Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано Д. Д. Шостаковича в аспекте взаимодействия авторского стиля и традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Лю Чже

  • Лю Чже
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки»
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 149
Лю Чже. Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано Д. Д. Шостаковича в аспекте взаимодействия авторского стиля и традиций: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки». 2019. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лю Чже

Введение

Глава I. Становление цикла Двадцать четыре прелюдии и фуги

Д. Д. Шостаковича

1.1. Формирование авторского стиля Д. Д. Шостаковича в 1920-40-х гг.

1.2. Двадцать четыре прелюдии и фуги ор. 87 в наследии

Д. Д. Шостаковича как следствие эволюции авторского стиля

1920-40-х гг

1.3. Интертекстуальные связи в цикле «Двадцать четыре прелюдии

и фуги» Д. Д. Шостаковича

Глава II. Двадцать четыре прелюдии и фуги Д. Д. Шостаковича как творческий импульс

2.1. Перспективное значение цикла ор

в творчестве Д. Д. Шостаковича

2.2. Отзвуки Двадцати четырех прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича

в творчестве российских композиторов второй половины ХХ века

2.3. Традиции исполнения цикла «Двадцать четыре прелюдии и фуги»

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано Д. Д. Шостаковича в аспекте взаимодействия авторского стиля и традиций»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Вся творческая биография Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975) - путь истинного новатора, совершившего целый ряд открытий, как в области музыкальной образности, так и жанрово-композиционной и языково-выразительной. Практически каждое произведение композитора, независимо от жанра, не только отличается в большей или меньшей степени художественной значимостью, но и содержит открытие, является подлинным вкладом в музыкальное искусство. Через все его творчество последовательно реализуется бетховенский принцип новатора: «Искусство хочет от нас, чтобы мы не стояли на месте» [158, с. 325].

Особое место в наследии Д. Д. Шостаковича занимают Двадцать четыре прелюдии и фуги ор. 87 (1951 г.). Они становятся символом вершин полифонического мышления не только в творчестве Шостаковича, но и в музыкальном искусстве середины ХХ столетия, что само по себе ставит это произведение в особое положение в мировой культуре. Тем более, если учесть возросший удельный вес полифонии в Новейшее время.

К тому же Двадцать четыре прелюдии и фуги отражают особенности стиля великого композитора и одновременно демонстрируют его очевидную преемственность с традициями прошлого. Об этом свидетельствует сам факт появления произведения. После Баха в течение более чем двух столетий никто не отваживался создать цикл прелюдий и фуг во всех двадцати четырех тональностях1.

Несмотря на, как правило, академический характер подобных сочинений, порой, даже определенную долю отстраненности от эмоционального ряда, Двадцать четыре прелюдии и фуги Шостаковича поражают разнообразием приемов, яркой концертностью; более того, некоторые из них заставляют вспомнить Шостаковича - мастера музыкально-театральных жанров и кино-

1 Известный полифонический фортепианный цикл «Ьиёш 1опаН8» П. Хиндемита включает только двенадцать пар - интерлюдий и фуг.

музыки со свойственными им портретностью, насыщенностью семантикой жеста, движения, выразительностью пантомимы: «музыке Шостаковича всегда было присуще живое обращение к живым людям со всеми их радостями и печалями, горестями и надеждами» [46].

Во многом высокая степень выразительности языка прелюдий и фуг ор. 87 обусловлена широким спектром сфокусированных в них влияний художественных традиций. Это неизбежно стимулирует появление большого числа интертекстуальных связей, причем связей с подлинно демократичным пространством музыкальной культуры.

Все в совокупности привносит в один из самых сложных академических жанров музыкального искусства черты доступности для восприятия и понимания его широкой слушательской аудиторией. Таким репертуарным произведением, нашедшим отклик и в концертной, и в конкурсной, фестивальной, и в педагогической практиках, цикл остается по сей день. Более того, его культурный ландшафт постоянно расширяется благодаря все большему вовлечению в медиа-пространство, вплоть до включения в сферу музыкального оформительства.

Сегодня можно смело утверждать, что ор. 87 оказал влияние не только на все последующее творчество Шостаковича, но и на музыкальную культуру в целом. Он стимулировал появление целой плеяды циклов прелюдий и фуг, причем не только фортепианных.

Все отмеченное предполагает актуальность избранной темы. Углубление любого из означенных аспектов вносит вклад в изучение творчества величайшего композитора ХХ столетия, в раскрытие новых граней культуры, специфики движения творческой мысли.

Степень изученности темы. Сразу после появления этого сочинения, оно обратило на себя внимание музыкально-критической и музыковедческой мысли. О нем писали много. Уже после показа произведения на заседании Союза композиторов в 1951 году журнал «Советская музыка» публикует подробный (едва ли не стенографический) отчет о ходе обсуждения, о тех пер-

вых впечатлениях, которые произвели на собравшихся Прелюдии и Фуги [53]. Этот материал по сей день не утратил своей исторической ценности, став, по сути, документом эпохи (хотя нельзя не учитывать строгую идеологическую проверку в публикациях такого рода).

О внимании к сочинению свидетельствуют различные по жанрам и проблемной направленности работы, регулярно появляющиеся уже с начала 1950-х годов, С. С. Скребкова, К. Х. Аджемова, Л. А. Мазеля, В. П. Задерац-кого, М. А. Этингера, А. Н. Должанского и других авторов. В статье С. С. Скребкова - одной из первых, изучаются стилистические черты цикла, задав высокую планку аналитического подхода в исследовании ор. 87 [108], аналогичный процесс отмечается и в области музыкальной критики, в частности в очерке И. И. Мартынова [76]; К. Х. Аджемовым, а позднее В. В. Задерацким поднимаются вопросы интерпретации [1, 49]. Даются аналитические характеристики цикла и отдельных прелюдий и фуг, среди которых, в первую очередь следует отметить музыкально-теоретический этюд Л. А. Мазеля о Прелюдии и фуге С^иг [73] и статью Е. Мнацакановой [82].

Необходимо отметить фундаментальную работу А. Н. Должанского, в которой дан подробный стилистический анализ всего цикла, и которая по сей день является своего рода катехизисом в изучении ор. 87 в образном и структурном аспектах [43].

Понимая планетарный масштаб произведения, ученые предпринимают его сравнительные характеристики с полифоническими фортепианными циклами И. С. Баха, П. Хиндемита. В трудах М. А. Этингера изучается проблема взаимосвязи гармонии и полифонии И. С. Баха, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича [140, 141]. Позднее практика сравнительного анализа продолжена И. О. Цахер, где цикл Шостаковича и другие полифонические фрагменты Мастера рассматриваются в контексте феномена фуги, наряду с творчеством Л. Бетховена, С. И. Танеева, П. Хиндемита [123]. Соотношение вертикали и горизонтали в фугах П. Хиндемита и Д. Д. Шостаковича исследуется Т. Н. Левой [66].

В аспекте всех полифонических жанров и методов в творчестве Шостаковича Двадцать четыре прелюдии и фуги характеризуются в масштабном труде В. В. Задерацкого [50]. Полтора десятилетия спустя данная тема, но в контексте мировой современной полифонической культуры разрабатывается И. К. Кузнецовым [62]. В 2000-е годы этот же автор изучает Прелюдии и Фуги как часть эволюции русской полифонии ХХ столетия [61]. Из крупных трудов такой направленности в XXI веке следует назвать исследование С. В. Надлер о полифонии Шостаковича в свете эволюции авторского стиля [85-87]. Если фундаментальная работа В. В. Задерацкого была ограничена произведениями, созданными до конца 1960-х годов, то С. В. Надлер опиралась на все творчество Д. Д. Шостаковича, причем оценивая его с позиции определенной исторической дистанции.

