Духовность российской молодежи: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Рахматуллина, Эльвира Шавкатовна

  • Рахматуллина, Эльвира Шавкатовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 142
Рахматуллина, Эльвира Шавкатовна. Духовность российской молодежи: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2010. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рахматуллина, Эльвира Шавкатовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ.

1.1. Сущность, структура и типы духовности.

1.2. Молодежь как объект социально-философского анализа.

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОСТИ

РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА.

2.1 Духовный мир современной российской молодежи.

2.2. Роль социальных институтов в становлении духовности молодежи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовность российской молодежи: социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования определяется тем, что преобразования, которые произошли во всех сферах российского общества за последние годы, повлияли и на процесс становления духовности молодого поколения россиян. Вместе с возможностью выбора сфер самореализации современная российская молодежь приобрела и ряд проблем социального и духовного плана. В их числе - снижение духовности и нравственности, увеличение молодежной преступности, форм девиантного поведения, социальное расслоение.

Усилия государства по формированию духовности молодежи пока не привели к желаемым результатам. Молодежь оказалась на распутье: с одной стороны, она испытывает влияние ценностей недавнего советского прошлого, с другой стороны, ей предлагают возрождать ценности дореволюционной России, с третьей — пытаются представить ценности современного западного общества как образец для новой России.

Изменение системы ценностей общества и нежелание молодежи принять их стало фундаментом для возрождения реакционных идеологий, в том числе фашистских, а также для формирования новых субкультур, проповедующих бессмысленность жизни и эстетику смерти. Отсюда реальностью сегодняшнего дня стал кризис процесса социализации молодежи, одним из проявлений которого выступает углубляющийся разрыв преемственности поколений, уничтожение социальной памяти, когда старшее поколение практически не может оказывать действенное влияние на воспитание молодежи в духе патриотизма.

Эта ситуация обостряется тем, что в результате смены общественного строя молодежь оказалась у подножия социальной пирамиды вследствие невозможности ею не только войти в престижные социальные группы, но и получить какую-либо работу после окончания профессиональной подготовки. Однако динамика социальных изменений вынуждает молодежь приспосабливаться к новым условиям жизни, вести постоянный; поиск новых форм социальной идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию и созидать свой духовный мир.

Вместе с тем, полноценное становление духовности российской молодежи возможно лишь тогда, когда основой государственности станет эффективно действующая система социальных институтов, традиционно формирующих духовность молодежи.

Время диктует необходимость обращения к формированию духовности современной российской молодежи, что предполагает выработку научно-обоснованной системы мер по формированию нового духовного облика у молодого поколения и включения ее в процесс модернизации России.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования духовности молодежи находится на стыке смежных областей гуманитарного знания различного уровня общности и специализации таких наук, как философия, психология, социология.

Проблемы, касающиеся формирования духовности молодёжи, рассматривались авторами с различных мировоззренческих позиций, культурно-исторических традиций и школ, методологических и концептуальных оснований. Это работы отечественных философов Д.М. Азаматова, Р.Г. Апресяна, А.И.Арнольдова, Э.А.Баллера, O.A. Беленковой, Б.С. Галимова, Д.Ж. Валеева, A.A. Валькова, У.С.Вильданова, Г.Н.Волкова, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, М.Т.Иовчука, В.В.Куравлева, Н.С.Злобина, Л.Н.Когана, Г.Г.Квасова, И.К.Кучмаевой, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э.А.Орловой, С.М. Поздяевой, Ф.Б. Садыкова, B.C. Хазиева и других.

К ним относятся работы Ф.А. Гайсина, O.K. Валитова, В.Н.Орлова, Л.П. Сверчкова, А.Ф.Кудряшева, Н.Н.Козловой, Л.И.Новиковой, И:М.Сиземской, В.Ф. Левичевой, A.B. Лукьянова, И.Б.Сесюниной, Л.Б. Султановой, В.Г. Федотовой, И.В. Фроловой, Б.И.Шенкмана, H.A. Шергенг и др., посвященные концептуально-теоретическому анализу духовного производства, а также труды А.К.Уледова, в которых анализируется феномен духовной жизни общества, и Ж.Т.Тощенко, рассматривающего особенности и закономерности развития духовной сферы.

Духовность, ее типы изучаются в трудах Л.М.Архангельского, Е.М. Бабосова, В.П. Барышкова, Д.Ж. Гилязетдинова, Ю.Н. Дорожкина, C.B. Егорышева, Л.Н.Когана, И.М. Орешникова, О.В.Лармина, С.Н.Плотникова, В.М.Соколова. А.Н.Семашко, Ф.С. Файзуллина, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др.

