Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Афанасьева, Елена Семеновна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Афанасьева, Елена Семеновна
1. Оглавление.
2. Введение.
3. Глава 1. Концепция истории и её вариативное воплощение в пьесах Браунинга.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Драматическая лирика Роберта Браунинга: 1830-50-е годы2004 год, кандидат филологических наук Валетова, Оксана Владимировна
Поэзия Роберта Браунинга: К проблеме художественного своеобразия1999 год, кандидат филологических наук Романова, Вера Николаевна
Традиция У. Шекспира в драматургии П.Б. Шелли2011 год, кандидат филологических наук Баринова, Елена Альвиановна
Нравственно-философская позиция А. С. Пушкина в художественном целом "Маленьких трагедий"2000 год, кандидат филологических наук Александрова, Елена Геннадьевна
Теория комедии в эстетике йенского романтизма2011 год, кандидат филологических наук Логвинова, Ирина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи»
Творчество Роберта Браунинга (1812-1889), создателя драматических и лирических монологов, поэм, драм, философского романа в стихах "Кольцо и книга", совершенно закономерно вызывает интерес зарубежных читателей и исследователей, однако остается недостаточно изученным в отечественном литературоведении. Единственной вышедшей в нашей стране монографией, посвященной этому крупному английскому поэту и драматургу, является фундаментальное исследование известного отечественного литературоведа Е.И.Клименко "Творчество Роберта Браунинга"1, в котором она тонко и глубоко проанализировала основные произведения Браунинга и наметила дальнейшие направления изучения его наследия. Его многогранное творчество, столь разноплановое по жанру, охватило почти три четверти викторианской эпохи, у литературных истоков которой стоял романтизм, а исход ознаменовался появлением нового течения - модернизма. В его сочинениях нашли отклик и оригинальное решение проблемы, оказавшиеся в центре литературно-эстетических дискуссий викторианской эпохи. Чутко реагируя на происходящее, Браунинг отразил в своих произведениях глубокие внутренние противоречия современного ему общества, сумев провести не только исторические параллели с прошлым, но и предвосхитить острые проблемы будущего века.
Во второй четверти XIX в. интерес к глобальным проблемам, стоявшим в центре внимания в начале века, сменился интересом к внутреннему миру человека, что привело к пересмотру литературных традиций. Викторианское общество того периода отличалось своим оптимизмом, надеждой на нравственное возрождение общества и человека. Одновременно с этим для викторианцев было характерно чувство одиночества и отчаяния от
Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. JL, 1967. непознаваемости мира. Осознавая переходный характер своего времени, они гордились своей страной: мировое лидерство Англии стало неоспоримым благодаря индустриализации и торговле, способствовавших быстрому темпу жизни и увеличению населения. Внутренная жизнь эпохи отличалась напряженностью мысли, желанием осмыслить новое общество и новое время и создать новую философию. Романтические концепции индивидуалистического бунта, приоритетности духовного начала, восхищения человеческой личностью вытесняются концепциями детерминированности социально-исторического развития, подчинения человека обществу, смирения, преобладания разума и логики над чувствами. При этом научные методы исследования применялись для художественного изучения жизни человека и доказательства идеи естественного прогресса человеческого общества как части Вселенной. Произошедшая трансформация мира превратила общество "в нечто полезное и значительное для человека"1, который, теряя "способность выживать в естественном мире, приобретал способность выживать в социальном мире"1. Однако у успехов викторианской Англии была и оборотная сторона: обострившаяся с конца 30-х годов XIX в. проблема социального расслоения нации усугублялась противоречиями между научными открытиями и культурно-нравственными традициями. Теория Ч.Дарвина об эволюции и происхождении человека утверждала право победы сильнейшего, а признание человека животным лишало его жизнь нравственной цели. Собственная выгода, получившая статус реальной жизненной ценности, превратилась в общественный долг, поскольку идеалом стала не романтическая мечта о всеобщем счастье, а определенная цель, для достижения которой нужны были труд, успех и значительная доля эгоизма. Однако индивидуализм оказался агрессивным по отношению к человеку и к миру, разрушая отношения между людьми и еще больше обостряя социальные противоречия. Поэтому к концу века викторианское общество испытывало крайний пессимизм, вызванный
Miller J.H. The Disappearance of God. Harvard, 1963. P. 5. невозможностью решить социальные и нравственные проблемы. По мере возникновения и осознания этих противоречий усложнялась проблематика литературы, в которой появились характерные викторианские темы: "стремление к Богу, беспокойство о состоянии индивидуальной души, растущее осознание множественности опыта, удвоенное желание познать целое, отчуждение художника от общества" . Самосознание и рефлексия становятся неотъемлемыми чертами литературы, поскольку это было время "глубоких нравственных самоисканий, когда люди вглядывались в свои действия и обнаруживали много того, чего они стыдились и хотели скрыть"3.
Конец 30-х - начало 40-х гг. - начальный этап формирования викторианского общества и его проблем, - это годы кипучей энергии, оптимизма, жизнеутверждения, надежды и веры в прогресс, и именно в это время в английскую литературу входит Роберт Браунинг, "единственный поэт, с чьим именем ассоциируется оптимизм"4 в тот период. В 1839-1846 гг. Браунинг издает восемь сборников серии "Колокольчики и гранаты"5, где были опубликованы драмы, поэма "Сорделло" ("Sordello", 1840), сборники "Драматическая лирика" и "Драматические баллады и стихи" ("Dramatic Lyrics", 1842, "Dramatic Romances and Lyrics", 1845).
В творчестве Браунинга Е.И. Клименко выделяла четыре периода: 30-40 годы - первый лондонский период, время постепенного созревания
Houghton W.E. The Victorian Frame of Mind. 1830-1870. New Haven, 1957. P. 37.
2Gridley R. E. Browning. London, 1972. P. 36.
3Melchiori B. Browning's Poetry of Reticence. London, 1968. P. 67.
4Duffin H. Ch. A Reconsideration of Browning. London, 1956. P. 236-238.
5Подобным заглавием он хотел "указать, что стремился чередовать и смешивать мелодичность с красноречием, звук со смыслом, поэзию с мыслью". The Letters of Robert Browning and Elisabeth Barret, 1845-1846. In 2 vols. / Ed. Kintner E. Harvard University Press, 1969. Vol. 1. P. 211. В том же письме к Э.Баррет от 18 октября 1845 г. Браунинг объясняет это название тем, что гранаты были вышиты шерстью на подоле первосвященника, а серебрянные колокольчики были подвешены между ними. "Раввины видят в колькольчиках и гранатах символ удовольствия и пользы, веселости и серьезности, поэзии и прозы, пения и проповеди - смесь впечатлений". поэтического таланта Браунинга; 1846-1861 годы - итальянский период; 60-70-е годы - второй лондонский период, когда выходят в свет его крупные произведения: поэмы "Кольцо и книга" ("The Ring and the Book", 1868-69 гг.), "Фифина на ярмарке" ("Fifine at the Fair", 1872), "Принц Гогенштиль-Швангау, спаситель общества" ("Prince Hohenstiel-Schwangaw, Savior of Society", 1871); и 80-е годы - время медленного спада творческой активности Браунинга, а вместе с тем и рост его известности.1
В конце тридцатых годов, когда появились первые драмы Браунинга, романтические сочинения стали вытесняться дидактическими произведениями, направленными на искоренение пороков и восстановление добродетели, при этом их авторы апеллировали не столько к разуму, сколько к чувству читателей. Утверждению оптимистического начала в литературе способствовал оптимизм одного из главных философов эпохи Т.Карлейля (1795-1881), с которым Браунинг дружил и чьи взгляды во многом разделял. В тридцатые годы Т.Карлейль вместе с Дж.Ст. Миллем (1806-1873) оказывал значительное влияние на формирование общественного мнения, особенно в отношении литературы. Поскольку цель поэзии практичные викторианцы видели в её социальной и нравственной силе, то "каждый поэт оценивался в соответствии с его нравственным, интеллектуальным и духовным вкладом в развитие общества" .