Новый всплеск интереса к циклу отмечается в 2000-е годы. Опираясь на исследования предыдущих десятилетий, музыковеды открывают иные теоретические аспекты ор. 87. Отметим работу И. И. Васирук, в которой предпринимается опыт семантического анализа [27], исследование М. Булевой, посвященное гармоничным числам и теории гармонии Михаила Марута-ева на примере цикла Д. Д. Шостаковича [22]. Помимо уже упомянутого фундаментального труда С. В. Надлер, появляется немало статей и аналитических этюдов этого же автора. Нельзя не отметить изданный под ее эгидой сборник обобщений по методической, аналитической и исполнительской практике ор. 87 [83, 84, 139].

Изначально Двадцать четыре прелюдии и фуги занимают достойное место во всех монографических исследованиях и очерках, посвященных фортепианному наследию Д. Д. Шостаковича - А. А. Николаева [91], В. Ю. Дель-сона [37, 40], Г. М. Шафаренко [131], фортепианной культуре ХХ века - А. Д. Алексеева [4, 5], Л. Е. Гаккеля [32]. Отметим крупное исследование Г. П. Ов-сянкиной, раскрывающее влияние традиций фортепианных произведений Д. Д. Шостаковича на творчество русских композиторов второй половины ХХ столетия [98], и небольшую работу М. Р. Чёрной, поднявшей проблему

фигурационного письма в фортепианном творчестве Д. Д. Шостаковича [129].

Об истории создания цикла есть сведения практически во всех биографических книгах о Д. Д. Шостаковиче: Л. В. Данилевича [35, 36], С. М. Хен-товой [115, 114], Л. В. Михеевой [81], Л. О. Акопяна [2, 3], Е. Лауреля (E. Laurel [156]), С. Мошевича (S. Moshevich [157]) и других отечественных и зарубежных авторов.

О цикле «Двадцать четыре прелюдии и фуги» написано немало и за рубежом, в частности китайскими исследователями. Отметим работы Вэнь И [144]; Дай Лися [145], Жин Дамин [146], Ли Йанфейя [147], Лин Хуа [148], Лу Сина [149], Лю Ихао и Ин Вэй [150], Ляо Мин [151], Лян Хунчи [152], У Лина [153], Шан Цзиминь [154], Юн Юнги [155]. В них поднимаются прежде всего вопросы исполнительского анализа и интерпретации цикла, методические проблемы. Появление этих работ обусловлено, во-первых, необыкновенным взлетом китайской пианистической культуры во второй половине ХХ века, во-вторых, свидетельством высокого уровня популярности ор. 87 в китайской концертной и педагогической практике.

Однако по вопросу уникальной роли цикла в наследии Шостаковича как стилистического обобщения и его перспективности в качестве творческого импульса исследований нет. Между тем, уже в 1960-е годы В. В. Задерац-кий высказал мысль, что Двадцать четыре прелюдии и фуги - самое значительное произведение Д. Д. Шостаковича для фортепиано [49]. Через несколько десятилетий ее развивает Г. П. Овсянкина, констатируя, что в ор. 87 концентрируются все достижения Шостаковича до 1950-го года [98]. Дальнейшее исследование в этом направлении (в частности автора данной диссертации) подтвердило, что opus 87 стал обобщением всех стилевых доминант Шостаковича и открыл новый этап эволюции его музыкального языка. Настоящая диссертация посвящена развитию этой мысли.

Исходя из всего вышесказанного, объектом исследования становятся Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано ор. 87 Д. Д. Шостаковича.

Предметом исследования является соотношение авторского стиля и традиций в цикле ор. 87.

Цель исследования заключается в выявлении эволюции авторского стиля в ор. 87 Шостаковича и его корреляции с творчеством других композиторов второй половины ХХ века.

В задачи исследования входит:

1. исследование всего теоретического материала, связанного с историей создания Двадцати четырех прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича;

2. стилистический, интертекстуальный и семантический анализы Двадцати четырех прелюдий и фуг;

3. раскрытие неоклассицистских традиций в творчестве Д. Д. Шостаковича и их влияния на становление ор.87;

4. выявление роли интерпретационного и реинтерпретационного процессов как следствия эволюции авторского стиля в Двадцати четырех прелюдиях и фугах;

5. корреляция цикла с творчеством современников и композиторов последующих поколений;

6. сравнительный анализ ор. 87 Д. Д. Шостаковича с полифоническими циклами Р. К. Щедрина, В. С. Бибика, С. М. Слонимского, И. В. Рехи-на;

7. определение исполнительских принципов цикла Д. Д. Шостаковича и его значимости в фортепианной культуре современности.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология базируется на суждении, что ор. 87 Шостаковича открыл возможность создания в ХХ веке новаторского цикла прелюдий и фуг во всех тональностях. Поэтому теоретической базой стали все упомянутые ранее труды, посвященные Прелюдиям и Фугам Шостаковича и фортепианному наследию композитора в целом, в том числе отдельным его аспектам.

Исключительно важную роль сыграли отмеченные работы по полифонии. Нельзя было обойти вниманием труды в разной степени исследующие

развитие полифонии, особенно в ХХ веке - В. В. Протопопова [102], К. И. Южак [142, 143], И. К. Кузнецова, Т. Г. Овсянниковой [99] и т. д. Большое значение имели биографические исследования о Д. Д. Шостаковиче, содержащие объективную картину эволюции его творчества: С. М. Хентовой, Л. О. Акопяна. Л. В. Данилевича, Л. В. Михеевой, Е. Лауреля, С. Мошевича.

Для выявления стилевого обобщения в цикле ор. 87 и его стилевой перспективности важны были работы, обращенные к анализу различных стилистических констант Д. Д. Шостаковича, исследованию его произведений в других жанрах, эстетическим взглядам Мастера и взаимосвязи с художественным миром. Здесь отметим исследования разного жанрового статуса А. Н. Должанского [42, 44, 45], Л. А. Мазеля [69-72, 74], В. П. Бобровского [16-20], Д. В. Житомирского [47], Е. В. Назайкинского [89], И. В. Нестьева [90], В. В. Протопопова [103], Е. А. Ручьевской [105], М. Д. Сабининой [106], Ю. Н. Холопова [116, 117], В. Н. Холоповой [120], А. Г. Шнитке [133], Э. П. Федосовой [112], А. М. Цукера [125], В. П. Коннова [59], Е. Соколовой [109], Г. В. Кочаровой [57, 58], Г. Г. Белова [10], С. Н. Беловой [11], И. Белецкого [9], Л. Г. Бергер [12], Л. Н. Березовчук [13, 14], Т. С. Бершадской [15], В. А. Васиной-Гроссман [24, 26], Г. В. Григорьевой [34], К. В. Зенкина [52], Ю. В. Келдыша [56], Н. Лазаревой [65], Е. В. Овчинникова [100], Р. Г. Шитиковой [132] и других авторов. Несомненно, следует назвать материалы сборников, посвященных Д. Д. Шостаковичу и отражающих эволюцию отечественного шостаковичеведения [128, 134, 135, 137, 138].

