Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, доктор филологических наук Налдеева, Ольга Ивановна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 380
Оглавление диссертации доктор филологических наук Налдеева, Ольга Ивановна
Введение
Глава 1. Жанровая система поэзии как проблема научного 15 осмысления
1.1. Теоретические аспекты изучения проблемы жанров в 15 отечественном литературоведении
1.2. Поэтические жанры как объект изучения в литературо- 34 ведении Мордовии
Глава 2. Доминирующие жанры в современной мордовской 56 поэзии: типологический и структурный аспекты
2.1. Лирическое стихотворение как ведущий жанр в на- 56 циональной поэзии
2.2. Жанровые преференции в творчестве мордовских 112 авторов
Глава 3. Трансформация периферийных жанров в современной 162 мордовской поэзии
3.1. Традиция и рефлексия в субъектно-образной структуре 162 маргинальных жанров
3.2. Жанрово-тематический спектр сатирико-юмористической 206 поэзии
Глава 4. Основные тенденции развития лиро-эпических жанров на 245 современном этапе
4.1. Специфика баллады и художественные средства ее 245 выражения
4.2. Поэма как универсальный лиро-эпический жанровый 259 синтез
4.3. Художественно-эстетическое своеобразие романа в 296 стихах
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Современная мордовская поэма: традиции и новаторство: 1970-19902004 год, кандидат филологических наук Кочеткова, Наталья Николаевна
Своеобразие жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы2006 год, кандидат филологических наук Вельдяйкина, Елена Ивановна
Лирическое и эпическое в творчестве Артура Моро2005 год, кандидат филологических наук Гнатовская, Оксана Богдановна
Жанровая специфика современной осетинской поэзии: на примере творчества М.С. Дзасохова, Ш.Ф. Джикаева, К.Х. Ходова2010 год, кандидат филологических наук Хозиев, Борис Разденович
Комическое в мордовской литературе1998 год, доктор филологических наук Демин, Василий Иванович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанровая система современной мордовской поэзии: основные тенденции развития, поэтика»
Актуальность исследования. Характер эволюции современной мордовской поэзии наглядно свидетельствует о том, что этапы и основные тенденции ее развития находятся в прямой зависимости не только от специфических особенностей движения национальной культуры, но и литературного пространства России в целом. Последние десятилетия XX - начала XXI века представляют собой сложный и противоречивый процесс, неизбежно отображающийся в творчестве писателей. Свойственное данному времени переосмысление нравственных и художественных ценностей во многом определяет трансформацию поэтического мышления. Многомерность и разнохарактерность современных поэтических текстов, подвижность и открытость поэтического процесса обусловливают трудности их системно-научного осмысления. В решении проблемы выявления особенностей литературного процесса важную функцию выполняет категория жанра, ибо он «способен откликаться на разнообразные сигналы, идущие как от действительности, так и от литературного окружения и художественного прошлого» [269, с. И]. По авторитетному мнению ведущих отечественных литературоведов (И. О. Шайтанова, Н. Д. Тамарченко и др.), жанровый подход к исследованию наиболее продуктивен и с точки зрения изучения литературного процесса в целом, его движения и направлений, и для конкретизации творческой индивидуальности автора или литературной школы. Анализ поэзии сквозь призму жанровой специфики дает возможность для подведения определенного итога как общетеоретических исследований, так и нового прочтения и восприятия конкретного художественного произведения, поскольку категория жанра необходима для адекватного понимания смысла литературных явлений.
Литературный жанр является, по существу, носителем устойчивых структурных принципов, которые в процессе развития литературы абстрагируются и находят воплощение в конкретном содержании. При этом следует учитывать, что он обладает чрезвычайной мобильностью, способностью обновляться, изменяться. Таким образом, в жанре сосуществуют два противоположных начала: стремление к постоянству традиционных форм и обновление, поиск новых жанровых разновидностей. По известному высказыванию М. М. Бахтина, «жанр всегда тот и не тот, всегда старый и новый одновременно. Он живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития» [47, с. 178-179]. Этот феномен постоянно открывает поле для исследования, рождает предпосылки для возникновения новых теорий и гипотез. В ситуации изучения специфики современной мордовской поэзии жанровый подход дает возможность раскрыть с максимальной полнотой значение традиций и новаторства для ее развития, определить важные художественно-эстетические ориентиры, отобразить ее национальный колорит. Современная мордовская поэзия, развивающаяся на мордовских (мокшанском, эрзянском) и русском языках, представлена большим количеством поэтов разных поколений, отличается значительными художественно-эстетическими достижениями в многообразных жанрах. Благодаря огромному пласту оригинальных мордовских поэтических текстов, переведенных на разные языки (преимущественно на русский и финно-угорские), возможность знакомства с национальной литературой Мордовии имеют и российские читатели. Широко известны за пределами региона имена поэтов А. В. Арапова, А. М. Доронина, Р. К. Орловой, И. А. Калинкина, Маризь Кемаль (Р. С. Кемайкиной), А. Д. Сульдиной и др.
Сложившаяся жанровая система современной мордовской поэзии в своем формировании испытывала закономерное влияние поэтических жанров родного фольклора, классической русской и современной российской поэзии, лучших образцов мировой поэтической классики, что обусловило возникновение достаточно сложного и многомерного жанрового организма. Выявление в данном феномене доминирующих и периферийных поэтических жан4 ров позволяет констатировать определенные отличия «жанрового контура» современной мордовской поэзии от поэзии иных национальных республик и российской в целом. Установление причин доминирования одних жанров и редких случаев обращения поэтов к другим позволяет глубже проникнуть в механизм современного поэтического мышления национальных авторов, выявить жанрово-стилевую специфику и особенности жанрообразования, определить жанровую систему мордовской поэзии последних десятилетий. Под жанровой системой современной мордовской поэзии мы понимаем всю совокупность лирических и лиро-эпических жанров и жанровых форм, обладающих более или менее устойчивыми характеристиками, представленных в литературной практике поэтов 1980 - 2000-х годов. Определение жанровой системы современной мордовской поэзии дает возможность объективно и всесторонне исследовать всю совокупность художественных достижений мордовских поэтов, наметить пути дальнейшего развития национальной лирики и лиро-эпики. Именно этим и обусловлена актуальность настоящего диссертационного исследования. Кроме того, она определяется недостаточной изученностью теории и специфики поэтических жанров и отсутствием комплексного аналитического исследования обозначенной нами проблемы.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы жанровой специфики лирики занимают значительное место в исследованиях российских ученых (С. Н. Бройтмана [62, 63, 64, 65], М. Л. Гаспарова [98, 99, 100], С. П. Гудковой [122, 123], Л.Я.Гинзбург [103, 104], И.Л.Гринберга [121], Г. Н. Поспелова [363, 364], В. Д. Сквозникова [393, 394], Л. В. Чернец [465, 466, 467] и др.), которые приходят к единому мнению о необходимости анализа как истории отдельных жанров, так и «системы жанров каждой данной эпохи» [280, с. 55].
