Сакрально-смысловое и семиотическое наполнение традиционного удмуртского костюма в современном дизайне тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Сазыкина Ирина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 249
Оглавление диссертации кандидат наук Сазыкина Ирина Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТРАДИЦИОННАЯ УДМУРТСКАЯ ОДЕЖДА В
МЕЖПРЕДМЕТНОМ ДИСКУРСЕ
1.1 Вещный мир удмуртского этноса: ретроспектива исследований зарубежных и отечественных ученых
1.2 Мифотворчество удмуртов как сакрально-смысловая основа традиционной женской одежды
1.3 Искусствоведческое и объектно-смысловое осмысление удмуртского женского костюма
Глава 2 САКРАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ И СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННОГО УДМУРТСКОГО КОСТЮМА
2.1 Мифологические женские образы - культурно-смысловой акцент традиционного удмуртского костюма
2.2 Структура сакрально-смыслового наполнения женского удмуртского костюма
2.3 Виды удмуртской женской одежды: состав, смысловой и знаковый контекст
Глава 3 АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ЭТНИЧЕСКИХ СМЫСЛОВ И СИМВОЛОВ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО ЖЕНСКОГО КОСТЮМА
3.1 Этнические мотивы в работах современных художников-модельеров: приемы и проектные решения
3.2 Опыт адаптации семантики и семиотики традиционного финно-угорского костюма к современной модной женской одежде
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Орнамент удмуртской традиционной одежды: Опыт структурно-семантического анализа1999 год, кандидат исторических наук Молчанова, Людмила Анатольевна
Маньчжурский костюм эпохи династии Цин2006 год, кандидат исторических наук Николаева, Виктория Баторовна
Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв.1998 год, доктор искусствоведения Климов, Константин Михайлович
Семантика костюма волжских финнов середины I - начала II тыс. н.э.2008 год, доктор исторических наук Павлова, Анжелика Николаевна
Семантика картины мира якутов в традиционной одежде2009 год, кандидат культурологии Ефимова, Екатерина Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сакрально-смысловое и семиотическое наполнение традиционного удмуртского костюма в современном дизайне»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Удмурты - это финно-угорский народ, издавна проживающий на территории Поволжья и Предуралья, с богатой самобытной, формировавшейся веками, культурой, насыщенной языческими традициями и неразрывно связанными с ними уникальными образчиками материального мира. На протяжении последних веков удмуртская культура и искусство испытывало сильнейшее внешнее социальное и технократическое давление, связанное с модификацией уклада общественной жизни и научно-технической революцией. Процессы всеобщей индустриализации и глобализации, упрощения и ускорения распространения товаров и услуг привели к кардинальной модификации культурных ценностей всего человечества и удмуртского этноса в том числе. Духовное содержание самобытной удмуртской культуры стало нивелироваться и исчезать вместе с тем предметным миром, что веками окружал удмуртов, информационно объединял и транслировал особую этническую сущность. На смену этому сакрально-обусловленному вещному континууму приходит мир глобальной культурной унификации и «этнической многоголосицы», где сакрально-значимые для удмуртов финно-угорские смысловые мотивы и образы должны найти свое место в целях сохранения вековых культурных традиций этноса. «Значительное усиление социокультурной динамики современного мира, деструкция многих традиционных мировоззренческих представлений о добре -зле, красивом - безобразном, должном - недолжном и т.д., во многом базирующихся на духовно-нравственных идеалах, побуждают обратиться к образцам этнической культуры», - пишет Г.Е. Шкалина [172, с. 39].
Женская одежда удмуртов на протяжении столетий являлась подлинным образцом самобытного национального мышления, носителем духовной культуры народа, заключая в себе комплекс ярких сакральных смыслов, рассказывающих об укладе жизни этноса. Женщина для удмуртов была
хранительницей духовных ценностей рода, олицетворяла связь с богами и духами природы, что находило неизменное отражение в традиционном костюме и его атрибутике. Материализация всех сакральных ипостасей удмуртской женщины в нарядах была системной, образуя стройный, семантически связанный набор предметов и декора, фиксирующих эти смыслы в знаково-символическом комплексе.
Традиционные наряды удмуртки являются настоящей сокровищницей художественно-эстетических образов для современных дизайнеров женской одежды, которые постоянно обращаются к этому источнику вдохновения, особенно при разработке сценических костюмов и коллекций Haute couture в этно-стиле. Но при практическом применении национальных образов выявляется острая нехватка адаптивных проектно-художественных подходов, при которых обеспечивалось бы сохранение особых удмуртских этнокультурных традиций и смыслов. Этим определяется актуальность исследования.
Степень теоретической разработанности проблемы. Анализ историографии проблематики показал, что комплексных искусствоведческих и культурологических исследований особенностей дизайна современного женского удмуртского костюма не проводилось. Поэтому диссертант опирался на философские, искусствоведческие, историко-этнографические труды, освещающие отдельные аспекты избранной темы. Опорную научную информационную базу диссертационного исследования можно разделить на группы.
Первая группа представлена трудами ученых, поднимающих вопросы мифологических реконструкций. К таковым относятся работы отечественных (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.В. Иванов, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров, А.Я. Флиер, О.М. Фрейденберг, Г.Е. Шкалина и др.) и зарубежных (Р. Барт, Э. Кассирер, Л. Леви-Брюль, А. Леруа-Гуран, Б.М. Малиновский, Э. Тайлор, В. Тернер, Э. Фромм, М. Элиаде и др.)
исследователей, в которых анализируется специфика архаических форм мифа, мифологического сознания и ритуальных процессов, которые находили свое материальное отражение в традиционной семантике этноса.
В эту группу вошли и работы отечественных (Ю.М. Антонян, С.А. Боринская, М.О. Косвен, А.И. Першиц, А.Д. Столяр, Т.А. Токарев, С.Г. Фатыхов и др.) и зарубежных (И.Я. Бахофен, М. Гимбутас, Р. Грейвс, Л.Г. Морган и др.) ученых, в которых рассмотрены ранние формы религии и периоды истории, связанные с материнским родом и высоким статусом женщины. Особо необходимо отметить работы Н.В. Бортниковой, касающиеся материализации сакральных образов Великой Матери и женского начала в вещном мире удмуртов.
Во вторую группу вошли труды по семиотике, структурализму и символизму зарубежных (Р. Барта, Э. Кассирер, К. Леви-Строс, У. Моррис, Ч.-С. Пирс, Ф. де Соссюр, М. Фуко, Ч. У. Эко) и российских (В.Я. Пропп,
A.М. Пятигорский, Ю.С. Степанов, Б.А. Успенский, П.А. Флоренский,
B.Б. Шкловский, Р.О. Якобсон) ученых.
Третью группу источников составляют труды по истории и теории костюма: К.В. Градова, Е.А. Гутина, М.А. Коськова, Э.П. Маклаковой, Ю.Е. Музалевской и др. Особого внимания в ракурсе диссертационного исследования заслуживают работы российских исследователей в области изучения семантики финно-угорского костюма: С.Н. Виноградова,
C.Х. Лебедевой, Л.А. Молчановой, А.Н. Павловой, И.Л. Сиротиной, Т.А. Шигуровой и др.
Четвертую группу составили труды отечественных ученых, рассматривающих традиционный удмуртский костюм и текстиль как объекты системного анализа национального искусства (В.Е. Владыкин, К.С. Климов, В.Б. Кошаев, Е.Ф. Шумилов, Н.И. Шутова и др.).
Здесь стоит отметить, что начало изучения удмуртского костюма характеризовалось в основном исследованием конструкторско-технологических
утилитарных решений, однако впоследствии акцент переместился на сакрально-значимые компоненты, поэтому в работах постепенно расширялся спектр используемых подходов и методов: Л. А. Молчанова применила метод сравнительного анализа, С.Н. Виноградов - семиотический подход; Н.И. Шутова - метод ретроспективного анализа; С.Х. Лебедева - ансамблевый подход.
В пятую группу вошли работы отечественных ученых по теории и практике художественного проектирования костюма: Э.М. Андросова, Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Т.В. Козлова, Ф.М. Пармон.
Сюда же отнесены работы теоретиков в области технологии швейных изделий, изучающих технологию изготовления повседневного и сценического костюма: И.А. Куликова, Е.Х. Меликов, А. В. Савостицкий и др.
Источниковая база исследования. Этнографические материалы, хранящиеся в Российском этнографическом музее (РЭМ) (г. Санкт-Петербург), в фондах Национального музея Удмуртской Республики им. Кузебая Герда, Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай».
Дополнительным источником являются собранные автором подлинные национальные костюмы удмуртов, видео- и фотоматериалы.
Научная гипотеза исследования. Мировоззрение удмуртов неразрывно связано с особым почитанием женщины и женского начала. Это зафиксировано в самобытном комплексе традиционного удмуртского костюма (состав элементов, их соотношение, крой, вышивка, аксессуары) и особо в знаково-символической системе, составляющей семиотический код. Проектирование современного удмуртского финно-угорского женского костюма будет наиболее эффективным и выйдет на высокий качественный уровень, если выявленное сакрально-смысловое, семиотическое и эстетическое наполнение традиционного костюма будет научно осмыслено и адекватно адаптировано к сегодняшним стилевым и функциональным требованиям как в проектно-
конструкторских решениях, так и в смысловой характеристике декоративных элементов и аксессуаров.
