Развитие творческих способностей студентов художественных специальностей в процессе занятий компьютерной графикой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Корешков, Владимир Валерьевич

  • Корешков, Владимир Валерьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 133
Корешков, Владимир Валерьевич. Развитие творческих способностей студентов художественных специальностей в процессе занятий компьютерной графикой: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Корешков, Владимир Валерьевич

i% , Стр.

Ч Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы развития творческих способностей студентов художественных специальностей. | 1.1 Психологические характеристики развития творческих способностей личности средствами компьютерной графики.

1.2 Педагогические и физиологические (возрастные) особенности развития личности.

1.3 Методические основы обучения студентов компьютерной графики.

Выводы.

Глава 2. Компьютерная графика - средство развития творческих J способностей личности.

2.1 Компьютерная графика в системе современной подготовки студентов художественных ^ специальностей.

2.2 Технологические особенности обеспечения занятий компьютерной графикой.

2.3 Методика экспериментального исследования.

2.4 Программное обеспечение курса «Компьютерная графика».

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческих способностей студентов художественных специальностей в процессе занятий компьютерной графикой»

Образование в России переживает в настоящее время глубокие структурные и содержательные изменения, которые затрагивают все направления подготовки студентов в высшей школе, в том числе и художественное профессиональное образование. Со сменой мировоззренческой и образовательной парадигмы сегодня происходит переоценка концептуальных подходов к реформированию профессионального высшего образования, где вводятся новые государственные образовательные стандарты, меняются условия, формы, методы и средства обучения.

Проблема развития творческих способностей студентов, подготовка их к активной деятельности для решения профессиональных задач становиться весьма актуальной. На пороге XXI века человек получил возможность выбора альтернативных путей решения теоретических и прикладных задач практически во всех сферах деятельности. Деятельность становится сложнее, системные связи в ней устанавливаются между более широким спектром смежных дисциплин. Технологии производства, бизнес и общественная жизнь развивается быстрее, чем естественные способности сознания обрабатывать увеличивающиеся потоки информации.

Современный уровень социально-экономического и политического развития общества требует широкого использования новых наукоемких технологий во всех сферах профессиональной деятельности человека. Сегодня невозможно представить специалиста, работающего практически в любой области, не владеющего современными техническими средствами, в том числе персональным компьютером. В полной мере это относится и ко всем видам художественно-творческой деятельности. Компьютер и компьютерные технологии открывают перед нами абсолютно новые перспективы развития с точки зрения профессиональной деятельности. Он позволяет экономить время, которое в столь скоротечный век практически всегда является определяющим фактором при достижении поставленных целей. Компьютерная графика (дизайн) занимает ключевую позицию во многих видах изобразительной деятельности. Благодаря новым технологиям успешно развиваются такие направления компьютерной графики (дизайна) как: образование, издательские системы, средства для создания эффектов виртуальной реальности, мультимедиа-издательство, трехмерная графика и анимация, компьютерные игры, генерация компьютерных изображений для создания специальных эффектов, интернет.

Одновременно, компьютерная графика помогает, используя специальный инструментарий, формировать современную информационную среду; она задействована не только в творческой деятельности художников и дизайнеров, но активно используется в архитектуре, конструировании и в ходе практически любого образовательного процесса. Включение в работу современных технологий, при использовании персонального компьютера позволяет расширить возможности общения с обучаемым студентом, а так же увеличить объем передачи, получения и контроля знаний практически в любой учебной дисциплине. Кроме того, умения работы с персональным компьютером составляет сегодня обязательный общий профессиональный уровень подготовки специалиста.

Особенно важным, знание компьютерной графики, становится в процессе подготовки специалистов в области художественной деятельности (учитель изобразительного искусства, художник-дизайнер, художник-монументалист, художник-график и т.д.), так как является активным средством развития личностных качеств, необходимых в процессе художественно-творческой деятельности. Это - восприятие глубины пространства, способность к образному (абстрактно-логическому) мышлению, восприятие цвета, формы объема и т.д. Наряду с этим компьютерная графика требует умения анализировать и использовать пиктографические символы и знаковые системы в современных информационных структурах.

Компьютерная графика является великолепным средством при изучении законов и закономерностей, лежащих в основе художественного (изобразительного) творчества в процессе создания различных предметов изобразительного, декоративного и дизайнерского искусств. Технологические возможности персональных компьютеров отмечаются богатством графических возможностей и цветовых эффектов, способностью двух или трехмерного наглядного отображения пространственных форм. Создаваемая продукция наряду с профессиональным значением имеет и большое общеобразовательное значение, она взаимосвязана с задачами развития творческих способностей студентов. Учитывая специфические возможности компьютерной графики, следует отметить ее большое значение в подготовке будущих специалистов в области художественной деятельности.

