Этническая экология: дисциплинарный статус и формы проявления в культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Доценко, Людмила Николаевна

  • Доценко, Людмила Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 170
Доценко, Людмила Николаевна. Этническая экология: дисциплинарный статус и формы проявления в культуре: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ставрополь. 2006. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Доценко, Людмила Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ.

1.1. Генезис этноэкологической проблематики в философии культуры.

1.2. Этническое возрождение как предпосылка формирования этнической экологии.

1.3. Этноэкологические знания в системе экологической культуры.

ГЛАВА II. НАУЧНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС ЭТНИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИИ.

2.1. Научный статус этнической экологии в системе философии культуры.

2.2. Образовательный статус этнической экологии.

2.3. Этноэкологическая картина северокавказского региона как форма проявления культурфилософской парадигмы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этническая экология: дисциплинарный статус и формы проявления в культуре»

ф Актуальность темы исследования. Современный этап взаимодействия общества и природы характеризуется обострением социоприродных противоречий, вызванных небывалым ростом техногенной нагрузки на окружающую среду. Сложившаяся экологическая ситуация оказывает влияние на функционирование этноэкосистем. Происходящие в них необратимые, динамичные изменения способствуют трансформации традиционных систем жиз-• необеспечения этнических сообществ, а также способов их рационального природопользования.

Современная цивилизация характеризуется также возрастанием этнич-ности, которая неизбежно влияет на характер взаимодействия в системе «этнос - природа». Знания об особенностях функционирования этноэкосистем в условиях современной социокультурной действительности требуют специального культурфилософского обобщения и анализа. В этой связи актуализируется научно-теоретическая и научно-практическая значимость диссертационного исследования, выражающаяся в необходимости определения сущности этнической экологии, уточнения ее дисциплинарного статуса, выявления форм проявления в культуре, что позволяет наиболее полно и комплексно изучать закономерности процесса взаимодействия этноса и природы, ^ исследовать этнокультурные традиции прошлых лет и особенности систем жизнеобеспечения и природопользования различных этнических общностей как систем, находящихся в определенном балансе с окружающим природным ландшафтом.

В условиях современного общества представляется необходимым исследование ряда проблем, связанных с разработкой концептуальных положений этнической экологии в рамках философии культуры, внедрением ее основных идей и принципов в непрерывный процесс образования, что наиболее эффективно реализуемо на основе этноэкологических знаний. В этой связи представляется важным формирование новой экологической картины мира, теоретическим фундаментом которой должны стать этноэкологические знания и ценности, экологическая культура, экологическое мировоззрение и принципы коэволюции.

Таким образом, сложный характер экологического взаимодействия в системе «этнос — природа» обусловливает необходимость комплексного культурфилософского анализа этнической экологии как самостоятельной отрасли научного знания, исследующей формирование и функционирование этноэкосистем, уточнения ее дисциплинарного статуса и выявления места и роли этнической экологии в современной культуре.

Степень научной разработанности проблемы. На протяжении многих веков интерес к исследованию проблем экологической направленности неуклонно рос, а на рубеже тысячелетий приобрел поистине первостепенное значение. Рассмотрение данных вопросов в рамках различных научных направлений свидетельствует, прежде всего, о многогранности и многоаспектности заявленной проблематики. Вместе с тем, анализ литературы, в которой освещаются проблемы этнической экологии, показал, что данные аспекты в современном научном мире нечасто являлись предметом специального культурфилософского анализа.

Отдельные аспекты этноэкологической проблематики фрагментарно представлены в работах таких античных философов, как Гекатей, Демокрит, Гиппократ, Геродот, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Диоген, Страбон и др. Ими впервые была обоснована взаимосвязь, существующая между особенностями традиционной культуры этносов и окружающей их природной средой.

В Средние века, несмотря на проникновение христианского вероучения во все социальные сферы, интерес к экологической проблематике был обусловлен ростом экстенсивного земледелия и ухудшением общей экологической ситуации, что нашло отражение в философских произведениях Ф. Ассизского, Ибн Сины, Ибн Халдуна, Р. Бэкона и др. В эпоху Возрождения и Нового времени проблемы экологического характера не только не утратили свою актуальность, но и послужили основанием для формирования концепции географического детерминизма Ш. Монтескье, основные положения которой были представлены в работе «О духе законов». В дальнейшем идеи географического детерминизма развивали такие философы, как Ж. Боден, Ф. Бэкон, В. Козен, Ж.Тюрго и др. Представители немецкой классической философии - И. Кант, И. Гердер, Г. Гегель в своих работах отводили значительное место роли природного фактора в формировании культурных традиций различных народностей.

