Этнический фактор в становлении устойчивости суждений старшеклассников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Артеменко, Надежда Михайловна

  • Артеменко, Надежда Михайловна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2001, Армавир
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 139
Артеменко, Надежда Михайловна. Этнический фактор в становлении устойчивости суждений старшеклассников: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Армавир. 2001. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Артеменко, Надежда Михайловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МОРАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ КАК АСПЕКТ МОРАЛЬНО

НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ.и

1.1. Философско-культурологические аспекты моральных суждений.

1.2. Психологический анализ исследований развития морального сознания личности.

1.2.1. Общее представление о развитии морального сознания личности.

1.3.Устойчивость моральных суждений как критерий развития морального сознания личности.

ГЛАВА II. ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ.

2.1. Этнос как объект психологических исследований.

2.2. Влияние этнической культуры на формирование психологических характеристик личности.

ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И УСТОЙЧИВОСТИ МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В СВЯЗИ С ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ.

3.1. Процедура и методы исследования.

3.1.1. Общая характеристика исследования суждений старшеклассников.

3.1.2.Процедура построения инструмента исследования устойчивости суждений старшеклассников.

3.2. Анализ результатов и интерпретация данных исследования устойчивости суждений старшеклассников в связи с их этнической принадлежностью.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнический фактор в становлении устойчивости суждений старшеклассников»

Актуальность темы. В настоящее время одной из кардинальных проблем обучения и воспитания является формирование и всестороннее развитие личности человека в системе межгосударственных национальных отношений. Плодотворность решения данной проблемы зависит в первую очередь от того, насколько научно обоснованно она будет ставиться. Этническая психология может и должна сыграть свою роль в решении актуальных проблем обучения и воспитания, развития личности учащихся с учетом их этнической принадлежности. Чтобы планомерно и эффективно вести работу в этом' направлении, необходимо максимально использовать результаты психологических исследований, выполненных в аспекте изучения влияния этнического фактора на проявление психологических особенностей разного уровня. Изучение сущности, структуры, функций и механизмов влияния этнического фактора необходимо для познания закономерностей формирования мировоззрения человека, становления его личности.

Одной из важнейших сфер развития личности является его морально-нравственная сфера. Нравственные качества как тождественная с бытием определенность, проявляются как любые качества, через свойства, которые характеризуют взаимодействие, способ отношений людей друг к другу, характер и устойчивость суждений. В этом случае их можно рассматривать как типичные характеристики сознания и черты поведения, через которые личность осуществляет свои моральные функции.

Проблема морально-нравственого развития личности находилась в поле интересов многих отечественных (Божович Л.И., Братусь Б.С., Дробницкий О.Г., Кон И.С., Конникова Т.Е., Лавриненко А.И., Субботский Е.В., Чудновский В.Э. и др.) и зарубежных психологов (Аш С.Е., Айзенберг Н., Бронфенбреннер У., Гиллиган К. , Колберг Л., Пиаже Ж. И др.). Наиболее общим в сущности определения морально-нравственного аспекта личности является определяющая роль внутренней личностной позиции человека в формировании суждений и регуляции поведения, наличие нравственных переживаний, выражающих субъективное отношение человека к ситуациям морального содержания. Внутренняя личностная оценка морально-нравственной ситуации базируется на обобщенных нравственных принципах долженствования и выражает субъективно принятые и разделяемые абстрактные нормы.

В морально-нравственном аспекте личности можно выделить ряд объектов рассмотрения: моральное сознание; моральные чувства, переживания и неосознаваемые установки; реальные действия личности, соответствующие различным моральным нормам.

Существуют значительные разногласия по поводу того, как у детей происходит развитие морального сознания и нравственной регуляции поведения. Объяснение морально-нравственного развития личности отражает общие методологические воззрения авторов. Приверженцы теории социального научения считают, что дети усваивают мораль благодаря вознаграждению и наказанию за различные виды поведения, а также благодаря подражанию ролевым моделям (Скиннер Б.Ф., Бандура А., Роттер Дж.). Психологи, придерживающиеся психодинамического подхода, полагают, что мораль развивается как защита против тревоги, связанной с опасением потерять любовь и одобрение родителей и обусловлена действием бессознательного (КФрейд 3., Фромм Э., Хорни К.). Сторонники когнитивной теории считают, что, подобно умственному развитию, развитие морали носит прогрессивный стадиальный характер (Колберг JL, Пиаже Ж., Перре-Клемон А.-Н.). Отечественные психологи отмечают социальный характер становления морально-нравственной сферы личности и роль активного деятельностного участия ребенка в процессе овладения нормами и ценностями (Божович Л.И., Братусь Б.С., Дробницкий О.Г., Кон И.С.,Слободчиков В.И. Якобсон С.Г.)

