Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX - начала XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Морозова, Маргарита Алексеевна

  • Морозова, Маргарита Алексеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 193
Морозова, Маргарита Алексеевна. Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX - начала XXI вв.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2008. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Морозова, Маргарита Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Арт-дизайн как явление проектной культуры в искусствознании XX — начала XXI века

1.1 .Проблема соотношения искусства и дизайна в зарубежной художественной критике.

1.2. Развитие концепции взаимодействия искусства и дизайна в отечественном искусствознании.

1.3. Отношение зарубежных художников и дизайнеров к проблеме взаимодействия искусства и дизайна.

Глава II. Основные художественные направления первой половины XX века и их влияние на становление арт-дизайна в мебели

2.1. Зарождение арт-дизайна в проектировании мебели начала

XX века.

2.2. Влияние методов авангардного искусства на дизайн мебели.

Глава III. Сюрреалистический метод как один из ведущих в мебельном проектировании второй половины XX века

3.1. Особенности сюрреалистического метода в дизайне мебели

3.2. «Натуралистический» сюрреализм в дизайне мебели

С. Дали, П. Форназетти).

3.3. Направление «биоморфного» сюрреализма в арт-мебели (Ф. Кислер, И. Ногучи, К. Моллино).

Глава IV. Практика арт-дизайна в проектировании мебели второй половины XX - начала XXI века.

4.1. Переход к постмодернизму в проектной культуре. Влияние поп-арта на дизайн мебели.

4.2. Мебельные проекты минималистов в США.

4.3. Итальянская линия в арт-дизайне («Алхимия», «Мемфис»,

Г. Пеше).

4.4. Арт-дизайн как современное направление в проектировании мебели.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Арт-дизайн в зарубежном проектировании мебели XX - начала XXI вв.»

Дизайн, или предметное творчество, междисциплинарен. Согласно устоявшемуся мнению отечественных ученых Е.Н. Лазарева и М.А. Коськова, это «не только древнейшая, но и, по-видимому, ярчайшая область интеграции знаний»1. Типы дизайна как предметного творчества образуют спектр переходных форм между полюсами практической полезности и художественной выразительности. И если к полюсу практической пользы тяготеет инженерный дизайн, или техническое конструирование, для которого характерны отсутствие художественных целей и стремление к красоте вещей как следствию их всестороннего практического совершенства, то к противоположному - те виды дизайна, для которых ведущую роль играет художественно-образная сторона. Это - стайлинг (от слова "style" - англ. «стиль») и арт-дизайн, или художественное конструирование, уделяющие основное внимание дисциплинам художественного плана: композиции, истории стилей, психологии творчества, а также всем пространственным искусствам. При этом искусствоведов интересуют в первую очередь формы традиционных стилей, а представителей арт-дизайна - авангардные концепции, поиски новаторских форм, устремленных в будущее.

На наш взгляд, из названных выше направлений проектной деятельности арт-дизайн имеет самые тесные взаимоотношения с современным искусством. Арт-дизайн связан с созданием уникальных произведений, с проектированием образно-пластической, художественной формы вещи. В арт-дизайне вещь как бы «приподнимается» от сугубо утилитарного до художественного уровня. Проектная деятельность практиков арт-дизайна связана с «художественным освоением утилитарной основы предмета» . Арт-дизайнеры работают над образным решением формы, т. е. можно сказать, что в состав проектного метода арт-дизайна включается художественный метод, существующий в искусстве, который Ю.Б. Борев определяет как способ образного мышления3.

Суть бинома арт-дизайна - воплощение средствами дизайна задачи искусства4. По словам британского исследователя А. Коулза, арт-дизайн - это «тот тип искусства, на который вы смотрите, сидя на нем»5. При этом важно отметить, что два основных «ингредиента» арт-дизайна - дизайн и искусство — не механически совмещаются в арт-дизайн-объекте, а взаимодействуют на концептуальной основе.

