Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Камилова, Халипат Магомедбеговна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Камилова, Халипат Магомедбеговна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
1.1. Понятие, виды и художественно-эстетическая ценность
игрушки
1.2. Специфика игрушки в художественных традициях народов
34
Дагестана
1.3. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания
57
учащихся средствами народной игрушки
75
Выводы по I главе
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ НАРОДНЫХ
ИГРУШЕК
2.1.Содержание, условия и средства использования
народной игрушки в эстетическом воспитании школьников
2.2. Система уроков эстетического воспитания школьников
в процессе приобщения к народной игрушке
2.3. Педагогический эксперимент и его результаты
142
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся начальных классов сельских общеобразовательных школ на внеклассных занятиях средствами народной игрушки2008 год, кандидат педагогических наук Егупова, Наталья Валерьевна
Эстетическое воспитание школьников средствами фольклора2013 год, кандидат педагогических наук Гасанова, Жасмина Тимуровна
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана1999 год, кандидат педагогических наук Магомедов, Давди Бадавиевич
Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения: На материале Республики Дагестан2006 год, кандидат педагогических наук Кандаева, Нажибат Абдулаевна
Народные художественные промыслы как средство развития творческих способностей младших школьников: На материале Республики Дагестан2000 год, кандидат педагогических наук Гамзатова, Гульпери Кадыровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения молодежи творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия в их самобытной национальной форме, непосредственное приобщение учащихся школ к духовно-нравственным ценностям народа, глубокое восприятие их в контексте всей мировой культуры приобретают всю большую значимость в становлении и развитии личности как носителя духовно-нравственных и эстетических идеалов общества.
Художественно-эстетический потенциал народной игрушки, в котором сконцентрирован тысячелетний плодотворный творческий опыт народного воспитания, традиционные художественно-эстетические принципы, способствует формированию эстетического отношения учащихся к окружающей действительности, стимулирует художественно-познавательную активность школьников, способствует развитию интереса к народной культуре.
При этом важно особо отметить, что сегодня народная игрушка дагестанских умельцев находится на грани исчезновения. И актуальность рассматриваемой проблемы определяется, прежде всего, необходимостью поиска наиболее эффективных путей, форм и методов, способствующих сохранению и развитию в детском художественно-культурном пространстве наряду с современной игрушкой и традиционных форм игрушек; создания необходимых педагогических условий для изучения специфики народной игрушки в эстетическом воспитании школьников с целью сохранения и развития национальной традиционно-бытовой культуры народа.
Народная педагогика за тысячелетнюю практику накопила плодотворный творческий потенциал глубокого ознакомления учащихся с исторически сложившимися методами нравственного воспитания и общеэстетического образования с учетом регионально-этнических особенностей. Сегодня осознание значимости педагогической культуры народа возможно при обращении к его исто-
рическому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал великий русский педагог К.Д. Ушинский [150. С. 65]. О важности для развития педагогической науки возвращения к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрения в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом, с целью устранения ассимиляции культур как явления, характерного для процесса поглощения одной культуры другой, говорили Арсалиев Ш.М., Бартрам Н.Д., Волков Г.Н., Григорьев В.М., Дайн Г.Л., Оршанский Л.Г., Петрова Т.Н., Путилин В.Д., и др. Игрушка, по мнению Дайн Г.Л., Квасовой O.A., Мухиной B.C., Разиной Т.М. и других, всегда была предметом и объектом различных праздничных и воспитательно-образовательных процессов и ритуалов, тесно связанных с передачей нравственного и художественно-эстетического опыта от старшего поколения к младшему. Волков Г.Н. включил понятие «игрушка» в определение народной педагогики как одно из этнокультурных условий приобщения ребенка к субкультуре своего народа.
Существенное влияние на разработку теории и методики преподавания народного декоративно-прикладного искусства оказали исследования ведущих российских ученых Комаровой Т.С., Неменского Б.М., Сокольниковой Н.М., Ростовцева H.H., Рябчикова A.B., Раджабова И.М., Хворостова A.C., Флериной Е.А., Шпикаловой Т.Я., которые рассматривают общетеоретические подходы к раскрытию сущности художественного творчества, эстетического воспитания подрастающего поколения, а также проблемы, связанные с поисками совершенствования средств и методов развития процесса обучения по декоративно-прикладному искусству и изобразительному искусству в целом.