Объектом диссертационного исследования выступает традиционный удмуртский женский костюм.
Предметом диссертационного исследования является актуализация сакрально-смыслового и семиотического наполнения традиционного удмуртского костюма в современном дизайне.
Цель диссертационной работы - выявить сакрально-смысловой и семиотический потенциал традиционного удмуртского костюма для дизайна современной женской одежды.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:
• представить ретроспективу исследований зарубежных и отечественных ученых о вещном мире удмуртского этноса с выявлением описаний национального костюма;
• обосновать мифотворчество удмуртов как сакрально-смысловую основу традиционной женской одежды;
• проанализировать направления искусствоведческого и объектно-смыслового осмысления традиционного удмуртского женского костюма;
• вычленить мифологические женские образы как культурно-смысловой акцент традиционного удмуртского костюма;
• выявить и проанализировать структуру сакрально-смыслового наполнения женского удмуртского костюма;
• представить типологию удмуртской женской одежды в зависимости от состава, смыслового и знакового контекста;
• систематизировать приемы и проектные решения этно-стиля в работах современных художников-модельеров;
• продемонстрировать опыт адаптации семантики и семиотики традиционного удмуртского костюма к современной модной женской одежде.
Теоретико-методологической основой диссертационного
исследования послужили фундаментальные идеи мирового и отечественного искусствоведения, исследования в области культурологии, эстетики и теории искусства, а также труды российских и зарубежных теоретиков и практиков дизайна костюма.
Сложность предмета исследования, функционирующего в глубоком срезе постоянно меняющегося пространства современной культуры, не позволила использовать какой-либо один метод его рассмотрения. В связи с этим в работе реализован комплексный междисциплинарный подход с привлечением семиотического подхода.
Выбор целей и задач, в основе которого положен принцип системности, определили методологию исследования, основанную на синтезе культурологического и искусствоведческого анализа. Первый подразумевает рассмотрение становления сакрально-смыслового и знаково-символического наполнения традиционного удмуртского костюма, а также выявление экокультурных предпосылок в практике современного дизайна, направленного на сохранение культуры. Искусствоведческий анализ подразумевает использование иконографического, формально-стилистического, структурного методов, легших в основу изучения объектов вещного мира удмуртского этноса и тенденций в развитии художественного взаимодействия традиционных форм народной одежды и современного дизайна костюма.
В работе использовались и общенаучные методы: историко-генетический; классификации, систематизации и типологизации; системного анализа и сравнения; семантического анализа; интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками при решении задач, поставленных в настоящем исследовании.
Территориальные рамки исследования вещного мира удмуртов охватывают места традиционного проживания этноса - Камско-Вятский регион.
Научная новизна диссертационной работы проявляется как в постановке проблемы, так и в результатах, достигнутых автором в ходе исследования:
• впервые системно определены базовые сакрально-смысловые акценты удмуртского женского костюма, формирующие собирательный образ Великой Матери (Родовой Богини);
• выявлен и проанализирован сакрально-смысловой и знаково-символический потенциал традиционного женского удмуртского костюма для современного дизайна;
• проанализированы виды удмуртской женской одежды в ракурсе ее состава, смыслового и знакового контекста;
• представлены комбинаторные особенности формообразования и декорирования повседневных и обрядовых костюмов удмурток на основе базового компонента (рубаха дэрем);
• обозначены семиотические основы дизайна современного удмуртского женского костюма;
• систематизированы приемы и проектные решения при работе с этническими финно-угорскими мотивами в коллекциях современных художников-модельеров: Е. Близнина (Эстония), Г. В. Лосева и Л.Н. Нарбекова (Мордовия), М. Ниеми (Финляндия), И.А. Сазыкина, П.А. Степанова и Л.А. Широбокова (Удмуртия);
• детально описан авторский опыт адаптации семантики и семиотики традиционного удмуртского костюма к современной модной женской одежде (технологии создания этно-коллекций сценического костюма для театров моды, солистов и ведущих фольклорных коллективов Удмуртии).
• обоснована типология проектных решений современных этно -коллекций в зависимости от степени сопряжения с традиционными одеждами, как по составу, так и по глубине сакрализации: от максимальной исторической достоверности до схематической стилизации.
Положения, выносимые на защиту.
1. Системный анализ современной научной литературы об удмуртском национальном костюме и его декорировании позволил выстроить периодизацию развития ее исследовательских направлений: 1) 1950-е гг. -объектно-смысловой анализ и описание структуры костюмного ансамбля (В.Н. Белицер), первые попытки искусствоведческого анализа (С.Х. Лебедева); 2) 1960-70-е гг. - анализ повседневных и обрядовых одежд с целью выявления статуса женщины в традиционном удмуртском обществе Х1Х-начала XX вв. (В.Е. Владыкин, М.В. Ившина, Л.С. Христолюбова, Г.К. Шкляев, Н.И. Шутова и др.), научные труды о вышивке (Л.А. Волкова, Н.И. Королева, Л.И. Савельева); первые попытки исследования темы с сакральных и семантических (В.Е. Владыкин), с историко-этнографических и культурологических позиций (Н.И. Шутова); 3) 1970-80 е гг. - семантический анализ традиционных декорированных тканых полотен и женских удмуртских костюмов (С.Н. Виноградов, К.М. Климов, И.А. Косарева, В.Б. Кошаев, С.Х. Лебедева, Л.А. Молчанова и др.); 4) с 1990-х гг. спектр используемых подходов и методов постоянно расширяется: метод сравнительного анализа (Л.А. Молчанова), семиотический подход (С.Н. Виноградов); метод ретроспективного анализа (Н.И. Шутова); ансамблевый подход (С.Х. Лебедева) и т.д. Самой актуальной сегодня становится проблематика поиска путей и методик сохранения удмуртских традиций в современном предметном мире, особенно объемно-компоновочной и сакрально-структурной организации удмуртского женского костюма.
2. Базовые сакрально-смысловые акценты удмуртского женского костюма (орнаментальные мотивы в тканых материалах, растительный состав полотна, цветовые сочетания, разнообразная вышивка, навесные украшения, аксессуары с декором), формирующие собирательный образ Великой Матери (Родовой Богини), являются его неотъемлемой частью, и представляют его как единую ментально-обереговую и художественно-образную целостность.
3. Рубаха «дэрем» - базовый формообразующий элемент традиционной удмуртской женской одежды. Наличие дополнительных деталей, украшений и аксессуаров придает «дэрем» различную функциональность: повседневную, обрядовую и праздничную. Такова типология удмуртского женского костюма в ракурсе его состава, смыслового и знакового контекста. Региональные отличия одежд удмурток заключались, в основном, в композиционных особенностях расположения сакральных мотивов.
4. В практике мировой высокой моды при создании коллекций в этно-стиле как правило используют традиционные элементы как эмоционально эффектные дополнения к создаваемому яркому, часто эпатажному, коммерчески привлекательному образу. При этом исходная сакральная составляющая отдельных этнических элементов практически полностью нивелируется стилизацией и другими художественными приемами. Чрезмерное упрощение традиционной знаковой системы костюма превращает ее в эстетически привлекательный, броский, но малоинформативный декор. Совсем иной подход демонстрируют при работе с этническими мотивами в своих коллекциях современные финно-угорские художники-модельеры: Е. Близнина из Эстонии, Г.В. Лосева и Л.Н. Нарбекова из Мордовии, М. Ниеми из Финляндии, И.А. Сазыкина, П.А. Степанова и Л.А. Широбокова из Удмуртии. При всем своеобразии творческих приемов и проектных решений каждого художника, выявляется общий основополагающий принцип. Все элементы этнического женского костюма имели сакральное значение, формируя, вкупе с традиционными для того времени технологиями и понятиями о красоте, сложный и целостный этнокультурный образ финно-угорской женщины. Поэтому и дизайн современного костюма должен быть целостной системой этнокультурных образов, в которой при замене устаревших материальных носителей на новые корректно адаптируется семантика сакральных смыслов, формируя, таким образом, особый «код
этнической узнаваемости». Выявляются три подхода в создании этого кода: 1) ярко выраженный этнографический подход, при котором в костюме сохраняется единство материального мира с традиционным сакрально-смысловым содержанием; 2) второй подход характеризуется использованием отдельных элементов, деталей, семантики, материалов, сохранением некоторых канонических форм одежды, локализации знаковой символики, выделением традиционной цветовой гаммы; 3) в рамках третьего подхода создается яркий этнический психоэмоциональный образ без четкой «привязки» к канонам локализаций семантических и семиотических характеристик традиционного костюма, сохраняющий лишь внешнее сходство с некоторыми его мотивами.
