Эволюция поэтического творчества А.К. Мартынова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Данильчев, Александр Алексеевич
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат наук Данильчев, Александр Алексеевич
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование и развитие мировоззренческих и художественно-эстетических принципов А. К. Мартынова
1.1. Ранняя поэзия А. К. Мартынова в контексте формирования творческой индивидуальности поэта
1.2. Обогащение художественного опыта А. К. Мартынова в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное десятилетие
1.3. Жанрово-тематические особенности творчества поэта в условиях доперестроечного развития современной мордовской литературы (1960-е—1980-е гг.)
Глава 2. Лирика А. К. Мартынова как отражение целостности мира в его многообразии
2.1. Тема Родины как художественная доминанта лирики А. К. Мартынова
2.2. Художественно-эстетическое своеобразие любовной лирики поэта
2.3. Философская лирика поэта: размышления о вечном и сущем
Глава 3. Художественные поиски А. К. Мартынова в лиро-эпическом творчестве
3.1. Синтез документального и художественного в повести в стихах «Монь ялгам» («Мой товарищ»)
3.2. Тенденция к «стяжению времен» в поэме «Каштаз» («Венок», или «Красный камень»)
3.3. Поэма «Норовжорч» («Жаворонок») как лирический монолог о судьбах
народа и страны
Заключение
Список использованной литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Лирическое и эпическое в творчестве Артура Моро2005 год, кандидат филологических наук Гнатовская, Оксана Богдановна
Образная система и жанровое своеобразие художественного творчества Раи Орловой2018 год, кандидат наук Дьячкова, Елена Николаевна
Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика2013 год, доктор филологических наук Налдеева, Ольга Ивановна
Поэзия и проза В.А. Гадаева: художественные искания2006 год, кандидат филологических наук Тулкина, Татьяна Викторовна
Комическое в мордовской литературе1998 год, доктор филологических наук Демин, Василий Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция поэтического творчества А.К. Мартынова»
Введение
Актуальность исследования. В условиях радикальных изменений, произошедших в жизни российского общества в последние годы, возникает насущная потребность в переоценке и переосмыслении накопленного литературного потенциала, в ведении в научный оборот ранее «упущенного» материала. В конечном счете, это позволит не только придать системе закономерностей формирования и развития той или иной литературы верно упорядоченный характер, но и лучше понять особенности национального менталитета, жизнеспособности нации.
К числу малоизученных проблем в мордовском литературоведении до сих пор остается проблема эволюции творческой индивидуальности писателя в ее взаимосвязи с национальным литературным процессом. Поскольку как литература стимулирует развитие писательского таланта, так и без писательской личности невозможно движение литературно-художественной мысли.
В каждой литературе есть писатели и произведения разного идейно-художественного уровня. Однако когда речь идет о самых значительных достижениях на том или ином этапе литературного развития, необходимо иметь в виду прежде всего наиболее яркие творческие индивидуальности и их литературное наследие. Именно в своих лучших произведениях писатель предстает как яркая неповторимая личность со своим видением мира и особенностями его отражения. Как отмечает М. Б. Храпченко, «творческая индивидуальность - это личность писателя в ее важнейших социально-психологических особенностях, ее видение и художественное претворение мира, это личность художника слова в ее отношении к эстетическим запросам общества, в ее внутренней обращенности к читательской аудитории» [184, с. 179]. В продолжение данной мысли А. В. Алешкин утверждает: «Эстетика и поэтика... литературы как явления художественной культуры народа формировалась и формируется общими усилиями многих писателей. Однако общенациональные черты и признаки в литературе всегда получают конкретное преломление в
произведениях отдельных творческих личностей, не теряя при этом свою коллективную индивидуальность, т. е. общенациональную специфику» [8, с. 9-10].
Это положение находит подтверждение в трудах и других мордовских литературоведов. В частности, Ю. Г. Антонова, О. И. Бирюковой, А. И. Брыжинского, Л. Г. Васильева, И. Д. Воронина, В. В. Горбунова, Г. И. Горбунова, С. П. Гудковой, Г. С. Девяткина, В. И. Демина, Е. А. Жиндеевой, Н. В. Зиновьева, Б. Е. Кирюшкина, Т. И. Кубанцева, М. И. Ломшина, В. М. Макушкина, О. И. Налдеевой, Н. П. Самаркиной, Н. И. Черапкина, С. В. Шеяновой, Е. И. Чернова и др. Свои доводы они подкрепляют многочисленными примерами из произведений конкретных художников слова, в которых отражаются важнейшие стороны национального и общественно-исторического сознания народа, его идейно-эстетическая сущность. Это тем более необходимо, что, в первую очередь, именно в своих произведениях писатель предстает как яркая неповторимая индивидуальность со своими тематическими, жанровыми, стилевыми особенностями, социальным, этическим и эстетическим пафосом, кругом идей, проблем и героев - теми особыми, только ему присущими чертами таланта, находящими воплощение в художественном исследовании действительности.
В то же время необходимо отметить, что анализ отдельного произведения в мордовской литературно-критической мысли, к сожалению, редко переходит на новый качественный уровень - изучение эволюции идейно-эстетических принципов творчества его создателя. А именно этот подход позволяет проследить процесс развития стиля автора, углубления психологизма в раскрытии характеров, насыщения его творчества общественным звучанием, помогает понять взаимообусловленность формирования и развития индивидуально-авторских форм художественного творчества с закономерностями культурно-исторического развития народа. К настоящему времени в мордовском литературоведении имеется всего несколько работ монографического характера, посвященных
4
исследованию жизни и творчества конкретных художников слова. Среди них «Дмитрий Морской. Очерк жизни и творчества» (1964) и «Иван Данилович Пиняев. Очерк жизни и творчества» (1990) Л. Г. Васильева, «Эволюция творчества: Поэт Никул Эркай» (1967) А. В. Алешкина, «Путь писателя: П. С. Кириллов» (1958) Б. С. Бассаргина, «Петр Кириллов: Очерк творчества» (1974) и «Земля родная песни мне дала: Очерк творчества И. М. Девина» (1973) А. В. Алешкина, «Кузьма Григорьевич Абрамов: Очерк жизни и творчества» (1966) В. М. Забавиной, «Время водило его пером: Очерк жизни и творчества Т. А. Раптанова» (1971) И. К. Инжеватова, «3. Ф. Дорофеев. Жизнь и деятельность» (1962) С. Я. Арапова, «Формирование идейно-эстетических взглядов 3. Ф. Дорофеева» (1975) И. Т. Лашмановой, «Захар Федорович Дорофеев: Очерк жизни и творчества» (1986) С. О. Циркина, «Михаил Ильич Безбородов: Очерк жизни и творчества» (1987) Ж. А. Конаковой, «А. Д. Куторкин: Жизнь и творчество» (1996) М. И. Ломшина, «Моран Россиясо эсень эрзянь кельсэ...: А. М. Дорониндэ» («Я пою в России на своем эрзянском...: О А. М. Доронине» (2008) В. И. Демина, «О пафосе поэзии А. М. Шаронова» (2008) Е. А. Шароновой. Научно-теоретическая и практическая ценность этих работ бесспорна, они являются существенным вкладом в дальнейшее развитие мордовской литературно-критической мысли.
