Эстетическая специфика невербальных компонентов сценической речи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат наук Фетисова, Ирина Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.04
- Количество страниц 226
Оглавление диссертации кандидат наук Фетисова, Ирина Геннадьевна
Содержание
Введение
Глава 1. Генезис эстетической специфики НКР в архаическом ритуале
§1.1. Эстетическая природа модальностей невербальных компонентов речи в
ритуале
§1.2. Особенности мифоритуального мышления, определяющие восприятие НКР
Глава 2. Эстетика НКР в театре XX века
§2.1. Актуализация эстетических модальностей НКР в театре XX века
Заключение
Список литературы
206
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Японский театр Но: ритуал как первооснова сценического языка2004 год, кандидат искусствоведения Морозова, Екатерина Борисовна
Театр в эстетико-семиотическом дискурсе: На примере отечественной и западноевропейской театральной практики второй половины XX века2004 год, кандидат философских наук Романова, Елена Владимировна
Японский театр Но. Ритуал как первооснова сценического языка2004 год, кандидат искусствоведения Морозова, Екатерина Борисовна
Эстетика сценического творчества актера: На материалах системы К. С. Станиславского2003 год, кандидат философских наук Скляр, Игорь Григорьевич
Современный театр и миф: проблемы взаимодействия2008 год, кандидат искусствоведения Левина, Ася Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическая специфика невербальных компонентов сценической речи»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная культура характеризуется повышенным интересом к своим архаическим основам, что может быть объяснено тягой к углублённому пониманию своих истоков на излёте очередного исторического витка и напряжённым поиском самоидентификации. В различных подсистемах культуры, в разнообразных её дискурсах ведётся поиск и реконструкция исторических и ментальных оснований, скрытых за многослойными опосредованиями и наслоениями. Одна из таких сфер - современный театр, который на протяжении всего XX века упорно, хотя и не всегда осознанно, искал дорогу к осмыслению своих глубинных, ритуальных оснований, дабы использовать огромный духовный, суггестивный и психологический потенциал древней ритуальности и обогатить его опытом эстетику современного театра. В контексте этих поисков режиссеры (А.Арто, П.Брук, Е.Гротовский, А.А.Васильев, Т.Сузуки, Р.Шехнер, и др.) пытаются «разгадать» и использовать инструменты ритуала, совмещающие несовместимое в этом эстетическом опыте, расщепить целостный «атом» архаического ритуала, высвободить его энергию и овладеть его суггестией (внушающей способностью), в поиске новых отношений со зрителем.
Анализ ритуальных основ эстетики сценической речи выдвигает новые исследовательские области: фонетический облик эмоций, голосовые характеристики сценической речи как своеобразная «фактура», аудиальная рельефность прорисовки художественного образа, просодика (просодика -то, что привносит «языкопользователь» т.е. сам актер, психоречевая (невербальная) информация), интонационность, смысловые эффекты, акцентируемые резонированием, ритмом, звуковысотностыо (особенно в поэтическом материале), изменяемый эмоциональный тембр (отличаем от неизменного природного тембра голоса), моделирующий стиль речи создаваемого актером образа, энергия дыхания и некоторые другие телесно
обусловленные элементы невербальных компонентов речи, неразрывно связанные с эстетическим восприятием голоса.
В современном театре, испытывающем дефицит катарсиса, который и составляет саму суть театра, факторы «телесности», с «напряженной соматической энергетикой» (по В.В.Бычкову) прежде всего голосовые, способствуют возможности заметным образом усилить катарсическое начало.
Актуальность работы обусловлена её ракурсом. Многие вопросы о человеческой природе надо успеть понять как можно полнее. Не исключено, что возможность такого знания будет потеряна, ибо уже сейчас мы не можем уследить за изменениями сознания, порожденными техногенным вмешательсвтом в самою природу человека. Поэтому, некие основополагающие структуры сознания-мышления-речи-голоса не откроются в достаточно глубокой и адекватной рефлексии. Поэтому актуализация заявленной проблематики принципиально значима для осмысления общих закономерностей развития современной культуры.
Необходимость таких исследований продиктована также ориентацией современной эстетической научной парадигмы на поиск и определение универсальных эстетических семантических категорий, позволяющих описывать принципиально разные системы (в том числе и такие, как речь в театре).
Степень научной разработанности проблемы
Поскольку данное исследование носит синтетический и междисциплинарный характер, сопоставление архаического ритуала и современной театральной практики стало возможно благодаря обширному комплексу исследований по театральной культуре XX века, а также, по эстетике, мифу, ритуалу, мышлению и речи. Комплекс этот включает в себя следующее:
- Философскую и эстетическую базу для осмысления проблемы дали Аристотель, М.М.Бахтин, В.В.Бычков (дефиниции категорий эстетики в классике и нонклассике), В.В.Вейдле (неосинкретизм), Г.Гадамер, Г.Гегель, Э.Кассирер, И.В.Кондаков, А.Ф.Лосев (выразительная форма), Ю.М.Лотман, A.C. Мигунов, А.А.Оганов, В.А.Подорога (феноменология тела), Ж.Ж.Руссо, Р.Штайнер, О.Шпенглер, М.Хайдеггер, У.Эко, а также размышления о создании образа Ю.Норштейна, А.А.Тарковского, С.Эйзенштейна. Для осмысления ритуала как прото-эстетического опыта привлекались работы Т.Адорно, М. Бердсли, В.В.Бычкова, И.В.Гете, Э.Гуссерля, Д.Дьюи, М.Дюфрена, И.Канта, В.С.Степина, Ф.Шиллера.
Важными являются теоретические работы и документы практиков театрального искусства, таких как -
- А.Арто, Э.Барба, Б.Брехт, П.Брук, М.М.Буткевич, А.А.Васильев, Е.Гротовский, В.Э.Мейерхольд, К.С.Станиславский, М.А.Чехов;
Широкий пласт источников представлен исследованиями театральных деятелей, в основном - практиков, которые были проведены в области мифоритуального мышления с ключевыми для него категориями мифа и ритуала. Исследования эти носят преимущественно прикладной характер.
Впервые интерес к теме «Ритуал и театр» зафиксирован у исследователей «кембриджской группы» (У.Вейзингер, Г.Мэррей, Х.Уоттс, Н.Фрай, Ф.Фергюссон), работавших над изучением ритуальных истоков античного театра, в 1914 году поставивших спектакль «Гамлет и Орест».
В настоящее время исследования в области практических знаний о театре в тесном контакте с научной этнологией ведет регулярный европейский семинар — Международная школа театральной антропологии (основанная в 1979 г. последователем Е.Гротовского - Э. Барбой), изучающая «биологическое и культурное поведение человека в условиях представления», с целью сделать это присутствие (на подмостках) максимально эффективным. При этом ситуация актера рассматривается
«театральными антропологами» как ситуация человека вообще, а сам театр как экспериментальная модель культуры и человеческого бытия.