Обозначенные проблемы находят решение и в работах ученых, исследующих поэзию Поволжья и Приуралья (А. В. Алешкин [15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22], В. М. Ванюшев [73], Ф. Г. Галиуллин [95, 96], В. Н. Демин [140], В.И.Демин [132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139], В. М. Макушкин [295, 5
296, 297], А. К. Микушев [310], В. Г. Родионов [380], Н. И. Черапкин [461, 462, 463, 464], Н. Г. Юзеев [491] и др.). Отмечается, что при общности судеб литератур народов России они имеют свои особенности, исследование которых возможно только при условии конкретного изучения каждой из них.
Одним из первых ученых, глубоко исследовавших своеобразие мордовской поэзии до 70-х годов XX века, является В. В. Горбунов [110, 111, 112, 113, 114]. Лирические жанры он классифицирует в зависимости от содержания изображаемых переживаний и их эстетического переосмысления, исследует особенности политической, гражданской, пейзажной и любовной лирики. Наряду с этим внутри каждой из ее разновидностей ученый пытается выделить наиболее значимые жанровые формы. В частности, его исследование становления и эволюции жанра мордовской баллады не потеряло актуальности и в настоящее время. Вопросы жанровой специфики, систематизации, функционирования и трансформации других жанров не вошли в круг исследуемых им проблем.
Для работ большинства современных мордовских литературоведов, изучающих национальную поэзию, характерен преимущественно историко-литературный ракурс (в ущерб теоретико-литературному).
Анализу многообразия мордовской поэзии посвящены монографии, сборники, отдельные статьи, обзоры и рецензии. Наиболее значимыми представляются работы Е. И. Азыркиной [2, 3, 4, 5, 6, 7], Г.И.Горбунова [115, 116, 117, 118], М. И. Малькиной [299, 300, 301, 302, 303], А. М. Каторовой [200, 201, 202, 203, 204, 205, 206] , Т. И. Кубанцева [249, 250, 251, 252, 253, 254] и др.* Чаще всего исследователи концентрируют внимание на творчестве отдельных поэтов и на конкретных проблемах развития мордовской поэзии. Так, женская поэзия (творчество П. В. Алешиной, М. И. Малькиной, Р. К. Орловой) явилась объектом изучения Е. И. Азыркиной. Вопросы мор Наряду с перечисленными авторами изучением современной поэзии Мордовии занимаются Е. В. Баранова, О. Б. Гнатовская, С. П. Гудкова, С. Н. Кедяркин, С. Н. Степин, Т. В. Тулкина. довского стихосложения легли в основу исследований М. И. Малькиной, А. М. Каторовой. Отдельные творческие портреты мордовских поэтов отражены в работах Г. И. Горбунова, Т. И. Кубанцева. Ряд публикаций по обозначенным проблемам принадлежит автору диссертации. Поэтические жанры сатирико-юмористического характера исследованы в многочисленных работах В. И. Демина. Ученый выявляет эволюцию, специфические особенности сатирического стихотворения, басни, эпиграммы, пародии и шаржа. Однако развитие современной поэзии, появление новых имен и художественных произведений требует постоянного внимания и к данным жанрам.
В национальном литературоведении наиболее разработанными в теоретико-литературном плане являются вопросы, связанные с развитием лиро-эпических жанров - баллады и поэмы. Так, исследование баллады нашло отражение в работах В. В. Горбунова, С. Г. Девяткина и др. Специфика мордовской поэмы выявлена в работах А. В. Алешкина, О. В. Кузнецовой. Кроме того, широта лиро-эпических жанров обусловила научный интерес авторов кандидатских диссертаций. Среди них следует отметить работы Н. Ф. Головановой, Е. Н. Киркиной, Н. Н. Кочетковой. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что при всей масштабности проделанной исследователями работы многие вопросы жанрового развития нуждаются в уточнении и серьезном научном осмыслении с учетом корпуса новейших художественных текстов.
Недостаточно освещен в литературоведении и жанр современного мордовского романа в стихах. Исследователи (А. В. Алешкин, Б. Е. Кирюшкин, Н. И. Черапкин) концентрировали внимание в основном на произведениях А. Д. Куторкина, созданных в середине XX века. Современный роман в стихах И. А. Калинкина «Ава ды лей» («Женщина и река») изучался преимущественно в контексте традиций и новаторства (Е. И. Вельдяйкина).
Таким образом, анализ имеющейся литературы привел к выводу о том, что, несмотря на наличие серьезных литературоведческих исследований, мордовская поэзия 1980-2000-х гг., отмеченная интенсивными идейно7 художественными, жанровыми и стилевыми исканиями, не являлась до настоящего времени предметом целостного научного осмысления.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении исследована жанровая система современной мордовской поэзии. Предложенный диссертантом принцип классификации жанровой системы, учитывающий развитие поэзии в аспекте освоения авторами доминирующих и периферийных жанров, позволил не только увидеть особенности поэтики произведения отдельного автора, но и определить закономерности развития жанровой системы, а также обозначить перспективы дальнейшего развития мордовской поэзии. В работе определена специфика поэтических жанров, выявлены основные тенденции их развития, проанализирована поэтика, обоснована связь жанров с исторической жанровой памятью, выявлено взаимодействие традиций и новаторства, изучены современные явления синтетического и переходного характера, подвергнут анализу корпус новейших художественных текстов мордовских авторов на мокшанском, эрзянском и русском языках.
Объектом исследования являются тенденции развития поэтики и многообразие жанровых форм современной мордовской поэзии.
