Экранная модальность в культуре и человеческом существовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Берлева Ирина Николаевна

  • Берлева Ирина Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2024, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 161
Берлева Ирина Николаевна. Экранная модальность в культуре и человеческом существовании: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2024. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Берлева Ирина Николаевна

Введение

Глава 1. Культурно-философская концептуализация экранности

1.1. Социокультурное конституирование и масштабирование экранности

1.2. Философия экранности

Глава 2. Культура и антропология экранности

2.1. Экранная оптика трансформации культуры

2.2. Человеческое существование в экранной культуре

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экранная модальность в культуре и человеческом существовании»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сегодня стало расхожим утверждение о масштабном влиянии технологий на культуру и человека. Действительно, череда важнейших научно-технических открытий XIX - начала XX в. и их внедрение в повседневную культурную практику кардинально изменили как облик современной цивилизации, так и жизнь человека. Различные технические устройства оказались «имплантированы» сначала в контур культурного бытия, а через него начали свою имплицитную экспансию в сферу человеческого существования, став практически ему имманентны.

В ряду множества технических решений, появившихся с конца XIX в., особое место занимают экранные технологии и созданные на их основе в различных формфакторах экранные технофеномены. Первично они утверждаются в качестве инновационной информационно-коммуникационной

мультимедиаплатформы, выступая «электронным окном» в альтернативный пространственно-временной континуум. Но вскоре экранность выходит за рамки классической медиаопределенности, формируя параллельный и отчасти автономный контур культурной и социально-антропологической реальности.

Современный человек живет в мультиэкранном мире, пытаясь адаптироваться к нему и синхронизировать с ним модальность собственного существования. Это далеко не всегда происходит безболезненно. Экранная трансформация культуры и человека создает не только горизонт возможностей, как это могло показаться на заре «электронной революции», но и сопряжена со множеством рисков, которые частично обусловлены непониманием природы экранности.

Поэтому философское исследование контура экранной реальности в его конвергенции с культурой и человеческим существованием обладает несомненной эвристической перспективой и является предельно актуальным. Причем актуальность темы диссертационной работы справедлива не только в контексте собственно научного дискурса, но и распространяется на широкое

социально-гуманитарное диалоговое пространство, в котором часто поднимаются вопросы о характере и оценке трансформаций культуры и человека под влиянием экранных технологий.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время теоретическое осмысление феномена экранности имеет несколько предметно-исследовательских оптик и формальных модусов рассмотрения, которые были сформированы за последнее столетие.

Хронологически первым оформился художественно-эстетический дискурс аналитики экранности. Здесь предметом рассмотрения выступала, прежде всего, киноэкранность, которая исследовалась с искусствоведческих позиций. Выявлялись особенности экранного языка, его основные риторические приемы и выразительные формы. Именно в этом исследовательском контуре начинается теоретическое конституирование экрана в качестве нового, по-своему уникального пространства реализации художественных образов и практик. Фундаментальное значение имеют работы Р. Арнхейма, Б. Балаши, З. Кракауэра, В. Линдсея и С.М. Эйзенштейна, а также аналитика таких современных исследователей как О.В. Аронсон, Ж.-Ж. Вуненбургер, Т. Жиро, Н. Изволов и Я. Иоскевич.

Примерно в 60-е гг. XX в. формируется междисциплинарное исследовательское направление media studies, где одним из центральных объектов рассмотрения становятся экранные технологии. В медиаоптике экран определяется как полимодальное информационно-коммуникационное устройство, создающее контур медиареальности. Основы всего дискурса media studies были заложены М. Маклюэном, для которого на экранности центрируется как современная культура (прежде всего, в ее социальном измерении), так и перспективы «внешнего расширения человека». Далее это направление получило широкое раскрытие в работах В. Беньямина, Г. Инниса, Е.И. Кузнецовой, Л. Мановича, В. Михалковича, Н. Негропонте, И.В. Чернышевой, А.В. Федорова и Л. Энгеля.

По мере возрастания культурного значения экранности развивается интерес к теме истории ее становления и последующего генезиса. Здесь отдельно рассматривается генеалогия электронной экранности, а также формируется целое исследовательское направление «археологии экранности», основанное Э. Хухтамо. Его разработка была продолжена К. Керамом, А.В. Месяжниковой, М.А. Степановым и В. Эрнстом. В нем рассматриваются примеры неэлектронных экранных устройств и намечаются смысловые линии их преемственности современным экранным формам.

Другим достаточно популярным модусом исследования экранности, который частично пересекается с media studies, становится культурологическое направление. Оно раскрывается в работах таких авторов как Д.А. Беляев, В.В. Бычков, С.Л. Григорьев, Ч. Гир, М. Жименез, Я. Иоскевич, Н.Б. Кириллова, А. Мелро, К.Э. Разлогов, Г.И. Рузавни и П.М. Фишов. Здесь современную мультиэкранность рассматривают в качестве проекционно-технологической поверхности, создающей пространство вторичной (виртуальной) реальности. Последняя определяется как альтернативный культурный контур, обладающий своей автономной экосистемой. В этот же исследовательский кластер мы вносим многочисленные культурологически ориентированные работы, в которых исследуется виртуальная реальность и дигитальность. Например, теоретические наработки отечественной школы виртуалистики (Н.А. Носов).

В начале XXI в. появляется новая междисциплинарная исследовательская программа - game studies. В ней осуществляется проработка феномена экранности, реализованного в видеоигровом контуре. Здесь представляется наиболее ценной аналитика процедурно-интерактивных возможностей экранной риторики как части видеоигровых нарративов. Основателем этого направления стал Я. Богост, идеи которого были продолжены и разработаны С. Аном, А.В. Аслановым, А.С. Ветушинским, Е.В. Галаниной, М. Корсом, Й. Рассенсом, Т. Эрой и Й. Янсоном. Кроме того, видеоигры открывают новую сферу конституирования экранного искусства, теоретически осмысленного у А.А.

Деникина, Н.А. Маренич, Н.А. Мошкова, А.А. Пережогиной, А.А. Титоренко и И.И. Югай.

Наиболее релевантным нашей, философской оптике исследования экранности является направление медиафилософии. Оно базируется на материале media studies, эксплицируя медиафеномены с онтологических позиций. Соответственно, и экранность, рассматриваясь в качестве медиального инструмента, получает философский модус интерпретации. Вклад в его разработку внесли С. Менкер, А. Рослер, Р.С. Исмаилов, В.В. Савчук и Р. Фиетз. Также необходимо отметить исследовательскую деятельность Центра Медиафилософии, созданного на базе СПбГУ еще в 2007 году.

Философско-антропологическая проблематика экранности поднимается, прежде всего, в работах К.А. Очеретяного, посвященных рассмотрению тела как медиа, а также в таком междисциплинарном исследовательском направлении, как digital existence. Его теоретический контур создает А. Лагерквист и далее он разрабатывается Н.А. Касавиной, С. Роджерсоном и Е.О. Труфановой. В дискурсивном поле digital existence анализируются особенности экзистенциального опыта в контексте цифрового пространства существования человек.

Делая вывод о степени разработанности научной проблемы, следует заключить, что большинство исследований экранности осуществляется в весьма зауженном культурном и/или медиальном предметном фокусе. Кроме того, собственно философское рассмотрение экранности (за рамками медийной акцентуации) встречается редко и отличается тематической эпизодичностью (например, работы Е.В. Николаевой, посвященные экранному хронотопу). Наша предметно-тематическая оптика предполагает формирование интегрального философско-аналитического исследовательского контура, в котором экранность рассматривается в культурном и антропологическом измерениях.

Объектом диссертационного исследования являются экранные технологии и практики.

Предметом исследования выступают культурное и антропологическое измерение экранности.

