Циклическая структура поэтических сборников Георгия Иванова 1930-х годов как отражение экзистенциальной картины мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Чехунова, Ольга Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат наук Чехунова, Ольга Александровна
Содержание
Введение
Глава 1. Циклизация как способ отражения экзистенциальной картины мира
1.1. Специфика экзистенциального сознания. Ключевые экзистенциальные категории в проекции на художественное творчество
1.2. Лирическая циклизация как способ отражения целостной картины
мира поэта
Глава 2. Воплощение экзистенциальной картины мира Георгия Иванова в поэтических сборниках 1930-х годов. Сборник «Розы» как цикл
2.1. Экзистенциальные установки и циклические тенденции в эмигрантском творчестве Георгия Иванова. Общие замечания
2.2. Циклообразующая функция заглавия сборника Георгия Иванова «Розы» в контексте трансформации картины мира поэта
2.3. Экзистенциальная семантика как циклообразующая «скрепа» в
сборнике Георгия Иванова «Розы»
Глава 3. Способы воплощения экзистенциальной картины мира Георгия Иванова в циклической структуре сборника «Отплытие на остров Цитеру»
3.1. Циклообразующая функция заглавия сборника Георгия Иванова «Отплытие на остров Цитеру» в контексте трансформации картины мира поэта
3.2. Мотивно-образная структура «Отплытия на остров Цитеру» в
экзистенциальной картине мира Георгия Иванова
Заключение
Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проблема традиций русской поэзии в эмигрантской лирике Г.В. Иванова2020 год, кандидат наук Ушакова Оксана Николаевна
Эволюция поэтической системы Г.В. Иванова2007 год, кандидат филологических наук Несынова, Юлия Владимировна
Особенности поэтического мира Георгия Ивановна 1920-50-х годов2004 год, кандидат филологических наук Трушкина, Анна Васильевна
Творчество Георгия Иванова в контексте русской поэзии первой трети ХХ века1999 год, кандидат филологических наук Кузнецова, Наталья Анатольевна
Поэтика пространства и времени в лирике Георгия Иванова2009 год, кандидат филологических наук Соколова, Татьяна Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Циклическая структура поэтических сборников Георгия Иванова 1930-х годов как отражение экзистенциальной картины мира»
Введение
Имя и стихи Георгия Иванова, ярчайшего представителя русского зарубежья и всего Серебряного века русской поэзии, долгое время оставались неизвестными широкому кругу читателей. Только в 1993 году, когда было издано первое трехтомное собрание сочинений Георгия Иванова, его произведения стали доступны в более или менее полном объеме, в том числе достаточном и для научного изучения творчества поэта.
Начало академическому исследованию лирики Георгия Иванова положила работа И. Агуши «Поэзия Георгия Иванова» (Agushi I. The poetry of Georgij Ivanov, Harvard, 1970), ставшая первой диссертацией о творчестве поэта. Безусловно, до этого о Георгии Иванове писали лучшие критики эмиграции и крупнейшие исследователи поэзии Серебряного века: Г. Адамович, М. Алданов, П. Бицилли, В. Вейдле, 3. Гиппиус, Р. Гуль, В. Злобин, Ю. Иваск, И. Ильин, В. Крейд, Ю. Мандельштам, В. Марков, К. Мочульский, К. Померанцев, М. Слоним, Г. Струве, Ю. Терапиано, В. Ходасевич, Е. Яконовский и другие. Большинство из них признавали Георгия Иванова выдающимся поэтом русской эмиграции, а позднее -последним великим русским поэтом.
Критическими, пожалуй, можно назвать только отзывы на творчество Иванова В. Вейдле, Г. Струве и В. Ходасевича. Так, последний называл поэзию Иванова «конгломератом заимствований»1 (в основном имея в виду заимствования из собственных сборников) и утверждал вторичность ивановских стихов, обвинял в бессодержательности, излишнем эстетизме и отсутствии поэтической силы. Как известно, именно Ходасевич пророчески пожелал поэту «большого и настоящего горя, несчастья». При этом все без исключения критики отмечали изысканность и безупречный вкус Иванова, а обретение подлинного поэтического дара относили именно к эмигрантскому периоду жизни и творчества Г. Иванова.
1 Ходасевич В.Ф. Георгий Иванов//Возрождение. - 1937. -№!.- С. 118.
Ю. Иваск - один из наиболее крупных исследователей творчества Георгия Иванова, довольно рано угадал дисгармонию и экзистенциальный страх, открывающиеся в эмигрантской лирике поэта, определил, что Иванов «волчий ужас переводит на язык соловьиных трелей», а также обратил внимание на силу отрицания, наполняющую ивановские сборники. Поздние стихи поэта, по мнению Иваска, разоблачают любое лицемерие - общественное, политическое, культурное, «лицемерие эмигрантского праздника»2. При этом критик полагал, что такое разоблачение не просто лишает поэта иллюзий, но и открывает перед ним во многом экзистенциальную, сартровскую свободу -отсутствие опоры, ценностей, свободу в хаосе и бессмысленности, которую не слишком легко вынести. Стихи Иванова Иваск называл «сладчайшей трагической поэзией».
Еще одним авторитетным исследователем творчества Иванова был литературный критик и литературовед Г. Струве. Наивысшим достижением поэта Струве называет сборник «Розы», мир в котором — «бессмысленный, обреченный, но в своей бессмысленности и обреченности прекрасный». «В «упадочности» Иванова, как она проявилась в «Розах», не было еще нигилистического отрицания, не было той убивающей иронии, <...> того саморазложения поэзии <...>. Но уже тут поэт подошел к той трагической черте, когда, видя и чуя прекрасное в мире, он не имел больше власти
Соединить в создании своем Прекрасного разрозненные части»3.
Все дальнейшее творчество Георгия Иванова Струве критикует за доминирование нигилистической темы - «тотальный нигилизм», отмечая в стихах поэта также нарочитую вульгарно-циничную издевку, крайний солипсизм, напускную «беззащитность» и безыскусственность.
2 Иваск Ю. Георгии Иванов //Новы й журнал. - 1970. - №98. - С. 135.
3 Струве Г.П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Париж. -М.: Русский путь, 1996.-С. 216.
После возвращения творчества Георгия Иванова в Россию современное научное осмысление его прозы и лирики началось с обобщающих статей конца 1980-х и 1990-х годов. Это работы Е. Ермиловой, Ю. Кублановского, В. Смирнова, Т. Хмельницкой, М. Шаповалова и др. Статья А. Аксеновой «Метафизика анекдота, или семантика лжи» намечает новые подходы в изучении мемуарной прозы Георгия Иванова, рассматривая основные темы и принципы композиционного построения «Петербургских зим» и «Китайских теней». Т. Хмельницкая на основании анализа ключевых поэтических образов («роза», «сияние», «музыка», «закат» и др.) сопоставляет доэмигрантскую и зарубежную лирику поэта. Статья О. Федотова «Очарование случайных пустяков» посвящена рассмотрению принципов построения поэтического мира Иванова. Автор рассматривает специфику образа лирического героя у Иванова, утверждает центонность как одну из характерных особенностей его стиля, и, выделяя ряд частотных образов, характерных для лирики Иванова, приходит к выводу об их исключительной емкости и многогранности. В статье И. Гурвича «Георгий Иванов: Восхождение поэта» довольно подробно рассмотрена биография Иванова. Однако в целом данные работы носили обзорный характер и ставили своей целью познакомить читателей с основными вехами творчества и биографией поэта.