Отмечая данный факт как положительное явление, мы, в то же время, отдаем себе отчет в том, что творческий потенциал эрзянской и мокшанской литературы в лице ее самых ярких индивидуальностей намного шире вышеперечисленных имен. И одна из наиболее заметных писательских личностей, чье литературно-художественное наследие, несмотря на большой вклад и влияние на литературный процесс Мордовии, до сих пор остается вне рамок научных поисков национальных литературоведов - Александр Константинович Мартынов (1913-1989). Выходец из эрзянской семьи, благодаря незаурядным способностям и таланту он смог стать видным литературным деятелем, чья творческая эволюция выступает своеобразным отражением тех сложных и напряженных
процессов, которые происходили в эрзянской и мокшанской литературе на протяжении полувека (30-е-80-е годы XX века). Она созвучна социально-философским, нравственным и эстетическим исканиям эпохи данного периода. Исследование формирования и развития поэтической системы А. К. Мартынова дает возможность более полно представить поступательное движение национальной поэзии от начального этапа поиска и накопления традиций до утверждения в ней достаточно сложного и многомерного жанрово-тематического и художественно-эстетического организма, появления значительных творческих достижений. Именно отсюда вытекает несомненная актуальность диссертации.
Степень научной разработанности проблемы. Творчество А. К. Мартынова - талантливого эрзянского художника слова и его произведения издавна привлекают внимание мордовских исследователей. Анализу художественного своеобразия его поэзии посвящены статьи, обзоры, рецензии. Имеется также несколько творческих портретов поэта, авторами которых в свое время выступили В. В. Горбунов, Г. И. Горбунов, И. К. Инжеватов, М. Г. Имяреков, А. М. Доронин, Н. В. Зиновьев и др. Однако количество публикаций не дает целостного представления о творческой индивидуальности этого талантливого и самобытного художника слова. К тому же, написанные в советский период литературного развития, они нередко были подчинены идеологическим требованиям своего времени. Литературно-художественный анализ в них во многом основывается на социологических подходах к литературе и искусству, исходивших из коммунистической идеологии. Это заметно сужает представление как об отдельных произведениях писателя, так и о творчестве в целом - его пафосе, образности, эмоциональности языка и т. д., а в конечном итоге - его национальном своеобразии и общечеловеческом содержании.
Отсюда возникает закономерная потребность целостного анализа художественной системы поэзии А. К. Мартынова от истоков до периода зрелости, что позволит лучше понять сущность основных закономерностей развития национальной литературы и дать им объективную оценку. Это важно
6
еще и потому, что сегодня, к сожалению, в обществе наблюдается заметный отход от истинно духовных ценностей. Поэтому крайне необходимо изучение того богатейшего духовно-нравственного опыта, который получил накопление в творчестве ведущих художников слова предыдущих лет. К числу таких писателей, безусловно, относится и А. К. Мартынов, которого известный эстонский литератор и переводчик, председатель Конгресса финно-угорских писателей Арво Валтон в своей антологии «Сувепэев» (Таллинн, 2004) назвал среди немногих творческих личностей, глубинно определяющих современность и предсовременность финно-угорской поэзии России.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым монографическим исследованием лирики А. К. Мартынова в контексте становления и развития эрзянской и мокшанской литературы как составной части духовной культуры народа.
Эта проблема, тесно связанная с общими тенденциями историко-литературного развития народов России, в таком (и не только) контексте еще не становилась предметом научного исследования. И это притом, что изучение творческих персоналий позволяет раскрыть сущность основных закономерностей движения литературы и дать им объективную оценку.
Результаты исследования выразились в том, что в нем впервые в мордовском литературоведении:
- проведен комплексный анализ развития художественной системы А. К. Мартынова в контексте движения литературно-эстетической мысли эрзи и мокши 1930-1980-х годов;
- выявлены основные этапы и закономерности мировоззренческой и художественно-эстетической эволюции поэта как отражение его творческих поисков в идейно-тематическом и жанрово-стилевом отношении;
- рассмотрено идейно-художественное своеобразие лирики поэта, определена жанрово-тематическая направленность стихотворных произведений и многообразие художественно-стилевых решений;
- дана идейно-тематическая и жанрово-стилевая характеристика лиро-эпического творчества поэта, показана авторская интерпретация национального характера через использованные в произведениях художественных средств и приемов его воплощения;
- определены роль и значение художественно-эстетического наследия А. К. Мартынова в общей системе национальной литературной жизни, обобщен вклад поэта в обогащение духовного наследия народов России.
Цель диссертационной работы заключается в выявлении эволюции поэтического творчества А. К. Мартынова в контексте формирования и развития эрзянской и мокшанской литературы.
Реализация данной цели вызвала постановку следующих задач:
- проследить жизненный и творческий путь поэта как важное условие восстановления более полной и объективной картины развития национальной литературы в свете требований современного литературоведения;
- определить место и роль А. К. Мартынова в историко-литературном процессе 1930-1980-х годов, изучить и систематизировать критическую литературу о его творчестве и выделить в нем новые качественные грани;
- проанализировать лирику поэта с точки зрения идейно-тематического и жанрово-стилевого своеобразия и воплощения в ней эстетики национальной поэтики;
- выявить эволюцию эпического начала в поэтическом творчестве А. К. Мартынова, представить идейно-художественное своеобразие лиро-эпических произведений поэта как свидетельство его постоянного стремления к поиску индивидуально-авторского стиля и повышения творческого мастерства.
Объектом научного исследования послужили поэтические произведения А. К. Мартынова 1930-1980-х годов, что обусловлено необходимостью осмысления основных тенденций движения художнической мысли и мастерства одного из самых значительных поэтов в истории национальной литературы.
В процессе работы были привлечены и прокомментированы статьи, рецензии, отзывы о творчестве А. К. Мартынова, а также выступления и высказывания самого поэта.
Предметом изучения явилась эволюция поэтического творчества А. К. Мартынова в контексте идейно-тематических и художественно-эстетических поисков национальной поэзии XX века.