При организации аналитического подхода важны были и общетеоретические работы, посвященные проблемам жанра, строения музыкальной формы, гармонии, фактуры, тематизма: Б. В. Асафьева [8], М. Г. Арановского [7], Л. А. Мазеля [68], В. Н. Холоповой [119]. Ю. Н. Холопова [118], В. В. Заде-рацкого [48], В. Б. Вальковой [23], Л. В. Александровой [6].

В вопросах изучения музыкального содержания и музыкальной семантики большим подспорьем послужили труды А. Ю. Кудряшова [60], М. Ш. Бонфельда [21], Л. П. Казанцевой [54], М. Г. Карпычева [55], В. Н. Холопо-

вой [121], Л. Н. Шаймухаметовой [130].

Учитывая тот факт, что ор. 87 Д. Д. Шостаковича исследуется и как мощный катализатор создания полифонических циклов в отечественной музыке, нами анализируются прелюдии и фуги для фортепиано Р. К. Щедрина,

B. С. Бибика, С. М. Слонимского, аналогичный цикл для гитары И. В. Рехина. В силу этого мы обратились к немногочисленной литературе, полностью или в какой-то мере посвященной данным произведениям: книгам И. В. Лихачёвой [64], М. Е. Тараканова [111] - о Р. К. Щедрине, статье В. В. Задерацкого [51], очеркам А. А. Мизитовой и И. Л. Ивановой [77], О. Зинкевич [159], О. Г. Рощенко-Аверьяновой [160] - о В. С. Бибике, статьям О. О. Курч [63, 64] - о

C. М. Слонимском, авторскому анализу И. В. Рехина, а также материалам о Харьковском университете искусств имени И. П. Котляревского [113, 161]. Для оценки масштабного интереса к полифонии во второй половине ХХ столетия немаловажную роль играла работа И. И. Васирук [27].

Исходя из того, что в орбиту исследования вошла исполнительская судьба Двадцати четырех прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича, мы обратились к публикациям об их первых и выдающихся исполнителях - Т. П. Николаевой, С. Т. Рихтере, В. Д. Ашкенази. К ним относятся работы В. Ю. Дельсона [38, 39], Г. М. Цыпина [126, 127], Я. И. Мильштейна [78-80], материалы сайта «Сочинения Д. Шостаковича. Обсуждение на Livelntemet. Святослав Рихтер, квартет им. Бородина и Татьяна Николаева исполняют камерные сочинения Д. Шостаковича» [110].

Методы исследования. Исследование опирается на комплексный и структурный подходы, позволяющие объективно рассмотреть возникновение Двадцати четырех прелюдий и фуг ор. 87 как закономерное явление в творчестве Д. Д. Шостаковича и как часть единого музыкально-исторического процесса.

В диссертации задействованы методы целостного музыковедческого, стилистического, интертекстуального, исполнительского видов анализа.

Не менее важны методы сравнительной характеристики, активной ил-

люстрации (термин Е. В. Вязковой), исследование принципов композиторской и исполнительской интерпретации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

1. Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано Д. Д. Шостаковича рассматриваются как концентрация доминант авторского стиля и как вершинное произведение в фортепианном творчестве композитора;

2. Прелюдии и Фуги ор. 87 анализируются в контексте интертекстуальных связей с музыкальной культурой прошлого и современности;

3. цикл Д. Д. Шостаковича характеризуется как своего рода транслятор идей «Хорошо темперированного клавира» во вторую половину ХХ столетия;

4. проводится сравнительный анализ Прелюдий и Фуг Д. Д. Шостаковича с полифоническими циклами Р. К. Щедрина, С. М. Слонимского, В. С. Бибика и И. В. Рехина.

Положения, выносимые на защиту:

1. цикл «Двадцать четыре прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича является примером доказательства того, что и в середине ХХ столетия мелодика относится к неисчерпаемым средствам выразительности, а тематизм может трактоваться в классических традициях;

2. opus 87 обобщает все стилевые константы творчества Д. Д. Шостаковича и концентрирует в себе практически весь спектр традиций, питавших искусство композитора;

3. Двадцать четыре прелюдии и фуги относятся к произведениям, стимулировавшим эволюцию творческого процесса Мастера;

4. влияние произведения Д. Д. Шостаковича сказывается, практически, во всех сольных полифонических циклах российских композиторов второй половины ХХ века.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертация соответствует п. 7 «Общая теория музыкального искусства», п. 9 «История и теория музыкальных жанров», п. 10 «Теория и история музы-

кального языка (выразительных средств музыки)», п. 11 «Музыкальная семиотика (включая музыкальную семантику как ее раздел, музыкальный текст)» паспорта специальности 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение).

Достоверность исследования подтверждается:

• изучением авторитетных музыкально-теоретических источников;

• музыковедческим анализом полифонических циклов Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, В. С. Бибика, С. М. Слонимского, И. В. Рехина;

• обобщением результатов интертекстуального анализа Двадцати четырех прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича;

• изучением масштабного процесса развития полифонических циклов в отечественной музыке второй половины ХХ - начала XXI века. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• подтверждается креативная роль ор. 87 Д. Д. Шостаковича в эволюции современных полифонических циклов для различных инструментов;

• обосновывается значимость интертекстуальных связей в эволюции инструментальной имитационной полифонии в последние десятилетия ХХ столетия;

• аналитические материалы диссертации являются частью теоретического базиса не только для дальнейшего исследования творчества Д. Д. Шостаковича, но и музыкальной культуры в целом;

• результаты сравнительного анализа способствуют дальнейшему исследованию Прелюдий и Фуг Р. К. Щедрина, В. С. Бибика, С. М. Слонимского, И. В. Рехина и других композиторов;

• материалы диссертации будут стимулировать исследования по адаптации прелюдий и фуг во всех тональностях в сферу различных музыкальных инструментов.

Практическая значимость исследования. Педагогическая практика соискателя свидетельствует, что материалы диссертационного исследования широко использованы в вузовских курсах по «Истории музыкальной культуры ХХ века», «Истории современной русской музыки», «Истории полифонии ХХ века», «История и теория фортепианного искусства», по «Современным проблемам науки и образования». Их следует также задействовать на занятиях в классах фортепиано, гитары и баяна.

Апробация диссертации проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена. Основные положения опубликованы в десяти статьях для научных сборников РГПУ им. А. И. Герцена и КГУ (Курский государственный университет); в том числе три работы изданы в рецензируемых научных журналах: «Вестник КемГУКИ», «Вестник музыкальной науки». Также положения исследования отражены в докладах, прочитанных в РГПУ им. А. И. Герцена на международных научно-практических конференциях: «Музыкальная культура глазами молодых ученых» (г. Санкт-Петербург, 2015, 2016, 2017), «Музыкальное образование в современном мире: Диалог времен» (г. Санкт-Петербург, 2015, 2016, 2017) и КГУ «Дмитрий Шостакович. Взгляд из XXI века. Посвящается 110-летию со дня рождения композитора» (г. Курск, 2016). Материалы диссертационного исследования использовались при проведении практических занятий в институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена (2016-2018 гг.).

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы (161 наименование - 143 на русском и 18 на китайском, английском, немецком и украинском языках).

Глава 1. Становление цикла Двадцать четыре прелюдии и фуги

Д. Д. Шостаковича

1.1. Формирование авторского стиля Д. Д. Шостаковича

в 1920-1940 гг.

Стиль Д. Д. Шостаковича уникален, и это не требует доказательств. Если изучать произведения композитора в хронологической последовательности их возникновения, то выясняется, что уже в первых, дошедших до нас сочинениях, присутствует эта уникальность, которая впоследствии только обогащается, совершенствуется и становится все более явственной.

