Этническая мода в современном костюме бурят: культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Норбоева, Туяна Бабасановна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат наук Норбоева, Туяна Бабасановна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ МОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1.Понятие и сущность моды в междисциплинарных исследованиях
1.2.Культурологический анализ современной этнической моды в костюме
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ В ЭТНИЧЕСКОЙ МОДЕ БУРЯТ
2.1. Динамика культурно-исторического развития моды у бурят в Х1Х-ХХ вв
2.2. Культурные традиции и инновации в современной этнической моде бурят
2.3. Этнические образы в современных коллекциях костюмов бурятских модельеров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Этнокостюм в современной культуре адыгов: социокультурные аспекты2014 год, кандидат наук Хокон, Саида Энверовна
Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды2010 год, кандидат искусствоведения Ли Су
Традиционная одежда как феномен этнической культуры бурят2000 год, кандидат культурол. наук Санжеева, Лариса Васильевна
Народный костюм в контексте традиций российской культуры1999 год, доктор культурол. наук Калашникова, Наталья Моисеевна
Формирование художественных принципов дизайна современной авторской одежды на основе традиций адыгского костюма2022 год, кандидат наук Кидакоева Нафисет Зауровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этническая мода в современном костюме бурят: культурологический анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое диссертационное исследование посвящено изучению модификации этнического костюма бурят в современной моде, рассмотренное через призму культурологического анализа.
Актуальность исследования. На современном этапе общественного развития произошли кардинальные изменения, повлиявшие на культуру различных народов. В глобализирующемся мире этнические культуры воспринимаются как фундаментальные начала, способные противостоять нивелированию и унифицированию культурных ценностей. Одним из важнейших элементов этнической культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность и развить духовную связь между поколениями, является традиционный костюм. Тесно связанный с современными процессами мировой моды, он выступает в качестве богатого источника идей и формообразования. Переосмысливая традиции прежних поколений, дизайнеры создают новые коллекции костюмов, вбирающие в себя художественную красоту этнического образа.
В полиэтническом пространстве Российской Федерации тенденция использования культурных традиций этнического костюма стремительно набирает обороты. Во многих городах страны постоянно проходят как внутрироссийские, так и международные фестивали этнической моды, призванные сохранить культурное наследие различных народов.
Одним из самобытных народов России, активно развивающих свою уникальную культуру, являются буряты. Наряду с возрождением языка, религии, национальных традиций большое внимание уделяется материальной культуре, одним из основных объектов которой выступает костюм. В современной культуре показ модных коллекций этнического костюма осуществляется не только в рамках национальных праздников, различных фестивалей, конкурсов красоты, но и в музеях, на сцене театров, концертных площадках и т.д.
Данный процесс требует фиксации и научного изучения. Несмотря на то, что в последние годы появляются труды, посвященные проблемам моды, традиционного костюма и его интерпретации, в исследовательском поле культурологии эта тема не разработана. Таким образом, актуальность настоящей диссертационной работы определяется недостаточной изученностью этнической моды бурят и необходимостью культурологического осмысления феномена.
Объект исследования - этническая мода бурят как феномен культуры.
Предмет исследования - процесс формирования и развития этнической моды в современном костюме бурят.
Цель диссертационной работы - провести культурологический анализ этнической моды в современном костюме бурят.
Условием достижения данной цели является решение ряда взаимосвязанных исследовательских задач:
1. определить понятие и сущность моды в междисциплинарных исследованиях;
2. раскрыть теоретико-методологические подходы к изучению современной этнической моды в костюме в контексте культурологического анализа;
3. обосновать динамику культурно-исторического развития моды у бурят в XIX- XX вв.;
4. проанализировать культурные особенности традиций и инноваций в современной этнической моде бурят;
5. рассмотреть этнические образы в современных коллекциях костюмов бурятских модельеров.
Степень разработанности проблемы. Исследуемая проблема привлекает внимание ученых из разных областей знания, что потребовало изучения обширного круга научной литературы. В контексте нашего исследования большое значение имеют труды, посвященные теоретическим аспектам культуры таких ученых как Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, М.С. Каган, A.C. Кармин, А.Я. Флиер и др. Также немаловажный интерес представляют работы, затрагивающие
проблематику массовой культуры, которая имеет непосредственное отношение к объекту нашего исследования. Данному феномену посвящены работы зарубежных ученых: Т. Адорно, X. Ортега-и-Гассет, М. Хоркхаймер и др., а также отечественных исследователей: A.B. Захаров, А.Ф. Поляков, К.Э. Разлогов и др.
Одними из основных для нашего исследования понятий являются «этнос», «этничность», «этническая культура». Данные термины были разработаны в трудах зарубежных авторов, таких как Б. Малиновский, Л. Морган, А.Р. Рэдклифф-Браун, Г. Спенсер, Э. Тайлор и др. Среди отечественных исследователей необходимо выделить работы A.C. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, A.B. Костиной, И.Л. Набока, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, H.H. Чебоксарова, С.М. Широкогорова и др.
Различные аспекты культуры и этнической истории бурят изучались в трудах В.Д. Бабуевой, К.Д. Басаевой, О.В. Бураевой, И.Б. Галсановой, K.M. Герасимовой, Н.Б. Дашиевой, Н.Л. Жуковской, Т.М. Михайлова, Б.З. Нанзатова и др.
Также следует отметить работы, непосредственно связанные с темой нашего исследования. В истории гуманитарной мысли труды, посвященные проблеме моды, носили как описательный, так и аналитический характер. В той или иной мере, данный феномен нашел отражение в трудах, опубликованных Р. Бартом, И. Богардусом, Ж. Бодрийяром, П. Бурдье, Т. Вебленом, Г.В.Ф. Гегелем, В. Зомбартом, Ю. Кавамура, И. Кантом, А. Кребером, Ж. Липовецки, Д. Ричардсоном, Л. Свендсеном, Ж.-Г. Тардом, Дж. К. Флюгелем. В отечественной науке мода освещена в работах К.С. Аксакова, Д. А. Башкатовой, H.A. Бердяева, В. Ю. Борева, Т.А. Гришаевой, А.Б. Гофмана, И.А. Ильина, М.И. Килошенко, О.М. Клименко, A.B. Коваленко, A.B. Коневой, К.Ю. Михалевой, Б.Д. Парыгина, Л.В. Петрова, В.Л. Петрушенко, М.Н. Топалова, Л.И. Ятиной и др.
Особый интерес для настоящего исследования представляют диссертационные работы Е.А. Амброзе, М.И. Галитбаровой, Т.А. Грусман, рассмотревшие моду в культурологическом ракурсе. Этнический аспект моды
отражен в работах Т.П. Алексеевой, Н.В. Алехиной, Ж.В. Васильевой, А.Ю. Демшиной, З.У. Махмудовой, Т.С. Поздняковой, Р.Ф. Самархановой, B.C. Святогоровой, И. Стар и др.
Большое значение уделяется работам, в которых освещаются проблемы изучения костюма. Теоретический, исторический и символический аспекты рассмотрены в трудах А.И. Затулий, Р.В. Захаржевской, Н.М. Калашниковой, О.В. Калашниковой, P.M. Кирсановой, Т.В. Козловой, И.Н. Мерцаловой и др.
Значительное место в дискурсе исследуемой проблемы отводится трудам, касающихся традиционного костюма бурят. Его первые описания мы находим в письменных свидетельствах путешественников, ученых, исследователей, дипломатов, оставленные в XVII-XVIII вв. К ним относятся Ф. Авриль, Д. Белль, И.Г. Георги, И.Г. Гмелин, И. Идее, JI. Ланге Г.Ф. Миллер и др.
Изучение бурятского костюма в XIX веке продолжается Н.М. Астыревым, Ю. Джулиани, П.Е. Кулаковым, A.B. Потаниной, М.Н. Хангаловым, Н.М. Ядринцевым. В первой половине XX века научная литература по данной проблеме дополняется исследованиями Д.Н. Добрянского, Ф.А. Кудрявцева, Б.Э. Петри и др. Со второй половины XX века появляются работы, которые также представляют существенный исследовательский интерес. Это, прежде всего, труды Р.Д. Бадмаевой, К.В. Вяткиной, Л. Линховоина, И.М. Манжигеева, И.И. Соктоевой, A.B. Тумахани.
