Экологическое сознание как самосознание цивилизации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Вальковская, Виктория Викторовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 371
Оглавление диссертации доктор философских наук Вальковская, Виктория Викторовна
Введение.
Глава I. Единство природного и социального в историческом процессе.
§ 1. Естественные предпосылки человеческой истории
§ 2. Структура отношения общества к природе и характеризующие ее категории.
§ 3. Историческое развитие взаимодействия общества и природы.
§ 4. Противоречивый характер взаимодействия общества и природы.
Глава II. Становление экологического сознания.
§ 1. Отражение социоприродных отношений в общественном сознании.
§ 2. Пространство и время как факторы становления экологического сознания.
§ 3. Развитие социоприродных отношений и процесс экологизации сознания в России.
Глава III. Альтернативы будущего цивилизации.
§ 1. Глобальная экологическая проблема: перспективы, прогнозы, решения.
§ 2. Социальные идеалы и экологические ценности
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Экочеловек как субъект социоприродного развития2003 год, доктор социологических наук Пахомов, Юрий Николаевич
Основания коэволюции природы и общества: философско-методологический анализ2011 год, доктор философских наук Мангасарян, Владимир Николаевич
Экологический идеал как основа регуляции социоприродной среды2002 год, доктор социологических наук Васильева, Вера Николаевна
Традиционная экологическая культура как фактор гармонизации взаимодействия природы и общества: социокультурный анализ2009 год, кандидат социологических наук Шаповаленко, Александр Николаевич
Социально-экологическое моделирование и критика буржуазных концепций природопользования1984 год, кандидат философских наук Захарова, Наталья Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Экологическое сознание как самосознание цивилизации»
В истории человеческой мысли на всех уровнях ее развития - от обыденного сознания до научного, с древности до н^ших дней -отражение действительности протекает как бы в двух измерениях, что связано с традиционным делением окружающего мира на сферы природного и социального.
В философии вопросы связи природного и социального, истории природы и общества являются предметом анализа со времени появления первых философских учений. При этом в материалистической философии под природным понимается сфера явлений, объектов и процессов органической и неорганической природы, сущность которых определяется законами досоциальных форм движения материи; под социальным - сфера, определяемая законами социальной формы движения материи, в которой, тем не менее, закономерности других форм движения материи продолжают существовать в снятом виде.
Находясь в русле разработки проблемы взаимодействия общества и природы, названные вопросы приобретали различные формулировки в зависимости от того, в каких социальных условиях они поднимались, какова была экономическая ситуация и политическая конъюнктура периода, в который жил и творил тот или иной мыслитель. Общим неизменно являлось то, что проблемы взаимодействия общества и природы не только не утрачивали своей актуальности, но, напротив, приобретали все более важное значение по мере развертывания исторического процесса и роста антропогенного воздействия на окружающую среду.
Где искать истоки человеческой истории? Откуда пошел человек? И что есть человек? Либо он - акт сверхъестественного творения, и тогда пребывание его в этом мире - воля случая. Либо он - результат 4 длительного процесса развития природы, и история его есть одновременно продолжение истории природы, где развитие природы и общества взаимообогащают друг друга, где человек благодаря труду и разуму поднимается над природой, и не для того, чтобы унизить ее, а чтобы возвысить свою прародительницу. А если так, встает другой вопрос: насколько должна быть «разумна» природа и насколько «природен» человек, чтобы их совместное развитие было полной гармонией материи и духа? И возможна ли такая гармония? Эти вопросы всегда оставались и остаются актуальными, поскольку от ответа на них зависит для человека возможность заглянуть в будущее, чтобы, пусть предположительно, но узнать: что ждет его в этом будущем?
Проблема взаимодействия общества и природы, являясь одной из фундаментальных философских проблем, поднимает вопросы коренных оснований бытия человека в мире и в этом смысле представляет собой квинтэссенцию общечеловеческих аспектов развития и функционирования человечества как единой планетарной системы, как сообщества разумных существ, обитающих и действующих на одной планете.
Историческое развитие показало, что общность человечества как биологического вида и, соответственно, общность среды обитания являются необходимым, но недостаточным условием для подлинного исторического единения: всемирность исторического процесса обнаруживается в результате длительной эволюции в процессах социальных, которые в науке находят свое отражение в понятиях, категориях, законах, описывающих общественное развитие
Закономерности исторического развития на рубеже Х1Х-ХХ веков наиболее отчетливое свое выражение находят в становлении такого качества исторического процесса, как его всемирность. Уничтожение культурной и экономической обособленности наций, развивающаяся система международного разделения труда, широкое общение народов 5 носителей различных культур - вот факторы, превращающие историю во всемирный процесс.
Отличительной особенностью развития исторического процесса в XX столетии является то, что он протекает в условиях существования различных общественно-экономических систем - капитализма и социализма - и в значительной мере определяется как нарастающей тенденцией к взаимозависимости государств мирового сообщества, так и соревнованием, противоборством двух названных систем. И то, что первая тенденция к концу нашего века оказывается безусловно превалирующей, - еще одно свидетельство всемирности исторического процесса.
Гигантское приращение материальных и духовных возможностей человека дала в последней четверти XX века научно-техническая революция. Однако это возможности двоякого рода: с одной стороны, процессы НТР создали принципиально новую систему производительных сил общества, расширили сферу деятельности человека в природе, углубили его знание об окружающем мире. С другой стороны, они создали тот «избыток» давления производительных сил на окружающую среду, который привел к резкому обострению противоречий взаимодействия общества и природы, поставил человечество перед лицом глобальной экологической опасности.
Существование реальной угрозы экологического кризиса дало импульсы дальнейшему развитию научных изысканий в области проблем взаимодействия общества и природы; новое звучание они приобретают сейчас потому, что от возможностей их решения зависят уже не только пути дальнейшего развития цивилизации, но и само ее существование.
Глобализация деятельности человека, унификация технологий взаимодействия с природой, сопровождающаяся, с одной стороны, расширением экономического, культурного обмена между народами, а с 6 другой - имеющая результатом деградацию окружающей среды, заставила ученых XX столетия рассмотреть в другом ракурсе казавшиеся «ставшими» понятия и категории, искать иные смыслы в привычных видах деятельности и изобретать новые.
Категории «культура», «цивилизация», фактически, обрели свою современную научную жизнь именно в связи с названными выше процессами.
В биологии, географии, социологии, экономических науках, философии возрастает интерес к понятиям «месторазвитие», «природная среда», «окружающая среда», «географическая среда», «сфера деятельности».
Новое направление развитие научных изысканий в области взаимодействия общества и природы получило в связи с появлением в 1866 году экологии - науки о взаимодействии организма и окружающей среды. Возникнув первоначально как экология вида, эта наука, всесторонне развиваясь, инициировала необходимость создания таких межотраслевых дисциплин, как глобальная экология, социальная экология.
Статус экологического знания отличается от такового других наук. Оно оригинально проявляет себя как в условиях и степени распространенности в обществе, так и по форме существования, Элементарные экологические знания являются как бы естественно присущими человеку хотя бы потому, что он - разумное живое существо. Это обстоятельство обусловило имеющийся интерес к экологическим знаниям в различных социальных слоях, оно же облегчает возможности популяризации этого знания.
Примечательно то, что экологические аспекты имеют все виды деятельности человека и, соответственно, те формы общественного сознания, в которых эти виды деятельности отражаются. Несмотря на 7 фундаментальность, ни физика, ни химия, ни биология не имеют своего аспекта в правовом, политическом, экономическом, нравственном, экономическом, эстетическом, религиозном сознании. Экологический же аспект присущ всем перечисленным формам, что в настоящее время способствует становлению экологического сознания как самостоятельной формы общественного сознания. Это становление проявляется в природоохранной деятельности международных организаций, широком общественном движении в защиту природы, процессах развития и распространения экологических знаний через систему образования и воспитания.
Процесс экологизации сознания обнаруживает, помимо названной (развитие экологического сознания как самостоятельной формы общественного сознания), и другую тенденцию: создание некой особой категориальной сетки, которая, накладываясь на все сферы деятельности человека и общества, формирует ее цели и принципы, закладывает основы новой, экологической, цивилизации.