Предметом исследования выступает жанровая система современной мордовской поэзии, сложившаяся под влиянием изменений в общественном сознании и социокультурном развитии последних десятилетий и обусловленная трансформацией поэтического мышления.
Материалом исследования послужили наиболее репрезентативные произведения современных мордовских поэтов: авторов, уже достигших признания и имеющих большой поэтический опыт (П. В. Алешина, А. В. Арапов, П. Я. Бардин, А. М. Доронин, Н. И. Ишуткин, И. А. Калинкин, Маризь Кемаль, С. В. Кинякин, В. А. Кригин, И. Н. Кудашкин, А. Д. Сульди-на, А. П. Тяпаев и др.), а также ставших известными в начале XXI века (М. Аникина, Л. Дергачева, М. Еремина (Левщанова), Т. Мокшанова,
Л. Рябова, О. Сусорева, Д. Таганов и др.). 8
Цель работы заключается в определении жанровой системы современной мордовской поэзии как целостного художественно-эстетического явления с учетом национального мировидения и творческой индивидуальности поэтов. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать современные концепции литературоведов, работающих в области истории литературы и литературной критики, отечественной теории, по проблемам жанра и жанровой классификации;
- выявить закономерности жанрового развития мордовской поэзии и обосновать правомерность выделения в ней доминирующих и периферийных жанров;
- определить доминирующие лирические жанры в современном поэтическом процессе;
- обозначить место и значение периферийных жанров в мордовской поэзии рубежа веков;
- исследовать основные тенденции развития лиро-эпических жанров современной мордовской поэзии: выявить национальную специфику баллады и раскрыть единство эпического и лирического начал в поэме;
- выявить специфику жанра романа в стихах, определить его значимость в современном литературном процессе и обозначить перспективы дальнейшего развития.
Методологическая основа исследования. В диссертационной работе использована совокупность методов литературоведческого анализа, наиболее целесообразная при решении поставленных исследовательских задач, представляющая собой синтез приемов типологического, сравнительно-исторического, компаративистского, мифологического, социокультурного, герменевтического методов. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды классиков российского литературоведения: С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Г. Д. Гачева, В. М. Жирмунского, В. В. Кожинова, Г. Н. Поспелова, Б. В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, О. М. Фрейденберг и 9 др. В общей концепции формирования значительную роль работы сыграли исследования современных литературоведов: С. Н. Бройтмана, М. Л. Гаспа-рова, Л. Я. Гинзбург, С. П. Гудковой, М. Н. Дарвина, С. И. Кормилова, Н. Л. Лейдермана, Ю. Б. Орлицкого, В. Д. Сквозникова, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, О. И. Федотова, В. Е. Хализева, И. О. Шайтанова и др.
Большое значение для достижения поставленных целей имели труды ученых-исследователей мордовской литературы: А. В. Алешкина, Г. И. Горбунова, В. В. Горбунова, В. И. Демина, А. М. Каторовой, Т. И. Кубанцева, В. М. Макушкина, Н. И. Черапкина и др.
Важную роль в решении проблем имели работы ученых, занимающихся проблемами развития литератур Поволжья и Приуралья: В. Н. Демина, Т. И. Зайцевой, Р. А. Кудрявцевой, А. Ф. Мышкиной, В. Г. Родионова и др.
Достоверность исследования обеспечивается применением совокупности методов, выработанных современной наукой о литературе, представляющих собой синтез традиционных и новых подходов к изучению отдельных литературных явлений и литературного процесса в целом, выбором круга наиболее признанных мордовских авторов и репрезентативных поэтических текстов.
Хронологические границы исследования охватывают период 19802000-х годов и определяются тем, что на этой стадии развития в общественной жизни России и Мордовии произошли важные политические и социальные преобразования, приведшие к трансформации не только художественного творчества, но и всей культуры в целом. Поэтическое пространство 19802000-х годов значительно обновилось, пополнилось новыми именами и произведениями. Обозначенные хронологические рамки позволили определить основные тенденции и закономерности современного поэтического процесса во взаимосвязи с предшествующим литературным развитием.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении системы жанров и жанровых форм современной мордовской поэзии, обусловленной взаимовлиянием литературных традиций и региональною этнических особенностей развития; установлении основных жанрово-стилевых тенденций ее формирования; выявлении национальной специфики функционирования традиционных жанров в пределах современной поэтической жанровой системы Мордовии; анализе поэтики жанров с учетом этнокультурной составляющей. Результаты исследования позволяют уточнить и углубить картину поэтического процесса, дополнить теорию жанров, вписать жанровые формы поэзии в контекст художественных открытий и экспериментов мордовской и финно-угорских литератур.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что применяемые в ней исследовательские подходы могут быть реализованы при создании полномасштабной истории мордовской поэзии ХХ-ХХ1 веков, при осуществлении комплексных исследований современного национального литературного процесса. Материалы исследования могут быть использованы при разработке вузовских дисциплин «История мордовской литературы», «Литература народов Российской Федерации», элективных курсов, связанных с изучением мордовской поэзии, для студентов и магистрантов университетов и педагогических институтов, при создании учебников и учебных пособий для студентов-филологов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Жанровая система современной мордовской поэзии предопределена творческим освоением авторами традиций, сложившихся в мировой, отечественной и национальной поэзии ХХ-ХХ1 вв., и новым художественным мышлением, связанным со значительными изменениями в социокультурном развитии региона и России в целом. Данная закономерность, во-первых, обусловливает некую стабильность и очерченность жанровых рамок, во-вторых, приводит к изменению и расширению поэтической жанровой системы.
2. Литературный жанр рассматривается, с одной стороны, как разновидность произведения, реально существующая в литературе, с другой - как определенная логически структурированная модель, основанная на сравнении конкретных художественных произведений и выступающая в качестве
11 их инварианта. При этом основным показателем является соотношение между теоретической моделью жанровой структуры и реальной жанровой картиной современного литературного процесса.
3. Современная мордовская поэзия представляет собой богатое наследие, имеющее эстетическую ценность не только для региональной, но и общероссийской культуры. Перспективным подходом к ее изучению является выявление доминирующих и периферийных жанров, позволяющее констатировать определенные отличия «жанрового контура» современной мордовской поэзии от поэзии иных национальных республик и российской поэзии в целом.