5. Опыт диссертанта в адаптации семантики и семиотики традиционной удмуртской одежды к современному дизайну костюма по принципу полноты реализации традиционной семантической структуры в современном изделии позволил вывести четыре типа проектирования в рамках этно-стиля: 1) визуально аутентичные костюмы имеют максимальную историческую достоверность для визуального восприятия. Создание таких костюмов имеет высокую степень воспроизводства важных в сакрально-смысловом плане деталей, знание о которых требует углубленных этнографических познаний специфики информационно-знакового языка декора различных этнических групп; 2) костюмы для фольклорных коллективов обладают меньшей степенью сопряжения с традиционными одеждами как по составу, так и по глубине сакрализации, что связано со специфическими условиями работы артистов, находящихся на сцене в отдалении от зрителей; 3) при создании костюмов для эстрадных коллективов отступление от сложившейся традиционной инфо-смысловой парадигмы финно-угорского платья может быть очень значительным, потому что полнота этнического образа достигается на сцене не столько степенью материализации в костюме традиционных сакральных мотивов, сколько всем сценическим
действом в совокупности всех его элементов (декорации, освещение сцены, музыка и проч.); 4) современная модная женская одежда в этно-стиле несет в себе художественно-эстетические потребности современного человека, обусловленные технократическим и коммерциализованным характером современного общества, тем не менее она несет в окружающий мир своеобразный информационно-знаковый посыл, поддерживая в новой материальной форме вековые традиции этноса.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в выявлении и анализе сакрально-смыслового и семиотического потенциала традиционного удмуртского костюма для дизайна современной женской одежды, что ведет к расширению возможностей сохранения культурного наследия этноса в современном вещном мире.
Основные положения, обобщения, выводы диссертации могут использоваться при проведении профильных исследований, связанных с историей и культурными традициями финно-угорских народов. Материалы исследования могут быть полезны при разработке лекций, спецкурсов по искусствоведению, этнографии, истории культуры и искусства в вузах, колледжах, общеобразовательных школах, при создании музейных экспозиций и реконструкций. Отдельные аспекты исследования могут быть привлечены в качестве вспомогательной базы для художников-модельеров в создании коллекций в этно-стиле.
Степень достоверности и апробация результатов работы.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются опорой на теоретические и методологические положения, разработанные в трудах видных представителей искусствоведения, теории и истории культуры, истории, этнографии.
Основные положения и результаты исследования нашли свое отражение в статьях, опубликованных в научных журналах и сборниках конференций, а также непосредственно в созданных костюмах для фольклорных, эстрадных
коллективов, индивидуальных исполнителей, конкурсных коллекциях модной одежды и т.д.
По тематике диссертации были подготовлены и сделаны доклады на следующих научных и научно-практических конференциях.
Международные конференции: «Мода и дизайн. Современная одежда и аксессуары - 2011» (Ростов-на-Дону, 2011); «Финно-угорские этносы: технологии развития в условиях глобализации» (Ижевск, 2008, 2009, 2010, 2013); «Технические университеты: интеграция с европейскими и мировыми системами образования» (Ижевск, 2012); «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (Санкт-Петербург, 2014); «Возрождение и сохранение современного ручного ткачества» (Ижевск, 2015); «Традиционный костюм народов РОССИИ в исторической динамике» (Москва, 2015); «Свое и чужое в культуре» (Петрозаводск, 2017); «Богомоловские чтения» (Ижевск, 2018); «100-летие государственности Удмуртии: исторические вехи и перспективы развития» (Ижевск, 2020).
Всероссийские конференции: «Искусство Евразии вчера, сегодня» (Ижевск, 2011, 2012); «Костюм народов Урало-Поволжья как материальное и духовное наследия»; «Традиционная культура народов ПОВОЛЖЬЯ» (Казань, 2016); «Культурные миры Финно-угрии: опыт прошлого в моделях будущего» (Саранск, 2016); «I Шесталовские чтения» (Ханты-Мансийск, 2017); «Финно-угорский мир в полиэтничном пространстве России: культурное наследие и новые вызовы» (Ижевск, 2019).
Региональные конференции и семинары: «Республиканский фестиваль-конкурс детского творчества» (Ижевск, 2011); «Костюм народов Поволжья как материальное и духовное наследие» (Ижевск, 2012); «Онтология художественной культуры» (Ижевск, 2007); «Национальный костюм: приемы и методы стилизации» центр повышения квалификации работников культуры
Удмуртской Республики (Ижевск, 2011); «Народное творчество: традиции и инновации» (Ижевск, 2019); «Мир и человек» (Ижевск, 2020).
Результаты диссертационного исследования использованы при создании костюмов для следующих финно-угорских творческих коллективов и индивидуальных исполнителей: Государственный ордена дружбы народов Академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас»; народный коллектив песни и танца Удмуртии «Инвожо»; фольклорно-этнографический ансамбль «Чипчирган»; народный ансамбль песни и танца «ИНВУ ГУР»; народный ансамбль песни и танца «Зангари»; народный фольклорный коллектив «Бурановские бабушки»; эстрадный ансамбль «Шулдыр жыт»; фольклорный коллектив «Самородки» (Коми-пермяцкий край); фольклорный коллектив «Одо Мари Ушем» (Марийское общество, г. Ижевск); народный коллектив «пардон» (Набережные Челны); заслуженная артистка России, народная артистка Удмуртской Республики Валентина Пудова; заслуженная артистка Удмуртской Республики Надежда Уткина; исполнительница народных песен Татьяна Шкляева.
Были созданы коллекции модной одежды для молодежных творческих коллективов: студенческий театр моды «Сезоны - 10» (художественный руководитель заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики И.А. Сазыкина); детский театр балета «Радуга» (Государственное учреждение культуры «Республиканский дом народного творчества - Дом Молодежи», художественный руководитель заслуженный работник культуры Удмуртской Республики и Российской Федерации П.В. Гущин); студенческий театр «Парадокс» (Удмуртский Государственный Университет, художественный руководитель И.М. Цымбалова).
Творческие проекты театров в сценических костюмах автора диссертации становились лауреатами на международных, всероссийских конкурсах и фестивалях.
Международные конкурсы и фестивали: «Ассамблея моды» (Москва, 2009); «Звезда севера-2011» (Пермский край, 2011); XXII межвузовский студенческий фестиваль (Екатеринбург, 2012); «Красное платье» (Пермь,
2013); «Мисс студенчества Финно-Угрии» (Мордовия, 2013; Йошкар-Ола,
2014); «International Fashion - 2015», «Fashion illustration» (Казань, 2015); «Поколение NEXT» (Санкт-Петербург, 2016); Фестиваль моды, дизайна и ремесел (Воронеж, 2016); «Русский силуэт» (Москва, 2018).
Всероссийские конкурсы и фестивали: «Студенческий подиум» (Екатеринбург, 2013, 2014); «Студенческий подиум. Новый взгляд - 2015» (Екатеринбург, 2015).
Региональные конкурсы и фестивали: «Северная красота» (Нарьян-Мар, 2011); «Татьяна Поволжья» (Саранск, 2014; Саратов, 2016).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 21 научная статья, 8 из них в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации основных научных результатов и 1 - в издании, индексируемом в Web of Science Core Collection.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры дизайна и рекламы ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» и рекомендована к защите.
Соответствие паспорту специальности. Область и специфика диссертационного исследования соответствует номенклатуре специальности 24.00.01 - Теория и история культуры (искусствоведение), в том числе пунктам 1.8. «Генезис культуры и эволюция культурных форм», 1.9 «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов», 1.15. «Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества», 1.16. «Традиции и механизмы культурного наследования», 1.22 «Культура и национальный характер».
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Художественные особенности народного костюма Пинежья конца XIX - начала XX века2020 год, кандидат наук Кислуха Людмила Федоровна
Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования2000 год, доктор исторических наук Шутова, Надежда Ивановна
Семантика картины мира якутов в традиционной одежде2006 год, кандидат культурологии Ефимова, Екатерина Михайловна
Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы2012 год, доктор культурологии Шигурова, Татьяна Алексеевна
Историческая трансформация национального женского костюма в контексте этногендерных изменений в Таджикистане в ХХ - XXI веках2023 год, кандидат наук Саидова Бибираджаб Хайдаровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сазыкина Ирина Анатольевна, 2021 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андросова, Э. М. Основы художественного проектирования костюма / Э. М. Андросова. - Челябинск: Изд-во Челябин. гум. ин-та, 2004. - 184 с.
2. Атаманов, М. Г. От Дондыкара до Урсыгурта / М. Г. Атаманов. -Ижевск: Удмуртия, 2005. - 214 с.
3. Атаманов, М. Г. Происхождение воршуда у удмуртов / М. Г. Атаманов // Fenno-Ugristica: тр. по финно-угроведению. - Тарту, 1977. - Вып. 4. - С. 2240.
4. Атаманов-Эграпи, М. Г. Происхождение удмуртского народа: монография / М. Г. Атаманов-Эграпи. - Ижевск: Удмуртия, 2010. - 576 с.
5. Барт, Р. Основы семиологии / Р. Барт // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. - Москва: Прогресс, 2000. - 536 с.
6. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. -Москва : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
7. Байкова, Е. В. Опыт сохранения и развития удмуртского национального костюма в системе деятельности «Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел» / Е. В. Байкова, Л. И. Буянова, О. Л. Пислегова, // Ежегодник финно-угорских исследований / науч. ред.
