Духовная культура России и Запада: цивилизационный контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Газарян, Елена Исааковна

  • Газарян, Елена Исааковна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 159
Газарян, Елена Исааковна. Духовная культура России и Запада: цивилизационный контекст: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ставрополь. 2012. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Газарян, Елена Исааковна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I РОССИЯ И ЗАПАД: ДУХОВНАЯ СПЕЦИФИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ

1.1. Цивилизация и культура как духовные основания российской и западной социокультурных систем

1.2. Значение традиции в генезисе духовных оснований российской и западной социокультурных систем

1.3. Ценность свободы в духовной культуре запада и России

ГЛАВА II РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Этика коллективного спасения в российской духовной культуре

2.2. Идея коллективного спасения в русской художественной культуре

2.3.Проблема выхода из современного духовного кризиса человечества ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная культура России и Запада: цивилизационный контекст»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Переживаемые в настоящее время западной культурой кризисные явления, вызванные формированием в европейских странах структур общества потребления, вступают в глубокое противоречие с претензиями западной цивилизации на монопольное производство универсальных ценностей и норм социальной жизни. Кризис Запада наиболее очевидно проявляется именно в культурной сфере, поскольку потребление как социальный феномен в значительной степени основано на системе ценностей и идей, сводящих жизненные смыслы к удовлетворению материальных интересов. В связи с этим культурно-исторические общности, находящиеся в орбите «культурной радиации» Запада, в том числе и Россия, оказываются перед необходимостью осмысления ситуации, в которой превосходство Запада в научно-технической и материальной сферах сочетается со свойственными обществу потребления тенденциями к унификации и коммерциализации культуры. Коллизия между желанием сохранить и укрепить традиционные институты и культурные ценности и необходимостью учитывать глобальность инициированных Западом перемен, охвативших человечество, лежит в основе выбора ориентиров развития современного российского общества. Изучение спектра альтернативных моделей духовности, представленных в философской рефлексии относительно феномена взаимодействия-противостояния России и Запада, позволяет уточнить понимание исторических закономерностей цивилизационного процесса на современном этапе, раскрыть его движущие силы.

Проблематика отношения России к Западу, перспектив ее модернизации и возможности «особого пути» давно уже стала отдельной и обширной отраслью философии культуры, накопившей значительную литературу. В ее рамках речь о взаимной соотнесенности российской и западной социокультурных систем заходит обычно в связи с проникновением из Европы в Россию культурных новаций, укоренением их в российском обществе и дальнейшим независимым развитием. Вопрос о роли России в судьбах Европы, о возможном обратном

культурном влиянии России на Запад практически не разработан. Рассмотрение проблемы в данном контексте является принципиально важным для выработки всестороннего комплексного взгляда на общие тенденции развития человечества, для экспликации общих культурных парадигм, общих ориентаций духовных интенций различных цивилизационных систем.

В России процесс взаимодействия несходных цивилизаций способствовал возникновению культурно-исторической общности со своеобразной системой этико-правовых представлений, государственных и религиозных институтов. Цивилизационной статус данной общности в свете противоречивости общественно-политического развития России и переживаемого в настоящее время населением кризиса самоидентификации остается неясным. Слабая по сравнению с Западом развитость экономико-технологической сферы, институтов выборной демократии и структур гражданского общества свидетельствует о том, что Россия не является органической частью западноевропейской цивилизации. Потребность в модернизации российского социума, трудность протекающих экономических и политических преобразований актуализируют поиск духовных основ российской социокультурной системы и диктуют необходимость экспликации формулы соотнесения России и Запада в цивилизационном контексте.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Степень разработанности темы. Вопрос о сходствах и различиях в понимании цивилизации и духовной культуры в России и на Западе находится в междисциплинарном поле философской антропологии, философии и истории культуры, социальной философии, философии истории. В данном контексте уже само понятие духовности требует специального пояснения и обращения к общефилософским основам. Методологические подходы к исследованию феномена духовной культуры были разработаны в трудах античных и средневековых философов - Августина Аврелия, Аристотеля, Платона, Фомы Аквинско-

го1, а также классиков современной культурфилософской мысли - В. Виндель-банда, Г. Гегеля, В. Дильтея, Г. Зиммеля, И. Канта, Э. Кассирера, Г. Риккерта, И. Фихте, В. Франкла, Э. Фромма, М. Хайдеггера, М. Шелера, Ф. Шеллинга2, заложивших основы понимания духовности как феномена культуры в целом и разработавших терминологический аппарат для анализа форм духовности и способов их воплощения в человеческой деятельности.

Проблема оснований духовной культуры разрабатывалась и отечественными учеными, такими как В.А. Бачинин, П.С. Гуревич, А.И. Зеличенко, С.Н. Иконникова, И.Д. Ильичева, М.С. Каган, А.Д. Косичев, Т.И. Костина, П.В. Копнин, A.A. Леонтьев, E.H. Никитин, Г.В. Платонов, Б.Н. Свешников, Л.В. Скворцов, Э.В. Соколов, В.Г. Федотова, А .Я. Флиер, С.С. Хоружий и др. , в

1 Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Гендальф, 1992. - 544 е.; Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии. Толкования. - СПб, Киев: Алетейя, Эльга, 2002. - 832 е.; Платон. Федон. Пир. Федр. - СПб.: Азбука, 1997. - 256 е.; Фома Аквинский. Сумма Теологии. Часть 1. Вопросы 44-74. - Киев: Ника-Центр, 2003 - 335 с.

2 Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М.: Юристъ, 1995.; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб.: Наука, 1994 - 444 е.; Дильтей В. Описательная психология. -СПб.: Алетейя, 1996. - 160 е.; Зиммель Г. Проблемы философии истории: Этюд по теории познания. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 176 с. Кант И. Критика чистого разума. - СПб. Наука, 2008. - 662 с. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М.: Дирек-тмедиа Паблишинг, 2007; Фихте И. Несколько лекций о назначении ученого. Назначение человека. Основные черты современной эпохи. Сборник. - Минск: Попурри, 1998. - 480 с. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 е.; Фромм Э. Иметь или быть? - М.: ACT, 2010. - 314 е.; Хайдеггер М. Что зовется мышлением. - М. Территория будущего, 2006. - 320 е.; Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. - 413 е.; Шеллинг Ф.В. Философия искусства. ~М.: Мысль, 1999., - 608 с.

3 Бачинин В.А. Духовная культура личности. Философские очерки. - М.: Политиздат, 1986. - 111 е.; Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: Аспект-Пресс, 1994. - 315 е.; Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - СПб.: Питер, 2005. - 474 е.; Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). - М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт; НПО МОДЭК, 2003. -208 с. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 е.; Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. - М.: Наука, 1982. - 368 е.; Костина Т.И. Духовность и перспективы цивилизации. - М: МГАДА, 2008. - 250 е.; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2004. - 352 е.; Никитин Е.П. Духовный мир: органичный космос или разбегающаяся вселенная? - М.: РОССПЭН, 2004. -544 е.; Свешников Б.Н. Эстетическое сознание и художественная культура. - М., 1993; Скворцов Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Политиздат, 1989. - 319 е.; Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972. - 227 е.; Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М.: Наука, 1991; Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический Проект, 2000; Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. - М.: Парад, 2005. - 448 с.

трудах которых духовность исследуется как система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству.

Особый интерес для темы диссертационного исследования представляют работы, посвященные изучению феномена цивилизации. В частности, следует назвать таких авторов, как и Ф. Бродель, Ф. Бэгби, М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби, С. Хантингтон, О. Шпенглер и других1, исследовавших широкий спектр вопросов, связанных со стратификацией всемирного исторического процесса и геополитикой локальных цивилизаций.

