Драматическая лирика Роберта Браунинга: 1830-50-е годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Валетова, Оксана Владимировна

  • Валетова, Оксана Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 212
Валетова, Оксана Владимировна. Драматическая лирика Роберта Браунинга: 1830-50-е годы: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2004. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Валетова, Оксана Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Роберт Браунинг в контексте викторианской эпохи

§ 1. Историко-литературный процесс в Англии XIX века

1.1. Основные религиозные течения в эпоху викторианства

1.2. Социально-философские проблемы

1.3. Роберт Браунинг и современная ему проза

1.4. Влияние романтизма на творчество поэтов-викторианцев

1.4.1. Раннее творчество Браунинга и «озерная школа»

1.4.2. «Кумир юности»

1.5. Поэтическая концепция «объективного-субъективного»

1.6. Браунинг и поэзия его времени

§ 2. Драматизация^гирической формы. Жанр «драматического монолога»

2.1. История монологического жанра в английской литературе

2.2. Соотношение понятий «драматическая лирика» и «драматический монолог»

2.3. Место драматического монолога в традиционной жанровой системе

2.4. Особенности драматического монолога Браунинга

2.4.1. Герой

2.4.2. Слушатель

2.4.3. Драматическая ситуация

2.4.4. Психологизм

ГЛАВА 2. Раннее творчество Роберта Браунинга

§ 1. Романтическая поэма «Полина»

1.1. Исповедальная форма поэмы

1.2. ЗипЧгеаёег - образ Шелли-поэта

1.3. Сравнительно-сопоставительный анализ поэмы Браунинга «Полина» и поэмы Шелли «Аластор, или Дух Одиночества»

1.3.1. Образ «нереальной женщины»

1.3.2. Романтические черты поэмы

1.4. Композиция поэмы

1.5. Особенности стиля

§ 2. Эволюция творчества Браунинга от романтического субъективизма к объективной драматизации характеров

2.1. Драматическое творчество Браунинга: понятие «интроспективной драмы»

2.1.1. «Парацельс»

2.1.2. «Страффорд» и «Сорделло»

2.2. Поэтическая драма «Пиппа проходит» - первый опыт в области смешения формы

2.3. Драматический цикл «Бубенцы и гранаты»: сценические драмы Браунинга

ГЛАВА 3. Драматизация лирического монолога в поэзии Браунинга (сборники «Драматическая лирика», «Драматические поэмы и лирика» и «Мужчины и женщины»)

§ 1. Сборник «Драматическая лирика»

1.1. Общая характеристика ^д

1.2. «Палаты сумасшедшего дома»: первые монологи Браунинга ^

1.2.1. «Размышления Иоанна Агриколы» ^ ^

§

1.2.2. «Возлюбленный Порфирии» ^^

1.3. «Моя последняя герцогиня» ^^

1.4. «Монолог в испанской обители» ^

§ 2. Сборник «Драматические поэмы и лирика» ^

2.1. «Епископ заказывает себе гробницу в церкви Святой

Пракседы»

2.2. Другие стихотворения сборника.

§ 3. Сборник «Мужчины и женщины»

3.1. «Андреа дель Сарто»

3.2. «Фра Липпо Липпи» 181 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 190 БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Драматическая лирика Роберта Браунинга: 1830-50-е годы»

Творчество английского поэта Роберта Браунинга (1812-1889), одного из родоначальников жанра драматического монолога в поэзии, создателя поэтических драм и драматических поэм, философского романа в стихах («Кольцо и книга»), а также автора лирических монологов и драматической лирики, до сих пор остается практически неизвестным российскому читателю; между тем у себя на родине Браунинг снискал славу, сравнимую по популярности лишь с Шекспиром. Глубокий психологический анализ, объективно-драматический метод, реализовавшиеся в его произведениях, поэтический словарь, «включающий в себя все - от специальных терминов, известных лишь органистам, до древнееврейских заимствований»1, «разговорный» стиль и нетрадиционный синтаксис, - обусловили неугасающий интерес англоязычных читателей и исследователей к его поэзии.

В отечественном литературоведении единственной обстоятельной работой, посвященной этому крупному английскому поэту, является книга

•у

Екатерины Иннокентьевны Клименко «Творчество Роберта Браунинга» , в которой она знакомит российского читателя с поэтом викторианской эпохи и в хронологической последовательности дает анализ его произведений; выделяет основные особенности его метода и стиля, а также намечает пути дальнейшего исследования его поэтического наследия.

В последнее время в связи с ростом социально-культурных и национальных связей и развитием информационных технологий положение стало меняться: имя Браунинга все чаще появляется на страницах современных отечественных литературных изданий и интернет-сайтов, выходят в свет новые переводы его стихотворений.

Многогранное творчество Браунинга охватило значительную часть викторианской эпохи. Е. И. Клименко выделила в нем четыре периода:

1 Кокотов А. Роберт Браунинг. Два стихотворения из книги «Мужчины и женщины»/игЫ: Литературный альманах. Вып. 24. СПб., 2000. С. 26.

2 Клименко Е. И. Творчество Роберта Браунинга. Л., 1967.

1) 1830-1840-е гг. - первый лондонский период; 2) 1846-1861 - итальянский период; 3) 1861-1870-е гг. - второй лондонский период и 4) 1880-е гг. - время медленного спада творческой активности Браунинга, и вместе с тем рост его известности.

Вполне естественно, что за время поэтической жизни Браунинга Англия пережила целый ряд преобразований, затронувших социальную, религиозную и литературную сферы. В литературном процессе обозначился переход от романтического восприятия действительности к реалистическому, что наиболее ярко проявилось в социальном романе Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея. Но романтизм не прекратил своего существования ни в прозе (сестры Бронте), ни в поэзии викторианцев, в частности, в произведениях Альфреда Теннисона, Мэтью Арнольда и в ранних поэмах Браунинга, который вошел в английскую литературу именно тогда, когда началось формирование викторианского общества, его социально-политических и религиозных проблем. В это время значительным влиянием, особенно в отношении литературы, пользовались взгляды одного из главных философов эпохи Томаса Карлейля (1795-1881), сосредоточившегося на самой дискутируемой проблеме первой половины XIX века - проблеме героя и героической личности.

1830-1840-е гг. можно считать периодом постепенного созревания поэтического таланта Браунинга, когда под влиянием романтических идей Байрона и Шелли создаются поэма «Полина»(1833) и исторические драмы «Парацельс» (1835), «Страффорд» (1837) и «Сорделло» (1840), в которых находит воплощение разрабатываемая Карлейлем теория героического. Уже к концу 1840-х гг. Браунинг отказывается от романтической системы взглядов, героические сюжеты отходят на второй план, и он пытается пробовать себя в драматургии. Английский театр переживал тогда период упадка, ждали появления новых талантов, способных возродить серьезную драму. Известный режиссер и актер того времени Уильям Чарльз Макреди (1793-1873) был ориентирован на Шекспира, этому способствовало некоторое сходство елизаветинской и викторианской эпох, для которых было свойственно «расслоение общества, неоднозначность и противоречивость духовной жизни, интеллектуальное и духовное раскрепощение»1. Это обусловило стремление Браунинга обратиться к созданию драм «Король Виктор и король Карл», «Пятно на гербе» и «Лурия», так или иначе преломляющих сюжеты трагедий Шекспира. В это же время выходят пьесы «День Рождения Коломбы», «Возвращение друзов» и «Трагедия души». Но они не нашли отклика у викторианской публики, не готовой к рассмотрению сложных психологических проблем в рамках сценического жанра. Между тем Браунинг стремился исследовать душу, выразить бессознательное в сознательном; подобное смещение интереса с внешней событийности к внутренней борьбе в душе человека было характерно для времени, когда «новое представление человека о самом себе, его отношение к миру, субъективация современной жизни и опыта создали теоретическую базу для л подробного изображения человеческих реакций» . Браунингу же было необходимо найти подходящую форму для реализации своего замысла. Такой формой, ставшей господствующей с середины 40-х гг., оказался драматический монолог, разновидность драматической лирики. Главное внимание в нем отводится психологическим мотивам, управляющим поступками героев. Это нашло отражение в сборниках «Драматическая лирика» (1842), «Драматические поэмы и лирика» (1845) и «Мужчины и женщины» (1855). В период с 1846 по 1861 гг. были написаны самые знаменитые драматические монологи, раскрывавшие сущность объективно-драматического метода поэта, теоретическое обоснование которого он поместил в статье о Шелли в 1852 году.