A. Е. Загребин; сост.-ред. А. В. Ишмуратов, Р. В. Кириллова; отв. ред. Д. И. Черашняя. - Ижевск: Изд-во Удмурт. гос. ун-та. - 2012. - Вып. 4. -С. 78-85.
8. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - Москва: Художественная литература, 1990. - 543 с.
9. Белицер, В. Н. Народная одежда удмуртов. Материалы к этногенезу /
B. Б. Белицер. - Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. - 144 с.
10. Белицер, В. Н. Очерки по этнографии народов коми, XIX - начало XX в. / В. Н. Белицер // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. -Москва: Изд-во АНСССР, 1958. - Т. 45. - 391 с.
11. Бердник, Т. О. Дизайн костюма / Т. О. Бердник, Т. П. Неклюдова. -Ростов на Дону: Феникс, 2000. - 448 с.
12. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Т. 1 / Н. А. Бердяев / вступ. ст., сост., прим. Р. А. Гальцевой. - Москва : Искусство ; ИЧП «Лига», 1994. - 544 с.
13. Богаевский П. М. Очерки религиозных представлений вотяков / П. М. Богаевский // Этнографическое обозрение. - 1890. - №4. - С. 42-70.
14. Богораз-Тан, В. Г. Основные типы фольклора Северной Евразии и Северной Америки / В. Г. Богораз-Тан // Советский фольклор. - 1935. - № 4. - С. 29-50.
15. Бортникова, Н. В. Критериальный анализ специфических особенностей объектов материальной культуры этноса / Н. В. Бортникова, С. Н. Зыков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2013. - Ч. I, № 7 (33). - С. 33-36.
16. Бортникова, Н. В. Женские образы как смыслообразующий элемент традиционной удмуртской культуры / Н. В. Бортникова, С. Н. Зыков. -Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2017. - 196 с.
17. Бортникова, Н. В., Зыков С. Н. Образ «Мирового древа» удмуртов в современных объектах дизайн-проектирования / Н. В. Бортникова, С. Н. Зыков // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сб. докл. II Всерос. научно-практ. конф. (Белгород, 17-18 апр. 2014 г.): в 2 т. / отв. ред. И. А. Гричаникова, И. Е. Белогорцева, Е. А. Середина. - Белгород: Изд-во БГИИК, 2014. -Т. 1 -С. 49-54.
18. Бортникова, Н. В., Зыков С. Н. Проблема сохранения национального колорита в предметах современного дизайна / Н. В. Бортникова, С. Н. Зыков // Молодежь. Наука. Современность: материалы VIII научно-практ. конф., 10 апр. 2013 г. / отв. ред. Р. М. Мелекесова. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2013. - С. 13-16.
19. Бортникова, Н. В., Сазыкина И. А. Особенности проектирования современного женского украшения на основе традиционных удмуртских артефактов / Н. В. Бортникова, И. А. Сазыкина // Современные исследования социальных проблем. - 2015. - № 8 (52). - С. 371-379.
20. Бортникова, Н. В., Зыков С. Н. Трехчастная система мира удмуртов в современных объектах дизайн-проектирования / Н. В. Бортникова, С. Н. Зыков // Аналитика культурологии. - 2013. - № 3. - С. 6-11.
21. Брун В., Тильке В. История костюма, от древности до Нового времени / В. Бруно, М. Тильке. - Москва: ЭКСМО, 1995. - С. 374-375.
22. Бурнаев, А. Г. Мордовский танец (история, методика, практика) /
A. Г. Бурнаев. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2002. - 232 с.
23. Бурнаев, А. Г. Танцевально-пластическая культура мордвы (опыт искусствоведческого анализа) / А. Г. Бурнаев. - Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2012. - 256 с.
24. Верещагин, Г. Е. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. Вотяки Сосновского края / Г. Е. Верещагин. - Ижевск, 1995. - 258 с.
25. Вернадский, В. И. Очерки по истории Академии наук / В. И. Вернадский // Труды по истории науки в России / сост. М. С. Бастракова,
B. С. Неаполитанская, Г. А. Фирсова. - Москва: Наука, 1988. - С. 223-224.
26. Виноградов, С. Н. Развитие традиционных изобразительных мотивов удмуртов / С. Н. Виноградов // Вестник Удмуртского университета. -Ижевск, 1994. - № 5. - С. 32-44.
27. Виноградов, С. Н. Терминология удмуртских народных узоров /
C. Н. Виноградов - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та. - С. 178-188.
28. Виноградов С. Н. Удмуртская одежда / С. Н. Виноградов. - Ижевск: Удмуртия, 1974. - 40 с.
29. Виноградов, С. Н. Удмуртские народные узоры и значение их названий / С. Н. Виноградов // Об удмуртском фольклоре и литературе. - Ижевск, 1973.
- Вып. 1. - С. 26-34.
30. Владыкин, В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск: Удмуртия, 1994. - 383 с.
31. Владыкин, В. Е. Удмуртский этнос и мифология / В. Е. Владыкин // Удмуртская мифология / науч. ред. В. Е. Владыкин. - Ижевск : [б. и.], 2004.
- С. 5-19.
32. Владыкина, Т. Г. Знающий (туно) в удмуртской традиционной культуре. Удмуртская мифология / науч. ред. В. Е. Владыкин. - Ижевск : [б. и.], 2004.
- С. 97.
33. Воронина, Н. И. Танцевальная практика мордвы как феномен портретной визуализации этнографического текста / Н. И. Воронина, Н. А. Догорова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2015. - Т. 17, №1 - С. 250-254.
34. Воронина, Н. И. Теоретическая культурология / Н. И. Воронина. -Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2006. - 228 с.
35. Воршуд. - 2021. - URL: http://vorshud.unatlib.ru/index.php (дата обращения: 23.10 2019).
36. Выставка Е. Близниной «13». - URL: http://eulogise11.rssing.com/chan 6757277/all_p7.html (дата обращения: 10.03.2019).
37. Георги, И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, одежд, жилищ и прочих достопамятностей / И. Г. Георги. - Санкт-Петербург, 1799. - Ч. 1 : О народах финского племени, известных по истории российской под общим именем Руссов. - 1799. - XVI, 76 с.
38. Государственные флаг и герб Удмуртской Республики. - Ижевск. -URL: https://udmurt.media/articles/obshchestvo/69198/ (дата обращения 20.03.2020).
39. Градова, К. В. Театральный костюм / К. В. Градова, Е. А. Гутина. -Москва: Всероссийское театральное общество, 1976. - 316 с.
40. Глушаков, С. Лен-долгунец / С. Глушаков. - Saarbrucken : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. - 284 с.
41. Грибова, Л. С. Пермский звериный стиль. Проблемы семантики / Л. С. Грибова. - Москва: Наука, 1975. - 148 с.
42. Гусейнов, Г. М. Композиция костюма / Г. М. Гусейнов, В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. - Москва: Легпромбытиздат, 1997 - 318 с.
43. Денисова, О. Орнамент - тайный язык народа (интервью с К. М. Климовым) / О. Денисова // MariUver. - URL: http://mariuver. wordpress.com/2010/01/15/ornament-jazyk/ (дата обращения: 10.11.2015).
44. Джон Гальяно // IVI. - https://www.ivi.ru/person/john-galliano-5205 (дата обращения: 02.11.2019).
45. Доминяк, А. В. Свидетельства утраченных времён: человек и мир в пермском зверином стиле / А. В. Доминяк. - Пермь: Книжный мир, 2010. -152 с.
46. Доминяк, А. В. Пермский звериный стиль.//Юный художник, 1995, №5 -6.
47. Душенкова, Т. Коды, шифры и тайны удмуртского народа / Т. Душенкова // Дом Дружбы народов. - URL: https://udmddn.ru/articles/kody-shifry-i-tajny-udmurtskogo-naroda/ (дата обращения: 23.07.2019).
48. Завьялова, М. К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан / М. К. Завьялова. - Казань: Издательство «Заман», - 1996. - 256 с.
49. Загребин, А. Е. «Забытые тексты» экспедиций В. Н. Белицер к удмуртам / А. Е. Загребин // Уральский исторический вестник. - 2014. - Вып 4. -С. 127-131.
50. Защитная крапивы сила. - URL: https://mlady.org/magiia/magiia-rastenii/zashchitnaia-sila-krapivy (дата обращения: 21.09.2019).
51. Зыков, С. Н. Женские образы как смыслообразующий элемент традиционной удмуртской культуры / С. Н. Зыков. - Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2017. - 196 с.
52. Зыков, С. Н. Воплощение традиционного финно-угорского образа Великой Матери в артефактах и современных объектах женского обихода / С. Н. Зыков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. -URL: http://www.science-education.ru/118-14189 (дата обращения: 07.08.2014).
53. Зыков, С. Н. Сакральный образ птицы в предметах финно-угорской тематики / С. Н. Зыков // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-8. -С. 1876-1880.
54. Зыков, С. Н. Традиционная удмуртская и финно-угорская тематика в современной женской одежде: информационная этносмысловая парадигма / С. Н. Зыков, И. Л. Сиротина // Человек. Культура. Образование. -Сыктывкар: Издательский центр СГУ им. Питирима Сорокина, 2018. - № 4 (30). - С. 90-103.
