Духовность общества в условиях глобализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Козлова, Мария Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат философских наук Козлова, Мария Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ДУХОВНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЁННОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
1.1. Понятие «духовности».
1.2. Православие в системе духовной и светской властей.
1.3. Система образования как институт формирования духовности в России.
ГЛАВА 2. ГЛОБАЛИЗАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ И ДУХОВНАЯ
УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВА.
2.1. Общечеловеческие ценности как консервативная концепция противодействия глобализационному давлению в обществе потребления.
2.2. Общечеловеческие ценности как либеральная концепция противодействия глобализационному давлению в обществе потребления.
2.3. Концепция духовного созидания в деле противодействия глобализационному давлению в обществе созидания.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ2007 год, доктор социологических наук Руденко, Валентина Анатольевна
Духовные идеалы личности: Теория, история и современные проблемы формирования1999 год, доктор культурол. наук Зорилова, Лариса Сергеевна
Социально-исторический процесс взаимодействия государства и церкви: современный социокультурный подход2012 год, кандидат социологических наук Лановенко, Алексей Андреевич
Духовность в структуре российского менталитета: К вопросу о социокультурной трансформации российского общества2003 год, кандидат философских наук Рёдель, Алина Ивановна
Социальные нормы и их реализации в жизни общества: социально-философский анализ2012 год, кандидат философских наук Солкина, Полина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовность общества в условиях глобализации»
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью философского анализа принципов устойчивого развития различных типов обществ, которое выступает как залог благополучия и духовного процветания в условиях глобализационного давления.
Устойчивость развития общества может быть обеспечена в случае, когда теоретическим базисом стратегии развития духовной сферы общественной жизни выступают определения, адекватные духовности общества, соответствующие стандартам его естественности. Духовность в рамках действующих стандартов естественности в каждом обществе специфична и раскрывается соответствующим богатством сторон жизни общества созидания (коллективистское общество) или общества потребления (индивидуалистическое общество).
Так устойчивость развития общества потребления, обеспечивается технологиями реализации общечеловеческих ценностей, которые адекватны определениям соответствующего типа духовности. То есть благополучие и процветание, например, стран Запада свидетельствуют о том, что они нашли теоретическую базу своего благополучия, которая соответствует стандартам западной цивилизации.
Однако преувеличение значения общественных идеалов, стандартов жизни западных обществ и неправомерное их распространение на иные типы общества влечёт за собой национальные катастрофы, экономические кризисы и духовное обнищание. А навязывание их в качестве основы в системе всего мирового сообщества раскрывается как глобализационное давление, как установление противоестественных состояний общества, как попытки скомпрометировать Русскую Православную Церковь и её патриарха, как провокации со стороны враждебных субъектов глобализации.
Тема исследования актуальна в условиях кризиса духовности, получившего глобальное распространение. Этот кризис предстал в качестве ' глобальной проблемы, всё более обостряющейся по причине конфликтности общества, по причине действия таких стандартов естественности как естественное состояние общества - вражда и естественного права как право на всё. Утверждение этих стандартов и распространение их за пределы обществ, которым они адекватны, во-первых, влечёт за собой ослабление жизнеспособности соответствующих обществ, утрату ими адекватных стандартов социальности, рациональности, их идентичности, национальной культуры и цивилизации; во-вторых, определяет социальную запущенность общества (рост преступности, коррупции, межнациональной розни, межконфессиональных конфликтов, и т.д.), разложение общества и, в конечном счёте, его гибель.
Таким образом, социально-философский анализ проблемы духовности в условиях глобализации общества имеет принципиальное практическое значение, в том числе в связи с тем, что адекватное разрешение данной проблемы является условием успешного самоутверждения общества, достижения им практически значимых целей, обеспечения его устойчивого развития и благополучия.
Указанные факторы детерминируют выбор темы исследования и постановки, соответствующих исследовательских задач.
Степень научной разработанности темы
Проблема духовности с древних времен привлекала внимание исследователей: философов, историков, политических деятелей и т.д., тем не менее, особенно острый характер в мировом масштабе эта проблема приобрела в современных условиях глобализации.
Учитывая многоаспектность духовности, а также различные представления о её сущности, исходя из исторических традиций, типа общества и т.п., появляется насущная необходимость проводить анализ степени разработанности рассматриваемой темы по нескольким направлениям.
Первое направление.
Исследованием общей проблематики, связанной с духовностью, всегда занимались отечественные философы, которые акцентировали своё внимание на особенностях русской духовности. Значительный вклад в разработку проблем, связанных с анализом духовного состояния общества, внесли следующие учёные: С.С. Аверинцев, A.C. Ахиезер, И.А. Бокачёв, Л.П. Буева, Ю.Р. Егоров, В.Ж. Келле, A.A. Корольков, С.Б. Токарева, A.B. Харсеева, З.М. Хачецуков, B.C. Хомутцов, К.А. Уледов, М.С. Каган, O.A. Митрошенков, Б.Б. Мезенцев, В.А. Лекторский, Г.С. Померанц, А.Г. Спиркин, и многие другие.
Второе направление.
Духовность российского общества, в которой православие рассматривается как один из главных составляющих элементов русского общественного сознания, подробно исследуются в трудах классиков русской социальной философии: H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, С.Л. Франка и многих других. Понятие духовности выступало у данных авторов как системообразующая категория.
В данном направлении особое место занимают источники культуры Древней Руси, содержащие данные о культурно-исторических событиях, о духовных исканиях наших предков (ряд трудов Максима Грека, Нила Сор-ского, Юрия Крижанича, «Слово о законе и благодати» Иллариона Киевского, «Поучения» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, «Житие Александра Невского», и др.), а также работы, в которых исследуется и анализируется древнерусское духовное наследие (Г.Воскресенского, М.В. Безобразовой, и др.).