Поэтому стиль Шостаковича - это очень гибкая, чуткая и подвижная система, которая эволюционировала вплоть до конца творческой жизни композитора. Естественно, тем более она подвергалась обновлениям в молодые годы - до 1950/51 годов - периода написания цикла Прелюдий и Фуг ор. 87. Это время с полным основанием (не только в силу возрастного критерия) можно считать достижением высокой профессиональной зрелости.

В силу этого неуклонного эволюционного движения, то более интенсивного, то более сдержанного, стиль Шостаковича предполагает периодизацию. Она обусловлена, на наш взгляд, теми влияниями, которые испытали эстетические взгляды композитора. Если ранний период, вплоть до завершения Симфонии № 1 (1924-1925 гг.), что, как известно, совпало со временем окончания консерватории, был основан на постоянном совершенствовании тех стилистических констант, которые, благодаря строгому пестованию М. О. Штейнберга и Л. В. Николаева, исходят из русской классики, то, начиная с середины 1920-х годов, намечается резкий поворот в сторону авангардных поисков. Об этом достаточно убедительно свидетельствуют Соната № 1 для фортепиано (1926 г.), цикл фортепианных пьес «Афоризмы» (1927 г.), симфонии № 2 - «Посвящение Октябрю» (1927 г.) и № 3 - «Первомайская» (1929

г.)2. Авангардный подход касается трактовки жанра («Афоризмы»), сонатно-циклической композиции (Соната № 1, Симфонии № 2, 3), свободно расширенной интерпретации тональности, выходящей в сферу политонального и атонального, «плакатного» толкования слова в хоровых партиях, как составляющих сонорных эффектов (симфония «Первомайская») и др. Апогеем становится опера «Нос» (1927-1928 гг.), потрясающая своими авангардными фактурно-тембровыми и интонационными прорывами даже сегодня (достаточно привести в пример «Октет дворников» или Антракт для ударных).

С 1930-х годов намечается усиление драматических и трагических коллизий, воссоздание масштабных концепций, приоритет образов напряженной рефлексии. При всей новизне этих произведений для них характерен поворот к классическим канонам, однако с насыщением их новаторскими композиционно-языковыми озарениями. Центральное место среди них занимают опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1930-1932 гг.) и Симфония № 4 (19351936 гг.).

Параллельно развивается другая линия, явно обращенная к более широкой аудитории, и поэтому апеллирующая к большей языковой коммуникативности. Сюда входит музыка к балетам «Золотой век» (1929-1930 гг.), «Болт» (1930-1931 гг.), «Светлый ручей» (1934-1935 гг.), значение которых сравнимо и по музыкальному и сценографическому комплексу с выдающимися мировыми достижениями в этом жанре. При этом в них представлена новаторская трактовка балетных сюжетов из жизни современности. К такого рода «коммуникативным» сочинениям примыкают Двадцать четыре прелюдии для фортепиано (1932-1933 гг.), Первый фортепианный концерт (1933 г.), Соната для виолончели и фортепиано (1934 г.), Сюиты для джаз-оркестра (1934 г.), музыка к кинофильмам, позднее - романсы на стихи А. С. Пушкина (1936 г.).

Завершается этот период Симфонией № 5, объединившей стилевые до-

2 О подлинной значимости этих сочинений см. в статье Л. О. Акопяна «Отверженные детища Шостаковича: опусы 12, 14, 20» [3].

минанты обеих линий. Вряд ли такой стилевой поворот был обусловлен появлением в 1936 году в газете «Правда» резко и необоснованно критической статьи «Сумбур вместо музыки». Ведущую роль, на наш взгляд, в таком эволюционном процессе сыграли эстетические размышления самого композитора.

В эти годы окончательно формируются две стилевые линии в творчестве Д. Д. Шостаковича, впервые отмеченные В. А. Васиной-Гроссман: «Две тенденции характерны для творчества Шостаковича на протяжении всего его пути: стремление к высокому музыкальному обобщению (наиболее ярко представленное его симфоническими и камерно-инструментальными сочинениями) и, с другой стороны, стремление к предельно конкретной, зримой характеристичности. Вторая линия проявилась всего заметнее в музыке Шостаковича для кино и театра, в его песнях» [25, с. 249]. Отмечается попере-менность преобладания то одной, то другой линии; влияние этого процесса на сложность и многосоставность тематизма. Рубеж 1940-1950 годов В. А. Васина-Гроссман определяет как период наибольшего сближения обеих линий (как раз в это время и создавались Двадцать четыре прелюдии и фуги). На наш взгляд, наиболее показательные в этом отношении произведения появляются уже с конца 1930 годов: Первый струнный квартет (1938 г.), Фортепианный квинтет (1940 г.) и далее, уже в 1940-е - Соната для фортепиано № 2 (1942 г.), Романсы на стихи английских классических поэтов (1942 г.), Симфония № 9 (1945 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лю Чже, 2019 год

Список литературы

1. Аджемов, К. Х. Прелюдии и фуги Д. Шостаковича / К. Х. Аджемов. -Сов. музыка. - 1956. - № 1. - С. 110-111.

2. Акопян, Л. О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества / Л. О. Акопян. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 366 с.

3. Акопян, Л. О. Отверженные детища Шостаковича: опусы 12, 14, 20 / Л. О. Акопян // Шостакович. Между мгновением и вечностью. Доклады, материалы, статьи / РИИИ, СК СПб., СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. - СПб.: Композитор, 2000. - С. 204-242.

4. Алексеев, А. Д. История фортепианного искусства / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1982. - Ч. 1, 2. - 414 с.; 1982. - Ч. 3 - 230 с.

5. Алексеев, А. Д. Советская фортепианная музыка. 1917-1945 / А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1974. - 245 с.

6. Александрова, Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: ло-

гико-исторический аспект / Л. В. Александрова. - Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 1995. - 133 с.

7. Арановский, М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуа-

ция / М. Г. Арановский // Музыкальный современник. Сборник статей / СК СССР. - М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 5-44.

8. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. - Кн.1, 2. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.

9. Белецкий, И. Фортепьянный квинтет Д. Шостаковича / И. Белецкий // Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей. - М.: Сов. композитор, 1962. - С. 73-86.

10.Белов, Г. Г. Загадочный Шостакович / Г. Г. Белов. - Муз. академия. -1997. - № 4. - С. 224-230.

11.Белова, С. Н. Черты стиля инструментальной мелодики Д. Д. Шостаковича. Дис. ... канд. искусств. / С. Н. Белова. - Л., 1979. - 251 с.

12.Бергер, Л. Г. О выразительности музыки Шостаковича / Л. Г. Бергер // Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей. - М.: Сов. композитор, 1962. - С. 348-373.

13.Березовчук, Л. Н. Ассимиляция элементов музыкального наследия в творчестве композиторов ХХ века (на примере сочинений Д. Шостаковича и И. Стравинского). Дис. ... канд. искусств. / Л. Н. Бе-резовчук. - Л., 1978. - 160 с.

14.Березовчук, Л. П. Стилевые взаимодействия в творчестве Д. Шостаковича как способ воплощения конфликта / Л. П. Березовчук // Вопросы теории и эстетики музыки. - Л: Музыка, 1977. - Вып.15. - С. 95-119.