В тоже время, анализ данных констатирующего эксперимента показывает, что в силу ряда, как объективных (отсутствие необходимого оборудования, его обеспечения, квалифицированных кадров и т.д.), так и субъективных (скептицизм некоторых профессионалов, придерживающихся традиционных способов обучения художественным дисциплинам) причин, компьютерная графика не обрела еще своего достойного места в образовательном процессе по подготовке специалистов. Очень мало на сегодняшний день специальных исследований посвященных теории и методике обучения компьютерной графике студентов - будущих художников. Работы Н.П. Петровой, Е.В.

Ладыгина и Л.Я. Нодельмана относящиеся к данной тематике, не смотря на их значимость и добротность, не решают всех необходимых и весьма актуальных проблем. Существует ряд научно-методических исследований посвященных методам, приемам и средствам обучения, информационным технологиям (Т.А. Бороненко, Т.В. Добудько, М.П. Ланчик, Н.Н. Пугач, Л.В. Смолина, Т.А. Яковлева и др.), но в основном они рассматривают проблемы школьного курса «информатика».

Следовательно, необходимость изучения компьютерной графики, особенно по специальностям художественных дисциплин в современных условиях и отсутствие в должной степени научно-обоснованных теории и методик обучения данной дисциплине избранную проблему актуальной. Кроме того, актуальность и целесообразность исследования в значительной мере определяет и то, что компьютерная графика позволяет успешно решать вопрос организации адекватного восприятия, структурирования учебного материала при большей его информативности и ограниченности во времени, отводимом на изучение, являющиеся одним из основных в процессе обучения, в том числе и искусству. Этот вопрос достаточно сложен с научной и методической точки зрения, но именно здесь и скрыты резервы совершенствования процесса преподавания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход.

Разработка методики обучения студентов будущих специалистов художественных профилей компьютерной графике, позволяющей повысить эффективность и качество занятий направленных на развитие творческих способностей в контексте с современными требованиями, которые предъявляет общество к дипломированному специалисту, определило проблему и цель настоящего исследования.

Проблема исследования: разработка и экспериментальная проверка содержания и методов обучения студентов художественных факультетов компьютерной графике, обеспечивающих развитие их творческих способностей.

Объект исследования: учебная деятельность студентов художественных факультетов и отделений направленная на развитие творческих способностей студентов на занятиях по компьютерной графике.

Предмет исследования: процесс, пути и средства развития творческих способностей студентов на занятиях компьютерной графикой.

Гипотеза исследования: творческие способности студентов, во время занятий компьютерной графикой, будут развиваться, если:

- учебный процесс опирается на соответствующее современным требованиям психолого-педагогическое обоснование;

- индивидуально-ориентированная методика опирается на совокупности индивидуальной и групповой форм обучения, способствующих формированию профессионального мастерства;

- созданы условия для преодоления формализма в усвоении материала, для осуществления дифференцированного подхода в обучении, становления личности и повышения интереса к изучаемому предмету;

- знания, умения и навыки, полученные студентом в процессе занятий, будут иметь практическую значимость и помогут в организации системы «человек - среда»;

- будут реализованы возможности компьютерной графики, позволяющей решать задачи на стыке различных видов деятельности.

Исходя из общей цели, выдвинутой гипотезы, и учитывая состояние проблемы, были определены следующие задачи исследования:

-81. Изучить и проанализировать основные этапы развития средств компьютерной графики и сферу их использования в различных видах художественно-творческой деятельности человека.

2. Дать определение видов компьютерной графики, применяемой в изобразительном искусстве, выделив ее компонентный состав, и учитывая последние данные в этой области деятельности.

3. Проанализировать содержание и технологию обучения компьютерной графике в различных учебных заведениях.

4. Определить место и значение компьютерной графики, влияние ее на развитие творческих способностей, в системе подготовки будущих специалистов в области художественной деятельности.

5. Разработать и экспериментально проверить содержание и методику обучения студентов художественных факультетов и отделений компьютерной графике с целью развития их творческих способностей.

6. Выяснить доступность и эффективность предлагаемых видов и форм обучения компьютерной графике и влияние ее на формирование личности.

7. Разработать методические рекомендации по развитию творческой активности студентов в процессе занятий компьютерной графикой.

