Этнография детства чувашского крестьянства во второй половине XIX - начале ХХ вв.: Обычаи, обряды, традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Егорова, Оксана Вениаминовна
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 260
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Егорова, Оксана Вениаминовна
Введение
Глава I. Источники и литература
1. Источники
2. Литература
Глава II. Традиционные обычаи, обряды и приемы, связанные с рождением ребенка
1. Период до рождения ребенка система представлений)
2. Обычаи и обряды периода беременности
3. Рождение ребенка
4. Послеродовые обычаи и обряды очищения матери и ребенка и принятия ребенка в общину
Глава III. Традиционное воспитание детей в чувашской крестьянской семье
1. Традиционные приемы ухода за ребенком
2. Народные традиции воспитания
3. Детские игры и игрушки
4. Народные приемы и способы охраны здоровья 189 Заключение 220 Список использованной литературы и источников
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX - первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребенка2010 год, доктор исторических наук Егорова, Оксана Вениаминовна
Мир детства у татар: обряды и практики социализации2011 год, кандидат исторических наук Сайфутдинова, Гузель Борисовна
Детский цикл обычаев и обрядов у карачаевцев: Конец XIX - начало XX вв.2002 год, кандидат исторических наук Боташева, Лариса Хасанбиевна
Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье: Вторая половина XX века2001 год, кандидат исторических наук Пчелинцева, Наталья Дмитриевна
Этнография детства немецкого населения Западной Сибири в XX - начале XXI вв.2007 год, кандидат исторических наук Блинова, Анна Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнография детства чувашского крестьянства во второй половине XIX - начале ХХ вв.: Обычаи, обряды, традиции»
Актуальность темы. Мир детства - неотъемлемая часть жизни любого народа. Интерес к детству, как и вообще к прошлому, возникает лишь на определенном этапе индивидуального и социального развития. Общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и не может понять мир детства, не зная свойств и особенностей своей культуры [1]. Познание детства неотделимо от истории общества и его социального самосознания, и поэтому на современном этапе развития нашего общества уделяется много внимания проблеме молодежи, в первую очередь воспитания детей.
Детский комплекс обычаев и обрядов играл важную роль в традиционном быту любого этноса, так как он ритуализированно оформлял один из ключевых моментов человеческого бытия. Процесс воспроизводства населения является биологической основой существования этноса и нашел отражение в различных отраслях традиционной культуры народов, а в особенности в их религиозно-мифологических воззрениях и в культово-обрядовых действиях. Разные действия и приемы, призванные обеспечить благополучие указанного процесса в конечном счете разрослись в разветвленную обрядовую систему, значение которой в жизни людей определялось важностью выполняемых ею функции - обеспечения репродукции данной этнической группы.
Анализ обычаев и обрядов детского цикла составляет неотъемлемую часть комплексного этнографического изучения этнических общностей и их культурных систем и позволяет исследовать различные стороны семейного и общественного быта в плане его оформления и развития. Разработка проблем детского цикла семейной обрядности представляет несомненный интерес и для изучения пережитков архаических семейных и социальных институтов, ранних форм религии и вопросов народной педагогики и медицины.
Всестороннее исследование обычаев и обрядов детского цикла, уходящих своими корнями в глубокую древность, позволяет выявить в них наслоение различных периодов и эпох исторического развития, что имеет большое значение для понимания социально-исторической обусловленности данного обрядового комплекса. Это, в свою очередь, дает возможность правильно оценить и использовать народный опыт и традиции в области воспитания детей в интересах общества. Очевидно, что без углубленного исследования народных традиций - этого богатейшего духовного наследия ушедших поколений - нельзя отделить содержащиеся в них прогрессивные, рациональные моменты от пережиточных [2].
Актуальность исследования данной проблемы на чувашском материале определяется также и тем, что в результате коренных социально-экономических и культурных преобразований в Чувашской Республике обычаи и обряды, связанные с детским циклом, претерпели значительные изменения и необходимо их зафиксировать.
Изучение обычаев и обрядов народов мира, связанных с рождением и воспитанием детей, представляет значительный научно-теоретический и практический интерес. Утверждение в теоретической этнографии идеи системного подхода к изучению этноса в целом и его структурных компонентов делает необходимым более тщательное и глубокое изучение именно последних. Обычаи и обряды, связанные с рождением и воспитанием детей, являются одним из структурных компонентов этноса. Их изменение оказывает влияние на целую цепь явлений духовной и материальной культуры, что в конечном счете в сложной опосредованности связано с функционированием этноса как целостной динамической системы.
