Эстетика американского минимализма: архитектура и дизайн тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Хлопотникова, Вера Николаевна

  • Хлопотникова, Вера Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 121
Хлопотникова, Вера Николаевна. Эстетика американского минимализма: архитектура и дизайн: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2010. 121 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Хлопотникова, Вера Николаевна

Введение.

Глава I. Исторические и теоретические предпосылки формирования эстетики американского минимализма.

1.1.Постмодернизм в Нью-Йорке.

1.2.Эстетика минимализма как искусство технического производства и конструирования.

1.3.Идеология масс культа в эстетике минимализма.

I.4.Эстетика минимализма как неотъемлемая составляющая массового искусства в философии X. Ортеги-и-Гассета.

Глава II. Архитектура и дизайн в эстетике американского минимализма.

И. 1. Архитектурная деятельность в эстетике американского минимализма.

Н.2.Эстетика неупорядоченного порядка в архитектуре минимализма.

II.2.1.Фигуративная и спонтанная архитектура

II.3.Дизайн - архитектура малых форм.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетика американского минимализма: архитектура и дизайн»

Актуальность темы исследования. Эстетика американского минимализма воспринимается исследователями неоднозначно и истолковывается с различных позиций, порой совершенно противоположных. Сторонники и приверженцы утверждают, что минимализм - стиль, наполненный глубоким смыслом, и не каждому дано понять, что он скрывает в себе. Противники убеждены, что минимализм не может рассматриваться как искусство вообще. До сих пор не снята острота этого вопроса в эстетике и теории искусства, что и обусловило актуальность нашего исследования.

В контексте широкого интереса к вопросу об эстетике американского минимализма вполне закономерным оказывается выбор темы для нашей работы, поскольку эстетика американского минимализма - область очень слабо разработанная в отечественной философской и эстетической литературе. В Соединенных Штатах Америки исследования по эстетике минимализма ведутся давно, в них фиксируется лидирующая позиция этого стиля во многих сферах американского искусства. В нашем исследовании мы обратились к широкому кругу публикаций зарубежных, в основном американских авторов: искусствоведов, философов, представителей теории и эстетики искусства.

Обращение к теме эстетики американского минимализма продиктовано объективными обстоятельствами: развитием эстетики постмодернизма, проникновением ее во все сферы искусства и в жизненное пространство человека. Поскольку предметом диссертации является эстетика минимализма, это повлекло за собой необходимость постановки следующих исследовательских задач:

- обоснование минимализма как художественного стиля;

- выявление роли и места минимализма в искусстве;

- определение отличительных признаков минимализма в ряду других стилей современного искусства.

Так как появление и развитие минимализма обусловлено в большей степени не естественным течением художественности, а особенностями существования рыночной экономики в области американского искусства в военное и поствоенное время, плюралистичность толкования минимализма, огромное количество его проявлений в искусстве иногда приводит к затруднению понимания минимализма как самостоятельного стиля. Минимализм является самостоятельным художественным направлением, наполненным уникальным внутренним смыслом, и оказывается социально востребованным в силу простоты стилистических решений. Его зачастую сводят исключительно к дизайнерскому направлению, в то время как он представляет собой самостоятельный художественный стиль. Произведения, выполненные в соответствии с критериями этого стиля, широко распространены в современной урбанистической среде. Вместе с тем плюрализм толкования понятия «минимализм» препятствует уяснению сущности эстетики минимализма как целостного стилистического явления. На преодоление трудности понимания и направлено данное исследование.

Другим фактором, определяющим актуальность темы исследования эстетики американского минимализма, является подробное рассмотрение минимализма в архитектуре и дизайне квартирного пространства, в которых он самоосуществляется наиболее полно. Город в нашем исследовании рассматривается как крупная архитектурная форма. Каждый житель ощущает город как продолжение своего тела, как одежду, точнее как последовательность одежд, развернутую в городском пространстве. Незаменимой составляющей тела города является архитектура. Архитектура - это живой нерв застывшего движения, образец органичного единства технической конструкции и художественной формы. В наше время уделяется особое внимание дизайну: все больше предпочтения отдается свободному пространству. Дизайнеры-минималисты руководствуются принципами: максимальным освобождением пространства; сведением к минимуму мебели с сохранением многофункциональности; минимизации цветового многообразия.

Стремительные перемены в глобальном мире приближают к полному изменению образа жизни, стиля работы, форм образования, способов коммуникации, организации досуга. Развивается новое мировоззрение, освобождающее внутреннее и внешнее пространство мыслеобразов от традиционного взгляда на мир.

Обращение к эстетике минимализма в нашем исследовании оправдано и тем, что в свете современных событий, человек все больше отдает приоритет закрытости своего мира, огражденности от общества и поиску гармонии внутреннего мира. Именно гармонию внутреннего и внешнего пространства и несет в себе минимализм.

