Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна

  • Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 158
Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна. Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2013. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы эстетического

воспитания школьников в процессе приобщения к образцам

архитектурных памятников

1.2. Проблемы эстетического воспитания школьников в аспекте изучения образцов архитектурных памятников

1.3. Дербент - город-музей как центр приобщения учащихся к национально-художественной культуре

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Содержание, условия и средства эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам архитектурных памятников

2.2. Системы уроков ИЗО по изучению образцов архитектурных памятников г. Дербента в аспекте эстетического воспитания школьников

2.3. Анализ эффективности эстетического воспитания школьников средствами архитектурных памятников в учебном процессе

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

144

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общественно-политические, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют серьезного переосмысления духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира учащимися.

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема эстетического воспитания молодого поколения, постепенное возрождение традиций, культуры народов Российской Федерации. В концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяется стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы эстетического воспитания детей и молодежи.

Особое значение при этом приобретает интерес к изучению проблем приобщения молодежи к архитектурным памятникам, произведениям искусства архитектуры, благотворного влияния архитектурно- пространственной среды на развитие художественного творчества детей, привития школьникам желания приобщиться к национально-художественной культуре с помощью наследия предков, как фактора эстетического воспитания школьников обогащения его внутреннего мира. Сказанное определяет необходимость дальнейшего развития художественно-педагогического образования и эстетического воспитания школьников на основе глубокого изучения наследия предков и, прежде всего, на историко-архитектурных образцах памятников г. Дербента.

Историко-культурная ценность комплексного памятника «Древний Дербент» огромна, он включён в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это предполагает не только рекламу па-

мятников города по линии ЮНЕСКО, но и создает хорошие предпосылки для использования их педагогического, творческого потенциала в эстетическом воспитании школьников.

Особую значимость для исследования составили теоретические положения А.П. Чехова об утверждении прекрасного в человеке, J1.H. Толстого о нравственном самосовершенствовании личности, Н.Г. Чернышевского об эстетических отношениях искусства к действительности как основного источника художественного творчества. Видные педагоги С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, A.B. Бакушинский, A.C. Макаренко тесно связывали эстетический потенциал личности, коллектива с достижением целей всестороннего развития ребенка.

Существенное значение в рассматриваемом вопросе имеет изучение работ по проблемам развития детского творчества JI.C. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.Б. Эльконина и др. Использование результатов, полученных этими авторами, позволило всесторонне проанализировать эстетическую сущность и своеобразие детского творчества, как необходимого компонента.

Этому же способствовало широкое использование в нашем исследовании данных, полученных специалистами эстетического воспитания школьников в процессе их обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству: А.Д. Алехиным, Г.В. Бедой, B.C. Кузиным, Т.С. Комаровой, М.М. Байрамбековым, Б.Н. Неменским, С.П. Ломовым, Е.Е. Рожковой, H.H. Ростовцевым, И.М. Раджабовым, Е.В. Шороховым, Т.Я. Шпикаловой.

В своем исследовании мы опирались также на труды ученых, которые рассматривают:

• роль архитектурной среды в развитии творческого воображения, художественных способностей учащихся школ (С.Ю. Болотова, И.Б. Ветрова, Д.М. Сыдыгалив, В.А. Шпильченко);

• формирование мировоззрения, нравственно-патриотических, эстетических чувств: гуманизма, бережного отношения к наследию прошлого

своей стран, уважения к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию (В.В. Алексеева, А.Ф. Гольдштейн, В.И. Плужников, Н.К. Гаврюшин, Б.Т. Лихачев, A.B. Иконников, Е.В. Квятковский, Б.М. Неменский, A.M. Магомедовым, Ш. А. Мирзоевым).

Однако анализ деятельности школ показывает, что в педагогической литературе рассматривались лишь отдельные аспекты использования архитектуры, как вида изобразительного искусства. Остаются малоисследованными вопросы эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников. Характеризуя состояние изученности вопросов эстетического воспитания применительно к учащимся школ, приходится констатировать, что в исследованиях разных авторов затрагиваются только отдельные аспекты обозначенной проблемы.

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их на образцах архитектурных памятников и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практике художественно-педагогического образования.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:

• потребностью современного общества в учителе способном эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся и стереотипностью художественной подготовки учащихся школ на образцах архитектурных памятников;

• наличием научной теории, объясняющей процесс целенаправленного воздействия эстетического воспитания школьников, и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса целенаправленного приобщения учащихся к образцам архитектурных памятников;

• возможностям средств архитектуры в эстетическом воспитании школьников и их недостаточной реализацией в процессе учебной деятельности.

