Экзистенциальные мотивы в поэзии Марины Цветаевой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Надыкто Ольга Олеговна

  • Надыкто Ольга Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 193
Надыкто Ольга Олеговна. Экзистенциальные мотивы в поэзии Марины Цветаевой: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2016. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Надыкто Ольга Олеговна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Экзистенциализм и литература

1.1. Экзистенциализм как философская школа

1.1.1. Основные понятия экзистенциализма

1.1.2.Категории экзистенциализма в литературе

1.2. История изучения экзистенциальных мотивов в творчестве М.И. Цветаевой

Заключение к главе I

Глава 2. Экзистенциальные доминанты «обладание» и «бытие», «временность», «отчужденность» и их воплощение в поэтике Марины Цветаевой

2.1. Воплощение экзистенциальных доминант «обладание» и «бытие» в поэтике Цветаевой через мотив любви

2.2. Воплощение экзистенциальной доминанты «временность» в поэтике М. Цветаевой через мотив времени

2.3. Воплощение экзистенциальной дихотомии «бытие истинное» -«бытие мнимое» в поэтике М. Цветаевой через мотив сна

2.4. Воплощение экзистенциальной доминанты «отчуждение» в поэтике Марины Цветаевой через мотив одиночества

2.5. Мотив смерти как системообразующий в экзистенциальной картине мира Марины Цветаевой

Заключение к главе II

Заключение

Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экзистенциальные мотивы в поэзии Марины Цветаевой»

ВВЕДЕНИЕ

Начало ХХ века в историческом, культурном и литературном процессах знаменуется широким распространением новых, модернистских течений, философских идей и взглядов. Личная и общественная картина мира под их воздействием претерпевает беспрецедентные метаморфозы. Первая мировая война, гражданские войны и революции сталкивают неподготовленного человека с лицом жестокой реальности, возникает ощущение смыслоутраты, одиночества, отчаяния, пустоты. На волне этих настроений в Европе зарождается и оформляется новое философское течение, философия существования, экзистенциализм.

Основные модусы экзистенциального мировоззрения находят свое проявление во многих сферах жизни. Деятели искусства и литературы, остро чувствующие дух времени, испытывают в своем творчестве влияние идей философии существования. Философы и писатели Ж.-П. Сартр и Альбер Камю декларируют в своих произведениях мотивы отчужденности, пустоты, утраты смысла и предпринимают попытки найти нечто новое, лежащее за пределами обычного человеческого восприятия. Благодаря их трудам экзистенциализм широко распространяется в западной и восточной Европе. Не обходит он стороной и русских писателей. Как справедливо утверждает Владимир Мескин, «литература начала нового века тяготеет к выражению экзистенциального мироощущения, художники, хотя и в разной степени, просто не могли избежать этого тяготения в условиях кризиса религиозного сознания. <...> Вопрос, выражали ли ранний Горький, Сологуб, Андреев или Бунин экзистенциальное мироощущение, носит отчасти схоластический характер. Не могли не выражать!»1.

Марина Цветаева, эмигрировавшая из России в 1920-е годы, испытывает на себе все тяготы жизни человека без отечества, без своего

1 Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца XIX - начала ХХ вв. М.: Прометей, 1997. С.12.

«угла», мотивы ее лирических произведений наполняются ситуациями пустоты, смерти, одиночества, страха, смыслоутраты.

В данной работе мы решили рассмотреть эти мотивы цветаевской лирики именно в экзистенциальном ключе, так как считаем, что, несмотря на отсутствие четко задекламированной жизненной философии, в 1920-е годы мотивы лирики Цветаевой имеют полное право носить название экзистенциальных. В данной работе мы рассмотрим зарождение и развитие экзистенциальных идей, определим ключевые понятия философии существования и проследим их развитие в творчестве Марины Цветаевой.

Безусловно, анализ творчества Марины Цветаевой представлен большим количеством научных исследований, оно получило разноаспектное освещение в работах известных отечественных и зарубежных исследователей, таких как: А. Саакянц, В.Швейцер, И.Кудрова, М.Гаспаров, И.Шевеленко, Н.Осипова, Н.Дзуцева, Л.Зубова, О.Ревзина, Е.Коркина, О.Клинг, К.Тарановский, С.Ельницкая, А.Смит, Е. Эткинд, Е.Фарыно, В.Марков, М.Мейкин и др.

Исследователи зачастую обращаются к рассмотрению творческого пути Цветаевой через призму биографического («Быт и бытие Марины Цветаевой» Швейцер, «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» Саакянц, «Гибель Марины Цветаевой» Кудрова, «Осенняя биография» М.И. Цветаевой» Осипова), языковедческого («Язык поэзии Марины Цветаевой. Фонетика, словообразование, фразеология», «Безмерная Цветаева» Ревзина), мифотворческого («Поэтический мир Цветаевой» Ельницкая, «Литературный путь Цветаевой» Шевеленко) аспектов.

Интересной для нас, с методологической точки зрения, можно назвать монографию Н.А. Шлемовой («Эстетика трансцендентного в творчестве Марины Цветаевой. Марина Цветаева: метафизический космос поэзии (философско-эзотерический аспект творчества)»), посвященную эстетике трансцендентного в творчестве Цветаевой. Но, вводя немаловажное понятие

«трансцендентного», исследовательница в своей работе отталкивается скорее от проявления в творчестве Цветаевой начал эзотерической психологии, проявляющихся через фонетический и семантический уровни ее поэтики, основное внимание уделяя угадывающемуся воплощению теологических установок, нежели собственно философско-экзистенциальных:

«Но что есть четвёртое измерение стиха, в котором только и существует поэтическая мысль как поэтическая, которое бьёт в наше сознание даже тогда, когда забываются слова, пробуждая к памяти о нём, -это интонация. Подлинная королева смысла.

