Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Керимова, Джамиля Рамазановна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 190
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана»
Проблема взаимодействия человека и природы на рубеже XXI века выдвинулась в ряд наиболее актуальных, глобальных. "Экологическая драма Земли находилась в тени опасности ядерного конфликта. Сейчас, когда тучи военного столкновения поредели, стало видно: "экологическая бомба" для человечества столь же опасна, как и ядерная".*) Поэтому с уровнем решения экологических вопросов связано выживание человека, всего живого на Земле.
Почти миллион лет человечество живет на планете Земля. Но до недавнего времени люди мало задумывались, что все ее богатства не вечны, что они нуждаются в охране и защите, пополнении и бережном отношении. Человек брал у природы ресурсы и не думал об их количестве и восстановлении, наивно считая природу неисчерпаемой в своих запасах. Сейчас проблема охраны природы встает все острей, негативные явления в изменении окружающей среды приближаются к той критической черте, за которой могут привести к разрушению биосферы. В охране нуждаются не только растения и животные, но и почва, вода, атмосфера.
Охрана окружающей среды - важнейшая общечеловеческая задача, которая имеет не только экономическое, социальное значение, но и охватывает вопросы культуры во всем ее многообразии. Человечество может выбраться из катастрофы сужающегося кольца глобальных проблем, только радикально перестроив нравственные основы своей жизни, только распространив этические нормы на природу. Человек обязан жить в рамках определенных экологических требований.
Культура экологическая, являющаяся частью общей, представляет единство естественно-научных знаний и ценного исторического, философского, нравственного и художественного опыта народов.
Процесс экологического воспитания личности является составной частью системы образования и воспитания, ориентирует на утверждение в сознании и деятельности человека принципов рационального природопользования, готовности и умения решать отдельные социально-экономические задачи без какого бы то ни было ущерба для окружающей среды и здоровья людей. Экологическое воспитание немыслимо вне исторически сложившихся традиций народа в отношении с природой, поэтому в процессе его формирования огромна роль этнопедагогики.
Выдающиеся педагоги: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский писали о необходимости использования богатого потенциала и многообразия воспитательных средств, заложенных в природной среде, подчеркивали неоценимую роль народного опыта в воспитании подрастающего поколения.
Современные исследователи также отмечают значение использования опыта народной педагогики в экологическом Боепитании. Фундаментальной основой данного исследования являются труды Г.Н.Волкова, где определены содержание и сущность народной педагогики, ее особенности и специфика. В работах В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, А.Ш. Гашимова, А.Э.Измайлова, Ю.А.Рудь, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе раскрывается своеобразие культур разных народов, богатство воспитательных средств устного и изобразительного фольклора, традиций, обрядов, которые необходимо использовать в воспитании подрастающего поколения. Многие важные стороны в сфере народного опыта воспитания раскрываются в исследованиях Ж. Бешимова, М.Б.Гуртуевой, Т.К.Исхакова,
A.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоева, А.П.Орловой, Р.М.Пашаевой.
Проблемам воспитания у школьников ответственного отношения к природе посвящены исследования И.Д.Зверева, А.Н.Захлеб-ного, Б.Г.Иоганзена, А.П.Сидельковского, И.П.Суравегиной. Вопросы формирования социально-экологической ответственности старшеклассников рассматриваются в диссертации Н.А.Птицыной. Социально-псэкологическая сущность национальной психологии, необходимость учета национально-психологических особенностей представителей разных народов в воспитательной работе в многонациональном коллективе раскрывается в трудах А.Ф.Дашдамирова,
B. Г. Крысько. E.H.Резникова.
Использование в начальной школе средств зт'нопедагогики для усиления зколого-воспитательного воздействия особенно важно. Известные педагоги и психологи - Л.И.Божович, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, подчеркивали, что присущие данной возрастной категории особенности и закономерности развития обуславливают интерес младших школьников к природе. В исследовании избранной нами проблемы большую роль имело изучение трудов, посвященных различным аспектам экологического воспитания младших школьников - В.С.Перекаловой, Л.П.Салеевой, В.М.Минаевой, Л.П.Печко, Г.С.Тарасенко. Важно было учесть и результаты исследований А.А.Плешакова, М.Н.СарыбекоЕа, С.И.Фоминой о средствах и условиях воспитания бережного отношения к природе у младших школьников.
Анализ научных источников свидетельствует не только об активизации внимания к проблемам экологического воспитания подрастающего поколения, но и позволяет сделать вывод о недостаточно основательном исследовании возможностей использования педагогического наследия в экологическом воспитании младших школьников.
Изучению педагогической культуры народов Дагестана, вопросам содержания, форм и методов трудового, нравственного, физического воспитания молодежи, проблемам бережного отношения к народным обычаям и традициям посвящены работы дагестанских ученых - Ф.З.Абакаровой, А.Алиева, А.Г.Булатовой, З.Т.Гасано-вой, А.М.Магомедова, З.И.Магомедовой, Ш.А.Мирзоева, Р.М.Пашае-вой. Однако, проблема экологического воспитания подрастающего поколения, особенно младших школьников, настоятельно требующая осмысления через опыт народной педагогики, не нашла достаточно полного отражения ни в научной литературе Дагестана, ни в практике школ республики/Отмеченное выше свидетельствует о том, что исследование проблем этнопедагогики является актуальным и перспективным. Заимствуя лучшие черты и качества из сокровищницы народной педагогики, выросли и воспитались многие поколения. В силу этого глубокое и систематическое изучение педагогических идеалов и опыта разных народов, раскрытие их богатого воспитательного потенциала, остается одной из важных и актуальных проблем.
Актуальность избранной темы.
Современная крайне неблагоприятная экологическая ситуация объективно предполагает необходимость сознательного и ответственного отношения личности к окружающей природе на основе знаний ее законов и закономерностей, требует серьезного совер
- б шенотвования экологического воспитания. В системе экологического воспитания подрастающего поколения исключительно важную роль играет начальная школа, так как именно здесь закладываются основы целостного представления о мире, начинает формироваться ответственное отношение к природной среде.
Состояние экологического воспитания младших школьников в Дагестане обуславливает необходимость активного использования в учебной и внеклассной работе богатого потенциала этнопеда-гогики. Народные знания природоведческого, природоохранного содержания - результат познания окружающей природы, многовекового опыта и наблюдений, практической деятельности в природной среде. Обращение к различным источникам духовной культуры дагестанского народа позволяет осмыслить заключенную в них мудрость по отношению к природе, опыт рационального природопользования, сохраняющего экологический баланс в природе и отражающего сознательное и ответственное отношение наших предков к природной среде.