Третье направление.
Фундаментальными исследованиями в области традиций русского образования, поиском его духовно-нравственных основ занимались отечественные учёные: К.Д. Ушинский, К.П. Победоносцев, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский,
Н.И. Ильминский, В.В. Зеньковский и другие.
Проблема поддержания национальных образовательных традиций в контексте вхождения в глобальное пространство и догоняющей модернизации российской системы образования исследуется в работах Г.С. Денисовой, Л.В. Тарасенко, М.Р. Радовель, Ю.А. Чеботарева и других. А. С. Запесоцкий рассматривает проблему игнорирования духовных оснований национальной культуры в современной российской системе образования как угрозу национальной безопасности.
Четвертое направление.
Исследование духовности общества в современных условиях глобализации предполагает изучение его (общества) духовных ориентиров. Сегодня на роль таковых исследователями общества потребления (индивидуалистического общества) выдвигается концепция «общечеловеческих ценностей» в их либеральной или консервативной интерпретации (Ф. Фукуяма, 3. Бжезинский, Г. Киссенджер, К.Поппер и др.).
Пятое направление
Исследователи общества созидания (коллективистского общества) отстаивают достоинства национально-духовного опыта, его продуктивности в делах разрешения национальных задач; выступают с критикой культурного единообразия и навязываемых Западом ценностей (Н. С. Трубецкой, Л. Н. Гумилев, А. С. Панарин и другие.), согласно которым стандарты западной общественной жизни предстают как общечеловеческие.
В научной литературе проблема духовности в целом и русской социальной философии, в частности, представлена достаточно широко. Однако отсутствуют работы, в которых проблема состояния духовности и перспективы духовного развития в условиях глобализации рассматривалась бы во взаимосвязи с исторически-религиозным и образовательным аспектами, формируя целостное представление о духовном потенциале современного общества и путях преодоления духовного кризиса.
Тем не менее проблемы изучения духовности общества в условиях глобализации в настоящее время ещё не получили достаточного освещения, в связи с чем осуществляется данное исследование.
Объект исследования - духовная сфера жизни общества.
Предмет исследования - духовность общества в условиях глобализации.
Цель и задачи исследования
Цель диссертационной работы - исследовать духовность общества в условиях глобализации.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
-раскрыть содержание понятия «духовность» как определённость общества в духовной сфере общественной жизни;
- исследовать специфику православной духовности в системе духовной и светской властей;
- исследовать систему образования как институт формирования духовности в обществе созидания;
- изучить общечеловеческие ценности как консервативную концепцию противодействия глобализационному давлению в обществе потребления;
-изучить общечеловеческие ценности как либеральную концепцию противодействия глобализационному давлению в обществе потребления;
- показать продуктивность концепции духовности в деле противодействия глобализационному давлению в обществе созидания.
Методология исследования
Методологическим базисом исследования являются методы (диалектический и метафизический), принципы философского познания. Анализ и решение изучаемых проблем реализуются на основе общенаучных исследовательских подходов (субстанциональный, системный, деятельностный, и др.) и общенаучными методами (анализ, синтез, сравнение, идеализация и т.д.). Разрешение исследовательских задач осуществляется на основе положений и выводов, содержащихся в трудах выдающихся мыслителей, философов прошлого и настоящего, отечественных и зарубежных, исследовавших различные аспекты духовной проблематики общества и личности. В исследовании использовались материалы международных, всероссийских, региональных научных конференций, «круглых столов», семинаров по актуальным проблемам изучения духовного опыта, отражающие тенденции изменения и развития духовности в современном обществе.
Научная новизна исследования
1. Показано, что духовность - это определённость общества в духовной сфере общественной жизни. Каждое общество в духовной сфере общественной жизни отличимо от других по основаниям стандартов естественности общества, а именно: а) в обществе потребления естественное состояние - состояние вражды, соперничества: естественное право — право на все, вплоть до убийства, это право детерминирует общественную жизнь (необходимость государства для целей правового регулирования общества потребления); б) в обществе созидания естественность проявляется в виде усовершенствования общественных отношений, сострадания, духовной любви, чистой совести.
2. Показано, что многовековая традиция симфонии духовной и светской властей востребовала православие как институт собирания русских земель, как институт формирования национальной духовности, как институт возмещения, восстановления и закрепления положений светской власти, в тех случаях, когда светская власть подвергается дискредитации, разрушению и разложению. В симфонии духовной и светской власти православная духовность задает стандарты естественности российского общества, фундаментально отличающиеся от западных стандартов естественности.
3. Установлено, что система образования может выступить как институт формирования духовности в России только в том случае, если система образования функционирует по традиционной российской концепции единства воспитания и обучения. Соответственно, возрождение духовности тесно связано с реформированием российской системы образования, которое может быть успешным только в том случае, когда при этом не нарушается традиционное, исторически сложившееся, единство процессов воспитания и обучения.
4. Установлено, что концепция общечеловеческих ценностей выступает как консервативная концепция противодействия глобализационному давлению в обществе потребления, поскольку субъекты глобализационного давления побуждают общество устремлять свои усилия на достижение умозрительных общечеловеческих ценностей как общественного идеала, что является технологией дезориентации общества. В консервативном плане общечеловеческие ценности выступают как отношения к трансцендентальному субъекту, диктующему необходимость сосредоточения всех сил общества на достижение общественного идеала и при этом на основе реалистской методологической традиции формируются абстрактные объекты, общественные идеалы, общественные договоры, планы, идеологические системы и т.п., подлежащие претворению в жизнь. Для этого становятся необходимыми институты диктата, в качестве которых могут использоваться институты государства, институты идеологического диктата, институты политических партий, институты церкви и т.п. В этом случае духовность может позиционироваться как функция конкретного института, что сужает сферу её влияния на представителей конкретного общества.
