ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ в ВУЗе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Меньшенина Лада Леонидовна

  • Меньшенина Лада Леонидовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 192
Меньшенина Лада Леонидовна. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ в ВУЗе: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». 2015. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Меньшенина Лада Леонидовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические основы дополнительного музыкального образования студенческой молодёжи

1.1. Дополнительное образование студентов в условиях 16-32 нового законодательства в области образования, молодежной политики и культуры

1.2. Научно-методические основы дополнительного 33-49 музыкального образования студенческой молодежи

Выводы по первой главе

Глава II. Экспериментальная работа по дополнительному музыкальному образованию студенческой молодёжи

2.1. Формы организации дополнительного музыкального 53-69 образования студенческой молодёжи

2.2. Динамика сформированности музыкально-досуговой 70-99 культуры студентов в дополнительном музыкальном образовании на этапе формирующего эксперимента

2.3. Оценка результатов экспериментальной работы по

дополнительному музыкальному образованию студентов

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ в ВУЗе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Дополнительное образование определяется как вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании. Конкретизация и уточнение государственной политики в области дополнительного образования студенческой молодежи содержится в Государственной программе Российской федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». Программа устанавливает миссию образования, которая заключается в реализации каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. Отметим, что государственная политика в развитии человеческого потенциала предполагает использовать в качестве инструментов, наряду с традиционными институтами образования, всю среду образования и социализации человека. Поэтому развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека, в том числе формы дополнительного образования, определяются в качестве приоритета государственной политики в сфере образования.

Студенческая молодежь, являясь субъектом системы профессионального образования, развивает свой человеческий потенциал, овладевая, помимо профессиональных, базовыми социальными и культурными компетенциями, посредством участия в позитивной социальной деятельности. Именно такой образовательный результат профессионального образования отмечается в Программе. Значительное место в спектре структур и институтов социализации отводится системе дополнительного образования.

Постановка задачи широкой социализации студенческой молодежи исходит из проблемного состояния неформального образования в России. В Программе констатируется, что Российская система образования уделяет

недостаточно внимания секторам информального образования: возможности медиасферы, индустрии досуга не используются в полной мере. Актуальными направлениями развития дополнительного образования молодежи остаются такие области, как искусство, социальные науки, иностранный язык и технология. Механизмы обновления дополнительного образования нуждаются в оперативности и гибкости.

Прогнозы развития дополнительного образования студенческой молодежи связаны с тенденцией «радикального изменения среды социализации, содержащей в себе как социальные, культурные, технологические возможности, так и риски для учащейся молодежи и образовательных организаций. Учащаяся молодежь будет интегрирована в единую среду социализации с организациями дополнительного образования, культуры, спорта».1 Руководителям, организующим обучение по дополнительным образовательным программам, необходимо создавать сетевое взаимодействие с учреждениями, в которых существует возможность вовлечь молодежь в реальную социальную практику, например, различного вида деятельность в учреждениях культуры, в том числе концертная, конкурсная, развлекательная деятельность. К 2020 году дополнительное образование учащейся молодежи будет иметь такую систему сервисов, в которых возможно реализовать программы позитивной социализации и обеспечивать самореализацию творческих способностей.

Таким образом, на достижение цели развития человеческого потенциала молодежи рассчитаны результаты решения задач, связанных с дополнительным образованием, в том числе: «развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально разную доступность услуг ... дополнительного образования»; «модернизация образовательных программ в системах ... дополнительного образования, направленная на достижение современного качества учебных

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 -2020 годы».[Электронный ресурс].

результатов и результатов социализации», «создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия».2

Проведённое нами эмпирическое исследование музыкально-досуговых предпочтений студентов на примере Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ показало, что музыка занимает ведущее место в досуге, однако предпочтение студенты отдают музыкально-танцевальным формам (реп, хип-хоп и т.п.). Данный факт делает актуальной проблему исследования дополнительного музыкального образования студентов, обогащающего спектр музыкально-досуговой деятельности, направленной на позитивную социализацию.

Степень разработанности темы исследования. Сущность и особенности дополнительного образования исследовали В.И.Андреев,

A.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, О.С.Газман,

B.В.Давыдов,Н.Б.Крылова, Д.Г.Левитес, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова,В.В.Полукаров,В.А.Сластенин. Принципы, цели, содержание, методы и формы музыкального образования изучали Э.Б.Абдулин, Ю.Б.Алиев,Л.Г.Арчажникова,Б.В.Асафьев,Л.А.Баренбойм,Н.Л.Гродзенская, Л.ГДмитриева„Д.Д.Кабалевский,И.М.Красильникова,В.В.Медушевский, Е.В.Николаева,В.И.Петрушин,Г.М.Цыпин,Н.М.Червоиваненко, Н.В.Шацкая.

Дополнительное музыкальное образование молодежи исследовано в таких аспектах, как: самореализация личности средствами музыкального фольклора (М.А.Васильев), салонность как основа музыкальной жизни (О.В.Андриянова), педагогические основы деятельности литературно-музыкальных салонов (Н.Ю.Омельянюк), учебный литературно-музыкальный салон как форма эстетического воспитания студентов (Е.Н.Палий), музыкальная культура (Д.М.Давлетшина), классическая музыка

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 -2020 годы». [Электронный ресурс].

(А.Н.Серебрякова), духовная музыка (Л.А.Чугунова) как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях и общечеловеческих ценностей школьной молодежи (Н.Р.Исхакова), музыкальное воспитания в системе развития духовного потенциала молодежи (Р.М.Миннегулов), музыкальное образование в условиях ФГОС (Г.П.Сергеева), музыкально-эстетическое воспитание студентов (Г.Р.Хазина, С.Д.Якушева).

Исследованы досуговая культура личности и музыкально-ориентированные средства ее формирования, в том числе: культурно-досуговая деятельность (А.Д.Жарков), возможности региональной социокультурной среды (Л.Ю.Антонова) и клубного объединения в формировании досуговой культуры студентов (Е.В.Шамсутдинова), социологические аспекты музыкальных предпочтений современной молодежи (Л.О.Горюнова), развитие эстетического вкуса студенческой молодежи в музыкально-исполнительских коллективах художественной самодеятельности (В.И.Дряпика), формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства (А.Р.Зайнутдинова), реализация социально-педагогического потенциала досуга в центрах детского и юношеского творчества (А.В.Николаев), музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс (М.В.Сайфуллина).

Любительская деятельность как социально-педагогическое явление исследовано Е.В.Великановой, Е.И.Григорьевой, А.С.Каргиной, Е.И.Смирновой. Музыкальное любительство как вид художественно-творческой деятельности раскрыто в работах В.И.Адищева, В.А.Кириллова, Т.И.Кузуб, В.П.Оснач, В.Н.Сырова, Е.В.Толочковой, И.А. Хвостовой.