Марина Ивановна тяготела к духовному отшельничеству. Средствами поэзии она создавала свою художественную теософию (мистическое богопознание, но не рационально-догматическое). Она, как и В. Хлебников, подходила к тому пределу, где поэзия переставала быть целью, будучи только средством. И потому всё решалось «поверх» формы, в свободном «органическом стихе», сосредоточенном в интонации»2, - пишет Шлемова. «Цветаева экзистенциально сочетала свои впечатления с внутренним религиозным чувством. Религиозный (эзотерический) путь познания у Цветаевой преобладал над художественным постижением мира. Тяга к «трансценденции» открывала поэту «подлинное существование»»3.

Тем не менее, затрагиваемое автором понятие «трансцендентного», и часто встречающееся в художественной картине мира Цветаевой стремление выйти в область трансцендентного, коррелирующее с главными установками экзистенциальной философии, так же будет не раз затрагиваться и в нашей работе, что приводит нас к возможности, в некоторых случаях, ссылаться на исследование Н.А. Шлемовой.

2 Шлемова Н. Эстетика трансцендетного в творчестве Марины Цветаевой. Монография // Эл.ресурс: http://www.tsvetayeva.com/mc/natalya-shlemova-estetika

3 Там же.

Так же интересной с исследовательской точки зрения, в данном ключе, можно назвать работу В.В. Заманской, посвященную экзистенциальной традиции в русской литературе XX века («Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий»).

Исследовательница вводит понятие «экзистенциального сознания», как некой общей психологической и социокультурной основы, характерной для мировоззрения практически всех без исключения отечественных авторов этого (и более раннего, начиная с века XIX) периода и практически приравнивает его к используемому в литературоведении для определения эстетических и философских установок, понятию «художественного сознания».

Мы же считаем невозможным рассмотрение творчества Цветаевой исключительно в контексте «экзистенциального сознания», отдавая себе отчет, что экзистенциализм как система философских установок, не появляется в художественном сознании Цветаевой по умолчанию, как некая генетическая предрасположенность по праву принадлежности к отечественному литературному процессу, но развивается под воздействием жизненных реалий. Что мы и рассмотрим подробно в соответствующей главе нашей работы, после того как выведем основные экзистенциальные доминанты, основываясь на анализе работ писателей и философов, разделявших данное мировоззрение.

Однако В.В. Заманская в своем исследовании постулирует немаловажную для нас идею о том что, «русская литература XX века складывалась, существует — и должна изучаться — как органическая часть общеевропейского культурного пространства»4.

В этом смысле, творчество Марины Цветаевой, принадлежащее к русской литературе, естественно будет рассмотрено нами в связи с

4 Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. М., 2002. С.25.

общеевропейским культурным пространством, так как именно в Европе и возникают основные экзистенциальные идеи ХХ столетия.

Итак, мы можем сделать вывод, что рассматривая различные аспекты творчества Марины Цветаевой, обращаясь к воплощению в нем неких общечеловеческих ценностей и даже философских установок, никто из исследователей не рассматривает их воплощение через систему экзистенциальных мотивов.

Соответственно, актуальность нашего исследования обусловлена нестандартным взглядом на философские, социокультурные и общечеловеческие ценности, составляющие художественную картину мира Марины Цветаевой. Ранее все представленные в творчестве Цветаевой мотивы были рассмотрены с точки зрения их непосредственного отражения в лирике, опираясь на биографический, языковедческий, мифопоэтический аспекты.

Мы же исследуем эти же ценности в ракурсе экзистенциальной философии. Актуальность такого взгляда на творчество Цветаевой обуславливается также особенностями жизненных реалий поэта в 1920-40-е гг., оказавших отдельное влияние на становление философской картины мира Цветаевой, о которых будет сказано в соответствующей главе данной работы.

Также отметим, что экзистенциальные идеи на сегодняшний день актуальны сами по себе - они находят свое воплощение в творчестве таких известных отечественных и зарубежных писателей как Чак Паланик, Виктор Пелевин, Юрий Поляков и многих других. В связи с этим анализ лирики Марины Цветаевой через призму экзистенциальных идей представляет собой определенный современный литературоведческий интерес.

Практическая актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в 2010-х годах Цветаева превратилась в символ масс-культуры не без помощи кинематографа: различных фильмов и сериалов, в которых показан период

начала ХХ века, полнометражного фильма «Зеркала», передач о Марине Цветаевой на телевидении и пр.

Демонстрация этих произведений позволила познакомиться с жизнью поэта в популярной форме большому количеству людей, зачастую далеких от литературы в общем и поэзии в частности. Однако такой, в большой степени утрированный, способ представления жизненных реалий и творческого пути поэта полностью затмил непредвзятое восприятие оригинала: человек получил информацию «готовой».

И такое положение вещей сегодня характерно для многих ситуаций. Человек в современном обществе находится в условиях не информационной изоляции (что было свойственно обществу древности), а — напротив — в условиях пресыщенности информацией: он постоянно слушает и видит говорящих людей (по телевизору, радио, в интернете и пр.), и каждый из них потенциально может быть речевым образцом и моделью для того, как человек сам будет говорить и думать.

Современная молодежь часто стремится действовать так, как действуют знакомые и друзья, приятели. Всякий человек стремится делать так, как делают окружающие его люди. Это инстинкт, доставшийся нам от животных: делать так, как делают другие особи, и чем таких особей больше, тем больше вероятность, что такая стратегия является правильной. В качестве ролевой модели нередко выбирается популярный персонаж из массовой культуры или образ, который она создает.

Однако многие ведущие, актеры, выступающие на телевидении общественные деятели далеки от речевого идеала по многим параметрам: ни их грамотность речи, ни ее структурированность не может быть образцом. Но человек является разумным существом, ему дана свободная воля. И в этом случае важно предоставить ему возможность выбора: воспринимать ли ему на веру популярные образы знаменитых литературных деятелей, или самому узнать подробности их жизни и творчества.

