Эсхатология в системе глобальных проблем: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Кожина, Ольга Павловна

  • Кожина, Ольга Павловна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 151
Кожина, Ольга Павловна. Эсхатология в системе глобальных проблем: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 2010. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кожина, Ольга Павловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ЭСХАТОЛОГИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ БЫТИИ И СОЗНАНИИ.

1.1. Понятие эсхатологии: социокультурный дискурс. ^

1.2. Социально-философские детерминанты эсхатологии. ^

1.3. Формы реализации эсхатологических концепций. ^

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЭСХАТОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ . ?3 2.1.Эсхатологические проблемы как проблема науки и практики. ^

2.2.Глобальные проблемы как детерминанта нового эсхатологического сознания. ^ФФ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эсхатология в системе глобальных проблем: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Анализ эсхатологии в системе глобальных проблем, вызванный экспликацией феномена апокалипсиса к социальным процессам, требует применения социально-философского подхода, вытекающего из сущности сложившихся исследовательских концепций.

Традиционно эсхатология выступала как теологическая проблема, содержание которой представлено в рамках теистических концепций, придерживающихся «доктрины творения и линейного взгляда на историю, а также веру в конец тварного мира» [189, р. 3].

В современной социальной философии, согласно диалектической научной позиции, артикулируется необходимость «активизации исследований в области эсхатологии как насущного актуального направления, требующего преодоления дисциплинарной замкнутости теологии» [184, с. 106] и, соответственно, определения категориального статуса эсхатологии в качестве пространства предсказания глобальных проблем.

В начале XXI в. эсхатология, имеющая глубокие исторические корни и развивающаяся как форма общественного сознания от мифологических до научных представлений, способна более полно раскрыть сущность современных глобальных проблем. Под глобальными проблемами современности в настоящем исследовании понимаются фундаментальные противоречия, имеющие эсхатологическую сущность, определяющие предел жизни общества и выступающие в качестве детерминанты нового эсхатологического сознания - научной эсхатологии.

Научная эсхатология как учение о пределах земного существования преодолевает опыт псевдоэсхатологии и направлена на изучение нарастания объективных, не зависящих от деятельности человека угроз, природных мировых катастроф, на отведение данных угроз от 3 человечества и разработку способов практической элиминации агрессии субъектов в глобальном социуме. Научная эсхатология выступает альтернативой глобалистики, которая придает глобальным проблемам современности аксиологическое, ценностно-смысловое измерение.

Актуальность социально-философского исследования эсхатологии в системе глобальных проблем состоит в том, что, реализуя потенциал научной методологии, позволяет предложить варианты практического разрешения современных глобальных проблем с позиции метафизической и диалектической методологии.

В этой связи необходимо отметить, что становление научной эсхатологии является актуальным инновационным теоретическим направлением в решении современных глобальных проблем. Научная эсхатология имеет мировоззренческий, методологический и практический потенциал, интегрирует естественно - научные, гуманитарные, социально философские исследования в изучении возможности предупреждения глобальных угроз человечеству, что определило выбор темы исследования и источниковедческий базис работы.

Степень разработанности темы исследования. Основные подходы к анализу эсхатологии в контексте мифологического и религиозного мировоззрений анализировались в работах С. С. Аверинцева, С. Бернфельда, С. Н. Булгакова, А. Меня, Д. С. Мережковского, Г. Г. Пикова, Е. Н. Трубецкого, С. Н. Трубецкого, Дж. Уоллса и др.

Особое внимание эсхатологической проблематике уделяли отечественные книжники: митрополит Иларион, святые Климент Смолятич, Серапион Владимирский, Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, старец Филофей, книжники Авраамий Палицын, Иван Тимофеев.

Эсхатология как сотериология западной и восточной теологий раскрывается в работах Оригена, А. Августина, Г. Лейбница, С. Н. Булгакова, С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого, В. Н. Лосского и др.

В классической философии эсхатологические концепции представлены работами Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лейбница, Д. Дидро, М. Ф. Вольтера, И. Канта и Г.Ф. Гегеля.

В современной западной философии доминирование эсхатологического аргумента как гносеологического стандарта находим в работах Ж. Деррида, М. Вебера, О. Конта, Г. Маркузе, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, О. Шпенглера, 3. Фрейда, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, Й. Хейзинга.

Эсхатология как понимание смысла существования в XX в. выступила ответом на духовные запросы русской интеллигенции (К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, В. В. Зеньковский, Л. Кацис, А. Ю. Карпов, Т. А. Опарина, П. А. Рачков, Н. М. Чуринов, Е. М. Юхименко и др.)

Актуализация современного российского эсхатологического сознания в конце 90-х годов XX века представлена в работах В. Б. Андреева, В. П. Горана, Е. Ю. Каспировича, Л. Куня, В. А. Коптюга, О.Т. Лойко, А. С. Панарина, Д. А. Прозорова.

Изучение форм реализации эсхатологических учений наиболее полно представлено в работах С. С. Аверинцева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Бычкова, Г. Ф. Гегеля, Р. В. Гуревич, В. Даля, В. И. Иванова, А. Ф. Лосева, М. А. Майорова, Н. В. Мотрошиловой, Б. М. Мецгера, М. А. Можейко, И. М. Нениной, С. С. Неретиной, А. П. Огурцова, В. С. Соловьева, М. И. Рижского, Б. Рассела, Н. С. Семенова, С. Л. Франка, В. П. Шестакова, Б. И. Ярхо и др.

Изучение эсхатологии как проблемы науки и практики намечено в контексте метафизической (А. Тойнби, П. Тейяр де Шарден, С. Хантингтон, Д. и Д. Медоузы, Й. Рандерс, А. Печчеи, Дж. Форрестер, Э. Пестель, В.И. Уколова и др.) и диалектической (Э. А. Араб - Оглы, В. И. Вернадский, JL Н. Гумилев, Э. В. Гирусов, В. И. Данилов - Данильян, В. В. Загладин, В. JI. Иноземцев, В. А. Коптюг, С. Н. Корсаков, В. А. Лось, А. И. Липнягова, Н. Н. Моисеев, В. В. Оленьев, С. Переслегин, И. В. Соловей, А. Д. Урсул, Т. А. Урсул, И. Т. Флоров, А. Л. Чижевский, А. Н. Чумаков, Н. Ютанов, А. Я. Яншин) методологий.