Особо следует остановиться на понятии "детство" в этнографическом смысле, на его продолжительности и делении на периоды. Г.Н.Волков одним из первых обратился к проблеме половозрастного деления чувашского народа. Он предлагает следующую возрастную периодизацию у чувашей: а) 0- 6 детство; б) 7-12 - переходный возраст, период накопления ума; в) 13-18 юность, молодость, период трудового совершенствования [3].
Хотя существуют и другие варианты периодизации, для удобства считаем возможным придерживаться именно этого принципа выделения возрастных степеней детства. В результате повседневных наблюдений за детьми, подростками и взрослыми чуваши пришли к заключению о многообразии изменений, происходящих в человеке в зависимости от возраста. Именно этим и объясняется наличие, кроме общей периодизации, достаточно тонкой дифференциации возрастных особенностей внутри каждой возрастной группы.
Особое место в традиционной культуре чувашей занимает период младенчества, который начинается с рождения и завершается по достижении ребенком определенной стадии физического развития - приобретения речевых навыков и установления самостоятельного хождения. Хронологическая продолжительность периода составляет приблизительно три года, после чего происходят основательные перемены в обращении и заботе о малыше. Этот возраст условно называется периодом "материнской школы", когда решающую роль в передаче и усвоении навыков принадлежит матери.
Маленького ребенка до полутора лет называют дамрак ача (молодой ребенок). С учетом физического и психического развития каждая стадия дополнялась характеристиками, содержащими в себе те или иные особенности состояния ребенка, требующие особого подхода: чёчё ачи (грудной ребёнок); шанарша ачи (колыбельный возраст); алари ача (ребёнок на руках), ёмкёч ачи (ребёнок, которому даётся дополнительное питание); пата ачи (ребёнок, которого начинают кормить кашей), хамарпа пёрле диекен ача (ребёнок, кормящийся вместе со взрослыми); упаленекен ача (ребёнок, умеющий ползать), каладма пудлана ача (ребёнок, начинающий говорить), таса каладакан ача (ребёнок, правильно выговаривающий слова) и т.п. Кроме того, матерями отмечаются и первая улыбка ребёнка, и первые слова, и умение держать голову, и умение сидеть [4]. Ребенка до четырех лет называют ывал (хёр) ача (это мальчик (девочка), вышедшие из пеленочного возраста, но не носящей мужской (женской) рубашки) [5]. Выделением разнообразных самостоятельных стадий не ограничивается деление большого периода детства. Но вполне очевидно одно: в этом периоде ребенок ещё беспомощен и в его воспитании решающую роль играет мать.
Следующий период может быть охарактеризован как период "свободных влияний" (3-4 до 5-7 лет). 3-4-летнего ребенка характеризуют как "ухмах вахат" - "дурной возраст". После пяти лет, когда мальчик (девочка) начинал носить мужскую (женскую) одежду называли ар<?ын ача (хёр ача), что означало "отрок". Детей этого возраста еще систематически не привлекают к труду, из-за занятости родителей они часто предоставлены сами себе.
Следы дифференцированного подхода к возрастной периодизации сохраняются также и в последующем. Период от 5-7 до 12-13 лет характеризуется интенсивным обучением детей труду. В данный период решающую роль в формировании мальчика играет отец, а девочки - мать. Личный пример родителей в труде становится ведущим средством формирования трудовых интересов и навыков детей. Детей 7-8 лет, у которых выпали молочные зубы, иронически называют карманай. Пёчекрё хёрача (маленькая девочка) и пёчекдё ардын ача (маленький мальчик) называли всех девочек (мальчиков) до 10-12 лет [6].
Чувашская традиция не сохранила прямых свидетельств о рубеже, когда завершается детство и начинается отрочество. Кроме физиологических признаков при этом можно выделить несколько других факторов. Этот переход у чувашей, например, выразился в обычае посещения молодежных посиделок и игрищ (вайа). В прошлом у чувашей, особенно в больших селениях, проводили подростковые (детские) и молодежные (взрослые). Подростковые посиделки (с 10-12 лет) длились примерно до 10 часов вечера, а молодежные (с 15-16 лет) до полуночи и более. Первые являлись преддверием молодежных. На них девочки и мальчики подражали старшим: занимались рукоделием, плясали и играли. Снятие запрета на посещение молодежных посиделок знаменовало собой окончание детства.