Цель диссертационной работы состоит в исследовании культурного масштабирования экранности и аналитике ее интеграции в пространство человеческого существования.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

- реконструировать культурно-контекстуальную историю становления и развития различных форм экранности;

- эксплицировать экранность в философской оптике и наметить ее морфологический контур;

- определить экранную модальность трансформации культуры и проанализировать адаптацию ее различных сфер в экранные форматы;

- раскрыть влияние экранности на характер человеческого существования и маркеры антропологической определенности.

Научная новизна исследования:

1. реконструированы основные этапы культурного конституирования и масштабирования экранности в корреляции с динамикой развития информационного общества, а также определены характерные особенности различных экранных форматов;

2. выявлен онтологический модус экранности, концептуально когерентный основным постмодернистским паракатегориям, а также раскрыта ее семиотическая морфология;

3. определены и эксплицированы новые, дигитально-виртуальные модусы существования культуры, созданные экранными технологиями, и выявлен характер экранной адаптации конкретных культурных сфер;

4. раскрыто влияние экранности на онтологически-экзистенциальный и социально-культурные маркеры человеческой определенности, а также обоснован тезис об индуцировании антропологии экранными технологиями, создавшими концепт-феномен экранного человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Экранность занимает центральное место в генезисе культуры, формируя третий - электронный (по М. Маклюэну) тип культуры и выступая значимым фактором процесса глобальной массовизации. В истории экранности выделяется условно «архаический» период, базирующийся на оптико-механических технологиях «игры» со светом, и электронный. При всем их технологическом различии они обладают культурной и отчасти социальной преемственностью. В общественном восприятии вокруг экранных практик формировалась особая мифология синкретизма, магически-чудесного и научного, инновационного. Генезис электронной экранности маркируется основными технологическими типами ее воплощения - кино, телевидение, компьютер и смартфон. Динамика культурного конституирования экранности вывела ее из «гетто» технологически-балаганного развлечения, социально легитимировав и сделав нарративной платформой генерации виртуальных мультиреальностей.

2. Экспликация экранности в контексте философской дискурсивности возможна через призму онтологии Платона и постмодернистских концептов. Платоновский «миф о пещере» может использоваться в качестве теории онтологической критики экранности, интерпретируемой в качестве вторичной реальности, обладающей квазибытийным статусом. Одновременно культурные практики экранности семантически стыкуются с философией постмодернизма. В одних случаях электронные медиа становятся областью практической актуализации постмодернистских паракатегорий, а в других - сами создают феномены, которые далее концептуализируются в оптике постмодерна. Онтологически экран формирует альтернативные структуры мультимедийной реальности, обладающие дигитальными хронотопами и нелинейной связью с константной действительностью. Семиотическая морфология экрана носит мультикодовый и полимодальный характер, составляя сложную знаковую систему автономных смыслов и референтных коннотаций.

3. Экранность обуславливает два процесса переформатирования онтологических оснований культуры - виртуализацию и дигитализацию. Они

формируют электронный модус существования культурных артефактов и практик с акцентуацией на видимости, симулятивности и номадической гипертекстуальности, фундированных программной цифровой структурой. Последняя размывает традиционную онтологическую бинарность, создавая пространство реальности с пограничной определенностью, в которой стыкуются актуальная автономность, порожденность и дигитальная искусственность. На основе различных экранных форм создается отдельный контур экранного искусства, где складывается художественно-выразительный язык динамической визуальности, монтажной нарративности и интерактивно-процедурной виртуальности. В сфере политики экранность стимулирует развитие демократизации, субъектности и транспарентности, одновременно создает оригинальные и чрезвычайно эффективные инструменты информационной манипуляции общественным сознанием. В целом происходит экранная абсорбция практически всех сфер культуры, с переформатированием их в виртуально-цифровой формат существования.

4. Экранная культура стала техноконтуром жизненного пространства современного человека, изменив не только его окружающую среду, но и ключевые маркеры антропологической определенности в онтологически-экзистенциальном и социально-культурном модусах. На перцептивно-когнитивном уровне экранный язык формирует структуры монтажно-клипового сознания. Программные оболочки экранной реальности аватаризируют человеческую телесность, гипертрофируя ее образность и виртуализируя чувственную конституцию. Также они приводят к деконструкции и симулякризации основных человеческих экзистенциалов: смерти, свободы, времени и существования. Соответственно, человек лишается фундирующего его бытие переживания подлинности и определенности. В контуре социомедиакультурной антропологии экранная киберреальность формирует автономные социальные группы и иерархии, а также виртуально-опосредованные коммуникационные практики. Антропология оказалась индуцирована экранными технологиями, что привело к формированию трансгуманистически

ориентированной футурологической концепт-формы и социокультурного типа «экранный человек».

Обоснованность научных положений. Обоснованность основных результирующих выводов диссертации определена использованием совокупности научных подходов и методов, полностью релевантных цели и задачам исследования. Работа опирается на актуальный категориально-понятийный аппарат культурфилософии и философской антропологии.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования составил широкий перечень трудов, относящихся к разным историческим этапам развития философской мысли. В источниковом плане мы опирались на отдельные работы классиков античной (Платон и Аристотель), средневековой (П. Абеляр и Ф. Аквинский), новоевропейской (И. Кант) и современной (А. Бергсон, М. Хайдеггер, М.М. Бахтин, Ж. Лиотар, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр) философской традиции.

Методология исследования обусловлена сложным технокультурным характером объекта диссертационной работы. Мы опирались, во-первых, на культурно-семиотический и компаративный методы, а также на философско-антропологические принципы, позволяющие комплексно исследовать экранность в семантически широкой культурной и антропологической рамке; во-вторых, на типологически-классификационный метод и системный подход, которые позволили систематизировать формы экранности и раскрыть принципы их различения.

В то же время необходимым элементом раскрытия темы диссертации является использование ряда специальных подходов и методов, характерных для дискурса медиаисследований и game studies. Общий взгляд на понимание феномена экранных медиа в рамках современной культуры базово фундирован теорией медиа М. Маклюэна. В части экспликации интерактивных экранных текстов методологически работа опирается на концепты «процедурная риторика» (Я. Богост), «кибертекст» (Э. Аарсет) и «риторика симуляций» (Г. Фраска). Также учитываются отдельные аспекты концепций деконструкции Ж. Деррида и

симуляции Ж. Бодрийяра. Для определения специфики влияния интерактивных экранных медиа на общественное сознание принципиальное значение имеет опора на теорию потоковости М. Чиксентмихайи и ее кибертекстуально ориентированную адаптацию Р. Холта.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью рассмотрения экранности в культурфилософской и философско-антропологической оптике, выявляющей ее влияние на культуру и человека.

Материалы работы могут использоваться при разработке учебных курсов философского цикла, культурологии, искусствоведения, истории и политологии, а также специальных дисциплин социально-гуманитарной направленности. На основе теоретических положений диссертации возможна подготовка практических рекомендаций в сфере обеспечения информационной безопасности и грамотности.

Личный вклад автора диссертационной работы заключается в реконструкции генезиса различных форм экранности и динамики их культурного масштабирования; создании философской рамки концептуальной аналитики экранности; комплексном рассмотрении стратегий адаптации культуры в экранный модус; выявлении основных направлений трансформации человека, существующего в контуре экранной культуры.

Предлагается оригинальная трактовка когерентности экранных феноменов и практик с центральными постмодернистскими концептами, доказывается их семантическая релевантность. Раскрывается уникальный по своим масштабам пример технологического индуцирования контуров культуры и антропологии, приведший к их глубокому переформатированию.

Личный вклад диссертанта состоит в актуализации темы, разработке методологического инструментария, обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, а также в подготовке публикаций, отражающих основные результаты диссертационного исследования.

Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций диссертационного исследования подтверждается, во-первых,

профессиональной проработкой значительного массива классических источников и актуальной исследовательской литературы, посвященных культурфилософскому и философско-антропологическому осмыслению тематической топики «экранность», во-вторых, системной структурой исследовательского текста и строго логической последовательностью выводов.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на научно-практических и методологических конференциях Всероссийского уровня: XI Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации» (г. Липецк, 21-22 октября 2022 г.); Всероссийская научно-методологическая конференция «Философия и культурология: вопросы теории и методологии» (г. Липецк, 2-3 декабря 2022 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы философской антропологии и философии культуры» (г. Липецк, 27-28 января 2023 г.); V Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в пространстве современной культуры» (г. Липецк, 14-15 апреля 2023 г.).

По теме диссертации опубликовано 12 научных работ общим объемом 6,75 п.л., в том числе 7 статей в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Получено два свидетельства о государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности (программы для ЭВМ).

Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры философии, политологии и теологии ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» и рекомендована к защите.

Структура работы обусловлена общим исследовательским замыслом, а также системной логикой решения заявленных цели и задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЭКРАННОСТИ

Данная часть диссертационного исследования фокусируется на комплексной культурфилософской разработке двух основных тематических рамок. Первая посвящена культурно контекстуальной реконструкции генеалогии феномена экранности, а также раскрытию динамики и форм его утверждения в широком социокультурном пространстве. Здесь существенно проследить историю и этапность вхождения условного экрана в пространство человеческой повседневности, как существенного фактора становления информационного общества. Второй тематический блок направлен на экспликацию феномена экранности в философской оптике с акцентуацией на аналитике его онтологического статуса, а также морфологии и семиотики.

1.1 Экранность в контексте динамики информационного общества: социокультурное конституирование и масштабирование

Форма общества всегда определялась скорее природой средств человеческой коммуникации, нежели ее содержанием

М. Маклюэн

Важнейшей частью культурного пространства выступает его информационно-коммуникационное измерение. Оно объективируется в форме глобального метатекста культуры, представленного в материальных и идеальных носителях. Это текстуальное поле содержит основной массив смыслов и ценностей, наработанных человечеством. В этом качестве «культурный текст» -понятие предельно широкое, выражающее любую информационно наполненную структуру, организованную в рамках языковой (знаковой) модальности. Уже постструктурализм вывел понятие «текст» исключительно из лингвистической рамки смыслов и значений, поместив его в широкое семантическое поле философии и культурологии. Соответственно, всякий культурный феномен,

воспринимаемый не в своей фактической данности, а интерпретируемый в качестве знака (или системы знаков), может маркироваться как текст.

В то же время, уже на заре человечества, сформировались специализированные и непосредственные формы хранения и трансляции информации. Опираясь на концепцию культурно-исторической эволюции доминантных коммуникационных типов известного канадского культуролога и теоретика медиа М. Маклюэна1, можно выделить три основные формы коммуникации: вербальную, письменную и электронную. При этом мыслитель указывает на прямую когерентность и даже на непосредственное влияние исторической динамики коммуникационных типов на архитектонику культуры и принципы общественного устройства. Одновременно медиа оказываются оптикой считывания культурно-исторического кода, его понимания и интерпретации. По мнению Маклюэна, при разработке целого ряда культурологических, антропологических и этнологических вопросов может существенно помочь медиа-аналитика.

Исходным человеческим медиумом была речь, сформировавшая вербальную информационную культуру. В дописьменную эпоху человек еще в значительной степени ориентировался на природу. Его материальная культура была максимально «экологична», вписываясь в естественную среду обитания. Здесь Маклюэн особое внимание обращает на округлую форму жилищ племенного человека, которая не исключала человека из космического универсума, не возводила границ, а значит, и жестко не фрагментировала его жизненную реальность. В общественном плане в этом коммуникационном состоянии было невозможно появление государства с его иерархичностью и институциональностью, также возводящими дополнительные границы.

Особенно важным для нашего исследования является разработка Маклюэном вопроса влияния форм медиа, основных стратегий коммуникации на

1 Несмотря на то, что теория М. Маклюэна весьма полемична и в отдельных своих положениях (в первую очередь, при интерпретации культурных фактов и общественно-исторических явлений прошлого) достаточно умозрительна, все же она предлагает комплексную систему объяснения современных медиа, что значимо для нашего исследования. Кроме того, несмотря на всю критику, концепция Маклюэна и сегодня сохраняет свою актуальность для дискурса медиаисследований.

развитие когнитивных процессов в обществе, а также на архитектонику инфосферы культуры.

На смену вербальному типу коммуникации приходит письменность, создавшая не только новую медиакультуру2, но и повлиявшая на создание ряда государственных институций и трансформировавшая систему общественных отношений. Также примечателен феномен определенной сакрализации письма, письменных текстов вообще. Он характерен для первого этапа развития письменной культуры, когда грамотность носила исключительный характер и давала эксклюзивный доступ, в первую очередь, к религиозному и философскому знанию.

Внутри письменной медийности судьбоносным становится изобретение печати и относительно быстрое распространение разноформатных печатных текстов. Здесь следует отметить, что влияние допечатной письменности на культуру было достаточно сегментировано. Она была важна в сферах государственного администрирования, юриспруденции, отчасти экономики и образования. Однако для большинства населения письменный текст был недоступен и не являлся существенным фактором повседневных коммуникативных практик людей. Только появление технологии печати, позволившей значительно масштабировать количество текстов, принципиально увеличив их доступность, сделало возможным формирование печатной культуры. Это стало важным шагом в информатизации общества, повысив объем операционной информации и создав новые каналы ее распространения. Одновременно сами тексты теперь заметно расширяют свою тематическую и жанровую ориентацию. Письменность осваивает культуру повседневности, переводя в печатные тексты различные информационные массивы, относящиеся к «низким» жанрам и текущей новостной повестке. Эта практика приводит к десакрализации текстов, которые из носителей сокровенного, исключительного

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Берлева Ирина Николаевна, 2024 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов, Ф.О. Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества и моделирование экранного культурного героя [Текст] / Ф.О. Аксенов // Вестник МГУКИ. - 2016. - № 1. - С. 158-162.

2. Александрова, Л.Д. Опыт саморефлексии в контексте медиареальности и цифровой культуры [Текст] / Л.Д. Александрова // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. - Вып. 49. -2018. - № 9. - С. 90-95.

3. Алексеева, А.В. Медиадискурс в пространстве политической коммуникации [Текст] / А.В. Алексеева // Коммуникология. - 2020. - Том 8. - №4. - С. 15-21.

4. Александров, Е.В. Московский фестиваль визуальной антропологии -приглашение к диалогу [Текст] / Е.В. Александров, Е.Л. Иванова, О.Б. Христофорова // Третий Московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник»: Сб. статей. - М.: ТЭИС, 2006. -С. 5-9.

5. Алиев, Э.А. Телевидение в системе экранной культуры [Текст] / Э.А. Алиев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 11.

6. Ануфриенко, С.В. Медиатизация политики и политизация медиа [Текст] / С.В. Ануфриенко // Университетские чтения. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Пятигорск, 2016. - С. 62-66.

7. Аристотель. Поэтика [Текст] // Сочинения: В 4-х т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1983. - С. 645-680.

8. Арнхейм, Р. Кино как искусство [Текст] / Р. Арнхейм. - М.: Иностранная литература, 1960. - 206 с.

9. Аронсон, О.В. Кинематографический образ: переизобретение чуда [Текст] / О.В. Аронсон // Экранная культура. Теоретические проблемы. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - С. 206-225.

10. Аронсон, О.В. Кино и философия: от текста к образу [Текст] / О.В. Аронсон. - М.: ИФ РАН, 2018. - 109 с.

11. Аронсон, О.В. Коммуникативный образ (Кино, Литература, Философия) [Текст]. М.: Новое литературное обозрение. 2007. 384 с.

12. Балаш, Б. Искусство кино [Текст] / Б. Балаш. - М.: Госкиноиздат, 1945. - 203 с.

13. Батай, Ж. Внутренний опыт [Текст] / Ж. Батай. - СПб.: Ахюта/Мифрил, 1997. - 336 с.

14. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

15. Белов, С.И. Перспективы использования видеоигр с историческим сюжетом как инструмента политики памяти Российской Федерации [Текст] / С.И. Белов // Вопросы политологии. - 2021. - № 11(4). - С. 1089-1096.

16. Беляев, Д.А. Инварианты бессмертия и феномен сверхчеловека в контексте эволюции культуры [Текст] / Д.А. Беляев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 8. Часть 4. - С. 27-29.

17. Беляев, Д.А. История сверхчеловека: философско-культурологическая экспликация концепта [Текст] / Д.А. Беляев. - Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020. Изд. 2-е, доп. - 272 с.

18. Беляев, Д.А. Культурно-философская экспликация идеи сверхчеловека [Текст] / Д.А. Беляев: Дисс. ... докт. филос. наук. - Белгород, 2017. - 295 с.

19. Беляев, Д.А. Экранная культура: динамика генезиса и форматы репрезентации [Текст] / Д.А. Беляев, А.Н. Задворнов // Культура и цивилизация. -2021. - Том 11. - № 1А. - С. 5-11.

20. Беляев, Д.А. Стратегии пропаганды в видеоиграх: практики и актуальные темы [Текст] / Д.А. Беляев, С.А. Кутоманов, С.В. Резник // КОМОТНБТ1КА: Философия. Социология. Право. - 2021. - Т. 46. - № 3. - С. 443450.

21. Беляев, Д.А. Экранизация политики в контексте современной медиакультуры: социально-философский анализ [Текст] / Д.А. Беляев, И.Н. Скрипкин // Современные исследования социальных проблем. - 2021. - Т. 13. - №

1-2. - С. 14-18.

22. Беляев, Д.А. «Новояз» Дж. Оруэлла: от языковой регрессии к лингвистическим политтехнологиям манипуляции общественным сознанием [Текст] / Д.А. Беляев, М.Ю. Черниговская // Наука Красноярья. - 2017. - Т. 6. - №

2-2. - С. 32-36.

23. Беляева, У.П. Видеоигры как технокультурный феномен: история становления и социокультурная значимость [Текст] / У.П. Беляева // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - 2021. - Т. 7. - № 3. - С. 91-104.

24. Беляева, У.П. Культурно-антропологическая феноменология видеоигр [Текст] / У.П. Беляева: Дисс. ... канд. филос. наук. - Белгород, 2020. - 163 с.

25. Беляева, У.П. Современные медиатехнологии гибридного политического влияния [Текст] / У.П. Беляева // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (22-23 октября 2021 года, г. Липецк): сборник научных трудов. - Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. - С. 5-9.

26. Белянцев, А.Е. Образ страны через компьютерную игру: историко-политический аспект [Текст] / А.Е. Белянцев, И.З. Герштейн // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 6. - С. 279-283.

27. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Текст] / В. Беньямин. - М.: Медиум, 1996. - 240 с.

28. Бергсон, А. Творческая эволюция [Текст] / А. Бергсон. - М.: Кучково поле, 2006. - 384 с.

29. Бодрийяр, Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Рипол Классик, 2016. - 224 с.

30. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Академический Проект, 2007. - 335 с.

31. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Рипол-классик, 2015. - 240 с.

32. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр. -М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

33. Бодрунова, С.С. Медиакратия: атлантические подходы к определению термина [Текст] / С.С. Бодрунова // Медиафилософия: границы дисциплины. -СПб.: Санкт-Петерб. филос. общ-во, 2009. - С. 91-105.

34. Болтянский, Г.М. Ленин и кино [Текст] / Г.М. Болтянский. - М.-Л., 1925. - 96 с.

35. Большой энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002. - 1456 с.

36. Букатов, В.М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении современных школьников - досадное новообразование «постиндустриального уклада» или долгожданная реанимация психического естества? [Текст] / В.М. Букатов // Актуальные проблемы психологического знания. - 2018. - №4. - С. 5-19.

37. Бычков, В.В. Эстетика [Текст] / В.В. Бычков. - М.: КНОРУС, 2012. -

528 с.

38. Бычков, В.В. Виртуальная реальность [Текст] / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Т. 1. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2007.

39. Вайбель, П. Медиаискусство: от симуляции к стимуляции [Текст] / П. Вайбель // Логос. - 2015. - Т. 25. - № 4. - С. 135-162.

40. Ветушинский, А.С. Исследование игровых пространств встреча гейм-дизайна и архитектуры [Текст] / А.С. Ветушинский // Социология власти. - 2017. - Т. 29. - № 1. - С. 258-275.

41. Ветушинский, А.С. To Play Games Studies Press the START Button [Текст] / А.С. Ветушинский // Логос. - 2015. - Т. 25. - № 1 (103). - С. 41-60.

42. Воеводина, Л.Н. Видео-арт как актуальный феномен «визуального поворота» в современной художественной культуре [Текст] / Л.Н. Воеводина, В.В. Мурзаева // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2019. - С. 31-37.

43. Волков, С.Н. Мир экранной культуры как фактор симулятивности реального бытия [Текст] / С.Н. Волков // Культура в фокусе научных парадигм. -2021. - № 12-13. - С. 58-64.

44. Волкова, И.И. Экранные массмедиа и экология человека: от зачаровывания к присоединению [Текст] / И.И. Волкова, Н.М. Лазутова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2017. - № 12. - С. 106-111.

45. Волочаева, О.Ф. Нетократия как специфический актор политического процесса в современном информационном обществе [Текст] / О.Ф. Волочаева // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-8. - С. 1788-1791.

46. Вопросы киноискусства [Текст]. Вып.15. М.: Искусство, 1974.

47. Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма [Текст]. 1915-1933. - М.: Гилея, 2013. - 236 с.

48. Галанина, Е.В. A Potentia Ad Actum: виртуальный мир видеоигры [Текст] / Е.В. Галанина, Е.О. Ачкелов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 12(74): в 3-х ч. - Ч. 3. - С. 45-51.

49. Гир Ч. Генеалогия компьютерного экрана [Текст] / Ч. Гир // Экранная культура. Теоретические проблемы. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - С. 42-43.

50. Гиренок, Ф.И. Клиповое сознание [Текст] / Ф.И. Гиренок. - М.: Академический проект, 2014. - 249 с.

51. Григорьев, С.Л. Симуляции коммуникативного в экранной культуре [Текст] / С.Л. Григорьев // Коммуникология. - 2022. - Том 10. - № 1. - С. 120-128.

52. Григорьев, С.Л. Анатомия экранного образа [Текст] / С.Л. Григорьев // Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2022. - № 1. - С. 164-170.

53. Григорьев, С.Л. Метафора дигитальной пещеры в концептуальных интерпретациях экранной культуры [Текст] / С.Л. Григорьев // Общество: философия, история, культура. - 2022. - № 3. - С. 171-175.

54. Григорьев, С.Л. Роль полиэкранной культуры в формировании нового социокультурного типа человека [Текст] / С.Л. Григорьев // Вестник культуры и искусств. - 2022. - № 3. - С. 64-72.

55. Гришалина-Мошкина, О.В. Экранная риторика как феномен медиакультуры [Текст] / О.В. Гришалина-Мошкина: Дисс. ... канд. культурологии. - Челябинск, 2015. -160 с.

56. Гройс, Б. Под подозрением: Феноменология медиа [Текст] / Б. Гройс. - М.: Художественный журнал, 2006. - 199 с.

57. Гук, А.А. Эстетические ориентиры функционирования видеопроизведений различных типов [Текст] / А.А. Гук // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 2. - С. 63-70.

58. Гулеватая, А.Н. Язык экзистенциального опыта в цифровую эпоху [Текст] / А.Н. Гулеватая, Р.В. Пеннер // Galactica Media: Journal of Media Studies. -2023. - № 1. - С. 179-195.

59. Декларация Комитета министров о правах человека и верховенстве права в Информационном Обществе [Электронный ресурс] // Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». - Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/files/Deklaratsiya_Komiteta_ministrov_o_pravah_cheloveka_i_ verhovenstve_prava_v_informatsionnom_obschestve.pdf (дата обращения: 13.01.2023).

