Комедия Томаса Стернза Элиота "Вечеринка с коктейлями": к проблеме драматургического метода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Прокофьева, Ольга Сергеевна

  • Прокофьева, Ольга Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 168
Прокофьева, Ольга Сергеевна. Комедия Томаса Стернза Элиота "Вечеринка с коктейлями": к проблеме драматургического метода: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2005. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Прокофьева, Ольга Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Драматургические искания Т. С. Элиота

ГЛАВА 2. Темы, мотивы, образы комедии «Вечеринка с коктейлями»

2.1 Райли-Джулия-Алекс

2.2 Лавиния-Эдвард-Селия

2.3 Религиозная проблематика пьесы

2.4 К вопросу о жанровом своеобразии комедии «Вечеринка с коктейлями»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Комедия Томаса Стернза Элиота "Вечеринка с коктейлями": к проблеме драматургического метода»

Значение Томаса Стернза Элиота (1888-1965) в истории развития литературы XX века трудно переоценить. Поэт, литературный критик, драматург, культуролог - он оказал огромное влияние не только на англоамериканскую, но и мировую культуру. Ещё при жизни признанный классиком, Элиот создал теорию поэзии, в которой перенёс внимание с субъекта поэтического творчества на его объект, с поэта - на стихотворение, разработал теорию «имперсональной поэзии», пересмотрев роль личности и значение традиции в творческом процессе. Именно его усилия способствовали тому, что, как отмечает Г.Э. Ионкис [31], слово Критика стало в Англии писаться с большой буквы.

Влияние Элиота признавалось как его сторонниками, так и противниками. Известный английский философ-литературовед A.JI. Мортон, разделявший взгляды марксизма так отзывался о своём сотрудничестве с ним в журнале «Крайтерион», издававшемся Элиотом с 1922 года: «Лично от себя я должен сказать, что Элиот занимает одно из ведущих мест среди людей моего времени, которые помогли мне лучше понять современный мир. Многое в нём я должен отбросить, и мне не составляет трудности обнаружить у Элиота то, что я считаю бесполезным.Но и тогда останется ещё многое, без чего я был бы беднее и смотрел бы на жизнь более узко и за что я могу быть ему только благодарен» [45;232]. Говоря, казалось бы, о собственном частном опыте работы в «Крайтерионе», Мортон выделяет тот принцип политики Элиота — редактора, который характеризует всё его творчество, и которому подчинены как поэтические, так и литературно-критические искания поэта.

В 1948 году сам Элиот, вспоминая этот период своей жизни, проведённый в редакции журнала, писал: «Наша цель была не столько добиваться преобладания каких-то определённых идей, сколько поддерживать интеллектуальную жизнь на наивозможно высоком уровне» [80;244]. Это стремление, в определённом смысле добровольно принятая миссионерская роль, не только раскрывает редакторскую политику журнала «Крайтерион», а с 1925 года - издательского дома «Фабер и Фабер», где Элиот занимает пост главного редактора, но и является одной из причин возникновения многочисленных просветительских радиопередач с его участием. Знаменательно в этом отношении, что дед поэта, Вильям Гринлив Элиот, был священником-унитарианцем, приверженцем одной из ветвей протестантизма. Это направление культивировало веру в хорошую работу, в уважение авторитетов, общественную деятельность и успех. В.Г. Элиот снискал всеобщее уважение в Сент-Луисе, построив в городе церковь и основав университетский колледж. Как пишет П. Экройд, хотя Томас Элиот родился через три года после смерти деда, он вспоминал, что всегда ощущал сильное его влияние. Творческие заслуги Элиота были оценены современниками: в 1948 году он получает Нобелевскую премию «За приоритетное новаторство в становлении современной поэзии».

В сознании образованного читателя имя Элиота ассоциируется с поэмами «Бесплодная земля» ("Waste Land") (1922), «Пепельная среда» ("Ash Wednesday") (1930), «Четыре квартета» ("Four Quartets") (1943). В литературоведении существует большое число фундаментальных работ, посвященных исследованию поэтического и литературно-критического наследия Элиота. В отечественной критике творчеству Элиота уделяли внимание Н.Я Дьяконова, Г.Э. Ионкис, Я.В. Любивый, Т.Н. Красавченко, A.M. Зверев, А.А.Аствацатуров и другие. Исследователи сосредоточили своё внимание главным образом на поэмах Элиота и на его теоретических взглядах.

Н.Я. Дьяконова в работе «Thomas Stearns Eliot» в книге «Three Centuries of English Poetry» (1967) даёт детальный стилистический анализ стихотворения Элиота «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» ("The Love Song of J. Alfred Prufrok") (1915), в котором намечены философские темы и поэтические приёмы, получившие дальнейшее развитие в его поэмах. Исследовательница отмечает присущее стилю Элиота смешение трагического и иронически-пародийного начал. «Отчаяние от контраста современного мира и старого, в котором для Элиота воплощались безвозвратно утраченные жизнеспособность и порядок, смешивается с саркастической отрешённостью и презрением к жалким стандартам современности» [112;252].

Работы Я.В. Любивого [102] и Т.Н. Красавченко [38] посвящены литературно-критическому аспекту творчества Элиота, выявлению взаимосвязей его взглядов и теоретических рассуждений поэтов прошлого - Драйде-на, Кольриджа, Арнольда и философов начала XX века - Бергсона, Бэбби-та, Хьюма. Я.В.Любивый отмечает сложность и многогранность критического наследия поэта. Он подчёркивает, что поэтическая манера позволяет «отнести Элиота к модернизму,.но отнести его к какой-либо ветви модернизма как направления — эта задача вызывает определённые затруднения» [102;16-17].