В XIX столетии Г. Бокль, Ф. Ратцель, Э. Реклю, И. Тэи, Э. Демолен, изучая влияние природных условий на социокультурные особенности этнических групп, утвердили господство географического детерминизма как превалирующей концепции, а П. Видаль де ля Блаш сформулировал основные положения концепции поссибилизма, согласно которой природа лишь предоставляет условия для своего освоения, а способы ее освоения зависят от культурных традиций этнических общностей1. Дальнейшую разработку концепции поссибилизма продолжил Ф. Боас и его ученики.

В начале XX века исследования геодетерминистской направленности приобрели особую популярность, поскольку позволили рассматривать исторический процесс и культуру как явления, обусловленные природой, как результат взаимодействия человека с окружающей природной средой. Среди

1 См.: Петров К.М. Экология человека и культура. - СПб., 2000; Шальнев В.А. История и методология общей географии - Ставрополь, 2000; Дитмар А.Б. География в античное время: Очерки развития физико-географических идей. - М., 1980.; Аристотель. Политика // Соч. В 9 т.- М., 1984. — Т.4; История Древней Греции / Под ред. В.И. Козицына. - М., 1996; Валянский С., Калюжный Д. Понять Россию умом. - М., 2001; Агабеков Г.Б. Жан Боден - основатель концепции государственного суверенитета // Вестник ИНИОН РАН. -Сер. «Проблемы государства и права за рубежом» АН СССР. - 1990; Бэкон Ф. Соч. В 2 т.

- М., 1970. — Т.2; Монтескье Ш. Персидские письма. - М., 2002; Монтескье Ш. О духе закона // Избранные произведения. - М., 1957; Гладкий И. Этническая экология // Энергия.

- 2004. - №8; Гегель Г.В.Ф. Философия природы // Соч. В 9 т. - М. - JL, 1934. - Т 2; Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. - СПб., 1986; Ратцель Ф. Земля и жизнь. - СПб., 1903; Реклю Э. Человек и Земля. В 6 т.- СПБ., 1906. - Т. 1; Александровская О.А. Французская географическая школа конца XIX - начла XX века. - М., 1972; Vidal de la Blache P. Des caracteres distinctifs de la geogrphie // «Ann. De geogr.», 22.-1913. сторонников данного направления были К. Зауэр, Г. Риккерт, Э. Семпл, Э. Хантингтон, А. Швейцер и др.1 У После Второй мировой войны сформировались новые направления, в рамках которых исследовались вопросы взаимодействия этноса и ландшафта. Так, например, в рамках экологической антропологии (Д. Беннета, М. Бейтс, Р. Неттинг, М. Салинс) взаимовлияние природной среды и культур объяснялось с позиций географического детерминизма. Согласно представлениям сторонников культурно-экологической школы JI. Уайта и Дж. Стюарда Р культурное развитие этнических общностей происходит посредством возрастающей эффективности использования природных ресурсов, что ведет к росту населения, подъему производительности труда и экономической специализации2.

На основе идей культурной экологии в отечественном социогумани-тарном знании возникла новая научная дисциплина - этническая экология, it основанная В. Козловым, хотя теоретические предпосылки ее возникновения были представлены еще в философских обобщениях русских философов - Н. Бердяева, В. Вернадского, JI. Гумилева, В. Докучаева, В. Ключевского, JL Мечникова, С. Соловьева, В. Соловьева, Н. Федорова, П. Флоренского, А. Чижевского, Н. Умова и др.3

1 См.: История биологии с древнейших времен до начала XX века. — М., 1972; Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. - М., 1995; Швейцер А. Культура и этика. — Вильнюс, 1973; Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. -М., 1988.

2 См.: Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990; Steward J. Н. Theory of Culture Change. Urbane: University of Illinois Press, 1955; Лихачев Д.С. Избранное о культурном и природном наследии // Экология культуры. - М., 2000; Мягков С.М. Социальная экология: этнокультурные основы устойчивого развития. — М., 2001; Историко-этнографический атлас Сибири / Под ред. М. Глевина, Л. Потаповой. - М., 1961; Nanda S. Cultural Anthropology. - N.Y., 1968; Lowie R.H. Subsistence // Boas F. (ed.) General Anthropology. - Boston, 1938.

3 См.: Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. — М., 1995; Докучаев В.В. Учение о законах природы. - М., 1948; Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч. В 9 т. - М., 1987. - Т.1; Флоренский П.А. Оправдание космоса. - СПб., 1994; Федоров Н.Ф. Философия общего дела. - Новосибирск, 1993; Соловьев B.C. Соч. В 5 т. - М., 1988. - Т. 1; Бердяев Н. А. Проблема человека: К построению христианской антропологии // Ступени. - 1991. - № 1; Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990; Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса // Химия и жизнь. - 1990.