Освещению культурно-исторических основ цивилизации посвящены работы A.C. Ахиезера, М.А. Барга, Н.Я. Данилевского, Б.С. Ерасова, И.Н. Ионова, O.A. Платонова, П.А. Сорокина, М.Б. Туровского . В цивилизационной концепции евразийцев - П.М. Бицилли, Г.В. Вернадского, П.Н. Савицкого, Н.С. Трубецкого, Г.В. Флоровского3 - дано понимание русской цивилизационной идентичности, не опирающееся на дихотомию Россия/Запад, а эксплицирующее Россию в качестве особой сущности, возникающей на пересечении цивилиза-

1 Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. - М.: Весь мир, 2008. - 552 е.; Вебер М. Избранные произведения. - М: Прогресс, 1990. - 808 е.; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996. - 432 е.; Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - 736 е.; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, Астрель, 2011. -571 е.; Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск: Наука, 1993. - 592 с.

2 Ахиезер А.Г. Труды. - М.: Новый хронограф, 2006. - 548 е.; Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М.: Мысль, 1987. - 348 е.; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.: Книга, 1991. - 574 е.; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). - М.: Наука, 1990. - 205 е.; Ионов И.Н. Теория цивилизаций и неклассическое знание (Социокультурные предпосылки макроисторических интерпретаций) // Общественные науки и современность. - 2004. - № 5. - С. 141-156; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. - М.: Росспэн, 1997. - 440 с.

Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 808 е.; Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии. Звенья русской культуры. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - 340 е.; Дугин А.Г. Постфилософия: три парадигмы в истории мысли. - М.: Евразийское движение, 2009. - 703 е.; Кольчугина Т.А. Культурантропологическое измерение евразийства : автореф. дис. ... канд. филос. - Ростов-на-Дону, 2001. - 21 е.; Побединский В.Н. Философия культуры евразийства. - Екатеринбург: Уральское лит. агентство, 2009. - 119 е.; Савицкий П.Н. Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997. - 464 е.; Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - 800 е.; Флоровский Г.В. Христианство и цивилизация. - СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2005. - 864 с.

ций Запада и Востока. Традиции «евразийства» продолжают в своих трудах И.Б. Орлова и Ю.В. Яковец1.

Важное значение для прояснения проблемы понимания духовной культу-ры в русской философии имеют работы западных авторов, посвященные кри-тике европейской цивилизации и ее системы ценностей. Критика западной цивилизации в литературе ведется по различным направлениям и представ-лена самыми разными мыслителями, начиная с К. Маркса, Ф. Ницше и 3. Фрейда и заканчивая представителями франкфуртской школы и постмодер-нистами2. Особого внимания в данном контексте заслуживают идеи Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, М. Хоркхаймера3. Критические по отношению к западной системе ценностей идеи развивались в философских и социологических концепциях Ж. Бодрийяра, Э. Гидденса, М. Фуко и др.4.

Переосмысление традиционного наследия в свете европейского рационализма и западных новаций эпохи модернизации с целью адекватного вхождения в мир современности без утраты национального наследия и исторической памяти обнаруживается в русской философии. Обращение к философскому аппарату и лексикону русской критики западной цивилизации смыкается с совре-

1 Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. - М.: Норма. 1998. - 280 е.; Яковец Ю.В. История цивилизаций. М.: ВЛАДОС, 1995.-461 с.

2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 23. - С. 1-784.; Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение // Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1990. Т. 2. -С. 407-524; Фрейд 3. Недовольство культурой. // Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1991; Фромм Э. Кризис цсихоанализа: Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. - СПб: Академпроект, 2000. - 215 е.; Фурст В.Н. Критическая социальная теория в западной философии 70-90 годов века: автореф.... дис. д-ра филос. наук, СПб., 2002. - 38 с.

3 См.: Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М.: Серебряные нити, 2001. - 411 е.; Адорно Т.В. Проблемы философии морали. - М.: Республика, 2000. - 239 е.; Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: ACT; Ермак, 2003. - 332 е.; Психоанализ и культура: Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма, - М.: Юрист, 1995. - 623 е.; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: Весь Мир, 2003. - 416 е.; Horkheimer М. Traditionelle und kritische Theorie: Fünf Aufsätze. - Frankfurt an Mein: Fischer, Сор. 1992.

4 См.: Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака - М.: Библион-Русская книга, 2003. - 262 е.; Гидценс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Акад. проект, 2003. - 525 е.; Фуко М. Рождение клиники. - СПб.: Академия-Центр, 1998. -313 с.

менными тенденциями в методологии, теории и практике философской компаративистики1.

Дискурс об отношении России к Западу находит свое яркое выражение в полемике славянофилов (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, A.C. Хомяков и др.2) и западников (А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.3). Интерес в этой связи представляют работы H.A. Бердяева, В.В. Зеньковского, A.C. Лаппо-Данилевского и других, посвященные характеристике русской историософии, в частности, анализу дискуссии между славянофилами и западниками4. Русская философия истории (в интерпретации как славянофилов, так и западников, а также их последователей) тесно связана с художественной литературой, критикой и публицистикой (Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой, Ф.И. Тютчев и др.)5. В сфере систематики цивилизационных представлений в XIX в. следует выделить труды B.C. Соловьева, в частности, такие его работы, как «Три силы», «Кризис

1 Колесников A.C. Философская, компаративистика и диалог культур // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сб. материалов симпозиума. / Под ред. В.В. Парцвания. -СПб.: Санкт-Петербургское филос. о-во, 2003. - Вып. 1 - С.185-205 и др.; Царева H.A. Проблемы философии искусства и культуры в русском символизме и европейском постмодернизме (компаративистский подход): монография. - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 344 с.

Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. - М.: Искусство, 1995. - 525 е.; Антонов K.M. Философия И.В. Киреевского. Антропологический аспект. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006. - 234 е.; Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. - М.: Ин-т русской цивилизации, 2007. - 445 е.; Ловецкий Г.И. Иван и Петр Киреевский в русской культуре. - Калуга: Гриф, 2001. - 527 е.; Хомяков A.C. Всемирная задача России. - М.: Ин-т русской цивилизации, 2008. - 780 с.

3 Арсланов P.A. К.Д. Кавелин и становление национальной либеральной традиции в России: автореф. дис. ... д-ра историч. наук. - М., 2000. - 38 е.; Герцен А.И. Избранные труды. - М.: Российская политическая энцикл. (РОССПЭН), 2010. - 774 е.; Левандовский A.A. Т.Н. Грановский в русском общественном движении. - М.: МГУ, 1989. - 253 е.: Шепель М.О. Историософия А.И. Герцена: у истоков критики парадигмы истории XIX столетия: автореф. дис.... канд. историч. Наук. - Томск 2009. -27 с.

Бердяев H.A. Смысл истории. - М., 1990. - 175 е.; Лаппо-Данилевский A.C. Методология истории. - Пг., 1923. - 278 с,; Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.

5 См., напр.: Герцен А.И. Избранные труды: [художественная проза]. - М.: РОССПЭН, 2010. - 508 е.; Достоевский Ф.М. Сон смешного человека: [дневник писателя, рассказы]. -СПб.: Издат. дом Нева ; 2005. - 181 е.; Соловьев B.C. Смысл любви. Избр. произведения: [Стихи, письма, филос. эссе] - М.: Современник, 1991. - 524 е.; Толстой Л.Н. Исповедь; О жизни. - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 284 е.; Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений в стихах и прозе. - М.: Вече, 2000. - 493 е.; Хомяков A.C. Избранное: [стихи]. - Тула: Приок. кн. изд-во, 2004. - 541 с.