Г.Э. Ионкис в работе «Эстетические искания поэтов Англии 19101980 годов» (1979) рассматривает творчество Элиота в контексте литературного развития начала прошлого столетия, прослеживая параллели и находя коренные различия между его взглядами, поэзией - и исканиями не менее одарённых современников — У.Б. Иейтса, Э. Паунда, Т.Э. Хьюма, Д.Г. Лоренса, С. Дей-Льюиса, У.Х. Одена и других. Формирование эстетических взглядов Элиота совпало с эпохой духовного кризиса Европы. Потрясения Первой мировой войны, утрата нравственных ценностей и ориентиров становится основной причиной поиска философами и поэтами путей спасения европейской культуры. Вслед за О. Шпенглером, автором книги «Закат Европы», Элиот развивает мысль об антиномии цивилизации и культуры. Хаосу цивилизации он противопоставляет идею культуры, утверждающую интеллектуальную независимость поэта от скомпрометировавшей себя политической и государственной власти. Законченную форму эта концепция приобретает в 1948 году, когда Элиот выпускает книгу «Заметки по поводу определения культуры».

Помимо независимости поэта, Элиот говорит и о его ответственности не только как мастера слова, развивающего и обогащающего родной язык, но и как художника, выражающего «чувства своей эпохи». Пример такого выражения он находит в творчестве Данте и Шекспира, Вийона и Блейка,

Стендаля и Флобера, Бодлера и Джойса. По мысли Элиота, когда великий поэт пишет о себе, он неизменно пишет и о своей эпохе. В творчестве самого Элиота такое выражение, особенно в первых произведениях воплощалось в усложнённой поэтической форме. «Поэты нашей цивилизации в той форме, в какой она существует ныне, не могут не быть трудными. Наша цивилизация подразумевает громадную сложность и многообразие, каковые порождают такие же сложные и разнообразные последствия» [80; 187]. В этом смысле теория культуры Элиота элитарна. Он надеется быть услышанным и понятым сравнительно узким кругом наиболее подготовленных читателей. Он говорит о существовании (в противовес авангарду) пассивного, гораздо большего слоя читателей, мнение которых ему тоже не безразлично. Элиот рассчитывает выполнять свою задачу поэта, опираясь на элиту, благодаря влиянию которой разовьётся литературный вкус и более широкого круга читателей. Одним из ярких примеров этой литературной позиции является поэма «Бесплодная земля», к которой автор, в силу трудности её понимания, вынужден был написать семистраничный комментарий.

В монографии Г.Э. Ионкис «Английская поэзия XX века» (1980) исследовательница посвящает отдельную главу анализу поэтического творчества Элиота с 1917 года, когда был опубликован сборник «Пруфрок и другие наблюдения» ("Prufrok and Other Observations"). Рассматривая стихотворения и вышеназванные поэмы, она выделяет круг объединяющих их сквозных тем. В исследовании поэмы «Бесплодная земля» Г.Э. Ионкис отмечает присущую ей «неутолённую духовную жажду предвоенного поколения, а также апокалиптические настроения, охватившие послевоенную Европу» [31; 100]. Тема смерти, широко варьирующаяся в поэме, а также мотив поругания, осквернения становятся символами процесса духовной деградации, глубоко поразившего современное общество.

Мотивы прижизненной, духовной смерти и ужаса жизни, лишенной веры, раскрытые в поэме «Бесплодная земля» развиваются дальше в поэме «Пепельная среда» через поиски нравственной, религиозной опоры. Объединяя предыдущие темы, поэма «Четыре квартета» укрупняет их сочетанием с литературно-социальными размышлениями Элиота о задачах поэзии в современном мире и роли поэта в развитии родного языка. Исследовательница говорит об интермедиальных связях поэтической манеры Элиота с музыкальной техникой Рихарда Вагнера, с помощью чего автор «Бесплодной земли» достигает слияния поэтической образности и философской идеи. «Однако сама пессимистическая концепция жизни роднит его не столько с автором «Кольца Нибелунгов» - сколько с Джойсом, который, как известно, не обладал «внутренней гармонией духа»», — заключает Г.Э. Ионкис [31;34].

Исследовательница упоминает также трагедию «Убийство в соборе» ("Murder in the Cathedral") (1935), написанную в период между двумя последними поэмами. В отечественном литературоведении принято считать, что значение этой пьесы в творчестве Элиота не столь велико, как значение его поэм. Между тем эта трагедия первая в ряду пьес, раскрывающих талант поэта с другой, мало известной у нас стороны — талант Элиота-драматурга.

Обращение Элиота к театру свидетельствует об эволюции и изменениях идеи элитарности культуры в его литературно-критической теории. Если в начале творчества он обращается к высокообразованному кругу читателей, то в преддверии Второй мировой войны, ясно осознавая неотвратимость надвигающейся катастрофы, которая была предсказана ещё в поэмах «Бесплодная земля» и «Полые люди», Элиот обращается к широкой аудитории. Слова Э. Паунда: «всякое понимание цивилизации нуждается в понимании несоразмерностей» [51; 137] могут служить комментарием к изменению Элиотом выбора аудитории. «Несоразмерность» элиты и массового читателя ярко демонстрирует Элиоту необходимость обращения к последнему. Вероятно, в этом кроется причина того, что, дебютировав на религиозном фестивале трагедией на религиозную тему, а, следовательно, для определённой аудитории, Элиот в дальнейшем обращается к «простой» публике, живо реагировавшей на его пьесы многочисленными письмами и отзывами.

В отечественном литературоведении принято говорить о нескольких этапах творчества Элиота — первый: 1915-1922 гг., заканчивающийся созданием поэмы «Бесплодная земля»; второй: 1922-1930 гг., финалом которого становится поэма «Пепельная среда». Переход Элиота в католичество в 1927 году расценивается как «поворот к религии» [31;116], переломный момент в творчестве поэта. Этим и объясняется «пересмотр его взглядов» и, если итогом первого поэтического этапа была поэма, само название которой обращало читателей к хаосу современной жизни, то название поэмы, заканчивающей второй этап, отсылает к религиозно-католическим обрядам. Третий этап творчества Элиота принято выделять после 1930 года - это время написания поэмы «Четыре квартета» (1936-1943), трагедии «Убийство в соборе» и остальных четырёх пьес, в нашей стране недостаточно исследованных. Произведения третьего этапа, кроме поэмы и трагедии, в целом принято считать в отечественном литературоведении проявлением творческого упадка поэта.