Получив разностороннее образование, хотя и лишенное систематичности (за исключением одного семестра в Лондонском университете поэт обучался дома), Браунинг не верил в существование единой идеи, способной объяснить сложность современного мира, отличался беспристрастностью, сильным чувством независимости и "интуитивным пониманием многих разнообразных и конфликтных сил, формирующих культуру и интеллект его времени"3. Чтение различных книг и словарей из
Клименко Е.И. Творчество Роберта Браунинга. Л., 1967. С. 3-4.
2Dixon W.M. English Poetry from Blake to Browning. London, 1894. P. 59.
3Maynard J. Browning's Youth. Harvard, 1977. P. 44. огромной для того времени библиотеки отца (около шести тысяч томов) помогло ему обрести веру в ценность дискуссии и общения между людьми, а также пристраститься к серьезному исследованию философско-религиозных проблем. В литературу Браунинг вошел, начав с подражания романтикам и восхищаясь, как и они, Т.Чаттертоном1, в котором романтики нашли "трогательный символ их трудного положения в мире, занятом куплей-продажей"2. Позднее Браунинг посвятил Чаттертону эссе3, одно из немногих своих программных сочинений, и назвал его нравственным гением, оправдывая его стремление к мистификации молодостью и гениальностью. Пройдя период ученичества, но сохранив присущее романтикам внимание к внутреннему миру человека, Браунинг отказался от романтического субъективизма, от романтизма как системы литературно-эстетических взглядов. Тем не менее он всегда подчеркивал значение чувств, уравновешивающих интеллект, разум, поскольку знание должно иметь нравственное ограничение, иначе оно гибельно для окружающих. Идеалом для Браунинга было сбалансированное соотношение разума и чувств, причем приоритет отдавался чувствам, способным на интуитивное постижение истины и подлинной ценности человеческих взаимоотношений. Именно человечностью и красотой привлек Браунинга период Ренессанса, от которого, "по-видимому, он унаследовал неисчерпаемое любопытство и жизнелюбие"4, восхищаясь страстностью,
Чаттертон Т. (Th.Chatterton, 1752-1770) - английский поэт, автор стихотворений и прозы в стиле средневековья, выдаваемые им за произведения средневековых авторов; совершил самоубийство в возрасте 17 лет.
2Smalley D. Browning's Essay on Chatterton. Harvard, 1948. P. 31. Browning R. Essay on Chatterton. // D. Smalley. Op. cit. Эта статья была опубликована под именем Ричарда Уайлда в июле 1842 г. в "Форин Куотерли
Ревью" под названием "Предположения и исследования о любви, сумасшедствии и тюремном заключении Торквато Тассо" (Art.VIII.- Conjectures and Researchers concerning the Love Madness and Imprisonment of Torquato Tasso) и издана в двух томах в Нью-Йорке в 1842 г. Позднее проф. Д.Смолли доказал, что эта статья принадлежит Р.Браунингу, и опубликовал её под названием "Эссе о Чаттертоне".
4Duffin H.Ch. Op.cit. P. 63. волей, силой людей Возрождения и красотой созданного ими искусства. Браунинг нашел свой идеал в культуре Ренессанса, в ренессансной концепции человека, отразив в своих произведениях "все грани эпохи Ренессанса, как их видели в середине XIX в., и сделал своих героев по-человечески убедительными"1.
В предисловии к своей первой драме "Страффорд" ("Strafford", 1837) Браунинг отметил, что в этой пьесе он, не без опасения, представил "действие в характере, а не характер в действии", что легко можно отнести ко всем его произведениям. Цель Браунинга - исследовать человеческую душу, передать неуловимые оттенки настроения и движения мыслей, выразить бессознательное в сознательном. Подобное смещение интереса от внешней событийности к внутренней борьбе в душе человека было характерным для XIX в., так как новое представление человека о самом себе, его отношение к миру, субъективация современной жизни и опыта создали теоретическую базу для подробного изображения человеческих реакций. Усиление интереса к внутреннему миру человека сопровождалось повышенным вниманием к творчеству Шекспира, чему способствовало сходство елизаветинской и викторианской эпох, для которых было свойственно слияние нового и старого, сильное расслоение общества, неоднозначность и противоречивость духовной жизни общества, его интеллектуальное и духовное раскрепощение. Придя к пониманию драматического как открытию характера через ситуацию, Браунинг неизбежно должен был обратиться к созданию драм, переосмысливая наследие Шекспира.
Начиная с середины XIX в. творчество Р.Браунинга в зарубежном литературоведении является объектом пристального изучения в силу оригинальности и творческой индивидуальности автора, противоречивости и сложности поднимаемых им проблем, блестящего анализа и глубокого понимания им психологии современного человека. При этом отношение к
Ferguson W.K. The Renaissance in Historical Thought. New York, 1948. P. 132. творчеству Браунинга было далеко неоднозначным, особенно в начале XX в., когда певца викторианской Англии не принимали из-за отрицания ими викторианских идеалов. В целом, критические исследования о творчестве Браунинга можно разделить на четыре группы: 1) работы, посвященные биографии поэта; 2) исследования драматических монологов и поэм; 3) монографии, исследующие "Кольцо и книгу"; 4) исследования языка и стиля Браунинга. Работ по интересующему нас периоду - 30-40 годы - значительно меньше, и классификация тут будет несколько иная: 1) биографические труды; 2) работы, посвященные его творчеству в целом; 3) немногочисленные исследования, посвященные непосредственно драматургии Браунинга. К биографическим работам следует отнести прежде всего книгу миссис С. Орр "Справочник к произведениям Р.Браунинга"1 (1890). Она лично знала поэта, и на её труд ссылаются многие исследователи творчества Браунинга. В XIX в. было опубликовано много работ биографического характера, также содержащих полезную информацию, например, монография Е. Бердо "Послание Браунинга своему времени: его религия, философия и наука"2 (1890) Очень ценный фактический материал можно обнаружить в "Справочнике по трудам Браунинга" У.Де Вейна3 (1940). Также следует отметить двухтомный сборник писем Р.Браунинга и Э.Баррет под редакцией Е.Кинтнера4, изданный в 1969. Среди работ общего характера необходимо выделить работу Т.Коллинза "Нравственно-эстетическая теория Браунинга 1833-1855 гг."5 (1967), в которой автор прослеживает становление литературно-эстетических взглядов Браунинга в первый период его творчества. Блестящий анализ поэтики Браунинга дал в своей монографии П.Хонан "Характеры Браунинга.
Orr A. S. A Handbook to the Works of Robert Browning. London, 1890.
2Berdoe E. R. Browning's Message to his Time: his Religion, Philosophy and Science. London, 1890.
3De Vane W. C. A Browning Handbook. Yale University Press, 1940.
4The Letters of Robert Browning and Elisabeth Barret, 1845-1846 / Ed. E. Kintner.
Harvard University Press, 1969.
5Collins T. J. R. Browning's Moral-Aesthetic Theory. 1833-1855. Lincoln, 1967.
Исследование поэтической техники"1 (1961). Серьезной и оригинальной представляется нам монография Р.Лангбаума "Поэзия опыта" (1963), где автор указывает на необходимость правильной точки зрения для понимания как драматических монологов Браунинга, так и его пьес. Интересные работы, отличающиеся своеобразным подходом к творчеству Браунинга, опубликованы в сборниках литературно-критических эссе под редакцией С.Петча и У.Слина (1971)3 и под редакцией Изабель Армстронг (1974)4. Наталкивающим на размышления является труд К. Райала "Становление Браунинга" (1983)5, где автор рассматривает истоки литературно-исторических и философских взглядов Браунинга. Отдельно следует упомянуть работы Ф. Дрю6, Г.Роя7 и О монографию С. Хассета , в которой тонко исследуется внимание Браунинга к внутренней жизни человека. Глубокий психологический анализ начального этапа творчества Браунинга, и прежде всего его интереса к определенным темам, представил Дж. Мейнард9; полезной является и монография Дж. Миллера "Исчезновение Бога"10, в которой автор выявляет особенности отношения Браунинга к религии и Богу.