Использование средств этнопедагогики в экологическом воспитании школьников Дагестана оказывает глубокое влияние на экологическое просвещение и общую культуру учащихся. Однако пока еще этот опыт этнопедагогики республики не востребован должным образом наукой и практикой. Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная научная разработка определили наше обращение к теме: "Этнопедагогичес-кое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана".
Объект исследования - этнопедагогические основы экологического воспитания школьников Дагестана.
Предмет исследования - использование народных традиций, обычаев, произведений устного поэтического творчества в экологическом воспитании младших школьников Дагестана.
Цель исследования - рассмотреть экологическую направленность этнопедагогического наследия народов и народностей Дагестана и выявить условия его эффективного использования в экологическом воспитании младших школьников республики.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику особенностей содержания, форм и методов использования этнопедагогического наследия в экологическом воспитании учащихся начальны}-: классов школ Дагестана.
2. Определить систему критериев и уровней экологической воспитанности школьников, разработать методику диагностирования ее сформированности у учащихся начальных классов.
3. Выявить условия эффективного использования средств эт-нопедагогики в экологическом воспитании младших школьников республики.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию экологического воспитания учащихся начальных классов школ Дагестана средствами этнопелагогики.
Гипотезой исследования является положение о том, что экологическое воспитание младших школьников будет происходить эффективно, если будет обеспечено:
- усиление экологической направленности преподавания предметов: "Природоведение", "Ознакомление с окружающим миром", "Родной язык", "Родная речь", "Русский язык" с использованием богатого воспитательного потенциала этнопедагогики;
- обеспечение межпредметных связей общеобразовательных дисциплин на основе использования средств этнопедагогики;
- формирование экологических знаний, умений и навыков младших школьников, усиление их познавательной активности, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности путем использования в учебной и внеклассной деятельности средств этнопедагогики;
- участие младших школьников в различных формах природоохранной деятельности с опорой на этнопедагогическое наследие.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения о диалектическом единстве природы и общества, их исторической взаимосвязи и социальной обусловленности; принципы объективности, целостного изучения явлений в их развитии и взаимосвязи, а также принципы историзма и системности при изучении концептуальных идей и положений видных ученых-педагогов, психологов, философов о сущности воспитания детей; при анализе этнопедагогического наследия с точки зрения его использования в экологическом воспитании школьников.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, философской, этнографической литературы, краеведческих материалов по проблемам экологического воспитания.
2. Изучение традиций и обычаев, произведений устного поэтического творчества народоЕ и народностей Дагестана с целью их использования в экологическом воспитании младших школьников.
3. Устные и письменные опросы школьников, целенаправленное наблюдение за их деятельностью.
4. Анализ продуктов творческой деятельности младших школьников.
5. Беседы и интервью.
6. Опытно-педагогическая работа.
Исследование проводилось с 1991 по 1995 годы. Базой опытно-педагогической работы стали городские и сельские школы Дагестана.
Этапы исследования;
I. 1991-1992 г.г. - изучение и анализ психолого-педагогической, философской, этнографической литературы, краеведческого материала по теме диссертации, что позволило определить теоретические основы, проблему и предмет исследования, исходные параметры опытной работы.
II. 1992-1993 г.г. - опытно-педагогическая работа, проверка научной гипотезы, корректировка программы в начальны?: клззсах с целью усиления экологического воспитания школьников на основе использования средств этнопедагогики, выработка критериев и уровней экологической воспитанности учащихся, выявление условий, при которых этнопедагогическое наследие становится фактором эффективности экологического воспитания младших школьников, организация различных форм природоохранной деятельности.
III. 1993-1995 г.г. - завершение опытно-педагогической работы, анализ и оформление результатов деятельности школьников, подведение итогов исследования, литературное оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
Этнопедагогическое наследие народов и народностей Дагестана впервые рассмотрено с точки зрения его экологической направленности. На основе изучения особенностей дагестанского фольклорного материала, обычаев и традиций дана характеристика философско-мировоззренческих корней духовной жизни народа и специфики формирования ответственного отношения к окружающей природе.
Раскрыты особенности использования средств дагестанской этнопедагогики в экологическом воспитании учащихся начальных классов.
В ходе опытно-педагогической работы исследованы формы использования средств этнопедагогики в процессе обучения и внеклассной воспитательной работы, в организации природоохранной деятельности в школах Дагестана.
Выявлены и обоснованы условия эффективного использования средств этнопедагогики в учебной и внеклассной воспитательной работе:
- соблюдение 1фаеведческого подхода, непосредственная связь с природоохранными традициями;
- учет уровня экологической воспитанности младших школьников с целью активизации их познавательной и практической деятельности;
- сознательное стремление педагогов к активному использованию этнопедагогического наследия в экологическом воспитании учащихся;
- осуществление межпредметных связей;
- внесение необходимых корректив в программно-методические материалы на основе анализа учебников и учебных пособий.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее научно обоснованные результаты направлены на внедрение в процесс экологического воспитания средств этнопедагогики природоохранного содержания, на совершенствование целенаправленной учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Автором диссертации разработаны рекомендации по совершенствованию процесса экологического воспитания младших школь: ников Дагестана средствами этнопедагогики.
В диссертации приведены рекомендации, обеспечивающие:
- корректировку учебных программ высших и средних специальных учебных заведений, готовящих кадры учителей для шксл Дагестана;
- организацию цикла бесед в институтах, на курсах усовершенствования учителей, на методических объединениях учителей по актуальным проблемам воспитания, использованию этнопедаго-гического наследия в экологическом воспитании школьникое;
- контроль за повышением уровня экологических знаний учителей республики;
- изучение, обобщение и популяризацию опыта школ по использованию этнопедагогического наследия в работе по экологическому воспитанию и превращение его в достояние педагогической общественности Дагестана;
- организацию научно-практических конференций;
- пересмотр содержания учебных программ и школьных учебников с точки зрения их наполнения материями об этнопедагс-гических традициях республики;
- расширение выпуска научно-методической литературы, отражающей опыт дагестанского народа, связанный с экологическим воспитанием, а также организация работы по повышению интереса к чтению такой литературы и у учителей, и у школьников.
Достоверность результатов исследования обеспечивается научной методологией, адекватностью методов исследования его целям, задачам и логике, проверкой разработанных рекомендаций в процессе опытно-педагогической работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в городских и сельских школах Дагестана, в выступлениях перед методистами, учителями начальных классов в Дагестанском институте усовершенствования учителей; в процессе участия на научно-практических конференциях в Институте молодежи, а также в ряде научных публикаций автора.