Минимализм занимает достаточно весомое место в американском искусстве. Но в отечественной литературе он не имел до недавнего времени должного освещения, его сущность оставалась нераскрытой и, может даже именно поэтому, не понятой. Одна из задач проведенного исследования - рассмотреть минимализм именно как художественный стиль, понять его сущность и особенности.

Таким образом, минимализм представляет собой художественный стиль эстетики постмодернизма, направленный на выражение минимальными средствами максимально возможного содержания. Он является приоритетной областью исследования в теории современной эстетики.

Степень разработанности проблемы. Эстетика американского минимализма привлекает к себе особое внимание исследователей. Минимализм изучается в рамках искусствознания, музыковедения, истории и теории архитектуры и дизайна. На протяжении всего периода существования минимализм открывает новые смыслы и горизонты понимания.

Предметом данной работы является ранее мало изученная в отечественной эстетике теория и история минимализма. Существующие в этой области работы носят обобщающий характер. Задача данного исследования состоит в углублении понимания феномена минимализма путем обращения к новым трактовкам этого стиля, отчасти предпринятым в зарубежной литературе.

Основными источниками осмысления минимализма в эстетике являлись работы таких авторов, как Дж. Кейдж, Э. Досс, М. Фрайд, К. Бэйкер, Т. Волф, Д. Хандлин, М. Ветрок, И. Сандлер, Р.Хьюз, К. Пепе, Н.Б. Маньковская.

Особый интерес представляет работа философа X. Ортега-и-Гассета «Восстание масс», в которой с неожиданной полнотой излагается не только критика теории массового искусства, но и представлена апологетика эстетики минимализма, дан прогноз процветания минимализма в искусстве.

Большой вклад в исследование формирования минимализма как стиля искусства внесли работы таких исследователей как Б. Кеннет, С. Гильбо, Ю.А. Шведков, О.Э. Туганова, С. Хантер и др.

Среди авторов, акцентирующих свое внимание на проблемах искусства технического производства и масскульта в эстетике минимализма, мы опирались на работы таких мыслителей, как А. Чэйв, Дж. Кейдж, Э. Досс, Ч. Клоуз, Дж. Мэйер, А. Волкер.

Исследования, освещающие проблемы архитектуры и дизайна применительно к эстетике минимализма, в частности, представлены в работах А.В. Иконникова, Г.Б. Минервина, Т. Вольфа, В. Валера, Р. Смита, Г. Вотолато, И. Руби и др.

Научный интерес к минимализму растет с каждым днем. Работа, проделанная в этом направлении, весьма существенна в плане его теоретического обоснования и представляет собой весомое основание для дальнейшего теоретико-эстетического рассмотрения.

Признавая важность значения упомянутых выше работ искусствоведов, следует признать назревшую необходимость самостоятельного комплексного философско-эстетического осмысления и исследования таких мало освещенных в отечественной науке вопросов как: дефиниция минимализма в качестве стиля, основные структурные элементы минимализма; специфика минималистической архитектуры и дизайна. На раскрытие этих сущностных вопросов, в том числе, и направлена данная работа.

Количественная ограниченность отечественных источников по данной теме компенсировалась авторскими переводами зарубежной литературы вышеперечисленных авторов, достаточными для проведения предлагаемого диссертационного исследования.

Таким образом, исследуя степень разработанности поставленной проблемы, можно заключить, что философия и эстетика постмодернизма являются той теоретико-методологической базой, на основе которой и стало возможным рассмотрение сущности и специфики эстетики минимализма, занимающего свою нишу в пространстве художественной культуры и искусства.

Объект исследования настоящей работы - минимализм как художественный стиль.

Предмет исследования - эстетический анализ и классификация стилеобразующих факторов американского минимализма.

Цель исследования - выявить выразительную специфику американского минимализма, рассмотрев данный стиль на примере архитектуры и дизайна.

Достижение поставленной цели потребовало решения группы задач, определивших логическую последовательность предпринятого исследования. К их числу относится:

- определение минимализма как художественного стиля и его места в истории развития художественной культуры Соединенных Штатов Америки;

- выявление стилевых признаков эстетики американского минимализма;

- рассмотрение основных характеристик эстетики минимализма в американском постмодернизме;

- анализ архитектуры минимализма;

- исследование специфики минималистского дизайна;

Теоретические и методологические основания исследования. В основу диссертационного исследования положен исторический и теоретический методы исследования, которые позволили создать целостную концепцию возникновения, развития минимализма как самостоятельного стиля в искусстве с учетом внутренних противоречий и изменений. Системный подход с точки зрения современной теории искусства дал возможность представить в диссертационной работе основные характеристики, положения минимализма. Применение информационно-аналитического подхода к проблеме помогло проанализировать, классифицировать и сопоставить привлекаемый эмпирический материал: Использование аксиологического подхода позволило представить значимость в культуре и искусстве ценностей эстетики американского минимализма, определяющих место и бытование его произведений и продуктов в мире повседневности.

Эмпирическую основу исследования составили работы зарубежных авторов в области теории и практики минимализма, содержащие исследования изменений современного искусства и культуры, практические рекомендации по формированию предметно-пространственного окружения средствами дизайна.

