт. Очень важно то, как вы расположите в этом ландшафте необходимые вам элементы, какой будет его топография, каков будет угол падения света», - Заха Хадид;

«Архитектура всякий раз предстаёт перед нами как пространство, организованное человеком и для человека», - Алексей Гутнов;

«Мое произведение - общая структура пространства», - Даниель Либес-

кинд;

«Я верю в то, что архитектура есть разумный способ организации пространства», - размышлял Луис Кан.

Какое место в архитектурном творчестве занимает время? При рассмотрении таких понятий, как пространство и время, необходимо обращение к терминологическому аппарату философии.

Основные понятия

Центральной из философских категорий является бытие. Согласно современной онтологии, бытие - это всё многообразие сущего, всеобщая связь между тем, что существовало, существует и будет существовать, предельный уровень обобщённости, абстрагирования. Пространство и время рассматрива-

ются как атрибуты материи (от лат. materia «вещество»), которой присущи дифференцированность, структурность, причинность1. Также материи внутренне присуще движение, она не может существовать вне его; движение также абсолютно, как и сама материя; через движение актуализируются пространство и время.

Движение материи существует в разнообразных формах, разнообразие типов движения определяет многообразие форм организации материи. Ф. Энгельс на разных уровнях системной организации материи выделял несколько главных форм движения: 1) физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная); 2) химическая; 3) механическая; 4) биологическая; 5) социальная. В современной науке выделяются [63] три основные группы (которые в целом соответствуют приведённым выше): 1) движение в неорганической природе; 3) движение в живой природе; 3) движение в обществе. Рассмотрение данной классификации в настоящем исследовании позволяет провести аналогию видами движения, связанными с архитектурой (Таблица 1)2.

Таблица 1

Сопоставление форм движения (по Ф. Энгельсу) и видов деятельности, связанных с архитектурным творчеством

№ Форма движения по Энгельсу Виды деятельности и области архитектуры

1 Физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная) Теплотехника, акустика, светотехника;

2 Химическая Строительная химия, материаловедение

3 Механическая Конструирование, технология строительного производства

1 Материя // Большая советская энциклопедия

2 Полный перечень иллюстративного материала см. в томе 2 диссертации

4 Биологическая Экология, озеленение, проектирование инженерных систем, эргономика

5 Социальная Функциональное проектирование, социология в АП, градостроительство и урбанистика, архитектурная семантика и лексика.

Очевидно, что движение является одним из основных предметов и факторов архитектурного творчества - будь это движение фотонов при инсолирова-нии помещения, распространение звуковых волн в акустических расчетах, движение человека при проектировании функциональных схем, потоки транспорта в градостроительстве. Данные виды движения представлены на всех уровнях системной организации материи, каждому из них соответствует область архитектурного творчества. Такие наблюдения дают основание считать архитектуру генетически связанной с феноменом движения, а, следовательно, и с фактором времени.

Время - одно из самых знакомых и, вместе с тем, загадочных свойств нашего мира. В обыденной жизни и в практической деятельности понятие времени образуется благодаря сопоставлению и сравнению различных процессов движения, которые используются также и для отсчёта времени. В этих случаях какой-либо процесс (или их цепочка) сравнивается с эталонным периодическим процессом (например, длительность года может быть измерена в сутках). В науке время - это необратимое односторонне направленное течение (из прошлого через настоящее в будущее), внутри которого протекают все процессы (факты). Говоря словами одного из первых архитекторов-теоретиков, заинтересовавшихся вопросом времени в архитектуре, Кевина Линча [44]:

«Есть два рода проявлений течений времени. Одни - это ритмичное повторение - пульс, дыхание, сон и пробуждение, голод, циклы Солнца и Луны, времена года, волны, приливы, часы. Другой - прогрессирующее и необратимое изменение - прорастание и увядание ».

