Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Забавникова, Татьяна Юрьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 242
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Забавникова, Татьяна Юрьевна
Введение.
Глава 1. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики как научно-педагогическая проблема
1.1 Современное состояние проблемы эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.
1.2 Сущность, структура и содержание эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.
1.3 Функциональные возможности компьютерной графики в процессе эстетического воспитания студентов.
Глава 2. Практика эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики
2.1 Модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.
2.2 Педагогические условия реализации предложенной модели воспитания
2.3 Основные результаты опытно-экспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Использование компьютерной графики как средства повышения эстетической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства2007 год, кандидат педагогических наук Крысинская, Елена Марковна
Развитие художественно-творческих способностей будущих учителей изобразительного искусства в процессе изучения курса компьютерной графики2010 год, кандидат педагогических наук Хайруллин, Артур Рамилевич
Формирование эстетической культуры будущих учителей технологии средствами дизайна швейных изделий2005 год, кандидат педагогических наук Смирнова, Елена Алексеевна
Формирование у студентов колледжа сферы услуг эстетической культуры средствами дизайна одежды2006 год, кандидат педагогических наук Погосова, Ульяна Ишхановна
Формирование графической культуры будущего учителя в процессе обучения информатике2010 год, кандидат педагогических наук Усова, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики»
Актуальность исследования. В настоящее время Россия переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: меняется общественно-политический строй, экономический уклад. Мы живем в трудное время экономической и социальной напряженности, когда человек не получает точных ориентиров для выбора идеалов, а переменчивая мода (в музыке, живописи, и т. д.) обрушивает на людей потоки насилия и агрессии.
В связи с этим необходимо вести работу по привлечению молодежи к подлинному искусству. Развитый художествено-эстетический вкус послужит «противоядием» против негативного влияния псевдокультуры и станет ориентиром в освоении окружающего мира и искусства, фактором совершенствования эстетического сознания студентов.
Процесс перестройки экономики России постепенно приводит в движение ее культурообразующую и гуманитарную функции, реализация которых зависит от личности участвующих в социально-экономическом взаимодействии, от ее общекультурного воспитания, активной духовно-нравственной и эстетической позиции, образа жизни. Однако в обществе сегодня сложилась противоречивая ситуация.
Происходит отчуждение личности от общества, культуры. Возникает дефицит интеллигентности, отрыв от национально-культурных традиций, обогащенных общечеловеческим содержанием.
В настоящее время акцентируется внимание исследователей-педагогов на значимости воспитания личности в современной образовательной системе. Так, проведен ряд исследований, раскрывающих методологические, теоретические и методические аспекты воспитания личности в вузе.
Данной проблеме посвящены труды Е.В. Бондаревской, П.В. Карпова, Т.Н. Власовой, Г.С. Гуна, И.А. Зимней, Л.М. Кадцына, А.И. Комаровой, Г.И. Королевой, М.С. Каган, В.Т. Лисовского, В.Н. Максимовой, Г.А. Петровой, М.С. Чвановой и др.
В последние годы появились труды, авторы которых рассматривают влияние различных видов искусств на эстетический уровень воспитания личности.
Формируя эстетические качества студента, мы воспитываем не только и не столько эрудита или грамотного потребителя искусства, но, прежде всего творческого человека, активность которого проявится и в сфере труда, и в сфере досуга, и в общении с другими людьми.
Заметная роль в эстетическом воспитании личности принадлежит компьютерным технологиям как учебной дисциплине и как одной из подсистем целостного педагогического процесса.
Суть эстетического воспитания состоит в формировании у воспитуемых системы эстетических взглядов, отношений и качеств, необходимых как для восприятия эстетических ценностей общества, так и для деятельности по законам красоты во всех видах и сферах человеческой деятельности путем воздействия на эстетические качества студентов, в том числе средствами компьютерной графики. Эстетическое воспитание - своего рода генератор самовоспитания и самореализации, ибо в процессе его совершенствуется личность воспитуемого.
Однако научные исследования, посвященные эстетическому воспитанию студентов посредством современных информационных технологий, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы.
Дискуссии об эстетическом воспитании студентов вузов, широко охватившие научно-педагогическую общественность, практически не затронули решение этой проблемы с позиции возможностей компьютерной графики. Отсюда вытекают следующие противоречия:
Во-первых, с одной стороны, технологии компьютерной графики имеют существенный потенциал в области эстетического воспитания, с другой стороны, этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке проблемы эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.
Во-вторых, с одной стороны, стандарты профессиональной подготовки специалистов носят название «образовательные», с другой - они содержат учебную составляющую (включая изучение средств компьютерной графики), и практически отсутствует воспитательная составляющая (в том числе эстетическое воспитание), что противоречит определению понятия «образование». Можно констатировать, что существует разрыв между учебными целями и целями воспитания личности.
Возникает необходимость в создании стратегии, опирающейся на устойчивые положения философии образования, позволяющей реализовать постулат о государственной ценности эстетического воспитания и воспитания личности посредством системы образования и обоснования технологии воспитательной работы, включая эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики.
Таким образом, возникает проблема выявления и анализа педагогических условий, способствующих эстетическому воспитанию студентов средствами компьютерной графики.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание студентов в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия эстетического воспитания студентов вуза средствами компьютерной графики.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить сущность, определить содержание, структуру эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.
2. Разработать педагогическую модель эстетического воспитания студентов вуза средствами компьютерной графики.
3. Определить критерии, показатели сформированности эстетических качеств студентов. ^
4. Выявить и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики.
5. Опираясь на результаты исследования, разработать программу курса «Компьютерная графика и дизайн» и программу факультативного курса «Дизайн и реклама».