Следует отметить два диссертационных исследования, посвященных драматургии Элиота: работу И.К. Кочетковой «Т.С. Элиот-поэт, критик, публицист и драматург» (1969) и работу М.М. Гринберг «Буржуазная драма в Англии 1930-1960-х годов» (1969). Обе исследовательницы дают обзор пьес Элиота, подробно исследуя только трагедию «Убийство в соборе». Они характеризуют главным образом её значение для поэтического творчества Элиота в целом (Кочеткова) и её место в соотношении с современным ей коммерческим и интеллектуальным театрами (Гринберг). Независимо друг то друга исследовательницы приходят к единому выводу о том, что Элиот, «сознательно мифологизируя своего современника, не добился искомого драматизма, так как был озабочен не живой игрой страстей, а схоластической иерархией неизменных духовных абсолютов, поскольку отдал предпочтение перед живым мировосприятием догматической оценке человеческих поступков» [96;23]. Такое суждение представляется чересчур тенденциозным и предвзятым, учитывая не только активную, общественно-публицистическую деятельность Элиота (чтение просветительских лекций, циклы радиопередач, эссе и монографии, посвященные вопросам развития современного общества), но и неослабевающий интерес зрительской аудитории и зарубежных литературоведов к его пьесам.

Одно из последних и наиболее полных исследований поэтического творчества и литературно-критической теории Элиота принадлежит А.А. Аствацатурову. В диссертации 1996 года, а затем и в монографии 2000года «Томас Элиот и его поэма «Бесплодная земля»» он последовательно доказывает тезис о том, что «необходимо учитывать единство критических и творческих усилий англо-американского поэта» [91;5]. Разделяя эту точку зрения, необходимо отметить, что поэтическое творчество Элиота включает и драматургию. Таким образом, следуя неоспоримой логике ученого, представляется необходимым обратиться к рассмотрению недостаточно изученных в России пьес Элиота, без которых всестороннее понимание творчества поэта не возможно.

В зарубежном литературоведении давно сложился иной подход к изучению творчества Элиота. Оно рассматривается как феномен культуры XX века, органически от неё неотделимый. Наследие Элиота настолько многообразно, что темы, затрагиваемые критиками в связи с ним, чрезвычайно широки и вариативны: от поэтической теории и её воплощения в драмах, до создания традиции (причём традиция понимается здесь чрезвычайно многозначно не только как литературно-поэтическая преемственность, но и как способ восприятия, и в конечном итоге, отношение к жизни. В статье «Модернистское созидание традиции: О. Мандельштам, Т.С. Элиот, Э. Паунд» (1993) современная исследовательница Клэр Кэвана осмысляет литературную традицию Элиота, сочетающую завоевания не только англо-язычных, но и мировых поэтов, как проявление своеобразного «культурного сиротства», некоего «аутсайдерства» [101;401]. Высказывание Элиота об Америке как о «большой, унылой стране, которую никому не хочется посещать» [101;418] заставляют исследовательницу увидеть в нём «модерниста из провинции, с окраины европейского культурного пространства» [101;407]. Тем не менее, каково бы ни было субъективное отношение американской исследовательницы к Элиоту, она, не может отказать его творчеству в приоритетной значимости для развития мировой культуры.

Выделяются также известные в отечественной критике исследования авторитетных зарубежных учёных Ф.О.Маттисена, Е.Дрю, Х.Кеннера. Ценность их работ определяется не только глубоким философским осмыслением творчества Элиота, чуткостью к его поэтическому языку, выявлением преемственности литературных традиций. Важно и то, что, будучи современниками, практически ровесниками (Е. Дрю) поэта, они в его творчестве видели не только феномен культуры, но и непосредственную реакцию на бурное развитие истории XX века, живо волновавшую их самих.

Большое число работ в зарубежном литературоведении посвящено собственно драматургическим исканиям Элиота. Здесь выделяются книги режиссёра-постановщика Мартина Брауна, работавшего с Элиотом. Важность его монографий «Создание пьес Элиота» (1969) и «Постановка комедии «Вечеринка с коктейлями»» (1970) определяется не только непосредственным участием Брауна в постановках пьес, но и длительными, доверительно-дружескими отношениями, связывавшими автора и режиссёра. Их дружба позволила Элиоту обсуждать с Брауном пьесы в период их создания и относиться максимально серьёзно к его суждениям.

Среди литературоведческих работ о драматургии Элиота необходимо отметить следующие, объединённые общим направлением исследования. Это монографии Вильяма Арроусмита, Дэвида Донохью, Кэрол Смит, Стивена Спендора, и работы Гровера Смита, Дэвида Джоунза, Сьюзен Блэлок, Джордж Вильяме. Первая группа объединяет исследователей в стремлении выявить символический уровень пьес и - шире - всего творчества Элиота, проследив общие для пьес и драм мотивы. Например, мотив одиночества, выраженный через символ тёмной комнаты, дома, пространства; мотив действия-выбора, символом которого является закрытая или открытая дверь и, символ лестницы, ступенек как развития человека, и так далее. Вторая группа работ объединяется общим стремлением исследователей выявить мифологические и литературные реминисценции пьес Элиота, проследив, таким образом, диалог прошлого и настоящего.

Выделяется из других работа Роберта Джеветта «Темы и композиции пьес Элиота» (1983). Исследователь выделяет в качестве центральной религиозно-христианскую идею Любви. Последовательно подходя с этих позиций к анализу пьес, он прослеживает развитие соотношения тем любви общечеловеческой и Любви христианской в драматургии Элиота.

Следует также отметить работы Хелен Гардер «Искусство Элиота» (1975), «Пьесы Элиота» (1980) и другие. Исследовательница берёт за основу анализа последнюю поэму Элиота «Четыре квартета» как вобравшую в себя в том или ином виде практически все мотивы предыдущих поэм. Пьесы Элиота она рассматривает с точки зрения преломления в них мотивов поэм, проводя, таким образом, неоспоримое доказательство преемственности поэм и пьес Элиота.

Прослеженные серьёзные различия литературоведческих подходов к творчеству Элиота в отечественной и зарубежной критике определяет актуальность изучения чрезвычайно мало исследованной в России драматургии поэта. Необходимость такого исследования усиливается ещё и тем, что сегодня, когда в отечественной науке ученые заново открывают творчество Элиота, невозможно не рассматривать его в поэтико-теоретической целостности. Выбор пьесы объясняется, прежде всего, её местом в драматургии Элиота: написанная после двух пьес и предваряющая следующие две, она представляет особый интерес в плане изучения эволюции мотивов и поэти-ко-драматических образов в его творчестве; как единственная комедия Элиота, она позволяет осмыслить обычно мало замечаемый аспект его творчества.