Для описания категории времени используются две основные концепции. Одна из них, реляционная, самым ярким сторонником которой был Лейбниц, постулирует факт отсутствия времени как такового. Оно видится реляциони-стами лишь в качестве особых отношений между процессами, вследствие чего отрицается существование времени вне этих процессов. Другая, субстанциональная, предлагает рассматривать время в качестве «особой сущности, которая существует сама по себе, независимо от материальных объектов» [63], т.е. субстанция времени постоянна и неизменна. Среди приверженцев такого взгляда на феномен времени были Демокрит, Эпикур, И. Ньютон и др. В данной концепции время выступает в роли арены, на которой развёртываются процессы, а её существование не зависит от происходящих на ней действий. Детально развитие научных и философских взглядов на онтологический статус времени изложено ниже.

Время на уровне обыденного мышления представляется явлением знакомым, аксиоматически понятным, не требующим особых изысканий. В научно-философской среде оно остаётся недостаточно изученным, возбуждая постоянный интерес исследователей. Времени свойственна такая фундаментальная значимость в структуре мировоззрения, которая даёт возможность говорить о категориальном уровне данного понятия.

Цикличность и протяжённость

Первые приемлемо систематизированные описания времени в западном мире принадлежат античным философам Гераклиту Эфесскому и Пармениду Элейскому, которые писали трактаты о природе времени. В ветхозаветной библейской Книге Екклесиаста говорится: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать...». В наиболее ранних индийских текстах, Ведах, описана вселенная, переживающая повторяющиеся циклы создания, разрушения и возрождения, которые делятся на подциклы и сами, в свою очередь, является частью более крупных периодов. В культуре инков время совмещалось с пространством и обозначалось общим словом «pacha», что значит время и пространство одновременно (подобно пространственно-временному континууму Теории относительности), время здесь показывалось

3 Знаменит афоризм Аристотеля: «Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять».

идущим по кругу, один и тот же термин использовался как для прошлого, так и для будущего [134].

Древние не мыслили никакого бытия вне движения4, для них было логически необходимым мыслить всякое движение кругообразным, оно воспринималось конечным в пространстве и бесконечным во времени. В современном понимании, изменения, происходящие в мире, делятся на регулярные и хаотические. Устойчивые изменения часто имеют циклический характер, когда система снова и снова переходит в такое состояние, подобно которому она была в начале процесса. Цикл (от др. греч. кикХо^ - «окружность») характеризуется периодом, амплитудой, т.е. размахом колебаний и порядком следования событий. Фаза цикла - это такой промежуток между последовательными событиями, содержанием которого является один из взаимосвязанных процессов цикла или одно из возможных состояний системы. Принцип цикличности применим к системам независимо от их физической, химической, биологической или социальной природы [3; 34; 39; 56; 110; 137].

Для историка циклические схемы являются способом членения исторического времени на фазы, однородные единицы или этапы развития общества. Эти схемы основываются как на периодичности событий (войн, революций, кризисов и т.д.), так и на смене фаз цикла; сами события рассматриваются как следствие процессов в предыдущих фазах. С.П. Капица разработал математическую модель, рассматривающую население мира как систему, как единый и целостный объект, характеризующийся числом людей в данный момент. В этой модели развитие человечества на протяжении сотен тысяч лет предстаёт как циклический процесс. Каждый следующий цикл короче предшествующего в е = 2,72 раза5, на протяжении каждого из них численность увеличивается во столько же раз. С.П. Капица показал [117], что по мере роста человечества изменяется масштаб исторического времени6.

4 г-р

Т. к. категории времени и движения тесно связаны, зачастую взгляды на такое понятие как время, читаются в представлениях о движении.

5 «Это замечательное число хорошо известно каждому, кто знаком с началами математического анализа, и является основанием натуральных логарифмов. К нему обращаются тогда, когда хотят выразить в естественной мере изменение какой-либо переменной величины. Так в этой пропорции сокращается продолжительность исторических периодов и в такой же мере в течение каждого из них растет население Земли. Количество людей, равное 9 млрд., которые жили в течение каждого периода, оказывается постоянным, начиная от нижнего палеолита - олдувая - до наших дней и демографической революции» [117].