- Современные эмпирические разработки в области сценической речи таких театральных деятелей, как М.Баарс, С. Берри, М.Даксбури-Александровская, Н.Дугар-Джабо, В.В.Кокорин, Е.Е.Кузина, К.Линкляйтер, Б.-Г.Падегимас, Л.Петит, исследовавших на практике проблемы восприятия речи, во взаимосвязи с сознанием и подсознанием\бессознательным, голоса, ощущений, действия, жеста, дыхания и взаимозависимости вербальных и невербальных компонентов речи; театроведов, искусствоведов, историков театра - А.В.Бартошевич, Г.Н.Бояджиев, Л.Бюклинг, А.Б.Дрознин, М.С.Иванова, Н.Кирай, А.А.Кириллов, В.Г.Клюев, Б.НЛюбимов, В.П.Мазурик, И.Надь, В.Новарин, Н.В.Песочинский, М.Я.Поляков (семиотика театра), В.Роуз, А.М.Смелянский, П.М.Степанова; разработка проблем сакрального пространства в современной культуре композитором В.И.Мартыновым и проблем художественного пространства — И.П. Никитиной.
- Для осмысления некоторых деталей, которые не были освещены в печати, но имеют немаловажное значение для данного исследования, были использованы результаты анализа видеозаписей тренингов и спектаклей мастеров, анализа тренингов по речи и голосу (участие и проведение). Немалую роль сыграло также и участие в работе международных семинаров (ШДИ), в конгрессе («Голос») и личных интервью, данных автору Н.З.Башинджагян, А.В.Бартошевичем, Н.Кирай, В.П.Морозовым, В.В.Пацюковым, П.М.Степановой, Р.Туминасом, М.Н.Щетининым.
- Кроме того, для данного исследования использованы теоретические работы - Р.Шехнера и В.Тэрнера, изучавших социальную действенность ритуала и театра.
Следующий корпус источников образуют труды нескольких поколений этнографов, фольклористов, историков религии, специалистов в области мифологии, семиотиков: А.Ван-Геннепа, А.Н.Веселовского,
К.Гиртца, Ж. Дюмезиля, Э.Лэнга, Б.Малиновского, М.Мид, А.А.Потебни,
B.Я.Проппа, В.Н.Топорова, Э.Б.Тэйлора, В.Тэрнера, Г.Франкфорта, О.М.Фрейденберг, Дж.Фрэзера, М.Элиаде. Этими авторами не только накоплен огромный материал, но и проведены исследования различных аспектов ритуала, как в генетическом, так и типологическом планах;
- в отечественной науке философские, богословские и литературно-эстетические концепции мифа сложным и неоднозначным образом соотносились с концепциями филологов, разрабатывавшимися в основном на материале восточно-славянского фольклора. К проблеме мифа обращались: А.Белый, С.Н.Булгаков, А.И.Введенский, Вяч.В. Иванов, И.В.Киреевский, А.Ф.Лосев, Н.О. Лосский, Вл.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский,
C.Л.Франк, А.С.Хомяков, Л.И.Шестов;
- наиболее выдающиеся исследователи фольклора и мифологии IX -начала XX века были также или лингвистами, или историками литературы, или этнографами: Е.В.Аничков, А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, Д.К.Зеленин, Е.Г.Кагаров, А.И.Кирпичников, А.А.Котляревский, А.А.Потебня, И.И.Срезневский.
Следует отметить, что становление направления комплексного лингвофольклористического исследования связано с именем Ф.И.Буслаева, который ориентировался на труды Я.Гримма и сознательно использовал при изучении народных традиций методы, принципы и понятийно-терминологический аппарат, выработанные в сравнительно-историческом языкознании. Таким же подходом отличались А.Кун, Ф.Миклошич, М.Мюллер, А.Шлейхер, Г.Штейнталь, труды которых были хорошо известны русским ученым;
- в то же время, теоретическое обобщение фольклорных источников стало возможно благодаря собирателям сказок, быличек, народных песен, поверий и др. жанров фольклора в собраниях А.И.Соболевского, М.Д.Чулкова, П.И.Якушкина и др., а в дальнейшем - последователям А.Н.Афанасьева;
- в XX веке широкое и всестороннее изучение славянских обрядов в связи с мифологией и фольклором нашло свое теоретическое обобщение в капитальных трудах по славянской культуре Е.Г.Кагарова, К. Мошинского, Л.Нидерле, Б.А.Рыбакова.
Среди трудов, посвященных изучению природы универсалий, немаловажное значение имеют:
- работы В.Я.Проппа, положившего начало историко-типологическому и структурно-типологическому изучению фольклора, исследовавшего общие вопросы теории и поэтики устного народного творчества; работы О.М.Фрейденберг, где прослеживается, как из мифов и обрядов речевых форм и семантизированных вещей рождается античная литература, уточняется теория первобытного синкретизма как теория семантического тождества на древнейшей стадии мышления. Рассмотрение вопросов эстетики словесного творчества, проблемы высказывания у М.М.Бахтина, продолженные B.C. Библером (концепция диалога культур), С.С.Аверинцевым (в идее риторики как подходу к обобщению действительности) и др.; поэтики художественного времени и пространства в фольклоре в контексте древнерусской литературы у Д.С.Лихачева; семиотических методов исследования школы Ю.М.Лотмана;
- теоретические исследования Я.Э.Голосовкера, Вяч.В.Иванова, В.Н.Топорова; изыскания в области славянских древностей Б.А.Успенского, праславянских древностей — Н.Н.Толстого и его исследовательского коллектива;
- исследования по установлению исходных архетипов мифологем и ритуалов у Г.Юнга, Э.Нойманна, описание их преобразований в отдельных исторических традициях у А.К.Байбурина (типология ритуала), А.Голана, В.И.Ереминой (коды семейного обряда), А.Г.Кифишина (геноструктура догреческого и древнегреческого мифа), М.И. Козьяковой (логос и миф), А.Н.Малаховской, Е.М.Мелетинского, А.А.Потебни и др.;
- разрабатывался круг вопросов, связанный с соотношением мифа и ритуала (Ж.Дюмезиль, Ф.Б.Кейпер, Г.С.Кнабе, Т.Б.Менская, ДЛО.Молок, С.Л.Невелева, Г.Л.Пермяков, В.Я.Петрухин ).
Большое значение для данного исследования имели труды современных отечественных ученых, рассматривающих сакральные коммуникации в ритуале (Г.В.Гриненко), проблемы палеосинкрезиса, рождения смысла, (А.А.Пелипенко).
Проблема текста как знаковой системы и отношения «смысл-текст» освещена посредством культурологических исследований М.М.Бахтина, Г.В.Гриненко, Ю.М. Лотмана, А.А.Потебни,
- исследовались различные аспекты звуков и звуковых комплексов и звуковых кодов в ритуале. В частности, Т.А.Агапкина (пространственная и временная семантика звуков), Л.Н.Виноградова (звуковая демонология), А.В.Гура (звукоподражания), Е.Е.Левкиевская (апотропейная магия),
A.Плотникова, И.А.Седакова, С.М.Толстая (прагматика ритуальной речи),
B.В.Усачева (звукоподражания), Т.В.Цивьян - звуковой пейзаж, мифопоэтическая модель мира.
В последние годы в России предпринимались продуктивные научные проекты - конференции «Голос и ритуал» (Москва) и «Музыка и ритуал» (Новосибирск); и междисциплинарные конгрессы (1 и 2) «Голос» (Москва).