Признаком завершения детства служил также трудовой аспект. С 12-13 лет дети начинали работать наравне со взрослыми. В определенной мере детство действительно кончалось тогда, когда начиналась работа наряду со взрослыми, и это происходило в те времена очень рано, "форма дын" (наполовину человек) называли чуваши мальчиков и девочек в возрасте 12-13 лет [7]. Да и сами дети, когда им исполнялось 12 лет, говорили, что они вышли из детского возраста [8].
При всем различии представлений о том, когда завершается детство и переходе к другому состоянию, нельзя не подчеркнуть, что этот период длился недолго. Во всех воспомининаниях о детском периоде жизни присутствует констатация этого момента. И это было вполне объяснимо. С одной стороны, крестьянское хозяйство всегда требовало большого числа рабочих рук, с другой - именно раннее приучение к труду было формой воспитания.
Хронологические и территориальные рамки. Исследование охватывает вторую половину XIX - начало XX вв., когда ещё крепко сохранялись традиционные формы и патриархальный уклад жизни чувашского крестьянства. Именно по этому периоду сохранился значительный массив источников, зафиксировавших народную жизнь, а также национальные особенности этнографии детства чувашей.
Территориальные рамки исследования охватывают современную территорию Чувашской Республики, где компактно проживает основная часть чувашского этноса, среди которого и сегодня устойчиво бытуют некоторые архаичные элементы традиционной культуры.
Цели и задачи исследования. Целью данной диссертации является историко-этнографическое изучение родильных обрядов, народных традиций воспитания детей у чувашей, приемов передачи этих традиций, определение их места и роли в формировании духовного облика подрастающего поколения на материалах второй половины XIX - начала XX вв.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
- охарактеризовать традиционные обряды, связанные с рождением и первыми годами жизни ребенка, способы охраны его здоровья и лечения детских болезней;
- рассмотреть систему ухода за детьми и их воспитания в чувашской деревне и показать участие семьи и сельской общины в этих процессах;
- проанализировать методы и средства воспитания детей в процессе сельскохозяйственного труда и домашних занятий, а также приемы их физического и умственного развития, содержание нравственного воспитания;
- выявить прогрессивные традиции чувашского народа в области этнографии детства с целью их использования в практике воспитания на современном этапе.
Объектом изучения стало сельское население, так как основная часть чувашей проживает в сельской местности. Исходя из задач исследования и учитывая ограниченное количесство источников, сбор полевого этнографического материала был проведен в основном среди сельских жителей, которые в большей степени сохранили многие семейный обряды и этническую специфику.
Методология исследования. Методологической основой диссертации являются основные научные принципы - объективность, историзм, системность. На основе этих методологических принципов в диссертации использованы следующие методы исследования. Основным способом получения первичной информации успешно выступает опрос, который обычно применялся в виде индивидуальной беседы с информатором по заранее составленной программе или без неё. Вербальная информация в основном добывалась непосредственно путем опроса респондентов по заранее подготовленным вопросникам, а также в ходе непосредственной беседы. При сборе первичной информации широко применялся метод интервью, особенно в случаях, когда требовалось углубленное изучение психологических (установки, стереотипы) и этнокультурных (обычаи, обряды) характеристик. Использованы две формы интервью: 1) глубинное интервью с основными, так называемыми ключевыми, информаторами с последующим дополнением полученных интервью по отдельным вопросам у вторичных, менее компетентных информаторов; 2) структурное (тематическое) интервью у большого числа информаторов.
В работе использован ареалъно-географический метод, который предусматривает изучение одних и тех же событий и явлений в разных местах (странах, регионах и т.п.) одновременно и дает возможность выделить как общее, так и отличительное, особенно в происходящих одновременно событиях и явлениях. Большое значение уделяется ретроспективному методу. Возможности его приложения связаны с тем, что этнические особенности духовной/обрядовой культуры отличаются высокой степенью устойчивости, и поэтому сохранившиеся до наших дней сведения о современных народах могут широко использоваться для реконструкции их прошлого состояния на разных этапах этнической истории. Историко-сравнителъный метод дал возможность рассмотреть явления и события во временной последовательности, в движении и изменении. Он позволил глубже вскрывать сущность изучаемых явлений, проводить сравнения в пространстве и во времени, т.е. по горизонтали и по вертикали [9].