В современном ценностном пространстве искусства и дизайна арт-дизайн как жанр художественного и проектного концептуализма стал заметно доминировать. На современном этапе развития проектной культуры искусство мебели в своих самых острых образцах и на полюсах своих поисков граничит с соседними, смежными жанрами. Оно становится уже не только мебельными формами, тяготея то к скульптуре, то к станковым видам авангардного искусства, а то и сопрягая все в некие совершенно новые конгломераты, обладающие качествами различных жанров и при этом сохраняющие свои традиционные утилитарные функции.

Однако арт-дизайн - явление не новое, он заявил о себе в проектировании предметно-пространственной среды во второй половине XX в., в эпоху постмодернизма, когда классической автономии искусства был противопоставлен междисциплинарный подход. Постмодернизм, с его полистилистикой и невиданным расширением границ дизайнерского творчества, поставил во главу угла самого автора-дизайнера, с его правом на своеобразие, индивидуальность, правом на активное экспериментирование в области формообразования, выработку концептуальных и выразительных черт своего творчества.

Исследование истоков феномена арт-дизайна в мебели показывает, что его подготовка и формирование как самостоятельного направления в проектировании шло на протяжении всего XX в. О взаимосвязи искусства и дизайна, о том, что дизайн - один из полноправных и независимых видов искусства, заговорили еще в 1930-е гг. Именно тогда, в 1932 г., в Музее современного искусства МоМА в Нью-Йорке был создан отдел архитектуры и дизайна и была открыта галерея дизайна - постоянно действующая экспозиция объектов промышленного дизайна со времени возникновения движения «Искусств и ремесел» и до настоящего времени.

В 1967 г. на Всемирную выставку «ЭКСПО-67» в Монреале, проходившую под девизом «Человек и его мир», продукты дизайна отбирались на равных правах с произведениями искусства. В начале 1980-х гг. появились музеи дизайна, где выставляются те или иные дизайнерские объекты, воспринимающиеся уже вне связи с их утилитарным назначением, как произведения искусства. Весьма симптоматично то, что новая экспозиция кельнского музея декоративного искусства Museum fur angewandte Kunst, открывшаяся в ноябре 2008 г., получила название "Design und Kunst im Dialog" («Дизайн и искусство в диалоге»).

За последнее десятилетие в музеях современного искусства и дизайна разных стран мира прошли выставки "What if: Art on the Verge of Architecture and Design" («Что если? Искусство на грани архитектуры и дизайна»), Музей современного искусства (Moderna Museet), Стокгольм, 2000; "Against Design" («Против дизайна»), Институт современного искусства Университета Пенсильвании, Филадельфия, 2000; "TRESPASSING: Houses & Artists" («Нарушение границ: Дома и художники»), Центр искусства и архитектуры МАК, Лос-Анджелес, 2003; "Design Ф Art: Functional Objects from Donald Judd to Rachel Whiteread" («Дизайн ф арт: Функциональные объекты от Дональда Джадда до Рэйчел Уайтред»), Национальный Музей дизайна Купера-Хьюитта, Нью-Йорк, 2004-2005; «Мебель художественного авангарда XX века», Государственный центральный музей современной истории России, Москва, 2004; "Camera con Vista: Arte e Interni in Italia 1900-2000" («Комната с видом: Искусство и интерьеры в Италии 1900-2000»), Палаццо Реале, Милан, 2007; "Surreal Things: Surrealism and Design" («Сюрреалистичные вещи:

Сюрреализм и дизайн»), Музей Виктории и Альберта, Лондон, 2007; "Art in design" («Искусство в дизайне»), арт-галерея «Эрмитаж», Москва, 2008 и др.

