Феномен неоготики в истории архитектурной культуры и творчество архитектора Огастеса Уэлби Пьюджина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Дегтярев Владислав Владимирович

  • Дегтярев Владислав Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 178
Дегтярев Владислав Владимирович. Феномен неоготики в истории архитектурной культуры и творчество архитектора Огастеса Уэлби Пьюджина: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2021. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дегтярев Владислав Владимирович

Оглавление

Введение

Глава 1. Прошлое как область творчества: к пониманию архитектурной культуры Нового времени

1.1. Историзм, модернизм, постмодернизм: культурные стратегии взаимодействия с прошлым

1.2. Английская архитектура конца XVIII - начала XIX века: философия многостилья 24 Глава 2. Архитектурная культура позднегеоргианской Англии

и готическая традиция

2.1. «Выживание» готики и дискуссии о генезисе

готического возрождения

2.2. Готическое возрождение как форма культурной памяти

2.3. Архитекторы и антикварии: столкновение политик памяти 69 Глава 3. Творческая биография Огастеса Уэлби Пью джина

в контексте архитектурной культуры XIX века

3.1. Архитектурное творчество О. У. Пьюджина: от Вестминстерского дворца до Первой Всемирной выставки

3.2. Трактат Пьюджина «Противопоставления»:

визуальное обоснование неоготического проекта

3.3. Пьюджин о неоготике как христианской архитектуре.

Готический Gesamtkunstwerk

Заключение

Список иллюстраций

Иллюстрации

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен неоготики в истории архитектурной культуры и творчество архитектора Огастеса Уэлби Пьюджина»

Введение

Диссертация посвящена явлению готического возрождения как историко-культурному процессу, значимому и для архитектурной культуры Великобритании, и для истории ее культуры в целом, а также творческому наследию английского архитектора Огастеса Уэлби Пьюджина (1812-1852) и его вкладу в архитектурную культуру середины и второй половины XIX века.

Актуальность темы исследования определяется несколькими позициями.

Во-первых, обращение исследователей к архитектуре историзма середины и второй половины XIX века актуально ввиду параллелей между историзмом и архитектурой конца XX - начала XXI века.

Во-вторых, постановка вопроса о различных стратегиях взаимодействия с прошлым актуальна, поскольку такие стратегии являются одной из составляющих исторического типа культуры в целом и архитектурной культуры в особенности.

В-третьих, актуально применить категорию политики памяти к изучению архитектурной культуры тех периодов, доминантой которых выступало обращение к различным версиям исторического наследия.

В-четвертых, О. У. Пьюджин был одной из ключевых фигур в английской архитектурной культуре XIX века, однако в российской гуманитарной науке не существует работ, посвященных его деятельности.

В-пятых, обращение к английскому движению готического возрождения и к культурно-исторической специфике неоготики как архитектурного стиля актуально для изучения русской неоготики, важного художественного явления российской архитектурной культуры XVIII - начала XIX века.

Объект исследования - архитектурная культура Англии XIX века и творчество Пьюджина, важнейшего представителя готического возрождения.

Предмет исследования - стратегии взаимодействия с прошлым как существенная часть архитектурной культуры, репрезентирующей исторический тип культуры в целом.

Цель исследования - показать уникальность художественного метода Пьюджина в контексте различных стратегий взаимодействия с прошлым, питавших готическое возрождение в архитектурной культуре Англии XIX века.

Заявленная цель и выбранное направление изучения наследия Пьюджина предопределили постановку следующих исследовательских задач:

1. показать, что обращение к прошлому в художественной культуре несет в себе потенциал новаторства, что различные смыслы, вкладываемые в отдаленную историческую эпоху и ее соотношение с настоящим, могут быть показаны на примере архитектурной культуры;

2. показать смену эстетических предпочтений и вызванной ими архитектурной практики в архитектурной культуре Англии конца XVIII - начала XIX века;

3. показать, каким образом шло развитие готического возрождения в архитектуре Англии со второй половины XVII до начала XIX века;

4. продемонстрировать роль готического возрождения в качестве формы культурной памяти, а также инструмента политики памяти в культуре Англии XVII - начала XIX века;

5. предложить интерпретацию деятельности английских антиквариев с точки зрения политики памяти и показать, в чем состояло и как складывалось специфичное для антикварной среды восприятие средневековых памятников;

6. охарактеризовать основные вехи биографии и творческой деятельности Пьюджина;

7. на основании анализа текстов Пьюджина и иллюстративного материала к ним показать задачи и возможности готической архитектуры в преобразовании общества и человека, как они им мыслились;

8. показать логическую связь комплекса идей Пьюджина с концепцией Gesamtkunstwerk и плодотворность анализа идей Пьюджина в этом контексте.

Методологическая основа исследования

Для решения исследовательских задач, поставленных нами в ходе работы над диссертацией, использовались следующие подходы.

Системный подход, предполагающий взаимосвязь духовной, материальной и художественной подсистем исторического типа культуры, способность искусства, в нашем случае - архитектуры и архитектурной мысли - адекватно репрезентировать важнейшие историко-культурные смыслы (М. С. Каган, Л. М. Мосолова, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев).

Культурфилософский подход, связанный с описанием и исследованием типа культуры как единства материальной и духовной составляющей и возможностью выявить механизмы и закономерности, связывающие воедино различные проявления одного типа культуры (М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, А. Я. Гуревич. А. В. Михайлов).

Анализ стратегий апелляции к прошлому ведется с опорой на концепции культурной памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, Ян Ассман, Алейда Ассман) и исторического воображаемого (Х. Уайт, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, Ф. Анкерсмит, П. Хаттон, В. А. Куренной).

Для анализа архитектурных произведений и текстов об архитектуре важны работы Л. И. Таруашвили, В. А. Глазычева, Д. О. Швидковского, А. Г. Раппапорта, И. А. Азизян, И. А. Добрицыной, А. С. Мухина.

Степень разработанности проблемы.

Роль архитектуры и монументальных искусств в механизмах культурной памяти исследована Х. Зедльмайром, Я. Ассманом, К. Шорске, В. С. Турчиным, Г. И. Ревзиным, А. О. Котломановым, Л. В. Никифоровой, О. В. Рябовым, М. Ю. Тимофеевым и рядом других авторов. Однако, насколько нам известно, исследования политик памяти и их влияния на искусство имеют дело либо с авторитарными режимами ХХ века, либо с национальными государствами в период формирования. Связь неоготики с политикой памяти рассматривается исключительно в контексте объединения немецких государств в Германскую империю.

При этом проблема готического возрождения как инструмента политики памяти, сыгравшего важную роль в истории Великобритании в XIX веке, даже не формулируется. Так, например, в знаменитом сборнике «Изобретение традиции» (ред. Э. Хобсбаум) архитектурная проблематика не фигурирует вообще, хотя, как нам представляется, неоготические стилизации XIX века полностью укладываются в концепцию издания, посвященного разговору о традиции, которая создается задним числом, чтобы подчеркнуть связь с какими-либо аспектами национального прошлого.