15.Бершадская, Т. С. О монодийных принципах музыкального мышления Шостаковича / Т. С. Бершадская // Дмитрий Дмитриевич Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / РИИИ, СК СПб, СПб. Академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича. - СПб.: Композитор, 1996. - С. 334-341.

16.Бобровский, В. П. Инструментальные ансамбли Шостаковича // Д. Шостакович: Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1976. -С. 193-205.

17. Бобровский, В. П. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича / В. П. Бобровский. - М.: Сов. композитор, 1961. -257 с.

18. Бобровский, В. П. Музыкальное мышление Шостаковича и основы его инструментального тематизма / В. П. Бобровский // Современное искусство музыкальной композиции. Сборник трудов / ГМПИ им. Гнесиных. - М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1985. - Вып.79. - С. 88-95.

19. Бобровский, В. П. О некоторых сторонах ладотональной переменности в музыке Шостаковича / В. П. Бобровский // Проблемы лада. Сборник статей. - М.: Музыка, 1972. - С. 239-251.

20. Бобровский, В. П. Эволюция тематизма Шостаковича / В. П. Бобровский // Бобровский В. П. Статьи и исследования. - М.: Музыка, 1990. -С. 159-177.

21.Бонфельд, М. Ш. Музыка: Языка. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства / М. Ш. Бонфельд. - Монография

- СПб.: Композитор, 2006. - 648 с.

22. Булева, М. Гармоничные числа и теория гармонии Михаила Марутаева

— экспериментальное исследование на примере фуг из Двадцати четырех прелюдий и фуг ор. 87 Дмитрия Шостаковича / М. Булева // Изучая мир Дмитрия Шостаковича. Сборник статей / РГПУ им. А. И. Герцена. -СПб.: Союз художников, 2011. - С. 107 - 137.

23.Валькова, В. Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» / В. Б. Валько-ва // Музыкальное искусство и наука. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 3. - С. 168-221.

24. Васина-Гроссман, В. А. Новое в творчестве Шостаковича / В. А. Васина-Гроссман // Советская музыка: Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1956. - Вып. 1. - С. 44-54.

25. Васина-Гроссман, В. А. Новый фортепианный концерт Д. Шостаковича / В. А. Васина-Гроссман. - Сов. музыка. - 1957. - № 10. - С. 28-32.

26.Васина-Гроссман, В. А. Мастера советского романса / В. А. Васина-Гроссман. - Изд. 2-е, доп. - М.: Музыка, 1980. - 317 с.

27.Васирук, И. И. Баховская ладотональная модель полифонического цикла: готовый стереотип или импульс к творческому поиску? / И. И. Васи-рук // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных № 178. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2010. - Вып. 11. - С. 177-194.

28.Васирук, И. И. Прелюдия и фуга ^тоП Д. Шостаковича: опыт семантического анализа / И. И. Васирук // Творчество Д. Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. Сборник статей по ма-

териалам международной научной конференции 1-2 марта 2007 г - Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. - С. 288-294.

29.Верба, Н. И. Опера Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова»: опыт интертекстуального анализа. Автореф. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Н. И. Верба. - СПб., 2006. - 23 с.

30.Вяльшина, Е. Прелюдия и фуга ля минор. Методико-исполнительский анализ / Е. Вяльшина // Дмитрий Шостакович 24 прелюдии и фуги ор. 87: Вопросы методики, анализа, исполнительской трактовки. Посвящается 100-летию со дня рождения мастера. - Ростов-н / Д., 2006. -С. 44-61.

31.Вязкова, Е. В. «Полифоническая трилогия» на тему Поля Двойрина (некоторые черты творческого процесса С. Слонимского, Р. Леденёва и П. Двойрина) / Е. В. Вязкова // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов № 165 / РАМ им. Гнесиных. - М.: Изд-во РАМ им. Гне-синых, 2004. - Вып. 7. - С. 133-152.

32.Гаккель, Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века. Очерки / Л. Е. Гаккель. -Л.: Сов. композитор, 1990. - Изд. 2. - 296 с.

33. Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы в русской советской музыке второй половины ХХ века / Г. В. Григорьева. - М.: Сов. композитор, 1988. -206 с.

34. Григорьева, Г. В. Из наблюдений над ранним стилем Д. Шостаковича / Г. В. Григорьева // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. - М.: Музыка, 1973. - Вып. 2. - С. 133-149.

35.Данилевич, Л. В. Д. Д. Шостакович. - М.: Сов. композитор, 1958. -169 с.

36.Данилевич, Л. В. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество / Л. В. Да-нилевич. - М.: Сов. композитор, 1980. - 301 с.

37.Дельсон, В. Ю. Интерпретация фортепианных произведений Шостаковича / В. Ю. Дельсон // Музыкальное исполнительство. - М.: Музыка, 1973. - Вып. 8. - С. 57-74.

38.Дельсон, В. Ю. Татьяна Николаева / В. Ю. Дельсон. - Сов. музыка. -1961. - № 7. - С. 88.

39.Дельсон, В. Ю. Святослав Рихтер / В. Ю. Дельсон. - М.: Музыка, 1961.

- 124 с.

40. Дельсон, В. Ю. Фортепианное творчество Шостаковича / В. Ю. Дельсон. - M.: Сов. композитор, 1971. - 246 с.

41. Демченко, А. И. Золото первых десятилетий / А. И. Демченко // Музыкальная Академия. - 2003. - №1. - С. 66-70.

42.Должанский, А. Н. Вторая соната для фортепиано / А. Н. Должанский // Должанский А. Н. Избранные статьи. - Л.: Сов композитор, 1973. -С. 127-130.

43. Должанский, А. Н. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича / А. Н. Должанский. - Л.: Сов. композитор, 1970. - 274 с.

44.Должанский, А. Н. Из наблюдений над стилем Шостаковича / А. Н. Должанский // Должанский А. Н. Избранные статьи. - Л.: Сов. композитор, 1973. - С. 76-86.

45. Должанский, А. Н. О ладовой основе сочинений Шостаковича / А. Н. Должанский // Должанский А. Н. Избранные статьи. - Л.: Сов. композитор, 1973. - C. 37-51.

46.Еврейская доминанта Дмитрия Шостаковича. [Электронный ресурс] -URL: http://shorashim.narod.ru/case_shostakovich. htm#_ftn1

47. Житомирский, Д. В. Из размьшлений о стиле Шостаковича / Д. В. Житомирский. - Сов. музыка. - 1976. - № 9. - С. 55-62.

48. Задерацкий, В. В. Музыкальная форма. Учебник для специальных факультетов высших музыкальных учебных заведений / В. В. Задерацкий.

- М.: Музыка, 1995. - Вып. 1. - 544 с.; М.: Музыка, 2008. - Вып. 2. -528 с.

49. Задерацкий, В. В. Об интерпретации сборника Прелюдии и фуги Шостаковича / В. В. Задерацкий // Вопросы фортепианной педагогики. -М.: Музыка, 1967. - Вып. 2. - С. 198-213.

50.Задерацкий, В. В. Полифония в инструментальных произведениях

Д. Шостаковича / В. В. Задерацкий. - М.: Музыка, 1969. - 270 с. 51.Задерацкий, В. В. Предисловие // Бибик В. С. Тридцать четыре прелюдии и фуги. - Кшв: Музична Украша, 1981. - Тетр. 1. - С. 5-6. 52.Зенкин, К. В. «Афоризмы» Шостаковича. Авангардный эксперимент композитора-традиционалиста / К. В. Зенкин // Творчество Д. Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. Сборник статей по материалам международной научной конференции 1-2 марта 2007 г. - Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. - С. 153-160.

