Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Быкова, Ольга Павловна

  • Быкова, Ольга Павловна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2001, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 378
Быкова, Ольга Павловна. Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2001. 378 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы»

Древнерусское певческое искусство находится в поле пристального внимания ученых-медиевистов на протяжении последних 150 лет. В трудах исследователей второй половины ХЕХ - начала XX в. выделяются такие важные задачи как изучение истории и теории древнерусского церковного пения, рассмотрение «технического»ения богослужебных песнопений, палеографический анализ и дешифровка нотации, источниковедение памятников древнерусского певческого искусства1. Эти и другие насущные вопросы музыкальной медиевистики получили развитие и уточнение в работах выдающихся исследователей древнерусского певческого искусства М. В. Бражникова2 и Н. Д. Успенского3.

Наряду с данными весьма важными вопросами, исследователями были намечены пути, связанные с изучением художественного своеобразия и самобытности песнопений знаменного роспева. Так, С. В. Смоленский в работе «О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии» отметил важность изучения художественного содержания и форм художественного мышления в древнерусских песнопениях [208, с. 15].

Проблемы источниковедческого, текстологического, палеографического анализа памятников древнерусского церковного пения остаются актуальными и по сей день. Вместе с тем, в последние десятилетия в отечественной музыкальной медиевистике отмечается значительный интерес к изучению образно-смыслового содержания песнопений, к выявлению художественных приемов организации музыкально-поэтических текстов. Эта тенденция заметна в исследованиях, посвященных как отдельным песнопениям, так и циклам песнопений той или иной службы.

Приведем в качестве примера работу Н. В. Рамазановой «Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на примере цикла Михаилу Черниговскому и боярин)''

1 См. : Разумовский Д. В. Церковное пение в России: Опыт историко-технического изложения [185]; Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви [36]; Металлов В. М. Азбука крюкового пения: Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева периода киноварных помет [142], Он же Очерк истории православного церковного пения в России [144]; Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях [209]; Преображенский А. В. Культовая музыка в России [182].

2 См. работы М. В Бражникова «Древнерусская теория музыки» [19], «Статьи о древнерусской музыке» [21], «Лица и фиты знаменного роспева» [20].

3 Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство [228]. его Федору)» — первую работу, где «цикл русским святым рассматривается как художественное явление, в котором обнаруживаются композиционные и драматургические закономерности» [186, с. 17]. Отметим исследование А. Н. Кручининой, посвященные циклу песнопений чина Святого Пятка [111], в которой автор выявляет художественные закономерности сюжетного развития службы. История возникновения культа и создания певческих циклов русским святым, а также характеристика их (циклов) содержательных особенностей представлены в книге Н. С. Серегиной «Песнопения русским святым» [200]. Осмысление принципов организации музыкально-поэтических текстов стихир из службы Новгородской иконы Богородицы «Знамение» оказывается в центре внимания исследования Ф. В. Панченко [171]. Работа Н. Б. Захарьиной посвящена изучению песнопений — осмогласников, где выявляются философские основания строения этих песнопений [80]. Т. 3. Сквирская на примере песнопений, объединенных одним сюжетом («Плач Богородицы»), исследует плачи как художественное явление древнерусского певческого искусства [206].

Кроме того, в современной музыкальной медиевистике прослеживается тенденция изучения явлений древнерусского певческого искусства в контексте церковной культуры, что связано с осознанием самой специфики исследуемого материала. Древнерусские песнопения не существовали вне богослужения, а, следовательно, для понимания их содержания необходим учет всех составляющих церковного ритуала. В данной связи, напомним хорошо известные слова священника Павла Флоренского о храмовом действе как синтезе искусств.

В современных исследованиях в качестве одного из ведущих и наиболее перспективных выделяется метод сопоставительного изучения гимнографии, иконографии, агиографии той или иной службы4. Однако, до сих пор в музыкальной медиевистике нет работы, в которой литургические песнопения рассматривались бы в контексте «целостного организма храмового действа», ибо, синтез церковных искусств, согласно о. Павлу Флоренскому, не ограничивается лишь сферой изобразительных искусств, искусства вокаль

4 См., например: Суровегина О. Н., Фаминцына Е. А. Опыт «взаимного изучения искусств» (на примере произведений древнерусского искусства, посвященных Артемию Веркольскому) [219]; Кручинина А. Н. Святой священномученик Григорий, епископ Великия Армении в христианской культурной традиции Древней Руси [117]; Коляда Е. Древнерусская гимнография и иконопись: некоторые общие закономерности формирования жанров [103]; Осокииа Е. Методологические проблемы соотношения гимнографиче-ских и агиографических произведений [164]; Чинякова Г. Единство словесного, живописного и музыкального образа в богослужении: на примере Службы всем святым, в земле Русской просиявшим, ХУ1-ХХ вв. [247] и др. ного и поэзии, но включает в себя также искусство огня, запаха, дыма, осязания, одежды, «своеобразную хореографию» священнослужителей [242, с. 209-210].

Настоящее диссертационное исследование представляет собой первый опыт, связанный с рассмотрением древнерусских песнопений в системе церковного ритуала.

Предметом исследования послужила служба Пятидесятницы, известная на Руси со времен принятия Христианства. Праздник Пятидесятницы — день Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на апостолов принадлежит к числу самых торжественных Двунадесятых праздников Русской Православной Церкви и является одним из самых любимых в русской народной культуре.

К рассмотрению особенностей чина Пятидесятницы обращались литургисты XIX-начала XX в. М. Н. Скабаллановичу принадлежит труд «Пятидесятница» [203], где представлена история праздника, охарактеризованы некоторые литургические особенности службы в соответствии с церковными Уставами (Великой Константинопольской церкви, Студийским, Иерусалимским), дано толкование и перевод на современный язык песнопений и чтений службы5. Трактовка поэтических текстов праздника содержится в отдельной работе П. П. Мироносицкого «Пятдесятницу празднуем: Тайна Пресвятой Троицы и Утешитель — Дух Святой в песнопениях недели Пятидесятницы» [145]. Более кратко, на уровне фиксации отличительных литургических особенностей, служба Пятидесятницы представлена в трудах, посвященных богослужению Православной церкви6.

Однако, музыкально-поэтические формы песнопений службы ранее не исследовались. Песнопения службы Пятидесятницы монодической традиции церковного пения XII-XVIII в. изучаются нами впервые.

Целью работы является многоуровневое исследование песнопений в системе церковного ритуала дня Пятидесятницы.

5 Отметим также работу M. Н. Скабаллановича, посвященную празднованию Пятидесятницы на Святой земле: «Святая земля в праздниках Православной церкви: День Св. Троицы и Св. Духа» [204]. К этой же теме обратился А. А. Дмитриевский в книге «Праздник Святой Троицы на Сионской горе и у дуба Мам-врийского в Хевроне» [70].

6 См.: Дмитриевский А. А. Богослужение в русской церкви в XVI веке [68]; Никольский К. Т. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви [158]; Нестеровский Е. Г. Литургика или наука о богослужении Православной церкви [152]; Лебедев П. Наука о богослужении Православной церкви [121]; Дебалъский Г. С. Дни богослужения православной кафолической восточной церкви [66]; Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике или наука о православном Богослужении [40]; Вышеславцев П. Ф. Дванадесятые праздники [39]; Лаврентьев Г. Дванадесятые праздники Православной церквн [67]; Георгиевский Г. П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве [42].