Объектом исследования являются пьесы Элиота, его литературно-критические и социально-культурологические работы, а так же отечественные и зарубежные исследования его творчества.

Предметом исследования является художественно-поэтический мир комедии Элиота «Вечеринка с коктейлями».

Цель работы: исследовать драматургический метод, применённый Элиотом в комедии «Вечеринка с коктейлями». Исходя из названной цели, в работе поставлены следующие задачи:

1. Определить место драматургии в творчестве Элиота и выявить основные черты его драматургического метода.

2. Определить драматургические приёмы, с помощью которых был создан образно-тематический мир комедии.

3. Раскрыть темы и семантику образов комедии в контексте поэтических, драматургических, социальных и религиозных взглядов Элиота.

4. Определить значение комедии «Вечеринка с коктейлями» в драматургии поэта.

Задачи исследования определяют структуру и содержание работы: В первой главе рассматриваются основные этапы развития английского театра первой половины XX века, анализируются взгляды Элиота на проблемы театра, в том числе поэтического, а так же даётся краткий обзор его пьес.

Вторая глава представляет собой подробный анализ комедии Элиота «Вечеринка с коктейлями»: выявляются темы, мотивы, образы пьесы, прослеживается непосредственная взаимосвязь произведения с социально-религиозными и критическими эссе поэта, определяются литературные и философские традиции, повлиявшие на создание комедии.

В заключении подводятся основные итоги и выводы исследования. Методология исследования основана на интегрирующем анализе, сочетающем методику аналитического чтения историко-литературный и герменевтический методы. Методологическую значимость для исследования имели работы ведущих отечественных и зарубежных историков литературы Англии и США (А.А.Аникст, Н.Я.Берковский, В.В.Бычков, А.М.Зверев, Е.П.Зыкова, Г.Э. Ионкис, Б.О. Костелянец, Т.Н. Красавченко, Ю.М.Лотман, Е.А. Цурганова, Т.Г. Чеснокова, Н.Т. Пахсарьян, И.М.Браун, Э.Бентли, Р.Вильямс, Е.Дрю, Р.Дж. Коллингвуд, О.Ф.Маттиссен, Э.Паунд, X. Гарднер и другие)

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

• Впервые определяются основные черты драматургического метода Элиота, его роль в возрождении английского поэтического театра;

• В работе подробно рассмотрены литературно-критические и социально-религиозные взгляды Элиота, что позволило значительно расширить трактовку затронутых в комедии «Вечеринка с коктейлями» тем и переосмыслить конфликт пьесы;

• В исследовании комедии впервые выявляется пасторальный модус, позволяющий по-новому определить семантику образов пьесы;

• Подробно рассматриваются жанровые особенности «Вечеринки с коктейлями» и впервые обосновывается ориентация Элиота на теорию комического Бергсона;

• Определяется значение комедии «Вечеринка с коктейлями» в драматургии Элиота, прослеживается комплексное развитие тем и образов его пьес, необходимое для изучения театральной деятельности поэта.

Теоретическая значимость заключается в том, что в диссертации:

1. Предлагается новый подход к изучению системы персонажей комедии Элиота, учитывающий соединение характерного для литературы XX века интертекстуального компонента, элементов пасторального модуса и жанровой диффузии пьесы.

2. Многоаспектная тематика пьесы уточняется через интеграцию основных семантических уровней.

3. Выявляются основные принципы драматургического метода и приемы, присущие пьесам Элиота, а также драматургические приемы, характерные только для его комедии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения и выводы диссертации открывают перспективы дальнейшего исследования творчества Элиота с учетом единства его драматургических, поэтических и критических работ.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании истории английской литературы XX века, истории английского театра, а также при рассмотрении проблемы возрождения и развития поэтической драмы в XX веке.

Апробация работы: главные положения исследования были изложены в форме докладов, прочитанных на Герценовских чтениях (г. Санкт-Петербург) в период с 2002 по 2004 год, а так же на Всероссийских научных конференциях (г. Череповец) в период с 2001 по 2004 год.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Прокофьева, Ольга Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы: 1. Обращение к драматургии является закономерным развитием поэтического творчества Элиота. Поиск новых путей, форм, средств выражения приводит автора поэм «Бесплодная земля», «Полые люди», автора, за чьим искусством закрепилась слава элитарного поэта, в театр. Закономерность театрального этапа в творчестве Элиота объясняется его взглядами на социальную функцию поэзии и её роль в обществе. Он подчёркивает важность развития поэтического языка, который вносит изменения не только в речь, но в процесс восприятия, и, в конечном итоге, в жизнь всех членов общества.

Под социальным назначением поэзии, - пишет Элиот, - я имею в виду её способность оказывать — соответственно содержащейся в ней энергии и достигнутому в ней совершенству - воздействие на речь и характер восприятия всего народа» [72; 189]. Элиот замечает, что это воздействие оказывается существенным как для людей, которые читают поэзию, так и для тех, «которые не знают имён величайших поэтов своей страны» [72; 184]. Для процесса изменения способов поэтического восприятия, по его мнению, должен существовать небольшой авангард людей, понимающих поэзию и способных быстро усваивать всё новое. Однако элитарность Элиота имеет и «оборотную сторону», он подчёркивает, что пассивный круг читателей не должен отставать слишком намного: «культивируемое элитой сегодня будет усвоено уже следующим поколением» [72; 188]. В этом смысле элитарность становится одной из причин обращения Элиота к театру, так как именно в нём поэт видит один из способов развития литературного вкуса, что позволит сократить разрыв между авангардом и пассивным слоем читателей. «Идеальным средством выражения поэзии, - пишет Элиот, — так же как и наиболее непосредственным проявлением её общественной «полезности», на мой взгляд, является театр» [72; 146].

