Этноконфессиональные особенности как фактор формирования смысловых центраций личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Соловьева Лариса Викторовна

  • Соловьева Лариса Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 132
Соловьева Лариса Викторовна. Этноконфессиональные особенности как фактор формирования смысловых центраций личности: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет». 2019. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Соловьева Лариса Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

1.1. Этносы и этнические группы как предмет исследования в контексте коллективной ментальности

1.2. Этнические особенности как предмет анализа в ценностно-смысловой интерпретации

1.3. Смысловые центрации как индикатор личностного развития

Выводы по Главе

ГЛАВА 2. ПРОГРАММА И ХАРАКТЕРИСТИКИ

ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВЫХ ЦЕНТРАЦИЙ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

2.1. Основные этапы исследования смысловых центраций у представителей разных этноконфессиональных групп

2.2. Характеристика диагностического инструментария по выявления особенностей смыслоцентраций у представителей различных этноконфессиональных групп

Выводы по Главе

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ИНДИВИДА НА ОСОБЕННОСТИ

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО РАЗВИТИЯ

3.1. Анализ эмпирических результатов зависимости этноконфессиональной принадлежности и смысловых центраций

личности

3.2 Методические рекомендации по инициации развития генерализованных смыслов у представителей различных

этноконфессиональных групп

Выводы по Главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этноконфессиональные особенности как фактор формирования смысловых центраций личности»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной психологической науке вопрос о влиянии этнических и конфессиональных характеристик человека на его ценностно-смысловые особенности рассматривается достаточно подробно. Этническая принадлежность позволяет человеку ориентироваться в системе ценностей, приоритетов, влияет на специфику его мировоззрения. Осознание себя частью определенной группы является определенным механизмом защиты, придает человеку уверенность, помогает выработать определенные поведенческие стратегии. В этнической и конфессиональной группе присутствуют все поколения, она устойчива и надежна. Самосознание человека расширяется до уровня «мы», до уровня коллективной ментальности как носителя внеличностных и межличностных форм смысла. Теория коллективной ментальности породила понятие «коллективная смысловая реальность», которая ориентирует на понимание ценностных установок и приоритетов в обществе в зависимости от смыслов которыми наделяются те или иные этноконфессиональные традиции и продукты национальной культуры.

Целый ряд исследователей (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев) рассматривают культуру как «депо смыслопорождения». По их мнению индивидуальную систему смыслов можно понять лишь исходя из «психологических механизмов фиксации смысловых содержаний в предметных культурных формах». Культура (а также та ее часть, которая традиционно интерпретируется как искусство) концентрирует в себе смыслы своих создателей, взаимодействуя с ней человек «раскрывает», (или по терминологии А.Н. Леонтьева) «раскристаллизи-рует» вложенный смысл, пропускает познаваемое через фильтр своих смысловых пристрастий, порождает свои индивидуальные личностные смыслы. Это один вектор воздействия. Второй, противоположный, идет от смысловых интерпретаций самого смыслопорождающего индивида, который пытает опредметить свой смысл в культурных объектах, сделать свой смысл доступным для других. Две эти стратегии смыслообразования порождают то, что в современной науке

зачастую называют коллективной ментальностью как «относительно устойчивой совокупности установок и предрасположенностей индивидов или социальной группы воспринимать мир определенным образом». Именно коллективная мен-тальность становится своеобразным резервом тех совокупных смыслов, которые потенциально ориентированы на приоритетные общественные ценности. Коллективная ментальность определяет также традиции (а точнее культурный механизм) трансляции смыслов, что сказывается на специфике этнического сознания и самосознания. Каждая национальная общность имеет свои традиции, свои этнические особенности и зачастую именно это влияет на специфику этнической идентичности каждого конкретного человека, на особенности его самовосприятия и самоотношения. Специфика этнической и конфессиональной принадлежности ременесцирует в сознании человека, влияя на те, механизмы, которые лежат в основе смыслообразования, на специфику генерализации смыслов и как следствие, на особенности смысловых центраций личности. Центрации позволяют выявить особенности самоидентификации личности. Они обеспечивают способ осмысления мира и стратегии взаимодействия с ним. Сравнительные характеристики смысловых центраций у людей, принадлежащих к разным этно-конфессиональным группам позволят описать механизмы, которые лежат в основе оценочных позиций, ценностных ориентаций, направленности и мировоззрения личности.

Степень разработанности проблемы. Изучение влияния этнических и конфессиональных особенностей на специфику личностного развития имеет определенную традицию. Уже в 18-19 веках существовали теории, которые по разному интерпретировали данную проблему (геоклиматическая, геополитическая, социополитическая, социисторическая теории). Данные альтернативные концептуально-теоретические позиции оказывают влияние и на современные подходы в интерпретации этнической самобытности и описании этнических различий.

В середине 20-го столетия получило распространение направление, которое называют инструменталистским (П. Хаттон, М. Мид, Р. Мертон, Р. Липтон).

Согласно представителям этой теории этнос - это искусственно созданное образование, общественно-политический конструкт, инициированный определенными правящими классами для направленного или опосредованного воздействия по отношению к определенным социальным стратам. Это «воображаемая» общность создается посредством воспитания, культуры, традиций.

В рамках современной этнологии (науки об этнических и конфессиональных различиях) даны характеристики важнейшим признакам этнических групп. Выделены критерии, которые помогают отнести индивида к определенной этно-конфессиональной группе: общая история, родство по крови, брачные отношения, единый язык, общая территория проживания, общие традиции и культурные особенности, общая религия. Проведена дифференциация близкородственных понятий: род (группа кровных родственников), племя (совокупность родов с общим историческим прошлым), народность (этническая группа, имеющая общую историю, традиции, язык, религию), нация (наиболее крупная этническая общность, которая помимо всего ранее перечисленного имеет еще и определенные устойчивые социально-экономические системы взаимодействия). В последние годы выделяют также так называемую метаэтническую общность критерием для выделения которой является принадлежность разных этнических групп конкретному государству. Еще один вид общности - раса. Здесь критерием выступают единые анатомо-морфологические, физиологические и психогенетические особенности (цвет кожи, разрез глаз, конституция и т.д.).

Исследования последних десятилетий позволили описать два важнейших механизма - идентификацию (я как часть целого) и дифференциацию (мои отличия от других). В связи с тем, что 20-й век (в силу самых различных факторов и обстоятельств) породил активную миграцию, большое количество работ было посвящено проблемам этнической адаптации (то, как несмотря на принадлежность к определенной этнической группе, человек приспосабливается к жизни в иных условиях и иной культуре), переживанию так называемого культурного

шока от дисгармонии с окружающей реальностью (Н.М. Лебедева, Г.В. Солда-това, Т.Г. Стефаненко). Представлены исследования связанные с особенностями трансляции внеличностных и межличностных форм смысл в виде национальных мифов и символов (М.И. Горенштейн, А.М. Лобок, Е.А. Колтунова) Однако, большинство работ сопряженных с этноконфессиональной тематикой имеют в основном социально-психологическую направленность, в то время как общепсихологические (когнитивные, личностные) механизмы и прежде всего особенности смысловых образований, рассматриваются лишь фрагментарно. Это и определило логику настоящего исследования.