В сентябре 2008 г. в Музее Людвига в Кельне прошел круглый стол на тему „1st Design Kunst, ist Kunst Design?" («Является ли искусство дизайном, или же дизайн - это искусство?») с участием современных немецких художников, дизайнеров, искусствоведов и представителей промышленности. Обширная программа выставок и круглых столов, посвященных разным аспектам междисциплинарного взаимодействия искусства и дизайна; постоянная демонстрация мебельных арт-объектов на мировых ярмарках современного искусства (например, биеннале дизайна "Design Miami" в Майами, Флорида, проходящая параллельно с Международной выставкой искусств Art Basel, и выставка "DesignArt London", которая с 2007 г. проводится одновременно с лондонской ярмаркой современного искусства Frieze Art Fair); выпуск предметов мебели ограниченными тиражами; тот факт, что объекты дизайна становятся предметом коллекционирования и аукционных торгов (всемирно известные аукционные дома "Christie's", "Phillips de Ригу & Company" и "Sotheby's" уже на протяжении нескольких лет проводят торги объектов модернистского и современного дизайна) - все это подтверждает актуальность настоящего искусствоведческого исследования, посвященного изучению проявлений арт-дизайна в проектировании мебели на протяжении минувшего столетия.

Дизайн мебели во второй половине XX в. стремится к большей художественной выразительности и в лучших своих проявлениях постепенно превращается в подлинно художественное творчество. Сегодня уже стало возможно говорить о предметах мебели в терминах искусствознания и рассматривать их с точки зрения формы, пластики, живописности и особой «философии». При этом форма может как являться уникальным произведением высокого ремесла, так и быть адаптированной к серийному производству.

На современном этапе тяготение дизайнеров мебели к особым художественным формам объясняется тем, что в искусстве они видят источник новых оригинальных идей, которые помогают им в решении собственных художественных задач и способствуют развитию дизайнерских приемов и средств. Изобразительное искусство обогащает дизайнеров в творческом плане, способствует повышению их эмоционального заряда. Изучение достижений авангардного искусства как сферы экспериментов в области разработки художественных методов и средств создания художественных образов позволяет формировать у дизайнеров свободное ассоциативное и творческое мышление. В этой связи вопросы, рассматриваемые в данном исследовании, приобретают особую актуальность.

Вопросы расширения сферы творческой деятельности, исследование влияния одного вида искусства на другое, взаимопроникновение художественных средств визуального воздействия вызывают все более пристальный интерес у теоретиков и практиков. Однако такой аспект проблематики междисциплинарного взаимодействия видов искусств и направлений творчества, как арт-дизайн, формирование которого происходит под влиянием искусства, представляется сложным для исследования, поскольку на современном этапе он остается мало изученным и недостаточно теоретически разработанным.

Подробных критических комментариев по поводу тенденции переноса центра тяжести с утилитарно-функционального значения мебели на культурно-художественное на сегодняшний день явно не хватает. Вопрос специфического взаимодействия искусства и дизайна рассматривался в советском искусствознании: наибольший интерес для данного исследования представляют труды отечественных теоретиков дизайна В.Р. Аронова, B.JI. Глазычева, В.О. Родина, Е.А. Розенблюма.

Зарубежные искусствоведы обратили свое внимание на эту проблему лишь недавно: первые результаты исследований, посвященных арт-дизайну, были опубликованы в 2004 г. Однако они, при всем их значении для современного искусствоведческого дискурса, не отличаются широтой охвата проблемы и грешат некоторой односторонностью подхода. Авторы трех существующих на сегодняшний день монографий по проблемам арт-дизайна Б.

Блёминк, Д. Домерг и А. Коулз избрали объектом своего исследования мебельные проекты представителей изобразительного искусства (А. Матисс, С. Делоне, Д. Джадд и др.).

Для искусствоведческой оценки продуктов дизайна, для практической деятельности дизайнеров, а также для развития теории дизайна по проблемам художественного творчества в дизайнерской деятельности необходимо обратиться к современному искусству и выявить формы его влияния на дизайн, уровни заимствования дизайном средств и методов, используемых в искусстве. Ретроспективный взгляд на историю дизайна и искусства XX в. позволит в поисках истоков означенного художественно-концептуального явления в дизайне мебели обратиться к истории и теории дизайна и искусства прошлого столетия, т. к. именно на этот период приходится формирование арт-дизайна и его выделение в самостоятельное направление предметного творчества.