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики будет существенно улучшен при:
- направленности процесса эстетического воспитания на формирование эстетического сознания студентов: эстетического вкуса, идеала, чувства, эстетической потребности, способности, эстетического восприятия, художественного воображения;
- овладении знаниями в области теории эстетики, искусствознания и основ дизайна, обеспечивающими высокий уровень профессиональной деятельности в при изучении компьютерной графики;
- создании инфраструктуры обеспечения процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики (методическое, технологическое, инструментальное обеспечение);
- опоре на теоретически обоснованную и разработанную модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики;
- использовании критериев сформированное™ эстетических качеств студентов в процессе эстетического воспитания;
- выборе форм и методов, адекватных содержанию обучения компьютерной графике, активизирующих деятельность студентов в процессе эстетического воспитания, направленных на мотивацию к самообразованию, самопознанию и самовыражению (убеждение, упражнение, метод визуальных аналогий, метод стимулирования зрелищностью);
- комплексной организации внеаудиторной работы (конкурсы, выставки, защиты индивидуальных графических проектов).
Теоретико-методологической основой исследования являются современные философские, педагогические и психологические концепции, раскрывающие закономерности эстетического воспитания личности.
Вопросы теории и методики эстетического воспитания рассмотрены в работах А. В. Гулыги, М. С. Кагана, Б. Т. Лихачева, В. К. Скатерщикова, JI. Н. Столовича и др., вопросы педагогики в трудах А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина, И.П. Подласого, компьютеризации в сфере обучения Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, В.В. Рубцова, по искусствоведению исследования А.Д. Алехина, К. Пигарева, по воспитанию эстетической и художественной культуры личности Г.Г. Квасова, В.Т. Лисовского, З.В. Сикевича, и др. Вопросы эстетического воспитания студентов в вузе исследовались в работах А.И. Комаровой, Г.И. Королевой, Г.А. Петровой, Е. Н. Юдиной и др., вопросы компьютерного дизайна и графики разработаны в трудах Э.Т. Романычевой, О.Г. Яцюк, А. Тайц, Ш Ханта, Е.М. Разинкиной. Основные положения диссертации опираются на выводы специалистов в области эстетического воспитания студентов вузов: Г.С. Гуна, Н.И. Киященко, О.В. Лармина, М.Ф. Овсянникова, Г. А. Петровой, Л.П. Печко, А.И. Семашко, М.С. Чвановой и др.
В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, материалы, полученные в результате поиска в сети Internet, электронные каталоги, диссертационные залы Российской государственной библиотеки, электронная документация на сервере Министерства науки и образования Российской Федерации Федерального агентства по образованию, материалы научных международных, Российских и региональных сетевых конференций, размещенных в Internet по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ философской, научно-педагогической, психологической, культурологической, эстетической и специальной литературы по технологиям компьютерной графики, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование на теоретическом и прикладном уровнях; эмпирические: опросно-диагностические методы (беседы, анкетирование, опрос); наблюдение, экспертная оценка; статистические: ранжирование, математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.
Основная база опытно-экспериментальной работы: кафедра информатики и информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Архангельский областной институт повышения квалификации работников образования; Архангельский лицей информационных технологий.
Этапы исследования: На первом этапе (1998 - 2001г.г.) проводилось накопление эмпирического материала. Определялись методологические и методические подходы к решению проблемы эстетического воспитания личности студентов вуза средствами компьютерной графики, изучались результаты социологических исследований.
На втором этапе (2002 - 2003г.г.) изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт. На данном этапе была выдвинута и разработана гипотеза исследования.
На третьем этапе (2004 - 2005г.г.) с целью проверки гипотезы была разработана методика исследования; организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой осуществлялась проверка и уточнение рабочей гипотезы и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что: уточнена сущность, определено содержание и структура эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики; обоснованы функциональные возможности компьютерной графики, направленные на формирование эстетических качеств студентов; разработана педагогическая модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики; обоснованы критерии оценки уровня сформированности эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики; выявлен и экспериментально обоснован комплекс педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики.
Теоретическая значимость диссертации заключается в уточнении потенциала средств компьютерной графики в процессе эстетического воспитания, в научном осмыслении понятия «эстетическое воспитание средствами компьютерной графики», в теоретическом обосновании педагогической модели эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики, в выявлении критериев оценки уровня сформированности эстетических качеств средствами компьютерной графики, в определении педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что экспериментально проверена совокупность педагогических условий, способствующих формированию эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики; разработанные и экспериментально апробированные положения и выводы могут быть использованы для разработки спецкурсов для студентов вузов, в системе повышения квалификации учителей школ. Материалы исследования внедрены в систему курсовой подготовки Архангельского областного ИППКРО и Архангельского лицея информационных технологий.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На современном этапе проведены исследования процесса эстетического воспитания студентов. Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы показал, что в связи со спецификой процесса эстетического воспитания средствами компьютерной графики и возрастными особенностями студентов, разработанные технологии не могут быть применены без изменения с целью формирования эстетических качеств студентов. К настоящему времени сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики, обусловленные формированием определенных потребностей общества, семьи и личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
2. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики - это: 1) целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования в личности эстетического отношения к явлениям действительности при помощи воздействия на эстетические качества средствами компьютерной графики; 2) результат, фиксирующий факт приобретения эстетических ценностей, порожденных процессом эстетического воспитания, и способности действовать по законам красоты; 3) фактор изменения личностных качеств, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, целеустремленность, способность к деятельности по законам красоты, способность к катарсису, способность к созданию новых эстетических ценностей средствами компьютерной графики (художественному творчеству) и т.д.
3. Педагогическая модель процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики базируется на разрешении противоречия между существенным потенциалом компьютерной графики в области эстетического воспитания, и нереализованностью его в силу неразработанности в педагогической науке. Модель включает следующие компоненты: цель, содержание учебной информации, принципы, формы, методы, средства эстетического воспитания, критерии оценки уровня сформированности эстетических качеств (эстетический вкус, интерес, идеал, эстетическая способность, потребность, эстетическое чувство, восприятие, воображение художественное).