К современным исследованиям, в которых разработаны отдельные Теоретико-методологические положения этноэкологической дисциплины, f можно отнести работы В. Алексеева, С. Арутюнова, В. Бабакова, И. Гладкого, Н. Гигулевича, Д. Доронина, В. Козлова, И. Крупника, Н. Лебедевой, С. Лурье Э. Маркаряна, С. Толстова, Н. Чебоксарова и др.1

Большое значение для осмысления темы диссертационного исследования представляют работы Л. Борисовой, Э. Гирусова, О. Генисаретского, А. Горелова, Г. Дадамяна, Г. Курьеровой, Д. Лихачева, А. Мозелова, Н. Ов

- № 1; Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Га-чева. - М., 1993; Горшков С.П., Молчанова О.И. Человек ноосферы (к 135-летию со дня рождения В.И. Вернадского) // Вестник Московского государственного университета. -Сер. V. - География. - 1998. - № 6; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1994.

1 См.: Алексеев В.П. Очерки экологии человека - М., 1993; Арутюнов С.А. Культура жизнеобеспечения. - М., 1983; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие // Историко-культурные аспекты этнографических исследований: Сборник обзоров. - М., 1988; Арутюнов С.А. Основные пищевые модели и их локальные варианты у

Щ народов России // Традиционная пища как выражение этнического самосознания. - М.,

2000; Бабаков В.Г. Кризисные этносы. - М., 1993; Гладкий И. Ю. Этническая экология // Энергия. - 2004. - №8. — С. 58-61; Гладкий И.Ю. Географическое исследование этнических кризисов. Дис.канд. геогр. наук. СПб., 1995; Григулевич Н.И. Этническая экология питания. - М., 1996; Доронин Д. Ю. Современная отечественная гуманитарная экология и этноэкологическая педагогика: основные подходы, направления и авторы // Этноэкология: Сборник материалов / Под ред. О. А. Захаровой. - М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005; Доронин Д.Ю. Историческая взаимосвязь биологического и этнокультурного разнообразия в развитии региональных и областных инновационных проектов по экологическому образованию // Этнокультурные и геодемографические проблемы регионов России: Материалы межрегиональной научно-практической конференции Вып.1. - Н.Новгород, 2005; Доронин Д.Ю.

Организация этноэкологической тропы // Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Вып. 2. Эколого-биологическая деятельность. - Нижний Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», ОЦРТДиМ, 2004. - С. 33-40; Доронин Д.Ю. Педагогическое осмысление традиционной культуры. Методическая разработка. — Нижний Новгород: ОЦРТДиМ, 2003; Козлов В.И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его этнологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. — М., 1991; Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Этнографическое обозрение. — 1983. — № 1. — С. 3-16; Козлов В.И.Этническая экология: Становление дисциплины.

- М., 1994; Козлов В.И. Методологические основы этнической экологии и вопросы ее практического применения. - М., 1999; Маркарян Э.С. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурного исследования (на примере армянской сельской культуры). — Ереван, 1983; Маркарян Э.С. Культура как способ социальной организации. - Пущино, 1982; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1981. -№ 2; Крупник И.И. Арктическая этнология. Модели традиционного природопользования морских охотников и оленеводов Северной Евразии. - М., 1989; Лебедева Н.М. Психологические аспекты этнической экологии. - М., 1997; Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М., 1985. чинниковой, А. Прохорова, К. Разлогова, В. Рузавина, Н. Реймерса, в которых представлен теоретический анализ проблем формирования экологической культуры. Некоторые аспекты исследования экологического сознания рассматривается в работах А. Алдашевой, И. Васильева, А. Кочергина, Е. Ко-гая, Ю. Маркова, В. Медведева, JI. Скворцова, В. Тоидиса, С. Эфендиева и

Расширение предметного поля этнической экологии способствовало внедрению этноэкологического компонента в современный образовательный процесс. В связи с этим особую значимость имеют научные исследования С. Глазачева, С. Дерябо, Д. Доронина, А. Захлебного, И. Зверева, Н. Максимен-ко, Дж. Марковича, В. Мамедова, Н. Морохина, В. Назаренко, В. Николаева, л

В. Пустовойтова, В. Ситарова, Г. Цыбекмитовой, В. Левина и др .