53.К обсуждению двадцати четырех прелюдий и фуг Шостаковича. - Сов. музыка. -1951. - № 6. - С. 55-58.

54. Казанцева, Л. П. Основы теории музыкального содержания. Учебное пособие / Л. П. Казанцева. - Изд. 2-е, испр. - Астрахань, 2009. - 368 с.

55.Карпычев, М. Г. Содержание и форма как взаимопеременные функции в музыкальном искусстве / М. Г. Карпычев // Вестник музыкальной науки.

- Новосибирск, 2014. - № 2 (4). - С. 66-72.

56.Келдыш, Ю. В. Шостакович и русская художественная традиция / Ю. В. Келдыш // Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. - Кёльн, 1985. - Вып. 150. - С. 33-43.

57.Кочарова, Г. В. Особенности гармонического стиля Д. Шостаковича / Г. В. Кочарова. - Сов. музыка. - 1977. - № 9. - С. 112-116.

58.Кочарова, Г. В. Фактурно-полифонические приемы в произведениях Шостаковича / Г. В. Кочарова // Вопросы музыковедения: Труды ГМПИ им. Гнесиных. - М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных. - Вып. 18.

- 1976. - С. 45-53.

59.Коннов, В. П. Шостакович и Хиндемит / В. П. Коннов // Музыка в социалистическом обществе. Сборник статей. - Л.: Музыка, 1977. -Вып. 3. - С. 127-140.

60.Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХУП-ХХ вв. Учебное пособие / А. Ю. Куд-ряшов. - СПб.: Лань, 2006. - 432 с.

61.Кузнецов, И. К. Полифония в русской музыке ХХ века / И. К. Кузнецов. -М.: ДЕКА - ВС, 2012. - Вып.1. - 421 с.

62. Кузнецов, И. К. Теоретические основы полифонии ХХ века. Исследование / И. К. Кузнецов; МГК им. П. И. Чайковского. - М.: НТЦ «Консерватория», 1994. - 282 с.

63.Курч, О. О. Еще раз о клавире современного строя / О. О. Курч // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов № 140 / РАМ им. Гне-синых. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1997. - Вып. 2. - С. 143-162.

64. Курч, О. О. Клавир темперирован хорошо (о 24 прелюдиях и фугах Сергея Слонимского) / О. О. Курч // Музыкальная академия. - 1995. -№ 4-5. - С. 42-48.

65.Лазарева, Н. Семантическая роль цитаты и аллюзии в творчестве Д. Шостаковича / Н. Лазарева // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры. Межвузовский сборник статей. - Магнитогорск, 1997. -Вып. 5. - С. 82-102.

66. Левая, Т. Н. Отношение горизонтали и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемита / Т. Н. Левая // Полифония. Сборник теоретических статей. - М.: Музыка, 1975. - С. 228-229.

67. Лихачева, И. В. 24 прелюдии и фуги Р. Щедрина / И. В. Лихачева -М.: Музыка, 1975. - 120 с.

68.Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического познания и эстетики / Л. А. Мазель. - М.: Сов. композитор, 1978. -352 с.

69.Мазель, Л. А. Двенадцатитоновые ряды в музыке Д. Шостаковича / Л. А. Мазель // Мазель Л. Этюды о Шостаковиче. - М.: Сов. композитор, 1986. - С. 117-125.

70.Мазель, Л. А. Заметки о музыкальном языке Шостаковича / Л. А. Ма-зель // Дмитрий Шостакович. - М.: Сов. композитор, 1967. - С. 303-359.

71.Мазель, Л. А. О стиле Шостаковича / Л. А. Мазель // Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей. - М.: Сов. композитор, 1962. - С. 3-23.

72.Мазель, Л. А. О некоторых чертах творчества и личности Шостаковича / Л. А. Мазель. - Сов. музыка. - № 9. - 1977. - С. 104-105.

73.Мазель, Л. А. О фуге До мажор Шостаковича / Л. А. Мазель // Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей. - М.: Сов. композитор, 1962. - С. 332-347.

74.Мазель, Л. А. Раздумья об историческом месте творчества Шостаковича / Л. А. Мазель // Д. Шостакович. Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1976. - С. 56-72.

75.Мартынов, И. И. Д. Д. Шостакович [Жизнь и творчество] - М.; Л.: Музгиз, 1946. - 111 с.

76. Мартынов, И. И. Д. Д. Шостакович. 24 прелюдии и фуги / И. Мартынов. - М.: Изд-во Московской гос. филармония, 1957. - С. 3-13.

77.Мизитова, А. А.; Иванова И. Л. Фрагменты творчества Валентина Биби-ка: Монографические очерки / А. А. Мизитова, И. Л. Иванова. - Харьков, 2006. - 126 с.

78.Мильштейн, Я. И. Мария Гринберг / Я. И. Мильштейн. - К 25-летию творческой деятельности. - М. (б/и), 1958. - 10 с.

79.Мильштейн, Я. И. О Рихтере / Я. И. Мильштейн. - М.: Композитор, 2001. - 46 с.

80. Мильштейн, Я. И. Татьяна Николаева / Я. И. Мильштейн // Сов. музыка. - 1950. - №12. - С. 76.

81.Мнацаканова, Е. Некоторые наблюдения над стилем сборника «24 прелюдии и фуги» / Е. Мнацаканова // Дмитрий Шостакович. - М.: Сов. композитор, 1967. - С. 260- 287.

82.Михеева, Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича / Л. В. Михеева. - М.: TERRA, 1997. - 368 с.

83.Надлер, С. В. Канон в увеличении в уменьшенную октаву. Аналитический этюд / С. В. Надлер // Дмитрий Шостакович. 24 прелюдии и фуги ор. 87: Вопросы методики, анализа, исполнительской практики. 100-летию со дня рождения Мастера посвящается. - Ростов-н / Д., 2006. - С. 46-57.

84.Надлер, С. В. О фуге Шостаковича: аналитическая версия / С. В. Надлер // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2010. - № 2 (№ 7). - С. 52-56.

85.Надлер, С. В. Полифонический мир Дмитрия Шостаковича: в 4-х кн / С.

B. Надлер / Под общ. ред. Ф. Софронова. - Ростов-н / Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2009- 2010. - 928 с.

86. Надлер, С. В. Полифония Шостаковича в свете эволюции авторского стиля: Дис. ... канд. искусств. / С. В. Надлер. - Ростов-н / Д., 2013. -316 с.

87.Надлер, С. В. Полифония Шостаковича в свете эволюции авторского стиля: Автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.02. - Ростов-н/Д., 2013. -30 с.

88.Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке. Учебное пособие / Е. В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 248 с.

89.Назайкинский, Е. В. Шостакович и художественные тенденции в музыке ХХ века / Е. В. Назайкинский // Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. - Кёльн, 1985. -Вып. 150. - С. 439-470.

90.Нестьев, И. В. Путь исканий: Об эволюции творчества Д. Шостаковича / И. В. Нестьев. - Сов. музыка, 1956. - С. 3-15.

91.Николаев, А. А. Фортепианная музыка Д. Шостаковича / А. А. Николаев // Вопросы музыкознания: Ежегодник. - М. - 1956. - Т. 2. -

C. 112-134.

92.Овсянкина, Г. П. Концерт длиною в жизнь. Галина Фёдорова - служение искусству: Исследовательский очерк. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. - 96 с.