Поставленная цель обусловила структуру, содержание и методологию исследования, которое развивается по принципу постепенного погружения в материал — от выявления песнопений в рукописных источниках и рассмотрения истории формирования цикла песнопений праздника, к определению функции песнопений в системе службы и анализу средств художественной организации музыкально-поэтических текстов с точки зрения выражения в них сути празднуемых в день Пятидесятницы событий. В работе используются методы источниковедения, текстологии, музыкальной палеографии, литурги-ки, эортологии (изучение истории церковных праздников), филологии, музыковедения. Каждая из Глав содержит вступительный раздел, в котором определяется круг задач и обосновываются исследовательские подходы в их решении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Быкова, Ольга Павловна

Результаты исследования показали, что именно корпус стихир праздника претерпел ощутимые изменения. Как шел процесс его формирования — этому вопросу посвящен следующий раздел данной главы.

История формирования цикла стихир службы Как отмечалось в работе, манускрипты древнейшего периода отличаются несогласованностью и нестабильностью с точки зрения отражения состава и порядка исполнения стихир в богослужении дня Пятидесятницы. Сопоставление источников показывает, что только три микроцикла стихир из шести37 характеризуются наибольшей устойчивостью фиксации в списках Устава, Триоди и Триодного стихираря. Это — три самогласные стихиры 4 гласа на Хвалитех Утрени («Преславная днесь», «Дух Святый», «Дух Святый свет»); четыре самогласные стихиры 4 гласа на Господи воззвах Вечерни коленопреклонения («Некнигчия ученикы», «Языкы огнены», «Пятьдесятницю земльнороднии», «Преклоньше колене на землю»); три самогласные стихиры 3 гласа на стиховне Вечерни

36 См. например, РНБ, Кир -Бел. 640/897, Кир.-Бел. 601/858, Кир -Бел. 666/923, Кир.-Бел. 686/943, РГБ, Ф. 379, № 69.

37 Напомним, что в службе Пятидесятницы Студийским уставом предписывается исполнение шести микроциклов стихир. коленопреклонения («Ныне во знамение всем», «Ныне Утешительный Дух», «Ныне облачаются в державу»).

Остальные микроциклы стихир отличаются вариантностью записи, а самой подвижной оказывается группа стихир, не содержащихся в Уставе. Однако, несмотря на отсутствие ремарок, точно указывающих на их место в службе, проведя тщательный сопоставительный анализ источников, предположительно можно выявить разделы, в которые они включались, и отметить некоторые тенденции в формировании цикла стихир службы Пятидесятницы.

Так, на стиховне (по информации, содержащейся в списках Студийского устава),

38 исполнялась трижды самогласная стихира 7 гласа «Параклита имуще» — «на стиховне стихира едина еже глаголется тришды» (РНБ, Соф. 1136, л. 42). Следуя Уставу, данная стихира фиксируется в разделе на стиховне в рукописях ГИМ, Воскрес. 27, РНБ, Соф. 96, Соф. 97. При этом пять манускриптов — ГИМ, Усп. 8, РНБ, Соф. 85, Соф. 110, РГАДА, Ф. 381, № 138 и Хиландарский стихирарь — кроме отмеченного песнопения содержат еще по две стихиры 7 гласа: «Параклита Духа Святаго» и «Просвяти души наша». Если в рукописях Усп. 8 и Ф. 381, № 138 дополнительные песнопения 7 гласа зафиксированы отдельно от «Параклита имуще» (среди стихир, исполнение которых не предписывается Уставом), то в Хиландарском стихираре, Соф. 85 и Соф. 110 они следуют непосредственно за «уставной». При этом образуется микроцикл, состоящий из трех стихир: «Параклита имуще», «Параклита Духа Святаго» и «Просвяти души наша». Взаимосвязь данных стихир и возможное их исполнение в рамках одного микроцикла подтверждается также и на уровне анализа их нотации — две последующие стихиры написаны по образцу первой, значащейся в списках Студийского устава.

Данный пример показывает, что расширение круга стихир не было спонтанным, но согласовывалось с уставными нормами. Повторение одной стихиры на стиховне давало возможность, «расцвечивания» этого раздела службы.

Аналогичная тенденция выявляется при рассмотрении еще одной особенности службы.

Согласно отражению чинопоследования службы Пятидесятницы в списках Студийского устава, только три микроцикла стихир из шести завершаются «специальной» стихирой на Слава, и ныне: на стиховне Вечерни, на Господи воззвах и на стиховне Вечерни коленопреклонения. В обоих случаях, на стиховне это — самогласная стихира 6 гласа «Царю небесный», на Господи воззвах — самогласная стихира 4 гласа «Преклоньше ко

38 В некоторых списках — «Утешителя имуще». лене на землю». В остальных трех — на Господи воззвах Вечерни, на Хвалитех и на сти

39 ховне Утрени — функцию славника выполняет первая стихира микроцикла .

Вместе с тем, в группе песнопений, отсутствующих в Уставе и фиксируемых только в списках Триоди и Триодного стихираря, значатся три самогласные стихиры 8 гласа «Егда Духа Своего послал», «Приидите людие» и «Язьщы иногда смесишася»40

Назначение стихиры «Егда Духа Своего послал» в службе Пятидесятницы не вызывает сомнений. Она могла исполняться на Слава, и ныне в разделе на стиховне Утрени, то есть в том разделе, который, согласно Уставу, не имел самостоятельного славника. С ремаркой «на Слава, и ныне» после стихир 1 гласа на стиховне это песнопение записано в рукописи РНБ, Соф. 85. Такое же место отведено ему в ГИМ, Воскр. 27 и в Хиландар-ском стихираре, но без ремарки.

Точное назначение остальных двух стихир 8 гласа «Языцы иногда смесишася» и «Приидите людие» в службе Пятидесятницы Х11-Х1У в. установить не удалось. Однако, можно предположить, что и они исполнялись в качестве славников. Анализ графики^ рос-певов данных стихир показывает, что по наличию сложных знаков и фитных начертаний они отличаются от остальных стихир службы равно, как и «уставной» славник «Царю небесный».

Относительно других стихир, отсутствующих в Студийском уставе и значащихся только в списках Триоди и Триодного стихираря, можно отметить следующее.

Восемь стихир имеют единичный характер фиксации41. Установить их точное место в чинопоследовании пока не представляется возможным.

В отличие от них, самогласные стихиры 2 гласа («Видехом Свет», «Во дворех Твоих», «Во дворех Твоих Господи», «Троицю единосущную») выделяются относительным постоянством записи. Будучи не представленными в Студийском уставе, они значатся как в Триодях, так и Триодных стихирарях (всего 7 рукописей). Каждый из списков предла

39 Например, список Студийского устава РНБ, Соф. 1136, л. 42: «По пении Блажен муж уставляют стихов 9 и поют ся стихира 3 потришды глас 6 «Не разумеюще языцы Господи», «Господи Святаго Духа пришествие», «В пророцех възвесгил еси». Слава и ныне первую».

40 Стихира «Егда Духа Своего послал» содержится в рукописях ГИМ, Усп. 8, Воскрес. 27, РНБ, Соф. 96, Соф. 85 и Хиландарском стихираре; «Приидите людие» —ГИМ, Усп. 8, Воскрес. 27, РНБ, Соф. 85; «Языцы иногда смесишася» — в списках ГИМ, Усп. 8, РНБ, Соф. 85.

41 Самогласные стихиры 7 гласа «Славное духовное пришествие», «Сшествие Духа» и три стихиры 3 гласа «Еже Дух Пресвятый», «Духа Пресвятаго», «Глаголан во пророцех» на подобен «Тридневен» содержатся в Триоди РГАДА, Ф. 381, № 138. Три стихиры 8 гласа на подобен «Мучиницы твои Господи» — в Триоди Моисея Киянина (РГАДА, Ф. 381, № 137). Хотя последние сопровождаются указанием «на стиховне», вопрос — какоадменно из разделов стиховны отмечен в данном случае — остается открытым. гает свой индивидуальный порядок их фиксации. Но, все же, отмечается тенденция к объединению их в одну группу42.