1 См.: Борисова Л.Г. Экология культуры как научная дисциплина // Научная деятельность в системе современной культуры. - Новосибирск, 1987; Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. - М., 1998; Мамонтов С.П. Основы культурологи. - М., 1999; Park R., Burgess Е. An Introduction to the science of Sociology. - Chicago, 1921; Экологические проблемы капиталистического города. - М., 1985; Овчинникова Н.П. Человек в социально-экологическом пространстве города: Автореф. дне. .канд. филос. наук. СПб., 2003; Steward J.H. Cultural ecology // The international encyclopedia of the social sciences. - New York, 1968; Лихачев Д.С. Экология культуры // Знание - сила. - 1982. - №6; Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. — М.,1994; Dobrzhansky Th. Mankind evolving. The Evolution of the Human Species. - New Haven - London, 1962; МозеЯов А.П. Человек в социально-экологическом пространстве города // Фигуры Танатоса. -СПб., 1998; Горелов А.А. Экология - наука - моделирование. - М.,1995; Жердев Р.В. Социально-экологическое управление: Проблемы и перспективы. — Владивосток, 1991; Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции. — Новосибирск, 1990; Генисаретский О.И. Экология культуры: от ценностных ориентаций — к проектной концептуалистике // Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. - М., 1991; Раппопорт А.Г., Сомов А.С. Проблема формы в архитектуре. - М., 1990; Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Ру-завин В.Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. — 1989. -№ 6; Курье-рова Г.Г. Проектная концептуалистика 80-х годов: новое мышление и «иное» мышление // Творческие направления в современном зарубежном дизайне. - М., 1990; Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. - М., 2001; Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев И.Г. Экологическое знание и сознание. — Новосибирск, 1987; Когай Е.А. Полифункциональность экологического сознания // Социально-гуманитарные знания. - 2001. -№5; Агаджанян Н.А. Экология культуры: Интеллигенция и интеллигентность // Глобальные проблемы биосферы. — М., 2001; Лихачев Д.С. Экология культуры // Прошлое — будущему. - Л., 1985; Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. -М., 1989.

2 См.: Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. - М., 1995; Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. - М., 1991; Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии

Региональные аспекты этнической экологии представлены в работах таких ученых, как А. Авксентьев, В. Авксентьев, М. Аккиев, С. Арутюнов, Н. Григулевич, К. Делокаров, А. Дмитриев, Ю. Карпов, Б. Кучмезов, А. Лысенко, Н. Мамедов, Э. Маркарян, А. Темботов, Р. Хунагов, X. Тхагапсоев, А. Шадже, В. Шальнев, С. Эфендиев и др.1 в школе: Методы и средства обучения. — М., 1993; Максименко Н.В. Этнопедагогика как социокультурный феномен // OIMRU, 2003. - http: // www.oim.ru; Мамедов В.А. Культура, экология, образование. — М., 1996; Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие / Отв. ред. А.Д. Урсул. - М., 1996; Маркович Д.Ж. Глобализация и экологическое образование // Социологические исследования. - 2001. - № 1; Маркович Д.Ж. Социальная экология. - М., 1997; Морохин Н.В. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья // История охраны природы. Вып. 14. - Киев, 1997; Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе. Дис. . д-ра пед. наук. - М., 1994; Николаев В.Н. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы. - М., 1998; Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. — М., 2000.

1 См.: Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. - Ставрополь, 1994; Аккиев М.И. Экология и традиционное природопользование балкарцев: современное состояние // Конгресс этнографов и антропологов России. Секция 16. Этноэкологические исследования: Тезисы докладов. — М., 2001; Арутюнов С.А., Кобычев В.П. В краю гор, садов и виноградников. - М., 1989; Григулевич Н.И. Этническая экология питания. - М., 1996; Делокаров К.Х. Экологическая проблема и глобальные социокультурные трансформации // Очерки кавказской культуры. - Майкоп, 2001; Дмитриев А.В. Концептуальное пространство традиционной культуры и пространственное поведение народов Северного Кавказа // Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей. - М., 2004; Карпов Ю.Ю. Личность и традиционные социальные институты: принципы взаимодействия // Северный Кавказ: человек в системе социокультурных связей. - М., 2004; Край наш Ставрополье: Очерки истории / Научный ред. Д.В. Кочура, В.П. Невская. - Ставрополь, 1999; Кулиев К. Ш. Так растет и дерево. — М., 1975; Кучмезов Б.Х. Экофильные черты традиционной культуры скотоводства у балкарцев // Конгресс этнографов и антропологов России. Секция 16. Этноэкологические исследования: Тезисы докладов. - М., 2001; Максименко Н.В. Этнопедагогика как социокультурный феномен // OIMRU, 2003. - http: // www.oim.ru; Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования // Экологическое образование и устойчивое развитие. - М., 1995; Маркарян Э.С. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурного исследования (на примере армянской сельской культуры). - Ереван, 1983; Морохин Н.В. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья // История охраны природы. Вып. 14. — Киев, 1997; Очерки кавказской культуры / Сост. А.К. Темботов, Р.Д. Хунагов / Под ред. А.В. Дмитриева. - Майкоп, 2001; Традиционная пища как выражение этнического самосознания. — М., 2001; Тхагапсоев Х.Г. Экологические аспекты в смысловом пространстве культуры этноса // Очерки кавказской культуры. — Майкоп, 2001; Шадже А.Ю. Феномен кавказской идентичности // Очерки кавказской культуры. - Майкоп, 2001; Шадже А.Ю. Ценностный смысл экокуль-турных традиций кавказских народов // Конгресс этнографов и антропологов России. Секция 16. Этноэкологические исследования: Тезисы докладов. - М., 2001; Шальнев В.А. История и методология общей географии.- Ставрополь, 2000; Эфендиев С.И. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик, 1999.