Особую идеологическую окраску экологическим проблемам придает их связь с другими насущными проблемами современного мирового развития, прежде всего с проблемой войны и мира. Объективная логика истории свидетельствует, что единственный прочный гарант бесконечного развития цивилизации - это признание в качестве приоритетов деятельности людей общечеловеческих интересов, которые применительно к рассматриваемым проблемам есть прежде всего интересы выживания человечества. Поскольку же современный этап исторического процесса не знает бесклассовых обществ, постольку общечеловеческое проявляется в классовом и через классовое. В исследовании причин существования глобальной экологической проблемы, поисках ее решения история предоставила человечеству возможность (возможность, вызванную необходимостью) создать тот 8 уровень превалирования общечеловеческого в классовом, который необходим для дальнейшего прогресса социальных организмов.
Глобальная экологическая проблема не может считаться неожиданностью во взаимодействии природы и общества, своего рода «срывом» в единстве природного и социального: последнее не есть некая изначальная данность. Единство природного и социального - длительный естественно-исторический процесс, движущийся от неразвитых форм этого единства к разобщенному существованию названных сторон и, далее, к подлинному единству природного и социального, гармонии развитого общества и преобразованной природы. Существование глобальной экологической проблемы есть одно из проявлений противоречивого характера взаимодействия природы и общества, процесса становления единства природного и социального; и исторический и социально-философский анализ этого становления должен поэтому являться необходимым звеном на пути выявления средств и методов разрешения сложившейся экологической ситуации.
Пытаясь охватить понятийным мышлением исторический процесс, выявить закономерности и формы его протекания, представить логическую канву его единства или, напротив, многообразную конкретику истории, мы неизменно обнаруживаем фундаментальные основания, без уяснения смысла которых проникновение в сущность исторического процесса, выявление его направленности невозможно. Эти основания: материя,. сознание, пространство, время, движение. Для нас они представляют не только объективные условия, в которых и из которых выводится многомерное, неоднозначное развитие природного и социального. Категории «материя», «время», «сознание», «пространство» составляют тот логический каркас, внутри которого строится исследование и развития природы, и развития общества.
Причем, если наличие общих оснований и условий бытия являются 9 необходимой предпосылкой единства природного и социального, единства исторического процесса в целом, то и все многообразие природных и социальных явлений также есть следствие неоднородности, нестационарности субстанциального начала во времени и пространстве.
В свете вышеизложенного многоаспектный социально-философский анализ проблем взаимодействия общества и природы, исходящий как из фундаментальных собственно философских категорий и принципов, так и из обобщения данных современной науки выступает важнейшим звеном в исследовании оснований, характера, тенденций и перспектив развития человечества как единой планетарной социоприродной системы, как земной цивилизации.
Названные обстоятельства обусловили выбор темы предлагаемого исследования.
Степень разработанности темы. В целом проблемы взаимодействия природы и общества получают широкое освещение в трудах отечественных и зарубежных ученых. Комплексный характер проблем, связанных с отношениями «человек - природа», обусловил внимание к ним со стороны как представителей различных отраслей знания, так и широкой общественности.
Естественнонаучные и междисциплинарные аспекты коэволюции природы и общества рассматриваются в работах В.И.Вернадского, ВААнучина, М.И.Будыко, И.М.Забелина, М.М.Камшилова, С.С.Шварца, Ю. Одума, Э. Одум, Р.К.Баландина, ЮАКосыгина, Н.Н.Моисеева, А.В.Иванова, Н.Ф.Реймерса, А.П.Назаретяна и др.1
1 См.: Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. - М., 1940; Он же. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. - М., 1965; Он же. Живое вещество. - М., 1978; Он же. Размышления натуралиста. В 2-х книгах. - М., 1975; Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. - М., 1982; Будыко М.И. Глобальная экология. - М., 1977; Забелин И.М. Физическая география и наука будущего. . - М., 1970; Он же. Возвращение к потомкам. - М., 1988; Камшилов М.М. Эволюция биосферы.-М., 1979; Шварц С.С .Экологические закономерности эволюции. - М., 1980; Одум Ю. Основы экологии. - М., 1975; Одум Е. Экология. - М.,1968; Моисеев
10
Социально-философский анализ проблем взаимодействия общества и природы, исторические этапы этого взаимодействия, проблемы цивилизационного развития человечества, основные моменты генезиса социальной формы движения материи и становления системы «общество - природа» находят рассмотрение в трудах А.П.Велика, ВА.Вазюлина, ЭАГирусова, ИАГобозова, Г.С.Гудожника, М.М.Мчедловой, Э.С.Кульпина , Б.С.Ерасова и др.2 ; в ряде коллективных исследований.3
Широко обсуждаются вопросы, связанные с причинами существования и перспективами разрешения м современной экологической ситуации.4
H.H. Экология человечества глазами математика. - М., 1988; Назаретян А.П. Человеческий интеллект в развивающейся Вселенной: истоки, становление, перспективы: Очерки междисциплинарной теории прогресса . - М., 1990; Реймерс Н.Ф. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. - М., 1994; Иванов
A.B. Наука о биосфере. - Хабаровск, 1996; Ecological Effects of Afforestation in Western Europe./ Charles Watkins ed. - CAB International, 1995; Ecological Principles of Nature Conversation. Application in Temperate & Boreal Environment. - London - N.Y., 1992 и др.
2 См. :Белик А.П. Социальная форма движения. - М., 1982; Вазюлин В.А. Логика истории: Вопросы теории и методологии. - М.,1988; Гирусов Э.В. Система «общество - природа»: Проблемы социальной экологии. - М., 1976; Кульпин Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, тенденции. - М., 1992; Ерасов B.C. Культура, религия и цивилизация на Востоке: очерки общей теории. - М., 1993; Мчедлова М.М. Вопросы цивилизации во французском обществознании . - М., 1996; Черняк Е.Б. Цивилиография: наука о цивилизации. - М., 1996; Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. - М., 1987;Гудожник Г.С. Научно-техническая революция и экологический кризис. - М., 1975 и др.
3 См.: Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы./Под ред. Фаддеева Е.Т. - М., 1986; Динамическое равновесие человека и природы. /Под ред. Широканова А. др. - Минск, 1977; Методологические проблемы историко-научных исследований./Под ред. Келле В.Ж. и др. - М., 1982; Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия./Под ред. Ким М.П. - Ь., 1981; Природа и общество./Под ред. Герасимова И.П. и др. - М., 1968 и др.
4 См.: Араб-оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. Критика современных буржуазных концепций. - М., 1978; Он же. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. - М., 1986; Дрейер O.K., Лось Б.В., Лось
B.А. Экологические проблемы развивающихся стран. Теоретико-методологические и социально-политические аспекты. - М., 1983; Социальные проблемы экологии и современность./Под ред. Фролова И.Т. - М., 1978; Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем современности. / Под ред. Загладина B.B. - М., 1985; Гирусов
11
В отечественной и зарубежной литературе накоплен обширный материал по проблемам антропосоциогенеза, эволюции биосферы, истории развития производства в отдельных странах и регионах, генезису цивилизации, истории науки и техники, развитию различных форм природоохранной деятельности. Однако нельзя не отметить, что вопросам единства и взаимосвязи всех названных процессов, систематизации и обобщению огромного накопившегося материала уделяется недостаточно внимания. Диссертация ориентирована на осуществление синтеза теоретических наработок в области социальной философии, социологии, истории, социальной экологии, права, ценностных форм сознания и создание единой картины взаимного развития процессов экологизации сознания и генезиса цивилизации.
Цели и задачи исследования. Исходя из вышеизложенного, отметим, что цель данного исследования обусловлена особенностями современного этапа взаимодействия общества и природы: угрозой экологического кризиса на фоне тенденции к расширению природопреобразующей активности субъекта природопользования, усилением роли субъективного фактора в естественноисторическом процессе совместного развития общества и природы, дисгармонией технологических оснований цивилизации и законов экологии.
Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. -М., 1998; Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия: опыт эколого-экономического анализа. - М., 1994; Meadows D. et al. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome's project on the predicament of mankind. - London, 1972; Laszlo E. Et al. Goals for Mankind. A Report to the Club of Rome on the New Horizons of Global Community. - N.Y., 1977; Botkin J.W., Elmanjara M., Malitza M. No Limits to Leaving Bridging the Human Gap: A Report to the Club of Rome. - Oxford, 1979; Simon H/A/ Reason in Human Affairs. - Stanford, 1983; Devall В., Session J. Deep Ecology: Living as if Nature Mattered. - Solt Lake City, 1985; Houghton J/ Global Warming: The Complete Briefing. - Lion Publishing pic, 1994; Miller G., Tyler J. Living in the Environment: Principles, Connection & Solutions. - Stanford, 1994; The World Environment 1972-1992: Two Decades of Challenges./ Mostafa K. Et al. Ed. - London. 1992.
12
Целью диссертации является исследование становления экологического сознания как особого образования в структуре общественного сознания, формы общественного сознания, отражению в которой подлежит весь спектр социоприродных отношений. При этом цивилизация понимается как коллективный субъект природопользования, в настоящее время использующий унифицированные способы взаимодействия с окружающей средой в глобальном масштабе, становление экологического сознания - как процесс развития самосознания цивилизации.
Специфика рассматриваемых процессов, а также отсутствие философских исследований по ряду рассматриваемых в диссертации вопросов (проблемам экологических условий производства, взаимозависимости физического, социального и экологического пространства, формам природопользовательной и природоохранной деятельности и др.) обусловили привлечение источников из истории естествознания, техники, обращение к истории социологии, права, философии.
В соответствии с намеченной целью в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть природные основания исторического процесса и проследить их влияние на становление и развитие социального;
- выявить структуру опосредованного отношения общества к природе в различных сферах общественной жизни и показать развитие ее содержательного наполнения в ходе прогрессивной смены общественных способов производства;
-показать причины и характер противоречий природного и социального в ходе общественного развития и отражение этих противоречий в общественном сознании;
-рассмотреть категорию цивилизации как взаимодополняемую с
13 другими фундаментальными категориями социальной философии -«общество», «общественно-экономическая формация», «культура»; как интегральную характеристику общества в аспекте степени развития социоприродных отношений;
-обосновать необходимый характер повышения в ходе исторического процесса внимания общества к экологическим проблемам, начиная с фрагментарного их отражения различными формами общественного сознания до становления экологического сознания как осознания человечеством в планетарном масштабе своей социоприродной сущности;
-исследовать пространственно-временные факторы становления экологического сознания;
-проанализировать генезис глобальной экологической проблемы с целью выяснения источников существования современной экологической ситуации и рассмотрения возможных путей ее разрешения;
- показать связь социальных идеалов с экологическими ценностями. Методологическая основа работы. Методологическую основу работы составляют принципы материалистического понимания истории, объективности, историзма, единства исторического и логического, единства системно-структурного и генетического подходов, метод междисциплинарного анализа категорий. Автор использует сочетание системного, цивилизационного, культурологического, эволюционного подходов при анализе происхождения, развития и функционирования общества, взаимодействия его с природой и отражения процесса этого взаимодействия в общественном сознании. Привлекается также субстратный подход при рассмотрении системы «биосфера -техносфера - общество» в качестве материально-энергетической. В целом автор неизменно придерживается традиций рациональной материалистической философии, плодотворность которых обозначается
14 особо рельефно при изучении вопросов взаимодействия природы и общества.
В своей работе автор опиралась на труды классиков философии, социологии, экологии: Г.В.Ф.Гегеля, Д. Дидро, Р. Декарта, Г.В. Лейбница, Л. Фейербаха, Н. Бердяева, П. Сорокина, А. Тойнби, О. Шпенглера, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И.Вернадского, Э.Геккеля, М. И. Будыко и др.
Значительное теоретико-методологическое влияние на разработку проблем оказали исследования таких ученых, как В. А. Анучин, Р.К. Баландин, А. П. Белик, Э. В. Гирусов, И. А. Гобозов , Г. С. Гудожник, Н. Л. Гумилев, М. В. Демин, , Л.И. Мечников, С.С. Шварц, М. М. Камшилов, Ю. А. Косыгин, Э. С. Зархина, А. Н. Федотов, Ж. Дорст, Л. Олдо, Ф. Сен-Марк и др.
Научная новизна данного исследования состоит в следующем: взаимообусловленность развития общества и природы как материально-энергетических систем и развитие в целом системы «общество - природа» рассмотрена как процесс становления единства природного и социального; введено и проанализировано понятие «экологические условия производства»;
-сформулирован новый подход к пониманию цивилизации: цивилизация исследуется как характеристика уровня организации социоприродных отношений; выявлена взаимодополняемость категорий «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «общество», «культура»; диалектика природного и социального рассмотрена как на уровне социального общественного, так и на уровне социального индивидуального; показаны причины определенной последовательности возникновения различных форм общественного сознания;
15 исследовано понятие самосознания цивилизации; доказана связь социальных идеалов с экологическими ценностями; пространственно-временные параметры деятельности человека представлены в качестве факторов, влияющих на время и характер становления экологического сознания; концептуальная интерпретация категорий пространства и времени проанализирована в связи с расширением сферы деятельности человека в природе; выявлены основные тенденции развития процесса экологизации сознания; процессы взаимосвязи развития природопользовательной деятельности и экологизации накучного сознания рассмотрены на примере такого региона, как российский Дальний Восток; проведен обобщенный социально-фидлософский анализ прикладных исследований ученых Института водных и экологических проблем ДВО РАН и Института Волжского экологического бассейна РАН в аспекте развития модели будущего цивилизации, гармонизации социЬприродных отношений; доказана неосуществимость концепции устойчивого развития на основе социально-философского анализа ее основных положений, исследования деятельности международного сообщества по реализации ее положений в современных социально- экономических, политических условиях.
На защиту выносятся следующие положения: развитие общества и природы есть единый естественноисторический процесс, процесс становления единства природного и социального, в ходе которого все более явно обнаруживается связь социальных идеалов с экологическими ценностями;
16
- поскольку экологические отношения являются первичными для человека и общества, отсутствие такой формы общественного сознания, как экологическое, позволяет говорить о несформированности самосознания цивилизации как совокупности социоприродных отношений;
- категория «цивилизация» более всего выявляет свое собственно философское содержание при анализе проблем взаимодействия общества и природы;
- отношение человека к природе опосредовано, помимо материальных, также факторами духовного порядка, которые определяются принадлежностью его к тому или иному типу общества, что делает необходимым исследование становления экологического сознания как процесса, не только отражающего уровень и характер природопользования, но также и существенно влияющего на изменение последнего;
- в рамках существующего технологического способа производства и господствующих общественных идеалов реализация концепции устойчивого развития не представляется возможной. Научно-практическая значимость исследования. Основные выводы диссертации рассчитаны на практическое применение в деятельности государственных органов при планировании размещения производительных сил в различных регионах страны, решении вопросов г взаимодействия общества и природы.
Полученные результаты могут быть использованы в научной и методической работе по таким разделам социальной философии, как законы общественного развития, общество и природа, структура общественного производства, глобальные проблемы современности, общественное сознание, цивилизация и культура; в лекционных курсах по социальной экологии, концепциям современного естествознания; для
17 пропаганды экологических знаний среди населения.
Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в монографии и статьях автора. Отдельные положения и выводы используются в ходе разработки ведомственной программы формирования экологического сознания работников железнодорожного транспорта. На основании результатов обсуждения диссертации на заседании Методологического семинара гуманитарного факультета Дальневосточного государственного университета путей сообщения 22 декабря 1998 года диссертация представлена на соискание гранта Министерства путей сообщения Российской Федерации на заседании расширенной Коллегии МПС РФ 31 июля 1999 года.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии МГУ им. М.В. Ломоносова 22 мая 2000 года.
Структура диссертации. Структура и объем работы выстроены в соответствии с поставленной целью и задачами. Работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Влияние взаимодействия общества и природы на общественное сознание1984 год, кандидат философских наук Микляев, Виктор Анатольевич
Коэволюционная парадигма формирования социоприродных систем: Философско-методологический анализ2004 год, кандидат философских наук Салов, Евгений Иванович
Экологическая культура соционатурэкосистемы2012 год, доктор философских наук Захарова, Елена Юрьевна
Экологическая сфера общества и устойчивое развитие1999 год, доктор философских наук Ремизов, Игорь Николаевич
Социоприродное развитие в концепции универсальной эволюции: Философско-методологический анализ2006 год, доктор философских наук Урсул, Татьяна Альбертовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Вальковская, Виктория Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ исторического становления форм и способов организации взаимодействия общества и природы, развития цивилизации всегда является актуальным, потому что вне диалектики природного и социального общественное развитие не существует.