Цель исследования - выявить и описать этноконфессиональные особенности как фактор формирования смысловых центраций личности.

Объект исследования - представители разных этнокультур (русские, народы Северного Кавказа, армяне с компактным проживанием в России (Ростов и Ростовская область) и армяне проживающие в Армении).

Предмет исследования - ценностно-смысловые центрации представителей разных этнокультур, проживающих на территории РФ

Гипотезы исследования.

1. Этноконфессиональные группы могут характеризоваться особенностями коллективной ментальности, как совокупности внеличностных и межличностных смыслов в условиях общего ценностно-смыслового пространства.

2. Коллективная ментальность может определять тенденции генерализации смыслов на уровне определенных особенностей смыслообразования (смысловая дифференциация, особенности децентрации смыслов, смысловая упорядоченность, особенности смыслового означивания реальности).

3. Генерализованные смыслы могут ложится в основу личностных ценностей и брать на себя функцию инициаторов в развитии смысловой сфере личности.

4. Особенности генерализованных смыслов могут определять основные смысловые центрации личности, интегративное взаимодействие которых проявляется в устойчивой смыслообразовательной стратегии, характерной для личности принадлежащей к определенной этнической или конфессиональной группе.

Цель исследования была конкретизирована в задачах:

1. Провести сопоставительный анализ теоретических и методологических исследований этноконфессиональных особенностей смысловой сферы личности.

2. Описать этносы и этнические группы как предмет исследования в контексте коллективной ментальности, теории смысла и смыслообразования.

3. разработать концептуальную модель диагностического исследования смысловых центраций у представителей разных этноконфессиональных групп;

4. Провести эмпирическое исследование эгоцентраций, группоцентраций, просоциальных центраций, выявить особенности смысловой генерализации и де-центрации смыслов как устойчивой смыслообразовательной стратегии у представителей различных этноконфессиональных групп.

5. Разработать методические рекомендации по инициации ценностно-смыслового развития в зависимости от этнических и конфессиональных особенностей.

Теоретико-методологической основой работы являются теории: рассматривающие механизмы инициации смыслообразования и особенности смысловых образований личности (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Осипова, И.А. Рудакова, В.И. Слободчиков, В.В. Столин, Е.В. Субботский); выявляющие причинно-следственные связи на уровне развития этноконфессио-нальных групп (Л. Гумилев, Ю.В. Бромлей, Дж. Коул, Г. Лебон, М. Ферро); анализирующие зависимость личностных характеристик от этноконфессиональной принадлежности индивида (А.И. Донцов, Н.М. Лебедева, Г.В. Солдатова, Т.Г. Стефаненко); описывающие типы, виды, стратегии смыслообразования и уровни активности смысловых инициаций в различных жизненных контекстах (Н.В. Басалаева, Г.Н. Гуров, Н.Р. Салихова).

Методы и методики исследования. В работе использовались различные теоретические и эмпирические методы: анализ библиографических источников, сравнительная характеристика различных теорий и подходов, сопряженных с тематикой исследования, опрос, анкетирование, контент-анализ, проективная и психометрическая диагностика. Психометрические и проективные методики как раз и использовались для выявление доминантных личностных центраций как характеристик и показателей особенностей личностного развития. Для выявления эгоцентраций были использованы тест на выявление общего уровня самооценки (методика Г.Н. Казанцевой) и проективный тест М. Куна-Т. Мак-Пар-ланда «Кто Я?», а также «Шкала самоуважения» М. Розенберга (Rosenberg's Self-Esteem Scale); для выявления группоцентраций был использован тест диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; для социоцентраций была проведена диагностика с использованием тестов «Ценностные ориентации» разработанного О.И. Мотковой и Т.А. Огневой, «Тест для исследования культурно-ценностных ориентаций» Дж. Таусенда, «Диагностика исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубнова.

Эмпирический объект и предмет исследования. В исследовании принимали участие 359 испытуемых разных этнических и конфессиональных групп. 120 испытуемых - студенты ЧГПУ (Чеченский государственный педагогический университет), 120 испытуемых - студенты ЮФУ (Южный федеральный университет), ДГТУ (Донской государственный технический университет), 60 испытуемых - выборка из районов компактного проживания армян в Ростовской области (возрастная группа 20-25 лет), 59 испытуемых - студенты Российско-Армянского (Славянского) Университета (Ереван).

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Выявлены и описаны особенности коллективной ментально-сти этнических групп с разным уровнем смысловой генерализации. Показано,

что определенные этнические группы, которые культивируют стратегии, связанные с генерализацией смыслов, а есть, те, для кого более традиционными являются стратегии децентрации. Это порождает стремление тех или иных этнических групп к социально-нормативному экспериментированию (например, культ гордых и непокорных жителей гор и т.д.) или напротив, на уровне национального сообщества культивируется толерантность и взаимотерпимость. Выявлено, что полипринадлежность того или иного человека, одновременно к разным национальным образованиям (например, я гражданин Испании, но я Каталонец) может стать серьезной проблемой в личностном означивании действительности, а также причиной трансформирующей смысловые образования личности.

Описано, что этническая полипринадлежность влияет как на содержательные смысловые компоненты (затрудняет смысловую оценку определенных событий вне навязываемых стереотипов), так и на динамику смыслового развития (смысловое торможение). В результате идентификация себя как члена определенной этноконфессиональной группы, затрудняется, становится более размытой, неопределенной, нестабильной и ситуативной. Деформируется целостный образ своего «Я».

Дополнено понятие вторичной смысловой децентрации. Генерализованные смыслы позволяют человеку выявить свою уникальность, рефлексировать свои личностные отличия от других людей. Однако, по мере накопления полимодальных генерализованных смыслов, начинает возникать процесс смысловой дифференциации и эти новые смыслы, возникшие как разделение ранее уже интегрированных, обобщенных и генерализированных смыслов, можно было бы назвать вторичной децентрацией. Вторично децентрированные смыслы помогают человеку принять и соотнести со своим смысловым миром межличностные и внеличностные смыслы, которые порождены коллективной ментальностью. Наличие таких смыслообразовательных эффектов свидетельствует о высоком уровне смыслового развития переживающего индивида.

Дополнено определение стратегий смыслообразования, которая понимается как устойчивый (характерный для данного индивида) способ мыслительной деятельности благодаря которому возникают новые целостные смысловые образования (смысловые конструкты и диспозиции).