Содержание и принципы духовности становились предметом изучения авторов Б.С. Ерасова, Р.Г Исмагилова, Л.Г. Ионина, Ю.М. Лотмана, Ю.А. Муравьева, З.Я. Рахматуллиной.

Научный подход к молодежи как особой группе общества, учет комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни и культуры молодежи получил отражение в работах многих отечественных ученых гуманитарных направлений.

Среди них можно назвать труды П.И. Бабочкина, B.C. Боровика, Н.Ф. Головатого, Г.Д. Дмитриева, С. Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, Ю.С. Колесникова, B.C. Комаровского, В.Т. Лисовского, А.Л. Маршака, Г.В. Осипова, В.В. Павловского, Н.В. Лясникова и Ю.В. Лясниковой, М.Н. Руткевича, Н.С. Слепцова, Ф.Р. Филиппова, В.Н. Шубкина и других.

Таким образом, проблема становления духовности молодежи всегда была и остаётся в сфере интересов исследователей, изучающих различные аспекты этого сложного социокультурного процесса. Эти исследования проводились и проводятся в различные исторические эпохи и отвечают потребностям общества и духу времени.

В настоящее время в трансформирующейся России требуется переосмысление целого ряда существующих подходов и проведение новых комплексных социально-философских исследований. Современная практика настоятельно требует теоретического анализа проблем становления духовности молодежи с учетом реальностей современного, динамично изменяющегося российского общества.

Настоящим исследованием подтверждено определяющее значение формирования духовности молодежи в рамках духовности общества, обусловленных активным усвоением и переосмыслением новых» ценностей и социальных норм. В условиях длительных социально-экономических преобразований изменениям подвергаются ключевые элементы духовности, причем их механизм состоит в вытеснении одного поколения другим, а не в реформировании системы ценностей взрослых людей, чья социализация уже состоялась.

Стремление найти пути разрешения противоречия между тенденциями к возрождению духовности молодежи и недостаточной востребованностью духовного потенциала молодежи российским обществом определило научную проблему нашего исследования.

В теоретическом плане - это проблема обоснования теоретико-методологических основ становления духовности молодежи. В практическом плане - это поиск путей оптимизации процессов формирования духовности молодежи в современный период развития российского общества.

Объектом исследования выступает молодежь как социально-демографическая группа, претерпевающая динамичные изменения в условиях новой социокультурной реальности современного российского общества.

Предметом исследования является процесс становления духовности российской молодежи под влиянием динамично изменяющихся факторов макро - и микросоциальной среды.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ становления духовности современной российской молодежи как сложного и многогранного социального образования на современном этапе развития российского общества.

Достижение данной» цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:

- исследование социокультурных процессов как праксиологической основы формирования духовности молодёжи, определение её наиболее значимых концептуально — философских основ, обеспечивающих эффективную социализацию молодёжи в современных условиях; выявление социально - философских оснований« духовности современной российской молодёжи;

- анализ состояния и особенностей становления высокой духовности молодёжи;

- определение путей и средств формирования духовности молодёжи.

Методологическая основа диссертации. Методологическую основу диссертации составляют системный, субкультурный, стратификационный, субъективный, процессуальный, аксиологический и деятельностный подходы, позволившие определить сущностные, системные характеристики изучаемого объекта.

В исследовании также использовались общефилософские принципы историзма, объективности, конкретности и др.

Научная новизна диссертационного исследования сформулирована в следующих основных положениях:

- установлено, что духовность есть способность человека открывать, воспринимать и переживать истину, добро и красоту, усваивать их, преломляя через свое «Я» и в соответствии с этим строить свое поведение и жизнедеятельность;

- обосновано, что российская молодежь, испытывая влияние процессов глобализации, адаптирует и интерпретирует массовую культурную продукцию применительно к своей духовности и духовному опыту, создавая при этом новые формы субкультур;

- обнаружено, что процесс становления духовности современной российской молодежи характеризуется разрывом между ценностными ориентациями, формируемыми, обществом, и идеалами нравственности самой-молодежи, ростом прагматических настроений, углублением противоречий между устремлениями молодежи и реальными возможностями их реализации;