5. Доказано, что общечеловеческие ценности могут выступать как либеральная концепция противодействия глобализационному давлению в обществе потребления. Концепция общечеловеческих ценностей в либеральном значении выступает как языковая система описания действительности, согласно которой общечеловеческие ценности раскрываются как отношения к свободному субъекту, диктующему произвольную трактовку этих ценностей и свободную расшифровку их количественного состава. В этом случае верховенство светской власти над властью духовной предполагает преувеличение значимости стихийного по сравнению со значимостью сознательного, что приводит к игнорированию духовного опыта. При этом на основе номиналистской методологической традиции разрабатывается произвольный язык теоретического и эмпирического описания духовных процессов общественной жизни.
6. Показано, что устойчивость духовности общества созидания проявляется в сфере совершенствования общественных отношений, в которой в своей мере раскрываются возможности духовной и светской власти по преодолению нежелательного глобализационного давления. Преодоление и блокирование глобализационного давления в обществе созидания осуществляется по различным направлениям жизнедеятельности общества, в том числе по направлению духовности общества в системе реализации его стандартов естественности. Актуальную модель мира детерминирует общественная практика в объективных условиях (географических, климатических, геополитических и других), а также при наличии актуальных субъективных факторов жизни общества (идеология, религия, общественные идеалы и т.д.). И потому в одних обществах актуализируется та или иная сумма степеней духовной свободы общества, составляющих полноту универсалистской модели мира, а в других -актуализируются оформления совершенства, детерминируемых совершенством общественных отношений, например, русская модель мира Лад, где духовность выступает в качестве действенной силы антиэнтропийных процессов.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования
Теоретическая значимость полученных в диссертации результатов определяется возможностью их использования для, дальнейшего изучения проблематики духовности общества и её развития и противодействия глобализа-ционному давлению, поддерживающее устойчивое развитие. Полученные теоретико-методологические результаты позволяют глубоко и детально изучать современные проблемы данного явления.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его основных теоретических положений в учебном процессе при чтении курса «Философия», «Социальная философия», «Социология», и т.д. При разработке философских и гуманитарных спецкурсов для студентов и аспирантов различных специальностей. Теоретические положения и выводы, полученные в диссертационном исследовании, могут содействовать разработке концептуальных положений восполняющих недостаток правовых документов при решении задач культурного и духовного развития российского общества.
Апробация работы
Содержание, основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены в 21 публикации автора общим объёмом более 6,5 п.л. (из них - основные указаны ниже), в том числе 3-х публикациях в изданиях, входящих в перечень рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК, а так же в выступлениях на следующих конференциях: V международный симпозиум «Феномены природы и экология человека» (Казань, 2008); Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь и наука: начало XXI века» (Красноярск, 2008, 2009); V Российский философский конгресс «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009), и других. Результаты исследования прошли апробацию в преподавании гуманитарного курса ФГОУ ВПО СФУ дисциплины «Философия». Диссертация обсуждалась на заседании кафедры глобалистики и геополитики Сибирского федерального университета и на расширенном заседании кафедры философии и социальных наук ФГБОУ ВПО «СибГАУ».
Структура диссертации
Структура работы определяется целью исследования и последовательного решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Адекватность концепции управления обществом его культуре и цивилизации: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Григоренко, Дмитрий Евгеньевич
Научное управление обществом и проекты науки (философско-методологический анализ)2012 год, доктор философских наук Григоренко, Дмитрий Евгеньевич
Духовность в системе профессионального становления специалиста1997 год, доктор психологических наук Коваль, Нина Александровна
Духовная основа социализации студенческой молодёжи2006 год, кандидат философских наук Каратеева, Наталия Александровна
Исламские ценности в гражданском обществе2008 год, кандидат философских наук Антипова, Аделя Салиховна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Козлова, Мария Владимировна
Выводы по второй главе диссертационного исследования
Для адекватного исследования духовности важна оценка основных концепций личности. В частности, Евразийцам принадлежит одно из ярких противопоставлений концепции соборной личности и концепции личности свободной. Основному понятию старого миросозерцания, понятию отъединённого и замкнутого в себе социального атома, мы противопоставляем понятие личности как живого и органического единства многообразия, мы признаем реальностью не только индивидуальную личность (которая по существу-то своему вовсе не только «индивидуальная»), но и социальную группу и народ, и субъект культуры, и человечество. Заменяя понятие внешней связи понятием связи органической или личной, мы считаем и называем их личностями, но и в отличие от индивидуумов - личностями соборными. Соборность не просто «принадлежит» личности общества созидания, определяющей её проявления - развертывания и раскрытия органической целостности. При этом целостность - это такая полнота, которая не нуждается уже ни в каких дополнениях, то есть целостность соборной личности является мерой её совершенств.
Общечеловеческие ценности» являются релятивистским понятием, амбивалентность которых заложена как неоднозначности понятия «ценность», так и противоречивости понятия «общечеловеческой», что особенно отражается на попытке исследования духовных ценностей. Система общечеловеческих ценностей, порождённых индивидуалистическим обществом, может привести к доминированию только материальных ценностей, поскольку экономическое мышление и рациональность индивидуалистического типа подавляет проявления духовности, интерпретируя её лишь в ценностном измерении.