Стихиры 2 гласа содержатся в Триодном стихираре РГАДА, Ф. 381, № 148, где, как отмечалось выше, песнопения службы Пятидесятницы располагаются в соответствии с их гласовой принадлежностью. В результате такой расстановки, здесь образовалась группа из пяти стихир 2 гласа: четыре стихиры, отсутствующие в Уставе, соединяются со стихирой 2 гласа «Во пророцех возвестил», которая исполняется на Вечерне со стихирами 6 гласа в разделе на Господи воззвах.

В свою очередь, расположение стихир по гласам обусловило также образование группы песнопений 6 гласа: стихиры на Господи воззвах Вечерни «Не разумеюще язы-цы» и «Господи Святаго Духа» объединились со славником «Царю небесный».

Расформирование полигласового микроцикла на Господи воззвах и объединение «разрозненных» стихир 2 и 6 гласа в две однородные гласовые группы, представленные в Триодном стихираре РГАДА, Ф. 381, № 148, вовсе не является доказательством того, что именно в таком порядке могли исполнятся данные стихиры в чинопоследовании службы. Это явление можно было бы рассматривать как случайно возникшее вследствие расположения песнопений по гласовому признаку. Однако, группы стихир 2 и 6 гласов представлены еще в двух источниках, для которых гласовый принцип расположения песнопений не является ведущим.

Так, в Хиландарском стихираре вместо типичного микроцикла, открывающего службу Пятидесятницы и состоящего их двух стихир 6 гласа и одной 2 гласа, помещаются три стихиры 6 гласа: «Не разумеюще языцы», «Господи Святаго Духа пришествие» и «Царю небесный», а стихира «Во пророцех возвестил» присоединяется к остальным четырем песнопениям второго гласа, отсутствующим в Уставе. Подряд три стихиры 6 гласа изложены и в Триоди Моисея Киянина (Ф. 381, № 137).

Таким образом, в рукописных источниках отмечается не только «собирание» четырех стихир 2 гласа в одну группу, но и присоединение их к «уставной» стихире этого же гласа. В свою очередь, это отразилась на порядке фиксации стихир 6 гласа, которые также объединились в одну группу. Однако, вопрос — в каком именно разделе службы исполнялись сформированные группы стихир — остается открытым. Вместе с тем, извест

42 В рукописи РНБ, Соф. 96 представлена 1 стихира 2 гласа («Во дворех Твоих»); в ГИМ, Воскрес. 27 — две («Видехом свет» и «Во дворах Твоих»); р РНБ, £оф. 97 — три (без «Во дворех Твоих Господи»). Четыре стихиры 2 гласа содержатся в списках РГАДА, Ф- 381, № 138, РНБ, Соф. 85, ГИМ, Усц. 8, Хиландарском стихираре. но, что отмеченные стихиры 2 гласа исполнялись на Господи воззвах Вечерни коленопреклонения, согласно Уставу Константинопольского Евергетидского монастыря [203, с. 167]. Примечательно, что в Соф. 84 в данном разделе нет «студийских» стихир 4 гласа, но значатся именно эти стихиры 2 гласа.

Итак, основываясь на результатах сопоставительного изучения рукописных источников Х11-Х1У в., можно констатировать, что единой нормы в исполнении стихир службы Пятидесятницы, с точки зрения состава и порядка их следования, не существовало. Сложившаяся ситуация могла соответствовать объективным процессам, проходившим в богослужении этого времени. Как отмечает Е. Э. Слива: «В Русской Церкви в отношении богослужения от момента крещения Руси вплоть до XVII в. сохранялся известный плюрализм [курсив мой — О. Я], что нашло отражение в древнерусских богослужебных книгах, относящихся к многочисленным редакциям разных уставов. Соборно-приходские и монастырские уставы оказывали взаимное влияние друг на друга, что приводило к появлению новых редакций» [207, с. 136].

Вместе с тем, нестабильность состава песнопений в древнейших списках Триоди и Триодного Стихираря могла быть связана с переводческой деятельностью. Как отмечает М. А. Момина: «Славянам попадали греческие списки, отличающиеся составом, расположением песнопений, чтениями, и новый славянский список оказывался копией греческого. Очевидно, песнопения, которые уже были в славянском списке, лежащем перед справщиком, переносились с некоторыми поправками, а то и без поправок, в новый список, а другие, отсутствующие в славянском, тут же переводились» [146, с. 27].

Н. В. Заболотная объясняет «избыточное» число песнопений в древнейших певческих рукописях тем, что функция Стихирарей состоит не только «в использовании за богослужением, но и в том, чтобы сохранить (для сведения, ради примера) наиболее ценные образцы из круга певческой гимнографии, известной мастерам-распевщикам, и воспользоваться ими как основой при сверке и редактировании напевов, для распевания новых текстов» [79, с. 64].

С другой стороны, не следует упускать из виду, что реальное совершение богослужения могло отличаться от уставных предписаний. И. А. Карабинов охарактеризовал «действительное положение вещей с церковным уставом» следующим образом: «имеется номинальная норма [курсив мой — О. Б.] богослужения — Типик, фактически являющаяся идеалом, — настоящая же норма [курсив мой — О. Б. ] определяется или обычаем, или же усмотрением совершителей богослужения, нередко по субъективным основаниям, или даже по случайным обстоятельствам.» [95, с. 2].

Возможно, древнейшие списки Триоди и Триодного Стихираря (кроме прочего) сохранили эту «настоящую норму»43 богослужения дня Пятидесятницы. Вероятно, каждый из них мог отразить характерные особенности состава песнопений и порядка их исполнения, складывающиеся в конкретном монастыре или соборе.

Однако, в связи с целью данной Главы, которая заключается в изучении истории формирования цикла песнопений службы Пятидесятницы на протяжении XII-XVTIT в., важно не столько выявление и подробное рассмотрение каждого варианта в отдельности, сколько показать основные тенденции и преемственность последующих служебных правил в исполнении песнопений по отношению к предшествующим.

Итак, в древнейший период при опоре на уставную традицию Триоди и Триодные стихирари отразили тенденции введения в чинопоследование самостоятельных стихир-славников, формирования новых групп стихир (стихиры 2 гласа), изменения в порядке исполнения стихир, сложившемся в рамках Устава. Данные тенденции получили свое завершение с принятием Иерусалимского устава в XV в.

Три стихиры 8 гласа «Приидите людие», «Егда Духа Твоего», «Языцы иногда сме-сишася», которые предположительно могли играть роль славников в службе Пятидесятницы XII-XIV в., начиная с XV в., закрепляют свое положение и фиксируются в рукописных источниках как славники в разделах на Господи воззвах Великой вечерни и стиховне Вечерни коленопреклонения («Приидите людие), на Литии («Егда Духа Твоего) и на стиховне Великой вечерни («Языцы иногда смесишася»),

В состав микроцикла на Господи воззвах, согласно Иерусалимскому уставу, вошли именно те пять стихир 2 гласа — «Во пророцех возвестил еси», из раздела на Господи воззвах Вечерни и четыре стихиры 2 гласа, не значащиеся в Студийском уставе, объединение в единую группу которых отмечалось в древнейших списках.