Для этнографов особый интерес представляет сравнительно-историческое изучение тех механизмов социализации, посредством которых ребенок приобретал значимые для этноса национальные черты. В ходе социализации личности осуществляется передача характерных для народа культурных ценностей от поколения к поколению и тем самым сохраняется культурная преемственность. Таким образом, в исследовании в целом использовалась методика комплексного изучения социализации детей и подростков, разработанная И.С.Коном.
Анализ историографии проводился на основе хронологическо-тематического принципа: вся обширная литература по теме исследования была разделена на периоды, а внутри них характеристика работ делалась по тематическим группам.
Научная новизна исследования определяется тем, что оно является первой обобщающей этнографической работой по изучению обрядов и обычаев, связанных с рождением и первыми годами жизни ребенка, обычаев имянаречения, традиционных приемов воспитания детей в чувашской крестьянской семье на основе анализа и обобщения историко-этнографической литературы, архивно-документальных, этнографических, музейных, литературно-фольклорных и прежде всего собственных полевых материалов.
Практическая значимость исследования. Изучение обрядов, обычаев детского цикла, помимо историко-этнографического интереса имеет важное практическое значение. Потребность народа в особом оформлении важнейших событий семейной жизни чрезвычайно велика, поэтому необходимо выявить все ценное и положительное, прекрасное в старинных, выработанных народом на протяжении веков обрядах, чтобы использовать по мере возможности в современной жизни, отбросив, архаические, иногда унижавшие человеческое достоинство элементы.
Материал необходим в системе дошкольного воспитания, в которой многие перспективные программы базируются на идее глубокого взаимодействия с семьей, на освоении положительного опыта в семейном воспитании и обучении чувашского народа. Результаты исследования и содержащиеся в нем конкретные рекомендации можно многосторонне использовать для преподавания новых школьных курсов - "Введение в народоведение" в начальной школе, "Мир народной культуры", "Культура родного края", "Этика и психология семейной жизни" в средних и старших классах, в составлении программ и вузовских учебников и методических пособий по истории и этнографии края, а также в общих и специальных вузовских лекционных курсах по этнографии народов Волго-Уральского региона.
Рост национального самосознания все больше оживляет интерес к народной культуре и семейной обрядности, при этом на первый план выходит праздничная сторона обычаев и обрядов, широко используемых в культурно-просветительной работе при подготовке сценариев для самодеятельных выступлений, раскрытии забытых традиций в области раннего детства, при комплектовании музейных фондов, оформлении экспозиций по традиционной культуре и верованиям чувашей.
Обобщенный материал может быть использован писателями и поэтами при создании исторических произведений, режиссёрами при постановке сцен из народной жизни, художниками для достоверного изображения быта, культуры, взаимодействий в кругу семьи и общины у чувашей.
Диссертационный материал поможет организовать детские передачи по радио и телевидению. Особое внимание следует обратить детским передачам, т.к. именно дети являются преемниками народных традиций и легче и естественнее, чем взрослые, впитывают их.