Выбор методологических оснований исследования предполагает использование системно-типологического, культурно-исторического подходов, мотивно-образного анализа.

При написании данного исследования были использованы различные методы и подходы, которые помогли комплексно, детально и глубинно рассмотреть изучаемую проблематику. Методологической основой данной работы явился системный анализ, который помог комплексно рассмотреть вопрос о трансформации и развитии комплекса экзистенциальных мотивов в поэзии Цветаевой.

Мотивом в литературоведении называется элементарная единица сюжета, некая определенная тема, деталь, которая повторяется в определенном контексте. Б. В. Томашевский в своей работе «Теория литературы. Поэтика» определяет мотив так: «Тема неразложимой части произведения называется мотивом. В сущности — каждое предложение обладает своим мотивом»5 А.Н. Веселовский указывает: «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного ума или бытового наблюдения ... Признак мотива - его образный одночленный схематизм; таковы неразлагаемые далее элементы низшей мифологии и сказки»6.

Мотив, в первую очередь, является в произведении движущей силой сюжета. Многие мотивы переходят из произведения в произведение, часть мотивов возникла еще в мифологии и вошла в европейскую литературу. Мировая литература, в особенности европейская, практически «выросла» из мифа: мифологические образы, темы, понятия и сюжеты пронизывают практически каждое значительное произведение литературы.

5 Томашевский Б.В. Поэтика. М., 1996. С.111.

6 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. С. 92.

Цель работы - выявить экзистенциальные мотивно-образные комплексы в поэзии Марины Цветаевой и исследовать системную взаимосвязь их элементов.

Поставленная цель определяет задачи работы:

1. Дать определение термина «экзистенциализм» с ориентацией на цели и задачи диссертационного исследования.

2. Выделить главные доминанты экзистенциализма как творческого мировоззрения, а также основные мотивно-тематические комплексы, актуальные для данного исследования.

3. Вычленить в лирике Цветаевой систему философско-эстетических установок, связанных с экзистенциализмом, и соотнести их с мотивно-образной структурой ее поэзии.

Новизна данной работы заключается в том, что здесь впервые воплощение философских доминант в творчестве Марины Цветаевой будет рассмотрено как система экзистенциальных мотивов, в которой мотивы объединяются на образно-семантическом уровне.

Экзистенциальные доминанты - основа поэзии Цветаевой, ее код, «стержень», на который нанизываются различные образы. Изучением экзистенциальных понятий занимается не только литературоведение и культурология, но и психология, так как в этих доминантах можно увидеть модели многочисленных проблем человеческой психики.

В первой половине ХХ века «пограничные состояния» стали привлекать пристальное внимание исследователей, так как экзистенциализм оказался последней, еще не развенчанной идеологической системой. ХХ век - время крушения идеологий: так, в самом начале этого столетия рушились и распадались империи (Австро-Венгерская, Британская, Российская), затем наступило разочарование в идеологиях тоталитаризма (фашизма, а позже и коммунизма). Едва ли не каждое десятилетие ХХ века ознаменовывалось новой идеологией, которая впоследствии теряла своих сторонников: не

случайно именно в этом столетии возник термин «потерянное поколение»: так называли людей, живших между Первой и Второй Мировыми войнами.

Современники Цветаевой и она сама - также представители «потерянного поколения», им не хватало устойчивой системы координат: ни католицизм, ни социализм, ни демократия не могли дать достойной опоры в жизни сомневающемуся человеку. Последней опорой в этой ситуации оставались основные, экзистенциальные опоры человеческой жизни.

Пришедший на смену модернизму постмодернизм постулирует множественность текстов. Ситуацию в постмодернизме часто сравнивают с построением вавилонской башни: каждый автор имеет свой язык, до конца понятный только ему одному. Каждый читатель также имеет свой язык -свою систему знаков и символов. Понимание текста в постмодернизме -результат взаимодействия этих двух систем, и для каждого читателя он получается разным.

Гораздо более интересна следующая логическая ступень в развитии постмодернистской эстетики, логичные выводы из понятия «смерти автора»: «если автора нет, то автором может быть любой». Каждый является владельцем текста.

Постмодернизм создается в эпоху, когда фактически возвращены принципы древнерусской литературы. В первую очередь, это связано с распространением массовой информации и информатики. Парадоксальным образом такая манера письма сближает романы с текстами новейшей эпохи: электронными текстами интернета. Появление интернета отчасти вернуло общество в эпоху древней литературы: текст живет своей жизнью. Размещение его в глобальной сети - это разрешение использовать этот текст как угодно без ведома его автора. Свободные энциклопедии, в которых каждый желающий может добавлять, убирать или редактировать информацию, напоминают древнерусские летописи. Таким образом, общество вновь вернулось к отрытой текстовой традиции.

Анализ текстов начала ХХ века сквозь призму литературы всего ХХ века приводит к мысли, что осмысление экзистенциальных доминант длилось в течение всего столетия.

Показательно, что построение новых мифов становится актуальным именно тогда, когда мифы старые, устоявшиеся утрачивают свою ценность. Утрата координат в экзистенциально переосмысленном мире приводит к опоре на давнишние, проверенные координаты добра и зла.

Предметом исследования станет воплощение основных экзистенциальных доминант в мотивах поэзии Марины Цветаевой.

Объектом нашего исследования являются лирические произведения Марины Цветаевой преимущественно 20-х-40-х гг. Также, естественно, в нашем исследовании мы будем обращаться и к более ранним произведениям автора с целью проследить трансформацию философских установок в художественной картине мира Цветаевой.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Из многообразия мотивов творчества Марины Цветаевой выделены те, которые, в первую очередь, отвечают экзистенциальной концепции мира и воплощают основные категории философии существования. Это мотивы любви, одиночества, времени, сна и смерти. Отталкиваясь от выявленных в теоретической части экзистенциальных констант, и обращаясь к известным нам биографическим реалиям, оказавшим влияние на становление философской картины мира поэта, мы проводим мотивно-образный анализ лирических произведений Марины Цветаевой и выявляем определенную систему мотивов, отвечающих концепции ее экзистенциального мироощущения.