В ходе решения поставленной проблемы использовались следующие методы исследования:

- анализ истории развития компьютерных технологий и вхождения их в художественно-творческую деятельность человека;

- изучение трудов философов, психологов, педагогов, социологов, искусствоведов по проблеме исследования;

- анализ научно-теоретической и методической литературы по компьютерной графике;

- изучение и анализ опыта работы преподавателей и студентов, занимающихся компьютерной графикой;

- наблюдения и беседы для изучения личности обучаемого;

- интервьюирование и анкетирование студентов;

- психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов;

Методологической основой исследования стали: научные труды в области философии, посвященные раскрытию сути теории информационной культуры, и проблемы развития интеллекта и творческой активности человека: С.Я. Батышева, B.C. Безрукова, А.А. Ветрова, П.С. Гуревича, А .Я. Найн, П.Н. Новикова, В. А. Штоффа и др.; в области психологии - Л.С. Выготского, М.В. Гамезо, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, А.Д. Малахова, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и др.; в области теории образования, профессионально педагогической деятельности -Ю.К. Бабанского, А.И. Иванова, Б.Т. Лихачева, В.Е. Радионова, В.А. Сластенина, Ф.Ш. Терехулова, АП. Тряпицына и др.; в области художественно-графического образования - А.Д. Алехина, В.П. Зинченко, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой; в области взаимосвязи эстетической среды и личности (система «человек - среда»), их взаимообогащения - Г.Г. Воробьева, В.А. Глинкина, Т.М. Иванова, В.В. Корешкова, Н.Б. Крыловой, Ю.В. Назарова, Е.П. Титова и др.; в области методики обучения информатике и компьютерной графике - Т.А. Бороненко, С.Г. Григорьева, Ю.Ф. Катхановой, М.П. Лачик, Г.Л. Луканкина, В.А. Оганесяна, И.А. Румянцева, Г.В. Черемных и др.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1996 - 1998 тт.) был посвящен теоретическому изучению и анализу психолого-педагогической, методической и социальной литературы с целью определения степени разработанности проблемы. Проводилось изучение состояния ее в различных ВУЗах, наблюдение за процессом обучения компьютерной графике и влиянием его на развитие творческих способностей обучаемых. Выявлялась актуальность исследования, формулировалась гипотеза, решались вопросы о формировании концепции взаимосвязи творческого развития студентов с изучением компьютерной графики. Проводился поисковый эксперимент для определения роли, места и значения компьютерной графики в процессе развития творческих способностей студентов.

На втором этапе (1998 - 1999 гг.) разрабатывалась концепция курса «Компьютерная графика» для студентов художественных факультетов и отделений с целью активизации их творческого развития. Проводилась коррекция содержания учебной дисциплины, определялась технология и методика обучения студентов указанных факультетов компьютерной графике, проводилась экспериментальная работа по ее апробации в различных учебных заведениях, регионах и условиях организации и технических средств обучения. Определялись оптимальные варианты материально-технического обеспечения для организации занятий компьютерной графикой. Эксперимент проводился на базах Московского педагогического государственного университета (Mill'У), Московского открытого социального университета (МОСУ), Столичного Гуманитарного института (СГИ). Были разработаны критерии оценок развития творческих способностей студентов в процессе занятий компьютерной графикой.

На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) проводился контрольный эксперимент на базе Столичного гуманитарного института в Москве, Мурманске, Сургуте с целью проверки и подтверждения эффективности и доступности разработанных положений теории и методики развития творческих способностей студентов компьютерной графикой. Для диагностики изменений развития творческих способностей студентов и определения результатов формирующего эксперимента в качестве основных методов были использованы: метод наблюдения за творческой деятельностью и метод анализа учебных и творческих работ. В качестве основных параметров оценки творческих способностей студентов, по которым определялись уровни их развития, выступали следующие:

- знание основных законов и закономерностей художественно-творческой деятельности и умение их использования;

- овладение практическими навыками работы различными материалами, техникой и техническими приемами компьютерной графики;

- овладение способами композиционно-структурной трансформации изображения;

- овладение способами подчинения формально-структурных моментов, технических приемов и других изобразительно-выразительных средств эмоционально-содержательным аспектам работы.

На основе этих параметров были выделены четыре уровня возможного развития творческих способностей:

1) уровень элементарной компоновки и использования средств компьютерной графики;

2) уровень комбинаторики;

3) уровень ассоциативной трансформации и широкого использования технических возможностей компьютерной графики;

4) композиционно-творческий уровень и динамика развития способностей каждого студента в процессе выполнения экспериментальных занятий.