Очевидно, что в XXI веке расширяются границы проблем исследования традиционного бурятского костюма. Помимо этнографических, исторических и искусствоведческих работ, авторами которых являются Ю.С. Андрейко, Ц.Б. Базарова, Е.А. Баторова, М.Б. Дагданова, Д.А. Николаева, С.Б. Самбуева, М.М. Содномпилова, О.В. Шагланова появляются труды, написанные в культурологическом и лингвокультурологическом аспектах. Так, O.A. Баинова выявила особенности семантики цветовых концептов в бурятской и русской традиционных культурах. Взаимосвязь одежды и тела человека изучила С.Е. Ветохина. Одежду как часть материальной, духовной и социальной культуры, в
которой отражаются эстетические, религиозные и мифологические идеалы, половые и возрастные особенности, социальное и имущественное положение рассмотрела Л.В. Санжеева.
Таким образом, оценивая степень изученности темы, отметим, что, несмотря на значительное количество опубликованных работ, проблема этнической моды в костюме бурят в ракурсе культурологического исследования остается недостаточно изученной, поэтому требует дальнейшего научного осмысления.
Положения, выносимые на защиту:
1. Этническая мода - это периодическое господство этнических мотивов в культуре, вызванных закономерностями развития политической, экономической, социальной и культурной систем. Этническая мода в костюме - это вестиментарная форма проявления культуротворчества ГаБЫоп-специалистов, отличающаяся применением традиционных материалов и техник, а также использованием этнических мотивов, переосмысление и интерпретация которых ведет к созданию новых этнических образов.
2. Культурологический анализ исследований этнической моды показал, что основным источником при создании новых коллекций выступает традиционный костюм, элементы которого трансформируются и находят новое прочтение в творчестве современных дизайнеров.
3. Возникновение и развитие моды у бурят происходит в XIX веке, когда наблюдается постепенное изменение и вытеснение элементов традиционного костюма, инспирированное как закономерностями внутреннего развития, так и инокультурным влиянием.
4. Этнический костюм бурят в современной моде вбирает в себя культурные традиции и инновации, единое существование которых придает внешнему облику национальный колорит. Преемственность и новизна обеспечивают развитие и обогащение нового современного бурятского костюма.
5. Наиболее распространенными образами в современном костюме бурят являются этнические (исторические, мифологические и религиозные). Ассоциативно-образное мышление дизайнеров по-разному проявляется в этническом костюме, который, в свою очередь, развивается в театрально-сценическом, подиумном и повседневном направлениях.
Научная новизна заключается в следующих пунктах:
- исследована этническая мода в современном костюме бурят, которая впервые становится объектом научного осмысления и анализа;
- введено в научный оборот определение понятия «этническая мода»;
- обоснована динамика культурно-исторического развития моды у бурят в XIX-XX вв.;
- выявлен синтез культурных традиций и инноваций бурятского костюма в современной этнической моде;
- изучена характеристика этнических образов и их трансформация в современных коллекциях костюмов бурятских модельеров.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили научные идеи, концепции и теории, раскрывающие сущность исследуемой проблемы с позиции истории, философии, социологии, этнологии, семиотики, психологии, культурологии. Специфика объекта исследования, поставленные цель и задачи обусловили применение междисциплинарного, исторического и культурологического подходов.
Междисциплинарный подход позволяет интегрировать знания из разных научных областей для выработки целостной картины исследования. Для изучения моды методологически важные ориентиры были обнаружены в классических трудах Т. Веблена, Г.Ф. Гегеля, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, И. Канта, Г. Тарда и др., а также в работах ученых: Р. Барта, Ж. Бодрийяра, А.Б. Гофмана, Ю. Кавамура, Ж. Липовецки, Б.Д. Парыгина, Л.В. Петрова, М.Н. Топалова и др.
Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития объекта, в нашем случае феномена моды. В диссертационной работе исторический аспект представлен диффузионистской концепцией (Ф. Гребнер, Г. Ратцель, Л. Фробениус, Т. Хейердал и др.), согласно которой развитие моды происходит в результате межэтнических контактов, взаимодействий и заимствований.
Применение культурологического подхода обусловлено тем, что он определяет теоретический и эмпирический путь исследования. Поэтому большое значение для настоящего исследования имели труды, касающиеся вопросов теории культуры (А.И. Арнольдов, М.С. Каган, М. Мамардашвили, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, А.Я. Флиер и др.). В контексте культурологического анализа был использован семиотический метод, обращение к которому обусловлено знаковой сущностью изучаемого объекта. Также мода рассматривается как продукт человеческой деятельности, поэтому немаловажную роль играет деятельностная концепция развития культуры. Кроме этого в диссертационной работе применялись следующие общенаучные методы:
• метод включенного наблюдения и описания позволил зафиксировать исследуемый объект путем погружения в изучаемую среду;
• метод интервьюирования способствовал получению субъективной информации, касающейся идейного содержания и конструктивных особенностей костюма в коллекциях современных модельеров;
• метод анкетирования дал возможность выявить степень популярности и модности этнического костюма среди городского населения Улан-Удэ;
• метод компаративного анализа позволил сравнить и сопоставить традиционный и современный этнический костюм, с целью изучения новых техник и способов творческого переосмысления и интерпретации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изложенный в диссертации материал способствует детальному изучению сущностных характеристик этнической моды бурят как феномена культуры, позволяет
обогатить знания о процессе ее формирования и развития в исторической ретроспективе и на современном этапе.
Основные результаты и положения диссертационного исследования необходимы для расширения культурологического опыта в познании современных преобразований этнических форм культуры и их проявления в разных сферах бытия, в том числе этнической моде.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в педагогическом процессе при разработке курсов лекций по дисциплинам, сопряженным с изучением вопросов этнической культуры, традиционного костюма и моды.
Полученные результаты могут быть применены в практической деятельности музейных сотрудников при изучении бурятского костюма, арт-критиков при анализе и оценке современного этнического костюма, модельеров и художников по костюмам при создании этнического образа, а также других специалистов, занятых в социально-культурной деятельности.
Научная апробация. Результаты проведенного исследования были изложены в виде научных докладов на международной научно-практической конференции «Мос1егш уутогепоБ^ уёёу - 2013» (РгаЬа 27.01.2013-05.02.2013), международной очно-заочной научно-практической конференции «Культура и искусство: традиции и современность» (г. Чебоксары, 11-12 декабря 2012г.), региональном круглом столе «Культурологическое образование и наука в Восточной Сибири: актуальные проблемы и перспективы» (г. Улан-Удэ, 20 мая 2011г.). Различные аспекты диссертационного исследования также нашли отражение в научных сборниках: «Социально-политические и культурные проблемы современности» (г. Барнаул, 2011г.), «Традиции в современном мире: культура, искусство, экономика» (г. Санкт-Петербург, 2013 г.); научно-теоретических и прикладных журналах: «Общество. Среда. Развитие» (г. Санкт-Петербург, 2011г.), «Исторические, философские, политические и юридические
науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики» (г. Тамбов, 2011г.), «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств» (г. Челябинск, 2012г.), «Ойкумена. Регионоведческие исследования» (г. Владивосток, 2013г.).
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ
МОДЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 1.1. Понятие и сущность моды в междисциплинарных исследованиях
Мода как многогранный феномен является предметом размышления многих ученых, писателей и общественных деятелей. В связи с этим мы полагаем, что специализированное изучение не даст четкой картины исследуемого объекта, поэтому его следует рассматривать в рамках междисциплинарных исследований. Обычно под ними понимают способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие представителей различных научных областей. Особый интерес к междисциплинарным исследованиям возник во второй половине XX века, когда «возродившаяся в это время под знаком структурной лингвистики семиотика была определена как наука, изучающая «любые объекты лингвистическими методами» [179, с. 164]. В соответствии с этим определением семиотика могла подвергать рассмотрению практически любые объекты, в том числе и моду. Анализ научной литературы позволяет говорить о гетерогенности в изучении данного феномена, поэтому для понимания его сущности необходимо рассмотреть и проанализировать основные стороны и связи исследуемой проблемы.
Полиаспектность моды говорит о сложном феномене, который невозможно оценивать одной и той же мерой, необходима гибкая, подвижная шкала исследовательских приоритетов. Для целостного видения проблемы, определения главного системообразующего фактора необходимо применить междисциплинарный подход, который способствует изучению моды с различных научных позиций. Большое разнообразие исследовательских практик позволяет выделить следующие методологические принципы: философский, социально-психологический, экономический, эстетический, семиотический, культурологический.
Современное состояние исследования моды наиболее точно определил специалист по ее теоретическим аспектам Д. Спролс. Он писал, что психологов при изучении данного феномена интересует, прежде всего, проявление индивидуального начала; социологов - борьба между классами и социальное соответствие нормам одежды; экономистов - поиск дефицита; специалистов по эстетике - художественность и идеал красоты; историков - эволюционные трансформации в дизайне и их причины. Буквально сотни точек зрения раскрываются в литературе, более необъятной, чем любой феномен потребительского поведения [238, с. 56].