Постепенно в отечественном литературоведении стали появляться и более фундаментальные работы, в которых исследователи рассмотрели вопросы эстетики и философии, специфику поэтики, творческую эволюцию, основные историко-литературные и культурологические аспекты ивановского творчества. До недавнего времени наиболее полными и серьезными работами оставались исследования Н. Богомолова, Е. Витковского, В. Крейда, Л. Миллер, В. Смирнова, А. Соколова, Р. Тименчика и А. Арьева. Последнее десятилетие стало продуктивным для более глубокого изучения ивановского творчества. Появились
диссертационные исследования М. Гапеенковой, Ю. Несыновой, Н. Кузнецовой, А. Трушкиной, Е. Варакиной и др.
Важнейшую и до сих пор неразрешенную проблему исследования творчества Георгия Иванова обозначил А. Авраменко. Он, поднимая вопрос о перекличках Иванова с Блоком, справедливо полагает, что «цитатность, или правильнее сказать, диалогичность поэзии Георгия Иванова отмечалась современниками с самого момента вступления молодого автора в литературу, то есть с начала 1910-х годов. Но внутренняя значимость этого качества его
4
лирики по-разному оценивалась в разные периоды его творчества» и до сих пор функционально не проанализирована. О поэтических «перекличках» Иванова с другими художниками - Анненковым, Блоком, Вяч. Ивановым, Лермонтовым и др. - писали В. Марков, В. Смирнов, Г. Мосешвили, А. Арьев и другие исследователи.
О значении этого художественного диалога пишет и Н. Богомолов: «В осознании своей причастности к русской поэзии - прежде всего к поэзии XX века, поэзии своих старших современников: Анненского, Блока, Кузмина, Ходасевича, Ахматовой, — Иванов чувствует опору для собственного самостоянья, для существования во все более безжалостном мире» 5.
Большой вклад в изучение интертекстуальных связей Георгия Иванова внесла Н. Налегач. В работе «Поэтика отражений: И. Анненский и русская поэзия XX века» (Кемерово, 2009) она одной из первых наиболее глубоко и полно выявила семантический пласт творчества Анненского в эмигрантской лирике Георгия Иванова. Исследовательница отмечает, что в позднем творчестве поэта и, особенно, в итоговой книге «Посмертный дневник», происходит глубинное освоение поэзии И. Анненского на уровне художественной аксиологии и картины мира.
4 Авраменко А.П. Георгий Иванов: «Диалог» с А. Блоком // Мир литературы. К юбилею профессора Анатолия Сергеевича Карпова: сборник научных трудов. М., 2010. С. 91
5 Богомолов H.A. Талант двойного зренья // Вопросы литературы. - 1989. -№ 2. - С. 116 - 142. - С. 138.
Значимой лексикографической работой стал «Словарь ключевых слов поэзии Георгия Иванова», составленный И. Тарасовой6. Исследовательница рассматривает в данной работе многозначные, семантически и эстетически нагруженные элементы идиостиля поэта, выводящие на основные категории его мироощущения. По задумке автора, словарь предоставляет читателям «материал для размышлений и самостоятельных наблюдений и выводов», являя собой «лишь некий полуфабрикат, нуждающийся в дальнейшей интерпретации». Данная работа стала полезным «инструментом» для анализа поэтических текстов Иванова.
Диссертационные исследования 1990-х годов посвящены различным аспектам художественной специфики поэтического наследия Иванова: Е. Алекова обобщает отзывы предшественников об эмигрантском творчестве поэта и выводит тему эволюции в его поэзии; И. Иванова концентрирует внимание на феномене иронии в художественном мире Георгия Иванова; Н. Кузнецова рассматривает творчество Иванова в общем контексте русской поэзии первой трети XX века. Диссертационные исследования 2004 года А. Хадынской и Е. Якуновой посвящены своеобразию художественного мира и специфике поэтики в ранний период творчества Георгия Иванова. А. Рылова рассматривает творчество поэта в контексте русского символизма.
Последнее десятилетие стало более продуктивным для глубокого изучения ивановского творчества. В работе А. Трушкиной рассматриваются такие особенности поэтического мира Г.Иванова 1920-1950-х годов как диалогизм и интертекстуальность, подчеркивается парадоксальное сочетание мировоззренческих установок модернизма и постмодернизма, исследуются особенности иронии в эмигрантской лирике поэта7.
Тот факт, что после эмиграции в поэзии Иванова наблюдается «революционный» скачок, абсолютно новый уровень творчества по сравнению с его петербургской лирикой, рассматривает в своем
6 Словарь ключевых слов поэзии Георгия Иванова / Сост. И.А. Тарасова.. - Саратов.: Издательский центр «Наука», 2008. - 208 с.
7 Трушкина A.B. Особенности поэтического мира Георгия Ивановна 1920-50-х годов: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01.-М., 2004.
диссертационном исследовании Ю. Несынова. По ее словам, «исторические и личные события, свидетелем и участником которых, начиная с 20-х годов, пришлось стать Г.В. Иванову, обогатили его необходимым душевным опытом и, главное, привели к коренной перестройке его системы ценностей»8.
Изучению трагического мироощущения Георгия Иванова в эмигрантской период творчества, анализу его истоков и характера посвящена диссертационная работа М. Гапеенковой9. Исследовательница предполагает связь трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова с русской революцией, судьбой России, с вопросом о смерти и бессмертии, с философией и православием. М. Гапеенкова рассматривает проблему взаимодействия космического хаоса и видимого мира, попытку лирического героя Иванова преодолеть трагизм бытия. Необходимо отметить, что при этом исследовательница не называет ивановский трагизм экзистенциальным, хотя и приводит цитату К. Померанцева о том, что Иванова можно назвать поэтом «хайдеггеровского толка» по силе философского и онтологического содержания произведений, и точку зрения Р. Гуля, первым заговорившего о родственности взглядов Иванова и Ж.-П. Сартра. Кроме того, на наш взгляд, в работе нет достаточной систематизации анализа поэтических текстов, исследование кажется излишне политизированным, что не верно, по нашему мнению, с научной (филологической) точки зрения.
Определенные попытки реконструкции трагической картины мира Георгия Иванова на основе его лирического творчества были предприняты Е. Варакиной10, однако исследовательница полагает, что «реконструкция картины мира, воплощенной в лирике того или иного поэта, должна основываться на анализе (полном или частичном) отдельных
8 Несынова Ю.В. Эволюция поэтической системы Г.В. Иванова: Дисс. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2007.-187 с.
9 Гапеенкова М.Ю. Трагизм мироощущения в эмигрантской поэзии Георгия Иванова: Дисс. ... канд. филол. наук. - Н.Новгород, 2006. - 184 с.
10 Варакина Е.Р. Картина мира в лирическом произведении (на материале творчества Г. Иванова и Странника (Д. Шаховского): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. - М., 2009. - 24 с.
стихотворений»11, в то время как нам кажется это не самым продуктивным
подходом, поскольку в отдельном стихотворении может быть выражена
отдельная же эмоция, минутное состояние, и оценить по «разбросанным» на
протяжении всего творчества произведениям картину мира поэта
представляется сложным. Значительная часть работы посвящена глубокому
рассмотрению теории понятия «картина мира» и ее типов.
Таким образом, количество исследовательских работ в последнее
десятилетие увеличилось, однако фундаментального исследования,
посвященного творчеству Георгия Иванова, не написано до сих пор, и многие
важнейшие аспекты ивановской картины мира и поэтики остаются не
изученными, освещенными только на уровне предварительных замечаний
или предположений.
Знаменательно, что многие критики и литературоведы, начиная с
современников поэта и заканчивая авторами диссертационных исследований
2000-х годов, рассматривая идейно-эстетическую позицию писателя,
отмечают, что после эмиграции в его стихах появляется подлинный трагизм
мировосприятия, доходящий до всеобщего, вселенского отчаяния. В его
поэзии возникает экзистенциальная проблематика, размышления о смерти,
свободе, пустоте, холоде, о сущности счастья, появляется тема
беспомощности искусства.