4. Педагогические условия, способствующие формированию эстетических качеств у обучающихся компьютерной графике носят комплексный характер и включают: 1) научное, учебно-методическое обеспечение процесса эстетического воспитания средствами компьютерной графики; 2) оптимальное сочетание форм и методов, адекватных содержанию обучения, направленных на формирование эстетических качеств средствами компьютерной графики; 3) ориентацию учебного процесса на формирование эстетического сознания студентов: эстетического вкуса, идеала, потребности, способности и т.д.; 4) организацию внеаудиторной работы студентов с использованием разнообразных методов эстетического воздействия, активизирующих деятельность студентов в процессе эстетического воспитания, направленных на мотивацию к самообразованию, самопознанию и самовыражению; 5) реализацию в ходе воспитательного процесса разработанной педагогической модели процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики; 6) направленность образовательного процесса на изучение теории эстетики, искусствознания, основ дизайна.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили при непосредственном участии автора в научно-экспериментальной работе на базе кафедры информатики и информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»; Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования; Архангельского лицея информационных технологий.
Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы искусствоведения и дизайна», проходившей в Академии искусств, сервиса и рекламы и Института физики математики и информатики Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (Тамбов 2005); на XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» в рамках Конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» (Троицк 2005); на Международной (IX Тамбовской межвузовской) научно-практической конференции «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (Тамбов 2005).
Достоверность результатов обеспечивается применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных целям и задачам исследования, целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером опытно-экспериментальной работы и применением в процессе обработки ее результатов методов математической статистики.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы, приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Теория и практика обучения эстампу студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов2001 год, доктор педагогических наук Барциц, Рауф Чинчорович
Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике2007 год, кандидат педагогических наук Голованова, Марина Михайловна
Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе: "дошкольное образовательное учреждение - школа - вуз": Средствами ИЗО2000 год, кандидат педагогических наук Ахметшина, Эльмира Габдулловна
Оптимизация обучения художественному проектированию в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства в педвузах: Университетах2004 год, доктор педагогических наук Бандуристый, Феликс Федорович
Развитие творческих способностей студентов художественных специальностей в процессе занятий компьютерной графикой2000 год, кандидат педагогических наук Корешков, Владимир Валерьевич
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Забавникова, Татьяна Юрьевна
2.3 Основные результаты опытно-экспериментальной работы
Основная цель нашего исследования состояла в выявленении и научном обосновании путей, способствующих совершенствованию системы высшего образования через организованный процесс эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.
Реализация этой цели потребовала решения следующих задач: изучить современное состояние проблемы эстетического воспитания студентов в педагогической науке и практике; раскрыть сущность, содержание эстетического воспитания и структуру системы высшего образования для формирования эстетической культуры студентов средствами компьютерной графики; разработать критерии оценки и методику диагностирования уровня сформированное™ эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики; разработать современную модель эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики; выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, способствующих процессу эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики.
Поставленные задачи обусловили выбор методов исследования: наблюдение, анализ, беседа, опрос, анкетирование, оценивание.
Опытно-эксперементальная работа охватывала несколько этапов: изучение особенностей отношения, мышления, интересов у обучающихся в области компьютерной графики и их изменения; апробация разработанных нами критериев оценки и методики диагностирования уровня сформированности эстетических качеств у студентов, обучающихся компьютерной графике; обобщение результатов опытно - экспериментального исследования.
Опытно - экспериментальная работа состояла в том, что нами были выбраны четыре группы студентов Института математики физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина. Нами был учтен опыт, полученный на протяжении предыдущих девяти лет работы в Архангельском институте повышения квалификации работников образования и в Лицее информационных технологий г. Архангельска.
Начальная стадия заключалась в исследовании уровня сформированности эстетических качеств студентов контрольной и экспериментальной групп. Реализация данного шага осуществлялась при помощи анкетирования. После проведения эксперимента мы снова предложили студентам контрольной и экспериментальной групп ту же анкету, чтобы выявить возможные отличия уровня сформированности эстетических качеств по их показателям. После чего студенты были протестированы еще одним способом: им был предложен опросный лист для выявления уровня сформированности эстетических качеств коллектива группы. Полученные результаты позволили нам сделать вывод о нашем предположении, выдвинутом в начале исследования по поводу эффективности эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики. Под уровнем сформированности эстетических качеств студентов мы понимаем состояние исследуемого качества в отдельно взятый момент времени. Это обусловлено тем, что эстетические качества человека находятся в процессе постоянного формирования, по мнению Г.И. Королевой и Г.А. Петровой1. В нашем исследовании проводятся контрольные срезы уровня сформированности каждого из рассматриваемых эстетических качеств студентов до и после проведения эксперимента соответственно.
Представим поэтапные действия опытно-экспериментальной работы. Число исследуемых студентов составило 82 человека: 4 группы студентов Института математики физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина.
Период исследования - 1998 - 2003 гг.
1 Королева, Г.И. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях / Г.И. Королева, Г. А, Петрова - Изд-во Казанского университета, - 1984. - С. 159.
В этот период происходило накопление материала по курсу «Компьютерная графика и дизайн». Работа проводилась в Архангельском областном институте повышения квалификации работников образования с молодыми учителями школ города и области, а так же на базе Лицея информационных технологий г. Архангельска с учащимися 10-11 классов. Всего данный курс прослушали около 200 учителей и около 260 школьников.
Период исследования - 2003 - 2005 гг.
Основной целью эстетического воспитания студентов института математики физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина является: повышение уровня художественно-эстетической подготовки студентов с помощью программ компьютерной графики; разработка, апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных методик для студентов; привлечение к научной и научно-практической деятельности студентов и аспирантов в области компьютерной графики; оказание дополнительных образовательных услуг по изучению пакетов указанных программ, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей, для различных категорий граждан.
Практическая работа студентов института математики физики и информатики ТГУ им. Г.Р. Державина строилась по определенному плану, обучение являлось долгосрочным, целостным и комплексным. В теоретическую часть курса «Компьютерная графика и дизайн» входили следующие темы:
- основы растровой графики;
- основы векторной графики;
- форматы графических файлов;
- цветовые модели;
- теория цвета;
- свойства восприятия;
- стили живописи;
- основы композиции;
- основы создания рекламы на компьютере;
- основы дизайна интерьера.
Практическая часть рассчитана на 64 академических часа.