Поскольку проблема соотношений мифа и ритуала на протяжении почти двух веков вызывала столкновения различных взглядов и пониманий, то отточены и накоплены ценные выводы ученых разных направлений относительно функционирования символов, мифов и ритуалов. Таким образом, за основу мы берем суждение о мифе и ритуале как теоретическом и практическом аспектах одного и того же палеосинкретического феномена;
Кроме того, необходимо отметить корпус источников, почти не отраженных в исследовании, но повлиявших на осмысление проблемы, начиная от психолингвистики и психологии и до невербальной семиотики. Исходя из психологических и неврологических теорий Л. С. Выготского,
П.Я.Гальперина, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и лингвистических идей М.М.Бахтина, Л.Р.Зиндера, С.Д.Кацнельсона, Л.В. Щербы, Л.П.Якубинского, можно определить взаимодействия между мышлением, речью, познавательными процессами и поведением человека, на что и ориентирована отечественная психолингвистика (которая первоначально развивалась как теория речевой деятельности).
- Согласно теории Л.С.Выготского в системе «мышление - речь» глубокой разработке подлежали понятия фонемы как значащей единицы, на которую повлияло развитие фонологического направления в лингвистике; понятия партиципации, комплексного мышления у детей и примитивных народов развивал Ж.Пиаже (который исследовал поэтапное развитие мышления и речи у детей и сопоставлял с первобытным мышлением в описании Л.Леви-Брюля, однако предупреждал о непрямом характере подобного сопоставления); исследовались глубинные процессы речи внутренней и речи внешней.
- Следует отметить, что до Ж.Пиаже такие ученые, как Э.Джонс, П.Жане, З.Фрейд, Ш.Ференси, С.Шпильрейн предлагали различные теории, касающиеся речи первобытных людей, больных и малолетних детей.
В психолингвистике голосовая проблематика нашла свое отражение в теоретическом наследии Н.С. Трубецкого, который проводит четкое разделение на фонетику как науку о. звуках речи, в их физическом воплощении и фонологию как науку о звуках языка и функциональной стороне звуковых явлений, продолжая и развивая фонологические идеи Б. де Куртене и Ф. де Соссюра.
Следует отметить также и ряд научных работ по невербальной семиотике, начиная от трудов А.А.Реформатского, Г.В. Колшанского и до монографии Г.Е. Крейдлина.
Решению исследовательских задач способствовали публикации и доклады, выполненные на базе научной школы Московского государственного института культуры (A.A. Аронова, Г.В. Гриненко, Л.Н.
Воеводиной, И.В. Малыгиной, Н.В. Романовой, Т.Н. Суминовой, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, М.М.Шибаевой и др.).
Однако специальных исследований, посвященных генезису и функционированию НКР, эстетических аспектов НКР в театре и ритуале, выявлению совокупности эстетических признаков модальностей единой ритуальной основы и проявлению их в современном театре, не предпринималось. Кроме того, в последнее время исследователи отмечают, что тема невербальной стороны речи в ритуале мало изучена или требует специального изучения (Т.А.Агапкина, Г.В.Гриненко и некоторые другие).
Объект исследования: Эстетическая природа невербальных компонентов сценической речи.
Предмет исследования: Художественно - эстетические проявления модальностей НКР от архаического ритуала до театра XX века.
Цель исследования: Выявить эстетическую специфику невербальных компонентов речи в ритуале, и генетически восходящих к нему эстетических практик в современном театре. Проследить взаимосвязь генезиса этих компонентов в контексте общей культурно-исторической динамики.
Цель диссертации определяет следующие задачи исследования:
- раскрыть мифоритуальные корни эстетической специфики НКР и их развитие в сакральной коммуникации.
- рассмотреть особенности мифоритуального мышления, воздействующие на формирующуюся эстетику НКР.
- Выявить закономерность актуализации модальностей НКР в театре XX века
- Сопоставить ключевые эстетические признаки НКР на разных стадиях развития ритуала и современного театра на материале театрального творчества К.С.Станиславского, Б.Брехта, Е. Гротовского.
Теоретико-методологические основания исследования.
Систематизация и интерпретация накопленного зарубежной и отечественной наукой и театральной практикой материала (как то:
исследования по мифу и ритуалу, по сакральной коммуникации, по речевой деятельности, проблемам голоса, психологии эмоций, интонации, сценической речи, по теоретическим проблемам театра) позволили синтезировать целостное систематизированное представление о специфике функционирования модальностей НКР; проследить его генезис, проанализировать явления, взаимосвязанные с изменениями в НКР (миметические, семиотические, синкретические, партипационные), тенденции его эволюции; охарактеризовать взаимодействия между модальностями НКР и проявлениями их в культуре (на примере речи в театре), что до сих пор оставалось за рамками исследовательских интересов. Для осмысления общих вопросов философии мы привлекли пласт трудов таких авторов, как Аристотель, Т.Адорно, Г.Гадамер, Г.Гегель, Ж.Делез,
A.Ф.Лосев Э.Нойманн, Э.Фромм, М.Хайдеггер, Й.Хейзинга, КЛОнг. Фундаментом для понимания ритуала как прото-эстетического опыта
преображения действительности послужили работы Т.Адорно, М. Бердсли,
B.В.Бычкова, И.В.Гете, Э.Гуссерля, Д.Дьюи, М.Дюфрена, И.Канта, В.С.Степина, Ф.Шиллера.
В настоящей работе важную роль играет семиотическая методология и инструментарий: структурно - семиотический подход, разработанный в трудах М.М.Бахтина, Вяч.В.Иванова, Ю.М.Лотмана, В. Проппа, В.Н. Топорова, О.М.Фрейденберг, У.Эко, используемый в работах Г.В. Гриненко, М.Я.Полякова, В.М.Розина, Т.Н. Суминовой, - продуктивный для осмысления эстетических процессов современного театра; концепция структурной фольклористики школы Н.Н.Толстого, явившиеся опорой в понимании и осмыслении интерпретации звуков и звуковых комплексов в ритуале, антропологический подход ученых, занимавшихся мифом и ритуалом, таких, как А. Ван-Геннеп, Л. Леви-Брюль, Л.Леви-Строс, М. Мид, В.Тернер, Дж. Дж. Фрэзер,;
На процесс, методологию и результаты исследования оказали влияние культурно-историческая (или социокультурная) методология психологии
мышления Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, смыслогенетические идеи A.A. Пелипенко;
а также изучение материалов, посвященных творчеству А.Арто, Э.Барбы, Б.Брехта, П.Брука, М.М.Буткевича, А.А.Васильева, Е.Гротовского, В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского, М.А.Чехова.
Значительное влияние на методологию исследования оказали и смежные дисциплины: фонология, фонетика, фоносемантика, паралингвистика, экстралингвистика, давшие полезный опыт, отрицательный результат, но оставшиеся за пределами исследования.
Таким образом, при исследовании эстетических аспектов речевых практик в ритуале и современном театре мы опирались на значительный пласт идей и концепций, которые весьма разрозненны в силу междисциплинарного характера, что затрудняло понимание интересующего нас явления.
Методы исследования.