К. Мочульский так прокомментировал первый эмигрантский сборник
Георгия Иванова: «до «Роз» Г. Иванов был тонким мастером, писавшим
12
«прелестные», «очаровательные» стихи. В «Розах» он стал поэтом» . В. Марков также отмечает, что именно «в эмиграции, и благодаря ей»
13
Георгий Иванов «стал поэтом единственным и неповторимым» . В статье 1955 года Р. Гуль пишет, что Иванов заслужил «грустное и бедное и в то же время почетное и возвышенное место первого поэта российской эмиграции»,
11 Варакина Е.Р. Картина мира в лирическом произведении: на материале творчества Г. Иванова и Странника (Д. Шаховского): дисс.... канд. филол. наук: 10.01.08. - М., 2009. - С. 9.
12 Мочульский К.В. Розы. Стихи Георгия Иванова // Современные записки. - 1931. - № 46. - С. 501-503
13 Марков В.Ф. О поэзии Георгия Иванова // Критика русского зарубежья: В 2 ч. - Ч. 2. - М.: Олимп, ACT, 2002. - С. 420.
«заслужил тем, чем это заслуживают все большие поэты» — «от Бога данным голосом и глазом поэта, странно и необычно озирающим мир»14. Именно Гуль первым назвал Георгия Иванова экзистенциалистом15.
В. Агеносов называет эмигрантский поэтический мир Иванова «суровым и
1 f\
трагическим миром» , в основе которого дихотомия жизни и смерти, противостояние гармонии и небытия, осознание хрупкости человеческого существования и смертности, трагедия неизбежного конца, которая заставляет человека жить в вечном ощущении усталости.
Значимой в аспекте нашего исследования оказалась работа В. Заманской «Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века: Диалоги на границах столетий» (М., 2002), в которой представлен анализ истоков и развития экзистенциальной парадигмы культурной жизни в России и Европе. Исследовательница считает, что особенно значительным для «перепрочтения» литературы XX века является анализ художественного наследия в парадигме экзистенциального сознания. Так, рассматривая с этой точки зрения творчество Иванова, В. Заманская утверждает, что «поэтом Георгия Иванова сделал серебряный век, большим поэтом —
17
ощущение экзистенциальности бытия» .
Однако исследовательница рассматривает поэтическое творчество Георгия Иванова в эмиграции во многом исключительно как ключ к пониманию прозаического «Распада атома». Но ни она, ни другие исследователи не дают подробного содержательного анализа поэтических сборников Иванова периода эмиграции, в особенности с точки зрения экзистенциальной философии.
Итак, проблема экзистенциального мировосприятия Георгия Иванова неоднократно отмечалась критиками и исследователями, однако
14 Гуль Р. Георгий Иванов // Новый журнал. - 1955. - №42. - С. 115.
15 Гуль Р. Там же. С. 110.
16 Агеносов В.В. «Мне исковеркал жизнь талант двойного зренья»: Г.Иванов // Литература русского зарубежья (1918 -1996). - М.: Терра, Спорт, 1998. - С. 233.
17 Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий. - М.: Флинта: Наука, 2002. — С. 251.
рассматривалась фрагментарно, на уровне предварительных замечаний или предположений. Тогда как, на наш взгляд, именно аспекты отражения экзистенциальной картины мира в художественной структуре его стихотворений являются ключевыми для понимания феномена ивановской поэзии.
Актуальность работы определена перспективностью и в то же время недостаточной исследованностью такой теоретической проблемы как взаимодействие философской картины мира поэта и структурно-смысловой организации его текстов.
Категории экзистенциализма относятся к области философии, и при проекции на творчество поэта возникает ряд вопросов, связанных со спецификой их воплощения. При этом - один из важных вопросов, который необходимо решить, заключается в следующем: как картина мира влияет на тип поэтики? Этот аспект зачастую не берется во внимание. Предполагается, что связь между этими двумя уровнями существует, но сами механизмы этой связи нередко остаются «за кадром». Мы полагаем, что эта связь реализуется, прежде всего, на уровне комбинаторики мотивов и образов, которые и воплощают картину мира поэта. Ср. идею И.П. Смирнова о том, что «поэтические картины мира отличаются не только доминирующими в каждой из них оппозициями, но и способами взаимодействия смыслов, т.е. не только содержанием, но и формой содержания»18.
Мы выдвигаем следующую гипотезу: в эмигрантском творчестве Георгия Иванова 1930-х годов существуют целостные комплексы мотивов, образов, лирических ситуаций, символов, композиционных, интонационных и других приемов, сцепление которых и воплощает экзистенциальную картину мира поэта. Причем, чем более целостной и органичной была экзистенциальная картина мира Иванова, тем способы взаимодействия мотивов, образов и иных поэтических составляющих должны быть более структурированными и конструктивно организованными. Подобным
18 Смиронов И.П. Смысл как таковой. - СПб.: Академический проект, 2001. - С. 92-93.
смысловым и структурно-содержательным единством, по нашему предположению, обладают лирические сборники (поэтические книги), составлению которых, как известно, Георгий Иванов уделял значительное внимание.
Лирический цикл или сборник как метатекстовая целостность позволяет воплотить сложную систему чувств, аксиологических представлений и онтологических категорий художника.
Теоретические вопросы циклизации на сегодняшний день наиболее глубоко рассмотрены в работах М. Дарвина, Л. Ляпиной, В. Сапогова, И. Фоменко, О. Мирошниковой и др. Особенности поэтических циклов и практические вопросы циклообразования рассмотрены на примере творчества крупных русских художников начала XX века: А. Блока, В. Брюсова (Л. Гинзбург, 3. Минц, П. Громов, В. Сапогов, Ф. Инграш, Л. Спроге и др.), А.Ахматовой (В.Жирмунский, Л. Кихней, О. Аминова, А. Тагильцев, А. Касимова), М. Цветаевой (Г. Петкова, М. Серова, Е. Веселовская, Т. Круглова), Вяч. Иванова, В. Ходасевича, М. Волошина и др.
В целом феномен циклизации, несмотря на значительные достижения в его изучении, до сих пор остается явно «недоисследованным», особенно в историко-литературном плане. До сих пор нет обобщающих трудов с классификацией и подробным анализом вопросов становления и эволюции цикла в творчестве многих поэтов или в рамках отдельных литературных направлений и школ (символизма, акмеизма и футуризма), не разработано четкой классификации циклических образований (лирического цикла, книги стихов, текстовых ансамблей, серии и др.). Нет также общепризнанной трактовки терминологического обозначения цикла и его соотношения с феноменом жанра. Так, остается открытым вопрос о том, является ли цикл самостоятельным жанром (его специфической разновидностью) или особым сверхжанровым (метажанровым, полижанровым) образованием.
Мы полагаем, что исследование стихотворных сборников Георгия Иванова как циклических структур в определенной (пусть небольшой) мере восполнит эти пробелы, позволит внести коррективы и дополнения и в саму теорию лирического цикла как метажанровой и метатекстовой формы.
Кроме того, в историко-литературном плане актуальность исследования не в последнюю очередь связана с повышенным интересом к экзистенциальному типу художественного сознания, возникающего в эпоху аксиолого-мировоззренческих «сломов» и «стыков». И если этот тип художественного сознания относительно полно исследован на материале прозы, то его лирические преломления, в особенности на русской почве, исследованы явно недостаточно.