Обучение студентов кафедры информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина включает в себя следующие формы работы: групповые (практические занятия, экзамены, семинарские), индивидуальные, массовые (лекции), самостоятельные, внеаудиторные (посещение выставок, участие в конкурсах, тематические встречи и т.п.).
Формы аттестации обучающихся: экзамен, зачет, результат конкурса, участие в выставках.
На констатирующем этапе исследования мы анализировали ответы студентов на вопросы, связанные с сущностью некоторых эстетических качеств, отношением студентов к компьютерной графике, желанием научиться создавать графические изображения, выявлением изменений эстетических качеств (вкуса, потребностей, восприятия, идеала, интереса и т.д.). В режиме диалога со студентами удалось отследить осознанное отношение к процессу обучения компьютерной графике.
Система отношений — весьма сложный объект изучения в психологической и педагогической деятельности. По мнению М.И. Старова, суть в том, что, с одной стороны, «отношение» всегда несет на себе печать социального, ибо возникает и развивается в определенных общественных условиях; с другой стороны, это индивидуальное, интимное свойство, ибо предполагает индивидуально избирательную связь личности с объектами действительности, включая самого себя. Функционируя в режиме этого противоречия и необходимости его разрешения, отношение имеет важный поведенческий смысл, и поэтому, по заключению многих известных специалистов, должно являться объектом пристального внимания психологов и педагогов1. Процесс формирования системы осознанного отношения к обучению необходимо искусно направлять в профессиональное «русло».
1 Старое, М.И. Изучение и формирование системы отношений специалиста -основной замысел исследований коллектива единомышленников. // 5 Держ. чтения: Мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов. — Тамбов: изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - С. 3-4.
Следующий этап констатирующего эксперимента мы направили на раскрытие основных понятий эстетического плана курса «Компьютерная графика и дизайн». Во время беседы, обсуждая вопрос «Что такое компьютерное изображение?» со студентами в процессе первого года обучения и «Зачем нужно заниматься компьютерной графикой?» - в середине второго года обучения, нам удалось сравнить качество понятий, усвоенных студентами. В ответах, полученных от студентов первого года обучения, обнаружен индивидуальный подход к некоторым понятиям: «Поняла, что мне нравится рисовать на компьютере», - говорит Татьяна А.; «Рисование на компьютере поднимает мне настроение», - считает Иван Б.; «Оказалось, что компьютерный рисунок - это возможность изобразить мое настроение, мои мысли», - отмечает Алексей Б.; Ира П. предполагает, что она «узнала, что такое гармония в изображении»; а Денис Ч. открыл для себя компьютерное изображение как реализацию своего воображения, своей мечты.
Студентами постигаются основы изобразительной и композиционной грамотности (линия, заливка, контур, акцент, контраст, нюанс, пропорция, перспектива и т.д.), необходимые компьютерному художнику для грамотного воплощения идеи. На занятиях студенты осваивают основные принципы и способы работы с художественными фильтрами в различных технологиях: перо, кисть, тушь, краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, картон, воск, акварель, гуашь, цветные мелки, пастель. Все перечисленное убедительно доказывает, что занятия компьютерной графикой эстетически обогащают и развивают студентов, так как влияют на основные эстетические качества личности.
На втором году обучения мы получили следующие выводы студентов, отвечавших на вопрос, «что может дать компьютерная графика студентам»:
- рисунок дает хорошее развитие глазомера и гармонии элементов;
- правильное и гармоничное развитие способностей;
- для утверждения личности и понимания души художника;
- рисунок дает красоту, изящество и утонченность линий; работа над компьютерным изображением развивает эстетический вкус; компьютерное изображение способно выражать чувства и мысли; теория выбора цвета дает возможность лучше понимать свои интересы и потребности, а так же усовершенствовать свои эстетические чувства; компьютерный рисунок способен создать хорошее настроение; качественные фотоколлажи и фотомонтажи способны показать мастерство компьютерного художника; компьютерный рисунок помогает понимать людей, общаться с людьми, в том числе с помощью телекоммуникаций; повышение эстетического уровня человека; чувство уверенности в коллективе; развитие духовных качеств, интеллекта; с помощью компьютерного изображения можно выражать свои фантазии и мечты; умение владеть собой, быть терпеливым; умение понимать всеобщую соотносительность; улучшение памяти и внимания; способность проявлять свое воображение; воспитать в человеке чувство красоты; помогает человеку заниматься самоконтролем; развивать способности видеть красивый мир: оптимистическому отношению к действительности; для самореализации, самопознания и самосовершенствования; чтобы показать свое видение мира.
Все студенты занимались по единой программе взаимодействия, в единой ситуации обучения, с одним и тем же педагогом. Им было предложено учитывать важнейшие стороны процесса эстетического воспитания средствами компьютерной графики. Педагог варьировал способы выполнения практических заданий (продуктивный, репродуктивный, ассоциативный тренинг, самостоятельная работа, творческая работа и т.д.). В планируемых педагогических ситуациях, направленных на формирование новых художественно-эстетических способностей каждого, студенты смогли выявить личностную природу компьютерного рисунка, оценить его содержание на индивидуально-философском уровне, сформированном собственной практикой познания.
Констатирующий этап экспериментального обучения компьютерной графике позволяет сделать следующие выводы о процессе эстетического воспитания личности как о явлении педагогическом: даже при разном уровне сформированности эстетических качеств студенты, прошедшие через опытно-экспериментальные занятия, обнаружили живую познавательную активность; первоначальное развитие обучающихся перспективнее, если обращаться не только к использованию инструментальных возможностей программ компьютерной графики, но и к всестороннему развитию эстетических качеств с помощью дополнительных теоретических знаний из области компьютерного дизайна; успешность обучения эффективнее, если студенты заранее представляют цели открытого, наглядного характера реализации художественных навыков; эффективность сформированности художественно-эстетического познания студентов существенным образом зависит от реализации первоначальных их интересов и учета пожеланий, от характера взаимодействия в межличностном общении, в коллективе, от умения преподавателя учитывать личностное самоопределение; курс «Компьютерная графика и дизайн», имеет такое же важное значение для формирования художественно-эстетической культуры, как и любой другой вид предметного обучения; для процесса обучения компьютерной графике важно своевременное выявление природных способностей; процесс формирования художественно-эстетической культуры требует от педагога определенного артистизма, педагогической интуиции, творческого воображения, педагогической импровизации, наблюдательности, профессионального мастерства.