На защиту выносятся следующие положения;
1. Сущность экологической воспитанности отражает одно из целостных свойств личности, которое на основе экологических знаний обуславливает направленность ее жизнедеятельности, определяет такую мировоззренческую позицию, которая исходит не только из чисто экономической, но и из социальной ценности природы, обеспечивает ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и проявляется в непосредственной практической деятельности по охране природы. Экологическое воспитание школьников необходимо осуществлять с учетом Еозрастных, национальных особенностей, обычаев и традиций; специфически/; условий региональной среды, е соответствии с программными требованиями школы.
2. Б ряду важнейших особенностей содержания, форм и методов использования этнопедагогического наследия в экологическом воспитании школьников Дагестана прежде всего лежит идея всенародного уважения к природе, идеал поведения в природной среде, отражающий национальный характер дагестанского народа. Древние дагестанцы обожествляли природу, оберегали, считали заповедными леса, растущие вдоль источников. При рождении сына родители традиционно сажали деревья и ухаживали за ними. В основе народных праздников - праздника первой борозды, дня виноградаря и других - лежит традиционная любовь горцев к земле - кормилице и мечта о высоком урожае. Использование векового опыта общения с природой, сконцентрированного в традициях бережного отношения к земле, воде, хлебу, лесу, растительному и животному миру, обычаях рационального природопользования, мудрых заповедях по обращению с объектами природы, по охране лесных массивов, отдельных деревьев, животных, загадках, пословицах и поговорках и других источниках является важным средством воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
3. Система критериев экологической воспитанности младших школьников включает в себя: интеллектуальный - объем и качество знаний; ценностный - понимание непреходящей ценности природы и значения ее в жизни человека; действенно-практический -степень личного участия младших школьников в экологической деятельности. Выделены уровни экологической воспитанности младших школьников - "высокий", "средний", "низкий". Знание реального уровня экологической воспитанности учащихся является важным условием обеспечения эффективности эколого-воспитательного процесса и степени продвижения в развитии каждого ребенка.
4. Диагностический анализ первоначального уровня экологической воспитанности младших школьников позволил выявить у большинства из них низкий уровень экологических знаний, а отсюда - ограниченность личного участия и, соответственно, недооценка своей роли в природоохранной деятельности.
5. Причины низкого уровня экологических знаний учащихся обусловлены общим кризисом социально-экономических, политических устоев общества, деформацией системы нравственных ценностей, становлением потребительской психологии, а также кризисом государственных институтов воспитания, ослаблением воспитательной функции школы, отсутствием системности, целенаправленности в деятельности педагогических коллективов по экологическому воспитанию учащихся.
6. Анализ результатов опытно-педагогической работы показал, что эффективность экологического воспитания младших школьников обеспечивается реализацией совокупности условий. Это:
- выявление и использование особенностей средств этнопе-дагогики (природоохранного, природоведческого содержания) б экологическом воспитании подрастающего поколения в процессе обучения и в различных формах внеклассной и внешкольной работы;
- внесение корректив в программный материал, методические материалы для учителей согласно анализу учебников и пособий;
- учет принципа систематичности и творческого подхода в работе учителей по использованию средств этнопедагогики в процессе учебной и внеклассной деятельности;
- определение и учет первоначального уровня экологической воспитанности учащихся с целью повышения их познавательной и практической деятельности, формирования бережного отношения к природе;
- осуществление межпредметных связей в учебном процессе;
- целенаправленная систематическая работа всего педагогического коллектива по экологическому воспитанию подрастающего поколения.
7. Педагогическая целесообразность использования этнопе-дагогического наследия в экологическом воспитании учащихся начальных классов обуславливает необходимость поиска все более действенных форм и методов решения актуальных задач экологического воспитания как в процессе обучения, так и во внеклассной, внешкольной работе, семейном воспитании.
Цель и задачи исследования определили структуру и сод ержание работы. Она состоит иа введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект и предмет исследования, гипотеза, задачи, этапы и методы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
Во первой главе - "Теоретические основы экологического воспитания школьников средствами этнопедагогики" представлено состояние изученности проблем экологического воспитания школьников в психолого-педагогических и философских исследованиях; представлена характеристика средств дагестанской этнопедагогики с точки зрения многообразия и богатства их возможностей в экологическом воспитании детей; раскрыты особенности использования этнопедагогического наследия в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста республики.
Во второй главе - "Пути и условия эффективного использования средств этнопедагогики в экологическом воспитании младших школьников Дагестана" представлены критерии и уровни экологической воспитанности школьников; характеризуются условия эффективного использования средств этнопедагогики в экологическом воспитании младших школьников; даны методические рекомендации учителям.
В заключении подведены общие итоги исследования, изложены его основные выводы и сформулированы научно-практические рекомендации.
- 16
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника2005 год, кандидат педагогических наук Узденова, Зарема Кемаловна
Этнопедагогика дагестанской семьи2006 год, доктор педагогических наук Алиева, Бика Шапиевна
Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана2001 год, кандидат педагогических наук Исрафилов, Рамазан Салимханович
Этнопедагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях2008 год, кандидат педагогических наук Юдина, Елена Валерьевна
Эстетическое воспитание старшеклассников на художественном потенциале дагестанской народной песни2009 год, кандидат педагогических наук Ашурбекова, Мадина Гасанбалаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Керимова, Джамиля Рамазановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из актуальных проблем сохранения жизни на Земле стала охрана окружающей среды от негативных последствий НТР. Современное состояние окружающей среды, оказавшейся в трудном положении, сложилось не вдруг, сложные экологические проблемы накапливались годами, решение которых откладывалось день ото дня на завтра. Такое положение явилось во многом результатом экологической безграмотности людей.
Проблема охраны природы - проблема многогранная. Все отрасли науки имеют большее или меньшее отношение к вопросам взаимодействия общества и природы, ее охраны. Требуется комплексное изучение проблем современной экологической ситуации.
В современных условиях экологическое воспитание является неотъемлемой частью общей системы просвещения и воспитания подрастающего поколения, выступает в качестве аспекта любой из его сторон - духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового. Б связи с этим закономерно, что воспитание бережного и внимательного отношения к окружающей среде, расширение знаний и навыков, необходимых для ее охраны и улучшения, входят в программы учебной, внеклассной и внешкольной деятельности школьников.
В системе экологического воспитания школьников большую роль играет начальная школа, так как в силу возрастных особенностей детей младшего школьного возраста - любознательности. эмоциональной отзывчивости, податливости к воспитательным воздействиям, есть все предпосылки для их успешного развития. обучения и воспитания. В связи с этим представляется наиболее важным приобщение школьников, начиная именно с этого возраста, к этнопедагогическому наследию природоохранного содержания, имеющего большие возможности для экологического воспитания личности.