4. Доминирующими в современной мордовской поэзии выступают стихотворение, послание, элегия и песня - гибкие и подвижные жанры, чутко ощущающие и реагирующие на динамичные социально-культурные преобразования. Превалирует среди них жанр лирического стихотворения, составляющего основной массив мордовских поэтических текстов на всем протяжении развития национальной поэзии. Факт преобладания на современном этапе развития поэзии жанра литературной песни обусловлен этническими особенностями, выраженными в особом поэтическом складе мировоззрения мордовского народа.
5. Особое место в мордовской поэзии занимают периферийные жанры лирической (ода, сонет, поэтическая молитва, стихотворная миниатюра, сатирическое стихотворение, частушка, эпиграмма, пародия, шарж) и лиро-эпической поэзии (басня, баллада, поэма, роман в стихах), отражающие определенные признаки этнической картины мира, дающие в совокупности объективное представление об особенностях развития национальной литературы.
6. Современная сатирико-юмористическая поэзия, являясь особым феноменом в мордовской литературе, представлена жанрами сатирического стихотворения, басней, эпиграммой, пародией, шаржем. Ее национальная специфика проявляется отчетливее всего в синтетических формах поэзии,
12 объединяющих жанровые признаки эпиграммы, шаржа, пародии и дружеского послания («Аф кяжиямга» - «Не в обиду»; «Ялгань шнамат-сингорямат» - «Дружеские насмешки»).
7. В современной мордовской поэзии имеет место и жанр баллады, проявивший способность адаптироваться к новым условиям, сохранив при этом особенности поэтики. Баллада значительно расширила свои жанровые границы, вступив во взаимодействие с поэмой и другими жанрами.
8. Максимальными жанровыми вариациями представлена в национальной поэзии изучаемого периода мордовская поэма. В лучших поэмах представлены колоритные образы, в которых через яркие художественные детали изображаются существенные национальные черты характера современника. Специфика современной поэзии с ее динамикой и эклектизмом обусловливает разные вариации авторских творений.
9. Уникальным явлением в современной мордовской поэзии является жанр «романа в стихах», что свидетельствует о преемственности традиций и новаторства. Используя лучшие достижения жанра середины XX века (А. Д. Куторкин «Ламзурь», «Покш ки лангсо умарина» - «Яблоня у большой дороги»), И. А. Калинкин расширил его границы до синтетического явления, основанного на пересечении лирических, эпических и драматических жанров.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева». Основные положения, содержание и выводы диссертации отражены более чем в 60 публикациях, в том числе в двух монографиях («Жанровая система поэзии Мордовии (генезис, эволюция, поэтика)»; «Современная мордовская поэзия: основные тенденции и художественные ориентиры») и 20 статьях, опубликованных в изданиях, входящих в перечень ВАК. Результаты работы излагались в форме докладов на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе международных: «V Всемирный конгресс финно
13 угорского народа» (Ханты-Мансийск, 2008), «Этнокультурное и этноконфес-сиональное образование: проблемы и перспективы развития» (Саранск, 2008), «Актуальные проблемы современной фольклористики» (Казань, 2009), «Социокультурные традиции Поволжья и Приуралья в контексте интегра-тивных связей» (Саранск, 2012), «Образование в современном мире: новое время - новые решения» (Саранск, 2012), «Проблемы поэтики и стиховедения» (Алматы, 2012) и др.; всероссийских: «История, образование и культура Поволжья» (Саранск, 1997), «Традиции и инновации в филологической подготовке учителя-словесника» (Саранск, 2002), «Мордовская филология в контексте национальной культуры» (Саранск, 2006), «Межкультурные связи в системе литературного образования» (Саранск, 2008), «Продуктивные технологии организации исследовательской деятельности» (Арзамас, 2009), «Социально-гуманитарное знание и общественное развитие» (Саранск, 2009), «Язык и литература в поликультурном пространстве: теоретические и прикладные аспекты» (Саранск, 2010), «Художественное пространство Республики Мордовия в контексте интегративных связей (теория, методика, методология)» (Саранск, 2011) и др.; региональных: «Истоки православного сознания и самосознания народов Поволжья» (Саранск, 2006), «М. И. Безбородов и современность» (Саранск, 2007), «Методология гуманитарного знания» (Саранск, 2007), «Интеграция науки и культуры в образовательное пространство: молодежный взгляд» (Саранск, 2011) и др. Отдельные положения исследования апробированы в ходе выполнения проекта Министерства образования и науки РФ в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво развивающегося общества» (соглашение № 14.ВЗ 7.21.0989 от 7 сентября 2012 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Жанровые трансформации в русской поэзии первой трети ХХ века2009 год, доктор филологических наук Боровская, Анна Александровна
Сказовые формы мордовской литературы2002 год, кандидат филологических наук Шеянова, Ирина Ивановна
Творчество Ш. Казиева и табасаранский литературный процесс 1970-90-х гг.2009 год, кандидат филологических наук Магомедов, Закир Мустафаевич
Жанровая система поэзии И.А. Бунина2005 год, кандидат филологических наук Иншакова, Юлия Григорьевна
Эволюция жанра баллады в эпической поэзии мордвы2009 год, кандидат филологических наук Голованова, Наталья Федоровна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Налдеева, Ольга Ивановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литературе каждого исторического периода присуща своя система жанров. Любой художественный текст должен быть мотивирован с учетом специфики выбранного жанра. Лирика в этом плане очень консервативна: она воплощает поэтическую информацию, следовательно, все ее составные элементы заранее ожидаемы и вместе с тем неожиданны. Эту двойственность жанра отмечал М. М. Бахтин: «Литературный жанр по самой своей природе отражает наиболее устойчивые, "вековечные" традиции развития литературы. В жанре всегда сохраняются неумирающие элементы архаики. Правда, эта архаика сохраняется в нем только благодаря постоянному ее обновлению, осовременению. Жанр всегда тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало» [47, с. 141]. Жанры лирики претерпели существенную трансформацию, являющуюся естественным результатом процесса развития.