Несмотря на то, что в вышеперечисленных работах затрагиваются различные аспекты изучаемой проблемы, тем не менее, комплексного, философского осмысления этнической экологии, нет. Анализ литературы, в которой освещаются проблемы этнической экологии, показал, что данный аспект в современном научном мире нечасто являлся предметом специального культурфилософского анализа. Достаточно фрагментарно освещены вопросы, связанные с разработкой концептуальных теоретико-методологических положений этнической экологии, что обусловливает актуальность данного научного исследования.

Объект исследования - этническая экология как филосфско-культурологическое знание.

Предмет исследования - дисциплинарный статус этнической экологии и ее влияние на современный социокультурный процесс.

Цель диссертационного исследования - на основе культурфилософского анализа этнической экологии уточнить ее дисциплинарный статус и формы проявления в культуре. Данная цель предполагает решение следующих задач:

• исследовать генезис этноэкологической проблематики в философии культуры;

• выявить социокультурные предпосылки формирования этнической экологии;

• раскрыть роль экологической культуры в объективизации этно-экологических знаний;

• уточнить статус этнической экологии как самостоятельной отрасли научного знания;

• рассмотреть статус этнической экологии в современной системе образования;

• показать значение культурфилософской парадигмы в конструировании этноэкологической картины северокавказского региона.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследовапия составили произведения классиков мировой и отечественной философии, культурологии, культурной антропологии, этнологии и этнографии, а | также труды ряда отечественных, современных российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением этноэкологических и социально-экологических проблем, внесших определенный вклад в разработку теоретических положений этнической экологии. Это позволило провести исследование избранной проблемы с учетом имеющихся в различных областях научного знания теорий и концепций. В основу исследования были положены куль-турантропологические теории Дж. Стюарда, Л.Уайта, М. Бейтса и др.

Теоретико-методологической основой исследования явился системный подход, позволяющий рассматривать все явления, события и процессы в диалектическом единстве, дающий возможность представить предмет исследования во всей полноте. Культурфилософский анализ, осуществленный' в рамках синтеза социокультурного и социоестественного подходов, позволил 0 выявить объективную взаимосвязь между природно-ландшафтной средой и формированием этнических культур. Сочетание социокультурного и социоестественного подходов способствовало рассмотрению этнической экологии как социокультурного феномена. Специфической чертой данных подходов является определенный универсализм, позволяющий раскрыть культурные, социальные, политические и другие элементы общественного целого, ^ влияющие на эволюцию этнической культуры. Социоестественный подход предполагает исследование человека и его деятельности, составляющих основу любой этнической культуры.

Проблемы, заявленные в диссертационном исследовании, обусловили необходимость использования междисциплинарного подхода, с помощью которого возможно исследование проблемы в комплексе, и обусловливающего необходимость использования методов, применяемых в этнологии, культурологии и культурной антропологии. Сравнительный метод, примененный в данной работе, позволил рассматривать явления и процессы в сравнении. На отдельных этапах исследования были применены общефилософские методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• на основе анализа существующих в философии культуры подходов и направлений в исследовании этноэкологической проблематики проведена их систематизация и выделены три основных направления: геодетерминистское, поссибилистское и эколого-антропологическое;

• обосновано, что этническое возрождение послужило социокультурной предпосылкой возникновения этнической экологии и показано, что в условиях российской действительности данные процессы характеризуются тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью;

• показано, что этноэкологические знания формируются в рамках экологического сознания, экологической этики, экологического мировоззрения, являющихся составными частями экологической культуры;

• раскрыта сущность этнической экологии как междисциплинарной отрасли научного знания и обоснована ее культурфилософская направленность;

• выявлен образовательный статус этнической экологии и доказано, что обязательным компонентом непрерывного образовательно-воспитательного процесса являются этноэкологические знания, которые необходимы в современных условиях для формирования полноценной личности;

• доказано, что в качестве формы проявления культурфилософ-ской парадигмы этнической экологии может рассматриваться этноэкологиче-ская картина региона, и показаны пути ее конструирования на примере Северного Кавказа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Все многообразие подходов и направлений в понимании взаимообусловленности природно-ландшафтной среды и формирования культурного облика этноса было синтезировано в три основных направления: геодетерминистское, поссибилистское и эколого-антропологическое. Геодетерминистское - основано на идее о том, что природно-ландшафтная среда оказывает £ воздействие на формирование культуры этноса. Согласно поссибилистскому направлению, характер взаимодействия человека и природы детерминируется только культурными традициями и образом жизни различных этносов. Эколого-антропологическое, - являясь своеобразным синтезом идей географического детерминизма и поссибилизма, направлено на изучение особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этносов, традиций рационального природопользования и закономерностей формирования и функционирования этноэкосистем. Это направление является теоретико-методологической базой для возникновения этнической экологии.