12
Возрождающаяся нетрадиционная медицина в области охраны материнства и детства все больше обращается к рациональным методам лечения, основанным на практике народных традиций.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования по теме диссертации были изложены в докладах и сообщениях на конференции, посвященной 80-летию В.Ф.Каховского (Чебоксары, 1996), юбилейной итоговой научной конференции Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова (Чебоксары, 1997), региональной научно-методической конференции "Университеты и университетское образование: история, проблемы, перспективы" (Чебоксары, 1997), международной конференции "И.Я.Яковлев и духовный мир современного многонационального общества" (Чебоксары, 1998), VI Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов "Проблемы материальной и духовной культуры народов России и зарубежных стран" (Сыктывкар, 1999), III Конгрессе этнографов и антропологов России (Москва, 1999).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Приложение к работе включает программу-вопросник, по которому проводился сбор полевых материалов, таблиц и фотоиллюстраций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Семейно-бытовые обряды и обычаи башкир Степного Заволжья: этнографическое исследование башкирских деревень Саратовской области2012 год, кандидат исторических наук Фаттахова, Тамара Даяновна
Реликты домонотеистических верований в семейной обрядности народов Дагестана: XIX - начало XX века2010 год, кандидат исторических наук Абдинова, Амина Гусейновна
Обряды жизненного цикла у калмыков: XIX - начало XXI века2010 год, кандидат исторических наук Шараева, Татьяна Исаевна
Традиционные способы и формы социализации детей и подростков у мордвы2002 год, доктор исторических наук Беляева, Надежда Федоровна
Семейная обрядность верхне- и среднечепецких татар конца XIX - XX вв.2001 год, кандидат исторических наук Касимова, Диана Габдулловна
Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Егорова, Оксана Вениаминовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ привлекаемых в диссертации источников показывает, что у чувашей во второй половине XIX - начале XX вв. существовал сложный и своеобразный комплекс обычаев и обрядов, связанных с рождением и воспитанием детей.
Общество, родственный коллектив были кровно заинтересованы в том, чтобы семья имела потомство, особенно сыновей-наследников, поскольку это было теснейшим образом связано с продолжением рода, сохранением и укреплением фамилии, получением земли. В силу этого обычаи и обряды детского цикла, будучи прежде всего важнейшей частью семейного быта, в то же время являлись событиями большого общественного значения. Большинство из них проходило при активном участии родственников, соседей, односельчан. То обстоятельство, что общество не могло оставаться равнодушным к факту отсутствия детей в семье, обусловило отношение к бездетности как к величайшему несчастью, а также способствовало оформлению и стойкому сохранению в быту целой группы обрядовых действий, выполнявшихся бездетными супругами или супругами, не имевшими сыновей. Как свидетельствуют источники, бездетность в первую очередь сказывалась на положении женщины, что выражалось в определенном ограничении ее прав в семье и родственном коллективе.
Рассмотрение в работе обычаев и обрядов детского цикла было приурочено к наиболее значительным, по народным представлениям, моментам в жизни женщины и ребенка: обычаи периода беременности, родильная обрядность были направлены на то, чтобы обеспечить благополучное развитие ребенка, облегчить его появление на свет, оградить мать и ребенка от воздействия враждебных сверхъестественных сил. Обеспечение здорового потомства было главным содержанием обрядности предродового этапа родильного цикла. Магические действия, целью которых было обеспечение благополучия будущих детей, составляли неотъемлемую
часть структуры свадебного обряда. Продуцирующее значение имело осыпание молодых зерном, хмелем и др. Счастливый исход родов и благополучие будущего ребенка беременная женщина и ее ближайшие родственники стремились обеспечить путем соблюдения ряда запретов, в том числе рациональных, хотя многие из них основывались на приемах имитативной магии. Многие обычаи и обряды, связанные с беременной женщиной, диктовались представлениями о том, что по причине своего особого состояния такая женщина уязвима в магическом смысле, притягивает злые силы и представляет опасность для окружающих. Этим объясняется общее стремление изолировать беременную, а затем роженицу, ограничить ее участие в общественной и трудовой жизни пределами ее собственного дома. Большое значение придавалось и благополучному исходу самих родов: кроме рациональных действий в этот момент практиковались и магические. Особое место в родильной обрядности занимала повитуха. Период после родов характеризуется выполнением обычаев и обрядов, символизировавших "очищение" женщины, постепенное возвращение ее к обычной повседневной жизни и деятельности. Обрядовое значение имело и первое купание новорожденного - состав воды, массаж и т.п. должны были способствовать не только магическому очищению младенца, но и его счастливому будущему. Важным моментом послеродового этапа родильной обрядности было церковное очищение роженицы. Изоляция ее завершалась, и она переходила к своей обычной жизни в новом статусе матери.
В обычаях, обрядах, представлениях, связанных с рождением и воспитанием ребенка, нашли отражение некоторые особенности социальных отношений в обществе, в частности патриархальные черты, характерные для чувашской семьи XIX - начала XX в. Об этом говорят предпочтительное отношение к рождению мальчика, особые символические действия, отмечавшие рождение сына.