Цель настоящей работы - искусствоведческое исследование феномена арт-дизайна в мебели как особого художественно-концептуального направления в проектной культуре. Цель работы определила постановку основных задач исследования:

- исследовать арт-дизайн как явление проектной культуры в историографии XX в. и современной художественной критике;

- рассмотреть творческие установки зарубежных художников и дизайнеров по проблеме взаимодействия искусства и дизайна;

- собрать, систематизировать и обобщить документальный и иллюстративный материал по развитию арт-дизайна в мебельном проектировании за рубежом;

- выявить истоки становления арт-дизайна в проектировании мебели первой половины XX в.;

- исследовать практику арт-дизайна в мебели второй половины XX - начала XXI вв., выявить наиболее крупных художников и дизайнеров, работавших в данной области;

- показать, что развитие арт-дизайна связано с развитием средств художественной выразительности и принципов формообразования в современном искусстве.

Предмет исследования — многообразные проявления арт-дизайна как художественно-концептуального направления в проектировании мебели. В качестве объекта исследования в работе рассматривались работы ведущих представителей стран Западной и Восточной Европы, США, Бразилии в области мебельного проектирования на протяжении XX - начала XXI вв.

В диссертации использован значительный по объему и информации источниковедческий материал, поиск, обобщение, систематизация, интерпретация и обработка которого были одним из главных направлений в работе. Для настоящего исследования были привлечены материалы из собственной библиотеки Музея Дизайна Витра, ("Vitra Design Museum") в Вайль-на-Рейне (Германия) — монографии, антологии, сборники статей, выставочные каталоги, рецензии, материалы периодических изданий. В качестве иллюстративного сопровождения использованы редкие, не известные в настоящее время в России работы. Сбор материала на эмпирическом уровне осуществлялся на международных выставках-ярмарках мебели: "imm cologne" (Кельн: 16-22 января 2006 г., 14-20 января 2007 г., 14-20 января 2008 г.), "Salone Internazi-onale del Mobile" (Милан: 5-10 апреля 2006 г., 18-23 апреля 2007 г., 16-21 апреля 2008 г.); в музеях современного искусства и дизайна: "Tate Modern", "Victoria and Albert Museum" и "Design Museum" (Лондон, март 2006 г.), "Vitra Design Museum" (Вайль-на-Рейне, май 2005 г., ноябрь 2007 г.), "Kunstindustrimuseet" (Копенгаген, май 2006 г.), "Musee des Arts Decoratifs" и "Centre Georges-Pompidou" (Париж, сентябрь 2006 г., январь 2007 г.), "Museum fur angewandte Kunst" (Кельн, август 2007 г.) и др.; в арт-галереях и выставочных залах мебельных производителей в Милане ("Gallery Blanchaert", "Postdesign", "Zerodisegno"), Кельне ("Gabrielle Ammann Designer's Gallery", "Art Gallery Monika Spriith and Philomene Magers"), Лондоне ("Carpenters Workshop Gallery", "David Gill Galleries").

В основу данной работы положен формально-стилистический анализ образцов арт-дизайна в мебели. В основной части исследования автором был проведен сравнительно-сопоставительный анализ ведущих художественных методов в искусстве XX в. и их специфического преломления в проектной практике прошлого столетия. В результате этого анализа была установлена объективно существующая общность между принципами формообразования и средствами художественной выразительности, используемыми в изобразительном искусстве и дизайне мебели в XX в., на основе этой общности было выявлено своеобразие арт-дизайна и рассмотрены его характерные особенности как художественно-концептуального направления в проектировании мебели.