Мордовская поэзия 1980-2000-х гг. демонстрирует пример сосуществования множественности голосов и многообразия жанров в одном пространстве. Творческая свобода поэтов, ставшая результатом изменений в общественной жизни конца 80-90-х годов XX века, внимание и поддержка национальных языков и культуры со стороны государственной власти и общественных организаций, рост национального самосознания способствуют интенсивному развитию мордовской поэзии. Активизация творческих поисков авторов привела к изменению и расширению жанровой системы современной мордовской поэзии, которая представляет собой сложное и неоднородное явление, отражая, с одной стороны, определенную стабильность и очерченность границ, с другой - живую динамику, изменчивость и мобильность жанровых форм поэзии, являя собой ряд доминирующих и периферийных жанров. Среди доминирующих лирических жанров (стихотворение, элегия, послание, песня) ведущую позицию занимает лирическое стихотворение, привлекающее поэтов своей доступностью, возможностью воспроизведения
324 всей гаммы чувств, обращены к разнообразной тематике, небольшим объемом. В зависимости от нравственной и эстетической концепции автора, от исторической формации меняется содержательная часть лирического стихотворения. Так, если в начале XX века преобладали произведения сопоставительного характера («раньше и теперь»), то в 30-е годы они обретают больше пафосности, тенденциозности. Стихотворениям военного периода присущи призывность, патетика. В 50-70-е годы XX века они получают социально-политическую направленность. На смену гражданственности приходит лирика философских обобщений, публицистической остроты. В современный период эта тенденция сохраняется в творчестве авторов старшего поколения, молодым же в большей степени свойственна медитативная лирика.
Наряду с жанром лирического стихотворения, поэты отдают должное жанру послания. На протяжении литературного процесса он видоизменялся, но главным критерием всегда оставалась обращенность к конкретному субъекту. В начале XX века послания отличались особой доверительностью, искренностью, теплотой. В данной форме представлены разнообразные обращения (к мордовскому народу, друзьям), призывы (смелее живите, проснитесь), отличающиеся символикой и обобщенностью образов.
В годы Великой Отечественной войны для послания характерны содержательные и формообразующие факторы: широкие картины жизни родного края; особый склад стихотворной речи, включающий много афоризмов, метафорических образов, ассоциаций и подтекст. В 60-80-е годы XX века послание обретает черты гимна малой родине. В современный период стилевая система послания становится «разомкнутой». Автор может прямо «реплицировать» чужое слово, перефразировать текст адресата, создавать аллюзии на его стилевую манеру и т. д.
Значительное место в мордовской поэзии занимает элегия, сложившаяся на основе народных песен и причитаний. Скорбно-печальная эмоциональная окраска, присущая фольклору, сохраняется в литературной элегии до настоящего времени. Элегические мотивы были свойственны уже зачинателям
325 мордовской литературы (М. Безбородову, П. Кириллову и др.), которые постоянно вводили их в художественную ткань пейзажной лирики. Элегии часто встречаются в творчестве А. Моро. В период Великой Отечественной войны и послевоенные годы элегия была вытеснена другими формами, в частности лирико-патриотическим стихотворением. Немного позже, начиная с 50-х годов, элегия принимает характер реквиема, посвященного памяти погибших воинов. Данная ее разновидность регулярно встречается во второй половине XX века. В ней передается чувство скорби от потери известных деятелей культуры, литературы и других значимых фигур. В современной поэзии элегия - достаточно распространенный жанр, присутствующий в творчестве П. Алешиной, М. Кемаль, В. Нестерова, Л. Дергачевой и др. В их произведениях проявляется обостренное внимание к внутреннему миру личности, к извечным вопросам жизни и смерти, коренных целей бытия и т. д.
Одним из первых и устойчивых жанров в мордовской поэзии является песня. Сборники песен 3. Ф. Дорофеева («Песни и думы народного учителя», «Эсь моронеке») свидетельствуют о тесной связи жанра с устным народным творчеством. В песнях первой половины XX века находят поэтическое воплощение быт, нравы, обычаи и чаяния народа. Причем до 1980-х годов жанру были присущи большая пафосность, патетика. В современный же период круг жанровых разновидностей песни гораздо расширяется: чаще стали встречаться колыбельные песни, созданные совсем молодыми авторами (М. Аникиной, М. Ереминой); песни, соотнесенные с жанровыми разновидностями фольклорных произведений («Кели Масланця» В. Кригина); появляется синтез лирической песни и духовной поэзии («Вай, Иисус» В. Нестерова). В целом жанровая природа современной мордовской песенной лирики определяется, с одной стороны, ориентацией на фольклорную традицию, с другой - влиянием на творчество поэтов музыкальных жанров. Лиризация и усиление эпического начала - два взаимосвязанных явления в песенном жанре, раскрывающие внутреннюю динамику его обновления.
В числе периферийных жанров современной мордовской поэзии немаловажную роль играют ода, сонет, стихотворная миниатюра - «нурька стихть», частушка - «сиде моронят», поэтическая молитва. На протяжениии своего развития ода существенно трансформировалась. Одним из первых в мордовской литературе к жанру оды обратился А. Моро («Мон эрзян, пря-сто пильгс эрзян.», «Ода В. И. Ленинэнь лемсэ библиотекантень»). Пройдя долгий путь, жанр тематически обогатился, расширилось его содержание, углубилась проникновенность лирического переживания. Тем не менее, главная функция жанра - воспевание, прославление, патетика - сохранилась. Среди современных авторов оды создает А. Сульдина («Ода», «Ода коневон-тень»), максимально приближены к этому жанру некоторые стихи И. Кудашкина, воспевающие красоту родного края. Однако ода уже теряет позиции, ее сменяет одическая поэзия, где наглядно воплощаются черты одического жанра и стиля, особый патетический настрой и движение поэтической мысли-переживания.
Введение в мордовскую поэзию жанра сонета связано с именем А. Моро. В своих первых сонетах автор ориентировался на устное народное творчество и русскую литературу в лице А. Пушкина, А. Кольцова, Д. Бедного, В. Маяковского и С. Есенина. Появление венка сонетов в мордовской литературе связано с творчеством М. Бебана («Вень поезтт»). Автор усиливает художественные возможности жанра, включая различные повторы, устно-поэтические символы, что придает произведению несомненный национальный колорит. Наиболее популярными в современной поэзии являются венки-посвящения («Ине эрьзянень пшкадема», «Аванень» И. Калинкина, «.Инксот эрян» Р. Орловой и др.). Несомненного художественного мастерства достигли авторы в любовных сонетах (В. Кригин, Р. Орлова), в которых чувства окрашены сомнениями и поисками, верой и отчаянием. Национальные особенности проявляются в тяготении поэтов к расширению лексического словаря поэзии: использованию древних, исконно мордовских выражений, ярких метафор и сравнений.