55. Иванов, В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры / В. В. Иванов. - Москва: Языки русской культуры, 1999. - Т. 1. - 912 с.
56. Иванова, М. Г. Иднакар. Древнеудмуртское городище IX - XIII вв. -Ижевск: Удмурт. Инс-т ист-и языка и лит-ры УрО РАН, 1998. - 294 с.
57. Ившина, М. В. Великая Мумы: потерянное имя / М. В. Ившина // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 7 / отв.-ред. В. Е. Владыкин. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 1999. - С. 59-63.
58. Ившина, М. В. Статус женщины в традиционном удмуртском обществе XIX - начала XX вв.: дис. ... канд. искусствоведения / М. В. Ившина. -Ижевск, 2000. - 213 с.
59. Игнатов Василий Георгиевич (1922-1998) // Виртуальный русский музей. - URL: http://virtualrm.spb.ru/ru/node/20479 (дата обращения 31.05.2018)
60. Игнатов Василий Георгиевич // Национальная библиотека Республики Коми,ШЬ : http : //www.nbrkomi.ru/kk/base/raiony/syktyvdin/kultura/izobrazitelno e_iskusstvo/ignatov_vasiliy_georgievich (дата обращения: 31.05.2018).
61. Игнатов Василий Георгиевич. Мы из глубокой старины // Краеведение (Коми край глазами художников). - URL: http : //www.kraevidenie.ru/nizhnee_menj u/opisanie_ kartiny/319/?type=125,0 (дата обращения: 31.05.2018).
62. Иорданский, В. Б. Круг и квадрат // Вопр. философии. - 2010. - № 3. -С. 80-89.
63. Ипатова, О. М. Лён как оберег силён. Народная культура / О. М. Ипатова. - URL: http://kostromka.ru/kostroma/sloboda/ ipatova. php. (дата обращения: 17.09.2019.)
64. Каган, М. С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. -Ленинград : «Искусство», 1972. - 440 с.
65. Кассирер, Э. Философия символических форм. В 6 т. Т 1. Язык / Э. Кассирер. - Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2001. -271 с.
66. Климов, К. М. Ансамбль как образная система в удмуртском народном искусстве XIX-XX вв. / К. М. Климов. - Ижевск: Удмуртский университет, 1999. - 320 с.
67. Климов, К. М. Об истоках художественной традиции в удмуртском народном декоративно-прикладном искусстве / К. М. Климов //
Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья / отв. ред. К. М. Климов. - Ижевск, 1995. - С. 91-102.
68. Климов, К. М. Удмуртское народное искусство / К. М. Климов. -Ижевск: Удмуртия, 1988. - 200 с.
69. Климов, К. М. Удмуртское народное ткачество / К. М. Климов. -Ижевск: Удмуртия, 1979. - 144 с.
70. Климова, Е. А. Экспозиция «Рубаха» / Е. А. Климова // Togeo. - URL: http: //togeo .ru/main/kudimkarkraevedmuseum/expositions/komi-permj ackaj a-odegda/kostum/natelnajaodegda/rubahi.html (дата обращения: 17.10.2019).
71. Климова, Г. Н. Текстильный орнамент Коми / Г. Н. Климова. -Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 1994. - 130 с.
72. Ковычева, Е. И. Проблемы костюма современного фольклорного коллектива / Е. И. Ковычева // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 4 / гл. ред. Г. В. Мерзлякова. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2012. -С. 86-93.
73. Козлова, Т. В. Художественное проектирование костюма / Т. В. Козлова. - Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1982. - 145 с.
74. Конкурс профессиональных модельеров им. Н. Ламановой. -http://www.intermoda.ru/doc/Tommy/xvii-konkurs-professionalnyh-modelerov-im-n-lamakinoj.html. (дата обращения: 24.10.2019).
75. Коми-пермяцкий округ // Коми-Пермяцкий округ - URL: http://комиокруг.рф/natsionalynaya-odezhda-komi-permyakov (дата обращения: 15.10.2018).
76. Конаков, Н. Д. Йиркап / Н. Д. Конаков // Мифология Коми. Энциклопедия уральских мифов - URL: http://www.komisc.ru/illi/folk /myth/191.htm (дата обращения: 31.05.2018).
77. Косарева, И. А. Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов (косинской, слободской, кукморской, шошкинской, закамской) в
конце XIX - начале XX в. / И. А. Косарева. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2000. - 228 с.
78. Косарева, И. А. Удмуртская прялка «кубо» и орнаментация вышитых нагрудников «кабачи» как источник сведений о древнеудмуртских пантеистических представлениях / И. А. Косарева // Вопросы искусства и культуры Удмуртии. - Устинов, 1986. - С. 47-55.
79. Коськов, М. А. Костюм. Основы теории / М. А. Коськов, Ю. Е. Музалевская. - Санкт-Петербург: ЛГУ им. Пушкина, 2011. - 224 с.
80. Кошаев В. Б. Символизм и стилизация в современном костюме / В. Б. Кошаев, С. Н. Зыков, И. А. Сазыкина // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - Москва: МГХПА им. С. Г. Строганова, 2017. - № 1. - С. 309-314.
81. Кошурников, В. Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии. Этнографический очерк / В. Кошурников. - Казань : Тип. Император. Казан. ун-та., 1880. - 44 с.
82. Кощеев, А. К. Дикорастущие съедобные растения / А. К. Кощеев, А. А. Кощеев. - Москва: Колос, 1994. - 351с.
83. Крашение ткани природными красителями // Ярмарка Мастеров. - URL https: //www.livemaster.ru/topic/886353-krashenie-tkanej -prirodnymi-krasitelyami (дата обращения: 20.10.2019).
84. Куликов, К. И. Семантика символов и образов древнеудмуртского искусства: научно-методическое пособие / К. И. Куликов, М. Г. Иванова. -Ижевск: УИИЯиЛ УрО РАН, 2001. - 64 с.
85. Куликова, И. А. Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам / А. И. Назарова, И. А. Куликова, А. В. Савостицкий. - Москва: Легкая индустрия, 1975. - 440 с.
86. Лебедев, В.В. Вятские записки / предисл. В. Заболотского. - Киров: Кн. изд-во, 1957. - 174 с.
87. Лебедева, С. Х. Удмуртская народная одежда / С. Х. Лебедева. - Ижевск: Удмуртия, 2008. - 39 с.
88. Лебедева, C. Х. Удмуртское ткачество / С.Х. Лебедева // Декоративное искусство. - Москва, 2014. - 107 с.
89. Лебедева, С. Х. Удмурт калык диськут = Удмуртская народная одежда = Udmurt Folk Costume / С. Х. Лебедева. - Ижевск: Удмуртия, 2008. - 208 с.
90. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль // Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, В. В. Петухова. - Москва: Изд-во МГУ, 1980. - С. 130-140.
91. Легенды и сказания Коми народа в иллюстрациях Игнатова В. Г. // Хостинг презентаций PPT4WEB. - URL: http:/ppt4web. Ru/mkhk/Iegenby-i-skazanija komi-naroda-v-illjustracijakh-ignatova-vg.html. (дата обращения: 30. 05. 2018).
92. Лекарственные растения Ботанического сада. - Москва: Планета, 1982, -189 с.
93. Лосева, Л. В. http://saransk.sd-magazine.ru/rubriki/biznes-lanch/galina-loseva-dizajner-modeler-prepodavatel-instituta-nacionalnoj-kultury.html: Дата обращения 12.03. 2020.
94. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - Москва: Политиздат, 1991. - 524 с.
95. Лотман, Ю. М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1987. - Т. XXI. - С. 10-21.
96. Лотман, Ю. М. Художественный ансамбль как бытовое пространство / Ю. М. Лотман // Об искусстве. - Санкт-Петербург, 1998. - С. 574-582.
97. Маклакова, Э. П. Для чего... для кого... из чего... как... / Э. П. Маклакова, О. Н. Поликарпова, Е. А. Устинова. - М.: Брейгель и Алекс, 2005. - 64 с.
98. Малиновский, Б. М. Магия, наука и религия / Б. М. Малиновский. -Москва: Рефл-бук, 1998. - 304 с.
99. Махлина, С. Т. Семиотика культуры повседневности / С. Т. Махлина / Санкт-Петербург: Алетейя, 2009. - 232 с.
100. Мелетинский, Е. М. К вопросу о генезисе карело-финского эпоса (проблема Вяйнемяйнена) / М. Е. Мелетинский // Советская этнография. -1960. - № 4. - С. 64-79.
101. Мировое признание русского стиля. - URL: http://zaitsev.info/cgi-bin/zaitsev/index.pl?text=nlist&p=32 (дата обращения: 24.10.2019).
102. Мифы народов мира: энциклопедия. В 2 т. Т. 2. К-Я / гл. ред. С. А. Токарев. - Москва: Большая российская энциклопедия: Олимп, 2000. -719 с.
103. Молчанова, Л. А. Культурное наследие Югры. -http://hmao.kaisa.ru/object/1804813306?lc=ru. (дата обращения: 19.10.2019).