- выявлено, что преобладающим в духовной жизни российской молодежи является полицентризм ценностей с характерным для него эмоционально-рассудочным видением реальности и абстрагированием от душевных переживаний; определены приоритетные направления формирования высокой духовности молодого поколения: гуманитаризация образования; повышение роли семьи в формировании духовного иммунитета против влияния негативных идей и идеологий, раскрытие творческого и инновационного потенциала молодёжи.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных социальных технологий социализации и воспитания молодежи в различных типах социальных институтов (таких, как семья, система общего и профессионального образования, профессиональная сфера и др.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также в преподавании спецкурсов по социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференциях, в том числе, на региональной конференции «Лучшие программы психологического сопровождения деятельности студентов» (Уфа, 2008); на республиканской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал системы в формировании компетентного педагога в условиях профессионального образования»; на международной научной конференции «Философия в XXI веке» (Уфа, 2006); на республиканской научной конференции « V Садыковские чтения» (Уфа, 2009); на V Российском* философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009 г.), а также в 9 научных публикациях автора, в том числе 1 монографии. Общий объем публикаций - 7 п. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной- литературы, включающего 200 наименований. Общий объем диссертации -142* страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Рахматуллина, Эльвира Шавкатовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема формирования духовности молодежи, нравственного самоопределения и приобщения к миру общечеловеческих ценностей относится к числу вечных, разрабатываемых многими поколениями исследователей. Научная литература, освещающая тему духовности, многочисленна, включает разнообразные определения, толкования, ракурсы исследования. Имеющаяся в подходах к изучению этой проблемы пестрота во многом обусловлена отсутствием обобщенной теории духовности.

Проведенный социально-философский анализ процессов и факторов, обусловливающих духовное становление поколения самореализующейся молодежи, позволил выявить, что в динамично изменяющемся российском обществе, одним из основополагающих факторов перехода к устойчивому развитию является становление поколения самореализующейся молодежи. Она сможет не только выжить, но и преобразовать окружающую социоприродную среду, в соответствии со своими потребностями и стратегическими интересами российского общества.

Самореализация молодого человека как социального субъекта в нестабильной социоприродной среде предполагает наличие специфических структурных элементов, определяющих ресурс самореализации, в число которых входит психосоматическое здоровье, социально-психологическая устойчивость к воздействиям социоприродной среды, развитие способностей, наличие цели и смысла жизни, сформированного мировоззрения, самоопределения, активности и ответственности. Большое значение здесь имеет эффективное выполнение социальных ролей и функций в соответствии-с современными требованиями общества, что выступает важнейшим фактором устойчивости к деструктивным воздействиям.

Формирование духовности российской молодежи осуществляется в процессах социализации, воспитания и самовоспитания при воздействии факторов современной социокультурной реальности, глобализации.

Российская'молодежь переживает культурное отчуждение, во многом обусловленое дуалистическим характером российского социокультурного типа, балансирующей между Западом и Востоком, традиционализмом и стремлением к инновациям, атеизмом и религиозностью, утонченностью духовности, сложным характером преемственности советского и досоветского культурного наследия.

Вестернизация российской культуры, накладываясь на существующие культурные противоречия, усугубляет внутрикультурный дисбаланс, способствует маргинализации молодежи, приводит к крайне негативным последствиям. Общество, провозглашая ценностью высокие жизненные стандарты западной культуры, лишает большинство молодежи возможности достижения этой цели традиционно одобряемыми средствами, что имеет следствием формирование новой «двойной морали» и ведет к девиантности.

Превращение экономической ценности из инструментальной в терминальную ведет к обеднению духовного мира молодого человека, порождает отчужденные формы активности, дегуманизацию социальных отношений. Параллельно с тенденцией роста общего количества преступлений, совершаемых молодыми россиянами, идет иррационализация духовного мира российской молодежи, а приобщение молодежи к ценностям религии носит также отчужденный характер.

Духовность как личностное образование в обществе через механизм самореализации обнаруживает себя как духовное поле. Самореализация представляет собой целенаправленную деятельности личности, целью которой является обнаружение, реализация и исчерпание своего духовного потенциала в окружающем мире; В результате механизма самореализации, через активный поиск истины, добра, красоты индивид, выступая в роли субъекта деятельности, реализует свой накопленный духовный опыт в обществе.

Критериями духовного развития личности в молодежном возрасте являются:

- отношение к другому как самоценности, что выражено * в таких качествах,. как сострадание» соучастие, правдивость, совесть, общительность, отзывчивость, дружелюбие, доброта, умение владеть собой, душевность, реалистичность в оценке ситуации, самоотдача и других;

- творческий, целенаправленный характер жизнедеятельности - миротворчество, альтруизм, деятельная помощь окружающим, соучастие, организация микросреды общения, целеустремленность, высокая сензитивность, открытость, коллективное творчество и другое;

- духовно-творческая активность личности, где особое значение приобретают высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, воля, потребность в позитивной свободе и другое.

В целом процесс становления духовности молодежи противоречив и бесконечен во времени. Противоречия, оказывающие влияние на становление духовности молодежи, объективные и субъективные. При этом отметим, что данные противоречия изоморфны на всех возрастных этапах, и если они разрешаются, то укрепляют духовные устои личности, если не разрешаются, то духовное развитие может зайти в тупик.