Все виды деятельности человека, в особенности - предметной, в определенном смысле носят природопреобразующий характер. История человеческого общества сложилась так, что первоначальное многообразие способов взаимодействия человеческих коллективов, этносов, социальных организмов с природным окружением постепенно уступило место единообразию форм промышленного и сельскохозяйственного освоения природного окружения. Создавая и распространяя некие унифицированные, универсальные технологические способы взаимодействия с природой, человечество выступает как коллективный субъект осуществления природопользовательной деятельности, как совокупность социоприродных отношений, как цивилизация. Одновременно с универсализацией способов освоения природы складывались в различных регионах земли и определенные единообразные взаимосвязанные формы охраны природы: территориальная, правовая, общественная.
Поскольку социоприродные отношения представлены не только своей материальной, но и идеальной стороной, общественным сознанием совершается грандиозная работа по выработке особых, интегральных, критериев оценки деятельности человека, которые бы одновременно задавали направления ее развитию, служили нравственными ориентирами в постановке задач и выборе методов их реализации. Фактически, речь идет об определении неких приоритетных
344 форм духовной жизни человека, форм общественного сознания, лежащих в основе ценностной трактовки всех остальных сфер жизни человека и общества.
Мифологическое сознание, утверждавшее слитность человека с природой, представлявшее социум как часть Вселенной, не смогло «оградить» человечество от опасной идеи своего превосходства над миром «неразумного живого» и стремления утвердить себя хозяином, распорядителем этого мира. Постепенно приоритетный характер приобрело сознание религиозное, поскольку именно оно давало систематизированное объяснение диалектики плоти и духа, природного и социального. Обращаясь к индивидуальному сознанию, религия в качестве критерия самосознания, индивидуального самосознания, предлагает интериоризацию основных постулатов вероучения. Душа выводится из противопоставления духа и природы. Ценность природы, ее «самость» отрицается. Неразрывная связь человека и природы, которая фиксировалась в сознании мифологическом, в религиозном теряется. Цивилизация, технологической основой которой является инструментальный способ производства, а духовной -теологизированное сознание, экстенсивно расширяет сферу искусственного в окружающей среде, формирует у человека отношение к природе как к пассивному объекту воздействия.
Изменение технологических оснований цивилизации - становление механического способа производства - происходило во взаимосвязи с процессом пересмотра приоритетов в сфере общественного сознания: на переднем плане общественного прогресса оказываются, превращаются в его двигатель, изменения в науке и технике. Главным условием успешной деятельности субъекта становится знание. Первоначально оно в понимании и объяснении процессов взаимодействия общества и природы исходило из противопоставления природного и социального; в механическом миросозерцании природа девитализировалась. Духовным основанием значительного периода развития техногенной цивилизации являлось именно такое миросозерцание. Однако интересы развития практики постепенно поворачивают субъекта природопользования к необходимости осознания природы как единого живого организма, как целостности. Изучение экологических связей природы и общества, нарастание масштабов человеческой деятельности в природе, очевидность кризисного состояния отдельных компонентов природного окружения -все эти обстоятельства потребовали кардинального пересмотра приоритетов человеческой деятельности, изменения материальных и духовных оснований развития цивилизации.
В общественном сознании происходит своеобразное «движение вспять», диалектическое возвращение к истокам. Как некогда, отталкиваясь от природы, человек в объяснении своей сущности стремился уйти как можно дальше от натуры, от телесного, так в XX веке, осмысливая пройденный путь мнимого удаления от природы, он приходит к пониманию, что возвращение к природе, к пониманию и признанию ее и жизни человеческой как высших ценностей возможно только при опоре на человеческие сущностные определения, нравственность и культуру.
В данной работе мы стремились показать, что экологизация сознания - процесс масштабный, длительный и в настоящее время далекий от кульминации.
Существует целый цикл научных дисциплин, развивающих экологическую проблематику1. Создается разветвленная система природоохранного законодательства на международном и
1 См.: Одум Ю. Основь'1 экологии. - М., 1975; Будыко М. И. Глобальная экология. -М., 1977; Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. - М., 1980; Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика. - М., 1988; Жердев Р.В. Социально-экологическое управление: Проблемы и перспективы. - Владивосток, 1991 и др. внутригосударственном уровнях, выделяются специализированные структуры, занимающиеся проблемами экологической безопасности (в частности, в России с 1985 года действует природоохранная прокуратура)2. Созданию настроения экологической обеспокоенности способствует деятельность многочисленных общественных организаций и фондов, направленная на охрану окружающей среды (только в России зарегистрировано к концу 90-х годов около 100 подобных объединений).
Однако содержание деятельности научных, общественных, правозащитных организаций пока не обеспечивает решения тех задач, которые ставятся современной экологической ситуацией перед человечеством. Фактически на пороге XXI века речь идет о том, что нерешенность экологических проблем создает препятствия социально-экономическому развитию общества.
Как в таких условиях следует развивать процесс экологизации сознания?
Мы считаем, что наряду с продолжением создания экологического сознания как особой формы общественного сознания развитие цивилизации в самосознающего субъекта природопользовательных, природопреобразующих, природовосстановительных отношений требует выделения и осмысления экологического компонента во всех формах и сферах деятельности человека. В этом плане процессы аксиологизации и экологизации совпадают, выявляя тенденцию осознания цивилизацией своей социоприродной сущности.
Значительную роль в этом осознании играют пространственно-временные условия бытия мира и человека. Пространственные структуры, конкретизируясь до масштабов локальной организации ландшафтов, естественных и искусственных, задают определенные границы природопользовательной, природопреобразующей, природоохранной, природовосстановительной деятельности человека.
2 См. об этом: Правовые проблемы охраны окружающей среды. - М., 1998.
347
Время, в особенности время социальное, является необходимым условием реализации не только практических действий человека, но и возможности осмысления, осознания субъектом их результатов. Пространственно-временные факторы становления экологического сознания проявляются прежде всего в степени адекватности ценностных оснований и установок природопользовательной, природоохранной деятельности, всего спектра социоприродных отношений целям гармонического развития общества и природы, в своевременности постановки и решения задач в рассматриваемой области.
Направлениями развития экологического сознания являются:
Развитие экологического знания.
Включение элементов экологического знания в философское, историческое, религиозное, правовое, экономическое, моральное, эстетическое сознание. Одним из условий превращения экологического сознания в доминанту общественного сознания, направленного на обеспечение прогрессивного развития общества, является включение состояния природного окружения в критерии общественного прогресса и показатели экономического развития.
Пропаганда экологических знаний как деятельность, организованная на государственном уровне, обеспеченная солидной финансовой поддержкой.
Создание системы экологического воспитания, начинающейся с работы с детьми младшего возраста, опирающейся на эмоциональное и эстетическое восприятие природы. Экологическое воспитание должно быть связано с нравственным и эстетическим.
Возрастание роли субъективного фактора применительно к очерченному в диссертации кругу проблем должно быть понимаемо не только на уровне макросоциального, но и на более локальных, включая уровень социального индивидуального. Состояние современной техники, научного знания, степени энерговооруженности общества таковы, что ощутимого характера последствия в природном окружении способны сейчас вызывать не только деятельность человечества в целом, но и действия конкретных людей. Поэтому формирование экологического сознания - одна из насущных проблем развития цивилизации, диалектики природного и социального. Здесь широкие перспективы исследования открываются перед различными областями научного знания: философией, психологией, социологией, правом, педагогикой, медициной, экологией, биологией и др.
Из осознания природы как экономического объекта или объекта собственности, как показала история, невозможно вывести аксиологические характеристики отношения человека к природе, невозможно выстроить адекватную логику природопреобразующей деятельности. На смену техногенной цивилизации необходимо должна прийти цивилизация экологическая3.