С учетом указанных противоречие была сформулирована проблема: выявить педагогические условия и средства повышения эффективности эстетического воспитания школьников средствами архитектурных памятников

Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников имеет педагогическое социальное значение и сегодня приобретает теоретическую значимость, а также практическую актуальность. Эти положения и послужили определяющим фактором при выборе темы исследования «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников».

Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников.

Предмет исследования - условия, средств формы и методы эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников.

Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников в процессе учебной деятельности станет более эффективным и содержательным, если:

• выявить педагогическое значение архитектурных памятников в эстетическом воспитании школьников и определить их роль, как средства активизации эстетического восприятия реальных объектов и событий;

• развить интерес учащихся в процессе учебно-творческой работы на усвоение эстетических и нравственных понятий путем анализа образцов архитектурных памятников Дербента, отражающих как общественно-политическую, социальную, так и патриотическую сторону жизни, раскрывающих любовь и преданность Родине, быт, культуру, искусство народов Дагестана;

• учесть художественно-эстетическую ценность на образцах архитектурных памятников для освоения учащимися культурно-исторического и творческого наследия, при этом осуществляя эстетико-воспитательную функцию в развитии личности;

• изучать и анализировать особенности архитектурных памятников Дербента с учетом исторически сложившихся национально-художественных традиций, рассматривать их как целое явление материальной и духовной эстетической культуры, как оригинальный вид искусства, сочетающий в себе утилитарные, эстетические воспитательные функции.

Цель исследования - выявить, разработать и научно обосновать педагогические условия эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ с оценкой современного состояния проблемы исследования, определить возможные перспективы ее развития в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников;

2. Сформировать у детей представление об образцах архитектурных памятников как хранилище памяти о своем времени, активизируя внимание к восприятию архитектуры;

3. Изучить этнокультурный и исторический опыт, национально-художественные традиции разнообразие строений и архитектурных памятников г. Дербента, заложить основы понимания заинтересованного отношения учащихся в создании целостного художественного образа;

4. Выявить оптимальные педагогические условия, а именно зависимость эстетики архитектурных памятников от национально- художественных традиций, природно-географических условий, социально-исторического компонента, что может иметь существенное значение в воспитании социально-психологических, мировоззренческих и эстетических аспектов восприятия.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, а также средств, способствующих эстетическому воспитанию школьников.

Экспериментальная база исследования - общеобразовательные учебные заведения, средние школы № 1 и № 38 г. Махачкала, средняя школа № 19 г. Дербента, средняя школа № 6 г. Каспийска. Исследованием были охвачены 12 учителей изобразительного искусства, 250 учащихся 5 -7 классов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2008 - 2009 гг.), применяя теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы уточнялись проблемы, гипотезы, предмет и задачи экспериментального исследования, обоснована тема, выявлялся начальный уровень знаний учащихся об архитектурных памятниках Дагестана в частности, г. Дербента, и ее возможности в эстетическом воспитании младших школьников.

На втором этапе (2009 - 2010 гг.) в ходе подготовки научно-методической и экспериментальной базы исследования, проведены основные серии эксперимента. Выявлялись наиболее важные педагогические условия, способствовавшие эстетическому воспитанию школьников на образцах архитектурных памятников.

На третьем этапе (2010 - 2013 гг.) определены и научно обоснованы педагогические условия эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников, обобщены результаты экспериментального исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых, философов (Ю.Б. Бореев, В.К. Скатерщиков, В.И. Разумный, М.С. Каган), педагогов, психологов посвященных проблемам переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника (Б.Т. Лихачев, А.Г. Асмолов, Ю.П. Зинченко, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Кабалевский, В.В. Ванслов, A.C. Макаренко, Б.Н. Неменский, B.C. Кузин), представляющие основу эстетического постижения окружающей действительности, базисные теоретические положения в искусствоведении, определяющие как

художественную природу, так и духовную ценность, место искусства в культуре.