Выявлено, что генерализация смыслов влияет на особенности стратегий смыслообразования субъекта познания. Проблема генерализации смыслов (как процесса смыслового обобщения и уплотнения смыслов до уровня «смыслового ядра») неразрывно связана с формированием и реализацией так называемых стратегий смыслообразования. Стратегия, как рефлексия определенной жизненной цели, наделенной личностно-смысловым содержанием, актуализированная субъектом, влияет на специфику его поведения и мыслительную деятельность. Стратегия помогает человеку аккоммулировать все имеющиеся ресурсы для определенного вида деятельности. Когда мы говорим о стратегии смыслообразо-вания, то как раз и рассматриваем весь его ресурс (смысловая дифференциация, особенности децентрации смыслов, смысловая упорядоченность, особенности смыслового означивания реальности).

Теоретическая значимость исследования. Выделенные и описанные особенности смысловых центраций личности в зависимости от их этнической или конфессиональной принадлежности, позволили дополнить теорию смысловой генерализации. Сравнительный анализ позволил выявить следующие тенденции: если центрации определенного вида возникли, но были «заторможены» и не проходят дальнейшую генерализацию, а также не взаимодействуют с ценра-циями иной модальности, то человек останавливается в своем ценностно-смысловом развитии, его связи с миром становятся стереотипными и однообразными. Сами процессы смыслообразования начинают носить регрессирующий характер. Культурная среда, на которую оказывает влияние этноконфессиональная составляющая, может выступать как фактор инициации смыслообразования или напротив, ограничивать уровень генерализации смыслов, и как следствие, деформировать личностное развитие.

Практическая значимость исследования позволяет описать специфику ценностно-смысловых характеристик у различных этноконфессиональных групп, выявить особенности самооценки и самоотношения, охарактеризовать их коммуникативные различия и референтные предпочтения, своеобразие мировоззренческих позиций и специфику смысложизненных стратегий. Полученные в результате сравнительных процедур данные, позволяют разработать тренинго-вые программы, ориентированные на гармонизацию межличностных отношений между представителями различных этноконфессиональных групп населения. Выявленные особенности генерализации смыслов как показатель смыслового развития, а также доминантные смысловые центрации определенных этнокон-фессиональных групп, позволяют разработать методические рекомендации для преподавателей, работающих в полиэтнической и поликонфессиональной среде.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена общей логикой теоретической (концептуальной) части работы, ликвидностью использованных исследовательских методов (в работе использовались различные теоретические и эмпирические методы: анализ библиографических источников, сравнительная характеристика различных теорий и подходов, сопряженных с тематикой исследования, опрос, анкетирование, контент-анализ, проективная и психометрическая диагностика), четкостью проведения эмпирических процедур, валидностью и надежностью инструментария при апробации и анализе полученных диагностических данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. Этноконфессиональные группы характеризуются особенностями коллективной ментальности как базовой основы групповых смыслообразующих контекстов, определяющих специфику индивидуального миропонимания через непосредственно коммуникативное взаимодействие, а также воздействие артефактов культуры и искусства. Внеиндивидуальные формы существования смыслов через этноконфессиональные особенности и традиции определяют формы, проявления и закономерности смыслового развития личности.

2. Коллективная ментальность определяет тенденции генерализации смыслов (обобщение и уплотнение смыслов до уровня устойчивых смысловых образований личности, ее смысложизненных стратегий) и влияет на особенности индивидуального смыслообразования: на смысловую дифференциацию (чем большее количество генерализованных смыслов «кристаллизовано» субъектом, тем выше уровень его смыслового развития), смысловая упорядоченность (индивидуальная иерархия уже генерированных смыслов по степени личностной значимости и смысловой насыщенности) и структурированность (соотнесенность смысловых образований разной степени генерированности), смысловую продуктивность (субъективную готовность к смыслопорождению как процессу личностного означивания окружающего жизненного мира, интенсивность смысловых инициаций), смысловое означивание реальности (присвоение внеличност-ных и межличностных смыслов, порождаемых коллективной ментальностью).

3. Генерализованные смыслы являются механизмом, который порождает формирование устойчивых смысловых образований (конструктов и диспозиций) выводя личность на уровень высокого смыслового развития - уровень интегральной смысловой саморегуляции. Особенности генерализации смыслов определяют прогностические способности человека, его умение простраивать свое будущее. Чем более развитой будет смысловая сфера личности, тем успешнее он сможет реализовывать свои смысложизненные проекции и тем более отдаленным, будет эффект смыслового проектирования (так называемый дальний перенос жизненных перспектив).

4. Особенности генерализованных смыслов будут определять основные смысловые центрации личности, интегративное взаимодействие которых проявляется в устойчивой смыслообразовательной стратегии, характерной для личности принадлежащей к определенной этнической или конфессиональной группе. Эгоцентрации будут проявляться в особенностях самооценки и самопринятия

личности, группоцентрации - в специфике отношений с окружающими и коммуникативных стратегиях, социоцентрации - в отношении к общественным ценностям и индивидуальным мировоззренческим позициям.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры Краснодарского университета МВД России (Краснодар, 2017-2019); кафедры «Общая и консультативная психология» факультета «Психология, педагогика и дефектология» (Ростов-на-Дону, 2018); и были представлены на: Международном научно-практическом симпозиуме «Бессознательное в духовной жизни человека: ретроспектива и перспектива исследований в психологии, философии и педагогике» (Ростов-на-Дону, 2018); Всероссийской научно-практической конференции «Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования (Краснодар, 2016); XVII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодых исследователей» (Краснодар, 2017); Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение: эффективные модели в условиях инклюзивного и специального образования» (Россия, Ростов-на-Дону, 2018); Научно-практической конференции с международным участием «Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления» (Азов, 2018); Втором международном симпозиуме «Единое здоровье» (Ростов-на-Дону, 2018).

Материалы исследования используются в деятельности Краснодарского университета МВД России; Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России; Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ, общим авторским объемом 3,55 п.л., в том числе 3 работы - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационного исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения; списка литературы, состоящего из 197 источника, из них 24 -на иностранных языках. Диссертация содержит 2 Рисунка и 6 Таблиц. Объем основного текста составляет 132 страницы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

1.1. Этносы и этнические группы как предмет исследования в контексте теории коллективной ментальности

В современных гуманитарных науках вопрос о влиянии этнической принадлежности человека на особенности его личностного развития рассматривается достаточно подробно. Существуют целые научные отрасли, в которых психологические особенности и характеристики людей определенной этнической принадлежности рассматривается как предмет изучения. Общая национальная принадлежность с точки зрения представителей данных наук обуславливает формирование унифицированных (общих для всех или хотя бы для большинства представителей данной группы) личностных особенностей, что находит выражение как в отношении к самому себе (самооценка, самоотношение, самопрезентация, саморефлексия), так и в отношении с окружающими (сверстниками, рефератной группой, межпоколенческое взаимодействие), а также с просоциальными ценностями (то, что общество и государство позиционирует как позитивное и ценное для людей данной общности). Обобщая все разнородные и разнокачественные исследования в этой области, обычно выделяют укрупненную научную область, которую называют этнологией.