Среди работ, в которых исследователи обращают прежде всего внимание на новаторство Браунинга в сфере жанра и уникальность его стиля, выделяются труды Д.Хэйера "Эксперименты Браунинга с жанрами"11 (1972), где автор настаивает на значении иронии для понимания творчества Браунинга, и
Honan P. Browning's Characters. A Study in Poetic Technique. Yale University Press, 1961.
2Langbaum R. The Poetry of Experience. New York, 1963.
3Browning Centenary Essays / Ed. S.Petch and W.Slinn. Sydney, 1971.
4Robert Browning / Ed. I. Armstrong. London, 1974.
5Ryals Clyde de L. Becoming Browning. Ohio, 1983.
6Drew Ph. The Poetry of Robert Browning. A Critical Introduction. London, 1970.
7Gridley Roy E. Browning. London, 1972.
8Hassett C. W. The Elusive Self in the Poetry of R. Browning. Ohio, 1982.
9Maynard J. Browning's Youth. Harvard, 1977.
10Miller J.H. The Disappearance of God. Harvard, 1963. nHair D. S. Browning's Experiments with Genre. Toronto, 1972.
Е.Слина "Отречение от жанра"1 (1982), где автор говорит о проблеме личности и значении опыта для становления индивидуума, проблеме самообмана в творчестве Браунинга. Следует также упомянуть монографию Х.Такера "Начала Браунинга. Искусство раскрытия" (1980), где автор анализирует раннее творчество Браунинга. Непосредственно драматургии Р.Браунинга посвящены лишь несколько работ, в том числе труд В.Шармы "Изучение викторианской стихотворной драмы"3 (1979), где автор рассуждает о конструкции сюжета у Браунинга, системе персонажей, принципе характеризации, жанровой форме, а также определяет место драм в творчестве Браунинга. Д.Хогг в своей книге "Роберт Браунинг и викторианский театр. Экспериментальный драматург: несценичные пьесы"4 (1981) рассматривает "Трагедию души" и "Лурию", отмечая ироничность и экспериментаторство драматурга. Следует отметить также статью А.Дюбуа "Роберт Браунинг, драматург"5, посвященную жанровой природе драм Браунинга.
В России первое упоминание о Браунинге появилось в 1836 г. в № 7 "Московского наблюдателя" в статье "О Парацельсе Роберта Браунинга". В 1848 г. в "Литературной газете" (№ 16, 17) была опубликована анонимная статья "Роберт Браунинг и современная английская литература". В конце XIX в. 3. Венгерова отметила значение Браунинга для английской литературы ("самое крупное имя после Байрона и Шелли") и назвала поэта "Шекспиром новейшей формации", отмечая сложность и философскую глубину его произведений, психологизм и жизненность образов, а также интерес поэта к драматической форме. 3. Венгерова указала и на отличительную особенность
Slinn E.W. Browning and the Fiction of Identity. London, 1982.
2Tucker jr.H. F. Browning's Beginnings. The Art of Disclosure. Minnesota, 1980.
3Sharma V. Studies in Victorian Verse Drama // Salzburg Studies in English Literature. No. 14. Salzburg, 1979.
4Hogg J. Robert Browning and The Victorian Theatre. The Experimental Dramatist: the Closet Plays // Salzburg Studies in English Literature. No. 4. Salzburg, 1981.
5DuBois Arthur E. Robert Browning, Dramatist // Studies in Philology, No. XXXIII, 1936. P. 626-55. критики о Браунинге, которая "не столько критикует, сколько объясняет", так как Браунинг принадлежит к "трудным авторам, которых трудно переводить и понимать". Однако её утверждение, что поэт "стоял вне волнений текущей жизни,., не примыкая ни к одной школе"1, не совсем соответствует действительности.
Небольшая, но емкая заметка о Браунинге принадлежит В. М. Жирмунскому, где он указывает на особое место поэта в английской литературе и видит в нем "одного из самых оригинальных представителей современной поэзии". В. М. Жирмунский сравнивает драматические монологи Браунинга с "драмами души" Геббеля, Ибсена и Метерлинка, отмечая "художественное восприятие, при котором все внешнее воспринимается как события душевной жизни". Как полагает автор статьи, у Браунинга "за индивидуальными, единственными, неповторимыми образами особенной человеческой души открываются вечные глубины существования". Ученый подчеркивает психологизм поэта, его особенный художественный мир, цельность восприятия жизни, увлечение культурой Возрождения и её глубокое понимание. Однако мысль В. М. Жирмунского о том, что "Р. Браунинг не находит себе места в романтической традиции"2, представляется спорной.
Первое, и пока единственное монографическое исследование творчества Браунинга в отечественном литературоведении принадлежит Е. И. Клименко: в 1967 г. была опубликована её книга "Творчество Роберта Браунинга"3. Е. И. Клименко, дав анализ всего творчества Браунинга, показала его преемственность в контексте литературной традиции XIX в. и его новаторство, подчеркнув внимание Браунинга к актуальным проблемам современности. Поэт размышлял над проблемой героического, столь остро поднимавшейся и
Венгерова 3. Роберт Броунинг и его поэзия // Литературные характеристики. СПб., 1897.
Жирмунский В. М. Роберт Браунинг (Заметка) / Из истории западноевропейских литератур. Д., 1981.
3 Клименко Е. И. Творчество Роберта Браунинга. Д., 1967. обсуждавшейся в литературе XIX в., над проблемами религии, политического лидера, ответственности человека за свою жизнь. Несмотря на несомненную новизну в решении данных вопросов, Браунинг начал свою литературную деятельность, подражая Шелли и Байрону, изучая их произведения и пытаясь ответить на вопросы, волновавшие поэтов-романтиков: о роли поэта в обществе, о взаимоотношениях личности и общества, о верности человека своей выбранной, но недостижимой цели, о невозможности самореализации в этом мире. Браунинг живо интересовался историей, восхищался творчеством Шекспира, разделял положение романтиков о синтезе искусств, использовал языковые приемы, которые в XIX в. снискали ему славу "неясного" и "темного" поэта, а в XX в. - уважение модернистов. Как и романтики, он нарушил иерархию жанров, создав свой знаменитый жанр драматического монолога.
В переводах на русский язык драматические монологи и поэмы Р. Браунинга1 публиковались в различных сборниках и альманахах, а в 1981 г. был издан сборник "Роберт Браунинг. Стихотворения". Автор предисловия В. Захаров дал общий обзор творчества поэта, указав на сплав реалистических и романтических тенденций в его творчестве и яркую индивидуальность драматических монологов Браунинга.
В 1990-е гг. внимание к творчеству Р. Браунинга в отечественном литературоведении заметно возросло. Так, И. Малинкович в своей книге "Судьба старинной легенды" (1994) рассматривает написанную Браунингом для сына известного английского актера и режиссера У. Макриди (1793-1873) поэму "Пестрый флейтист из Гамелина, рассказ для детей" ("The Pied Piper of Hamelin; a Child's Story", 1842), отмечая уже здесь "характерный" стиль Браунинга (гротескный юмор, неожиданные сравнения, разговорные интонации) и особенности его поэтики (саморазоблачение персонажа, двойственность устремлений героя, "понимание правды не как данности, а как
Единственная переведенная на русский язык пьеса - "Пиппа проходит". В переводе Н. С. Гумилева она была опубликована в 1914 г. в "Северных записках" (№ 3, 4). перспективы, предстающей в его стихах"). И. Малинкович приходит к выводу, согласно которому "с Роберта Браунинга началась в английской литературе новая поэзия, значительно раздвинувшая стихотворные границы"1. Творчеством Браунинга также занималась Н. П. Михальская , предложив интересный анализ поэмы Р. Браунинга "Иван Иванович", написанной на русскую тему.
В 1998 г. Д. М. Усенко3 защитил кандидатскую диссертацию "Браунинг и романтизм", где он исследовал драматические монологи Браунинга в русле концепций романтизма, а в 1999 г. в Нижнем Новгороде была защищена кандидатская диссертация В. Н. Романовой4 "Поэзия Роберта Браунинга (К проблеме художественного своеобразия)", где автор рассматривала поэзию Браунинга в аспекте музыкальности, так как он сам чрезвычайно интересовался проблемами синтеза искусств и связей литературы, музыки и изобразительного искусства.