60. Делез, Ж. Что такое философия? [Текст] / Ж. Делез, Ф. Гватари. - М.: Академический Проект, 2009. - 261 с.

61. Духан, И.Н. Оптические стратегии новых медиа: от перспективизма к дрейфующему взгляду [Текст] / И.Н. Духан, А.Д. Старусева-Першеева // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2022. - № 3. - С. 9-38.

62. Евграфова, Ю.А. Лингвосемантика экрана: моделирование реальности в экранных текстах (на примере текстов кино, телевидения и сети Интернет) [Текст] / Ю.А. Евграфова: Дисс. ... докт. филол. наук. - Мытищи, 2020. - 503 с.

63. Жижек, С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия [Электронный ресурс] / С. Жижек // Искусство кино. - 1998. - № 1. - Режим доступа: http://kinoart.ru/1998/n1-article25.html#2 (дата обращения: 30.12.2022).

64. Жиро, Т. Кино и технологии [Текст] / Т. Жиро // Экранная культура. Теоретические проблемы. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - С. 399-422.

65. Злотникова, Т.С. Экранный дискурс массовой культуры: философско-эстетические парадоксы [Текст] / Т.С. Злотникова // Вестник гуманитарного образования. - 2017. - № 4. - С. 70-77.

66. Зоркая, Н.М. Уникальное и тиражированное [Текст] / Н.М. Зоркая. -М.: Искусство, 1981. - 167 с.

67. Иоскевич, Я.Б. Новые технологии и эволюция художественной культуры [Текст] / Я.Б. Иоскевич. - СПб.: РИИИ, 2003. - 186 с.

68. Исмагилов, Р.С. Медиафилософия как подход к исследованию медиапространства [Текст] / Р.С. Исмагилов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 17. - С. 14-16.

69. Ищенко, Е.В. Принцип окна в современной экранной культуре [Текст] / Е.В. Ищенко: Дисс. ... канд. культурологии. - М., 2006. - 247 с.

70. Казючиц, М.Ф. Язык экранных медиа: от кино к интернет-коммуникациям [Текст] / М.Ф. Казючиц // Артикульт. - 2011. - № 2. - С. 42-51.

71. Каманкина, М.В. Видеоигры: общая проблематика, страницы истории, опыт интерпретации [Текст] / М.В. Каманкина. - М.: ГИИ, 2016. - 340 с.

72. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием [Текст] / С.Г. Кара-Мурза. - М.: Эксмо, 2005. - 832 с.

73. Касавина, Н.А. «Digital existence»: Цифровой поворот в понимании человеческого бытия [Текст] / Н.А. Касавина // Цифровой учёный: лаборатория философа. - 2020. - № 3. - С. 73-79.

74. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество культура [Текст] / М. Кастельс. - М.: ВШЭ, 2000. - 608 с.

75. Кастельс, М. Галактика Интернет [Текст] / М. Кастельс. -Екатеринбург: УФактология, 2004. - 328 с.

76. Кириллова, Н.Б. Глобальная медиасреда и парадоксы экранной культуры [Текст] / Н.Б. Кириллова // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики. - Екатеринбург: УрФУ, 2006. - С. 28-40.

77. Кириллова, Н.Б. Медиа-культура. От модерна к постмодерну [Текст] / Н.Б. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.

78. Кириллова, Н.Б. Экранная культура как конструкт «виртуальной реальности» [Текст] / Н.Б. Кириллова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2016. - № 9-10. - С. 12-16.

79. Кириллова, Н.Б. Миф и мифотворчество в экранной культуре как новой парадигме коммуникации [Текст] / Н.Б. Кириллова, А.Н. Данилова // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 3 (59). - С. 56-66.

80. Козьякова, М.И. Экранная культура как умножение пространства: парадоксы новых миров [Электронный ресурс] / М.И. Козьякова // Культура культуры. - 2021. - № 2. - Режим доступа: http://cult-cult.ru/screen-culture-as-multiplication-of-space-paradoxes-of-new-worlds/ (дата обращения: 30.12.2022).

81. Колоскова, Н.И. Экранная культура в контексте информатизации общества [Текст] / Н.И. Колоскова: Дисс. . канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2002. - 135 с.

82. Кондаков, И.В. Экранная культура vs книжная культура: перспективы диалога [Текст] / И.В. Кондакова // Наука телевидения. - 2016. - № 12. - С. 7-21.

83. Контрера, М.С. Медиасфера и кризис чувственности // Антология медиафилософии [Текст] / М.С. Контрера. - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии. 2013. - С. 292-299.

84. Косенчук, Л.Ф. Формы идеального в культуре [Текст] / Л.Ф. Косенчук // Исторические, философские, политические и юридические науки,

культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 5. -Ч. 4. - С. 103-106.

85. Костякова, Ю.Б. Власть и средства массовой информации: исторический аспект [Текст] / Ю.Б. Костякова // Медиа и власть: власть медиа? Материалы Международной научно-образовательной конференции (Казань, 16-17 февраля 2017 г.). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 106-111.

86. Кочетков, А.П. Формирование цифровой элиты как новой страты глобально-информационного общества [Текст] / А.П. Кочетков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. - 2022. - Т. 27. - № 1. - С. 198-212.

87. Кракауэр, З. Природа фильма: Реабилитация физической реальности [Текст] / З. Кракауэр. - М.: Искусство, 1974. - 423 с.

88. Кракауэр, З. Пропаганда и нацистский военный фильм [Текст] / З. Кракауэр // Киноведческие записки. - 1991. - № 10. - С. 100-125.

89. Крысин, Л.П. Толковый словарь иностранных слов [Текст] / Л.П. Крысин. - М.: Эксмо, 2008. - 863 с.

90. Кузнецова, Е.И. Экранная культура: новая онтология цифрового мира [Текст] / Е.И. Кузнецова // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. - Екатеринбург, 2021. - С. 98-102.

91. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений [Текст] / В.И. Ленин. -М.: Издательство политической литературы, 1970. - Т. 44. - 725 с.

92. Лигостаева, Н.Д. Экранная культура как актуальная форма социального мифотворчества [Текст] / Н.Д. Лигостаева // Вестник Вятского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 22-26.

93. Линкевич, А.С. «Ты в своем теле?!» Исследование биополитического дизайна интерфейсов [Текст] / А.С. Линкевич // Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2021. - № 2. - С. 141-165.

94. Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

95. Лисовец, И.М. Экранная культура в пространстве визуальной коммуникации [Текст] / И.М. Лисовец // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики. - М.; Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 2006. - С. 82-86.

96. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Текст] / Ю.М. Лотман. - Таллин: Ээсти Раамат, 1973. - 92 с.

97. Луман, Н. Реальность массмедиа [Текст] / Н. Луман. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.

98. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего [Текст] / М. Маклюэн. - М.: Академический проект, 2018. - 443 с.

99. Маклюэн, М. Средство само есть содержание [Текст] / М. Маклюэн // Информационное общество: Сб. - СПб.-М.: ACT, 2000. - С. 341-348.

100. Манов, Б. Техническая характеристика и эстетическая природа дигитального образа [Текст] / Б. Манов // Киноведческие записки. - 2005. - № 71. - С. 285-304.

101. Манович, Л. Археология компьютерного экрана [Текст] / Л. Манович // Экранная культура. Теоретические проблемы. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - С. 55-76.

102. Маньковская, Н.Б. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации [Текст] / Н.Б. Маньковская, В.В. Бычков. - М.: ВГИК, 2011. - 208 с.

103. Марченкова, В.Г. Место нарративного видео в современном искусстве [Текст] / В.Г. Марченкова // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2013. - № 7. - С. 193-199.

104. Массуми, Б. Воображая виртуальное [Текст] / Б. Массуми // Философский журнал. - 2014. - № 1 (12). - С. 19-34.