Анализ сущности, типологии глобальных проблем современности отражены в работах В. И. Арнольда, П. Буасье, П. Бреса, П. А. Водопьянова, В. Л. Иноземцева, О. П. Иванова, Э. Ле Руа Ладюри, Д. С. Львова, К. Я. Кондратьева, В. Е. Куницина, И. И. Мазура, В. М. Межуева, И. Н. Моисеева, А. Я. Орлова, В. В. Орленка, А. С. Панарина, И. А. Пфаненштиля, К. В. Показеева, Т. С. Сорокиной, С. С. Сулакшина, А. П. Свитина, Д. М. Темникова, В. И. Трухина, А. Д. Урсула, Н. М. Чуринова, В. И Якунина и др.

Научные позиции современных исследователей В. И. Данилова-Данил ьяна, В. А. Коптюга, А. И. Барашкова объединены общей идеей: выявить взаимосвязь эсхатологии с глобальными проблемами современности.

Актуальность диссертационной работы и степень разработанности темы исследования определили объектно-предметную область исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является эсхатология, предметом исследования выступает эсхатология в системе глобальных проблем.

Цель и задачи работы. Цель исследования заключается в социально-философском анализе эсхатологии в системе глобальных проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1) раскрыть содержание понятия «эсхатология»;

2) исследовать социально-философские детерминанты эсхатологии;

3) проанализировать формы реализации эсхатологических концепций;

4) выявить варианты решения эсхатологических проблем в науке и практике;

5) раскрыть сущность глобальных проблем современности как детерминанты нового эсхатологического сознания.

Методология исследования определяется социально-философскими методами, общенаучными исследовательскими подходами (системный, деятельностный, структурно-функциональный и др.) и общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и др.), которые позволяют выявить глубинную связь эсхатологии и современных глобальных проблем современности. Изучаемые проблемы решаются на основе положений и выводов, содержащихся в трудах современных отечественных и зарубежных авторов.

Научная новизна исследования.

1. Доказано, что понятие «эсхатология» отражает стремление общества постичь предел жизни социума. Показано, что эсхатологические учения строились в соответствии с актуальными литературными и теоретическими формами: откровение, пророчество, видение, утопия, теория, концепция — детерминантами конца мира, в которых предполагались различные мировые катастрофы.

2. Установлено, что в качестве детерминант эсхатологии исторически, как правило, выступали действительно угрожающие существованию общества явления, которые оказывались объектами литературных, философских, религиозных, научных произведений. По мере становления методологических стандартов эсхатологические теории получали большую строгость и доказательность в плане реализации диалектической и метафизической методологий.

3. Выявлено, что основными формами раскрытия эсхатологических концепций в прошлые исторические эпохи были главным образом труды богословов и по мере развития научного познания в контексте метафизической методологии формировались эсхатологические утопические труды и, соответственно, в диалектической методологии попытки отображения различных угроз существованию человека (войны, природные катаклизмы и катастрофы).

4. Доказано, что по мере утверждения теоретического познания и его методологических основ эсхатологические концепции получают существенное научное обоснование с учетом реализации диалектической и метафизической методологии. При этом решение проблем эсхатологии с точки зрения метафизической методологии предполагает, в частности, реализацию принципа дуализма и принципа антропоцентризма в рамках теории познания как теории репрезентации, репрезентаций (отношение репрезентанта-репрезентации, т.е. отношения сущности и существования). При этом в одном случае, сущность выступает как идеальное, а материальное - как существование. Напротив, в качестве сущности принимается материальное, а в качестве существования - идеальное. В обоих случаях развертываются умозрительные схемы, принимающиеся в качестве программы практического разрешения эсхатологических проблем.

5. Установлено, что разрешение проблем эсхатологии с точки зрения диалектической методологии предполагает, в частности, реализацию принципа единства мира и принципа всеобщей связи в рамках теории познания как теории отражения, отношения «образ - прообраз», когда на основе объективного анализа проблемных ситуаций раскрываются перспективы практического разрешения эсхатологических проблем.

6. Показано, что в качестве важнейшей современной детерминанты эсхатологии выступают глобальные проблемы современности, в том числе: сохранения мира; противостояния между «Севером» и «Югом»; экологии; демографии; сокращения возобновляемых и невозобновляемых сырьевых ресурсов; продовольствия; совершенствования системы здравоохранения. Каждая из них представляет опасность для жизни на планете.

7. Доказано, что разрешение данных проблем может быть осуществлено на базе изучения перспектив негативного развития событий и процессов нарастания объективных, независящих от деятельности человека угроз астрофизического, геофизического, экологического планов и изучения возможности предупреждения и отведения данных угроз от человечества.

8. Обосновано, что практическое разрешение глобальных проблем как проблем эсхатологии предполагает разработку средств практической элиминации агрессии субъектов в глобальном социуме.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации дается цельное представление об эсхатологии как проблеме глобального общества. Данное исследование расширяет представления об эсхатологических концепциях и формах их проявления в современном обществе.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертации использовались в процессе преподавания таких учебных курсов, как «философия», «культурология», «социальная философия», в разработке инновационных образовательных программ с целью формирования реалистического взгляда на окружающий мир.

Апробация диссертационного исследования. Наиболее значимые теоретические положения диссертационного исследования докладывались на теоретических семинарах: кафедры философии и научного совета Учебно-методического центра философии и образования Новосибирского педагогического университета.