Теоретическую базу исследования составили монографии и статьи, материалы конференций, в основном зарубежные публикации.

Многогранность объекта диссертационного исследования обусловила необходимость привлечения не только работ по эстетике, но и источников, относящихся к различным сферам искусства. Выполнение диссертационного исследования также стало возможным благодаря авторским переводам более чем 80 публикаций с английского, французского и немецкого языков.

Научная новизна работы. Научная новизна данного исследования заключается в том, что впервые американский минимализм в архитектуре и дизайне представлен как манифестация сформировавшегося художественного стиля. В диссертации проведено исследование принципиальных эстетических проблем: определение минимализма как художественного стиля, выделение стилевых признаков эстетики минимализма, выявление специфики архитектуры и дизайна минимализма.

Основные положения, выносимые на защиту. Результаты исследования нашли свое отражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту.

1. Минимализм представляет собой независимый художественный стиль, который обладает самостоятельностью и осуществляется в различных видах искусства: архитектуре, дизайне, музыке, кино и др.

2. Необходимым условием минимализма является выражение минимальными средствами максимально возможного содержания.

3. Тенденция склонности к минимализму является сущностной, а не просто случайной и внешней характеристикой изменений, происходящих в современной культуре. Минимализм прослеживается во множестве сфер как искусства, так и повседневной реальности общества.

4. Распространение минимализма на все сферы современной культуры демонстрирует, что этот стиль стал широко распространенным, общепризнанным в мире искусства и повседневности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в построении теории эстетики минимализма, что позволяет внести вклад в современную эстетику и теорию искусства. В данной работе проведено исследование и обоснование ряда проблем, позволяющих дополнить представление о минимализме как искусстве XX -XXI веков.

Практическая значимость. Сформулированные в диссертационном исследовании выводы могут быть использованы при разработке лекционных курсов, связанных с эстетикой и искусствознанием, культурологией и другими дисциплинами. Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных пособий, справочных материалов по ряду дисциплин гуманитарного направления.

Апробация результатов исследования. Различные аспекты и положения работы получили освещение в докладах и выступлениях на научных конференциях, в частности, на «Научной сессии ТУСУР» (Томск, 2009), методологических и методических семинарах.

По проблеме, исследуемой в диссертации, опубликованы следующие работы:

1. Минимализм: «искусство первичных структур» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 118: Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб. 2009.

2. Американское искусство простоты // Научная сессия ТУСУР часть З.Томск: В-Спектр, 2009.

3. Воспитание молодежи средствами культуры американского минимализма// Социальная работа в России: образование и практика.: сб. науч. тр./ под ред. проф. Н.А. Грика. - Томск: Томск, гос. ун-т систем упр. радиоэлектроники, 2009.

Структура и объем диссертации обусловлены последовательностью разрешения основных задач и целями исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения и списка литературы по соответствующей проблематике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Хлопотникова, Вера Николаевна

Заключение.

Целью данного исследования является выявление сущности эстетики американского минимализма, а также выявление ее основных принципов на примере архитектуры и дизайна.

Примененные теоретико-познавательный и исторический методы исследования феномена минимализма выявили разнообразие его толкования, что послужило предпосылкой к комплексному рассмотрению эстетики американского минимализма в данном исследовании.

Результат исследования - это ряд существенных выводов по рассмотренной проблеме. Прежде всего, в работе показано, что минимализм представляет собой один из стилей эстетики постмодернизма, направленный на выражение минимальными средствами максимально возможного содержания. Это направление постмодернизма сегодня в наибольшей мере выражено в искусстве (архитектуре, дизайне, музыке) и также представлено в эстетике культуры.

В данном исследовании определены и выявлены особенности зарождения и формирования американского минимализма, его становления как художественного стиля.

Элементы исторической преемственности, исторической памяти присутствуют при изменении форм бытия, творческого преобразования предметного мира, выражая менталитет человека, духовность, традиции и одновременно формируя их.

Новое искусство» - универсальный фактор. Из сменяющихся поколений чуткие молодые люди в Париже, в Берлине, в Лондоне, в Нью-Йорке, Риме и Мадриде неожиданно для себя открыли, что традиционное искусство их совсем не интересует, даже более того, оно с неизбежностью их отталкивает. Новое вдохновение, столь экстравагантное внешне, нащупывает реальный путь искусства.

Искусство открыто эксперименту, исполнено огромной изобретательности, творческой энергии, располагает широчайшим полем допустимого и допускаемого поиска, дающего значительные импульсы развитию дизайна, архитектуры, внешним формам промышленных изделий, насыщает предметное окружение человека причудливыми, яркими, будоражащими воображение формами, красками и сочетаниями цвета.

Зародившись в условиях балансирующей нестабильности общества США, неясности и затуманенности минимализм, вскоре, охватил огромное пространство, проник во все сферы и виды искусства. Минимализм способствовал формированию новых эстетических ценностей и нового образа человека. Результатом чего и стало возможным появление теории эстетики американского минимализма.