327
В целом для мордовского сонета характерны преобладание построения английского типа (реже встречаются итальянский и французский типы); не излишне простой и не нарочито изысканный характер рифмы; синтаксическая завершенность катренов, дистихов и терцетов; разнообразная рифмовка; схема «тема - развитие - итог» (гораздо реже «тема - развитие - антитеза -синтез»).
В 60-е годы XX века в мордовской поэзии формируется жанр поэтической миниатюры. Его истоки ведут к более раннему периоду, но как самостоятельный жанр лирическая миниатюра стала осознаваться только в последней трети столетия. Условно жанр можно разделить на три разновидности: пейзажную, лирическую и философскую миниатюры. Для предшествующих лет наиболее типичны первые две разновидности, для современности - третья. Своеобразие пейзажной миниатюры проявляется в обращении к деталям, к выразительным возможностям языка. При этом четко высвечиваются две тенденции - стремление к простоте изобразительно-выразительных средств и к яркой образности. В пейзажной миниатюре чувство природы связано с чувством родины, несущим в себе этнографические черты. Национальное ее своеобразие ярко раскрыто в творчестве И. Кудаш-кина. Лирическое начало миниатюра приобретает в произведениях Н. Цили-кина. Необъятное чувство любви, сложный внутренний мир лирического героя автору удается показать в малом поэтическом объеме. Философскую окрашенность имеют миниатюры Н. Ишуткина, Ч. Журавлева. В них преобладают аналитическая мысль, творческая энергия, чему во многом способствует переосмысление неисчерпаемых богатств народной поэзии и философской мудрости.
Постепенно уступает свои позиции в мордовской поэзии частушка. Особенной популярностью она отличалась в начале XX века благодаря творчеству мокшанских поэтов Т. Салмыксова, М. Безбородова, П. Левчаева, эрзянских В. Архипова, И. Суняйкина. Звучная и легко запоминающаяся, небольшая по объему частушка была наиболее доступной для малограмотного
328 населения. Она оставалась довольно распространенным жанром и в военные, и в послевоенные годы, обретя значительный тематический спектр. Утрачивая свои позиции, этот жанр полностью не исчезает. В творчестве современных авторов частушка занимает определенное место. В поэзии С. Кинякина идейно-тематический диапазон частушек очень широк. Предметом отражения становится любое событие местного, районного, общегосударственного или мирового значения: приватизация, ваучеризация, назначение нового местного начальства и т. п. Следует отметить, что преобладают тексты социального содержания. Отличительной чертой произведений стало то, что практически все осуществляемые преобразования представлены в ироническом свете.
В современной поэзии встречаются и частушки о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой, общественной и социальной весьма условна. Отношения влюбленных почти всегда соответствуют колориту эпохи, времени, дня.
Для частушек обязательна рифма, которая способствует определенной организации поэтического материала. В большинстве произведений этого жанра встречается неполная перекрестная рифма, когда рифмуются вторая и четвертая строки. Широко используются языковые средства не только нормированной, литературной речи, но и нелитературные, особенно просторечные, со сниженной окраской.
В современной мордовской лирике возникает новый жанр, который претендует на самостоятельное существование, - поэтическая молитва. Его развитие связано с политическими изменениями 80-х годов XX века. Демократизация, исчезновение партийной идеологии приводят к возрождению духовных ценностей, поискам истины. В свою очередь, меняется содержательная часть творчества авторов. Для выражения внутреннего мира героя страж-дующего, ищущего наиболее приемлемой становится форма молитвы, столь популярной у христиан. Наиболее ярко жанр поэтической молитвы нашел воплощение в творчестве В. Нестерова («Молитва»). Часто к данному жанру
329 обращаются Р. Орлова, Н. Циликин, П. Алешина и др. По подобию церковной молитвы литературная может иметь форму просительной, благодарственной или прославляющей с заметным превосходством первых двух видов. В отличие от церковной молитвы с ее четкой структурной композицией (личное обращение, изложение предмета и оснований), художественный лирический текст может не иметь всех этих элементов. В любом случае, говоря о поэтической молитве, речь следует вести не о переложении псалмов или молитв, а о стилизации духовной молитвы в лирике.
Специфическая черта мордовского менталитета, выраженная в особом юморе, иронии, объясняет существование в современной мордовской поэзии сатирико-юмористических жанров (сатирическое стихотворение, басня, эпиграмма, пародия, шарж). Стремление к созданию эквивалента классической пародии в мордовской-мокша поэзии привело к возникновению новых жанровых образований («ялгань шнамат-сингорямат», «аф кяжиямга»), сочетающих в себе черты пародии, эпиграммы, шаржа и дружеского послания. Для сатирико-юмористических жанров в национальных газетах, журналах «Мокша» и «Сятко» отведены специальные рубрики («Палакс», «Сэме» и т. п).
Наиболее популярным среди сатирико-юмористических жанров является сатирическое стихотворение, при создании которого поэты используют приемы прямого обличения, сатирического портрета, иронического монолога. Открытая насмешка переплетается с ироническим осмеянием, связанным с игрой слов, комическим употреблением фразеологии. Образ раскрывается с помощью лаконического выражения, иносказания, остроты, условности.
Пройдя сложный путь развития, современная мордовская басня расширилась тематически и художественно обогатилась. Баснописцев больше привлекают противоречия этического характера, что ведет к анализу внутренней сущности человека. Поэты сатирически изображают несоответствие слов и поступков героев, философски осмысляют духовный мир современника. Кроме того, басня на всех этапах развития характеризовалась злободневностью, актуальностью, сатирической остротой.