Теоретическую основу исследования составили:

1. Идея гуманитаризации и гуманизации образования (Ш.А. Амона-швили, Н.И. Киященко, А.Т. Асмолов, A.A. Мелик-Пашаев, И .Я. Лернер, В.А. Сухомлинский, М.Н. Скаткин и др.);

2. Концепция развивающего обучения (Л.С. Выгодский, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.П. Тряпицына, В.В. Давыдов и др.);

3. Обоснования использования произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании в работах Л.С. Выготского, И.Я. Лернера, А.Н. Леонтьева, В.В. Краевского, Н.П. Са-кулиной, Т.С. Комаровой, Е.А. Флериной, Т.Н. Дорониной, Т.Я. Шпикало-вой, Г.Н. Новиковой, И.М. Раджабова, М.М. Байрамбекова, A.M. Магоме-дова;

4. Вопросы изучения декоративно прикладного искусства Дагестана ставили в своих исследованиях такие дагестанские ученные в области археологии, этнографии, искусствоведения, как Д.М. Атаев, Н.Б. Бакланов, Г.Г. Газимагомедов, П.М. Дибиров, Б.А. Дрон, A.A. Иванов, Э.В. Кильчев-ская, М.М. Мамаев, С.А. Ханмагомедов, Э.М. Шилинг.

5. По вопросам, рассматривающим сущность и функции народных традиций, содержание этнической педагогики, а также методические основы реализации народных художественных и- эстетических традиций в воспитании детей, использованы труды следующих ученых: В.Ф. Афанасьев, И.А. Богданова, З.М. Магомедова, А.Л. Бугаева, П.Н. Магомедова, И.Я. Шоров, A.M. Магомедов, Ш.А. Мирзоев, И.М. Раджабов, O.K. Рашидов, Б.Б. Шейхова, И.Л. Арабов и др.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, исторической, искусствоведческой литературы по проблеме настоящего исследования; выявление, изучение и обобщение передового педагогического опыта использования архитектурных памятников в эстетическом воспитании и

развитии личности школьников в образовательной деятельности; опытно-экспериментальная работа (беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись); наблюдение за художественно-эстетической деятельностью учащихся; апробация методических рекомендаций и наглядных пособий; самоанализ результатов художественной деятельности учащихся в процессе приобщения к архитектурным памятникам.

Новизна исследования:

• изучены проблемы, раскрыты и дополнены теоретические положения, идеи о сущности эстетического воспитания школьников, освещенные в работах философов, психологов, педагогов, искусствоведов в процессе художественно-педагогического образования школьников;

• разработаны и определено содержание, условия, оптимальные пути и средства эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников

• разработана система занятий, серия наглядных пособий УМК, способствующих эстетическому воспитанию и образному восприятию реальных объектов и событий на образцах архитектурных памятников с учетом традиционных особенностей архитектурных сооружений г. Дербента;

• экспериментально проверена и доказана эффективность педагогических условий и средств эстетического воспитания школьников на основе изучении образцов архитектурных памятников;

• разработаны параметры, уровни и критерии, которые позволили выявить и оценить уровень знаний и глубину интереса школьников к памятникам архитектуры в процессе их эстетического воспитания.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что здесь определена и комплексно решена проблема эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента; использованы технологии по воспитанию эстетических чувств и убеждений, с учетом народных традиций; выявлена и научно обоснована идея эстетиче-

ского воспитания в содержании национальной культуры; определены условия, формы и методы изучения архитектурных памятников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные методические рекомендации и созданные условия, которые создают реальную педагогическую основу для эстетического воспитания школьников, сочетаются с использованием творческого потенциала архитектурных памятников в художественном образовании учащихся школ. Материалы исследования могут быть успешно использованы в различных регионах Российской Федерации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, сочетанием как количественного, так и качественного анализа результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формы и методы эстетического воспитания школьников посредством архитектурных памятников (классные часы, встречи с архитекторами, уроки, беседы, экскурсии и т.д.).

2. Эстетический потенциал национальных архитектурных памятников, (абрис, силуэт и т.д.), как средство эстетического воспитания школьников.

3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность эстетического воспитания школьников посредством архитектурных памятников:

- выявление взаимосвязи архитектурно-художественных памятников с бытовым укладом, этнокультурными традициями в их историческом развитии;

- вовлечение школьников к творческому процессу эстетического восприятия архитектурно-художественных памятников в ходе экскурсий;

- определение связи педагогического потенциала памятников архитектуры с актуальными проблемами художественного воспитания и использование его в эстетическом воспитании школьников;

- освоение школьниками этнокультурной, исторической ценности разнообразных архитектурных памятников Дагестана.

4. Комплект учебно-методических пособий: «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников»; «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента»; «Планы и конспекты уроков для 5-7 классов общеобразовательных школ».