Вместе с тем, дополнительное музыкальное образование студенческой молодежи в условиях современного государственного и социального заказа к высшему и дополнительному образованию, не было предметом диссертационного исследования. Необходимо дать характеристику

дополнительного музыкального образования с позиций актуального законодательства в области молодежной политики, образования, дополнительного образования, культуры; выявить научно-методическое обеспечение дополнительного музыкального образования студенческой молодежи и разработать его организационные формы для реализации в вузе.

Таким образом, в теории и практике дополнительного образования студенческой молодежи сложилось противоречие между возможностью музыкального образования в позитивной социализации молодежи, в том числе в музыкально-досуговой деятельности- с одной стороны, и неразработанностью научно-методических основ дополнительного музыкального образования в условиях обновленного законодательства в области молодежной политики, образования и культуры- с другой.

Проблема исследования: каковы теоретические основы, направления, цели, содержание и организационные формы дополнительного музыкального образования студенческой молодежи, обеспечивающие реализацию современной государственной политики в области молодежной политики, образования и культуры?

Цель исследования: обосновать, разработать и экспериментально проверить организационные формы музыкального образования, интегрирующие цели, содержания и методы общеразвивающего и предпрофессионального направлений дополнительного образования в сфере музыкально-досуговой деятельности.

Объект исследования - дополнительное образование студенческой молодежи в вузе.

Предмет исследования - направления, цели, содержание и формы организации дополнительного музыкального образования студентов в вузе.

Гипотеза исследования - дополнительное музыкальное образование студентов в вузе будет эффективным, если:

- в качестве государственного заказа выступают положения обновленного законодательства в области образования, молодежной политики и культуры;

- базируется на идее целевой, содержательной и деятельностной интеграции музыкальной и досуговой деятельности;

- в качестве цели рассматривается музыкально-досуговая культура студента, определяющая социально позитивный способ реализации музыкальных предпочтений во всем многообразии видов досуга;

- дополненное содержание музыкального образования включает фундаментальное ядро основного музыкального образования, расширяемое жанровым и репертуарным многообразием;

- формы организации дополнительного музыкального образования реализуют общеразвивающее и предпрофессиональное направления;

- в качестве личностных образовательных результатов рассматриваются музыкальная образованность, отношение к музыкально-досуговой деятельности и музыкальная-досуговая активность как критерии сформированности музыкально-досуговой культуры студентов.

Задачи исследования.

1. Дать характеристику дополнительному музыкальному образованию студенческой молодежи в условиях нового законодательства в области образования, молодежной политики и культуры.

2. Выявить подходы и принципы дополнительного музыкального образования студенческой молодежи.

3. Обосновать и разработать методическое обеспечение форм организации дополнительного общеразвивающего и предпрофессионального музыкального образования студенческой молодежи в вузе.

4. Провести апробацию форм организации дополнительного музыкального образования студенческой молодежи в вузе и выявить её результативность.

Методологическая основа исследования: культурно-антропологический подход (А.Г.Асмолов, Е.В. Бондаревская, Д.Г.Левитес, М.С.Каган), определяющий закономерности, условия и механизмы становления «человека культурного» и его ключевой - эстетической -характеристики; личностно-деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, М.С.Каган и др.), рассматривающий личность как субъект всех компонентов деятельности, от постановки цели, определения содержания и характера- до оценки продукта; компетентностный подход (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, О.Е.Лебедев, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына, А.В.Хуторской), раскрывающий интеграционный потенциал компетенций, в частности, ключевых компетенций.

Теоретическая база исследования: теория и методика дополнительного образования - (В.И.Андреев, А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, Б.З.Вульфов, Л.С.Выготский, О.С.Газман, В.В.Давыдов, Н.Б.Крылова, Д.Г.Левитес, Л.В.Мардахаев, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, В.В.Полукаров, В.А.Сластенин); теория досуговой и культурно-досуговой деятельности (А.Д.Жарков, И.Ю.Исаева, З.А.Петрова, В.М.Чижиков); теория и методика музыкального образования- (О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, Л.А.Безбородова, Н.Л.Гродзенская, Д.Д,Кабалевский, В.Н. Шацкая); исследования о средствах формирования эстетических, художественных и музыкальных предпочтений, вкусов- (Б.В.Асафьев, Ю.Б.Алиев, Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, В.К. Белобородова, Н.Л.Гродзенская, В.Г.Каратыгин, Д.Д.Кабалевский, В.В.Медушевский, Е.В.Николаева, Б.С.Рачина, Л.И.Уколова, В.Н.Шацкая), в том числе музыкально-литературных салонов- (О.В.Андриянова, Н.Ю.Омельянюк, Е.Н.Палий).

Материалом для характеристики дополнительного музыкального образования студенческой молодежи стали нормативные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, Основы государственной молодежной политики

Российской федерации на период до 2025 года, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы», Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013 -2020 годы» от 15 апреля 2014 г. №317, Приказ Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету: анализ литературы по проблеме исследования, понятийно-терминологический метод, метод контент-анализа нормативно-правовых документов; анкетирование, тестирование, метод шкалирования, педагогический эксперимент; статистические методы анализа количественных данных.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (январь - май 2012 г.) формировалась теоретическая концепция исследования. Результатом данного этапа стало определение цели исследования, постановка его задач, выдвижение гипотезы исследования, характеристика понятийного аппарата.

На втором этапе (июнь -сентябрь 2012 г.) дана характеристика дополнительного музыкального образования студентов в условиях нового законодательства в области образования, молодежной политики и культуры; разрабатывалось содержание дополнительного музыкального образования студентов; обоснованы и разработаны формы организации дополнительного музыкального образования студентов в вузе.

На третьем этапе (октябрь 2012- май 2014 гг.) проведен формирующий эксперимент, проанализированы и обобщены экспериментальные данные и результаты исследования в целом, осуществлена литературная обработка текста диссертации. На этом этапе осуществлялась апробация полученных данных и внедрение основных

положений и выводов в практику дополнительного образования студентов в вузе.

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Западного филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте РФ. Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 125 студентов.

Личное участие автора состоит в обосновании и разработке дополнительных общеразвивающей и предпрофессиональной программ музыкального образования студентов в вузе, непосредственном осуществлении экспериментальной работы в качестве музыкального руководителя Западного филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте РФ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на методологические принципы научно-педагогического исследования, современные научные концепции с применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, гипотезе, целям и задачам, положительными результатами эмпирической и опытной работы, сочетанием количественной обработки полученных данных и их качественного анализа.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем

1) дана характеристика дополнительного музыкального образования студентов в условиях нового законодательства в области образования, молодежной политики и культуры;

2) обосновано и разработано содержание дополнительного музыкального образования студентов в вузе;

3) обоснованы и разработаны формы организации дополнительного музыкального образования студентов в вузе.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в конкретизации понятий «дополнительное музыкальное образование студенческой молодежи» и «музыкально-досуговая культура студента»; в

обосновании содержания и форм организации дополнительного музыкального образования студенческой молодежи в вузе, положенных в основу разработки форм его организации. Данные результаты вносят вклад в теорию и методику дополнительного образования студентов в вузе.