В 1860-70- гг. в произведениях Браунинга все большее значение приобретает моральный аспект. Вероятно, это связано с усилением влияния на поэта викторианского толкования поэзии, согласно которому поэта

1 Афанасьева Е. С. Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук. СПб., 2003. С. 9.

2 Там же. оценивали в соответствии с его нравственным, интеллектуальным и духовным вкладом в развитие общества. В этот период из печати выходят крупные поэмы Браунинга «Действующие лица» (1964), «Фифина на ярмарке» (1872), «Пакьяротто, и как он работал во гневе» (1876) и самое фундаментальное его произведение «Кольцо и книга» (1869).

В 1880-е гг. намечается спад творческой активности Браунинга, стихотворения из сборников «Драматические идиллии» (1880) и «Асоландо» (1889) отмечены чувством разочарования и изрядной долей пессимизма. Но, тем не менее, именно на эти годы приходится пик интереса к творчеству поэта, пик славы и популярности, когда одно за другим в свет выходят собрания его сочинений. В 1881 году под руководством профессора Фернивалля в Лондоне было организовано Браунинговское общество по изучению и интерпретации творчества поэта, филиалы которого позднее были открыты в Америке и Австралии. Браунингу претила сама идея толкования поэтических произведений, поэтому он старался оставаться в стороне от деятельности общества, хотя несколько раз принимал участие в дискуссиях. Активная работа общества усилила и без того неослабевающий интерес к оригинальному творчеству Браунинга со стороны читателей, критиков и литературоведов.

В настоящее время количество работ, посвященных его творчеству, давно уже превысило количество его произведений. Современный исследователь Е. С. Афанасьева считает, что в целом критические исследования о творчестве Браунинга можно разделить на четыре группы: 1) работы, посвященные биографии поэта; 2) исследования драматических поэм и монологов; 3) общие исследования поэтики, языка и стиля Браунинга и 4) монографии, анализирующие «Кольцо и книгу»1. Ограничимся в данном исследовании тремя первыми пунктами классификации, но прежде отметим, что в 1968 г. издательство «Гарвард Юниверсити Пресс» выпустило своего рода путеводитель, знакомящий читателей с творчеством поэтов

1 Там же. С. 1. л викторианцев, «Поэты-викторианцы. Путеводитель», в котором дается полный библиографический обзор творчества Браунинга вплоть до 1968 года по разделам: собрания сочинений поэта, биография, письма, критические работы и статьи.

Среди биографических работ в первую очередь следует выделить книги лично знавшей Браунинга мисс Сазерленд Орр «Справочник к произведениям Браунинга» и «Жизнь и письма Роберта Браунинга». Подробный фактический материал собран Гриффином и Минчином в книге «Жизнь Роберта Браунинга». Самые достоверные биографические данные отражены в «Дневнике Браунинга» де Вейна. Следует отметить также работу профессора Даудена «Жизнь Роберта Браунинга», в которой даны отличные комментарии к происходящим в жизни поэта событиям. Нельзя упускать из вида личную переписку Браунинга, оформленную в сборниках под редакцией Худа и Кеньона.

Исчерпывающие анализ и интерпретация драматических монологов Браунинга даны в монографии Самюэля Карри «Браунинг и драматический монолог». Важную роль в понимании драматического метода поэта и толковании его монологов играет исследование Филипа Дрю «Поэзия Браунинга». Отдельно следует упомянуть «Сборник критических статей», вышедший под его редакцией, в котором затрагиваются различные аспекты творчества поэта. История становления жанра и его значение для поэзии XX века изложены в работах Ховарда «Драматический монолог: история и развитие» и «Викторианское наследие в XX веке».

Подробный анализ самых известных драматических монологов Браунинга дал Рома Кинг в книге «Смычок и лира». Серьезной и заслуживающей внимания представляется монография Роберта Лангбаума «Поэзия опыта», автор которой наметил ориентиры для толкования драматических произведений поэта. л

Фундаментальные исследования поэтики Браунинга были предприняты Парком Хонаном и Гоувилом в монографиях: «Характеры Браунинга. Исследование поэтической техники» и «Поэтика Браунинга».

Анализ начального этапа творчества Браунинга представлен в работе Джона Мейнарда «Юность Браунинга», а Иоанн Уильяме посвятил свое исследование «Роберт Браунинг. Литература в перспективе» периоду его увлечения поэзией романтиков. Две крупные монографии Райалса «Становление Браунинга» и «Жизнь Роберта Браунинга» отражают постепенное вхождение начинающего поэта в литературные круги викторианской Англии и определяют его место среди современников.

Хотя глубокий психологизм произведений Браунинга вызвал большой интерес, исследований в этой области немного: лишь работы Элеанор Кук «Лирика Браунинга» и Патака Пратула «Неисчерпаемая страсть исчерпаемых сердец» целиком сосредоточены на выявлении психологических механизмов, действующих в монологах поэта.

Многим критикам произведения Браунинга представлялись настолько оригинальными и самобытными, что они не умещались в рамки традиционного толкования. Поэтому исследователи сосредоточивали внимание на отдельных аспектах его творчества: влияние романтиков («Влияние Шелли на поэзию Браунинга» Фредерика Поттела); отношение к религии («Исчезновение Бога» Миллера); итальянская тема («Италия Браунинга» Кларка); русская тема («Браунинг и Россия» Воддингтона); философские взгляды («Браунинг-философ и проповедник» Генри Джонса); музыкальность драматической лирики («Роберт Браунинг, поэт-музыкант» Мендела) и другие.

Значительно возрос интерес к творчеству Браунинга со стороны американских исследователей в 1960-1970-е гг. Об этом свидетельствует обилие работ, вышедших в Нью-Йорке, среди которых «Роберт Браунинг и его мир» Варда и «Диалектика и риторическое искусство Роберта Браунинга» Дэвида Шоу. В это же время к исследованиям присоединяются литературоведы Зальцбургского университета - Фиппс «Клерикальные герои Браунинга» и Риверс «Поэтическая концепция Браунинга».

Но и к концу XX века популярность Браунинга не ослабевает: в 1999 г. вышла в свет «Хронология жизни и творчества Браунинга» под редакцией Гаррета; в настоящий момент уже зарегистрировано около ста официальных сайтов, освещающих жизнь и творчество поэта.

В российском литературоведении Браунинг менее известен, чем в зарубежном. Первое упоминание о нем появилось в 1836 г. в № 7 «Московского наблюдателя» в статье «О Парацельсе Роберта Браунинга». В 1848 г. в «Литературной газете» (№16, 17) была опубликована анонимная статья «Роберт Браунинг и современная английская литература». В конце XIX века выходят в свет «Литературные характеристики» (1896) Зинаиды Венгеровой, в которых целая глава посвящена Роберту Браунингу. Назвав его самым крупным поэтом после Байрона и Шелли, Венгерова выделила основные направления посвященной ему критической мысли с целью сформулировать его поэтические цели и определить его место среди современников. В 1913 г. в «Северных записках» была помещена статья «Любовь двух поэтов», повествующая об истории любви Роберта Браунинга и Элизабет Баррет.