В свою очередь, три стихиры 6 гласа — две из раздела на Господи воззвах Вечерни и славник «Царю небесный» — стали исполняться на стиховне Великой вечерни. При этом, песнопение «Царю небесный», получив новое назначение (одна из стихир на стиховне), не утратил своей изначальной функции славника. Более того, если в службе Пятидесятницы по Студийскому уставу он исполнялся дважды (на Слава, и ныне на стихов

43 Отметим, что в Триодном стихираре, как показано в работе Н. В. Грузинцевой, нередко встречаются пометки «А си кроме устава», «Кроме устава». Например ремарка в рукописи ГИМ, Син. 278, л. 63 об. о времени исполнения стихиры 6 недели поста «Душеполезную свершивше четверодесятницю»: «А сю стихиру петь любо вечер, любо заутра». По мнению автора, здесь проявляются различия между Уставом и реальной литургической практикой [55, с. 56]. Однако, непосредственно в разделе службы Пятидесятницы, согласно нашему исследованию, подобных ремарок не выявлено. не Вечерни и Вечерни коленопреклонения), то, согласно Иерусалимскому уставу, — в два раза больше: в составе микроцикла на стиховне Великой вечерни, по 50-м псалме и в качестве славника на Хвалитех Утрени и на Господи воззвах Вечерни коленопреклонения.

С принятием Иерусалимского устава был упразднен раздел на стиховне Утрени. Вместе с тем, его самогласные стихиры 1 гласа не вышли из употребления, но были введены в микроцикл на Господи воззвах Великой вечерни. Интересно, что с ремаркой «на Господи воззвах» эти песнопения уже были представлены в одном списке древнейшего периода — РГАДА, Ф. 381, № 137.

Два микроцикла стихир — самогласные стихиры 4 гласа на Хвалитех Утрени и 3 гласа на стиховне Вечерни коленопреклонения, отличавшиеся стабильностью фиксации в древнейших источниках, сохранили свои прежние места в службе Пятидесятницы по Иерусалимскому уставу. При этом, стихиры 4 гласа стали исполняться в чинопоследовании еще два раза — в нововведенном разделе Литии и, заменив изначальные стихиры, на Господи воззвах Вечерни коленопреклонения.

Таким образом, все стихиры Великой вечерни, Утрени и Вечерни коленопреклонения, вошедшие в службу Пятидесятницы Иерусалимского устава, уже были известны по древнейшим рукописным источникам. Более того, образовавшийся с принятием Иерусалимского устава цикл стихир явился своеобразным итогом поиска состава стихир и их последования, отмечавшегося в рукописных источниках на протяжении ХП-ХГУ в.

Исключение составляет Малая вечерня, отсутствующая в богослужении по Студийскому уставу. Из восьми стихир, которые содержит данная часть службы, только одно песнопение — стихира 7 гласа «Параклита имуще» — вошло в ее состав из студийской богослужебной практики и получило функцию славника на Господи воззвах. Остальные семь стихир (три на Господи воззвах и четыре, включая славник, на стиховне) появляются в чинопоследовании службы Пятидесятницы с принятием Иерусалимского устава.

В таком составе цикл стихир службы Пятидесятницы сохранялся до середины ХУЛ в.

В процессе церковных реформ середины ХУЛ в. существенной правке подвергс* корпус стихир Малой вечерни. Все первоначальные стихиры этой части службы были изъяты, а их место заняли стихиры из раздела на Господи воззвах Великой вечерни. Второе изменение коснулось состава стихир Литии. Вместо трех стихир 4 гласа сюда вошлн три стихиры 2 гласа из микроцикла на Господи воззвах Великой вечерни.

В остальном, пореформенный состав стихир службы Пятидесятницы соответствует изначально сложившемуся в рамках Иерусалимского устава.

Итак, в рукописных источниках ХИ-ХУ1П в. выявлено в сумме 43 стихиры44. Из них 14 песнопений известны только по спискам древнейшего периода, семь — только по спискам XV- первой половины XVII в.; 20 — сохранялись в составе службы Пятидесятницы на протяжении всех веков. Формирование цикла стихир каждого последующего периода отталкивалось от сложившихся традиций предыдущего.

Изменения в порядке исполнения стихир, упразднение или введение отдельных групп стихир, замена одних песнопений на другие — все это оказывается в неразрывной связи с уровнем музыкальной организации службы Пятидесятницы.

Гласовая организация службы

В службе Пятидесятницы ХП-Х1У в. звучали песнопения семи гласов — всех, кроме пятого. При этом, для стихир оказываются характерны 1, 2, 3,4, 6 и 7 гласы, тропарь и кондак роспеты в рамках 8 гласа, каноны — 7 и 4 гласов, седальны — 4 гласа. В процессе реформ, сложилось последование гласов (см. Схему на следующей странице), в котором песнопения 2, 4, и 6 гласов45 составляют основу. Стихиры нечетных гласов — 1 и 3 — обрамляют чинопоследование службы. Отметим, что стихиры 3 гласа на стиховне Вечерни коленопреклонения (нижняя граница этого обрамления) никогда не изменяли своего места в службе, а изначальные стихиры Малой вечерни 1 гласа были заменены (в процессе церковных реформ середины XVII в.) на стихиры Великой вечерни, но также 1 гласа. Последнее замечание оказывается справедливым для стихир на стиховне Малой вечерни (2 гласа) и на Господи воззвах Вечерни коленопреклонения (4 гласа). Это может служить свидетельством того, что перестановки песнопений шли не без учета их гласо-вой принадлежности.

Как было показано выше, стихир 8 гласа в списках Студийского устава не значится. Вместе с тем, предположительные стихиры славники, фиксируемые только в йотированных источниках ХН-ХГ/ в., относятся именно к 8 гласу. Вероятно не случайно, возникнув в древнейший период, они прочно укоренились в качестве славников в чинопоследова-нии в дальнейшем. Завершая микроциклы стихир на Господи воззвах и стиховне Малой и Великой вечерни, на Литии Великой вечерни и стиховне Вечерни коленопреклонения,

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Быкова, Ольга Павловна, 2001 год

1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Наука, 1977. — 320 с.

2. Аверинцев С. С. У истоков поэтической образности византийского искусства // Древнерусское искусство: К проблеме атрибуции. — М.: Наука, 1977. С. 421-454.

3. Алексеева Г. В. Древнерусское певческое искусство: Музыкальная организация знаменного распева. — Владивосток: изд-во ДВГУ, 1982. —177 с.

4. АчпатовМ. В. Андрей Рублев. Около 1370-1430. — М., Изобразит, иск., 1972. — 205 с.

5. Андрей Рублев и его эпоха. Сб. статей / Под. ред. М. В. Алпатова. — М.: Искусство, 1971.

6. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII веков. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1998.

7. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. — СПб: Наука, 1993. — 237,3.с.

8. Барт P. S/Z. — М., 1994. — 232 с.

9. Безуглова И. Ф. «Достойно есть» Опекаловского роспева /7 ТОДРЛ. — Л.: Наука. Т. 36.1. С. 308-319.

10. Безуглова И. Ф. Каноническое и индивидуальное в творчестве роспевщиков XVII в. (опекаловский роспев): Автореф. дис. канд. искусствоведения. — Л., 1982.

11. Безугчова И. Ф. Музыкальная деятельность соловецких иноков (по певческим рукописям Соловецкого собрания) // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры: Сб. научных трудов. —Л., 1990. — С. 39-50

12. Безуглова И. Ф. Этикетность в древнерусском певческом искусстве (На материале стихиры на целование плащаницы) // Древнерусская литература: Источниковедения.1. Л., 1984. — С. 215-221.

13. Белоненко А. С. История отечественной мысли о древнерусском певческом искусстве. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Л., 1982.

14. Бернштам Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве.— СПб., 2000. — 400 с.

15. Бессонов П. П. Судьба нотных певческих книг // Православное обозрение. — М., 1864. Май. — С. 28-53. Июнь. — С. 92-130.

16. Богомолова М. В. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. —М., 1983.

17. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки по рукописным материалам ХУ-ХУШ в. — Л.: Музыка, 1972— 423 с.

18. Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева /Общ. ред. Н. С. Серегиной и А. Н. Крюкова. Вступ. статья Н. С. Серегиной. — Л.: Музыка, 1984. — 302 с.

19. Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. — Л.: Музыка, 1975. — 120 с.

20. Брюсова В. Г. Андрей Рублев и московская школа живописи. — М.: Русскш мфъ, Вече. АО «Московские учебники», 1998. — 122 е.: ил.

21. Буганов В. И. Разрядные книги последней четверти XV начала XVII в. — М., 1962. — 263 с.

22. Будшович А. С. XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе по рукописи Импер. публ. библ. XI века. Критико-палеографический труд. — СПб., 1875. — XII, 285 с.

23. Булгаков Г. Теория православно-христианской пастырской проповеди (этика гомилии). Очерк систематического курса. — Курск, 1916. — XVIII, 168 с.

24. Бурилина Е. Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии ХУГХУП вв. (на материале певческой рукописной книги «Обиход»): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Л., 1984.

25. Былинин В. К. К проблеме стиха славянской гимнографии (Х-ХШ вв.) // X Международный съезд славистов (София, сентябрь 1988): Доклады советской делегации. / Ред. Николаев П. А. — М.: Наука, 1988. — С. 33-51.

26. Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. — М., 1987. — 287 с.

27. Вагнер Г. К., Владьшевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. — М.: Искусство, 1993. — 255 с.

28. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1-3. — М.: Музыка, 1972-1978.

29. Вениамин (Краенопевков), архиепископ. Новая Скрижаль или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. 3-е изд. — СПб., 1899.

30. Верещагин Е. М. История возникновения древнего общеславянского литературного языка. Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. — М.: Мартис, 1997.—315 с.

31. Верещагин Е. М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические разыскания. — М.: Индрик, 2001. — 608 с.

32. Вилинбахова Т. Б. Икона XVI в. «Троица в деяниях» и ее литературная основа // ТОДРЛ. — Л.: Наука, 1985. Т. 38. — С. 126-137.

33. Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Автореф. дис. канд. искусствоведения. —М., 1976.

34. Вознесенский И. И. Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви. Вып.1—3. —Киев, 1888-1893.

35. Всенощное Бдение. Литургия. —М.: Моск. патриархии, 1982. — 94 с.

36. Выходы государей царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, Вся Руси Самодержцев (с 1632 по 1682 год) / Предисл. П. М. Строева. — М., 1844. — VIII, 700, 114 с.

37. Вышеслав1(ев П. Ф. Дванадесятые праздники. — СПб., 1885. — V, 172 с.

38. Гавриил, архимандрит. Руководство по литургике или наука о православном Богослужении. — Тверь, 1886. — 582 , VIII с.

39. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Сущность. Система. История. — Сергиев Посад, 1998. Т. 1,2.

40. Ггоргиевский Г. П. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. Изд. 4-е. — СПб., 1903,— 363 с.

41. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века. Встреча двух эпох. — М.: Музыка, 1994. — 126 с.

42. Герцман Е. В. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. Каталог. Т. 1: Российская национальная библиотека. — СПб.: Глаголъ, 1996. — 736 с.

43. Главнейшие праздники Православной Церкви. Изд. 3-е. — СПБ., 1872. — 70 с.

44. Говоров А. В. Св. Григорий Богослов как христианский поэт. — Казань, 1886. — 319, XII с.

45. Голубцов А. П. Соборные чиновники и особенности службы по ним. — М., 1907. Ч. 1. — V,262 с.

46. Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора и Выходы патриарха Никона,—М., 1908.

47. Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. — М., 1899.

48. Голубцов А. П. Чиновники Холмогорского Преображенского собора —М., 1903.

49. Григорий Богослов святитель, архиепископ Константинопольский. Собрание творений: В 2-х т.: Перевод. — Сергиев Посад, 1994.

50. Григорий (Круг), инок. День Святой Троицы. Пятидесятница // Православная икона. Канон и стиль: К Богословскому рассмотрению образа / Сост. А. Стрижев. — М.: Православный паломник, Глаголы жизни, 1998. — С. 415-424.

51. Григорий (Круг), инок. Мысли о Святой Троице // Православная икона. Канон и стиль: К Богословскому рассмотрению образа / Сост. А. Стрижев. — М.: Православный паломник, Глаголы жизни, 1998. — С. 269-280.

52. Григорий (Круг), инок. О Двунадесятых праздниках // Православная икона. Канон и стиль: К Богословскому рассмотрению образа / Сост. А. Стрижев. — М.: Православный паломник, Глаголы жизни, 1998. — С. 413-415.

53. Грузинцева Н. В. Стихиры-самогласны Триодного стихираря в древнерусской рукописной традиции Х11-ХУ11 веков. Дис. . канд. искусствоведения. —Л, 1990.

54. Гусейнова 3. М. «А сие в Кирилове монастыре поют.» (О певческом репертуаре Ки-рилло-Белозерского монастыря XVII века) // Петербургский музыкальный архив: Сборник статей и материалов. — СПб.: Канон, 1998. Вып. 2 — С. 24-42.

55. Гусейнова 3. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства // Источниковедение литературы Древней Руси. — Л., 1980. — С. 197-203.

56. Гусейнова 3. М. Жанр Блаженн в церковно-певческом искусстве //Рукописные памятники: Публикации и исследования. — СПб., 1997. Вып. 4. — С. 193-214.

57. Гусейнова 3. М. Особенности описания древнерусских котированных рукописей XV-XVII веков // Петербургский музыкальный архив: Сборник статей и материалов. — СПб.: Канон, 1997. Вып. 1 — С.55-59.

58. Гусейнова 3. М. «Путные тайны» азбуки Христофора // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры: Сб. научных трудов. — Л., 1990. — С. 51-71.

59. Гусейнова 3. М. Русские музыкальные азбуки 15-16 веков: Учебное пособие. — СПб., 1999. — 123 с.

60. Гусейнова 3. М. Фитник Федора Крестьянина. — СПб., 2001.— 188 с.

61. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, 1978-1980.Т. 1-4.

62. Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные П-м отделением собственной Его императорского величества канцелярии. — СПб., 1850. Т. 1 (1612-1628); 1851. Т. 2 (1628-1645); 1852. Т. 3 (1645-1676).

63. Дебольский Г. С. Дни богослужения православной кафолической восточной церкви. Изд. 9-е. — СПб., 1894. Т. 1- 2. — VI,664, 334 с.

64. День св. Троицы (Пятидесятницы) и Сошествие св. Духа // Лаврентьев Г. Дванадесятые праздники Православной церкви. — СПб, 1862. Раздел X. — С. 3-8

65. Длштриевский А. А. Богослужение в русской церкви в XVI веке. —Казань, 1884. Ч. 1.

66. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1 Ч. 1: Памятники патриарших уставов и ктиторские монастырские Типиконы. —Киев, 1895.

67. Дмитриевский А. А. Праздник святой Троицы на Сионской горе и у дуба Мамврий-ского в Хевроне. — СПб., 1913. — 43 с.

68. Дмитриевский А. А. Служебник — книга таинственная (По поводу суждений о ней в новейшей художественной литературе). — Киев, 1913. — 2., 42 с.

69. Дмитриевский А. А. Триодь постная — училище благочестия (О посте). — Киев, 1904.2., 49 с.

70. Дмитриевский А. А. Триодь цветная — песнь всепрощающей любви. — СПб., 1913,23 с.

71. Дмитриевский А. А. Церковные торжества в дни великих праздников на православном Востоке. С русскими паломниками по Святой земле и на Афонской горе: Очерки, заметки, наблюдения и впечатления. — СПБ., 1909 1920. Ч. 1-2.

72. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией. — СПб., 1855. Т. 5. — VII, 510, 10, 7.

73. Дьяченко Г., протоиерей. Полный церковно-славянский словарь: Репринт, воспроизв. изд. 1900 г. — М., Моск. патриархии, 1993. — XXXVIII, 1122 с.

74. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. Изд. 2-е с доп. — М., 1872. Ч. 1.

75. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси Х1-Х1У веков: Основные типы книг в историко-функциональном аспекте. Исследование / РАМ им. Гнеси-ных.—М., 2001, —252 с.

76. Захарьина Н. Б. Интонационный словарь и композиция песнопений-осмогласников знаменного роспева. Дис. канд. искусствоведения. — СПб., 1992.

77. Захарьина Н. Б. Нотные издания св. Синода 1772 года (к проблеме соотношения рукописной и печатной традиции) // Петербургский музыкальный архив: Сборник статей и материалов. — СПб.: Канон, 1997. Вып. 1 — С.68-72.

78. Зверева Г. С. Материалы к биографии и творческой деятельности Ивана Лукошки // ТОДРЛ. — Л.: Наука, 1983. Т. 37. — С. 334-340.

79. Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в ХУТ-ХУП веках: Сводный каталог /Под. ред. Н. П. Киселева. — М., 1958. — 152 с.

80. Игнатьев А. А. Богослужебное пение русской церкви с конца XVI до начала ХУП1 века. —Казань, 1916.

81. Иосиф Волоцкий, преподобный. Царский и ангельский образ живоначальной Троицы // Православная икона. Канон и стиль: К Богословскому рассмотрению образа / Сост. А. Стрижев. — М.: Православный паломник, Глаголы жизни, 1998. — С. 267-268.

82. История русской музыки: Древняя Русь Х1-ХУ11 вв. / Ю. В. Келдыш. — М.: Музыка, 1983. Т. 1, — 383 с.

83. Ищенко Д. С. Старейший русский список студийского устава (палеографическое описание) // Исследования источников по истории русского языка и письменности. — М., 1966. — С. 140-161.

84. Ищенко Д. С. Церковные и монастырские уставы // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. — М., 1976. Вып. 2. Ч. 2,—С. 305-313.

85. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Изд. 2-е. — Сергиев Посад, 1913. — XVIII, 271 с.

86. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. — Сергиев Посад, 1909-1912. Т. 1-2.

87. Каптерев Н. Ф. Царь и церковные московские соборы ХУ1-ХУ11 столетий. — Сергиев Посад, 1906. — 121 с.

88. Карабинов И. А. Отзыв о труде протоиерея М. Лисицына: «Первоначальный славянорусский типикон. Историко-археологическое исследование. С приложением 45 фототипических снимков», СПб., 1911. — Пг., 1916. — С. 312-368.

89. Карабинов И. А. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. — СПб., 1910. —X, 294 с.

90. Карабинов И. А. Студийский типик в связи с вопросом о реформе нашего богослужебного устава. — Пг., 1915. — 12 с.

91. КарташевА. В. Очерки по истории русской церкви. — М.: Терра, 1992. Т. 1-2.

92. Квятковский А. Поэтический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 375 с.

93. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика: гимнография и эортология. — М., 1999. — 151с. (Богословская библиотека. Кн. 5).

94. Кириллин В. М. Символика чисел в литературе древней Руси (Х1-ХУ1 века). — СПб.: Алетейя, 2000. — 320 с.

95. Киселева М. С. Учение книжное: Текст и контекст древнерусской книжности. — М.: Индрик, 2000. — 256 е., 9 ил.

96. Колесов В. В. Средневековый текст как единство поэтических средств языка // ТОДРЛ. — СПб.: Наука, 1997. Т. 50 — С. 92-98.

97. Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. — Л., 1989. — 296 с.

98. Коляда Е. Древнерусская гимнография и иконопись: некоторые общие закономерности формирования жанров // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. Материалы междунар. конф. 1991-1994 гг. — М., 1994. — С. 34-44.

99. Кравченко С. П. Фиты знаменного роспева (на материале певческой книги «Праздники»): Дис. . канд. искусствоведения. —Л., 1981.

100. Краткая литературная энциклопедия. /Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энциклопедия, 1962-1978. Т. 1-9.

101. Краткий церковно-богослужебный словарь. — М.: Подворье Троице-Сергиевой лавры, 1997. — 317 с.

102. Кручинина А. Н. К проблеме текстологического изучения древнерусского монодий-ного цикла // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII-XVIII веков): Сб. науч. трудов. — Л., 1983. — С. 47-78.

103. Кручинина А. Н. Музыкально-поэтическая организация песнопения русскому святому // Музыкальное приношение: Сб. ст. к 75-летию Е. А. Ручьевской. — СПб., 1998. -С.

104. Кручинина А. Н. О композиционных закономерностях древнерусского чинопоследо-вания // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Поэтика древнерусского певческого искусства. Сб. научн. трудов. — СПб., 1992. — С. 11-40.

105. М.Кручинина А. Н. Опыт анализа древнерусского музыкально-поэтического текста (Тропарь «Егда славнии ученицы») // Ценностный мир культуры. — СПб., 1995. — С. 104-127.

106. Кручинина А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в музыкально-теоретических руководствах конца XV- середины XVII века // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. — М., 1979. — С.

107. Кручинина А. Н. Певческие рукописи из Софийского собрания ГПБ // Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. — Л., 1979. — 24 с.

108. Кручинина А. Н. Песнопения в честь преподобного Кирилла в рукописной традиции Кирилло-Белозерского монастыря // Петербургский музыкальный архив: Сборник статей и материалов. — СПб.: Канон, 1997. Вып. 1 — С. 60-67.

109. Кручинина А. Н. Песнопения царевичу Димитрию в русской певческой традиции XVII- начала XIX в. // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всерос. науч. конф. — Новосибирск, 1999—С. 201-213.

110. Кручинина А. Н. Святой священномученик Григорий, епископ Великия Армении в христианской культурной традиции Древней Руси // Петербургский музыкальный архив: Сборник статей и материалов. — СПб.: Канон, 1999. Вып. 3. — С. 141-152.

111. Кручинина А. Н. Служба преподобному Мартиниану Белозерскому в рукописях XVI-XVII веков // Петербургский музыкальный архив: Сборник статей и материалов. — СПб.: Канон, 1998. Вып. 2. — С. 12-23.

112. Куприянов И. Обозрение пергаменных рукописей Новгородской Софийской библиотеки,—СПб., 1957.

113. Лаурина В. К. Две иконы «Троицы ветхозаветной» Русского музея и их литературная основа // ТОДРЛ. — Л.: Наука, 1985. Т. 38. — С. 109-125.

114. Лебедев П. Наука о богослужении Православной церкви. В 2-х ч. Изд. 3-е. — М., 1890. Ч. 2

115. Лисицын М. А. Первоначальный славяно-русский Типикон: Историко-археологическое исследование. — СПб., 1911. — 4., XV, 387 с.

116. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. — М„ Л., 1972, — 172 с.

117. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М.: Наука, 1979. — 352 с.

118. Лихачев Д. С. Текстология: На материале русской литературы X-XVII веков. Изд. 2-е. — Л.: Наука, 1983. — 639 с.

119. Лозовая И. Е. Знаменный распев и русская народная песня (О самобытных чертах столпового знаменного распева) // Русская хоровая музыка XVI-XVTI веков. Сб. трудов. Вып. 83. — М., 1986. — С. 26-45.