Практическая значимость проделанной работы заключается в разработке для педагогов дополнительного образования (музыкальных руководителей) методических материалов для общеразвивающего и предпрофессионального направлений дополнительного музыкального образования, реализуемого в рамках организации внеучебной, досуговой работы со студентами.

Апробация исследования и данные о внедрении результатов. Основные положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедр Западного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Балтийского федерального университета им. И. Канта; на международных и всероссийских научно-практических конференциях: XIV Международная научно-практическая конференция «Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров» (Москва-Челябинск, 2013 г.);Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития современного общества: свежий взгляд и новые решения» (Калининград, 2015 г.);Международная научно-практическая конференция «Новая наука: Современное состояние и пути развития» (Стерлитамак, 2015);Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в жизни современного общества» (Тамбов, 2015 г.); Международный центр инновационных исследований «Omega science»- Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические вопросы науки XXI века» ( Уфа, 2015).

По материалам исследования опубликовано девять научных работ, в том числе в трёх изданиях рекомендованных ВАК, и два методических пособия. В публикациях автора полностью отражены основные результаты исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1) государственный заказ на дополнительное музыкальное образование студентов в условиях нового законодательства, в области образования, молодежной политики и культуры: цель - формирование человеческого потенциала, обеспечивающего творческую самореализацию и позитивную социализацию; содержание - интегрированное, оперативно и гибко создаваемое культурное знание о традициях и инновациях предметной области; методы - образовательные и воспитательные технологии, вовлечение молодежи в позитивные практики социализации; формы -объединения по интересам, сетевое взаимодействие, индивидуальные образовательные маршруты для поддержки талантливой молодежи; продукт - образованность как показатель сформированности культуры; условия -развитие спектра услуг дополнительного образования, интеграция с индустрией досуга;

2) обоснование содержания дополнительного музыкального образования студентов в вузе: научно-методические основы дополнительного музыкального образования студенческой молодежи составляют методологические подходы: культурно-антропологический подход, определяющий закономерности, условия и механизмы становления «человека культурного» и его ключевой эстетической характеристики; личностно-деятельностный подход, рассматривающий личность как субъект всех компонентов деятельности: от постановки цели, определения содержания и характера- до оценки продукта; компетентностный подход, раскрывающий интеграционный потенциал компетенции, в частности, ключевых компетенций; и принципы социальной целесообразности, интеграции музыкального образования и досуговой деятельности, принцип изоморфности структуры его содержания- структуре содержания основного музыкального образования, восполнения образовательных дефицитов, соответствия современным характеристикам дополнительного образования, индивидуализации образования;

3) содержание дополнительного музыкального образования (ДМО) студентов в вузе: Общеразвивающее направление ДМО: цель - формирование музыкально-досуговой культуры, направленной на позитивную социализацию; содержание - фундаментальное ядро музыкального образования, обеспечивающее восполнение образовательного дефицита основного (школьного) музыкального образования, в логике усвоения музыкального и жанрового многообразия; коррекция узости музыкальных предпочтений посредством интеграции видов музыкальной деятельности с основными видами досуговой деятельности; результат - музыкальная образованность, эмоционально-ценностное отношение к музыкально-досуговой культуре, музыкальная активность в культурно-досуговой деятельности вуза. Предпрофессионалъное направление (ДМО) 3 : цель -развитие любительской музыкальной деятельности до уровня исходного для профессионального обучения уровня; содержание - направления музыки, развитие и углубление профильно-музыкальных знаний; содержание -«фундаментальное ядро» профильно-музыкального направления и соответствующие виды музыкальной деятельности; результат - музыкально-профильная подготовленность для профессионального обучения;

4) формы организации дополнительного музыкального образования студентов в вузе: общеразвивающее направление реализуется в форме «музыкальный салон», имеющего целью формирование музыкально-досуговой культуры студентов, что достигается посредством последовательного решения следующих задач:

преодоление образовательного дефицита основного (школьного) музыкального образования и формирование музыкальной образованности; развитие музыкальных предпочтений; совершенствование форм музыкально-досуговой деятельности; содержание - интенсивное овладение жанровым и

^-

Далее по тексту «дополнительное музыкальное образование» будет заменяться аббревиатурой ДМО

репертуарным многообразием; виды деятельности - музыкальные и культурно-досуговые; результат-музыкальная образованность и музыкальная активность; предпрофессиональное направление реализуется в профильно-музыкальной (вокальной) студии: цель - развитие любительского вокального творчества с перспективой подготовки к поступлению в музыкальные образовательные учреждения для обучения профессиональному вокалу; содержание - индивидуальное углубленное изучение основ профессионального вокала, концертная и конкурсная деятельность; результат - предпрофессиональная исходная подготовленность к профессиональному обучению.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I. Теоретические основы дополнительного музыкального образования студенческой молодежи

В первой главе диссертационного исследования определяются требования государственного заказа (государственной политики) к дополнительному образованию студенческой молодежи, отраженному в актуальных нормативно-правовых актах в области образования, молодежной политики и культуры, регулирующих данный вид образования. Выявленные позиции структурируются относительно элементов структуры целостного педагогического процесса (1.1).

Выявляются методологические подходы и формулируются принципы в качестве обоснования целей, содержания, методов, организационных форм и результатов музыкального образования студенческой молодежи (1.2).

Полученное научное знание будет положено в основу методического обеспечения форм организации дополнительного общеразвивающего и предпрофессионального музыкального образования (2.1.).

1.1. Дополнительное образование студентов в условиях нового законодательства в области образования, молодежной политики и

культуры

Для раскрытия актуального состояния дополнительного образования студентов необходимо получить ответы на следующие вопросы: что понимается под дополнительным образованием? Каковы нормативно -правовые основы дополнительного образования студентов? Каковы цели, содержание, методы и формы организации, образовательные результаты данного вида образования?

Поиск ответов на поставленные вопросы реализуется с позиций цели настоящего диссертационного исследования - обосновать цели, содержание, методы и формы организации, результаты дополнительного музыкального образования студентов.

Дополнительное образование молодежи - составная часть системы общего и профессионального образования и воспитания, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Меньшенина Лада Леонидовна, 2015 год

- 40 с.

111. Педагогика: учебник для студентов пед. учеб. Заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2005. - 608 с.

112. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др., Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

- 368 с.

113. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

114. Перегудова К.Л. Формирование интереса к музыке у школьников подросткого возраста в процессе начального обучение игре на фортепьяно: Автореф. дисс. ... к.п.н.: 13.00.02./К.Л.Перегудова. - М.: 1984. - 19 с.

115. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие /З.А.Петрова. - М.: МГИК, 1990, С 92-108.

116. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд./ В.И. Петрушин. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009. - 400 с.

117. Полозова А.В. Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами: Автореф. дисс. ... к.п.н.: 13.00.02. /А.В.Полозова.-М.: 2011. - 21 с.

118. Полукаров В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся: Автореф. дисс. д.пед.н.: 13.00.01./ В.В.Полукаров. -М.: 1994. - 43 с.

119. Постановление правительства от 03 марта 2012 № 186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы) [Электронный ресурс],-http://programs.gov.ru/Portal/

120. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.

121. Примерные программы внеурочной деятельности /под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111 с.

122. Примерные программы по учебным предметам. Искусство. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

123. Приказ Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=699&id=1904058

124. Профессиональный стандарт Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании) [Электронный ресурс],- http://www.firo.ru/?p=8627

125. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 144 с.

126. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

127. Пустынникова Л.В. Использование возможностей дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании молодежи / Л.В. Пустынникова. Вестник Мордовского университета. - 2011.

- № 3. - С. 142 -144.- [Электронный ресурс],-http://e.lanbook.com/view/journal/95979/

128. Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5 - 7 (8) классов образовательных учреждений разных авторов - издательства «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.

129. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике/В.Г. Ражников

- М., Цапи, 1994, 141с.

130. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия /Е.С. Рапацевич ; под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск.: Современная школа, 2010. - 720 с.

131. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе/ Б.С.Рачина. - Санкт-Петербург, Композитор, 2007. - 544 с.

132. Сайфуллина М.В. Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс. Дис... канд. культуролог. наук./ М.В.Сайфулина

- Томск, 2002.-24с.

133. Самохвалова Е.В. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи средствами музыкального краеведения. Автореф. ...канд. пед. наук 13.00.02 / Е.В. Самохвалова.- Тамбов, 2006.- 24 с.

134. Сергеева Г.П. Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета «музыка»/ Г.П. Сергеева.- М.: 2012.

135. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие/ Г.С.Сергеева. - М.: Педагогическая академия, 2009.- 140с.

136. Сергеева Г.П. Основные направления музыкального образования в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС / Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных образовательных стандартов основного общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура: Методические рекомендации / Г.П. Сергеева.- Кашира: МБОУ «Учебно-методический центр», 2012. -С. 5-23.

137. Серебрякова А.Н. Классическая музыка как фактор духовно-нравственного развития студенческой молодежи : Автореф. дис. ... к.соц.н. : 22.00.06./ А.Н.Серебрякова. - М.: 2012. - 24 с.

138. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 350с.

139. Система детского музыкального воспитания К. Орфа /Под. ред. Л.А.Баренбойма.-Л.: 1970. С.40-50.

140. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

141. Слободчиков В.И. Психология развития человека /В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

142. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования /В.И. Слободчиков. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264 с.

143. Словарь русского языка : В 4 - х. т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой.-3-е изд. - М. : Русский язык, 1985-1988. Т.4. С - Я.

1988. - 800 с.

144. Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: дис. ... д-ра пед. наук./ Е.И.Смирнова. М.:

1989.- 488 с.

145. Сохор А.Н. Социология и музыкальна культура/ А.Н.Сохор. -М.: 1975. - С.84.

146. Спасибенко С.Г. Социология человека: учебное пособие /С.Г. Спасибенко. - М.: Экслибрис-Пресс. 2007.- .420с.

147. Старикова Л.Д. Дополнительное экономическое образование студентов: Автореф. дисс. ... д.п.н.: 13.00.08./ Л.Д. Старикова. - Челябинск, 2009. 40 с.

148. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии/ Л.Н. Столович. М.: Республика, 1994. -470с.

149. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб. пособие для средних профессиональных учебных заведений. /А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТА-ДАНА. 2003. - 382 с.

150. Стратегия государственной молодежной политики в Российской федерации до 2016 года.[Электронный ресурс],-http: //vmo .rgub.ru/policy/act/strategy.php

151. Суковатая В. Образование как практики другого / В. Суковатая. Высшее образование в России. - 2004. - № 3. - С. 133-140.

152. Сыров В.Н. Музыкальное любительство сегодня/ Любительство в художественной культуре: история и современность. Ученые записки ИУБиП, №2. - Ростов-на-Дону, 2005.

153. Торопов П.Б. Комплект методик для исследования социальной установки. ... Крит, Фабригар и Петти (Crites, Fabrigar & Petty, 1994/.[Электронныйресурс],http://fullref.ru/job_e33ee71a5abed6b8d68bc63a495 544cb.html

154. Торопов П.Б. Содействие как социальная ценность и компетентность./Социальное содействие: опыт без границ/ П.Б.Торопов.-Калининград: Изд-во ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» №4, 2013. - 90 с.

155. Толочкова Е.В.Становление и развитие любительского гитарного творчества / Е.В. Толочкова. Социально-экономические явления и процессы.

- Вып. №5 (051). 2013.- С. 276-279.

156. Торшилова Е . Концепции эстетического воспитания личности в современных буржуазных теориях Англии, США и ФРГ /Эстетическое воспитание школьной молодежи /Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмона, Е.Торшилова, Г.Ратгауз. - М.: Педагогика, 1981. - С. 238 - 251.

157. Турук Г.П. Распознавание художественных вкусов/ Г.П. Турук.-М.: Совершенство, 1999.-168 с.

158. Фадеева С.А. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования: Автореф. дисс. д.пед.н.: 13.00.02/ С.А. Фадеева -М.:2007.40с.

159. Фадеева, С.А. Преемственность: социокультурные основания, монография/ С А Фадеева. - Н.Новгород' НГЦ, 2007г. - 104с .

160. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

161. Федеральный закон от 29декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 198-ФЗ.

162. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ю.Г. Фокин .- М.: Издательский центр «Академия», 2002.

- 224 с.

163. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред.А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2010, 159с.

164. Фортунатова В.А. Культурологические аспекты современного образования / Подготовка специалиста в области образования: Проблемы подготовки будущего учителя: Коллективная монография. - Н.Новгород, 2001. - С. 15-25.

165. Фохт-Бабушкин Ю. Эффективность интересов школьников к различным видам искусства и художественной деятельности / Эстетическое воспитание школьной молодежи/Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмона. -М.: Педагогика, 1981. - С. 75-86.

166. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.

167. Фучито С. Искусство пения и вокальная методика Энрико Карузо /С.Фучито, Дж.С.Бейер. М.: 1967. [Электронный ресурс],-http: //www.livelib.ru/book/1001247647

168. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза. дисс.канд. пед. наук. / Г.Р. Хамзина. - Казань, 2002.- 184с.

169. Хвостова И.А.Любительское музицирование: теория, история, практика: Монография/ И.А. Хвостова. - Тамбов, 2004.- 209с.