Методологическую основу диссертации составила совокупность методов литературоведческого анализа, наиболее эффективно способствующая решению поставленных задач. Ведущими методами выступают сравнительно-исторический, типологический, структурно-семантический. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды классиков отечественного литературоведения и современных исследователей: С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, С. Н. Бройтмана, А. С. Бушмина, М. Л. Гаспарова, Г. Д. Гачева, Л. Я. Гинзбург, М. Н. Дарвина, В. М. Жирмунского, В. В. Кожинова, С. И. Кормилова, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Г. Н. Поспелова, Б. В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, О. М. Фрейденберг, М. Б. Храпченко и др. Важную роль в достижении выдвинутых положений сыграли работы ранее приведенных мордовских литературоведов, а также других финно-угорских ученых: А. А. Васинкина, Т. И. Зайцевой, Р. А. Кудрявцевой, В. А. Латышевой, С. П. Чесноковой, Н. В. Чикиной, внесших значительный вклад в исследование проблем национальной литературы, изучение творческого наследия писательских личностей.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при изучении актуальных проблем развития финно-угорских литератур, при подготовке учебных и методических пособий, программ, учебников, хрестоматий, обзорных работ по эрзянской и мокшанской литературе для вузов и общеобразовательных школ, при исследовании взаимосвязей и взаимовлияния культур народов России.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Жанрово-тематическая и художественно-эстетическая эволюция поэтического творчества А. К. Мартынова предопределена объективными и субъективными факторами, связанными с освоением поэтом традиций устной словесности своего народа, мировой, отечественной и национальной поэзии, а также изменениями, происходящими в обществе и литературном движении страны на протяжении достаточно длительного исторического периода. Данная закономерность позволила выявить, во-первых, особенности формирования и развития мировоззренческих и творческих принципов поэта как необходимого условия для понимания своеобразия его художественного мышления, во-вторых, определить основные периоды его поэтических исканий как в постановке проблематики, так и средствах и приемах ее художественного воплощения, и на этой основе представить поступательное движение лирики и лиро-эпики А. К. Мартынова от истоков до самых значительных художественных достижений.
2. В ранней поэзии А. К. Мартынова (1930-е годы), как и во всей мордовской поэзии тех лет, основное место занимает политическая лирика, прославляющая колхозную новь и человека, творящего эту новь. Поэт пробует свои силы также в воспевании величия Родины, дружбы народов, светлого чувства любви, красоты родного края, способствуя усилению патриотического, любовного и пейзажного начала мордовской лирики. При этом каждая тематическая группа стихов имеет свою тональность звучания, свой круг изобразительно-выразительных средств и приемов. Наряду с этим в лирике поэта этих лет можно выделить и немало недостатков, заключающихся в описательности, декларативности, схематизме, преобладании публицистичности и прозаичности над художественностью. В еще большей степени эти недостатки были характерны для первых опытов А. К. Мартынова в лиро-эпическом творчестве. В совокупности эти произведения явились важным этапом роста мастерства поэта на пути к будущим творческим успехам, свидетельством поиска
10
мордовской поэзией необходимых жанровых форм, приемов и средств освоения действительности.
3. Новым шагом на пути к творческой зрелости, синтезу гармоничного освоения накопленных традиций и новаторских поисков явились для поэта годы Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия, охватывающие второй период его художественных исканий. В эти годы поэзия А. К. Мартынова получила дальнейшее идейно-художественное и жанрово-тематическое обогащение. Большинство стихотворений написано в стиле публицистического пафоса и звонкой патетики в сочетании с лирически взволнованной окрашенностью, что наиболее точно соответствовало чувствам и чаяниям народов нашей страны. Для лучших из них характерна идейная зрелость, интонационно-лексическое разнообразие и свежесть художественных красок.
Не менее значительными представляются художественные искания А. К. Мартынова этого периода в лиро-эпической поэзии. Подтверждением этого является, прежде всего, повесть в стихах «Монь ялгам» («Мой товарищ», 1947), в которой автор впервые в эрзянской и мокшанской литературе провел синтез документального и вымышленного, вывел национальную поэзию на путь приобретения ею философичности, глубокого психологизма, органического соединения эпического, лирического и авторского начал.
4. Для заключительного периода творчества А. К. Мартынова (вторая половина 1950-Х-1980-е годы) характерно интенсивное развитие и качественное обновление жанровых форм как лирики, так и лиро-эпического творчества. Происходит усиление личностного начала в стихах, синтез лирического и философского, явственное выражение авторского «я» при простоте и естественности изложения и построения произведений, богатстве поэтических тропов, гармонично подобранных рифмах, плавности и энергии ритма, выразительной напевности большинства стихотворений.
Лучшие произведения лиро-эпического творчества А. К. Мартынова этих лет - поэмы «Каштаз» («Венок», 1969) и «Норовжорч» («Жаворонок», 1972). Они
11
являются свидетельством соединения эмоционального пафоса с лирико-философскими и публицистическими размышлениями поэта о судьбах родного народа и страны на протяжении длительного исторического периода. Особенно значимым представляется в этом отношении второе произведение из вышеназванных - поэма «Норовжорч» («Жаворонок»). Это новый для мордовской поэзии тип лирико-философского эпоса. Жанрообразующим признаком произведения выступает развернутый лиризм, а связующим звеном между прошлым и настоящим - сам автор. В дальнейшем эта традиция получила развитие в творчестве и других мордовских поэтов, в частности, И. М. Девина, С. В. Кинякина, Д. Т. Надькина, А. С. Кадоркина, А. И. Пудина, А. И. Сульдиной.
Апробация результатов исследования проходила на кафедре финно-угорских литератур ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». По материалам работы были сделаны доклады и сообщения на заседаниях кафедры. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и сообщениях, сделанных на всероссийской научно-практической конференции «Филологические исследования на рубеже ХХ-ХХ1 веков: традиции, новации, итоги, перспективы» (Сыктывкар, 2011), XXXIX итоговой студенческой научной конференции (Ижевск, 2011), ежегодной научной конференции студентов и преподавателей «Огаревские чтения» (Саранск, 2011,
2012), научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (Саранск, 2012,
2013), XXIX Международной конференции финно-угорских студентов (Сыктывкар, 2013), в видеоконференции «Седейстэ - седейс» («От сердца - к сердцу») (Саранск - Саратовская область, 2013). По теме диссертации опубликовано 19 работ, в том числе четыре - в научных журналах, входящих в перечень ведущих периодических изданий ВАК Министерства образования и науки РФ.