В последние годы жанры эпиграммы, пародии, шаржа в чистом виде встречаются нечасто: происходят их синтез и гибридизация. В сатирических текстах А. Тяпаева, И. Шумилкина, В. Лобанова обнаруживается сплав частушки, басни, пародийной песни, призыва, афоризма и эпиграммы. Каждый из них при решении творческих задач неизбежно обращается к готовому арсеналу художественных форм и изобразительно-выразительных средств, выработанному устным народным творчеством.
Особый пласт в жанровой парадигме мордовской поэзии составляют произведения синтетического характера (баллада, поэма, роман в стихах). Исторический срез развития баллады показывает, что данный жанр способен адаптироваться к различным эпохам, персонажам и событиям, сохраняя при этом особенности своей поэтики и эстетики. Для баллады характерна замкнутая синтетическая структура, в которой эпическое, лирическое и драматическое начала образуют взаимосвязанное целое со специфическими функциями.
К числу наиболее распространенных жанров лиро-эпического характера относится поэма. Ее становление восходит к 30-м годам XX века и связано с именем М. Безбородова. Большой вклад в развитие жанра внесли А. Моро, П. Гайни, А. Малькин, И. Девин, А. Мартынов, И. Кудашкин, И. Калинкин, С. Кинякин и многие другие. Отличительными чертами современной поэмы становятся внутренняя неоднородность и жанровая диффузность. Современные поэты демонстрируют большое число ее жанрово-видовых моделей, среди которых доминирует поэма с сюжетно-повествовательной основой (изображение прошедших событий, портретных характеристик, отрывочных разговоров, точных имен, географических названий, деталей быта, образов-символов и т. д.). В современной словесности заметное место занимает лирическая поэма с ассоциативно-метафорическим началом.
Подчеркнутый дидактизм, назидательность, педагогичность становятся важными художественными составляющими лирико-дидактических поэм А. Тяпаева. Эта направленность не только «маскирует» грустное лирическое переживание, но и способствует объяснению отношения лирического героя к настоящему и прошлому страны, оценке истории русской литературы, определению места поэта в обществе.
Особое место в ряду лиро-эпических произведений занимает «Пиче вирь» И. Калинкина. В большей степени произведение относится к жанру стихотворной повести, для которой характерны множество ярко выделенных сюжетных линий, наличие конфликта, большое количество действующих лиц, монологи, диалоги и т. д. В современной поэзии грань между сюжетно-повествовательной поэмой и повестью в стихах настолько стерта, что чаще она устанавливается с оценочной целью, чем с точки зрения типологии жанра. Нестандартность произведения дает основание для высокой оценки критиков, литературоведов и читателей.
Отличительной чертой практически всех финно-угорских литератур, даже на современном этапе развития, является сохраняющаяся в них поэтическая традиция, идущая от устно-поэтического творчества родного народа. Этот феномен объясняет «живучесть» жанра романа в стихах и постоянное обращение к нему авторов. Наиболее убедительно это выглядит в творчестве И. Калинкина, в частности в созданном им романе в стихах «Ава ды лей», ярко отражающем важнейшие стороны национального мировоззрения, нравственно-эстетические ценности и идеалы.
Изучение развития мордовской поэзии, конкретный анализ поэтических жанров позволили сформулировать теоретические предпосылки, найти правильный подход к классификации лирики, определить динамику взаимоотношений субъекта и объекта, обусловливающую выбор жанровой модификации и мотивацию идейно-художественного единства текста.
Как показывает исследование, мордовская поэзия на всем протяжении развития испытывает влияние исторического опыта лирики и жанровой па
332 мяти. Современная лирика Мордовии не изменила ее специфических черт, но способствовала формированию новых жанровых модификаций и значительно трансформировала традиционные жанры.
В различные исторические периоды в поэзии Мордовии задавали тон разные жанры и жанровые разновидности. В последние десятилетия идет интенсивный процесс синтеза жанровых форм. Жанры лирики обогащают друг друга, не стирая при этом своих разграничительных рубежей. Под влиянием ярких творческих индивидуальностей происходит разносторонняя и глубокая жанровая трансформация. Тем не менее, следует подчеркнуть, что воздействие жанровой традиции полностью не исчезает, но проявляется не столь прямо и открыто. Лирические жанры то удаляются от классических канонов, то вновь максимально приближаются к ним. Уникальную ценность достигают прежде всего те произведения, в которых наблюдается синтез традиций и новаторства.
Являясь органической частью одной из финно-угорских литератур, мордовская лирика имеет и специфические черты, обусловленные контекстом национальной культуры.
Для большинства поэтов устно-поэтическое творчество народа остается одним из сильнейших импульсов для творчества. Народная поэзия служит неисчерпаемым источником познания народа, его мировоззрения и идейно-эстетических предпочтений. В современном поэтическом мире формы обращения к фольклору становятся еще разнообразнее и все сложнее поддаются выделению. Преобладание внутреннего, скрытого, имплицитного характера использования устно-поэтического творчества заметно при анализе идей, смысла, ассоциаций, символов и поэтических образов. Вместе с тем поэты продолжают опираться на такие популярные формы обработки фольклорных произведений, как стилизация, цитирование, включение в современное произведение традиционных изобразительно-выразительных средств: постоянных эпитетов, сравнений, метафор и т. д. Гораздо чаще стала использоваться народная символика, позволяющая с помощью ассоциаций передать глубокий смысл подтекста в небольшом объеме лирического произведения.
Особенности мордовских языков и ритмические традиции фольклора объясняют частоту обращения поэтов к двусложным размерам, особенно хорею. В области стихосложения заметно не только следование устоявшимся традициям, но и появление новаторских исканий, стремление к богатой, неожиданной рифме, желание с помощью ассоциативного начала лаконично выразить масштабные идеи. Все это свидетельствует о тенденции к максимальному использованию экспрессивно-эстетических ресурсов языка всех уровней для более точного отражения авторского замысла.
В то же время мордовские художники поэтического слова опираются на опыт предшественников разных эпох и народов, однако преобладают тесные литературные контакты с русской поэзией.
В целом современному жанровому мышлению присущ синтетический характер, поэты редко обозначают жанровую принадлежность своего произведения. Основной массив лирических текстов содержит имплицитный характер жанрового определения, находящий выражение в трансформации, размывании жанровых границ, скрещивании жанров друг с другом.
Изучение жанровой системы мордовской поэзии конца XX - начала XXI века является важным этапом в создании жанровой истории поэзии финно-угорских народов.