Совсем небольшая заметка о Браунинге принадлежит В. М. Жирмунскому1, где он указывает на жанровые приоритеты Браунинга и сравнивает его драматические монологи с «драмами души» Геббеля, Ибсена и Метерлинка, отмечая особенности художественного восприятия, при котором все внешнее воспринимается как событие душевной жизни. Автор статьи отмечает также тяготение поэта к культуре Ренессанса, его религиозным, эстетическим и нравственным проблемам. Однако нельзя до конца согласиться с рассуждением ученого о том, что «Браунинг - поэт-индивидуалист, не связанный с эстетической культурой своего времени»2.

1 Жирмунский В. М. Роберт Браунинг (заметка)//Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981. С. 245-48.

2 Там же. С. 245

Единственным серьезным и обстоятельным монографическим исследованием творчества Браунинга, как уже отмечалось, является опубликованная в 1967 г. книга Е. И. Клименко. Развернутый стилистический анализ известных драматических монологов Браунинга («Возлюбленный Порфирии» и «Исповедальня») дан в книге Н. Я. Дьяконовой «Три века английской поэзии».

Переводили на русский язык Браунинга мало. Отдельные переводы появлялись в журналах и сборниках (Английская поэзия в русских переводах (Х1У-Х1Х вв.), 1981.). Единственная переведенная на русский язык Н. С. Гумилевым пьеса «Пиппа проходит» была опубликована в 1914 г. в «Северных записках» (№3, 4). Лишь в 1981 г. вышел сборник «Стихотворения Роберта Браунинга» в переводах С. Маршака, Ю. Корнеева, В. Левика и др. Автор предисловия В. Захаров дал общий обзор творчества поэта, выделив характерные черты отраженного в нем викторианского общества, а также отметив драматический характер его произведений.

С 90-х гг. XX века ситуация начала изменяться, и интерес к творчеству Браунинга в России существенно возрос. В 1994 г. И. 3. Малинкович посвятила целую главу в своей книге «Судьба старинной легенды» поэме Браунинга «Пестрый флейтист из Гаммельна». На примере этого стихотворения она отметила своеобразие стиля (близкого к разговорному), и драматического метода поэта (монологичность повествования, саморазоблачение персонажа), и пришла к выводу, что «с Роберта Браунинга в английской литературе началась новая поэзия»1.

В 1995 г. наследием поэта заинтересовалась отечественный литературовед Н. П. Михальская. В одной из глав монографии «Образ России в английской художественной литературе» она поставила вопрос о творческих связях Браунинга с Россией, дав исчерпывающий обзор его пребывания в Петербурге в 1834 г., а также представив анализ русского дискурса (в частности поэмы «Иван Иванович») в его произведениях.

1 Малинкович И. 3. Судьба старинной легенды. М., 1994. С. 61.

В 1998 г. автор кандидатской диссертации «Браунинг и романтизм» Д. В. Усенко ставит вопрос об отношении поэта к романтической традиции и приходит к выводу, что романтизм Браунинга проявляется в синтезе двух начал - духовного и материального; причем «материальное задано изначально, а задачей художника является раскрытие в нем духовного, поиск в чужом своего «я»1. В 1999 г. в Нижнем Новгороде была защищена кандидатская диссертация В. Н. Романовой «Поэзия Роберта Браунинга», в которой был продемонстрирован один из новых подходов к прочтению произведений поэта - с позиций не только литературоведения, но и музыки и музыкознания, устанавливающий связи между литературой и музыкой. Названные исследователи опубликовали несколько работ, посвященных рассматриваемым аспектам творчества поэта.

Жанровые особенности поэзии Браунинга привлекли внимание еще одной нижегородской исследовательницы М. В. Петруниной. Под ее именем с 2000 по 2003 гг. вышел ряд статей об истории и традиции жанра драматического монолога, его месте среди других литературных жанров.

Последнее десятилетие отмечено ростом переводов поэтических произведений Браунинга: в 2002 г. в «Литературном альманахе» (вып. 24) опубликованы стихотворения «Токката Галуппи» и «У огня» из сборника «Мужчины и женщины» в переводах А. Кокотова. На страницах интернет-сайтов появились переводы стихотворений Браунинга в исполнении С. Шаталова и В. Иванова. Растет количество переводов иностранных статей, посвященных поэту, среди последних: опубликованная в № 5 за 2002 г. «Иностранной литературы» статья Андрэ Моруа «Роберт Браунинг и Элизабет Браунинг» в переводе с французского В. Меранова.

Особо стоит отметить кандидатскую диссертацию Е. С. Афанасьевой «Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи» (2003). Исследуя пьесы Браунинга, она сделала обобщающие выводы относительно его метода: склонности к монологизации

1 Усенко Д. В. Браунинг и романтизм. Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. М., 1998. С. 15. диалогов, драматической мотивации, то есть обусловленности монологов конкретной ситуацией, и раскрытия внутреннего мира героев.

Анализ изученной литературы показывает, что, несмотря на неугасающий интерес к творчеству Браунинга, на обилие исследований, появление новых сайтов в интернете, посвященных различным сторонам его поэтического наследия, психологический механизм построения его драматических монологов остается недостаточно исследованным. В связи с этим предметом исследования в данной работе стали драматические монологи «Размышления Иоанна Агриколы», «Возлюбленный Порфирии», «Моя последняя герцогиня», «Монолог в испанской обители», «Епископ заказывает себе гробницу в церкви Святой Пракседы», «Андреа дель Сарто» и Фра Липпо Липпи» из сборников «Драматическая лирика», «Драматические поэмы и лирика» и «Мужчины и женщины».

Актуальность изучения драматических монологов Роберта Браунинга подтверждается неизменным интересом к его творчеству со стороны ученых-филологов как у него на родине, так и за ее пределами. Это объясняется его особым местом в развитии английской литературы XIX века, влиянием, которое он оказал на поэзию XX века, и значением его произведений для современной литературы. Несмотря на растущий интерес отечественных исследователей к творчеству Браунинга, оно представляется еще недостаточно изученным и требующим серьезного внимания.

На основании вышеизложенного, целью данной работы является исследование драматических монологов Браунинга для того, чтобы: 1) определить особенности творческого метода поэта, его поэтической концепции и новаторства; 2) проследить развитие жанра драматического монолога в творчестве поэта, показав динамику становления его поэтического «я»; 3) изучить жанрово-стилевые особенности и механизмы психологического построения драматических монологов;

В диссертации решаются следующие задачи: 1) анализ раннего творчества поэта (поэм «Полина», «Парацельс», «Страффорд», «Сорделло»,

Пиппа проходит»), созданных в период формирования Браунинга; 2) изучение влияния традиций романтизма на творческое становление поэта; 3) определение места Браунинга в социокультурном и литературном окружении Англии первой половины XIX века; 4) анализ драматических монологов Браунинга 1840-50-х гг., объединенных в сборники «Драматическая лирика», «Драматические поэмы и лирика» и «Мужчины и женщины»; 5) определение степени преемственности и новаторства Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи.