В ряду важнейших особенностей содержания, форм и методов использования этнопедагогического наследия в экологическом воспитании школьников Дагестана прежде всего лежит рщея всенародного уважения к природе, идеал поведения в природной среде, отражающий национальный характер дагестанского народа. Древние дагестанцы обожествляли природу, оберегали, считали заповедными леса, растущие вдоль источников. При рождении сына родители традиционно сажали деревья и ухаживали за ними. В основе народных праздников - праздника первой борозды, дня виноградаря и других - лежит традиционная любовь горцев к земле - кормилице и мечта о высоком урожае. Использование векового опыта общения с природой, сконцентрированного в традициях бережного отношения к земле, воде, хлебу, лесу, растительному и животному миру, обычаях рационального природопользования, мудрых заповедях по обращению с объектами природы, по охране лесных массивов, отдельных деревьев, животных, загадках, пословицах и поговорках и других источниках, является важным средством воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
В диссертации представлены результаты анализа учебников и программ для национальных школ Дагестана с целью выявления их возможностей в осуществлении экологического образования учащихся с опорой на воспитательный потенциал средств этнопедаго-гики. Выявлены следующие недостатки: отсутствие четко поставленной задачи по развитию эклогичеокой воспитанности младших л
10.' школьников; окуднооть использования народных знаний дагестанцев о природе в учебном материале по природоведению, чтению, родному и русскому языкам, трудовому обучению, изобразительному искусству; стихийность и несистематизированность подбора учителями материала о народном опыте общения с природой; несоответствие существующих учебников, программ, действующих сегодня в школах Дагестана, современным требованиям в области экологического образования и воспитания младших школьников; обучение учащихся начальны:-; классов ведется по централизованным учебника,I, а потому без учета национальных особенностей края, местного материала.
Проведенный анализ позволил выявить большие возможности использования средств дагестанской этнопедагогики природоведческого, природоохранного содержания в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной и внешкольной воспитательной работе с младшими школьниками.
Изучение существующего в школах Дагестана опыта по экологическому воспитанию младших школьников позволил нам сделать вывод о том. что оно не отвечает требованиям сегодняшнего дня, опыт этнопедагогики в воспитании учащихся начальных классов бережного отношения к природе не используется. Это объясняется дефицитом специальной методической литературы для учителей; недооценкой педагогами богатого воспитательного потенциала эт-нопедагогического наследия народов и народностей Дагестана; недостаточно высоким уровнем подготовки учителей к проведению эколого-воспитательной работы с учетом природоохранного опыта этнопедагогики дагестанцев; отсутствие учета педагогами реального состояния экологической воспитанности младших школьников.
Е процессе опытно-педагогической работы мы определили систему критериев экологической воспитанности школьников. Она включает в себя: интеллектуальный - объем и качество знаний; ценностный - понимание непреходящей ценности природы и значения ее в жизни человека; действенно-практический - степень личного участия младших школьников в экологической деятельности. Кроме того, нами были выделены уровни экологической воспитанности младших школьников - "высокий", "средний", "низкий. Знание реального уровня экологической воспитанности учащихся является важным условием обеспечения эффективности эко-лого-воспитательного процесса и степени продвижения в развитии каждого ребенка.
С целью объективного определения реального уровня экологической воспитанности учащихся начальных классов мы использовали различные методы: анкетирование, беседы с учителями, вожатыми, руководителями кружков, целенаправленное наблюдение за деятельностью младших школьников в процессе обучения, во внеклассной и внешкольной работе, знакомство с продуктами творческой деятельности (поделками, рисунками, сочинениями, дневниками наблюдений), интервью.
В результате проведенной по вышеуказанной методике работы учащиеся были отнесены (условно) к трем группам, которые в процентном отношении распределились следующим образом: 11% учащихся имели высокий уровень экологической воспитанности, 55% - средний и 34% - низкий.
Диагностический анализ первоначального уровня экологической воспитанности младших школьников позволил выявить у большинства из них низкий уровень экологически/: знаний, а отсюда ограниченность личного участия и, соответственно, недооценку своей роли в природоохранной деятельности.
- 109
Анализ такого положения позволил констатировать, что основные причины низких экологических знаний школьников обусловлены общим кризисом социально-экономических, политических устоев общества, деформацией системы нравственных ценностей, становлением потребительской психологии, а также кризисом государственны/; институтов воспитания, ослаблением воспитательной функции школы, отсутствием системности, целенаправленности в деятельности педагогических коллективов по экологическому воспитанию учащихся.
Исходя из результатов анализа, нами были определены и конкретизированы основные направления опытно-педагогической работы, целью которой было повышение уровня экологической воспитанности младших школьников на основе использования богатого потенциала дагестанской этнопедагогики, которая включает два взаимосвязанных между собой пути:
1. Приобщение школьников к этнопедагогическому наследит: природоохранного, природоведческого содержания в процессе обучения .
2. Внеклассная и внешкольная работа по экологическому воспитанию средствами этнопедагогики как логическое продолжение учебной.
Каждый из них имеет свои конкретные цели и задачи, а также соответствующие им формы и методы воспитания и обучения.
Народные знания дагестанцев о природе были включены в программный материал предмета "Природоведение", в "Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека", в учебный материал родного и русского языков, чтения; в опытническую работу;, уроки изобразительного искусства, трудового обучения; в различные формы внеклассной и внешкольной работы природоохранного содержания. С целью повышения эффективности учебного процесса в структуру уроков были включены различные дидактические задания, кроссворды, викторины экологического содержания, подготовленные на основе средств этнопедагогики. Для повышения воспитательной функции учебного процесса мы рекомендовали учителям применять разнообразные приемы и методы, позволяющие вызвать у учащихся интерес к новым сведениям о природе родного края. Исследование выявило эффективность использования такого методического приема, как включение самих учащихся в творческое составление загадок, сочинений-миниатюр, поделок из природного материала на основе народных знаний о природе.
Большое значение мы придавали непосредственно общению младших школьников с природой, использованию народных знаний о природе в проведении операции: "Муравей", "Зеленая аптека", /'Родничок", в подготовке и проведении праздника "День птиц", конкурса на "Лучшее озеленение, уход и охрану насаждений". Нами разработаны рекомендации по проведению наблюдении за объектами живой и неживой природы во время экскурсий в природу, составлены экологические гадания с привлечением пословиц, поговорок и других средств дагестанской этнопедагогики. Исследование выявило, что потребность в охране природы формируется в результате привлечения младших школьников к посильному труду, к охране памятников природы родных мест, к общественно-полезной деятельности по защите объектов природы. Активизации природоохранной деятельности младших школьников способствует также их участие в работе кружков с использованием воспитательного потенциала этнопедагогики, а также общение с представителями старшего поколения - носителями народных традиции.