Основное содержание диссертационной работы отражено в научных и научно-методологических публикациях автора, в материалах международных научно-практических конференций: краевого семинара-совещания «Система профессионального образования как фактор культурной политики края», г. Красноярск, — в 2000 г., краевого совещания «Поколение XXI: будущее культуры», г. Красноярск, - в 2001г., Второй краевой научно-практической конференции «Региональный аспект художественной культуры: методология, методика преподавания», г. Красноярск, — в 2001 г., Межрегиональной научно-практической конференции «Художественное образование в Российской провинции в XXI веке» », г. Красноярск, - в 2001 г., научно-практической конференции «Художественная культура как фактор национального выживания России», г. Красноярск, - в 2002 г., краевого совещания практикума «Художественное образование как важнейший фактор социально-экономического развития края», г. Красноярск, - в 2003 г., Международной научно-практической конференции «Развитие системы образования в России XXI века», г. Красноярск, — в 2003 г., конференции в рамках Всероссийской выставки дипломных работ «Современное состояние и перспективы развития художественного образования в России», г. Красноярск, - в 2003 г., Международной научно-практической конференции «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», г. Красноярск - в 2004 г., научно-практической конференции СФУ «Красноярск как субъект цивилизации», г. Красноярск, - в 2008 г., Международной конференции, посвященной 75-летию Красноярского края «Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее», г. Красноярск, - в 2009 г.

Содержание работы отражено в 8 научных публикациях, в том числе в журнале «Философия образования» (2008. № 4), который входит в список изданий, рекомендованных ВАК.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии и социальных наук Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Кожина, Ольга Павловна

Выводы:

- показано, что в качестве важнейшей детерминанты эсхатологии являются глобальные проблемы современности, в том числе:

1) проблема сохранения мира, предотвращения мировой термоядерной катастрофы;

2) проблема противостояния между «Севером» и «Югом», разрыва в уровнях экономического роста между развитыми и развивающимися странами;

3) проблема экологии;

4) проблема демографии;

5) проблема сокращения возобновляемых и невозобновляемых сырьевых ресурсов и энергетики, оставшихся на обозримое будущее;

6) проблема продовольствия;

7) проблема совершенствования системы здравоохранения.

Каждая из данных проблем предполагает опасность для жизни на планете;

- установлено, что разрешение данных проблем может быть осуществлено на базе изучения перспектив негативного развития событий и процессов нарастания объективных, не зависящих от деятельности человека угроз астрофизического, геофизического, экологического планов, изучения возможности предупреждения и отведения данных угроз от человечества и разработки средств практического подавления агрессивных субъектов глобализации.

В диссертационном исследовании на основе анализа большого количества научной, философской литературы, законодательных актов установлено: разрешение глобальных проблем может быть осуществлено на базе изучения перспектив негативного развития событий и процессов нарастания объективных, не зависящих от деятельности человека угроз астрофизического, геофизического, экологического планов; изучения возможности предупреждения и отведения данных угроз от человечества, стимулирующих разработку средств практической элиминации агрессивных субъектов глобализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного социально-философского исследования эсхатологии в системе глобальных проблем современности диссертант пришел к выводам, составляющим научную новизну и практическую значимость работы.

Доказано, что понятие «эсхатология» раскрывает стремление общества постичь предел жизни общества (по принципу - если есть начало общественной жизни, то, значит, есть и его неизбежный конец), а также, что может предпринять общество для предупреждения данной неизбежности.

Установлено, что эсхатологические учения строились в соответствии с актуальными в ту или иную историческую эпоху литературными и теоретическими формами: откровение, пророчество, видение, утопии, теории, концепции и т.д.

В качестве детерминанты конца мира предполагались различные мировые катастрофы в виде войн, эпидемий, природных катаклизмов (потопов, извержения вулканов, землетрясений, вихрей, пожаров, неурожаев, затмение солнца и луны), политических переворотов, различных форм социальной несправедливости и грехопадения.

Доказано, что в качестве важнейшей детерминанты эсхатологии исторически, как правило, выступали действительно угрожающие существованию общества явления, которые оказывались объектами литературных, философских, религиозных, научных и иных произведений, приобретали соответствующее сверхъестественное, литературное, философское, научное и иное содержание.

Показано, что по мере становления методологических стандартов эсхатологические теории получали большую строгость, доказательность и оформление в плане реализации диалектической и метафизической методологий.

Установлено, что основными формами раскрытия эсхатологических концепций в прошлые исторические эпохи были главным образом труды богословов и учителей: откровение, видение, пророчество.

По мере развития научного познания и его возможностей в контексте метафизической методологии формировались эсхатологические утопические труды и, соответственно, в диалектической методологии — попытки отображения различных угроз существованию человека (войны, катастрофы, природные катаклизмы).

Доказано, что по мере самоутверждения и зрелости научного познания и методологических основ научного познания эсхатологические концепции получают существенное научное обоснование и одновременно разрабатываются научные концепции блокирования реальных угроз существованию человека и перспективы предупреждения соответствующих угроз (борьба за мир; народная дипломатия, концепция устойчивого развития цивилизации; сейсмические, астрофизические, санитарно-эпидемиологические службы; организация экологических мероприятий по защите природной среды и т.д.).

Проблемы эсхатологии получают разрешение в научном познании с учетом реализации диалектической и метафизической методологий.

Установлено, что разрешение проблем эсхатологии с точки зрения метафизической методологии предполагает в частности реализацию принципа дуализма и принципа антропоцентризма в рамках теории познания или теории репрезентации, репрезентаций - отношение репрезентанта-репрезентации, т.е. отношения сущности и существования, когда в одном случае в качестве сущности выступает идеальное, а материальное - в качестве существования или, напротив, в качестве сущности принимается материальное, а в качестве существования — идеальное. В обоих случаях развертываются умозрительные схемы, призванные приниматься в качестве программы практического разрешения эсхатологических проблем.

Разрешение проблем эсхатологии с точки зрения диалектической методологии предполагает, в частности, реализацию принципа единства мира и принципа всеобщей связи в рамках теории познания как теории отражения, как отношение «образ - прообраз», когда на основе объективного анализа проблемных ситуаций раскрываются перспективы практического решения эсхатологических проблем.

Показано, что в качестве детерминанты эсхатологии выступают глобальные проблемы современности, в том числе: преодоление бедности и отсталости; сохранение мира, разоружение, предотвращение мировой ядерной войны; проблем продовольствия, экологии, сохранения окружающей среды; демографии, перенаселения или сохранения этносов.