5. Критерии и уровни, позволяющие выявить эффективность художественного образования и эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к памятникам архитектуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в таких городах, как Москва, Махачкала. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному искусству в общеобразовательных школах № 1, 38 г. Махачкалы и школы № 19 г. Дербента и № 6 г. Каспийска. С сообщениями и докладами автор выступал на ежегодных научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета, на курсах повышения квалификации ИПКПК, а также через публикации в Российской Республиканской педагогической печати. Издано учебное пособие «Эстетическое воспитание школьников на образцах архитектурных памятников г. Дербента», которое нашло широкое применения в классной и внеклассной работе учителями средних школ, по предметам эстетического цикла.

Цель, задачи, логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к образцам

архитектурных памятников

Первое десятилетие XXI века характеризуется заметно возросшим вниманием к проблемам теории и практики эстетического воспитания, как средству формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности, отношению к реальной действительности, средству нравственного и умственного воспитания. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности, которое с созданием человеческого общества развивалось с ним параллельно, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. В процессе воспитания происходит постепенное приобщение индивидов к различным ценностям, заметный перевод их путем интериориза-ции во внутреннее духовное содержание. На данной основе формируется, комплектуется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его индивидуальный эстетический вкус и собственное представление об идеале. Воспитание с помощью красоты и через красоту формирует у человека эстетическую и ценностную ориентацию личности, а также всемерно развивает ее способность к творчеству и созданию эстетических ценностей в трудовой сфере.

Одним из важнейших вопросов современной культуры является обращение к постановке общечеловеческих гуманитарных проблем, к формированию мировоззрения личности, повышению культуры поведения, ответственности каждого человека перед обществом. Чтобы добиться существенных сдвигов в этом направлении, необходимо неустанно пропагандировать научное мировоззрение, заключающееся в «современности обоб-

щенных принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к «действительности», оно «имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей» [163, 1085].

На вопросе о необходимости изменения основ современной образовательной системы, создания новых образовательных концепций, соответствующих тем требованиям, которые ставит перед сегодняшними учениками реальная жизнь, акцентирует внимание Д.И. Фельдштейн. Им обозначаются основные, наиболее актуальные направления, в которых, по мнению автора, следует вести фундаментальные научные исследования с целью дальнейшего эффективного развития системы образования [145, 15].

Сегодня возникла острая необходимость в серьезном усилении воспитания, которое, к сожалению, малодейственно в школе, а посему требуется поднятие уровня духовно-нравственного и эстетического развития подрастающего поколения. Особо в этом контексте стоит и проблема эстетического воспитания.

Не вызывает сомнения тот факт, что формировать личность и эстетическую культуру не только полезно, но и важно в младшем школьном возрасте, наиболее благоприятном для этого. Чувство красоты родной природы, окружающих людей, предметов создает в ребенке особое эмоциональное состояние, возбуждает и повышает непосредственный интерес к жизни, обостряет наблюдательность и любознательность, успешно развивает память, мышление, волю и другие психические процессы. Окружающая среда откладывает в молодой душе неповторимый отпечаток на всю его последующую жизнь.

Эстетическое воспитание, представляющее собой систему педагогической деятельности, своевременно, целенаправленно и достаточно объемно использует практически все субъективные и объективные возможности развития школьников. Такая система состоит из учебной деятельности учащихся, внеклассной и внешкольной работы, эстетического воспитания,

в семье и соответствующего самовоспитания школьников [111, 220]. Внутри каждого из вышеперечисленных элементов используются особые специфические формы и методы педагогической работы.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способность воспринимать, ценить, правильно понимать и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [73, 201].

Какие задачи ставит перед собой система эстетического воспитания? Ответ может быть один - научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. В эффективном воздействии и достижении поставленной цели этой системы на ребенка Е. Марченко отметил следующую ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [92, 69].

Однако у всякой системы есть основа, на которой она существует. В системе эстетического воспитания подобной основой можно считать искусство: архитектура, музыка, живопись, скульптура, танец. Специфика каждого вида искусства заключается в том, что оно оригинально воздействует на конкретного человека своими специфическими художественными средствами и материалами: звуком, словом, красками, движением, различными природными материалами.

Необходимо отметить, что эстетическое воспитание и художественное воспитание - понятия не совсем тождественные. Первое гораздо шире, поскольку затрагивает не только художественное творчество, но и эстетику быта, труда, поведения, отношений. Более того, эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явле-

ч

ч ниями, и в первую очередь искусством как его самым мощным средством.