Глобализация, понимаемая и позиционируемая её идеологами в материалистическом смысле приводит к тому, что ценности западного потребительского мира презентируются как общечеловеческие, где, как правило, нет места духовным ценностям в традиционном, отечественном смысле. Глобализация является не только средством навязывания западной системы ценностей, у которой материальная составляющая является доминирующей, но и ведёт к разрушению сложившейся веками отечественной системы ценностей, где духовная составляющая всегда была приоритетной.
Насаждение общечеловеческих ценностей не только приводит к нарушению баланса между духовными и материальными компонентами, но как показывает практика является конфликтонесущим. Принципиальную угрозу системе духовных ценностей несёт экономоцентрическая направленность современной глобализации, в которой идея свободного рынка не только превалирует, но и является своеобразным критерием цивилизованности.
Оформления социального совершенства являются результатом осуществления властью антиэнтропийных процессов в рамках научного управления обществом. Отечественными учёными был сделан определённый вклад в разработку проблематики научного управления обществом с позиций диалектического проекта науки, его принципов единства мира и всеобщей связи явлений. Отдельные идеи советских исследователей являются концептуальным продолжением теоретических заделов лучших отечественных и византийских философов. Они раскрываются в идеях об усовершенствовании социального космоса, его гармонизации, созидания, то есть в корпусе идей об антиэнтропийных процессах.
Важным оформлением социального совершенства выступает диалектическое противоречие. В плане разработки онтологического аспекта принципа единства мира ими было объективно установлено диалектическое противоречие духовного и материального начал научного управления обществом.
Одним из главных проявлений диалектики данных начал является единство противоположностей объективных условий и субъективных факторов в рамках управленческой практики. Важнейшим проявлением диалектики объективных условий и субъективных факторов является противоречие природных предпосылок (геоклиматических, географических и геополитических) и определённой модели мира, её стандартов естественности. На основе данного противоречия духовного и материального порядка формируются субстанциальные начала социального уровня движения материи и складываются принципы социальности общества, определяющие его тип. Это противоречие является источником движения, выражающимся в социальном прогрессе определённого типа.
Далее развитие противоречия объективных условий и субъективных факторов раскрывается уже в диалектике порожденных социальностью определений общественной жизни (как объективных условий научного управления обществом) и управляющего сознания (как субъективного фактора научного управления обществом).
Социальная энтропия в обществе, различные виды социального нестроения в обществе выступали в качестве детерминантов, способствующих развитию и расцвету теоретического знания. Преодоление социального хаоса и различного вида нестроений в обществе задача не только политическая, но и теоретическая1.
Несмотря на серьёзную трансформацию российского общества в связи с насильственным насаждением ценностей не характерных и противоречащих отечественным традициям, духовный потенциал его в состоянии не только сохранить социально-культурную идентичность российского народа, но и противостоять конструированию примитивно-потребительского мироустройства в глобальном масштабе. Россия может возглавить естественную
1 Сигида Н.А. Теоретическая война // Теория и история. - 2011. - №2. - С. 159. глобализацию на базе русского космизма, в основе которой - диалектическое отношение ко всем ценностям, выработанными сообществами, что будет мотивировать высокую духовность в будущем мироустройстве.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель диссертационной работы - исследовать духовность общества в условиях глобализации в целом достигнута, поскольку были решены поставленные во введении задачи.
Духовность, развёртывающаяся в качестве определённости общества в духовной сфере общественной жизни, формируется в соответствии с присущими обществу стандартами естественности и на основе адекватной обществу модели мира.
В обществе потребления на основе универсалистской модели мира, в соответствии со стандартами естественности (соперничества, эгоизма, естественного права на всё, свободы совести, свободы выбора морали, и т.д.) содержание духовности конструируется в зависимости от потребностей общества (или отдельной личности) в аксиологическом измерении. То есть духовность предстаёт в качестве ценностной иерархии как аксиологическая духовность консервативного (общественный идеал) или либерального типа (произвольная интерпретация ценностной иерархии).
В обществе созидания на основе модели мира Лад, в соответствии со стандартами естественности (духовной любви, совестного акта и чистой совести и т.д.) духовность раскрывается в качестве детерминанты гармонизации, усовершенствования общественных отношений в зависимости от исторической эпохи.
Ведущую роль в формировании духовности общества играют социальные институты, детерминирующие устойчивое развитие, жизнеспособность и качественную определённость общества. Православие стало ядром русской культуры и духовности. Православные контексты духовности во многом определили её специфику, достаточно своеобразно раскрывая смыслы духовных исканий и обретений. Духовность в русской традиции обычно представляется результатом стяжения Святого Духа человеком. Высшей из всех добродетелей выступает любовь не абстрактно-вселенского, а человеческого плана.
Созидательная духовность общества России, сумела по-своему выразить устремления человеческого духа к своим вершинам, по-своему расставив смысловые акценты в вопросах индивидуально-личного и социального обустройства1.
Православное вероучение, адаптированное к жизнеутверждающим стандартам общества созидания, выступило как институт формирования и воспроизводства национальной духовности в России. Православие как институт, поддерживающий традицию симфонии духовной и светской властей, было востребовано для собирания русских земель, возмещения, восстановления и закрепления положений светской власти, в тех случаях, когда светская власть подвергается дискредитации, разрушению и разложению. И именно в симфонии духовной и светской властей православная духовность задает стандарты естественности российского общества, фундаментально отличающиеся от западных стандартов естественности.