Значительный вклад в разработку проблем, связанных с созданием научно-методической базы для национальных школ в реализации художественного образования и эстетического воспитания с учетом национально-регионального
компонента, внесли труды видных ученых-педагогов Дагестана Агаева К.К., Байрамбекова М.М., Гаджимурадова С.М., Гамзатовой Г.К., Дамадановой С.Р., Раджабова И.М., Магомедовой П.Н., Магомедова Д.Б., Омарова М.М., Рашидо-ва Н.П., и др., которые отмечают, что обычаи, обряды, традиционное декоративно-прикладное искусство, образ жизни являются сегодня не только историческим прошлым, которое составляет значительную часть национальной истории и культуры каждого народа, но и являются базисом формирования современного мировоззрения и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
В ходе исследования были проанализированы труды ученых-
искусствоведов Ананьевой Е., Бакушинского Л.Б., Барадулина В.А., Богуславской И.Я., Бартрама Н.Д., Вагнера Г.К., Воронова B.C., Дайн Г.Д., Латынина Л.А., Некрасовой М.А., Оршанского Л.Г., Разиной Т.М., Поповой О.С., которые определили теоретические основы, сущность и значение народного искусства, в частности, значение народной игрушки в системе народного художественного творчества и эстетического воспитания школьников. Большое значение для данного исследования имели также труды этнографов, археологов, искусствоведов, ученых-педагогов, посвященные проблемам изучения дагестанской традиционной национально-художественной культуры. Труды Атаева Д.М., Гад-жиевой С.Ш., Дебирова П.М., Кильчевской Э.Б., Магомедова A.M., Магомедова P.M. Марковина В.И., Мирзоева Ш.А., Шиллинга Е.М. позволяют понять и раскрыть закономерности функционирования народного художественного мышления, эстетический опыт и гуманистические идеалы.
Проведенные исторический и теоретический анализы, обобщение научных исследований убедительно показали, что, несмотря на возросший интерес к народной культуре и искусству, в системе регионального художественного образования отсутствуют исследования, посвященные проблемам эстетического воспитания учащихся школ средствами народной игрушки.
Анализ состояния преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах показывает поверхностный характер ис-
пользования педагогического, художественно-эстетического потенциала народной игрушки, недостаточно используются наследие фольклорных традиций, разнообразие видов художественных материалов, а также учебно-методический и музейный экспозиционный материал, способствующие эстетическому воспитанию школьников. В региональных школьных программах частично рассматривается только балхарская керамическая игрушка в контексте изучения промысловых видов дагестанского декоративно-прикладного искусства. Следует отметить, что народная игрушка как одно из средств эстетического воспитания претерпевает сейчас глубокий кризис и для дальнейшего развития требует углубления исследований, изучения с учетом подлинно народных традиций, создания оптимальных условий для эстетического воспитания учащихся средствами народной игрушки в современной школе.
В условиях современных рыночных отношений главной проблемой стало противостояние производителей игрушек и педагогов, которые пытаются удержать художественно-эстетическую ценность и педагогические качества игрушки: побуждение фантазии, разнообразие игровых возможностей, приобщение к повседневному опыту окружающего мира, ознакомление со свойствами материалов и элементами техники и т.д. Современные производители, заботясь больше о прибыли, пренебрегают качеством и развивающими свойствами игрушек, акцентируя внимание на создание популярных брендов, заимствованных из СМИ, навязывание серий однотипных игрушек, стремление поразить и развлечь. Сегодня национально-традиционные игрушки, которые постепенно исчезли из их естественного детского пространства как произведения декоративно-прикладного искусства, используются в качестве декоративных элементов в современном интерьере. Однако и в этом пьедестале народная игрушка не
потеряла привлекательности для детей.
Типы, характер, содержание и оформление игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры и осознание значимости художественно-эстетической ценности народной игруш-
ки возможно при обращении к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей.
Многие современные исследователи отмечают, что на основе игнорирования народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, выросли целые поколения людей, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам своего народа. В наше время в условиях школы мы видим, что утрата веры в народные идеалы привела к дефициту духовности и чувства национального самосознания у подрастающего поколения. Поэтому сегодня необходимо приобщение подрастающего поколения к пониманию ценностей народной национальной культуры, особенно игрушки как первоэлемента приобщения к окружающей эстетической действительности.
Учитывая важность реализации обучающего и педагогического потенциала народных игрушек и недостаточную разработанность использования опыта предыдущих поколений в художественно-эстетическом воспитании школьников, считаем возможным сформулировать проблему нашего исследования: «Эстетическое воспитание учащихся средствами народной игрушки».