В соответствии с указанной целью и перечисленными задачами в работе над диссертацией используется комплексный подход с опорой на сравнительно-исторический, системно-типологический и аналитический методы исследования. Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области поэтики, теории и истории литературы (среди них -В. М. Жирмунский, Е. И. Клименко, В. Е. Хализев, Л. Я. Гинзбург, Г. В. Аникин, Н. Я. Дьяконова, А. Б. Есин, Н. Д, Тамарченко; Самюэль Карри, Филипп Дрю, Парк Хонан, Ферниваль, Джордж Сантайана, Роберт Лангбаум, Джон Мейнард и многие другие).

16

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Валетова, Оксана Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Последовательный анализ творчества Роберта Браунинга в период с 30-х по 50-е гг. XIX века, начиная с первых романтических произведений (поэм «Полина», «Парацельс», «Сорделло», «Страффорд» и «Пиппа проходит») и вплоть до самых известных драматических монологов из сборников «Драматическая лирика», «Драматические поэмы и лирика» и «Мужчины и женщины», позволил сделать ряд обобщающих выводов относительно поэтической концепции Браунинга, сущности его драматического метода, новаторства в области формы и поэтического языка.

Конечно, можно усомниться в том, что на основании семи монологов сделаны достоверные заключения в отношении всего творчества поэта. Тем не менее, поскольку представленные в ходе исследования монологи («Размышления Иоанна Агриколы», «Возлюбленный Порфирии», «Моя последняя герцогиня», «Монолог в испанской обители», «Епископ заказывает себе гробницу в церкви Святой Пракседы», «Андреа дель Сарто» и «Фра Липпо Липпи») многими ведущими зарубежными и отечественными критиками1 рассматриваются как характерные образцы драматического метода Браунинга, предлагаемые выводы заслуживают внимания.

Основу драматического метода Браунинга составили две отличительные черты: 1) предметом исследования всех монологов является история человеческой души, при этом главная роль отведена в них либо герою (реальному историческому лицу или вымышленному персонажу), либо слушателю, оказывающему на него непосредственное влияние; особое значение приобретает драматическая ситуация, которая служит источником конфликта, несоответствий и парадоксов в поведении героя; 2) в драматическом монологе Браунинг стремится соединить субъективное восприятие мира с объективным опытом, постигая действительность через восприятие одного человека, используя при этом различные точки зрения, характеры, взаимоотношения людей, их мысли и поступки.

1 См. например, Honan P., King R., Curry R., Blackburn Т.; E. И. Клименко, Н. П. Петрунина, В. Н. Романова.

Браунинг не единственный среди поэтов, кто ставил своей целью раскрыть конфликт в душе персонажа, но он один сумел придать ему вполне индивидуальную окраску. Его монологи можно упрекнуть разве что в отсутствии внешнего действия, но и здесь он исчерпывающе объясняет это своим стремлением показать «Действие внутри Героя», а не «Героя в Действии». Монологи «Епископ заказывает себе гробницу в церкви Святой Пракседы», «Андреа дель Сарто», «Фра Липпо Липпи» и «Размышления Иоанна Агриколы» отличаются внутренним динамизмом и драматизмом, так как в них разворачиваются конфликты, принимаются решения и достигаются компромиссы, однако, все это происходит лишь в сознании героев: у Андреа - это конфликт между реальностью и его идеальным представлением о ней; у Липпи - между душой и телом, духовным и материальным в искусстве; у епископа - между ложным представлением о собственном величии и осознанием собственной никчемности; у герцога из «Моей последней герцогини» - между желанием всецело властвовать и необходимостью подчиниться воле «герцогини с портрета». Браунинг очень чуток к различиям между своими героями, и поэтому конфликты, повторяющиеся из стихотворения в стихотворение, раскрываются с разной силой, по-разному противоречивы и по-разному разрешаются.

Часто это конфликт между двумя точками зрения, и тогда стихотворение приобретает форму спора. Причем это спор не между двумя героями, а между двумя противоположными силами в душе героя, как, например, в случае с монахом и художником Липпи, сочетающим в себе стремление к чувственным наслаждениям с высокой духовностью и чутким восприятием Прекрасного.

Иногда это конфликт, направленный против непостижимых, трудноуловимых сил, неподвластных человеку. Андреа - жертва внутренней пустоты, которая не является прямым следствием его вины, а скорее результатом сложившихся жизненных обстоятельств. Возлюбленный Порфирии - жертва своей безумной любви, а Иоанн Агрикола религиозного фанатизма. Ни один поэт так сильно не настаивал на сложности человеческих мотивов, их иллюзорности и двусмысленности, как Браунинг. Драма каждого из его персонажей обусловлена осознанием собственных заблуждений, а их монологи, - невольным обнажением своего внутреннего мира, недоступного при обычных обстоятельствах.

В ранних произведениях Браунинг предпринял попытку романтического поиска Абсолютной Истины, но и герой «Полины», и Парацельс, и Сорделло потерпели поражение в этом стремлении. Поэтому в зрелом творчестве он сосредоточил все свое внимание на «моменте истины», заключенном в одном конкретном мгновении, драматически изображая столкновение разума и чувства, объективного и субъективного, составивших основу конфликтов в его монологах.

Знаменательно, что герои драматических монологов тоже часто терпят поражение, но оно носит не внешний, а внутренний характер, наиболее ярко проявившийся в любовной лирике поэта: Андреа, Фра Липпо Липпи, герцог из «Моей последней герцогини», епископ из церкви Святой Пракседы, - все они несчастны в любви. Одни - потому что не смогли воспользоваться данным им судьбой шансом (Андреа); другие - потому что им помешали гордыня и честолюбие (герцог); третьи, одолеваемые непостижимыми силами, страдают от раздвоенности сознания (возлюбленный Порфирии и Иоанн Агрикола).

Еще в пьесах Браунинга наметилась тенденция к монологизации диалогов. Все его герои жаждут высказаться и быть услышанными. Тем не менее, зачастую они сами способны слышать только то, что хотят услышать. Стремясь раскрыть диалогичность человеческого общения, Браунинг обнаружил неспособность людей к диалогу и взаимопониманию. Поэтому он отказался от жанра пьесы, построенной на диалоге действующих лиц, и обратился к жанру драматического монолога, «завуалированного диалога со скрытым собеседником, жанр которого не подразумевает ответа другого человека»1.

В выборе предмета анализа Браунинга отличает психологическая последовательность: интерес к индивидуальному сознанию (часто «нездоровому», пребывающему на грани здравомыслия и безумия), к внутреннему конфликту, к неопределенности и двусмысленности поведения, свидетельствующий о тонком психологическом чутье поэта. Творческий путь Браунинга пролегал от самоанализа, представленного в «Полине», до глубокого психологического анализа «Моей последней герцогини» и «Фра Липпо Липпи», в которых объективные «сверх-авторские» душевные состояния представлены в процессе их протекания. Но и первый, и второй приемы анализа направлены на создание психологического портрета персонажей.

На протяжении всего своего творческого пути Браунинг подчеркивал безличность своих стихотворений, а в зрелые годы даже настаивал на четком разграничении между личностью автора и его героев. Проблема соотношения субъективного и объективного в поэзии, рассматриваемая им в статье о Шелли, составила основу его поэтической концепции. Он отказывается отдать предпочтение какому-либо из названных видов поэзии и считает необходимым сочетать их в творчестве. Однако, настойчивость, с которой он говорит о необходимости постоянного возвращения к реальному миру в поэзии, свидетельствует о том, что он тяготеет к объективному методу, так как, по его мнению, объективный поэт уходит, а творение его остается, точно отражая внешний мир.