западной философии (Против позитивистов)», «Критика Отвлеченных начал», «Оправдание добра»1.

Критический анализ русской философии с акцентом на рациональное понимание философско-религиозных идей можно найти в работах Н.И. Авалиани, Ю.Ю. Булычева, A.A. Галактионова, П.Ф. Никандрова и некоторых других2.

Современные проблемы критики западной цивилизации и экспликации альтернативных западным моделей духовной культуры в русской философии затрагиваются в работах таких отечественных философов, как A.A. Гагаев, П.А. Гагаев, Ю.Н. Давыдов, А.П. Назаретян, Т.Ю. Сидорина, Ю.Н. Солонин и др.3.

Имеются и зарубежные исследования в этом направлении, например, работы Б. Ворда4.

Однако следует отметить, что комплексного культурфилософского исследования проблемы выявления ценностных различий, определяющих специфику исторического развития России и Запада, до сих пор предпринято не было.

Соловьев B.C. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 789 с.

2 Авалиани Н.И. Критика буржуазных концепций «западной цивилизации». -Тбилиси: Ганатлеба, 1982. - 112 е.; Булычев Ю.Ю. Проблема культурно-исторической самобытности России: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. - СПб., 2005. -40 е.; Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные источники и место в истории русской мысли // Вопросы философии. - 1966. - № 6. - С. 120-130.

Гагаев A.A. Философская и культурно-типическая антропология. Русский космо-психо-логос. Культурно-типическая модель науки. Демографические и эстетические основания космо-психо-логоса. Система философий / А.А.Гагаев, П.А.Гагаев. Т. 2. Ч. 3.1(2). 2007. -(Критика западной, восточной и русской историографической рефлексии). - 336 е.; Солонин Ю.Н. Кризис культуры в контексте русского и западноевропейского менталитета // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 3 (№ 20). 1993. -С.11-12.; Сидорина Т.Ю. Философия кризиса // Философия. 3-е изд. М., 2003; Сидорина Т.Ю. Философия техники // Философия. - 3-е изд. М., 2003; Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной теории. М., 2001. - 239 е.; Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века // Общественные науки и современность. - 1999. -№ 2. - С. 127-138; Давыдов Ю.Н. Стабилизационное сознание в век кризиса: его основополагающие категории //История западной социологии. М., 1999. С. 528; Кризис современной цивилизации. Выбор пути. М., 1992. - 125 с.

См., напр.: Ward Bruce Kinsey. Dostoyevsky's critique of the West The quest for the earthly paradise. - Waterloo (Ont.) Laurier univ. Press, 1986. - 202 с. (Критика западной цивилизации в творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского).

Актуальность выбранной темы, степень ее научной разработанности и необходимость в дальнейшем исследовании проблемы обусловили выбор объекта, предмета, постановку целей и задач диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является духовная сфера жизни общества.

Предметом исследования выступают духовные основания российской и западной социокультурных систем.

Цель диссертации: выявить ценностные различия, определяющие особенности социокультурного развития России и Запада.

Задачи:

1) уточнить специфику духовных оснований российской и западной социокультурных систем;

2) выяснить значение традиции в генезисе духовных оснований российской и западной социокультурных систем;

3) выяснить роль и место ценности свободы в российском и западном обществе;

4) выявить этические ориентации российской культурной традиции, определяющие специфику развития общества;

5) раскрыть значение идеи коллективного спасения в развитии русской художественной культуры;

6) выявить значение форм этоса культуры для преодоления современного духовного кризиса.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой диссертации выступает сравнительный подход к анализу своеобразия российской и западной социокультурных систем, а также аксиологический подход, в рамках которого культура рассматривается как сфера ценностных отношений между индивидами, что позволяет рассматривать культуру в качестве особого типа духовности и основы общественной интеграции.

В основу построения концепции диссертации положена теория мировых культур О. Шпенглера, применение которой позволило анализировать феномены цивилизации и культуры в их различии и соотношении между собой.

Научная новизна диссертаций состоит в следующих положениях:

1) доказано, что специфика эволюции российской и западной социокультурных систем определяется тем, что духовным основанием российского общества выступает культура, а западного общества - цивилизация;

2) установлено, что генезис западной и российской социокультурных систем связан с трансформацией традиционного общества, с выделением цивили-зационных и культурных структур из традиции;

3) выявлено, что свобода как конституирующая общество ценность в русской культуре выражается через понятие соборности, а в западноевропейской цивилизации функционирует как отображение индивидуальности человека;

4) обосновано, что духовная культура конституирует российское общество как общность людей, объединенных этикой коллективного спасения;

5) установлено, что идеал коллективного спасения выступает как организующий принцип русской художественной культуры;

6) сделан вывод о том, что, что преодоление современного духовного кризиса возможно путем развития форм общественной жизни, основанных на культуре, которая конституирует общество в качестве типа человеческой солидарности, способствующего коллективному спасению.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Запад и Россия представляют собой социокультурные системы, развивающиеся в разных направлениях. Духовным основанием российского общества, определяющим его своеобразие и историческую уникальность, является культура, ее моральные императивы и ценности, которые рассматриваются в качестве критериев общественного прогресса. Основой западного общества выступает цивилизация как совокупность институализированных политико-

правовых форм совместной жизни, а прогресс связывается с экономическим ростом и укреплением правовой регламентации общественных отношений.

2. Российская и западная культурно-исторические общности исторически развиваются из традиционного общества, для которого характерным является синкретизм цивилизационных и культурных структур. Традиция выступает как средством поддержания социального порядка, так и сферой самовыражения человека, реализации духовных ценностей. В западном обществе цивилизация выделяется из традиционной социокультурной системы как особая стадия ее развития, связанная с образованием формальных нормативных регуляторов. Российскому обществу свойственен прогресс культуры в качестве сферы духовной жизни и творческой самореализации. ■

3. Специфика становления российской и западной культурно-исторических общностей находит свое выражение в различном понимании свободы как социокультурной ценности. На Западе смысловым конституэнтом свободы выступает индивидуальность, идея благости личного преуспевания через освобождение от норм традиционалистской этики. Феномен свободы применительно к русской духовной культуре выражается через понятие соборности, сочетающее в себе общественное и индивидуальное начало.

4. Своеобразие культуры как основания российской культурно-исторической общности заключается в утверждении особого типа человеческой солидарности, не исчерпывающегося экономическими и политико-правовыми формами жизни и выражающемся в равном и свободном социальном сотворчестве, в совместном конкретно-символическом переживании смысла бытия, в зависимости личного спасения от спасения всех и каждого. Духовная культура конституирует российское общество как общность людей, объединенных этикой коллективного спасения, связующей индивидов, помимо их частных и национальных интересов, с помощью принципа максимально возможной свободы от материального своекорыстия отдельного лица, класса или этноса.

5. Идеал коллективного спасения формирует магистральный вектор развития русской художественной культуры, выступая для нее организующим принципом. На уровне художественной формы он проявляется через холистическое видение мира и восприятие бытия как целого, на уровне художественного содержания определяет сосредоточенность на решении философских, нравственных проблем личности в историософском и сотериологическом контексте.