Для своих целей эстетическое воспитание использует художественное вое-

питание, в котором ведущее место занимают предметы искусства, «связанные с процессом специфического анализа художественного образа, развития идейно-эмоционального, эстетического отношения к художественным произведениям» [83, 67].

Поэтому важной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, которое использует средства искусства в качестве воспитательного воздействия, формирующее специальные способности, а также развивающее дарования в определенных его видах, перечисленных нами выше. Рассматривая памятники истории и культуры как часть материальной духовной культуры, учащиеся извлекают из них определенную познавательную ценностно-содержательную эстетико-воспитательную функцию. Немаловажна при этом роль преподавателя. «Как носитель национальной культуры учитель, - подчеркивает Бахтин, - выступая как проводник художественных идей народного творчества, раскрывает перед детьми широкий простор отечественной и мировой культуры, не ограниченный временными рамками, формирует качества гуманитарного мышления учащихся, проявляющиеся в диалоге культур» [16.422].

При этом необходимо отметить следующее. Приобщаясь к эстетике памятников истории и культуры, школьники развивают свою художественную деятельность, раскрывают внутренний творческий потенциал. Это значимо еще и потому, что в начальный период школьного обучения дети проходят через определенный психологически не простой период развития чувств, когда у них расширяется интерес, происходит смена преобладающих видов различной художественно-творческой деятельности, углубляются знания об окружающем мире и человеке. В этот период, когда у них повышается эмоционально-чувственное напряжение, нужно постараться дать ребенку возможность самореализации в его изобразительной художественно-творческой деятельности, равномерно приобщая их к мировым ценностям художественной культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Курбан-Адамова, Гулеймат Амирхангаджиевна, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М: Просвещение, 1985. -448 с.

2. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. - М., 1995. - 92 с.

3. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 158, [2] с.

4. Алиев М.Г. Архитектурный стиль и православно-культовые памятники на территории Дагестана. - Махачкала, 2005. - 40 с.

5. Алпатов М.В. - Москва: Просвещение, 1990. - 302, [1] е., [48] л.

ил.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960. - 142

с.

7. Арнина H.JI. Уроки прекрасного. - М., 1983. - 134 с.

8. Артамонов М.И. Древний Дербент. - СПб.: «Советская археология». Вып. 8. - М.-Л., 1946. - С. 41-44.

9. Асеев В.Г. Теоретические проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1974.- 124 с.

10. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007. - 528 с.

11. Атаев Д.М., Гаджиев К.К. Путеводитель по Дагестану. - Махачкала, 1965.- 146 с.

12. Бабанский Н.З. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1962. - 264 с.

13. Бакланов Н.Б. Архитектурные памятники Дагестана. Вып. 1. - Л., 1931.- 120 с.

14. Бакушинский A.B. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. - М.: Сов. художник, 1981. - 324 с.

15. Бартольд В.В. Новое известие о стенах Дербента. Сочинения: в 9

т. 1963. -4т.-788 с.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.-424 с.

17. Башкиров A.C. Искусство Дагестана. -М., 1931.-25 с.

18. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., 1971. -212 с.

19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995. -182 с.

20. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000. - 186 с.

21. Борев Ю.Б. Эстетика. - М., 1988. - 382 с.

22. Бретаницкий JI.C. Зодчество Азербайджана XII - XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. - М., 1966. - 246 с.

23. Брожик В. Эстетика на каждый день. - М., 1990. - 162 с.

24. Буров А.И. Системный подход к эстетическому воспитанию // Эстетическое воспитание в школе. - М., - 1980. - С. 56-72.

25. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. - М., 1974. - 326 с.

26. Буровкина JI.A. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: Монография. - М.: МГПУ, 2008. - 124 с.

27. Бутков П.Г. Материалы для Новой Истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Часть 2,- СПб., 1869. - 369с.

28. Ванслов М.М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. - М.: Изобразительное искусство. 1983. - 320 с.

29. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989. - 192 с.

30. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1999. - 162 с.

31. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982. - 152 с.

32. Выготский JI.C. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. -274 с.

33. Выготский JI.C. Психология развития человека. - М., 2005. - 222 с.

34. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. -М., 1930.- 156 с.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1967. - 254 с.

36. Гаджиев Б.И. Ворота в горы Дагестана. - Махачкала, 1966. - 52 с.