Браунинга никогда не удовлетворял узкий взгляд на предмет. Не желая навязывать читателю какую-либо Истину, он намеренно избегает демонстрации лишь одной точки зрения, предпочитая взглянуть на проблему с двух сторон - разума и чувства, часто противопоставляя их друг другу и скрывая от читателя свое истинное отношение к каждой из них. Выразить как

1 Афанасьева Е. С. Драматургия Роберта Браунинга. С. 188. можно больше взглядов и мнений ему помогают его драматические персонажи - Андреа, Липпи, герцог, епископ и т. д.

На основании отдельно взятого монолога трудно составить четкое представление об отношении Браунинга к религии, искусству и жизни в целом: различны суждения об искусстве Андреа и Липпи, по-разному выражают свое отношении к религии Иоанн Агрикола, монах из испанской обители и епископ из церкви Святой Пракседы, - но все они, так или иначе, затрагивают интересы самого поэта, хотя нигде напрямую не указывают на его приверженность к той или иной точке зрения. Но за религиозными проблемами эпохи итальянского Возрождения часто скрываются неразрешенные вопросы современной Браунингу Англии; за рассуждениями исторических художников, поэтов, музыкантов об искусстве - личные приоритеты поэта.

Определенность и догматизм всегда были чужды Браунингу. Во всех рассматриваемых в работе монологах он занимает позицию стороннего наблюдателя, опасающегося делать бескомпромиссные заявления и предпочитающего скрыться за своими героями, которые могут разделять, а могут и не разделять мнение автора. Хотя ни Андреа, ни Липпи, ни епископ, ни тем более Иоанн Агрикола или возлюбленный Порфирии не являются открытыми выразителями идей Браунинга, каждый из них играет важную роль в логическом построении духовного мира, ему близкого. Читателю при этом предоставляется право свободной оценки, так как у него нет необходимости отождествлять себя с каким-либо конкретным персонажем; одна и та же ситуация (или схожая с ней) повторяется для разных персонажей (например, проблема выбора у Андреа и у Липпи), полностью смещая акцент с героев на саму ситуацию. Это позволяет Браунингу переключить внимание от единичного, текущего момента на общее, универсальное, придавая глубину и значительность каждой детали, используемой поэтом. Такой многоликий взгляд усиливает естественный потенциал произведений Браунинга.

Викторианская критика провозгласила драматические монологи Браунинга сложными для понимания. Это объяснялось не глубиной их психологического анализа и даже не особенностями по-новому заявившей о себе драматической монологической формы, а прежде всего сложностью поэтического стиля и языка поэта, которые и принесли ему славу «неясного», «непонятного» и «невразумительного». Браунинг же стремился найти собственный поэтический язык, широко используя традиционные поэтические формы и одновременно продолжая реформу языка, начатую еще романтиками, постепенно приближая поэтический язык к разговорному и внося в поэзию языковое разнообразие. Речь Фра Липпо Липпи, например, насыщена литературными и жаргонными выражениями, архаизмами, неологизмами и даже вульгаризмами, характерными для современного многословия и отраженного в нем сознания.

Необычный синтаксис монологов Браунинга составляет еще одну особенность его стиля. Лучшие монологи поэта, представленные в работе, не производят впечатления заранее продуманных речей, а скорее наоборот, создают эффект неосознанного размышления героя, старающегося вступить в диалог со «слушателем»: Липпи вынужден оправдываться перед ночными стражами порядка, епископ - убеждать сыновей выполнить его последнюю просьбу и т. д. Стремление к диалогу возникает как следствие изображения героя в критический момент жизни, когда у него нет времени на то, чтобы четко сформулировать свои мысли, так как реакция должна быть незамедлительной. Отсюда поток сознания, который провоцирует Браунинга на употребление нетрадиционного синтаксиса. Часто структура предложений зависит от степени важности для героя осмысляемой им проблемы. Передавая эмоциональное напряжение, его речь может представлять собой лишь своего рода ассоциативный ряд, в ней могут быть пропущены предлоги, союзы и даже целые слова, следствием таких пропусков становится неизбежное нарушение синтаксиса.

Браунингу несвойственна риторическая законченность строк. Выступая против традиционной поэтизации языка, он стал одним из предвестников приближения поэтического языка к разговорному. Мысль, начатая в одной строке, может свободно переходить в другую и заканчиваться в середине следующей; ее длина скорее зависит от развития мысли говорящего, чем от традиционных поэтических образцов. Нерегулярность ритма вызвана не случайной сменой настроения и обусловленной им сменой ударения, как нередко бывало у его предшественников (Шелли) и современников (Теннисон). В стихотворениях последних доминировал основной ритм, а отступления от него воспринимались как неожиданный, значимый поворот, временное отступление от основного ритма. Браунинг, напротив, используя, например, традиционный пятистопный ямб, намеренно допускает вольности, то удлиняет, то укорачивает его, то есть постоянно варьирует и нарушает его регулярность.

Таким образом, единство драматических монологов Браунинга обеспечивают свойственный всем им объективно-драматический метод, глубокий психологический анализ, интерес к сознанию индивидуума, близкий к разговорному поэтический язык, не переходящий при этом в язык повседневности, оригинальный стиль, предвосхищающий распространившийся в начале XX века «поток сознания», вольное обращение с метрикой и синтаксисом.

Хотя поэты использовали форму драматического монолога и до Браунинга, именно он возвел его на более высокий уровень и теоретически обосновал. Вслед за ним прерафаэлиты, а затем и поэты XX века, среди которых Роберт Фрост, Эзра Паунд, Томас Стерне Элиот, с их заинтересованностью в психологическом анализе монологической формы, продолжили и расширили традиции, начатые их предшественником. Оказав прямое влияние на Паунда, который в шутливой макаронической фразе «Я родом из Браунинга. К чему отказываться от своего отца?» (Ich stamm von Browning, (нем.) Pourquoi nier son père? (франц.)) открыто назвал поэта своим учителем, Браунинг опосредованно повлиял и на Элиота. Монологи его последователей несомненно претерпели изменения: второй персонаж («молчаливый» слушатель) стал более абстрактным, а обычное для драматического монолога Браунинга повествование от первого лица было заменено рассказом от второго, что позволило добиться максимального обобщения. О традиции драматического монолога в английской поэзии XX века пишет М. В. Петрунина1.

Связь Браунинга с последующими поколениями не прекращается и сегодня. Он является объектом постоянного цитирования многих поэтов, писателей, общественных деятелей современности. Например, герой «Гальки в небе» Айзика Айзимова Джозеф Шварц за две минуты до исчезновения цитирует про себя Браунинга; Грэм Грин отмечает в автобиографии, что эпиграфом ко всему своему творчеству взял бы слова епископа Блугрэма из монолога Браунинга. По мотивам драматического монолога «Роланд до замка черного дошел» Стивен Кинг написал книгу «Бесплодные земли», являющуюся составной частью длинной истории под названием «Черная башня». Но последователи Браунинга требуют отдельного исследования, выходящего за грани предлагаемой работы.

1 Петрунина М. В. Традиции драматического монолога в английской поэзии XX века//Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. СПб., 2003. С. 52-53.

198

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Валетова, Оксана Владимировна, 2004 год

1. Browning Robert. The Ring and the Book. London, 1967.

2. Browning: a selection by W. E. Williams. Penguin Books, 1976.

3. Browning R. Browning's essay on Chatterton. Edited with introductory chapters and notes by D. Smalley, with a foreword by de Vane. Cambridge, Massachusetts, 1948.

4. Browning R. Poetry and Prose. Selected by S. Nowell-Smith. Cambridge, 1951.

5. Browning to his American Friends. Letters between Brownings, the Störys and Jams Russell Lowell 1841-1890. Edited with introduction and notes by G. R. Hudson. London. Bowes and Bowes. 1965.