Структура и объем работы продиктованы логикой раскрытия темы и решения поставленных проблем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1
Формирование и развитие мировоззренческих и художественно-эстетических принципов А. К. Мартынова
Эстетика и поэтика эрзянской и мокшанской литературы как явления художественной культуры народа формируется общими усилиями многих писателей. В то же время на всех этапах ее движения к современности постоянно заявляли о себе мастера слова, которые своим творчеством наиболее полно выражают эстетические и художественные потребности своего этноса. Как отмечает М. Храпченко, «привнося в литературу «свое», талантливый писатель увеличивает общее достояние, духовные ценности, принадлежащие народу. То есть роль творческой индивидуальности определяется не просто своеобразием, взятым в своей имманентной сущности, а тем своеобразием, которое выражается в создании общезначимых художественных ценностей» [184, с. 68]. Не менее убедительной представляется в этом отношении точка зрения А. Бушмина. Определяя место и роль писателя в истории литературы, он пишет: «Творчество отдельного писателя не стоит над закономерностями общего художественного развития, не является прибавкой к ним, а включается в русло этих закономерностей, служит выражением их, и выражением тем более полным, чем выше писатель» [34, с. 192]. При этом, составляя определенное звено в общем движении литературы, творчество крупного художника слова в полной мере сохраняет свою индивидуальную самобытность, неповторимые и оригинальные особенности художественного отображения жизни, свое самостоятельное выражение. Это тот самый самобытный мир, который находится в тесной взаимосвязи с другими «мирами» и в то же время как целое отличается от них глубоким своеобразием. Думается, это закономерно, поскольку творческая индивидуальность каждого писателя формируется жизненным опытом в его конкретности и неповторимости. В достаточной мере очевидным представляется то, что
активное влияние на художественное творчество оказывают такие разнообразные воздействия и факторы, как глубоко познанное и пережитое, то, что взволновало художника слова, стало частицей его духовного «я», а также события, в которых он участвовал, судьбы людей, действия которых привлекли его внимание... - именно это чаще всего служит источником творческих замыслов писателя, той почвой, на которой возникают его художественные творения. По мнению М. Храпченко, в формировании творческой индивидуальности нельзя не отметить также значительную роль эстетических «запросов времени, к которым так или иначе писатель определяет свое отношение. Здесь происходит сложнейшее взаимодействие индивидуальных художественных исканий, возникающих в определенных социальных условиях, и откликов на духовные потребности общества» [184, с. 87]. При этом, отражая лицо своего времени, художник далек от того, чтобы быть пассивным зеркалом, поскольку в специфических образах он воссоздает не только общие черты современности, но и свой духовный мир во всех его связях и с настоящим, и с прошлым, и с будущим. Кроме этого, необходимо обратить внимание также на индивидуальные склонности, обусловленные особенностями характера, среды, воспитания, душевного склада и проявляющиеся в образном мышлении, поэтическом воображении художника, в формальных приемах его творчества, которые в совокупности и обозначают творческую индивидуальность, создают стиль. В стиле не только проявляется эстетический вкус писателя в области письма, но и отражаются его характер, миропонимание и художественная концепция мира. При этом весь арсенал поэтических средств - язык, композиция, сюжет, метрика, ритмический строй, рифма и т. д. находится в диалектическом внутреннем единстве, в единстве с идейно-художественным содержанием поэтического мастерства. Основа же этого единства - в самом человеке, в его личностном начале. Вот почему мы можем сказать, что творческая индивидуальность писателя начинается с его биографии, с его личности, а складывается на протяжении всего художнического пути, в
результате диалектического взаимодействия его природного дара и общественного бытия. Несомненно, прежде всего, именно биография, личность художника накладывают отпечаток на все его творчество, но это отнюдь не значит, что писатель замыкается в рамках собственных переживаний и личного опыта; его творчество питают все те богатства, которые накоплены коллективным разумом своего народа и многовековым опытом всего человечества.
Литературное наследие талантливого эрзянского писателя Александра Константиновича Мартынова (1913-1989) - наглядное тому подтверждение.
1.1 Ранняя поэзия А. К. Мартынова в контексте формирования творческой индивидуальности поэта
Творческая индивидуальность художника складывается под воздействием объективных и субъективных факторов. К числу объективных условий, способствующих становлению и развитию писателя как талантливого мастера слова, относятся общественные и гражданские тенденции, формирующие индивидуальное мировоззрение автора, эстетические идеалы эпохи, состояние ~литерат-урного_процесса_на данный период. Объективные факторы теснейшим образом связаны с субъективными моментами, без которых трудно, а порой и невозможно понять своеобразие творческого метода и стиля художника слова -это его биография, жизненный опыт. В связи с этим интересной представляется мысль А. Михайлова, утверждающего, что «идеальным сочетанием субъективных и объективных условий можно считать, вероятно, такое сочетание, когда произведение появляется на свет в результате неотложной душевной потребности, страстного желания самого писателя «сказать миру» свое слово и из потребностей общества, времени» [149, с. 28].
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Поэтическая картина мира в лирике Кузебая Герда2003 год, кандидат филологических наук Бусыгина, Людмила Васильевна
Удмуртская художественная литература в годы Великой Отечественной войны: проблематика, поэтика, жанровое своеобразие2022 год, кандидат наук Петрова Елена Никифоровна
А. Дорогойченко. Своеобразие идейно-эстетических принципов творчества2003 год, кандидат филологических наук Курченкова, Анна Владимировна
Поэзия "чистого искусства": традиции и новаторство2011 год, доктор филологических наук Гапоненко, Петр Адамович
Поэзия Адама Шогенцукова: этапы эволюции, проблематика, жанрово-стилистические особенности2007 год, кандидат филологических наук Ахматова, Мадина Сафарбиевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Данильчев, Александр Алексеевич, 2013 год
Список использованной литературы:
1. Абрамов, А. М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны / А. М. Абрамов. - М. : Сов. писатель, 1975. - 559 с.
2. Алешкин, А. В. Единство традиций / А. В. Алешкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978. - 190 с.
3. Алешкин, А. В. Эпическая поэзия младописьменных народов (дооктябрьский период) / А. В. Алешкин. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1983.- 84 с.
4. Алешкин, А. В. Эпос дружбы / А. В. Алешкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985.- 184 с.
5. Алешкин, А. В. Мокшэрзянь литературань антология : XVIII - XX вектне (Антология мордовской литературы: XVIII - XX века) / А. В. Алешкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. - 480 с.
6. Алешкин, А. Поэтический эпос литератур, рожденных революционной эпохой // Проблемы современной мордовской литературы / А. Алешкин. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. - С. 151-178.
7. Алешкин, А. Реальность ускоренного развития и эстетический потенциал мордовской литературы / А. Алешкин // Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. - С. 4-16.
8. Алешкин, А. Творческая индивидуальность писателя и накопление художественных ценностей / А. Алешкин // Современная мордовская литература : В 2 ч. - Ч. 1. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - С. 3-22.
9. Анастасьев, Н. А. Продолжение диалога : Советская литература и художественные искания XX в. / Н. А. Анастасьев. - М. : Сов. писатель, 1987. -430 с.
10. Аристотель. Поэтика/ Аристотель. -М. : Худож. лит-ра, 1957. - 183 с.