6. Преодоление современного духовного кризиса возможно на путях совершенствования духовной культуры и формирования гуманных и нравственно оправданных форм общественной жизни. Если политика и право разделяют людей и народы, иерархизируют межличностные и межэтнические контакты, то культура, движимая не экономическим, а нравственным императивом, этикой коллективного спасения организует общение и диалог между ними на основаниях свободы и равенства.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблемы соотношения российского и западного способов социокультурного бытия, в разработке теоретико-методологических основ философской антропологии, культурной антропологии, культурологии, философии культуры.

Теоретические обобщения и практические выводы исследования могут использоваться в процессе преподавания курса «Философия» для студентов Армавирского Православно-Социального института в разделах: «История философии», «Философская антропология», «Социальная философия» и могут быть положены в основу спецкурса «Категория соборности в русской художественной культуре», содержание которого может быть интересно для студентов самых различных специальностей.

Материалы диссертации могут представлять интерес для средств массовой информации и других структур, занимающихся проблемами экономических

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Газарян, Елена Исааковна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Archie J. Bahm. Comparative Philosophy. Revised edition 1995.

2. DuBois C. The People of Alor: a Socio-Psychological Study of an East Indian Island. - Minneapolis, University Minnesota Press, 1944. - P. 3-8.

3. Fernandez J. W. Tolerance in a Repugnant World and Other Dilemmas in the Cultural Relativism of M. J. Herskovits // Ethos 1990.

4. Herskovits M. Cultural Anthropology. N.Y.,1955. P. 351.

5. Horkheimer M. Traditionelle und kritische Theorie: Fünf Aufsätze. - Frankfurt an Mein: Fischer, Cop. 1992.

6. Maravall J.M., Przeworski A., Introduction // Maravall J.M., Przeworski A. Democracy a. the Rule of Law. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2003. - P. 5-9.

7. Marcuse H. One-Dimensional Man. Boston, 1967. P. 31-33.

8. Raju R. Introduction to comparativ philosophy. - Lincoln, 1962.

9. Ward, Bruce Kinsey Dostoyevsky's critique of the West The quest for the earthly paradise. Waterloo (Ont.) Laurier univ. press 1986. 202 p.

I O.Weber M., Economy a. Society: An Outline of Interpretative Sociology. - New York: Bedminster Press, 1968.-P. 267.

II .Абрамов M.А. Идеи философии русского космизма в творчестве религиозных мыслителей XX в. - Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2007. - 238 с.

12.Абсалямова И.А. Европоцентризм и проблема самобытности русской культуры: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. - СПб., 2001. -21 с.

13.Авалиани Н.И. Критика буржуазных концепций "западной цивилизации". - Тбилиси: Ганатлеба, 1982. - 112 с.

14.Адамов A.K. Ноосферная республика - организатор устойчивой бескризисной жизни граждан: (философское обоснование). - Саратов: Наука, 2009. -129 с.

15.Адорно Т. Исследование авторитарной личности. - М.: Серебряные нити, 2001.-411 с.

16.Адорно Т.В. Проблемы философии морали. -М.: Республика, 2000. - 239

с.

П.Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика. - М.: Искусство, 1995. -525 с.

18.Алексеев В.М. Китайские тексты к лекциям приват-доцента В.М. Алексеева: 1910 и 1911-1912 ак. годы. - Рус.-Кит.-Монг. тип. газ. Юань-дунь-бао, 1913.-115 с.

19.Алексеев H.H. Духовные предпосылки евразийской культуры // Евразийская хроника. Вып.11. - Берлин, 1935. Приводится по: Корнилов C.B. Русские философы: Справочник. - СПб.: Лань, 2001. - 445 с. - (Статья: «Алексеев»).

20.Алешин А.И. Федоров Н.Ф. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь.-М., 1995. - С. 534-537.

21.Алиева Ч.Э. Философская компаративистика: проблема концептуализации: автореферат дис.... доктора философских наук. - СПб., 2005. - 37с.

22.Андреев А.Л. H.A. Бердяев: философия истории и политика // Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. - С. 161-200.

23 .Антонов K.M. Философия И.В. Киреевского. Антропологический аспект. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006. - 234 с.

24.Арефьев М.А. История политических и правовых учений в России / Арефьев М.А., Давыденкова А.Г., Осипов И.Д.. - СПб.: Пушкин, 2004. -

25.Аристотель. Никомахова этика. II, 5, 1106 в 5-16.

26.Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. Метафизика. -М.: Мысль, 1976.

27.Арсланов P.A. К.Д. Кавелин и становление национальной либеральной традиции в России: автореф. дис.... д-ра историч. наук. - М., 2000. - 38 с.

28.Барт Р. Смерть автора // Избр. Работы. Семиотика. Поэтика: - М.: Изд. Гр. «Прогресс», «Универсум», 1994. - С.384-391.

29.Бауман 3. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. - 390 с

30.Белик A.A. Культурология. Антропол. теории культур. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1999. - 238 с.

31.Белый А. Символизм и философия культуры // Белый А. Символизм как миропонимание. -М., 1994.

32.Бергер П. Капиталистическая революция. - М., 1995.

33.Бердяев H.A. Евразийцы // Россия между Европой и Азией. - М., 1990. -С. 88.

34.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. -С. 171.

35.Бердяев H.A. Кризис искусства. - М.: СП Интерпринт, 1990. - С. 3-19.

36.Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. - СПб., 1907.-С. 76-78.

37.Бердяев H.A. Новое Средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. -М.: Феникс; ХДС-пресс, 1991. - 81 с.

38.Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX в и начала XX в.; Судьба России. - М.: Щевчук, 2000. - 540 с.

39.Бердяев H.A. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 173 с.

40.Бердяев H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека. - М.: ACT: Хранитель, 2006. - 419 с.

41.Бердяев H.A. Творчество и объективация. - Минск: Экономпресс, 2000. -304 с.

42.Бердяев H.A. Философия свободы. - М.: ACT, 2007. - 699 с.

43. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. / Сост. P.A. Гальцева. - М., 1994.

44.Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. - М., 1995.

45.Библия. Евангелие от Иоанна. - Гл. XII. Ст. 24.

46.Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. Пер. с фр. - М.: Библион-Русская книга, 2003.- 272 с.

47.Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с фр. - М.: Рудомино, 1999. - 222 с.

48.Булычев Ю.Ю. Проблема культурно-исторической самобытности России: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. - СПб., 2005. - 40 с.

49.В.Ф. Эрн: pro et contra: личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей. - СПб.: Изд-во Русской Христианской гуманит. акад., 2006. - 1063 с.

50.Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества И ЗОН: Альманах старой и новой культуры. Вып. IV.-М., 1996.-С. 20-52.

51.Вербицкая, JI.A. Компаративистика: Альм, сравнит, социогуманитар. ис-след. - СПб., 2001. - 381 с.

52.Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 573 с.

53.Вишев И.В. Проблема бессмертия человека в русской философии: персоналии и идеи: Учеб. Пособие. Ч. 1. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-т. -1999.- 149 с.

54.Волкогонова О.Д. Евразийство: эволюция идей // Вестник Московского университета. - Сер. 7. Философия. - 1995. - № 4.

55.Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. - М., 1998.

56.Волкогонова О.Д. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX — начала XX вв.-М., 1992. - С. 64-67.

57.Волкогонова О.Д. Русская религиозно-идеалистическая философия XIX -начала XX вв. - М., 1992. - С. 64-67.

58.Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. - Нью-Йорк, 1993.

59.Вышеславцев Б.П. Угроза тоталитарной технократии // Вестник высшей школы. - 1990.- №7.