Проблема историзма культуры в различных ее аспектах стала предметом изучения в работах Х. Уайта, Я. Ассмана, С. Бойм, З. Баумана, П. Хаттона, М. Александера, К. Вагнер, М. Филлипса, Э. О'Хира, Н. Морли, Р. Калассо, В. В. Емельянова и других. Историзму как явлению архитектуры посвящены работы К. Кларка, Н. Певзнера, Г. Хичкока, М. Брайта, С. Мутезиуса, Е. И. Кириченко, Е. А. Борисовой, А. Л. Пунина, В. Г. Лисовского, А. В Иконникова, В. Г. Власова, Д. О. Швидковского, М. В. Нащокиной.

Исследованием неоготики как явления европейской художественной культуры занимались Т. Дэвис, К. Брукс, Т. Даггетт, А. Клэпхем, Г. Колвин, С.

B. Хачатуров, С. Ситар, И. Е. Печёнкин. Неоготике как стилю архитектуры XVII - XIX веков посвящены работы Ч. Истлейка, К. Кларка, Дж. Саммерсона,

C. Лэнга, Т. МакНила, Дж. Уорсли, М. Олдрич, М. Льюиса.

Антикварное движение стало предметом изучения в работах А. Момильяно, К. Гинзбурга, Г. Перри, С. Пигготта, А. Вайна, Е. А. Терентьевой, Ю. Ю. Михайловой.

Архитектурному и литературному творчеству О. У. Пьюджина посвящены работы Р. Хилл, Ф. Стентон, П. Аттербери, Т. Бриттан-Кейтлина, М. Фишера, П. Коннера, Дж. Патрика. О Пьюджине как об авторе полемических сочинений писали Н. Певзнер и Д. Уоткин, причем последний автор предпринял попытку связать тексты Пьюджина с формированием новых представлений о социальной роли архитектуры в культуре модернизма.

Что же касается российских авторов, следует отметить упоминания Пьюджина в работах Д. Е. Аркина, А. В. Иконникова, А. Г. Раппапорта, Л. В. Никифоровой, С. С. Ванеяна, И. Е. Печёнкина.

Положения, выносимые на защиту:

- Под архитектурной культурой можно понимать часть художественной культуры, представляющую собой взаимосвязанный комплекс архитектурных форм и способов их существования (в частности - сохранения и воспроизведения) и интерпретации.

- В архитектурной культуре Нового времени, представленной архитектурными стилями классицизма, историзма, модернизма и постмодернизма, присутствуют различные модели обращения к прошлому. Многостилье - не только период использования архитектурных форм прошлого в различных конфигурациях, но и

период сосуществования и противоборства нескольких моделей обращения к прошлому, различных форм политики памяти в рамках одной архитектурной культуры.

- Неоготика - как наиболее ранний пример сознательного и идеологически окрашенного обращения к прерванной архитектурной традиции - является не только формой разрыва с нормативными эстетическими традициями Раннего Нового времени, но и полем формирования новых типов архитектурной культуры.

- Готическое возрождение в культуре Англии - глубокий и длительный процесс, связанный с различными формами политики памяти и формированием групповой, конфессиональной и национальной идентичности, в хронологические рамки которого укладывается несколько различных типов архитектурной культуры.

- В рамках готического Возрождения происходит переход от идеологически и ценностно окрашенных стратегий взаимодействия с прошлым к идеологически нейтральному набору практических приемов.

- Уникальность творческого метода Пьюджина заключается в формировании комплексного подхода к готике как к универсальному стилю с широким диапазоном функциональных возможностей.

- Отношение Пьюджина к готике, выразившееся в его текстах, можно определить, как пропаганду готики в качестве Gesamtkunstwerk'а в противовес многостилью, происходящему от отсутствия руководящей идеи, объединяющей культуру. Готический проект Пьюджина следует воспринимать не только как архитектурное творчество или социально-художественную утопию, но и как проект всеобщего произведения искусства сопоставимый с вагнеровской парадигмой.

Научная новизна исследования.

1. Впервые предложена хронологическая модель готического возрождения в английской архитектуре в связи с идеологическими и эстетическими предпосылками, определявшими облик данного движения.

2. Впервые в российской гуманитарной мысли творчество О. У. Пьюджина и его эстетическая позиция стали предметом отдельного исследования. Рассмотрены источники формирования взглядов и убеждений О. У. Пьюджина и своеобразие его места в архитектурной культуре XIX века.

3. Впервые произведен анализ двух компонентов трактата Пьюджина «Противопоставления» - текста и набора иллюстраций. Выявлено различие их интеллектуальных программ.

4. Впервые сформулировано несовпадение между намерениями Пьюджина, выводимыми из его текстов и высказываний, и его воздействием на архитектурную культуру его времени и последующего периода. Предложено решение вопроса об эффекте влияния Пьюджина на английскую архитектуру.

5. Впервые выявлена параллель между трактовкой готической архитектуры у Пьюджина и разработанной Р. Вагнером концепцией Gesamtkunstwerk'а.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Предложенная в исследовании модель архитектурной культуры как поля взаимодействия политик памяти может быть использована для исследования иных памятников художественной культуры Нового времени. Выполненный в работе анализ готического проекта Пьюджина может существенно дополнить наши представления об архитектуре XIX века. Он может быть продолжен и распространен на другие явления архитектурной культуры XIX - XX веков.

Практическая значимость диссертационного исследования. Материалы исследования и основные выводы могут быть использованы для обновления содержания курсов культурологии, истории культуры, истории

художественной культуры, методологии изучения культуры, а также для популяризации культурологических исследований в публицистике, просветительской деятельности. Собранный материал может быть использован при чтении междисциплинарных курсов лекций, а также для проведения семинаров, практических занятий, которые объединяют интересы политических наук и культурологии.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях сектора изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств. Основные положения диссертации были представлены в докладах на научных конференциях: «(Авто)биографический миф в литературе и искусстве» (ИМЛИ им. А. М. Горького, 26-27 апреля 2017), «Художник и эмиграция» (РИИИ, 21 марта 2018), «Вещь и контекст» (ЕУСПб, 21-22 апреля 2018) и на круглом столе «Визуальность и осмысление прошлого» (БИКЦИМ б-ки им. В. В. Маяковского, 19 ноября 2020).

ГЛАВА 1. ПРОШЛОЕ КАК ОБЛАСТЬ ТВОРЧЕСТВА: К ПОНИМАНИЮ АРХИТЕКТУРНОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1.1. Историзм, модернизм, постмодернизм: культурные стратегии взаимодействия с прошлым1

Задача данного параграфа - показать, что обращение к прошлому в художественной культуре несет в себе потенциал новаторства, что различные смыслы, вкладываемые в отдаленную историческую эпоху и ее соотношение с настоящим могут быть показаны на примере архитектурной культуры.