2. Этническое возрождение, возникшее в условиях трансформации российского общества в конце XX века, стало одной из значимых тенденций развития этничности и обусловило повышенный интерес к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни. Это послужило социокультурной предпосылкой формирования этнической экологии как самостоятельной отрасли научного знания и ее популяризации в системе культурфилософского знания. Специфика развития российского общества способствовала тому, что процессы этнического возрождения и выделения этнической экологии в ранг самостоятельной научной дисциплины характери-И зуются тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью.

3. Этноэкологические знания как результат адаптации этнических общностей к условиям природно-ландшафтной среды являются составной частью экологической культуры. На современном этапе развития цивилизации экологическая культура выступает качественно новым видом общечеловеческой культуры, поскольку отражает характер взаимодействия общества и окружающей природной среды и выражается в социально-психологической готовности человека осознано пользоваться экологическими знаниями в практической деятельности. Важнейшим механизмом трансляции этноэколо-гических знаний являются такие компоненты экологической культуры, как экологическое сознание, экологическая этика, экологическое мировоззрение.

4. Научный статус этнической экологии в системе философии культуры определяется ее междисциплинарным характером, обусловленным формированием этнической экологии на стыке философии культуры, культурной антропологии, социальной экологии и этнографии. Областью исследования этнической экологии являются этноэкосистемы во всем их историческом многообразии, в том числе особенности традиционных систем жизнеобеспечения этнических общностей, специфика использования этносами природной среды, традиции рационального природопользования, закономерности формирования и функционирования этноэкосистем.

5. Этническая экология обладает образовательным потенциалом, способствующим формированию современной экологической культуры на основе возрождения культурных традиций этноэкосистем и исторической экологической памяти. Изучение этноэкологической культуры различных этносов способствует формированию толерантности, межэтнической и межкультурной коммуникации, взаимообогащению культур, а также их взаимоадаптации. Введение этноэкологического компонента в образовательный процесс имеет важное социальное значение, внося гуманистическую направленность в непрерывный образовательно-воспитательный процесс формирования экологически активной личности.

6. Использование культурфилософской парадигмы этнической экологии позволяет сконструировать этноэкологическую картину этнокультурного пространства. На основе анализа этноэкологических традиций горского адыгского и степного ногайского этносов разработана этноэкологическая картина северокавказского региона. Проживая в различных природно-ландшафтных условиях на протяжении многих веков обе этнически общности выработали такую экологическую культуру, такие традиционные системы жизнеобеспечения и природопользования, которые способствуют наиболее рациональному и полному использованию природных ресурсов своей местности, а также сохранению равновесия в исторически сложившихся этноэкосистемах.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут использоваться для расширения предметного поля философии культуры, дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений этнической экологии.

Материалы диссертационного исследования могут быть полезны в научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности; представляют интерес для философов, культурологов, этнологов, экологов и специалистов других областей, занимающихся изучением проблем этнической экологии. Отдельные положения и выводы работы могут использоваться в учебном процессе при чтении курсов социальной философии, философии, этнологии, философии экологии, социальной экологии, а также при подготовке вариативных и факультативных курсов по проблемам этнической экологии и экологической культуры.

Апробация исследования. Диссертационная работа обсуждена на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования представлены в выступлениях на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (г. Москва, 2005 г.); на первой и второй Международных научно-практических конференциях «Проблемы экологической безопасности и сохранения природно-ресурсного потенциала» (г. Ставрополь, 2004 г.; г. Кисловодск, 2005 г.); на IV конференции молодых ученых «Россия: Общество, экономика, место в современном мире» (г. Москва, 2004 г.); на первой ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (г. Волгоград, 2005 г.); на 49, 50 и 51 научно-методических конференциях «Университетская наука

- региону» (г. Ставрополь, 2004, 2005, 2006 гг.); на Всероссийском научно-практическом семинаре «Классический университет как центр социального и культурного развития в полиэтничном регионе» (г. Ставрополь, 2003 г.); на региональной научно-практической Интернет-конференции «Социальные трансформации российского общества и проблемы транзитологии» (г. Ставрополь, 2004 г.); на теоретико-методологическом семинаре «Образование в эпоху постсовременности: философские, социологические и политические проблемы» (г. Невинномысск, 2005 г.).

Отдельные положения, обобщения и выводы диссертации составили теоретическую базу спецкурса «Философские проблемы экологии», предназначенного для студентов, обучающихся по специальностям «География», «Экология и природопользование» и др.