Этнология наука о специфических (наиболее общих) особенностях определённых этносов (народов, народностей), которые проживают в определенных экономических, политических, социальных и географических условиях. История этого научного направления восходит еще к эпохе «нового времени» (17-18 века), когда в обществе стало востребованным осмысление внутринациональных и межнациональных отношений. Различие в укладе жизни и традициях в тот период объясняли по разному так, существовали:

- геоклиматическая теория (Ш. Монтескье, 18 век), согласно которой национальные особенности во многом определяются географическими причинами, а также климатом (например, в более жарком климате люди более темпераментные, в прохладном - более уравновешенные). Это наивный подход, когда связь между стимулом (климат, географический ландшафт и т.д.) и реакцией (темперамент и характер человека) рассматриваются как жестко заданные. В современных исследованиях показано, что особенности проживания влияют на психологию и даже физиологию человека (японские дети выросшие в США более крупные, нежели их сверстники выросшие в Японии), однако, это лишь одна из многих переменных, жестких, фиксированных связей тут нет;

- геополитическая теория (К.А. Гельвеций, 18 век) согласно которого, особенности национального характера и традиции определяются спецификой политического строя (диктатура одни особенности, демократия - иные). В зависимости от политического строя, общество вырабатывает определенные воспитательные стратегии, которые и определяют логику направленного воздействия со стороны государства (воспитание зависит от тех ценностей, которые культивируются обществом и государством как наиболее важные и приоритетные). В контексте данной теории впервые было введен термин «национальный характер» как обобщенная характеристика наиболее типичных особенностей свойственных именно данному этносу;

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соловьева Лариса Викторовна, 2019 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова, И. В. Смысл как научная категория и влияние его концептуальных интерпретаций на теорию образования и обучения / И.В. Абакумова // Научная мысль Кавказа. - 2002. - № 13. - С. 146-151.

2. Абакумова, И. В., Кагермазова, Л. Ц. Смыслообразование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе антиэкстремистской идеологии / И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова // Российский психологический журнал. - 2011. - Т. 8. - № 3. - С.11-20.

3. Абакумова, И. В., Кагермазова, Л. Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении / И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова // Российский психологический журнал. - 2008. - Т. 5. - № 4. - С. 56-64.

4. Абакумова, И. В., Масаева, З. В. Проблема психологической безопасности в образовательном пространстве / И.В. Абакумова, З.В. Масаева / Материалы IV республиканской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов «Наука и молодежь». - Грозный, 2010. - С. 29-34.

5. Абакумова И.В., Голубова В.М., Алямкина Е.А. Психологические особенности национального характера региональных этносов (на примере молодежи Мордовии) / И.В. Абакумова, В.М. Голубова, Е.А. Алямкина // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2016. - № 9. - С. 71-76.

6. Абакумова, И. В., Гришина, А. В. Отношение студентов к мигрантам как фактор и показатель этноконфессиональных установок современной молодежи / И.В. Абакумова, А.В. Гришина // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 10. - № 3. - С. 22-28.

7. Абакумова, И. В., Ермаков, П. Н. Технологии направленного воздействия по профилактике идеологии экстремизма и терроризма / И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков // Сборник материалов 6-й международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму (11-13 ноября 2010 года, МГУ, Москва). - М., 2010. - С. 181-194.

8. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В. Технологии направленного и опосредованного смыслообразования ценностных ориентаций антитеррористического сознания студентов вуза / И.В. Абакумова, Л.Ц. Кагермазова, З.В. Масаева // Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления: сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием (Ростов-на-Дону, 22-23 марта 2018 г.) / Под ред. И.В. Абакумовой, М.Ю. Елагиной, И.В. Чумак. - М.: Кредо, 2018. С. 451-458.

9. Абакумова И.В., Крутелева Л.Ю. Исследование компонентов интегральной смысловой регуляции личности в период профессионального становления: в 2-х чч. - Ростов н/Д: РГУ, 2004. - Ч. 2. - 28 с., С. 9.

10. Абельс X. «Интеракция, идентичность, презентации. Введение в ин-терпретативную социологию» / Пер. с нем., СПб.: Алетейя, 1999. - 272 с.

11. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Изд-во «Мысль», 1991. 299 с.

12. Аверинцев С.С. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание / С.С. Аверинцев. М.: Изд-во «Этич. мысль», 2000. - С. 426-444.

13. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания / А.Ю. Агафонов. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. 296 с.

14. Агафонов А.Ю. Осознание как следствие преодоления когнитивной энтропии / Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием (Самара, 19-20 апреля 2018г.). В 2-х томах. Под общей и научной ред. Е.В. Бакшутовой, О.В. Юсуповой, Е.Ю. Двойниковой. 2018. С. 9-15.

15. Адорно Т. Исследования авторитарной личности - М.: Академия исследований культуры, 2001. - 411 с.

16. Акопов Г.В., Быкова Н.Л. Процессуальный подход к исследованию смысложизненных ориентаций / Г.В. Акопов, Н.Л. Быкова / Психологические

проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / Под ред. Г.А. Вай-зер, Е.Е. Вахромова. М.: Изд-во Психологического института РАО, 2006. С. 4144.

17. Акопов Г.В., Быкова Н.Л. Смысложизненные ориентации как психологическая характеристика различных социальных групп / Г.В. Акопов, Н.Л. Быкова / Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. М.: Изд-во Психологического института РАО, 2006. С. 113-116.

18. Алямкина, Е. А. Проецирование национального характера в обзоре этнопсихологических исследований / Е.А. Алямкина // Образовательные ресурсы и технологии. - 2018. - № 2 (23). - С. 19-25.

19. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе / А.Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1986. 96 с.

20. Асмолов А.Г. Психология может конструировать социальную реальность / А.Г. Асмолов // «Учительская газета». №10 (10195), 04.03.2008.

21. Асмолов А.Г., Братусь Б.С, Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Суббот-ский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В.Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова // Вопросы Пси-хологии.1979. №3. С. 35-45.

22. Базарова М.В. Любовь как смысложизненная ценность: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук / М.В. Базарова. Ставрополь, 2008. 27 с.

23. Басалаева Н.В. Особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 - Барнаул, 2006. - 191 с. РГБ ОД, 61:06-19/297.

24. Безносов С.П. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральные исследования индивидуальности. - Пермь, 1992. - 54с.

25. Биджиев А. С.-М. Формирование ценностного отношения старших школьников в карачаевской семье / А. С.-М. Биджиев // Российский психологический журнал. 2009. № 1.