Анализ педагогической, философской литературы дает возможность убедиться в том, то современное состояние процесса эстетического воспитания студентов находится в глубоком кризисе.1 Таким образом, подтверждаются выводы, полученные из анализа проведенного исследования на следующем этапе эксперимента, свидетельствующие, что в настоящее время наблюдается недостаточный уровень эстетического воспитания студентов.
Учитывая сформированность собственного художественного познания у студентов, мы начали с изучения уровня сформированности эстетических качеств студентов коллектива группы на исследуемом этапе, предложив ответить на вопросы анкеты (Приложение 1).
После проведения констатирующей части эксперимента мы приступили к формирующему этапу опытно-экспериментальной работы, целью которого стала реализация и проверка эффективности педагогических условий сформированности эстетических качеств личности средствами компьютерной графики. При этом мы исходили из того, что процесс формирования эстетических качеств студентов средствами компьютерной графики должен быть целенаправленным, организованным, педагогически управляемым.
Организацию педагогического диагностического исследования мы осуществляли в контексте системного подхода (Е.В. Бондаревская, Б.П. Битинас, Н.К. Голубев и другие), сущность которого в наиболее общем виде заключается в следующем:
1 Солдатснков, А Д Воспитательная работа в высшем учебном заведении: Монография / А.Д Солдатснков, Т.И. Кузнецова, Т.Г. Мясоедова. - М.: Альфа, 2002. - С. 48.
Уваров, Л.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании. //Материалы между народной конференции ИТО-2004. М., - 2004. - С. 13.
1) любое диагностируемое явление должно рассматриваться как целостная система;
2) следует определить основные составляющие диагностируемого объекта и проанализировать ведущие связи между ними;
3) необходимо определить структуру (неизменные характеристики) - и организацию (направленность и количественную характеристику) диагностируемого явления в целом и каждого компонента в отдельности.
Выбор методик, необходимых для оценки показателей и критериев осуществлялся в соответствии со структурой процесса эстетического воспитания, в котором выделены из множества эстетических качеств те, которые способствуют формированию целостной структуры эстетического воспитания студентов (А.И. Зимняя) .1
В теории и практике воспитательного процесса определены общие требования к выделению и обоснованию критериев сформированное™ качеств личности. Критерий - это признак, на основании которого проводится оценка того или иного явления (в нашем случае - сформированности эстетических качеств студентов средствами графических программ).
В настоящей работе мы опираемся на точку зрения И. Ф. Исаева в том, что, «во-первых, критерии должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; во-вторых, критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-историческом пространстве; в-третьих, критерии должны по возможности охватывать основные виды педагогической деятельности»2. Каждый критерий не возводился в абсолют и не противопоставлялся другим.
Совокупность разработанных критериев и показателей сформированности эстетических качеств студентов рассмотрена в § 2.1
1 Зимняя. И. А. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения) / И. А. Зимняя, Б. Н. Бодснко, Н. А. Морозова. - М.: ИЦПКПС, 1998. - С. 73.
2 Исаев, И.Ф, Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. - Моск. пед.гос.ун-т. им. В.И. Ленина; Белгородский гос. пед. ун-т М.С. Ольминского - М. Белгород, 1993. - С. 121. диссертации.
Мы получали интересующие нас данные по уровню сформированности эстетических качеств студентов (эстетический вкус, эстетический идеал, эстетический интерес, эстетическая потребность, эстетическая способность, художественное воображение, эстетическое восприятие, эстетическое чувство) через специальным образом организованное анкетирование.
Для оценки уровня сформированности эстетических качеств использовались следующие методы:
- анкетирование;
- включенное наблюдение независимым экспертом при проведении занятий;
- анализ продуктов деятельности;
- экспертная оценка;
- беседа.
Для оценки уровня сформированности эстетических качеств коллектива группы1, нами использовались опросные листы, в которых была предложена следующая оценочная шкала: 0 — качество не проявляется, 1 - качество проявляется редко и слабо, 2 - качество проявляется средне и не всегда, 3 -качество проявляется всегда и сильно.
Обработка данных осуществлялась следующим образом: данные опросных листов переносились в сводные таблицы (Приложение 2), далее подсчитывалось количество баллов по каждому качеству во всех таблицах. В соответствии с набранной суммой баллов проставлялись ранги характеристик эстетических качеств для дальнейшего анализа. После этого определялась общая сумма. Вычисление величины показателя уровня сформированности эстетического качества производилось по формуле (1): а-Ьс где к* - показатель уровня сформированности качеств; i - номер
1 Исратова, О Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов/ О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 305. параметра; а — общая сумма баллов, набранная по данному параметру; Ь -количество эстетических качеств, рассмотренных по данному параметру; с -число членов группы; % ~ максимальный оценочный балл. Результаты обрабатывались с помощью сводных таблиц (приложение 2).
В результате обработки данных, нами были получены следующие результаты:
Заключение
Анализ научно-педагогической литературы показал, что в настоящее время сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики, обусловленные потребностями общества, семьи, личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
Мы выявили, что эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики - это: 1) целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования в личности эстетического отношения к явлениям действительности при помощи воздействия на эстетические качества средствами компьютерной графики; 2) результат, фиксирующий факт приобретения эстетических ценностей, порожденных процессом эстетического воспитания, и способности действовать по законам красоты; 3) фактор изменения личностных качеств, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, целеустремленность, способность к деятельности по законам красоты, способность к катарсису, способность к созданию новых эстетических ценностей средствами компьютерной графики (художественному творчеству) и т.д.
Педагогическая модель процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики базируется на разрешении противоречия между существенным потенциалом компьютерной графики в области эстетического воспитания, и нереализованностью его в силу неразработанности в педагогической науке. Модель включает следующие компоненты: цель, содержание учебной информации, принципы, формы, методы, средства эстетического воспитания, критерии оценки уровня сформированности эстетических качеств (эстетический вкус, интерес, идеал, эстетическая способность, потребность, эстетическое чувство, восприятие, воображение художественное).