Образование как социальный институт при условиях поддержания стандартов естественности общества способствует воспроизводству в определённого типа духовности. Воспроизводство духовности адекватной усло-вям существования общества и стандартам его естественности является залогом благополучия и устойчивого развития общества в условиях глобализаци-онного давления.
Глобализационное давление, как показано многими исследователями, определяется не столько в терминах культуры, сколько в терминах техники. Детерминация социальной и духовной жизни, ранее идущая от общезначимых представлений о долге, чести и совести, от этических и эстетических ре
1 Хомутцов C.B. Духовность и её антипод: автореф. дис. докт. филос. наук.- Барнаул: Алтайский гос. унт, 2009. - 46с. гуляторов, всё чаще сменяется технологической детерминацией. Личность духовная, детерминируемая духовной сферой общественной жизни, культурой, превращается в человеческий фактор, управляемый техникой. Он фрагментарен и несамостоятелен. Инициатива и окончательное решение вопросов в его взаимодействии с внешней средой и друг с другом становятся прерогативой техники и технологии. Таким образом, принципиальное отличие духовной личности от человеческого фактора заключается в том, что личность детерминируется изнутри - со стороны усвоенной культуры, ставшей внутренним состоянием естественности, тогда как человеческий фактор детерминируется извне - со стороны социотехнических систем.
Технологизация жизни имеет ещё одну сторону - она внутренне связана, и более того, является одним условий формирования атмосферы гедонизма, индивидуалистической притязательности и достижительности.
Завышенные притязания, характерные для эмансипирующейся личности глобального мира, потому и завышенные, что не могут быть удовлетворенными у всех без исключения. Очевидно, что личность, решившая поставить указанный принцип в центр своих жизненных стратегий, должна отказаться от таких качеств, как социальная ответственность, коллективная идентичность, гражданский долг. Более того, она прямо заинтересована в ослаблении социальных регуляторов и нормативов, обеспечивающих социально одобряемое поведение.
Нынешний опыт, связанный со стремлением использования глобализации в качестве инструмента реализации проектов мирового господства (глобализационного давления) отдельно взятой страны, или группы стран, попытка поставить информационные технологии, транснациональный капитал и др. на службу замыслов превращения планеты в зону тех или иных «национальных интересов» свидетельствуют об амбивалентности процессов глобализации. Возможность их проведения не в соответствии, а вопреки целям выживания и исторические перспективы человека проистекает из конкретных исторических и существующих в настоящее время условий культурно-цивилизационного роста. А они таковы, что позволяют с достаточно высокой степенью вероятности предполагать, что векторы культурной и цивилизаци-онной эволюции отнюдь не совпадают и их соотношения варьирует в достаточно широком диапазоне различий, определяя важнейшие качественные характеристики общества.
В результате диссертационного исследования можно сделать ряд важных выводов.
Общечеловеческие ценности являются изначально релятивистским понятием, амбивалентность которых заложена как неоднозначности понятия «ценность», так и противоречивости понятия «общечеловеческой», что особенно отражается на попытке исследования духовных ценностей. Система общечеловеческих ценностей, порождённых индивидуалистическим обществом по своей сути может привести к доминированию только материальных ценностей.
Глобализация, понимаемая и позиционируемая её идеологами в вульгарном материалистическом смысле приводит к тому, что ценности западного потребительского мира презентируются как общечеловеческие, где, как правило, нет места духовности в традиционном, отечественном смысле. Глобализация является не только средством навязывания западной системы ценностей, у которой материальная составляющая является доминирующей, но и разрушение сложившейся веками отечественной системы ценностей, где духовная составляющая всегда была приоритетной.
Насаждение общечеловеческих ценностей не только приводит к нарушению баланса между духовными и материальными компонентами, но, как показывает практика, является конфликтонесущим. Принципиальную угрозу созидательной духовности несёт экономоцентрическая направленность современной глобализации, в которой идея свободного рынка не только превалирует, но и является своеобразным критерием цивилизованности. Преступный характер современной насильственной глобализации состоит не только в том, что она нивелирует народы и личности, но также в том, что в результате её проявлений деформируется природа человека, когда естественный духовно-телесный баланс заменяется культом гедонизма, рынка, меркантилизма.
Несмотря на серьёзную трансформацию российского общества в связи с глобализационным давлением, духовный потенциал его в состоянии не только сохранить социально-культурную идентичность российского народа, но и противостоять конструированию примитивно-потребительского мироустройства. Поскольку отзывается в менталитете коллективистская социальность и созидательная духовность, поскольку естественным кажется то, что не имеет цены: «И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены»1.
1 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Собр. соч. М.: Гослитиздат, 1958. — Т. 9. - С. 307.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Козлова, Мария Владимировна, 2012 год
1. Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1995.
2. Аксючиц В. Апология русского характера. // Независимая газета. 27.06.2000.
3. Антонов Д.А. Идентичность свободной личности // Теория и история. -2011.-№2(20).
4. Артамонова Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала // Педагогическое образование и наука. 2008. - №10.
5. Байдаров Э.У. Влияние глобализации на культуру и ценности человека / Credo New. №4. 2005. Электронный ресурс. -URL: http://credonew.ni/content/view/510/57/(дата обращения 26.10.11).
6. Бердяев H.A. Судьба России Электронный ресурс. URL: http://www.golden-ship.ru/ld/10/1032.htm (дата обращения 26.10.2011).
7. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // О назначении человека. М.: Республика, 1993.
8. Бернейс Э. Пропагандам / пер. с англ. И. Ющенко М.: Hippo Publishing, 2010.
9. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) Электронный ресурс. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/AMERICA/bzhezinskij.txt (дата обращения 26.10.2011).
10. Биографии великих Людей Электронный ресурс. URL: http://www.bibliotekar.ru/genii/69.htm (Дата обращения 12.01.2011)
11. Бокачев И.А. Духовность в контексте социально-философского анализа // Вестник СевКавГТУ 1999. - Вып.4.
12. Борев Ю. Ванька-встанька и Состояние мира: Философско-политические эссе. М.: ООО ИД «Русь» - «Олимп»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательсво ACT», 2004.
13. Бубер М. Проблема человека / пер. с нем. Киев, 1998.
14. Буева Л.П. О ценностях духовной культуры. СПб., 1999.
15. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры / Духовность,художественное творчество, нравственность: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1998. - № 2.
16. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1993. - Т. 2.
17. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М., 1986.
18. Вахитов P.P. Нерелятивистская версия цивилизационного подхода у евразийцев (структуралистская культурология Н.С.Трубецкого) // Credo. 2010. -№4. Электронный ресурс. - URL: http://credonew.ru/content/view/951/62/ (Дата обращения 26.11.2011).
19. Вяземский, Ю. Такая противоречивая духовность / Ю. Вяземский, П. Ершов, П. Симонов // Коммунист. 1989. - № 13.
20. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., Мысль, 1972.
21. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. - Т. 1.
22. Григоренко Д.Е. Адекватность концепции управления обществом его культуры и цивилизации Красноярск, 2007.
23. Григоренко Д.Е. Научное управление обществом в системе основных проектов науки // Теория и история. 2011. - №2(20).
24. Григоренко Д.Е. Русский социализм как антиэнтропийная концепция управления российским обществом // Теория и история. 2007. - № 2(11).
25. Громыко A.A. Каток истории // Литературная газета. 09.19.2007. -№37(6137).
26. Гулыга A.B. Творцы русской идеи. М.: Молодая гвардия, 2006.
27. Гумницкий Г.Н., Зеленцова М.Г. О «плюрализме» в философии и познании истины // Вестник Российского философского общества. 2005. - №2.
28. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008.
29. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. 3-е изд., пе-рераб. И доп. М.: ИНФРА-М. - 2003.
30. Дерягин Слово о Законе и Благодати / отв. ред. O.A. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011.
31. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Собр. соч. М.: Гослитиздат в 10-ти томах, 1958. Т. 9.
32. Егоров В.К. Философия культуры и дискуссии о процессах глобализации // Глобализация и перспективы современной цивилизации / отв. Ред. К.Х.Делакаров. М.: КМК, 2005.
33. Зеленко Б.И. Демократия и современная Россия: непростое сочетание // Вопросы философии. 2008. - №5.
34. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.
35. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-М., 1993.
36. Зубов А.Б. Циклы русской истории // Вопросы философии. 2003. - №2.
37. Иванов A.B. Истинные основания социальной консолидации // Вестник Российского философского общества. 2005. - №4.
38. Из Послания В.В.Путина, Президента РФ, Федеральному собранию РФ. 25 апреля 2005 г. / Российская газета, 26.04.2005.
39. Ильин И. А. О грядущей России. // Избранные статьи. / под ред. Н. П. Полторацкого. Корпорация «Телекс». 1991.
40. Ильин И. А. Основы христианской культуры // Собр.соч. в 10 т. М., 1993-Т. 1.
41. Ильин И.А. Собр. Соч. В 10 тт. М.: Русская книга, 1996.
42. Ильин И.А. Путь к очевидности. Электронный ресурс. -URL http://ruskolokol.narod.ru/biblio/iljin/putkochevidnosti.html (дата обращения 26.10.2011).
43. Иоанн митрополит Санкт-петербургский и Ладожский Русская симфония Электронный ресурс. URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/10961 (дата обращения 26.10.2011).
44. Итоговая резолюция IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации», состоявшегося в Москве 24-28 мая 2005 года // Вестник Российского философского общества. -2005. №4.
45. Каган М.С. Не могу молчать // Каган М.С. Избр. тр.: в 7 т. Т. 3. Труды по проблемам теории культуры. СПб., 2007.
46. Каган М.С. О духовном. Опыт категориального анализа // Вопросы философии. 1995. - №9.
47. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М.: РОССПЭН, 2008.
48. Кара-Мурза A.A. «Новое варварство» как проблема Российской цивилизации. -М., 1995.
49. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М, 2002 — Т.1. Электронный ресурс. - URL: http://www.kara-murza.ru/books/sca/scacontent.htm (дата обращения 26. 10.2011).
50. Кара-Мурза А. А. Между «империей» и «смутой» //Полис. 1995. № 1.
51. Касьянова К. Презентация книги «О русском национальном характере» (проведена С. Белановским, 1990 год) Электронный ресурс. URL: http://www.prison.org/nravy/ponyat/doc007.shtml (дата обращения 26.06.2011).
52. Кесседи Ф.Х. Философия истории Фукидида и современность // Вопросы философии. 2005. - №7.
53. Ключевский В.О. Курс русской истории Электронный ресурс. -URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec28.htm (дата обращения 26.10.2011).
54. Комаров В.Д. Актуализация нравственного смысла // Теория и история. -2007.-№2.
55. Кондаков И.В. «По ту сторону» Европы» // Вопросы философии. 2002. -№6.
56. Кондрашин И.И. О несиловых методах борьбы с терроризмом // Вестник Российского философского общества. 2004 - №4.
57. Корольков A.A. Духовный смысл русской культуры. СПб: Изд-во РГПУим. А.И.Герцена, 2006.