Сравнительный анализ результатов дан в таблице второй главы данного исследования. Систематизировались и обобщались результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, проводился их количественный и качественный анализ. Полученные результаты оформлялись в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в педагогической практике разработана и теоретически обоснована концепция развития творческих способностей студентов факультетов и отделений художественных профилей в процессе занятий компьютерной графикой; проведен теоретический анализ развития компьютерной графики, как дисциплины специализации, в различных высших учебных заведениях; определены принципы индивидуально-ориентированной методики опирающейся на совокупность индивидуальной и групповой форм обучения, способствующих развитию творческих способностей и формированию профессионального мастерства студентов; концептуально разработано содержание курса «Компьютерная графика» для студентов художественных специальностей ориентированное на взаимодействие со специализированными учебными дисциплинами - рисунком, живописью, композицией, проектированием, декоративным искусством, перспективой, техническим рисунком и начертательной геометрией; разработана система заданий по компьютерной графике, активно влияющих на творческое развитие личности.

Практическая значимость работы определяется тем, что разработано и теоретически обосновано содержание курса «Компьютерная графика» и методика обучения направленная на развитие творческих способностей студентов художественных факультетов и отделений, их профессиональной подготовки, и компьютерную поддержку специальных учебных дисциплин. Данная программа доступна всем обучающимся и может быть внедрена в учебный процесс в рамках государственного образовательного стандарта. Разработанные и опубликованные материалы научного исследования могут быть использованы в процессе обучения студентов художественных учебных заведений, а так же быть учтены при разработке учебных программ и учебных пособий.

На защиту выносится теоретическая и методическая концепция развития творческих способностей студентов художественных факультетов и отделений, их профессиональная подготовка в процессе занятий компьютерной графикой.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечены опорой на теоретические и экспериментальные результаты этого исследования, позволяющие осуществить методологический подход к решению поставленной проблемы. А также использованием различных методов исследования адекватных целям, задачам и логике, опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования. Они обеспечены воспроизводимостью результатов и использованием знаний, умений, навьпсов по компьютерной графике в курсовых, дипломных работах и при решении творческих задач в системе «человек - среда», анализом количественного и качественного результатов исследования представленных в основном тексте работы.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации, в процессе педагогической деятельности на занятиях со студентами. Основные положения работы обсуждались на заседании совета факультета искусств в Столичном гуманитарном институте, на заседании кафедры начертательной геометрии и черчения Московского педагогического государственного университета. Теоретические положения исследования докладывались на научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Москва, МПГУ, 1998 г.), на научно-практической конференции - выставке-ярмарке «Компьютер и образование» (Москва, ВДНХ, 1999 г.). Внедрение результатов осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы автора в качестве преподавателя компьютерной графики в Московском открытом социальном университете (1997 - 1998 уч., гг.) и Столичном гуманитарном институте с 1998 по 2000 гг.

Наряду с публикациями и научными докладами по теме исследования выполнен ряд творческих работ:

1. Разработан и введен в действие, внутри глобальной сети интернет, сайт факультета искусств Столичного гуманитарного института;

2. Разработана оригинальная программа, с использованием технологий и возможностей программ 3-х мерной графики и мультимедиа, по проектированию и созданию ювелирных изделий;

3. Созданы рекламные буклеты, для факультетов Столичного гуманитарного института, предназначенные обеспечить рекламную поддержку компании института по набору студентов.

Данная работа является научно-теоретическим и методическим обоснованием развития творческих способностей студентов художественных специальностей в процессе занятий компьютерной графикой.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Корешков, Владимир Валерьевич

Выводы.

В главе описывается постановка и ход экспериментального исследования; дается и комментируется (в том числе и практическими работами студентов) предлагаемая программа курса «Компьютерная графика» для студентов художественных специальностей; анализируются качественные и количественные показатели экспериментальной части работы.

Нами отмечается, что учебный процесс, организованный по экспериментальной программе ведет к изменению отношения студентов к обучению, что является основой для формирования положительных мотивов и состояния активной деятельности в ходе самостоятельной работы. Развитие творческих способностей в таких условиях идет более успешно, полнее раскрывается творческий потенциал каждой личности. Студенты обучаемые в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, легче генерируют оригинальные творческие идеи, что обусловлено богатством и разнообразием их мыслительной деятельности.

Профессиональная деятельность будущих специалистов в процессе изучения компьютерной графики обогатится формированием у них представлений о процессах в природе и обществе, приобщит их к художественно-творческой работе. Данные занятия ознакомят студентов с аппаратными и программными средствами применяемыми в области компьютерной графики; компьютерными технологиями и их возможностями в сфере культуры и образования; сформируют умения выполнять различные по характеру и назначению задания; разовьют средствами компьютерной графики логическое мышление, повысят уровень творческой активности.

Создание учебно-методического комплекса необходимо для проведения занятий по курсу «Компьютерная графика» вполне доступно практически любому высшему учебному заведению, а предлагаемая нами программа опирается на уже имеющееся программное обеспечение.