170. Холопова В. Н. Музыкальное содержание: зов культуры - наука -педагогика/ В.Н.Холопова. - М., Материалы I Российской науч. конф. ... С. 162-166.

171. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А.В. Хуторской. Нар. образование. - 2003. - № 2, 248с.

172. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования/ В.С. Цукерман. - М.: Музыка, 1972. - 204 с.

173. Цыпин Г.М. Музыкальная педагогика и исполнительство /Г.М. Цыпин - М., Прометей, 2011.-404с.

174. Чижиков В.М. Учебное пособие. Культурно-досуговая деятельность./В.М.Чижиков, А.Д. Жарков.[Электронный ресурс],-http://www.studfiles.ru/preview/2687737/

175. Чугунова Л.А. Развитие духовных ценностей студентов пед. вузов посредством духовной музыки. дисс.канд. пед. наук. / Л.А.Чугунова. Саратов, 2003.- 199 с.

176. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска/ В.И.Чупров, Ю.А. Зубок, К.Уильямс. - М.: Наука, 2001.- 230 с.

177. Шамсутдинова Е.В. Формирование досуговой культуры студентов в условиях клубного объединения: Автореф. дис. к.п.н.: 13.00.01. / Е.В.Шамсутдинова. - Ставрополь, 2000. - 21 с.

178. Шастина Т.В. Традиционная певческая культура как средство эстетического воспитания детей: Автореф. дисс. ... к.п.н.: 13.00.02. /Т.В.Шастина.- СПб, 2006. - 24 с.

179. Шацкая Н.В. Эстетическое воспитание детей в семье /Н.В.Шацкая.М.: Знание, 1954

180. Шевченко Ю.С.«Музыкотерапия» /журнал Музыкальная психология и психотерапия М.: 2007 №1.

181. Шпиллер Н.Д., Агин М.С. Вопросы вокального образования / Н.Д.Шпиллер, М.С. Агин. -М.: сборник научных трудов РАМ им. Гнесиных, М.: 1991

182. Шушарджан С.В Методы музыкальной терапии /С.В. Шушарджан. -М.: МАИМ, 2007

183. Щенникова Л.С. Дилетантизм как культурное явление /Л.С. Щенникова. - Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. Вып.№13. 2011. - С. 12-14.

184. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса /Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко, Е.А. Осипова. - Москва, МП «Новая школа», 1994 .-110с.

185. Эстетическое воспитание школьной молодежи /Под ред. Б.Т. Лихачева, Г. Зальмона. - М.: Педагогика, 1981. - 272 с.

186. Юдин С.П. О методологии и педагогике пения/ С.П.Юдин. М.: 2014.- 142с.

187. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. /Э.Г. Юдин. - М.: Наука, 1978. - 392 с.

188. Юсфин А.Г. Время и пространство музыкотерапии /А.Г. Юсфин.

- М.: Музыкальная психология и психотерапия 2009 № 6 С.98-107.

189. Якиманская И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская . Вопросы психологии. - 1995.

- №2. - С. 31- 42.

190. Якушева С.Д. Формирование эстетической культуры студентов колледжа. Монография/ С.Д. Якушева -Оренбург: РИКГОУОГУ, 2004.-170с.

191. Barret M. The place of aesthetics in Marxist criticism // Marxism and Interpretation /ed. by С Nelson & L. Grossberg. - Urbana. 111: University of Illinois Press, 1988. - P. 697-713.; Bergesen A. The semantic equation: A theory of the social origins of art>

192. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgment of Taste. I Transl. by R Nice. - London: Routledge & Kegan Paul, 1984.

193. Musikalische Bildung für alle: Kulturelle Vielfalt braucht mehr Musikalische Bildung Grundsatzpapier des Deutschen Musikrates [Электронныйресурс],

http://www.miz.org/dokumente/2012_DMR_Grundsatzpapier_Musikalische_Bildu ng.pdf Grundsatzpapier des Deutschen Musikrates/ - 2012.-116С

194. "Das Ziel ist die bestmögliche musikalische Bildung für alle" - Harald Huber (ÖMR) im mica-Interview [Электронныйресурс],-http://www.musicaustria.at/magazin/musikleben/musikausbildung/das-ziel-ist-die-bestmoegliche-musikalische-bildung-fuer-alle. -2015

ПРИЛОЖЕНИЯ

«Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015-2020 годы» обозначила основные проблемы музыкального образования на современном этапе.

Первое направление связано с подготовкой профессиональных кадров, основанной на взаимосвязи 3-х этапов обучения - в детской школе искусств (музыкальной школе), музыкальных училищах (колледжах искусств) и музыкальных вузах (консерваториях, вузах искусств и культуры), а также двухступенной модели - средние специальные музыкальные школы и хоровые училища - музыкальный вуз (консерватория, вуз искусств)

Второе направление в системе российского музыкального образования связано с массовым приобщением к музыкальному творчеству.

Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы устанавливает цели и задачи: восстановление трёхуровневой системы музыкального образования; возрождение практики функционирования хоровых коллективов, духовых оркестров и других коллективных и индивидуальных форм музыкального творчества, приобщение к музыкальному искусству наибольшего количества детей и молодежи с целью формирования духовно-нравственного общества, «человеческого капитала» страны - не менее 40 процентов к 2020 году.

Таблица: Развитие системы музыкального ооразоваиия на

современном этапе

Общеметодические положения к предпрофессиональной программе

«Вокальная студия»

На обучение по предпрофессиональной программе музыкального образования «Вокальная студия» принимаются подростки от 17 лет и старше, как с музыкальной подготовкой так и без музыкальной практики, обладающие вокальными и музыкальными способностями. Обучение ведётся по двухлетнему курсу. Программа разработана для средних и высших не музыкальных учебных заведений, в качестве дополнительной предпрофессиональной программы по вокалу.

Программа связана с функцией развития музыкальных способностей и восстановления различных сил подростка: психических, физических и др. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья и выносливости подрастающего поколения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу -оздоровительную. Пение, благотворно влияет на развитие голоса, на формирование здорового и крепкого организма, представляет собой действенное средство снятия напряжения, гармонизирует личность. Для студентов с речевой патологией, пение является одним из факторов улучшения речи. В процессе пения студенты осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Дыхательные упражнения выполняют роль гимнастики, активизирующей мышцы брюшного пресса, улучшают певческий процесс и физическое самочувствие. Самый короткий путь эмоционального раскрытия студента - это путь через музыкальное воздействие. Программа нацелена на духовное и физическое развитие обучающихся. «В здоровом теле - здоровый Дух».

Программа предпрофессионального музыкального образования «Вокальная студия» была написана на основании анализа государственных программ для детских музыкальных школ и школ искусств.

Принципы и методы вокального обучения реализуемые предпрофессиональной программой музыкального образования

«Вокальная студия»

Методика вокального обучения опирается на общепедагогические и специальные, свойственные музыкальной педагогике принципы обучения. К общепедагогическим принципам относятся: принцип научности, сознательности, связи с жизнью (с практикой), принцип воспитательного обучения.