Элиот-драматург не отказывается от поэтических принципов, выработанных им в ранних стихах и поэмах: он по-новому развивает их в пьесах. Этим во многом и обусловлены основные черты драматургического метода Элиота, берущие начало в его поэзии:

• Совершенствование поэтического языка как средства развития восприятия, читательского вкуса личности, и осознания связи с культурой предшествующих эпох. Важность стихотворного языка обусловливает для Элиота необходимость возрождения поэтической драмы в XX веке.

• Обретение равновесия мысли и чувства, характерного, по мнению Элиота, для драматической традиции Шекспира и его младших современников, но утраченного к концу XVII века. В своем поэтико-драматургическом творчестве Элиот по-новому воплощает один из важнейших принципов елизаветинской драмы - «единство чувства», — при котором постепенно стирается острота контраста между трагическим и комическим.

• Использование объективного коррелята для создания напряжённой структуры драматического произведения. Элиот обращается к обычным, «распространённым» эмоциям в противовес чрезвычайным. Интенсивность переживания достигается им с помощью отыскания «объективного коррелята» этих эмоций — внешней ситуации неминуемо рождающей сопутствующий эмоциональный ряд. Устранение расхождения между чувственно переживаемым и интеллектуально осознаваемым также достигается Элиотом с помощью поэтико-драматургической техники коррелирования узнаваемых эмоций.

• Использование интертекстуальности как возможности «превратить мировое время в безвременной мир» [32;101]. В пьесах Элиота античный миф функционирует как структурообразующее начало сюжета.

Воссоединение семьи» — «Орест» Эсхила, «Вечеринка с коктейлями» —

Алкеста» Еврипида, «Личный секретарь» — «Ион» Еврипида.) Конфликт античных пьес - столкновение героя с трагическими, непреодолимыми обстоятельствами - преобразуется в пьесах Элиота в духовный поиск,

156 осуществляемый через поиск собственного «Я». Смысловой акцент перенесён с последствий сделанного выбора на сам процесс принятия решения, что позволяет раскрыть внутренний мир персонажей в движении и развитии.

Элиот использует интертекстуальный потенциал не только для создания диалога разных эпох, для его пьес характерна также полифония современной ему культуры. Он обращается к распространённым явлениям XX столетия, соединяя их с художественной реальностью своих пьес, за счёт чего создаётся определённая напряжённость внутреннего конфликта. Например, надвигающаяся угроза фашизма, послужила причиной заимствования для речи рыцарей из трагедии «Убийство в соборе» общеизвестной формы обращения к мирным жителям захватчиков, устанавливающих «новый режим»; а широко распространённое в Европе и, особенно в Америке, увлечение психоанализом, отразилось в комедии «Вечеринка с коктейлями» в образе загадочного доктора Райли.

• Развитие отношений триады автор — исполнитель - зритель, все компоненты которой одинаково важны для Элиота. Зритель, наравне с автором и исполнителем включается в эмоционально-философское осмысление его пьес, творчески завершая процесс эволюции художественного текста. Здесь же можно отметить характерный драматургический приём Элиота — открытый финал большинства его пьес, словно приглашающий зрителей к активному творческому сотрудничеству. 2. Применяя в комедии «Вечеринка с коктейлями» выработанный драматургический метод, Элиот создаёт образно-тематический мир пьесы с помощью следующих основных драматургических приёмов:

• Композиционное повторение ключевых сцен пьесы (сцены «вечеринки в доме Чемберленов» и «принятия решений в кабинете доктора Райли»), раскрывающее возможные варианты развития действия и внутреннюю диалектичность героев. Первый повтор — сравнение эпизодов начала и конца пьесы - позволяет увидеть последствия решений героев, а второй -раскрывает суть двух выбранных путей: попытку поиска взаимного

157 общения, постижение «чужого» и, с другой стороны, стремление к постижению себя и мира, к обретению высокой жертвенной роли.

• Использование пасторального модуса для изображения внешней гармонизации отношений между героями. Элиот соединяет иронический и идеальный потенциалы пасторали со средневековой пасторальной традицией в изображении пастуха как «духовного наставника» и, с другой стороны, «нищего духом». Такое сочетание позволяет создать философско-диалектический мир пьесы, в котором конфликт семейной драмы оборачивается нравственной гибелью личности, поиски житейского счастья перерастают в духовные искания, а «мистическое» знание духовного наставника раскрывается в прозаическом стремлении последнего к власти.

• Использование предметно-вещественного мира пьесы как одного из факторов языковой и композиционной доминанты, дающего толчок к развёрнутому сюжетному движению и особой организации художественного пространства, а также подчеркивающего контраст между внешним действием и внутренними мотивами персонажей.

• Обращение к жанру комедии с целью выявить, благодаря особенностями этого жанра, пороки, присущие обществу. Пьеса в неменьшей степени ориентирована на философию А.Бергсона, его понимание комического как необходимой реакции на возникающую косность общественного устройства.

3. В рассмотренной комедии Элиот организует систему персонажей с помощью двух категорий: «ведущих» (Райли, Джулия, Алекс) и «ведомых», причем последняя подразделяется на «ведомых, смирившихся с выбором, предложенным «ведущими»» (Эдвард, Лавиния), и «ведомую героиню, самостоятельно выбравшую свой путь» (Селия). В пьесе выделяется еще один персонаж - Питер Квилп, с помощью которого Элиот подчеркивает открытость финала пьесы: зрителям остаются неизвестны как окончательный выбор героя, так и перипетии очередной начавшейся в доме Чемберленов вечеринки. Диалектичность пьесы Элиота, в которой сочетаются два полярных жизненных пути: стремление к самопознанию, самопожертвованию и, с другой стороны, стремление приспособиться к

158 жизненным обстоятельствам, объясняет широту проблематики произведения. Здесь воплотились философские, социальные, религиозные взгляды Элиота, позволяющие говорить о важности и современности комедии как для середины XX века, так и для начала века XXI. Пьеса затрагивает следующие темы:

• Проблема власти и ответственности за руководство другими людьми с одной стороны, и проблема добровольного подчинения внешней силе, приводящего к гибели собственной личности.

• Проблема выбора и способности личности к самостоятельным решениям.

• Тема любви, раскрывающаяся в общечеловеческом и христианском аспектах.