105. Месянжинова, А.В. «Экранология» Эркки Хухтамо в пространстве современной медийной культуры (к вопросу «домашних» экранов) [Текст] / А.В. Месянжинова // Наука телевидения. - 2012. - № 9. - С. 245-256.

106. Мечковская, Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура [Текст] / Н.Б. Мечковская. - М.: Академия. 2007. - 432 с.

107. Миронов, В.В. Тоска по истинному бытию в дигитальной культуре [Текст] / В.В. Миронов, З.А. Сокулер // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2018. - № 1. - С. 3-22.

108. Михалкович, В. Время телевидения [Текст] / В. Михалкович // Экранная культура. Теоретические проблемы. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - С. 226-251.

109. Мохой-Надь, Л. Новый инструмент видения [Электронный ресурс] / Л. Мохой-Надь. - Режим доступа: https://prophotos-ru.livejournal.com/1911029.html (дата обращения: 30.01.2023).

110. Найдина, Т.Е. Грамматика экранного видения. Лингвокультурологический анализ художественного текста в парадигме экранной культуры [Текст] / Т.Е. Найдина. - Тайбей: Сювэй, 2017. - 350 с.

111. Нижегородский листок [Текст]. - 1896. 4 (16) июля. - № 182.

112. Николаева, Е.В. Хронотопы экранной культуры повседневность как экранный интерфейс [Текст] / Е.В. Николаева // Наука телевидения. - 2016. - № 12. - С. 48-72.

113. Николаева, Е.В. Экран как зеркало медийных революций [Текст] / Е.В. Николаева // Наука телевидения. - 2017. - Т. 13. - № 1. - С. 39-63.

114. Ниссен, К. СМИ в демократическом обществе [Текст] / К. Ниссен // Вестник Московской школы политических исследований. - 1997. - № 9. - С. 7-19.

115. Новые аудиовизуальные технологии [Текст]. - М.: Эдиториал УРСС, 2005. - 488 с.

116. Носов, Н.А. Виртуальная реальность [Текст] / Н.А. Носов // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2000. - Т. 1. - С. 403-404.

117. Носов, Н.А. Виртуальный человек. Очерки по виртуальной психологии детства [Текст] / Н.А. Носов. - М.: Магистр, 1997. - 192 с.

118. Носов, Н.А. Манифест виртуалистики [Текст] / Н.А. Носов. - М.: Путь, 2001. - 17 с.

119. Оганесова, Ю.А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики [Текст] / Ю.А. Оганесова: Дисс. ... канд. филол. наук. - Воронеж, 2014. - 170 с.

120. Огурчиков, П.К. Экранная культура как новая мифология (на примере кино) [Текст] / П.К. Огурчиков: Дисс. ... докт. культурологии. - М., 2008. - 287 с.

121. Огурчиков, П.К. О феномене возникновения экранной культуры [Текст] / П.К. Огурчиков, Л.Л. Герасимов // Вестник ТГУ. - 2013. - Вып. 5. - С. 185-189.

122. Очеретяный, К.А. Конфигурация медиальной телесности [Текст] / К.А. Очеретяный // Медиафилософия XIII. Универсум цифрового разума: новые территории смысла. - СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2017. -С. 54-66.

123. Очеретяный, К.А. Ландшафты телесности: к символической археологии тела [Текст] / К.А. Очеретяный // Политическая концептология. -2016. - № 3. - С. 186-198.

124. Очеретяный, К.А. Тело как медиа: опыт реконструкции [Текст] / К.А. Очеретяный: Дисс. ... канд. филос. наук. - СПб., 2015. - 198 с.

125. Паулов, С.В. Медиатизация политики и место СМИ в системе политической коммуникации [Текст] / С.В. Паулов // Вестник ЧитГУ. - 2008. - № 1. - С. 26-30.

126. Платон. Государство [Текст] // Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль. 1994. - С. 79-420.

127. Познин, В.Ф. Экранное пространство и время. Структурно-типологический и перцептуальный аспекты [Текст] / В.Ф. Познин. - СПб.: ИД «Петрополис», 2021. - 389 с.

128. Потемкин, С.В. Эстетика видео: к проблеме терминологии и сущности явления [Текст] / С.В. Потемкин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - № 16. - С. 225-228.

129. Разлогов, К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса [Текст] / К.Э. Разлогов // Экранная культура. Теоретические проблемы. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - С. 9-37.

130. Разлогов, К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности [Текст] / К.Э. Разлогов. - М.: Искусство, 1982. - 158 с.

131. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции [Текст] / А.И. Ракитов. - М.: Ид-во полит.литературы, 1991. - 251 с.

132. Ребров, А.А. Воздействие дискурсивных интернет-технологий на динамику общественно-политических движений [Текст] / А.А. Ребров: Дисс. ... канд. соц. наук. - М., 2016. - 206 с.

133. Ржанова, С.А. Ценности экранной культуры [Текст] / С.А. Ржанова // Журналистский ежегодник. - 2013. - № 2-2. - С. 63-65.

134. Розин, В.М. Технология виртуальной реальности [Текст] / В.М. Розин // Традиционная и современная технология. - М.: ИФРАН, 1999. - С. 159-180

135. Рукавишникова, И.С. Симулятивность культуры постмодерна [Текст] / И.С. Рукавишникова // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири MAGISTER DIXIT. - 2011. - № 3. - С. 61-66.

136. Рязанцев, А.А. Философия экрана как путь к открытию и развитию новой экранной философии [Текст] / А.А. Рязанцев // Вестник ТГУ. - 2012. - Вып. 10. - С. 267-270.

137. Савчук, В.В. Медиафилософия. Приступ реальности [Текст] / В.В. Савчук. - СПб.: РХГА, 2013. - 350 с.

138. Савчук, В.В. Медиафилософия: формирование дисциплины [Текст] / В.В. Савчук // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. - СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2008. - С. 8-39.

139. Савчук, В.В. О предмете медифилософии [Текст] / В.В. Савчук // Международный журнал исследований культуры. - 2011. - № 3. - С. 6-10.

140. Садуль, Ж. Всеобщая история кино [Текст] / Ж. Садуль. - М.: Искусство, 1958. - 610 с.

141. Сальникова, Е.В. К предыстории внутриэкранной мизансцены компьютера [Текст] / Е.В. Сальникова // Наука телевидения. - 2016. - № 12.2. - С. 66-83.

142. Сальникова, М.Н. Индустрия компьютерных видеоигр как один из новейших сегментов рынка аудиовизуальной продукции в России [Текст] / М.Н. Сальникова // Вестник университета. - 2014. - № 5. - С. 12-17.

143. Сергеева, О. Компьютерный экран как элемент домашней повседневности [Текст] / О. Сергеева // Экранная культура. Теоретические проблемы. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - С. 274-298.

144. Синельникова, Л.Н. Ризома и дискурс и интермедиальности [Текст] / Л.Н. Синельникова // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. - 2017. - Т. 21. - № 4.

- С. 805-821.

145. Смирнов, С.А. Человек и цифра: История соблазна [Текст] / С.А. Смирнов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2021. - № 8.

- С. 22-29.

146. Соломко, Д.В. Экогуманистика как вид научного знания и методология понимания специфики отношения «Человек-Технико-технологизированный мир» [Текст] / Д.В. Соломко // Социум и власть. - 2022. -№ 1. - С. 15-25.

147. Старцев, А.А. Идентичность и идентификация личности в социальных сетях [Текст] / А.А. Старцев, Н.В. Гришанин, Н.В. Кириллина // Коммуникология.

- 2018. - Т.6. - № 4. - С. 76-87.

148. Степанов, М.А. Элементы археологии медиа [Текст] / М.А. Степанов // Международный журнал исследований культуры. - 2014. - № 1. - С. 92-99.

149. Строева, О.В. Архетип героя в контексте неомифологизма экранной культуры [Текст] / О.В. Строева // Вестник ВГИК. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 116127.