Границы исследования определяются постановкой проблемы и очерчиваются хронологическими рамками 1900-2000-х гг., так как именно этот временной отрезок позволяет выявить и проследить исследуемый феномен на основных стадиях его развития — от периода становления и до обособления арт-дизайна в самостоятельное направление мебельного проектирования. Нижняя граница рассматриваемого периода относится ко времени зарождения дизайна и возникновения концепции дизайна как полноценной художественной деятельности и даже как отдельного вида искусства, которая и будет разрабатываться практиками и теоретиками арт-дизайна второй половины XX в.

Географические границы исследования ограничиваются странами Западной и Восточной Европы, США, Бразилии; это определяется тем обстоятельством, что арт-дизайн получил наиболее яркое выражение в практике проектирования мебели именно в этих странах.

Автор выносит на защиту следующие научные положения: 1. Арт-дизайн - специфическая область дизайн-проектирования, соединяющая приемы авангардного изобразительного искусства и промышленного дизайна и связанная с созданием функциональных объектов, обладающих художественно-культурной ценностью.

2. Дизайн мебели в XX в. и в настоящее время развивает и накапливает свои художественно-проектные возможности за счет новых средств художественной выразительности, новых принципов и приемов, разрабатываемых художниками в процессе решения собственных творческих задач.

3. Арт-дизайн - феномен постмодернистской проектной культуры, который характеризуется многообразием художественных позиций, смешением стилей и художественных методов, индивидуальным творческим подходом и активным экспериментированием в области формообразования.

4. Один из основных постулатов арт-дизайна - практически ничем не регламентируемый поток творческой фантазии художника, который уже не сдерживают жесткие рамки технологий.

5. Широкое распространение арт-дизайна в современной культуре связано с переходом от массового производства к выпуску серий товаров для конкретной, заранее определенной целевой аудитории, а также уникальных изделий.

Научной новизной характеризуется, прежде всего, сама проблематика исследования. Впервые в отечественном искусствознании предметом специального научного исследования стал феномен арт-дизайна как одного из самых актуальных видов проектного творчества. В первый раз для полноты исследования были привлечены неизвестные в России теоретические работы зарубежных искусствоведов и художественных критиков по проблемам арт-дизайна и обширный иллюстративный материал. Настоящая работа вводит в широкий научный оборот как малоизвестные, так и совсем не известные в отечественном искусствоведении имена выдающихся дизайнеров и художников, наиболее ярких представителей направления арт-дизайна в мебели: Ф. Кислера, П. Форназетти, Д. Джадда, Р. Арада, Т. Диксона, М. Бонетти, Ф. и У. Кампана и ряд других. В данном исследовании впервые проведено комплексное изучение арт-дизайна в проектировании мебели с точки зрения заимствования им из современного искусства средств художественной выразительности и принципов формообразования.

Представленный материал показывает, что влияние современного искусства на дизайн является одной из важных эстетических проблем. Выводы, предлагаемые в диссертации, обозначают не ясное до сих пор место проектного творчества, связанное с созданием объектов, наделенных функциями, ранее всецело принадлежавшими произведениям искусства, и вводит в искусствознание, историю и теорию дизайна новые сведения и факты относительно теории и практики арт-дизайна.

Научные результаты исследования:

1) исследованы разнообразные трактовки системы связей между дизайном и искусством и самого понятия «арт-дизайн» в историографии XX в. и современной художественной критике;

2) рассмотрены творческие установки зарубежных художников и дизайнеров по проблеме взаимодействия искусства и дизайна как одного из главных аспектов теории арт-дизайна;

3) собран, систематизирован и обобщен обширный документальный и иллюстративный материал по развитию арт-дизайна в зарубежном мебельном проектировании;

4) выявлены истоки становления арт-дизайна в проектировании мебели первой половины XX в. и влияние на него художественных течений авангардного искусства;

5) исследована практика арт-дизайна в мебели второй половины XX -нач. XXI вв., определен круг наиболее крупных художников и дизайнеров, работавших в данной области;

6) показана взаимосвязь в развитии принципов формообразования и средств художественной выразительности арт-дизайна в мебели с произведениями современного изобразительного искусства.