2. Рассматривая мотив любви, мы приходим к выводу, что в нем Цветаева воплощает экзистенциальную дихотомию иметь/быть, где иметь -подразумевает под собой «любовь-обладание», а быть - это «любовь-коммуникация» с другим «бытием-в-себе», чуждая физическому проявлению сущности. Анализируя образно-семантический ряд, присущий лирическому воплощению как одной, так и другой доминанты, мы замечаем, что через свои составляющие он, опосредовано, транслирует в любовную лирику Цветаевой мотив смерти. Встречающиеся в ней образы, так или иначе, можно расценивать как номосы концепта «смерть». И сама метаситуация, присущая любовной лирике Цветаевой, ставит автора и героев ее лирических произведений в положение «пограничного состояния», глубокого переживания, разлуки, боли, болезни, позволяющего через осознание близкой и неизбежной смерти, постичь трансцендентное, как это характерно для экзистенциального восприятия мира.

3. Подобные процессы мы замечаем и при рассмотрении системы образов, относящейся к мотиву времени, распадающегося на экзистенциальные понятия временности мира вещественного и вневременности бытия, мира истинного. Образы «тщеты», «сна», «разорванности» вновь рефреном транслируют экзистенциальную доминанту смерти, как освобождение от временности вещественного.

4. Мотив одиночества в своем экзистенциальном воплощении в поэтике Цветаевой указывает на отчужденность индивидуума, его заброшенность в мир абсурда, а так же, с другой стороны, объявляет одиночество как одну из вечных ценностей, как состояние,

позволяющие сконцентрироваться внутри себя и постичь истинное бытие. Образный ряд в этих стихах говорит о «сиротстве», «болезни», «потерянности», «судном дне» и вновь приводит нас к понятию смерти.

5. Собственно, сам мотив смерти под воздействием жизненных реалий, с течением времени в творчестве Цветаевой приобретает все более и более философское звучание. Он постепенно вбирает в себя и отражает, затронутые выше экзистенциальные модусы отчужденности, абсурдности бытия, любви-бытия и любви-обладания, бытия мнимого и бытия истинного, временности онтологического и вневременности трансцендентного. Данное воплощение прослеживается через ряд образов, встречавшихся нам и в ранее рассмотренных мотивах любви, одиночества, времени, а именно, через образы: «огня», «поезда», «существования вне», «удушья».

6. Экзистенциальные мотивы в поэзии Марины Цветаевой являются воплощением системы философских и художественных взглядов, в основе которой лежит мотив смерти как главного пограничного состояния, позволяющего поэту приблизиться к пониманию экзистенции. Мотив смерти как центрообразующий в системе экзистенциальных мотивов поэзии Цветаевой включает в себя образные элементы других составляющих данной системы.

7. Вычленение и анализ экзистенциальных мотивов крайне важны как способ «реконструкции» художественного мышления и сознания поэта в целом - той сферы, которая не раскрывается или далеко не

исчерпывается при изучении жанрового своеобразия ее лирики, специфики образных форм воплощения поэтической индивидуальности. Для творчества М. Цветаевой этот аспект исследования на наш взгляд, наиболее целесообразен.

Апробация результатов исследования. Результаты теоретических исследований комплекса экзистенциальных мотивов в лирике М.И. Цветаевой, заявленные в данной диссертационной работе, докладывались и обсуждались на семинарах научных конференциях («Грибоедовские чтения» 2009-2015 гг., г. Москва), а также были опубликованы в ведущих рецензированных научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Надыкто О.О. Экзистенциальный аспект преломления мотива любви в творчестве Марины Цветаевой // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». Тверь, 2014. №3. С. 436-440.

2. Надыкто О.О. Мотив одиночества в лирике Марины Цветаевой как воплощение экзистенциальной доминанты «отчуждения» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. 2015. Выпуск 6 [28], т. 2. Пенза, 2015. С. 268-272.

3. Надыкто О.О. (в соавторстве с Кихней Л.Г. и Павловой Т.Л.) Экзистенциальный конфликт и семантика имени в поэме Цветаевой «Молодец» // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». 2015. №3. С. 72-80.

Публикации в других научных изданиях:

4. Надыкто О.О. Экзистенциальный подход к смерти в лирике Цветаевой // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып. 2009 года. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. С. 177 -180.

5. Надыкто О.О. Экзистенциальный аспект "любви" в поэзии Марины Цветаевой // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып. 2013 года. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2013. С. 177-180.

6. Надыкто О.О. Оппозиция сна-яви в лирике Марины Цветаевой: экзистенциальный аспект // Сборник научных трудов студентов, аспирантов и соискателей. Вып. 2014 года. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014.С. 190192.

Структура исследовательской работы обусловлена ее задачами и состоит из введения, двух глав (состоящих из ряда параграфов и подпараграфов), заключения и списка литературы, насчитывающего 177 источников.

Глава 1. Экзистенциализм и литература

Экзистенциализм - учение конца XIX - начала ХХ века, подразумевавшее, что высший смысл существование человека приобретает тогда, когда он оказывается в «пограничной ситуации», на краю смерти, под влиянием сильнейших переживаний и пр. Теоретики экзистенциализма считали свое учение гуманистическим, говоря о внутренней силе человека, о том, что он может полнее всего раскрыться именно в состоянии «границы». В литературных трудах экзистенциалистов - Альбера Камю и Жан-Поля Сартра - человек, влачащий жалкое существование, противопоставляется человеку, живущему полной и бурной жизнью.