Объект исследования - процесс эстетического воспитания учащихся.
Предмет исследования - условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами народных игрушек.
Цель исследования - выявление и эстетическое обоснование педагогических условий и технологий эстетического воспитания школьников средствами
народных игрушек.
Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников средствами народной игрушки будет наиболее эффективным, если:
- художественно-эстетический потенциал народной игрушки рассматривать как важный составной компонент художественного образования и эстетического воспитания школьников;
-раскрыть художественно-эстетическую значимость и ценность народных игрушек в качестве эффективного средства эстетического воспитания школьников;
-использовать в учебно-воспитательном процессе разнообразие художественных форм, материалов, декоративных элементов народной игрушки. Задачи исследования:
-изучить психолого-педагогические, методические и искусствоведческие труды, связанные с проблемой исследования, с целью осуществления теоретического анализа и определения современного состояния проблемы и перспективы ее развития в образовательно-воспитательной деятельности школьников;
-выявить познавательный, художественно-эстетический, общедидактический потенциал народной игрушки как средства эстетического воспитания школьников;
- разработать и экспериментально проверить содержание, условия и средства народной игрушки в эстетическом воспитании школьников.
Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблемам эстетического воспитания и художественного образования Борева Ю.Б., Кагана М.С., Разумного В.И., Бабанского Ю.К., Лихачева Б.Т., Скаткина М.Н., Сласте-нина В.А., Макаренко A.C., Сухомлинского В.А., Выготского Л.С., Давыдова В.В., Игнатьева Е.И., Кузина B.C., Ломова Б.Ф., Кубышкиной Э.И., Неменского Б.М., Сокольниковой Н.М., Раджабова И.М., Ростовцева H.H., Ушинского К.Д. Флериной Е.А., Шпикаловой Т.Я., Шорохова Е.В. и др., представляющие базисную основу эстетического постижения окружающей действительности и мира в целом, теоретические положения искусствоведения, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народного искусства в
культуре.
Теоретическую основу исследования составили: идеи воспитания человека в контексте культуры, которые достаточно глубоко разработаны в трудах видных ученых Бондаревской Е.В., Ильенкова Э.В., Ильина E.H., Кагана М.С., Мальковой Т.П., Нечаева В.Я.; подходы и принципы культуросообразного об-
разования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов Бахтина М.М., Бердяева Н.А., Флоренского П.Ф., которые рассматривают культуру как антропологический феномен, где личность выступает в
качестве эпицентра.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования:
- анализ философской, психолого-педагогической, методической, исторической, этнографической, археологической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;
- выявление и обобщение передового педагогического опыта художественно-эстетического воспитания школьников средствами народного искусства и использование его в художественно-эстетическом воспитании школьников;
- анализ школьных программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, художественному труду, программ внеурочных и внешкольных объединений в системе эстетического воспитания школьников средствами игрушки;
- опытно-экспериментальная работа: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, экскурсии, изучение изделий творческой деятельности школьников.
Этапы исследования:
Первый этап (2007-2008 гг.) - посвящен теоретическому анализу философской, психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме, выявлению уровня знаний и интересов учащихся к национальной художественной культуре, роли народной игрушки в системе художественно-эстетического воспитания школьников. Сформулированы проблема, гипотеза,
предмет и задачи исследования.
Второй этап (2008-2009 гг.) - посвящен подготовке научно-методологических и экспериментальных баз исследования, апробированию экспериментов, определению наиболее эффективных форм, методов и дидактических условий, способствующих приобщению учащихся к национальной ху-
дожественной культуре и активизации творческих способностей средствами народной игрушки. Также определялся уровень эмоциональной, художественно-творческой активности учащихся в процессе проведения эксперимента.
Третий этап (2009-2011 гг.) - полностью обоснованы и апробированы разработанные нами дидактические условия приобщения школьников к традиционной художественной культуре на материале народной игрушки, систематизированы результаты эксперимента, сформулированы выводы и результаты.
Научная новизна исследования:
- определены место, роль и значение художественно-эстетического потенциала народной игрушки как эффективного средства приобщения школьников к национально-художественной культуре;
- созданы и экспериментально проверены общедидактические и методические условия, раскрывающие художественно-эстетическую значимость и ценность народных игрушек в качестве эффективного средства эстетического
воспитания школьников;
- разработаны параметры и критерии, позволяющие выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса учащихся к эстетическому наследию народной игрушки.