60.Гаврюшин H.K. Христианство и экология // Вопросы философии. - 1995. -№ 3.

61.Гагаев A.A. Философская и культурно-типическая антропология. Русский космо-психо-логос. Культурно-типическая модель науки. Демографические и эстетические основания космо-психо-логоса. Система философии / А.А.Гагаев, П.А.Гагаев. Т. 2. Ч. 3.1(2). 2007. - (Критика западной, восточной и русской историографической рефлексии). - 336 с.

62.Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные источники и место в истории русской мысли // Вопросы философии. - 1966. -№6.-С. 120-130.

63.Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. - М., 1992.

64.Гачева А.Г. Проблема человека в философии Н.Ф.Федорова // Русский космизм: По материалам II и III Всесоюз. Федоровских чтений. Ч. 2. - М., 1990.

- С. 56-59.

65.Гачева А.Г. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Духовно-творческий диалог: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - М., 2006. - 36 с.

66.Гвардини Р. Конец Нового времени. - С. 144.

67.Гегель Г.В.Ф. О сущности философской критики. // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. T.1.-M.: Мысль, 1972. - (668 е.). - С. 211-234.

68.Гегель Г.В.Ф. Система наук. Ч. I. Феноменология духа // Соч.: В 36 т. Т. 4.

- М.: Соцэкгиз, 1959. - 440 с.

69.Гелнер Э. Условия свободы. - М., 1995.

70.Герцен А.И. Избранные труды. - М.: Российская политическая энцикл. (РОССПЭН), 2010. - 774 с.

71.Герцен А.И. Избранные труды: [художественная проза]. -М.: РОССПЭН, 2010.-508 с.

72.Гершензон М.О. Кризис современной культуры // Минувшее: Исторический альманах. - М.; СПб., 1992. - С. 232-248.

73.Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. - М.: Акад. проект, 2003. - 525 с.

74.Гильфердинг А.Ф. Предисловие // Хомяков A.C. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. -М., 1873.-С. 1-15.

75.Гиляров А.Н. Предсмертные мысли XIX века во Франции. - Киев, 1898. -С. 643.

76.Гоголевский A.B. Очерки истории русского либерализма XIX-XX в. -СПб., 1996.

77.Григорьева Т.П. Дао и логос: встреча культур. - М.: Наука, 1992. - 422 с.

78.Григорьян Б. Философская антропология: Критич. очерк. - М.: Мысль, 1982.- 188 с.

79.Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. - М.: Наука, 1980.-367 с.

80.Гуревич П.С. Социальная мифология. - М.: Мысль, 1983. - 175 с.

81.Гусейнов A.A. Об идее абсолютной морали // Вопросы философии. -2003.-№3.-С. 3-12.

82.Гусейнов A.A. Этика / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М., 2003.

83.Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология. XX век. Антология. - М., 1995. - С. 234-247.

84.Давыдов Ю.Н. Стабилизационное сознание в век кризиса: его основополагающие категории // История западной социологии. - М., 1999. - С. 5-28

85.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991. - 574 с.

86.Данилевский Р.Ю. Германия в зеркале русской культуры (новые исследования и публикации) // Русская литература. - 2001. - № 3.

87.Дебор Г. Общество спектакля. -М.: Логос, Радел, 2000. - 183 с.

88.Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт человеческой природы по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер с фр. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - С. 325-419.

89.Деррида Ж. О грамматологии. -М.: Ad marginem, 2000. - 119-124 с.

90.Диалог философских культур в зеркале компаративистики. Материалы межвузовской конференции 14-15 ноября 1994 г. - СПб., 1994.

91.Дорошенко Н.М. Российская методология истории: филос. подходы. -СПб., 2005.

92.Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Собрание сочинений: В 20 тт. Т. 14, ч. 3,4. - М., 1998.-381 с.

93.Достоевский Ф.М. Легенда о Великом Инквизиторе // Братья Карамазовы. // Собрание сочинений: В 20 тт. Т. 14, ч. 3,4. - М., 1998. - 381с.

94.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман // Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. - М., 2002. - 562 с.

95.Достоевский Ф.М. Пушкин // Полн. собр. соч. - Л.: 1984. - Т. 26. - С. 147, 148.

96.Достоевский Ф.М. Сон смешного человека: [дневник писателя, рассказы]. - СПб.: Издат. дом Нева, 2005. - 181 с.

97.Дробницкий А. Г. Кузьмина Т. А. Критика современных буржуазных этических концепций. - М., 1980.

98.Дугин А.Г. Постфилософия: три парадигмы в истории мысли. - М.: Евразийское движение, 2009. - 703 с.

99.Дугин А.П. Духовная вещь // www.democracy.ru

100. Дьяконова Е. И. Введение // Восток и Запад: литературные взаимосвязи в зарубежных исследованиях. - М.: Наука, 1989.

101. Евлампиев И.И. История русской метафизики в Х1Х-ХХ веках: русская филос. в поисках Абсолюта: в 2 ч.- СПб., 2000. -

102. Егоров Б.Ф. Славянофилы и западники как типы русской интеллигенции. // Литературное произведение и культурный контекст. - Балашов, 2002. -С. 61-65.

103. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.-С. 79.

104. Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций. Составитель Б.С. Ерасов. - М., 1999. - С. 249.

105. Еремкин А.И. Концепция человекоцентрической системы образования России: монография. - Елец: Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина, 2008. -269 с.

106. Ерыгин А.Н. История и диалектика (Диалектика и исторические знания в России XIX века). - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1987. - С. 75.

107. Ефимов В.И., Таланов В.М. Общечеловеческие ценности. - М.: Акад. Естествознания, 2010. - 248 с.

108. Зайцева Н.В. Историософия как метафизика истории: опыт метафи-зич. рефлексии. - Чебоксары, 2005.

109. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та 1995. - 338 с.

110. Замалеев А.Ф. Русская религиозная философия XI-XX веков. -СПб., 2007.

111. Замалеев А.Ф. Учебник русской политологии. - СПб., 2002.

112. Замятин Е.И. Мы: Избранное. - М.: Профиздат, 2011. - 319 с.

113. ЗАО ИПП «Ермак», 2003.- 332с.

114. Захаров В.Н Осанна в горниле сомнений // http://www.portal-slovo.ru

115. Захаров М.Л. Концепция "гелиотараксии" в философии истории А.Л. Чижевского. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской акад. упр. и экономики, 2009. - 147 с.

116. Зеньковский В.В. История русской философии. - Л., 1991.

117. Зеньковский В.В. Педагогика. - М.: Православ. Свято-Тихон. бого-влов. ин-т, 1996. - 153 с.

118. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М. Изд-во Свято-Владимир. Братства 1993. - 222 с.

119. Зеньковский В.В. Смысл православной культуры. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. - 266 с.

120. Игумен Георгий (Е.В. Шестун) Духовно-нравственное становление личности в православной традиции // Педагогика. - № 4. Апрель, 2006. - С. 5361.

121. Идеи космизма - педагогике и образованию: место человека на пути эволюции: материалы научно-педагогической конференции, 14-15 марта 2008 г., г. Екатеринбург. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2009. - 191 с.

122. Идеи космизма в философии, науке и искусстве. История и современность: посвящается Году Индии в России: материалы Международной научно-общественной конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское отд-ние МЦР, 2009.-573 с.

123. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта: Исследование: Т. 1-2. -М.: ТОО «Рарогъ», 1983. - 448 с.