Выделяются следующие противоречия: между идеализированными, возвышенными ожиданиями, обусловленными воображаемым игровым опытом и реальными впечатлениями; между узким, индивидуальным, субъективным, жизненным опытом и объективными социальными ценностями; между изменяющимся потенциальным запасом сил для самореализации и недостаточным владением способом самореализации; между стремлением стать активным членом общества и разделить его ценности и недостаточной осведомленностью о ценностях окружающего мира; между знанием молодежью ценностей и недостаточным индивидуальным выбором своей направленности; между представлением об идеале и социальном запросом; между недостаточным духовным развитием личности, слабой готовностью к самореализации и накоплением знаний в условиях потребительской психологии.

В структуре духовности выделены: - познавательный компонент (как сфера поиска истины); - нравственный (как сфера поиска добра); - эстетический компонент (как сфера поиска красоты).

Ведущим элементом в познавательном компоненте является знание, которое следует понимать не как непосредственную данность, а как духовный продукт, создание которого опосредовано наличными возможностями культуры. Эти возможности многообразны, предстают как динамические и развивающиеся, зависимы от условий социокультурной ситуации. Поэтому как передача, так и создание и усвоение знаний тесно связаны с активной деятельностью субъекта познания, что позволяет избежать однообразия и прямолинейности в процессе познания и осуществить переход от менее полной к более полной истине.

Нравственный компонент - это нормы духовного поведения, регулирующие личные и общественные интересы, взаимоотношения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу как высшей цели характеризуется такими понятиями, как дружба, солидарность, братство.

Отношение к личному благу как конечной цели раскрывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социальный альтруизм), то есть через отношения, не сводимые к вещным отношениям. Эти ценности, которыми руководствуется человек в духовном поведении, обеспечивают высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества, выступающей условием их благополучия. Эмоциональным' восприятием и выражением этого смысла является, очевидно, то, что называется совестью и присуще исключительно человеку:

Эстетический компонент в структуре духовности - это восприятие жизни как ценности, наслаждение этими ценностями; это способность воспринимать красоту в окружающем мире, чему способствуют такие составляющие эстетического компонента, как эстетические переживания« чувства)^ эстетическая оценка на основе накопленного опыта эстетических восприятии и сложившихся критериев красоты; эстетический вкус, эстетическая установка в практической деятельности личности.

Особая роль в формировании эстетического компонента принадлежит средствам культуры и искусства, выступающим в процессе становления человека как пути его духовного самосовершенствования.

Таким образом, духовность - это сложноструктурированное качество, включающее достаточно широкий диапазон составляющих, и их взаимодействие, гармонизация имеют большое значение в развитии духовности. Интегрируясь, они образуют особый, относительно самостоятельный план отражения, преобразования окружающего мира и Я в этом мире.

Значимыми компонентами, влияющими на процесс духовного становления молодежи, являются: самооценка личностью уровня своего духовного развития; усвоение основных нравственных понятий;, развитие социальной и эмоциональной направленности.

Формирование духовности молодежи целенаправленно может происходить в системе социальных институтов общества. Процесс духовного воспитания личности, в соответствии с заданной моделью, выступает основой становления молодежи в современном российском обществе. На практике его следует осуществлять в едином воспитательном пространстве России на основе принципов концепции воспитания.

В создании системы духовного становления молодежи и реализации процесса духовного воспитания должен действовать, принцип регионализма; Каждый регион России имеет свою духовную? среду, которая? воздействует на процессы духовного воспитания.

Наиболее эффективно становление духовности молодежи происходит в системе социальных институтов, где целенаправленное формирование личности выступает в качестве функциональной роли данного института. В настоящее время они существуют и в определенной степени функционируют, но не представляют собой систему, поскольку нет общепринятой? идеологии и модели формирования духовности молодежи в российском обществе.

Содержательная сторона системы формирования духовности имеет структуру, включающую следующие разделы: нравственное воспитание, воспитание гражданственности и патриотизма, эстетическое воспитание, а также различные виды, связанные с принадлежностью к социальным группам (религиозное, атеистическое, национальное). Здесь необходима работа по координации деятельности всех воспитательных структур в условиях современной эпохи, что должно быть учтено при разработке и осуществлении государственной молодежной политики России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рахматуллина, Эльвира Шавкатовна, 2010 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. №8.- С. 146-148.

2. Абеляр П. Теологические трактаты. (Сост. Неретиной С.С.).М.: Прогресс. Гнозис, 1995. 413 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. - 260 с.

4. Азаматов Д.М.: Девяткина Р.И. Здоровье как константа внутреннего мира человека. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 706.

5. Алексеев П.В. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. - 3-е издание., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 1999.- 944 с.