В диссертации использовались методы, соответствующие комплексу исследовательских задач: анализ и обобщение трудов по философии, эстетике, теории культуры и искусствоведению, психолингвистике, антропологии, структурной фольклористике, театральной антропологии.
Ключевым методом исследования выступает метод теоретического моделирования. В диссертации используется комплексный подход к анализу материала с привлечением методов сравнительно-типологического и функционального анализа, опыт герменевтики, экзистенциальной философии и экзистенциальной психологии. Также использовались следующие методы:
- типологии и конкретно-исторический анализ рассматриваемых явлений, описание конкретных фактов в их специфике, а также их последующее теоретическое обобщение и осмысление;
— системный (целостное рассмотрение функционирования НКР в архаическом ритуале и современном театре);
- генетический (изучение происхождения и развития исследуемого явления);
- структурный (рассмотрение исследуемого явления с точки зрения его морфологии);
- семиотический (анализ специфических процессов НКР (голоса) и голосовых особенностей в ритуале как знаковой системы);
- комплексный подход в осмыслении такого синкретического явления, как НКР;
- компаративистский анализ, посредством которого проводились сопоставления и противопоставления различных универсальных значений НКР в явлениях культуры (ритуал, театр).
Гипотеза исследования. НКР, вытесненные рационалистическим сознанием на периферию коммуникативного пространства, вновь обретают актуальность в театральной эстетике. Изначально ритуальная обусловленность НКР впоследствии была осмыслена эстетически и стала компонентом художественного строя сценической речи. Стадии интериоризации НКР в сферу эстетического опыта отмечены последовательными шагами, каждому из которых соответствует своя модальность, каковых насчитывается три.
Научная новизна диссертационного исследования:
- Впервые выявлена сущность эстетических модальностей НКР в ритуале, введено и обосновано понятие «эстетические модальности невербальных компонентов речи». В контексте малоисследованной темы сакральных коммуникаций раскрыто значение мифоритуальных оснований НКР в театральной эстетике XX века. Развернута типология признаков модальностей НКР в их исторической динамике. Исследовано значение специфики НКР на каждом историческом этапе их развития.
- Выявлены особенности мифоритуального мышления, определяющие формирование эстетики НКР в сакральной коммуникации, сигнализирующие о сакральности коммуникации, но не образующие модального признака.
- Впервые выявлены эстетические аспекты НКР вообще и применительно к театральному творчеству в частности в контексте историко-культурных и ментальных оснований.
- На основе сопоставления ключевых эстетических признаков НКР на разных стадиях развития ритуала и современного театра доказано, что все три модальности НКР и в ритуале и в театре проявляются в точном соответствии со всеми выявленными признаками.
Теоретическая значимость исследования.
Диссертационное исследование заключает в себе содержательный и методологический опыт анализа скрытых и не прямо выраженных компонентов культурной коммуникации, в частности, НКР. Таким образом, «реабилитируются» внесематические формы передачи смысла и их эстетическое значение.
Чтобы проанализировать такое синкретическое явление, как НКР, привлечён материал, ранее в подобном ключе не рассматривавшийся. Анализируя модальности НКР с точки зрения стиля мышления, автор соотнесла его историческую динамику с культурогенетическими процессами, выявив совокупность признаков каждой модальности. В результате работы выработан единый подход к изучению функционирования НКР.
Практическая значимость исследования
Полученные результаты могут служить в качестве эстетических критериев, которые позволяют выделять и объединять типологически близкие функции НКР. Это касается не только научного аспекта, но и эстетического, художественного, связанного с режиссерским стилем и приемами игры актера, и методического, связанного с программой обучения режиссера и актера.
- выведенное соискателем понятие модальности НКР предлагает технологию осмысления и интерпретации текстов для работы актеров и режиссеров, певцов. В театроведении найденные признаки НКР могут служить в качестве эстетических ориентиров для описания текста спектакля
(оптимизируя процессы понимания); для решения художественных, исполнительских, коммуникативных и учебных задач;
- материалы исследования могут быть использованы на практике специалистами по эстетике, по истории искусства, театру, телевидению и зрелищным формам искусства, для подготовки специалистов творческих профессий, как в театре, так и в других специализированных речевых практиках (разных риторических дискурсах — политическая речь, юридическая, речь в рекламе и т.д.), помимо этого, в социальной психологии, например, ситуациях социального и возрастного перехода, в реабилитационных технологиях и других механизмах социального управления.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертационное исследование соответствует следующим пунктам паспорта научной специальности 09.00.04. - эстетика (философские науки): п.1. Предмет эстетики и сфера ее интересов, ее функции и место в процессах культурного развития индивида, личности и общества; п.4. Эстетическое отношение человека к действительности: эстетическое познание мира человеком и эстетическое содержание всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека; п.9. Аксиологические проблемы эстетики; п.11. Виды искусства; п. 12. Синтез искусств; п. 14. Эстетическое сознание и его проблемы; п. 15 Эстетические проблемы всех видов человеческой деятельности и способов жизнедеятельности; п. 16. Эстетическое и художественное творчество; п. 17. Эстетическая и художественная культура; п.21. эстетическое воспитание и его проблемы; п.24. Место эстетики и искусства в культурных и цивилизационных процессах; п.25. История эстетических отношений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК
Феномен маски в театральной культуре2007 год, доктор культурологии Толшин, Андрей Валерьевич
Мифо-ритуальный и фольклорный контекст драматургии А.В. Вампилова2004 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Наталья Михайловна
Эстетика события в театре XX века2005 год, кандидат философских наук Андрукова, Оксана Александровна
Исполнительское искусство в традиционных японских театрах ногаку и кабуки2017 год, кандидат наук Самсонова Полина Владимировна
Влияние театральной культуры на отечественный кинематограф второй половины 1960 - х - 1980 - х гг.2013 год, кандидат искусствоведения Смагина, Светлана Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фетисова, Ирина Геннадьевна, 2015 год
Список литературы
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. -М.: Логос, 2004. - 304 с.
2. Авдеев А.Д. Маска и ее роль в происхождении театра (7 с.) // Доклады. Седьмой международный конгресс антропологических и этнографических наук. Москва, август 1964 года. - М.: Наука, 1964.
3. Авдеев А.Д. Происхождение театра в первобытно-общинном строе. -М.-Л.1959.
4. Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности. //Поэтика древнегреческой литературы. - М.,1981.
5. Агапкина Т.А. Звуковой образ времени и ритуала (на материале весенней обрядности славян). // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Ред.С.М.Толстая . - М.: Индрик, 1999.-336 с.
6. Агеев В. Семиотика. - М.: Весь мир, 2002. — 256 с.
7. Адорно Т.В.Философия новой музыки. — М. : Логос, 2001. -352 с.
8. Алексеев В.П.,Першиц А.И. История первобытного общества. -М.: Высшая школа, 1990. - 351 с.
9. Алферова Л.Д., Галендеев В.Н. Диалоги о сценической речи. -
С-Пб.: Изд. Санкт-Петербургской государственной академии
театрального искусства, 2008. - 124 с.
10. Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1990. - 287 с.
11. Античность как тип культуры. Ред.А.Ф.Лосев. - М.: Наука,1988. -336 с.