11. Ахметзянов, Р. Г. Общая лексика духовной культуры народов Среднего Поволжья / Р. Г. Ахметзянов. - М. : Наука, 1981. - 329 с.
12. Баранов, В. Творческая индивидуальность писателя и художественный опыт современника / В. Баранов. Историко-литературный процесс : Проблемы и методы изучения. - Л., 1974. - 317 с.
13. Барт, Р. Избранность работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. -М. : Прогресс. Универс : Рея, 1994. - 615 с.
14. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. -М. : Сов. Россия, 1979. - 318 с.
15. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М. : Искусство, 1979. - 424 с.
16. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. -М. : Худож. лит-ра, 1985. - 502 с.
17. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. -М. : Худож. лит-ра, 1986. - 541 с.
18. Бахтин, М. М. Эстетическое наследие и современность : Межвуз. сб. науч. тр. : В 2 ч. / М. М. Бахтин. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1992. -179 с.
19. Белинский, В. Г. Собр. соч. : В 3 т. - Т. 3 / В. Г. Белинский. -М. : ГИХЛ, 1948.-260 с.
20. Березкин, Г. С. Творческая индивидуальность и развитие литератур / Г. С. Березкин. - М. : Сов. писатель, 1984. - 375 с.
21. Бикмухаметов, Р. Г. Орбиты взаимодействия / Р. Г. Бикмухаметов. - М. : Сов. писатель, 1963. - 240 с.
22. Бирюкова, О. И. Формирование художественных традиций мордовской литературы в контексте социальных и историко-культурных проблем конца XIX - первой трети XX в. / О. И. Бирюкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 140 с.
23. Блок, А. А. О литературе. - 2-е изд. доп. / Блок А. А. -М. : Худож. лит-ра, 1989. - 478 с.
24. Блок, А. О назначении поэта // Собр. соч. : В 2 т. - Т. 2 / Блок А. -М.-Л. : Гослитиздат, 1955. - С. 347-356.
25. Богданова, Л. А. Своеобразие жанра поэмы в литературе Удмуртии : Автореф. дисс... канд. филол. наук / Л. А. Богданова. - Глазов, 2006. - 19 с.
26. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. А. Борев. - М. : Политиздат, 1988. - 495 с.
27. Борисов, А. Г. Художественный опыт народа и мордовская литература / А. Г. Борисов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1977. - 189 с.
28. Брыжинский, А. И., Пашутина, О. В., Чернов, Е. И. Писатели Мордовии. Библиогр. Указ / А. И. Брыжинский, О. В. Пашутина, Е. И. Чернов. - Саранск, 2001. - С. 335-342.
29. Бузакова, Р. «Норовжорчонть» моронзо / Р. Бузакова // Сятко. -1976.-№6.-С. 66-70.
30. Бурдина, С. Жанровое своеобразие современной советской поэмы / С. Бурдина // Проблемы литературных жанров. Материалы XI научной межвузовской конференции. 7. 9. 1988. - Томск, 1990. -С. 183-184.
31. Бурилова, Н. А. В поисках идеала личности / Н. А. Бурилова. -Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1987. - 144 с.
32. Бурносова, И. В. Тенденции развития натурфилософской поэзии Мордовии : Автореф. дисс... канд. филол. наук / И. В. Бурносова. - Саранск, 2012.-19 с.
33. Бусыгина, Л. В. Поэтическая картина мира в лирике Кузебая Герда: Автореф. дисс... канд. филол. наук / Л. В. Бусыгина. - Саранск, 2003. - 24 с.
34. Бушмин, А. С. Преемственность и новаторство в развитии литературы / А. С. Бушмин. - Л. : Худож. лит-ра, 1978. - 223 с.
35. Ванюшев, В. М. Расцвет и сближение : О типологии соотношения национального и интернационального в удмуртской и других младописьменных литературах / В. М. Ванюшев. - Ижевск : Удмуртия, 1980. -252 с.
36. Васильковский, А. Т. Жанровые разновидности русской советской поэмы. 1917-1941. Опыт типологической характеристики / А. Т. Васильковский. - Киев : Вища школа, 1979. - 199 с.
37. Васинкин, А. А. Поэтический мир В. Колумба / А. А. Васинкин. -Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 2005. - 207 с.
38. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. -М. : Высш. шк., 1989. - 486 с.
39. Виноградов, В. В. Сюжет и стиль / В. В. Виноградов. -М. : Изд-во АН СССР, 1963.- 192 с.
40. Владимиров, Е. В. Обретение традиций / Е. В. Владимиров. -Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 272 с.
41. Власенко, А. Н. Расцвет и сближение / А. Н. Власенко. -М. : Сов. Россия, 1973. - 251 с.
42. Вождаева, M. Н. Творчество C.B. Аникина в контексте формирования дооктябрьской мордовской литературы : Автореф. дисс... канд. филол. наук / M. Н. Вождаева. - Саранск, 2004. - 19 с.
43. Выготский, JI. С. Психология искусства / JT. С. Выготский. -М. : Искусство, 1968. - 576 с.
44. Выходцев, П. С. Пути развития советской поэмы // Поиски и свершения. Литература, рожденная Октябрем / П. С. Выходцев. -Л. : Лениздат, 1968. - С. 73-174.
45. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. -М. : Прогресс, 1995. - 480 с.
46. Гей, Н. К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль / Н. К. Гей.-М. : Наука, 1975.-471 с.
47. Гинзбург, Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. - Л. : Сов. писатель, 1974. -
408 с.
48. Горбунов, В. В., Черапкин, Н. И. На пути роста / В. В. Горбунов, Н. И. Черапкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. - 246 с.
178
49. Горбунов, В. В. Поэзия - душа народа / В. В. Горбунов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1973. - 294 с.
50. Горбунов, В. В. Признание / В. В. Горбунов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984.- 151 с.
51. Горбунов, В. Литература, рожденная Октябрем / В. Горбунов // На пути роста : Сб. лит-критич. статей. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. -С. 3-36.
52. Горбунов, Г. И. Вастомат / Г. И. Горбунов. - Саранск : Мордов. кн. изд-ва, 1993.- 192 с.
53. Гудкова, С. П. Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм) / С. П. Гудкова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010-300 с.
54. Гусейнов, А. Нравственность, литература, писатель / А. Гусейнов // Лит. учеба. -1984. -№ 3. - С. 142-149.
55. Гусейнов, Ч. Г. Этот живой феномен : Советская многонациональная литература вчера и сегодня / Ч. Г. Гусейнов. -М. : Сов. писатель, 1988. - 432 с.
56. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. - Т. 4 / В. И. Даль. - М. : Рус. язык, 1982. - 699 с.
57. Девяткин, С. Развитие балладных традиций / С. Девяткин // Современная мордовская литература. 60-80-е годы : В 2 ч. - Ч. 2. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. - С. 25-40.