Экологические ценности и идеалы являются общими для всех людей, независимо от их расовой, социальной, гражданской принадлежности. Они суть то общечеловеческое, которое не может быть завуалировано никакими классовыми, национальными, государственными интересами. Ведь классы, нации, государства существуют в реальной жизни общества, развивающегося на реальной планете. И какие бы идеальные конструкции ни создавала человеческая мысль, она никогда не опровергнет факта, что существование любых социальных образований возможно только при наличии конкретных людей, которые составляют «живую ткань» этих образований, наполняя их своими делами, чувствами, мыслями. Для того, чтобы оставаться людьми, то есть мыслить, творить, чувствовать, им необходимы земля,
3 См.: К экологической цивилизации. - М., 1993; Косолапое Р., Хлебников И Обращение к разуму: Человеческий манифест. - М., 1993.
349 вода, воздух; им необходимы красота и многообразие Природы, поскольку только на этой основе могут существовать действительная красота и универсальность Человека.
350
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Вальковская, Виктория Викторовна, 2000 год
1.Абдылдаев Б.Т. Многокачественность - важнейшая черта биосферы.// К методологии научного познания./ Под ред. Абдылдаева Б.Т. -Фрунзе: «Илим», 1985. С. 101 -109.
2. Абдылдаев Т.А., Апасов Р.Т. Природное и социальное в искусственном.// К методологии научного познания. / Под ред. Абдылдаева Б.Т. -Фрунзе: «Илим», 1985. С. 69 79.
3. Абдылдаев Т.А., Бакаев А.К. Соотношение естественного и искусственного в условиях научно-технической революции. Фрунзе: «Илим», 1983. -195 с.
4. Абдылдаев Т.А., Жумагулов М. Причинно-следственные связи во взаимоотношении общества и природы. Фрунзе: «Илим», 1986. -141 с.б.Авдиев В.И. История Древнего Востока. М.: Госполитиздат, 1953. - 759 с.
5. Аверьянов А.П. Системное познание мира. М.: «Наука», 1985. - 263 с.
6. Аджыбекова К.А. Биологическое и социальное в адаптации человека. // К методологии научного познания. / Под ред. Абдылдаева Б.Т. Фрунзе: «Илим», 1985. - С. 137 -145.
7. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах,- М.: «Советское радио», 1972. 223 с.
8. Апексеев А. Б., Алексеева Н.Т. Глобальные проблемы человечества и сотрудничество двух мировых систем. М.: «Знание», 1981.-64 с.
9. Ю.Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас. М.: «Мысль», 1985. - 238 с.
10. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984.-462 с.351
11. Алехин В.В. География растений. М.: «Советская наука», 1944.- 220 с.
12. Анаджанян Н.А., Торшин Н.В. Экология человека. Избранные лекции. М.: КРУК, 1994. 256 с.
13. Антропогенное воздействие на экосистемы и их компоненты. /Под ред. Кубанцева Е.С. и др. Волгоград, 1982. - 136 с.
14. Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М., «Мысль», 1982. - 334 с.
15. Анучин В.А. Основы природопользования: теоретический аспект.- М., «Мысль», 1978. 294 с.
16. Араб-оглы Э.А. Демографические и экологические прогнозы. Критика буржуазных концепций. М.: «Статистика», 1978. - 319 с.
17. Араб-оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. М.: «Мысль», 1985. - 205 с.
18. Аристотель. О частях животных. М.: Биомедгиз, 1937. - 319 с.
19. Арсеньев В.К. В горах Сихотэ-.Апиня. Сквозь тайгу. М.: «Новатор», 1997. - 350 с.21 .Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. - 334 с.
20. Багатурия Г.А. Категория «производительные силы» в наследии К. Маркса и Ф. Энгельса. // Вопросы философии, 1981. № 9. - С. 103 — 116.
21. Бадялов В.В. Соотношение социального и биологического в природе сознания.// Ученые записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда. Философия. Выпуск XYII. Философские и социологические исследования. Ленинград:, 1977. - С. 42 - 50.
22. Бакланов П.Я. Динамические пространственные системы: Теоретический анализ. М.: «Наука», 1972. -132 с.
23. Бакланов П.Я. Пространственные системы производства. М.: «Наука», 1986. - 147 с.352
24. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: «Знание», 1988.-207 с.
25. Баландин Р.К. Время. Земля. Мозг. Минск: «Высшая школа», 1979.-238 с.
26. Баландин Р.К. Перестройка биосферы. Минск: «Высшая школа», 1981.-215 с.
27. Балашов Е.П. Диалектические закономерности развития и эволюционный синтез систем. Ленинград:, 1983. -149 с.
28. Бараш С.И. История неурожаев и погоды в Европе (по ХУ1 в.н.э.). Ленинград: Гидрометеоиздат, 1989. - 237 с.
29. Бауэр Л., Войничке X. Забота о ландшафте и охрана природы. -М.: «Прогресс», 1971. 234 с.
30. Белик А.П. Социальная форма движения. М.: «Наука», 1982. -268 с.
31. Белицкий М Забытый мир шумеров М.: «Мысль», 1980. 397 с.
32. Бердяев Н. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990. -173 с.
33. Зб.Берлянд М.Е. Предсказание и регулирование теплового режимаприземного слоя атмосферы. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1956. - 434 с.
34. Беспамятное Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. Ленинград: «Химия», 1985. - 528 с.
35. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: «Наука», 1993. - 233 с.
36. Зв.Беттен Л. Погода в нашей жизни. М.: «Мир», 1985. - 226 с.
37. ЗЭ.Биола Г. Марксизм и окружающая среда. М.: «Прогресс», 1975. -152 с.
38. Блаватский В.Д. Природа и античные общества. М.: «Наука», 1976.-78 с.353
39. Богачев В.Н., Пчелинцев О.С. Программы хозяйственного освоения восточных районов СССР. М.: «Экономика», 1975. - 56 с.
40. Богданов Ю.А. и др. Происхождение и развитие океана. М.: «Мысль», 1978. -160 с.
41. Боголюбский С.Н. Происхождение и преобразование домашних животных. М.: Изд-ва АН СССР, 1959 - 593 с.
42. Бойко A.B. и др. Экспериментальные исследования Припятского заповедника. Минск: «Ураджай», 1976. - 236 с
43. Бокль Г. История цивилизации в Англии. Спб., 1896.
44. Болота и их сельскохозяйственное использование. / Под ред. Бухмана В.А. и др. Петрозаводск: Госиздат Карело-Финской ССР, 1956. -139 с.
45. Борисов A.A. Климаты СССР в прошлом, настоящем и будущем.- ЛЕНИНГРАД:: Изд-во ЛГУ, 1975. 432 с.
46. Брода Э. Эволюция биоэнергетических процессов. М.: «Мир», 1978.-304 с.
47. Брукс К. Климаты прошлого. М.: «Иностранная литература», 1952.-358 с.
48. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: «Наука», 1977. 327 с.
49. Будыко М.И. Климат в прошлом и будущем. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1980. - 351 с
50. Вавилов Н.И. Происхождение и география культурных растений.- Ленинград: «Наука», 1987. 438 с.
51. Вавилов Н.И. Пять континентов. Повесть о путешествиях в поисках новых растений. Ленинград: «Наука», 1987. - 213 с.
52. Вазюлин В. А. Логика истории: Вопросы теории и методологии. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 328 с.
53. Вайнер Д.Р. Экология в Советской России. М.: «Прогресс». 1991.- 400 с.354
54. Вальтер Г. Растительность земного шара: Эколого-физиологическая характеристика. В 3-х тт. М.: «Прогресс», 1968-1975.
55. Васильев П., Невзоров Н. Лесное хозяйство и лесная промышленность СССР. М.: Госпланиздат, 1948. -108 с.
56. Васильева H.A. Основания демократии и технологическое общество: Философско-политический анализ современного этапа развития западной цивилизации. Автореф. дисс. на соискание уч.степ. д. филос. н. Спб. университет. Спб., 1994. - 30 с.
57. Великанов А.Л. и др. Проблемы надежности при многоцелевом использовании водных ресурсов. М.: «Наука», 1994. - 225 с.
58. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.: Госполитиздат, 1940.- 119 с.