Теоретическая значимость исследования:
- обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки как важного фактора развития национальной художественной культуры;
- определены, обоснованы и апробированы педагогические условия эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к народной игрушке с учетом общепедагогических требований и национального своеобразия народной игрушки Дагестана.
Практическая значимость исследования:
- разработаны учебно-методические наглядные пособия, фотоматериалы с изображением образцов народной игрушки и краткими этнографическими и
декоративными данными, способствующими эффективному приобщению школьников к традиционной художественной культуре народа;
- сформулированы методические рекомендации, планы-конспекты уроков, практических занятий и воспитательных мероприятий, способствующие художественному образованию и нравственно-эстетическому воспитанию школьников на материале дагестанского народно-педагогического художественного творчества и культурно-исторических традиций;
- результаты исследования могут быть использованы на уроках художественно-эстетического и гуманитарного цикла аналогичных регионов РФ с целью приобщения к традиционной духовной художественной культуре.
Основные положения, выносимые на защиту:
- Художественно-эстетический потенциал произведений народной игрушки (подлинность, уникальность, образность, историческая значимость), имеющий существенное значение для формирования национального самосознания и приобщения учащихся к традиционно-бытовой художественной культуре.
- Педагогические условия, повышающие эффективность эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки: показ на примере народных игрушек взаимосвязи между временем, бытовым укладом, традициями в их историческом развитии; активизация эмоциональной отзывчивости школьников в процессе приобщения к эстетическому наследию народной игрушки; показ специфики народных игрушек у разных народов с целью осознания учащимися важности каждой этнической культуры для понимания общего культурного пласта народов; применение на уроках современных технических средств обучения (экранные пособия, видеоаппаратура, компьютерная графика и др.) и новейших методических разработок в процессе освоения произведений народной игрушек; непосредственное восприятие подлинных народных произведений в ходе экскурсионных занятий в музеях, выставочных залах, творческих мастерских художников-игрушечников, в художественно-промысловых
центрах и др.
- Критерии, позволяющие определить показатели сформированности эстетического воспитания и художественно-творческих способностей учащихся средствами народной игрушки: наличие у школьников необходимых знаний для понимания национальных особенностей и локальной специфики народной игрушки; овладение средствами художественной выразительности народной игрушки, знание специфики образного языка игрушки; владение техникой работы с разными материалами, инструментами и др.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты педагогического исследования обсуждались и докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства ДГПУ, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования, нашли отражение в научных статьях и тезисах, опубликованных в г.г. Москве, Пензе, Тамбове, Карачаевске, Махачкале. С докладами автор выступал на ежегодных научных сессиях профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, региональных и всероссийских научно-практических конференциях: Республиканская научно-практическая конференции «Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования: проблемы и перспективы» (9 июня 2006 г. Махачкала); Региональная научно-практическая конференция «Педагогические технологии образовательного процесса в поликультурной среде» (19-20 декабря 2007 г. Махачкала); Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и воспитание детей и молодежи средствами изобразительного искусства, музыки и литературы» (Махачкала 2008 г.); Международный молодежный форум «Неделя дружбы студенческой молодежи». «Современная наука и молодежь». Международная молодежная научная конференция (24 апреля 2008 г. Махачкала); Всероссийская научно-практическая конференция «Теоретические основы реализации непрерывной художественно-образовательной системы на основе народных традиций Дагестана. Преемственность инновационных технологий в системе «Детский сад - школа - вуз»» (10-11 марта 2009 г. Махачкала); XVI Междуна-
родная молодежная конференция «Ломоносов» (с 14 по 18 апреля 2009 г. Москва) и др.
Материалы исследования апробированы автором в гимназии №17 г. Махачкалы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах №№ 1, 17 г. Махачкалы, с. Нижнее Инхо, Килятли Гумбетовского района Республики Дагестан, использованы при работе со студентами ХГФ. Структура диссертации.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
1.1. Понятие, виды и художественно-эстетическая ценность
народной игрушки
Массовый выпуск продукции на основе современного автоматизированного производства, стандартизированное изготовление всех материальных ценностей изменили как среду обитания человека, так и его отношение к окружающим вещам, наполнили быт одноликими предметами материальной среды. Культ потребления, которым в сильной степени пронизано современное общество, по своей сути противостоит естественному для человека стремлению к созиданию, признанию первоочередной ценности творческого труда в производстве материальных и духовных благ. По мнению Канцедикаса A.C., «рукотворная вещь, создаваемая народным мастером, призвана разрушить стандартность нашего окружения, внести в окружающую среду элементы непосредственного человеческого чувства, очеловеченную многовековой практикой теплоту естественных материалов, которые хранят дыхание природы» [49. С. 40].