150. Строева, О.В. Знаковая перспектива как отражение экранной культуры [Текст] / О.В. Строева // Наука телевидения. - 2013. - № 10. - С. 140147.

151. Строева, О.В. Новый тип мимесиса в эпоху экранной культуры [Текст] / О.В. Строева // Наука телевидения. - 2016. - № 12.2. - С. 73-85.

152. Суворова, А.Ю. Роль новых медиа в контексте медиатизации политических процессов [Текст] / А.Ю. Суворова // Коммуникология. - Т. 5. -№1. - С. 69-78.

153. Сухов, А.А. Погружение в виртуальные миры: междисциплинарное исследование современных компьютерных игр [Текст] / А.А. Сухов. -Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 116 с.

154. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тофлер. - М.: АСТ, 2010. - 800

с.

155. Труфанова, Е.О. Приватное и публичное в цифровом пространстве: Размывание границ [Текст] / Е.О. Труфанова // Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2021. - № 1. - С. 14-38.

156. Труфанова, Е.О. Человек в лабиринте идентичностей [Текст] / Е.О. Труфанова // Вопросы философии. - 2010. - № 2. - С. 13-22.

157. Трушкина, Е.Ю. Визуальная антропология: этапы становления и развития [Текст] / Е.Ю. Трушкина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2011. - № 1. - С. 89-100.

158. Тульчинский, Г.Л. Историческое сознание и экранная культура [Текст] / Г.Л. Тульчинский // Наука телевидения. - 2017. - № 13.1. - С. 110-127.

159. Тульчинский, Г.Л. Цифровизация: Возможности и социально-гуманитарные издержки [Текст] / Г.Л. Тульчинский // Ведомости прикладной этики. - 2021. - Вып. 57. - С. 34-47.

160. Тульчинский, Г.Л. Цифровизованный гуманизм [Текст] / Г.Л. Тульчинский // Философские науки. - 2018. - № 11. - С. 28-43.

161. Туманов, Д.В. Человек медиакультуры: вниз по лестнице, ведущей вверх? [Текст] / Д.В. Туманов // Медиа и власть: власть медиа? Материалы Международной научно-образовательной конференции (Казань, 16-17 февраля 2017 г.). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 30-35.

162. Уразова, С.Л. От «зеркала Нарцисса» к экранной реальности. ТВ в контексте трансформаций цифрового времени [Текст] / С.Л. Уразова. - М.: Русника, 2013. - 392 с.

163. Ушаков, Н.Д. Толковый словарь русского языка [Текст] / Н.Д. Ушаков. - М.: Альта-Принт: Техпласт, 2005. - 1239 с.

164. Фегельсон, К. Цели техноарта [Текст] / К. Фегельсон // Экранная культура. Теоретические проблемы. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - С. 557-562.

165. Фролов, А.В. Экзистенция и мир в цифровую эпоху [Текст] / А.В. Фролов // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2018. - № 3. - С. 18-30.

166. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] / К.Г. Фрумкин // Топос. - 2010. - Режим доступа: https://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения 05.01.2023).

167. Фуко, М. Технологии себя [Текст] / М. Фуко // Логос. - 2008. - № 2. -С. 96-122.

168. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер. - М.: Ad Ма^тет, 1997. - 452 с.

169. Хренов, Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс [Текст] / Н.А. Хренов. -М.: Наука, 2006. - 646 с.

170. Хренов, Н.А. Экранная культура в контексте перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации [Текст] / Н.А. Хренов // Наука телевидения. - 2016. - № 12.1. - С. 12-47.

171. Хухтамо Э. Элементы экранологии: к проблеме археологии медиа [Текст] / Э. Хухтамо // Экранная культура. Теоретические проблемы. - СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2012. - С. 116-174.

172. Черниговская, Т.В. Еще раз о мозге и семиозисе: Можно ли найти точку в нейросетях? [Текст] / Т.В. Черниговская // Вопросы философии. - 2021. -№ 6. - С. 5-13.

173. Черный, С.Ю. Конструирование прошлого в видеоиграх: игрок как потребитель и соавтор исторического нарратива (проект «Europa Universalis 4») [Текст] / С.Ю. Черный // Шаги/Steps. - 2017. - № 3(2). - С. 77-97.

174. Чернышева, И.В. Медиареальность: среда обитания или протез сознания [Текст] / И.В. Чернышева // Медиафилософия VI. Необратимость трансформации. - СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2010.

175. Чертов, Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи: монография [Текст] / Л.Ф. Чертов. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993. - 388 с.

176. Чеснов, Я.В. Мимесис или метателесность? [Электронный ресурс] / Я.В. Чеснов // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. - 2010. - Вып. 4. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/Bioetika/4/14.pdf (дата обращения: 05.02.2023).

177. Чистякова, В.О. «Полиэкранность» как онтологическая характеристика современного коммуникаитвного процесса [Текст] / В.О. Чистякова // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики. - М.-Екатеринбург: ИПП «Уральский рабочий», 2006. - С. 76-81.

178. Чистякова, В.О. Визуальная антропология в системе Cultural Sciences [Текст] / В.О. Чистякова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2014. - № 14. - С. 200-213.

179. Чубаров, И. Медиа, медианаука и философия медиа [Текст] / И. Чубаров // Логос. - 2015. - Т. 25. - № 2. - С. 92-105.

180. Чуранов, Е. Статистика интернета и соцсетей на 2022 год - цифры и тренды в мире и в России [Текст] / Е. Чуранов. Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 25.12.2022).

181. Шигапова, И.И. Экранная культура и экранная речь [Электронный ресурс] / И.И. Шагипова // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 5. Режим доступа: https://psychology.snauka.ru/2014/05/3072 (дата обращения: 30.12.2022).

182. Шигапова, И.И. Экранная культура: творцы и потребители [Текст] / И.И. Шагипова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 3. - С. 55-57.

183. Шпаковский, Ю.Ф. Видеоигровые сценарии: особенности адаптации литературных произведений [Текст] / Ю.Ф. Шпаковский, М.Д. Данилюк // Труды БГТУ. - 2017. - Серия 4. - № 2. - С. 117-122.

184. Шульцман, П.Э. Проблема зрелища в контексте экранной культуры [Текст] / П.Э. Шульцман // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2011. - № 1. - С. 245-254.

185. Эйзенштейн, С.М. Избранные статьи [Текст] / С.М. Эйзенштейн. - М.: Искусство, 1956. - 456 с.

186. Эйзенштейн, С.М. Монтаж [Текст] / С.М. Эйзенштейн. - М.: Эйзенштейн-центр; Музей кино, 2000. - 592 с.

187. Эко, У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст [Электронный ресурс] / У. Эко. - Режим доступа: http://vzms.org/umberto.html (дата обращения: 20.12.2022).

188. Югай, И.И. Компьютерная игра как вид художественной практики [Текст] / И.И. Югай // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 14. - № 37. - С. 367-372.

189. Югай, И.И. Компьютерная игра как жанр художественного творчества на рубеже XX - XXI веков [Текст] / И.И. Югай: - Дисс. ... канд. искусст. - СПб., 2008. - 226 с.

190. Ямпольский, М.Б Видимый мир. Очерки ранней кинофеноменологии [Текст] / М.Б. Ямпольский // Киноведческие записки. - 1993. - С. 189-193.

191. Ямпольский, М. Экран как антропологический протез [Текст] / М.Б. Ямпольский // Новое литературное обозрение. - 2012. - № 114. - С. 61-74.

192. Ярославцева, Е.И. Человек аутопоэзисный в цифровом формате [Текст] / Е.И. Ярославцева // Человек. - 2018. - № 2. - С. 121-127.

193. Aarseth, E.J. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature / E.J. Aarseth. -Baltimore, 1997. - 224 p.

194. Baudry, J.-L. Ideological Effects of the Basic Cinematographic Apparatus / J.-L. Baudry, A. Williams // Film Quarterly. 1974-1975. Vol. 28 (2). P. 39-47.