В заключение следует сказать, что мы отнюдь не претендуем на исчерпывающее решение поставленных в работе проблем. Некоторые положения могут показаться спорными и предполагают дискуссию, что является продуктивным составляющим любой науки.
Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Налдеева, Ольга Ивановна, 2013 год
1. Азыркина Е. И. Видешиса эрямась пяк стака / Е. И. Азыркина // Мокша. 2001. - № 8. - С. 102-109.
2. Азыркина, Е. И. Катк улихть аруфт-аруфт ваймоньке = Пусть наши души будут чище / Е. И. Азыркина // Мокша. 2011. - №3.— С. 113-119.
3. Азыркина Е. И. Поэтонь лямбе пильгокитне / Е. И. Азыркина // Мокша. 2002. - № 8-9. - С. 106-112.
4. Азыркина Е. И. Тенденции развития современной мордовской литературы / Е. И. Азыркина // Ассоциация финно-угорских литератур : информационное издание / под ред. Т. Ю. Усмановой. Ханты-Мансийск, 2004. - № 6. - С. 32-47.
5. Азыркина Е. И. Тядя лаца ласьфниняй. / Е. И. Азыркина // Мокша. 1999. - № 4. - С. 89-92.
6. Азыркина Е. И. Эпические традиции в современной мордовской литературе / Е. И. Азыркина // Фольклор и эпос финно-угорских народов : материалы VIII Междунар. конгр. финно-угор. писателей / сост. Е. Д. Айпин. Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2004. -С. 52-58.
7. Актуальные проблемы финно-угорской филологии : материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию И. С. Галкина / рекол.: Г. Л. Соколова и др.. Йошкар-Ола : Изд-во Map. гос. ун-та, 2003.-362 с.
8. Алексеева Н. Ю. Русская ода: Развитие одической формы в ХУП-ХУШ веках / Ю. Н. Алексеева. СПб. : Наука, 2005. - 369 с.
9. Алешина П. Азка, варма = Скажи-ка, ветер / П. Алешина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 152 с.
10. Алешина П. Баллада пинеть колга = Баллада о собаке / П. Алешина // Мокша. 2004. - № 10. - С. 8.
11. Алешина П. Казендеда аватненди панчфт. = Дарите женщинам цветы. / П. Алешина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2010. -192 с.
12. Алешина П. Простяйть, шкабаваз = Прости их, Господи / П. Алешина // Мокша. 2008. - № 3. - С. 18.
13. Алешина П. Тят ета вакскан = Не обойди меня / П. Алешина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1996. - 96 с.
14. Алешкин А. В. Авань толмархт = Женские костры /
15. A. В. Алешкин // Мокша. 2000. - № 4. - С. 85-97.
16. Алешкин, А. В. Арьсемат = Размышления / А. В. Алешкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. - 200 с.
17. Алешкин А. В. Единство традиций / А. В. Алешкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1978. - 192 с.
18. Алешкин А. В. Земля родная песни мне дала : очерк творчества И. М. Девина / А. В. Алешкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1973.- 120 с.
19. Алешкин А. В. Формирование дооктябрьского мордовского историко-литературного процесса / А. В. Алешкин // VI Международный конгресс финно-угорских писателей : информ. сб. / сост.
20. B. И. Мишанина ; Ассоциация финно-угор. лит. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2000. - Вып. 4. - С. 34-41.
21. Алешкин А. В. Формирование мордовского историко-литературного процесса / А. В. Алешкин // Мордва : историкокультурные очерки / отв. ред. В. А. Балашов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - С. 552-576.
22. Алешкин А. В. Эпическая поэзия младописьменных народов Поволжья (дооктябрьский период) : учеб. пособие / А. В. Алешкин; Мордов. ун-т. Саранск, 1983. - 84 с.
23. Алешкин, А. В. Эпос дружбы: типология жанра поэмы в литературе народов Поволжья / А. В. Алешкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985.- 184 с.
24. Алешкина, С. А. Поэтика фольклоризма в русскоязычной лирике 3. Ф. Дорофеева / С. А. Алешкина // Окрыленные мечтания : поэзия, проза / З.Ф.Дорофеев. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. — С. 23-54.
25. Алешкина С. А. Формирование жанров и художественных традиций мордовской литературы конца XIX начала XX в. : автореф. дис. . канд. филол. наук / С. А. Алешкина. - Саранск, 1990. - 16 с.
26. Аникин С. В. Мордовские народные сказки / С. В. Аникин. СПб. : Родной М1ръ, 1909. - 104 с.
27. Аникина М. Ризноси ушеса пиземсь : стихт = Горюет на улице дождь : стихи / М. Аникина. Саранск : Книга, 2007. - 56 с.
28. Арапов А. В. Взмах : стихи / А. В. Арапов. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001.-112 с.
29. Арапов А. В. Жест : стихи / А. В. Арапов. Саранск : Книга, 2010.-256 с.
30. Арапов А. В. Московсто инже сась = Гость приехал из Москвы / А. В. Арапов // Сятко. 1988. - № 6. - С. 88.
31. Арапов А. В. Симан домка лисьмапрясто = Пью из глубокого родника / А. В. Арапов // Сятко. 2007. - № 8. - С. 112-118.
32. Арекеева С. Т. Движение эпохи движение литературы. Удмуртская литература XX века / С. Т. Арекеева. - Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 2002. - 262 с.
33. Арешка В. И. Литовская советская лирика (жанровая система) : ав-тореф. дис. . д-ра филол. наук / В. И. Арешка. Вильнюс, 1984. -45 с.
34. Аспект-1989 : исследования по мордовской литературе : труды / сост. и отв. ред. А. В. Алешкин. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990.-Вып. 96.-192 с.
35. Аспект-1991 : исследования по мордовской литературе: современный литературный процесс, вопросы поэтики жанров : труды / под ред. А. В. Алешкина. Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. - Вып. 106.-240 с.
36. Балашкин Н. Н. Колма вармат = Три ветра / Н. Н. Балашкин. Саранск : Книга, 2008. - 80 с.
37. Балашкин Н. Н. Ушу лисян = Выйду на улицу / Н. Н. Балашкин // Мокша. 2008. - № 7. - С. 119.40.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.