Чрезвычайно широкое употребление термина «минимализм» сегодня расширяет его границы более чем когда - либо. В работе обозначена некоторая общая платформа, стимулирующая особые (технические) приемы эстетики американского минимализма.

Очень многое в искусстве минимализма было воспринято молчаливо критично в американской культуре. Поэтому мы уделили особое внимание критике, которой минимализм неоднократно подвергался. Даже сегодня остаются те, кто не признает этот насыщенный, наполненный смыслом, стиль как состоявшееся явление искусства. Происходит слияние искусства и жизни. Минимализм развивался в эпоху, когда медиатехнологии быстро набирали темп роста, становясь все более изысканными. На основании чего мы уделили внимание идеологии масскульта в эстетике минимализма.

Сочувствующие критики писали, что «радикальная объективность» протестует против массовой культуры и принципиально не желает привлекать к себе интересы обывателя. Сами же художники этого направления нередко подчеркивали, что цель «обедненного искусства», не позволяющего себе отвлекаться содержанием, в том, чтобы активизировать воображение, мысль, отойти от сентиментальной стандартизированности эмоций и банального истолкования художественного творчества.

Исследование показало, что минимализм уже устоявшийся стиль, несомненно, признанный искусством и занимающий лидирующие позиции в сфере архитектуры и дизайна. Сегодня к этому стилю все чаще обращаются при формировании предметно-пространственного окружения. Простота со смыслом, присущие ему, все больше покоряют и вдохновляют каждого из нас.

Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветовых оттенков, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный, заранее отчужденный и результат процесса его производства.

В работе выделено несколько таких экспериментальных технических направлений минимализма как стиля:

1) использование «искусства земли, воды и воздуха» в рамках «концептуального искусства»;

2) ориентация на поп-арт, в котором также обозначились многочисленные варианты.

В диссертационном исследовании показано, что по истечении полувекового периода своей истории минимализм остается достаточно неоднородным явлением. И в настоящее время исследователи находятся лишь на начальном этапе в решении вопросов, касающихся определения эстетических параметров данного движения. Происходит осмысление событий последних десятилетий, предпринимаются попытки классифицировать технические приемы отдельных авторов, работающих в сфере «минимального» искусства. В работе обозначены сущностные свойства минимализма, применимые к разным сферам художественной деятельности - музыке, живописи, литературе. К наиболее значимым сферам в исследовании относятся архитектура минимализма и минималистский дизайн. Архитектура принципиально отличается от всех изобразительных искусств, потому как она ничего не изображает, а ее материальные формы выражают различные архитектурно-художественные идеи. Город в эстетике американского минимализма характеризуется как крупная архитектурная форма, что нашло свое обоснование во второй главе. Сложная пространственная организация города связана с жизнью большого и неоднородного человеческого общества. И по сей день все большее количество людей отдают предпочтение городу. Жизнь в мегаполисе представляется более комфортной и привлекательной. Город всегда притягивал своими безграничными возможностями, покоряя нас своими масштабами, своей неповторимой архитектурой. Использование минимализма в архитектуре города чрезвычайно важно как для самого городского ансамбля, так и для жителей. Сегодня в каждом мегаполисе можно встретить небоскребы из стекла и бетона, притягивающие взгляд и завораживающие своей мощью, именно в силу насыщенности архитектоники и масштаба пропорций, фактуры и цвета материалов специфичными признаками эстетики минимализма.

Отмечается, что эстетика восприятия охватывает не только форму, но также и связь с сущностью предмета, то есть содержательную форму. Глубина и мощь эстетического чувства определяются через соприкосновение человека с многообразными, важными для него сторонами архитектурного содержания. Только истинная красота окружения способна создавать эмоциональную среду, которая умножает способность людей творить прекрасное, развивать их вкус и эстетическое чувство.

Архитектурный минимализм удобен, практичен и, не смотря на простоту, эксклюзивен и дорог. Даже загородные дома планируют и строят в соответствии со строгостью и принципами минимализма. Все большее количество людей отдают свои предпочтения этому стилю при проектировании и строительстве. Тенденция простоты и дороговизны слились в этом поистине тотально распространившемся стиле. I

Минимализм подарил нам великолепную архитектуру, поражающую своими пространственными и световыми эффектами.

Специфика дизайна в работе определяется социальной структурой общества, его общественными и эстетическими идеалами. Он предполагает создание разнообразных рациональных и эстетически полноценных комплексов в сфере труда, быта и отдыха людей. А они, в свою очередь, в масштабе всего общества должны образовывать единое гармоничное целое. В качестве характерной тенденции современного дизайна, поддерживаемой художниками-конструкторами, выделяется тенденция стремления проектировать не отдельные вещи, а целостные по форме комплекты, которые способны изменять и гармонизировать окружающую нас предметно-пространственную среду.