Мода по сей день не теряет значимости в научном сообществе, вследствие чего наблюдается постоянное обогащение ее библиотеки. Так, рост интереса к теории и практике моды в современном мире делает актуальным рассмотрение концепта «мода», представление о котором выкристаллизовывалось в течение нескольких веков под влиянием мировоззренческих, социальных, экономических трансформаций. Широкий формат исследований в отношении ее понятия и сущности не сформировал универсального понимания общего для всех наук. Поэтому для выявления единого связывающего звена мы обратились к различным словарям и энциклопедиям.
Наиболее ранняя письменно зафиксированная трактовка моды представлена в словаре Академии и Энциклопедии Дидро и д'Аламбера, в первом издании которого сообщается: «Mode - манера (образ действий), принятая в прошлом или в настоящее время, по отношению к ряду вещей, зависящая от социального устройства и каприза людей» [105, с. 12]. По нашему мнению, данное определение недостаточно полно и емко отражает всю идею и сущность исследуемого явления, поскольку мода рассматривается только в границах социально-психологического аспекта.
В «Международном словаре моды» мы можем проследить динамику трансформаций определения данного понятия. Сообщается, что этот концепт произошел от латинского слова «modus», что в переводе означает манеру, то есть
внешние формы поведения. Затем мода сводится к понятиям «костюм», «фасон». В дальнейшем она приблизилось к значению fashion, которое в английском языке служит основным понятием для обозначения моды. Синонимичными выступают также следующие слова: «vogue», «fad» (причуда), «fancy» (склонность, пристрастие), «craze» (общее увлечение, мания).
Толковый словарь В. Даля определяет моду как ходящий обычай; временную изменчивость, прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах [74, с. 337]. В этом определении можно выделить одну из главных характерных признаков моды - это непостоянство и мимолетность. Быстро проходящая популярность чего-либо является одним из факторов развития моды. Подобное определение мы находим также в современном словаре-справочнике, согласно которому мода представляет собой непродолжительное господство в какой-либо общественной среде определенных вкусов. В отличие от стиля мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений [192, с. 408].
С.И. Ожегов дает иную трактовку моды. Согласно его определению она представляет собой совокупность привычек и вкусов в отношении одежды, туалета, господствующих в определенной среде в определенное время [160, с. 348]. Из этой дефиниции мы видим, что мода связана только с изменением костюмных форм. В данном случае целесообразно привести мнение К.С. Шарова, который утверждал, что метаморфозы, происходящие в одежде, дают новый импульс для развития моды, поэтому между ними часто ставится знак равенства [227, с. 108]. Мы согласны с его мнением, поскольку полагаем, что посредством одежды человек формирует свой внешний образ в соответствии с модными тенденциями.
Большое значение для принятия и распространения моды в обществе имеет эстетическая сторона. В словаре «Стили в искусстве» В.Г. Власова, помещена статья, в которой говорится что мода - это то, что красиво сегодня, то есть
принятое большинством общества понимание эстетического идеала в данный конкретный исторический период [49].
Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон считают, что мода - форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силой необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня. Область, где главным образом царит мода - костюм, нет, однако, такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать влияния моды [38, с. 579].
Из приведенных определений моды мы приходим к выводу, что все дефиниции объединяет одно: понятие моды, употребляемое для обозначения периодической смены форм костюма, сложилось как одно из основных значений этого слова. Поэтому вектор диссертационного исследования направлен к изучению костюма и его преобразований в современной моде.
Реализация моды в вестиментарной форме потребовала изучения термина «костюм», являющегося одним из основных понятий в нашей диссертационной работе. J1.B. Санжеева отмечает, что данное определение произошло от глагола SVADNA, означающее отражение, видение, изображение. В дальнейшем появилось производное от вышеупомянутого слова - COSTUDING (привычка, манера действовать). В 1749 году во французском словаре костюм впервые стал рассматриваться как знак, связанный с обычаем выделять человека из окружающей среды [185, с. 9].
На сегодняшний день наблюдается разнообразие авторских позиций в истолковании данного термина. Так, Т.В. Козлова пишет, что костюм - это экран на который проецируются все аспекты социального, материального и технического уровня развития общества. Костюм - это отражение всех физических и духовных сторон человека, его вторая кожа, которая должна стареть, обновляться и защищать человека физически и морально, должна меняться [117, с. 5]. В данном определении костюм рассматривается двояко: с одной стороны, как содержательный материал по изучению особенностей развития определенного временного периода, с другой стороны, как незаменимый
материальный спутник человека, указывающий на его биологические и психические свойства.
Иную трактовку понятия мы находим у И.Н. Мерцаловой, которая под костюмом подразумевает образно-художественную систему, в которую входит «комплекс одежд», включающий в себя совокупность элементов, компонентов (видов или форм) одежды, более или менее связанных друг с другом и бытовавших вместе, хотя и не обязательно возникших одновременно^40, с. 9]. В качестве видов или форм выступают конкретные части костюма, выделяемые по утилитарному признаку.
Особое значение в контексте нашего исследования имеет работа Н.М. Калашниковой, изучавшей народный костюм и его семиотические функции. Она предлагает его рассматривать как социальный код, в котором фиксируются некоторые характеристики отдельной культуры и, вместе с тем, является посредником между типами культуры различных хронологических периодов и разных этносов, осуществляя коммуникацию, трансляцию и усвоение определенной, значимой для данной культуры информации [104, с. 9].
Костюм представляет собой сложную систему, по которому можно определить социальную, этническую принадлежность человека, тендерные, возрастные, профессиональные различия. Исходя из представленных трактовок, мы приходим к выводу, что костюм - это определенный знаковый комплект, состоящий из одежды, аксессуаров (головной убор, платки перчатки, обувь и т.д.), формирующих внешний образ человека. Раскрыть внешний образ, под которым мы понимаем вид, облик человека, также помогают макияж, прическа, парфюм, то есть все те искусственно созданные предметы, которые держатся на теле человека.
Костюм является формой существования моды, поскольку в нем отражаются смена стилей, манеры ношения. Поэтому костюм и мода - понятия тесно связанные друг с другом: мода создает новый образ в костюме, который
формируется в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
Мода - одно из самых неоднозначных явлений современной жизни. Первоначально как объект научного осмысления и анализа она рассматривалась в рамках истории костюма и социологии. Затем ее исследованием занялись ученые из других научных сфер. В истории гуманитарной мысли труды, посвященные проблеме моды, носили как описательный, так и аналитический характер. Так, проблема бренности моды волновала итальянского мыслителя и поэта Д. Леопарди. В своем произведении он построил текст в форме диалога моды и смерти, в ходе которого выясняется общность их интересов. «У нас одна природа и один обычай - непрестанно обновлять мир... Я вынуждаю или убеждаю всех людей благородного звания ежедневно терпеть тысячи трудов и тягот, а иногда и болей, и мук, а кое-кого и умереть со славой, и все во имя любви ко мне. Не говорю уже о головных болях, о простудах, о воспалениях всякого рода...короче, делать все по моему, даже себе во вред» [127, с. 36]. В данном отрывке Леопарди показал императивную сторону моды: стремление унифицировать мысли, чувства, вкусы и внешний вид людей. Она вовлекает человека в постоянную погоню за ее веяниями и чтобы не прослыть старомодным, необходимо быть как все, слиться в единой массе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Сакрально-смысловое и семиотическое наполнение традиционного удмуртского костюма в современном дизайне2021 год, кандидат наук Сазыкина Ирина Анатольевна
Художественные традиции народного костюма адыгов в контексте современного дизайна одежды2023 год, кандидат наук Кидакоева Нафисет Зауровна
Модель мира в традиционной культуре бурят XIX-XX вв.2006 год, доктор культурологии Санжеева, Лариса Васильевна
Маньчжурский костюм эпохи династии Цин2006 год, кандидат исторических наук Николаева, Виктория Баторовна
Традиции в историко-культурном развитии народного костюма2007 год, кандидат философских наук Бакшаева, Ольга Азарьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Норбоева, Туяна Бабасановна, 2014 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авангардный стиль Елены Демидовой [Электронный ресурс] // Номер один. - 2006 - 10 мая. - Режим доступа: http: // gazeta-nl.ru>apxHB>detail.php.
2. Аксаков К. С. О некоторых современных собственно литературных вопросах [Электронный ресурс] / К. С. Аксаков. - Lib.ru: Классика. - Режим доступа: http: az.lib.ru/a/aksakow_k_s/text_0340.shtml.
3. Алексеева Т. П. Динамика конструкции и декора алтайского национального костюма : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Алексеева Татьяна Петровна. - Барнаул, 2008. - 27 с.