6 Среди современных исследователей этого вопроса стоит отметить доктора философских наук Л.А. Гореликова [108].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 05.23.20 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Журавлев Михаил Юрьевич, 2017 год

МАТЕРИЯ

движение, формы:

дифференцированость, многоуровневая структурность,

дифференцированная структура,

репликация принципа единства (модуля временной структуры) через принцип множественности происходит по за ко нам редукции,

Пространственно-в ременная структура организованной материи схожа со структурой самого времени.

функции:

реализует отношения между элементами систем в трех

1

иахроническое

- связь между состояниями системы в различные

У1ЙНТЫ ЙПРМЙНИ

синхроническое

«горизонтальная» связь между состояниями различных систем одного уровня е данный момент

■«вертикальная» связь между состояниями систем разных уровней в данный момент времени.

синархическое

Физ«ЧесКое

ненот архигт

причинность, вечность,

ч<>ское

бесконечность

"чес,о

Юе

"Югич,

'еское

СоЧив.

'"ьное

О) >с

оа о.

„иная

35»—'

у;»««

основной предмет архитектурной деятельности,

наиболее изученная философская категория

основная проблема:

Отсутствие систематизированных представлений о времени в рхитектурной науке и практик

первичный вывод о темпорольности архитектуры:

В архитектуре и её областях реализуются все формы движения организованной материи

процессуально-методологическая система

система методов, искусство создания архитектурной среды,

'аРХИ,

Онтологические схемы: ТВОРЕЦ подобие АРХИТЕКТОР

ВРЕМЯ

ВРЕМЯ

БЫТИЕ

АРХИТЕКТУРА

ила, поддерживающая существование вещей|ЯТ дифференцирующая мир проявлений т вечности

] (И. Ньютон);

вместилище событий и процессов

(начиная с раннехристианской теологии, И. Ньютон и др.);

оставляющая единого 4-мерного гространства-времениР

] (А. Эйнштейн)

целостность, постоянство

БЫТИЕ АРХИТЕКТУРА

ИДЕЯ подобие АРХ. ОБЪЕКТ

множественность, мирв й „„.,.,,.,,. 0КРУЖЕНИЕ изменяемость

онтологические свойство:

целостность, постоянство

[относительно неархитвктурного окружения)

множественность, изменяемость

основной итог

теоретического рассмотрения:

Гипотетические формы реализации времени в структуре архитектурного творчества

Выводы, сделанные на данном этапе позволяют выделить ияя

¡■направлений эмпирического рассмотрения!

_] аспектов архитектурного творчества

на предмет реализации фактора времени;

история архитектуры и гносиологический контекст;

темпоральные особенности восприятия и типологизации архитектурной среды;

сохранение архитектурного наследия и прогнозирование;

время в архитектурном образовании:

темпоральные характеристики в нормативно-правовой документации:

влияние длительности и последовательности фаз проектирования и строительства на формирование архитектурной среды;

вопросы временной организации архитектурной

среды;

феномен подвижности АС и её элементов; и др.

Моделирование структуры времени:

а - точка (слева) и отрезок на оси времени; б - переход отрезка в цикл; в - переход окружности в спираль; г - переход спирали в окружность; д - переход окружности в спираль (субъективное время)

Многомерные линейные структуры: а - многомерная спираль; б - единица упаковки ДНК - нуклеосома, спираль ДНК намотана на комплекс-шайбу гистоновых белков; в - один из альтернативных вариантов построения многоуровневой модели, фигура с количеством уровней - 1, 2, 3 и 7

Илл. 3

Неизменность (относительно неархитектурного окружения) как одна из основных характеристик I Илл. 4

архитектурного объекта. ^нн^н

Фоторабота «Сотни туристических фотографий в одной», авт. - Коринн Вьённэ I

Глава 1. Статус времени в архитектуре.