Однако все исследователи отмечают социальность самой сущности морального сознания и социальный характер, обуславливающий морально-нравственное развитие личности. При этом некоторые выделяют ведущую роль непосредственного окружения ребенка (Кольберг JL, Пиаже Ж., Перре-Клермон А.-Н., Фрейд 3.). Другие исследователи наряду со значением непосредственного окружения, отмечают значимость более широкого культурно-исторического контекста, или макроуровня (Эриксон Э., Айзенберг А., Бронфенбреннер У., Гиллиган К. и др.).

Учитывая отмеченные особенности становится очевидной необходимость исследования влияния этнического фактора на становление морального аспекта личности.

Одним из аспектов развития морально-нравственного сознания личности является устойчивость его моральных суждений. Проблема устойчивости суждений личности продолжает оставаться актуальной на рубеже XX-XXI веков. Наличие у человека собственных взглядов, способность критически оценивать воззрения и поступки придают его взглядам известную устойчивость, независимость от сторонних воздействий среды. Для личности значимы не только идеалы и нравственные нормы, принципы и убеждения, но и устойчивость принципов и идеалов, моральных установок личности. Под устойчивостью, вслед за Л.И.Божович, понимается «способность к невосприятию деструктивных воздействий окружающей среды».

Развитие морально-нравственного аспекта личности старшеклассника происходит в контексте наиболее значимых психологических образований данного возраста: становления мировоззрения (социально-экономического, политического, научного, культурного, религиозного, морально-нравственного), а также самоопределения (идентичности).

Из круга вопросов, связанных с проблемой устойчивости суждений личности, были выделены вопросы анализа устойчивости суждений старшеклассников в условиях оказываемого влияния взрослых и сверстников у представителей различных этносов.

Проблема устойчивости суждений личности разрабатывалась и разрабатывается в разных странах и в разных аспектах, прежде всего, с позиций исследования ее моральной устойчивости. Ряд авторов рассматривали данную проблему в свете проблемы внушения (А.Бине, В.М.Бехтерев, Д.М.Болдуин, Ф.Тома и др.). В исследованиях отечественных психологов и педагогов та же проблема рассматривалась в связи с изучением взаимоотношений коллектива и личности, за рубежом -группы и индивида (Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, А. Оллпорт, А.Л. Шнирман и др.). Значительный вклад в исследование проблемы устойчивости вербального поведения личности связан с именами С. Аша, Р. Кратч-филда, Ю. Бронфенбреннера, Ч. Осгуда, Е. .Холландера, Г. Монтмоллина.

В отечественной психологии проблема моральной устойчивости личности решалась в связи с изучением устойчивости усвоенных ребенком форм поведения (Л.И. Божович, Е.С. Махлах, Н.Ф. Прокина, Л.С. Славина, С.Г. Якобсон), возникновением устойчивости самооценки (Л.И. Божович, М.З. Неймарк, Е.И. Савонько, Е.А. Серебрякова), формированием устойчивости мотивации (Л.И. Божович, М.З. Неймарк, Л.С. Славина, В.Э. Чудновский).

Нравственный образец не может быть представлен только с помощью слова, как сумма готовых понятий и нравственных правил. Нравственный образец требует иного, чем в обучении, способа его представления. Он должен быть интегрирован в канву реальных отношений. Динамика как возрастной, так и ситуативной устойчивости моральных суждений в значительной мере определяется содержанием соответствующих моральных коллизий, фактором этнической принадлежности, половозрастными признаками.

Таким образом актуальность нашего исследования определяется недостаточной ясностью, в каком сочетании, каким образом обозначенные выше факторы (содержание моральных коллизий, фактор этнической принадлежности, половозрастные признаки, особенности социальной среды) сказываются на становлении личности, на формировании устойчивости ее моральных суждений на рубеже веков в полиэтнической среде.