4. Алехина Н. В. Развитие культурных традиций народов Среднего Поволжья в современной одежде / Н. В. Алехина // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. -2011.-Т. 1 - С. 327-336.
5. Алехина, Н. В. Одежда как феномен культуры и ее пространственно-временное распространение в Среднем Поволжье в XIX в.: историография проблемы / Н. В. Алехина // Школа университетской науки: парадигма развития. - 2010. - № 1 (1). - С. 243-247.
6. Алферов С. В. Мода на идентичность - механизмы идентификации в семиотическом поле глянцевого журнала / С. В. Алферов // Этногр. обозрение. -2010.-№3.-С. 107-118.
7. Амброзе Е.А. Индустрия моды в условиях глобализации : диссертация ... канд. культурологии : 24.00.01 / Амброзе Евгений Артурович. - СПб., 2006. -168 с.
8. Андрейко Ю. С. Композиционные особенности традиционного бурятского костюма / Ю. С. Андрейко // Общество. Среда. Развитие. - 2001. - №1. -С. 168-172.
9. Андрейко Ю. С. Художественные традиции национального костюма бурят в творчестве современных художников-модельеров : диссертация ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Андрейко Юлия Сергеевна. - СПб., 2011. - 174 с.
10. Ардонова Е. В. Бурятский традиционный костюм как памятник народного искусства (к постановке вопроса) / Ардонова Е. В. // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: от прошлого к будущему : материалы IV Междунар. симп. (г. Улан-Удэ, 2009 г.). - Улан-Удэ, 2009. - 328331.
11. Арсеньев Ю. В. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 г. / Ю. В. Арсеньев // Зап. Император. Рус. геогр. об-ва. - СПб., 1882. - Т. 10, вып. 1.
12. Арутюнов С. А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. - М., 1989. - 247 с.
13. Арутюнов С. А. Этничность - объективная реальность / С. А. Арутюнов // Этногр. обозрение. - 1995. - №5. - С. 7-10.
14. Астырев Н. Бурят-монголы Иркутской губернии / Н. Астырев // Северный вестн. - 1890. - № 12. - С. 43.
15. Бабаков В. Г. Национальные формы культуры // Морфология культуры : структура и динамика. - М., 1994 - С. 342-359.
16. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят / В. Д. Бабуева. - Улан-Удэ : Улзы, 2001.- 142 с.
17. Бадмаев А. А. Одежда бурят в первой половине XIX в. / А. А. Бадмаев // Гуманит. науки в Сибири. - 2009. - №3. - С. 47-49.
18. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм / Р. Д. Бадмаева. - Улан-Удэ : Бурят.кн. изд., 1987. - 141 с.
19. Базарова Ц. Б. Национальная одежда агинских бурят : лексико-семантический аспект : монография / Ц. Б. Базарова. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2003. - 114 с.
20. Баинова О. А. Семантика цвета в традиционной культуре народов Забайкалья : лингвокультурологический аспект : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Баинова Оюна Александровна. - Улан-Удэ, 2005. - 184 с.
21. Балдано И. Ц. Мода XX века : энциклопедия / И. Ц. Балдано. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 400 с. : ил.
22. Балдина О. Д. Народная культура в современных условиях : опыт междисциплинарного исследования / О. Д. Балдина, Э. В. Быков, Н. Г. Михайлов // Наука о культуре: итоги и перспективы : информ.-аналит. сб. / НИО Информкультура. - М., 2000. - Вып. 4.
23. Балтатарова Е. Тайны бурятского костюма / Е. Балтатарова // Белая юрта.-2011.-№ 1 (4).-С. 24-25.
24. Барт Р. Система моды : статьи по семиотике культуры / Р. Барт ; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М. : Изд-во им. Собашниковых, 2003. - 512 с.
25. Баруди С. «Еврохиджаб»: «острый стиль», смелые цвета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.info-islam.ru>publ/ zhenshhiny/evrokhidzhab_ostryj (дата обращения 17. 05. 2013).
26. Баторова Е. А. Бурятский орнамент XVIII-XX веков / Е. А. Баторова. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2007. - 164 с.
27. Батуева И. Б. Буряты на рубеже XIX-XX веков: ист.-этногр. очерк [Электронный ресурс] / И. Б. Батуева. - Улан-Удэ, 1992. - Режим доступа: http: // www. maxknow.ru>images/upload/articles47/l 501 .htm.
28. Башкатова Д. А. Дискурс моды в современной русской культуре / Д. А. Башкатова // Обществ, науки и современность. - 2009. - № 6. - С. 164 - 172.
29. Башкатова Д. А. Мода как объект философского осмысления и лингвистического анализа / Д. А. Башкатова // Обществ, науки и современность. -2009.-№6.-С. 164-172.
30. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков / Н. А. Бердяев. - М. : Высш. шк., 2005. - 141 с.
31. Бичурин Н. Я. Записки о Монголии, сочиненные Монахом Иакином / Н. Я. Бичурин. - СПб. : Тип. К. Крайя, 1828. - Т. 1. - 339 с.
32. Бодлер Ш. Поэт современной жизни // Об искусстве / Ш. Бодлер. - М. : Искусство, 1986. - 407 с.
33. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 387 с.
34. Болонев Ф. Ф. Русско-бурятские этнокультурные контакты и взаимовлияния в Западном Забайкалье в XIX-начале XX века / Ф. Ф. Болонев // Этнография народов Сибири и Монголии. - Улан-Удэ, 2000. - С. 41-63.
35. Борев В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко. - М. : Наука, 1986. - 301 с.
36. Брант А. Записки о русском посольстве в Китай (1692-1695) / А. Брант, И. Идее. -М. : Вост. лит., 1967. - 136 с.
37. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела / Э. Бреполь. -Ленинград, 1977. - 384 с.
38. Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь. Т. 19 / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - СПб., 1896. - 960 с.
39. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - М. : Наука, 1983.-412 с.
40. Буланина И. А. От этнокультурного стереотипа к образу современного человека / И. А. Бромлей // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2010. -№3.-С. 248-250.
41. Бураева О. В. Этнокультурное взаимодействие народов Байкальского региона в XVII - начале XX в. / О. В. Бураева. - Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2005.-212 с.
42. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье; пер. с фр., отв. редактор перевода, сост. и послес. H.A. Шматко. - СПб., Алетейя, 2005.-576 с.
43. Бурятская мифология. Мир словарей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_mifenc/burjatskaja-mifologija-22058.html (дата обращения 18.10. 13)
44. Васильев А. Европейская мода : три века / А. Васильев. - М. : СЛОВО, 2006. - 440 с. : ил.
45. Васильева Ж. В. Этнические традиции в моде и культуре постмодерна второй половины XX века / Ж. В. Васильева // Обсерватория культуры. - 2007. - №4. - С. 60-64.
46. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М. : Прогресс, 1984. - 367 с.
47. Ветохина С. Е. Тело человека в контексте традиционной культуры бурят / С.Е. Ветохина. - Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. - 143 с.
48. Виниченко И. В. Социально-культурные процессы в советском обществе в эпоху «дефицита» и их влияние на моду // СИСП. - 2011. - №4. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-protsessy-v-sovetskom-obschestve-v-epohu-defitsita-i-ih-vliyanie-na-modu.
49. Власов В. Г. Стили в искусстве [Электронный ресурс] / В. Г. Власов. -СПб : Лита, 1998. - Режим доступа: http:// www.booksite.ru> localtxt/vla/sov/index.htm.
50. Воробец Л. В. Массовая культура как объект аксиологического исследования / Л. В. Воробец // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. - 2013 - №4 (30). - С. 49-52.
51. Выставка Булата Жамбалова «Серебряное искусство» [Электронный ресурс] // Выбирай. - 2012. - №2. - Режим доступа: http://www.ulan-ude.vibirai.rmgalleries/vystavka.. .jambalova...
52. Вяткина К. В. Очерки культуры и быта бурят / К. В. Вяткина. - Л. : Наука, 1969.-217 с.
53. Галитбарова М. И. Мода как явление культуры : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Галитбарова Марина Истрафильевна. - Челябинск, 2004.- 150 с.
54. Галсанова И. Б. Этнические, экономические, культурные условия формирования социальной структуры бурят / И. Б. Галсанова // Вест. Бурят, гос. ун-та.-2011.-№6.-С. 143-152.
55. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т.1, 3 / Г. В. Ф. Гегель. - М., 19681971.
56. Георги И. Описание всЪх обитающихъ въ россшскомъ государствЪ, народовъ и ихъ житейскихъ обрядовъ, обыкновенш, одеждъ, жилищъ, вЪроисповЪданий и прочихъ достопамятностей. Ч. 3. / И. Георги. - СПб., 1799. -116 с.