Мы согласны с утверждением, что такое явление как дизайн стало многогранным и многоуровневым. Современная квартира представляет собой гармоничное единство пространственного решения и предметной организации, отражающее идею наилучшей организации быта людей. Эстетика минимализма в дизайне поистине обладает безграничными возможностями, сегодня это уже не только черное и белое. И, несмотря на то, что любимый цвет современных дизайнеров-минималистов по-прежнему остается белый, теперь он не составляет пару оттенкам черного, а может сочетаться с оранжевым, синим, зеленым и т.д.

В эстетике американского минимализма мы наглядно наблюдаем, как отчужденный от технологии продукт производственной разработки обретает самостоятельное существование в качестве произведения искусства.

Проведенное исследование эстетики американского минимализма позволяет сделать вывод, что предрекавшийся «end» искусству не состоялся а, благодаря минимализму, искусство вышло на новый уровень -постминимализма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Хлопотникова, Вера Николаевна, 2010 год

1. Арсланов В.Г., Кантор A.M. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. М. Эллис Лак 1997. С. 736.

2. Батракова С.П. Искусство и утопия: Из истории западной живописи и архитектуры XX века. М.: Наука, 1990. - 304с.

3. Батракова С.П. Искусство и миф: из истории живописи XX века. М.: Наука, 2002.-213 с.

4. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1986. - 622 с.

5. Бутенко И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях. Социс. 2000. - № 4. - С. 3 - 11.

6. Валери П. Эстетическая бесконечность. Искусство: сб. - М., 1993. - С. 83 - 84.

7. Выготский Л.С. Психология искусства (анализ эстетической реакции) // Тез. докл. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М., 1962.-С.119.

8. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

9. Глазычев В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на западе. -М.: Искусство, 1970. С. 190.

10. Грицанов А.А., Можейко М.А. Постмодернизм. Энциклопедия. -Минск: Книжный дом, 2001. 1097 с.

11. Гропиус В. Границы архитектуры. М. 1971. 224 с.

12. Давыдов Ю.Н. Патология «состояния постмодерна» // Социс. 2001. -№ 11.-С.З-12.

13. Делез Ж. Логика смысла / Пер. с англ. М.: Академия, 1995 - 298 с.

14. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. - С. 326.

15. Диди Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас / Пер. с фр. - СПб.: «Наука», 2001. - 264 с.

16. Иконников А.В. Архитектура XX века. Реальность и утопии. М.: РААСН, 1996.-С. 109.

17. Иконников А.В. Нью-Йорк. JL: Стройиздат, 1980. - С. 96. " 18.Иконников А.В. Постмодернизм, «хай - тек» и дизайн. // США. Экономика, политика, идеология. - 1982. - №7 - С.42 - 54.

18. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985.-С. 175.

19. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998. 256 с.

20. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. 256 с.

21. Иноземцев В. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как вестернизация // Вопросы философии. 2004. - № 4.

22. Искусство и дизайн стран северной Европы. // Монография. Под.ред. Т.В. Папаскири. М.: Сашко, 2001.- 116с.

23. Каганов Г.З. Душа и тело города // Человек. 2002. - № 1. - С. 88 - 103.

24. Кайсарова Ж.Е. Культурно исторические проблемы становления североамериканского города в концепции Льюиса Мамфорда. // Вопросы культурологии. - 2008. - №8. - С. 67 - 70.

25. Каленикин С., Филин В. Дайте волю глазам // Наука и религия. 2006. -№5.-С. 5-9.

26. Каленикин С., Филин В. Дайте волю глазам // Наука и религия. 2006. -№6.-С. 8- 11.

27. Каленикин С., Филин В. Дайте волю глазам // Наука и религия. 2006. - № 7. - С. 6 - 9.

28. Калинин А. Невидимое видимое. // Наука и жизнь. - 2005. - № 2 -С.128 - 134.

29. Кисилев Г.С. Постмодерн и христианство // Вопросы философии. -2001.-№ 12.-С.З- 15.

30. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Изд. Группа «Евразия». СПб. 1998. - С. 263.

31. Когай Е.А. Социальная экология. Человек в городской среде // Социально гуманитарные знания. - 2000, - № 1.-С.116 - 131.

32. Козловский П. Культура постмодерна / Пер. с нем. М.: Республика, 1997.-239 с.

33. Козловский П. Современность постмодерна / Пер. с англ. // Вопросы философии. 1995. - № 10. - С. 85 - 94.

34. Крапивина И.В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме. — Новосибирск.: Изд. Новосибиской государственной областной научной библиотеки, 2003. 192 с.

35. Ларошфуко де Ф. Максимы. Блез Паскаль. Мысли. Жан де Лабрюйер. Характеры. М.,1974. 460 с.

36. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / Пер. с франц. и англ. М.: Республика, 1994. - 384 с.

37. Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.-510 с.

38. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.

39. Мартынов Р. Появление минимализма в архитектуре // Межвузовская студенческая научная конференция «Дизайн в современном обществе». Тезисы докладов.- Ростов на - Дону: РГААИ. - 2001. - С. 60.