Как отмечает Л. М. Мосолова, «прочтение языка архитектурной формы зависит от культурного содержания эпохи, особенностей национальной художественной культуры»2. Это положение относится не только к вновь создаваемым произведениям архитектуры, но и к признанным памятникам прошлых эпох. В этом смысле неизбежным оказывается навязывание или «вчитывание» новых смыслов в уже существующие архитектурные формы.

Использование исторических форм в архитектуре, на наш взгляд, не может быть подведено под какую-то одну всеобъемлющую категорию. Так, классицизм, барокко и различные варианты историзма XIX века могут обращаться к одним и тем же формам, взятым из арсенала греко-римской

1 Материал частично опубликован в: Дегтярев В. В. Аллегория как механизм. Случай Нарбута, случай барокко / Дегтярев В. В. // Неприкосновенный запас. - 2017. - № 3 (113). - С. 294-312, в: Дегтярев В. В. Архитектор Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин и категории «историзма» / В. В. Дегтярев // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15. - № 3. - С. 364373 и в: Дегтярев В. В. Прошлое и настоящее меланхолии / В. В. Дегтярев // Неприкосновенный запас. - 2019. - № 2 (124). - С. 217-229.

2 Мосолова Л. М. Архитектонические искусства. / Л. М. Мосолова. // Л. М. Мосолова и др. Основы теории художественной культуры. - СПб: Лань, 2001. - С. 73.

античности, однако картина мира, которая строится с использованием этих форм, каждый раз оказывается разной3.

Для того, чтобы говорить о стратегиях взаимодействия с прошлым, принятых в культуре того или иного исторического периода, нам следует уточнить понятие архитектурной культуры, поскольку именно она часто выступает проводником таких стратегий.

Наиболее общее определение художественной культуры включает в это понятие как различные формы искусства, так и принятые в обществе способы его функционирования и восприятия4. Очевидно, что архитектурная культура составляет часть художественной культуры. В функциональном смысле она представляет собой взаимосвязанный комплекс архитектурных форм и способов их существования и описания.

С другой стороны, основываясь на идеях М. С. Кагана о языке различных форм искусства, мы можем определить архитектурную культуру и как форму репрезентации мировоззренческих идей той или иной эпохи (или группы) через производство и описание архитектурных форм.

Как писал М. С. Каган, «язык архитектурно-прикладных искусств... призван воплотить общие для больших человеческих масс идеи, настроения, душевные состояния»5. Но, поскольку архитектонические искусства (в т. ч. архитектура) передают упомянутые надындивидуальные идеи и состояния косвенным, ассоциативным путем6, то способы описания (в т. ч. истолкования) архитектурных форм в отдельные эпохи могут приобретать большое значение.

3 См.: ТаруашвилиЛ. И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы: К вопросу о культурно-исторических предпосылках ордерного зодчества. / Л. И. Таруашвили. - М.: «Языки русской культуры», 1998. - 376 с.

4 См.: Флиер А. Я. Художественная культура. / А. Я. Флиер. // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. II. - СПб: Университетская книга, 1998. - С. 338-340.

5 КаганМ. С. Морфология искусства. / М. С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. - С. 371.

6 Мосолова. Указ. соч. С. 61.

Способы описания архитектурных форм подразумевают, как нам представляется, не только и не столько профессиональную художественную критику или работы по теоретической эстетике, но и весь корпус текстов данной эпохи (в т. ч. художественных), выносящих какие-либо оценочные суждения по поводу произведений архитектуры, как новых, так и старых. Важная роль в этом корпусе текстов принадлежит историографическим и антикварным сочинениям, демонстрирующим взгляды соответствующей эпохи или группы на архитектурное наследие.

Одним из важных аспектов архитектурной культуры можно считать ее отношение к прошлому, точнее - к архитектурным формам прошлого, через описание и / или воспроизведение которых действуют механизмы культурной памяти. Архитектурные формы XIX-ХХ веков в самом общем спрямленном виде можно представить в виде последовательности классицизма, историзма, модернизма, постмодернизма. Попробуем сопоставить отношение к прошлому в классицизме и историзме.

Немецкий филолог-арабист Густав Эрнест фон Грюнебаум в статье «О понятии и значении классицизма в культуре»7 делает попытку определить классицизм как сочетание следующих признаков:

«1) прошлая (или чуждая) фаза развития культуры признается полной и совершенной реализацией человеческих возможностей;

2) эта реализация усваивается как законное наследие или достояние;

3) допускается, что облик настоящего может быть изменен по образцу прошлого или чуждого идеала и

4) чаяния (КиИитоПеп), характерные для прошлой или же чуждой культуры, принимаются как образцовые и обязательные для настоящего»8.

7 Грюнебаум Г. Э. фон. О понятии и значении классицизма в культуре. / Г. Э. фон Грюнебаум. // Грюнебаум Г. Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. -М.: Наука, 1981. - С. 192-216.

8 Там же. С. 192.

В нашем понимании такое описание (когда чуждая или прошлая культура воспринимается как высшее проявление человеческого духа и поэтому становится образцом для подражания, не переставая при этом быть чуждой и прошлой) соответствует не классицизму, но историзму. Классицизм не знает ни истории в понимании XIX-XX веков, ни понятия множественных и равнозначных «культур», он оперирует дихотомией «тогда и сейчас» и апеллирует к античности как к Золотому веку.

На наш взгляд9, в анализе Грюнебаума смешиваются три различных явления:

1. Классицизм, активно изменяющий мир, но во имя идеала, находящегося вне исторического контекста, а не прошедшей культуры.

2. Историзм, имеющий дело как раз с прошедшими культурами, но не претендующий на тотальное преобразование мира по образу и подобию какой-либо из них.

3. Антикварная традиция, имеющая дело с неким предыдущим (или «пред-предыдущим») состоянием своей культуры и стремящаяся (в отдельных случаях) его восстановить. В качестве технического термина для ее обозначения можно использовать слово «пассеизм».

Поясню каждое из этих понятий.

Архитектурная культура классицизма понимала обращение к греко-римской архитектуре как к единственной героической эпохе. Воспроизведение форм этой эпохи в настоящем означает не стремление воссоздать ее во всей полноте, но лишь признание наивысшего совершенства ее эстетики. Отсюда происходит отмечавшаяся многими лабильность

9 Дегтярев В. В. Архитектор Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин и категории «историзма» / В. В. Дегтярев // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15. - № 3. - С. 364-373.

содержания классицизма: в XVIII - начале XIX века античные формы были свободны от прямых ассоциаций со злободневными политическими идеями.