37. Гаджиев М.Г. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. -Махачкала, 1969. - 62 с.

38. Гоголь Н.В. Об архитектуре нашего времени. Сочинения: в 8 т. -М., 1952.- 173 с.

39. Голицын С.М. Сказания о белых камнях. - М., 1980. - 220 с.

40. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. - М., 1979. - 146 с.

41. Гольдштейн А.Ф. Архитектурные памятники Кайтага. - Махачкала, 1969.-320 с.

42. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусств и действительности. - М.: Педагогика, 1986. - 124 с.

43. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991.- 168 с.

44. Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М.: Просвещение, 1985.- 174 с.

45. Гурлев И., Хан-Магомедов С., Малкин Г. Дербент. Путеводитель по городу и окрестностям. - Махачкала, 1976. - 56 с.

46. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. - М.: Искусство, 1968. - 262 с.

47. Давидич Т.Ф. Стиль как язык архитектуры. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. - 336 с.

48. Дебиров П.М. Архитектурная резьба Дагестана. - М.: Наука, 1966. -95 с.

49. Деньгина Н. П. Изучение истории и сохранение национальных традиций как средство формирования толерантности у учащихся в полиэтническом регионе // ЭКО (экология, культура, образование): Науч.-метод.

журнал. - М, - 2002. - № 6. - С. 43-48.

50. Деркач A.A. Социальная психология: Учебное пособие для вузов/ Сухов А.Н., Деркач A.A. - М., 2001. - 600 с.

51. Дмитриева H.A. Античное искусство. - М.: Детская литература, 1988.-256 с.

52. Дюма А. Кавказ. - Тбилиси, 1988. - 234 с.

53. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. - М.: Мысль, 1987. -262 с.

54. Зинченко Ю.П. Профессиональные психологи - будущему России // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 32-38.

55. Зись А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. - М.: Искусство, 1975. - 212 с.

56. Ибн Хаукал. Книга путей и царств // СМОМПК - Тифлис, - 1908. -С. 82-89.

57. Измайлова Б., Канарш В. Искусство Дагестана. - Махачкала, 1961.- 122 с.

58. Иконников A.B. Каменная летопись Москвы. - М.: Московский рабочий, 1978. - 272 с.

59. Исаков М.И. Археологические памятники Дагестана. - Махачкала, 1966.- 124 с.

60. Искржицкий Г.И., Сычева М.А. По законам красоты. - М., 1981. -122с.

61. Исхаков И.К. Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству X. Мусаясула: автореф. дисс. канд. пед. наук. -Махачкала, 2005. - 22 с.

62. Каган М.С. Философия культуры. - М., 1996. - 262 с.

63. Каган М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. - Ленинград: ГИТМК, - 1980. - С.76-97

64. Каган М. С. Морфология искусства. - Л.: Искусство, 1972. - 244 с.

65. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб., ТОО ТК

«Петрополис», 1997.-544с.

66. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры Дагестана. - М. Наука. 1971г. 476 с.

67. Камбулатов М.Г. Развитие художественной культуры младших школьников средствами произведений дагестанских художников.: автореф. дисс...канд. пед. наук. - Махачкала, 2010. - 22 с.

68. Касумов Н.К. Город, переживший века. Дербенту - 5000 лет / Автор-составитель Н.К. Касумов. - Махачкала, 2006. - 136 с.

69. Козубский Е.И. История города Дербента. - Темир-Хан-Шура : «Русская типография», 1906. - 520 с.

70. Кокуева JI. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Метод, пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 144 с.

71. Комаров A.B. Об укреплениях Дербента и о Кавказской стене // Труды V Археол. съезда в Тифлисе. - М., - 1887. - С. 30-39.

72. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М.: Просвещение, 1979. - 262 с.

73. Краткий словарь по эстетике. Под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 442 с.

74. Кричко В.А. Архитектурные современники прошлого. - М: Стройиздат, 1988. - 160 с.

75. Крючков Е.М. Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений (На материале Республики Дагестан). - дисс. канд. пед. н. - Махачкала, 2004. - 178 с.

76. Кудрявцев A.A. Великий город на Каспии (Дербент в эпоху феодализма) - Махачкала, 1982. - 252 с.

77. Кудрявцев A.A. Город не подвластный векам. - Махачкала, 1976. -178 с.

78. Кудрявцев A.A. Древний Дербент. - М.: Наука, 1982. - 122 с.