Педагогические условия, способствующие формированию эстетических качеств у обучающихся компьютерной графике носят комплексный характер и включают: 1) научное, учебно-методическое обеспечение процесса эстетического воспитания средствами компьютерной графики; 2) оптимальное сочетание форм и методов, адекватных содержанию обучения, направленных на формирование эстетических качеств средствами компьютерной графики; 3) ориентацию учебного процесса на формирование эстетического сознания студентов: эстетического вкуса, идеала, потребности, способности и т.д.; 4) организацию внеаудиторной работы студентов с использованием разнообразных методов эстетического воздействия, активизирующих деятельность студентов в процессе эстетического воспитания, направленных на мотивацию к самообразованию, самопознанию и самовыражению; 5) реализацию в ходе воспитательного процесса разработанной педагогической модели процесса эстетического воспитания студентов средствами компьютерной графики; 6) направленность образовательного процесса на изучение теории эстетики, искусствознания, основ дизайна.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Забавникова, Татьяна Юрьевна, 2005 год
1. Алехин, А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя / А.Д. Алехин. М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-94 с.
3. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании /Апатова, H.B. М.: ИОШ РАО, 1994. - 290 с.
4. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы / С.И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980.-76 с.
5. Байденко, Б.Н. Оценка воспитательной работы на уровне ее представленности в вузе /Б.Н. Байденко // Организация воспитательной деятельности в вузах. М., 2002. 277 с.
6. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, В.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1995. -№9.-С. 5-7.
7. Блонский, RR Избр. пел произведения / RR Блонский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-618 с.
8. Богуславский, М.В. Развитие гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века / М.В. Богуславский // Рос. ист. журн. 2000. - № 2. - С. 18-22.
9. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры / А.И. Буров. М.: Искусство, 1975.-174 с.
10. Ваграменко, Я.А. Новые разработки для образования / Я.А. Ваграменко, В. Королев // Информатика и образование. 1998. - № 2. - С. 1-3.
11. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, H.H. Петрова //Вопр. психологии 2002-№ 3. - С. 15-18.
12. Верб, M.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов/ М.А. Верб. -Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1980. 93 с.
13. Видгоф, В.М. Опыт формирования межвузовских и межведомственных коопераций в совершенствовании эстетического образования и воспитания студенческой молодежи / В.М. Видгоф. М.: Высш. шк., 1991. - 92 с.
14. Власова, Т.И. Духовные ценности как культурологические основы воспитания личности / Т. И. Власова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. - № 2. - С. 13-15.
15. Выготский, JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1967. - 211 с.
16. Гельвеций, К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К. А. Гельвеций. М., 1938. - 140 с.
17. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. М.: Педагогика, 1997. - 265 с.
18. Горбов, A.A. Роль эстетического воспитания в формировании экологической личности / A.A. Горбов // Ист.-теорет. аспекты художеств, культуры и образования. 2001. - Вып. 1. - С. 3-7.
19. Гулыга, A.B. Что такое эстетика?: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, -1987.-134 с.
20. Девид X. Джонассен, Компьютеры как инструмент познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. -1996.-№4.-С. 20-23.
21. Джибладзе, Г. Принцип эстетического воспитания / Г. Джибладзе. -Тбилиси, 1971.-98 с.
22. Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З.Ф. Есарева. Л., 1984. - 51 с.
23. Зазнобина, Л.С. Банк визуальной информации как научно-педагогическая задача / Л.С. Зазнобина, Т.С. Назарова, И.В. Морозов, C.B. Шаповаленко // Информатика и образование. 1996. - № 4. - С. 16-17.
24. Зимняя, И.А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения) / И.А. Зимняя, Б.Н. Байденко, H.A. Морозова. — М.: ИЦПКПС, 1998.-47 с.
25. Зиньковский, А.К. Актуальные гуманитарно-психологические аспекты современного высшего образования / А.К. Зиньковский, О.Г. Ефремова, Т.А. Баумштейн // Психолого-пед. аспекты многоуровневого образования. -М., 1999.-Т. 12.-С. 76-79.
26. Зиновьев, С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. Изд. 2-е. -М., 1975.- 110 с.
27. Идеи эстетического воспитания. В 2 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1973. — 52 с.
28. Идеи эстетического воспитания: В 2 т. Т.2 - М.: Искусство, 1973. — 120 с.
29. Исратова, О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эскакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 375 с.
30. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М.В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. - 224 с.
31. Ишков, A.B. Информационная технология в образовании 2003: Тез. докл. межд. конф. - М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2003. - С. 10-13.
32. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е расшир. и перераб. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.-282 с.
33. Канн-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс /
34. B.А. Канн-Калик. М., 1977. - 250 с.
35. Карпов, П.В. Проблемы воспитания на пороге 21 века / П.В. Карпов // Вестн. Томского пед. ун-та. 2001. - Вып. 2. - С. 23-26.
36. Кедров, Б.М. О теории научного открытия //Научное творчество / Под ред.
37. C.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. - 480 с.
38. Кедров, Б.М. Психологический «механизм» научного открытия // Вопросы психологии. 1969.-№ 3.-С. 11-14.
39. Киященко, Н.И. Эстетические переживания, эмоции, чувства. Гл. 6. / В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формирования / Н.И. Киященко, ИЛ. Лейзеров- М.: Искусство, 1989. 177 с.
40. Комарова, А.И. Проблемы эстетического воспитания студентов в вузе. / В кн. Эстетическое воспитание в техническом вузе: Учеб.- метод, пособие / JI.M. Кадцын, Г.Г. Квасов, В.Т. Лисовский и др.; Под ред. Г.С. Гуна. М.: Высш. шк., 1991.-160 с.
41. Константинов, H.A. История педагогики / H.A. Константинов, E.H. Медынский, М.Ф. Шабаева. -М.: Просвещение, 1982. 207 с.