Мы считаем, что в условиях современного художественно-эстетического образования присвоение эстетических ценностей посредством произведений народной игрушки, деятельностное постижение воплощенных в них традиционных художественных образов выводят школьников на качественно новый уровень художественно-культурного развития, когда появляется потребность в совершенствовании себя и окружающего художественно-образного мира. А достижения научно-технического прогресса, культуры и искусства, новые художественные материалы и технологии позволят значительно расширить возможности художественно-эстетического воспитания школьников средствами народной игрушки.
Художественно-эстетическая ценность произведений народной игрушки для формирования художественного вкуса и эстетического воспитания обусловливается и тем, что в ней специфично преломляются выразительные средства всех видов изобразительного искусства, фольклорных традиций и народной педагогики, что позволяет применить творческий потенциал игрушки во всех сферах художественной деятельности детей: изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной. Также игрушка своей внутренней непрактичностью, слабой связанностью предмета с его утилитарным назначением, идеей забавы, вложенной в нее, дает исключительно большой простор творческой фантазии учащихся, пробуждает их к художественной деятельности в игре.
С одной стороны, игрушка позволяет изучить основы скульптуры и может считаться ее разновидностью, так как моделирует выразительными средствами скульптуры, изображая предметный мир. С другой стороны, игрушка, как предмет бытовой, утилитарный, подчиненный детским интересам, взаимосвязан с декоративно-прикладным искусством. Это проявляется в комбинировании в игрушке разных декоративных материалов: цвета, фактуры, орнамента, в присутствии элементов художественного конструирования, в прямой и обратной связи между техническим строением игрушки и ее образной выразительностью (моделирование кукольной одежды, мебели, утвари, музыкальные, технические игрушки) и т.д. Совершенно верно отмечает Канцедикас A.C.: «Труд, ремесло, искусство, природа, игра, духовное и материальное - все в ней едино, все взаимопроникновение. Цельное живое явление со своими особенностями, со своей спецификой, функцией. И вместе с тем оно глубоко коренится в народной культуре, «прорастает» в другие виды народного творчества, переплетается с совсем иными по художественной структуре произведениями» [49. С. 134].
Предметно-пространственная среда, весь вещественный быт, составляющие жизненный уклад крестьянского общества: жилище, его обстановка, костюм, утварь, орудия труда, средства передвижения, предметы культа, - все является реальной основой художественной поделки, которая отражает всю сти-
листическую, техническую многогранность крестьянского художественного творчества. Поэтому игрушка и как объект детской деятельности, и как предмет культуры, вобравший в себя определенное социокультурное содержание и передающий его детям, всегда имеет как самостоятельную художественно-эстетическую ценность, так и определенное художественно-эстетическое воспитательное значение.
Игрушка - это первое художественно-культурное средство, с которым
связаны самые яркие эстетические представления подрастающего поколения. Эстетическое воспитание начинается с создания элементарного запаса эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим, пластическим качествам. «Обладая целым рядом самых различных ценностей, - писал Бартрам Н.Д., - игрушка по своему существу делится на игрушку как «радость ребенка» и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом» [14. С. 46]. К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически «игриво» отражает природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. В игрушках, отражающих реальные объекты, содержание игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. Игрушка, по образному выражению Макаренко A.C., «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль [66. С. 120].
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к художественному текстилю2014 год, кандидат наук Аглабова, Инга Магомедовна
Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству: На материале искусства народов Дагестана2001 год, доктор педагогических наук Байрамбеков, Марат Мирзоевич
Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства: На материале Республики Дагестан2002 год, кандидат педагогических наук Рамазанова, Эльмира Алиевна
Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Расула Гамзатова2011 год, кандидат педагогических наук Мухидинова, Баху Шамиловна
Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников2013 год, кандидат наук Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Камилова, Халипат Магомедбеговна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Волынка да гудок, сбереги домок // Искусство в
школе. 2004. №4. С. 76-79
2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. - М.: Советский
художник, 1968. -286 с.
3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
4. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. - Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1968. - 291 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Наука, 1970. -486 с.
6. Ананьева Е., Евсеева Т. Куклы мира. М.: Аванта, 2003. - 184 с.
7. Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. 1995. № З.-С. 8-15.
8. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - М.: МГИК, 1992. - 240 с.
9. Асельдеров М.А. О школьных традициях. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1962.-30 с.
10. Атаева Э.С. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1993. - 18 с.