79. Кудрявцев A.A. Дербенту 5000 лет. - Махачкала, 1995. - 230 с.

80. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984. - 318 с.

81. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977. - 207 с.

82. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение. - 1986.-240 с.

83. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 188 с.

84. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1996. - 320 с.

85. Лихачев Б.Т.. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение. 1985. - 176 с.

86. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. - Л.: Наука,1985. - 575 с.

87. Ломов С.П. Мы приняли вызов массовой культуры // Московский журнал. - 1999. -1 января. - С. 12-13.

88. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебник в двух частях. - М.: Дрофа, 2010. - 140 с.

89. Ломов С.П., Игнатьев С.Е. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник в двух частях. - М.: Дрофа, 2010. - 112 с.

90. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. - М.: Просвещение, 1988. - 272 с.

91. Любимова Г.Н., Хан-Магомедов С.О. Народная архитектура Южного Дагестана. Табасаранская архитектура. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1956. - 104 с.

92. Марченко, Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств / Е. Марченко // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 69-70.

93. Магомедов A.M. Этнопедагогическая культура Дагестана. - Махачкала, 2005. - 340 с.

94. Магомедов A.M. Художественные традиции и их использование в эстетическом воспитании школьников. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. -86 с.

95. Магомедов A.M. Золотые правила народной педагогики народов Дагестана. Махачкала: Изд. дом «Дагпресс-Медиа», 2010. - 224 с.

96. Магомедов Д.М. Профессиональное искусство Дагестана. - Махачкала, 1972. - 146 с.

97. Магомедов P.M. История Дагестана. - Махачкала, 1961. - 234 с.

98. Магомедова Э.М. Традиции эстетического воспитания. - Махачкала, 1986.- 122 с.

99. Маллаев Д.М. Новая политика и подходы к мировому образованию в XXI веке // Актуальные проблемы специального образования. Вып. 2. - Махачкала, - 2003. - 144 с.

100. Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки и становление. - Махачкала: Даг.кн.изд., 1989. - 64 с.

101. Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. - М.: Искусство, 1974.- 182 с.

102. Марковин В.И. Дагестанские резные стелы // Сообщения Госмузея искусства народов Востока. - М., - 1972. - № 5. - С. 34-38.

103. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. - Махачкала, 1997.- 168 с.

104. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала, 1992.-210 с.

105. Мясишев В.Н. Психология отношений. - Москва-Воронеж. 1995. - 184 с.

106. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобр. искусство, 1983. - 343 с.

107. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл. -М.: Просвещение, 1995. - 134 с.

108. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 253 с.

109. О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. Решение коллегии Мин. Образования

Российской Федерации. - M., 1995. - 48 с.

110. Овсянникова Ю.М. Рассказы об архитектуре. - М., 1985. - 191 с.

111. Омаров О.Ю. Морские ворота Дагестана. - Махачкала, 1973. -120 с.

112. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. - М.: Просвещение, 1972. - 45 с.

113. Османов А. М. Дагестан. - М., 1986. - 124 с.

114. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева H.A. -М.,1986. - 158 с.

115. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 220 с.

116. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. - Казань, 1976. - 234 с.

117. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. -254 с.

118. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. - Режим доступа:

http ://www. garant.ru/hotlaw/federal/288928/

119. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751. - Режим доступа:

http ://www. garant .ru/hotlaw/federal/2 88928/

120. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 1992.-34 с.

121. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы // Научн. рук. Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1994. - 32 с.

122. Пруцын О.И. Город и архитектурное наследие. - М., 1980. - 98 с.

123. Раджабов И.М. Народное искусство и художественное творчест-

во в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников Дагестана // Сборник научных трудов по вопросам теории и методики преподавания декоративного и изобразительного искусства. -Махачкала, 1999.- 198 с.

124. Раджабов И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 78 с.

125. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. - М.: Прометей, 1998. - 62 с.

126. Раджабов И.М., Дамадавнова С.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства. На материале Республики Дагестан. - Махачкала, 2008. - 152 с.

127. Реутская И.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников // Формирование национального самосознания в процессе художественного образования. - Карачаевск, 2008. - С. 17-19.

128. Руденко В.Н. Культурологические основания целостного содержания высшего образования // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 42-48.

129. Сахитова P.A. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики: Учеб. пособие. М.: МПСИ; - Воронеж: МОДЭК, 2005. - 144 с.