Принцип воспитательного обучения реализуется в связи с приобретением и совершенствованием вокально-технических,

художественных навыков, развитием исполнительских задатков, музыкально-эстетического вкуса, умственных способностей: памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи, силы воли. Воспитывающий характер вокального обучения связан с принципом его научности, который исходит из явлений певческого процесса и их взаимосвязи.

Принцип научности особенно важен в вокальной педагогике. Обучение пению, до недавнего времени велось сугубо эмпирическим путём («пой, как я пою»). Это привело к догматическим требованиям у всех певцов -низкого певческого положения гортани, широкого не полётного звука которое опровергнуто сейчас научными данными. Если вокальные навыки преподавателя по вокалу не будут соответствовать профессиональным знаниям, он не сможет успешно обучать пению. С этой целью он сам должен понимать сущность каждого вокального явления: певческого регистра, атаки звука, дыхания, умения пользоваться резонаторами при пении и др. После этого он сможет объяснить, обучающимся чем вдох при пении отличается от обычного вдоха в речи, как правильно фокусировать звук, чтобы он был более полётным, что такое высокая позиция звука и как её найти и др. Современные научные сведения о процессе голосообразования обеспечивают принцип научности. На принцип научности обучения опирается принцип его посильной трудности. Принцип посильной трудности связан с узаконенным в вокальной педагогике принципом постепенности и последовательности. Постепенность и последовательность предполагает обязательное следование от простого к сложному, от лёгкого к трудному, при подборе вокального материала и формировании певческих навыков (упражнения, вокализы, музыкальные произведения).

Принцип сознательности. Сознательность при вокальном обучении связана с пониманием причин образования звука. Важно знать, каким является правильный звук, уметь его воспроизвести, при этом хорошо понимая, что нужно сделать для образования нужного звучания. Так же

необходимо знать как устранить вокальные недостатки горлового, носового, сиплого призвука.

Принцип индивидуального подхода к учащемуся, очень важен в вокальном обучении. Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свои способности, свой психологический склад, характер. В классе вокала главная задача- это контроль звучания голоса каждого ученика. Каждый новый ученик, для педагога-вокалиста оказывается неповторимой «загадкой» которую ему нужно решать, сочетая методы и приёмы педагогического воздействия.

Принцип наглядности обучения реализуется в представлении о звучании, которое надо воспроизвести, при применении педагогом показа своим голосом нужного звучания. Подражание является самым коротким путём при освоении речевых и вокальных навыков. Показ звучания педагогом несёт в себе эмоциональное и эстетическое воздействие. Применение мышечных приёмов в пении существует наряду с показом звучания. Это иллюстрация движений артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка. Такое воздействие на артикуляционные органы относится к специальным способам вокального обучения -мышечным приёмам, которые особым способом организуют движение органов голосового аппарата.

Музыкально-педагогический принцип: единство художественной и технической сторон. Этот принцип очень важен при обучении сольному пению. У певцов, в отличие от других музыкантов-инструменталистов, его инструмент находится в нём самом. При обучении пению органы голосового аппарата приспосабливаются к выполнению певческих задач, налаживаются функциональные связи, формируется, настраивается «певческий инструмент». Многие органы голосового аппарата управляются через представления о звуке, через слуховые органы, которые воздействуют на двигательные центры связанные с пением. Ассоциативные связи образуются в головном мозге в связи с тем, что пение является средством выражения эмоциональных состояний человека. Звук связан с эмоциями. При объяснении качеств певческого звука широко применяются образные определения. При этом применяются определения связанные со слуховыми, зрительными, резонаторными ощущениями (глухой, звонкий, светлый, тёмный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далёкое, высокое, низкое звучание). Таким образом опора на образные и эмоциональные характеристики при обучении пению вполне уместны.

Выразительность вокального звучания зависит от «технологии» голосообразования, от вокально-технических навыков: владения дыханием, опорой звука, динамикой, работой резонаторов, артикуляционного аппарата. Таким образом становится очевидным единство художественных и технических навыков. Формирование технических навыков должно вестись

в единстве с художественной выразительностью звучания. Вокального звука ничего не выражающего не должно быть.

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный принципы в

вокальном обучении сводятся к формированию и совершенствованию практических профессиональных навыков и к исполнению музыкальных произведений. Репродуктивный способ состоит в воспроизведении учеником певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснением и показом педагога. Объяснительно-иллюстративный метод состоит в сообщении педагогом информации о певческом звуке и голосообразовании. Он включает в себя традиционные методы: объяснение с помощью слова и показ профессионального звучания демонстрирующего способы работы голосового аппарата создающего такое звучание. В результате у обучающегося формируются и развиваются вокальные навыки.

«Концентрический» метод М.И.Глинки. По этому методу обучение следует начинать с середины диапазона голоса ученика, от удобных тонов. Затем такое звучание распространять вверх и вниз по диапазону голоса.

Эвристический метод вводится по мере освоения вокально-технических и художественных навыков. Он состоит в том, что педагог намечает выполнение учащимся отдельных шагов поиска. Например, даёт задание на поиск характера звучания, соответствующего вокальному произведению. На основе выявленного содержания учащийся актуализирует имеющиеся у него знания и навыки, формирует нужное звучание.

Исследовательский метод используется на более поздних этапах обучения. Он сводится к самостоятельному анализу учащимся музыкального произведения, эмоционального содержания, поиску вокальных средств выразительности, созданию своей интерпретации произведения. Этот метод ещё называют творческим.

Основные требования к занятиям двухлетнего курса обучения по предпрофессиональной музыкальной программе «Вокальная студия»

Формы и методы практической педагогической деятельности:

система специальных вокальных упражнений для развития голоса по методике знаменитого итальянского певца Э.Карузо; комплекс упражнений для работы над певческим дыханием по методике итальянского вокального педагога Дж. Барра; работа над дикцией; работа над произведением; индивидуальная работа с учащимися; творческие выступления как результат деятельности.

Цели и задачи программы: развитие музыкальных и творческих способностей на основе приобретённых учащимися знаний и умений в области вокального исполнительства; решение проблем нарушения поведения у студентов, гармонизация их психического и личностного развития; использование музыки, в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, речевых расстройств, коммуникативных затруднениях у студентов; приобщение учащихся к вокальному искусству, развитие их певческих и физических способностей, при помощи дыхательных и вокальных упражнений программы; осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами; создание условий для реализации творческого потенциала подростков и их включения в коллективно-творческую деятельность; выявление талантливых подростков, содействие в раскрытии их творческих возможностей; формирование позитивного опыта проведения досуга; формирование основ музыкальной культуры, через развитие способности к восприятию и пониманию музыки; воспитание

художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов; развитие образного и ассоциативного мышления, музыкально-эстетического вкуса, воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; совершенствование общих учебных способностей необходимых для занятий: слух, речь, память, внимание, эмоциональная отзывчивость, аналитические умения; обогащение знаний о музыкальном искусстве; знакомство учащихся с музыкальными жанрами и формами, особенностями творческого почерка композиторов, их интонационно-образного языка; гражданское и патриотическое воспитание подростков; формирование здорового и культурного образа жизни.