Начало ХХ века - время исторического и личностного кризиса, непростой период как для отдельных людей, так и для целых государств. Обострение индивидуализма привело к возникновению философского течения экзистенциализма. В кризисные времена не действуют общие закономерности, каждый данный случай уникален и неповторим, к нему применимы свои особенные закономерности и правила. Экзистенциалистам свойственен интерес к каждому данному человеку, к его существованию и потребностям: именно они утверждали, что каждая данная экзистенция неповторима и уникальна, и ей нужны особые, «пограничные» условия, чтобы проявить себя.

Многие экзистенциалисты были не только видными философами, но и выдающимися писателями. В произведениях Ж. -П. Сартра, А. Камю рассматриваются вопросы жизни и смерти, бытия, «пограничных» условий существования человека. Размышления об этих вопросах встречаются практически у всех творцов и писателей начала ХХ века, что позволяет расширить рамки экзистенциализма как течения.

В рамках данной главы рассматриваются основные понятия экзистенциализма как философского направления и история изучения экзистенциальных мотивов в поэзии Марины Цветаевой.

1.1. Экзистенциализм как философская школа

1.1.1. Основные понятия экзистенциализма

Философской школой*, в прямом смысле этого слова, экзистенциализм назвать довольно сложно, так как каждый из экзистенциалистов конца XIX -начала XX столетия имел свой собственный взгляд на проблему существования и оперировал индивидуальными терминами. Но, все же, если тщательно ознакомиться с их трудами, можно вывести некие общие понятия, и, опираясь на них, дать исчерпывающее определение философии существования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Надыкто Ольга Олеговна, 2016 год

Источники

1. Цветаева М. Записные книжки и дневниковая проза. М.: изд-во Захаров, 2002. 400 с.

2. Цветаева, М. Книга стихов. М.: Эллис Лак, 2004. 896 с.

3. Цветаева М. Письма к А. Штейгеру // Опыты. Нью-Йорк, 1955. № 5.

4. Цветаева М. Сочинения: В 2 т. Т.1. Стихотворения 1908-1941. Поэмы. Драматические произведения. М.: Художественная литература, 1988. 719 с.

5. Цветаева М. Стихи и проза. М.: Эксмо, 2007. 320 с.

6. Цветаева М. Стихотворения и поэмы. М.:, 2008. 304 с.

7. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. Проза. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1990. 890 с.

8. Цветаева М. Собр. соч.: В 7 т. / Сост., подгот. текста, коммент. А. А. Саакянц и Л. А. Мнухина. М., 1994-1995.

9. Цветаева М.И. // Эл. ресурс: http : //www.tsvetayeva.com/letters/let_b_pasternaku5 .php

10.Рильке Райнер Мария. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года. М.: Книга, 1990. 237 с.

Теория литературы. История литературы. Философия

11.Адамович Г. После России (Новые стихи Марины Цветаевой) // Марина Цветаева в критике современников: в 2 ч. Ч. 1. М.: Аграф, 2003. 656 с.

12.Аронова Л.П. Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Расстояния: версты, мили.»: (Язык и композиция) // Язык и композиция художественных текстов. М., 1984. С. 45-51.

13. Ахмадеева С.А. Аппликативная метафора в эпистолярном тексте: (На примере писем и дневниковых записей Марины Цветаевой) // Языковая личность: жанровая речевая деятельность (6-8 окт. 1998 г.): тезисы докл. науч. конф. Волгоград, 1998. С. 7-9.

14. Бабенко И.И. Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М. Цветаевой: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2001.

15.Бабенко Н.Г. Нестандартная сочетаемость в поэтическом языке М. Цветаевой // Борисоглебье Марины Цветаевой: Шестая цветаевская междунар. науч.-тематическая конф. (Москва, 9-11 окт. 1998 г.): сб. докл. / отв. ред. В.И. Масловский. М., 1999. С. 187-190.

16.Бабушкина С.В. Поэтическая онтология Марины Цветаевой (1926 -1941 гг.). Екатеринбург, 1998.

17.Баевский В.С. История русской литературы ХХ века. М.: Языки славянских культур, 2003. 448 с.

18.Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По, пер. Козлова С.Л. // Эл. ресурс: http://yanko.lib.rU/books/cultur/bart-all.htm#_Toc34617112

19.Бахтин М.М., Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

20.Белинский В.Г. Избранные произведения. СПб, 1914. Т. II.

21. Белкина М. Скрещение судеб: Попытка Цветаевой, двух последних дней ее жизни. Попытка времени, людей, обстоятельств. М.: Благовест, 1992.

22. Белый А. Символизм и современное русское искусство // Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

23.Бельская М.Ю. Мотив бессонницы в книге стихов М.И.Цветаевой "Версты" // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 1 Эл. ресурс: http: //human.snauka.ru/2013/01/2167

24.Белякова И.Ю. Лексико-семантические изменения в словаре М. Цветаевой в конце 10-х гг. // Борисоглебье Марины Цветаевой: Шестая цветаевская междунар. науч.-тематическая конф. (Москва, 9-11 окт. 1998 г.): сб. докл. / отв. ред. В.И. Масловский. М., 1999. С. 149-153.

25.Белякова И.Ю. Поэма М. Цветаевой «Переулочки» и былина о Добрыне и Маринке // «Лебединый стан», «Переулочки» и «Перекоп» Марины Цветаевой: Четвертая междунар. науч.-тематическая конф. (Москва, 9-10 окт. 1996 г.): сб. докл. / отв. ред. О.Г. Ревзина. М., 1997. С. 167-176.

26.Бердяев Н.А. Философия свободы. Самопознание. Русская идея. М., 2011. 448 с.

27. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: АСТ, 2011. 639 с.

28.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

29.Богославская Л.М. Работа Цветаевой с ономастическими материалами // Русская ономастика: сб. науч. тр. / ред. Л.В. Тарасова. Одесса, 1984. С. 136-140.