59. Вернадский В.И. Живое вещество. М.: «Наука», 1978. - 358 с.
60. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. / В 2-х кн. / М.: «Наука», 1975.
61. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: «Наука», 1988.-520 с.
62. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: «Наука», 1965. - 301 с.бб.Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы. / Под ред. Фаддеева Е.Т. М.: «Наука», 1986. - 348 с.
63. Влияние атмосферного загрязнения на свойства почв. / Под ред. Гришина Л.А. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 205 с.
64. Влияние солнечной активности на атмосферу и биосферу Земли. / Под ред. Гневышева М.Н. и др. М.: «Наука», 1971. - 259 с.
65. Водопользование и национальная безопасность./ Под ред. Белякова A.A. и др. М.: «Наука», 1997. - 296 с.
66. Водохранилища мира. / Под ред. Авакяна А.Б. и др. М.: «Наука», 1979.- 287 с.355
67. Воды суши: Проблемы и решения. / Под ред. Хубларяна М.Г. -М.: ИВП РАН, 1994.-561 с.
68. Вольф М.Б. Географическое размещение русской промышленности. М.-Ленинград: Госиздат, 1927. - 158 с.
69. Вопросы развития эволюционной теории в XX веке. / Под ред. Завадского K.M. Ленинград:: «Наука», 1979. -136 с.
70. Воронов A.A. Устойчивость, управляемость, наблюдаемость. -М.: «Наука», 1979. 335 с.
71. Гаазе-Раппопорт М.Г., Поспелов Д.А. От амебы до робота: Модели поведения. М.: «Наука», 1987. - 288 с.
72. Гаев А.Я., Самарина B.C. Наши следы в природе. М.: «Недра», 1991.- 154 с.
73. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: Изд-во МГУ, 1987. - 215 с.
74. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3-х томах. М.: «Мысль», 1975.
75. Герберштейн С. Записки о Московии. М.: Изд-во МГУ, 1988. -470 с.
76. Гинко С.С. Покорение рек. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1965. -208 с.
77. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: «Наука», 1987.-182 с.
78. Гирусов Э.В. Система "общество природа": Проблемы социальной экологии. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 167 с.
79. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. М.: «Закон и право» ЮНИТИ, 1998.-455 с.
80. Гладков H.A. Охрана природы в первые годы Советской власти: По материалам ленинских декретов. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 35 с.356
81. Глебов Ф.З. Взаимоотношения леса и болота в таежной зоне. -Новосибирск: «Наука», 1988. 183 с.
82. Глезерман Г.Е. Законы общественного развития: их характер и использование. М.: Политиздат, 1979. - 303 с.
83. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: Философия отношений с природной средой. Сборник обзоров и рефератов. / Под ред. Сагадеева A.B. М.: ИНИОН РАН, 1994. -139 с.
84. ГоббсТ. Избр. произв. в 2-х томах. М., «Мысль», 1964.
85. Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 219 с.
86. Голиченков А.Е. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. М.: Изд-во МГУ, 1992. -160 с.
87. Голуб A.A., Струкова Е.Б. Экономические методы управления природопользованием. М.: «Наука», 1993. -136 с.
88. Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению. М.: ВИНИТИ, 1994.-27 с.
89. Григорьев A.A. Антропогенные воздействия на природную среду по наблюдениям из космоса. Ленинград: «Наука», 1985. - 239 с.
90. Григорьев A.A. Закономерности строения и развития географической среды. М.: «Мысль», 1966. - 382 с.
91. Гудожник Г.С. Научно-технический прогресс: сущность, основные тенденции.-М.: Изд-во МГУ, 1970. 271 с.
92. Гудожник Г. С. Научно-техническая революция и экологический кризис. М.: «Международные отношения», 1975. - 232 с.
93. Эб.Гумбольдт А. География растений. М.:, Ленинград: Сельхозгиз, 1936.-349 с.
94. Гумбольдт А. Картины природы. М.: Географиздат, 1959. 269 с.
95. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Ленинград:: Гидрометеоиздат, 1994. -511 с.357
96. Дажо Р. Основы экологии. М.: «Прогресс», 1975. - 415 с.
97. ЮО.Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия: Опыт эколого-экономического анализа. М.: ВИНИТИ, 1994. -133 с.
98. Ю1.Даррел Дж. Путь кенгуренка. М.: Внешторгиздат, 1990. - 168 с.
99. Ю2.Демин М.В. Природа деятельности.-М.: Изд-во МГУ,1984.-168 с.
100. ЮЗ.Депарма Н.К. Сохранение природы за рубежом: Обзор зарубежной профилированной периодики. М.: «Прогресс», 1968. -160 с.
101. Ю4.Дессенс А. Можем ли мы изменить климат. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1969.- 119с.
102. Ю5.Детри Ж.-П. Атмосфера должна быть чистой: Загрязнители атмосферы и борьба с ними. М.: «Прогресс», 1973. - 379 с.
103. Юб.Джефферс Дж. Введение в системный анализ: применение в экологии. М.: «Мир», 1981. - 252 с.
104. Ю7.Дидро Д. Соч. в 2-х томах. М.: «Мысль», 1987.
105. Динамическое равновесие человека и природы. / Под ред. Широканова и др. Минск: «Наука и техника», 1977. - 214 с.
106. ЮЭ.Долгосрочние прогнозирование состояния экосистем. / Под ред. Кожовой О.М. и др. Новосибирск: «Наука», 1988. - 238 с.
107. Дорст Ж. До того как умрет природа. М. .«Прогресс», 1968- 415 с.
108. Дотто Л. Планета Земля в опасности. М.: «Мир», 1988. - 209 с.
109. Дрейер O.K., Лось Б.В., Лось В.А. Экологические проблемы развивающихся стран: Теоретико-методологические и социально-политические аспекты. М.: «Наука», 1983. - 173 с.
110. Дрозд П.А. Сельскохозяйственные дороги на болотах. Минск: «Ураджай», 1966. -167 с.
111. Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека: Экологические системы и биосфера. -М.: «Прогресс», 1973. 269 с.
112. Ерасов Б.С. Культура и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). М.: «Наука», 1993. - 205 с.358
113. Иб.Ермаков В.М. Диалектика возникновения самосознания и предметного сознания. Чебоксары, 1996. -160 с.
114. Естественно-историческое районирование СССР. / Под ред. Виленского Д.Г. М,- Ленинград: Изд-во АН СССР, 1947. - 276 с.
115. Ефимов Г.А., Ларкин Ю.М. Транспорт и окружающая среда. М.: «Знание», 1975. -41 с.
116. Жердев Р. В. Социально-экологическое управление: пробелмы и перспективы. Владивосток, 1991. - 208 с.
117. Иванов A.B. Криогенная метаморфизация химического состава природных льдов, замерзающих и талых вод. Хабаровск, 1998. -164 с.359
118. Иванов A.B. Наука о биосфере. Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре, 1996. - 48 с.
119. Иванов Б.А. Инженерная экология. Ленинград :Изд-во ЛГУ, 1989.- 150 с.
120. Иванов O.E. Самосознание как основа метафизики. (Опыт философской пропидевтики.) Спб., 1995. - 271 с.
121. Изменение природной среды АК ТПК под влиянием хозяйственной деятельности. /Под ред. Пояркова Б.В., Сохиной Э.Н. -Владивосток, 1984. 148 с.
122. Изучение и освоение рек Дальнего Востока. / Под ред. Садикова A.A. и др. М.: «Наука», 1969. -191 с.
123. Изучение и преобразование природы Сибири и Дальнего Востока в связи с ее перспективным освоением. Материалы к симпозиуму IY Совещания географов Сибири и Дальнего Востока. / Под ред. Сочава В.Б. Иркутск, 1969. -145 с.
124. Иоффе Я.А. Мы и планета: Цифры и факты. М.: Политиздат, 1985.-224 с.
125. Исаченко А.Г. Оптимизация природной среды. М.: «Мысль», 1980.- 264 с.
126. Использование водных ресурсов Дальнего Востока. /Под ред. Радкович А.Я. и др. Хабаровск, 1981. -189 с
127. Исследования водных и экологических проблем Приамурья. /Под ред. Воронова Б.А., Махинова А.Н. Владивосток-Хабаровск, 1999. -200 с.