• С темой христианской любви тесно переплетается тема мученичества и самопожертвования во имя других людей.

• Проблема соотношения религии, веры и социального устройства общества. По мнению Элиота, религия должна быть одной из неотъемлемых ценностей общества, так как в ней заключено нравственное мерило всех вещей. Современное общество Элиот склонен рассматривать как чисто социальное, в котором христианское поведение «возможно только в ограниченном количестве ситуаций» и человек часто стоит перед выбором между тем, что с его точки зрения отвечает принципам христианства и тем, что «правильно» и удобно для него самого. Такое разделение христианского и социального компонентов ведёт, по мысли Элиота, к умиранию истинной веры, поскольку «поведение так же способно влиять на веру, как и вера на поведение» [79; 140]. Привычка «смиряться с меньшим злом» и распространённое явление «утраты собственного «Я» — вот основные симптомы нравственной катастрофы, которая угрожает жителям современного общества, персонифицированного в образах Эдварда и Лавинии.

4. Место комедии «Вечеринка с коктейлями» в драматургии Элиота определяется, главным образом, кругом затронутых тем и драматургическими приёмами, в ней воплощенными. Комедия развивает волновавшие Элиота проблемы нравственного выбора личности, христианской любви и духовного развития, необходимого для мученического самоотречения во имя спасения ближних. В тоже время пьеса открывает круг новых тем, нашедших развитие в последних драмах Элиота и связанных с духовными поисками личности, осознающей свое бытие не в противопоставлении с миром, а в единстве с ним. В этом отношении важна проблема религиозно-социального общества, ярко выраженная в комедии.

Вечеринка с коктейлями» синтезирует драматургические приёмы предыдущих пьес: современность происходящего действия, развитие интриги, в ходе которой наступает нравственное очищение персонажей с помощью одной, выдающейся личности. Вместе с тем, начиная с комедии, Элиот переносит смысловой акцент с героического персонажа на общество в целом и обращает внимание не на изначально выделяющуюся личность, как, например, Томас Бекет, а на обычного, подобного многим другим человека, который, тем не менее, находит в себе силы для духовного роста и совершенствования.

Таким образом, комедия «Вечеринка с коктейлями» занимает центральное место в драматургии Элиота, соединяя в себе достоинства предыдущих пьес и предвосхищая изменения последующих.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Прокофьева, Ольга Сергеевна, 2005 год

1. Eliot T.S. Collected Plays. London: Faber and Faber, 1972.

2. Элиот T.C. Домашний приём // Элиот Т.С. Убийство в соборе / Пер, В.Топорова. СПб.: «Азбука», 1999.

3. Элиот Т.С. Избранная поэзия. СПб.: «Северо-Запад», 1994.

4. Элиот Т.С Камень. — М.: «Христианская Россия», 1997.

5. Еврипид Алкеста// Еврипид Трагедии / Пер. И.Анненского. М., 1969.

6. Льюис К.С. Письма Баламута. Киев, 1986

7. Шекспир В. Комедии и трагедии / Пер. О.Сороки. М.: «Аграф», 2001.

8. Шекспир В. Трагедии / Пер. ЮЛозинского. — СПБ.: «Лениздат», 1993.

9. Шекспир В. Гамлет (в поисках подлинника) / Пер. и комментарии И.В.Пешкова. — М.: «Лабиринт», 2003

10. Донн Д. Песни и сонеты / Английская лирика первой половины XVII века / Под ред. А.Н.Горбунова. М.: Изд-во МГУ, 1989.

11. ОБЩАЯ НАУЧНАЯ, КРИТИЧЕСКАЯ, ФИЛОСОФСКАЯ, ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

12. Августин. Исповедь. СПБ.: «Азбука», 2001.

13. Андреев М.Л. Средневековая европейская драма: происхождение и становление (X-XIII). М., 1989.

14. Аникст А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. — М.: «Наука», 1980.

15. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. — М., 1967.

16. Аннаньель Т. Христианство: догмы и ереси. — СПб.: Bordas, 1997.

17. Античность в контексте современности: Сб. статей / Под ред. А.А.Тахо-Годи. М., 1990.

18. Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии. — М.: «Высшая школа», 1981.

19. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.

20. Бергсон А. Смех. — М.: «Панорама», 2000.

21. Берковский Н.Я. Литература и театр. — М., 1969.

22. Берковский Н.Я. Статьи и лекции по зарубежной литературе. — СПБ.: «Азбука-классика», 2002.

23. Бычков В.В. Эстетика поздней античности II-III века. — М.: «Наука», 1981.

24. Вайс М. Библия и современное литературоведение. Метод целостной интерпретации. — М.: «Мост культуры», 2001.

25. Гарин И.И. Век Джойса. — М.: «Тера-Книжный клуб», 2002.

26. Делез Ж. Критика и клиника. СПб.: Machina, 2002.

27. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. — М., 1986.

28. Зарубежная литература второго тысячелетия 1000-2000 / Под ред. Л.Андреева. — М.: «Высшая школа», 2001.

29. Зверев А. Эзра Паунд — литературная теория, поэзия, судьба. // Вопросы литературы № 6, 1970.

30. Зингерман П.И. Очерки истории драмы XX века. М., 1970.

31. Зыкова Е.П. Пастораль в английской литературе XVIII века. — М.: «Наследие», 1999.

32. Ионкис Г.Э. Английская поэзия 20 века. 1917-1945. М.: «Высшая школа», 1980.

33. Ионкис Г.Э. Эстетические искания поэтов Англии 1910-1930. — Кишинев: «Штиинца», 1979.

34. Катышева Д.Н Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. — СПб.: Изд-во ГУП, 2001.

35. Катышева Д.Н. Литературный монтаж как метод сценического мышления. -СПб., 1997.

36. Коллингвуд Р.Д. Принципы искусства. — М.: «Языки русской культуры», 1999.

37. Костелянец Б.О. Драма и действие: лекции по теории драмы. — Л., 1976.

38. Костелянец Б.О. Свобода и зло. Самоочищение и пресечение зла силой. Шекспир «Король Лир». СПб., 1999.