Важным практическим аспектом данной работы является расширение имеющихся представлений о системе связей между дизайном и искусством и введение в научно-практический оборот новых сведений для дальнейшего обобщения материалов по дизайну мебели. Материалы диссертации могут войти в общие труды по истории дизайна и истории проектирования мебели, а также использоваться в качестве справочного материала. Собранный в работе материал может быть рекомендован для включения в учебные курсы лекций по истории дизайна и истории мебели, а также для спецкурсов по арт-дизайну и арт-мебели.

Результаты настоящего исследования могут быть методологически полезны при решении междисциплинарных проблем, связанных с историко-культурными дисциплинами, а также использоваться в смежных отраслях гуманитарного знания, например в культурологии. Введение в научный оборот интереснейшего опыта зарубежных художников и дизайнеров мебели второй половины XX — начала XXI вв. может быть полезно не только историкам и теоретикам дизайна и искусства, но и современным практикам.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе научно-исследовательской работы. По теме диссертации были сделаны доклады на Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Дни науки-2006» (СПГУТД, апрель 2006 г.); на Всероссийской научно-практической конференция студентов и аспирантов «Дни науки-2007», СПГУТД, апрель 2007 г.); на Научно-практической конференции «Месмахеровские чтения 2007» (СПбГХПА, июнь 2007 г.); на Шестой международной биеннале дизайна «Модулор-2007. Время дизайна» (СПГУТД, ноябрь 2007 г.). Во время работы над диссертацией автором курировались выставки в Галерее дизайна Bulthaup (Санкт-Петербург): «Дания. Чистый дизайн» (октябрь 2003 г. - январь 2004 г.), «Шведский дизайн глазами Свена Лунда» (сентябрь — октябрь 2004 г.), «Фридрих Кислер. Воссоздание» (март — апрель 2006 г.). Был разработан курс лекций «Современный дизайн (мебель, интерьер)» для Международной школы дизайна (Санкт-Петербург).

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Морозова, Маргарита Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения в представлениях о картине мира, связанные с развивающейся наукой и техникой в XX в., повлияли на пластические виды искусства, трансформировав изобразительную структуру (ритмы, пропорции, цвет, композицию). Эти изменения коснулись и художественного конструирования, в частности проектирования мебели. Дизайн мебели конца XX - начала XXI вв. отмечен появлением произведений, столь сильно отличающихся от предшествовавших форм, что обусловливает интерес к природе этого явления, принципам, методам и закономерностям процесса его формообразования. Традиционное представление о ритме, объеме, массе, масштабности, системе членений, о собственно композиционном принципе проектирования мебели пересматривается в связи с появлением новейших материалов, технологий и возрастанием роли художественной выразительности в формообразовании объектов дизайна.

Современный мебельный дизайн развивает и накапливает свои художественно-проектные возможности за счет новых средств художественной выразительности, новых принципов и приемов, разрабатываемых художниками в процессе решения собственных творческих задач. Эта тенденция вызвана стремлением человека в современном мире к самовыражению, к утверждению собственной неповторимой индивидуальности. Средством активного самовыражения становится для человека среда: он начинает все более творчески подходить к своему жилищу, и ему нужны вещи, способные активно участвовать в этом созидательном и увлекательном процессе. Мебель и другие функциональные объекты для интерьера способны насытить его не только утилитарным предназначением, но и более высоким художественным смыслом. Так современные дизайнерские предметы начинают тяготеть к повышению своего художественного уровня, что сопровождается как увеличением их стоимости и сложностью в изготовлении, так и выражается в оригинальности предметов интерьера, в их индивидуальном авторском характере.