Таким образом, нерешенностью весьма насущных, если не сказать приоритетных, для современного ивановедения проблем - воплощения экзистенциальной картины мира в поэтике эмигрантских циклов и проблемы циклообразования - и обусловлены историко-литературная и теоретическая значимость нашего диссертационного исследования.
Объектом научного анализа являются экзистенциальные установки Георгия Иванова и их отражение в поэтике лирических сборников 1930-х годов. Выбор для анализа лирических сборников 1930-х годов обусловлен двумя взаимосвязанными моментами. Во-первых, как отмечает А. Карпов, «свой собственный, ни на чей другой не похожий, голос Г. Иванов обрел в стихах, создававшихся на чужбине»19. Потеря России (в самом широком смысле - своего читателя, привычного круга общения, культуры, почвы, ценностей, истории) разбудила подлинную поэтическую силу Георгия Иванова. И, во-вторых, эмигрантская поэзия Иванова 1930-х годов вобрала в себя многие экзистенциальные категории и ситуации, которые мы находим в трудах как западных (Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса, М. Хайдеггера), так и русских экзистенциалистов (К. Леонтьева, Н. Бердяева, Л. Шестова).
19 Карпов A.C. Русская поэзия в изгнании // Карпов A.C. На чужбине: Очерки по истории литературы русского зарубежья. - M., 2007. - С. 118.
Это типологическое родство - свидетельство стадиального развития экзистенциализма, ключевые идеи которого воплощались не только в трактатах и философской прозе, но и в лирике.
Предмет исследования - лирика Георгия Иванова периода эмиграции. В центре внимания - сборники «Розы» (1931 г.) и «Отплытие на остров Цитеру» (1937 г.). Однако для анализа эволюции ивановской картины мира и, как следствие, поэтики его лирических книг, мы проводим художественные параллели как с ранним творчеством поэта (например, сборниками «Отплытье на о. Цитеру», «Вереск», «Сады»), так и с произведениями более поздних сборников Иванова («Портрет без сходства», «Rayon de rayonne», «Дневник», «Посмертный дневник»). Кроме того, при анализе сборника «Отплытие на остров Цитеру» мы делаем сопоставления с прозаическим «Распадом атома» (1937 г.), созданным одновременно с данным лирическим сборником.
Исходя из предположения о метатекстовом статусе цикла, мы задаемся целью выявить закономерности воплощения картины мира Георгия Иванова, сложившейся в эмиграции, в смысловой структуре его лирических книг.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. определить основные категории экзистенциализма применительно к художественному творчеству и наметить принципы их приложения к лирическому дискурсу Георгия Иванова;
2. рассмотреть теории литературного цикла, бытующие в научной литературе, и обосновать рабочую концепцию циклообразования применительно к лирической книге;
3. проанализировать содержательную структуру эмигрантских сборников Георгия Иванова 1930-х годов в свете философских установок экзистенциализма, выявить основные способы взаимодействия смыслов, принципы комбинаторики мотивов и образов;
4. вычленить циклообразующие элементы как содержательного, так и формального плана в свете экзистенциальной проблематики сборников Георгия Иванова «Розы» и «Отплытие на остров Цитеру».
Основные положения, выносимые на защиту:
1). Эмигрантское творчество Георгия Иванова - уникальный образец экзистенциальной поэзии. Автор моделирует характерные для экзистенциальной картины мира пограничные ситуации. Экзистенциальная проблематика в лирических сборниках как циклических единствах воплощается в семиотических комплексах, содержащих в себе компонент «границы» или «стыка». Для лирического героя Иванова характерен трагический мотив смыслоутраты, он пребывает в ситуации балансирования на грани жизни и смерти, реального и трансцендентного бытия, прошлого и будущего, свободы и необходимости.
2). Формой воплощения экзистенциальной картины мира становится лирический сборник, организованный как циклическое целое. Именно эта макроциклическая структура позволяет автору выразить философско-поэтическую картину мира в ее цельности и полноте. Отдельное стихотворение способно выразить эмоцию, фрагмент переживания или мыслительного процесса, но для раскрытия мировоззренческой концепции нужна большая лирическая форма, коей в эмигрантском творчестве Иванова является сборник стихов.
3). Эмигрантские сборники Георгия Иванова 1930-х годов - «Розы» и «Отплытие на остров Цитеру» - представляют собой метатекстовые образования, каждое из которых имеет общее лексико-семантическое поле, общий хронотоп, комплекс взаимосвязанных мотивов, образов, конфликтов и идей.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Георгий Иванов и русский символизм2006 год, кандидат филологических наук Рылова, Анна Евгеньевна
Своеобразие художественного мира ранней лирики Георгия Иванова2004 год, кандидат филологических наук Якунова, Екатерина Алексеевна
Литературное наследие В.А. Смоленского: образно-эстетическая система лирики2010 год, кандидат филологических наук Данилов, Александр Геннадиевич
Георгий Иванов и русские поэты второй половины XX века: С. Чудаков, И. Меламед, Д. Новиков, Б. Рыжий2018 год, кандидат наук Семина, Анна Андреевна
Георгий Иванов и русские поэты второй половины ХХ века (С. Чудаков, И. Меламед, Д. Новиков, Б. Рыжий)2018 год, кандидат наук Семина Анна Андреевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чехунова, Ольга Александровна, 2012 год
Литература:
Источники:
1. Андерсен Г.Х. Снежная королева // Собрание сочинений. Проза // Электронная библиотека Lib.ru - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://az.lib.rU/a/andersen_g_h/text_0290.shtml, свободный.
2. Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе // Собрание стихотворений // Электронная библиотека Lib.ru - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://az.lib.rU/b/batjushkow_k_n/text_0010.shtml, свободный.
3. Блок A.A. Собрание сочинений: в 8 т. - М.: Худож. лит., 1960. - Т.7. -716 с.
4. Брюсов В .Я. Собрание сочинений: в 7 т. - М., 1973. - Т. 1. - 746 с.
5. Державин Г.Р. Полное собрание стихотворений / Под ред. Д.Д. Благого.
- Л.: Советский писатель, 1957. - (Библиотека поэта; Большая серия).
6. Иванов Г.В. «Стихи о России» Александра Блока // Иванов Г.В. Собрание сочинений: В 3 т. - М.: Согласие, 1993. - Т.З: Мемуары, Литературная критика. - 720 с. - С. 472-476.
7. Иванов Г.В. Петербургские зимы // Иванов Г.В. Собрание сочинений: В 3 т. - М.: Согласие, 1993. - Т.З: Мемуары, Литературная критика. — 720 с. -С. 5-221.
8. Иванов Г.В. Распад атома // Иванов Г.В. Собрание сочинений. В 3 т. -М., Согласие, 1993. - Т.2.: Проза. - 480 с. - С. 5-34.
9. Иванов Г.В. Собрание сочинений: В 3 т. - М.: Согласие, 1993.
10. Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений в 8 томах / Сост. А. Кузнецов.
- М.: Терра - Книжный клуб, 2001.
11. Одоевцева И.В. На берегах Сены. - М.: Худож. лит., 1989. - 333 с.
12. Пушкин A.C. Собрание сочинений: Проза. Поэзия. Драматургия. - М.: Библиотека РАН, 2006. - 1152 с.
13. Сумароков А.П. Стихотворения // Собрание сочинений // Электронная библиотека Lib.ru - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://az.lib.ru/s/sumarokow_a_p, свободный.
14. Ходасевич В.Ф. Георгий Иванов // Возрождение. - 1937. - №1. -С. 118-126.
Труды философов-экзистенциалистов и исследователей
экзистенциализма:
15. Бердяев Н. Философия свободы. Самопознание. Русская идея. - М.: ACT, 2011.-608 с.
16. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. - М.: АТС, 2011. - 640 с.
17. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.-608 с.
18. Болльнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. - СПб.: Лань, 1999. — 513 с.
19. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. - 197 с.
20. Великовский С. «Проклятые вопросы» Камю // Камю А. Избранное: Сборник / Сост. и предисл. С. Великовского. - М.: Радуга, 1988. - 464 с.
21. Великовский С.И. Экзистенциализм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. A.A. Сурков. - М. - Сов. энцикл., 1978. - Т.8. - 851 с.
22. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1999.-527 с.
23. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. — М.: Высшая школа, 1963. - 415 с.
24. Григорьян Б.Т. Карл Ясперс // Философы двадцатого века: Сборник/ Под ред. A.M. Руткевич, И.С. Вдовина. - М.: Искусство, 1999. - 263 с. -249 с.
25. Гриненко Г.В. История философии. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 685 с.
26. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. -М.: ACT, 2000.-752 с.
27. Гуссерль Э. Феноменологическая психология (Амстердамские доклады) / Пер. с нем. A.B. Денежкина (По изданию Husserliana. Bd. 9, Haag: Nijhof, 1962) [Электронный вариант] Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000068/index.shtml, свободный.
28. Зыкова А.Б. Хосе Ортега-и-Гассет // Философы двадцатого века: Сборник / Под ред. A.M. Руткевич, И.С. Вдовина. - М.: Искусство, 1999. -263 с.
29. Камю А. Бунтующий человек //Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990.-415 с. - С. 119-356.
30. Константин Леонтьев: pro et contra / Сост. А. Козырев, А. Корольков. -М.: Изд-во РХГИ, 1995. - 480 с.
31. Клюзова М.Л. Этика как апология жизни: от рационализма к экзистенциализму // Вопросы философии. - 2005. - №10. - С. 55-67.
32. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. - М.: ACT, 2004. - 240 с.
33. Леонтьев К.Н. Сборник философских статей. - М.: Норма. - 513 с.
34. Марсель Г. Быть и иметь. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. — 159 с.
35. Маслоу А. Экзистенциальная психотерапия — что в ней есть для нас // Экзистенциальная психология. Экзистенция. - М., 2001. - 316 с.
36. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. - СПб.: Ювента, Наука, 1999.-605 с.
37. Миголатьев A.A. Ведущие течения современной западной философии // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №1. - С. 92-97.
38. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим: Ещё раз об экзистенциальной философии // Вопросы философии. - 2002. - №3. - С. 32-36.
39. Мыслители русского зарубежья. Бердяев. Федотов. - М.: Истоки отечественной мысли, 1992. - 464 с.
40. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - 829 с.
41. Попова О.В. Н.А.Бердяев и Ж.-П. Сартр: два полюса экзистенциальной философии // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2010. — № 1 — Философия. Политология [Электронный вариант] Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/l/Popova/, свободный.
42. Радугин A.A. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - 304 с.
43. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
44. Сартр Ж.-П. Последний шанс. - СПб.: Азбука, 2000. - 464 с.
45. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. - М.: Издательство политической литературы, 1990. - 398 с.
46. Слободянюк Н. Проблема «Я» и «другой» с точки зрения русского экзистенциализма: Поэтический портал [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.khurgin.liter.net/kritika.ru, свободный.
47. Тузова Т.М. Экзистенциализм // Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. - М.: Современный литератор, 2001. -С. 1312.
48. Тузова Т.М. Экзистенция // История философии: энциклопедия. - М.: Книжный дом, 2002. — С. 1247 -1248.
49. Философия культуры: Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова и др. - СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
50. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
51. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева и др. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
52. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Наука, 2007. - 624 с.
53. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления / Авт. предисловия Н. Б. Иванов.— JL: Издательство Ленинградского университета, 1991. — 216 с.
54. Щукин Э.О., Патлайчук О.В., Чугуева И.Е. Основные направления современной философии. - Николаев: НУК, 2009. - 752 с.
55.Трыков В.П. Экзистенциализм // Современная французская литература / Под ред. В. А. Лукова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://modfrancelit.ru/ekzistentsializm, загл. с экрана.
56. Лукач Г. Экзистенциализм: Основные положения и представители // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mesotes.ru/lukacs/existenzializm.htm, свободный.
57. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1999. -527 с.
Теоретические и историко-литературные работы:
58. «Россия делится на сны...»: Г. Иванов, Н. Набоков, И. Елагин / Вступ.ст., сост. С.М. Пинаев. - М.: Азбуковник, 1998. - 630 с.
59. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. - М.: Наука, 1986.-С. 104-116.
60. Аверинцев С.С. Поэты. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 368 с.
61. Аверинцев С.С., Франк-Каменецкий И.Г., Фрейденберг О.М. От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. — М.: Изд-во УРСС, 2001. - 124 с.
62. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-248 с.
63. Авраменко А.П. Георгий Иванов: «Диалог» с А. Блоком // Мир литературы. К юбилею профессора Анатолия Сергеевича Карпова: сборник научных трудов. - М.: РУДН, 2010. - 431 с. - С. 91-107.
64. Агеносов В.В. «Мне исковеркал жизнь талант двойного зренья»: Г.Иванов // Литература русского зарубежья (1918 - 1996). - М.: Терра, Спорт, 1998.
65. Агеносов В.В. Литература russkogo зарубежья (1918 - 1996). - М.: Терра, 1998.-543 с.
66. Адамович Г. Одиночество и свобода. - М.: Республика, 1996. - 447 с.
67. Аксенова А. Метафизика анекдота, или семантика лжи // Литературное обозрение. - 1994. - № 11/12. - С. 52-57.
68. Андреев М.Л. Метасюжет в театре Островского. - М.: РГГУ, 1995.
69. Аносова Л.В. Архитектоника и поэтика лирических циклов в книгах стихов М. Кузмина 1910-х годов: Автореф. дис. ... канд. филолог. Наук. -М., 2008. - 25 с.
70. Арьев А.Ю. Жизнь Георгия Иванова. Документальное повествование. -СПб.: Журнал «Звезда», 2009.-488 с.
71. Барков А.Н. Романы «Евгений Онегин» и «Мастер и Маргарита»: традиция литературной мистификации. - Киев: «Станица», 1996.
72. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г. Гаева. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 512 с.
73. Бахтин М.М. Собрание сочинений: В 7-ми томах. - М.: Русские словари, Языки славянской культуры. - 1997-2012.
74. Белая Г.А. Смена кода в русской культуре как экзистенциальная ситуация // Литературное обозрение. - 1996. - № 5—6.
75. Берберова Н. Курсив мой: Автобиография / Вступ ст. Е.В. Витковского; Коммент. В.П. Кочеткова, Г.И. Мосешвили. — М.: Согласие, 1999. — 736 с.
76. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер с нем./ Общ. ред. и предисл. И.С. Свенцицкой. -М.: Республика, 1996. - 335 с.
77. Бицилли П. Георгий Иванов. «Отплытие на остров Цитеру» // Современные записки. - Париж, 1937. - № 64.
78. Бицилли П.М. Трагедия русской культуры: Исследования. Статьи. Рецензии. - М.: Русский путь, 2000. - 608 с.
79. Богомолов H.A. Георгий Иванов и Владислав Ходасевич // Русская литература. - 1990. -№3. - С. 17-21.
80. Богомолов H.A. Русская литература начала XX века и оккультизм. -М., 1999.-560 с.
81. Богомолов H.A. Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. - Томск: Водолей, 1999. - 640 с.
82. Богомолов H.A. Талант двойного зрения // Богомолов H.A. Русская литература первой трети XX века: Портреты. Проблемы. Разыскания. -Томск: Водолей, 1999. - 640 с.