39. Красавченко Т.Н. Традиция против «Теории»: английская литературная критика // Наука о литературе в XX веке. Сб. статей. — М., 2002. — С. 166-179.162

40. Литвиненко Н.А. Аспекты театрализации романного повествования в пасторальной традиции // Пастораль в театре и театральность в пасторали. Сб. статей. М.: Изд-во МГОПУ, 2001. - С. 111-121.

41. Лотман Ю.М. Анализ пластического текста. Структура стиха. — Л., 1972.

42. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998.

43. Маттиссен Ф.О. Ответственность критики. М., 1972.

44. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

45. Мортон А. Английская утопия. М.: Иностранная литература, 1956.

46. Мортон А. От Мэлори до Элиота. — М.: «Прогресс», 1970.

47. Музыкальный театр. События, проблемы. Сб. статей. — М., 1990.

48. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. — М., 1976.

49. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. М., 1974.

50. Образцова А.Г. Драматургический метод Бернарда Шоу. — М., 1965.

51. Паскаль Б. Мысли. СПб.: «Азбука», 1999.

52. Паунд Э. Путеводитель по культуре. — М.: РФО, 1997.

53. Пахсарьян Н.Т. Миф, пастораль, утопия: к вопросу о дифференциации и взаимодействию литературоведческих понятий // Миф, пастораль, утопия. — М., 1998.-С. 36-47.

54. Пелевина Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста. — Л.: «Просвещение», 1980.

55. Пинский Л. Магистральный сюжет. -М.: Советский писатель, 1989.

56. Поляков М.Я. Поэтика, семиотика, теория драмы. — М.: «AD-пресс», 2000.

57. Рабинович В. Западная литература. История духовных исканий. — М.: «Интерпракс», 1999.

58. Ромм А.С. Шоу-теоретик. Л., 1972.

59. Ряполова В.А. Развитие концепции режиссуры в английском театре // Западное искусство. XX век: Проблема развития западного искусства XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 277-300.

60. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник / Сост. И.П.Ильин, Е.А.Цурганова. — М.: Интрада, 1996.

61. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 4. — М., 1954.

62. Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: «Азбука», 2000.

63. Федь Н.М. Искусство комедии. М.: «Наука», 1978.

64. Флобер Г. Избранные сочинения. — М., 1947.

65. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

66. Цурганова Е.А. Новации зарубежного литературоведения в XX веке // Наука о литературе в XX веке. Сб. статей. — М., 2002. — С. 101-123.

67. Чеснокова Т.Г. Шекспир и пасторальная традиция английского Возрождения. — М.: «Макс Пресс», 2000.

68. Чухрукидзе К. Pound & f. Модели утопии XX века. М.: «Логос», 1999.

69. Шоу Б. Новая драматургическая техника в пьесах Ибсена // Писатели Англии о литературе. — М.: «Прогресс», 1981. — С. 212- 221.

70. Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.

71. Эдвард Гордон Крэг. М., 1988.

72. Эйзенштейн С.М. Избранные статьи. — М., 1956.

73. Элиот Т.С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. — Киев: Airland, 1996.

74. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. — М.: «Наука», 1979.

75. Barnes T.R. Shaw and the London Theater // The modern age. Vol. 7. ed. by B.Ford. L.: Penguin books, 1964. P. 209-221.

76. Churchill R.C. The comedy of ideas: Cross-currents in the fiction and drama of the twentieth century // The modern age. Vol. 7. ed. by B.Ford. L.: Penguin books, 1964.-P. 221-231.

77. Eliot T.S. Notes towards the definition of Culture. L.: Faber and Faber limited, 1980.

78. Eliot T.S. Poetry and Drama. Cambridge: Cambridge U.P., 1951.

79. Eliot T.S. Points of View. Cambridge: Mass. Harvard, 1968.

80. Eliot T.S. Selected Essays. L., 1963.

81. Eliot T.S. The use of poetry and the use of criticism. Studies in the relation of criticism to poetry in England. L.: Faber and Faber, 1985.

82. Eliot T.S. To criticize the critic and other writings. L.: Faber and Faber, 1985.

83. Elmann R. Oscar Wilde. N.Y., 1988.

84. Lee O. Death and rebirth in Virgil's Arcadia. Albany, 1989.

85. Peacock R. The poet in the theatre. L., 1974.

86. Shaw G.B. A fearless champion of the truth. Moscow: "Progress", 1977.

87. The concise Cambridge history of English literature / ed. by G. Sampson. Cambridge: Cambridge U.P., 1979.

88. Williams R. Drama from Ibsen to Eliot. L., 1974.

89. РАБОТЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ТВОРЧЕСТВУ T.C. ЭЛИОТА

90. Аринштейн Л. Предисловие к русскому изданию поэзии Т.С.Элиота // Элиот Т.С. Избранная поэзия. — СПб.: «Северо-Запад», 1994. — С. 5-17.

91. Аствацатуров А.А. Автор, повествователь и читатель в раннем творчестве Т.С.Элиота // Автор. Герой. Рассказчик: Межвузовский сборник / Под ред. И.П. Куприяновой. СПб.: Изд-во СПБ. Ун-та, 2003. - С. 131-142.

92. Аствацатуров А.А. Идея антилиберализма в эссеистике Т.С.Элиота 20-х годов // Литература в контексте культуры: Межвузовский сборник. — СПб.: Изд-во СПБ. Ун-та, 1998. С. 129-138.

93. Аствацатуров А.А. Литературно-критическая теория Т.С.Элиота 1920-х годов и её эстетическая реализация в поэме «Бесплодная земля»: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. — Спб.: Изд-во СПБ. Ун-та, 1996.

94. Аствацатуров А.А. Проблема традиции в художественной системе Т.С.Элиота // Философские и эстетические традиции в зарубежной литературе: Сб. статей. — Спб.: Изд-во СПБ. Ун-та, 1995. — С.72-79.

95. Аствацатуров А.А Работа «Назначение поэзии и назначение критики» в контексте литературно-критической теории Т.С.Элиота // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев: Airland, 1996. - С. 15-39

96. Аствацатуров А А Т.С.Элиот и его поэма «Бесплодная земля». — Спб.: Изд -во СПб. Ун-та, 2000.