Проблема формирования и развития творческих способностей у студентов художественных специальностей является комплексной проблемой, в которую составными частями, компонентами входят психологический, общепедагогический, дидактический, искусствоведческий и технологический (компьютерная графика) аспекты.

При этом глубина и обстоятельность раскрытия психологических процессов, явлений, связанных с формированием творческих способностей и выражающих, как правило, те или иные факторы, свойства и качества способностей, во многом определяет и глубину, обстоятельность разработки дидактических приемов, путей и средств (выраженных в конкретных методических рекомендациях) развития творческих способностей у студентов в процессе их обучения компьютерной графике. То же самое относится и к общепедагогическому и искусствоведческому аспектам. С указанных позиций комплексного подхода к раскрытию и решению проблемы формирования и развития творческих способностей студентов художественных специальностей и выполнялось наше исследование.

Экспериментальное исследование проблемы показало, что выполнение заданий, направленных на освоение композиционных закономерностей, изучение опыта композиционных построений и способов стилистического решения изображения, активизирует логические функции, развивает гибкость композиционного мышления, комбинаторные способности студента и помогает ему выйти на уровень свободного творчества. Объединение заданий каждого семестра единой концепцией действий и последовательностью заданий стимулирует активную поисковую деятельность студента и выступает в качестве одного из важнейших условий развития творческих способностей студентов.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили предположение о том, что использование в процессе обучения метода контрастной постановки задач и заданий поддерживает интерес студента к творческому выполнению работы, пробуждает желание заниматься данным видом изобразительной деятельности, что является одним из эффективных условий развития профессионализма.

Произведенное исследование показало, что проведение целенаправленной работы по формированию творческих способностей студентов посредством организации постепенно усложняющихся композиций позволяет добиться существенного продвижения в уровнях их сформированности.

Для более полного раскрытия творческого потенциала студентов художественных специальностей на занятиях компьютерной графикой необходимо осуществлять выбор оптимальных методов, приемов и форм обучения. Именно этот творческий потенциал обусловит постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой. И именно творческая деятельность студентов будет стимулироваться самостоятельным поиском новых знаний, открытием субъективно непознанного, освоением новых форм деятельности.

Одновременно, анализ данных проводимого экспериментального исследования показывает, что вариативность занятий и индивидуально-ориентированный подход к ним активно развивают творческие способности студентов. Предметно-практическое содержание программы обозначено лишь сквозными заданиями, которые проходят через все ступени курса. Их список в реальности, естественно, значительно шире, поскольку по каждой «вертикали» он может быть конкретизирован в зависимости от ситуации, т.е. в тексте программы все эти компоненты обозначены по минимуму, а максимум не ограничен. Вместе с тем программа сознательно уходит от сколько-нибудь конкретного перечня тех заданий, которые должны быть освоены студентами. Ориентация на их строгое выполнение лишила бы обучаемых возможности творческого поиска, что привело бы к нарушению концептуальных основ курса. Однако сама по себе возможность включения в систему подготовки специалиста преобразующей предметной деятельности с самыми разными технологиями бесценна. Важно и то, что все необходимые технологические и практические знания и умения не остаются за пределами данной программы, главным в содержании обучения является нравственно-эстетический, социально-экономический, художественно-исторический опыт, отраженный в материальной культуре, работающей на развитие творческих способностей студентов.

Заключение.

Полученные в результате теоретического и экспериментального исследования данные, полностью подтвердили гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:

- учебный процесс эффективен лишь при опоре на современные достижения психолого-педагогической науки, где обучение компьютерной графике, с учетом изложенных в работе принципиальных подходов, обеспечивает у .студентов развитие способностей к абстрактно-логическому и образному мышлению. Оно воспитывает чувство цвета, творческого воображения и зрительных представлений, целостности восприятия, что необходимо для творческого самовыражения в работах, выполненных с помощью персонального компьютера;

- процесс организации ориентированной деятельности студента не может быть смоделирован без выявления личностных факторов, которые направлены на выполнение социальных и профессиональных задач стоящих перед обществом, таким образом, индивидуально-ориентированное обучение, развивая творческую активность, формирует личность;

- обобщенная модель обучения компьютерной "графике студентов художественных факультетов и отделений, включающая все уровни подготовки, содержание и личностао-ориентированную технологию должна быть направлена на компьютерную поддержку специальных учебных дисциплин: рисунка, живописи, композиции, проектирования, моделирования, декоративно-прикладного искусства, что позволяет развивать творческий потенциал обучаемых;