Античные формы для классицизма представляют собой механизмы памяти, но эта память в нашем понимании принципиально не- или, точнее, внеисторична, поскольку речь идет о соотнесении себя с вечным образцом без потери собственной индивидуальности. Хотя временной (и культурный) разрыв между «здесь» и «там» делается постоянным предметом рефлексии, никаких попыток устранить этот разрыв не предпринимается. Не предполагается и истории как процесса направленных изменений культурных форм вообще и архитектурных форм в частности. Идею же смены парадигм (античность - средневековье - ренессанс) можно соотнести с представлением о мифическом золотом веке и сменяющих друг друга периодах все большего упадка, восходящим к описанию первых поколений людей в поэме Гесиода «Труды и дни».

Если классицизм стремится соотнестись с образцом, то историзм пытается с ним отождествиться. Предполагается, что история (под которой понимается привычная нам концепция последовательных взаимосвязанных изменений культуры) в определенный момент повернула в ложном направлении, следует вернуться в точку развилки и выбрать другое направление. При этом все то, что в реальности происходило после избранного нами момента, мыслится несуществующим.

Следует отметить, что историзм в архитектурной культуре, занятый воссозданием исторических форм, не тождествен историософскому и культурологическому понятию историзма, которое зарождается в конце XVIII века в трудах Иоганна-Готфрида Гердера10 и Джамбаттисты Вико11 и

10 Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. / Иоганн Готфрид Гердер. - М.: Наука, 1977. - 704 с.

11 Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. / Джамбаттиста Вико. - М.Киев: «КЕЕЬ-Ьоок»-«ИСА», 1994. - 656 с.

окончательно оформляется в начале ХХ века у Ф. Мейнеке12 и Э. Трёльча13. Этот историзм предполагает, что каждая историческая эпоха специфична и неповторима и что существуют объективные законы истории, которые и сообщают каждому периоду его неповторимые особенности.

По словам Патрика Хаттона, такой историзм «был основан на предположении, что человечество, когда-то получившее определенный опыт, может вновь его воссоздать. Задача историков, как предполагалось доктриной, в том, чтобы вновь проникнуть в сознание исторических деятелей, каким бы странным и чуждым оно ни было бы. На самом деле сторонники [историзма] призывали историков воссоздать историческое воображение. Их целью стало стремление воспроизвести мир в памяти так, как он когда-то воспринимался. [...] Некоторые из них (особенно из числа историков-романтиков начала девятнадцатого столетия) ставили ударение на моменте повторения. Они верили, что задача историков состоит в том, чтобы воскресить ментальность прошлого, в буквальном смысле утвердить традицию, оживив ее образы вновь»14.

Мы попытаемся связать философский историзм с историзмом в архитектуре, выделив их общие предпосылки.

Под историзмом как формой архитектурной культуры мы понимаем попытки архитекторов и эстетиков XIX века встроить современность (их «современность») в последовательность исторических стилей, точнее -разработать для XIX столетия современный стиль, равнозначный по своим

12 Мейнеке Ф. Возникновение историзма. / Фридрих Мейнеке. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 480 с.

13 Трёльч Э. Историзм и его проблемы. / Эрнст Трёльч. - М.: Юрист, 1994. - 719 с.

14Хаттон П. История как искусство памяти. / П. Хаттон. - СПб.: «Владимир Даль», 2003. - 424 с.

художественным качествам и некоей психологической достоверности всем стилям прошлых эпох15.

Как нам представляется, убеждение людей XIX столетия в необходимости такой работы было основано на представлении о законах истории, которые, в частности, предполагают, что каждая состоявшаяся историческая эпоха должна иметь свое визуальное проявление, свое лицо, в виде отчетливо выраженного стиля искусства. Критикой философского историзма (ставшего в русском переводе «историцизмом») как представления о жестко заданных законах истории мы обязаны Карлу Попперу, но пересказывать содержание его «Нищеты историцизма» 16 здесь было бы излишне. Дэвид Уоткин в книге «Мораль и архитектура»17, опираясь на идеи Поппера, не только защищает автономию архитектуры, но и детально разбирает аргументы теоретиков (правда, преимущественно англоязычных), склонных видеть в ней индикатор состояния общественных институтов или строительных технологий.

Художественный или, говоря более определенно, архитектурный историзм XIX века исходил из необходимости существования художественного стиля, адекватного современности (т. е. отражающего состояние общества, его мировоззрение и степень технического развития), чтобы XIX век мог безболезненно встроиться в последовательность исторических стилей. Характерное для того времени историцистское сознание, предполагающее существование обширного набора исторических закономерностей предполагает также, что каждой эпохе должен соответствовать набор специфических художественных форм - и оно

15 См.: BrightM. Cities Built to Music: Aesthetic Theories of the Victorian Gothic Revival. / Michael Bright. - Columbus: Ohio state univ. press, 1984. - 310 c.

16 Поппер К. Нищета историцизма. / Карл Поппер. - М.: Прогресс. VIA, 1993. - 185 с.

17 Watkin D. Morality and Architecture. / David Watkin. - Chicago and London: Chicago univ. press, 1984. - 126 c.

поступает таким образом лишь потому, что наблюдает такое явление в прошлом и экстраполирует его на настоящее.

Историзм, оперирующий множеством равноправных образцов, ищет не идеального, но комплементарного своим настроениям или настроениям момента. Сама множественность доступных исторических моделей (равно достоверных и точно датированных) делает их равнозначными и не дает возможности предпочесть одну другой иначе, нежели из чисто практических соображений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дегтярев Владислав Владимирович, 2021 год

Список литературы

1. Амброс А. Границы музыки и поэзии: Этюд из обл. муз. эстетики / [Соч.] Августа Вильгельма Амброса. - СПб.; М.; СПб.: В. Бессель и К°,1889. - [4], VIII, 144 с.

2. Аркин Д. Е. Рождение и гибель Хрустального дворца. / Д. Е. Аркин. // Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М.: Искусство, 1990. - С. 226-240.

3. Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима модерна. / Алейда Ассман. - М.: Новое литературное обозрение, 2017. - 272 с.

4. Бауман З. Ретротопия. / Зигмунт Бауман. - М.: ВЦИОМ, 2019. - 160 с.

5. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. / Эдмунд Бёрк. - М.: Искусство, 1979. - 237 с.

6. Блинова Е. К. Модель семантического архитектурного пространства как инструмент оценки образов ордерных ансамблей. / Е. К. Блинова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. -

№ 1. - С. 229-237.

7. Бойм С. Будущее ностальгии. / Светлана Бойм. - М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 680 с.

8. Вагнер Р. Произведение искусства будущего. / Рихард Вагнер. // Вагнер Р. Избранные работы. - М.: Искусство, 1978. - С. 142-261.