104. Молчанова, Л. А. Орнамент удмуртской традиционной одежды: (Опыт структурно-семантического анализа): дис. канд. ист. наук / Л. А. Молчанова.
- Ижевск, 1999. - 161 с.
105. Молчанова, Л. А. Удмуртский народный костюм (история и символика) / Л. А. Молчанова. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2006. - 132 с.
106. Моррис, У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма / перевод., коммент. Р. Усмановой / У. Моррис. - Москва: Искусство, 1973. -512 с.
107. Моя Финляндия: дизайнер Май Ниеми // Global Blue. - 2021. - URL: https://www.globalblue.ru/destinations/finland/mai-niemi-my-finland (дата обращения: 02.11.2019).
108. http://www.vestnikpfo.ru/articles/infrastructure/2018/#!/15937). Л. Н. Нарбе-кова - Дата обращения: 09.10.2019.
109. Нечвалода, Е. Е. Изображение удмуртки и марийки в альбоме Августина Мейерберга (историко-этнографический анализ графического источника) / Е. Е. Нечвалода // Ежегодник финно-угорских исследований. - Т. 10, вып. 2.
- Ижевск: Удмуртский университет, 2016. - С. 182.
110. Нечвалода, Е. Е. Традиционная женская одежда удмуртов в материалах экспедиции Шапп де Отроша / Е. Е. Нечвалода // Ежегодник финно-угорских исследований. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2019. -Т. 13, вып. 1. - Ижевск, 2019. - С. 104.
111. Овчинникова, Е. В. Ретроспективный анализ традиционного коми-дома с применением компьютерных технологий / Е. В. Овчинникова; С. Н. Зыков // Дизайн и технологии. - Москва: МГУДТ: Экономическое образование, 2010. - Вып. 15 (57). - С. 24 - 31.
112. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва: Высшая школа, 1993. - С. 944.
113. Павлова, А. Н. Костюм в системе свадебных обрядов мари / А. Н. Павлова // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии / под ред. Н. М. Калашниковой. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербур. ун-та, 2020. - С. 456-459.
114. Павлова, А. Н. Костюм в системе традиционной культуры народа мари / А. Н. Павлова // Финно-угорский мир. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. - № 2 (27). - С. 97-100.
115. Павлова, А. Н. Семантика костюма волжских финнов середины I -начала II тыс. н.э.: автореф. дис.... д-ра ист. наук / А. Н. Павлова. - Казань, 2008. - 25 с.
116. Павлова, А. Н. Семантика традиционного марийского костюма и особенности ее современного восприятия / А. Н. Павлова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». - Тамбов: Грамота, 2015. -№ 12-3 (62). - С. 123-125.
117. Пармон, Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества / Ф. М. Пармон. - Москва: Легпромбытиздат, 1994. - 272 с.
118. Первухин, Н. Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда: в 5 эскизах / Н. Г. Первухин. - Вятка, 1888-1890. - Эскиз I. - 105 с.; Эскиз II. -141 с.; Эскиз III. - 83 с.; Эскиз IV. - 84 с.; Эскиз V. - С. 68.
119. Петрухин, В. Я. Мифы финно-угров / В. Я. Петрухин. - Москва: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. - 464 с.
120. Петрухин, В. Я. Финно-угорская мифология / В. Я. Петрухин, Е. А. Хелимский // Мифы народов мира. Энциклопедия. - 1992. - Т. 2. - С. 463.
121. Пименов, В. В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса / В. В. Пименов. - Ленинград: Наука, 1977. - 261 с.
122. Пирс Ч.С. Избранные философские произведения / Ч. С. Пирс. - Москва : Логос, 2000. - 448 с.
123. Питыри и питырес // Мифы финно-угров. - URL: https://bookitut.ru/Mify-fmno-ugrov.113.html (дата обращения: 23.10. 2019).
124. Плеханова, Е. О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства / Е. О. Плеханова. - Ижевск, 2006. - 72 с.
125. Потанин, Г. Н. У вотяков Елабужского уезда / Г. Н. Потанин // Известия ОАИЭ при ИКУ. - 1884. - Вып. 3. - С. 189-259.
126. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. - Москва: Наука, 1976. - 325 с.
127. Пятигорский, А. М. Мифологические размышления: лекции по феноменологии мифа / А. М. Пятигорский. - Москва: Языки русской культуры, 1996. - 279 с.
128. Роспись иглой, вышивка в традиционной одежде народов России: интерактив. каталог // Российский этнографический музей. - Санкт-Петербург, 2013. - URL: https://www.pinterest.ru/pin/553872454176337031/(дата обращения: 25.02.2018).
129. Рычков, Н. П. Журнал или дневные записи путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства 1769-1770 / Н. П. Рычков. - Санкт-Петербург, 1772. - 220 с.
130. Сабурова, А. И. Декоративное оформление современной одежды на основе национального удмуртского костюма / А. И. Сабурова // Финно-угорская традиционная культура в современном информационном обществе, Саранск, 21 ноября 2013 г. / отв. ред. И. Л. Сиротина. - Саранск: Красный Октябрь, 2013. - С. 57 - 59.
131. Савостицкий, А. В. Технология швейных изделий / А. В. Савостицкий, Е. Х. Меликов, И. А. Куликова. - Москва: Легкая индустрия, 1971. - 598 с.
132. Самые знаковые коллекции Джона Гальяно. Коллекция Dior. - URL: http://www.woman.ru/ fashion/clothes/article/144037/gallery/3/hronotop (дата обращения: 10.12.2014).
133. Семенов, В. А. Ювелиры. Древние мастера Прикамья. Очерки / отв. ред. и сост. Н. И. Шутова. - Ижевск, 1994. - С.108
134. Семенов, Д. Ю. Этнические мотивы в современном костюме: проблема новаторства и преемственности художественной традиции (на материале творчества Л. А. Молчановой) / Д. Ю. Семенов // Материалы международной научно-практической конференции «Мода и дизайн. Современная одежда и аксессуары 2009. - Ростов-на-Дону: Издательство РТИСТ ЮРГУЭС, 2009. - 566 с.
135. Семенова, М. Лён / М. Семенова // История России, всемирная история. - URL: http://www.istorya.ru/book/ slavyane/slavyane072.html (дата обращения: 23.10.2019).
136. Сиротина, И. Л. Театр моды как транслятор символического капитала традиционного национального костюма / И. Л. Сиротина // Образование и культура: потенциал взаимодействия и ресурсы НКО в социокультурном развитии регионов России: Москва-Волгоград-Новосибирск-Рязань-Сыктывкар, (февраль-сентябрь 2017 г.). - Москва, 2017. - С. 187-192.
137. Сиротина, И. Л. Трансформация народного финно-угорского костюма в современный социум / И. Л. Сиротина, Н. Ю. Лысова // Вестник Мордовского университета. - 2014. - № 4. - С. 238-245.
138. Сиротина, И. Л. Символы в традиционных культурах финно-угров России / И. Л. Сиротина, П. Д. Миничкин // Проблемы повышения качества жизни населения в регионах Российской Федерации. - Саранск : Научный центр социально-экономического мониторинга, 2015. - С. 255-263.
139. Слава Зайцев. - URL: http://zaitsev.info/ (дата обращения: 25.04.2019).
140. Стар, И. А. Дизайн-аспекты взаимодействия феноменов традиционного костюма и современной моды: на примере одежды северных народов ханты и манси: дис. ... канд. искусствоведения / И. А. Стар. - Москва, 2014. -173 с.
141. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. - Москва: Политиздат, 1989. - 573 с.
142. Так говорили великие Кутюрье. О моде, о жизни, о себе / сост.: Т. Драмашко. - Санкт-Петербург, 2014. - 128 с.
143. Тернер, В. Символ и ритуал / В. Тернер; сост. и автор предисл.: В. А. Бейлис. - Москва, 1983. - 277 с.
144. Ткаченко, Л. А. -URL:http://www.rusperson.com/html/17/RU01005191.shtml (дата обращения: 24.10.2019).
145. Топоров, В. Н. Лебедь / В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Т. 2. -Москва: Советская энциклопедия, 1992. - С. 40-41.
146. Традиционное ткачество Удмуртии: интерактив. каталог. - Ижевск: «Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртской Республики», 2011. - 1 CD-ROM. - Загл. с титул. Экрана.
147. Тункина, И. В. Даниэль Готлиб Мессершмидт: у истоков Сибирской археологии / И. В. Тункина, Д. Г. Савинов. - Санкт-Петербург: ЭлекСис, 2017. - 168 с.
148. Удивительные свойства конопли, магические свойства. - URL: http: //prekrasnij -mir.ru/blog/udivitelnye-svoj stva-konopli/ (дата обращения: 21.09.2017).
149. Удмуртские национальные костюмы. - URL: http://udmurt-costume.blogspot.com/search?updated-max=2011-09-16T10:06:00-07: 00&max-results=7&start=7&by-date=false (дата обращения: 26.11.2019).
150. Узорное ткачество удмуртов (по экспедиционным материалам В. Н. Белицер) / науч. ред.: А. Е. Загребин. - Ижевск: УИИЯЛ УРО РАН, 2013. - 80 с.