Основные положения и выводы диссертации отражены в 11 публикациях общим объемом 3,3 п.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Доценко, Людмила Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало третьего тысячелетия окончательно рассеяло миф о возможной независимости общества от природы, об окончательном ее подчинении потребностям человека. Человечество вступило в новую эру существования — эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных парадигм, утверждения новых принципов морали и нравственности, новых способов решения социально-культурных противоречий. Происходящие изменения в понимании обществом экологических проблем настолько существенны, что целесообразно их связывать со становлением новой научной дисциплины этнической экологии, которая позволяет рассматривать традиционные культуры этнических общностей, изучать их системы жизнеобеспечения и особенности рационального природопользования в диалектическом единстве с окружающим природным ландшафтом.

Целью представленного диссертационного исследования, во-первых, было исследование теоретико-методологических предпосылок формирования этнической экологии в качестве самостоятельной отрасли научного знания; во-вторых, обоснование ее научно-образовательного статуса.

Для достижения этой цели в диссертационной работе был реализован ряд задач, что позволило сделать следующие выводы.

1. Генезис экологической проблематики в истории философской мысли представлен как многоступенчатый, весьма неоднозначный процесс, берущий свое начало еще в восточной философской традиции, и продолжающийся до наших дней. Все многообразие подходов к пониманию процесса взаимодействия природы и общества, взаимообусловленности природно-ландшафтной среды и формирования культурного облика этноса, имеющееся в научной литературе, позволяет их синтезировать и выделить три основных: геодетерминистское, поссибилистическое и эколого-антропологическое.

Геодетерминистское направление основано на ключевой идее концепции географического детерминизма, сущность которой состоит в том, что ландшафтная среда оказывает самое непосредственное, определяющее значение на процесс формирования этноса и его культуры. Основополагающими в рамках данного направления являются труды таких античных философов, как Гекатей, Демокрит, Гиппократ, Геродот, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Диоген, Страбон и др. Эпоху Просвещения принято считать временем формирования концепции геодетерминизма, а разработчиком основных ее положений - Ш. Монтескье. В дальнейшем идеи географического детерминизма развивали такие философы, как Ж. Боден, Ф. Бэкон, В. Козен, Ж.Тюрго, Ф. Ратцель, Г. Бокль, Э. Реклю, среди которых и отечественные мыслители -JI. Мечников, В. Вернадский, JI. Гумилев и другие.

Поссибилистическое направление сформировалось в XIX столетии на основе новых концептуальных подходов к проблеме человека и природы. Его основная идея заключается в том, что природа предоставляет возможности для своего освоения, но способы человеческого воздействия на природу, приспособление к внешним условиям зависят от традиций и образа жизни; одни и те же природные условия по-разному воспринимаются людьми с разной культурой и традициями. Развитие концепции поссибилизма, предложенной группой французских ученых во главе с П. Видалем де ля Блашем, продолжили Ф. Боас и го последователи.

Кулътурантропологическое направление возникло в середине XX века на основе синтеза идей географического детерминизма и поссибилизма. Центральная идея данного направления состоит в изучении особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп, специфики использования этническими общностями природной среды и их воздействия на эту среду, традиций рационального природопользования, закономерностей формирования и функционирования этноэкосистем. Основоположниками данного научного направления являются М. Бейтс, JL Уайт, Дж. Стюард, М. Са-линс, Д. Беннета, Р. Неттинг и др. Аналогичный способ исследования культур, существовал в отечественной науке - концепция хозяйственнокультурных типов, разрабатывавшаяся В. Алексеевым, и этническая экология, основателем которой является В. Козлов.

2. На основе рассмотрения сущности феномена этнического возрождения и анализа его причин сделан вывод о том, что этническое возрождение -сложный, многоступенчатый процесс как в экономическом, так и в культурно-нравственном плане, возникший в условиях российской действительности в 80-е гг.ХХ века и представляющий собой значительное повышение роли этничности в общественных процессах, новую волну повышенного интереса к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни. Этническая экология - самостоятельная научная дисциплина, получившая популярность в середине 80-х гг. прошлого столетия, занимающаяся изучением особенностей традиционных систем жизнеобеспечения этнических групп и этносов в целом, специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду; традиций рационального природопользования, закономерностей формирования и функционирования этноэкосистем.

Сопоставив эти два относительно разных явления в общественной жизни России, можно заключить, что процесс этнического возрождения в России и формирование этнической экологии развивались параллельно. Этническое возрождение оказало непосредственное влияние на выделение и популяризацию этнической экологии в качестве самостоятельной отрасли научного знания.

3. Экологическая культура — это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая в себя систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой; выражающаяся в способности человека осознано пользоваться полученными экологическими знаниями и умениями в практической деятельности, предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности. Становление и развитие традиционной экологической культуры способствует формированию этноэкологических знаний традиционных этнических общностей на основе основных компонентов экологической культуры, составляющих ее сущность и содержание: экологического сознания, экологической этики и экологического мировоззрения.