12. Апинян Т.А. Мифология: теория и событие. — Спб. :изд.СПб унта , 2005. - 281с.
13. Аронов A.A. Русское Предвозрождение. Монография. - М.: Экон-Информ, 2009.
14. Аристотель. Поэтика. Риторика. - С-Пб.: Азбука, 2000. - 348 с.
15. Арто А. Тараумара. - Совместный проект издательств «Kolonna Pulication» и «Митин журнал» (Франция и Россия), 2006. - 206 с.
16. Арто А.Театр и его двойник. - СПб;М.:Симпозиум, 2000. - 440 с.
17. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. -М.:Наука,1988. -331 с.
18. Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. -М.,1992.
19. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. - М.: Индрик, 1996. -
640с.
20. Афанасьев А.Н..Живая вода и вещее слово. - М.: Советская Россия, 1988. -509 с.
21. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М.: Наука, 1988. - 331 с.
22. Барба Э. Бумажное каноэ. Трактат о театральной антропологии. - СПб.: Изд. СПб ГАТИ, 2008. - 304 с.
23. Барулин А.Н. Эволюционная теория происхождения языка. -М.: Спорт и культура - 2000, 2002. - 464 с.
24. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб. ,1993. - 240 с.
25. Батаршев A.B. Психодиагностика способности к общению. - М.: ВЛАДОС, 2001. -176 с.
26. Батай Ж. Внутренний опыт. Спб.: Аксиома, Мифрил, 1997. - 336
с.
27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986.-445 с.
28. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1990. -413 с.
29. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. -М.: Прогресс, 1991. - 176 с.
30. Богданова П.Б. Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — 376 с.
31. Борев, Ю.Б. Эстетика. -М.: Русь-Олимп: ACT: Астрель, 2005. -829 с.
32. Брехт Б.Театр. Т.5/1. -М.: Искусство, 1965. - 527 с.
33. Брехт Б.Театр. Т.5/2, - М.: Искусство, 1965. - 566 с.
34. Брехт Б. О театре. Сб. статей. - М.: Иностр. лит., 1969. - 363 с.
35. Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. -М.:Артист.Режиссер.Театр, 2003. - 376 с.
36. Брук П. Нити времени. - М.: Артист.Режиссер. Театр, 2005. -384 с.
37. Буткевич М.М. К игровому театру: В 2 т. Т. 1 - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2010. - 703 с.
38. Буткевич М.М. К игровому театру: В 2 т. Т.2 - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2010. - 487 с.
39. Бюклинг Л. Михаил Чехов в западном театре и кино. - СПб.: Академический проект, 2000. - 560 с.
40. Бычков, В.В. Эстетика : учебник для гуманитар, направлений и специальностей вузов России. — М.: Академический Проект, 2003.
41. Бычков, В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. - М.: Изд-во МБ А, 2010. - 784 с.
42. Бычкова А.П. Характеристика гласноподобных звуков детей на ранних этапах онтогенеза. - СПб, 2004. - 148 с.
43. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - М.: ГИТИС, 2009. - 419 с.
44. Валлон А. От действия к мысли. - М., 1956.
45. Витгенштейн. Л. Избранные работы. -Л. М.: Территория будущего, 2005. - 436 с.
46. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: ЛКИ, 2010. - 648
с.
47. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии. Статьи по поэтике и теории искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 456 с.
48. Воеводина Л.Н. Мифологические представления и выделение сакральной сферы в архаической культуре// Вестник МГУКИ, №6. - М.: МГУКИ, 2012.
49. Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы ,1985 г. - 272 с.
50. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: РГБ, 2004. -М.: Смысл; М.:Эксмо, 2003 . - 1135 с.
51. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2001. - 368
с.
52. Выготский Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции.-М.: Лабиринт, 1998.
53. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. — 368 с.
54. Гальбиати Э.,Пьяцца А. Трудные страницы библии (Ветхий Завет). Милан-Москва : Христ. Россия, 1992. -303 с.
55. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи. //Доклады АПН РСФСР, 1957, № 4. Проект «Флогистон» РГБ - Открытая русская библиотека.
56. Гальперин П.Я.Развитие исследований по формированию умственных действий. - Психологическая наука в СССР. Т 1. - М., 1959.
57. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.:КДУ, 2007. - 336 с.
58. Гегель Г.Эстетика.В 4-х томах. Т.1. - М.: Искусство, 1968. - 330
с.
59. Гегель Г.Эстетика.В 4-х томах.Т.4. - М.: Искусство, 1973. - 667с.
60. Гилберт К. Кун Г. История эстетики. - М.: Изд. Иностр. лит., 1960.-685 с.
61. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1987. - 218 с.
62. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. -М.: Новый век, 2000.
63. Гринцер П.А. Основные категории классической индийской поэтики. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1987. - 312 с.
64. Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику. -М.:Артист. Режиссер. Театр, 2003. - 351с
65. Гроф С., Галифакс Дж. Человек перед лицом смерти. - М.: РАН ИНИОН 1995. -301с.
66. Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. - М.: ACT, 2001.
67. Гура A.B. Символика животных в славянской народной традиции. - М.: Индрик, 1997. - 912 с.
68. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. — М.: Гнозис, 1994.- 162 с.
69. Делез Ж. Логика смысла. - М.: Академия, 1995. - 298 с.
70. Древнерусское искусство. Проблемы атрибуции. - М.: Российский институт искусствознания, 1993. - 204 с.
71. Дрознин А.Б. Дано мне тело... что мне делать с ним? Кн.1. - М.: Navona, 2009. -464 с.
72. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: ГРВЛ Наука, 1986.-234 с.
73. Дюфрен М. Кризис искусства // Западноевропейская эстетика XX века: Некоторые направления западной эстетики. - М., 1991. - Вып. I. - С. 26-36.
74. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
75. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. - СПб.: Лань: Планета музыки, 2010.
76. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - Л.: Наука, 1991. - 108 с.
77. Ерофеев H.H. Образ еды в античной драматургии как ключ к смыслу театральных жанров. //Образ - смысл в античной культуре. - М.: ГМИИ им.А.С.Пушкина, 1990. - 316 с.
78. Жизнь мифа в античности.// Материалы научной конференции. Выпуск 18.Часть 1.Доклады и сообщения. - М.: Советский художник, 1988. - 305 с.
79. Жизнь мифа в античности.// Материалы научной конференции. Выпуск 18.Часть 2..Дискуссия. - М.: Советский художник, 1988. - 464 с.
80. Жинкин Н.И. Язык — речь - творчество. Избранные труды. - М.: Лабиринт, 1998.-368 с.
81. Жинкин Н.И. Психолингвистика.Избранные труды. — М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
82. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М. дисс., 1958. - 370 с.
83. Зеленин Д.К. Великорусские сказки Вятской губернии. - СПб.: Тропа Троянова, 2002. - 736 с.
84. Иванов Вяч. Вс. Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния.// Структура текста, ред.Т.В.Цивьян. -М.:Наука, 1980.-287 с.
85. Иванов Вяч. Структура гомеровских текстов, описывающих психические состояния. \\ Структура текста. Ред.Т.В. Цивьян. — М.: Наука, 1980. -287 с.
86. Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.