58. Короткова М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. 2001. - №4.
59. Костецкий В.В. Мутация образования в полуобразованность и полунравственность Электронный ресурс. URL: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=373 (дата обращения 26.10.2011).
60. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях/ под ред. и Н.А.Лапина и Л.А.Беляевой. М., 1994.
61. Крымский С.Б. Принципы духовности XXI столетия // День 15.11.2002. - № 210 Электронный ресурс. - URL: http://www.day.kiev.ua/75150/ (Дата обращения: 23.03. 2011).
62. Кудашов В.И. Современное состояние русской национальной идеи и её перспективы // Теория и история. 2004. - №3.
63. Кузнецов Ф. В начале было слово // Литературная газета. 2004. - 14-20 января.
64. Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден? // Избранное. М.: Ра-рогь; Московский рабочий, 1993.
65. Лихачев Д.С. Великое наследие: в 3 т. Л.: Худож. лит. - 1987. - Т. 2.
66. Ломоносов М.В. .Избранные произведения. Л., 1986. (Библиотека поэта; Большая серия). Электронная публикация - РВБ, 2004. Электронный ресурс. -URL: http://www.rvb.ru/18veMomonosov/03article/article.htm (дата обращения 26.10.2011).
67. Лонин A.B. «Лучшие люди» в идеологии и политической практике России XVTII века // Теория и история. -2011.- №2.
68. Лонина С.Л. Институт духовной власти в русском государстве XIV-XVI вв. // Теория и история. 2011. №2.
69. Лосский Н.О. История русской философии / пер. с англ. М.:Советский писатель, 1991.
70. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991.j 73. Майданский А.Д. Декарт и Спиноза о природе души:«мыслящая субстанi ция» или «идея тела»? // Психология и философия: возвращение души. М.,2003.
71. Макаренко A.C., Избранные педагогические сочинения. АПН РСФСР, 1949.-Кн. 4.
72. Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса. -Соч. в 7-ми т., М., Изд-во АПН РСФСР, 1958 Т. 5.
73. Мантатов В.В., Мантатова JI.B. /Революция в ценностях: философские перспективы цивилизационного развития. Улан-Удэ: из-во ВСГТУ. - 2007.
74. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К, Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
75. Мещерский H.A. Комментарии к тексту / Н. А. Мещерский, А. А. Буры-кин // Слово о полку Игореве. 3-е изд. JL: Сов. писатель, 1985. Электронныйресурс.--URL: http://www.infoliolib.info/rlit/drl/slovoper.html (дата обращения2610.2011).
76. Модернизация образования: шаг второй: брошюра / по ред. А.И. Адам-ского 2010. - М.: Эврика, 2009. - 448 с. Электронный ресурс. - URL: http://www.eurekanet.ru/resru/0hfile1829l.pdf (дата обращения 26.10.2011).
77. Морозова Jl. Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. №1.
78. Назаров Б.Л. Права человека. История, теория и практика. М., 1995.
79. Нарочницкая H.A. Повестка дня для России // Наш современник 2007.
80. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М.: Эксмо-Пресс., 2002.
81. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире Электронный ресурс. URL: http://readr.ru/a-panarin-pravoslavnaya-civilizaciya.html (дата обращения 26.10.2011).
82. Панарин A.C. Стратегическая нестабильность XXI века Электронный ресурс. URL:http://librus 10.ilive.ro/aleksandrpanarinstrategicheskajanestabil nosthhiveka53362.html (дата обращения 26.10.2011).
83. Печчеи А. Человеческие качества. М.,1980.
84. Пискорская С.Ю. Стиль научного познания и его стандарты: монография. Красноярск: СибГАУ, 2007.
85. Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. -М.: Прогресс, 1995.
86. Поппер K.P. Открытое общество и его враги: в 2х т. М: культурная инициатива 1992.
87. Почепцов Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000.
88. Православие в русской культуре : сборник трудов Русского историко-культурного общества. Выпуск 1 / Русское историко-культурное общество ; Науч. ред. В. А. Щученко. СПб. : Вести, 1998.
89. Проект Россия. М.; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - Кн. 1.
90. Пфаненштиль И.А. Глобализация: проблемы и перспективы: монография. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006.
91. Пфаненштиль И.А., Пфаненштиль JI.H. Глобализация как западная модель управления миром // Теория и история. 2002. - №1.
92. Пфаненштиль И.А., Яценко М.П. Глобализация, новый мировой порядок или фашизм? // История и теория. 2004. - №3.
93. Риккерт Г. О понятии философии // Философия жизни. Киев, 1998.
94. Русаков В.М. Проблема рационального и иррационального в современной философии // Вестник РФО. 2003. - №1(25).
95. Рыбаков C.B. История России с древнейших времен до второй половины XIX века: курс лекций. Екатеринбург, 1995 Электронный ресурс. - URL: http://his95.narod.ru/lec86.htm (дата обращения 26.10.2011).
96. Савельев В. Монархические мечтания // Литературная газета. -2008.04.16 Вып. №16 (6168).
97. Савенко A.C. Духовность как философская проблема // Фшософк i соцюлопя в контекст сучасно'1 культури. Зб1рник наукових праць.
98. Дншропетровськ: ДНУ, 2008.
99. Сазонов Д.И. Путь империи Электронный ресурс. URL: http ://www.kocio .kostromaeparhia.ru/index.php?option=comcontent&view=article&id=131:2010-02-10-14-15-11 &catid=46:-4&Itemid=66 (дата обращения 26.10.2011).
100. Сигида H.A. Теоретическая война // Теория и история. 2011. - №2.