57. Герасимова К. М. Традиционная культура бурят / К. М. Герасимова, Г. Р. Галданова, Г. Н. Очирова. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.
58. Гмелин В. П. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX вв. о бурят-монголах / В. П. Гмелин. - Улан-Удэ : Бурят-монг. изд-во, 1939. - 71 с.
59. Горина Г. С. Народные традиции в моделировании одежды / Г. С. Горина. - М. : Легк. индустрия, 1974. - 184 с.
60. Гофман А. Б. Мода и люди : Новая теория моды и модного поведения / А. Б. Гофман. - М., 1994. - 164 с.
61. Грицай Е. В. Мода в контексте глобализации / Е. В. Грицай // Актуальные проблемы духовности. - Кривой Рог, 2002. - Вып. 4. - С. 135-241.
62. Гришаева Т. А. Мода как феномен современной культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Гришаева Татьяна Александровна. -Ростов-на- Дону, 2008. - 24 с.
63. Грищев В. А. Исследователи Сибири Иоганн Георг Гмелин и Герард Фридрих Миллер : сборник статей [Электронный ресурс] / В. А. Грищев // Краеведческие записки. - Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2003. -Вып. 10. - Режим доступа: http: // www.muller.org.ru>rucntnt/right/grishevva.html.
64. Грусман М. В. Мода как феномен культуры и средство социокультурной коммуникации : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01/ Грусман Михалина Владимировна. - СПб., 2010 - 146 с.
65. Грусман М. В. Подиумная мода как культурный феномен / М. В. Грусман // Вече : альм. рус. философии и культуры. - 2007. - № 18. - С. 130-139.
66. Гумилев Л. Н. От Руси до России : очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. - М. : Айрис-пресс, 2003. - 320 с.
67. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. - М. : ДИ-ДИК, 1997.-640 с.
68. Гурова О. Ю. Социология моды: обзор классических концепций / О. Ю. Гурова // Социол. исслед. - 2011. - №8. - С. 72-82.
69. Гусейнов Г. Новый взгляд на старые истины / Г. Гусейнов, Д. Драгунский // Ожог родного очага. - М. : Прогресс, 1990. - С. 7-28.
70. Гуцол С. Ю. Феномен моды в зеркале семиотического подхода / С. Ю. Гуцол // Вестн. нац. техн. ун-та Украины «КПП». - 2008. - №3. - С. 124-131.
71. Давыдова В. В. Опыт системного рассмотрения костюма / В. В. Давыдова // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: к 80-летию проф. М. С. Кагана : материалы межд. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 18 мая 2001). - СПб., 2001. - С. 287-290.
72. Дагданова М. Б. Традиционный женский костюм западных бурят: дифференцирующие функции [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 / Марина Борисовна Дагданова. - Улан-Удэ, 2005. - Режим доступа: http://www.dissercat.com>...йжШшоппуь..kostyum-zapadnykh...
73. Дагданова М. Б. Традиционный женский костюм и украшения бурят / М. Б. Дагданова, Д. А. Николаева // В мире традиционной культуры бурят. -Улан-Удэ, 2006. - С. 176-228.
74. Даль В. Толковый словарь живаго великорускаго языка / В. Даль. -СПб. : Изд. книготорговца-типографа М.О. Вольфа, 1881. - С. 337-338.
75. Данилова О. Н. Проблемы использования этнической орнаментики в современном костюме / О. Н. Данилова // Россия и АТР. - 2006. - № 4. - С. 135146.
76. Дашиева Н. Б. Бурятские тайлганы (опыт историко-этнографического исследования) / Н. Б. Дашиева. - Улан-Удэ : Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001.- 105 с.
77. Дворцовая Д. Ода скандинавскому стилю [Электронный ресурс] / Д. Дворцовая // Женский журнал о моде и стиле. - 2012. - Режим flocTyna:arabio.ru>style/scandinavskii_stil_odezhdi.htm.
78. Демшина А. Ю. Динамика этнического направления в дизайне в ситуации глобализации культуры (на примере современной моды) / А. Ю. Демшина // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер.1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2009. - №5. - С. 71-78.
79. Дерягина А. В. Тенденции современного развития в одежде / А. В. Дерягина, А. В. Сергеев // Вестн. Казан, гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № спец. - С. 42-46.
80. Джулиани Ю. Буряты [Электронный ресурс] / Ю. Джулиани // Викитека : Библиотека для чтения. Т.7. - Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki.
81. Добрянский В. Н. Бурятка / В. Н. Добрянский // Охрана материнства и детства. - М., 1928. - 64 с.
82. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / Б. О. Долгих. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1960. - 622 с.
83. Дьяконова В. П. Алтайцы : (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая) / В. П. Дьяконова. - Горно-Алтайск : Юч-Сюмер, 2001. - 224 с.
84. Егорычев А. М. Методологический анализ понятий этнос, этногенез и этничность в культурологическом контексте знании [Электронный ресурс] / А. М. Егорычев // Вестн. Западно-Сиб. отд-ния Междунар. Славян, акад. наук,
образования, искусств и культуры. - 2005. - №4 (7). - Режим доступа: http://www.slavzso.narod.rU/7/index.htm.
85. Елизарова А. Свадьба с тонким чувством этники / А. Елизаров // Восточный формат. -2013.-26 марта. - С. 6.
86. Ермилова Д. Ю. История домов моды / Д. Ю. Ермилова. - М. : Академия, 2003.-288 с.
87. Жуков В.И. Большой этнологический словарь / В.И. Жуков, Г.Т. Тавадов. - М. : Изд-во РГСУ, 2011. - 928 с.
88. Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии : культура, традиции, символика : учеб. пособие / Н. Л. Жуковская. - М. : Вост. лит., 2002. - 247 с.
89. Запесоцкий А. С. Дмитрий Лихачев о сущности культурной традиции / А. С. Запесоцкий, В. Г. Лукьянов // Вопросы культурологии. - 2007. - №7. - С. 4-12.
90. Затулий А. И. Трансформации костюма XX века / А. И. Затулий // Обществ, науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 169-175.
91. Захаржевская Р. В. История костюма от античности до современности / Р. В. Захаржевская. - М. : РИПОЛ Классик, 2007. - 288 с.
92. Захаров А. В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ / А. В. Захаров // Вопросы философии. - 2003. - № 9. -С. 3- 16.
93. Зиммель Г. Избранное Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. - М. : Юрист, 2005.-607 с.
94. Зомбарт В. Избранные работы / В. Зомбарт. - М. : Территория будущего, 2005. - 344 с.
95. Игумнова А. Демонстрация элегантности / А. Игумнова // Правда Бурятии. - 1968. - 23 нояб. - С. 4.
96. Иконникова С. Н. Мода в обществе сверхпотребления / С. Н. Иконникова // Мода в контексте культуры : сб. ст. второй науч.-практ. конф. -СПб. : СПбГУКИ, 2007. - Вып. 2. - С. 73-76.
97. Ильин И. А. О псевдофедерациях / И. А. Ильин // О русском национализме. -М., 2006. - С. 45-57.
98. Ильин И. А. Основы христианской культуры: путь духовного обновления / И. А. Ильин. - СПб. : Штиль, 2004. - 352 с.
99. Ильин А. Н. Мода как тенденция массовой культуры и ее влияние на человеческую субъектность / А. Н. Ильин // Вестн. Омск.ун-та. - 2009. - № 2. - С. 23-33.
100. Инина Р. Супермодели от Дамбиевой / Р. Инина // Молодежь Бурятии. - 1991. - 16 февр. - С. 5.
101. Инкижекова М. С. Культура малочисленного этноса как предмет культурологического исследования (на примере культуры хакасов) / М. С. Инкижекова // Изв. Урал. гос. ун-та, 2009. - № 1/2(64). - С. 156-164.
102. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды / Ю. Кавамура. -Минск : Гревцов Паблишер, 2009. - 192 с.
103. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание : избр. ст. / М. С. Каган.-Л. : ЛГУ, 1991.-384 с.
104. Калашникова Н. М. Народный костюм. Семиотические функции / Н. М. Калашникова. - М. : Сварог и К., 2002. - 374 с.
105. Калашникова О. В. Мода-костюм-аксессуар : вопросы терминологии / О. В. Калашникова // Вестн. молодых ученых : культурология и искусствоведение. - 2005. - №5. - С. 11-18
106. Калефато П. Роскошь, элегантность, изысканность: экономические функции роскоши и социологические механизмы различия / П. Калефато // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2009. - № 12. - С. 9-27.
107. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант. Собр. соч. в 8 т. - М., 1994.-Т. 7.