6. Learned Lady. Letters from Robert Browning to Mrs. Thomas Fitzgerald. 187-1889. Edited by E. C. McAleer. Cambridge, Massachusetts, 1966.

7. Letters of Matthew Arnold. Edited by G. W. E. Russell, 1886.

8. Letters of Robert Browning to Miss Isa Blagden. Edited by A. J. Armstrong. Baylor, 1923.

9. Letters of Robert Browning. Edited by T. L. Hood . New Haven, 1933.

10. Letters of Robert Browning. Collected by T. J. Wise. Edited with an introduction and notes by T. L. Hood. New Haven, 1933.

11. Letters of the Brownings to George Barrett. Edited by P. Landis with the assistance of R. E. Freeman. Urbana, 1958.

12. New Letters of Robert Browning. Edited with introduction and notes by W. C. DeVane. New Haven, 1950.

13. New Poems by Robert Browning and Elizabeth Barret Drowning. Edited by F. Kenyon. London, 1914.

14. Poems of Robert Browning. Selected with an introduction and notes by Donald Smalley. Riverside editions. Under the general editorship of Gordon. Boston, 1956.

15. Selected Poems of Robert Browning. Edited with an introduction by L. R. Gibbs. New York, 1927.

16. Shelley. Poems. Edited by Alfred A. Knopf. New York, Toronto, 1993.

17. Sordello. Edited by Whyte. London, 1913.

18. The complete poetic and dramatic works of Robert Browning. Student's Cambridge edition. Houghton Mifflin Company. Boston. New York. Chicago. Dallas. San Francisco. The Riverside Press Cambridge.

19. The Letters of Robert Browning and Elizabeth Barrett by E. Kintner. In 2 Vol. Cambridge, Massachusetts, 1969.

20. The Poems and Plays of Robert Browning. New York, 1934.

21. The poetical works of Robert Browning. Complete from 1833 to 1868 and the sorter poems thereafter. Oxford University Press. London: Humphrey Milford.

22. The Poetical works of Robert Browning. Edited by I. Jack. Oxford, 1983.

23. Английская поэзия в русских переводах (XIV-XIX века)/Под ред. М. П. Алексеева, В. В, Захарова, Б. Б. Томашевского. На англ. и рус. яз. М.: Прогресс, 1981.

24. Браунинг Р. Стихотворения: пер. с англ. Сост., вступит, статья, примеч. В. Захарова; JI.: Художественная литература, 1981.

25. Байрон Д. Г. Избранное в 2 т. Стихотворения. Поэмы. Драматургия/Пер. с англ. Предисл., коммент. С. Сучкова. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

26. Суинберн А. Ч. Сад Прозерпины: стихи. Перевод, предисловие и примечания Г. Бена. СПб., 2003.

27. Шелли П. Б. Великий дух: стихотворения. М., 1998.

28. Шелли П. Б. Избранные произведения. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Философские этюды. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.

29. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

30. Аникин Г. В. Эстетика Д. Рескина и английская литература XIX века/Под ред. Н. П. Михальской. М.: Наука, 1986.

31. Большая Советская энциклопедия. В 30-ти т./Под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М., 1972.

32. Афанасьева Е. С. Драматургия Роберта Браунинга в историко-литературном контексте викторианской эпохи. Автореф. на соиск. учен, степ. канд. филолог, наук. СПб., 2003.

33. Венгерова З.Н. Литературные характеристики. В 3-х т. СПб.: Типолитография А.Э. Винеке. 1897.

34. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989.

35. Гинзбург Л. Я. О лирике. М.,1976.

36. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. 2-е изд. Л.: Художественная литература, 1991.

37. Дьяконова Н. Я. Аналитическое чтение (Английская поэзия XVIII-XX веков). На обл. Three centures of English Poetry. Л., 1967.

38. Дьяконова H. Я. Английский романтизм. М., 1978.

39. Дьяконова Н. Я., Амелина Т. А. Хрестоматия по английской литературе XIX века. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2103 «Иностранные языки». Л.: Просвещение, 1978.

40. Дьяконова Н. Я., Чамеев А. А. Шелли. СПб.: Наука, 1994.

41. Дывнич С. А. Драма лирическая и лиро-драма: проблемы родовой специфики. Автореф. диссер. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук. Киев, 1991.

42. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Флинта, Наука, 2002.

43. Есин А. Б. Психологизм классической литературы. М., 1988.

44. Жирмунский В. М. Роберт Браунинг (заметка)//Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

45. Захаров В. Вступительная статья о Роберте Браунинге//Браунинг Р. Стихотворения. Л., 1981. С. 3-25.

46. История всемирной литературы. М., 1990.

47. История зарубежной литературы XIX века: Учеб. для филолог, спец. вузов/Под ред. Н. А. Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991.

48. Карлейль Т. Герои и героическое в истории: Публичные беседы. Пер. с англ. В. И. Левенко. М.: Вуз книга, 2001.

49. Козырева М. А. Художественное своеобразие книги Г. К. Честертона «Роберт Браунинг»//Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1998. С. 58-60.

50. Клименко Е. И. Английская литература первой половины XIX века. Л.: ЛГУ, 1971.

51. Клименко Е. И Творчество Р. Браунинга. Л.: ЛГУ, 1967.

52. Кокотов А. Роберт Браунинг. Два стихотворения из книги «Мужчины и женщины»// Шн: Литературный альманах. Вып. 24. СПб: АОЗТ Журнал «Звезда», 2000. С. 26-39.

53. Малинкович И.З. Судьба старинной легенды. М.,1994.

54. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах/Под ред. С. А. Токарева. М.: Советская энциклопедия, 1991.

55. Михальская Н. П. Образ России в английской художественной литературе 1Х-Х1Х вв. М., 1995.

56. Моруа А. Роберт и Элизабет Браунинг. Пер. с франц. В. Меранова//Иностранная литература. М., 2002. № 5.

57. Мощанская О. Л., Романова В. Н. Портрет на фоне эпохи. «Раскрывающий душу сущего» (Роберт Браунинг в контексте английской литературной традиции)//Аг^Иэйса. М., 1997. Вып. 4. С. 106119.

58. Мэтью Арнольд и английская культура XIX века//Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX-XX вв. Иваново, 1985. С. 55-65.

59. Основы литературоведения: Учебное пособие для филологических факультетов пед. ун-тов/Под ред. В. П. Мещерикова. М.: Московский лицей, 2000.

60. Петрунина М. В. Жанр драматического монолога на примере стихотворения Роберта Браунинга «Фра Липпо Липпи»//Сборник материалов XIII Международной конференции преподавателей английской литературы. Горький, 2003.

61. Петрунина М. В. Жанр драматического монолога: от Р. Браунинга к К. Э. Даффи//Свое и чужое в европейской культурной традиции = Das Eigende und das Fremde in der Kulturellen Tradition Europas: Литература. Язык. Музыка. Нижний Новгород, 2000. С. 264-65.

62. Петрунина М. В. К вопросу о соотношении понятий лирический монолог, драматический монолог и ролевая лирика/ http://umn.edu/home/mh/brown-r.html

63. Петрунина М. В. Традиции драматического монолога в английской поэзии XX века//Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Материалы межвузовской конференции. СПб., 2003. С. 56-57.

64. Поршнев Б. Ф. Кальвин и кальвинизм//Вопросы истории религии и атеизма. Вып. №6. М., 1957.

65. Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. Из истории зарубежной литературы 1830-1870-х годов. Западноевропейский реализм после 1848 года. Пермь, 1996.

66. Проскурнин Б. М., Яшенькина Р. Ф. Западноевропейская реалистическая проза: Уч. пособие. М.: Флинта, Наука, 1998.