Как показывают источники, значительная часть рассматриваемых обычаев и обрядов была основана на богатом эмпирическом опыте народа, имела ряд рациональных моментов: так, многие запреты, соблюдаемые женщиной в период беременности, обеспечивали ей благоприятное психологическое состояние, рациональными были некоторые пищевые запреты, а также правила, которых придерживались в послеродовой период, правила ухода за новорожденными, лечение ряда детских болезней. Вместе с тем, многие из рассматриваемых обычаев и обрядов сохраняли тесную связь с религиозными верованиями. Даже рациональные в своей основе обычаи и обряды, в соответствии с определенным уровнем социально-экономического развития чувашей того времени, дополнялись различными магическими действиями, направленными на обеспечение благополучного развития ребенка. В силу своей консервативности основные элементы изучаемой обрядности связаны в первую очередь с языческими верованиями; имеющиеся элементы христианской религии представлены в ней, как правило, в сочетании с многообразными языческими представлениями. В магических приемах, к которым прибегали в случае бездетности, трудных родов, для защиты от "нечистой силы" и т.п., прослеживаются следы почитания железа, огня, воды, различных животных.
Элементы социализации ребенка проявлялись уже в первые часы (ача чукё) после его появления на свет - события, которое становилось поводом для посещения счастливого семейства родственниками и соседями, подносившими подарки. Во многих внутрисемейных делах, в таких, как купание, пеленание, укладывание в колыбель, стрижка волос и ногтей, совершавшихся впервые, родители оставались на вторых ролях. Главными действующими лицами были представители общины. Даже в выборе имени ребенка родители часто были невольны. Младенец, умерший до крещения, не получивший имени, не успевал стать членом общества, поэтому его хоронили особым образом, отдельно от других.
В обрядах крещения роль общины была велика. Достаточно широко бытовало представление о том, что личностные качества ребенка наследуются не только от родителей, но и определяются качествами крестных родителей и повитухи. Крещение в рассматриваемое время уже прочно утвердилось как самое важное событие в жизни новорожденного, означающее его включение в члены общины. Главными действующими лицами также были не родители, а другие представители общины - крестные родители. Народная система воспитания была направлена на формирование у подрастающего поколения необходимых качеств и способностей, и сочетала трудовое, физическое, нравственное воспитание. Это достигалось с помощью различных методов и приемов, связанных с личным примером родителей и старших, играми, семейными и общественными обрядами и праздниками, народным фольклором. Сохранение патриархального уклада семейной жизни и традиционных норм разделения труда между полами обусловило значительные различия в воспитании мальчиков и девочек, что прослеживалось с первых лет жизни ребенка. Существовавшие у чувашей народные традиции выполняли важную задачу передачи межпоколенной социальной информации, приобщения детей к традиционным нормам поведения в семье и обществе, что являлось важнейшей частью процесса социализации подрастающего поколения.
Комплекс обычаев и обрядов детского цикла, как и всякая часть традиционной народной культуры, обладает определенной динамикой. Даже на протяжении незначительного с точки зрения исторического развития общества у чувашей периода, представленного в данной работе, наблюдаются определенные изменения: многие обряды и обычаи стали проще, сократились сроки их проведения, состав участников и др. Эти изменения, безусловно, связаны как с развитием социально-экономических условий, так и с эволюцией мировоззрения чувашского народа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Егорова, Оксана Вениаминовна, 2000 год
1.Архивные документы
2. РГО. Р. 14. Оп.1. Ед.хр.89 Кроковский М. Этнография горных черемис, обитающих Казанской губернии в Козьмодемьянском уезде.
3. Р. 14. Оп.1. Ед.хр. 101 Попов П. Этнографическое описание города Чебоксар и уезда его.
4. ЦГА 4P. Ф.15. Оп.1. Д.214 Переписка об определении и увольнении медицинских чинов и принятии мер к охране народного здравия. 1873.
5. Д. 1115 Переписка об оказании медицинской помощи населению уезда. 1897.
6. Д. 1232 Переписка о состянии медицинской части в уезде, об оказании медицинской помощи населению уезда. 1898.
7. Д. 1342 Сведения по медицинской части (о наличии медикаментов в аптеках уезда, о выдаче вознаграждения акушеркам, о мерах против распространения глазных болезней. 1901.
8. Д. 1381 Переписка об устройстве детских яслей и приютов. 1903. Д. 1507 - Переписка об оказании медицинской помощи сельскому населению. 1904.