42. Компьютерные телекоммуникации школе: Пособие для учителя /Под ред. д-ра пед. наук, проф. Е.С. Полат. - М., 1995. - 347 с.
43. Кондракова, Э.Д. Воспитателем нужно родиться / Э.Д. Кондракова // Студенчество: диалоги о воспитании. 2003. - № 4. - С. 14-16.
44. Королева, Г.И. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях / Г.И. Королева, Г.А. Петрова. Изд-во Казанского университета, 1984. -181 с.
45. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.-83 с.
46. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1976.-480 с.
47. Крупская, Н.К. Пед. сочинения. В 10 т. Т. 7. М., 1959. - 619 с.
48. Кузин, B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1974. - 61 с.
49. Лазарева, З.А. Из опыта воспитательной работы (в вузе) / 3. А. Лазарева // Науч. труды / Пятигор. технол. ун-т. 2001. - № 2. - С. 21-22.
50. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 273 с.
51. Ленин, В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. 167 с.
52. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 243 с.
53. Лисовский, В.Т. О системе художественного воспитания в вузе / В.Т. Лисовский, З.В. Сикевич / В кн.: Эстетическое воспитание в техническом вузе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Г.С. Гуна. М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
54. Ломов, Б.Ф Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 183 с.
55. Луначарский, A.B. О воспитании и образовании / A.B. Луначарский. — М.: Педагогика, 1976. 137 с.
56. Луначарский, A.B. О народном образовании. М., 1976. - 230 с.
57. Луначарский, A.B. Собр. соч. Т.8. М, 1967. - 423 с.
58. Макаренко, A.C. Соч. в 7 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 197 с.
59. Малыгина, Е. Развитие художественно-эстетического вкуса студентов / Е. Малыгина // Педагогика. 2000. - № 4. - С. 25-28.
60. Марев, И. Методологические основы дидактики / И. Марев. М.: Педагогика, 1987.-261 с.
61. Марков, А. П. Кризис идентичности и ресурсы гуманитарного образования /А. П. Марков // Педагогика. 2001. - № 7. с. 17.
62. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1996. - 330 с.
63. Маркс, К. Об искусстве / KJVIapKC, Ф. Энгельс В 2 т. Т. 1. М., 1976. - 211 с.
64. Мацуй, Н. В. Этическое образование — универсальная составляющая профессиональной подготовки специалиста/ Н.В. Мацуй // Вестник университета Рос. академии образования. 2000. -№ 1. - С. 31-34.
65. Машбиц, Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986.-164 с.
66. Методические рекомендации к анализу педагогических результатов в процессе аттестации учителей. / Под ред. В. Г. Воронцовой СПб., 1994. - 182 с.
67. Мультимедиа / Под ред. Петренко А.И. М.: БИНОМ, 1994. - 272 с.
68. Муриан, В. Эстетический идеал. М.: Искусство, 1977. - 61 с.
69. Немов, Р.С.Психология: учеб. для высш пед. учеб. заведений: В 3 кн. -Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование сэлементами математической статистики. 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-470 с.
70. Никандров, Н.Д. Современная высшая школа. Основные вопросы дидактики. М: Высшая школа, 1988. - 260 с.
71. Новикова, П.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? М.: 1977.-160 с.
72. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. К постановке проблемы: Коллективная монография: В 2-х кн. / П. И. Бабочкин, Е. В. Бондаревская, Б. Н. Байденко и др./ Под общ. ред. И. А. Зимней. М.: ИЦПКПС, 2001. Кн. 1. - 386 с.
73. Овсянников, М.Ф. Что изучает эстетика. М., 1976. - 87 с.
74. Основные направления деятельности кафедры нравственного и эстетического воспитания Новгородского государственного университета / Моторин А. В. Орлова Г. А. Копытцева Н. М. и др. // Нач. шк. на рубеже веков: взгляд в будущее. 2001. - Вып. 1. - С. 18.
75. Педагогическая энциклопедия. Т.1. — 1965. 461 с.
76. Педагогическая энциклопедия. Т. 2. 1965. - 388 с.
77. Печко, Л.П. Формирование эстетического сознания у детей школьного возраста. Гл. 12 В кн.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. -М.: Искусство, 1981.-209 с.
78. Платонов, К.К Структура развития личности. М., 1988. - 201 с.
79. Плаксий, С.Н. Качество высшего образования. М.: Национальный институт бизнеса, 2003. - 219 с.
80. Подласый, И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
81. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. Кн. 2. Процесс воспитания. М.: Владос, 2001. - 530 с.
82. Попова, П.В. Оптимизация культурологического образования средствами информационных технологий: Мат-лы науч. практ. конф. ИТО-2004, М., 2004.-С. 29.
83. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А.А. Крылова С.А. Маничева. СПб: Питер, 2000. - 560 с.
84. Примерная программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации, методики, технологии. Ч. 1, 2 / B.C. Кагерманьян, Л.И. Коханович, П.И. Бабочкин и др. М.: НИИВО, 2003. Вып. 3, 4. - С. 14.
85. Радина, К.Д. Эмоционально нравственное воспитание: Науч.-метод. пособие. Л., 1975. - 62 с.
86. Разинкина, Е.М. Курс по основам компьютерной графики //Информатика и образование. 2003. - №3. - С. 16-18.
87. Разумовский, В.Г. Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе обучения изобразительному искусству. Дис. д-ра пед. наук. М., 1972.-С. 157-167.
88. Рождественский, Б.П., Эстетика в школе / Б.П. Рождественский, Г.А. Петрова Т.В. Шутакова, К.В. Игнатьева. Казань, 1989. - 51 с.
89. Романычева, Э.Т. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство / Э.Т. Романычева, О.Г. Яцюк. — М.: ДМК, 2000.-432 с.
90. Ротмистров, Н.Ю. Мультимедиа в образовании //Информатика и образование 1999. № 4. - С. 3-7.
91. Рубцов, В.В. и др. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование 1987. - № 5. - С. 19-21.
92. Самарин, Ю.А. О некоторых противоречивых тенденциях развития во втором периоде юношеского возраста (студенческий возраст). Рига, — 1975. -С. 76-82.