130. Семенюк Е.Ю. Анализ памятников культуры на уроках культурологических дисциплин в школе // Вестник УМС АГПУ. - 2000. - № 3. -С. 139-142.

131. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. - М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

132. Скатерщиков В.К. Основы эстетики и искусствознания. - М., 1974.- 128 с.

133. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М: Педагогика, 1986. - 150 с.

134. Сластенин В.А. Формирование социально-активной личности учителя // Советская педагогика. 1981. № 4. - С. 74-86.

135. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства. - М.:

Академия, 2009. - 304 с.

136. Спасский П. Дербентские укрепления // Изв. Азербайджанского комитета охраны памятников старины, искусства и природы. Вып. 4. Тетр. 2. - Баку, 1929. - С. 267-276.

137. Спорышева Е.Б. Роль культуры и искусства в историческом образовании современных школьников // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. С. Статей. Вып. 7. - М.: МПГУ, 2009.-С. 368-372.

138. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.

- М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

139. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. -536 с.

140. Терещенко H.A. Анализ тенденций развития образовательной области «искусство» на современном этапе // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. С. Статей. Вып. 7. - М.: МПГУ,-2009.-С. 381-385.

141. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании.

- М.-Л.: Издательство АН СССР, 1959. - 391 с.

142. Трунов Д. М. В стране гор. - М, 1967. - 124 с.

143. Трунов Д.М. Аулы мастеров. - Махачкала.: Дагкнигиздат, 1957. -122 с.

144. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т., - М.: Педагогика, 1974. - 1 т. - 584 с.

145. Фельдштейн Д.И. Взаимосвязь теории и практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Вестник практической психологии образования. - 2010. - № 4. -С. 9-16

146. Френ Х..Д. О надписях города Дербента // Труды и летописи О-ва истории и древностей российских - М., - 1837. - № 8. - С. 14-19.

147. Хан-Магомедов С.О. Дербент. -М., 1958. - 123 с.

148. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. -М., 1979. Искусство. - 283 с.

149. Хан-Магомедов С.О. Лезгинское народное зодчество. - М., 1969. -234 с.

150. Хан-Магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана.

- Махачкала, 1984. - 147 с.

151. Хан-Магомедов С.О. Ханский дворец в Дербенте // Памятники культуры. - М., - 1961,- № 3. - С. 45-56.

152. Хан-Магомедов С.О. Стены и башни Дербента // Архит. Наследство. - М., - 1963. - № 17. - С. 23-28.

153. Хан-Магомедов С.О. Джума-мечеть в Дербенте // Сов. Археология. - 1970,- № 1.-С. 23-28.

154. Хан-Магомедов С.О. Раннесредневековая Горная стена в Дагестане // Сов. Археология. - 1966. - № 1. - С. 14-19.

155. Ханыков Н.В. О некоторых арабских надписях в Дербенте и Баку // Труды вост. отд-ния археол. О-ва. Ч. 2. - СПб., - 1856. - С. 23-29.

156. Харитонов М.Г. Народная культура воспитания во внеучебной деятельности учащихся этнопедагогических классов. - М.: Народная педагогика, 1994. - 68 с.

157. Цаль H.H. историческое наследие и его роль в образовательном процессе и художественном воспитании // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. С. Статей.- М.: МПГУ,

- 2009. - № 7.-С. 401-402.

158. Шадриков В.Д. Психология индивидуальности. Новые модели и концепции. Под ред. Е.Б. Старовойтовой, В.Д. Шадрикова). - М., 2009. -364 с.

159. Шихсаидов А.Р. Надписи рассказывают. - Махачкала, 1969.-44 с.

160. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана. - М., 1984.-320 с.

161. Шихсаидов А.Р. Рассказы по истории Дагестана. - Махачкала,

1981.-56 с.

I

162. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд-е. - М.: Просвещение, 1977. -

163. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

164. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. 2-е изд-е. - М.: Просвещение, 1979. -

165. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: дисс. док. пед. наук. - М., 1988. - 346 с.

166. Шпикалова Т.Я., Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.-80 с.

167. Энциклопедия культурологии. - М., 2005. - 1185 с.

168. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. Под ред. Б.Т. Лихачева. - М., Педагогика, 1980. - 242 с.

169. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1983. - 126 с.

170. Этическое и эстетическое // под ред. М.С. Кагана и В.Г. Иванова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971,- 119 с.

171. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1971.-48 с.

112 с.

190 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.