120. Лозовая И. Е. О принципах формообразования а средневековой европейской монодии: византийской, григорианской и древнерусской певческих культурах // Из истории форм и жанров вокальной музыки. — М.: Музыка., 1982. — С. 3- 21.

121. Лозовая И. Е. Проблемы певческого исполнения канона в эпоху Домонгольской Руси // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика. Материалы междунар. конф. 1991-1994 гг. — М., 1994. — С. 79-90.

122. Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. — Киев, 1987.

123. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. — Л.: Просвещение, 1972. — 270 с.

124. Лотман Ю. М Структура художественного текста. — М.: Искусство, 1970. — 384 с.

125. Макарий (Булгаков М. П.) История русской церкви. — М.: Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1994-1996. Кн. 1-7.

126. Макарий (Булгаков М. П.) Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов. — М., 1881. — 2., 116 с.

127. Макаровская М. В. Категории пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного распева (на материале нотированной службы литургии св. Иоанна Златоустого XVT-XX в.). Автореф. дис. . канд. искусствоведения. —М., 2000.

128. Мансветов И. Д. Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк истории книжной справы в XVII столетии. — М., 1884. — 2., 48 с.

129. Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги: Материал для истории книжной справы в XVII столетии (По бумагам архива Типографской библиотеки в Москве). —М., 1883. — 2., 61 с.

130. Мансветов И. Д. Митрополит Киприан в его литургической деятельности: Историко-литургическое исследование. — М., 1882. — IV, 204, XXXVIII с.

131. Мансветов И. Д. Студийский монастырь и его церковно-служебные порядки. — М., 1884, —78 с.

132. Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях славянских. — М., 1884.— 99 с.

133. Мансветов И. Д. Церковный Устав (Типик): Его образование и судьба в греческой и русской Церкви. — М., 1885. — IV, 449 с.

134. Матхаузерова С. Древнерусские теории искусства слова. — Прага, 1976.

135. Металлов В. М. Азбука крюкового пения: Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного распева периода киноварных помет. —М., 1899. —

136. Металлов В. М. Богослужебное пение русской церкви: Период домонгольский. — М„ 1908. Т. 1-2.

137. Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России: Репринт, воспроизв. изд. 1915 г. — Сергиев Посад, 1995. — 150 с.

138. Мироносш(кий П. П. Пятдесятницу празднуем: Тайна Пресвятой Троицы и Утешитель — Дух Святой в песнопениях недели Пятидесятницы. — СПб., 1913. — XVI, 64 с. (Толковое богослужение. Кн. 2).

139. Момина М. А. Вопросы классификации славянской Триоди // ТОДРЛ — Л.: Наука, 1983. Т. 37—С. 25-38.

140. Момина М. А. Постная и Цветная Триоди // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. — М., 1976. Вып. 2. Ч. 2. — С. 389-419.

141. Момина М. А. Проблема правки славянских богослужебных гимнографических книг на Руси в XI в. // ТОДРЛ — Л.: Наука, 1992. Т. 45. — с. 200-219.

142. Момина M. А., Шварц Е. М. Рукописный прототип старопечатных московских Триодей XVI в. // Древнерусская литература: Источниковедение. — Л.: Наука, 1980. — С. 181-190.

143. Музыкальная эстетика России XI-XVÏÏI веков / Сост. текстов, переводы и общ. вступ. статья А. И. Рогова. — М.: Музыка, 1973. — 245 с. (Памятники музыкально-эстетической мысли).

144. Неаполитанский А. Церковный устав в таблицах, показывающий весь порядок церковных служб рядовых и все особенности праздничных служб в течении времени года. В 3-х частях. Изд. 7-е. — Владимир на Клязьме, 1891. — 128, 7 с.

145. Нестеровский Е. Г. Литургика или наука о богослужении Православной церкви. — Курск, 1900. Ч. 2.

146. Нечуиаева Н. А. Минея как тип славяно-греческого средневекового текста // Таллинский педагогический университет: Диссертации по гуманитарным наукам.— Tallin, 2000. Вып.3. — 177 с.

147. Никишов Г. А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII- начала XVIII вв.: Автореф. дис. . канд. искусствоведения . — М., 1979.

148. Николай Дилецкий. Идеа грамматики мусикийской / Публикация, перевод, исследование и комментарии В. Протопопова. — М.: Музыка, 1979. —639 с. (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 7).

149. Никольский К. Т. Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлении Устава церковного в 1682 году и Месячных миней в 1689-1691 г. — СПб., 1896. — 2., 135 с.

150. Никольский К. Т. Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному Уставу. — СПб., 1858. — 2., II, 435 с.

151. Никольский К. Т. Пособие к изучению устава богослужения православной церкви: Репринт, воспроизв. изд. СПб., 1907 г. — М., 1995,— XV, 878 с.

152. Никольский К. Т. Руководство к изучению богослужения православной церкви. — СПб., 1901. — 4., 211 с.

153. Новые памятники знаменного распева / Сост. М. В. Бражников. — Л., Музыка, 1967.— 83 с.

154. Озолин Николай, протоиерей. Православная иконография Пятидесятницы: Об истоках и эволюции византийского извода / Перевод с французского: М. Л. Матюшкина— М., 2001.—208 с.

155. Описание русских и славянских пергаменных рукописей: Рукописи русские, болгарские, молдовлахийские, сербские / Сост. Е. Э. Гранстрем. Под. ред. Д. С. Лихачева. — Л., 1953, — 130 с.

156. Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века / Перевод с арабского Г. Муркоса. Вып. 1-5 — М., 18961900.

157. Памятники знаменного распева / Сост. М. В. Бражников. — Л.: Музыка, 1974. Вып. 2. — 79 с.

158. Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Древнерусские святыни Северо-Запада России. — СПб.: Алетейя, 1998. — 306 с.

159. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. — Л.: Наука, 1984. — 205 с.

160. Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века. — Л.: Наука, 1973. — 280 с.

161. Панченко Ф. В. Гимнографические истоки выговских стихов // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всерос. науч. конф. — Новосибирск, 1999 — С. 315- 324.

162. Панченко Ф. В. Рукописные памятники старообрядческой певческой культуры в собрании М. И. Чуванова // Петербургский музыкальный архив: Сборник статей и материалов. — СПб.: Канон, 1998. Вып. 2. — С. 43-54.

163. Панчгнко Ф. В. Средневековые авторские роспевы в поморских певческих рукописях XVIII- первой половины XIX века // Петербургский музыкальный архив: Сборник статей и материалов. — СПб.: Канон, 1999. Вып. 3. — С. 126-140.

164. Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVT-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. — Свердловск, 1991. — 236 с.

165. Парфентьев П. П., Парфентъева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVTI веков. — Челябинск, 1993. — 347 с.

166. Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVTI вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков). — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1997. — 340 с.

167. Певческие рукописи в собрании Библиотеки Российской Академии наук: Каталог выставки / Сост. Ф. В. Панченко. — СПБ., 1994. — 50 е., илл.

168. Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР: Описание русских и славянских рукописей XI-XVI веков. — Л., 1976. —

169. Попов А. Ю. «Слоговый напев» Ирмология // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: К 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря /Сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. — СПб., 2000. — С. 163-174.

170. Православное богослужение: Практическое руководство для клириков и мирян / Сост. И. В. Гаслов. — СПб.: Статисъ, 1998. — 210 с.

171. Преображенский А. В. Культовая музыка в России. —Л.: Academia, 1924. — 123 с.

172. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания.— Новосибирск: Наука, 1980, —223 с.

173. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. — СПб.: Азбука, 1995. — 174 с.

174. Разумовский Д. В. Церковное пение в России: Опыт историко-технического изложения. — М., 1867-1869.

175. Рамазанова И. В. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору). Дис. . канд. искусствоведения. — Л., 1987.