Предпрофессиональная программа «Вокальная студия» формирует положительный эмоциональный настрой, предоставляет свободу выбора репертуара и музыкального жанра, создает условия для творческого проявления учащегося, моделирует личностную ситуацию успеха студента через программы концертных выступлений и поддерживает здоровый образ жизни.

Необходимые условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение:

1. Специальный музыкальный кабинет.

2. Зал (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5 .Электроаппаратура.

6. Записи фонограмм в режиме плюс и минус.

7. Нотный материал, записи выступлений, концертов.

В результате первого года обучения учащийся должен уметь:

— правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;

— петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе;

— использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать звук;

— петь произведения с аккомпанементом и а капелла (пение без инструментального сопровождения);

— работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

— выравнивать звучание гласных;

— работать над чистотой интонации и выразительностью звука;

— расширять певческий диапазон;

— добиваться смыслового единства текста и музыки.

В течение первого года необходимо проработать три-четыре простых произведения (к несложным следует отнести простые, как по степени технического исполнения, так и по своей художественной сущности вокальные произведения) в удобном для студента регистре; петь вокализы; изучить два-три несложных произведения с аккомпанементом; а также одно произведение с оркестровой фонограммой минус.

В конце года учащийся проходит контрольное прослушивание, участвует в концертах.

Во второй год обучения продолжается работа над формированием вокально-технических и исполнительских навыков. Основная работа заключается в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом, а также развитии навыков публичных выступлений. Составляя выпускную программу в начале года, целесообразно предусмотреть варианты замены произведений.

Необходимо уделить внимание:

— работе над подвижностью голоса в упражнениях и выработкой динамических оттенков в удобной тесситуре;

— расширению диапазона звучания без форсировки и напряжения;

— закреплению ощущения высокой певческой позиции, близости и опоры звука;

— знакомству с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, воспитанию интереса к ансамблевому пению;

— развитию и укреплению певческого дыхания и чистоте вокальной интонации;

— выявлению индивидуального тембра голоса;

— выравниванию звучания голоса по всему диапазону;

— проявлению элементов артистичности, при исполнении программы;

— работе над произведениями с оркестровой фонограммой минус.

В течение второго года необходимо проработать с учащимся:

— одну народную песню с аккомпанементом или без сопровождения, а капелла;

— одну старинную арию;

— две неаполитанские песни;

— один дуэт;

— одно или два произведения разных жанров с оркестровой фонограммой минус.

На экзамене-концерте учащийся исполняет три произведения по выбору преподавателя из репертуара за учебный год и одно произведение с оркестровой фонограммой минус.

Учащийся должен:

— владеть выразительным певческим звуком;

— проявлять элементы артистичности при исполнении программы;

— разбираться в качестве своего звука;

— уметь работать с оркестровой фонограммой минус;

— самостоятельно распеваться, а также разбирать и прорабатывать вокальные произведения.

С наиболее способными учащимися в конце года можно подготовить программу выступления, составленную из лучших произведений за годы учебы. Каждое мероприятие должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При отборе концертного репертуара следует соблюдать принципы демократизма: популяризировать национальную музыку, делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связи музыки с реальной жизнью, чувствами человека. Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и вместе с тем быть доступным для понимания.

Занятия по программе проводятся с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся, что приводит к выбору индивидуального репертуара, правильной постановке голосового аппарата и певческого дыхания, снятию эмоциональных комплексов и психологических зажимов, оздоровлению организма за счет индивидуальной звуковой вибрации, развитию диапазона голоса, приобретению опыта работы с микрофоном, эффективной работе над дикцией и исправлению речевых недостатков, выбору имиджа и творческого амплуа.

Участие в конкурсах и фестивалях

Количество лауреатов региональных конкурсов (экспериментальная группа)

Номинация: Вокал-соло Номинации: Вокальный дуэт, Ансамбль Номинации: Рэп, Оригинальный жанр Номинация: Художественное слово

6 3 4 4

Участники экспериментальной группы: 17из них стали лауреатами региональных конкурсов в номинациях: вокал-соло; вокальный дуэт; рэп; оригинальный жанр; художественное слово; 6 участников стали дипломантами конкурсов. Один из участников поступил на вокальный факультет музыкального колледжа.

Музыкальные викторины для измерения музыкальной

образованности

Викторина №1 Тема: «Музыка и слово. Песня и романс»

Задание: После прослушивания десяти музыкальных произведений викторины по порядку ответьте на ниже перечисленные вопросы по каждому из них.

Музыкальные номера для викторины №1

• Русские народные песни: «Ах ты душечка красна девица»; «Вдоль по улице метелица метёт»; «Дубинушка»; «Живёт моя красотка».

• Старинные русские романсы:«Отцвели хризантемы»; «Нет, не тебя так пылко я люблю»; «Утро туманное»; «Тёмно вишнёвая шаль»;«Звёзды на небе»; «Только раз бывают в жизни встречи».

Вопросы:

1. Как называется это произведение?

2. К какому жанру можно отнести это произведение (Песня, романс)?

3. Какие чувства возникают у Вас при прослушивании этого сочинения (Запишите слова, которые передают Ваше отношение к этой музыке)?

4. Назовите полюбившиеся Вам произведения, с которыми Вы познакомились.

5. Критерии оценки викторины:

от 0 до 3 правильных ответов - оценка «2» от 4 до 6 правильных ответов - оценка «3» от 7 до 8 правильных ответов - оценка «4» от 9 до 10 правильных ответов - оценка «5»

Таблица №4.1 к викторине №1 «Музыка и слово. Песня и романс»

Задание: После прослушивания десяти музыкальных произведений викторины по порядку ответьте на ниже перечисленные вопросы по каждому из них.

№ п/п Вопросы Ответы

1. Как называется это 1.

произведение ? 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

2. К какому жанру можно отнести это произведение (Песня, романс)? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

3. Какие чувства возникают у 1.

Вас при прослушивании этого 2.

сочинения (Запишите слова, 3.

которые передают Ваше 4.

отношение к этой музыке)? 5.

6.

7.

8.

9.

10

4. Назовите полюбившиеся Вам

произведения, с которыми Вы

познакомились.

Викторина №2 Тема: «Музыка и движение. Марш и танец»

Задание: После прослушивания десяти музыкальных произведений викторины по порядку ответьте на ниже перечисленные вопросы по каждому из них.