83. Болычев И. Портрет без сходства: Лирика Георгия Иванова в 20-30-е годы // Журнальный зал: Крещатик, - 2006. - №4.
84. Варакина Е.Р. Картина мира в лирическом произведении (на материале творчества Г. Иванова и Странника (Д. Шаховского): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08.-М., 2009.-24 с.
85. Варакина Е.Р. Картина мира в лирическом произведении: на материале творчества Г. Иванова и Странника (Д. Шаховского): дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.08.-М., 2009.- 183 с.
86. Варшавский В. О прозе «младших» эмигрантских писателей // Современные записки. - 1936. - № 61.
87. Великовский С.И. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1978.-Т.8.-С. 551.
88. Веселовский А.Н. Из поэтики розы // Веселовский А.Н. Избранные статьи. - Л.: Гослитиздат, 1939. - 487 с.
89. Виноградов В.В. О литературной циклизации: (По поводу «Невского проспекта» Гоголя и «Исповеди опиофага» Де Квинси) // Виноградов В.В.
Поэтика русской литературы: Избранные труды. — М.: Наука, 1976. — С. 45—62.
90. Витковский Е.В. «Жизнь, которая мне снилась» // Иванов Г.В. Собрание сочинений: В 3 т. - М.: Согласие, 1993. - Т.1: Стихотворения. -656 с.
91. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства [Электронный ресурс] Режим доступа: Yandex.SlovarbHoBbifi энциклопедический словарь изобразительного искусства, свободный.
92. Волков И.Ф. Теория литературы. - М.: Наука, 1995. - 314 с.
93. Воробец Т.А. Метасюжет преображения как единый семантический код лирики Ф.И. Тютчева: Дисс.... канд. филол. наук. — Омск, 2007. - 151 с.
94. Воспоминания о Серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Республика, 1993. - 559 с.
95. Гапеенкова М.Ю. Трагизм мироощущения в эмигрантской поэзии Георгия Иванова: Дисс.... канд. филол. наук. - Н.Новгород, 2006. - 184 с.
96. Гаспаров M.J1. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. - М., Наука, 2002. - 352 с.
97. Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - М., Наука, 1984. - 352 с.
98. Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. - М.: Фортуна Лимитед, 2001. - 288 с.
99. Гинзбург Л.Я. Вещный мир // Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.: Интрада, 1997.-408 с.-С. 288-325.
100. Гинзбург Л.Я. Поэтика ассоциаций // Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.: Интрада, 1997. - 408 с. - С. 325-414.
101. Гиппиус З.Н. (под псевд. Антон Крайний). Литературные размышления: О розах и о другом// Числа. - Париж, 1931. - №4. - С. 150 -154.
102. Гиршман М.М. Единство и целостность литературного произведения: к определению и уточнению понятий // XX век. Литература. Стиль. -Екатеринбург, 1999. - Вып. IV. - С. 10 - 16.
103. Гуль Р. Георгий Иванов // Новый журнал. - 1955. - №42.
104. Гурвич И. Георгий Иванов: Восхождение поэта // Вопросы литературы. -1998.-№6. -С. 35-53.
105. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный вариант] Режим доступа: http://slovardalya.ru/ description/iurit/44177, свободный.
106. Данилович Т.В. Поэзия русского зарубежья: Творчество Г.Иванова в аспекте интертекстуального анализа // Наука о литературе в XX веке: история, методология, литературный процесс. -М.: ИНИОН РАН, 2001. - 376 с.
107. Дарвин М.Н. Художественная циклизация в постсимволистском сознании А. Белого // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной конференции. - М.: Изд-во РГГУ, 2003. - С. 53-57.
108. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы. Т. 3. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении).— М.: ИМЛИ РАН, 2005. — 476-515 с.
109. Дарвин М.Н. Европейские традиции в становлении понятия цикла // Европейский лирический цикл. Материалы международной научной конференции. - М., 2003. - С. 38 - 49.
110. Дзери Ф. Ватто. Отплытие на остров Цитеры (Сто великих картин). -М.: Белый город, 2002. - 48 с.
111. Евсеев Б. Георгий со свечой: О поэзии Георгия Иванова // Литературная газета. - 1996. - №03.
112. Жидков В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира.— СПб.: Алетейя, 2003.-464 с.
113. Жилина М.Ю. Метасюжет судьбы лирического героя в поэзии С.А. Есенина: основные культурно-художественные коды и мотивные
комплексы: основные культурно-художественные коды и мотивные комплексы : Дисс.... канд. филол. наук. - Омск, 2006. - 211 с.
114. Жюльен Н. Словарь символов. - М.: Контур, 1999. - 371 с.
115. Заманская В.В. Взгляд на русскую культуру XX века как целостное явление // Вестник Московского университета. Сер. Филология. - 2002. - № 2.
116. Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий. - М.: Флинта: Наука, 2002. — 304 с.
117. Злобин В. Тяжелая душа: Литературный дневник. Воспоминания. Статьи. Стихотворения. - М,: НПО «Интелвак», 2004. - 624 с.
118. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа-Плюс. -2005.-320 с.
119. Зорин А. О лирике Блока: Обугленные облака // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 2004. - №3. - С. 12-16.
120. Зунделович Я. Сюжет // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. -Т. 2. — С. 900.
121. Иванова И.Н. Ирония в художественном мире Георгия Иванова: дис ... канд. филол. наук. - Ставрополь, 1998.-181 с.
122. Ивин A.A. Метасюжет драматургии А.П. Чехова // Художественный текст и культура. - Владимир, 1999. - 14-20 с.
123. Ильичёв A.B. Гений, парадоксов друг. - Владивосток: Наука, 1999. -94 с.
124. История литературы русского зарубежья (1920-е - начало 1990-х гг.) / Под ред. А.П. Авраменко. - М.: Академический Проект, 2011. - 906 с.
125. История русской литературы XX века: 20-50-е годы. Литературный процесс / Под ред. А. Авраменко, Б.Бугрова и др. - М.: Изд-во МГУ, 2006. -776 с.
126. Карпов A.C. «Хорошо, что не России...» // Георгий Владимирович Иванов: Материалы и исследования: 1894 - 1958: Международная научная
конференция / Сост. и отв. ред. С.Р. Федякин. - М.: Издательство Литературного института им. A.M. Горького, 2011. - 464 с.
127. Карпов A.C. Русская поэзия в изгнании // Карпов A.C. На чужбине: Очерки по истории литературы русского зарубежья. - М.: РУДН, 2007. -313 с.
128. Касимова А.Р. Лирический цикл как идиостилевая константа в творчестве Анны Ахматовой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ижевск, 2011.-21 с.
129. Керлот Х.Э. Словарь символов. - М.: Refl-book, 1994. - 602 с. - С. 440.
130. Кихней Л., Ткачева Н. Иннокентий Анненский: Вещество существования и образ переживания. -М.: Диалог, МГУ. - 1999.
131. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. - М.: Планета, 2005. -184 с.
132. Кихней Л.Г. Скрытая смысловая структура поэтических книг Ахматовой // Анна Ахматова: Эпоха, судьба, творчество Крымский Ахматовский научный сборник. - Вып. 4. - Симферополь: «Крымский архив», 2006.-С. 98-108.
133. Кихней Л.Г. Семантика заглавия и смысловая целостность поэтических книг Анны Ахматовой // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2010. -№ 2. - С. 4151.
134. Коваленко А.Г. Принцип двоемирия в русской литературе XX века. -Русская литература XX века: Итоги и перспективы. Материалы Международной научной конференции. Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, 24-25 ноября 2000 г. / Ред.-сост. С.И. Кормилов. - М.: Макс Пресс, 2000. -С. 141- 144.