40. Мартынов Р. Минимализм в средовой архитектуре // Межвузовская студенческая научная конференция «Дизайн в современном обществе». Тезисы докладов.- Ростов на - Дону: РГААИ. - 2001. - С. 62.

41. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против» / Коллектив авторов. М.: «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003.- 512 с.

42. Минервин Г.Б. Основные задачи и принципы художественного проектирования. Дизайн архитектурной среды: Учеб. пособие для вузов. -М.: Архитектура, 2004. 96 с.

43. Мигунов А.С. Анти-эстетика // Вопросы философии. 1984. - №7.- С. 83.

44. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ. 1986 -126 с.

45. Мигунов А.С. Приоритеты маргинального искусства // Декоративное искусство. 2000. № 1-2.- С. 2-12.

46. Мигунов А.С. Философия маргинальных явлений. Полигнозис. 2002. №2.-С.116- 129.

47. Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. -М.: Знание, 1991. 64 с.

48. Мигунов А.С. Энергетическая «емкость» искусства // II ОМЭК Научное и постнаучное в современной эстетике. М.: ЗАО «Книга и Бизнес», 2006. -С. 111-117.

49. Мигунов А.С. Эстетика в системе философского знания //1 ОМЭК Эстетика: прошлое, настоящее и будущее. М., МГУ, 2007. - С. 63 - 86.

50. Мокроусов А.Траектория шляпы // Иностр.лит. 1997. - № 2.- С.218-223.

51. Мукереджи Ч., Шарсон М. Новый взгляд на поп-культуру. -Полигнозис. -2000. № 2. - С. 97 - 107.

52. Никитина И.В. Маски массовой культуры // Человек. 2004. - № 6. -С.103 - 114.

53. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / Пер. с исп. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 509 с.

54. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. -М., 1991.

55. Панкова JI.A. Уютная квартира; дизайн, обустройство, ремонт. М.: Эксмо, 2006. - 320 с.

56. Пелипенко А.А. Постмодернизм в контексте переходных процессов // Человек. 2001. - № 4. - С.5 - 18.

57. Поспелов П. Эпоха минимализма // Музыка. Экспресс информ. - М. 1991. -№ 2 «Альтернатива - 90»: Грани минимализма - С.2 - 6

58. Поспелов П. Минимализм и репетитивная техника // Музыкальная академия. 1992. - № 4. - С.74 - 83.

59. Рейнгардт JI. Отречение от искусства // Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М.: Искусство, 1985. - С. 301.

60. Самохвалова В.И. Массовый человек реальность современного информационного общества // Полигнозис. — 2000. - № 1. - С. 16 - 35.

61. Суровая Е. Интроверт от архитектуры // Air Union magazine. 2006. - № 6.-С. 58-63.

62. Тоффлер Э. Шок будущего. М. ACT. - 2001. - 560 с.

63. Туганова О.Э. Анатомия искусства авангарда // США Экономика, политика, идеология. 1988. - № 2. - С. 73 - 81.

64. Туганова О.Э., Карпушин В.А. Современная культура США: Структура. Мировоззрен.аспект. Худож.творчество. М.: Наука, 1989. -269 с.

65. Туганова О.Э. Постмодернизм в американской художественной культуре и его философские истоки // Вопросы философии. 1982. - № 4. -С. 122- 128.

66. Файбисович С. Актуальные проблемы актуального искусства. Новый мир. -1997.- №5.

67. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиторал УРССС, 2002. - С.40 -48.

68. Цинман Ж.Г., Жердев Е.В. Дизайн проектирование утилитарного объекта в постмодерне. // Вопросы культурологии. - 2008. - № 12 — С. 6971.

69. Шведков Ю.А. Пути американского искусства: от академизма Б.Уэста до авангардизма А.Серрано // США. Канада. Экономика, политика, культура. 2000. - № 4. - С. 86-95.

70. Эпштейн М. Постмодернизм в России / М., 2000. 256 с.

71. Яницкий О.Н. Урбанизация и социальные противоречия капитализма. М., 1975.