- компьютерная графика позволяет приобщить студентов к творческой деятельности по созданию и освоению гармоничной среды обитания человека, к пониманию ее основных законов и правил, смысла существующих в ней традиций и осуществлять на данной основе формирование системы духовно-нравственных ценностей и представлений о взаимосвязи «человек - среда»;

- практика преподавания компьютерной графики убедительно доказывает, что ее следует вести с учетом меж предметных связей, что позволяет целенаправленно, с учетом индивидуальных возможностей строить учебный процесс, обеспечивая тесную взаимосвязь теории и практики, осуществлять необходимый контроль аудиторной и самостоятельной работы;

- обучение компьютерной графике студентов художественных учебных заведений необходимо и возможно, успешность его зависит от ряда факторов: научно-методического обеспечения учебного процесса, материально-технического оснащения занятий и высокой квалификацией преподавателя;

- динамичность и гибкость программы обеспечиваются применением в процессе обучения учебно-творческих заданий разного уровня сложности, системой обучения, адекватной конкретным условиям педагогического процесса;

- созданная нами система обучения компьютерной графике направлена на решение актуальных задач стоящих перед педагогикой и способствует- развитию творческих способностей студентов направленных на социально значимую деятельность.

В целом проведенное исследование и научно-практические результаты, полученные нами, позволяют сделать заключение о том, что разработанная программа и предложенная методика ее реализации способны выполнить задачу по развитию творческих способностей студентов художественных учебных заведений в процессе занятий компьютерной графикой. В тоже время, представленная работа не претендует на исчерпывающее решение поставленной проблемы, и она может быть продолжена в любом, указанном в задачах исследования направлении.

-105

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Корешков, Владимир Валерьевич, 2000 год

1. Александров Г.Н. Сб. Науковедение, прогнозирование и информатика. Выпуск 1. Киев, 1970. - 112 с.

2. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. -168 с.

3. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. М.: Прюсвещение, 1984. - 160 е.: илл.

4. Ананьев В.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.

5. Андреев А. Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981. - 64 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. /Сокр. пер. с англ. В.П. Самохина. М.: Прогресс, 1974. - 392 е.: илл.

7. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. т- 190 с.

8. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. 3-е изд. - М.: Высшая школа, 1980. - 214 с.

9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1979. - Т-1. - 304 е.; Т-2. -400 с. (Пед. б-ка).

10. Борев Ю.В. Эстетика. 4-е изд. доп. - М.: Политиздат, 1988 - 496 с.

11. Боумен У. Графическое представление информации. Пер. с англ. -М.: Мир, 1971.-236 е.: илл.

12. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствоведение. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 440 с.

13. Войшвилло Е.К. Понятие. М.: МГУ, 1967. - 80 с.

14. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Издательство МГУ, 1982.-173 с.-10615. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 239 с.

15. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов. Перевод с англ. канд. филос. наук А.М. Пашутина /Под. ред. канд. техн. наук В.Ф. Венда. -М.: Изд. Мир, 1968. 520 е.: илл.

16. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Изд. Педагогика, 1987. -341с.

17. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. - 149 с.

18. Глазычев В.Л. О дизайне. М.: Искусство, 1971. - 192 с.

19. Грегори Р. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1970.-369 с.

20. Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М.: Наука, 1976. - 176 с.

21. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Советский художник, 1964. - 88 с.

22. Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971. -212 с.

23. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 277 с.

24. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. - 175 с.

25. Зинченко В.П. Вергилюс Н.Ю. Формирование зрительного образа. -М.: Изд. МГУ, 1969. 106 с.

26. Зись А .Я. Искусство и эстетика. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Искусство, 1975. - 446 с.

27. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1961. - 233 е.: илл.

28. Искусство и научно-технический прогресс /Ред. сост. Л.И. Новикова и B.C. Соколов. М.: Искусство, 1973. - 462 с.

29. Искусство и эстетическое воспитание молодежи /Под. ред. В.Г. Кисунко. М.: Наука, 1981. - 335 с.-10731. Каган М.С. Социальные функции искусства. Д.: Изд. Знание, 1978. - 36 с.

30. Карагезов К.О. Социально-педагогическое содержание и функции символики в воспитании. Воронеж.: Изд. Воронежского университета, 1979.-215 с. . .

31. Катханова Ю.Ф. Типовая программа «Техническая графика и основы дизайна 9-10 кл.». М.: Просвещение, 1990.

32. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 304 с.

33. Кирмейер Михаэль. «Мультимедиа». М.: 1994.

34. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1969. - 391 с.

35. Ковешников АИ. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна. -М.: Изд. Прометей, МПГУ им. В.И. Ленина, 199k 273 е.: илл.