Применение нашей методики в учебной и внеклассной деятельности способствовало более глубокому пониманию школьниками закономерностей и взаимосвязей., существующих в природной среде, развитию интереса к познанию природных явлений, выработке эмоционально-ценностного отношения к объектам природы.
Опытно-педагогическая работа показала, что использование этнопедагогического наследия в учебной и внеклассной работе школы не только обогащает знания детей, но и способствует формированию практических умений и навыков, а также закреплению правил поведения в природной среде, выработке нравственно-эстетических качеств личности, эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе.
На завершающем этапе исследования мы провели повторное анкетирование, анализ результатов которого показал качественные изменения уровней экологической воспитанности учащихся контрольных и экспериментальных классов. Таким образом, произошло: увеличение количества учащихся с высоким уровнем экологической воспитанности в контрольных классах меньше, чем в экспериментальных - 13% и 34%; увеличение количества учащихся со средним уровнем в контрольных и экспериментальных классах -10% и 12,3%; уменьшение количества учащихся с низким уровнем экологической воспитанности в контрольных классах меньше, чем в экспериментальных классах - 25% и 45,7%.
Результаты опытно-педагогической работы позволяют нам сделать вывод о прямой зависимости уровня экологической воспитанности от практического применения предложенной нами методики использования средств этнопедагогики в экологическом воспитании младших школьников.
Анализ результатов опытно-педагогической работы показал, что эффективность экологического воспитания младших школьников обеспечивается реализацией совокупности условий. Это:
- выявление и использование особенностей средств этнопе-дагогики (природоохранного, природоведческого содержания) в экологическом воспитании подрастающего поколения в процессе обучения и в различных формах внеклассной и внешкольной работы-,
- внесение корректив в программный материал, методические материалы для учителей согласно анализу учебников и учебных пособий;
- учет принципа систематичности и творческого подхода в работе учителей по использованию средств этнопедагогики в процессе учебной и внеклассной деятельности;
- определение и учет первоначального уровня экологической воспитанности учащихся с целью повышения их познавательной и практической деятельности, формирования бережного отношения к природе;
- осуществление межпредметных связей в учебном процессе;
- целенаправленная систематическая работа всего педагогического коллектива по экологическому воспитанию подрастающего поколения;
- соблюдение краеведческого подхода, непосредственной связи с природоохранными традициями.
Б диссертации приведены рекомендации, обеспечивающие :
- корректировку учебных программ высших и средних специальных учебных заведений, готовящих кадры учителей для школ Дагестана;
- организацию цикла бесед в институтах, на курсах усовершенствования учителей, на методических объединениях учителей по актуальным проблемам воспитания, использованию этнопедаго-гического наследия в экологическом воспитании школьников;
- контроль за повышением уровня экологических знании учителей республики;
• - изучение, обобщение и популяризацию опыта школ по использованию этнопедагогического наследия в работе по экологическому воспитанию и превращение его в достояние педагогической общественности Дагестана;
- организацию научно- практических конференций;
- пересмотр содержания учебных программ и школьных учебников с точки зрения их наполнения материалами об этнопедаго-гических традициях республики;
- расширение выпуска научно-методической литературы, отражающей опыт дагестанского народа, связанный с экологическим воспитанием, а также организация работы по повышению интереса к чтению такой литературы и у учителей, и у школьников.
Обобщая результаты диссертационного исследования, есть основание заключить, что поставленные в нем задачи решены, ранее сформулированная гипотеза получила подтверждение. Б итоге теоретического и опытно-педагогического исследования правомерно сделать следующие выводы;
1. Большое значение в решении задач экологического воспитания младшего школьника, активизации эмоционально-образного восприятия и формирования природоохранных потребностей личности имеет использование богатого потенциала средств этнопедаго-гики.
2. Ознакомление учащихся с обрядами, обычаями и традициями, с различными жанрами устного поэтического творчества народа, глубокое понимание заложенных в них природоохранных идей позволяет школьникам лучше усвоить закономерности и взаимосвязи природных явлений.
3.Изучение учащимися изделий мастеров народных ремесел необходимо проводить параллельно с ознакомлением произведении устного народного творчества. Это позволяет наиболее полно раскрыть перед ними особенности народного декоративно-прикладного искусства, богатство культуры, традиций родного народа.
4. Работа по экологическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики природоохранного содержания требует комплексного подхода, соблюдения межпредметных связей, а также включения в этот процесс внешкольной и внеклассной воспитательной работы. и. иднои из эффективных фирм внеклассной и внешкольной работы по экологическому воспитанию младших школьников с привлечением средств народной педагогики является участие в доступной их возрасту практической деятельности по уходу и защите объектов окружающей природы, а также посильное участие в различных Формах природоохранной работы.
6. Одним из главных направлении учебной, в неклассной и внешкольной работы по экологическому воспитанию является краеведение. Учащиеся изучают природу, родного края, узнают о заповедных местах, о памятниках природы, знакомятся с народным декоративно- прикладным искусством, встречаются с местными старожилами - носителями народных традиций.
Б настоящем исследовании мы констатируем, что этнопедаго-гика Дагестана представляет собой важную часть общей культуры и может быть эффективно использована в экологическом воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Средства этнопедагогики природоохранного, природоведческого содержания имеют богатый воспитательный потенциал, сохраняют общечеловеческие ценности, а при условии их использования в учебной и внеклассной деятельности оказывают большое воспитательное воздействие на формирование экологической воспитанности.
В рамках данного диссертационного исследования нами сделана попытка обоснования возможностей активизации экологического воспитания младших школьников Дагестана средствами зтно-педагогики республики. Дальнейшими направлениями исследования данной проблемы могут быть: всестороннее и глубокое изучение путей и форм взаимодействия школы, семьи и общественности в доле повышения эффективности экологического воспитания младших школьников на основе идей и опыта этнопедагогики, вопросов теоретической разработки и экспериментальной проверки системы подготовки студентов педагогических вузов раз.личных факультетов к использованию идей дагестанской этнопедагогики.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Керимова, Джамиля Рамазановна, 1995 год
1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании-----w ^ Г.Г.-1 .< •—,— ,-rj / —дехеп. т., ±эоз. ±и-</ £,/ и.
2. Абашидге З.Э. -Формирование экологической культуры учащихся в школе 5-9 кл. Автореф.канд.пед.наук.Тбилиси, 1990, 17с.
3. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека, Махачкала, 1978, 290 с.
4. Алиева Ф.А. Социально-бытовая сказка народов Дагестана, Автореф. .канд. философ, наук. Махачкала, 1979, 19с.
5. Алышбаев В.А., Рутковский 0.0. Охрана природы дело всех школьных коллективов. /Пособие для учителей и студентов/ Кирг. общество охраны природы, Фрунзе, Киргистан, 1387, 53 с.