176. Рамазанова H. В. Об иерархии жанров в древнерусской службе XVI-XVTI вв. // Источниковедческое изучение памятников письменной культуры. Поэтика древнерусского певческого искусства. Сб. научн. трудов. — СПб., 1992. — С. 150-160.

177. Рамазанова Н. В. «Русскаго светилника, Филиппа премудрого, восхвалим» (служба святому в источниках XVII-XVIII вв.) // Рукописные памятники: Публикации и исследования. — СПб., 1997. Вып. 4. — С. 7-48.

178. Рамазанова Н. В., Хачаньян Р. К. Йотированный сборник первой половины XVTI в. как руководство к исправлению знаменного пения // Исследования памятников письменной культуры в собраниях Отдела рукописей и редких книг ГПБ. — Л., 1988. — С. 58-66.

179. Рукописные книги собрания М. В. Погодина: Каталог. — Л., 1988-1992. Вып. 1-2.

180. Рукописные книги собрания придворной певческой Капеллы: Каталог /Сост. Н. В. Рамазанова — СПб., 1994. — 260 с.

181. Ручьевская К. А. Классическая музыкальная форма: Учебник по анализу. — СПб.: Композитор, 1998. — 267 с.

182. Ручьевская Е. А. Слово и музыка // Анализ вокальных произведений: Учебное пособие. — Л.: Музыка, 1988. — С. 5-80.

183. Саблина Н. П. Буквица славянская. Поэтическая история азбуки в азами церковнославянской грамоты. — СПб., 2000. —186 с.

184. Сахаров И. Исследования о русском церковном песнопении. — СПб., 1849. — 61 с.

185. Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. — М.: Наука, 1984. — 405 с.

186. Серегина Н. С. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л.: Музыка, 1974. Вып. 13. — С. 5878.

187. Серегина Н. С. О некоторых принципах организации знаменного распева // Проблемы музыкальной науки. — М.: Сов. композитор, 1979. Вып. 4. — С. 164-186.

188. Серегина Н. С. О принципах формообразования в песнопениях знаменного роспева // Проблемы истории и теории древнерусской музыки. — Л.: Музыка, 1979. — С. 173180.

189. Серегина Н. С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный» — СПб., 1994. — 469 с.

190. Серегина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песне-творчества // ТОДРЛ. — Л.: Наука, 1985. Т. 38. — С. 338-355.

191. Скабалланович М. Н. Несколько поправок к книге о. прот. М. Лисицына: «Первоначальный славяно-русский Типикон, СПб., 1911 г.». —Киев, 1912.

192. Скабшшанович М. Н. Пятидесятница: Репринт, вое произв. изд. 1916 г. — Сергиев Посад, 1995. — С. 1-173. (Христианские праздники).

193. Скабалланович М. Н. Святая земля в праздниках Православной церкви: День Св. Троицы и Св. Духа. — СПб., 1908. —6., 125 с.

194. Скабачланович М. Н. Толковый Типикон: Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. —Киев, 1910-1915. Вып. 1-3.

195. Смоленский С. В. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии. — СПб., 1904. — 64 с. (Памятники древней письменности и искусства. СЫ).

196. Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях: Историко-палеографический очерк. — СПб.: ОЛДП, 1901. — 120 е., ил. (Памятники древней письменности и искусства. СХЬУ).

197. Смоленский С. В. Чтения из истории русского церковно-певческого искусства // Русская музыкальная газета. 1910. №4.

198. Снегирев И. М. Успенский собор в Москве. — М., 1856. — 46 е., 9 илл.

199. Советский энциклопедический словарь Изд. 2-е. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.

200. Современный словарь иностранных слов. —М.: Русский язык, 1993. — 740 с.

201. СпивакД. Л. Матричные построения в стиле «плетения словес» // ТОДРЛ. — СПб.: Наука, 1996. Т. ХЫХ. — С. 99-111.

202. СпивакД. Л. Язык при измененных состояниях сознания. — Л.: Наука, 1989. — 88 с.

203. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. — СПб., 1893-1906. Т. 1-3.

204. Степанова И. В. Слово и Музыка: Диалектика семантических связей. Автореф. дис. в виде монографии на соиск. уч. степ, доктора искусствоведения. — М., 1999.

205. Стоглав. Изд. 2-е. — Казань, 1887. — Ш, 204 с.

206. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. — М.: Гнозис, Школа «Языки русской культуры». Т. 1-2. 1995. (Язык. Семиотика. Культура).

207. Троица Андрея Рублева. Антология / Сост. Г. И. Вздорнов. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: искусство, 1989. — 142 е., ил.

208. Тихомиров M. Н., Муравьев А. В. Русская палеография. — М.: Высшая школа. — 1966, —289 с.

209. Тутолмина С. Н. Йотированные Триоди в рукописях XV века // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве: К 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря /Сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. — СПб., 2000. — С. 139-149.

210. Улуханов И. С. О языке Древней Руси. — М.: Наука, 1972. — 135 с.

211. Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. — М.: ОЛДП, 1846.

212. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. — М.: Сов. композитор, 1971. — 823 с.

213. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства: Музыкальный материал с историко-теоретическими комментариями и иллюстрациями. — Л.: Музыка, 1968, —264 с.

214. Успенский Н. Д. Православная вечерня (историко-литургический очерк) // Богословские труды. — М., 1960. Сб. 1. — С. 52.

215. Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения на православном Востоке и в Русской церкви // Богословские труды. — М., 1978. Сб. 18. — С. 5-117.

216. Федор Крестьянин. Стихиры / Публ. расшифровка и исследование М. В. Бражникова. — М., Музыка, 1974. — 248 с. (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 3).

217. Фшарет {Гумилевский Д. Г.), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви: Репринт, воспроизв. изд. 1902 г. — Сергиев Пасад, 1995. — 300 с.

218. Фшарет, иеромонах. Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью Российскими патриархами. — М., 1875. — 98 с.

219. Финдейзеи Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. —М.-Л.: Музсектор, 1928-1929. Т. 1, 2. Вып. 1-3, 4-7.

220. Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры (Опыт музыкально-текстологического исследования) // ТОДРЛ. — Л.: Наука, 1981. Т. 36.—С. 295-307.

221. Фролов С. В. «Иного переводу Лукошково» // ТОДРЛ . — Л.: Наука. Т. 34. — С. 351356.

222. Фролов С. В. Многороспевность как типологическое свойство древнерусского певческого искусства // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы Х1КХЛТП веков). — Л., 1983. — С. 12-47.

223. Фролов С. В. Эволюция древнерусского певческого искусства и его расцвет в XVI веке: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. — Л., 1980. — 21 с.

224. Флоренский П. Троице-Сергиева лавра и Россия // Флоренский П. Избранные труды по искусству — М., 1996. — С. 217-236.

225. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. Избранные труды по искусству — М., 1996. — С. 199-216.

226. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. — М.: Сов. композитор, 1983.

227. Христианство: Энциклопедический словарь в 3-х т. — М., 1993-1995.

228. Христофор. Ключ знаменной. 1604 г. /Публ., перевод М. Бражникова и Г. Никишова. Предисл., коммент., исследование Г. Никишова. — М.: Музыка, 1983. (Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9).

229. Чаев Н. С, Черепнин Л. В. Русская палеография. — М., 1946. — 213, 19 с.

230. Шабалин Д. С. К периодизации знаменного распева // Советская музыка. — 1985. № 10,—С. 98—102.

231. Шиндин Б. А., Ефимова И. В. Демественный роспев: Монодия и многоголосие. — Новосибирск, 1991. — 251 с.

232. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». — М.: Прогресс, 1975, —С. 193-230.