26. Бодалев А.А. Смысл жизни и акме человека / А.А. Бодалев / Психологические и философские проблемы смысла жизни. -М., 1997. С. 29-33.

27. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. С.67-91

28. Братусь Б.С. Уровни развития смысловой сферы личности // Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидактика. Хрестоматия / Сост. И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. - М.: КРЕДО, 2014. - С. 135-146.

29. Брижак З.И. Повышение квалификации сотрудников СК России в новых геополитических условиях: монография/М., Кредо, 2016 - 192 с.

30. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии (Очерки теории и истории) / Ю.В. Бромлей - М.: Наука, 1981.-390 с

31. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность / Ю.В. Бромлей. М.: Изд-во «Москва», 1987. 333 с.

32. Василюк Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк //Психол.журн. 1995. Т.16 №3. С.90-101

33. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200с.

34. Василюк Ф. Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5. С. 205 - 227.

35. Васюкова, Е. Е. Проблемы операциональных смыслов и переноса в смысловой концепции мышления О.К. Тихомирова / Е.Е. Васюкова // Методология и история психологии. - 2009. - Т. 4. - Вып. 4. - С. 114-132.

36. Весна Е. Б. К проблеме формирования этнической идентичности в по-лиэтничном мире / Е.Б. Весна // Вестник КРАУНЦ. Серия: Гуманитарные науки. 2004. N 2. С. 3-6

37. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. -143с

38. Волынская А.Б. Социальные ориентиры жизненных смыслов в юношеском периоде жизни [Электронный ресурс] http://akme31.narod.ru/37.html

39. Выготский Л. С. Мышление и речь. Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.

40. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения /[Текст] / Л.С. Выготский / Собр. соч. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 78-98

41. Вяткин Б.А., Предприимчивость в структуре индивидуальности будущего специалиста и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале профессиональной подготовки психологов) / Вяткин Б.А., Ротманова Н.В. Фундаментальные исследования. 2008. № 8. С. 26.

42. Гетманова О. Ю., Психологические детерминанты смысложизненных ориентации представлений различных социальных групп: [Текст] Дисс. канд. психол. наук: - М.: РГБ, 2003.

43. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43-52.

44. Годунов М.В. Ансамбль свойств личности: триалектическое развитие преадаптивных возможностей. Книга 2. - М.: Кредо, 2019. - 320 с.

45. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности [Текст] / Психология личности в трудах отечественных психологов / Е.И. Головаха. Спб.: Изд-во «СПб», 2002. С. 258-259.

46. Горенштейн Н. И. Анализ ценностно-смыслового восприятия Холоко-ста представителями разных этнокультур // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2012. №2. С. 163-168

47. Горенштейн Н. И. Проблема становления национального самосознания // Материалы II Ростовского молодежного научно-практического форума «Молодежная инициатива-2011». 2011. С. 171-173

48. Горенштейн Н.И. Особенности ценностно-смыслового восприятия со-бытия-исторического символа представителями разных этнокультур: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 179 с.

49. Грановская Р.М. Психология веры [Электронный ресурс] // 2-е изд. М.: Изд-во «Питер», 2010. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/religion3.htm

50. Гримсолтанова Р.Э. Религиозная одержимость как предмет психологического анализа: постановка проблемы / Р.Э. Гримсолтанова // Российский психологический журнал. 2012. № 4.

51. Гримсолтанова Р.Э., Абакумова И.В., Мирошниченко А.В., Психологические особенности мифологических страхов в период юности у представителей ислама // Российский психологический журнал. 2014. - Т.11. - №4. С. 16-26.

52. Гримсолтанова Р.Э., Батыгов З.О. Страх одержимости на постконфликтной территории: миф или религия // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. № 13/1. С. 16-22

53. Гримсолтанова Р. Э. Место религии в специфике личностного развития. Психология религии // Ломоносов-2014: тезисы XXI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (7-11 апреля 2014). М.: МАКС Пресс, 2014.

54. Гузик М.А. Игра как феномен культуры: учебное пособие. - М.: Флинта, 2017. - 268 с.

55. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ЭКСМО, 2008, 736 с.

56. Гуров С.В. Психологические особенности смыслообразования студентов: типы, стили, стратегии / С.В. Гуров // Российский психологический журнал. 2012. № 1.

57. Данина М.М. Смысл жизни с точки зрения иудаизма: теолого-психоло-гический анализ / М.М. Данина //Психологические проблемы смысла жизни и

акме. Материалы XI-XV симпозиумов / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, Н.В. Кисельниковой. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12. 5. Приложение. - М.; Самара, 2010. 232 с. - СС. 206-207.

58. Дмитриев А.Н. Общая психология: конспект лекций. http: //www.alleng.ru/d/psy

59. Дмитриев А.Н., Дмитриева Э.Я. Социально-гносеологические аспекты функциональной структуры бессознательного психического // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т.3. - С.131-137.

60. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности / А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиева / Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75-86.

61. Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль как самодеятельность // Интегральные исследования индивидуальности. - Пермь, 1992. -С.93-103.

62. Дьякова А.В. Антитеррористическая политика: позитивная и негативная роль СМИ в формировании образа террориста у молодого поколения Методические рекомендации (в помощь преподавателю ВУЗа) http://scienceport.ru/li-brary/methodical/antiterroristicheskaya-politika- pozitivnaya-i-negativnaya-rol-smi-v-formirovanii-obraza-terrorista-u/

63. Егоров Д.В. Психологические компоненты смысловой самореализации студентов психологов в контексте различных профессиональных перспектив // Российский психологический журнал. - Т.4. - 2007. - №1. - С.38-40

64. Жукова И.Г. Направленность личности как фундамент становления смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте / И.Г. Жукова // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - М.: Изд-во Психологического института РАО, 2006. С. 100-103.

65. Журавлев, А.Л., Юревич, А.В. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья // Психологический журнал, 2014, № 1, Том 35. С. 5-25.

66. Закирзянова Л.А. Психологические особенности религиозных людей / Л.А. Закирзянова // Материалы IV Всероссийского съезда РПО (18-21 сентября, 2007): в 3-х тт. М., Ростов-на-Дону: Изд-во «Кредо», 2007. Т. 2. С.20.

67. Звездина Г.П., Воскобоев А.И. Психологические аспекты профилактики экстремизма в молодежной среде: учебно-методическое пособие http://sci-enceport.ru/library/methodical/psikhologicheskie- aspekty-profílaktiki-ekstremizma-у-то1оёе7Ьпоу^геёе/

68. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 15-33.