30.Борисова И.Б. Zeno is here: в защиту интермедиальности // Новое литературное обозрение, 2004. № 65.

31.Борисоглебье Марины Цветаевой: Шестая цветаевская междунар. науч.-тематическая конф. (Москва, 9-11 окт. 1998 г.): сб. докл. / отв. ред. В.И. Масловский. М., 1999.

32. Боровикова М. Марина Цветаева и петербургские поэты. Тарту, 2002.

33.Боровикова М. Поэтика М. Цветаевой (лирика конца 1900-х - 1910-х годов): дис. ... канд. филол. наук. Тарту, 2011.

34.Болльнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. СПб.: Лань, 1999. 224 с.

35.Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. 197 с.

36.Бродский И.А. Поэт и проза // Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. М.: Независимая газета, 1997. 298 с.

37.Бройтман С.Н., Лирический субъект // Введение в литературоведение. М., 2006.

38. Вайс Д. Человек, лицо, личность и особа: четыре неравных соперника // Образ человека в культуре и языке. М.: Индрик, 1999. 424 с.

39.Вардзелашвили Ж. Концепт как лингвистическая категория конструктивная сущность // Тбилисский государственный университет. Филологический факультет. Сборник научных трудов. Тбилиси, 2004.

40.Великовский С.И. «Проклятые вопросы» Камю // Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. М., 1988.

41.Великовский С.И. Экзистенциализм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1978. - Т.8.

42.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 648 с.

43.Воборжил Л. Лексические и другие средства когезии текста // Эл. ресурс:

http: //www.rusistika. upol .cz/publikace/voboril_kohezekoherence.pdf

44. Воспоминания о Марине Цветаевой. Сборник. М.: Советский писатель, 1992. 544 с.

45.Гак В.Г. Человек в языке // Образ человека в культуре и языке. М.: Индрик, 1999. 424 с.

46.Гаспаров М. Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001. -С. 136 - 149.

47.Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1999.

48.Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М.: Высшая школа, 1963. 119 с.

49.Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. 409 с.

50.Горбаневский М.В. Ономастический аспект анализа поэтических текстов М. Цветаевой // Творческий путь Марины Цветаевой: 1-я междунар. науч.-тематическая конф. (Москва, 7-10 сент. 1993 г.): тезисы докл. М.: ДМЦ, 1993. С. 58-61.

51.Григорьян Б.Т. Карл Ясперс // Философы двадцатого века: Сборник / Под ред. А.М. Руткевич, И.С. Вдовина. М.: Искусство, 1999.

52.Гриненко Г.В. История философии. М.: Юрайт-Издат, 2005. 688 с.

53.Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. М., 2000. 752 с.

54. Гуссерль Э. Феноменологическая психология (Амстердамские доклады) / Пер. с нем. А.В. Денежкина (По изданию Husserliana. Bd. 9, Haag: Nijhof, 1962) Эл. ресурс: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000068/index.shtml

55.Даниленко В.П. Ономасиологическое направление в истории грамматики. // Вопросы языкознания, 1988, № 3. С. 108-131.

56.Дзуцева Н.В. М. Цветаева и Вяч. Иванов: пересечение границ. // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания ХХ века // Эл. ресурс: http://www.v-ivanov.it/wp-

content/uploads/2011/04/dzutseva_tsvetaeva_i_ivanov_peresehenie_granits_ 1998_text.pdf

57.Дзюба Е.В. Концепты жизнь и смерть в поэзии М.И. Цветаевой // Эл. ресурс: http://www.dissercat.com/content/kontsepty-zhizn-i-smert-v-poezii-m-i-tsvetaevoi#ixzz42b62uU6B

58.Доля Н. Марина Цветаева и София Парнок. Любовная любовь // Эл. ресурс: www.wallst.elles.ru

59.Ельницкая С. Поэтический мир Цветаевой: конфликт лирического героя и действительности. М., 1990. 396 с.

60.Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. 176 с.

61.Жернакова Е.С. Концепт как предмет изучения современных гуманитарных дисциплин: методы и перспективы исследований // Актуальные вопросы внешней и внутренней лингвистики. М., 2006.

62.Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие. М.: Флинта, 2002. 304 с.

63.Зубова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой. СПб.: Изд-во С -Петербургского университета, 1999. 232 с.

64.Зыкова А.Б. Хосе Ортега-и-Гассет // Философы двадцатого века: Сборник / Под ред. А.М. Руткевич, И.С. Вдовина. - М.: ИНФРА-М, 1999.

65.Ильин И.М. От текстового анализа к наслаждению текстом // Российский литературоведческий журнал, 1996, № 7.

66.История всемирной литературы в 9 тт. Т. 7. Французская литература второй половины XIX в. М., 1989.

67.История философии. Учеб. пособие для вузов / А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др. М.: Приор, 1997. 464 с.

68.Камю А. Бунтующий человек //Философия. Политика. Искусство. - М., 1990. - 415 с. - С.119-356.

69.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е перераб. и доп. М.: Логос, 2006. 376 с.

70.Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2001. 264 с.

71.Кириленко А.В., Шевцов И.С. Историческая реальность М.: АСТ, 2008. 672 с.

72.Кихней Л.Г., Круглова Т.С. «Поэт есть ответ»: фактор адресации в лирике Марины Цветаевой. М., 2010.

73.Клинг О.А. Влияние символизма на постсимволистскую поэзию в России 1910-х годов: проблемы поэтики. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. 356 с.

74.Клинг О.А. М.И. Цветаева до Елабуги: крушение картины мира // Филологические науки, 2013, № 1. С. 1-13.

75.Клинг О.А. Поэтический мир Марины Цветаевой. М.: Изд-во МГУ, 2001. 112 с.

76.Клюзова М.Л. Этика как апология жизни: от рационализма к экзистенциализму // Вопросы философии. - 2005. - №10. - С. 55-67.

77. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. М.: РУДН, 2010. 491с.

78. Козлова Л.А. Концепт личного пространства и способы его языковой представленности // Эл. ресурс: алтгпу.рф/Joumal/vestbspu/2001/gumanit/PDF/kozlova.pdf

79.Константин Леонтьев: pro et contra / Сост. А. Козырев, А. Корольков. -М., 1995.

80.Коркина Е.Б. О Марине Цветаевой // Эл. ресурс: http: //brb .silverage .ru/zhslovo/sv/tsv/index.php?r=about&id= 1

81. Круглова Т.С. Жанровая интерпретация «Стихов к Блоку» М.Цветаевой в свете коммуникативных установок автора // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -2008. - № 1. - С. 118-120.

82. Круглова Т.С. Античный «слой» в лирических обращениях Марины Цветаевой // Античность и христианство в литературах России и Запада / Материалы VII международной научной конференции «Художественный текст и культура» (4-6 октября 2007). - Владимир: ВГГУ, 2008. - С.183-187.

83. Круглова Т.С. Адресованная лирика русского модернизма: поэтологический аспект / Монография. М: Изд-во ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2013. 337 с.

84. Круглова Т.С. Жанр лирического посвящения в поэзии Марины Цветаевой // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. № 2 (2). С. 147 - 149.

85. Круглова Т.С. Ролевая лирика М. Цветаевой в диалогическом аспекте // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 2. С. 74 - 77.

86. Круглова Т.С. Лирический диалог Цветаевой с Шекспиром как отражение ренессансного антропоцентризма // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 2. С. 130 - 134.

87.Круглова Т.С., Т.Л. Павлова «Нераздельность и неслиянность» искусства и жизни как конструктивный принцип лирического диалога Марины Цветаевой с поэтами современниками // Взаимодействия в поле культуры: преемственность, диалог, интертекст, гипертекст: Сборник научных статей. - Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 2012. Вып. 3. С. 51 - 55.

88.Кудрова И.В. Версты, дали. Марина Цветаева 1922—1939. М.: Советская Россия, 1991. 368 с.

89.Кудрова И.В. Гибель Марины Цветаевой. М.: Независимая газета, 1995. 319 с.

90.Кудрова И.В. Жизнь Марины Цветаевой: Документальное повествование. М.: Звезда, 2002. 312 с.

91.Кудрова И. Поговорим о странностях любви: Марина Цветаева // Эл. ресурс: http: //tsvetaeva.synnegoria.com/WIN/kudrova/strannlubov.html

92.Кудрова И.В. После России. О поэзии и прозе Марины Цветаевой. М.: РОСТ, 1997. 240 с.

93.Кудрова И.В. Просторы Марины Цветаевой. Поэзия. Проза. Личность. М.: Вита Нова, 2003. 600 с.

94. Кудрова И.В. Прощание с морокой. М.: Крига, 2013. 488 с.

95.Кудрова И.В. Путь комет. Жизнь Марины Цветаевой. СПб.: Вита Нова, 2002. 768 с.

96. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. Т. 1. М., 2001.

97. Лаврентьева И.В. Когезия. Ульяновск: УГТУ, 2004.

98. «Лебединый стан», «Переулочки» и «Перекоп» Марины Цветаевой: Четвертая междунар. науч.-тематическая конф. (Москва, 9-10 окт. 1996 г.): сб. докл. / отв. ред. О.Г. Ревзина. М., 1997.

99. Левин Ю.Д. Русские переводчики XIX века и развитие художественного перевода. Л.: Наука, 1985. 298 с.

100. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.: АСТ, 2004. 240 с.

101. Леонтьев К.Н. Сборник философских статей. М., 1999.

102. Литература и язык. М., 2006. 584 с.

103. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М.; Л., 1925. Т. 1.

104. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук. Серия Литературы и языка. 1993. Т. 52. № I.

105. Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во МГУ, 1990. 270 с.

106. Лукач Г. Экзистенциализм: Основные положения и представители // Эл. ресурс: http: //mesotes.ru/lukacs/existenzializm.htm

107. Мандельштам О. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. 320 с.

108. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. М.: Флинта, 2004. 256 с.

109. Маркасов М.Ю. Поэтическая рефлексия Владимира Маяковского в контексте русского авангарда. Дисс. ... к.ф.н.. Барнаул, 2003.

110. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Сагуна, 1994. 159 с.

111. Маслоу А. Экзистенциальная психотерапия — что в ней есть для нас // Экзистенциальная психология. Экзистенция. М., 2001.

112. Мейкин М. Марина Цветаева: поэтика усвоения. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1997. 312 с.

113. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.

114. Мескин В.А. Грани русского символизма: В. Соловьев и Ф. Сологуб. М.: Флинта, 2012. 438 с.

115. Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца XIX -начала ХХ вв / Пособие по спецкурсу. М.: Прометей, 1997. 136 с.

116. Миголатьев А.А. Ведущие течения современной западной философии // Социально-гуманитарные знания. 2002. №1. C. 92-97.

117. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим: Ещё раз об экзистенциальной философии // Вопросы философии. 2002. №3. C. 3236.

118. Мыслители русского зарубежья. Бердяев. Федотов. СПб.: Наука, 1992. 463 с.

119. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. Т. 3. М.: Наука, 1985. (Литературные памятники). 354 с.

120. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 829 с.

121. Обидина Ю.С. Мир смерти в культурных представлениях греков эпохи архаики и классики. Нижний Новгород, 2001.

122. Осипова Н.О. «Осенняя биография» Марины Цветаевой // Эл. ресурс: http://www.geokorolev.ru/download/museum-cvetaeva-chtenia-2006-osipova.pdf

123. Осипова Н.О. Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. Киров, 2000.

124. Павлова Т.Л. Конфликтосфера поэзии Марины Цветаевой. Дисс. ... к.ф.н. Нерюнгри, 2013.