6. Альмухамбетов Б.А. Эстетическое' воспитание учащихся 4-7 классов средствами национального изобразительного искусства, Автореф.канд.пед.наук, Алма-Ата,1990,с.20
7. Амирян A.A. Идеи трудового воспитания в армянском фольклоре и их применение в учебно-воспитательной работе школы, Ато-реф.канд.пед.наук, Ереван, 1375, 36 с.
8. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., Изд-во Москва, Просвещение РСФСР, 1975, 240 с.
9. Арутвнян В.Х. Идеи воспитания в армянски}-: народных сказках.
10. Автореф.канд.пед.наук. М., 1962, 23с. 10. Аутлева А.Н. Комплексные самостоятельные исследования учащихся в процессе экологического образования. Дисс. канд.пед.наук, М., 1992, 184 с.
11. Афанасьев В.Ф. Этнспедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск*. Якуткнигоиздат, 1979,182с.1 12. Афонин A.B. Подготовка будущих учителей к экологическому воспитанию школьников. Дисс. . канд. пед. наук, М., 1389, 150 с.
12. Ахлаков A.A. Эпические и исторические песни аварцев. Автс-рефканд.филисоф.наук, М., 1964, 22 с.
13. Батчаева Х.Х.-М. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Авто-рефканд.пед.наук. Казань, 1992, 17 с.
14. Блягоз Н.Ш. Народные знания адыгов о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников. Автореф. канд.пед.наук, Казань, 1932, 16 с.
15. Булатова А.Г. Лакцы в XIX начале XX в. (мсторико-этнографические очерки). Дисс. .канд.историч.наук. М., 1968, 135 с.
16. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX в., Л.,1988, 133с.
17. Васильцова В,П. Мудрые звповеди народной педагогики. М. Педагогика, 1988, 155 с.
18. Виноградов Г.С. Народная педагогика (отрывки и наброски; // Сибирская живая старина. 1926. Вып.1(5), с.1-28
19. Виноградов Г.С. Народная педагогика (отрывки и наброски). Иркутск: Восточно-Сибирское отделение Русского географического общества. 1926, 30 с.
20. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары. 1989. 334 с.
21. Волков Г.Н. Примерное содержание курсов психолого-педагогического и этнопедагогического направления. М., 1988. 14 с.
22. Волков Г.H. Пробные (экспериментальные) проекты учебны?: планов и программ лицейских этнопедагогических классов, М., 1990, 37 с.
23. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чу-вашкнигоиздат, 1958, 264 с.
24. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. И.Т. Огородникова/. Чебоксары: Чувашское книжное иэд-во, 1974, 376 с.
25. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: ЧуЕашкнигоиадат, 1966, 341 с. /7 IM им. В.И. Ленина, 1967, Книга представлена к защите на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
26. Волков Н.Г. Вопросы двуязычия на Северном Кавказе // Советская этнография. 1967, и 1. с. ¿17-40.
27. Вопросы истории и этнографии Дагестана. Сборник научных сообщений. Вып. 1 Махачкала, 1970, 152 с.
28. Галеева A.M., Курок М.Л. Методические основы экологического образования и воспитания // Биология в школе, 1381, N 2, с, 6-14.
29. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. М., Дагиздат, 1574, 382 с.
30. Гамзатов Р.Г. Суди меня по кодексу любви. М., Новости, 1991, 302 с.
31. Ганиева A.M. Лезгинская народная песня. Автореф. канд. философ.наук. М., 1967, с. 20.
32. Гасанов М.М. Афористические жанры дагестанского фольклора (пословицы, поговорки, загадки), Дисс. канд. пед, наук, Махачкала, 1967, 339 с.
33. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, Дагучпедгиз, 1971, 78 с.
34. Гашимов А.Ш. Идеи умственного и нравственного воспитания вазербайджански/: сказках и пословицах. Аф-торефканд.пед.наук. Баку, 1957, 20 с.
35. Гдалин Д.А., Сорокина Т.Г. Час. экологической игры. Методические рекомендации /Санкт-Петербургский дворец творчества юных. Спб, 1992, 32 с.
36. Гильденков М.Ю. Развитие новых форм организации экологического образования сельских школьников. Дис. канд. пед. наук. М., 1991, 151 с.
37. Григорьянц А.Г. Влияние системы краеведческих наблюдении на усвоение природоведческих знаний младших школьников. Ташкент, 1973, 193 с.
38. Гринева Е.А. Формирование экологических знаний учащихся на межпредметной основе в курсе природоведения 4 кл. Дис. канд. пед. наук. М., 1985. 22 с.
39. Гурова Р.Г. и методологии и метода:-: исследования проблем воспитания. М. ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1983. 68с.
40. Гуртуева М.Е. Идеи воспитания в балкарском фольклоре и их отражение в практической деятельности. Автореф. канд. пед. наук. Баку, 1969, 25 с.
41. Дагестанские народные сказки. /Для младшего школьного возраста/'-. М., Детская литература, 1991, 243 с.
42. Деркач А.А., КрыськоВ.Г., Саракуев Э.А. Этнопсихология. Принципы и методы этнопсихологических исследований. Часть П. М. 1992, 199 с.
43. Дибиров М.А. Народные средства физического воспитания народов Нагорного Дагестана и их педагогическое значение этнографическая исследование). Автореф. . канд. пед.наук. Л:, 1971, 21 с.
44. Захлебный А.Н. Школы и проблемы охраны природы: Содержаниеприродоохранительного образования. М., Педагогика, 1981, 184 с.
45. Ибрагимов М.-Р.А. Народы Дагестана в XX века. (Этнографические проблемы). Расы и народы. М., 1331, Наука. Ежегодник, Гч £'1. С. 100.
46. Иващенко А.В., Савкина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. М. Институт молодежи,1. Л Г. и Г>—' —ззо, и.
47. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана, М., Педагогика,1 .Г",.! ~ —изЬл, ¿.ии и.
48. Из всех родников. Взаимное обогащение возрожденных культур. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1377, 133 с.
49. Исламмагомедов А.И. Традиционное и новое в современном быте и культуре дагестанцев переселенцев. М., 1388, 316 с.
50. История Дагестана: В 4-х томах (Главн.ред. Г.Д. Данилов), М., Наука, 1968, т.2, 366 с.- 181
51. Индивидуальные варианты развития младших школьников. /Под ред. Л.В.Занкова, М.В.Зверева/, М., Педагогика, 1973, 176с.
52. Исследования в области экологии человека за 1989-90 гг. Обзор /Под ред. А.А. Яншина, АПН СССР, ИНИОН, М.,1991 62 с.