69. Изучение ценностных ориентаций подростков: сборник диагностических методик / Сост. Н.Д. Елдынова. - Вайлуки, 2013. С. 25-27

70. Кагермазова Л.Ц. Трансформация личностных особенностей студентов-будущих педагогов в период модернизации образования. // Российский психологический журнал. 2007. Том 4, № 4. С. 55-62

71. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. К проблеме формирования коммуникативной компетентности будущего педагога//Известия Чеченского государственного университета. 2017. № 4 (8). С. 107-111.

72. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Межкультурная адаптация студентов в полиэтническом образовательном пространстве ВУЗа/В сборнике: «Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности» сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. 2017. С. 171-174.

73. Кагермазова Л.Ц., Маламатов А.Х., Масаева З.В. Межкультурная коммуникация как смыслотехника формирования толерантного сознания студентов ВУЗа / «Категория "социального" в современной педагогике и психологии» материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с меж-

дународным участием. Министерство образования и науки Российской Федерации; Тольяттинский государственный университет; Научно-образовательный центр «Перспектива». 2016. С. 334-338.

74. Казанцева, Г.Н. Методика изучения общей самооценки [Электронный ресурс] / Г.Н. Казанцева. - Режим доступа: http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-

detstvo.centerstart.ru/files/samoocenka_metodika_kazancevoy.pdf3

75. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта / Р.Р. Каракозов / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. -М.: Изд-во «Смысл», 1997. С. 257-274.

76. Карпов А.В. Метасистемный подход к проблеме сознания // Мир психологии, 2016. - № 2 (86). С. 15-31.

77. Карпова Н.Л., Кругликова А.Ю. Личностный рост как условие формирования смысла жизни и акме в логопсихотерапии / Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы Х1-ХУ симпозиумов / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, Н.В. Кисельниковой // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 12. 5. Приложение. - М.; Самара, 2010. 232 с. -СС. 153-155.

78. Кирилина А.В. Гендерные компоненты этнических представлений (по результатам пилотажного эксперимента) / А.В. Кирилина / Гендерный фактор в языке и коммуникации. Иваново, 1999. С. 46-53.

79. Ковров В.В., Мириманова М.М., Оганесян Н.Т. Воспитательная система образовательного учреждения как ресурс обеспечения психологической безопасности. Учебно-методическое пособие. — М.: Экон-информ, 2012. 215 с.

80. Козьмина О.Е. Конфессиональный состав народов России [Электронный ресурс] / http://www.etnograf.ru/node/72

81. Колесина, К. Ю. Смыслообразующий потенциал метапроектного обучения / К.Ю. Колесина // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2013. - № 1. - С. 186-192.

82. Колтунова Е.А. «Знаково - символическая система как компонент миропонимания». «Современные тенденции в образовании и науке». Ч.6. г. Тамбов. Изд.: ТРОО «Бизнес - Наука - Общество», 2013 год, стр. 60 - 62.

83. Колтунова Е.А. Особенности диагностики символизации у неслыша-щих старшеклассников. Российский психологический журнал. г. Москва. Изд. «Кредо». Том 10 №3. Стр. 63 - 69.

84. Колтунова Е.А. Особенности символизации у неслышашщих в период юности. Автореф. канд. д исс., Ростов-на-Дону, 2013, 24 с.

85. Колтунова Е.А. Психологические особенности символизации у слабослышащих в период юности. Дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук, Ростов-на-Дону, 2013 г., 158 с.

86. Колтунова Е.А. Символ как психологическая категория в психоаналитических теориях. «Северо - Кавказский психологический вестник». г. Ростов -на - Дону, № 10/4, 2012 год, стр. 5 - 10.

87. Колтунова Е.А. Символ и символизация: сходство и различия интер-притаций в контексте различных психологических подходов. Российский психологический журнал. г. Москва. Изд. «Кредо». Том 9 №3. Стр. 72 - 81.

88. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон - М.: "Политиздат", 1984

89. Коростылева Л.А. Психология самореализации: затруднения в профессиональной сфере. - СПб., 2005. - 145с.

90. КостинаА.В. Основы рекламы: учебное пособие / А.В.Костина, Э.Ф. Макаревич, О.И. Корпухин. - 2-е изд., доп. - М.: КНОРУС, 2009.- 400 с.

91. Кочеткова Т.Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением / Кочеткова Т.Н. // Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 2, 118-123.

92. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла / Н.М. Лебедева // Психологический журнал. 1999. № 3. С. 48-58.

93. Лебон Г. Психология масс. Хрестоматия. Психология масс: М., 2006.

317 с.

94. Леонтьев Д. А., Стереометрия жизни [Электронный ресурс] http : //institut. smysl .ru/article/Leon_DA_Stereometriyaj izni_20091218.php

95. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев - М.: Изд-во «Смысл», 2003. 487 с.

96. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, Академия, 2005. — 352 с.

97. Лобок А.М. Мировосприятие как социокультурный феномен (исто-рико-генетический аспект): Дисс... канд. филос. наук / А.М. Лобок - Свердловск: УрГУ, 1986.

98. Лозоцева В.Н. Анализ психологической структуры деятельности как условие постижения подростками жизненных смыслов / В.Н. Лозоцева / Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума // Под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова - М.: Изд-во Психологического института РАО, 2006. С. 93-95.

99. Лунин С.Л. Особенности адаптации трудовых мигрантов разной этно-конфессиональной принадлежности / С.Л. Лунин, И.В. Абакумова // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах/ Отв. ред. Богоявленская Д. Б. М.: Когито-Центр, 2015. Т.5. С. 263-265

100. Макарова, Е. А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: монография / Е.А. Макарова. -М.: Изд-во «Спутник +», 2010. - 169 с.

101. Масаева З. В. Социально-психологическая ситуация в Чеченской республике после завершения длительных военных действий / З. В. Масаева // Северо-Кавказский психологический вестник. 2008. №6/1. С.22-27.

102. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Обеспечение безопасного образовательного пространства с учетом этнических особенностей постконфликтного региона/В сборнике: «Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности» сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева. 2017. С. 360-363.

103. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Проблема взаимосвязи языка и межкультурной коммуникации / Развитее современной науки: теоретические и прикладные аспекты»: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Пермь, 2016. - С. 117-118.

104. Масленников, А. А. Психологические особенности гражданской идентичности студентов разной этноконфессиональной направленности / А.А. Масленников // Российский психологический журнал. 2012. № 2.

105. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. -М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.

106. Методические рекомендации «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде ФГБОУ ВО «НИУ МГСУ» http://scienceport.ru/li-brary/methodical/profilaktika-ekstremizma-i-terrorizma-v- molodezhnoy-srede-/

107. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворение трудом. Психол. 1985. №5. - С.4-8.

108. Мильман, В.Э. Диагностика мотивационной структуры личности / Под ред. Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490с.

109. Михайлюк А.Н. Система жизненных ценностей и особенности смысложизненных ориентаций молодежи / А.Н. Михайлюк // Российский психологический журнал. 2011. № 3.