58. Демин, В. И. Комическое в мордовской литературе (этапы эволюции) / В. И. Демин. - Саранск : Тип. «Руз. печатник», 2001. - 260 с.
59. Добрынкина, С. В. Творчество М. Сайгина (основная проблематика и ее художественное воплощение) : Автореф. дисс... канд. филол. наук / С. В. Добрынкина. - Саранск, 2002. - 19 с.
60. Долгополов, Л. К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX - начала XX веков / Л. К. Долгополов. - М.-Л. : Наука, 1964. - 189 с.
61. Домокош, П. Формирование литератур малых уральских народов / П. Домокош. - Йошкар-Ола : Map. кн. изд-во, 1993. - 288 с.
62. Дюжев, Ю. И. Новизна традиции / Ю. И. Дюжев. -М. : Современник, 1985. - 288 с.
63. Ермакова, Г. А. Художественно-философский мир Айги : истоки, типологические параллели / Г. А. Ермакова. - М. : Изд-во ЦГЛ «РОН», 2004. -384 с.
64. Жаков, А. Г. Современная советская поэма / А. Г. Жаков. - Минск : Изд-во БГУ, 1981.- 176 с.
65. Жиганов, М. Родинадо вал (Слово о Родине) / М. Жиганов // Изнямо. -1952.-№ 12.-С. 215-223.
66. Жирмунский, В. М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса / В. М. Жирмунский. -М. : Изд-во АН СССР, 1958. - 145 с.
67. Жирмунский, В. М. Композиция лирических произведений. Теория стиха / В. М. Жирмунский. - Л. : Сов. писатель, 1975. - 664 с.
68. Залыгин, С. Литературные заботы / С. Залыгин. - М. : Сов. писатель, 1972.-383 с.
69. Зиновьев, Н. Седейстэ седейс (От сердца к сердцу) / Н. Зиновьев // Эрзянь правда. - 1989. - 16 марта. - С. 7.
70. Зиновьев, Н. Мольсь эсензэ киява (Шел своей дорогой) / Н. Зиновьев // Эрзянь правда. - 1993. - 11 нояб. - С. 4.
71. Зиновьев Н. Норовжорчонь моро (Песня жаворонка) / Н. Зиновьев // Эрзянь правда. - 1993. - 9 февр. - С. 6.
72. Зиновьев, Н. Александр Константинович Мартынов / Н. Зиновьев // Зиновьев Н. В. Человек и время. - Саранск, 1995. - С. 220-226.
73. Зиновьев, Н. Мольсь эсензэ киява (Шел своей дорогой) / Н. Зиновьев // Валдо тештень пусмо. - Саранск, 1996. -С. 57-68.
74. Зись, А. С. Искусство и эстетика / А. С. Зись. - М. : Искусство, 1975. -
447 с.
75. Инжеватов, И. Мордовской литературасонть фольклоронь традициятне (Традиции фольклора в мордовской литературе) / И. Инжеватов // Сурань толт. - 1961. - №3. - С. 88-92.
76. Инжеватов, И. Для своего народа / И. Инжеватов // Мол. ленинец. -1963.-8 февр,-С. 4.
77. Инжеватов, И. Зрелый художник / И. Инжеватов // Сов. Мордовия. -1963,- 10 февр.-С. 5.
78. Инжеватов, И. Народонтень паро служамо : А. К. Мартыновнень 50 иень топодемантень (Добросовестное служение народу : К 50-летию А. К. Мартынова) / И. Инжеватов // Сурань толт. - 1963. - № 1. -С. 73-81.
79. Инжеватов, И. Александр Константинович Мартынов / И. Инжеватов // История мордовской советской литературы: В 3 т. - Т. 1. -Саранск, 1968. - С. 322-333.
80. Инжеватов, И. Александр Константинович Мартынов / И. Инжеватов // Инжеватов И. К. На службе народа. - Саранск, 1973. -С. 95-111.
81. Инжеватов, И. Эрямонь моро (Песня жизни) / И. Инжеватов // Эрзянь правда. - 1973. - 8 февр. - С. 7.
82. Инжеватов, И. Александр Константинович Мартынов И. Инжеватов // История мордовской литературы. - Саранск, 1981. -С. 289-298.
83. Инжеватов, И. Александр Константинович Мартынов / И. Инжеватов // Литература и жизнь. - Саранск, 1982. - С. 223-238.
84. Инжеватов, И. Весе седейсэ (От всей души) / И. Инжеватов // Сятко. -1983.-№ 1.-С. 36-39.
85. Инжеватов, И. Моронзо - эрямонть мазычинзэ (Его песни -прекрасное жизни) / И. Инжеватов // Эрзянь правда. - 1996. - 29 авг. - С. 3.
86. История марийской советской литературы. - Йошкар-Ола : Map. кн. изд-во, 1989. - 432 с.
87. История башкирской советской литературы. - М. : Наука, 1977. -
527 с.
88. История мордовской советской литературы : В 3 т. - Т. 1. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968. - 383 с.
89. История советской многонациональной литературы : В 6 т. -Т. 1-6. -М. : Наука, 1971-1974.
90. История татарской советской литературы. - М. : Наука, 1965. - 437 с.
91. Калачева, С. В. Эволюция русского стиха / С. В. Калачева. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 264 с.
92. Калинкин, И. Светлая музыка / И. Калинкин // Мол. ленинец. - 1982. -26 дек. - С. 4.
93. Калинкин, И. Три этюда о поэте / И. Калинкин // Сов. Мордовия. -1984.-25 июля.-С. 7.
94. Канюков, В. Я. Развитие литературы и народные художественные традиции : Проблемы лирико-фольклорных отношений / В. Я. Канюков. -Чебоксары : Чув. кн. изд-во, 1979. - 192 с.
95. Карпов, В. Совершенствование национальных отношений, перестройка и задачи литературы / В. Карпов // Лит. газета. - 1988. -9 марта.-С. 9-11.
96. Киркина, Е. И. Мордовская эпическая поэма : Автореф. дисс... канд. филол. наук / Е. И. Киркина. - Саранск, 2001. - 19 с.
97. Климович, Л. И. Наследство и современность / Л. И. Климович. -М. : Сов. писатель, 1971. -384 с.
98. Коваленко, А. А. Практика современного стихосложения. 2-е изд. испр. и доп / Коваленко А. А.. - М. : Молодая гвардия, 1962. - 162 с.
182
99. Коваленко, С. А. Поэма как жанр литературы / С. А. Коваленко. -М. : Знание, 1982.- 112 с.
100. Комановский, Б. JI. Самые молодые литературы : Фольклор и младописьменные литературы народов СССР. - М. : Знание, 1973. - 144 с.
101. Корсаков, И. Поэма о любви / И. Корсаков // Сов. Мордовия. -1963.- 17февр.-С. 10-11.