Анализ изученной литературно-критической литературы показывает, что, несмотря на огромный интерес к творчеству Браунинга в целом, первый период его творчества, когда происходило становление и формирование его этико-философских и литературно-эстетических взглядов, остается недостаточно исследованным. В связи с этим материалом данной работы стали драмы Роберта Браунинга, опубликованные в серии "Колокольчики и гранаты": "Страффорд" ("Strafford", 1837), "Пиппа проходит" ("Pippa Passes", 1841), "Король Виктор и король Карл" ("King Victor and King Charles", 1842), "Возвращение друзов" ("The Return of the Druses", 1843), "День рождения
Малинкович И. Судьба старинной легенды. М., 1994.
Михальская Н. П. Образ России в английской художественной литературе IX -XIX веков. М., 1995.
3Усенко Д. М. Браунинг и романтизм. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М., 1998.
4Романова В.Н. Поэзия Роберта Браунинга (К проблеме художественного своеобразия). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1999.
Коломбы", ("Colombe's Birthday", 1844), "Лурия" ("Luria", 1846), "Трагедия души" ("A Soul's Tragedy", 1846).
Актуальность изучения драм Роберта Браунинга подтверждается неослабевающим вниманием к его творчеству ученых-филологов, что вызвано его значимостью для современной литературы, недостаточной изученностью его творчества в целом в отечественном литературоведении и драматургии Браунинга в западном литературоведении.
В свете вышеизложенного целью данной работы является исследование пьес Браунинга для того, чтобы: 1) определить природу творческой индивидуальности автора, его новаторства; 2) выявить значение пьес в творческом наследии Браунинга, показав динамику становления и развития его этико-эстетических взглядов; 3) исследовать жанрово-стилевые особенности произведений первого периода его творчества.
Конкретными задачами данной диссертации являются: 1) анализ драм 30-40 гг., создававшихся в период формирования мировоззрения Браунинга; 2) определение роли литературных традиций для драматургии Браунинга 30-40 гг. в контексте литературно-эстетических дискуссий того периода; 3) изучение этико-эстетических взглядов Браунинга в социокультурном контексте первой половины XIX в.; 4) исследование структуры пьес и их жанрово-стилевой природы, установление их специфического характера; 5) анализ драм Браунинга как целостного цикла произведений, посвященных одной тематике, и выявление задач, которые автор ставил перед собой; 6) определение степени преемственности и новаторства Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи.
В конце XVIII века - начале XIX века проблема историзма была чрезвычайно насущной в связи с социально-политическими изменениями в Европе. Это проблема очень остро возникает в творчестве Браунинга, поскольку для поэта прошлое постоянно присутствует в настоящем, оказывая влияние на будущее. Взгляды Браунинга на ход исторического процесса претерпевают изменение на протяжении изучаемого периода. Однако их особенностью является их этическая направленность и внимание к роли человека в историческом процессе. Не менее актуальным для творчества Браунинга было осмысление проблемы героического: при рассмотрении этой проблемы драматург стремился определить, кто есть герой в понимании современников и каким должен быть герой, чтобы отвечать задачам, стоящим перед обществом. Специфика концепции героического у Браунинга заключается в том, что он отрицает как романтического, так и викторианского героя, делая акцент не на внешней значимости поступка, а на его нравственном значении, как для самого героя, так и для окружающих его людей. Настойчивое внимание Браунинга к этическим, духовным проблемам взаимоотношений людей говорит о характерном для его сочинений "диалогичность", которую М.М.Бахтин определял как духовный контакт, взаимопроникновение культур и пластов времени, взаимопонимание людей, читателя и писателя, изображенных персонажей1.
Проблема поэта возникает одной из первых в творчестве Браунинга. При этом он отказывается от романтического субъективизма и обращается к объективному изображению, а причины этого отказа анализирует в статьях "Эссе о Чаттертоне" ("Essay on Chatterton", 1842) и "О поэтах субъективном и объективном, о целях субъективного поэта; о Шелли, человеке и поэте" ("On the poet Objective and Subjective, on the batter's Aim; on Shelley, the Man and the Poet", 1851). Следствием отказа от романтического мировоззрения и от образа поэта-героя стало появление в произведениях Браунинга героев-музыкантов и художников, которые так же, как и поэты, стремятся постичь бесконечно изменяющийся мир и вступить в диалог с окружающими их людьми. Отказ от образа поэта-героя привел к усложнению композиционной структуры произведений Браунинга - после написанной от первого лица поэмы "Полина"
См. подробнее: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 304-312, 371-373.
Paulina", 1833) он обращается к драмам, лирическим и драматическим монологам, что дает ему возможность снять однозначность субъективного высказывания. Логическое завершение наступает в философском романе в стихах "Кольцо и книга" (1868-1869), где повествование ведется с нескольких точек зрения и ни одна не является истинной, отображая лишь часть действительности.
С проблемой поэта тесно связаны проблемы личности и верности личности самой себе. Для Браунинга это был очень острый вопрос, поскольку он пришел к выводу, что изменение внутреннего "я" поэта является необходимым условием постижения изменяющегося мира, и поэтому вопрос о верности человека самому себе, несомненно, представлял для него огромный интерес. Размышления Браунинга на эту тему нашли отражение как в драмах ("Возвращение друзов"), так и критических статьях ("Эссе о Чаттертоне"). Учитывая своеобразие трактовки этой проблемы у Браунинга, представляется необходимым охарактеризовать личность в его драмах в её становлении и развитии.
Жанровое своеобразие драм Браунинга рассматривается во взаимосвязи с национальной (романтики, Шекспир) и мировыми (Альфьери, французские классицисты) литературными традициями. Опираясь на богатую литературную традицию жанра, Браунинг сумел создать оригинальные и новаторские произведения, в формальной и жанровой структуре которых огромное значение играла ирония, пронизывающая все уровни пьес.
В соответствии с указанной целью и перечисленными конкретными задачами в работе над диссертацией используется комплексный подход с опорой на историко-функциональный, сравнительно-систематический, аналитический и герменевтический методы исследования. Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы выдающихся отечественных и зарубежных авторов в области поэтики, теории и истории литературы (А.А.Аникст, И.В.Арнольд, М.М.Бахтин, М.А.Барг,
В.М.Жирмунский, Е.И.Клименко, Н. П. Михальская, O.JI. Мощанская, А.В. Карельский, Б.Г.Реизов, Л.В.Сидорченко, В.Е.Хализев; У.Де Вейн, Ф.Дрю, Т.Коллинз, Р.Лангбаум, Дж.Мейнард, Дж.Миллер, К.Райал, Е.Слинн, Д.Смолли, Д.Хейэр, Дж. Хогг, П.Хонан).
Таким образом, в данной диссертации анализируется идейно-нравственный и поэтологический дискурс пьес Браунинга, выявляется его связь с традицией, а также новаторские тенденции его творчества. Своеобразие творчества Браунинга связано с переплетением в его творчестве романтических и реалистических элементов, с философской направленностью его произведений, в которых он анализировал важнейшие философские проблемы своего времени, тем более что он лично был знаком с Т. Карлейлем и Дж. Рескиным (1819-1900). Оригинальным и неповторимым является его язык, оказавший мощное влияние на поэзию модернистов XX века (Т.Элиот, Э.Паунд, Р.Фрост). Однако в наше время, "в кризисной ситуации, в немалой степени порожденной деградацией личности, главный шанс спасения состоит в возрождении нравственной личности"1, в обращении к духовным ценностям, к диалогу культур. В этом смысле непреходящее значение драм Браунинга кроется в этико-эстетической позиции их автора, в его гуманистическом подходе к человеку, в его утверждении красоты личности человека, уважении к ней и необходимости борьбы за сохранение человеческого начала как в отдельном человеке, так и в обществе в целом.
Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. Спб: СПбГУ, 1999. С. 372.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Поэтика трагического в драматургии Максуэлла Андерсона1999 год, кандидат филологических наук Назарова, Лариса Александровна
История и личность в творчестве Эдварда Булвера-Литтона2009 год, кандидат филологических наук Макарова, Елена Витальевна
Традиции ранней русской драматургии в лирических драмах А. А. Блока: "Балаганчик", "Король на площади", "Незнакомка"2002 год, кандидат филологических наук Фоттелер, Станислав Леонидович
Комедия Томаса Стернза Элиота "Вечеринка с коктейлями": к проблеме драматургического метода2005 год, кандидат филологических наук Прокофьева, Ольга Сергеевна
Драматургия Максвелла Андерсона и становление исторического жанра в театре США XX века1984 год, кандидат искусствоведения Бромлей, Е. Ю.
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Афанасьева, Елена Семеновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пьесы Браунинга, ставшие предметом исследования в данной диссертации, относятся к первому периоду его творчества. Формирование литературно-эстетических взглядов автора происходило в эпоху становления викторианского общества, что сопровождалось утверждением новых литературно-философских принципов, тем не менее влияние романтизма было все еще сильным, и в творчестве Браунинга наблюдается сплав романтических и реалистических тенденций.
Одним из объектов изучения в работе стал вопрос об отношении Браунинга к истории, которой драматург живо интересовался. Он стремился, как и Шекспир, осознать глубинные законы исторического развития, чтобы понять настоящее и предугадать будущее. Концепция истории Браунинга, на которую повлияли в значительной степени его религиозные воззрения, - это диалог с концепциями истории просветителей (Вольтер), романтиков (Шелли, Байрон и др.), современников (Ж.Мишле, Т.Карлейль). В указанный период его понимание истории отличалось динамичным характером: от первоначального видения истории как борьбы социальных институтов ("Страффорд") Браунинг отказывается и приходит к пониманию истории как борьбы нравственных сил ("Сорделло", "Король Виктор и король Карл"). История для Браунинга неразрывно связана с политикой, поэтому его концепция истории включает в себя проблему политической власти. Отмечая, что политическая деятельность героя вступает в противоречие с его человеческими качествами, Браунинг раскрывает губительность двойной макиавеллиевской - человеческой и политической - морали ("Король Виктор и король Карл"). Истинную власть он понимает как активную деятельность и считает, что она зиждется не только на законном праве правителя, но и на его ответственности перед народом ("День рождения Коломбы"), что перекликается с выводами Шекспира о сущности власти в его исторических хрониках. Пьеса "Лурия" является завершающей для формирования концепции истории Браунинга: он демонстрирует пагубность нарушения этических законов не только для отдельного человека, но и для целой нации и утверждает приоритет гуманистических законов в политике как важнейшего условия существования государства и человека. В пьесе отчетливо проявляется ведущая для творчества Браунинга мысль о необходимости гибкого подхода к наследию - политическому или культурному. Историческая правда для него это не только соблюдение нравственных законов, но и стремление к постоянному обновлению, сочетание нового и старого, усвоение плодов иных культур. Концепция истории Браунинга отличается цельностью и утверждает веру в человека и его способность решить проблемы, возникающие перед ним в процессе исторического развития общества.
Браунинговская концепция истории тесно переплетается с его концепцией героического. Уже в "Парацельсе" Браунинг, несмотря на восхищение силой и страстью романтического героя, приходит к пониманию того, что индивидуализм, ограниченность своими проблемами останавливают духовный рост человека, препятствуют его пониманию внешнего мира, а значит, и его контакту с ним. Не приемлет Браунинг и трактовку "героического" Карлейля, для которого герой ориентирован на внешнюю победу и успех. Браунинг считает, что такое понимание героического морально устарело и приводит к гибели самих героев: главным мерилом героической личности для него становится нравственное воздействие её поступков на окружающих ("Сорделло", "Пиппа проходит"). Одним из первых Браунинг указал на героичность маленького человека ("Пиппа проходит"): открытие в себе самом целой вселенной и умение сохранить свою целостность и верность своему "я" и есть становление героем ("Возвращение друзов"). Героем для Браунинга стал человек, борющийся за достоинство собственной личности и не признающий свою героичность. Отсутствие внутренней борьбы, очищающей душу от мании величия и эгоизма, свидетельствует о духовной гибели человека ("Трагедия души"): без этического наполнения героическое теряет свое значение, превращаясь в угрозу для других людей. Значение героического поступка определяется в ходе исторического развития, а героем является тот, кто лучше других людей осознает глубинные законы исторического развития социума и личности и следует им ("Лурия"). Таким образом, в характере героя Браунинга синтезированы проповедуемая Карлейлем объективность (деятельность, реалистичность) и присущая романтикам субъективность (этичность, душевная глубина), а героическое для него тесно переплетается с этическим и историческим.
С самого начала Браунинг интересовался "происшествиями в развитии души", становлением личности, которая, самоопределяясь, невольно вступает в конфликт с обществом. Отношения личности и общества, таким образом, отличаются двойственностью: несмотря на то, что становление нового человека жизненно необходимо для выхода самого общества на существенно новый этап развития, одновременно оно несет и гибель обществу в его прежнем обличии, поэтому общество стремится бессознательно ("Возвращение друзов") или сознательно ("Лурия") уничтожить носителя нового сознания. Исследуя проблему становления личности, Браунинг решал для себя проблему выбора пути субъективного или объективного поэта, постепенно приходя к идее синтеза начал обоих типов поэтов ("О поэтах субъективном и объективном, о целях субъективного поэта; о Шелли, человеке и поэте"). Цель поэта (нравственное воздействие на людей) перекликается с целью человека (состояться как личность, сохранив верность себе и нравственным законам, и повлиять на других людей своим примером). Утверждая право поэта на мистификацию, позволяющее ему остаться многоликим для адекватного отображения действительности, Браунинг стремился понять, имеет ли на это право другой человек ради достижения своей цели, и пришел к мысли о неприемлемости для личности обмана ("Возвращение друзов"), поскольку роли, которые человек играет, уничтожают его нравственное начало ("Возвращение друзов", "Трагедия души"). Проблема мистификации вводит тему маски, характерную для английской литературной традиции (Шекспир, Б.Джонсон, Д. Уэбстер, Свифт, Т.Карлейль): Браунинга вообще чрезвычайно привлекало изучение обманчивой видимости, двойственности человеческой природы. Первостепенное значение при этом в становлении индивидуального характера драматург придавал любви, которая способствует полному раскрытию возможностей человека и противостоит губительному влиянию политической власти ("Король Виктор и король Карл", "Возвращение друзов", "День рождения Коломбы"). Концепция личности человека перекликается с браунинговской концепцией истории: отмечая нерасторжимость прошлого и настоящего, Браунинг прежде всего интересовался переломными моментами в жизни человека, определяющими его дальнейшее развитие. Указывая на сложность становления личности, проблематичность определения её позиции, Браунинг отстаивал право человека на выбор собственного пути и на его обязанности нести ответственность за свои действия.