151. Уляшев, О. И. Шомвуква / Уляшев О. И. // Мифология Коми. Энциклопедия уральских мифов - URL: http://www.komi. com/FOLK/ myth/414.htm. -(дата обращения: 31.05.2018).
152. Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. - Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 348 с.
153. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. - Москва: Языки русской культуры, 1995. - 360 с.
154. Финноугория. Финно-угорский культурный центр Российской Федерации. - URL: http://www.finnougoria.ru /news/archive.php/?PAGEN1=2162.(дата обращения: 19.10.2019).
155. Флиер, А. Я. Модернизация модели морфологии культуры / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры. - 2017. - Т. 14, № 1. - С. 20-26.
156. Фрейденберг, О. М. Семантика первой вещи / О. М. Фрейденберг // Декоративное искусство СССР. - 1976. - № 12. - С. 16-22.
157. Фролов, Б. А. О чем рассказала сибирская мадонна / Б. А. Фролов. -Москва: Знание, 1981. - 122 с.
158. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. -Санкт-Петербург: Талисман, 1994. - 405 с.
159. Хазиев, Г. З. Пётр Паллас - «русский немец» / Г. З. Хазиев,
B. Л. Баиматов // Вестник Российской академии наук: журнал. - 1996. - Т. 66, № 1. - С. 73 - 77.
160. Христолюбова, Л. С. История этнографии удмуртов. / В. Е. Владыкин // Краткий историографический очерк с библиографией. - Ижевск, 1984. -
C.144.
161. Христолюбова, Л. С. Женщина в удмуртском обществе. ХУШ - начало XXI в. / Л. С. Христолюбова. - Ижевск: УИИЯЛ УРО РАН, 2006. - 328 с.
162. Христолюбова, Л. С. Удмуртские женщины, XX век / Л. С. Христолюбова. - Ижевск, 2002. - 447с.
163. Чагин, Г. Н. Коми пермяцкий национальный костюм: из собрания Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея им. П. И. Субботина-Пермяка / Г. Н. Чагин, В. Климов, Л. В. Караваева. - Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2006. - 88 с.
164. Чернецов, В. Н. К истории родового строя у обских угров / В. Н. Чернецов // Советская этнография. - 1947. - Вып. VI-VII. - С. 158-184.
165. Шерстобитова, О. С., Селезнев А. Г. Первопредок на шаманском костюме (к проблеме интерпретации и эволюции образа мамонта) / О. С. Шерстобитова, А. Г. Селезнев // Уфимский археологический вестник. - 2004. - Вып. 5. - С. 264-279.
166. Шигурова, Т. А. Семантика костюма ряженого: истоки традиции ряжения медведем / Т. А. Шигурова // Манускрипт. - 2019. - Т. 12, № 2. - С. 148-151.
167. Шигурова, Т. А. К истокам звука в костюме / Т. А. Шигурова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12-2 (74). - С. 211-214.
168. Шигурова, Т. А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы / Т. А. Шигурова; науч. ред.: Н. И. Воронина. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012. - 156c.
169. Шигурова, Т. А. Семантика кроя традиционной рубахи мордвы-эрзи / Т. А. Шигурова Т. А. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 6-1 (80). - С. 205-208.
170. Шкалина, Г. Е. Духовные основы культурного наследия народа Мари / Г. Е. Шкалина // Шкалина, Г. Е. Финно-угорский мир / Г. Е. Шкалина. -Саранск, 2018. - Т.10, № 1. - С. 110-120.
171. Шкалина, Г. Е. Культурное наследие финно-угорских народов как развитие этноэкологических проектных технологий / Г. Е. Шкалина // Шкалина, Г. Е. Проблемы марийской и сравнительной филологии / Г. Е Шкалина. - Йошкар-Ола: Изд-во Марийс. ун-та, 2016. - С. 307-312.
172. Шкалина, Г. Е. Проблемы этноэтики в условиях глобализации / Г. Е. Шкалина // Наследие. - 2017. - № 2 (11). - С. 38-44.
173. Шкалина, Г. Е. Мифологические аспекты в традиционном мировоззрении народа Мари / Г. Е. Шкалина. - Saarbruken: Lambert Academic Publishing, 2016. - 95 с.
174. Шкалина, Г. Е. Мифологические основания культуры / Г. Е. Шкалина // Вестник Марийского государственного университета. - 2014. - № 1 (13). -С. 168-171.
175. Шкляев, Г. К. Очерки этнической психологии удмуртов/ Г. В. Шкляев. -Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2003. - С. 300.
176. Штукатурова, Н. М. Костюм народов России в графике XVIII - XX вв.: из фондов Государственной центральной театральной библиотеки / Н. М. Штукатурова. - Москва: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1990. - С. 57-62.
177. Шульгина, А. Н. Костюмы для танцевальных и хоровых коллективов. По мотивам русской народной одежды/ А. Н. Шульгина, Л. П. Томилина, Л. Р. Замалина. - Москва: Профиздат, 1974. - С. 112.
178. Шумилов, Е. Ф. Ижевские кафтанщики / Е. Ф. Шумилов // Уральский следопыт. - 1989. - № 10. - С. 89.
179. Шумилов, Е. Ф. История искусства Удмуртии: События, мастера, памятники / Е. Ф. Шумилов. - Устинов: Удмуртия, 1986. - 142 с.
180. Шутова, Н. И. Одежда древних удмуртов / Н. И. Шутова // Древние мастера Прикамья: Очерки. / отв. ред. и сост. : Н. И. Шутова. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1994. - С. 108.
181. Шутова, Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования / Н. И. Шутова. -Ижевск: УИИЯЛ УРО РАН, 2001. - 304 с.
182. Шутова, Н. И. История происхождения и семантика лунного знака толезе / Н. И Шутова // Вестник удмуртского университета. / Н. И. Шутова. -Ижевск: Изд-во Удмурт. гос. ун-та, 2015. - Вып. 4. - С. 87-94.
183. Шутова, Н. И. Образ древнеудмуртского женского божества: возможности его реконструкции / Н. И. Шутова //Congressus Octavus internacionalis Fenno-ugristarum. Pars VI Ethnologia, Folkloristica. Moderatores . - Jyvaskyla, 1995. - S. 410-413.
184. Шутова, Н. И. Предания о Золотой Бабе и удмуртские параллели / Н. И. Шутова // Ежегодник финно-угорских исследований / Н. И. Шутова; гл. ред.: Г. В. Мерзлякова; отв. ред Д. И. Черешняя, Р. В. Кириллова. -Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2016. -Т. 10, вып. 2. - С. 141 - 150.
185. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. / У. Эко. -Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.
186. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. / М. Элиаде. - Москва: Академический проспект, 2010. - 256 с.
187. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 144 с.
188. Юнг, К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / К. Г. Юнг. - Киев; Москва: Гос. б-ка Украины для юношества, 1997. - 384 с.
189. Яг-Морт посылает ветры [электронный ресурс]// Коллекции. Искусство Республики Коми. Игнатов Василий Семенович [сайт]. URL:http://www.komi.com/Ngall/komiso/igna - 4.htm (дата обращения:
31.05.2018).
190. Якобсон, Р. В. поисках сущности языка / Р. В. Якобсон // Семиотика / сост., вступ. статья и общ. ред. Ю.С. Степанова; под ред. Н. Н. Попова. -Москва: Радуга, 1983. - С. 102-117.
191. Близнина Е. Brand Jele. Коллекция одежды «Экспромт» / Е. Близнина // Facebook. - URL:https://www.facebook.com/Jele8 (дата обращения: 15.10. 2019).
192. Haute ecole I art et de design - Geneve 15, Boulevard James - Fazy 1201 Geneve /Suisse www. hesge. eh/ head (дата обращения: 03.11.2019).
193. Invoisemag - URL: http://invoisemag.ru/feodora-moscow (дата обращения:
02.11.2019).
194. ITALMAS. State Song and Dance Company of the Udmurt ASSR. - Москва: Внешторгиздат, 2009. - 69 с.
195. Katya Najno. Вячеслав Зайцев и Его Русский стиль - URL: https://www.livemaster.ru/topic/94917 (дата обращения: 02.11.2019).
196. Mainiemi - URL: https://www. mainiemi.com/. - (дата обращения: 31.10.2019).
197. Shkalina, G. E. The Trends in the Dynamics of Mari Ethnic Values / G. E. Shkalina // Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science. Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences / N. N. Glukhova, G. N. Boyarinova, G. N. Kadykova, G. E. Shkalina. - Bali, 2018. - P. 211-218.
198. Sirelius, U. T. Uber die primitive Wohnungen der finnischen und ob-ugrischen Volker / U. T. Sirelius // Finnisch-Ugrische Forschungen. - Helsingfors, 1908. - Bol. 8. - P. 8-59.
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Сакрально-смысловые наполнения женского удмуртского костюма»
Рисунок 1. Изображение птицы на бляхе. Пермский звериный стиль III - VIII вв. н.э. [53]
^^ ^^ ^^^
а) б)
Рисунок 2. Рукава женских удмуртских рубах дэрем. (конец XIX - начало XX вв.) [69]
Рисунок 3. Женские удмуртские коньковые подвески [134]
а) б)
Рисунок 4. Металлические бляхи. Пермский звериный стиль
[41]
Рисунок 5. Нагрудное украшение (рис. 5 - а) с сакральным образом Великой Матери, образ коня с наездницей. Бляха. X -XI вв. ГКМ [134]. Традиционные удмуртские ткацкие станки (рис. 5 - б). Фото автора.