108. Кара-Сал А. А. Духовно-практические технологии в традиционном тывинском обществе : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Кара-Сал Аяслана Анай-ооловна. - Кемерово, 2009. - 201 е.: ил.
109. Кармин А. С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А. С. Кармин // Вопр. философии. - 2006. - №2. - С. 52-60.
110. Картер М. Дж. К. Флюгель и обнаженное будущее / М. Дж. Картер // Теория моды: одежда, тело, культура. - 2012. - №24. - С. 137-163
111. Килошенко М. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М. Килошенко. - СПб. : СПГУТ, 2001. - 192 с.
112. Кирсанова Р. М. Костюм как средство идентификации / Р. М. Кирсанова // Культурология : дайджест. - 2008. - №3. - С. 172-176.
113. Клименко О. М. Мода как стратегия получения удовольствия. Феномен удовольствия в культуре : материалы междунар. науч. форума, 9.04.2004 г. - СПб. : Центр изучения культуры, 2004. - С. 351-354.
114. Ключарев А. Несколько замечаний о современных модах в одежде / А. Ключарев-М., 1861. -32 с.
115. Козлов В. И. О понятии этнической общности / В. И. козлов // Совет, этногр.- 1967.-№2.-С. 100-111.
116. Козлов В. И. Этнос, нация, национализм / В. И. Козлов. - М. : Старый сад, 1999.-341 с.
117. Козлова Т. В. Костюм как знаковая система / Т. В. Козлова. - М., 1980.-68 с. : илл.
118. Кокорин М. В. Этнокультурные взаимодействия в Евразии / М. В. Кокорин // Экология человека. - 2005. - № 8. - С. 59-60.
119. Кондрашова В. В закулисье у тувинского кутюрье [Электронный ресурс] / В. Кондрашова // Тувинская правда. - 2012. - № 17 (18 февр.). - Режим доступа: http: // www.tuva.asia>news/tuva/4457-kutyure.html.
120. Кондрашова Н. Бурятская культура через графику и театральные костюмы [Электронный ресурс] / Н. Кондрашова. - Режим доступа: http://www. newsbabr.com ?IDE=13682.
121. Конева А. В. Мода как иное / А. В. Конева // Российская массовая культура XX века : материалы круглого стола, 4 дек. 2001 / С.-Петерб. филос. о-во. - СПб., 2001.- С. 82-88.
122. Коротких Г. С. Моделирование и украшение современной одежды / Г. С. Коротких // Начальная шк. - 2009. - № 9. - С. 79-80.
123. Костина А. В. Национальная и этническая культура: соотношение в глобализирующемся мире / А. В. Костина // Проблемы филологии и культурологии. - 2006. - № 3. - С. 128-139.
124. Кочешков Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX в. / Н. В. Кочешков. - М. : Наука, 1979. - 203 с.
125. Кудрявцев Ф. А. История бурят-монгольского народа от XVII в. до 60-х годов XIX в. / Ф. А. Кудрявцев. - М.; Л., 1940. - 242 с.
126. Кулаков П. Е. Буряты Иркутской губернии / П. Е. Кулаков // Изв. Вост.-Сиб. отд. Рус. географ, об-ва. - 1896. - Т. 26, № 4/5. - С. 118-166.
127. Леопарди Дж. Нравственные очерки : дневник размышлений, мысли / Дж. Леопарди : общ. ред., сост. и вступ. ст. Е. Ю. Сапрыкиной. - М. : Республика, 2000. - 448 с.
128. Летопись города Иркутска ХУП-Х1Х вв. : сост. и науч. ред. Н. А. Куликаускене. - Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1996. - 317 с.
129. Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят / Л. Линховоин. - Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1972. - 100 с.
130. Липовецки Ж. Империя эфемерного : Мода и ее судьба в историческом обществе / Ж. Липовецки ; пер. с фр. Ю. Розенберг ; под науч. и лит. ред. А. Маркова. - М. : Нов. лит. обозрение, 2012. - 336 с. : ил.
131. Лихачев Д. С. Избранные работы. В 3 т. Т. 1 / Д. С. Лихачёв. - Л. : Худож. лит., 1987.
132. Макарова Т. С. Закономерности развития информационно-знаковых систем костюма / Т. С. Макарова, С. Л. Макаров // Искусство и образование в шк.-2008.-№4.-С. 66-71.
133. Малинина Н. Л. Художественный образ в моде / Н. Л. Малинина // Вестн. ТОГУ. - 2010. - № 3 (18). - С. 291-298.
134. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. - М. : ОГИ, 2005- 184 с.
135. Манжигеев И. М. Янгутский народный род : (опыт ист.-этногр. исслед.) / И. М. Манжигеев. - Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1960. - 232 с.
136. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) / Э. С. Маркарян. - М. : Мысль, 1983. - 284 с.
137. Матвеева А. Бурятия - центр монгольского мира [Электронный ресурс] / А. Матвеева // Номер один. - 2005. - №10. - Режим доступа: http: // www.pressa.irk.ru>.
138. Махмудова 3. У. Этнографическая семантика моды / 3. У. Махмудова // Этногр. обозрение. - 2011. - № 1. - С. 146-156.
139. Межу ев В. М. Культура и история / В. М. Межуев. - М. : Политиздат, 1977. - 199 с.
140. Мерцалова И. Н. История костюма / И. Н. Мерцалова. - М. : Искусство, 1972. - 199 с.
141. Миллер Г. Ф. Описание сибирских народов / Г. Ф. Миллер; пер. с нем. А. X. Элерт. - М. : Памятники ист. мысли, 2009. - 456 с.
142. Михайлов Т. М. Религии в этнической истории бурят (ХУП-нач.Х1Х в.) / Т. М. Михайлов // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 1984. - С. 30-55.
143. Михайлова Д. Фантазии бурятской моды / Д. Михайлова // Агинская правда. - 2008. - 12 апр. - С. 13.
144. Михалева К. Ю. Становление системы мировой модной практики: историко-институциональный анализ / К. Ю. Михалева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2007. - №1. - С. 132-154.
145. Михеева М. А. Социальные функции костюма: костюм в предметной и культурной среде : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Михеева Мария Александровна. - Н. Новгород, 2009. - 25 с.
146. Михеева М. А. Эстетический подход в изучении феномена моды / М. А. Михеева // Вестн. Вятск. гос. гуманит. ун-та. - 2009. - № 1. - С. 139-141.
147. Мода // Большая советская энциклопедия. - М., 1974. - Т. 16. - С. 389.
148. Модный обзор Нонны Тогочиевой [Электронный ресурс] // Долина Кижинги. -2010.-22 нояб. - Режим доступа: http: // www.kizhinga.ru.
149. Молонов А. Рукотворная красота / А. Молонов // Правда Бурятии. -1993.- 10 нояб.-С. 3.
150. Морган J1. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / J1. Морган. - JI. : Изд-во народов севера, 1935 - 350 с.
151. Музалевская Ю. Е., Козлова Е. В. Понятие «стиль» в вестиментарной моде. Особенности употребления в современном детском костюме / Ю. Е. Музалевская, Е. В. Козлова // ТТПС. - 2012. - №21. - С.68-75.
152. Набок И. Л. Технологии социокультурной адаптации на Севере / И. Л. Набок. - СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 241 с.
153. Нагорский Т. Н. Феномен моды в эстетике постмодерна / Т. Н. Нагорский // Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса.-2008.-№1.-С. 35-38.
154. Народная культура в современных условиях / М-во культуры Рос. Федерации. Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. Н. Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.
155. Николаева Д. А. Женский костюм бурят Предбайкалья (XIX-XX вв.) / Д. А. Николаева; отв. ред. И. С. Цыремпилова. - Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ ; Усть-Ордынский : ОГБУК «Усть-Ордын. нац. центр худож. нар.промыслов», 2012. - 80 с.
156. Нимаев Д. Д. Из истории формирования бурятской народности / Д. Д. Нимаев. - Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ВСГИК, 1994. - 41 с.
157. Норбоева Т.Б. История развития этнической моды бурят в XXI в. / Норбоева Т.Б. // Современные научные достижения-2013 : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Прага, 27 янв.-5 февр. 2013 г.). - Прага, 2013. - С. 75-80.
158. Норбоева Т.Б. Культурологическое обоснование исследования этнической моды / Норбоева Т.Б. // Культура и искусство: традиции и современность : материалы междунар. очно-заоч. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 11-12 дек. 2012 г.). - Чебоксары, 2013. - С. 447-452.
159. Одеваться по-царски. Москва диктует стиль - от «высокой моды» до «большой дороги». Что об этом думает новая русская элита в Англии? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/.
160. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под общ. ред. JI. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс 21 век : Мир и Образование, 2004. -896 с.