93.Овсянкина, Г. П. Культовая музыка и Дмитрий Шостакович: параллели и взаимосвязи // Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве 1917-2017. - в 3-х тт. - СПб.: Петрополис, 2017. - Т. II. 1935-1964. - С. 427-437.

94.Овсянкина, Г. П. «Приношения учителю» для большого симфонического оркестра - эстетическая декларация школы Д. Д. Шостаковича? // Творчество Д. Д. Шостаковича в контексте мирового художественного пространства. Сборник статей по материалам Международной научной конференции. 1-2 марта 2007 г. - Астрахань, 2007. - С. 340-347.

95.Овсянкина, Г. П. Размышления о роли стилистической модели в творческом процессе: беседа с композитором Григорием Корчмаром // Процессы музыкального творчества. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. - Вып. 11. - С. 207-233.

96.Овсянкина, Г. П. Публицистика Дмитрия Дмитриевича Шостаковича первых лет Великой Отечественной войны / Г. П. Овсянкина // Изучая мир Дмитрия Шостаковича. Сборник статей. - СПб.: Союз художников, 2011. - С. 30-59.

97.Овсянкина, Г. П. Роль интертекста в опере «Игроки» Д. Д. Шостаковича / Г. П. Овсянкина // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [электронный журнал]. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - № 3 (117) - URL: http: // ej.Kubargo.ru /2016/03/42. pdf.

98.Овсянкина, Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины ХХ века: школа Д. Д. Шостаковича. Монография. - В 2-х кн. / Г. П. Овсянкина. - СПб.: Композитор, 2003. - Кн. 1 - 321 с.; Кн. 2 - 130 с.

99. Овсянникова, Т. Г. Проблемы полифонического тематизма и полифонической формы в современной музыке / Т. Г. Овсянникова. - Автореф. дис. ... канд. искусств. - Вильнюс, 1982. - 23 с.

100. Овчинников, Е. В. Вторая фортепианная соната Шостаковича: Трактовка сонатно-циклической формы / Е. В. Овчинников // Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1968. - Вып. 1. - С. 239-265.

101. Платек, Я. Служение искусству / Я. Платек // Музыкальная жизнь. -№ 11. - 2007. - С. 7.

102. Протопопов, В. В. История полифонии в ее важнейших явлениях: Русская классическая и советская музыка / В. В. Протопопов. - М.: Музыка, 1962. - 295 с.

103. Протопопов, В. В. Вопросы музыкальной формы в произведениях Д. Шостаковича / В. В. Протопопов // Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей. - М.: Сов. композитор, 1962. - С. 90105.

104. Рехин, И. В. Путь к циклу 24 прелюдии и фуги для гитары / И. В. Ре хин // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных № 165. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2004. - Вып. 7. -С. 153-167.

105. Ручьевская, Е. А. Классические черты творчества / Е. А. Ручьевская // Музыкальная академия. - 1999. - № 1. - С. 146-151.

106. Сабинина, М. Д. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль / М. Д. Сабинина. - М.: Музыка, 1976. - 476 с.

107. Середа, В. П. О ладовой структуре музыки Шостаковича / В. П. Середа // Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1968. - Вып. 1. - С. 324351.

108. Скребков, С. С. Прелюдии и фуги Д. Д. Шостаковича / С. С. Скребков. - Сов. музыка. - 1953. - № 9. - С. 18-24.

109. Соколова, Е. Аккордика и линеарность в гармонии позднего творчества Шостаковича / Е. Соколова // Вопросы теории музыки. Сборник

статей. Труды ГМПИ им. Гнесиных. - М.: Изд-во ГМПИ им. Гнеси-ных, 1977. - Вып. 30. - С. 116-131.

110. Сочинения Д. Шостаковича. Обсуждение на Liveinternet. Святослав Рихтер, квартет им. Бородина и Татьяна Николаева исполняют камерные сочинения Д. Шостаковича [Электронный ресурс]. - URL: http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post397168789

111. Тараканов, М. Е. Творчество Родиона Щедрина / М. Е. Тараканов. -М.: Сов. композитор, 1980. - 328 с.

112. Федосова, Э. П. Диатонические лады в творчестве Д. Шостаковича / Э. П. Федосова. - М.: Сов. композитор, 1980. -191 с.

113. Харьковский институт искусств имени И. П. Котляревского: 1917 -1992. - Харьков, 1992. - С. 92-93.

114. Хентова, С. М. Шостакович: Жизнь и творчество. - В двух т. / С. М. Хентова. - М.: Композитор, 1996. - Т. I. - 525 с.; Т. II. - 550 с.

115. Хентова, С. М. Шостакович-пианист / С. М. Хентова. - Л.: Музыка, -1964. - 91 с.

116. Холопов, Ю. Н. Лады Шостаковича. Структура и систематика / Ю. Н. Холопов // Шостаковичу посвящается: Сборник статей к 90-летию композитора (1906-1996). - М.: Композитор, 1997. - С. 62-78.

117. Холопов, Ю. Н. Новая гармония: Стравинский, Прокофьев, Шостакович / Ю. Н. Холопов // Русская музыка и ХХ век. - М.: ГИИ, 1997. -С. 433 - 460.

118. Холопов, Ю. Н. Очерки современной гармонии. Исследование / Ю. Н. Холопов. - М.: Музыка, 1974. - 287 с.

119. Холопова, В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века / В. Н. Холопова. - М.: Музыка, 1971. - 304 с.

120. Холопова, В. Н. Несколько наблюдений над ритмикой Шостаковича / В. Н. Холопова // Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей. - М.: Сов. композитор, 1962. - С. 283 -308.

121. Холопова, В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание / В. Н. Холопова // Philarmonica. International Music Journal. - 2014. - №1. - С.14-24.

122. Христиансен, Л. Л. Прелюдии и фуги Р. Щедрина / Л. Л. Христиансен // Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1970. - Вып. 2. - С. 396429.

123. Цахер, И. О. Фуга как феномен музыкального мышления (Бетховен, Хиндемит, Танеев, Шостакович) / И. Цахер. - М.: Композитор, 2005. -204 с.

124. Цой, Ён-Гиль. Черты стиля Д. Д. Шостаковича: итоги и проблемы изучения в советском и российском музыкознании. Дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Ён-Гиль. Цой. - СПб.: 2004. - 163 с.

125. Цукер, A. M. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского / А. М. Цукер // Вопросы теории и эстетики музыки. - Л.: Музыка, 1971. - Вып.10. - С. 32-59.

126. Цыпин, Г. М. Портреты советских пианистов / Г. М. Цыпин - М.: Сов. композитор, 1990. - 314 с.

127. Цыпин, Г. М. Татьяна Петровна Николаевна / Г. М. Цыпин [Электронный ресурс]. - URL: Belcanto.ru

128. Черты стиля Д. Шостаковича. Сборник теоретических статей. / Сост. и ред. Л. Бергер. - М.: Сов. композитор, 1962. - 386 с.

129. Чёрная, М. Р. Фигурационный стиль фортепианных произведений Д. Д. Шостаковича / М. Р. Чёрная // Изучая мир Дмитрия Шостаковича. Сборник статей / РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.: Союз художников, 2011. - С. 202-207.

130. Шаймухаметова, Л. Н. О научных разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики / Л. Н. Шаймухаметова // Этот многообразный мир музыки... Сборник статей -М.: Государственный институт искусствознания, 2010. - С. 97-142.

131. Шафаренко, Г. М. Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича (образный строй, средства выразительности) / Г. М. Щафаренко / Авто-реф. дис. ... канд. искусств. - Л., 1984. - 23 с.