11. Байрамбеков М.М. Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством народов Дагестана. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. - 95 с.
12. Байрамбеков М.М. Дагестанский народный орнамент. - Махачкала:
Издательство НИИ педагогики, 2001. - 116 с.
13. Бакушинский Л.Б. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. - М.: Советский художник, 1981. - 351с.
14. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. - М.: Советский художник, 1979. -
300 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.
- 445 с.
16. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. - М.: Белый город, 2010. - 112 с.
17. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателя детского сада. 2 изд. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
18. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Д.: Искусство, 1975.
- 20 с.
19. Богуславская И.Я. Традиции народных художественных промыслов и проблемы сувениров // Советское декоративное искусство. 1980. № 77/78. - С. 116-123.
20. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. - Л.: Искусство, 1976. -
210 с.
21. Борев Ю.Б. Эстетика. Издание третье. - М.: Издательство политической литературы, 1981. - 400 с.
22. Буров А.И. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного
подхода. -М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
23. Ветлугина H.A. Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1948.-207 с.
24. Винничук Лидия. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима /
Пер. с польского В.К. Ронина. - М.: Высшая школа, 1988. - 496 с.
25. Волков Т.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 376 с.
26. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
27. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. - М.: АПН РСФСР,
1950.—508с.
28. Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика. - Волгоград: Учитель, 2009. - 140 с.
29. Воспитание дошкольника в труде / Отв. ред. В.Г. Нечаева. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
30. Воронов В .С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. - М.:
Советский художник, 1972. - 126 с.
31. Выготский JI.С.Педагогическая психология. - М.: ACT: Астрель:
Люкс, 2005.-671 с.
32. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 314
с.
33. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. - 118с.
34. Гаджимурадов С.М., Байрамбеков М.М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1-4 кл. - Махачкала:
Дагучпедгиз, 1987. - 122 с.
35. Гаджиева С.Ш. Кумыки. Историко-этнографическое исследование. -
М.: АН СССР, 1961.-387 с.
36. Гаджиева С.Ш., Даниялов Г.Д., Хашаев Х.О. Современная культура
и быт народов Дагестана. - М.: Наука, 1971. - С. 240.
37. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура
даргинцев. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1967. - 310 с.
38. Гамзатов Г.Г., Далгат У.Б. Традиционный фольклор народов Дагестана. - М.: Наука, 1991.-496 с.
39. Гасанова С.С. Мягкая игрушка в культуре народов Дагестана. Программа и методические рекомендации. 3-8 кл. средней общеобразовательной школы. Махачкала: Даггоспедуниверситет, 2005. - 38 с.
40. Герасимова С.А. Система эстетического воспитания школьников. -
М.: Педагогика, 1983.-261 с.
41. Горяева H.A. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. Методическое пособие: 2 изд. - М.: Просвещение, 2007. -109 с.
42. Горький М. О литературе. - М., 1961. - С. 460 Сборник (сост. и
вступит, статья Л. Левиной).
43. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения
русских крестьян 19 века. - М.: Наука, 1986. - 280 с.
44. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. -192 с.
45. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. Статьи, http://www.knigidain.ru
46. Дмитриева А.Н. О прекрасном. - М.: Искусство, 1960. - 96 с.
47. Ихилов М.М. Материальная культура аварцев. - Махачкала: ИИЯЛ, 1967.-304 с.
48. Кажлаев Д. Г. Три этажа памяти. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.
- 128 с.
49. Канцедикас А.С. Искусство и ремесло. - М.: Изобразительное искусство, 1977. - 166 с.
50. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство крайнего севера и дальнего востока. Книга ля учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1980. - 125 с.
51. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. - М.: Владос, 2004.
- 176 с.
52. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М.: Просвещение, 1980. -
192 с.
53. Комарова Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 106 с.
54. Коныпева Н.М. Лепка в начальных классах: Книга для учителя. - М.
Просвещение, 1985. - 80 с.
55. Крючков Е.М. Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений (на материале Республики Дагестан): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2004. - 156 с.
56. Кузин В.С. Психология. Издание 2-е, переработанное и дополненное.
- М.: Высшая школа, 1988. - 256 с.
57. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 318 с.
58. Латынин Л.А. Образы народного искусства // Подписная научно-популярная серия «Искусство». 1983. № 2. - 30 с.
59. Латышина Д.И. История педагогики. - М.: Гардарики, 2003. - 601 с.
60. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
61. Левина М.С. 365 кукол со всего света. -М.: Рольф, 2000. - 256 с.
62. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
63. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Юрайт-М, 2001. - 607 с.
64. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Декоративное искусство СССР. 1978. №2. С. 28-32.
65. Луначарский A.B. Революция - искусство - дети. Материалы и документы. - М.: Просвещение, 1966. - 380 с.
66. Макаренко A.C. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. - М.: Академия, 1999.-380 с.
67. Магомедов A.M. Художественные традиции народов Дагестана и их эстетическое использование в эстетическом воспитании школьников. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. - 86 с.
68. Магомедов Д.М. Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 1999. - 152 с.
69. Магомедов P.M. Исторические этюды - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991.-267 с.
70. Магомедова М.О. Узоры жизни. - М.: Советская Россия, 1974. - 112
с.
71. Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. - М.: Искусство, 1988.-200 с.
72. Маршалл А. Люди незапамятных времен. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. - 200 с.
73. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала: Дагуч-
педгиз, 1992.- 180 с.
74. Мирзоев Ш.А. Ша къугъван (давайте поиграем) на лезг. яз. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. -43 с.
75. Мусалаева П.Ш. Гумбетовский район, с. Верхнее Инхо - информант.
76. Назаревич А.Ф. Сказочные самоцветы Дагестана. Махачкала: Даг-
книгоиздат, 1975. - С. 200.
77. Назарова Т.Н. Художественно-эстетическое воспитание в школе: структура, программы, опыт работы. - Волгоград: Учитель, 2009. - 205 с.
78. Народы Дагестана. Аварцы. Сб. статей / Отв. ред. З.А. Никольская. -М.: Даг. фил. АН СССР, 1955. - С. 324.
79. Натеев А. Искусство и общество. - М.: Прогресс, 1966. - 320 с.
80. Некрасова М.А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. - М.: Советская Россия, 1989. - 220 с.
81. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 253 с.
82. Нюдюрмагомедов А.Н. Основы педагогической экологии: монография. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 101 с.
83. Омаров М.М. Истоки творчества и науки профессора Омарова М.М.
Махачкала: ДГПУ, 2006. - 22 с.
84. Омаров М.М. Формирование предпринимательского опыта у студентов художественно-графического факультета в области народных художественных промыслов. - М.: ИПЦ ДГУ, 2002. - 214 с.
85. Омаров М.М. Керамика и лепка: Учебно-методическое пособие-
Махачкала, 2004. - 32 с.
86. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. 2
изд. -М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
87. Оросева T.B. Изобразительное искусство. 7 кл: Поурочные планы по программе Б.М. Йеменского. - Волгоград: Учитель, 2006. - 112 с.
88. Орфинская О.В. Игрушки из скальных могильников Северного Кавказа. http ://www.rukukla.ru
89. Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. -М.: Петроград, 1923. - 101 с.
90. Основы художественного ремесла: Пособие для учителя. Ч. 2 / Под ред. В.А. Барадулина. - М.: Просвещение, 1987. - 272 с.
91. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. H.A. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
92. Островский Т.С. Судьбы керамических промыслов // Советское декоративное искусство. 1980. № 77/78. С. 123-129.
93. Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в третьих-четвертых классах. - М.: Просвещение, 1969. - 208 с.
94. Платон. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1968-1973. -
624 с.
95. Попова О.С. Русское народное искусство. - М.: Легкая индустрия, 1972.- 192 с.
96. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4-6 кл.). - М.: Просвещение, 1983. -58 с.
97. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1-4 кл.). - М.: Просвещение, 1985. - 64 с.
98. Программа: Основы художественной керамики 5-11 классы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. -24 с.
99. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классы. - М.: Просвещение, 1992. - 58 с.
100. Программы: Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана. 1-4 кл. одиннадцатилетней школы. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.-62 с.
101. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-9 классы // Науч. рук. Кузин B.C. - М.: Просвещение, 1994. - 160 с.
102. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы // Научный рук. Б.М. Неменский.
- М.: Просвещение, 1994. - 173 с.
103. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1-4 кл.) // Научный рук. Т.Я. Шпика-
лова. - М.: Просвещение, 1992. - 78 с.
104. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 5-8 классы // Научный рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1995. - 87 с.
105. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 5-8 классы // Т.Я. Шпикалова, Т.Д. Астраханцева. - М.: Просвещение, 1994. -127 с.
106. Психология рисунка и живописи: вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред. Игнатьев Е.И. - М.: Издательство
АПН РСФСР, 1954.-224 с.
107. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе: Учебное пособие. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 40 с.