1.2. Место архитектуры в научной картине мира

б.

Развитие технологии как один из основных факторов развития архитектуры:

Самое высокое здание мира, символ эмирата Дубай (ОАЭ) - Башня Бурдж-Халифа, арх. - Адриан Смит, ген. подрядчик - Samsung Engineering, 2010 г.

Диахроническое отношение архитектурных объектов: I Илл 7

а - католический собор в г. Винчестер (графство Хэмпшир, Англия), 1648 г.; б - католический собор Христа Пантократора (г. Ливерпуль, Англия), 1967 г.

Синхроническое отношение архитектурных объектов:

а - католический собор на Ванфуцзине, г. Пекин (Китай), 1655 г.; б - католический собор Сан-Паулу, г. Макао (Китай), 1638 г.; в - католическая церковь Zhongguancun Christian Church,r. Пекин (Китай), 2007 г., арх. - GMP Architekten

Архитектурный объект как маркер исторической эпохи:

а - Пирамиды в Гизе (III тыс. до н. э.); б - Парфенон (V в. до н. э.); в - Колизей (I в. н. э.); г - собор Парижской Богоматери (XII в.); д - вилла Савой (начало 30-е гг. XX в.); е - музей Гуггенхайма в Бильбао (конец XX в.)

Илл. 9 (начало)

в.

г.

Многофакторная хронограмма механизма опосредования времени в процессе развития архитектуры

Илл. 10

! »ШЩВ I- №

|.у!

V 1Р1

|||

1Ш 1

а" ~ Ив!

ш"

'' 31 ья Я -

1!||1

Ч Н

История архитектуры региона (ось локального времени)

I

, V

Л" V • Ф # УЗ-З

1 001С

V. £в

К»

V т_

т V У

, ВЯЛ г

гв'1 « ' ris.fl

а»

1 »||.»11*Ч|

3 В » 6 »

|3

V ф ю

: Ш!|

' ОЗШЦО X иОСС

Я ^

ЯТ|5 5 1

" | фЕ

¡311?. ^

Диахроническая связь

Синархическая связь

Мировая история

(ось глобального времени)

у

§¡1111

• §§

Синхроническая связь

V1 / /'

I 1 Ф

< ёг

I Ш 5 15—

--1------------

__1_________________+ _

Рт

|у£ =11?

* у ъ

I ■ • ;

| «¡х

_--_-jL-.-I.-LL.

ни шшш

■5 I

й1 1 а

Их а

Й- ^ ■ £ 3

_____________

ЗОхиЗ

♦ * * * ;

# ^

о

•N

шш

о°> 1 = И

Иг

I

ШУ

,__1 р

* 1 В 1 X ЯН

11

У л

V 3

У*

!

:

о к£- ^ 1а т га^ Открытие Америки Колумбом |14Э2) Э1г

Ч с в ¡1

Г М и

и 0) 0.5СО

° 3

а - — 9

1 с с^о и —^

Ф СГ>" ь 1й Гоо £ р !

: Фов

Древнейшие сооружения на территории современной Турции: I Илл. 11

а - Гёбекли Тёпе, 7500-6000 лет до н.э.;

б - поселение Чатал Хююк, ок. 6000 г. до н.э., (графическая реконструкция)

Комплексы древнейших мегалитических сооружений на территории современной Франции (Карнакские камни): Илл. 12

а - Ле-Менек; б - Кермарьё; в - Керлескан; г - типичный дольмен французских комплексов

а. б.

Древнейшие храмовые постройки на о. Мальта:

а - Джгантия ок. 3600 г. до н.э.; б - Хаджар-Ким, ок. 3500 г. до н.э.; в - Хал-Сафлиени, 4500-5000 г. до. н.э.