128. Исследования закономерностей развития регионов как сложных интегральных систем./ Под ред. Рянского Ф.Н. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 1994.- 110 с.
129. Исторический материализм и актуцальные проблемы современности. /Под ред Ганзела Л. и Разина В.И. М.: Изд-во МГУ, 1980.-216 с.360
130. Источники и движущие силы научно-технического прогресса. /Под ред. Марахова В. Г. и др. Ленинград:: Изд- во ЛГУ, 1978. -151 с.
131. Калайков И. Цивилизация и адаптация. М.: «Прогресс», 1984. - 240 с.
132. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М.:«Наука», 1974.-254 с.
133. Камшилов М.М. Биотический круговорот. М.: «Наука», 1970.312 с.
134. Каплин A.A. Пушнина СССР. М.: Внешторгиздат, 1960. - 135 с.
135. Каракеев Т. Дж. Семантические аспекты диалектики социального развития. (Цивилизация и ее отражение в общественном сознании). Фрунзе: «Илим», 1978. - 302 с.
136. Категории исторического материализма. /Под ред. Дряхлова Н.И. и др. М.: «Мысль», 1980. - 351 с.
137. Катон, Варон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве. М.: Сельхозгиз, 1957. - 332 с.
138. Келле В.Ж., Ковальзон В.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат, 1981. - 288 с.
139. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: «Мысль», 1985. - 240 с.
140. Кларк Д. К.Д. Доисторическая Европа. М.: Изд-во иностранной литературы, 1953. 332 с.
141. Климат и человек. / Под ред. Гербурт-Гейбовича A.A. М.: «Мысль», 1972. - 237 с.
142. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации: (социально-философский аспект). М.: ИФ РАН, 1996.- 252 с.
143. Книги Марко Поло. М.: Географгиз, 1955. - 376 с.
144. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М.: «Международные отношения», 1982. - 240 с.
145. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1974. - 240 с.361
146. Коммонер Б. Технология прибыли. М.: «Мысль», 1976. -112 с.
147. Концепция устойчивого развития городов Российской Федерации (проект). Нижний Новгород: Союз российский городов, 1995. -16 с.
148. Космачев К.П. Пионерное освоение тайги: Экономико-географические проблемы. Новосибирск: «Наука», 1974. -144 с.
149. Косолапое Р., Хлебников И. Обращение к разуму: Человеческий манифест. М.: «Палея», 1993. - 58 с.
150. Косыгин Ю.П. Тектоника геосфер. Владивосток - Хабаровск: ДВО АН СССР, 1988.-87 с.
151. Кочергин А.Н., Марков Ю.Т., Васильев Н.Г. Экологическое знание и сознание. Новосибирск: «Наука», 1987. - 221 с.
152. Кречетов Н.И. Рациональное использование хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока. М.: «Лесная промышленность», 1966. - 122 с.
153. Крутова О. Н. Человек и история. М.:Политиздат, 1982. - 312 с.
154. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.:Политиздат, 1980. - 312 с.
155. Куллини Дж. Леса моря. Жизнь и смерть на континентальном шельфе. Ленинград:: Гидрометеоиздат, 1981. - 280 с.
156. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Нижний Новгород, 1994. 200 с.
157. К экологической цивилизации. /Под ред. Олейникова Ю.В. М.: ИФРАН, 1993. -110 с.
158. Ламетри Ж.О. Соч. 2-е изд. М.: «Мысль», 1985.
159. Лаптев И. Д. Экологические проблемы: социальные, политические и идеологические аспекты. М.: «Мысль», 1982. - 247 с.
160. Лахтин М.Ю. Старинные памятники медицинской письменности. М., 1917.-176 с.
161. Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х томах. М.: «Мысль», 1986.362
162. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. //Ленин В.И. Полн.собр.соч. М.: Политиздат. - Т. 18.
163. Леопольд О. Календарь песчаного графства. М.: «Мир», 1983. - 248 с.
164. Лисеев И.К., Реймерс Н.Ф. Синтез знания и формирование глобальной экологии. // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М.: «Наука», 1984. - С. 70 - 88.
165. Локк Дж. Соч. в 3-х томах. М.: «Мысль», 1988.
166. Лось В. А. Человек и природа: Социально-философские аспекты экологических проблем. М.: Политиздат, 1978. - 224 с.
167. Лузгин В. В. Становление самосознания в процессе антропогенеза. Казань, 1989. - 81 с.
168. Лямин B.C. География и общество. Философские и социологические проблемы географии. М.: «Мысль», 1978. - 309 с.
169. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории великих географических открытий. В 3-х томах. - М.: «Просвещение», 1983.
170. Маметбалиева Г.С. Общее и частное понятие оптимизации. // К методологии научного познания. / Под ред. Абдылдаева Б.Т. Фрунзе: «Илим», 1985. С. 39 - 48.
171. Манин Ю.М. НТР и экологизация производства. Минск: «Вышэйшая школа», 1979. - 134 с.
172. Маркс К. Введение. (Из экономических рукописей 1857 1858 годов). // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М.: Политиздат. - Т. 12. - С. 709 - 738.
173. Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат. Т.т. 23 25.
174. Маркс К. Экономические рукописи 1857 1858 годов. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М.: Политиздат. - Т. 46. - 512 с.
175. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат. - Т. 42. - С. 41 -174.
176. Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем современности / Под ред. Загладина В.В. и др. М.:«Наука», 1985. - 445 с.
177. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. /Под ред. Плетникова Ю.К. М.: «Наука», 1981. -463 с.
178. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: диалектика современной эпохи. /Под ред. Плетникова Ю.К. М.: «Наука», 1987. - 447 с.
179. Материалистическая диалектика (в пяти томах). Том 1У. Диалектика общественного развития. /Под ред. Марахова В. Г. и др. М.: «Мысль», 1984. - 320 с.
180. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, развитии и бесконечности. М.: «Мысль», 1966. - 383 с.
181. Методологические проблемы историко-научных исследований. /Под ред. Келле В. Ж. и др. М.: «Наука», 1982. - 360 с.364
182. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М.: «Голос труда», 1924. - 255 с.
183. Милашевич В.В., Краснов Е.В. Тенденции экологизации естествознания: Очерки и фрагменты. Владивосток: ДВО АН СССР, 1983.-200 с.
184. Милль Дж.С. Основы политической экономии. М.: «Прогресс», 1980.-480 с.
185. Митрюшкин К. П., Шапошников Л. К. Прогресс и природа. М.: «Лесная промышленность», 1978. - 300 с.
186. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М.: «Наука», 1987. - 304 с.
187. Моисеев H.H. С мыслями о будущем России. М.: Фонд СРСПН, 1997.-210 с.
188. Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика. М.: «Молодая гвардия», 1988. 251 с.
189. Монтескье Ш. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1955. 706 с.
190. Мчедлова М.М. Вопросы цивилизации во французском обществознании. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 80 с.
191. Назаретян А.П. Человеческий интеллект в развивающейся Вселенной: истоки, становление, перспективы: Очерки междисциплинарной теории прогресса. М.: ИОН при ЦК КПСС, 1990. -280 с.
192. Народонаселение и природа. / Под ред Валентея Д.М. и др. -М.: «Финансы и статистика», 1984. 96 с.365
193. Одум Ю. Экология. В 2-х томах. М.: «Мир», 1988. Т. I. - 326 с. Т. II. - 376 с.
194. Охрана окружающей среды: модели социально-экологического прогноза. / Под ред. Ананиашвили Ф.П. М.: «Экономика», 1982. - 224 с.222.0храна природы. / Под ред. Иноземцева А.А. и др. М.: «Высшая школа», 1967. - 442 с.
195. Павленко Ю.В. Цивилизационное развитие человечества как целостный процесс. // Философия и общество, 1998. № 3. - С. 155 — 189.
196. Палий В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1980. - 142 с.366
197. Первобытное общество. Основные проблемы развития. / Под ред. Першица А.И. М.: «Наука», 1975. - 287 с.
198. Печчеи А.Человеческие качества.- М.: «Прогресс», 1985. 312 с.
199. Платон. Законы. //Полн. собр. соч. в 15 томах. Ленинград:, 1928.-Т. 14.
200. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения материи. М.: Изд-во МГУ, 1971. - 247 с.
201. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М.: Госполитиздат, 1949. - 336 с.
202. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: «Мысль», 1974.-487 с.
203. Правовые проблемы охраны окружающей среды. / Под ред. Жевлакова Э.Н. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998. - 272 с.
204. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М.: «Книга», 1990. -464 с.
205. Природа моделей и модели природы. / Под ред. Гвишиани Д.М. и др. М.; «Мысль», 1986. - 270 с.
206. Природа полярных старн. / Под ред. Говорухина Л.С. и др. -Ленинград: Гидрометеоиздат, 1973. -195 с.
207. Природопользование в развивающихся странах. / Под ред. Блохина Л.Ф. и др. М.: «Наука», 1995. -139 с.
208. Природопользование в системе общественного производства. / Под ред. Смирнова И.К. и др. Ленинград:: Изд-во ЛГУ, 1986. -173 с.
209. Проблема эффективности в современной науке. /Под ред. Урсула А.Д. Кишинев: «Штиинца», 1985. - 256 с.367
210. Проблемы создания биолого-технических систем жизнеобеспечения человека. / Под ред. Гительзон И. Новосибирск: «Наука», 1975. -108 с.
211. Производство, население, природопользование: географические и социально-экономические аспекты: Межвузовский сборник. / Под ред. Сафиуллина Р.Г. и др; Уфа, 1990. -165 с.
212. Рахилин В.К. Природоохранное движение в России. М.: «Знание», 1965. - 40 с.
213. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: «Мысль», 1990. - 637 с.
214. Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Изд-во журнала «Россия молодая», 1994. 367 с.
215. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. М.: «Мысль», 1978. - 292 с.
216. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: Международный центр Рерихов, 1994. -147 с.
217. Ресурсы биосферы на территории СССР. Научные основы их рационального использования и охраны. / Под ред. Герасимова И.П. и др. М.: «Наука», 1971. - 296 с.
218. Риффо К. Будущее океан. - Ленинград:: Гидрометеоиздат, 1978.-272 с.
219. Розенберг Г.С., Краснощекое Ю.М., Крылов В.А., Павловский В.А., Писарев A.C., Чернякова С.А. Устойчивое развитие: мифы и реальность. Самара, 1999. -201 с.
220. Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992. - 215 с.
221. Рукавишников В., Халман Л., Питер Э. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М.: «Совпадение», 1998.-368 с.368
222. Русанова И.П. Славянские древности Yl YII вв. - М.: «Наука», 1976.-216 с.
223. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: «Наука», 1969. - 331 с.
224. Рыбаковский Л.Л. Население Дальнего Востока за 150 лет. М.: «Наука», 1990. -167 с.
225. Саймон Г. Науки об искусственном. М.: «Мир», 1972. -146 с.
226. Самосознание в философии. / Под ред. Ерунова Б.А. и др. -Ленинград:, 1987. 153 с.
227. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М.: «Прогресс», 1977. -435 с.
228. Свидерский В. И. О диалектике отношений. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1983.-137 с.
229. Скворцов Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
230. Соловьев Д.К. Типы организаций, способствующих охране природы. СПб: Министерство земледелия, 1918. - 45 с.
231. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.- 194 с.
232. Сороко Э.М. Структурная гармония систем. Минск: «Наука и техника», 1984. - 264 с.
233. Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: «Наука», 1978.-318 с.
234. Социализм и прогресс человечества. /Под ред. Фролова И. Т. -М.: Политиздат, 1987. 356 с.
235. Среда и жизнь в геологическом прошлом : Палеоэкологические проблемы. /Под ред. Бетехтиной O.A. -Новосибирск: «Наука», 1974.-117 с.
236. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в техногенной цивилизации. М.: ИФ РАН, 1994. - 274 с.
237. Таубман Е.И. Анализ и синтез теплотехнических систем. М.: Энрегоатомиздат, 1983. - 199 с.369
238. Тих H.A. Предыстория общества. (Сравнительно-психологическое исследование). Ленинград:: Изд-во ЛГУ, 1970. - 311 с.
239. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: «Прогресс», «Культура». 1996. - 607 с.270Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: «Прогресс», Спб.: «Ювента», 1995. - 478 с.
240. Туманов C.B. Общественный идеал: диалектика развития. М.: Изд-во МГУ, 1986.-198 с.
241. Турков С.Л. Принятие решений в системах управления природными ресурсами: Вопросы методологии и теории. Владивосток: «Дальнаука», 1994. - 240 с.
242. Урсул А.Д. Человечество. Земля. Вселенная. Философские проблемы космонавтики. М.: «Мысль», 1977. - 264 с.
243. Фаддеев Е.Т. Проблема экологического производства. Препринт. Пущино:научн. центр биологических исследований АН СССР, 1980.-16 с.
244. Федоров Е.К. Взаимодействие общества и природы. -Ленинград:: Гидрометеоиздат, 1972. 88 с.
245. Федоров Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. -Ленинград:: Гидрометеоиздат, 1977. -176 с.
246. Федоров М. Г. Русская прогрессивная мысль XIX века от географического детерминизма к истороическому материализму. -Новосибирск: «Наука», 1972. - 352 с.
247. Фейербах Л. Собр. произв. в 3-х томах. М.: «Мысль», 1978.370
248. Философские проблемы глобальной экологии. / Под ред. Фаддеева Е.Т. т др. М.: «Наука», 1983. - 352 с.
249. Фишер Д., Саймон Н., Винсент Д. Красная книга: Дикая природа в опасности. М.: «Прогресс», 1976. - 477 с.
250. Фролов И.Т. Горизонты экологического знания: Социально-философские проблемы. М.: «Наука», 1986. - 204 с.
251. Ценностные аспекты науки и экология. / Под ред. Фаддеева Е.Т. т др. М.: «Наука», 1981. - 278 с.
252. Чайльд Г. У истоков европейской цивилизации. М.: Изд-во иностранной литературы, 1952. - 468 с.
253. Черняк Е.Б. Цивилиография: Наука о цивилизации. М.: «Международные отношения», 1996. - 382 с.
254. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: «Наука», 1977 . -144 с.
255. Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. Проблема движущих сил развития общества. М.: Политиздат, 1985. 159 с.
256. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М.: «Мысль», 1980. - 320 с.
257. Шеменев Г.И. Философские аспекты исследования технических систем. М.: «Знание», 1973. - 63 с.
258. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск:«Наука», 1993,- 584 с.
259. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. / Под ред. Александрова А.П. М.: Энергоатомиздат, 1984. - 311 с.
260. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. Спб., 1882. - 472 с.371
261. Devall В., Session J. Deep Ecology: Living as if Nature Mattered. -Solt Lake City, 1985.-266 c.
262. Ecological Effects of Afforestation: Studies in the History and Ecology of Afforestation in Western Europe./ Charles Watkins ed. CAB International, 1995. -415c.
263. Forest Landscape Design Guidelines./ Forestry Comission. -London: HMSO, 1994. 28 c.
264. Gatto M. Sustainability: is it a well defindconcept. // Ecological Application. 1993. - Vol. 3. - P. 1181 - 1183.
265. Houghton John. Global Warming: The Complete Briefing. England: Lion Publishing pic., 1994. - 192 c.
266. Laszlo E. et. al. Goals for Mankind. A Report to the Club of Rome on the New Horizons of Global Community. N. Y., 1977. - 434 c.
267. Meadows D. et. al. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome's project on the predicament of mankind. London, 1972. - 205 c.
268. Mesarovich M., Pestel E. Mankind at the Turning Point. A Second Report to the Club of Rome. N.Y., 1974. - 234 c.
269. Miller G., Tyler Jr. Living in the Environment: Principles, Connections and Solutions. Wadsworth Publishing Company, 1994. - 701 c.
270. Peccei A. Facing Unprecendented Challenges: Mankind in the Eighties. Laxenburg, Austria, 1980. -15 c.
271. The World Environment 1372 1992. / Mostafa K. et al ed. -London: Chapman and Hall, 1992. - 884 c.1. Периодические издания.1. Вопросы философии.1. Коммунист.1. Философия и общество.1. Ecological Application.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.