Каждая из данных проблем предполагает опасность для жизни на планете.

Установлено, что разрешение данных проблем может быть осуществлено на базе изучения перспектив негативного развития событий и процессов нарастания объективных, не зависящих от деятельности человека угроз астрофизического, климатического, тектонического планов и изучения возможности предупреждения и отведения данных угроз на человечество. Практическое разрешение глобальных проблем как проблем эсхатологии предполагает разработку средств практического подавления агрессивных субъектов глобализации.

Подводя итоги исследования, диссертант намечает перспективы дальнейшего исследования в области становления научной эсхатологии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кожина, Ольга Павловна, 2010 год

1. Августин. О Граде Божьем /А. Августин. СПб: АЛЕТЕЙЯ, 1998.-Т.З.- 593 с.

2. Араб-Оглы, Э. А. Современная мировая демографическая ситуация как глобальная проблема Текст. / Э. А. Араб Оглы // Наука. Общество человек. - М.: Наука. 2004. - 415 с.

3. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Текст. / Аристотель. М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - 830 с.

4. Арнольд, В. И. Теория катастроф Текст. / В. И Арнольд- М: Наука, 1990. 128 с.

5. Барашков, А. И. Будет ли Конец Света? Текст. / А. И. Барашков-М.: Знание, 1991. -48 с.

6. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1996. -605 с.

7. Бердяев, Н. А. Свободное развитие духа и эсхатологическая проблема Текст. / Н. А. Бердяев // Философия свободного духа. -М.: Республика, 1994. 480 с.

8. Бестужев — Лада, И. В. Обязательное предисловие Текст. / И. В. Бестужев — Лада // Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи: антология современной классической прогностики 1952 1999. - М.: Академия, 2000. - 480 с.

9. Библиологический словарь Текст. / ред. и сост. А. Мень. — М., 2002. Т. 3.-С. 471 -474.

10. Брес, П. Действия служб общественного здравоохранения в чрезвычайных ситуациях, вызванных эпидемиями Текст. / П. Брес; отв. ред. А. Г. Трушевская. Женева: ВОЗ, 1990. -293 с.

11. Булгаков, С. Н. Апокалиптика и социализм (религиозно-философские параллели) Текст. / С. Н. Булгаков // Избранныестатьи. М., 1994. - Т.2. - 751 с.

12. Булгаков, С. Н. Свет невечерний Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994.-415 с.

13. Булгаков, С.Н Апокалипсис Иоанна (опыт догматического толкования) Текст. / С.Н. Булгаков М., 1991. - 340 с.

14. Бэкон, Ф. Новая Атлантида Текст. / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1978. - Т.2. - 575 с.

15. Бычков, В. В. Поздняя античность Текст. / В. В. Бычков //История эстетической мысли. — М.: Искусство, 1985. Т.1.—464 с.

16. Буасье, П. Первые годы Красного Креста Текст. / П. Буасье. -М., 1994.-21 с.

17. Вебер, М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира Текст. /М. Вебер // Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. 804 с.

18. Вернадский, В.И. Несколько слов о ноосфере Текст. / В. И. Вернадский // Философские мысли натуралиста / отв. ред. A. JI. Яншин. М.: Наука, 1988. - 519 с.

19. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление Текст. /В. И. Вернадский. М.: Наука, 1991. - 270 с.

20. Войшвилло, Е. К. Понятие Текст. / Е. К. Войшвилло. Изд-во: МГУ , 1967.-285 с.

21. Вольтер, Философские трактаты и диалоги Текст. / Вольтер. -М.:ЭКСМО, 2005. 428 с.

22. Всемирная энциклопедия: религия Текст. / науч. ред. М.В Адамчика. Минск, 2003. - 832 с.

23. Вышеславцев, Б. П. Угроза тоталитарной технократии. Гармония противоположностей и христианская идея спасения Текст. / Б. П. Вышеславцев // Этика преображенного Эроса. —

24. М.: Республика, 1994. 368 с.

25. Гегель, Г. Ф. Философия истории Текст. / Г. Ф. Гегель-СПб: Наука, 1993. 479 с.

26. Гегель, Г. Ф. Философия религии Текст. /Г. Ф. Гегель. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. — Т.2. — 2-е изд., испр. - 382 с.

27. Глобалистика: энциклопедия Текст. /Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков.-М.: Радуга, 2003. 1328 с.

28. Глобальные проблемы социального развития (философско-методологические аспекты) Текст. // сборн. науч. трудов, отв. ред. А. Д. Урсул. Кишинев, 1988. - 104 с .

29. Гирусов, Э. В. Глобальные проблемы современности в их системном единстве Текст. / Э.В. Гирусов // Наука. Общество человек. М.: Наука, 2004. - 415 с.

30. Грицанов, А. А. Апокатастасис Текст. / А. А. Грицанов // История философии: энциклопедия. Минск, 2002. - 1376 с.

31. Гулыга, А.В. Русский философский ренессанс и творческая судьба Владимира Соловьева Текст. / сост. авт. прим. А.В. Гулыга // Соловьев, B.C. Сочинения . -М.: Раритет, 1994. -448 с.

32. Гурьянова, Н.С. Сборник «Кириллова книга» и защитники старого обряда Текст. /Н.С. Гурьянова // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI XX вв. сбор, научных трудов. — Новосибирск.: СО РАН, 2006.-302 с.

33. Гуревич, Р. В. Откровение как жанр в средневековой немецкой литературе Текст. / Р. В. Гуревич // Человек. 2000. - № 5. - С. 139-147.

34. Гумилев, JT. Н. Этногенез и биосфера Земли Текст. / JI. Гумилев. М.: ACT, 2007. - 556 с.

35. Гурко, Е. Н. Призраки Маркса Текст. / Е.Н. Гурко // История философии: энциклопедия. — Минск, 2002. — 1376 с.

36. Дилигенский, Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? Текст. / Г.Г. Дилигенский // Вопросы философии. 1991.- № 3.- С. 29-42.

37. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. / В. Даль. С. - Петербурга: М. О. Вольфа, 1881. Репринтное издание, 1987 - Т.2. - 789 с.

38. Данилов-Данильян, В.И. Устойчивое развитие проблема выживания человека Текст. / В.И. Данилов-Данильян // Наука. Общество человек.- М.: Наука, 2004. - 415 с.

39. Данилов-Данильян, В. И. Стокгольм, Рио, Йоханнесбург: вехи кризиса Текст. / В. И. Данилов-Данильян // Стокгольм, Рио, Йоханнесбург: вехи кризиса. М.: Наука , 2004. - 328 с.

40. Декарт, Р. Правила для руководства ума Текст. / Р. Декарт// Сочинения в 2-х т. М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - 654 с.

41. Деррида, Ж. Ж. Призраки Маркса Текст. / Ж. Деррида. М.: Левая карта, 2006. - 256 с.

42. Дидро, Д. Философские мысли Текст./ Д. Дидро // Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1986. - Т. 1. - 590 с.

43. Дидро, Д. Статьи из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Текст. / Д. Дидро // Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль,1986. - Т.2. - 604 с.

44. Доброхотов, А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии Текст. / А.Л. Доброхотов. — М., 1986.-237с.

45. Еврейская энциклопедия Текст. /под общей редакцией А. Гаркави и Л. Каценельсона. Издательство Брокгаузъ Ефронъ, С.-Петербург, 1913.-Т. 1. -960 с.

46. Еврейская энциклопедия. — С. Петербург: Брокгаузъ — Ефронъ, 1913.-Т. 5.-959 с.

47. Еврейская энциклопедия Текст./, под общей редакцией А. Гаркави и JI. Каценельсона. Издательство Брокгаузъ Ефронъ, С.-Петербург, 1913. -Т. 12. -960с.

48. Жукоцкая, 3. Р. От теургии Серебряного века к откровению современной России Текст. /3. Р. Жукоцкая // Вестник Российского философского общества. М., 2003. - № 1. - С. 121— 123.

49. Замошин, Ю. А. «Конец истории»: идеологизм и реализм Текст. / Ю. А. Замошин // Вопросы философии. 1990. - № 3. - С. 148-155.

50. Загладин, В. В. После трансформации мира в XX веке грядут новые глубокие перемены Текст. /В.В. Загладин // Наука. Общество человек. М.: Наука, 2004. - 415 с.

51. Зеньковский, В. В. История русской философии в двух томах / В.В. Зеньковский. Ростов н/Д: Феникс, 1999. - Т.1 - 544 с.

52. Зеньковский, В. В. История русской философии в двух томах / В.В. Зеньковский. Ростов н/Д: Феникс: Феникс,1999. -Т.2 -540 с.

53. Золотухина, Н.М. Иосиф Волоцкий Текст./ Н.М. Золотухина. -М., 1981.- 90 с.

54. Иванов, В.И. Родное и вселенское Текст. / В.И. Иванов, сост., вступ. ст. и прим. В. М. Толмачева. М.: Республика, 1994. -428 с.

55. Иларион. Слово о законе и благодати Текст. / Митрополит Иларион// Альманах библиофила. Вып. 26. Тысячелетие русской письменной культуры (988 -1988). -М.: Книга, 1989. 255 с.

56. Ильенков, Э. В.Философия и культура Текст. /Э.В. Ильенков.

57. М.: Политиздат, 1991. 464 с.

58. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика: очерки истории и теории Текст. /Э.В. Ильенков. М., 1984. - 320 с.

59. Иноземцев, B.JI. Глобализация: мечты XX века, реальность XXI// Наука. Общество человек Текст. М.: Наука, 2004. - 415 с.

60. Ирибаджаков, Н. Теории «конца философии» Текст. /Н. Ирибаджаков // Критика метафизического разума. М.: Прогресс, 1983.-479 с .

61. История всемирной литературы: в 9 т. Текст. М.: Наука, 1983.-Т.1. -583 с.

62. Кант, И. Конец всего сущего Текст./ И. Кант // Собрание сочинений М.: ЧОРО, 1994.- Т.8. - 717 с.

63. Кант, И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика Текст. / И. Кант // Собрание сочинений. М.: ЧОРО, 1994. -Т.2. -429 с.

64. Карпов, А.Ю. Об эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси в конце XI начале XII века Текст. / А.Ю. Карпов // Отечественная история. -2002. - № 2. - С. 3 - 15.

65. Католическая энциклопедия. -М., 2002. Т. 1. - 1906 с.

66. Кацис, JI. Апокалиптика «серебряного века». Эсхатология в художественном сознании Текст. /Л. Кацис // Русская эсхатология и русская литература. М.: ОГИМ, 2000. - 655 с.

67. Контъ, О. Дух позитивной философии (слово о положительном мышлении) Текст. / Контъ, О. С. - Петербургъ: Вестника Знания, 1910. - 76 с.

68. Кондратьев, К. Я. Глобальные изменения климата: данные наблюдений и результаты численного моделирования Текст. / К.Я. Кондратьев // Исследование Земли из космоса. 2004. - №2.-С. 61-96.

69. Коптюг, В. А. Избранные труды: Информатика. Экология. Устойчивое развитие Текст./ В.А. Коптюг . — М.: Наука, 2006. — Т.4.-503 с.

70. Корсаков, С.Н. Глобализация и перспективы человечестваТекст. / С.Н. Корсаков // Наука. Общество человек. М.: Наука, 2004.-415 с.

71. Князев, Н. А. Философские проблемы сущности и существования науки: монография Текст. / Н.А. Князев. -Красноярск.: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2008. -268 с.

72. Крамер, С. Н. История начинается в Шумере Текст. / С. Крамер. М., 1991. - С.155-159.

73. Кунь, JI. «Комплекс Апокалипсиса» в современной русскоязычной экологической литературе Текст. / JI. Кунь // Вопросы философии. 2008. - № 9 - С. 172 - 176.