9. Ванеян С. Пьюджин или христианское совершенство архитектуры. / Стефан Ванеян. // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2012. - Вып. 1 (7). - С. 121-126.

10. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. / Джамбаттиста Вико. - М.-Киев: «REFL-book»-«MCA», 1994. - 656 с.

11. Виоле-ле-Дюк Э.Э. Русское искусство, его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность / Соч. Е. Виолле-ле-Дюк. -М.: Худож.-пром. музеум, 1879. - [8], VIII, 319 с.

12. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. / Иоганн Готфрид Гердер. - М.: Наука, 1977. - 704 с.

13. Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. / Н. В. Гоголь. // Гоголь Н. В. Собр. Соч. в 7 т. - Т. 6. - М.: Художественная литература, 1978. - C. 69-87.

14. Грюнебаум Г. Э. фон. О понятии и значении классицизма в культуре. / Г. Э. фон Грюнебаум. // Грюнебаум Г. Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М.: Наука, 1981. - С. 192-216.

15. Дегтярев В. В. Пьюджин или загадочная банальность / В. В. Дегтярев // Неприкосновенный запас. - 2017. - № 1 (111). - С. 226-248.

16. Дегтярев В. В. Аллегория как механизм. Случай Нарбута, случай барокко / Дегтярев В. В. // Неприкосновенный запас. - 2017. - № 3 (113). - С. 294-312. (0,8 п. л.).

17. Дегтярев В. В. Архитектор Огастес Уэлби Пьюджин и антикварная традиция / В. В. Дегтярев // Обсерватория культуры. - 2017. - Т. 14. - № 4. -С. 445-451.

18. Дегтярев В. В. Архитектор Огастес Уэлби Пьюджин и готика как неостиль / В. В. Дегтярев // Культура и искусство. - 2018. - № 4. - С. 8-16. -Режим доступа: https://nbpublish.com/camag/contents_2018_4.html#25654

19. Дегтярев В. В. Готическое возрождение и готика как прием / В. В. Дегтярев // Артикульт. - 2018. - № 2 (30). - С. 136-143. - Режим доступа:

http://articult.rsuh.ru/articult-30-2-2018/агйсиИ-30-2-2018-ёе^агеу^р (Дата обращения - 19. 02. 2021).

20. Дегтярев В. В. Архитектор Огастес Уэлби Нортмор Пьюджин и категории «историзма» / В. В. Дегтярев // Обсерватория культуры. - 2018. -Т. 15. - № 3. - С. 364-373.

21. Дегтярев В. В. Прошлое как область творчества. / Владислав Дегтярев. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 224 с.

22. Дегтярев В. В. Готическое возрождение и возможность «выживания» готики / В. В. Дегтярев // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15. - № 5. - С. 576-583.

23. Дегтярев В. В. Прошлое и настоящее меланхолии / В. В. Дегтярев // Неприкосновенный запас. - 2019. - № 2 (124). - С. 217-229.

24. Дегтярев В. В. Концепция Gesamtkunstwerk в архитектуре и архитектор О. У. Пьюджин / В. В. Дегтярев // Художественная культура. - 2019. - №4. -С. 254-275.

25. Дегтярев В. В. Память и забвение руин. / В. В. Дегтярев // Неприкосновенный запас. - 2020. - № 4 (132). - С. 203-218.

26. Зедльмайр Х. Утрата середины. / Ханс Зедльмайр. - М.: прогресс-Традиция; Издательский дом «Территория будущего», 2008. - 640 с.

27. КаганМ. С. Морфология искусства. / М. С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

28. Кайуа Р. Игры и люди. Маска и головокружение. / Роже Кайуа. // Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. - М.: ОГИ, 2007. - С. 31-205.

29. Корнель П. Избранные трагедии. / Пьер Корнель. - М.: Гослитиздат, 1956. - XXXII, 352 с.

30. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. / Фридрих Мейнеке. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 480 с.

31. Митина Е. Ю. Национальные мифы и национальная история в «Британии» Уильяма Кэмдена. / Е. Ю. Митина. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 2. - 2007. - Вып. 3. - С. 156-164.

32. Михайлова Ю. Ю. Готическое возрождение в архитектуре Англии ХУШ-Х1Х вв. / Ю. Ю. Михайлова. // Вестник СПбГУКИ. - 2014. - № 4 (21).

- С. 85-89.

33. Михайлова Ю. Ю. Антикварианизм в контексте готического возрождения в Англии XVIII века. / Ю. Ю. Михайлова // Вестник СПбГУКИ.

- 2015. - № 4 (25). - С. 172-175.

34. Михайлова Ю. Ю. Деятельность Общества антиквариев Лондона в контексте английской реставрационной практики XVIII века. / Ю. Ю. Михайлова // Вестник СПбГУКИ. - 2016. - № 1 (26). - С. 169-172.

35. Михайловский Е. В. Архитектура Англии XVII - начала XIX в. Е. В. Михайловский. // Всеобщая история архитектуры. Т. 7. -- М. 1969. - С. 406439.

36. Мосолова Л. М. Архитектонические искусства. / Л. М. Мосолова. // Л. М. Мосолова и др. Основы теории художественной культуры. - СПб: Лань, 2001. - С. 64-77.

37. Мухин А. С. Архитектура и архетип. / А. С. Мухин. - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2013. - 307 с.

38. Нестеров А. Символическая политика: сэр Генри Ли и контексты елизаветинской эпохи. / Антон Нестеров. // Нестеров А. Колесо Фортуны.

Репрезентация человека и мира в английской культуре Нового времени. - М.: Прогресс-традиция, 2015. - С. 237-277.

39. Никифорова Л. В. Убежище мудрой девы: Китайский дворец в Ораниенбауме и мифологема обретения трона / Л. В. Никифорова. // Родина.

- 2010. - № 2. - С. 134-136.

40. Никифорова Л. В. Чертоги власти: дворец в пространстве культуры. / Л.

B. Никифорова. - СПб.: «Искусство-СПб», 2011. - 703 с.

41. Печёнкин И. Е. Апология сложности: Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк и морфология архитектуры XIX столетия / И. Е. Печёнкин. // Опыт естествознания и эволюция жанровых форм в истории искусства. - М: Российский государственный гуманитарный университет, 2017. - С. 95-103.

42. Пилявский В. И. и др. История русской архитектуры. / В. И. Пилявский и др. - СПб.: Стройиздат, 1994. - 600 с.

43. Поппер К. Нищета историцизма. / Карл Поппер. - М.: Прогресс. VIA, 1993. - 185 с.

44. Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. / А. Л. Пунин.

- Л.: Лениздат, 1990. - 351 с.

45. Пьюджин О. У. Истинные принципы остроконечной или христианской архитектуры. / Огастес Уэлби Пьюджин. // Вестник ПСТГУ. - Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2012. - Вып. 1 (7). -

C. 126-170.

46. Раппапорт А. Дух времени и архитектура XIX века. / Александр Раппапорт. // Очерки истории теории архитектуры Нового и Новейшего времени. - СПб: Коло, 2009. - C. 135-189.