135. Коваленко А.Г. Художественный конфликт в русской литературе XX века (структура и поэтика художественного конфликта в русской литературе XX века). Пособие по спецкурсу. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - 57 с.
136. Ковчег. Поэзия первой эмиграции / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М.: Изд-во полит, литературы, 1991. - 511 с.
137. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Кожинов В.В. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. - М., 1964. — С. 408-485.
138. Козицкая Е.А. «Зеркала» поэзии Г. Иванова: к вопросу о внутренней диалогичности лирического текста // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе: Проблемы теоретической и исторической поэтики: Материалы Междунар. науч. конф. В 2 ч. - Гродно, 1997. - 4.2. - С. 76-91.
139. Колобаева JI. А. «Вещный» символ в лирике И. Анненского и А. Ахматовой // Вторые Ахматовские чтения. Тезисы докладов и сообщений. -Одесса, 1991.-С. 16-18.
140. Крейд В.П. Георгий Иванов. - М.: Молодая гвардия, 2007. - 430 с. -(Жизнь замечат. Людей: Сер. биогр.; Вып. 1054).
141. Критика русского зарубежья. В 2 ч. Ч. 1. / Сост. O.A. Коростелев, Н.Г. Мельников. - М.: Изд-во «Олимп», 2002.
142. Круглова Т.С. Жанровая интерпретация цикла «Стихов к Блоку» М.Цветаевой в свете коммуникативных установок автора // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова, 2008. -Том 14.-№ 1.-С. 118-120.
143. Круглова Т.С. Книга стихов Андрея Белого «Пепел» в коммуникативно-жанровом аспекте // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова, 2011. - № 1. - Т. 17. -С. 143-148.
144. Кублановский Ю. Голос, укрепленный отчаянием // Новый мир. - 1994. -№ 9.
145. Кузнецова Е.Р. Музыкальный элемент как особенность сюжетостроения в русской лирической поэзии XIX-XX веков. А.Н. Апухтин, Я.П. Полонский, A.A. Фет, Н.С. Гумилев, Г.В. Иванов, эволюция музыкальности: дис ... канд. филол. наук. - Самара, 1999. - 193 с.
146. Кузнецова H.A. Творчество Георгия Иванова в контексте русской поэзии 1-й трети XX века: дис ... канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2000. - 199 с.
147. Кулыгина В.В. Принципы лирической циклизации в творчестве Вяч. Иванова: «Итальянские сонеты», «Зимние сонеты», «Римский дневник 1944 года»: Автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 2009. - 25 с.
148. Лейдерман Н.Л. Метасюжет книги лирики как явление стиля: О. Мандельштам. «Камень») // XX век. Литература. Стиль: коллектив, моногр. -Екатеринбург, 1994. - Вып. 1. - С. 86-102.
149. Литература русского зарубежья // Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] Режим доступа: http//www.http//www.krugosvet.ru, свободный.
150. Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918 - 1940). Т. 1. Писатели русского зарубежья. - М.: РОССПЭН, 1997. - 512 с.
151. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. -СПб.: БЛИЦ, 1999. - 192 с.
152. Лобанова Ю.А. Роль женских архетипов в метасюжете инициации героев Ю. Олеши: Дисс.... канд. филол. наук. - Барнаул, 2007. - 179 с.
153. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. - М.: Мысль, 1995. - 542 с.
154. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // ЛотманЮ.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста: статьи и исследования; заметки; рецензии; выступления. - СПб.: Искусство-СПб, 1996. - 846 с.
155. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи. Исследования. Заметки. - СПб.: Искусство, 2001. - 848 с.
156. Лотман Ю.М. Проблема поэтического сюжета // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста: статьи и исследования; заметки; рецензии; выступления. - СПб.: Искусство-СПб, 1996. - 846 с.
157. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. - М.: Академический проспект, 2002. - 544 с.
158. Ляпина Л.Е. Проблема целостности лирического цикла // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. - Донецк: 1977.
159. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. — СПб., 1999.
160. Ляпина Л.Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. - 1998. - № 1.
161. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 512 с.
162. Маковский М.М. Язык — миф — культура. Символы жизни и жизнь символов. — М.: Инт-т русск. яз. им. В. Виноградова, 1996. - 451 с.
163. Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. - М: Согласие, 2000. -557 с.
164. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Издат. группа «Прогресс», 1992. - 413 с.
165. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / Под ред. Ю.П. Сенокосова. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 215 с.
166. Марков В. Русские цитатные поэты. Заметки о поэзии П. А. Вяземского и Георгия Иванова. // Марков В.Ф. О свободе в поэзии: Статьи, эссе, разное. - СПб., 1994. - 368 с. - С. 214-232.
167. Марков В.Ф. О поэзии Георгия Иванова // Критика русского зарубежья: В 2 ч. - Ч. 2. - М.: Олимп, ACT, 2002. - 420 с.
168. Мескин В.А. Кризис сознания и русская проза конца XIX - начала XX вв. -М.: «Прометей», 1997.
169. Миллер Л. Катастрофа или торжество: (К 100-летию со дня рождения Георгия Иванова) // Литературная газета. - 1994. -№11.
170. Минц З.Г. Поэтика русского символизма. - СПб.: Искусство, 2004. -480 с.
171. Мирошникова О.В. Анализ и интерпретация лирического цикла: «Мефистофель» К.К. Случевского: Учеб. пособие. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2003.- 138 с.
172. Мирошникова О.В. Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика: Дис. ... д-ра филол. наук. - Омск, 2004. -466 с.
173. Михалик Е.А. Метасюжет преодоления расчлененности бытия в лирике В. Хлебникова // Вестник Пермского университета: Российская и зарубежная филология. - 2010. - Вып. 3(9). - С. 78-86.
174. Михалик Е.А. Метасюжет поэзии В.Хлебникова: преодоление разобщенности мира: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Пермь, 2010. -27 с.
175. Мосешвили Г. Комментарии // Иванов Г.В. Собрание сочинений: В 3 т. - М.: Согласие, 1993. - Т.1: Стихотворения. - 656 с.
176. Мочульский К.В. Розы. Стихи Георгия Иванова // Современные записки. - 1931.-№46.-С. 501-503
177. Налегач Н.В. Микроцикл И. Анненского <Август> как неомифологический текст // Диалог культур. 4: Сборник материалов IV межвузовской конференции молодых ученых (май 2001) / Под ред. С. А. Манскова. - Барнаул, БГПУ, 2002. - С. 102-107.
178. Налегач Н.В. Миф об Иннокентии Анненском в поэзии акмеистов // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 25-37.
179. Налегач Н.В. Поэтика отражений: И. Анненский и русская поэзия XX века: Учеб.пособие. - Кемерово, 2009.
180. Налегач Н.В. Пушкинская традиция в поэзии И. Анненского: Дисс: ... канд. филол. наук. - Томск, 2000. - 223 с.
181. Налегач Н.В. Христианские мотивы и образы в стихотворении И. Анненского «В небе ли меркнет звезда...» // Языковая картина мира:
лингвистический и культурологический аспекты. В 2 т. Т.2. - Бийск, 1998. -С. 48-51.
182. Несынова Ю.В. Эволюция поэтической системы Г.В. Иванова: Дисс. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2007. - 187 с.
183. Никулин Д.В. Проблемы циклизации в творчестве Ю.Д. Левитанского: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Москва, 2010. - 24 с.
184. Померанцев К. Философия в поэзии Георгия Иванова // Новый журнал. -1985. -№ 158.
185. Поспелов Г.Н. Сюжет // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.-752 с.