74. Кузин, В. В. Футурология триумф и трагедия Текст. / В.В. Кузин // Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи: антология современной классической прогностики 1952 -1999. — М.: Академия, 2000. 480 с.

75. Лейбниц, Г. В. Опыты теодеции о благости Божией, свободе человека и начале зла / Г. В. Лейбниц // Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1989. - Т.4. -554 с.

76. Ладюри, Э. Ле Руа. История климата с 1000 года Текст. / Э. Ле Руа Ладюри. Л., 1971. - 280 с.

77. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и Славянофильство: философская и политическая проза. Духовная проза (1872-1891) Текст./ К.Н. Леонтьев. М.: Республика, 1996. - 799 с.

78. Лесков, Л. В. Апокалипсис третьего тысячелетия Текст. / Л.В. Лесков // Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. —

79. М.: Экономика, 2003.-445 с.

80. Липнягова, А.И. Глобальные экологические проблемы как проявление цивилизованного кризиса Текст. / А. И. Липнягова // Духовно — исторические чтения: тезисы докладов научно-практической конференции. — Красноярск, 1998. Выпуск 3. -С.136-138.

81. Логачев, К. И. Апокалипсис Св. Иоанна Богослова. Опыт «славянизирующего» русского перевода Текст. / К. Логачев //Литературная учеба. 1991. - Книга 1. - С. 95.

82. Лойко, О.Т. Онтология социальной памяти Текст. / О.Т. Лойко. Томск: изд-во Томского ун-та, 2008. — 324 с.

83. Лосев, А. Ф.Учение Платона об идеях в его систематическом развитии Текст. / А. Ф. Лосев // Очерки античного символизма и мифологии. М.,1993. - 959 с.

84. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа Текст. / А.Ф. Лосев // Из ранних произведений. М., 1990. - 655 с.

85. Лось, В.А. Философия глобальных проблем И.Т. Фролова как поиск стратегии развития цивилизации Текст. /В.А. Лось// Наука. Общество человек М.: Наука, 2004. -415 с.

86. Лосский, В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие Текст./ В.Н. Лосский. М., 1991-289 с.

87. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло Текст. / Н.О. Лосский М.: Республика, 1994.-432 с.

88. Львов, Д. С. Россия в глобализирующемся мире Текст./ Д.С. Львов // Стокгольм, Рио, Йоханнесбург: вехи кризиса. М.: Наука , 2004. - 328 с.

89. Мазур, И. И. Опасные природные процессы Текст. /И.И. Мазур, О.П. Иванов. М.: Экономика, 2004. - 702 с.

90. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика Текст. / Г.Г. Майоров. М.: Мысль, 1979. -431с.

91. Маркузе, Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества Текст. / Г. Маркузе // Эрос и цивилизация. — М.: ACT, 2002. — 526 с.

92. Медоуз, Д. Пределы роста .30 лет спустя Текст. / Д. Медоуз, Й. Рандерс, Д. Медоуз. М.: Академкнига, 2007. - 342 с.

93. Мень, А. Откровение Иоанна Богослова Текст. / А. Мень // Знание сила. - 1991. - №9. - С.45 - 90.

94. Мережковский, Д.С. Атлантида — Европа: Тайна Запада Текст. /Д.С. Мережковский М.: Русская книга ,1992. - 412 с.

95. Мецгер, Б. М. Канон Нового Завета: возникновение, развитие, значение Текст. / Б. М. Мецгер. — Оксфордский университет, 2001.-331 с.

96. Моисеев, Н.Н. Избранные труды Текст. /Н.Н. Моисеев //Междисциплинарные исследования глобальных проблем. М., 2003.-Т. 2. -264 с.

97. Моисеев, Н.Н. Модели климата / Н.Н.Моисеев // Человек. Среда. Общество. М.: Наука, 1982.-240 с.

98. Мор, Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричапда III Текст. / Т. Мор. М.: Наука,1998. - 461 с.

99. Мотрошилова, Н.В. История философии: Запад Россия -Восток Текст. / Н.В Мотрошилова- М., 1995. - Книга 1- 480 с.

100. Новейший философский словарь Текст. — Минск, 2003. — 1280с.

101. Ненина, И. М. Утопизм и утопия Текст. / И.М. Ненина // Теория и история. 2003. - № 2. - С. 216- 217.

102. Неретина, С. С., Огурцов А. П. Путь к универсалиям Текст. / С. С. Неретина, А. П. Огурцов. СПб, 2006. - 999 с .

103. Ницше, Ф. По ту сторону добра и зла Текст. / Ф.Ницше. -М.:ЭКСМО, 2006. 396 с.

104. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд. М.: Азбуковник, 1977. - 846 с.

105. Оленьев, В. В. Глобалистика на пороге XXI века Текст. / В. В. Оленьев, А. П. Федотов // Вопросы философии. 2003 -№4.-С. 57.

106. Ориген, О началах Текст. / Ориген. Санкт - Петербург: АМФОРА, 2000.-382 с.

107. Опарина, Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии Текст. / Т. Опарина // Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 1998. - 431 с.

108. Орленок, В. В. Основы геофизики: учебное пособие Текст. / В.В. Орленок. — Калининград, 2000. 446 с.

109. Орлов, А. Я. Международная служба широты Текст. /А.Я.Орлов // Избранные труды. Киев, 1961. - Т.1. - 355 с.

110. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI начало XII века Текст. / Вступ. стат. Д Лихачева и Л.А. Дмитриева. -М.: Худож. лит., 1978. - 413 с.

111. Памятники литературы Древней Руси: XII века Текст. / Вступ. стат. Д Лихачева. — М.: Худож. лит., 1980. — 704 с.

112. Памятники литературы Древней Руси: XIII века Текст. / Вступ. стат. Д Лихачева и Л.А. Дмитриева. М.: Худож. лит.,1981.-616 с.

113. Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI -начало XVII веков Текст. / Вступ. стат. Д Лихачева М.: Худож. лит., 1987. — 616 с

114. Панарин, A.C. Философия истории Текст. / А.С. Панарин-М.: Гардарики,1999. 431 с.