Цель исследования: выявить роль этнического фактора в специфике содержания морально-нравственной сферы личности и проявлении устойчивости суждений старшеклассников при экспериментально организованном давлении взрослых и сверстников.

Объект исследования: морально-нравственные суждения старшеклассников.

Предмет исследования: особенности и устойчивость морально-нравственных суждений старшеклассников различной этнической принадлежности при экспериментально организованном давлении взрослых и сверстников.

Выборка исследования - учащиеся старшего возраста (всего 390 человек). Из них - 185 чел - русские (89 юношей и 96 девушек); 104 чел - адыги (53 юноши и 51 девука); 101 чел - армяне (50 юношей и 51 девушка), контрольная группа - в 160 человек.

Гипотезы исследования: 1) важными социально-культурными факторами, определяющими особенность развития морально-нравственного сознания и устойчивость суждений старшеклассников, являются этническая принадлежность и пол;

2) показатели устойчивости и содержания моральных суждений представителей различных этнических групп в условиях давления социальной среды являются одной из качественных особенностей их менталитета, требующих учета в педагогической деятельности;

3) повышение устойчивости моральных суждений старшеклассников может быть достигнуто комплексным применением факторов психолого-педагогического воздействия.

Задачи исследования: Теоретические:

1. Проанализировать современные психологические концепции морально-нравственного развития личности, уточнить спектр факторов, влияющих на устойчивость моральных суждений личности, выявить особенности морального аспекта сознания старшеклассников.

2. Установить особенности влияния этнического фактора на становление морально-нравственного аспекта личности.

Эмпирические:

1. Эмпирически исследовать особенности и устойчивость суждений старшеклассников различной этнической принадлежности, в условиях экспериментально организованного внешнего давления.

2. Выявить типы реагирования старшеклассников на внешнее давление с точки зрения изменения высказываемых суждений.

3. Определить, экспериментально организованное давление какой группы (взрослых или сверстников) больше сказывается на характере откликов старших школьников.

4. Выяснить различия в особенностях и устойчивости суждений старших школьников в зависимости от пола.

5. Определить условия, позволяющие воздействовать на формирование устойчивости суждений старшеклассников. На основе полученных в исследовании данных обосновать и апробировать методы психолого-педагогического воздействия, способствующие становлению устойчивости суждений старшеклассников с учетом их этнической принадлежности.

Методы и методики исследования. В диссертационном исследовании были использованы следующие методы: теоретические методы -анализ и интерпретация научных текстов; эмпирические: модифицированный вариант методики исследования устойчивости суждений У.Бронфенбреннера и адаптированной А.И.Лаври-ненко; методика «Ценностных ориентации М.Рокича»; методика «Неоконченные предложения» Дж.Сакса и С.Леви; формирующий эксперимент по развитию морально-нравственной сферы и повышению устойчивости суждений старшеклассников; методы статистического анализа.

Теоретико-методологической основой исследования являются концепции развития личности, разработанные отечественными учеными (К.А.Абульханова, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Л.И.Божович, Б.С.Братусь), основные положения концепции личностно-ориентированного образования (А,Г,Асмолов, Е,В,Бондаревская, В,В,Давыдов, И.В.Дубровина, В.П.Зинченко, А.М.Матюшкин, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.), концептуальные понимания развития морального сознания (К.Гиллиган, Л.Колберг, Ж.Пиаже, С.Г.Якобсон,), результаты исследования особенностей морального развития личности в старшем школьном возрасте (Ф.Н.Аванесова, Л.И.Божович, О.Г.Дробницкий, И.С.Кон, Т.Е.Конникова, Д.И.Фельдштейн, Е.Шпрангер, Э.Эриксон) и исследований влияния этнического фактора на особенности формирования и развития личности (Э.Г.Александренков, Б.С.Братусь, У.Бронфенбреннер, И.С.Кон, Н.М.Лебендева, Т.Г.Стефаненко).