72. Abe P. Uncovering the Sixties: the life and times of the underground press -N.Y.: Pantheon. 1985. - 364 p.

73. Adcock C., James Turrell: The Art of Light and Space. Berkeley: University of California Press. - 1990.

74. Alastair D. American art deco. London. Thames Hudson. 1999. - 288 p.

75. Aldrich. Cool art 1967. Museum of Contemporary Art. Ridgefield Conn. 1968.-32 p.

76. Alloway L. «On the Edge» Architectural Design, London. Vol. XX. № 4, April 1960.- 164- 165 pp.

77. Alloway L. Systemic Painting, New York, 1966, 37p.

78. Baigell M. Dictionary of American Art. N.Y. etc. Harper and Row., Cop., 1979.-390 p.

79. Baker K. Minimalism: Art of circumstance. N.Y. Abbelive press, 1988. -144 p.

80. Barr G. M. ABC art. - Monday Morning Books. 1989 - 64 p.

81. Batchelor D. Minimalism. Movements in modern art. London: Tate Gallery, 1997. - 80 p.

82. Battcock G. Minimal Art: a critical anthology. University of California Press. 1995.-454 p.

83. Bertoni F. Minimalist architecture. Birkhauser. 2002. 22 lp.

84. Bertoni F. Minimalist design. Birkhauser. 2004. 22lp.

85. Besset M. Qui etait Le Corbusier? Geneve: SKIRA, 1968. Cassabella. 1981. № 468. P.48

86. Blake P. The masterbuilders: Le Corbusier, Mies van der Rohe, Frank Lloyd Wright. Norton. 1996. 430 p.

87. Cage J. Silence. Lectures and writings. Wesleyan University Press. Middletown. 1973. 276 p.

88. Carlson A. Aesthetics and the environment: the appreciation of nature, art and architecture. // Routledge, New York. 2002. 272 p.

89. Chave А. С. Minimalism and the Rhetoric of Power. // Art magazine -January. 1990.

90. Chave A. C. Revaluing Minimalism. Patronage, Aura, and Place. Art Bulletin, Sep.2008., Vol. 90, Issue 3

91. Cohen G. M. American Art Essentials. USA: Research and Education Association. 1999. - 160 p.

92. Connor S. Postmodernist culture: an introduction to theories of the contemporary. Blackwell Publishers Inc. vol. 2. 1997. - 327 p.

93. Craven W. American Art: history and culture. London: Laurence King Publishing Ltd, 2003 - 687 p.

94. Cuito A., Cerver F.A. Minimalism maximalism. Loft Publications S.L. and HBI. 2002-221p.

95. Doss E. Twentieth Century. American Art. Oxford University Press, 2002. -288 p.

96. Ebony D. Infinite passages: Serra in Bilbao // Art in America. 2005. - № 10.-P. 139- 140.

97. Erickson J. The fate of the object: from modern object to postmodern sign in performance. Michigan: University of Michigan Press. 1995. - 245 p.

98. Finkelstein S. The Artistic Expression of Alienation. In: Marxism and Alienation. A. Simposium. Ed. By H. Aptheker N.Y., 1965

99. Foster H. The crux of Minimalism in Individuals: a Selected History of Contemporary Art. 1986

100. Francis F. Art, politics, and dissent: aspects of the art left in sixties America, Manchester University Press, London. 1999. 248 p.

101. Fried M. Art and Objecthood. Essays and Review; Chicago: University of Chicago Press 1998. - 333 p.

102. Goldstein A., Diederichsen D. A minimal future? Art as object 1958 -1968. Los Angeles: Museum of Contemporary Art. 2004. - 452 p.

103. Goldberger P. Post modernism: An Introduction // Architectural Design. 1977. №4. P.257

104. Goldberger Philip Johnson / Alan Ritchie Architects. Monacelli Press. 2002. 191 p.

105. Guilbaut S. How New York stole the idea of Modern Art. Abstract expressionism, freedom a. the cold war. Chicago: University of Chicago Press, 1984.-277 p.

106. Hal F. Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism / Foster Hal, Krauss Rosalind, Bois Yve Alain, Buchloh Benjamin H.D., New York: Thames and Hudson. 2005. - 688 p.

107. Hammel M. W. The Popular Arts in America: A Reader. Harcourt Brace Jovanovich inc. 1972. - 436 p.

108. Handlin D. P. American Architecture. London. Thames and Hudson., 1992. -288 p.

109. Hardly T. Art Education in a postmodern world: collected essays. Intellect Books, Portland. 2006. 166 p.

110. Hauffe T. Design. Concise History Series. Laurence King Publishing. 1998. -192p.

111. Heyer P. American Architecture: Ideas and Ideologies in the Late Twentieth Century. John Wiley and Sons. 1993. - 304 p.

112. Hock W. Kunst als Suche nach Freiheit: Entwurfe einer Asthetischen Gesellschaft von der Romantij bis zur Moderne. Koln: DuMont Schauberg, 1973. S.115

113. Hornstein N. and others. Understanding minimalism / N. Hornstein, J. Nunes, К. K. Grohmann. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. -405 p.

114. Hughes R. American Vision. The Epic History of Art in America. Knopf N.Y., 1997. 633 p.

115. Hughes R. Nothing if not critical. Sel.essays on art a.merican artists. N.Y. etc. Penguin books, 1992. 429 p.

116. Hunter S. and others. Modern art: painting, sculpture, architecture, photography. Prestice Hall. 2004. 472 p.

117. Hunter S., Jacobus J. American Art of the 20th Century: painting, sculpture, architecture. L., 1973. 583 p.

118. Huxtable A.L. The Troubled State of Modern Architecture // Architecture Desigh. 1980. №1/2. P. 9-10.

119. Judd D. Specific Objects. (1965) // Judd D. Complete Writings 1975-1986. Eindhoven. 1987. vol.1.

120. Karmel P. The Year of Living Minimally // Art in America. 2004. - № 11.-P. 90-101.

121. Lewis R., Lewis S.I. The power of Art. Cengage Learning. 2008.- 513p.

122. Linder M. Nothing less that literal: architecture after minimalism. -Massachusetts, Institute of Technology. 2004. 282 p.