115. Петров, Ю.В. Философия истории Гегеля: от субстанции к историчности Текст. / Ю.В. Петров, К.А. Сергеев // Г.Ф. Гегель. Лекции по философии истории. СПб: Наука, 1993. -479 с.

116. Платон. Тимей Текст. / Платон // Собрание сочинений. М.: Мысль, 1994.-Т.З -654 с.

117. Платон. Критий Текст. /Платон // Собрание сочинений. -М.: Мысль, 1994.-Т.З 654 с.

118. Православная энциклопедия. М., 2000. - Т.З. - 751 с.

119. Пфаненштиль, И. А. Глобализация: проблемы и перспективы: монография Текст. / И.А. Пфаненштиль. Красноярск: ИПК КГТУ , 2006. - 484с.

120. Пиков, Г. Г. Представление об истории в Новом Завете Текст./ Г. Г. Пиков // Сибирь на перекрестье мировых религий: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск, 2002. - С. 74 - 99.

121. Пискорская, С. Ю. Репрезентация и отражение Текст./С. Ю. Пискорская // Теория и история. 2003. - № 3. - С. 160-161.

122. Печчеи, А. Человеческие качества Текст. /А. Печчеи. М.: Прогресс, 1985. -311с.

123. Рассел, Б. История западной философии Текст. / Б. Рассел, подгот. текста В. В. Целищева. — Новосибирск. 1994. — Т.1 — 460 с.

124. Рачков, П.А. «Конец истории» как социософская проблема Текст. /П.А. Рачков // Вестник Московского ун-та сер.7, Философия. -1993. -№ 2. С.З- 15.

125. Рижский, М. И. Библейские пророки и библейские пророчества Текст. / М. И. Рижский. М., 1987.'- 366 с.

126. Розанов, В. В. Апокалипсис нашего времени Текст. /В. В.Розанов. М.: ЭКСМО, 2008. - 768 с.

127. Руткевич, М. Н. Диалектический материализм Текст. / М. Н. Руткевич. М.: Мысль, 1973. - 527 с.

128. Сергейчик, Е.М. Философия истории Текст. /Е. М. Сергейчик. СПб, 2002. - 608 с.

129. Свитин, А. П. Неразрушающее познание Текст./ А. П. Свитин // Теория и история. 2004. - № 3. - С. 145.

130. Семенов, Н.С. Средневековая философия Текст. /Н. С. Семенов // Новейший философский словарь. Минск, 2003. -1280 с.

131. Соловей, И. В. Конструирование «политической реальности» в дискурсе политического субъекта Текст. / И. В.Соловей // Философские науки.- 2005. -№11.- С. 35.

132. Соловьев, В С. Общий смысл искусства Текст./ В. С. Соловьев // Сочинения. М.: Раритет, 1994. - 448 с.

133. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории Текст. / В. С. Соловьев // Сочинения. -М.: Раритет, 1994. 448 с.

134. Соловьев, В. С. Краткая повесть об Антихристе Текст. / В. С Соловьев // Сочинения-М.: «Раритет», 1994. 448 с.

135. Сорокина, Т. С. История медицины Текст. /Т. С. Сорокина. -М.: Академия, 2007. 558 с.

136. Старообрядчество в России (XVII XX вв.): Старообрядчество в России (XVII - XVIII вв.): сб. науч. трудов Текст. / под ред. Е. М. Юхименко. -М.: Языки русской культуры, 1999. - 456 с.

137. Старообрядчество в России (XVII — XVIII вв.): сб. науч. трудов Текст. / под ред. Е. М. Юхименко. М.: Археографический центр, 1994.-240 с.

138. Степин, В. С. Фролов И.Т. и отечественная глобалистика Текст. / В. С. Степин // Наука. Общество человек. М.: Наука,2004.-415 с.

139. Степин, В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации Текст. / В. С. Степин, JI Ф.Кузнецова. -М., 1994. -274 с.

140. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека Текст. / П. Тейяр де Шарден. — М.: Прогресс, 1965. -235 с.

141. Темников, Д.М. Опыт теоретического осмысления мирового регулирования Текст. / Д.М. Темников // Полис. —2007. — № 6. -С. 133-145.

142. Тойнби, А. Д. Постижение истории Текст. / А. Д. Тойнби. -М.: Айрис пресс, 2002 . - 640 с.

143. Толковая Библия Текст. / под ред. А.П. Лопухина-Петербургъ, 1904-1913. Второе издание Института перевода Библии. Стокгольм, 1987.-Т. 1.

144. Толковая Библия Текст. / под ред. А.П. Лопухина. -Петербургъ, 1904-1913. Второе издание Института перевода Библии. Стокгольм, 1987. - Т. 2.

145. Толковая Библия Текст. / под ред. А.П. Лопухина. -Петербургъ, 1904-1913. Второе издание Института перевода Библии. Стокгольм, 1987. - Т. 3.

146. Трубецкой, Е. Н. «Критерий апостола Иоанна», «Откровение и суд испытывающий мысли», «Фаталистическое и христианское понимание конца» Текст./ Е. Н. Трубецкой // Смысл жизни. М.: Республика, 1994.-432 с.

147. Трухин, В. И. Общая и экологическая геофизика Текст. /В. И.Трухин, К. В. Показеев, В. Е. Куницын.- М.:ФИЗМАТЛИТ,2005.-576 с.

148. Уколова, В. И. Историк в поисках ответа на вызов Текст. / В. И. Уколова // А. Д Тойнби. Постижение истории. М.: Айрис — пресс, 2002 . - 640 с.

149. Учение о спасении в разных христианских конфессиях Текст./ науч. ред. М. Белова. Серия «диалог». М., 2005. - 168 с.

150. Урсул, А. Д. Глобальные проблемы и освоение космоса (к формированию космической глобалистике Текст. / А. Д. Урсул, А. И. Дронов // Глобальные проблемы социального развития (философско-методологические аспекты). Кишинев, 1988. - 80 с.