36. Ковешникова Е.Н. Теория и методика художественного профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров). Автореферат диссерт. на соиск. уч. степени доктора пед. наук. М.: 2000. - 27 с.

37. Ковешников А.И., Ковешникова Е.Н Основы теории дизайна /Для ВУЗов. М.: Машиностроение, 1999. - 206 с.

38. Коломиец Г.Ф. Понятие основная форма логического мышления. -Харьков.: 1968. - 107 с.

39. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: УЧПЕДГИЗ, 1955. - 306 с.

40. Крутецкий В.А Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. - 255 е.: илл.

41. Крутецкий В.А. Психология: учебник для педагогических училищ. -М.: Просвещение, 1980. 352 с.

42. Крылова Н.В. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990.-144 с.

43. Кузин B.C. Вопросы изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1971. - 144 с.

44. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е издание перераб. и доп. - М.: АГАР, 1997.-304 е.: илл.

45. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства. -М.: АГАР, 1999.

46. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции: Учебник. 2-е издание перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1983. -.127 е.: илл.

47. Ладыгин Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельностном поле курса «Основы дизайна». Автореферат диссерт. на соискание ученой степени канд. пед. наук. -М.: 2000. 16 с.

48. Лейтес М.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-277 с.

49. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Издательство Смысл, 1997. - 183 с.

50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

51. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. /Под ред. В.В. Давыдова и др. Автор- очерка об А.Н. Леонтьеве В.П.

52. Зинченко. М.: Педагогика, 1983. Т-1. - 391 е.: илл., Т-2. - 318 е.: илл.

53. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

54. Лернер И Л. Основания для определения содержания опыта творческой деятельности. //Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В.В. Краевского, И .Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. -245-251 с.

55. Лилов А.О. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981.-480 с.

56. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. - 528 с.

57. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1985. -207 с.

58. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии, -г М.: Наука, 1984. 444 о.

59. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 126 с.

60. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1983. - 190 е.: илл.

61. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1979. - 634 с. (Пед. б-ка).

62. Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. В 2-х томах. М.: Искусство, 1982. Т-1. - 470 е., Т-2. - 391 с.

63. Мейлах B.C., Высочина Е.К. Новое в изучении художественного творчества. Проблемы комплексного подхода. М.: Знание, 1983. -64 с.

64. Морозов А.И. Художник и мир личности. М.: Советский художник, 1981.-168 с.

65. Мялкин А.В. Способности и потребности личности. М.: Мысль,1983.-264 е.: илл.

66. Наливина Т.И. Практическое цветоведение. Методические указания по курсам: основы художественного проектирования, декоративно-прикладное искусство, практикум в учебных мастерских. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. - 96 е.: илл.

67. Научно-технический прогресс и "творчество (1 Всесоюзная научно-практическая конференция). М.: Знание, 1986. - 286 с.

68. Немов Р.С. Психология. Т-1. М.: Владос, 1998. - 686 с.

69. Нодельман Л.Я. Психология обучения студентов художественно-графического факультета компьютерной графике. /Диссертация канд. пед. наук. М.: 2000. - 218 е.: илл.

70. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высш. шк.,1984. 336 с.

71. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1953.

72. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 237 с.

73. Основы методики художественного конструирования. //Под ред. Ю.В. Соловьева. М.: изд. ВНИИТЭ, 1970. - 278 с. илл.

74. Панфилов Н.Д. Фотография и ее изобразительные средства. М.: Искусство, 1981. - 144 е.: илл.

75. Педагогика. . Учебное пособие для студентов педагогических институтов. ЯО.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.:

76. Под редакцией Ю.К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988 - 479 с.

77. Педхем 4., Сондере Д. Восприятие света и цвета. Перевод с английского, М.: Мир, 1978. 256 е.; илл.

78. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избр. труды. М.: Педагогика, 1984. - 271 с.

79. Пир адов А.В. Эстетическая культура личности. Л.: Знание, 1978. -36 с.

80. Пирожников Л.В. Голография и наглядная агитация. М.: Плакат, 1978. - 158 е.: илл.

81. Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. - 312 с.

82. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-311 с.

83. Полежаев Е.Ф., Макушин В.Г. Основы физиологии и психологии труда. М.: Экономика, 1974. - 239 с.

84. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Педагогика, 1976. -303 с.

85. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. Л.: Знание, 1977.-40 с,

86. Программы педагогических институтов. Декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1988. Сб. № 15. - с. 23 - 30.

87. Программы педагогических институтов. Художественное оформление в школе. М.: Просвещение, 1988. Сб. №15. - с. 3 - 8.