Достоверность и надежность обеспечиваются большим объемом и репрезентативностью выборки (390 человек), использованием адекватных статистических методов, соотнесением результатов, полученных при помощи различных методик и их соотнесения с данными, полученными другими исследователями.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился один из регионов Краснодарского края. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом, поисково-теоретическом, этапе (1996 - 1997 гг.) изучалось состояние научного знания по проблеме исследования, определялись его цели и задачи, разрабатывался понятийный аппарат. Для построения исходной гипотезы был проведен констатирующий эксперимент, включавший первичную диагностику.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялось конструирование образовательно-воспитательного процесса. Выявлялись дидакгические условия и система средств, обеспечивающих его эффективность. Этот этап завершился формирующим экспериментом.

На третьем, обобщающем, этапе (1998 - 2000 гг.) осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, оформлены результаты исследования.

Основные положения диссертации выносимые на защиту:

1. В условиях организованного давления социальной среды устойчивость моральных суждений старшеклассников определяется комплексом факторов, значительную роль в которых играют этническая принадлежность и пол испытуемых.

2. Анализ устойчивости суждений представителей различных этнических групп в условиях организованного давления социальной среды позволяет уточнить особенности менталитета принявших участие в эксперименте представителей этнических групп.

3. Характеристики социальной среды - источника давления (группа взрослых или группа сверстников) - оказывают различное влияние на устойчивость моральных суждений старшеклассников. Характер влияния зависит от совместного действия факторов этнической принадлежности, пола, размера социальной общности (город - село).

4. В условиях существующего давления социальной среды девушки (независимо от этнической принадлежности) в большей степени чем юноши склонны к изменению высказываемых ими моральных суждений.

5. В условиях существующего давления социальной среды изменчивость высказываемых моральных суждений старшеклассников представителей армянской этнической группы ниже, чем у представителей остальных этнических групп, участвовавших в исследовании (русских и адыгов).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в работе впервые для современного российского общества поставлена задача анализа устойчивости суждений старшеклассников при экспериментально организованном социальном давлении в зависимости от соотношения этнического фактора и пола, разработаны структурно-методические и психолого- педагогические подходы, обуславливающие устойчивость суждений старшеклассников.

Практическая значимость работы обусловлена использованием её результатов для решения задач, связанных с повышением эффективности процесса формирования устойчивости суждений личности, с адекватным выбором методов педагогического воздействия на учащихся различных этнических групп и пола с целью квалифицированного прогнозирования их поведения в условиях столкновения противоречивых требований.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Армавирского лингвистического университета, факультетов дошкольной педагогики и психологии, педагогики и методики начального обучения Армавирского государственного педагогического института, их филиалов в гг. Краснодаре, Новороссийске, Анапе, Усть-Лабинске, Кропоткине, Курганинске, на межвузовских научно-практических конференциях преподавателей АГПИ, АЛУ, на научно-практических конференциях в гг. Москве, Нальчике, Карачаевске, Пятигорске.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы , приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Артеменко, Надежда Михайловна

Результаты исследования позволяют сформулировать качественные характеристики каждого этноса с учетом фактора пола:

- представители армянского этноса (юноши) характеризуются стабильно низким уровнем колебания мнений, коммуникабельностью, уверенностью в своих силах, стремлением к самостоятельности, уважением традиций. Представители армянского этноса (девушки) могут быть охарактеризованы существенно меньшим, нежели у остальных этнических групп, уровнем колебания мнений (хотя этот уровень все-таки заметно выше, нежели у их коллег юношей)', коммуникабельностью, уверенностью в своих силах, стремлением к самостоятельности, уважением традиций, осторожным отношением к благотворительности;

- представителей адыгского этноса (юноши) характеризует относительно высокий уровень колебания мнений, уважительное отношение к традициям, уважение к личности, некоторая замкнутость, известная боязнь взятия на себя инициативы. Для представителей адыгского этноса (девушки) характерны относительно высокий уровень колебаний, уважительное отношение к традициям, уважение к личности, явно выраженная замкнутость, бегство от инициатив, одобрительное отношение к благотворительности;

- для представителей русского этноса (юноши) характерны относительно высокий уровень колебания мнений, стремление к самостоятельности (не поддержанное, впрочем, готовностью к активным действиям, заметной коммуникабельностью), уважительное отношение к традициям и личности. Для представителей русского этноса (девушки) характерны высокий уровень колебания мнений, стремление к самостоятельности (не поддержанное, впрочем, готовностью к активным действиям), невыразительная коммуникабельность, уважительное отношение к традициям и личности, одобрительное отношение к благотворительности. В этом отношении горожане в большей степени, нежели селяне ориентированы на практику межличностных отношений, у них шире круг знакомств, более релятивистское отношение к традиционному укладу жизни.