93. Сафронова, Н.В. Развитие воображения при изучении графических редакторов / Н.В. Сафронова, А.В. Богомолов // Информатика и образование-2000.-№6.-С. 24-26.
94. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. - 331 с.
95. Семашко, All. Художественные потребности и их развитие у молодежи /
96. A.Н. Семашко-Киев, 1977.-91 с.
97. Сергеева, Т.А. Приоритетность воспитания / Т.А. Сергеева // Проф. образование. 2003. - № 1. - С. 34.
98. Скатерщков, В.К. Эстетическое воспитание. Гл. 4. / В кн.: Марксистско-ленинская эстетика./ Под ред М.Ф. Овсянникова. М.: Изд - во МГУ, 1973. - 460 с.
99. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов / Под ред.
100. B.А. Сластенина М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
101. Солдатенков, А.Д. Воспитательная работа в высшем учебном заведении: Монография / А.Д. Солдатенков, Т.Н. Кузнецова, Т.Г. Мясоедова. М.: Альфа, 2002. - 340 с.
102. Судникова, H.A. Компьютерная графика и анимация как средство развития творческих способностей / H.A. Судникова // Мат-лы конф. ИТО -99, М., 1999.-С.48.
103. Суна, У.Ф. Эстетическая культура студента. (Опыт социологического анализа) М.: Изд-во МГУ, 1977. - 81 с.
104. Суслова, Т.Д. Художественно-эстетическое образование студентов педвузов // Психолого-педашгические основы общей профессиональной и художественно-эстетической культуры: Межрегион, сб. науч. тр. Липецк, 2001.1. C. 25-26.
105. Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение. 1969.-423 с.
106. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1973. - 209 с.
107. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. Вып.2. Отделение педагогики. М.; Л., 1947. - 81 с.
108. Тихомиров, O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером / O.K. Тихомиров, ТВ. Корнилова. М: Изд-во МГУ, -1999. -121 с.
109. Тучкова, Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. -М.:АПК и ПРО, 2002. 148 с.
110. Физическое образование в вузах //Журнал московского физического общества. Серия В, Издательский дом МФО, 1996. Т. 2, №2. - С. 29-35.
111. Першиков, В.И., Толковый словарь по информатике / В.И. Першиков,
112. B.М. Савинков. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 1995. - 118 с.
113. Уваров, Л.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании. // Мат-лы междун. конф. ИТО-2004. М., - 2004. - С. 7.
114. Ушакова, Л.С. Будем учить культуре (опыт культурологического исследования) / Л.С. Ушакова, А.Т. Булгакова, А.Т. Глазунов // Профессиональное образование. 2001. - № 9. - С. 19-21.
115. Филонова, Ю.А. И.Ф. Анненский об эстетическом воспитании / Ю. А. Филонова // Педагогика. 2001. - № 9. - С. 38.
116. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984.-177 с.
117. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие / Ю.Г. Фокин. — М.: ACADEMIA, 2002. 360 с.
118. Фрилинг, Г. Человек. Цвет. Пространство / Г. Фршшнг, К. Ауэр -1983. 95 с.
119. Черемных, Г.В. Выразительные средства компьютерной графики//Мат-лы науч. практ. конф. ИТО-2004, М., - 2004. - С. 41.
120. Ханбиков, Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа / Я.И. Ханбиков. Казань: Таткнигоиздат, 1967. - 230 с.
121. Хотунцев, Ю. Л. Нравственное воспитание в общеобразовательной школе и вузе / Ю. Л. Хотунцев // Стандарты и мониторинг.- 2003.- № 1.1. C. 15-18.
122. Чванова, М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: Автореф. дисс.д-ра пед. наук. М., - 1999. - С. 14.
123. Чванова, М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. - 518 с.
124. Черемных, Г.В. Выразительные средства компьютерной графики. / Материалы конференции ИТ02003. М., 2003. - С. 35.
125. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. М.: Педагогика, 1975. - 69 с.
126. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 2. / С.Т. Шацкий. М.: Просвещение, 1975. - 87 с.
127. Шевцов, Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы / Е.В. Шевцов. М.: Знание, 1988.-64 с.
128. Шиянов, E.H. Развитие личности в обучении / E.H. Шиянов, И.Б. Котова. М.: издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
129. Штокман, И.Г. Вузовская лекция / И.Г. Штокман. Киев: Вища школа, 1981.-64 с.
130. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина.-М., 1971.-118 с.
131. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода / Под ред. Лихачева Б.Т. М.: Педагогика, - 1980. - 145 с.
132. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Т. Лихачева, Г Зальмана М.: Педагогика, - 1980. - 107 с.
133. Эстетическое воспитание в техническом вузе. Учебн. метод, пособие / Л.М. Кадцын. Г.Г. Квасов, В.Т. Лисовский и др.; Под ред. Г.С. Гуна. М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
134. Эстетическое воспитание студентов: Теория, опыт, прогнозы. Свердловск, 1983. 84 с.
135. Эстетическое развитие и воспитание молодежи./ Под ред. Лармина О.В. М.: Изд-во МГУ, 1978. - 140 с.
136. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-445 с.
137. Эстетическое воспитание студентов: Сб. статей / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Высшая школа, 1980. - 329 с.
138. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В. Лармина. -М.: Изд-во МГУ, 1978. 156 с.
139. Юзвишин, И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 4-е изд., испр. Моногр. М.: Междунар. изд-во Информациология, 1996. 410 с.
140. Ясребова, Н.Я. Формирование эстетического идеала в искусстве. — М.: Наука, 1977. 63 с.
141. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. - 186 с.
142. Dewey J. Art as experience. N. Y.: Capricorn books, 1953. - 160p.
143. Read H. Education through Art. New York, 1956. 82 p.
144. Eliot W. Eisner, Toward a New Era in Art Education. / Studies in Art Education. N. A. E. A. vol. 6, n 2, 1965. P. 31.
145. Marks K. Wprowadzenie do krytyki ekonomii politycznej w KMEE. -Warszawa, 1966, t.13,-737 s.
146. Uk net year buyers guide. Bett 98, - 1998. - 72 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.