В результате исследования были также выявлены следующие жанровые особенности драматургии Браунинга. Во-первых, по своей жанровой природе его пьесы принадлежат к синтетическому жанру, объединяя элементы героической пьесы Драйдена (приоритет характера, а не действия; создание большего количества ситуаций выбора для главного героя; величественный стиль изложения); классицистической трагедии (темы противостояния человека и государства, борьбы личного и общественного, акцент на нравственное решение проблем, соблюдение правила трех единств); "мещанской" драмы (постепенное узнавание прошлого, прояснение отношений и возможностей персонажей); романтической трагедии (историзм, интерес к внутренней жизни героя, ироничность, продолжение традиций книжной драмы). Во-вторых, по своему психологизму, развитию конфликта, вниманию к и it w происшествиям в развитии души персонажа, эмоциональной и интеллектуальной активности героев, отсутствию традиционной развязки его "драмы души" предвосхитили пьесы Ибсена, Метерлинка, Геббеля. В-третьих, своеобразием драматургии Браунинга является разносторонний диалог его пьес с трагедиями и хрониками Шекспира. Браунинг выявил новые грани в образах и идеях Шекспира, трактуя их общечеловеческое значение в свете современных ему событий и идей (упрямство Лира трансформировалось в эгоизм Виктора, конфликты "Отелло" и "Кориолана" рассматривались не только в личностном, но и в культурном и политическом аспектах). Общим для Браунинга и Шекспира является интерес к переломным эпохам в истории, умение увидеть и воссоздать в литературном произведении новый исторический тип человека, глубина постижения внутреннего мира человека, широта наблюдений над современной жизнью, объективность в сочетании с субъективностью, театральность восприятия мира и общества. Оба драматурга утверждали приоритет нравственного начала, необходимость диалога как основного фактора развития общества, взаимопроникновения и преемственности культур. Отсюда вытекает следующая особенность драматургии Браунинга: диалогичность. Для его пьес характерен плодотворный и разнообразный диалог не только с пьесами Шекспира, но и с творчеством европейских и английских предшественников и современников (французские классицисты, Драйден, Альфьери, В.Скотт, Вордсворт, Колридж, Шелли, Байрон, Т.Карлейль), а также с его собственными произведениями. Открытость пьес Браунинга, их настойчивое требование работы мысли реципиента, их полемичность свидетельствуют об их диалогичности в "большом времени". Действие не заканчивается последним актом, а вырывается за пределы пьесы, цель которой - нравственное воздействие на читателей. Жанровой особенностью пьес также является их ироничность, проявляющаяся как совмещение противоречивых точек зрения на одно событие, смещение пластов прошлого, настоящего и будущего, соединение любви и ненависти, стремление к прекрасному и к разрушению, одновременные жажда власти и потребность в любви, что обусловлено двойственной природой человека. Ирония как борьба противоположных начал, возникает из несоответствия, постичь которое можно, только обладая двумя точками зрения - перспективой, при которой ирония, пронизывающая все уровни пьес Браунинга, не примиряет эти точки зрения, а объединяет.
Структурно пьесы Браунинга можно разделить на классицистические, где композиционное построение определяется этической позицией автора, и на новаторские, построенные на принципе иронии. В экспозиции пьес происходит расстановка сил и определение моральных установок действующих лиц, конфликт строится на нарушении героем обязательных для него нравственных норм поведения, развязка определяется верностью протагониста этическим законам. Завершающей пьесой цикла Браунинг избрал новаторскую пьесу "Трагедия души", настаивая на необходимости критического подхода к действительности и неоднозначности происходящего.
Герой Браунинга - это рефлектирующая личность, главные события жизни которой происходят во внутренней сфере. Одержать внешнюю и внутреннюю победу способен только персонаж, создавший новые отношения с людьми (Коломба, Лурия), либо их вовсе не разрывавший (Пиппа, Валенс). Герои жаждут укорениться в обществе, что отражает понимание Браунингом проблемы социальной обусловленности человека.
Диалогичность прослеживается в драматургии Браунинга на всех уровнях, в том числе, на уровне стилистическом и на уровне персонажей: все его герои жаждут высказаться и быть услышанными, а способность героев к диалогу, их умение правильно интерпретировать услышанное являются решающими в их судьбе. Так как конфликт строится не на развитии действия, а на столкновении разных точек зрения, то главным приемом в пьесе является монолог, как способ передать моменты развития души, предмета интереса драматурга. Поэтому диалоги имеют тенденцию превращаться в монологи, поскольку основное внимание в пьесах уделяется событиям внутренней жизни персонажа. Характерные для стиля Браунинга ключевые образы (звезда, орудие, сердце, душа, тьма, свет, солнце) создают дополнительную смысловую нагрузку, помогая выявить определенные черты характера персонажа и мотивы его поступков. Важной характеристикой положительных героев является их способность к эволюции, которая отсутствует у отрицательных персонажей. Стилю Браунинга свойственны близость к разговорному языку, неуловимые изменения тональности и ритма, использование паузы. Анализ разнообразных стилистических приемов Браунинга - семантических цепочек, отрицательных суффиксов и префиксов, восклицаний, обращений и риторических вопросов, эпитетов, систем сравнений (контраст, антропоморфизм), имен, ремарок -помогает полнее раскрыть образный мир его драматургии.
Пьесы составляют единое целое, где исследуется историко-героико-этический дискурс, и каждая из пьес анализирует новые аспекты волнующих Браунинга вопросов. Цикл пьес Браунинга является завершенным, так как в процессе их создания у автора сформировались его литературно-философские концепции, определились важные компоненты его стиля, а также выделился жанр монолога как наиболее свойственный его таланту. Драмы Браунинга появились в эпоху социальных, экономических и политических изменений, общей перестройки мировоззрения людей и характера самой литературы и несут на себе отпечаток своего времени.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Афанасьева, Елена Семеновна, 2003 год
1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ
2. Browning R. Poems. London, 1916.
3. Browning. Poetry and Prose. Harvard University Press, 1951.
4. Browning R. Poetical Works. Edinburgh, 1904.
5. The Letters of Robert Browning and Elisabeth Barret, 1845-1846. In 2 vols. / Ed. E. Kintner. Harvard University Press, 1969.
6. The Browning's Correspondence / Ed. Ph.Kelly, S.Lewis. Wedgestone Press, USA, 1993.
7. Letters of Robert Browning / Ed. T. Wise. New Haven, 1933.
8. Browning R. Letters / Ed. T.Hood. Yale University Press, 1933.
9. The Poetical Works of S.T. Coleridge: In 3 vols. V.2. Boston, 1875.
10. Shelley P. B. The Complete poetical works of Percy Bysse Shelley. / Ed. T. Hutchinson. London, 1927.
11. O.Wordsworth W. The Borderers. London, 1982.
12. П.Байрон Дж. Г. Соч.: В 3 т. Т.2. Поэмы и трагедии. М., 1974.
13. Блейк У. Песни невинности и опыта. СПб., 1993.
14. Колридж С.Т. Избранные труды. М., 1987.
15. Шекспир В. Соч.: В 10 т. Т. 4. Античные трагедии / Сост. А. М. Шахмайкин. М., 1994.
16. Шекспир В. Три шедевра. М., 1992.
17. Шелли П. Б. Избранное. М., 1962; 1997.
18. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980.
19. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
20. Abrams М. Н. The Mirror and the Lamp. New York, 1958.
21. Baker J.E. Introduction to Browning. "Pippa Passes" and other Shorter Poems. New York, 1941.
22. Bate J. Shakespeare and the English Romantic Imagination. Oxford, 1986.
23. Beach J. W. The Concept of Nature in the XlXth English Literature. New York, 1956.
24. Becherman B. Dynamics of Drama: Theory and Method of Analysis. New York, 1970.
25. Berdoe E. R. Browning's Message to his Time: his Religion, Philosophy and Science. London, 1890.
26. Blackburn T. R. Browning. A Study of his Poetry. London, 1967.
27. Bloom H. Poetry and Repression. New Haven, 1976.
28. Bostetter E. E. The Romantic Ventriloquists. Seattle, 1963.
29. Booth M. The Revels History of Drama in English: In 8 vols. 1750-1880. Vol.6. London, 1975.
30. Browning Centenary Essays / Ed. S. Petch and W. Slinn. Sydney, 1971.
31. Browning. The Critical Heritage / Ed. B. Litzinger, D.Smalley. London, 1970.
32. Browning Robert / Ed. I. Armstrong. London, 1974.31 .Browning R. A Collection of Critical Essays / Ed. H. Bloom, A. Munich. New York, 1979.
33. Brockington A. Allen. Browning and the XXth Century. London, 1932.
34. Buckley J. H. The Victorian Temper. Harvard University Press, 1977.
35. Butler M. Romantics, Rebels and Reactionaries. English Literature and its Background. 1760-1830. New York, 1982.
36. Carlyle T. On Heroes, Hero-worship and the Heroic in History. London, 1860.
37. Charlton В. H. Browning as a Dramatist // Bulletin of the John Rylands Library. Manchester, V. 23. No. 1. April. 1939. P. 33-67.
38. Chesterton G.K. Robert Browing. London, 1911.
39. Collins T. J. R. Browning's Moral-Aesthetic Theory. 1833-1855. Lincoln, 1967.
40. Crawford J. Romantic Criticism of Shakespearian Drama // Salzburg Studies in English Literature. No. 79. Salzburg. 1978.