Противопоставление объекта и контекста по пространственным характеристикам:

Штаб-квартира ССТУ в Пекине (Китай), 2009 г., арх. - ОМА

Противопоставление объекта и контекста по временным характеристикам:

Ресторан The Cube в Милане (Италия), 2011 г., арх. - Park Associati

Илл.15

Приём темпорального контраста в пределах одного объекта: I Илл. 16 (начало)

а - Дом в Лейрии (Португалия), 2010 г., арх. - Aires Mateus; б - Quail Hill House в Амагасенте (США), арх. - Bates Masi Architects; в - Вилла Vals в долине Valsertal (Швейцария), 2009 г., арх. - SeARCH and CMA

а.

б.

в.

Темпоральная работа архитектора в проектах конверсии: I Илл. 17 (начало)

а - дом-бывшая церковь в г. Утрехт, (Нидерланды), арх. - Zecc Architects; б - проект конверсии резервуаров нефтепродуктов в жилье, Берлин (Германия), арх. - Pinkcloud; в - дом в бывшей насосной станции 1848 года в Йоркшире (Англия)арх. - SeARCH and CMA

а.

б.

Изоляция пространственных факторов восприятия архитектурного объекта. I Илл.18

Работы по обёртыванию архитектурных памятников Кристо и Жан-Клод Явашевых:

а - Музей современного искусства в Чикаго (США), 1968-1969 гг.; б - здание Рейхстага, Берлин (Германия), 1971-1995 гг.

Фазы жизнедеятельности человека: а - недельный цикл молодого дизайнера; б - фазы жизненного цикла среднего россиянина

Возрастная трансформация восприятия архитектурного образа: I Илл. 20 (начало)

а - графические работы "Anarchitecture" Оливье Ратси; б - графические работы Виктора Энриха; в - проекты Legendary Cities и Cities II (внизу) Питера Ольшинского I

б.

Внешние макроциклы как фактор восприятия объекта:

а - суточное изменение освещения гаража Block 11 в Альмере (Нидерланды), арх. - MEI Architecture; б - античные руины в Риме (Италия) во время снегопада;

в - действие сезонных изменений на восприятие Фарнсуорт-Хауза (The Farnsworth House) в Плано (США), арх. - Л. Мис ван дер Роэ

Астрономические циклы как определяющий фактор при строительстве древних сооружений:

а - связь построения Стоунхенджа в с астрономическими явлениями; б - пирамида Кукулькана в комплексе Чичен-Ица (Мексика) в равноденствие

б.

Ежегодно в дни осеннего и весеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября) можно наблюдать уникальное зрелище «Пернатого Змея». Тень ступенчатых ребер пирамиды падает на камни балюстрады. При этом создаётся впечатление, что Пернатый Змей оживает и ползёт, в марте вверх, а в сентябре вниз. Каждая из четырёх лестниц храма имеет 91 ступеньку, а их суммарное количество равно 364. Вместе с базой-платформой на вершине пирамиды, объединяющей все четыре лестницы, получается число 365 - количество дней в солнечном году. Кроме того, символичным является количество секций с каждой стороны храма (9 ступеней пирамиды рассечены лестницей надвое) - 18, что соответствует количеству месяцев в календарном году майя. Эти закономерности напрямую указывают на то, что пространственные решения были заданы характеристиками времени.

Астрономические макроциклы циклы как фактор восприятия и формирования архитектурной среды:

Дом-обсерватория Four Eyes House близ Лос-Анжелеса (США), 2010 г., арх. - Edward Ogosta Architecture

Архитектурное прогнозирование XVIII века: I Илл.24

Гравюры-фантазии Джованни Баттиста Пиранези (1743-1747 гг.)

Архитектурное прогнозирование первой половины XX века: | Илл. 25

Футуристические «фантазии» Якова Чернихова (1925-1941 гг.)