132. Шитикова, Р. Г. Алгоритмы тональной организации в сонатах Д. Д. Шостаковича / Р. Г. Шитикова // Изучая мир Дмитрия Шостаковича. Сборник статей / РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.: Союз художников, 2011. - С. 66-102.

133. Шнитке, А. Г. Круги влияния / А. Г. Шнитке // Д. Шостакович: Статьи и материалы. - М.: Сов. композитор, 1977. - С. 225-226.

134. Дмитрий Шостакович / Ред. Л. В. Данилевич. - М.: Сов. композитор, 1967. - 420 с.

135. Шостакович и мировой музыкальный процесс. Кёльнские музыковедческие исследования. - Кёльн, 1985. - Вып. 150. - 650 с.

136. Д. Шостакович о времени и о себе: 1926—1975 / Сост. М. Яковлев, ред. Г. Прибегина. - М.: Сов. композитор, 1980. - 374 с.

137. Шостакович, Д. Д. Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая. - СПб.: Композитор, 1996. - 391 с.

138. Шостакович, Д. Д. Статьи и материалы / Сост. и ред. Г. Шнеерсон. -М.: Сов. композитор, 1976. - 336 с.

139. Дмитрий Шостакович 24 прелюдии и фуги ор. 87: Вопросы методики, анализа, исполнительской трактовки. Посвящается 100-летию со дня рождения мастера / Ред. С. В. Надлер. - Ростов-н/ Д., 2006. - 89 с.

140. Этингер, М. А. Гармония в полифонических циклах Хиндемита и Шостаковича / М. А. Этингер // Теоретические проблемы музыки ХХ века. - М.: Музыка, 1967. - С. 441-471.

141. Этингер, М. А. Гармония и полифония (заметки о полифонических циклах Баха, Хиндемита, Шостаковича) / М. А. Этингер. - Сов. музыка. - 1962. - № 12. - С. 57-62.

142. Южак, К. И. Некоторые особенности строения фуг И. С. Баха. Стретта в фугах «Хорошо темперированного клавира» / К. И. Южак. - М.: Музыка, 1965. - 104 с.

143. Южак, К. И. Шостакович Должанского: опус 87, изменяющийся во времени / К. Южак // Д. Д. Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Г. Ковнацкая. - СПб.: Композитор, 1996. -С. 194-228.

Литература на китайском языке17

144. Вэнь, И. Анализ техники исполнения Двадцати четырех прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича / И. Вэнь // Журнал центральной консерватории.

- Пекин, 2002. - Вып. 4. - С. 48-63.

2002,Ш 4 Шо 48-63 Жо

145. Дай, Лися. О Двадцати четырех прелюдиях и фугах Д. Д. Шостаковича

- специфики девятой фуги / Л. Дай // Искусствоведческие исследования. - Наньнин, 2005. - Вып. № 2. - С. 4, 30-36.

ШШШ N0.9

# & // 2005, Ш 32 Шо 4, 30-36 Жо

146. Жин, Дамин. Техническое исследование Двадцати четырех прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича / Д. Жин // Музыкальное обучение и теория. -Тяньцзинь, 1988. - Вып. 1. - С. 23 - 31.

&Ш ПШШ^ ШШЯ //

ХШ, 1988,Ш 1 Шо 23-31 Жо

147. Ли, Йанфей. Творческий метод и анализ исполнения 24 прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича: Дис. ... магистра / Й. Ли. - Хунаньский педагоги-

17 Переводы на русский язык названий китайских источников и их библиографического описания сделаны Лю Чже.

ческий университет. - Хунань, 2011. - 70 с.

«л ^М^Й^кШШ^^^Ш

-70 Жо

148. Лин, Хуа. Я люблю Д. Шостаковича. Интерпретация фортепианных произведений Шостаковича / Х. Лин. - Шанхай: Изд-во Музыка, 2013. - 317 с.

штттт^-пшш&штш* ±т,

ШШ, 2013о 317 Жо

149. Лу, Син. Сравнительный анализ Двадцати четырех прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича и Р. К. Щедрина: Дис. ... магистра / С. Лу // Сианьская консерватория. - Сиань, 2015. - С. 47.

ш мтшттттм

2015о 47 Жо

150. Лю, Ихао; Ин, Вэй. Д. Шостакович / И. Лю, В. Ин // Художественный контракт. - Тайюан: Изд-во Образование Шаньси, 2015. -170 с.

т-ш, пштщт^-г^^^о ш, гшмжм±,

2015о 170 Жо

151. Ляо, Мин. О Двадцати четырех прелюдиях и фугах Д. Д. Шостаковича: характеристика шестнадцатой фуги / М. Ляо // Журнал Синхайской консерватории. - Синхай, 1997. - Вып. 2. - С. 53-57.

// штш^^шо жт, 1997, ш 2Шо 53-57 Жо

152. Лян, Хунчи. Анализ тонального мышления Двадцати четырех прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича / Х. Лян // Журнал «Симфония» Сианьской консерватории. - Сиань, 2008. - Вып. 2. - С. 48-54.

тш пшш^ //

2008,ш 2Шо 48-54 Жо

153. У, Лин. Д. Д. Шостакович и его 24 прелюдии и фуги / Л. У // Научные

исследования в области образования. - Уси, 2007. - Вып. 6 - С. 52-53.

^ щмштш^шм «24 шшшт // ^

Щ, 2007, Ш 6 Ш, 52-53 Жо

154. Шан, Цзиминь. О характеристике Двадцати четырех прелюдий и фуг Д. Д. Шостаковича / Ц. Шан // Художественное образование. - Пекин, 2006. - Вып. 8. - С. 78, 94.

шш шпмтш^ шш // г*

ЩЩоЖж, 2006,Ш 8 Шо 78, 94 Жо

155. Юн, Юнги. О Двадцати четырех прелюдиях и фугах Д. Д. Шостаковича / Ю. Юн // Китайская музыка. - Пекин, 2005. - Вып. 3. - С. 121-123.

2005, Ш 3 Шо 121-123 Жо

Литература на английском и немецком языках

156. Laurel, E. Shostakovich - A life. - N. Y: Oxford University Press, 2005. -488 p.

157. Moshevich, S. Dmitri Shoshtakovich, Pianist. - Montreal: McGill-Queen's University Press, 2004. - 256 p.

158. Schönewolf, K. Beethoven in der Zeitenwende / K. Schönewolf. - Halle, 1953. - Bd. 2. - 354 S.

Литература на украинском языке

159. Зшькевич, О. Бiбiк ^бик) Валентин Савич / О. Зшькевич // Украшська музична енциклопедiя. - Т. 1. - Кшв: 1МФЕ ïm. М. Т. Рильського НАН Украни, 2006. - С. 195-196.

160. Рощенко-Аверьянова, О. Г. Кафедра композицп та шструментування

KpÍ3b призму юторп харювсько!' композиторсько!' школи // Харкiвський державний ушверситет мистецтв ÍMeHÍ I. П. Котляревського. Pro Domo Mea: Нариси / Ред. Т. Б. Веркша, Г. А. Абаджян, Г. Я. Ботунова. -Харюв, 2007. - С. 148 - 170.

161. Харювсью асамблег Мiжнародний музичний фестиваль 1992 р. «Барокко та ХХ столггтя». Збiрка матерiалiв / Упорядник Г. I. Ганзбург. -Харюв, 1992. - С. 17.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.