Дизайн мебели на современном этапе выходит на сопредельную территорию чистого искусства. Это выражается в том, что три главных принципа и признака дизайна - индустриальный метод производства, массовость и функциональность - все чаще становятся вопросом компромисса. Все больше появляется единичных или малосерийных предметов, в которых идея, творческое заявление автора преобладает над функцией. Арт-дизайн, или ди-зайн-как-искусство, - это концептуальный авторский дизайн, который характеризуется огромным разбросом художественных позиций, разнообразными творческими манерами, широким спектром жанров и приемов. Его произведения наполнены лиризмом и иронией, показным отрицанием авторитетов и пропагандой новых решений, множеством вариаций толкования мыслей и образов; они заставляют зрителя быть личностью, вступать в сложные контакты с объектами, созданными художниками. Один из основных постулатов арт-дизайна - практически безграничная вседозволенность и раскрепощение формообразования, которое уже не сдерживают жесткие рамки технологий, всегда тормозившие и регламентировавшие поток творческой фантазии художника. В современных условиях эти проблемы отошли на второй план.

Однако примеры такого симбиоза дизайна и искусства в проектной практике возникли не вчера. Сама идея дизайна как искусства берет начало в конце XIX в., когда собственно и началось развитие массового производства, которое стирает все границы между искусством и техникой, совмещая в себе красоту и пользу. Первые образцы арт-дизайна мы встречаем в творчестве представителей художественного авангарда первой половины XX в. — не-опластицизма и группы Де Стейл, итальянского футуризма, чешского кубизма, дадаизма и Ар Деко. Далее, в середине и второй половине XX в. происходит оформление арт-дизайна в одно из ведущих концептуально-художественных направлений в проектировании, представители которого заимствовали и творчески переработали в своей практике художественно-образные и композиционные особенности произведений сюрреализма, поп-арта и минимализма. Сложившиеся каноны и принципы проектирования в период функционализма породили усредненность, безликость и бездуховность предметной среды. Поток массового производства стандартных вещей не имел ярко выраженного художественного образа, что способствовало активизации общих глобальных процессов в дизайне, направленных на поиск выразительных, индивидуализированных форм. Поиск художественного образа стал главной тенденцией мебельного дизайна в эпоху постмодернизма. С ярким, запоминающимся образом связаны самые интересные инновации в формировании дизайна мебели на современном этапе.

Большой вклад в осмысление феномена «дизайна как искусства» был сделан отечественными исследователями (прежде всего B.JI. Глазычевым и В.Р. Ароновым), проделавшими большую работу по типологизации западных теоретических концепций дизайна, среди которых для настоящего исследования наибольший интерес представляют две парадигмы. Первая концепция определяет дизайн как вид искусства (собственно арт-дизайн); ее предложили Рид и ряд других теоретиков и практиков дизайна, сторонников художественности и индивидуализации в дизайне, которые утверждали, что дизайн — абстрактное искусство; фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике. Сторонники второй концепции занимают промежуточную позицию между «антивещизмом» и арт-дизайном. Ее главный идеолог Д. Нельсон признавал основную функцию дизайна как функцию культурно-ценностную.

Зарубежные исследователи, при всем значении для современного искусствоведческого дискурса их теоретических разработок по проблемам арт-дизайна и с учетом их определенного вклада в понимание этого феномена, не учли, что панорама мебельного дизайна конца XX - начала XXI вв. характеризуется многообразием художественных позиций, разнообразными творческими манерами. Ограничиваясь рассмотрением одних лишь экспериментов художников-минималистов США в области мебельного проектирования, современные американские и английские исследователи арт-дизайна в значительной степени сузили рамки этого сложного и неоднозначного феномена.

На основании проведенного исследования в соответствии с его целью и задачами формулируются следующие выводы:

1. Арт-дизайн связан с созданием уникальных произведений, с проектированием образно-пластической, художественной формы вещи. Суть бинома арт-дизайна - воплощение средствами дизайна задач искусства.