67. Романова В. Н. «Думать музыкальным образом.» (специфика поэтического мышления Р. Браунинга)//Анализ художественного произведения в школе и в вузе. Нижний Новгород, 1997. С. 50-54.

68. Романова В. Н. Некоторые аспекты эстетического мировоззрения Р. Браунинга// Тезисы V международной конференции «Английская литература в контексте философско-эстетической мысли». Пермь, 1995. С.48.

69. Романова В. Н. Поэзия Роберта Браунинга (к проблеме художественного своеобразия) Автореф. на соиск. учен. степ. канд. филолог, наук. Нижний Новгород, 1999.

70. Романова В. Н. Роберт Браунинг: диалог с традицией//Синтез культурных традиций в художественном произведении. Нижний Новгород, 1996. С. 72-76.

71. Романова В. Н. Роберт Браунинг и английская литературная традиция (Браунинг и поэты английского Возрождения)//Вопросы взаимовлияния литератур. Нижний Новгород, 1997. С. 85-90.

72. Страхов И. В. Психологический анализ в литературном творчестве. В 2 ч. Саратов, 1973.

73. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. М., 2001.

74. Темница и свобода в художественном мире романтизма. М.: ИМЛИ РАН, 2002.

75. Традиции взаимодействия в зарубежных литературах//Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: Пермский ун-т, 1999.

76. Усенко Д. В. Английские романтики и Роберт Браунинг: проблема жанровых границ// Проблемы романтизма в русской и зарубежной литературе. Тверь, 1996. С. 56-61.

77. Усенко Д. В. Браунинг и романтизм. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филолог, наук. М. 1998.

78. Усенко Д. В. Шелли и Браунинг: противодействие времени//Темница и свобода в художественном мире романтизма. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С.131-152.

79. Фадеева JI. А. Очерки истории британской интеллигенции. Пермь, 1995.

80. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002.

81. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона в 2-х томах. Христианство/Под ред. С. С. Аверинцева, М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

82. Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е перераб. изд. М.: Мысль, 1976.

83. КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ.

84. Abrams М. Н. The Mirror and the Lamp. New York, 1958.

85. Alexander W. J. The introduction to the poetry of Robert Browning. Boston, 1889.

86. A Literary History of England. New York, London, 1948.

87. Allen F. C. A critical edition of Robert Browning's "Bishop Blougram's apology'V/Romantic reassessment. Salzburg studies in English Literature under the direction of professor E. A Stroll. Salzburg. № 60, 1976.

88. Anderson J. E. Robert Browning's "Soliloquy of the Spanish Cloister": Themes, Voices and Words "Ну, Zy, Hine'7/Victorian Poetry. Vol. 35. № 3. 1997.

89. Badger K. «See the Christ Stand!": Browning's religion//Drew P. A collection of critical essays. Robert Browning. Methuen, 1966. P. 72-95.

90. Baugh A. C. A Literary History of England. 2nd edition. New York, 1967.

91. Beatty A. Browning's verse-form. New York, 1897.

92. Berdoe E. Browning's message to his time, his Religion, Philosophy and Science. London, 1890.

93. Berdoe E. The Browning Cyclopaedia. London, 1890.

94. Blackburn T. Robert Browning. A Study of his Poetry. London, 1967.

95. Bloom H. Robert Browning, London, 1990.

96. Bloomfield-Moore C. L. Robert Browning//A Meeting of a Massachusetts Browning Society. Westfield, 1890.

97. Bose A. "Pauline" a study. Calcutta, 1944.

98. Brockington A. A. Browning and the Twentieth century. A Study of Robert Browning's Influence and Reputation. London, 1932.

99. Broughton L. N., Stelter B. F. A concordance to the poems of Robert Browning. In 2 vol. Stechert, 1924-25.

100. Browning and his century. New York, 1912.

101. Browning Centenary Essays//AUMLA Journal of the Australian Universities Language and Literature Association. Edited by S. Petch and W. Slinn. Australia. № 71, 1989.

102. Browning's England. New York, 1908.

103. Browning R. On the poet objective and subjective, on the latter's aim, on the Shelley as man and poet. London, 1881.

104. Bury J. Browning's Philosophy. London, 1882.

105. Campbell L. B. The grotesque in the poetry of Robert Browning. Austin, 1907.

106. Carlyle T. On Heroes, Hero-Worship and the Heroic in the History. London, 1860.

107. Charlton H. B. Browning as a poet of religion. London, 1943.

108. Chesterton G K. Robert Browning. New York, 1903.

109. Clarke H. A. Browning's Italy. New York, 1907.

110. Cohen J. M. Robert Browning. London, New York, Toronto, 1957.

111. Collingwood V. G. Life and works of John Ruskin. Cambridge, 1893.

112. Collins J. T. Robert Browning's Moral-Aesthetic Theory: 1833-1855. Lincoln, Nebraska, 1967.

113. Cook E. Browning's lyrics: an exploration. Toronto and Buffalo, 1974.

114. Cook J. D., Stevenson L. English literature of the Victorian period. New York, 1949.

115. Corson H. An introduction to the study of Robert Browning's poetry. Boston, 1886.

116. Critical essays on R Browning. Edited by Mary Ellis Gibson. London, 1992.

117. Curry S. S. Browning and the Dramatic Monologue. Boston, 1908.

118. Cutts J. B. Browning's "Soliloquy of the Spanish Cloister'V/Notes and Queries, V, 1958. P. 17-18.

119. Decker C.R. The Victorian Conscience. New York, 1952.

120. De Vane W.C. A Browning Handbook. 2nd edition. London, 1955.

121. Dowden E. The life of Robert Browning. London, Toronto, 1894.

122. Drew P. A collection of critical essays. Robert Browning. London, 1966.

123. Drew P. The poetry of Browning. A critical Introduction. London, 1970.

124. Duffin H. Ch. Amphibian. A reconsideration of Browning. London, 1956.

125. Elton O. A Survey of English Literature. 1830-1880. In 2 Vol. London, 1927.

126. Erickson L. Robert Browning. His poetry and his audiences. Ithaca and London. Cornell University Press, 1984.

127. Everett G. Three Defining Characteristics of Browning's Dramatics Monologues. Victorian Web.

128. Fergusson W. K. The Renaissance in Historical Thought. New York, 1948.

129. Fotheringham J. Studies of the mind and Art of Robert Browning. London, 1900.

130. Fowler R. Browning's Jews//Victorian Poetry. Vol. 35. № 3. 1997.

131. Friedland S. Ferrara and "My Last Duchess'V/Studies in Philology. № 33, 1936. P. 658-84.

132. Fulton L. M. The Standard of Flesh and Blood: Browning's Problems with Staged Drama//Victorian Poetry. Vol. 35. № 2. 1997.

133. Furnivall F. J. A Bibliography of Robert Browning from 1833 to 1881. London, 1881.

134. Fuson B. W. Browning and his English Predecessors in the Dramatic Monologue. LowaCity, 1948.

135. Garret M. A Browning chronology, London, 1999.

136. Govil O. P. Browning's Poetics. The Raleigh Literary Society. Muslim University, 1955.

137. Gridley R. E. Browning. London and Boston, 1972.

138. Griffin W. H., Minchin H. C. The life of Robert Browning. London, 1910.

139. Harrison F. Studies in early Victorian Literature. London. New York, 1895.

140. Hatcher H. The Versification of Robert Browning. Ohio, 1928.

141. Hasset C. W. The Elusive self in the poetry of Robert Browning. Ohio, Athens, 1983.

142. Hecimovich G. Just the Thing for the time. Contextualizing Religion in Browning's "The Bishop Orders His Tomb at St. Praxed's Church'V/Victorian Poetry. Vol. 36. № 3. 1998.