108. Раджабов И.М., Магомедов Д.Б. Иллюстративные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. - Махачкала: ИПЦ
ДГПУ, 1997. - С. 48.
109. Раджабов И.М. Примерные разработки иллюстрировано-
календарного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. - 50 с.
110. Раджабов И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан: Автореф. дис. ... докт. пед. наук.-М., 1998.-36 с.
111. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. -М.: Прометей, 1998. - 100 с.
112. Раджабов И.М., Дамаданова С.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства. - Махачкала: Даггоспедуниверси-тет, 2008. - 152 с.
113. Разина Т.М. Русское народное творчество. - М.: Изобразительное
искусство, 1970. - 255 с.
114. Разина Т.М. О профессионализме и народности декоративно-прикладного искусства // Советское декоративное искусство. 1983. № 6. С. 207214.
115. Рашидов O.K., Дамаданова С.Р. Традиционно-бытовая культура народов Дагестана. Махачкала: Даггоспедуниверситет, 2007. - 96 с.
116. Рейнсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов Обского Севера //
Советская этнография. 1949. № 3. С. 109-118.
117. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: 2-е издание доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 239 с.
118. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976.-416 с.
119. Рябчиков A.B. Методика обучения народной глиняной игрушке в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников. (1-8) кл. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. -24 с.
120. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1981.-608 с.
121. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982.-208 с.
122. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.- 129 с.
123. Самохвалова В.И. Человек в искусстве // Подписная научно-популярная серия. Эстетика. - М.: Знание, 1987. № 10. - 64 с.
124. Самохин В.Н. Искусство и психология. - М.: Знание, 1977. - 58 с.
125. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы. - М.: Советский
художник, 1977. - С. 240.
126. Скаткин М.Н., Данилов М.А. Дидактика средней школы - М.: Просвещение, 1975. - 216 с.
127. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя // Советская педагогика. 1981. № 4. С. 76-84.
128. Советское декоративное искусство / Сост. Стриженова Т.К. - М.: Советский художник, 1983. - 288 с.
129. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. - М.: МГЛУ, 1997. - 217 с.
130. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999. - 368 с.
131. Стасов В.В. Избранные сочинения в трех томах. Т. 1. - М.: Искусство, 1952.-540 с.
132. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. - М.: Молодая гвардия, 1960. - 112 с.
133. Сычева И.С. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. научн. тр. По итогам научн. конф. / Традиция как основа культуросообразности эстетического воспитания в белорусской народной педагогике. Волгоград, 2005. - С. 35-40.
134. Ткачук Т.М. Тряпичные куклы. - Донецк: ACT, 2008. - 32 с.
135. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 8. - М.: ГИХЛ, 1936. -
560 с.
136. Традиции и современность. Актуальные вопросы истории и современного развития искусства Дагестана / Сборник. Отв. ред. и сост. Магомедов
Д.М. Махачкала, 1977. - С. 200.
137. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
138. Уарзиати B.C. Истоки кукольного театра у народов Северного Кавказа / Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве Северного Кавказа: материал региональной конференции (18-19 ноября 1987 г.). - Орджоникидзе, 1988. - С. 221-226.
139. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1974. - С. 547.
140. Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М.: Просвещение, 1973. -152 с.
141. Халезова Н.Б., Курочкина H.A., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
142. Харузина В.Н. Игрушки у малокультурных народов / Сборник статей. Игрушка: Ее история и значение / Отв. ред. Н.Д. Бартрам. - М.: Товарищество И.Д. Сытина, 1912. - С. 85-140.
143. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир: из опыта работы по нравственно-эстетическому воспитанию школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 159 е.: ил.
144. Хворостов A.C. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
145. Хозяйство, материальная культура и быт народов Дагестана в 19-20 вв. / Отв. ред. С.Ш. Гаджиева. - Махачкала: ИИЯЛ, 1977. - 135 с.
146. Чирков Д.А. Декоративное искусство Дагестана. - М.: Просвещение, 1971.-62 с.
147. Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - 367
с.
148. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1985. - 130 с.
149. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. - М.: Просвещение, 1969.-272 с.
150. Шиллинг Е.М. Балхар. - Пятигорск, 1936. -36 с.
151. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителя: 2-е издание. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
152. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Учебник для второго класса начальной
школы. - М.: Просвещение, 2002. - 112 с.
153. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам: Народное
искусство и детское творчество. - М.: Владос, 2000. - 272 с.
154. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
155. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.-47 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.