110. Монсонова, А. Р., Монсонова, Э. А. Проблемы ценностно-смысловых регуляций этноконфессиональных отношениях личности / А.Р. Монсонова, Э.А. Монсонова [Электронный ресурс] // Вестник Бурятского государственного университета. Личность. Образование. Общество. - 2018. - Режим доступа: Ь11р5://суЬег1еп1пка.ги/1оигпа1/п/уе51п1к-Ьигуа15ко^о-^о5иёаг51уеппо^о-ип1уег511е1а-оЬга20уате-ПсЬпов1-оЬ8сЬе81уо

111. Немов Р.С. Психология Кн. 1 Общие основы психологии 2003 4-е изд. С. 429

112. Общая теория смысла: психологические концепции смыслообразова-ния, смыслодидактика. Хрестоматия / сост. И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. - М.: КРЕДО, 2014 - 430 с.

113. Общая психология: учебник / Р. Х. Тугушев, Е. И. Гарбер. - М. : Эксмо, 2006. - С. 236

114. Ожерельева О.Ю. Смысложизненные ориентации современного человека [Электронный ресурс] /Ьйр://,^№^е1сот.ги/~Ьитап/2008ш/46оои.Ь1т

115. Осипова, А. А. Смысловые барьеры в учебном процессе: концепция и технологии преодоления: Дисс. ...д-ра психол. наук: 19.00.07 / А.А. Осипова. -Ростов-на-Дону, 2017. - 285 с.

116. Памятка (рекомендации) по организации профилактической работы в сети Интернет. Институт психологии управления и бизнеса. Изд.ЮФУ.2014, 48 с. ЬАр://ёв1:и.ги/81:иёеп1ат/ргоШак11ка- 1еггоп7та/те1:оё1сЬе8ка|а-Шега1:ига-ро-рго-Шакйке4еггоп7та-ь еЬкв1гет17та/рат|а1ка-гекотепёасп-ро- Поченцов Г. Стратегия. Инструментарий по управлению будущим. Рефл-бук Ваклер, 2005, 377 с.

117. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев - М.: Смысл, 1993. -32с

118. Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: краткое руководство для врачей / В.Э. Пашковский. СПб.: Изд-во ИД СПбМАПО, 2007. 144 с. Режим доступа: http: //narcom.ru/publ/info/849.

119. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: Психосемантическая парадигма. - 2-е изд., доп. - М.: Эксмо, 2013 - 448 с.

120. Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова В.С. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / В.Ф. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, В.С. Осипова / Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толе-рантност и и нетерпимости. М.: Смысл, 2000.

121. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления / В.В. Петухов // Вестник Московского университета. 1984. Сер. 14. Психология. № 21. С. 13-21.

122. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по общей психологии / под общей редакцией Агафонова А.Ю. - Самара: Издательский дом «Бахрах М», 2012 - 192 с.

123. Пономарёв В.П. Психологические особенности правосознания у лиц разной этноконфессиональной принадлежности: дисс. ...канд. психол. наук: 19.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. 160 с.

124. Почебут Л. Г. Социальные общности. СПб., 2005. 259 с.

125. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Л.Г. Почебут 1-е издание, 2012. 336 с.

126. Поченцов Г.Г. Стратегия. Инструментарий по управлению будущим. И_Рефл-бук, Ваклер. 2005 - 377 с.

127. Прицак О. Национальные символы, этноисторические мифы и этно-политика [Электронный ресурс] /http ://www. bubakiri. narod.ru/history/natsionalnie_simvoli

128. Проблемы психологической безопасности / Отв. ред А. Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.

129. Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в Интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы. Методическое пособие / Авторы составители П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова, А.Г. Штейнбух - М., Кредо, 2018 - 76 с.

130. Психологическое воздействие: Механизмы, стратегии, возможности противодействия / Под ред. А.Л. Журавлева, Н.Д. Павловой. М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2012. 368с.

131. Психология эмоций / Г. М. Брослав. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2013. - 2-е изд., стер. - 544 с.

132. Психология личности: Конспект лекций / Т.И.Гусева, Т.В. Каратьян -М.: Эксмо, 2008. - 160 с.

133. Религии и экстремизм. Способы и методы противодействия религиозному экстремизму в местах лишения свободы (ФКУ НИИ ФСИН России) http://scienceport.ru/library/methodical/religii-i-ekstremizm/

134. Ростова Е.Н. Анализ проблемы гражданской идентичности в современном мире через призму восприятия смысла своей жизни / Е.Н. Ростова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 4. С. 79-84.

135. Ростова Е.Н. Психологические особенности интерпретации смысла жизни взрослыми различной этноконфессиональной принадлежности: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013. 182 с.

136. Ростова Е.Н. Самосознание личности как средство противодействия религиозному и этнонациональному экстремизму / Е.Н. Ростова / Психология и

Педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции (10 октября 2011) / Под ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. 128-131.

137. Сагитова Л. В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан) [Электронный ресурс] // journal@iea.ras.ru. С. 3

138. Салихова Н.Р. К обоснованию способа определения типов смыслооб-разования в контексте личностных ценностей - Российский гуманитарный научный фонд (проект 04-06-00382а).

139. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе - Тбилиси: Мецниереба, 1989

140. Сафин В.Ф., Нурлыгаянов И.Н. Структура и содержание ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности [Электронный ресурс] / http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000085170/27/image/27-018.pdf

141. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. -183 с.

142. Серый А.В. Смысловые конструкты личности: содержание, динамика. - Кемерово, Кузбасуниверситетиздат, 2004, 286 с.

143. Серый А.В., Яницкий М.С. Трансформация системы личностных конструктов как механизм динамики актуальных смысловых состояний в процессе тренинга. / Ползуновский вестник, 2004, №3, с. 22-29

144. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие / А.В. Серый, М.С. Яницкий - Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного университета, 1999. 92 с.

145. Смит Энтони Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма: пер. с англ. А.В. Смирнова, Ю.М. Филиппова и др. - М.: Праксис, 2004, 464 с.

146. Солдатова Г.У. психология межэтнической напряженности: монография / Г.У. Солдатова. - М.: Изд-во «Смысл», 1998. - 389 с.

147. Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы 2-й Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор В.В. Константинов. - М.: Издательство «Перо», 2014. -226 с. [Электронное издание]

148. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т.Г. Стефа-ненко. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 368 с.

149. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин - М., 1982.

150. Столин В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании / В.В. Столин, М. Кальвиньо // Вестник Московского университета. 1982. Сер. 14. Психология. № 3. С. 38-46.

151. Субботский, Е. В. Феноменальное и рациональное в сознании: борьба за доминантность // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 5. - С. 94.

152. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) / Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре - СПб., 2006. - С. 82-103.

153. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования / Д.П. Узнадзе -М.: Просвещение, 1966.- 260 с

154. Урываев В.А., Бойчук Б.В. Трансформации личности как многоаспектная проблема [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. - 2013. - N 2 (2). - URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: чч.мм.гггг).

155. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира / М. Ферро. М.: Изд-во «Москва», 1992. 351 с.

156. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 193197.

157. Франкл В. Воля к смыслу / В. Франкл // Пер. с англ. М.: Изд-во «Апрель-Пресс», «ЭКСМО-Пресс», 2000.

158. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Ренесанс, 2005. - 253с.

159. Фризен М.А. Особенности развития смысловой сферы подростка: Дис. канд. психол. наук. 19.00.13 - Петропавловск-Камчатский, 2005 - 220с. РГБ ОД, 61:05-19/528.

160. Хаттон П. История как искусство памяти. - Санкт-Петербург, Владимир Даль, 2003 г., 424 с.

161. Чалдини Р. Психология влияния. 5-е издание - СПб.: Питер, 2014.- 336

с.

162. Чугров С. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения /С. Чугров // Мировая экономика и мировые отношения. 1993. № 5. 63 с.

163. Чудновский В.Э. Обзор первого симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни» [Электронный ресурс] / http://smys1-simp11 .narod.ru/istori.htm

164. Чудновский, В.Э., Кисельникова, Н.В. Методический аппарат изучения смысложизненных ориентаций / Электронный сборник материалов XVI симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой - М.: УРАО «Психологический институт», 2011. - С. 74-75.

165. Шлягина Е.И., Данзаева Э.У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт / Е.И. Шлягина, Э.У. Данзаева / Этническая психология и общество. М.: Изд-во «Старый сад», 1997. С. 347-355.

166. Шрейбер Т.В. Проблема регуляции смыслообразующей активности в раннем юношеском возрасте. //Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе: материалы Всероссийской науч.-практ.конф. -Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2005. - 80с.

167. Шумилин, Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е.А. Шумилин. - М.: Наука, 2000. - 152 с.

168. Этническая психология: учебник / под ред. П.Н. Ермакова, В.И. Пищик. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 317 с.

169. Этническое самосознание / Социология по-новому [Электронный ресурс] / http://socioline.ru/_seminar/exams/ethno/07.php

170. Юнг К. Г. Человек и его символы. - М.: Смысл, 2002. - 326с.

171. Юнг К.Г. Символы трансформации. - М.: Penta-Graphic, 2000. - 496 с.

172. Юрасова Е.Н. Психологические особенности лиц, склонных к экстремизму, терроризму и ксенофобии // Юридическая психология. - 2008. - No4. - С. 27-35.

173. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск, изд-во СО РАН, 2012, 272 с.

174. Abakumova, I. V., Ermakov, P. N., &Kolesina, K. Y. (2016). On analyzing the results of empirical research into the life-purpose orientations of adults of various ethnic identities and religious affiliati. Psychology in Russia, 9(1), 155.

175. Alsop Ron (2008-10-21). «The Trophy Kids Go to Work» [Текст] / Ron Alsop / The Wall Street Journal. Retrieved 2008-10-24.

176. Apalategui J. Social psychology of nationalist movements in Southern Europe [Electronic resource] /http://www.ucm.es/info/Psyap/23ICAP/abstract/polit-ica2.html

177. Apalategui J. Social psychology of nationalist movements in Southern Europe [Electronic resource] /http://www.ucm.es/info/Psyap/23ICAP/abstract/polit-ica2.html

178. Basabe N., Paez D., Asun D. Psychological factors of political participation [Electronic resource] /http://www.ucm.es/info/Psyap/23ICAP/abstract/politica2.html

179. Berberyan H. S., Berberyan A. S. Ethnopsychological aspects of the mean-ing-of-life and value orientations of Armenian and Russian students // Psychology in Russia: State of the Art. 2016. Vol. 9. No. (1). P. 121-131.

180. Berberyan, A. S., Vardanyan, N. T., Karapetyan, V. S., Gevorgyan, S. R., &Shaidullina, A. R. (2018). Gender differences in professional identity within educational system of Armenia. Astra Salvensis.

181. Brown K.C. Seeing stars: character and identity in the landscape of modern Macedonia / K.C. Brown / Antiquity, 1994, vol.68, N 261. P.784-796.

182. Fromm, E. (2013). The art of being. Open Road Media.

183. Grimsoltanova R.E. Mythological fears and types of accentuation of religious workers in adolescence // Global Science and Innovation: materials of the III

International Scientific Conference, Chicago, October 23-24th, 2014 / publishing office Accent Graphics communications - Chicago - USA, 2014. - 384 p. ISBN 978-09895852-1-7. Pp. 292-297.

184. Grimsoltanova R.E., Batygov Z.O. Psychological features of representatives of the Chechen youth professing islam and experiencing mythological fears // (IJCRSEE) International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education Vol. 3, No.1, 2015. Pp. 17-20.

185. Holdsworth C. Student Volunteers. A national profile [Electronic resource] http: //www.ivr.org.uk/evidence-bank/evidence pages/Student+Volunteers.+A+National+Profile

186. Kelly G. The psychology of personal constructs. N.-Y., 1955. V.1.

187. Klein G. Perceptions, motives and personality. N.-Y., 1970.

188. Kuhn, M. H., & McPartland, T. S. (1954). An empirical investigation of self-attitudes. American sociological review, 19(1), 68-76.

189. Lebedeva, N., Tatarko, A., & Berry, J. W. (2016). Intercultural relations among migrants from Caucasus and Russians in Moscow. International Journal of Intercultural Relations, 52, 27-38.

190. Leontiev D. Converging Paths Toward Meaning // Journal of Constructiv-ist Psychology. 2017. Vol. 30. No. 1. P. 74-81

191. Lewis H. Clinical implications of field dependence // Field dependence in psychological theory, research and application. L., 1986. - P.57-62.

192. McKenna F. Measures of field-dependence: cognitive style or cognitive ability // J. of person and social psychology. - 1984. - V.47. - № 3. - P.593-603.

193. Rosenberg, M. Self-Esteem Scale / M. Rosenberg / Measures of Social Psychological Attitudes / Ed. Robinson J.P., Shaver P.R. Ann Arbor: Institute for Social Research, 2002. - Pp. 98-101.

194. Soldatova, G., & Geer, M. (2013). "Glocal" Identity, Cultural Intelligence and Language Fluency. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 86, 469-474.

195. Stefanenko, T. G., &Kupavskaya, A. S. (2010). Ethno-cultural competence as a component of competence in communication. Psychology in Russia: State of the Art, 3, 550-564.

196. Tajfel, H. (1982). Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge University Press.

197. Waterman, A. S. (1982). Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review of research. Developmental psychology, 18(3), 341.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.