6. Алещенок C.B. Добровольное участие молодежи в общественных инициативах//Материалы Всероссийской научной конференции' "Молодежь и становление новой России". Москва, 27-30 мая 1997 г. Часть 2.-М.: 1997.-С. 182-189.

7. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н.Нов-город: ННГУ, 1996.-174 с.

8. Анатомия кризисов. М.: 1999. - 280 с.

9. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: 1994. - 236 с.

10. Аристотель. О душе. Собр. соч. в 4 т. М.: 1975. - С. 396-448.

11. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: 1981.- 156 с.

12. Афанасьева А.И. В поисках моральных ориентиров//Социс. № 3. 2004 . С. 138 140.

13. Ахиезер A.C. Социокультурная динамика России // Политические исследования. 1991. № 5. - С. 26-35.

14. Брандт Г.А. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. 1991.сер. 6.-Вып. 3.-С. 13- 14.

15. Бабочкин П.И., Мантуров C.B. Этнонациональные ценности и социализация молодежи Бурятии. М.: 2001. - 105 с.

16. Баранников В.П., Матронина Л:Ф. Динамика религиозности в информационном обществе. //Социс. 2004. № 9. - С. 102-105

17. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. №2. - С. 2-8.

18. Барулин В. С. Социальная философия. 4.1. М.: 1993. - 180 с.

19. Баталов Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // ОНС. 1994. №6. С. 41-46.

20. Баткин Л.М. Индивидуальность и личность в истории // Одиссей, 1990. -М.: Наука, 1990. С. 6-8.

21. Бахтин M. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М.: 1986. - С. 123-126.

22. Бахтин M. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. М.: 1989. - С. 85-89.

23. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну.М.: 2000.-230 с.

24. Белов В.А. В защиту индивидуальности. М.: 1997. - 185 с.

25. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. - 384с.

26. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с.

27. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1989. - 215 с.

28. Берн Э. Люди, которые играют в игры. М.: 1994. - 175 с.

29. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей« молодежи: опытсоциологического анализа; Mi: 1978?. -183 с:.

30. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М.: 1991. - 320 с.

31. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. № 7. - С. 46-51.

32. Брандт Г.А. Культура как предмет философии // Вестник ЛГУ. сер.6. -1991. № 20. Вып. 3. - С. 14-18.

33. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Бэкон. Ф. Соч. В 2-х т.

34. М.: Мысль, 1997. Т. 1. 458 с.

35. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. -Уфа: 1998. 148 с.

36. Валеев Д.Ж. История башкирской философской и общественно-политической мысли. Уфа: 2001. - 352 с.

37. Варюшина М.В. Структура культуры мира как элемента культуры личности студента. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 580.

38. Василенко И. А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур // Вопросы философии. 1996. № 8. - С. 50-53.

39. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704с.

40. Вебер М. Протестантская этика. Сборник М.: ИНИОН, 1992- 208 с.

41. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М.: 2000. - 265 с.

42. Возчиков В.А. Самореализация как постижение медиасмыслов// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 457.

43. Волков С. Н. Мистицизм в современной молодежной среде: социально-философский анализ: Автореф. дис. к.ф.н. М.: 1996. - 24 с.

44. Воронина Т. П. Философские проблемы образования в информационном обществе //Автореферат дис. д-ра филос. наук. М.: 1995. - 36 с.

45. Воронова Н.И. Массовая культура// Вопросы философии. 2005. № 8. - С. 184- 187.

46. Врачев О.И. Молодежная культура как социальная проблема // Современное обществознание Запада: методологические проблемы, исследования. Свердловск: 1990. - С. 117-126.

47. Всемирный доклад по вопросам молодежи.// Материалы 60 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 2005. 44 с.

48. Второй конгресс российских философов: некоторые итоги // Вопросы философии. 2000. № 5. - С. 145-165.

49. Гавриленко Н.В. Духовная культура личности в системе гуманитарного образования. М.: 2000. - 264 с.

50. Гаврилова В.И. Политическая социализация молодых // Свободная мысль. 1996. №7.-С. 18-20.

51. Гаджиев К. Политическая философия. М.: 1999. - 287 с.

52. Гайсин Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человека. - Уфа. 1995. -116 с.

53. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов. 1981.-256 с.

54. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. Уфа. 2001. - 54 с.

55. Галимов Б.С., Мусин. Г.Х. Биосоциальная система: опыт потребностного подхода. Уфа. 2000. - 280 с.

56. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. -М.: 1977.-406 с.

57. Гилязетдинов Дж. М. Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике. Уфа: 1995. - 40 с.

58. Государственная молодежная политика в республиках Российской Федерации : Документы и материалы. М.: Социум, 1997. - 141 с.