101. Симонов, П.В. Происхождение духовности / П. В. Симонов, П. М. Ершов, Ю. П. Вяземский; Отв. ред. М. Г. Айрапетянц; АН СССР. М.: Наука, 1989.
102. Стёпин B.C. Философия и поиск новых ценностей цивилизации. Доклад на IV Российском философском конгрессе 24-28 мая 2005 г. Москва. // Вестник Российского философского общества. - 2005. - №4.
103. Стёпин B.C. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. - № 2.
104. Стрельченко В.И. Образовательные альтернативы глобализации // Философия человека и современное образование. СПб. 2006.
105. Стрельченко В.И. Образовательные альтернативы глобализации // Философия человека и современное образование. СПб. 2006.
106. Тимофеев А.И. Концепции народного духа у Г.Гегеля и И. Ильина // Россия: прошлое, настоящее, будущее // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. Санкт-Петербург, 1996
107. Тихомиров Л.А. Русско-японский спор // Имперское возрождение. -2010.-№6.
108. Тойнби А. Дж. Постижение истории / пер. с англ. М. Прогресс, 1991.
109. Токарева С.Б. Методологические основания анализа духовности // Философия и общество. 2005. - №2.
110. Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. Волгоград: Из-во ВолГУ, 2003.
111. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе -1993 №7.
112. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. - С. 441.
113. Трубецкой Н.С. Европа и человечество (София 1920) Электронный ресурс.
114. URL:http://www.gumer.info^ibHotekBuks/History/Tmb/EvrChel01.php(дaтa обращения 26.10.2011).
115. Ушинский К.Д. Материалы для педагогическая антропологии // Собр. соч. -М.; Л., 1950.-Т. 10.
116. Ушинский К.Д. Три элемента школы Электронный ресурс. URL: http ://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy3 elementa.html (дата обращения 26.10.2011).
117. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М., 1998. - Т. 1.
118. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. 1987. -№ 3.
119. Федотова В.Г. Новые тенденции в понимании модернизации // Электронный журнал «Новые исследования Тувы». 2009. № 1-2. Электронный ресурс. URL: http://www.tuva.asia/joumal/issuel-2/92-tendencies.html (дата обращения: 26.10.2011).
120. Федотова В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России //
121. Вопросы философии. 2005. -№11.
122. Фурсов А. Виновны в непонимании. Размышления о холодной войне // Литературная газета. №10. 15-21 марта. 2006 г.
123. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
124. Харсеева A.B. Интерпретации понятия «духовность» в философии // Теория и практика общественного развития. 2006. № 2 (5) Электронный ресурс. URL: http://www.teoria-practica.ru/ru/-2-2006.html (Дата обращения: 23.03. 2011)
125. Холостова Т.В. Проблема духовности // Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
126. Хомутцов C.B. Духовность и её антипод: автореф. дис. . докт. филос. наук.- Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2009.
127. Хомяков A.C. Сочинения: В 2 т. М.: Медиум, 1994. - Т. 1.
128. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии. 1994. -№11.
129. Хохрина З.В. К вопросу становления образа конкурентоспособной личности // Теория и история 2004 - №3(3).
130. Хруцкий К.С., Самарин А.Г. Российский электронный философский журнал журнал для России и для будущего России // Вестник Российского философского общества. 2005. - №2.
131. Ципко А. Третье средневековье // ЛГ. 29 марта апреля 2006 Электронный ресурс. URL: http://www.lgz.ru/archives/htmlarch/lgl32006/Polosy/l2.htm (дата обращения 26.10.11).
132. Цуканова O.A. Проблемы социализации в условиях глобализации в контексте философии образования // Научные проблемы гуманитарных исследований Пятигорск, 2010. - №11.
133. Чаадаев П.Я. Философические письма (Полное собрание сочинений и избранные письма) М., 1991. - Т1. Электронный ресурс. — URL: http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html#ednl (дата обращения 26.10.2011)
134. Черноусова Л.Н. Взаимодействие социальных институтов в гражданском обществе в отношениях соборного государства // Теория и история. 2011. -№2(20).
135. Чуринов Н.М. Идеология конструирования языка научной теории // Теория и история. 2011. - №2(20).
136. Чуринов Н.М. Идеология государственного мышления // Теория и история. 2007.-№ 2 (11).
137. Чуринов Н.М. Индивидуализм и коллективизм: трансцендентный и соборный субъекты // Теория и история. 2004. - №2. - С. 136.
138. Чуринов Н.М. О государстве и идеологии // Теория и история. 2004. -№3 (3).
139. Чуринов Н.М. О кризисе либерализма // Теория и история. 2005. -№2 (7).
140. Чуринов Н.М. Правда и совершенство слова // Теория и история. -2007.-№ 1 (10).
141. Чуринов Н.М. Русская модель мира Лад // Теория и история. 2008. -№1 (12).
142. Шаров A.C. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: автореф. дис. . д-ра психол. наук. Новосибирск, 2000.
143. Шевченко В.Н. Проблема трансформации российского государства на современном этапе глобализации // Глобализация и перспективы современной цивилизации / Отв. Ред. К.Х.Делакаров. М.: КМК, 2005.
144. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности / Вопросы философии. 1996. - № 2.
145. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический аспект) // Педагогика и логика. М.: Касталъ. - 1993.э
146. ЭтциониА. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям / пер. с англ./под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Ладомир. -2004.
147. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
148. Яхнин Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы Философии 2006. - №5.
149. Яценко М.П. Глобализация как форма организации исторического процесса. Красноярск: ИПК СФУ, 2008.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.