123. Marzona D., Grosenick U. Minimal Art. TASCHEN. 2004. - 94 p.

124. Meyer J. Minimalism. London: Phaidon press, 2000. - 304 p.

125. Meyer J. Minimalism: art and polemics in the sixties. Yale University Press. 2004. - 340p.

126. Mitscherlich A. Thesen zur Stadt der Zukunft. Frankfurt / Main: Suhrkamp,1971. S.52

127. Morin E. L'Esprit du temps. Paris. 1986.

128. Morris R. "Notes on Sculpture", Artforum 4 № 6. February 1966

129. Mumford L. Roots of contemporary American architecture N.Y.: Dover,1972.-452 p.

130. Nagel T. Equality and partiality. Oxford: Oxford University Press. 1991. - 202 p.

131. Nash E.P., McGrath N. Manhattan skyscrapers. Princeton Architectural Press. 1999.-175 p.

132. O'Doherty В. American Masters: The voice and the Myth. Random House. New York. 1974.-288 p.

133. O'Doherty B. Inside the White Cubes: the ideology of the gallery space, University of California Press. L.A. California, 1999. 113 p.

134. Prince M. The New Black // Art monthly. 2008.

135. Programme und Manifeste zur Architektur des 20 Jahrhunderts / Hrgs. Von U.Condrads. B. : Ullstein, 1964. 180 p.

136. Richter H. Dada-Art and Anti-Art. L.: Thames and Hudson. 1966. P.213

137. Rose B. American art since 1900. New York etc., Holt Rinehart a. Winston Cop. 1975.-320 p.

138. Rossel Q. Minimalist Interiors. Collins Design. 2005. P. 175

139. Ruby I. and others. Minimal architecture. Architecture in focus. -Michigan: Prestel. 2003. 175 p.

140. Ruhrberg K. and others. Art of the XX century. / K. Ruhrberg, M. Schnekenburger, Ingo F. Walther. TASCHEN. Jumbo series. 2000. - 840 p.

141. Sandler I. Art of the postmodern era from the late 1960s to the early 1990s. CO: Boulder, 1996. - 636 p.

142. Sartre J. P. Being and Nothingness / translated by Hazel E. Barnes. -New York: Washington Square Press, 1969. - 623 p.

143. Schulze F. Mies van der Rohe. Chicago. London Univ. of Chicago Press. 1985.-355 p.

144. Smith C.R. Interior design in 20th century America: a history. Harper & Row. 1987.-P.355

145. Stern R. Buildings and Projects 1987 1992. Rizzoli USA. 1992. - P. 368.

146. Strickland E. Minimalism origins. Indiana University Press. Vol.2. 2000. -312 p.

147. Tart Ch. Waking up: overcoming the obstacles to human potential. Boston. 1987.-323 p.

148. Tillim S. What Happened to Geometry: An Inquiry into Geometrical Painting in America. Arts, New York, Vol. 33. № 9. June 1959. 38 - 44 pp.

149. Toy М. Aspects of Minimal Architecture. Vol. 2. Academy. 1994. 96 p.

150. Tuchman Ph. Minimal art. Drassanes Reials, 1981. - 60 p.

151. Venturi R. Learning the Rightlessons from the Beaux arts // Architectural Design. 1979 № 1. P. 25 -29

152. Vetrocq M. E. Dan Flavin: Singing the Art Electric // Art in America. -2005.-№ l.-P. 80-89.

153. Votolato G. American design in the twentieth century: personality and performance. Studies in design and material culture. Manchester University Press. 1998-30 lp.

154. Walker A. Art in the age of mass media. Vol. 3. 2001. 216 p.

155. Walker J.A. Glossary of art, architecture and design since 1945. G.K.Hall. 1992.-350p.

156. Waller V. Minimal architecture: a question of space. University of New South Wales. 1995 82p.

157. Wilenski R.H. The Modern Movement in Art. L.: Faber and Faber, 1946. -216 p.

158. Willem J., Bertens H. International postmodernism: theory and literary practice. London, Routledge, 1997 - 581 p.

159. Willem J., Bertens H. The idea of the postmodern : a history. London, Routledge, 1995.-284 p.

160. Williams J. R. After modern sculpture: art in the United States and Europe, 1965 1970. - Manchester. Manchester University Press. 2000. - 180 p.

161. Wolfe T. From Bauhaus to our house. N.Y. Farrar Straus Giroux, 1981. -143 p.

162. Wollheim R. Minimal Art (1965) // Wollheim R. On Art and the Mind. Londres / Cambridge, 1974

163. Yashiro Y. Two thousand Years of Japanese Art 1958.

164. Zou S. Realms of tranquility, contemplating minimal architecture. University of New South Wales. 1997. 152p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.