53. Каймазаров Г.Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана (От времени присоединения к России до наших дней). М. Наука, 1971, 475 с.
54. Каменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М., 19-50. 548 с.
55. Кон И.С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива.) М., Наука, Главн.ред.вост.лит., 1989, 270 с.
56. Корнилова А.Г. Педагогические основы социального воспитания. жуток, 1у9£, 69 с.
57. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970, 100 с.
58. Краткое слово красивое слово: Народные изречения и пословицы Дагестана и Кабардино-Балкарии. Для среднего и старшего школьного возраста //Вольный перевод Гребнева Н., М. Детская литература, 1983, 64 с.
59. Критерии, методы и методика изучения и формирования отношений школьников к природе: Методич. рекомендации и разработки . /Пятигорский Госуд.пед.ин-т, иностранных языков.;/ Авт.-сост. А.П.Сидельковсккй/ Ставрополь, Пятигорск: ПГПИ-йЯ, 1988, 201 с.
60. Крупнов А.И. Психологические основы эффективности индивидуального подхода в воспитательной работе с учащейся молодежью. /Тезисы выступления на научно-практической конференции/ М., ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1988, с.95-99 .
61. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: теория и методе- 182 логия. Часть 1. М., 1992, 139 с.
62. Курбанов М.М. Табасаранская народная поэзия. Атореф. канд.философ, наук, Махачкала, 1976, 18 с.
63. Кутгульдина Ю.З. Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школь ной практике. Автореф. .канд.пед.наук, Казань, 1984, 20 с.
64. Лавров Л.И. Некоторые итоги дагестанской экспедиции1950-1952 гг. // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, 1953, Вып. 19, с.31-35.
65. Магомедов А.И. Народные художественные традиции в эстетическом воспитании школьников ( На материале Дагестана), Атореф канд.пед.наук, казань, 1986, 18 с.
66. Магомедов Ш.А. Формирование культуры педагогического общения будущего учителя с многонациональным классным коллективом. Автореф канд.пед.наук. М., 1992, 16 с.
67. Магомедханов М.М. Современные этнические процессы в городах Дагестана. Дисс. канд.историч.наук, М., 1985, 152 с.
68. Манонов А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детей. Автореф. . канд.пед.наук. М., 1992, 17 с.
69. Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальны:-; классах: Пособие для учителя. Минск, 1987, 112 с.
70. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: (Словесные средства воспитания), Махачкала, Дагучпедгиз, 1984, 112 с.
71. Нагаев B.C. Воспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности. Автореф. канд. пед. наук, М., 1994, 19 с.
72. Нагаева Н.Х. Экологическое воспитание школьников эстетическими средствами. Авторефканд. пед. наук. Казань.1395, 17 с.
73. Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. М., Высшая школа, 1989, 104 с.
74. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всес.научно-практич.конф. Чебоксары, 1991, с.7-10.
75. Народные знания, фольклор. Народное искусство. М.,: Наука, 1331, (Свод этнографических понятий и терминов). Под общей редакцией Бромлея Ю.В., Штробаха Г., Вып.4. с.
76. Никанорова Е.В. Методологические аспекты экологического воспитания молодежи. Дисс. канд. философ.наук. М., 1985, 187 с.
77. Никанорова Е.В. Экологическая культура и молодежь. Учебное пособие. М., 1390, 125 с.
78. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Актуальные проблемы формирования у молодежи экологической культуры, М., 1989, 61 с.
79. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи /Авт. вступит, слова Дубинин Н.П./ М.,: Молодая гвардия, 1330,к.; 1 ^.
80. Орлова А.П. Народная педагогика и подготовка учителя /На опыте белорусской школы // Сов.педагогика. 1381, N 11,о.115-120.
81. Орлова А.П. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в учебно-воспитательной работе школ Белорусии 1917-1941 гг. Автореф----канд.пед.наук. М., 1982, 30 с.
82. О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1992 году: Госуд.доклад /'/Евразия: Доклады и документы. 199з, N 9 (7), 106 с.
83. Отношение школьников к природе ( Под редакцией И.Д. Зверева, И.Т.Суравегиной: АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения. М., Педагогика, 1988, 143 с.
84. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана, Автореф. канд.пед.наук. М., 1972, 1о с,
85. Пашаева P.M. Народные средства трудового воспитания у горцев ( На материале ДАССР) //Сов. педагогика, 1973, N 1, с. 1и4~14U.
86. Педагогические принципы и условия экологического образования /Сборник научных трудов. М., 1983, 98 с.
87. Перекалова B.C. Воспитание у детей бережного отношения к природе /7 Начальная школа. М., 1981, N 10, с. 43-48.
88. Песков В. Планета в опасности. "Аква: вода, природа, жизнь". 1989, N '1, ¿¿15 с.
89. Песни народов Северного Кавказа. Л.: Сов. писатель, 1975, с. 559.
90. Песни народов Дагестана. Л.: Сов.писатель, 1970, с. 582.
91. Петров В.М. Проблема социального исследования в народной педагогике К.Д.Ушинского //Вопросы истории педагогики -Томск, 1975, с.23-30.
92. Петрова И.Л. Эстетическое воспитание учащихся в системе- 185 изучения природоведческих дисциплин: Дисс. . канд.пед. наук. м., 1375, 196 с.
93. Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок /7 Советская педагогика, 1376, N б, с.32-102.
94. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современной школе Автореф.: докт.пед.наук, Ташкент, 1991, 65 с.
95. Писарчук Е.А., Кухта А.М. Экологическое воспитание учащихся. Пособие для учителя. Киев. Радяньска школа, 1930. 85/2/с.
96. Платонов Г.В., Платонова М.Г. Экологический аспект коммунистического Боепитания /,■ ьестник Московского ун-та, Сер.7: Философия, 1»84, N ö, с.4U-43.
97. Плешаков A.A. -Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе. Дисс. . канд.пед.наук. М., 1330, 187 с.
98. Повестка дня на XXI век: Программа Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1332 г. Рио-де-Жанейро. 1332.
99. Программы средних общеобразовательных школ: Начальные классы: (1-4) одиннадцатилетней школы, М-во просвещения РСФСР: М.: Просвещение. 138d, 144 с.
100. Программы средних общеобразовательных школ: Начальные классы (1-3) Министерство просвещения РСФСР, М.: Просвещение, 1386, 23у с.
101. Птицына H.A. Формирование социально-экологической ответственности старшеклассников (социологи-педагогический анализ). Дисс канд.пед.наук, М., 1334, 223с.
102. Резников E.H. Учет науиональной психологии в воспитательной работе Б кн.: Педагогические аспекты социальной психологии /Отв.ред.Л.П.Коломинский, Минск, 1978, с.42-43.
103. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний: Учебное пособие. М.: МНЗПУ, "1993, 262 с.
104. Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А.Сухомлинский //Сов. педагогика, 1991, N 2, с.103-106.
105. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (логико-исторический аспект) -Автореф.канд.пед.наук. М., 1980, 20 с.
106. Савкина Г.Т. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей: Автореф. канд.пед.наук. М., 1993, 26 с.
107. Но. Саифуллаева М. Лдеи умственного, нравственного и трудового воспитания в таджикской народной педагогике. Афто-реф. канд.пед.наук. Ташкент, 1986, 16 с.
108. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе //Ролевые игры по охране природы в средней школе //Под редакцией А.Н.Ззхлебного, М., 1977, о.17-29.
109. Салеева Л.П. О формировании отношений младших школьникое к природе //Проблемы формирования экологической ответственности школьников: Сборник научных трудов /Редколлегия: И.Д.Зверев (отв.редактор) и др. М., 1984, с.25-30.
110. Салеева Л.П. Содержание экологического образования и воспитания в начальной школе //Биология в школе. М., 1987, N 3, с.29-31.
111. Учебные задания по изучению и охране природы в начальны?; классах //Начальная школа, 1987, N 3, с.43-46.
112. Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии, Алма-Ата,- 187 -Казахстан, 1965, 326 о.
113. Семенов В.Д. Народная педагогика и современная практика массового воспитания (объект и предмет социальной педагогики) //Педагогический процесс: Социально-педагогический аспект, Свердловск, 1990, с,32-33.
114. Сидельковский А.П. 0 диалекте народной и научной педагогики //Социально-эстетические основы интернационального воспитания, Орджоникидзе, 1985, с.44-61.
115. Симонова Л.В. 'Формирование и развитие системы экологически/; знаний учащихся в курсе природоведения. Дисс. канд.пед. наук, Л., 1987% с.220.
116. Смирнова ü.M. Дифференцированный подход при формировании природоведческих знаний и умений младших школьников. Аф-тореф. канд.пед.наук. М., 2-19У4, Id с.
117. Современная зарубежная этнопсихология /Ред.коллегия: Арутюнов С.А., Еремин Г.И. и др. М. 1579, о.254.
118. Султанов К. По законам художественности, Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 19v'y, 1?и с.
119. Суравегина И.Т. Система природоохранительных понятий в курсе общей биологии IX кл.: Авторефканд. пе д. наук.,г -.r-fr-f Г",Дlvl. , 1 d í i , СО и.
120. Суравегина И. I., ¡Зенкевич Б.М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя, М.:Новая школа, 1994, 125/2/с.
121. Суховерхов В.Я. Народная педагогика как источник научных исследований //Проблемы педагогического источниковедения. Воронеж, 1967, с.45-47.
122. Сухомлинский Б.А. О воспитании. М. .-Политиздат, 1985, 270с.
123. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1383. с.56.
124. Фомина С.К. Прогрессивные щей и опыт народной педагогики Мари в экологическом воспитании младших школьников, дисс. канд.пед.наук. М., 1330, 178 с.
125. Хадиков Х.Х. К вопросу о предмете этнопедагогики осетин //'Вопросы обучения и воспитания в начальной школе. М.,1. Л Г.гчл — —■ —3 / 1 , . ÜUJ ¿ÍIJ .
126. Халилов Х.М. Лакский песенный фольклор (Традиционное наследие): Авторе®. канд.пед.наук, М., 1330, с.13.
127. Халипаева И.А. Мифологические персонажи кумыкской несказочной прозы: Автореф. канд.философ.наук. М. 1987, с.17.
128. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики //Советская педагогика, 1956, с.83-92.
129. Харитонов М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (на мате-рале Чувашской Республики): Автореф. канд.пед.наук, М., 1993, с.17.
130. Хинтибидзе А.Ф. Идеи воспитания в грузинском устном народном творчестве: Автореф. доктора пед.наук. Тбилиси.1э67, 45 с.
131. Ховратович Б.М. Нравственный идеал в хакасской народной педагогике: Автореф. канд.пед.наук. Новосибирск, 1972, 20 С.
132. Христова Е.Р. Народная педагогика: Историографические итеоретикометодологические проблемы: Автореф. . канд.пед.,-ДТТТТ ,~>(—1Т~) ТГГ-Т-Г Г.«,,, Л ---- ТГ ~ — — Г ТТЛ" Т »* ИППЛ ПГ|паул / мни шш Ьищеи а^ДсцигИКИ, ш. ±аоз. <си и.
133. Человек и земля /Составители: Р.С.Карпинская, С.А.Никольский , М.:Агропромиздат, 1988, 58 с.
134. Черный Г.П. Теория, методология и педагогическая технология организация массовых праздников подростков. Автореф. дисс.докт.пед.наук. М. 1991, 48 с.
135. Чимитова С.П. Этнопсихологические особенности воспитания бурятской молодежи: Диссерт. . канд.пед.наук, М., 1993, 154 с.
136. Шабаева М.Ф. К вопросу об изучении истории народной педагогики //Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена, Л. 1971, т.498, с.337-351.
137. Шурикова Н. Новые формы воспитательной работы школьников- 190
138. Боепитание школьников, 1993, N ö, о. 5-10. pi52. Экологическое право: Сборник нормативных актов /Составители Ю.Е.Винокуров, А.Ю.Винокуров, М., МНЭПУ, 1992, 360 с.
139. Яблоков A.B. Остроумов С.А. Охрана живой природы: Проблемы и перспективы /Под ред.Н.Ф.Реймерса, М.: Лесная промышленность, 1983, 271 с.
140. Яблоков A.B. Экология человека? Немедленный гик без! /'Политическое образование, 1989, N 1, с.44-50.
141. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков, М., 1Й51, 216 с.
142. Этническая психология. Сборник под ред. H.H.Андреева. М., УДК, 1984, 74 с.
143. Трусов Б.П., Филиппов А.Ф. Этнические стереотипы, В сб-ке "Этническая психология" под ред. H.H.Андреева, М., УДН. 1984, с.3-21.- 1У1
144. Якунин В.Ф. Этнические аспекты общения латино-американских студентов. В об-ке "Этническая психология" под ред. К.Н.Андреева, М., УДН, 1384, с.59-72.
145. Занков Л.В. (ред.) Обучение и развитие (экспериментально- педагогическое исследование). М.: Педагогика, 1975, 440 с.
146. Занков Л.В. Некоторые вопросы теории учебника для начальных классов //Проблемы школьного учебника, М., 1978. Вып.б: Вопросы теории учебника, с.34-46.
147. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики 3-е изд. М.: изд-во моск. у"Н-Та, 13?*£, оуо с.