59. Грибанов В. В., Грибанова Г.И. Инициативные, самодеятельные молодежные движения. Л.:.3нание, 1991. - 32 с.

60. Гришина Е.А. Динамика изменений политических ориентации молодежи: 1995-1997 гг. // Молодежь 97 : надежды и разочарования. Книга 1. -М., 1997.-С. 68-76.

61. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. М.: 1994. - 136 с.

62. Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996. -288 с.

63. Давыдова E.B. Измерение социального самочувствия«молодежи;/ Рос. АН. Ин-т социологии. М.: 1992. - 50 с.

64. Делов В.В. Роль молодежи в глобализирующемся мире // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 641.

65. Джахая Л.Г. Мир человека и человек в мире. // Филос. науки. 1990. №1. -С. 109-112.

66. Дилигенский Г.Г. Индивидуализм старый и новый: личность в постсоветском социуме. // Политические исследования. 1999. № 3. - С. 5.

67. Добреньков В.И. Российское общество: современное состояние и перспективы // Вестник МГУ. Сер. Социология. № 1. - 2004. - С 7-27.

68. Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи. М.: 1995 . - 256 с.

69. Доронин М.С. Духовное возрождение. Правопорядок. Молодежь. М.: 1998.-225 с.

70. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Мысль, 1983. - 123 с.

71. Духовное развитие и воспитание молодежи. М.: 1983. - 105 с.

72. Дымов Э.М. Лиминарная идентичность молодежи как следствие трансформации общества // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 42.

73. Егоренкова И.А., Сержантова A.A. Жизненные ориентации современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.- М.: 2005. Т. 4. - С. 643.

74. Егорова Л.С. Социокультурные процессы в, изменяющейся России: тендерный аспект. М.: 2000. - 108 с.

75. Есин С. Что происходит с нашей культурой? // Российская Федерация сегодня. 2005. № 10. - С. 2-3.

76. Ешпанова Д.Д., Нысыбаева А.Н. Социальный портрет молодежи в современном Казахстане // Социс. 2004. № 12. - С. 86-88.

77. Журавлев В. В. Формирование духовной культуры молодежи: проблемы,поиски, решения // Социально-политические науки. 1990. № 6. - С. 24-26.

78. Журавлева И. В., Пейкова З.И. Религиозность российских и финских подростков // Социологические исследования. 1998. № 1. - С. 136-141.

79. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. №3.-2005.-С. 5-16.

80. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: 1986. - 355 с.

81. Зеленов JI.A. Духовная культура. М.: 1999. - 125с.

82. Зимняя И.А. и др. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). - М.: 1999. - 106 с.

83. Зоркая H.A. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 2. -С. 52-65.

84. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи// Социологические исследования. 1998. № 8. - С. 47-54.

85. Зубок Ю.А. Проблемы риска в социологии молодежи. М.: 2003. - 126 с.

86. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М.: Социум, 1998. - 136 с.

87. Иваненков A.C. Государство и молодежь как субъекты формирования нового облика России. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.- М.: 2005. Т. 3. С. 643.

88. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной российской молодежи. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 3. - С. 644-645;

89. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: 1991. - 464 с.

90. Ильин И. Путь духовного обновления. Собр. соч. М.: 1993. Т. 1. - 302 с.

91. Ильинский И.М. и другие. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы. М.: Изд-во «Голос»., 1999. - 324 с.

92. Ильинский И.М. Молодежь планеты. М.: 1999. - 134 с.

93. Ильиных О.П. Социальный кризис российского общества и мировоззрениемолодежи: Автореф. дис. к.ф.н. Пермь, 1997. - 24 с.

94. Камю А. Бунтующий человек. М.: 1990. - 156 с.

95. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Соч.: В 6 т. М.: 1966.-Т. 6.-420 с.

96. Кант И. Соч. В 6-ти т. Т.4. 480 с.

97. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //Социологические исследования. 2000. №3. С. 124-128.

98. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. 1998. № 12. - С. 12-16.

99. Касьянов В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции. -Краснодар, 1994. 175 с.

100. Келле В.Ж. Духовное и интеллектуальное в культуре: к методологии анализа// Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 308-309.

101. Киселев C.B. Знаково-психологические мотивы в молодежной субкультуре // Социс. 2005. № 9. - С. 113-115.

102. Ю1.Ключарев Г. М. Духовность, идентичность и религиозные ценности в российском образовании // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М.: 2003. С. 169-170.

103. Князева E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. №12. - С. 6-13.

104. Коган JI. Н. Современная молодежь и духовная культура // Молодежь, ее интересы, CTpeMnemifl¿ идеалы. М/.1969. - С. 25-31.

105. Коган Л.Н. Философская теория ценностей: СПб; 1997. -23 Г с.