97. Джуссани JI. Церковь с современность в «Камне» Т.С.Элиота // Элиот Т.С Камень. М.: «Христианская Россия», 1997. - С. 5-22.

98. Гринберг М.М. Буржуазная драма в Англии 1930-1960-х годов: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. — М ., 1969.

99. Гринберг М.М. Драматургия Т.С.Элиота // Современный зарубежный театр. Очерки. М.: «Наука», 1968. — С. 34-42.

100. Зверев A.M. О литературно-критическом наследии Т.С.Элиота // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев: Airland, 1996. — С. 7-14.

101. Кобахидзе Т.Д. Проблема литературной традиции в творчестве Т.С.Элиота 20-х годов: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. — Тбилиси, 1981.

102. Кочеткова И.К. Т.С.Элиот поэт, критик, публицист и драматург: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. — М ., 1969.

103. Кэвана К. Модернистское созидание традиции: О.Мандельштам, Т.С.Элиот, Э.Паунд // Русская литература XX века. Исследования американских ученых. СПб.: «Петро-Риф», 1993. — С. 400-421.

104. Любивый Я.Ю. Критический анализ философии культуры Томаса Элиота. Киев, 1982.

105. Форстер Э.М. Две книги Т.С.Элиота // Писатели Англии о литературе. — М.: «Прогресс», 1981. С. 318-321.

106. Ackroyd P. T.S. Eliot: a life. -N.Y.: Simon and Schuster, 1984.

107. Amelina Т., Diakonova N. Thomas Stearns Eliot // An anthology of English literature.-M.: «Просвещение», 1985.-P. 103-7.

108. Arrowsmith W. English verse drama: "The Cocktail Party" // Hudson Review, Vol. 3 (Autumn), 1950. P. 411-30.

109. Austin A. T.S. Eliot: The literary and social criticism. — Bloomington, L.: Indiana U.P., 1971.

110. Blalock S.E. Guide to the secular poetry of T.S. Eliot. -N.Y., L., 1996.

111. Browne E.M. The making of a play. T.S. Eliot's "The Cocktail Party". -Cambridge: Cambridge U.P., 1966. ^ 110 Browne E.M. The making of T.S. Eliot's plays. Cambridge: Cambridge1. U.P., 1969.

112. Browne E.M. T.S. Eliot in the Theatre: The director's memories // T.S. Eliot. The man and his work / ed. by A. Tate. Penguin books, 1971. - P. 119-135.

113. Diakonova N. Thomas Stearns Eliot // Three centuries of English poetry. — JI.: «Просвещение», 1967. P. 251-263.

114. Donoghue D. "The Cocktail Party" // A collection of critical essays / ed. by H. Kenner.-N.Y.: Prentice-Hall, 1962.-P. 173-186.

115. Donoghue D The third voice. Princeton: Princeton U.P., 1963.

116. Drew E. T.S. Eliot: The design of his poetry. N.Y., 1949.

117. Dunkel W.D. T.S. Eliot's quest for certitude // Theology today, Vol. 7, 1995. -P. 228-36.i

118. Durrell L. The other Eliot. Atlantic, 1965.

119. Frye N. T.S. Eliot. L.: 1963.

120. Gardner H. The art of T.S. Eliot. L.: 1968.

121. Gardner H. The comedies of T.S. Eliot // T.S. Eliot. The man and his work / ed. by A. Tate. Penguin boob, 1971. P. 161-184.

122. Hall D. An interview with T.S. Eliot // Poets at work. L., 1969. - P. 27-45.

123. Jewett R. Theme and structure in the plays of T.S. Eliot. Trieste U.P., 1983.

124. Jones D.E. The plays of T.S. Eliot. Toronto, Toronto U.P., 1965.

125. Kenner H. The invisible poet: T.S. Eliot. -N.Y., 1966.

126. Kermode F. A Babylonish dialect // The man and his work / ed. by A. Tate. — Penguin books, 1971. P. 232-244.

127. Lynch W. Confusion in our theatre // Thought, Autumn, 1951. P. 345-360.

128. Lynch W. Theology and imagination // Thought, Spring, 1954. P. 60-72.

129. Mattissen F.O. The achievement of T.S. Eliot -N.Y., 1959.f 129 Pinion F.B. A T.S. Eliot Companion. Life and works. L.: Papermac, 1989.

130. Rahv P. Image and Idea // Twenty essays on literary themes. L.: 1957. - P. 196-202.

131. Rajan В. The overwhelming question // The man and his work / ed. by A. Tate. Penguin books, 1971. - P. 362-379.

132. Salinger L.G T.S. Eliot: Poet and Critic // The modern age, Vol. 7 / ed. by B. Ford. Penguin books, 1964. - P.330-350.

133. Schneider R. T.S. Eliot. The pattern in the carpet. Barkley, California U.P., 1975.

134. Sherek H On Giving "The Cocktail Party" // Theatre arts, Vol. XXXIV, 1950. -P. 25-30.

135. Smith C.H. T.S. Eliot's dramatic theory and practice: From "Sweeny Agonistes" to "The Elder Statesman". — Princeton: Princeton U.P., 1975.

136. Smith G. T.S. Eliot's poetry and plays. Chicago, 1956.

137. Speaight R. With Becket in "Murder in the Cathedral" // The man and his work / ed. by A. Tate. Penguin boob, 1971. - P. 184-196.

138. Spender S. T.S. Eliot. Glasgow, 1975.

139. Surette L. The birth of modernism. Montreal, 1993.

140. Therter J. What Cocktail party? // The New Yorker №1 (April), 1950. P. 2427.

141. Tomlin E.W.F. T.S. Eliot. A friendship. L.: Routledge, 1988.

142. Unger L. T.S.Eliot's images of awareness // The man and his work / ed. by A. Tate. Penguin books, 1971. - P. 205-244.

143. Williamson G. A reader's guide to T.S. Eliot. A poem-by-poem analysis. — L.; Thames and Hudson, 1970.

144. Wimsatt W.K. jr. Eliot's comedy // The Sewanee Review LVIII, 1950. P. 207-12.

145. Zalite T. An aid to reading T.S.Eliot. Рига: латвийский ун-т им. П.Ступки, 1978

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.