87. Кагаров Е.Г. Религия древних славян. Т. 1-2. - Krakov, 19291939.
88. Кабо В.Р. Описание австралийской коллекции А. Л. Ященко в Музее антропологии и этнографии. Т. 19.-Сборник Музея антропологии и этнографии. М. - Л., 1960.
89. Кабо В.Р. Каменные орудия австралийцев. Т.80 - Труды Ин-та этнографии АН СССР. М. - Л., 1962.
90. Кабо В.Р. Мотив лабиринта в австралийском искусстве и проблема этногенеза австралийцев. // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.23. - М.- Л., 1966.
91. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства:В 2-х т. — М.:Гилея, 2001
92. Кант, И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. -365 с.
93. Кедров К.К. Поэтический космос. - М: Советский писатель, 1989. -333 с.
94. Кедров К.К. Метаметафора. — М.: ДООС, 1999. — 39 с.
95. Кедров К.К. Энциклопедия метаметафоры. — М.: ДООС, 2000.— 126 с.
96. Кедров К.К. Параллельные миры.— М.: АиФ принт, 2001.— 457 с.
97. Кедров М.Н. Статьи, речи, беседы, заметки. - М.:ВТО, 1978. -431 с.
98. Кенин-Лопсан М.Б.Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. - Новосибирск: Наука, сибирское отделение, 1987. - 164 с.
99. Кифишин А.Г. Геноструктура догреческого и древнегреческого мифа. //Образ - смысл в античной культуре. - М.: ГМИИ им.А.С.Пушкина, 1990. -316с.
100. Клюев В.Г. Б.Брехт - новатор театра. - М.: Знание, 1961. - 47
стр.
101. Кнебель М.О. Вся жизнь. - М.: ВТО, 1967. - 587 с.
102. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М.: Аспект пресс, 1997. - 687 с.
103. Кравцов A.M. Искусство живого слова. - М.: Московские учебники, 2003. - 192 с.
104. Кривцун, O.A. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 1988.-430
с.
105. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 584 с.
106. Коган Ф. Техника исполнения стиха. - М.: Художественная литература, 1935. - 266 с.
107. Когда звери говорили: 375 мифов... Сост. Е.А. Костюхин. - М.: Вост. Лит., 2004. - 600 с.
108. Колшанский Г.В. Паралингвистика. - М.: КомКнига , 2005. - 96
с.
109. Котовская М.П. Синтез искусств. - М.: Наука, 1982. - 255с.
110. Кузина Е.Е.Тренинг Гротовского: от физики к органике. - СПб,: СПб ГАТИ, 2008.
111. Культура и культурология. Словарь. - М.:Академический Проект, 2003.- 734.
112. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. - М.: Наука, 1988. - 245 с.
113. Лакан Жак. Семинары. Кн. 2. - М., 1999. - 520с.
114. Линклэйтер К. Освобождение голоса. - М.: ГИТИС, 1993. - 176
с.
115. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.
116. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.: Наука, 1967.-372 с.
117. Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. - M.: URSS: КРАСАНД, 2010.
118. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 608 с.
119. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М.: Академический Проект, 2008. - 555 с.
120. Леви-Строс К.. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль. - М.: Академический Проект, 2008. - 520 с.
121. Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х томах. Т. 1.Сырое и приготовленное. -М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 406 с.
122. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М.: Республика, 1994. -384 с.
123. Левин К. и Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. - 125 с.
124. Левкиевская Е.Е. Голос и звук в славянской апотропеической магии. //Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Ред.С.М.Толстая - М.: Индрик, 1999. - 336 с.
125. Леонтьев A.A. Некоторые вопросы глоттогенеза в свете современных психологических данных.//Доклады. Седьмой международный конгресс антропологических и этнографических наук. Москва, Август 1964 года.-М.: Наука, 1964.
126. Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения .//Лосев А.Ф. Форма-Стиль-Выражение. - М.:Мысль,1995. - 944 с.
127. Лоренц К. Так называемое зло. - М.: Культурная революция, 2008.-616с.
128. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.
129. Лотман Ю. Культура и взрыв - М.: Гнозис, 1992.
130. Лурия А.Р.Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.
131. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: ЛКИ, 2007. - 252с.
132. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. -М.: Akademia, 2002.
133. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии. - СПб.: Питер, 2006.
134. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с.
135. Малаховская А.Н. Наследие Бабы-Яги. Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке. - СПб.: Алетейя, 2006. - 334 с.
136. Малыгина И.В. Массовая культура и казус самоопределения, или новые идентичности в древних одеждах.// Вестник МГУКИ, №6. - М.: МГУКИ, 2012.
137. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность ( Отология,морфология, динамика): Дис. д-ра филос. наук: 24.00.01 М.:РГБ ОД, 2005.-305 с.
138. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. - М.: Ad Marginem, 1995. -547 с
139. Мастропаттеи Р. Звук в шаманских обрядах: от степени «х» до степени «0».\\ Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Материалы международной научной конференции 3-6 октября 2002г. — Новосибирск, 2004. - 643 с.
140. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, Гл.ред. Вост.лит., 1988 .-429 с.
141. Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Ред. С.М.Толстая. - М.: Индрик, 1999.
142. Мигунов А. С. Эстетика, искусство и современные гуманитарные технологии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -2011. -№ 3. - С. 3-24.
143. Мигунов A.C. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. -М., 1991.
144.
145. Менская Т.Б. AMHXANO^ ЕРО£ в контексте мифа о Гермесе.// Структура текста. Ред.Т.В.Цивьян. - М.: Наука, 1980. - 287 с.
146. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. Часть 1 (1891 -1917). - М.: Искусство, 1968. - 350 с.
147. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса - М.: Изд. восточной литературы, 1963. —462 с.
148. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. - М.: Наука. Гл. ред. вост. литературы, 1986. - 320 с.
149. Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. - М.: РГГУ, 1998.
150. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки.-М.: Изд. вост. лит, 1958.-264с.
151. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407 с.
152. Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. М., 1979.
153. Миклухо-Маклай Н.Н.Собрание сочинений, т. 3, ч. I, М. -Л., 1951.
154. Мировое древо. Статьи, исследования. №3/94. -М.: РГГУ, 1994. - 208с.
155. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах. Гл. ред.С.А.Токарев. ТТЛ.-М.: Советская энциклопедия, 1991. -671 с.
156. Мифологические представления в народном творчестве. - М.: Российский институт искусствознания, 1993. - 279 с.
157. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах. Гл. ред.С.А.Токарев. Т.2. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - 719 с.
158. Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М.: Наука, Гл.ред. вост. лит-ры, 1986. - 256 с.
159. Мещеряков В.Н. К вопросу о модальности текста. // Филологические науки. №4. -М., 2001.
160. Морозов Г.И. Роль торакального и абдоминального компонентов при речевом дыхании. - Дисс., РГБ, 2005, Тверь. - 120 с.
161. Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Материалы междунар. научной конференции 3-6 октября 2002 г. - Новосибирск, 2004. -643с.
162. Немирович-Данченко В. И. о творчестве актера. Ред. В.Я. Виленкин. - М.: Искусство, 1973. - 487 с.
163. Никитина И.П. Эстетика: учебник для бакалавров. - М: Юрайт, 2013. -676 с.