143. Honan P. Browning's Characters. A study in poetic technique. New Haven, 1961.

144. Howard C. The Dramatic Monologue: its Origin and Development. North Carolina, 1910.

145. Howard C. Victorian Seedlings of the Twentieth Century. Yale, New Haven, 2003.

146. Irvine W. Four Monologues in Browning's "Men and Women'V/Victorian Poetry, II, 1964. P. 155-64.

147. Jennings C. Robert Browning's Language//University of Toronto Quarterly. Vol. 70. № 1. Toronto, 2000-01.

148. Jerman B. R. Browning's Witless Duke//PMLA. № 72, 1957. P. 488-93.

149. Jones H. Browning as a philosophical and religious teacher. Glasgow, 1891.

150. Jones R. M. Mysticism in Robert Browning. Ann Arbor, 1924.

151. Johnson D. H. The Alien vision of Victorian poetry. Sources of the poetic imagination in Tennyson, Browning, and Arnold. Connecticut, 1963.

152. King R. A. The Bow and the Lyre. Michigan, 1957.

153. Kenmare D. Browning and modern thought. London, 1932.

154. Korg J. Browning and Italy. Athens. Ohio, London, 1983.

155. Landow P. G. Robert Browning's Use of Biblical Typology in "The Bishop Orders His Tomb". London, 1980.

156. Langbaum R. The poetry of experience. London. Random House, 1957.

157. Literature of the Romantic period 1750-1850. Edited by Davies R. T. Beatty B. G. New York, 1976.

158. Loth D. The Brownings. A Victorian Idyl. New York, 1935.

159. Lounsbury T. The Early Literary Career of Robert Browning. London, 1922.

160. Maynard J. Browning's Youth. London, Cambridge, Massachusetts, 1977.

161. Mendl R. W. S. Robert Browning, the Poet-Musician. New-Haven, 1961.

162. Mill J. S. B. Dissertations, Discussions. Vol. 1. London, 1875.

163. Mill J. S. Pauline//A Collection of Critical essays. Robert Browning. Methuen, 1966. P. 176-77.

164. Miller B. Robert Browning. A Portrait. London, 1952.

165. Miller J. H. The disappearance of God. Five nineteenth-century writers. Cambridge, Massachusetts, 1963.

166. Orr A. S. A Handbook to the works of Robert Browning. London, 1890.

167. Orr A. S. Life and letters of Robert Browning. London, 1891.

168. Palmer G. H. The Monologue of Browning. Harvard, 1918.

169. Pathak P. The infinite passion of finite hearts. Robert Browning and failure in love. New York, San Francisco, Frankfurt am Main, Berlin, Wien, Paris, 1992.

170. Perrine L. Browning's Shrewd Duke//PMLA. №74, 1959. P. 157-59.

171. Phipps C. T. Browning's clerical characters//Romantic reassessment. Salzburg Studies in English Literature under the Direction of professor E. A. Stürzl. Salzburg. № 62, 1976.

172. Polette K. The Many-walled World of "Andrea del Sarto": the Dynamics of Self-Expatriation//Victorian Poetry. Vol. 35. № 4. 1997.

173. Pottle F. A. Shelley and Browning. A Myth and some facts. With a foreword by Phelps W. L. Archon Books, 1965.

174. Priestley F. E. L. Blougram's Apologetics//University of Toronto Quarterly, XV, 1946. P. 139-47.

175. Raymond W. O. Browning and Higher Criticism//PMLA. Vol. XLIV.London, 1929.

176. Rivers C. L. Robert Browning's Theory of the Poet, 1833-1841// Salzburg studies in English Literature under the direction of E. A. Stürzl. Institut für Englische Sprache und Literatur Universität Salzburg. Austria, 1976.

177. Ryals L. Becoming Browning.Ohio, 1983.

178. Ryals L. The life of Robert Browning,Ohio, 1993.

179. Santayana G. Interpretations of poetry and religion. London, 1900.

180. Schweik R. C. Bishop Blougram's Miracles/ZModern Language Notes. LXXI, 1956. P. 416-18.

181. Scultts J. When Robert Browning Found His Feet//LiteratureClassics.com. 1998.

182. Shaw W. D. The dialectical temper. The Rhetorical art of Robert Browning. Cornell University Press. Ithaca, New York, 1968.

183. Shurbanov A. Victorian England Literary Perspective. Sophia, 1996.

184. Skemp A. R. Robert Browning. London, Edinburgh, New York, 1956.

185. Smalley D. Browning's essay on Chatterton. Harvard, 1948.

186. Swinburne A. Ch. Essay on the poetical and dramatic. Works of G. Chapman. London, 1885.

187. Symons A. An introduction to the study of Browning. 2nd edition. London, 1906.

188. The Dramatic situation in Browning's "Pauline'V/Yearbook of English Studies, 1971. № 1. P. 149-59.

189. The Context of English Literature. The Victorians. Edited by L. Lerner. London, 1978.

190. The Great Victorians. London. Edited by H. J. Massingham and Hugh Massingham. London, 1932.

191. The Oxford companion to English Literature. Compiled and edited by Sir Paul Harvey. Fourth edition. Revised by Dorothy Eagle. Oxford, 1975.

192. The triumph of time. A Study of the Victorian concepts of Time, History, Progress and Decadence. Jerome Hamilton Buckley. Cambridge, Massachusetts, 1966.

193. The UVic Writer's Guide: Dramatic Lyric. University of Victoria, 1995.

194. The Victorian Age. Prose, Poetry and Drama. Edited with introductions. Bibliographies and Notes by Bower J. W. and Brooks J. L. 2nd edition. New York, 1964.

195. The Victorian Poets. A guide to research. 2nd edition. Edited by E. W. Faverty. Cambridge, Massachusetts, 1968.

196. Tracy C. R. Bishop Blougram's Apology//TLS, XXXIV, 1935. P. 48.

197. Tucker H. F. Browning's beginnings. The Art of disclosure. Minnesota, 1980.

198. Victorian and Edwardian Poets. Tennyson to Yeats. New York, 1957.

199. Victorian Literature. Modern Essays in Criticism. Edited by A. Wright. New York, 1961.

200. Victorian Literature. Selected essays. Edited by Preyer R. O. New York, Evanston and London, 1966.

201. Victorian Poetry. Clough to Kipling. Selected with an introduction by A. J. Carr. New York, Chicago, San Francisco, 1964.

202. Victorian science and Victorian values: Literary perspectives. Edited by J. Paradis. and T. Postlewait. Vol. 360. New York, 1981.

203. Waddington P. H. Browning and RussiaZ/Baylor Browning interests. Armstrong Browning Library Baylor University. Waco, Texas. № 28. Oct. 1985.

204. Wagner-Lawlor J. The Pragmatics of Silence, and the Figuration of the Reader in Browning's Dramatic Monologues//Victorian Poetry. Vol. 35. № 3. 1997. P. 287-302.

205. Walker Hugh. The literature of the Victorian era. Cambridge, 1910.

206. Wallis H. N. "Pauline" by Robert Browning. London, 1931.

207. Ward M. Robert Browning and his world. The private face (1812-1861). New York, Chicago, San Francisco, 1967.

208. Williams I. M. Robert Browning. Literature in perspective. London, 1967.

209. Wilkie B. Romantic Poets and Epic Tradition. Madison, 1965.- j

210. Wordsworth W. Observations prefixed to the 2 edition of poems. Published under the title "Lyrical Ballads". Poetical works. Oxford, 1909.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.