9. Д. 1559 Переписка об устройстве детских яслей-приютов. 1905. Д. 2324 - Сведения для составления медицинского отчета за 1913 г.1914.
10. Д. 2481 Переписка об оказании медицинской помощи населению Чебоксарского уезда. 1916.
11. ЧГИГН 4P № 31 Ашмарин Н.И. Чавашсем (Чуваши). 1881.
12. Катанов Н.Ф. Семейный и родовой быт чуваш. 1935. № 85 - Ятманов О.М. Чаваш ачисен ваййисем (Игры чувашских детей). 1934.
13. Сказки, частушки, песни, загадки, обычаи, пословицы и поговорки.
14. Никольский Н.В. История, язык, этнография. 1904-1915. № 151 - Никольский Н.В. Этнография, фольклор. № 156 - Никольский Н.В. Этнография. Фольклор. № 158 - Никольский Н.В. Рукописный фонд проф. Никольского по этнографии чувашского народа.
15. Никольский Н.В. Этнография, фольклор, сельское хозяйство.
16. Никольский Н.В. Этнография. 1928.
17. Никольский Н.В. История, фольклор, язык.
18. Никитин (Юрки) И.Д. Личный рукописный фонд И.Д.Никитина (Юрки). 1904-1912.
19. Никитин (Юрки) И.Д. Личный рукописный фонд И.Д.Никитина (Юрки) 1913-1930.
20. История. Дела Восточно-педагогического института в Казани. 1928 г.
21. Комиссаров (Вандер)Г.И. Поэма и рассказы. 1962.511 Рецензии и справки. 1962.
22. Элле К.В. Волжские диоскуры (Чувашские мифические близнецы и их корни).
23. Элле К.В. Прошлое чувашского народа эпохи феодализма (по материалам устных и письменных свидетельств). 1947.
24. Элле К.В. Прошлое чувашского народа по данным его пословиц и поговорок, загадок и примет. 1946-1947.
25. Элле К.В. Древности Чувашской республики.
26. Элле К.В. Воспитание детей у чуваш. 1916.
27. Элле К.В. Народная медицина у чуваш.
28. Элле К.В. Этнографические, археологические и топоними-стические исследования о болгарских переселенцах, о чувашах. 1937.
29. Элле К.В. Сказки и предания, собранные учащимися пед-техникумав 1926-1928.598 Элле К.В. Песни. 1926-29.
30. Элле К.В. Описание чувашского быта и обычаев.
31. Элле К.В. Этнографическое описание чувашей.
32. Элле К.В. Загадки, пословицы, народные приметы.
33. Ашмарин Н.И. Фольклорные материалы 1930.
34. Отд.З № 121 Записки устного народного творчества.149 Фольклорные материалы.
35. Васильев П. Фольклорные материалы,собранные воспи-танниками Симбирской чувашской школы в 1886 г.
36. Ильин М.Н. (Юхма Мишши). фамраксен савви-юрипе халап-юмахё тата кал ада вё (Молодежные песни, народные сказки, поговорки). 1964.
37. Ильин М.ЩЮхма Мишши). Ачасем пуранман дыннан мён тумалла ? (Что делать бездетным?). 1964.2. Опубликованные документы
38. Казанская ремесленная и сельскохозяйственная выставка. Казань, 1886. Каталог научно-промышленной выставки 1890 г., состоящей под покровительством Его императорского высочества Государя наследника цесаревича. -Казань, 1890.
39. Общий свод данных хозяйственно-статистического исследования Казанской губернии. Казань, 1896.
40. Опубликованные фольклорные материалы
41. Воронцов Г.И. Ача-пача вайисем. (Детские игры) Шупашкар, 1992.
42. Науменко Г.М. Этнография детства. М.: Беловодье, 1998.
43. Патмар И.А. Тупмалли юмахсем. (Загадки). Канаш, 1993.
44. Патмар И.А. Халах аслалахе (Народная мудрость). Канаш, 1994.
45. Чаваш халах самахлахё (Ача-пача самахлах.). (Чувашское устное народное творчество (детский фольклор)). Т.4, ч.1. - Шупашкар, 1985.4. Литературные сочинения
46. Охотников М.Н. Записки чувашина о своем воспитании (1888) // ИОАИЭ. Т.31, вып. 1.- Казань, 1920. - С.19-48.