41. Chesterton G.K. Robert Browing. London, 1911.
42. DuBois Arthur E. Robert Browning, Dramatist // Studies in Philology. No. XXXIII, 1936. P. 626-655.
43. Dixon W. M. English Poetry from Blake to Browning. London, 1894.
44. Donohue J. W. Dramatic Character in the English Romantic Age. Princeton, 1970.
45. Doran M. Endeavors of Art: A Study of form in Elizabethan Drama, s.l. 1954.
46. Drew Ph. The Poetry of Robert Browning. A Critical Introduction. London, 1970.
47. De Vane W. A Browning Handbook. Yale University Press, 1940.
48. Duffm H. Ch. A Reconsideration of Browning. London, 1956.
49. English Romantic Poets: Modern Essays in Criticism / Ed. M. H. Abrams. New York, 1960.
50. Elliott G.R. Shakespeare's Significance for Browning // "Anglia", Neue Folge, V. XX. Halle. 1909.
51. Erickson L. R.Browning. His Poetry and his Audiencies. Ithaca, 1984.
52. Evans B. Gothic Drama from Walpole to Shelley. Berkeley, 1947.
53. Fergusson W. K. The Renaissance in Historical Thought. New York, 1948.
54. Fletcher R.M. English Romantic Drama. 1795-1843. New York, 1966.
55. Foakes R. A. The Romantic Assertion. London, 1958.
56. Fotheringham J. Studies of the mind and art of Robert Browning. London, 1900.
57. Gingerrich S.F. Wordswoth, Tennyson and Browning. A Study in Human Freedom. New York, 1968.
58. Gosse E. Robert Browning Personalia. London, 1890.
59. Gridley Roy E. Browning. London, 1972.
60. Griffm W. H., Minchin H.C. The Life of Robert Browning. With notices of his writings, his family and his friends. London, 1910.
61. Hair D. S. Browning's Experiments with Genre. Toronto, 1972.
62. Harlan H. The Versification of Robert Browning. Ohio University Press, 1928.
63. Hatcher H. The Versification of Robert Browning. Ohio University Press, 1928.
64. Hassett C. W. The Elusive Self in the Poetry of R. Browning. Ohio, 1982.
65. Hogrefe H. Browning and Italian Art and Artist. Kansas University Press, 1914.
66. Hogg J. Robert Browning and The Victorian Theatre. The Experimental Dramatist: the Closet Plays // Salzburg Studies in English Literature. No. 4. Salzburg. 1981.
67. Нопап P. Browning's Characters. A Study in Poetic Technique. Yale University Press, 1961.
68. Hough G. The Last Romantics. London, 1949.
69. Horne R.M. A New Spirit of the Age. New York, 1844.
70. Houghton W.E. The Victorian Frame of Mind. 1830-1870. New Haven, 1957. 70.1an J. Browning's Major Poetry. Oxford, 1973.
71. Images of Romanticism: verbal and visual affinities // Ed. K. Kroeber. Yale University Press, 1978.
72. Johnson E. D. H. The Alien Vision of Victorian Poetry. Hampden, 1963.
73. Kernahan C. Wise Men and a Fool. London, 1901.
74. Kenmare D. An End of Darkness. London, 1962.
75. Kenyon F. G. Robert Browning and Alfred Domett. London, 1906.
76. King Roma J. The Bow and the Lyre. Ann Arbor, 1957.
77. Kingsland W. G. Robert Browning: Chief Poet of the Age. London, 1890.
78. Korg J. Browning and Italy. Ohio, 1982.
79. Krook D. Elements of Tragedy. New Heaven. London, 1969.
80. Langbaum R. The poetry of Experience. New York, 1963.
81. Leech C. Tragedy. The Critical Idiom. London, 1977.
82. Lounsbury T. The Early Literary Career of Robert Browning. London, 1922.
83. Maynard J. Browning's Youth. Harvard University Press, 1977.
84. MacCarthy B. The Psychology of Genius. Studies in Browning. London, 1936.
85. MacCormick J. P. Robert Browning and the Experimental Drama // Publications of the Modern Language Association of America. V. LXVIII. No. 5. December. 1953. P. 982-991.
86. McNiece G. Shelley and the Revolutionary Idea. Harvard University Press, 1969.
87. Melchiori В. Browning's Poetry of Reticence. London, 1968.
88. Miller J.H. The Disappearance of God. Harvard University Press, 1963.
89. Miller B. Robert Browning. A Portrait. Harmondsworth: Penguin Books, 1958.
90. Nettleship J. Essays on Robert Browning's Poetry. London, 1928. 91 .Nelson R.J. Play within a Play. New Haven, 1958.
91. Nicoll A. A History of English Drama. Cambridge, 1955.
92. Nicoll A. The Theatre and Dramatic Theory. London, 1962.94.0rr A. S. A Handbook to the Works of Robert Browning. London, 1890. 95.0rr A. S. Life and Letters of Robert Browning. London, 1891.
93. Pathak P. The Infinite Passion of Finite Hearts: Robert Browning and failure in love. New York, 1992.
94. Poston L. Loss and Gain. University of Nebraska, 1974.
95. Pottle F.A. Shelley and Browning. A Myth and Some Facts. Archon Books, 1965.
96. Prior M. the Language of Tragedy. New York, 1947.
97. Raymond W. O. Browning and Higher Criticism // Publications of the Modern Language Association of America. V.XLIV. No. 2. June. 1929. P. 590-621.
98. Ryals Clyde de L. Becoming Browning. Ohio, 1983.
99. Raymond W.O. The Infinite Moment. Toronto, 1950.
100. Reynolds E. Early Victorian Drama. 1830-1870. Cambridge, 1936.
101. Read H. The True Voice of Feeling. London, 1968.
102. Rivers Ch. L. Robert Browning's theory of the poet, 1833-1841 // Salzburg Studies in English Literature. No.58. Salzburg, 1976.
103. Robert Browning. A Collection of Critical Essays / Ed. Ph. Drew. London, 1966. 107.Singh S. U. Shelley and the Dramatic Form // Salzburg Salzburg Studies in
104. Princeton, 1941. 114.Steiner G. The Death of Tragedy. New York, 1963. 115.Symons A. An Introduction to the Study of Browning. London, 1886.
105. The XlXth Century Writer and his Audience // Ed. R. Gridley. University of Kansas, 1969.
106. The Playwright as Magician (Image of Poet) / Yale University Press, 1979.
107. The Romantic Theatre. International Symposium // Ed. R.A.Cave. New Jersey, 1986.
108. Tucker H. F. jr. Browning's Beginnings. The Art of Disclosure. Minnesota, 1980.
109. Victorian Science and Victorian Values: Literary Perspectives // Ed. J. Paradis. New York, 1981.
110. Warren A. H. English Poetic Theory. 1855-1865. Prinston University Press, 1950.
111. William I. M. R. Browning. London, 1967.
112. Ward M. Robert Browning and his World. New York, 1967.
113. Waddington P. H. Browning and Russia. Texas, 1985.
114. Watson J.R. English Poetry of the Romantic Period. 1789-1830. London, 1985.
115. Wilkie B. Romantic Poets and Epic Tradition. Maddison, 1965.
116. Zwager L. H. The English Philosophic Lyric. J. Muusses Purmerend, 1931.
117. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
118. Аристотель и античная литература / Ред. М.Л. Гаспаров. М., 1978.
119. Аникст А. История учений о драме. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
120. Аникст А. Теория драмы на Западе первой половины XIX века. М., 1980.
121. Арнольд И.В. Проблемы дналогизма, интертекстуальности и герменевтики (в интерпретации художественного текста). СПб., 1997.
122. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. СПбГУ., 1999.
123. Anglistica. Сборник статей по литературе и культуре Великобритании и России. Выпуск 6. М., 1998.
124. Бабенко В.Г. Драматические жанры и их взаимодействие. Иркутск, 1988.