106. Козлова М.А. Исследование динамики ценностных ориентаций студентов технических специальностей // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. -С. 490-491.

107. Козлова О.Н. О реальности и целостности поколения современной российской молодежи // Молодежь в контексте социальных перемен. М.:1997.-е. 31-44.

108. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. 1984. - 230 с.

109. Концепция воспитания жизнеспособных поколений// под ред. И.М. Ильинского, П.И. Бабочкина. М.: 1995. - 204 с.

110. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. Мурманск,1998.- 186 с.

111. Кривощекова Г.А. Становление личности в глобализирующемся мире: проблемы идентификации // Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 638.

112. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопросы философии. 1992. № 12. - С. 21-28.

113. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки. 1991. №12. - С. 41-53.

114. Кто изучает проблемы молодежи ? Российские исследователи и научные организации. Справочник / Ред. Алещенок C.B. М.: 1997. - 208 с.

115. Кудряшев. А.Ф. Деятельность, основание, мировоззрение // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы научно-практической конференции. Уфа. 1997. С. 5-8.

116. Кузьмина И. Социокультурные основания изучения альтернативных культур // Молодежь и проблемы современной художественной культуры. -Л.: 1990.-С. 5-12.

117. Культура. Нравственность. Религия (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1989. № 11. С. 43-46.1171 Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: 2005.-260 с.

118. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности // Духовность и культура. Екатеринбург, 1994. - С. 37-46

119. Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: 1990.-260 с.

120. Лосев А. Ф. Дух // Философская энциклопедия в 6 т. Т. 2. М.: 1962.- 320 с.

121. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления философа.1. M.: 1990¿ 205 с.

122. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция М.: Республика, 1995. 400 с.

123. Лукьянов A.B. Философия. Предвидение. Духовность. Уфа: 1993. 269 с.

124. Малахова О.Ю. Культурное самоопределение современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 505.

125. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.:Изд-во Лабиринт, 1994. - 89 с.

126. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека : (Анализ филос. -онтологических основ). Казань, 1999. - 407 с.

127. Молодежный экстремизм. СПб, 1996. - 104 с.

128. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный доклад. М.: 2000. - 206 с.

129. Молодежь Республики Башкортостан//Бюллетень научно-исследовательского и информационно-аналитического центра БАГСУ Уфа: 1998. № 1.- 20 с.

130. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков. М.: 2001.-464 с.

131. Молодежь сферы материального производства Республики Башкортостан. -Уфа: 2003.- 159 с.

132. Молодежь, образование, рынок: Сб. науч. тр. М.: НИИВО, 1992. - 111с.

133. Молодежь: будущее России. М.: 1995 - 238 с.

134. Мудрик A.B. Социализация и-воспитание. М.: Педагогика, 1997. - 379 с.

135. Муравьев Ю.А. Истина. Культура. Идеал. М.: Прометей, 1995. - 89 с.

136. Мусиенко Т.В. Изменение ценностей, социализация и политические ориентации молодежи: тенденции анализа // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. -М.: 2005. Т. 4. С. 563.

137. Мчедлов М.' П. Религиозность молодежи: Преодоление старых стереотипов и превалирование светских ценностей // Независимая газета, 1998. 23 января. С. 2.

138. Мяло К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. -М.: 1991.-253 с.

139. Недвига Н.Г. Механизмы формирования эстетической культуры молодежи в переходный период//Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. М.: 1992. - С. 77-91.

140. Новикова Т.М. Образование и воспитание: особенности современной цивилизации // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 42.

141. Омельченко E.JI. Молодежь: Открытый вопрос. Ульяновск, 2004. 184 с.

142. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности. Проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993. 183 с.

143. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.Искусство, 1991. -586 с.

144. Ортегга-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3. -С. 120-121.

145. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. -М.: Академический Проект, 2001. 301 с.

146. Паначев В.Д. Исследования факторов здорового образа жизни студентов // Социс. № 11.-2004.-С. 98-99.

147. Панченко Д.В. Личности свойственно некое благородство // Одиссей. 1990. М.: Наука. 1990': - С. 18-26.

148. Петров Д. В. Молодежные субкультуры. Саратов, 1996. 21 с.

149. Петрова Т.Э. К вопросу о социальном облике российского студенчества в начале XX столетия // Тезисы Всероссийской научной конференции "Молодежь и становление новой России". Москва, 28-30 мая 1996 г. М.: 1996. - С. 14-15.

150. Печчеи А. Человеческие качества. М.: 1990. - 203 с.

151. Писарева В. Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. М.: 1992. - С. 40-54.

152. Писаренко Д. Почему молодежь выбирает секты // Аргументы и факты, 2000,№ 1-2.-С. 11.

153. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Духовность и наша жизнь. М.: 1999. - 159 с.

154. Платошкин A.B. Стратегия образования- это стратегия развития страны // Российская Федерация сегодня. № 17. 2005. - С. 16-17.

155. Плотников А.Д. Молодая российская семья как объект государственной молодежной политики // Материалы Всероссийской научной конференции "Молодежь и становление новой России". Москва, 27-30 мая 1997 г. Часть 2.-М.: 1997.-С. 211-215.

156. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации. Уфа: 1998 -208 с.

157. Позняков В.В. Идентификация личности в культуре // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4. - С. 371-373.

158. Попко П.Л. Гражданское сознание молодежи: состояние и особенности проявления //Духовная жизнь общества: состояние и проблемы управления. М.: 1992. - С. 92-105.

159. Попов В.Г. Молодежь в сфере криминального влияния //Социологические исследования. 1998. № 5. - С. 75.

160. Попов М.Ю. Нравственная ресоциализация личности: феномен российской модернизации// Вестник МГУ. Сер. Социология. № 3: 2004. С 20-36.

161. Раковскаяг O.A. Социальные ориентиры^ молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: 1994. - 106 с.

162. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция. Уфа: 2002. -240 с.

163. Реутова М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи // Социс. № 6. 2004. С. 102-105.

164. Романов B.C. В XXI век с молодежной политикой. // Молодежная политика XXI века: стратегия выбора. Санкт-Петербург, 1999. - С. 3-5.

165. Российская наука и молодежь. Круглый стол.// Вопросы философии. № 8. 2004. - С. 3-34.

166. Россия сегодня на перекрестке мнений // Вестник Российского Философского Общества. Москва. - 2000. № 4. - С. 91.

167. Рубанов В. О национальной идее и будущем России // Международная жизнь. 1999. № 3. - С. 102-107.

168. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежь: Избранное (1965 -2002). М.: Гардарика, 2002. - 296 с.

169. Ручкин Б.А. Комсомол: уроки прошлого и опыт для будущего молодежного движения // Молодежь и общество на рубеже веков М,: Голос, 1999. - С. 212.

170. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. № 5. -С. 12-20.

171. Садыков Ф.Б. Нравственная культура студентов и пути ее повышения // Проблемы коммунистического воспитания студентов. Уфа: 1982.

172. Садыков Ф.Б. Особенность советской цивилизации. Уфа: 1998. - 308 с.

173. Салагаев А.Л.: Шашкин A.B. Молодежные группировки опыт исследования // Социс. № 9. - 2004. - С. 50-51.

174. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм» // Сумерки богов. - М.: Политиздат. 1990. - 360 с.

175. Социология молодежи. // под редак. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарика. 2005. -335 с.

176. Сергеев-В.К. Молодежная культура и СМИ. М.: 2002. - 105 с.

177. Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике// Социологические исследования. 1999. №11. - С. 95-102.

178. Силина. С.Н. , Бондарчук Е.В. К проблеме философии мировоззрения студентов. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. Т. 4 С. 552-553.

179. Симонов П.В., Ершов П.М.: Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. -М.:.1989. 190 с.

180. Сковиков A.K. Формирование логических основ культуры мышления у современной молодежи // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 553-554.

181. Смирнова Л.Г. Гуманизация молодежной политики. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т. 4. - С. 554-555.

182. Соколов A.B. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества//Социс. № 9. 2005. - С. 91-97.

183. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Собр. соч. в 2 т. М.: 1988. Т. 1. - 306 с.

184. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992. - 542 с.

185. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М. 1992. -192 с.

186. Стратегия государственной молодежной политики РФ. Проект. М.: 2005. -24 с.

187. Татидинова Т.Г. Организованная преступность и молодежь// Социологические исследования. 2000. № 1. - С. 16-54.

188. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: 1990.- 175 с.

189. Уханов В. А. Человек в информационно-техническом мире. Хабаровск, 1999.- 136 с.

190. Федотова В.Г. Духовное и душевное // Человек и духовность. Рига, 1990. - 320 с.

191. Филатова Н.С. Отчуждение и образование // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса.

192. M.: 2005. T. 4. С. 565-566.

193. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. - С. 74-78.

194. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: На-ука, 1995. 656 с.

195. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс. 1990. - 186 с.

196. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 1992. - 203 с.

197. Хомутцов C.B. Духовность в реалиях техногенного общества // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. М.: 2005. - Т.4. - С. 134.

198. Ювенология и ювенальная политика в XXI веке// Под редакцией Е.Г. Слуцкого. СПб.: 2004.- 733 с.

199. Юнг К. Психологические типы. СПб.: Ювента. - М.: Прогресс-Универс, 1995. - 603 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.