Музыкальные номера для викторины №2

• Марши: Дж. Верди. Марш из второго акта оперы «Аида»; В. Моцарт «Марш Радецкого»; Ф.Мендельсон. «Свадебный марш»; В. Моцарт. «Турецкий марш»; «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки; В.Агапкин. «Прощание славянки».

• Танцы: «Русская плясовая»; «Цыганочка»; «Гопак»; «Лезгинка».

Вопросы:

1. Как называется это произведение?

2. Кто композитор этого произведения?

3. К какому жанру можно отнести это произведение (Марш, танец)?

4. Какой оркестр обычно исполняет марши?

5. Какие чувства возникают у Вас при прослушивании этого сочинения (Запишите слова, которые передают Ваше отношение к этой музыке)?

6. Назовите полюбившиеся Вам произведения, с которыми Вы познакомились.

Критерии оценки викторины:

от 0 до 3 правильных ответов - оценка «2» от 4 до 6 правильных ответов - оценка «3» от 7 до 8 правильных ответов - оценка «4» от 9 до 10 правильных ответов - оценка «5»

Таблица № 4.2 к викторине №2 «Музыка и движение. Марш и танец»

Задание: После прослушивания десяти музыкальных произведений викторины по порядку ответьте на ниже перечисленные вопросы по каждому из них.

№ п/п Вопросы Ответы

1. Как называется это 1.

произведение? 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

2. Кто композитор этого произведения? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

3. К какому жанру можно 1.

отнести это произведение 2.

(Марш, танец)? 3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

4. Какой оркестр обычно

исполняет марши?

5. Какие чувства возникают у 1.

Вас при прослушивании этого 2.

сочинения (Запишите слова, 3.

которые передают Ваше 4.

отношение к этой музыке)? 5.

6.

7.

8.

9.

10.

6. Назовите полюбившиеся Вам

произведения, с которыми Вы

познакомились.

Викторина №3

Тема: «Опера как жанр. Народные танцы и песни в русской оперной

музыке»

Задание: После прослушивания десяти музыкальных произведений викторины по порядку ответьте на ниже перечисленные вопросы по каждому из них.

Музыкальные номера для викторины №3

• Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки: «Песни Баяна»; «Каватина Людмилы»; «Ария Руслана»; «Персидский хор», «Восточные танцы».

• Опера «Князь Игорь» А.П. Бородина: «Ария Князя Игоря»; «Ария Кончака»; «Каватина Кончаковны»; Хор Поселян «Ох не буйный ветер»; «Половецкие песни и пляски».

Вопросы:

1. Как называется это произведение?

2. Кто композитор этого произведения?

3. Как называется полный словесный текст оперы?

4. К какому жанру можно отнести это произведение (Песня, романс, марш, танец, ария, каватина, др.)?

5. Как называется музыкально-театральный жанр фрагменты из которого сейчас прозвучали?

6. Назовите полюбившиеся Вам произведения, с которыми Вы познакомились.

7. Какие чувства возникают у Вас при прослушивании этого сочинения (Запишите слова, которые передают Ваше отношение к этой музыке)?

Критерии оценки викторины:

от 0 до 3 правильных ответов - оценка «2» от 4 до 6 правильных ответов - оценка «3» от 7 до 8 правильных ответов - оценка «4» от 9 до 10 правильных ответов - оценка «5»

Таблица № 4.3 к викторине № 3 «Опера как жанр.

Народные танцы и песни в русской оперной музыке»

Задание: После прослушивания десяти музыкальных произведений викторины по порядку ответьте на ниже перечисленные вопросы по каждому из них.

№ п/п Вопросы Ответы

1. Как называется это 1.

произведение? 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

2. Кто композитор этого произведения? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

3. Как называется полный 1.

словесный текст оперы? 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

4. К какому жанру можно 1.

отнести это произведение 2.

(Песня, романс, марш, танец, 3.

ария, каватина) ? 4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

5. Как называется музыкально-

театральный жанр фрагменты

из которого сейчас

прозвучали?

6. Назовите полюбившиеся Вам

произведения, с которыми Вы

познакомились.

7. Какие чувства возникают у 1.

Вас при прослушивании этого 2.

сочинения (Запишите слова, 3.

которые передают Ваше 4.

отношение к этой музыке)? 5.

6.

7.

8.

9.

10

Викторина №4

Тема: «Хит - парад классики, или шедевры вокального искусства»

Задание: После прослушивания десяти музыкальных произведений викторины по порядку ответьте на ниже причисленные вопросы по каждому из-них. Музыкальные номера для викторины №4:

• «Хабанера» из оперы «Кармен» Ж.Бизе/ Песенка Герцога «Сердце красавиц склонно к измене» из оперы «Риголетто» Дж. Верди; «Застольная песня» из оперы «Травиата» Дж. Верди; Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы «Пиковая дама» П.Чайковского; Ария Нормы «Casta Diva» из оперы «Норма» В. Беллини.

• Неаполитанские песни: «Santa Lucia» Т. Коттрау; «Funiculi funiculá» Л. Денца; «O sole mio» Э.Капуа; «Torna a Surriento» Э .Куртис; «La Spagnola» В. Кьяра.

Вопросы:

1. Как называется это произведение ?

2. Кто композитор этого произведения ?

3. Что такое увертюра и антракт ?

4. В какой стране появилась опера?

5. К какому жанру можно отнести это произведение (песня, романс, марш, танец, ария, каватина и. др.)?

6. Как называется музыкально-театральный жанр, фрагменты из которого сейчас прозвучали?

7. Как называется голос певца в исполнении которого прозвучал данный музыкальный фрагмент (сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас)?

8. Какие чувства возникают у Вас при прослушивании этого сочинения (Запиши слова, которые передают Ваше отношение к этой музыке)?

9. Назовите полюбившиеся Вам произведения, с которыми Вы познакомились?

Каких оперных певцов и певиц Вы знаете?

Критерии оценки аналогичны критериям оценки предыдущих викторин

Таблица № 4.4 к викторине № 4 «Хит - парад классики, или шедевры вокального искусства»

Задание: После прослушивания десяти музыкальных произведений викторины по порядку ответьте на ниже причисленные вопросы по каждому из них.

№ п/п Вопросы Ответы

1. Как называется это 1.

произведение ? 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

2. Кто композитор этого произведения ? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

3. Что такое увертюра и антракт?

4. В какой стране появилась

опера?

5. К какому жанру можно 1.

отнести это произведение 2.

(песня, романс, марш, танец, 3.

ария, каватина и. др.)? 4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

6. Как называется музыкально-

театральный жанр, фрагменты

из которого сейчас прозвучали

7. Как называется голос певца в 1.

исполнении которого 2.

прозвучал данный 3.

музыкальный фрагмент 4.

(сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас)? 5. 6. 7. 8. 9. 10.

8. Какие чувства возникают у Вас при прослушивании этого сочинения(Запиши слова, которые передают Ваше отношение к этой музыке)? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.