161. Окладников А. П. Археологические данные о появлении первых монголов в Прибайкалье / А. П. Окладников // Филология и история монгольских народов.-М., 1958. -С. 200-213.
162. Описание о братских татарах, сочиненное морского корабельного флота штурманом ранга капитана Михаилом Татариновым. - Улан-Удэ, 1958.-76 с.
163. Орлова Е. Лидия Соколова-Сербская: моду будут диктовать не дизайнеры, а ткани [Электронный ресурс] / Е. Орлова // Областная газета. - 2011. -16 нояб. - Режим доступа: http: // www.ogirk.ru.
164. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / Ортега -и-Гассет X ; пер. А. М. Гелескун. - М. : ACT, 2003. - 211 с.
165. Осокин Г. М. На границе Монголии : очерки и материалы к этнографии юго-западного Забайкалья / Г. М. Осокин. - СПб., 1906. - 293 с.
166. Парыгин Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. - СПб. : ИГУП, 1999. - 592 с.
167. Петри Б. Э. Орнамент кудинских бурят / Б. Э. Петри. - Петроград : Тип. рос. акад. наук, 1918. - 252 с.
168. Петров JI. В. Массовая коммуникация и культура: введение в теорию и историю / Л. В. Петров. - СПб. : СПбГУКИ, 1999. - 211 с.
169. Петрушенко В. Л. Этика и эстетика [Электронный ресурс] / В. Л. Петрушенко. - Львов : Львов.политехника, 2008. - 180 с. - Режим доступа: http: // www.banauka.ru.
170. Позднякова Т. С. Этнорелигиозная специфика моды в полиэтничном обществе: социокультурный анализ : автореф. дис. ... канд. соц. наук : 22.00.06 / Позднякова Татьяна Сергеевна. - Майкоп, 2010. - 22 с.
171. Поляков А. Ф. Китч как феномен массовой культуры / А. Ф. Поляков. - Улан-Удэ: БГУ, 2006. - 120с.
172. Потанина А. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях / А. Потанина. -М. : Изд-во тип. Меньшова, 1912.-61 с.
173. Пространство в традиционной культуре монгольских народов : монография / Б. 3. Нанзатов [и др. ]. - М. : Вост. лит., 2008. - 341 с.
174. Работы Л. У. Уайта по культурологии. - М. : ИНИОН РАН, 1996. -
169 с.
175. Разлогов К. Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? / К. Э. Разлогов. -М. : Искусство, 1992. - 271 с.
176. Ратцель Г. Народоведение / Г. Ратцель. - СПб. : Типография товарищества «Просвещение», 1904. - 764 с.
177. Розин В. М. Мода как культурно-семиотический и психологический феномен / В. М. Розин // Культурология : дайджест. - 2010. - № 1. - С. 100-106.
178. Руан К. Мода и ее значение в контексте российской истории / К. Руан // Обществ, науки и современность. - 1994. - № 5. - С. 161-169.
179. Руднев В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. - М. : Аграф, 1997.-384 с.
180. Румянцев Г. Н. К вопросу о происхождении бурят-монгольского народа / Г. Н. Румянцев // Записки БМНИИК. - 1953. - Вып. 17. - С. 30-61.
181. Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функции в примитивном обществе : очерки и лекции / А. Р. Рэдклифф-Браун ; пер. с англ. - М. : Вост. литература РАН, 2001.-304 с.
182. Савельева Н. Т. Мода и массовый вкус / Н. Т. Савельева. - М. : Легкая индустрия, 1966. - 58 с.
183. Самарханова Р. Ф. Формирование образной концепции при проектировании коллекции современного костюма на основе использования этнических мотивов : автореф. дис. ...канд. техн. наук : 17.00.06. / Самарханова Рената Фаридовна. - М., 2009. - 16 с.
184. Самбуева С. Б. Символика традиционного женского бурятского костюма / С. Б. Самбуева. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2004. - 92 с.
185. Санжеева Л. В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: проблемы исследования. / Л. В. Санжеева. - Улан-Удэ : Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2002. - 113 с.
186. Санжеева Л.В. Модель мира в традиционной культуре бурят в XIX-XX вв. / Л.В. Санжеева. - СПб. : Астерион, 2006. - 196 с.
187. Сведения о Сибири и пути в Китай, собранные миссионером Ф. Аврилем в Москве в 1686 году / Перевод Н. А. Полевого // Рус. вестн. - 1842. - Т. 6. - № 4.
188. Свендсен Л. Философия моды / Л. Сведсен ; пер. с норв. А. Шипунова. - М. : Прогресс-Традиция, 2007. - 256 с.
189. Святогорова В. С. Инверсия традиционного костюма в этнической моде Республики Мордовия / В. С. Святогорова // Изв. Самар. науч. центра РАН. -2011.-№2(6).-С. 1502-1506.
190. Силуэт с торчащими линиями //Работница. - 1937.-№ 5. - С. 19.
191. Скуратовская А. Французские теоретики дендизма середины XIX в. : Шарль Бодлер и Барбэ д Оревильи / А. Скуратовская // Ин.лит. - 2004. - №1. - С. 169-183.
192. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. - М. : Олимп : ACT, 1999. - 816 с.
193. Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии / И. И. Соктоева. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1988. - 106 с.
194. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер; пер. с англ., под ред. Н. А. Рубакина. - Минск : Совр. литератор, 1998. -1407 с.
195. Стар И. А. Дизайн-аспекты взаимодействия феноменов традиционного костюма и современной моды (На примере одежды северных народов ханты и манси) : диссертация ... канд. искусствоведения : 17.00.06 / Стар Игорь Анатольевич. - М., 2004. - 173 с.
196. Стефанович О. Вселенная Баярмы Митуповой [Электронный ресурс] / О. Стефанович // Забайкал. рабочий- 2012 - 1 авг. - Режим доступа: http: // www.zabkrai.runzabkrai.runzabkrai.zabkrai.ru>.
197. Стриженова Т. Советский костюм за 50 лет / Т. Стриженова // Журнал мод. - 1967 -№3.-250 с.
198. Су Ли. Влияние особенностей национального костюма на моделирование современной китайской одежды / Ли Су // Изв. Рос. гос. пед. унта им. А. И. Герцена. - 2010. - №4. - С. 243-248.
199. Суворова В. Национальный костюм в музее, на сцене и в мегаполисе [Электронный ресурс] / В. Суворова // Финноугория : этнический комфорт. -2010.- Вып. 1 (9). - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/periodika/20810/.
200. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне, архитектуре / М. О. Сурина. - 3-е изд., изм. и доп. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 151 с.
201. Съедина Н. Н. Трансформация этнического в моде / Н. Н. Съедина // Научные дебюты : Вестн. СНО фак. философии человека - СПб. : Изд-во Политехи, ун-та, 2010 - С. 103-106 .
202. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. - М. : Политиздат, 1989.- 573 с.
203. Тарасенко Е. А. Шоппинг как специфический вид потребительского поведения: поиск удовольствия или «храмы» нового времени / Е. А. Тарасенко // Вестн. Рос. гос. гуманит. ун-та. - 2007. - № 2. - С. 215-225.
204. Тард Г. Законы подражания / Г. Тард ; пер. с фр. - М. : Акад. Проект, 2011.-304 с.
205. Терновая Л. Мир моды и политика / Л. Терновая // Гос. служба. -2010. - № июль-август. - С. 98-103.
206. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России / В. А. Тишков. - М., 1997. - 532 с.
207. Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В. А. Тишков. - М. : Наука, 2003. - 544 с.
208. Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) / С. А. Токарев // Вопр. философии. -1964.- № 11.- С. 43-53.
209. Топалов М. Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация / М. Н. Топалов.-М., 1991.-38 с.
210. Тормозова О. С. Перспективы взаимодействия моды Востока и Запада / О. С. Тормозова // Дизайн. Материалы. Технология. - 2007. - № 2. - С. 67-69.
211. Тумахани А. В. Бурятское народное искусство / А. В. Тумахани. -Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1970. - 110 с.
212. У пине А. М. Художественно-конструкторский анализ народной индийской одежды / А. М. Упине // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда : Вестн. МГХПА. - 2009. - № 1-2. - С. 136-145.
213. Фадеичева М. А. Этнический индивид и проблема этнического субстрата / М. А. Фадеичева // Изв. Урал. гос. ун-та. - 2004. - № 29. - С. 130-140.
214. Флиер А. Я. Постмодерн как поиск новой культуры / А. Я. Флиер. // Вест. МГУКИ. - 2006. - №3. - С. 5-10.
215. Флоренский П. А. Иконостас / П. А. Флоренский. - М. : ACT, 2003. -
203 с.