164. Никитина И.П. Философия. Учебник для академического бакалавриата. -М: Юрайт, 2015. -478с
165. Новая философская-энциклопедия : В 4 т. Ред. Степин В. С. -М.:Мысль, 2000.
166. Норштейн Ю.Б. Снег на траве.Кн.1. -М.: Изд. Красная площадь, 2008.- 368 с.
167. Норштейн Ю.Б. Снег на траве. Кн.2. -М.: Изд. Красная площадь, 2008.-256с.
168. От мифа к литературе.Сб. статей. - М.: Российский университет, 1993.-352с.
169. Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991. - 504 с.
170. Пиаже Ж. Природа интеллекта.//Психология интеллекта. - СПб., 2003.
171. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - M.-JL: Гос. уч.-пед. изд., 1932.- 412 с.
172. Пелипенко A.A. Дуалистическая революция и смыслогенез в истории. - Самара-Иерусалим-Москва: Век#21, 2007. - 434 с.
173. Пелипенко A.A. Культура и смысл. - М.: Мысль, 2012. - 607 с.
174. Петрухин В.Я. Человек и животное в мифе и ритуале: мир природы в символах мира культуры. // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М.: Наука, Гл.ред.вост. литературы, 1986. - 256 с.
175. Плотникова A.A. Магия звука в славянской скотоводческой обрядности // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Ред.Толстая С.М. -М.: Индрик,1999.
176. Плотникова A.A. О символике свиста // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. - М.: Индрик, 1999.
177. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. - M.: Ad Marginem, 1995. - 340 с.
178. Подорога В.А. Опыт и чувственное в культуре современности: философско-антропологические аспекты. - М.: ИФ РАН, 2004. - 248 с.
179. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. -М.: Сов. писатель, 1986.-480 с.
180. Поляков М. Я. О театре : поэтика, семиотика, теория драмы. - М.: A. D. & Т., 2001.-384 с.
181. Потебня А. А. Философия мифа. - М., 1990.
182. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре: Собрание трудов. - М., 2000.
183. Признаковое пространство культуры. - М.: Индрик, 2002. — 432 с.
184. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - М.: Лабиринт, 2005. - 192 с.
185. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре. - М.: Лабиринт, 2007. - 256 с.
186. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. - М.:Лабиринт, 2007.- 128с.
187. Ранние формы искусства. Сборник статей. Сост. С.Ю. Неклюдов. Ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Искусство, 1972.
188. Пятигорский A.M. Избр. труды - М.: Языки русской культуры, 1996.-592 с.
189. Реформатский А. А. О перекодировании и трансформации коммуникативных систем // Исследование по структуре типологии. — М.: Изд-во АН СССР, 1963.
190. Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. -М: УРСС, 1998г.
191. Розин В.М. Концепция лингвистической относительности Л.Уорфа и проблемы исследования «языкового мышления» // Семиотика и восточные языки. -М., 1976
192. Розин В.М. Мышление и творчество. - М.: 2006. [Электронный ресурс].// Центр гуманитарных технологий URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6463
193. Розин В.М.Основы культурологии. - М.: Гардарики, 2003. - 462 с.
194. Розин.В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. - Либроком, 2012. - 272 с.
195. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира.-М.:Наука,1988. -216 с.
196. Ромм М.А.Беседы о кинорежиссуре. - М.: Союз кинематографистов СССР, Бюро пропаганды сов. Киноискусства, 1975. -287 с.
197. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство 1908 - 1917. -М.: Наука, 1990.-280 с.
198. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1988. - 783
с.
199. Рябцева Н.К. Язык и искусственный интеллект. — М.: Akademia, 2005. - 640 с.
200. Садовников Д. Н. Загадки русского народа. -М., 1959 .
201. Самосознание европейской культуры 20 века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Изд. Политической литературы, 1991. - 366 с.
202. Севернорусские сказки в записях А. И. Никифорова. - М.; Л., 1961.
203. Силантьева И., Клименко Ю. Актер и его alter ego. — М.: Грааль,2005. - 564 с.
204. Славянский и балканский фольклор. - М.: Наука, 1981. - 277 с.
205. Славянский и балканский фольклор. -М.: Наука,1984. -278 с.
206. Славянский и балканский фольклор. - М.: Индрик,2006. - 560 с.
207. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Ред. ин-т славяноведения РАН. - М.: Эллис Лак, 1995. - 416 с.
208. Славянская мифология. Ред. С.М.Толстая. - М.: Индрик, 2002.
209. Соболевский А. И. Великорусские народные песни. Т. 1-7. -СПб., 1895-1902.
210. Современная западная философия. Словарь. - М.: Изд.политической литературы, 1991. -414 с.
211. Создание актерского образа: теоретические основы. Ред. Н.А.Зверева, Д.Г.Ливнев. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2008. - 224 с.
212. Спеваковский А.Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1988. - 205 с.
213. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8 томах т. 1. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство , 1954. - 515 с.
214. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8 томах т.4. Работа актера над ролью. -М.: Искусство, 1957. - 551 с.
215. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8 томах т.6. Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания. 1917-1938. - М.: Искусство, 1959 . -466с.
216. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8 томах т.7. Письма 1886 - 1917.
- М.: Искусство, 1960. - 811 с.
217. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8 томах т.8. Письма 1918 - 1938.
- М: Искусство, 1961. -614 с.
218. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Художественная литература , 1938. - 576 с.
219. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Чехов М.А. О технике актера. - М.: Артист. Режиссер. Театр., 2006. - 490 с.
220. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского 1898 -1917. -М.: Наука, 1973.-375 с.
221. Сулейманян А.Г. Ритуал как средство формирования произвольности действий. - М., РГБ, - Открытая русская электронная библиотека, 2007.
222. Суминова Т.Н. Проблема поисков гармонии как системообразуюего концепта мироздания// Вестник МГУКИ, №6. -М.:МГУКИ, 2012.
223. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности. М., 2002 .РГБ дисс. канд. психологических наук. - 157 с.
224. Сыченко Г.В. К проблеме типологии музыкально-обрядовых форм.\\ Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Материалы междунар. научной конференции 3-6 октября 2002 г. - Новосибирск, 2004. -643 с.
225. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989. — 573
с.
226. Тарковский A.A. Мартиролог. - Международный Институт им. Андрея Тарковского, 2008. - 623 с.
227. Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - 302 с.
228. Технология речевой деятельности. Материалы семинара-лаборатории. Выпуск 3. - М.: МГУКИ, 2009. - 122 с.
229. Толстая С.М. Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Ред. С.М.Толстая. - М.: Индрик, 1999.
230. Толстой H.H. Фрагмент славянского язычества: архаический ритуал-диалог.// Славянский и балканский фольклор. - М.Наука,1984. - 278 с.
231. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику.// Архаический ритуал в
фольклорных и раннелитературных памятниках. — М.:Наука,1988. — 331
с.
232. Топоров В.И. Предистория литературы у славян. - М.: РГГУ, 1998.
233. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. - М.: Изд. группа «Прогресс» - «Культура», 1995.-624 с.
234. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. - М.: Аспект пресс, 2000. -352с.
235. Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. Новая серия 1. — Тарту: изд.тартуского университета, 1997. - 248 с.
236. Туровская М.И. Б.Брехт и его пьесы.// Б.Брехт. Пьесы. - М.: Московский рабочий, 1983. - 240 с.
237. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. - 277 с.
238. Усачева В.В. Роль звукоподражаний в обрядовой практике славян. // Мир звучащий и молчащий. Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. Ред. С.М. Толстая. - М.: Индрик, 1999. - 336 с.
239. Усачева В.В. Вербальная магия в аграрных обрядах славян. // Славянский и балканский фольклор. — М.: Индрик, 2006. - 560 с.
240. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. - М., 1982.
241. Ученые записки Тартуского государственного университета. Выпуск 645. Проблемы типологии русской литературы. — Тарту, : Изд.тартуского университета. 1985.- 145 с.
242. Ученые записки Тартуского государственного университета. Выпуск 735. А.Блок и основные тенденции развития литературы начала 20 века. -Тарту: Изд.тартуского университета, 1986. - 162 с.
243. Фант Г. Акустическая теория речеобразования.-М., 1968.
244. Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая терапия - СПб.:Питер, 2002 - 352с.
245. Фетисова И.Г. Роль голоса в архаическом ритуале.// Вестник.№4. -М.:
МГУКИ, 2008. - С. 47-50.
246. Фетисова И.Г. Невербальный компонент речи в ритуале как код сакральной коммуникации.// Вестник.М.: МГУКИ, 2014. №3. - С. 62-67
247. Фетисова И.Г. Эстетическая специфика невербальных компонентов речи в творчестве Е.Гротовского.//Вестник.№6.-М.: МГУКИ,2014. - С.303-308.
248. Фетисова И.Г. Невербальный компонент речи в ритуале.// Сборник научных трудов первого международного междисциплинарного конгресса «Голос». М., 2007. - С.238-243
249. Фетисова И.Г. Мифопоэтические коды в народной песне. //Технологии речевой деятельности. Сборник статей. М.: МГУКИ, 2005. — С.55-63
250. Фетисова И.Г. Работа над народной песней. Режиссерское исследование. - М.: Норма, 2000 - 24 с.
251. Фетисова И.Г.Версия подхода исполнителя к работе над стихами.// Технологии речевой деятельности.Сб. ст. Выпуск 2. -М.: МГУКИ, 2006. -С.69-75.
252. Фетисова И.Г. Мифоритуальные истоки выразительной речи.// //Технологии речевой деятельности. Сборник статей. Выпуск 3. - М.: МГУКИ, 2009. - С.67-78.
253. Флиер А.Я. История общества - истории культуры -историческая культурология.// Вестник МГУКИ, №6. - М.:МГУКИ,2012.
254. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. - М.: Наука, 1984. -294 с.
255. Франкфор Г., Франкфор Г.А.,Уилсон Дж.,Якобсен Т. В преддверии философии: духовные искания древнего человека. СПб.: Амфора, 2001.
256. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.: изд.фирма Восточная литература.РАН, 1998. - 800 с.
257. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. - М.: Наука, 1978. -605 с.
258. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.:Лабиринт, 1997.- 448с.
259. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. Период античной литературы. - Л., 1936. - 454 с.
260. Фрезер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете. — М.: Изд. Политической литературы, 1990 . - 542 с.
261. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. В 2 т. T.l . -М.: Терра - Книжный клуб, 2001. - 528 с.
262. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. В 2 т. Т.2 . - М.:Терра - Книжный клуб, 2001. - 496 с.
263. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь. Дополнительный том. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. - 464 с.
264. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
265. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447с.
266. Хаард А. Образное сознание и эстетический опыт у Гуссерля.№8. -М.: Логос, 1996.
267. Хайдеггер М. Исток художественного творения: избранные работы разных лет. - М.: Академический Проект, 2008. - 527 с.
268. Хейзинга, Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: ООО Издательство ACT, 2004. - 539 с.
269. Хлебников В. Творения. - М.: Советский писатель, 1986. - 735 с.
270. Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. - М.: Либроком, 2009. - 280 с.
271. Чижиков В.М. Диалектика взаимодействия социокультурных систем города и села. - М.:МГУКИ, 1999. - 240 с.
272. Чередникова М.П. Голос детства из дальней дали...(Игра, магия, миф в детской культуре). - М.: Лабиринт, 2002.
273. Чехов М.А. Литературное наследие. В 2-х томах Т.2. Об искусстве актера. - М.: Искусство, 1986. - 559 с.
274. Чехов М. А. Об искусстве актера. - М.: Искусство, 1999.
275. Чехов М.А. Воспоминания. - М.: Искусство, 2000.
276. Чехов М.А. Путь актера. - М.: Согласие, 2000.
277. Чехов, М.А. Путь актера: Жизнь и встречи. -М.: ACT [и др.], 2006.
278. Чехов М.А.Воспоминания. Письма. - М.: Локид-пресс, 2001.
279. Шестаков В.П.Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. - М.: Мысль, 1979. - 372 с.
280. Шестаков, В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуаз. «массовой культуры». - М.: Искусство, 1988. - 222 с.
281. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства. - СПб.: Алетейя при участии фонда «Унив. Кн.»: Кренов, 1996. - 495 с.
282. Шибаева М.М. Введение в философию культуры. - М.: МГУ К, 1998.
283. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. Собр. Соч.в 5 тт.; Т. 1. -М.: Московский клуб, 1992.-395 с.
284. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993.
285. Штайнер Р. Художественная речь и драматическое искусство. — М.:Новалис, 2013. - 528 с.
286. Шуман А.Н. Трансцендентальная философия. - Минск: Экономпресс,2002.416с
287. Эстетика немецких романтиков. - М.: Искусство, 1987. - 736 с.
288. Эстетика. Словарь. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
289. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. — СПб.: simposium, 2002. - 285с.
290. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: МГУ, 1994. - 144 с.
291. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, Универс, 1993.-336 с.
292. Юнисов М.В. От ритуала и к театру и назад.//Мифологические представления в народном творчестве. - М.: Российский институт искусствознания, 1993. - 279 с.
293. Этика и ритуал в традиционном Китае. Сб. статей. - М.: Наука, 1988.-331 с.
294. Эйзенштейн С.М. Избранные произведения:В 6 т. Т.2. - М.: Искусство, 1964. - 566 с.
295. Яковлев Е.Г. Эстетика. - М.: Гардарика, 1999. - 464 с.
296. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
297. Beardsley М.С. Aesthetics: Problems in Philosophical of Criticism. N. Y., 1958.
298. Cassirer E.An Essey on Man. An Introduction to a Philosophy of Human Culture.
-L.,1945. -P.26 .
299. Dufrenne M. Phenomenologie de Г experience esthique: These. -Paris: Presses univ. de France, 1953.
300. Jaynes J. The origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. - Boston, 1976.
301. Niederle 1. Slovanske starozitnosti. 11-4. - Praha. 1902-1924.
302. Malinowski B. The Economic Aspect of the Intichiuma Ceremonies. -Helsingfors: Festskrift Tillagnad. Ed. Westermarck, 1912.
303. Turner V. From Ritual to Teatre. - N.Y., 1982.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.