2. Разнообразные направления искусства XX в., занимающиеся поиском новых форм освоения мира, оказывают влияние на развитие дизайна в области формообразования. В арт-дизайне постоянно происходят стилевые изменения, связанные с экспериментальными, художественными исканиями.

3. Формирование арт-дизайна происходило под влиянием художественных методов авангардного искусства, а как самостоятельное направление в проектировании мебели арт-дизайн оформился во второй половине XX в., в эпоху постмодернизма.

4. Как явление постмодернистской проектной культуры арт-дизайн характеризуется художественно-концептуальным многообразием, смешением стилей и художественных методов, индивидуальным творческим подходом и активным экспериментированием в области формообразования, особой закодированной образно-смысловой информацией («философией»), которой наделены его произведения - «полезные предметы искусства».

5. Арт-мебель отличается высокой степенью сложности конструктивно-технологического и декоративного замысла. Для его воплощения используются новейшие материалы и технологии на пределе их конструктивных и выразительных возможностей; как правило, арт-мебель существует в одном экземпляре или изготавливается малыми сериями.

6. Благодаря тому, что новые технологии и материалы с обширным арсеналом возможностей позволяют воплотить в жизнь доселе невыполнимые проектные формы, арт-дизайн становится одним из доминирующих направлений в современной практике проектирования мебели. Современные мастера арт-дизайна стремятся найти новые пути в развитии мебельного проектирования. Их усилия и поиск сосредоточены на индивидуализации творческих решений и концептуальном, экспериментальном конструировании, ассоциативных подходах и художественных попытках создания оригинальных и выразительных форм. «Игровой» момент, интрига, сюжетность, метафоричность и неповторимое образное звучание формы, которые отличают произведения арт-дизайна, представляются в ряду перспективных тенденций в развитии мебельного дизайна. Именно арт-дизайн позволит наполнить интерьер будущего вещами динамичными и экспрессивными в творческой интерпретации их владельцев.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Морозова, Маргарита Алексеевна, 2008 год

1. Андреева Е. Ю. Постмодернизм : искусство второй половины XX — нач. XXI в. / Е. Ю. Андреева. — СПб. : Азбука-классика, 2007. -487 с. (Новая история искусства).

2. АрнхеГш Р. Искусство и визуальное восприятие / Рудольф Арнхейм : пер. с англ. — М. : Архитектура-С, 2007. — 392 с. : ил.

3. Аронов В. Р. Арт-дизайн в новейшем латышском искусстве // Творчество. 1989. - № 9. - С. 10-12.

4. Аронов В. Р. Дизайн в культуре XX века : анализ теорет. концепций : автореф. дис. . д-ра искусствоведения / Аронов В. Р. -М., 1995.-38 с.

5. Аронов В. Р. Дизайн и искусство / В. Р. Аронов. — М. : Знание, 1984. 64 с. - (Актуальные проблемы технической эстетики) (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика; 2).

6. Аронов В. Р. Художник и предметное творчество : проблемы взаимодействия материал, и худож. культуры XX в. / В. Р. Аронов. — М. : Сов. художник, 1987. 232 с.

7. Балла О. Человек и его вещи : к истории бытовой чувственности XX века, или Торжество дизайна // Знание-сила. — 2001. № 4. — С. 72-82.

8. Барт Р. Мифологии / Ролан Барт ; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М. : Акад. проект, 2008. — 351 с.

9. Бартлетт Дж, Сюрреалистические вещи: сюрреализм и дизайн // Теория моды : Одежда — Тело Культура. - 2007. — № 5 (зима). -С. 265-269.

10. Бобыкин А. Проблемы развития советского дизайна // Художник, вещь, мода : сб. ст. / сост. М. Л. Бодрова, А. Н. Лаврентьев. — М., 1988.-С. 144-153.12,13,14,15,1617,18,19

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.