216. Хамматова В. В. Особенности творческих проектов по дизайну национальных костюмов / В. В. Хамматова, Э. А. Хамматова // Вестн. Казан, технолог, ун-та. - 2010. - № 12. - С. 342-345.
217. Хангалов М. Н. Несколько данных для характеристики быта северных бурят / М. Н. Хангалов // Этногр. обозрение. - 1891. - Т. 10, №3. - С. 144-165.
218. Хейердал Т. Приключение одной теории [Электронный ресурс] / Т. Хейердал; пер. Л. Жданова; автор послесл. и комм. В. Вахта. - Режим доступа: http: // lib. ru / ALPINISM / HEJRDAL.
219. Хейзинга Й. HomoLudens : ст. по истории культуры / Й. Хейзинга; пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова ; коммент. Д. Э. Харитоновича. - М. : Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.
220. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. - М.; СПб.: Медиум: Ювента, 1997. - 312 с.
221. Цыдендамбаев Ц. Б. Исследование бурятских говоров : сб. ст. / Ц. Б. Цыдендамбаев. - Улан-Удэ : Бурят, кн. изд-во, 1968. - 196 с. : ил.
222. Цыденова А. Образность и декоративность бурятского национального костюма в современной моде / А. Цыденова // От студенческого исследования к академической науке : материалы студ. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, май 2005 г.). - Улан-Удэ, 2005. - С. 55-57.
223. Цыренжапова Т. Невесты выбирают национальный колорит [Электронный ресурс] / Т. Цыренжапова // Информ-полис- 2006 - 14 янв. - Режим доступа: http: //www.e-baikal.ru>news?record_id=5500.
224. Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых / Н. Н. Чебоксаров // Совет, этногр. - 1967. - № 4. - С. 94-109.
225. Чижиков В. В. Постмодернизм в новой парадигме дизайна / В. В. Чижиков // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - № 1. - С. 27-35.
226. Шагланова О. В. Традиционные украшения и прическа у бурятских девушек // Актуальные проблемы и культуры народов азиатско-тихоокеанского региона : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения Б. Б. Батуева и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне) (г. Улан-Удэ, 26 апр.). - Улан-Удэ, 2005. - С. 464-476.
227. Шаров К. С. Мода от античности до XIX в. : игра и противостояние тендерных стратегий / К. С. Шаров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. -2006.-№3.-С. 107-128.
228. Шевцова А. На подиуме - этника / А. Шевцова // Этносфера. - 2007. -№ 5. - С. 34-37.
229. Шевцова А. Этногламур, или мода против кризиса / А. Шевцова // Этносфера. - 2009. - № 7. - С. 12-15.
230. Шепель О. Н. Зарождение советского костюма в условиях массовизации общества / О. Н. Шепель // Ярослав, пед. вестн. - 2011. - № 4. - Т. 1: Гуманитарные науки. - С. 292-295.
231. Шипилов И. А. Восприятие культуры аборигенного населения Сибири иностранными и русскими путешественниками XVIII в. / И. А. Шипилов // Гуманит. науки в Сибири. -2010. - № 3. - С. 15-18.
232. Широкогоров С. М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений [Электронный ресурс] / С. М. Широкогоров. - Шанхай, 1923. - Режим доступа: 1гЦр://\¥еЬ 1 .kunstkamera.ru/ siberia/ShirokogorovEthnos.html
233. Шубин Г. В. Мода и эстетическая культура / Г. В. Шубин. - М. : Знание, 1987.-64 с.
234. Шутов А. Мнение Александра Васильева о современной моде [Электронный ресурс] / А. Шутов // AllWomens. - 2011. - Режим доступа: http: // www.AllWomens.ru.
235. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение / Н. М. Ядринцев. - СПб. : Издание И. М. Сибирякова, 1891. - 308 с.
236. Якутские костюмы Августины Филипповой [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // www. Mediacratia.
237. Ятина JI. И. Мода глазами социолога / Л. И. Ятина // Журн. социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, № 2. - С. 120-130.
238. Sproles G. В. Behavioral Science Theories of Fashion / Ed. M. R. Solomon // The Psychology of Fashion. — Lexington, 1985. - P. 55-70.
ПРИЛОЖЕНИЕ I Альбом иллюстраций
Рис. 1. Эскизы костюмов модельера Л. Алайон. а
Рис. 2. Роман Дашинов. Тайша Кудинской Степной Думы, с семьей и родственниками. Конец XIX.
Рис. 3. Старейшины бурятских родов в Санкт-Петербурге во время возвращения из Лхасы (1901).
Выставка «Увеличение портретов. Фотоискусство Бурятии XIX - нач. XX века», май 2011г. Национальный музей Республики Бурятия
Рис. 4. Начало XX в.
Выставка «Увеличение портретов. Фотоискусство Бурятии XIX - нач. XX века», май 2011 г. Национальный музей Республики Бурятия
Рис. 5. Комсомолы
% ^
АКГИЬ ¿^К^Ьу^А^.
1% мяя ц4глдп
/ 3
комсомольский актив Бурят-Монгольского КомВУЗа Верхнеудинск. 12 мая 1933 г.
Выставка «Ностальгия», март 2013 г. Музей истории города Улан-Удэ
Рис. 6. Мода СССР.
Выставка «Мода из комода», март 2013. Музей истории города Улан-Удэ
Рис. 7. Коллекция костюмов 3. Дамбиевой.
Газета «Молодежь Бурятии »от 16 февраля 1991 г.
Рис. 8. Костюмы из спектакля «Угайм Сулдэ» театра «Байкал». Художники по костюмам Л. Аюрова, О. Тыпкесова.
Режим доступа: http: // www.theatre-baikal.ru
Рис. 9. Костюмы из коллекции «Хун Шубууд» Д. Бадлуева. а
Компакт-диск с Международного фестиваля моды монголов мира «Торгон Зам»
Рис. 10. Коллекция «Нити времени» Б. Аюровой.
Видеоролик. Режим доступа: http: // www.youtube.com
Рис. 11. Коллекция «Стихия» С. Шухэртуевой. а
Рис. 12. Костюмы из коллекции «Гунны» И. Сарапулова.
а
Рис. 13. Коллекция «Восемь благих подношений «Алтаргане» Н. Тогочиевой.
Режим доступа: ЬЦр: // \v\vw. infpol.ru
Рис. 14. Свадебные платья Н. Тогочиевой.
Режим доступа:Ь«р://\у\у\у.иитос1а.ги
Режим доступа: http: // www.uumoda.ru
Рис. 17. Коллекция «Байкальская история» А. Алсаткиной.
Рис. 18. Коллекция «Летящие ветры Бальжин Хатан» С. Шойдоровой.
Рис. 19. Костюмы из коллекции «Угай Сууряан» Е. Самбаровой.
С ч > 1
V 1 ^ г ■ \ А
V и
Рис. 20. Костюмы из коллекции «Тоонто нютаг» У. Ванзатовой. а
б
Режим доступа: http://www.pribaikal.ru/irkuts.
Рис. 21. Костюмы из коллекции «Звуки природы» У. Ванзатовой.
Рис. 22. Коллекция «Сон в молоке» Е. Демидовой, а
5 Т
в
Г Л - гф
Рис. 23. Костюмы из коллекции«Фарфоровые куклы» А. Жаргаловой.
Режим доступа: http: // www.newbur.ru> news/6501
Рис. 24. Костюмы из коллекции «В поисках Шамбалы» И. Найдановой.
Режим доступа: http://www.pribaikal.ru/irkuts...
Режим доступа :ЬПр: // \v\vw. ayaganga.ru
Рис. 26. Костюмы из коллекции «Бурятия» А. Халбашкеевой.
\Рис. 27. Современные костюмы модельера Р. Батожаргалова.
Компакт-диск с Международного фестиваля моды монголов мира «Торгон Зам»
Рис. 28. Свадебное платье Р. Мункуевой. Модельер И. Сарапулов.
Журнал «Белая юрта». - 2011. - №1(4).
Рис. 29. Коллекция «Освященная любовью» А. Балсунаевой. а
Рис. 30.Полный женский гарнитур бурятской женщины «Сагаалган». Автор Б. Г. Жамбалов.
Режим доступа: ЬПр^/утлу. гиЬиг.ги>а1Т1с1е/г11атЬа1оу-Ьи1а1-^епс1]епоу1сЬ
Рис. 31. Украшения из бисера. Автор С.Син. А. кулон «Соембо»
г. кулон «Улзы»
б. комплект «Тибетский знак Шоу»
в. кулон в бурятском стиле
РооСбоодео
РоеМошцьст
Режим доступа: http: // wwwwww.fashiony.ru
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.