47. Таруашвили Л. И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы: К вопросу о культурно-исторических предпосылках

ордерного зодчества. / Л. И. Таруашвили. - М.: «Языки русской культуры», 1998. - 376 с.

48. Терентъева Е. А. Рассуждение о методе Уильяма Кэмдена / Е. А. Терентьева. // Диалог со временем. - 2015. - № 51. - С. 300-309.

49. Трёлъч Э. Историзм и его проблемы. / Эрнст Трёльч. - М.: Юрист, 1994.

- 719 с.

50. Флиер А. Я. Художественная культура. / А. Я. Флиер. // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. II. - СПб: Университетская книга, 1998. - С. 338340.

51. Хаттон П. История как искусство памяти. / П. Хаттон. - СПб. : «Владимир Даль», 2003. - 424 с.

52. Швидковский Д. Классика и готика: оксфордские превращения XVII и XVIII веков. / Дмитрий Швидковский. // Проект классика. - V. MMII. -Режим доступа: http://projectclassica.ru/travel/05_2002/05_01b_travel.htm

53. Юм Д. О норме вкуса. / Давид Юм. // Юм Д. Сочинения в 2 томах. Т. 2.

- М.: Мысль, 1996. - С. 622-642.

54. Addison A. Romanticism and the Gothic Revival. / Agnes Addison. - N.Y.: Gordian Press, 1967. - VIII, 187 c.

55. A Description of the Villa of Horace Walpole, youngest Son of Sir Robert Walpole Earl of Orford, at Strawberry-Hill, near Twickenham. - Strawberry-Hill: Thomas Kirgate, 1774. - 158 c.

56. Aldrich M. Gothic revival / Megan Aldrich. - London: Phaidon, 1999. - 240 с.

57. Alexander M. Medievalism: the Middle Ages in modern England / Michael Alexander. - New Haven; London: Yale univ. press, 2007. - XXVIII, 306 c.

58. Baridon M. Ruins as a Mental Construct. / Michel Baridon. // The Journal of Garden History. - 1985. - Vol. 5. - No. 1. - P. 84-96.

59. Bradley S. The Englishness of Gothic: Theories and Interpretations from William Gilpin to J. H. Parker. / Simon Bradley. // Architectural History. - 2002. -Vol. 45. - P. 325-346.

60. Bright M. Cities Built to Music: Aesthetic Theories of the Victorian Gothic Revival. / Michael Bright. - Columbus: Ohio state univ. press, 1984. - 310 c.

61. Britton J. The architectural antiquities of Great Britain, represented and illustrated in a series of views, elevations, plans, sections, and details, of various ancient English edifices: with historical and descriptive accounts of each. Vol. 1. / by John Britton. - London: Longman, Hurst, Rees, and Orme, 1807. - 326 c.

62. Broadway J. Symbolic and Self-Consciously Antiquarian: The Elizabethan and Early Stuart Gentry's Use of the Past. / Jan Broadway. // Huntington Library Quarterly. - 2013. - Vol. 76. - No. 4. - P. 541-558.

63. Brooks C. The Gothic Revival. / Chris Brooks. - London: Phaidon, 1999. -447 c.

64. Bullen J. B. Ruskin and the tradition of Renaissance historiography. / J. B. Bullen. // Wheeler M., Whiteley N. (eds.). The Lamp of Memory: Ruskin, Tradition and Architecture. - Manchester - N. Y.: Manchester univ. press, 1992. -P. 54-76.

65. Calasso R. La Folie Baudelaire. / Roberto Calasso. - N.Y.: Farrar, Straus & Giroux, 2012. - 352 c.

66. Chambers W. A treatise on the decorative part of civil architecture. / by William Chambers. - London: Lockwood and Co., 1862. - 336 c.

67. Chambers W. A dissertation on oriental gardening. / by William Chambers. - London: W. Griffin, 1773. - 163 c.

68. Clark K. The Gothic Revival. / Kenneth Clark. - N. Y., Evanston, San Francisco, London: Harper & Row, 1974. - 235 c.

69. Clapham A. The Survival of Gothic in Seventeenth-Century England. / Alfred William Clapham. // The Archeological Journal. - 1952. - Vol. 106. Supplement. - P. 4-9.

70. Colvin H. Gothic Survival and Gothick Revival. / Howard Colvin. // Colvin H. Essays in English Architecture. - New Haven - London: Yale University Press, 1999. - P. 217-244.

71. Conner P. Pugin and Ruskin. / Patrick R. M. Conner. // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. - 1978. - Vol. 41. - P. 344-350.

72. Crook J. M. The dilemma of style: Architectural ideas from the picturesque to the post-modern / J. Mordaunt Crook. - Chicago: Univ. of Chicago press, 1987. - 348 c.

73. Douglas D. Ch. English scholars / By David C. Douglas. - London: J. Cape, 1939. - 381 c.

74. Dugdale W. Monasticon Anglicanum, or, The history of the ancient abbies, and other monasteries, hospitals, cathedral and collegiate churches in England and Wales. With divers French, Irish, and Scotch monasteries formerly relating to England. / by William Dugdale. - London: Sam Keble; Hen. Rhodes, 1693. - 400 c.

75. Eastlake C. History of the Gothic Revival. / by Charles L. Eastlake. -London: Longmans, Green and Co., 1872. - 427 c.

76. Evelyn J. An Account of Architects and Architecture. / [John Evelyn] // The miscellaneous writings of John Evelyn. - London: Henry Colburn, 1825. - P. 349424.

77. [Evelyn J.] The diary of John Evelyn. Vol. 2. - London - N. Y.: Macmillan and Co., 1906. - 420 c.

78. Ferrey B. Recollections of A. N. Welby Pugin and his father, Augustus Pugin; with notices of their works. / by Benjamin Ferrey. - London: Edward Stanford, 1861. - 473 c.

79. Frankl P. The Gothic. Literary Sources and Interpretations through Eight Centuries. / Paul Frankl. - Princeton: University press, 1960. - 916 c.

80. Frew J. An Aspect of the Early Gothic Revival: The Transformation of Medievalist Research, 1770-1800. / John Frew. // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. - 1980. - Vol. 43. - P. 174-185.

81. Frew J. Richard Gough, James Wyatt, and Late 18th-Century Preservation. / John Frew. // Journal of the Society of Architectural Historians. - 1979. - Vol. 38. - No. 4. - P. 366-374.

82. Gandy J. Designs for Cottages, Cottage Farms and other Rural Buildings. / by Joseph Gandy. - London: John Harding, 1805. - 134 c.