Качественная характеристика представителей этносов может быть дополнена экспериментальными данными, учитывающими социальные особенности места жительства. Следует отметить достаточно четко улавливаемое по большинству вопросов различие мнений горожан и селян. Можно предположить, что сельские девушки на практике мало сталкиваются с вопросами, напоминающими им предложенные вопросы тестов. Данные ими ответы представляют собой фактически теоретическую реакцию. В отличие от них оценки горожан гораздо в большей степени имеют практическую окраску. Горожане оказываются вовлеченными в водоворот практических действий в существенно большей степени.

В результате исследования было выявлено, что характер отклика на экспериментально организованное социальное давление зависит от его источника. В работе установлено, что имеют место четыре типа реакции на оказываемое давление: первый тип

- реакция не зависит от серии (В или С), то есть от источника давления. Подобный тип реакции демонстрируют юноши армяне и городские русские юноши; второй тип

- вектор реакции определяется источником давления, то есть зависит от серии (В или С). Такая реакция свойственна представителям адыгского (как юношам, так и девушкам) и русского (городские девушки) этносов; третий тип - реакция определяется не источником виртуального давления, но самим фактом этого давления. Акт давления усиливает соответствующую реакцию. Подобный тип реакции характерен для представителей сельского русского (юноши) и армянского (девушки) этносов; четвертый тип - реакция селективного характера, когда один из параметров реагирует на источник давления, а второй - нет. Данный тип реакции замечен за представителями сельского русского этноса (девушки).

Важнейший признак устойчивости суждений респондентов - стабильность мнений, не зависящая от характера давления. В этом отношении представители армянского этноса (юноши) характеризуются его исключительно высоким уровнем (9596%); стабильность мнений (идентичность результатов серий В и С) представителей остальных групп этносов на несколько более низком уровне (82% - юноши адыги: 80% - городские русские юноши; 71% - городские русские девушки; 68% - девушки адыги); небольшой разброс мнений (отличие результатов серий В и С) характерен для представителей таких групп этносов как сельские русские юноши (80-76%), сельские русские девушки (71-74%), армянские девушки (86-83%).

Учет полового фактора позволяет констатировать, что процент юношей, отреагировавших на давление, оказался выше для поддавшихся давлению взрослых (40%), нежели сверстников (33%). Процент девушек, отреагировавших на социальное давление, оказался выше для поддавшихся давлению взрослых (46%), нежели сверстников (37%).

Учет этнического фактора позволяет заключить, что отклик на давление в сериях «В» и «С» составил для представителей юношей армян 13% и 22% соответственно, городских русских юношей 13% и 22%, юношей адыгов 35% и 47%, сельских русских юношей 42% и 54%, городских русских девушек 29% и 45%, адыгских девушек 34% и 45%, девушек армян 42% и 41%, сельских русских девушек 48% и 54% соответственно. Приведенные соотношения характеризуют в числе прочего и степень подверженности весовых соотношений воздействиям виртуального давления в сериях «В» и «С». В частности, падение влияния взрослых в серии «С» имеет место не для всех групп. Признаки падения отсутствуют в группах представителей русских юношей и девушек армян. Подобный характер реакции, по нашему мнению, определяется отношением тестируемых к социально-экономическим реалиям современного общества, его ритму, стилю, ценностям. Падение же влияния взрослых в серии «С» в остальных группах может быть объяснено действием фактора прямого давления - давления сверстников. Не заставляющий себя ждать отклик на это давление объясняется недостаточной вовлеченностью представителей данных групп в процесс экономической жизни современного общества. Стабильность мнения представителей городских русских девушек минимальна в вопросах стиля поведения; стабильность мнения представителей юношей русского сельского этноса минимальна в вопросах стиля и образа жизни; представители адыгского этноса (юноши) более всего подвержены стороннему влиянию в вопросах, связанных с ценностной ориентацией, выбором жизненной позиции; представители адыгского этноса (девушки), демонстрируют подверженность стороннему влиянию в вопросах, связанных с самоутверждением, отстаиванием своей автономии; для представителей русского сельского этноса (девушки) имеет место тот же диагноз: самоутверждение, формирование собственной автономии.