88. Профессиональная деятельность молодого учителя: социально -педагогический аспект /Под. ред. Вершиловского С.Г., Лесихиной Л.Н М.: Педагогика, 1982, - 144 с.

89. Психологические исследования творческой деятельности. //Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1976. - 253 с.-11294. Психология процессов художественного творчества. /Ред. кол.: отв. ред. B.C. Мейлах и Н.А. Хренов. Л.: Наука, 1980. - 284 с.

90. Психология формирования и развития личности. /Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. - 365 с.

91. Развитие художественных способностей. Труды института художественного воспитания. Выл 100 /Под. ред. Н.П. Сакулиной. -М.: АПН РСФСР. .

92. Рауник Я.Э. Преемственность в развитии отдельных понятий в курсе черчения. Сб. АПН СССР, 1984, статья.

93. Рисунок. Живопись, Композиция: Хрестоматия: Учебн. Пособие для студ. худ.-граф. фак. пединститутов /Сост. Н.Н. Ростовцев и др., М.: Просвещение, 1989. - 237 е.

94. Рок И. Введение в зрительное восприятие: Кн. 1. Пер с англ. /Под ред. В.М. Величковского, В.П. Зинченко, - М.: Педагогика, 1980. -312 е.: илл.

95. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студ. худ.-граф. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 е.: илл.

96. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. - 240 е.: илл.

97. Ростовцев Н.Н., Теренгьев А:Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Учебное пособие для студ. худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 175 е.: илл.

98. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность. Л.: Художник РСФСР, 1977. - 206 с.

99. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Издательство МГУ, 1988.-288 с.

100. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.-504 с.-113106. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1984. - 94 с.

101. Сластенин В.А. Педагогика. М. : Школа - Пресс, 1997. - 511 с.

102. Соловьев С.А. Декоративное оформление. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987. - 144 е.: илл.

103. Теоретические проблемы психологии личности. /Отв. ред. Е.В. Шорохов. М.: Наука, 1974.

104. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.

105. Ш.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 т. / Т-1. М.: Педагогика, 1950. - 414 с.

106. Фельдбаум А.А Процессы обучения людей и автоматов. /Ст. в сб. Кибернетика. Мышление. Жизнь. М.: Мысль, 1964.

107. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. М.: Изд. Инфра-М, 1993. - 137 с.

108. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М. -Л.: ГИЗ, В.Г. - 208 с.

109. Фролов А.В., Фролов Г.В. Мультимедиа для Windows. М.: Диалог -МИФИ, 1994.

110. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 176 е.: илл.

111. Холмянский Л.М., Щиканов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985. -140 е.: илл.

112. Художественное восприятие. /Под ред. B.C. Мейлаха. Л.: Наука, 1982.-387 с.

113. Цойгнер Г. Учение о цвете. -М.: Строй-издат, 1971. 160 е.: илл.

114. Шорохов Е.В. Композиция. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 207 е.: илл.

115. Эльконин Д.В. Детская психология. М.: 1960. - 328 с.

116. Эргономика: Проблемы приспособления условий труда к человеку. /Пер. с польского. Под ред. В.Ф. Венди. М.: Мир, 1971. - 421 е.: илл.

117. Эстетика, искусство, человек. /Отв. ред. М.Ф. Овсянников и др. М.: Наука, 1977. - 334 с.

118. Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989. - 285 с.

119. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

120. Эстетическое воспитание и экология культуры. Сб. статей. /Отв. ред. Генисаретский О.И. М.: СХ СССР, 1988. - 438 с.

121. Юзвишин И.И. Основы информациологии. М.: Межд. Изд. Информациология, изд. Высш. шк., 2000. - 516 с.

122. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981. 247 с.

123. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.

124. Computer arts and graphics. Book for professional artists and designers. -Los Angeles. California: El. Media press, 1997. 180 pages: pictures.

125. Adobe Illustrator 8.0 (version). Tools and special effects. Dallas: Adobe Press, 1998. - 342 pages.

126. Adobe Photoshop 5.5 (version). Work information and tools. Dallas: Adobe Press, 1998. - 268 pages.- 115135. 3D MAX. Computer multimedia. User support. New York. W.: ШК, 1999. - 427 pages.

127. Corel DRAW 9.0 (version). Book for user and computer artists. -Washington: Corel corp., 1999. 674 pages.

128. Web design. Special programs for professional designers. Deny.: Computer Press, 2000. - 236 pages.

129. Internet Video and audio design. Web site design. Denv.: Computer Press, 2000. - 154 pages.

130. Sound Effect. SFX. Special edition for professional in sound effect and music mix. Michigan: RMG, 1998. - 273 pages.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.