83. Gandy J. The Rural Architect. / by Joseph Gandy. - London: John Harding, 1805. - 124 c.

84. Gilpin W. Essay I. On picturesque beauty. / by William Gilpin. // Gilpin W. Three essays: on picturesque beauty; on picturesque travel; and on sketching landscape. - London: T. Cadell and W. Davies, 1808. - P. 3-33.

85. Girouard M. Elizabethan Architecture and the Gothic Tradition. / Mark Girouard. // Architectural History. - 1963. - Vol. 6. - P. 23-39.

86. Hill R. Antiquaries in the Age of Romanticism: 1789-1851. PhD Thesis. / Rosemary Hill. - London, 2011. - Режим доступа:

https://qmro.qmul.ac.uk/xmlui/bitstream/handle/123456789/2680/HILLAntiquarie s2011.pdf

87. Hill R. God's Architect. Pugin and the Building of Romantic Britain. / Rosemary Hill. - London: Allen Lane, 2007. - 602 c.

88. Hill R. Pugin and Ruskin. / Rosemary Hill. // The British Art Journal. -2001. - Vol. 2. - No. 3. - P. 39-45.

89. Hill R. Pugin, God's Architect. / Rosemary Hill. // The Guardian. - 2012. -February 24th - Режим доступа:

https://www.theguardian.com/books/2012/feb/24/pugin-gothic-architect.

90. HitchcockH.-R. Early Victorian Architecture in Britain. Vol. 2 (illustrations). / by Henry-Russell Hitchcock. - New Haven: Yale univ. press, 1954. - XXXII, 200 c.

91. Holliday K. Beginnings and Endings: Phoebe Stanton on Pugin's Contrasts. / Kathryn E. Holliday. // Journal of Architectural Education. - 2012. - Vol. 66. -No. 1. - P. 128-137.

92. Jencks C. What is Post-Modernism? / Charles Jencks. - London: Academy Editions, 1996. - 80 c.

93. Jones I. The most notable Antiquity of Great Britain, vulgarly called Stone-Heng on Salisbury Plain. / by Inigo Jones. - London: James Flesher, 1655. - 110 c.

94. Kimball F. Romantic Classicism in Architecture. / Fiske Kimball. // Gazette des beaux-arts. - Series 6. - 1944. - Vol. XXV. - P. 95-112.

95. Lang S. The Principles of the Gothic Revival in England. / S. Lang. // Journal of the Society of Architectural Historians. - 1966. - Vol. 25. - No. 4. - P. 240-267.

96. Langley B., Langley T. Gothic Architecture, improved by Rules and Proportions. / by B. & T. Langley - London: John Millan, 1747. - 148 c.

97. Le Corbusier. Towards a New Architecture. / Le Corbusier. - N.Y.: Dover Publications, 1985. - 289 c.

98. Lewis M. The Gothic Revival. / Michael J. Lewis. - London: Thames and Hudson, 2002. - 208 c.

99. Lukacher B. Joseph Gandy: An Architectural Visionary in Georgian England. / Brian Lukacher. - London: Thames and Hudson, 2006. - 224 c.

100. Macaulay J. The Gothic Revival. / James Macaulay. - Glasgow-London: Blackie, 1975. - 451 c.

101. McKendry J. The Attitude of John Nash toward the Gothic Revival Style. / Jennifer McKendry. // Journal of the Society of Architectural Historians. - 1988. -Vol. 47. - No. 3. - P. 295-296.

102. McNeill T. Propaganda in Stone: Medieval Style in 17th Century Anglican Churches. / Tom McNeill. // Archaeological Journal. - 2018. - Vol. 175. - No. 2. -P. 362-381.

103. Milner J. A Treatise on Ecclesiastical Architecture of England, during the Middle Ages. / by John Milner. - London: J. Taylor, 1811. - 135 c.

104. Moller G. An Essay on the Origin and Progress of Gothic Architecture, traced in and deduced from the Ancient Edifices of Germany, with references to those of England, etc. from the Eighth to the Sixteenth Centuries. / by George Moller. - London: Priestley and Weale, 1824. - 141 c.

105. Momigliano A. Ancient History and the Antiquarian. / Arnaldo Momigliano. // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. - 1950. - Vol. 13. - No. 3-4. -P. 285-315.

106. Morley N. Decadence as a Theory of History. / Neville Morley. // New Literary History. - 2004. - Vol. 35. - No. 4. - P. 573-585.

107. O 'Hear A. Historicism and Architectural Knowledge. / Anthony O'Hear. // Philosophy. - 1993. - Vol. 68. - No. 264. - P. 127-144.

108. Parry G. The trophies of time: English antiquarians of the seventeenth century / Graham Parry. - Oxford; New York: Oxford univ. press, 2007. - X, 382 c.

109. Patrick J. Newman, Pugin, and Gothic. / James Patrick. // Victorian Studies. - 1981. - Vol. 24. - No. 2. - P. 185-207.

110. Payne Knight R. An Analytical Inquiry into the Principles of Taste. / by Richard Payne Knight. - London: Luke Hansard, 1806. - 504 c.

111. Pevsner N. An outline of European architecture / Nikolaus Pevsner. -Harmondsworth (Mx.): Penguin books, 1990. - 496 c.

112. Pevsner N. Ruskin and Viollet-le-Duc. Englishness and Frenchness in the Appreciation of Gothic Architecture. / Nikolaus Pevsner. - London: Thames and Hudson, 1969. - 48 c.

113. Pevsner N. Richard Payne Knight. / Nikolaus Pevsner. // The Art Bulletin. -1949. - Vol. 31. - No. 4. - P. 293-320.

114. Pevsner N. Some Architectural Writers of the Nineteenth Century. / Nikolaus Pevsner. - Oxford: Clarendon Press, 1972. - VII, 338 c.

115. Phillips M. On Historical Distance. / Mark Salber Phillips. - New Haven-London: Yale univ. press, 2013. - 312 c.

116. Piggott S. Ruins in a landscape: Essays in antiquarianism / Stuart Piggott. -Edinburgh: Univ. press, 1976. - VIII, 212 c.

117. Pugin A. C. Specimens of Gothic architecture; selected from various Antient edifices in England: consisting of Plans, Elevations, Sections and Parts at large; calculated to exemplify the various Styles, and the Practical Construction of this Class of Admired Architecture. Vol. 1. / by A. Pugin. - London: J. Taylor, 1821. -194 c.

118. Pugin A. C., Willson E. J. Specimens of Gothic Architecture; selected from various Antient Edifices in England: consisting of Plans, Elevations, Sections and Parts at large; calculated to exemplify the various Styles, and the Practical Construction of this Admired Class of Architecture. Vol. 1. / by Augustus Pugin, E. J. Willson. - London: M. A. Nattali, 1825. - 312 c.