125. Бартошевич А.В. Сценическая история драматургии Шекспира в Англии в XIX в. сер XX вв. Основные этапы и тенденции. Автореф. на соик. уч.ст. доктора искусствоведения. М., 1985.
126. Барг М.А. Шекспир и история. М., 1979.
127. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
128. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
129. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.
130. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. JI., 1973.
131. Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1995.
132. Бурова И.И. Романы Теккерея 1850х 1860х гг. СПб., 1996.
133. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978.
134. Владимиров С.В. Действие в драме. Л., 1972.
135. Владимирова Н.Г. Формы художественной условности в литературе Великобритании XX в. Новгород, 1998.
136. Взаимосвязи и взаимовлияние русской и европейских литератур. Тезисы международной научной конференции. / Ред. С.И Богданов, И.И. Бурова, Л.В. Сидорченко. СПб., 1997.
137. Волгин В. П. Вольтер-историк // Исторический журнал. Из-во Правда. № 4. 1945. С. 64-70.
138. Волгин В. П. Политические идеи Вольтера. // Известия АН СССР. Т.2, 1945. С. 3-13.
139. Волькенштейн В. Драматургия. М., 1969.
140. Венгерова 3. Литературные характеристики. СПб., 1897.
141. Геббель Ф. Избранное: В 2 т. Т. 2. М., 1978.
142. Дживелегов А. Очерки итальянского Возрождения. М., 1929.
143. Державин К.Н. Вольтер. М., 1946.
144. Дмитриев А.С. В.-Г. Вакенродер и ранние немецкие романтики // В.-Г. Вакенродер. Фантазии об искусстве. М., 1977. С. 9-24.
145. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. М., 1978.
146. Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.
147. Европейский романтизм / Ред. И.Неупокоева, И.Шетер. М., 1973 .
148. Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.
149. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.
150. Захаров В. Вступительная статья // Роберт Браунинг. Стихотворения. Л., 1981. С. 3-24.
151. Зарубежная литература XIX в.: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990.
152. История западноевропейского театра: В Зт. М., 1957- 1967.
153. История зарубежной литературы: Средние века, Возрождение / Ред. М.П.Алексеев, В.М Жирмунский. Л., 1981.
154. Из истории культуры средневековья и Возрождения. М., 1976. 165 .Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2001.
155. Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990.
156. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. СПб. 1908.
157. Костикова И. В. Философско-социологические взгляды Т. Карлейля. М.: МГУ, 1983.
158. Комарова Е. Г. Художественное творчество Томаса Карлейля: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филолог, наук. Л.: ЛГУ, 1989.
159. Козырева М.А. Художественное своеобразие книги Г.К. Честертона "Роберт Браунинг" // Единство и национальное своеобразие в мировомлитературном процессе. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1998. С. 58-60.
160. Клименко Е.И. Проблемы стиля в английской литературе первой трети XIX века. Л.: ЛГУ, 1959.
161. Клименко Е. И. Традиции и новаторство в английской литературе. Л.: ЛГУ, 1961.
162. Клименко Е. И. Творчество Роберта Браунинга. Л.: ЛГУ, 1967.
163. Клименко Е. И. Английская литература первой половины XIX века. Л.: ЛГУ, 1971.
164. Комарова В. П. Личность и государство в исторических драмах Шекспира. Л.: ЛГУ, 1977.
165. Классическое наследие и современность // Ред. Д.С.Лихачев. Л., 1981.
166. Красавченко Т.Н. Английские литературные критики XX в. М., 1994.
167. Культура эпохи Возрождения и реформация // Ред. В.И. Рутенберг. Л., 1981.
168. Кургинян М. Байрон. М., 1958.
169. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. / Ред. Н.И Балашов. М., 1967.181 .Литература в контексте художественной культуры. Межвузовский сборник научных трудов / Ред. A.M. Фурсенко. Выпуск 2. Новосибирск, 1995.
170. Литературная энциклопедия терминов и понятий // Ред. А.Н. Николюкин. М., 2001.
171. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980.
172. Малинкович И. Судьба старинной легенды. М., 1994.
173. Минц Н. В. Старое и всегда современное. Парадоксы Шекспира. М., 1990.
174. Михальская Н. П. Образ России в английской художественной литературе IX-XIX вв. М., 1995.
175. Михальская Н. П., Аникин Г.В. История английской литературы. M.:Academia, 1998.
176. Мощанская O.JI., Романова В. Н. "Раскрывающий душу сущего" (Роберт Браунинг в контексте английской литературной традиции) // ANGLISTICA. Выпуск 4. М., 1997. С. 106-119.
177. Морозова М.Н. Героические пьесы Драйдена. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. СПб.: СПбГУ, 2002.190.0бломиевский Д. Французский классицизм. М., 1968.
178. Ревякина Н. В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV первой половины XV веков. Новосибирск, 1975.
179. Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме во второй половине XIV первой половине XV веков. М., 1977.
180. Реизов Б. Г. История и теория литературы. JI., 1986.
181. Реизов Б. Г. Историко-литературные исследования. Л., 1991.
182. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.; JL, 1965.
183. Романова В. Н. Роберт Браунинг: диалог с традицией // Синтез культурных традиций в художественном произведении: Межвузовский сборник научных трудов. Н.-Новгород / Ред. O.JI. Мощанская, JI.B Сидорченко. 1996. С. 72-77.
184. Романова В. Н. Роберт Браунинг и английская литературная традиция (Браунинг и поэты английского Возрождения) // Вопросы взаимовлияния литератур. Межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород, 1997. С. 85-91.
185. Романова В. Н. О творческом методе Роберта Браунинга // Тезисы VI международной конференции преподавателей английской литературы "Английская литература в контексте мирового литературного процесса" / Ред. В.Г.Решетов. Киров, 1996. С. 42.
186. Романова В.Н. Поэзия Роберта Браунинга (К проблеме художественного своеобразия). Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1999.
187. Пинский J1.E. Шекспир. M., 1971.
188. Проблемы Просвещения в мировой литературе / Ред. С.В. Тураев. М., 1983.
189. Саркисова Н.М. Философская поэзия С.Т. Колриджа. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. СПб., 1999.
190. Словарь литературоведческих терминов // Ред. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М„ 1974.
191. Сидорченко Л. В. Байрон и Греция // Вестник ЛГУ. Серия: История. Язык. Литература. Январь. 1975. № 2. С.151-152.
192. Сидорченко Л.В. Проблема героя в английской литературе первой трети XIX в. // Вестник ЛГУ. № 14. 1976. Выпуск 3. С. 88-96.
193. Сочинения Николо Макьявелли / Жизнь Николо Макьявелли. СПБ., 1993.
194. Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М., 1988.
195. Сомова Е.В. Маска: её разновидности и приемы художественного воплощения в творчестве Ч.Диккенса. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1998.
196. Стилистика художественного текста. Межвузовский сборник научных трудов // Ред. Л.И. Никольская, et al. Смоленск, 1989.
197. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. филол. наук. М., 1966.
198. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. М., 2001.
199. Теория литературы в 3-х томах. М., Т.1. 1962. М., Т.2. 1964.
200. Традиция в истории культуры // Ред. В.А. Карпушин. М., 1978.
201. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.
202. Тураев С. В. От просвещения к романтизму. М., 1983.
203. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
204. Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.
205. Философские и эстетические традиции в зарубежных литературах / Ред. И.П. Куприянова. СПб., 1995.
206. Чернова А. Все краски мира, кроме желтой. М., 1987.
207. Усенко Д. М. Браунинг и романтизм. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук. М., 1998.
208. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
209. Хализев В.Е. Теория литературы. М.,1999.
210. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.:МГУ., 1986.
211. Шекспир в мировой литературе // Ред. Б.Г. Реизов. М.;Л., 1964.
212. Шоу Б. О театре и драме. М., 1963.
213. Эстетические идеи в истории зарубежного театра / Ред. М.М. Молодцова. Л, 1991.
214. Якименко А.А. Проблема художественной условности в романах Ч. Диккенса 60-х годов. Автореф. дис. на соиск. уч . ст. канд. филол. наук. Н.Новгород, 1994.российская государственная библиотекагМбо-х
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.