102. Корсаков, И. Вечкемадо поэма (Поэма о любви) / И. Корсаков // Сурань толт. - 1964. - № 2. - С. 83-85.
103. Кочеткова, Н. Н. Современная мордовская поэма : традиции и новаторство (1970-1990) : Автореф. дисс... канд. филол. наук / Н. Н. Кочеткова. - Саранск, 2004. - 16 с.
104. Кубанцев, Т. И. Литература финно-угорских народов Поволжья и Приуралья / Т. И. Кубанцев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1994. - 36 с.
105. Кудрявцева, Р. А. Марийская поэзия и проза второй половины70-х-начала 90-х годов / Р. А. Кудрявцева // История и культура марийского народа: Йошкар-Ола: Map. поигр.-изд. комбинат, 1998. - С. 127-132.
106. Кузнецов, М. М. Современный роман / М. М. Кузнецов. -М. : Сов. писатель, 1986. - 413 с.
107. Кузьмичев, И. Введение в теорию литературных жанров / И. Кузьмичев // Жанры современной литературы : вопросы теории и истории. -Горький : Изд-во Горьк. ун-та, 1968. - С. 3-74.
108. Кузьмичев, И. Путь к роману / И. Кузьмичев // Октябрь. - 1973. -№5.-С. 166-168.
109. Кулебякина, Е. В. Творчество А. Соболевского в контексте развития русскоязычной прозы Мордовии 1960-90-х годов : Автореф. дисс... канд. филол. наук / Е. В. Кулебякина. - Саранск, 2001. - 18 с.
110. Кулешов, В. И. Взаимодействие литератур и литературного процесса / В. И. Кулешов // Вопр. лит-ры. - 1963. - № 8. - С. 144—154.
111. Купреянова, E. H., Макогоненко, Г. П. Национальное своеобразие русской литературы : Очерки и характеристики / Е. Н. Купреянова, Г. П. Макогоненко. - JI. : Наука, 1976. - 415 с.
112. Курченкова. А. В., Дорогойченко, А. Своеобразие идейно-эстетических принципов творчества: Автореф. диисс... канд. филол. наук /
A. В. Курченкова, Дорогойченко А. - Саранск, 2003. - 20 с.
113. Латышева, В. А., Остапова, Е. В., Филиппова, В. В. Язык поэзии коми / В. А. Латышева, Е. В. Остапова, В. В. Филиппова. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкар, ун-та, 2009. - 124 с.
114. Литература возрожденного народа : Сб. критических статей о мордовской литературе. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1959. - 166 с.
115. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред.
B. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М. : Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.
116. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - 3-е изд. / Д. С. Лихачев. - М. : Наука, 1979. - 360 с.
117. Лихачев, Д. С. Литература - реальность - литература / Д. С. Лихачев. - М. : Сов. писатель, 1984. - 271 с.
118. Ломидзе, Г. И. Единство и многообразие / Г. И. Ломидзе. -М. : Современник, 1960. - 527 с.
119. Ломидзе, Г. И. Интернациональный пафос советской литературы / Г. И. Ломидзе. - М. : Сов. писатель, 1967. - 372 с.
120. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. - М. : Искусство, 1970. - 383 с.
121. Майман, Д. А. Русская философская поэзия / Д. А. Майман. -М. : Наука, 1976.- 190 с.
122. Макаров, Ф. Норовжорч (Жаворонок) / Ф. Макаров // Эрзянь правда. - 1971.- 19 июня. - С. 11.
123. Макушкин, В. М. Начало пути / В. М. Макушкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. - 148 с.
124. Макушкин, В. М. Обретение зрелости / В. М. Макушкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984. - 224 с.
125. Мартынов, А. К. Морот счасияв эрямодо : Стихть / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордгиз, 1938. - 110 с.
126. Мартынов, А. К. Вечкема : Стихть / А. К. Мартынов - Саранск : Мордов. гос. изд-вась, 1940. - 54 с.
127. Мартынов, А. К. Изнямонь зорят : Стихть / А. К. Мартынов. -Саранск : Мордов. гос. изд-ва, 1944. - 75 с.
128. Мартынов, А. К. Монь ялгам : Поэма / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордов. гос. изд-ва, 1947. - 75 с.
129. Мартынов, А. К. Родинадо вал : Кочказь стихотвореният ды поэмат / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордов. гос. изд-ва, 1951. - 163 с.
130. Мартынов, А. К. Монь ялгам : Стихсэ повесть / А. К. Мартынов. -Саранск : Мордов. кн. изд-ва, 1956. - 128 с.
131. Мартынов, А. К. Мой светлый край : Стихи / А. К. Мартынов. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1953. - 119 с.
132. Мартынов, А. К. Мой товарищ : Повесть в стихах / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1958. - 112 с.
133. Мартынов, А. К. Кеняркс : Стихть / А. Мартынов. - Саранск : Мордов. кн. изд-ва, 1959. - 92 с.
134. Мартынов, А. К. Галянь вечкемазо : Стихсэ повесть / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордов. кн. изд-ва, 1961.-75 с.
135. Мартынов, А. К. Зорява : Стихотвореният ды поэмат / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордов. кн. изд-ва, 1963. - 231 с.
136. Мартынов, А. К. Радость : Стихи / А. К. Мартынов. -М. : Сов. писатель, 1964. - 84 с.
137. Мартынов, А. К. Галина любовь : Поэма / А. К. Мартынов. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968. - 92 с.
138. Мартынов, А. К. Модань тансть : Стихть ды поэмат / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордов. кн. изд-ва, 1969. - 136 с.
139. Мартынов, А. К. Хлебный дождь : Стихи и поэмы / А. К. Мартынов. -М. : Сов. писатель, 1971. - 128 с.
140. Мартынов, А. К. Жаворонок : Стихи и поэма / А. К. Мартынов. -М. : Современник, 1972. - 80 с.
141. Мартынов, А. К. Норовжорч : Кочказь стихть ды поэмат / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордов. кн. изд-ва, 1972. - 160 с.
142. Мартынов, А. К. Сюконямо : Стихотвореният; поэма / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордов. кн. изд-ва, 1980. - 103 с.
143. Мартынов, А. К. Светлая музыка : Стихи и поэмы / А. К. Мартынова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1982. - 216 с.
144. Мартынов, А. К. Полынный мед : Стихотворения и поэма / А. К. Мартынов. - М. : Современник, 1986. - 85 с.
145. Мартынов, А. К. Седейстэ седейс : Стихотвореният ды поэмат / А. К. Мартынов. - Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 1988. - 159 с.
146. Мартынов, В. И. Становление коми литературы : Идейно-эстетический аспект / В. И. Мартынов. - М. : Наука, 1989. - 232 с.