125. Пинаев С.М. Над бездонным провалом в вечность. Русская поэзия серебряного века. М.: Уникум-Центр, Поматур, 2001. 256 с.

126. Попова О.В. Н. А. Бердяев и Ж.-П. Сартр: два полюса экзистенциальной философии // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 1 — Философия. Политология. Эл. ресурс: http: //www.zpu-j ournal .ru/e-zpu/2 010/1/Popova/

127. Прохоров Ю.Е. Действительность. Текст. Дискурс. М.: Флинта, 2004. 224 с.

128. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.: Владос, 1995. 336 с

129. Ранчин А.М. Биография Марины Цветаевой // Эл. ресурс: http: //www.goldpoetry.ru/cvetaeva/

130. Ревзина О.Г. Безмерная Цветаева. Опыт системного описания поэтического идиолекта. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2009. 600 с.

131. Ревзина О.Г. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой. В четырех томах, шести книгах. М., 1996-2004

132. Роднянская И.Б. Лирический герой // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

133. Саакянц А.А. Марина Цветаева: жизнь и творчество. М.: Эллис Лак, 1999. 816 с.

134. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.

135. Сартр Ж.-П. Последний шанс. СПб.: Азбука, 2000. 463 с.

136. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. 398 с.

137. Ситдикова Г.Ф. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и М.И. Цветаевой Эл. ресурс: http://cheloveknauka.com/motiv-оётосЬев1уа-у-Нпке-т-уи-1егтоп1:оуа-1-т-148Уе1аеуоу#1х7742щд940Р

138. Слободянюк Н. Проблема «Я» и «другой» с точки зрения русского экзистенциализма: Поэтический портал Эл. ресурс: Шр//^^^^ кИш^т.Шег. пе^кгШка. ги

139. Смит А. Песнь пересмешника: А. Пушкин в творчестве Марины Цветаевой. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1998. 256 с.

140. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2 -е изд. М.: Гардарики, 2006. 736 с.

141. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 2001. 824 с.

142. Тарановский К.Ф. О поэзии и поэтике. М.: Языки русской культуры, 2000. 432 с.

143. Театральная энциклопедия. М., 2000.

144. Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея

Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия Symposium. Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

145. Томашевский Б.В. Поэтика. М.: Аспект-Пресс, 1996. 334 с.

146. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.

147. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. / Сост. О.И.Новиковой. - М.: Высшая школа, 1993. С. 23-121.

148. Трыков В.П. Экзистенциализм // Современная французская литература / Под ред. В.А. Лукова Эл. ресурс: http: //modfrancelit.ru/ekzistentsializm

149. Тузова Т.М. Экзистенциализм // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. - М.: Современный литератор, 2001. - С. 1312.

150. Тузова Т.М. Экзистенция // История философии: энциклопедия. -М., 2002. — С. 1247 - 1248.

151. Фарыно Е. Из заметок о поэтике М. Цветаевой. Вена, 1983.

152. Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2006. 128 с.

153. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова и др. СПб.: Лань, 1998. 448 с.

154. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 836 с.

155. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. 819 с.

156. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999. 511 с.

157. Ходасевич В.Ф. Некрополь. СПб: Азбука-Классика, 2001.

158. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 2007.

159. Цветаева без глянца. Спб.: Амфора, 2008. 718 с.

160. Чагин А.И. Расколотая лира (Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы) М.: Нследие, 1998. 268 с.

161. Чагин А.И. Пути и лица. О русской литературе XX века. М., 2008.

162. Чернец Л.В., Хализев В.Е., Эсалнек А.Я. Введение в литературоведение. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 720 с.

163. Чехунова-Блау О.А. Образный код в экзистенциальной картине мира Георгия Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т.17. №1. С. 162-166.

164. Чехунова О.А. Экзистенциальная семантика как «циклообразующая скрепа» в поэтических сборниках Георгия Иванова 1930 - 1950-х годов // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник / Сост. и науч. ред. Г.М. Темненко. - Вып. 8. - Симферополь: Крымский архив, 2010. С. 250 -260.

165. Чехунова О.А. Экзистенциальная семантика как «циклообразующая скрепа» в поэтическом сборнике Георгия Иванова «Розы» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т.17. №1. С. 159-162.

166. Чехунова О.А. Циклизация как способ отражения мировосприятия поэта: эмигрантские поэтические циклы Георгия Иванова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 3. С.207-212.

167. Чехунова О.А. Философия экзистенциализма и её воплощение в русской литературе // Материалы III Международной научно-практической конференции «Научный потенциал - 2006». Днепропетровск: Constanta, 2006. Т. 14. С.65-67.

168. Чехунова О.А. Циклическая структура поэтических сборников Георгия Иванова 1930-х годов как отражение экзистенциальной картины мира. Дисс. ... к.ф.н. Нерюнгри, 2012.

169. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. Эл. ресурс: http: //www.synnegoria.com/tsvetaeva/WIN/shveizer/shvB22 .html

170. Швейцер В. Марина Цветаева. М.: Молодая гвардия, 2009. 591 с.

171. Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: идеология, поэтика, идентичность автора в контексте эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 464 с.

172. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления / Авт. предисловия Н. Б. Иванов. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. 216 с.

173. Шлемова Н. Эстетика трансцендетного в творчестве Марины Цветаевой. Монография // Эл. ресурс: http: //www.tsvetayeva.com/mc/natalya- shlemova-estetika

174. Щукин Э.О., Патлайчук О.В., Чугуева И.Е. Основные направления современной философии. Николаев, 2009.

175. Энциклопедия моды. Прага: Артия, 1989. 608 с.

176. Эткинд Е.Г. Строфика Цветаевой. Логаэдическая метрика и строфы // Эткинд Е.Г. Там, внутри: О русской поэзии XX века. СПб., 1996

177. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.