124. Ильин И.А. Кризис современного искусства // ЭОН: Альманах старой и повой культуры. Вып. IV. - М., 1996. - С. 9-19.

125. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Путь к очевидности. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - (С. 323-518). - С. 364,

126. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Путь к очевидности. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс.-(912 е.). - С. 519-670.

127. Ильин И.А. Право на глупость [электронный ресурс] // Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий //mskolokol.narod.ru/biblio/iljin/kniga_razdumij/42.html (заглавие с экрана).

128. Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века // Общественные науки и современность. - 1999. - № 2.

129. Исаев JI.H. К.Д. Ушинский - основатель русской дидактической и методической школы. - М. Изд-во Ин-та общ. образования М-ва образования РФ, 1999.-252 с.

130. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2006. - 734 с.

131. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 4 т. Т.4. 4.1.-М.: Мысль, 1965. - С. 289-310.

132. Карелова Л.Б., Чугров C.B. Глобализация: японские интерпретации социокультурных процессов // Вопросы философии. - 2009. - № 7. - С. 46.

133. Касавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Карсавин Л.П. Сочинения.-М, 1993.-С. 157-216.

134. Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. - М., 2000.

135. Керимов В.И. Историософия A.C. Хомякова. -М., 1989.

136. Кесаева Р.Э. Философское понятие «автономия личности» и его прикладной смысл / Кесаева Р.Э., Эртель Л.А. // Вестник Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии. Серия Гуманитарные науки. - 2006. - Выпуск 7(19). - С. 69-74.

137. Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. - М.: Ин-т русской цивилизации, 2007. - 445 с.

138. Кириллов В.И., Старченко A.A. Логика: Учебник для юридических вузов. — VLsi перераб. и доп. —- М.: Юристь, 2001. — 256 с.

139. Кнабе Г.С. Гегель, Европа и рубеж тысячелетий 7/ Вопросы философии. - 2010. // http://vphil.m/index.php?option=com_content&task=view&id=89&Itemid=52.

140. Кожев А. Тирания и мудрость // Вопросы философии. - 1998. - № 6. -С 92-119.

141. Козин Е. Г. Постижение России. Опыт историософского анализа. -М.: Алгоритм, 2002. - С. 181.

142. Колесников A.C. Философская компаративистика и диалог культур // Россия и Грузия: диалог и родство культур: сб. материалов симпозиума. / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское филос. о-во, 2003. - Вып. 1 -С. 185-205.

143. Кольчугина Т.А. Культурантропологическое измерение евразийства : автореф. дис. ... канд. филос. - Ростов-на-Дону, 2001.-21 с.

144. Кондратьев В.П. О понятии сердца в философии /по работам Г.С. Сковороды и П.Д. Юркевича // Проблемы социальной философии. - 2000. -Вып. 2.-С. 89-101.

145. Костяев А. И., Максимова Н. Ю. Современная российская цивили-зациология. - М. : Изд-во ЖИ, 2008. - С. 70.

146. Котова И.Б., Шиянов E.H. Философско-гуманистические основания педагогики. - Ростов-на-Дону, Изд-во Рост, пед, ун-та, 1997. - 80 с. - С. 42-43.

147. Краснощекое П.С. О чем умолчал Билл Гейтс // Вестник Российской академии наук. Том 68. - 1988. - № 11. - С. 982.

148. Кризис культуры: Антология. - М., 1994

149. Кризис современной цивилизации. Выбор пути. - М., 1992.

150. Кувакин A.B. Критика экзистенциализма Бердяева. - М.: Изд-во МГУ, 1976.-С. 148.

151. Культурология: Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.-604 с.

152. Кутырев В А. Челюсти рационализма//Свободная мысль. - 2000.-№9. - С.6-7.

153. Лавриненко В.Н. Культура и цивилизация // Философия. - М.: Юристъ, 2002. - С. 446.

154. Лебедева О.Б., Янушкевич A.C. Германия в зеркале русской словесной культуры XIX - начала XX века. - Köln, Weimar, Wien: Bohlau Verlag, 2000.

155. Левандовский A.A. Т.Н. Грановский в русском общественном движении. - М.: МГУ, 1989. — 253 е.: Шепель М.О. Историософия А.И. Герцена: у истоков критики парадигмы истории XIX столетия: автореф. дис. ... канд. исто-рич. наук. - Томск 2009. - 27 с.

156. Левидов М. Организованное упрощение культуры // Красная новь. -1923.-Кн.1.

157. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. - Франкфурт-на-Майне, 1981.

158. Леонтович B.B. История либерализма в России. - М., 1995.

159. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: В 2 т. - М., 1885-1886.

160. Ловецкий Г.И. Иван и Петр Киреевский в русской культуре. - Калуга: Гриф, 2001. - 527 с.

161. Лоренц К. Агрессия. - М.: Прогресс, 1994.

162. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1973. - С. 314.

163. Лосский Н. О. История русской философии. - М.: Сварог и К, 2000.

164. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. - М.: НПО «ИНСАН». - 1992. - 159 с.

165. Лукьянов А.Е., Ломанов A.B. Почитающий мудрость и возвышающий единство // Проблемы Дальнего Востока. - 2009. - № 2. - С. 3-13.

166. Лупарев Г.П. Свобода совести: «священная корова» или конституционно-правовой анахронизм? // Религия и право. 2002. № 2. - С. 6.

167. Лурия C.B. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. -М.: Академпроект, 2003. - С. 142-143.

168. Макинтайр А. После добродетели. - М., 2000. - С. 5-10.

169. Максимович Г. Учение первых славянофилов. Киев, 1907.

170. Малинов A.B. Теоретико-методологические искания в русской исторической и философской мысли: вторая пол. XIX-нач. XX в.: - СПб., 2009.

171. Марков Б.В., Корнеев М.Я., Сандулов Ю.А. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. - СПб.: Лань, 1997. - 478 с.

172. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 23. - С. 1-784.

173. Маркс. К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов) // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 12, стр. 736-738.

174. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: ООО «Издательство ACT»; ЗАО ИПП «Ермак», 2003. - 332 с.

175. Марсксистская критика буржуазной философии (Сб. реф. тр. сов. ученых 1976-1981 гг.). - М. ИНИОН 1982. - 159 с.

176. Мартынов В.Ф. Философия красоты. - Минск, Тетра-Системс, 1999. -С. 262-263.

177. Можейко М.А. Постмодернизм // Постмодернизм: Энциклопедия. -Мн., Интерпрессервис; Кн. Дом, 2001. - С. 601-605.

178. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. - М.: Мир, 1966.-С. 204.

179. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной теории. - М., 2001

180. Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный. - СПб.: Питер, 2008. -400 с.

181. Некрасов С.И. Современные проблемы коэволюции / Некрасов С.И., Некрасова H.A., Кутоманов С.А. - М.: Акад. Естествознания, 2010.-103 с.

182. Непомнящая К. «Высокое» и «низкое» в российской и американской культурах // ОНС: Общественные науки и современность. - 1993. - № 1.

183. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - С. 631-693.

184. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение // Сочинения: В 2т. - М. : Мысль, 1990. Т. 2. - С. 407-524.

185. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. - 1989. -№5.-С. 135-141.

186. Ницше Ф. Сумерки идолов, Или как философствуют молотом // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990.. - С. 556-630.

187. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: Правда, 1991. - С. 100.

188. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. - М.: ИЧП «Издательство Магистр». 1997. - 328 с.

189. Олейник А.Н. Кризис как повод для оптимизма // http://magazines.mss.rU/nz/2008/6/ol21 .html.

190. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. - М.: Изд-во «Весь Мир», 1997. - 704 с.

191. Освальд Шпенглер и Закат Европы / Бердяев H.A., Букшпан Я.М.,

Степун Ф.А., Франк C.JI. - М., 1922.

192. Осипов И.Д. Философия русского либерализма XIX-начала XX вв. -СПб., 1996.

193. П. Бергер о социальных ориентирах современного общества // Вопросы философии. - 1993.-№ 12.-С. 99.

194. П.Я. Чаадаев: pro et contra: Личность и творчество П. Чаадаева в оценке рус. мыслителей и исследователей: Антология. - СПб. Изд-во Рус. Христиан. гуманит. ин-та 1998. - 874 с.

195. Перекусихина H.A. Педагогическая концепция русского космизма: монография. - Владимир: Изд-во Владимирский гос. гуманитарный ун-т", 2008. -136 с.

196. Платонов А.П. Чевенгур: роман; Котлован: повесть. - М.: Время, 2009.-604 с.

197. Плеханов Г.В. Избранные труды. -М.: РОССПЭН, 2010. - 550 с.

198. Плотникова Л.И. Развитие личности в контексте ноосферных ценностей. - Чита: ЗабГГПУ, 2009. -160 с.

199. Побединский В.Н. Философия культуры евразийства. - Екатеринбург: Уральское лит. агентство, 2009. - 119 с.

200. Похилько А.Д. Аксиологическая суверенность личности // Духовные ценности: светское и религиозное измерение. - Армавир: АПСИ, 2009. -С. 167-169.

201. Похилько А.Д. Социокультурная автономность сознания: автореф. дис.... д-ра филос. наук. - Ставрополь, 20Q7. - 42 с.

202. Придворов H.A., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. - М.: Юриспруденция, 2007. -128c.-C.32.

203. Проблема интеграции философских культур в свете компаративистского подхода: материалы межвузовской конференции. - СПб., 25-26 апреля 1996 г. - СПб., 1996.

204. Проблема социальной и личностной ситуации в экологической философии: автореферат дис.... канд. филос. наук. - Казань, 2008. - 20 с.

205. Психоанализ и культура: Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: Юрист, 1995. - 623с.

206. Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX в. -Нижн. Новгород, 1998.

207. Развитие личности: в межкультурном социуме: материалы конференции. - М.: Тамбов: ТГУ, 2010. - 216 с.

208. Розанов В.В. Эстетическое понимание истории // Русские философы: Антология.-М., 1994.

209. Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М. Наука 1991. - 294 с.

210. Русская философия. Малый энциклопедический словарь / А.И. Абрамов. - М.: Наука, 1995. - 624 с.

211. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Грачева. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - 365 с.

212. Руткевич A.M. А. Кожев и JL Штраус: спор о тирании // Вопросы философии. - 1998. - № 6. - С. 79-91.

213. Рыбин В.А. Эвтаназия. Медицина. Культура: философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте. - M.: URSS, 2009. - 323 с.

214. Сабирзянов A.M. Усольцев В.А. Русский космизм и современность. - Екатеринбург: Банк культурной информ., 2009. - 225 с.

215. Св. Григорий Панама. Триады в защиту священнобезмолвствую-щих. 1.3, 37 1.3, 31. -М., 1993.-С. 99, 93.

216. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. - Брянск: Курсив, 1998.-С. 50.

217. Семенов В .Л. Массовая культура в современном мире. - СПб.: 1991.

218. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев. Запад, Восток и Россия. - М.: Наука, 1994. - 203 с.

219. Сидорина Т.Ю. Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей. -М.: ГУ ВШЭ, 2001.-182 с.

220. Сидорина Т.Ю. Современные проблемы философии: Дискуссии о кризисе культуры в западноевропейской и русской философии. - М., 1997.

221. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. - М.: Флинта; Наука, 2003. -456 с.

222. Симорот С.Ю. Правовое регулирование реализации свободы совести в Российской Федерации. Дис ... кандидата юридических наук. Хабаровск, 2000.

223. Симулякр; Симулякр и Симуляция; Симуляция//Постмодернизм: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Кн. Дом, 2001. - С. 727-737.

224. Сковорода Г.С. Стихотворения. Басни. Диалоги. Трактаты. Притчи. - Киев: Наук, думка, 1983. - 542 с.

225. Славянофильство и западничество. - Вып. 1-2. - М., 1991-1992.

226. Сноу Ч. Две культуры. - М., 1983.

227. Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже XX - XXI веков. Материалы межвузовской конференции. - СПб., 24-25 октября.

228. Современная философия и философская компаративистика. Материалы межвузовской конференции. СПб, 25-26 октября 1995 г. - М., 1995.

229. Солженицын А. Россия в обвале. -М.: Русский путь, 1998. - С. 25.

230. Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 1-2. -М.: Правда, 1989.

231. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соч.: В 2 т. - Т. 2. - С. 705.

232. Соловьев B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об антихристе и с приложениями. -М., 1991.

233. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. -М., 1989. Т.1.-С. 318.

234. Соловьев B.C. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 789 с.

235. Соловьев B.C. Оправдание добра // Чтения о Богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. - Минск: Харвест, 1999. - (912 е.). -С. 337.

236. Соловьев B.C. Письмо к Л.Н. Толстому от 28.07-2.08.1894 // Письма

B.C. Соловьева. Т. III. - СПб., 1911.— С, 39.

237. Соловьев B.C. Смысл любви. Избр. произведения: [Стихи, письма, филос. эссе] - М.: Современник, 1991. - 524 с.

238. Соловьев B.C. Теоретическая философия // Собр. соч.: В 8 т. - СПб.: б.г.Т. 8.-С. 168.

239. Соловьев B.C. Три силы // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 1. - М.: Правда, 1989-1432 С.

240. Соловьев С.М. Богословские и критические очерки: Собрание статей и публичных лекций. - М.:. И.Н. Кушнерев и К°, 1916. - 297 с.

241. Соловьев С.М. Избранные труды. - М.: РОССПЭН, 2010. - 526 с.

242. Соловьев Э.Ю. Антропологизм / Большая Советская Энциклопедия (в 30 т.). - Т.2. Гл. ред. A.M. Прохоров. - М: Советская энциклопедия», 1970. -

C. 16.

243. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. -М.: Наука, 1992. - 210 с. и другие работы Э.Ю. Соловьева.

244. Соловьев Э.Ю. Личность и право // Прошлое толкует нас: (очерки по истории философии и культуры). - М.: Политиздат, 1991. - (432 с). - С. 403431.

245. Солонин Ю.Н. Кризис культуры в контексте русского и западноевропейского менталитета // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 6. 1993. - Вып. 3 (№ 20).

246. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М.: Политиздат, 1992.-С. 427-428.

247. Сравнительная философия. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000.

248. Стельмашук Г.В. Русская философия и культура: Учеб. пособие. -СПб.: Ленингр. гос. обл. ун-т, 1999. - 30 с.

249. Степанянц М.Т. Восточная философия. - М.: Вост. лит. РАН, 2001. -511с.

250. Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и Закат Европы // Освальд Шпенглер и Закат Европы / НА. Бердяев, Я.М. Букшпан, Ф.А. Спепун, СЛ. Франк. -М, 1922.-С. 29.

251. Стецкевич М.С. Свобода совести. С.-Петербург, СПБГУ, 2006. -299 с.-С. 24.

252. Стрельник Н.Т. Русская философия XIX века: Учеб. Пособие. -Пенза, 1998.-60 с.

253. Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии. - М.: Дашков и К0,2004. - 260 с.

254. Тимофеева A.B. Жанровое своеобразие романа-антиутопии в русской литературе XX: дис. ... канд. фил. Наук. - М., 1995. - 184 с.

255. Тойнби А. Постижение истории: избранное. - М.: Айрис-пресс, 2010.-637 с.

256. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. - М., 1978. - С. 290.

257. Толстой Л.Н. Исповедь. О жизни. - СПб.: Азбука-классика, 2009. -284с.

258. Тоффлер О. Шок будущего. - М.: ACT 1996. - 370 с.

259. Трубецкой E.H. Звериное царство и грядущее возрождение России //Кубань.-1991.-№2.

260. Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений в стихах и прозе. - М.: Вече, 2000. - 493 с.

261. Тютчев Ф.И., Фет A.A. Стихотворения. - М.: Олимп; ООО Фирма издательства ACT», 1998. - С. 72.

262. Устрялов Н.В. Проблема прогресса. - М., 1998.

263. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 кн. - М.: Дрофа, 2005.

264. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 1-6. - М.: Педагогика, 1988-1990.

265. Федоров Н.Ф. Избранные сочинения. - М.:РОССПЭН, 2010. - 759 с.

266. Федоров Н.Ф. Призрачная автономия // http ://www.j de .org. il/fsu/icww/db/mc/j ewish%20medical%20ethics/book/human%20 freedom.doc

267. Федоров Н.Ф. Сочинения. - M.: Мысль, 1982. - 710 с.

268. Федоров Н.Ф. Сочинения. - М.: Раритет, 1994. - 414 с.

269. Федотов Т.П. Об антихристовом добре // Путь. - 1926. - № 5.

270. Федотов Т.П. Правда побежденных // Федотов Г.П. Полн. собр. соч. -Париж, 1982.

271. Федотов Т.П. Русский человек // Федотов Т.П. Новый град. - Нью-Йорк, 1952.

272. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. - М., 1913.

273. Франк СЛ. Крушение кумиров // Франк СЛ. Соч. - М., 1990.

274. Франк СЛ. Гёте и проблема духовной культуры // Путь. - 1932. -№35.

275. Франк СЛ. Кризис современной философии // Русская мысль. -1916.-№ Ю.

276. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - С. 14, 56-60,235,261,270,330.

277. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. // Психоанализ. Религия. Культура. -М.: Ренессанс, 1991.

278. Фрейд 3. Недовольство культурой. // Психоанализ. Религия. Культура.-М.: Ренессанс, 1991.

279. Фролов A.A. Историософия славянофильства: A.C. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков // История философии. - М., 2002. - № 9. _ С. 23

280. Фромм Э. Из плена иллюзий. Душа человека. - М., 1992.

281. Фромм Э. Кризис психоанализа: Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. - СПб: Академ проект, 2000. - 215 с.

282. Фуко М. Рождение клиники. - СПб.: Академия-Центр, 1998. - 313 с.

283. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - М.: Прогресс, 1977.-488 с.

284. Фурст В.Н. Критическая социальная теория в западной философии 70-90 годов века: автореф. ... дис. д-ра филос. наук, СПб., 2002.-38 с.

285. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. - М.: Весь Мир, 2003.-416 с.

286. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. - М.: Республика, 1993.

287. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?: Демократия par excellence // http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http%3 A%2F%2Fwww.russ.ru %2Fpole%2FStolknovenie-civilizacij

288. Хвостов B.M. Теория исторического процесса. - М., 2006.

289. Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.Е. Маркузеанская критика западной цивилизации // Человек. Государство. Глобализация: Сборник философских статей. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество; Тбилиси: Институт политологии АН Грузии, 2005. -(С.279-295). - С. 279.

290. Хомяков A.C. Всемирная задача России. - М.: Ин-т русской цивилизации, 2008. - 780 с.

291. Хомяков A.C. Избранное: [стихи]. - Тула: Приок. кн. изд-во, 2004. -541с.

292. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 56.

293. Царева H.A. Проблемы философии искусства и культуры в русском символизме и европейском постмодернизме (компаративистский подход): монография. - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 344 с.

294. Цивилизации и культуры: Россия и Восток: цивилизационные отношения. Вып. 2. - М., 1995. - С. 11.

295. Цимбаев Н.И. Московские споры либерального толка // Русское общество 40-50-х гг. XIX в.: В 2 ч. 4.1: Записки А.И.Кошелева. - М., 1991. - С. 5-43.

296. Циолковский К.Э. Вне Земли. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 143 с.

297. Цыбин В. Д. Атлантида -на заклании истории // Мережковский Д.С. Атлантида - Европа: Тайна Запада. - М., 1992.

298. Чаадаев П.Я. Философические письма // Избранные сочинения и письма. - М.: Правда, 1991. - 556 с.

299. Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика: доклады и тезисы выступлений участников XVI Кондратьевских чтений, Москва, 19 ноября 2008 г. Выходные данные Москва МФК 2009. - 409 с.

300. Черткова Е. Утопизм // Русская философия: Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. - С. 528-532.

301. Чжуан-цзы. JIe-цзы. / Пер. с кит., вступ. ст. и. примеч. В. В Малявина. (Серия «Философское наследие». Т.123.) - М.: Мысль. 1995. - С. 67.

302. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. - СПб., 2005. - С. 3-30.

303. Чичерин Б.Н. Философия права. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 336 с.

304. Чуменков В.П. О роли Великих русских ученых в отечественной космонавтике, науке и культуре и о событиях в России на рубеже веков (конец XIX и начало XX века): о творческом наследии и биографических данных теоретиков космонавтики, философов и мыслителей русского космизма и о событиях в России конца XIX и начала XX века. - Королев: Космос, 2008. - 304 с.

305. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 2000.- С. 235-238.

306. Шаповалов Ю.В. Специфика техногенной цивилизации в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. филос. наук, Ставрополь, 2010. - С. 9-10.

307. Шапошников Л.Е. Очерки русской историософии Х1Х-ХХ веков. -Нижн. Новгород, 2002.

308. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков. -Нижн. Новгород, 1992.

309. Шарков Е.М. Критика государственно-правовых систем в работах Н. Хомского и С, Жижека: историко-компаративистский анализ: дис. ... канд. юридич. наук. - Краснодар, 2009. - 167с.

310. Шетракова А.Н. Проза С. Клычкова и В. Распутина: миф о крестьянском космосе и философия русского космизма: автореферат дис.... канд. фил. наук. - М., 2008. -25 с.

311. Шохин В.К. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. - М.: ИФРАН, 1998. - 247 с.

312. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории : [в 2 т.] Т. 1. - М.: Эксмо, 2006. - 522 с.

313. Шринивас Т. Свидание с судьбой. Индийский вариант культурной глобализации 11 Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире / Под. ред. П. Бергера, С. Хантингтона. - М.: Аспект Пресс, 2004. -С. 116.

314. Эрн В.Ф. Идея катастрофического прогресса // Эрн В.Ф. Соч. - М., 1991.-С. 198-219.

315. Эрн В.Ф. Культурное непонимание // Эрн ВФ. Соч. - М., 1991. - С. 109-126.

316. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в жизни человека // Философские произведения. - М.: Правда, 1990. - 669 с.

317. Янышев И.Л., протопресвитер. Чтения о христианской нравственности. - М., 1999. - С. 458.

318. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - 2-е изд. - М.: Республика, 1994.-527с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.