Экологическое сознание - своеобразная форма общественного сознания, отражающая динамику взаимодействия этноса и природы и выработку необходимых поступков, действий и поведения, формирование философской концепции их диалектической связи. Экологическая этика - область философских исследований, предметом которой является обоснование и разработка этических принципов и норм, регулирующих отношения между человеком и природой. Экологическая этика основана на принципах восприятия природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека. Основная задача экологической этики - изменить ценностные приоритеты развития человечества. Начальным этапом становления экологической этики в условиях современного общества является экологический кодекс. Экологическая этика базируется на общежизненных и общечеловеческих ценностях и является составной частью глобальной нравственности. Экологическое мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры, основанное на идее коэволюции природы и человека. Экологическое мировоззрение формируется как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью -природой и обществом.

4. Этническая экология как самостоятельная научная дисциплина, сформировавшаяся в рамках отечественной гуманитарной науки, не получила окончательного оформления. Объект и предмет ее исследования находятся еще в стадии уточнения, что приводит порой к противоречивым определениям ее сущности. Это обуславливается, прежде всего тем, что данная научная дисциплина носит междисциплинарный характер, что и затрудняет позиционирование ее дисциплинарного статуса. Вместе с тем, этническая экология как новая научная дисциплина, синтезирующая в себе этнорафическое, антропологическое, этнологическое и социально-экологическое знание, занимается изучением особенностей традиционных систем жизнеобеспечения-эт-нических групп и этносов, специфики использования этносами природной среды и их воздействия на эту среду, традиций рационального природопользования, закономерностей формирования и функционирования этноэкоси-стем, имеет право на существование в системе социогуманитарного знания.

5. Важнейшим компонентом в системе современного образования является экологическое, представляющее собой непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, обязанностей и ответственности, формирование экологической культуры. Основным механизмом реализации регионального компонента в современном образовании является внедрение методов и форм этноэкологической педагогики. Этническая экология способствует воспитанию экологически грамотной личности, формированию толерантности, межэтнической и межкультурной коммуникации, способствует взаимообогащению культур, основываясь на изучении традиционной этнической культуры и возрождении исторической памяти.

6. Территория Северного Кавказа, несмотря на давнее освоение и интенсивную эксплуатацию природных ресурсов, в той или иной степени сохранила экологическое равновесие, благодаря рациональному, ресурсосберегающему природопользованию этносов, проживающих в данном регионе. Первичные этнокультурные черты: стереотипы, мировоззрение, поведение, культурные традиции, вырабатывались в процессе адаптации этносов к окружающим условиям как природным - климат, рельеф, ресурсы, так и социальным, и передавались из поколения в поколение. Природоохранные традиции горских и степных этнических общностей — историческое явление, сложившееся в результате их адаптации к окружающей природно-ландшафтной среде. Этнические традиции играют регулирующую роль в практике природопользования. При этом природоохранные правила активно воздействуют на всю систему поведения и культуру скотоводов и земледельцев.

Компаративистский анализ этноэкологических традиций народов Северного Кавказа, осуществленный на примере горского адыгского и степного ногайского этносов, позволил составить представление об этноэкологической картине северокавказского региона и сделать вывод о том, что обе этнические общности, проживая в различающихся природно-ландшафтных условиях, на протяжении многих веков существования выработали определенную экологическую культуру, сформировали традиционные системы жизнеобеспечения и природопользования, позволяющие наиболее рационально и полно использовать природные ресурсы своей местности, не нанося ей большого ущерба.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Доценко, Людмила Николаевна, 2006 год

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «я». М.: Мысль, 1991.- 169 с.

2. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник. Ставрополь: Изд-во СГПУ, 1994. - 100 с.

3. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. -№ 12.

4. Агабеков Г.Б. Жан Боден основатель концепции государственного суверенитета // Вестник ИНИОН РАН. - Сер. «Проблемы государства и права за рубежом» АН СССР. - 1990. - С. 43-45.

5. Агаджанян Н.А. Экология культуры: Интеллигенция и интеллигентность // Глобальные проблемы биосферы. М.: Наука, 2001. - С. 146173.

6. Агаркова Е.Ю. Современная экологическая ситуация как отражение духовного кризиса // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сборник материалов конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского философского общества, 2002. - С. 91-95.

7. Аккиев М.И. Экология и традиционное природопользование балкарцев: современное состояние // Конгресс этнографов и антропологов России. Секция 16. Этноэкологические исследования: Тезисы докладов.-М., 2001.-С. 197.

8. Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. -Л.: Наука, 1979.

9. Александровская О.А. Французская географическая школа конца XIX начла XX века. - М.: Наука, 1972. - 144 с.

10. Алексеев В.П. Антропогеоценозы сущность, типология, динамика // Природа. - 1975. - №. 7.

11. Алексеев В.П. Очерки экологии человека М.: Наука, 1993. - 191 с.12

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.