Примеры архитектурных фантазий авторов-неархитекторов:

а - бумажная архитектура Ингрид Силиакус; б - миниатюрная архитектура в стиле бонсай Таканори Айба

Творческий конкурс как импульс к появлению и уточнению прогнозов:

Некоторые представлении архитекторов перв. пол. Хх в. о Москве будущего

Илл.27

Некоторые этапы развития концепта идеального города:

от идей до воплощений

Пример архитектурных пейзажей будущего в кинематографии:

фантастическая киноэпопея «Звездные войны», 1977-2005 гг., реж. Дж. Лукас

Образы архитектуры будущего в кибер-искусстве I Илл. 30

конца XX - начала XXI веков

Футуристические архитектурные образы в современной цифровой графике:

а - будущее архитектуры глазами Йонаса Де Ро; б - футуристические образы Николя Бувье

Архитектура будущего в качестве темы неархитектурных творческих конкурсов:

конкурс цифрового искусства NVArt Challenge

Подвижность как главенствующая характеристика архитектуры будущего:

освоение новых сред поселениями будущего в архитектурных фантазиях Даниэля Доциу

Подвижность как главенствующая характеристика архитектуры будущего:

а - концепт «Пространственный город», 1960 г., арх. - Йона Фридман; б - «Город будущего», 1965 г., арх. - Седрик Прайс

1 Илл.34

а.

К т^УцК ЧЬ

б.

Подвижность как главенствующая характеристика архитектуры будущего:

Концепт «Шагающий город», 1964 г., арх. - Рон Херрон, творческая группа Аркигрэм

Современные примеры практического воплощения идеи передвижного поселения:

а - авианосец ВМС США, экипаж - до 6000 чел.;

б - круизный лайнер Оазис морей, экипаж - 2200 чел., пассажировместимость - 5400 чел.; в - передвижная платформа пуска космических кораблей

Тенденция к увеличению пространственных масштабов и освоению новых пространств в современных архитектурных прогнозах:

а - примеры прогностических моделей в масштабе здания; б - примеры прогностических моделей в масштабе поселения

Истоки идеи отделения поселения от земли в советской архитектурной школе первой половины ХХ века: а - фрагменты дипломной работы «Летающий город» (ВХУТЕИН, мастерская Н. Ладовского), 1928 г., арх. - Г. Крутиков; б - Дом съездов СССР (ВХУТЕИН, мастерская Н. Ладовского), 1929 г., арх. - И. Иозефович; в - эскизы проекта «Сатурний», 1930 г., арх. - В. Калмыков

б.

Разработка идеи отделения поселения от земли в западной архитектурной школе середины ХХ века: концепт «Девятое облако», 1942 г., арх. - Ричард Бакминстер Фуллер

Космическая урбанистика советских футуристов 1960-1970 гг.:

публикации передового научно-популяроного журнала «Техника молодёжи»

Прогнозируемые орбитальные поселения в работах американских космо-футуристов 1970-х гг.: а - сферические поселения; б - цилиндрические поселения; в - поселения в форме тора

Суперструктуры как одно из основных направлений развития архитектурной среды:

а - Аркология Паоло Солери и его г. Аркозанти (США); б - проект X-Seed 4000 (Япония); в - проект Ultima Tower (США)

Реализация потребности в индикации хода времени:

часы на главных городских площадях

Первые архитектурные концепции, предусматривающие трансформацию:

а - предложение гибкой планировочной структуры (проект Potteries Thinkbelt, арх. - Седрик Прайс, 1964 г.); б - пример адаптивного архитектурного объекта (застройка г. Йокогама, Япония, арх. - Рэм Колхас, 1992 г.).