Рисунок 6. Структура сакрализации повседневной и обрядовой/праздничной
одежды
а) Шунды б) Толэзь в) Кизили
Рисунок 8. Орнаментальные мотивы удмуртов. Небесные знаки [124].
л* \
V*
а
б
в
Рисунок 9. Растительные мотивы в удмуртском костюме. Фото автора
\ш\ €1 ш
а б в г Д
Рисунок 10. Зооморфные мотивы в удмуртском костюме. Фото автора
Рисунок 11. Линейные мотивы в удмуртском костюме. Фото автора
Рисунок 12. Удмуртское женское платье-рубаха (дэрем). Южные этносы [148].
»V *
Рисунок 13. Коми-пермяцкая рубаха (йорнас). Северный округ. [72].
Рисунок 14. Селянки коми-пермяцкого округа (д. Селище) демонстрируют старинные национальные костюмы. Фото автора.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
«Дополнительные данные о повседневной, обрядовой, праздничной одежде на основе базового формообразующего компонента в табличной форме»
и
«Структурная схема создания современного женского костюма
удмуртской тематики»
Характеристики повседневной и обрядовой одежды на основе базового формообразующего компонента
Характеристики Повседневная (одежда) рубаха Обрядовая (праздничная) рубаха
женск ая удмур тская девич ья удмур тская женск ая коми-пермя цкая женск ая удмур тская девич ья удмур тская женская коми-пермяцк ая
Тканое полотни ттт ¿и конопля + +
лен + + + +
крапива + +
Конструкторско туникообразный крой рубахи + + + + + +
наличие оборки по низу рубахи + + + +
наличие кокетки по лифу + + + +
Приемы ткачества по е ■»-ЧХ Г1ЛПЛГ/Л к . ^ браное +
ремизное +
пестрядь + +
полотняные переплетения + +
Орнаментальные рисунки в одежде геометрический + + + + + +
растительный + + + + + +
солярный + +
зооморфный + +
узоры, названные по технике исполнения + +
узоры, названные по их месту на одежде + +
Продолжение Таблицы 1
Приемы вышивки косой стежок, гладь + + + +
«крест», «полукрест» + +
аппликация + +
тамбурный шов + +
Украшения на женских ТТЛ1Л Г¥ ТТПТГ чересплечные украшения +
монисто + +
серьги, браслеты + + +
амулеты-обереги + + +
3 § «1; о ^ г ия а а ; К « С э ц' ре рв н а яркие, насыщенные цвета + +
пастэльная гамма цветов + + +
Отсутствие цвета, или белый цв. + +
тканый пояс + + + + + +
платок, покрывало + + + + + +
Аксессуар ы головной убор + + + + + +
фартук без грудки + + +
фартук с грудкой + + +
съемный нагрудник + +
Характеристики орнаментальных удмуртских мотивов
Названия
Примеры
Описания
Местоположен ие
Орнаментальные мотивы
Древо жизни(1)
Иыл баур и Дур вурет (2)
Символизирует четыре стороны света (север - юг, восток -запад)
1. «Йыл баур». Этой композицией украшали рукава рубахи девушки-невесты
2. «Дур вурет» -оберег предплечья. Контурный узор в «Йыл баур» (в основном выполнялся в технике «крест» или _«полукрест»)_
Головной
убор -покрывало
сюлык
Верхняя часть рукава
Толэзь и Замоко(З)
Бубылии
Бичам
пужы(4)
Солярный знак толэзь (луна - женское начало), выполненный
на нагруднике сочетался с обереговой вышивкой Замоко (замок груди)
Бубыли (бабочки) символизировали молодую девушку. Зачастую орнамент сопровождался декоративной вышивкой
под браное ткачество _Бичам пужы_
Область груди
По низу изделия
Иыр кертытто(5) Налобные девичьи повязки
Линейные орнаментальные мотивы по головным уборам, в технике вприкреп золотыми или серебряными нитями
Область головы
Продолжение таблицы 2
Стилизованный образ «вало-вало»(6) в технике вышивки гладью
По белой тканой ленте вышиты лошади (вало-вало), чередуясь с косым крестом
По
отложному воротнику
шортдэрема
Графический знак «Вало-вало» (7)
ж
Культ коня - любимый образ невесты уезжавшей из родного дома, как символ счастливой дороги_
Узор на свадебном платке «Дьыркышет»
Таблица 3
Орнаментация в обрядовой (праздничной) одежде для свадебного наряда коми-
пермяцкой девушки (фото автора)
Названия
Чеп сер (1)
Примеры
ЖЩЩ <а
тШшш
4 V * ' * Ё ч о * ?■
Описания
Чеп сер (цепочка),
непрерывный геометрический узор в сочетании с растительным узором (кубовая _печать)_
Местоположение
Центральная часть сарафана
Растительный (2)
Цветочный мотив, популярность набрал в начале XX столетия (вышивка крестом и полукрестом)
По деталям рубахи
Кор сюр (3)
Кор сюр (рога
оленя) стилизованный рисунок в сочетании с геометрическими _рисунками_
Тканые женские пояса
Гогыль (4) Гогыль - круг, круговорот, солнцеворот в виде круга (кубовая печать) По низу сарафана
Бубыли (5) V # } Бубыли (бабочки) символизируют женскую красоту, молодость (вышивка крестом) По полотнищу рубахи
Таблица 4. Структурная схема создания современного женского костюма
удмуртской тематики
ПРИЛОЖЕНИЕ В
«Этнические мотивы в работах современных художников-модельеров»
Рисунок 15. Костюмы для театра Рисунок 16. Костюмы для театра
обско-угорских народов-солнце. обско-угорских народов-солнце. Автор костюмов - Л. А. Автор костюмов - Л. А. Молчанова [105] Молчанова [105]
Рисунок 17. Международный конкурс «Красное платье» (III место). Автор -исполнитель Любовь Широбокова. Худ-ый руководитель И.А.Сазыкина.
Рисунок 18. Коллекция «Древо». Работы были размещены на выставке в Удмуртском Государственном Университете. Автор костюмов - Л. А. Широбокова. [7].Фото автора_
Рисунок 19. Коллекция «Удмурты». Автор костюмов - П. А. Степанова [132]._
Рисунок 20. Работы Вячеслава Зайцева на этническую тематику [194]
Рисунок 21. Изделия из коллекций Ларисы и Павла Ткаченко [145]
Рисунок 22. Изделия из коллекций Наталии Соломатиной [197]
Костюм по мексиканским мотивам б)
Рисунок 23. Изделия из коллекций Джона Гальяно. Осень-зима 1998/1999 г. [133]
Рисунок 24. Ансамбли одежды, коллекция «Финская сказка». Автор костюмов - Май Ниеми [195]
Рисунок 25. Ансамбли одежды из коллекции Елены Близниной. Фото автора[36].
Рисунок 26. Автор-руководитель Людмила Николаевна Нарбекова, автор -исполнитель Элла Гуськова, коллекция под девизом «Древние времена»
(«Кезерень чить») [110].
Рисунок 27. Коллекция ВЕЛИКАЯ ПТИЦА («ИНЕНАРМУНЬ»). Автор-руководитель - Галина Владимировна Лосева, создана студентами Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарёва [95]._
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
«Опыт адаптации семантики и семиотики традиционного удмуртского костюма
к современной модной женской одежде». Автор творческих проектов и
художественный руководитель студенческих коллекций И.А. Сазыкина
1. Условно аутентичные костюмы
Девичий головной убор ТАКЬЯ
Нагрудное украшение кабачи КАБАЧИ
Традиционный геометрии ее кии рисунок по рукаву
Узкии девичии пояс тканый на бердыше
Фартук в технике удмуртского ткачества
Халат-платье ШОРТДЭРЕМ из
льняного полотна
Кабачи
Такъя
Эскиз костюма
Рисунок 28. Семантическое декорирование сценического костюма по северным
удмуртским мотивам. Народный ансамбль песни и танца «ИНВУ ГУР».
Фото автора.
Рисунок 29. Семантическое декорирование сценического костюма по коми-
пермяцким мотивам. Фольклорный коллектив «Самородки» (Пермский край). Фото автора
2. Костюмы фольклорных коллективов
Женский головной убор -ашъян
Вышитый нагрудник кабачи
В верхней одежде ложные рукава с продольным разрезом для рук
Халат ШОРТДЭРЕМ из шелковой ткани
Роспись в технике холодный батик
По линии талии (спинка) мелкая сборка
Эскиз костюма
Нагрудное украшение со священной птицей по центру
Мотив ромба («литыри», «питырес») как оберег от сглаза и дурных сил.
Рисунок 30. Художественное оформление сценического костюма по северным удмуртским мотивам. Государственный академический ансамбль песни и танца
Удмуртии «Италмас». Фото автора
Головной убор - шапочка подурга, оформлена позументом, кружевом
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.