На основе исследования особенностей содержания морально-нравственной сферы сознания и устойчивости суждений старшеклассников нами была разработана программа для развития данной сферы личности учащихся и повышения устойчивости суждений с учетом этнической и половой принадлежности. Эффективность разработанной нами системы заданий, основанной на взаимосвязи чувственно-эмоциональной и рациональной деятельности, обеспечена следующими психолого-педагогическими условиями:

- построением схем обучающе-развивающих занятий со старшеклассниками в соответствии с логикой развития и восприятия нравственных коллизий в онтогенезе;

- организацией интегрированных занятий, включающих в себя различные виды, формы и методы работы;

- зависимостью суждений испытуемых от нравственных позиций, уровня этической культуры, собственного взгляда на окружающий мир, людей и самих себя.

Комплексное использование обществоведческих и психолого-педагогических предметов в учебно-воспитательном процессе создает условия для проявления высоких нравственных качеств.

Недостаточное внимание к проблеме качества суждений современного школьника указывает на необходимость проведения социально-воспитательной работы в школах, гимназиях сельского и городского типов, главной целью которой является формирование качеств суждений, адекватных нравственным ценностям в условиях личностно-ориентированного воспитания.

Основу такой работы может составить представленная в настоящем исследовании методика, призванная воздействовать на суждения старшеклассников в условиях учета полиэтнического фактора на Кубани.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование связи этнического фактора и устойчивости суждений старших школьников, предпринятое в данной работе, привело к следующим результатам:

Внутренняя природа моральных суждений противоречива. Суждения представляют собою единство устойчивости и изменчивости. Несмотря на то, что устойчивость и изменчивость внутренне присущи моральным суждениям, раскрываются они через соприкосновение с внешней действительностью. Воздействия внешней среды выявляют не статичный характер системы моральных суждений. Эти воздействия могут привести к изменениям как вектора моральных суждений, так и параметров их устойчивости. Чем устойчивее система моральных суждений, тем значительнее ее потенциал к эволюционным, не спонтанным изменениям.

Проведенное исследование показало, что факторы этнической и половой принадлежности являются значимыми в особенностях содержания моральных суждений и проявлении устойчивости суждений старшеклассников в условиях организованного давления социальной среды.

Наиболее общие выводы:

В условиях существующего давления социальной среды девушки (независимо от этнической принадлежности) в большей степени чем юноши склонны к изменению высказываемых ими моральных суждений. Разбросы мнений девушек стабильно выше, нежели юношей по всем аспектам экспериментальных ситуации.

Учет фактора этнической принадлежности позволяет констатировать: степень изменчивости суждений при экспериментально организованном давлении у представителей различных этносов различна. Особо выделяется этническая группа армян (юноши и девушки), разброс мнений которых стабильно низок. Наиболее склонны изменять суждение под влиянием социального воздействия представители адыгов (особенно девушки).

Различные источники экспериментально организованного давления (группа взрослых или группа сверстников) оказывают различное влияние на проявление устойчивости суждений. Характеризуя этот процесс в целом, в большей мере влияют на изменение суждений взрослые чем сверстники. Однако существуют значительные особенности в откликах на социальное давление в зависимости от этнической и половой принадлежности.

Проведенное исследование позволяет провести содержательный анализ моральных суждений с учетом половой и этнической принадлежности. Эксперимент показал, что ответы респондентов, прежде всего, зависят от содержания вопросов. Анализ откликов с учетом группировки вопросов по ряду качеств позволил выявить особенности этнической и половой идентичности, меняющиеся в поле соответствующих признаков. Например, стремление к самостоятельности для протестированных представителей четырех этнических групп (юноши) характерно, прежде всего, для представителей русского (село) и армянского этносов (колебания мнений представителей этих групп при ответах на соответствующие вопросы минимальны). В наименьшей степени стремление к самостоятельности характерно для представителей адыгского этноса. Такое качество, как уважение к традициям, имеет место для представителей всех этнических групп. Высокая степень уважения характерна для представителей армянского, адыгского и русского (город) этносов при умеренном уровне колебания мнений. Представителей русского этноса (село) отличает как меньший уровень уважительного отношения к традициям, так и относительно высокий уровень колебания мнений при ответах на соответствующие вопросы. Жизненно важное качество -стремление к активным действиям, активная позиция - характерно для представителей армянского этноса. Представители остальных этносов к активным действиям предрасположены в гораздо меньшей степени. Наиболее высок уровень коммуникабельности представителей армянского этноса (юноши). Уровень коммуникабельности представителей остальных этнических групп заметно ниже.