195. Belyaev, D.A. Historical Video Games in the Context of Public History: Strategies for Reconstruction, Deconstruction and Politization of History / D.A. Belyaev, U.P. Belyaeva // Galactica Media: Journal of Media Studies. - 2022. - Том. 4.

- № 1. - С. 57-70.

196. Bogost, I. Videogames are a Mess / I. Bogost. - Available at: http://bogost.com/writing/videogames_are_a_mess/

197. Ceram, C.W. Archaeology of the Cinema / C.W. Ceram. - New York: Harcourt, Brace & World, Inc., 1965. - 264 p.

198. Clark, A. Natural-Born Cyborgs: Minds, Technologies, and the Future of Human Intelligence / A. Clark. - NY.: Oxford University Press, 2003. - 229 p.

199. Crow, D. Saved by the screen / D. Crow // Visual communication. - 2005.

- Vol 4 (2). - P. 195-203.

200. Culture, communication, and dependency: the tradition of H. A. Innis. -Norwood: Ablex Pub. Corp., 1981. - 264 p.

201. Deleuze, G. Rhizome: introduction / G. Deleuze, F. Guattari. - Paris, 1976.

- 74 p.

202. Deleuze, G. Rhizome. In Capitalisme et schizophrenie. Mille plateau / G. Deleuze, F. Guattari. - Paris: Les Editions de Minuit, 1980. - 648 p.

203. Deleuze, G. Cinema 1. L'image-mouvement / G. Deleuze. - Paris: Les Editions, 1983. - 296 p.

204. Denker, K.P. Der subjektive Blick durchs Objektiv / K.P. Denker // Srassner E. Nachrichten, Entwicklungen, Analysen, Erfahrungen. - München, 1975. -S. 155.

205. Drazdauskas, L. Virtual Reality as a Phenomenon of Art / L. Drazdauskas.

- Linköping, 2006. - 24 p.

206. Esquenazi, J.-P. Cinéma, nouvelles technologies et dispositions sociales / J.-P. Esquenazi // Le Portique, revue de philosophie et de sciences humaines. - 1999. -Numéro 3. - Available at: https://journals.openedition.org/leportique/298

207. Frasca, G. Ludologists Love Stories, Too: Notes from a Debate that Never Took Place / G. Frasca. - Available at: http://www.digra.org/dl/db/05163.01125

208. Galik, S. Cyberspace as a New Existential Dimension of Man / S. Galik, S. Galikova Tolnaiova. - Available at: https://www.intechopen.com/chapters/68281

209. Giddens, A. Runaway World: How Globalization is Reshaping Our Lives / A. Giddens. - London: Profile, 1999. -138 p.

210. Ginsburg, F. Indigenous Media: Faustian Contract or Global Village? / F. Ginsburg // Cultural Anthropology. - 1991. - Vol. 6 (1). - P. 92-112.

211. Giraud, T. Cinéma et technologie / T. Giraud. - Paris: PUF, 2001. - 223 p.

212. Grigoryev, S.L. Screen Culture Ontology: towards the problem statement / S.L. Grigoryev // KoMMyHHKonorna. - 2022. - T.10. - № 2. - C. 57-68.

213. Huhtamo, E. Elements of Screenology: Toward an Archaeology of the Screen / E. Huhtamo // ICONICS: International Studies of the Modern Image. - 2004. -Vol. 7. - P. 31-82.

214. Huhtamo E. Screen Tests: Why Do We Need an Archaeology of the Screen? / E. Huhtamo // Cinema Journal. - 2012. - Vol. 51. - № 2. - P. 146-150.

215. Huhtamo, E. Introduction: An Archaeology of Media Archaeology / E. Huhtamo, J. Parikka // Media Archaeology: Approaches, Applications, and Implications. - Berkeley and los Angeles: University of California Press, 2011. - P. 127.

216. Jewitt, C. Screens and the social landscape / C. Jewitt, T. Triggs // Visual communications. - 2006. - Vol. 5(2). - P. 131-140.

217. Keen, A. How to fix the future: Staying human in the digital age / A. Keen.

- London: Atlantic Books, 2018. - 368 p.

218. Kress, G. 'Screen': metaphors of display, partition, concealment and defence / G. Kress // Visual communication. - 2006. - № 5. - P. 199-204.

219. Krotz, F. A concretization of mediatization: How mediatization works and why 'mediatized worlds' are a helpful concept for empirical mediatization research / F. Krotz, A. Hepp // Empedocles. European Journal for the Philosophy of Communication.

- 2013. - № 3 (2). - P. 119-134.

220. Lagerkvist, A. Digital existence: Ontology, ethics and transcendence in digital culture / A. Lagerkvist. - Routledge, 2020. - 302 p.

221. Malraux, A. L'homme précaire et la littérature / A. Malraux. - Paris: Gallimard, 1977. - 512 p.

222. Manovich L. Language of New Media / L. Manovich. - Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2001. - 354 p.

223. Manovich, L. New Media from Borges to HTML / L. Manovich // The New Media Reader. Cambridge (Mass); London, 2003. - P. 13-25.

224. McLuhan, M. Understanding Media: The Extensions of Man / M. McLuhan. - N.Y.: McGraw Hill, 1964. - 396 p.

225. McLuhan, M. The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man / M. McLuhan. - Toronto: University of Toronto Press. 1962. - 293 p.

226. Medoff, N.J. Now Media: The Evolution of Electronic Communication: Formerly 'Electronic Media: Then, Now, Later' / N.J. Medoff, B.K. Kaye. - NY, 2021. - 448 p.

227. Melro, A. Screen Culture / A. Melro, L. Oliveira // Advanced Methodologies and Technologies in Artificial Intelligence, Computer Simulation, and Human-Computer Interaction. 2019. P. 586-599.

228. Musser, C. The Emergence of Cinema / C. Musser. University of California Press, 1994. - 613 p.

229. Needham, J. Science and Civilisation in China / J. Needham. - Cambridge University Press, 1971. - 931 p.

230. Parker, F. Playing Games with Art the Cultural and Aesthetic Legitimation of Digital Games / F. Parker: PhD. - Ryerson Universities Toronto, Ontario. 2014. -219 p.

231. Patterson, G. History and Communications: Harold Innis, Marshall McLuhan, the Interpretation of History / G. Patterson. - Toronto: University of Toronto Press, 1990. - 251 p.

232. Rethinking Visual Anthropology / Ed. by M. Banks, H. Morphy. Wiltshire: Yale University Press, 1999. - 320 p.

233. Roesler, A. Medienphilosophie Des telefons / A. Roesler // Systematische Medienphilosophie. De Gruyter. - 2005. - P. 273-282.

234. Rogerson, S. Digital Existence - the Modern Way to Be / S. Rogerson. -Available at: https://www.researchgate.net/publication/325805041_Digital_Existence_-_the_Modern_Way_to_Be

235. Rothblatt, M.A. Virtually human: The promise - and the peril - of digital immortality / M.A. Rothblatt. - Picador, 2015. - 368 p.

236. Ruby, J. Visual Anthropology / J. Ruby // Encyclopedia of Cultural Anthropology / D. Levinson, M. Ember (eds). - N.Y.: Henry Holt and Company, 1996. - Vol. 4. - P. 1345-1351.

237. Thayer, S.E. Online communication preferences across age, gender, and duration of Internet use / S.E. Thayer, S. Ray // Cyberpsychology & behavior: the impact of the Internet, multimedia and virtual reality on behavior and society. - 2006. -№ 9 (4). - P. 432-440.

238. The Century Dictionary and Cyclopedia: The Century dictionary. 1889.

239. Wunenburger, J.-J. Mirages de l'image à l'ère électronique / J.-J. Wunenburger // Les dons de l'image. - Paris: L'Harmattan, 2003. - P. 87-100.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.