151. Урсул, А. Д. Концептуальные проблемы устойчивого развития Текст. / А. Д. Урсул // Бюллетень. Использование и охрана природных ресурсов в России. -2005. —№ 1. — С.30 -38.

152. Урсул, А. Д. Глобализация, устойчивое развитие, ноосферогенез: информационные аспекты Текст. / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул // Научно-техническая информация. Серия 1 .Организация и методика информационной работы. 2005. - № 4.-С.1 -15.

153. Филон, Александрийский. Об устроении мира Текст. / Филон Александрийский //Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. — М.: Юристъ,1996. — С. 31.

154. Филофей, Послание о неблагоприятных днях и часах Текст. / Филофей // Древнерусская литература. М.: СДОВО, 2001. - С. 478-483.

155. Франк, С. JI. Непостижимое Текст. / С. JT. Франк // Сочинения. М.: Правда, 1990. - 607 с.

156. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии Текст. / 3. Фрейд //

157. Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. 398 с.

158. Фролов, И. Т. Философия глобальных проблем Текст. / И. Т. Фролов // Наука. Общество человек М.: Наука, 2004. - 415 с.

159. Фукуяма, Ф. Конец истории? Текст. / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. - № 3. - С. 134 - 148.

160. Философская энциклопедия. М., 1970. - Т. 5. - 740 с.

161. Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. 830 с.

162. Форрестер, Д. Мировая динамика Текст. / Д. Форрестер-М.: ACT, 2003.-379 с.

163. Хабермас, Ю. Расколотый Запад Текст. /Ю. Хабермас. М.: Весь мир, 2008.-192 с.

164. Хабермас, Ю.Техника и наука как «идеология» Текст. / Ю. Хабермас. М.: Праксис, 2007. - 208 с.

165. Хайдеггер, М. Исток художественного творения Текст. / М. Хайдеггер //Работы и размышления разных лет / перевод A.M. Михайлова. -М.: Гнозис, 1993. 464 с.

166. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - 447 с.

167. Хантингтон, Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон // Полис. -1994. № 1. - С. 33 - 48.

168. Хейзинга, Й. Осень средневековья Текст. / Й. Хейзинга. -М.,1988. — 539 с.

169. Христианство: энциклопедический словарь / глав, ред С. С. Аверинцева . -М.: БРЭ, 1995. Т. 3.-783 с.

170. Цыбин, В. Атлантида на заклании истории Текст. / В. Цыбин // Д.С. Мережковский. Атлантида Европа: Тайна Запада. - М.: Русская книга, 1992. - 416 с.

171. Чанышев, А. А. «Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной истории игражданской культуры в историософии Августина Текст. /А. А. Чанышев // Вопросы философии. 2009. - №1 - С.124 - 135.

172. Чижевский, A. JL Физические факторы исторического процесса Текст. / А.Л. Чижевский— Калуга , 1924. 70 с.

173. Чижевский, А. Л. В ритме солнца Текст. / А. Л. Чижевский, Ю.Г. Шишина. М.: Наука, 1969. - 111 с.

174. Чумаков, А. Н. Глобалистика: от глобальных проблем к глобализации Текст. /А. Н. Чумаков // Наука. Общество человек. М.: Наука, 2004. -415 с.

175. Чумаков, А. Н. Глобализация: контуры целостности мира Текст. /А. Н. Чумаков // Вестник Российского философского общества. 2004. -№ 4 (32). - С. 96 -101.

176. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода. 3-е изд., доп. Текст. / Н.М. Чуринов. Новосибирск: СО РАН, 2006. - 712 с.

177. Чуринов, Н. М. Диалектика как наука о совершенстве Текст. / Н. М. Чуринов // Теория и история. 2007. - №1. -С.143- 158.

178. Чуринов, Н. М. Правда и совершенство слова Текст. / Н. М. Чуринов //Теория и история.-2007.-№1.- С.159 176.

179. Чуринов, Н. М. Совершенство слова: диалектическая логика Текст. / Н.М. Чуринов // Теория и история.- 2007. №1. -С.177-189.

180. Чуринов, Н. М. Совершенство слова и субъективная реальность // Теория и история. 2006. - № 2 С. 161- 175.

181. Чуринов, Н. М. Совершенство слова и субъективная диалектикаТекст. / Н. М. Чуринов // Теория и история. — 2006. — №2.- С. 176 -190.

182. Чуринов, Н. М. Совершенство слова: совершенное знание // Теория и история. 2006. - № 2 - С. 191-205.150

183. Чуринов, Н.М. Общество совершенное и общество свободное // Теория и история. 2009. - № 1.- С.24- 43.

184. Чуринов, Н. М. Русский исследовательский подход // Теория и история.- 2009. -№ 1 (15).-С. 13 5-149.

185. Шестаков, В.П. Эсхатология и утопия (Очерки русской философии и культуры) Текст. М.: ВЛАДОС, 1995. - 208 с.

186. Шептулин, А. П. Диалектика единичного, особенного и общего Текст. / А.П. Шептулин. М., 1973. - 272 с.

187. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. /О. Шпенглер. М.: Наука, 1993.-592 с.

188. Эсхатология: история и современность. Круглый стол Текст. / Е. Ю. Каспирович // Гуманитарные науки в Сибири. — 2003. -№1.- С.106.

189. Ютанов, Н. Письма Римскому клубу Текст. / Н. Ютанов, С. Переелегин // Форрестер, Д. Мировая динамика. М.: ACT, 2003.-379 с.

190. Юрганов, А. Л. Категории русской средневековой культуры.-М., 1998.-447 с.

191. Якунин, В. И. Народная дипломатия. Текст. / В. И. Якунин, С. С. Сулакшин, В. М. Межуев // От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Наброски проблемного анализа. -М.: Научный эксперт, 2006. 175 с.

192. Ярхо, Б. И. Средневековые латинские видения Текст. / Б. И. Ярхо // Человек. 2000. -№> 5. - С.-139 -147.

193. Walls, J.L. Introduction Text. / J.L. Walls // The Oxford Handbook of Eschatology. Edited by Jerry L. Walls. Oxford University Press, 2007. - 744 P.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.