186. Прокофьева В. Образ России в эмигрантских циклах Г. Иванова // Русская культура XX века на Родине и в эмиграции. Имена. Проблемы. Факты. - М., 2000 - 280 с.
187. Пропп В. Морфология сказки. - Л.: Academia, 1928. — [Электронный вариант] Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/PMS-001-.htm, свободный.
188. Пуришев Б. Рококо // Литературная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7442.htm, свободный.
189. Рапацкая Л.А. Искусство «Серебряного века». - М.: Аспект Пресс, 1996. - 207 с.
190. Русские поэты XX века: Собрание биографий. - Челябинск: Лига, 2001. -314с.
191. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. - М.: Наука, 1997. -1016 с.
192. Сапогов В.А. О некоторых структурных особенностях лирических циклов А. Блока // Язык и стиль художественного произведения. - М., 1966.
193. Семенова С.Г. Два полюса русского экзистенциального сознания: Проза Георгия Иванова и Владимира Набокова-Сирина // Новый мир. - 1999. -№9.
194. Серова М.В. Поэтика лирических циклов в творчестве Марины Цветаевой: Научно-методич. пособие. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1997. — 160 с.
195. Словарь ключевых слов поэзии Георгия Иванова / Сост. И.А. Тарасова. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. - 208 с.
196. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М.: Политиздат, 1987. - 675 с.
197. Смит Дж. Взгляд извне: Статьи о русской поэзии и поэтике. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 528 с.
198. Спивак P.C. Русская философская лирика. Проблемы типологии жанров. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985. - 167 с.
199. Спивак P.C. Философский метажанр в художественных системах классицизма, романтизма, реализма // Проблемы типологии русской литературы XX в.: межвуз. сб. науч. тр.. — Пермь, 1991. — 186 с.
200. Струве Г.П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Париж. -М.: Русский путь, 1996.
201. Сухорукова Н.В. Поэтика циклических форм в книге М.А. Волошина «Годы странствий»: Дис.... канд. филол. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.
202. Сызранов C.B. Кризис и катарсис как организующие начала чеховского метасюжета // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - Тольятти, 2007. -Вып. 1.-С. 128-137.
203. Тагильцев A.B. Лирические циклы Анны Ахматовой 1940-х - 1960-х гг.: проблема художественной целостности: Дисс. ... канд. филол. наук. -Екатеринбург, 2003. - 147 с.
204. Тарасова И.А. Образы языкового сознания: к проблеме индивидуально-специфического (на материале поэзии И. Анненского и Г. Иванова) // Язык, сознание, коммуникация. - Вып. 18. -М., 2001. - С. 101 - 105.
205. Тарасова И.А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (на материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского): Автореф... доктора филол. наук. - Саратов, 2004.
206. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. / Автор-сост. Н.Д. Тамарченко. -М.: РГГУ, 1999.
207. Тименчик Р. Георгий Иванов как объект и субъект // Новое литературное обозрение. - 1995. - №16.
208. Тименчик Р.Д. Культ Иннокентия Анненского на рубеже 1920-х годов // Культура русского модернизма: Статьи, эссе и публикации. - М.: Наука, 1993.-С. 338-348.
209. Топоров В.Н. Ветхий дом и дикий сад: образ утраченного счастья (страничка из истории русской поэзии) // Облик слова. Сб.ст. - М., 1997. - С. 290-318.
210. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. -М.: Прогресс, Культура, 1995. - 624 с.
211. Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия. -М., 1980. -Т. 2. -С.161-166.
212. Тресиддер Д. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. - М.: Фаир-Пресс, 1999.-448 с.
213. Трушкина A.B. Особенности поэтического мира Георгия Ивановна 1920-50-х годов: Дис.... канд. филол. наук: 10.01.01. -М., 2004.
214. Трушкина A.B. Особенности поэтического мира Георгия Ивановна 1920-50-х годов: Автореф. дис.... канд. филол. -М., 2004. - С. 17.
215. Фёдоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига: Знание, 1988. - 456 с.
216. Федотов О. Очарование случайных пустяков // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 2000. - № 24. - С. 5-9.
217. Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. - Тверь: ТГУ, 1992.-123 с.
218. Хализев В.Е. Литературная реминисценция и ее функции // Историко-литературный процесс. Методологические аспекты. - Рига, 1989. - С. 43-45.
219. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999. - 391 с.
220. Хмельницкая Т.Ю. Вернулся в Россию стихами: О зарубежной лирике Георгия Иванова / Литературное Обозрение. - 1994. - № 11/12. - С. 46-52.
221. Хрестоматия критических материалов: Русская литература рубежа XIX-XX веков / Сост. Л.Ю. Алиева, Т.В. Торкунова. - М.: Айрис-пресс, 1999. - 496 с.
222. Цивьян Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. Изд. 3-е, испр. — М.: КомКнига. - 2006. - 280 с.
223. Цивьян Т. В. Словесное изображение звукового пейзажа // Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. Изд. 3-е, испр. —М.: КомКнига. -2006.-280 с.
224. Цивьян Т.В. Остров, островное сознание, островной сюжет // Цивьян Т.
B. Модель мира и ее лингвистические основы. Изд. 3-е, испр. — М.: КомКнига. - 2006. - 280 с. - С. 234 - 241.
225. Цивьян Т.В. Птицы - курьеры: Мотив связи верхнего и нижнего мира в Балканской перспективе // Цивьян Т. В. Модель мира и ее лингвистические основы. Изд. 3-е, испр. — М.: КомКнига. - 2006. - 280 с. - С. 262-267.
226. Чагин A.B. Истоки пути: от «Лампады» к «Дневникам» // Георгий Владимирович Иванов: Материалы и исследования: 1894 - 1958: Международная научная конференция / Сост. и отв. ред. С.Р. Федякин. - М.: Издательство Литературного института им A.M. Горького, 2011. - 464 с. -
C. 8-23.
227. Чернышева Е.Г. Архетип «играющее дитя» в художественной миромодели русской литературной сказки 30-х годов XIX века // Проблемы художественного миромоделирования в русской литературе XIX-XX веков / Под ред. Е.Г. Чернышевой, A.B. Урманова. - Благовещенск, 1997. - 204 с.
228. Чигиринская О.С. Мотив отплытия в эмигрантском творчестве Г. Иванова // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. —
№ 5. - Филология. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/5/Chigirinskaia/, свободный.
229. Шарафадина К.И. «Язык цветов» в русской поэзии и литературном обиходе первой половины XIX века (Источники, семантика, формы): Дис. ... д-ра филол. наук. - СПб., 2004. - 431 с.
230. Шелогурова Г.Н. Об интерпретации мифа в литературе русского символизма // Из истории русского реализма конца XIX - начала XX в. - М., 1986.-С. 122-135.
231. Шервашидзе В.В. Западноевропейская литература XX века. - М.: РУДН, 2009. - 266 с.
232. Шервашидзе В.В. От романтизма к экзистенциализму Творчество Андре Мальро и Альбера Камю: Учеб пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. -157 с.
233. Штейн Э. Неизвестный Георгий Иванов // Новый журнал. - 1998.- №211.
234. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной...». Система пейзажных образов в русской поэзии. — М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.
235. Эпштейн М.Н. Тема и вариация (К проблеме поэтической традиции) // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. - Кемерово, 1986. - С. 8-23.
236. Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: Материалы II Международной научно-практической конференции (22 - 24 сентября 2004 г.). В 2 т.- Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. Т. 1.-303 с.
237. Яконовский Е. Принц без короны // Возрождение. - 1958. - № 82.
238. Яницкий JI.C. Стихотворный цикл: динамика художественной формы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Новосибирск, 1998. - 27 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.