119. Pugin A., Pugin A. W., Willson E. J. Examples of Gothic architecture: selected from various Antient edifices in England: consisting of Plans, Elevations, Sections and Parts at large; calculated to exemplify the various Styles, and the Practical Construction of this Admired Class of Architecture. Vol. 2. / by A. Pugin and A. W. Pugin, E. J. Willson. - London: Henry G. Bohn, 1839. - 246 c.

120. Pugin A. W. Contrasts, or: a Parallel between the noble edifices of the XIVth and XVth centuries, and similar buildings of the present day; shewing the present decay of taste. / by A. Welby Pugin. - London: Printed for the author, 1836. - 120 c.

121. Pugin A. W. Contrasts, or: a Parallel between the noble edifices of the Middle Ages, and corresponding buildings of the present day; shewing the present decay of taste. / by A. Welby Pugin. - London: Charles Dolman, 1841. - 194 c.

122. Pugin A. W. The True Principles of Pointed or Christian Architecture: set forth in two lectures delivered at St. Marie's, Oscott. / by A. Welby Pugin. -London: J. Weale, 1841. - 67 c.

123. Pugin A. W. N. An apology for the revival of Christian architecture in England / By A. Welby Pugin. - London: J. Weale, 1843. - [8], 53 c.

124. Repton H. Sketches and Hints on Landscape Gardening: Collected from Designs and Observations Now in the Possession of the Different Noblemen and Gentlemen, for Whose Use They Were Originally Made. / by H. Repton. -London: W. Bulmer and Co, 1794. - 83 c.

125. Repton H. Fragments on the Theory and Practice of Landscape Gardening. Including some Remarks on Grecian and Gothic Architecture. / by H. Repton. -London: T. Bensley and son, 1816. - 374 c.

126. Roberts D. The Total Work of Art in European Modernism. / David Roberts.

- Ithaca: Cornell univ. press, 2011. - 292 c.

127. Roberts H. For the King's Pleasure: The Furnishing and Decoration of George IV's Apartments at Windsor Castle. / Hugh Roberts. - London: Royal Collection Trust, 2010. - 464 c.

128. Rorabaugh W. J. Politics and the Architectural Competition for the Houses of Parliament, 1834-1837. / W. J. Rorabaugh. // Victorian Studies. - 1973. - Vol. 17. - No. 2. - P. 155-175.

129. Ruskin J. The Stones of Venice. Vol. I. The Foundations. / by John Ruskin.

- London: Smith, Elder and Co, 1851. - XVI, 413 c.

130. Rutter J. A Description of Fonthill Abbey and Demesne, in the County of Wilts; including a list of its Paintings, Cabinets, & c. / by John Rutter. -Shaftesbury: J. Rutter, 1822. - 74 c.

131. Rykwert J. On Adam's House in Paradise. The Idea of the Primitive Hut in Architectural History. / Joseph Rykwert. - N.Y.; The Museum of Modern Art, 1972. - 223 c.

132. Spelman H. The history and fate of sacrilege, discover'd by examples of Scripture, of heathens, and of Christians; from the beginning of the world, continually to this day. / by Sir Henry Spelman. - London: Joseph Masters, 1853. -371 c.

133. Spencer-Silver P. Pugin's Builder: Life and Work of George Myers. / Patricia Spencer-Silver. - Hull: Univ. of Hull press, 1993. - 294 c.

134. Stanton P. Pugin. / Phoebe Stanton. - N. Y.: The Viking Press, 1972. - 216 c.

135. Stanton P. Pugin: Principles of Design versus Revivalism. / Phoebe Stanton. // Journal of the Society of Architectural Historians. - 1954. - Vol. 13. - No. 3. -P. 20-25.

136. Summerson J. The Vision of J.M. Gandy. / John Summerson. // Summerson J. Heavenly Mansions and other Essays on Architecture. - N.Y. - London: W. W. Norton & Company, 1998. - P. 111-134.

137. Sweet R. Antiquaries and Antiquities in Eighteenth-Century England. / Rosemary Sweet. // Eighteenth-Century Studies. - 2001. - Vol. 34. - No. 2. - P. 181-206.

138. TownshendD. Architecture and the Romance of Gothic Remains: John Carter and The Gentleman's Magazine, 1797-1817. / Dale Townshend. // Piatti-Farnell L., Beville M. (eds.). The Gothic and the Everyday. Living Gothic. -London: Palgrave Macmillan, 2014. - P. 173-194.

139. The microcosm of London; or, London in miniature. Vol. 1. - London: R. Ackermann, 1808. - IV, 231 c.

140. Trappes-Lomax M. Pugin, a Mediaeval Victorian. / Michael Trappes-Lomax. - London: Sheed & Ward, 1932. - 358 c.

141. Turner O. H. "The Windows of this Church are of several Fashions": Architectural Form and Historical Method in John Aubrey's "Chronologia Architectonica" / O. H. Turner. // Architectural History. - 2011. - Vol. 54. - P. 171-193.

142. Venturi R. Complexity and Contradictions in Architecture. / Robert Venturi.

- N. Y.: Harry N. Abrams, 1992. - 136 c.

143. Vine A. In Defiance of Time. Antiquarian Writing in Early Modern England. / Angus Vine. Oxford - N. Y.: Oxford univ. press, 2010. - 244 c.

144. Wagner C. "Standing Proof of the Degeneracy of Modern Times": Architecture, Society, and the Medievalism of A. W. N. Pugin. / Corinna Wagner. // Palmgren J., Holloway L. (eds.). Beyond Arthurian romances: the reach of Victorian medievalism. - N. Y.: Palgrave Macmillan, 2005. - P. 9-37.

145. Walpole H. Anecdotes of Painting in England. Vol. 1. / by Horace Walpole.

- Strawberry-Hill: Thomas Farmer, 1762. - 168 c.

146. Watkin D. Morality and Architecture. / David Watkin. - Chicago and London: Chicago univ. press, 1984. - 126 c.

147. Weir D. Decadence and the making of modernism. / David Weir. - Amherst: Univ. of Massachusetts Press, 1995. - 272 c.

148. [Whately T.] Observations on modern gardening, illustrated by descriptions. / S. auct. - London: T. Payne, 1770. - 257 c.

149. White H. "The Nineteenth Century" as Chronotope. / Hayden White. // Nineteenth-Century Contexts. - 1987. - Vol. 11. - No 2. - P. 119-129.

150. Williams K. J. The Antiquary. John Aubrey's Historical Scholarship. / Kelsey Jackson Williams. - Oxford: Univ. press, 2016. - 206 c.

151. Worsley G. The Origins of the Gothic Revival: A Reappraisal. / Giles Worsley. // Transactions of the Royal Historical Society. - Sixth Series. - 1993. -Vol. 3. - P. 105-150.

152. Wotton H. The Elements of Architecture. / by Henry Wotton. - London: John Bill, 1624. - 123 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.