Развитие архитектурной идеи в процессе её реализации:

проекты от эскиза до воплощения

BMW Welt, Мюнхен (Германия), 2006 г., арх.: Coop Himmelb(l)au

Hydra Pier, Хаарлеммермеер (Нидерланды), 2002 г., арх.: Asymptote

Confluences Museum, Лион (Франция), 2007 г., арх.: Coop Himmelb(l)au

Временные характеристики процесса формирования АО как один из определяющих факторов. Примеры особо длительного формирования:

а - собор Святого Петра, Рим (Италия), xv - xvii вв. Проекты в хронологической последовательности; б - ансамбль площади Сан-Марко, Венеция (Италия) ix - xix вв. Современное состояние

Временные характеристики процесса формирования АО как один из определяющих факторов. Примеры особо короткого периода возведения:

а - католическая часовня Сент-Шапель, 1248 г., Париж (Франция), арх.: Пьер де Монтеро, возведена за 2 года; б - отель The Ark Hotel, 2011 г., провинция Хунань (Китай), проект.-е и стр.-во: Broad Group, возведен за 15 суток

Основные принципы взаимного расположения процессов в пространстве-времени:

а - параллельная компоновка процессов; б - последовательная компоновка процессов

Пространство V

б.

Пространство

V

-----■ -- В В

1 | 1

; ; ;

! ! ! В

с

Хронотопограмма функционирования архитектурного объекта:

на примере однокомнатной квартиры с одним трудоустроенным жильцом (суточный цикл)

Илл.50

Пространство V, м2

Процесс

функционирования

Незадействованная ёмкость

Ёмкость

функциональной ячейки (помещения)

0

Транспортная доступность как определяющий фактор формирования градостроительной структуры.

Карты транспортной доступности лондонской агломерации, используемые риэлторами для ценообразования: а - пространственный (слева) и временной (справа) принципы зонирования городской территории; б - транспортная доступность исторического центра города;

в - транспортная доступность некоторых мест приложения труда в утренний (слева) и вечерний (справа) часы пик

Временная организация эстетической составляющей среды. Сценарный подход в планировании восприятия:

а - в масштабах здания: Еврейский музей в Берлине (Германия), арх. - Д. Либескинд; б - в градостроительных масштабах: Историческая ось в Париже (Франция)

Сценарный подход к проектированию среды как способ реализации авторского замысла. Приёмы работы с архитектурным пространством во временном измерении:

на примере 2 серии к/ф. «Солярис» (1972 г., реж. - А. Тарковский; сцен. - А. Тарковский, Ф. Горенштейн; худ. - М. Ромадин)

Хронотопологический подход к анализу архитектурной среды:

картина расселения (на уровне крупнейших агломераций), дополненная компонентой времени

б.

? 1 II

И

1,1

¡1 ,

II !

Изменяемость архитектурной среды. Бурный рост городских систем: I Илл 55

а - Дубая (ОАЭ); б - Лас Вегаса (США)

б.

Движение в качестве критерия идентификации городских систем:

работа «Городская ДНК» («City DNA»), авт. - Лю Синьцзян

Изменяемость как принцип стилеобразования (на примере метаболизма): I Илл. 57

а - памятники метаболизма;

б - капсульная башня Накагин (Nakagin Capsule Tower) в Токио (Япония), арх. - Кисё Курокава

Время как дифференцирующий принцип в архитектурной среде. Темпоральные качества среды

ИЛЛ. 58 (начало)

№ объекта

1.

2.

3.

Изображение

Название, авторство, расположение

Жилище кочевников

(чум, юрта, шалаш)

Flake House (Дом Хлопья), Olgga Architects, Нант (Франция)

«Mobile smile project»

Ясухиро Ямасита, Япония

Наземные полупереносные легкие жилища из подручных материалов, шалаш и чум конической формы.

Описание

Кочевой дорожный дом, форму которого можно изменять. Позволяет погрузить объект, переехать на другое место, сгрузить, произвольно передвигать на местности.

Мобильный дом для бедствующих. Временная постройка, которая может быть установлена в зоне, незатронутой стихийным бедствием. После восстановления инфраструктуры она ставится на основное место.

конструктивная

А

А

А

г

а>

О)

г

т

функциональная

■■■■ ■■■■

■■■■ ■■■■

■■■■ ■■■■

визуальная

0

О

о

Быстровозо-димость

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.