47. Талвир А.Ф. НаБуинском тракте. Чебоксары, 1955.-208 с.
48. ТрубинаМ. Ф. Детство. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1975.- 191 с.5. Словари
49. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары, 1994. Вып I-VI; 1934 Вып. VII; 1935 Вып. VIII-IX; 1936. Вып. X-XI; 1937 Вып. XII-XIV; 1941 Вып. XV-XVI; 1950 Вып. XVII.6. Указатели
50. Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива имп. Русского географического общества.- Пг., 1915. Вып. 2. - С.465-988.
51. Иванов A.C. Указатель книг, брошюр, журнальных статей и заметок на русском языке о чувашах в связи с иными инородцами Среднего Поволжья с 1756 по 1906 г. // ИОЛИЭ. T.XXIII. Казань, 1907. - Вып.2 прилож. 1-32 е.; Вып.4 прилож. - 33-62.
52. Археология и этнография Чувашской АССР.- Чебоксары, 1986.
53. Капица О.И. Библиография по детскому быту, фольклору и языку // Детский быт и фольклор. Л., 1930. - С.42-49.
54. Северная O.A. Этнология детства (младенческий, ранний и дошкольный возраст). Российские этносы: Аннотированный библиографический указатель. Институт национальных проблем образования. М.: ИНПО, 1993. - 96 с.7. Периодическая печать
55. Лаврентьев Н. Вред, причиняемый роженицам простыми деревенскими бабками // Казан, газ. 1903. - № 49. - С. 10.
56. Салмин А.К. Старинные религиозные обряды // Мол. коммунист. -1989.- 19 октября. С.6.8. Полевые материалы
57. Поле 96 студенческие экспедиции в Урмарский, шумерлинский районы Чувашской Республики в 1996 г.
58. Поле 97 студенческие экспедиции в Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Козловский, Красноармейский, Моргаушский, Урмарский, Чебоксарский районы Чувашской Республики в 1997 г.
59. Поле 98 студенческие экспедиции в Батыревский,
60. Ибресинский, Комсомольский, Красноармейский районы Чувашской Республики в 1998 г.9. Авторефераты
61. Беляева Н.Ф. Традиционные приемы по уходу за детьми и их воспитание у мордвы (конец XIX- нач. XX в.): Автореф. дис. канд. ист. наук. -М., 1986. 20 с.
62. Бесаева Т.З. Обычаи и обряды осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка (конец XIX нач. XX в.): Автореф. дис. канд. ист. наук. -М., 1975.-21 с.
63. Дбар С.А. Обычаи и обряды абхазов, связанные с рождением и воспитанием детей (II пол.Х1Х нач.ХХ в.): Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1985.-21 с.
64. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX-XX вв.): Автореф. дис. д-рапед. наук. Чебоксары, 1998. -24 с.
65. Соловьева JI.T. Обычаи и обряды грузин, связанные с рождением и воспитанием детей (вторая половина XIX- нач. XX в.): Автореф. дис. канд.ист.наук. М., 1982. - 22 с.10. Монографии и статьи
66. Александров А.Е. О рождении и воспитании детей у киргизов, о правах и власти родительской. Оренбург, 1891.
67. Александров H.A. Черемисы и чуваши (лесная окраина). М., 1899.-40 с.
68. Алексеев Г.А. Об использовании бани в чувашской народно-бытовой медицине // Уч. зап. ЧНИИ. Чебоксары, 1950. - Вып.52. - С.284-289.
69. Алексеев Г.А., Верещагин В.И. История эпидемических инфекционных болезней в Среднем Поволжье. Чебоксары, 1992. - 93 с.
70. Алексеев Г.А. Здравоохранение в Чувашии в XIX начале XX века. - Чебоксары, 1993. - 248 с.
71. Архангельский H.A. Материалы этнографические // ИОАИЭ. Казань, 1910. - Т.26, вып.6. - С.254-260.
72. Архангельский H.A. Масленица у чуваш // ИОАИЭ, Казань, 1910. -Т.26. Вып.5. - С.483-488.
73. Апполов А.Г. Чуваши // Религиозные верования народов СССР: Сб. этнографических материалов. M-JL, 1931. - Т.2. - С.249-260.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.