Что касается девушек, представлявших этносы, принявших участие в эксперименте, стремление к самостоятельности характерно, прежде всего, для представителей русского и армянского этносов (колебания при ответах на соответствующие вопросы характеризуются средними значениями). В меньшей степени стремление к самостоятельности, сопровождающееся более высоким уровнем колебаний, характерно для представителей русского (город) и адыгского этносов. Уважительное отношение к старшим демонстрируют представители всех этнических групп при умеренном уровне колебаний. Относительно низкий, в сравнении с представителями иных этнических групп, уровень приятия традиций, характерный для представителей русского этноса (юноши), для девушек этой этнической группы не характерен. Стремлением к активным действиям выделяются представители армянского этноса (уровень колебаний повышенный). Представители остальных этносов, прежде всего, адыгского, готовы к активным действиям в существенно меньшей степени (уровень колебаний рекордно высок). Уровень коммуникабельности представителей этнических групп воспроизводит уровень их стремления к активным действиям. И в этом случае явный приоритет за представителями армянского этноса. Для представителей русского этноса уровень коммуникабельности скорее низок, нежели высок. Следует отметить, что в отличие от представителей юношей русского этноса, девушки этой этнической группы коммуникабельны в несколько большей степени. Самым низким уровнем коммуникабельности отличаются представители адыгского этноса.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Артеменко, Надежда Михайловна, 2001 год

1. Аванесова Ф.Н. Сравнительное исследование устойчивости моральных суждений школьников разного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1999.

2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

3. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 13-23.

4. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.

5. Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1976-1984.

6. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. Вып.2. М, 1972. С.27-39.

7. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. М., 1981.

8. Белякова Е.Г. Психологические особенности развития правидивости при переходе из подросткового в . юношеский возраст: автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1995.

9. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Учебное пособие. М, 1999.

10. Божович Л. И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания. // Сб. «Типологические науки в СССР», т.2, М., 1960. С.45-71.

11. И. Божович Л. И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования //Материалы XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966.

12. Божович Л. И., Неймарк М. С. Особенности развития мотивационной сферы подростка// Материалы к XIX Международному психологическому конгрессу. М., 1969. С.32-44.

13. Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения. //Вопросы психологии, 1976, № 4. С. 1425.

14. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1979. №4.С.27-36.

15. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., Знание, 1979, № 12. С.11-23.

16. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб., 1994.

17. Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992.

18. Братусь Б.С. О механизмах целеполагания //Вопросы психологии, 1977. С. 121-124.

19. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.

20. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

21. Бронфенбреннер У. Два мира детства. М., 1976.

22. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М, 1998.

23. Витгенштейн. JI. Логико-философский трактат. М., 1958.

24. Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. Избранные труды. М.,1986.

25. Выготский Л.Р. Психология искусства. М., 1986.

26. Выготский Л.С. История развития высших психических функций// Собрание сочинений в 6 т. Т.З. М., 1983.

27. Гегель Г.В. Наука логики. В 3-х тт. М„ 1970-1972.

28. Гегель Г.В. Система наук. ч.1 «Феноменология духа». М., 1959.

29. Гегель Г.В. Философская пропедевтика // Работы разных лет. В 2-х т. т.2. М., 1971.

30. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1982. №4. С. 10-21.

31. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

32. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

33. Гуткина Л.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд.психол .наук. М., 1983.

34. Данилюк А.Я. Проблема национальной школы: от мифа к логосу // Инновационная школа. 1997,№1. С.7-18.

35. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.

36. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1977.

37. Дубровина И. В. Индивидуальные особенности школьника. М., 1975.38

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.