147. Меркушкина, Л. Светлая музыка стиха / Л. Меркушкина // Изв. Мордовии. - 1999. - 11 февр. - С. 13.
148. Микушев, А. К. Коми литература и народная поэзия / А. К. Микушев. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1961. - 128 с.
149. Михайлов, А. А. Лирика сердца и разума : О творческой индивидуальности поэта / А. А. Михайлов. - М. : Сов. писатель, 1965. - 396 с.
150. Маскаева, С. Н. Эволюция творчества И. Д. Пиняева : автореф. дисс... канд. филол. наук / С. Н. Маскаева. - Саранск, 2003. - 22 с.
151. Минералов, Ю. И. Поэтика. Стиль. Техника / Ю. И. Минералов. -М.: Лит. инст-т им. А. М. Горького, 2002. - 176 с.
152. Моро, А. Монь ялгам (Мой товарищ) / А. Моро // Сурань толт. -1956.-№3,-С. 74-83.
153. Надькин, Д. Икельце вал (Предисловие) / Д. Надькин // Мартынов А. К. Норовжорч. - Саранск, 1972. - С. 7-16.
154. Найдаков, В. Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе / В. Ц. Найдаков. - Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1976. - 425 с.
155. Налдеева, О. И. Жанровая система поэзии Мордовии: генезис, эволюция, поэтика / О. И. Налдеева. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2012. -135 с.
156. Нурдыгина, В. Поэзия 1972-1973 гг. / В. Нурдыгина // Очерки жанров мордовской литературы. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978. -С. 37-61.
157. Нефедов, В. В. Творчеству - всю жизнь : Об индивидуальности писателя / В. В. Нефедов. - Минск : Изд-во БГУ, 1978. - 135 с.
158. Николаев, П. А. Историзм в художественном творчестве / П. А. Николаев. - М. : Изд-во Москов. ун-та, 1983. - 366 с.
159. Оботуров, В. А. Искреннее слово / В. А. Оботуров. -М. : Сов. писатель, 1987. - 256 с.
160. Очерки истории марийской литературы : В 2 ч. - Ч. 1. - Йошкар-Ола : Map. кн. изд-во, 1963. - 424 с.
161. Очерки истории мордовской советской литературы. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1956. - 226 с.
162. Павловский, А. И. Советская философская поэзия / А. И. Павловский. - Л. : Наука, 1984. - 180 с.
163. Пахомова, М. Ф. Эпос молодых литератур / М. Ф. Пахомова. -Л. : Наука, 1977.- 106 с.
164. Петров, В. Г. Взаимодействие традиций в младописьменных литературах : Национальный фольклор и русская классика / В. Г. Петров. -Новосибирск : Наука, 1987. - 338 с.
165. Поляков, М. Я. Цена пророчества и бунта / М. Я. Поляков. -М. : Сов. писатель, 1975. - 566 с.
166. Поспелов, Г. Н. Лирика : Среди литературных родов / Г. Н. Поспелов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 208 с.
167. Потебня, А. А. Эстетика и поэтика : Сб ст. / А. А. Потебня. -М. : Искусство, 1976. - 614 с.
168. Проблемы современной мордовской литературы : Сб. статей. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. - 271 с.
169. Проскурин, П. У каждого своя околица / П. Проскурин // Лит. Россия. - 1986. - 22 янв. - С. 18-22.
170. Родионов, В. Г. Чувашский стих : проблема становления и развития /
B. Г. Родионов. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 233 с.
171. Родионов, В. Г. Сеспель - цветок Земли и Неба (О жизни и творчестве великого чувашского поэта Михаила Сеспеля) / В. Г. Родионов. -Чебоксары: «Новое Время», 2009. - 384 с.
172. Рыленков, Н. И. Традиции и новаторство : Ст. о поэзии / Н. И. Рыленков. - М. : Сов. Россия, 1962. - 133 с.
173. Русское слово у колыбели мордовской литературы // Проблемы современной мордовской литературы. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. -
C. 40-120.
174. Самойленко, Г. В. Стихотворная сатира и юмор периода Великой Отечественной войны / Г. В. Самойленко. - Киев : Вища школа, 1977. - 137 с.
175. Сидельников, В. М. Писатель и народная поэзия / В. М. Сидельников. -М. : Современник, 1974. - 191 с.
176. Словарь литературных терминов. - М. : Просвещение, 1974. - 509 с.
177. Современная русская советская литература : В 2 ч. - Ч. 1. Литературный процесс 50-80-х годов / Под ред. А. Г. Бочарова, Г. А. Белой. - М. : Просвещение, 1987. - 256 с.
178. Соколов, А. H. Теория стиля / А. Н. Соколов. - М. : Искусство, 1968.-223 с.
179. Творческие взаимосвязи марийской литературы. -Йошкар-Ола : Map. кн. изд-во, 1968. - 216 с.
180. Тимофеев, JI. И. Основы теории литературы / JI. И. Тимофеев. -М. : Просвещение, 1976. - 548 с.
181. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - М. : Наука, 1977. - 165 с.
182. Федосеева, Е. А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 212 с.
183. Хмара, В. Н. Эстетический идеал и творчество / В. Н. Хмара. - М. : Сов. писатель, 1983. - 256 с.
184. Храпченко, М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М. Б. Храпченко. - М. : Худож. лит-ра, 1982. -431 с.
185. Черапкин, Н. И. В братском содружестве / Н. И. Черапкин. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. - 383 с.
186. Черапкин, Н. И. Притоки / Н. И. Черапкин. - М. : Современник, 1973.- 195 с.
187. Червяченко, Г. А. Поэма в советской литературе / Г. А. Червяченко. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов, ун-та, 1978. - 187 с.
188. Чеснокова, С. П. Марийская поэзия (Dissertations philologicae Uralice Universitatis Tartuen) / С. П. Чеснокова. - Тарту, 1988. - 159 с.
189. Чикина, Н. В. Современное состояние литературы на карельском языке / Н. В. Чикина. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. -120 с.
190. Шаронова, Е. А. О пафосе поэзии А. М. Шаронова / Е. А. Шаронова // Русский язык в контексте национальной культуры:
материалы Всерос. науч. конф. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. -С. 475^80.
191. Шаронова, Е. А. Книга А. М. Шаронова «На земле Инешкипаза» как метажанровое образование / Е. А. Шаронова // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: Статьи и материалы второй междунар. научн. конф. - СПб: Государственная полярная академия, 2010. -С. 648-655.
192. Щербина, Р. Типическое и индивидуальное / Р. Щербина // Октябрь. - 1956. - № 2. - С. 175-182.
193. Эльяшевич, А. П. Единство цели - многообразие поисков / А. П. Эльяшевич. - Л. : Сов. писатель, 1985. - 494 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.